Колумбийские игроки. Сборная колумбии. История сборной Колумбии

Фёдор I Иоа́ннович , известен также по имени Феодор Блаженный , (11 мая 1557, Москва - 7 (17) января 1598, Москва) - царь всея Руси и великий князь Московский с 18 (28) марта 1584 года, третий сын Ивана IV Грозного и царицы Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой, последний представитель московской ветви династии Рюриковичей. Канонизирован Православной Церковью как "святой благоверный Феодор I Иоаннович, царь Московский". Память 7 (20) января, воскресенье перед 26 августа (по ст. стилю) / 4 сентября (по нов. стилю), т.е. первое воскресенье сентября (Собор Московских святых).

  • 1 Биография
  • 2 Смерть
  • 3 Основные события во время царствования Фёдора Иоанновича
  • 4 Письменные источники о Фёдоре Иоанновиче
  • 5 Предки
  • 6 Память
    • 6.1 Православной Церкви
    • 6.2 Скульптура
    • 6.3 Захоронение
  • 7 Примечания
  • 8 Литература

Биография

По рождении сына Иван Грозный повелел построить церковь в Феодоровском монастыре города Переславль-Залесский. Этот храм в честь Феодора Стратилата стал главным собором монастыря и сохранился до настоящего времени.

19 ноября 1581 года от раны, по одной из неподтверждённых версий, нанесённой отцом, погиб наследник престола Иван. С этого времени Фёдор стал наследником царского престола.

По слову самого Ивана Грозного, Фёдор был «постник и молчальник, более для кельи, нежели для власти державной рождённый». От брака с Ириной Фёдоровной Годуновой имел одну дочь (1592), Феодосию, прожившую всего девять месяцев и скончавшуюся в том же году (по другим сведениям - скончалась в 1594 году). конце 1597 года он смертельно заболел и 7 января 1598 года в час утра скончался. На нём пресеклась московская линия династии Рюриковичей (потомство Ивана I Калиты).

Большинство историков считают, что Фёдор был не способен к государственной деятельности, по некоторым данным слабый здоровьем и умом; принимал мало участия в управлении государством, находясь под опекой сперва совета вельмож, затем своего шурина Бориса Фёдоровича Годунова, который с 1587 года фактически был соправителем государства, а после смерти Фёдора стал его преемником. Положение Бориса Годунова при царском дворе было столь значимо, что заморские дипломаты искали аудиенции именно у Бориса Годунова, его воля была законом. Фёдор царствовал, Борис управлял - это знали все и на Руси, и за границей.

Историк и философ С. М. Соловьев в «Истории России с древнейших времен» описывает обычный распорядок дня Государя так:

«Обыкновенно встает он около четырех часов утра. Когда оденется и умоется, приходит к нему отец духовный с Крестом, к которому Царь прикладывается. Затем крестовый дьяк вносит в комнату икону Святого, празднуемого в тот день, перед которой Царь молится около четверти часа. Входит опять священник со святою водой, кропит ею иконы и Царя. Возвратясь из церкви, Царь садится в большой комнате, куда являются на поклон бояре, находящиеся в особенной милости… Около девяти часов Царь едет к обедне, которая продолжается два часа. После обеда и сна едет к вечерне… Каждую неделю Царь отправляется на богомолье в какой-нибудь из ближайших монастырей».

Смерть

Царь Фёдор Иоаннович скончался 7 января 1598 года. По свидетельству Патриарха Иова, в предсмертном томлении царь беседовал с кем-то незримым для других, именуя его великим Святителем, а в час кончины его ощущалось благоухание в палатах Кремлевских. Сам Патриарх совершил таинство елеосвящения и причастил умирающего Царя Святых Христовых Таин. Феодор Иоаннович умер, не оставив потомства, и с его смертью прекратилась династия Рюриковичей на царском престоле в Москве. Погребен он был в Архангельском соборе Московского Кремля.

Основные события во время царствования Фёдора Иоанновича

Реконструкция Герасимова

Московский Земский собор в 1584 году избрал царем среднего сына Ивана Грозного - Федора Иоанновича.

В 1584 году Донские казаки давали присягу верности царю Федору Иоановичу.

В 1585-1591 годы русским зодчим Фёдором Савельевичем Конём возведены стены и башни Белого города. Протяжённость стен - 10 километров. Толщина - до 4,5 метров. Высота - от 6 до 7 метров.

В 1586 году русским пушечным литейщиком Андреем Чоховым была отлита знаменитая Царь-пушка.

1589 год - учреждение патриаршества в России, первым патриархом стал Иов, соратник Бориса Годунова.

1590-1595 годы - русско-шведская война. Возвращение России городов: Яма, Ивангорода, Копорья, Корелы.

Основатель династии Романовых, Михаил Фёдорович приходился двоюродным племянником Фёдору I (так как мать Фёдора, Анастасия Романовна, была родной сестрой деда Михаила, Никиты Романовича Захарьина); на этом родстве основывались права Романовых на престол.

Письменные источники о Фёдоре Иоанновиче

По отзыву английского дипломата Джильса Флетчера:

«Теперешний царь (по имени Феодор Иванович) относительно своей наружности: росту малого, приземист и толстоват, телосложения слабого и склонен к водяной; нос у него ястребиный, поступь нетвердая от некоторой расслабленности в членах; он тяжел и недеятелен, но всегда улыбается, так что почти смеется. Что касается до других свойств его, то он прост и слабоумен, но весьма любезен и хорош в обращении, тих, милостив, не имеет склонности к войне, мало способен к делам политическим и до крайности суеверен. Кроме того, что он молится дома, ходит он обыкновенно каждую неделю на богомолье в какой-нибудь из ближних монастырей».

Голландский купец и торговый агент в Москве Исаак Масса:

Очень добр, набожен и весьма кроток... Он был столь благочестив, что часто желал променять своё царство на монастырь, ежели бы только это было возможно.

Дьяк Иван Тимофеев даёт Фёдору такую оценку:

«Своими молитвами царь мой сохранил землю невредимой от вражеских козней. Он был по природе кроток, ко всем очень милостив и непорочен и, подобно Иову, на всех путях своих охранял себя от всякой злой вещи, более всего любя благочестие, церковное благолепие и, после священных иереев, монашеский чин и даже меньших во Христе братьев, ублажаемых в Евангелии самим Господом. Просто сказать - он всего себя предал Христу и все время своего святого и преподобного царствования; не любя крови, как инок, проводил в посте, в молитвах и мольбах с коленопреклонением - днем и ночью, всю жизнь изнуряя себя духовными подвигами… Монашество, соединенное с царством, не разделяясь, взаимно украшали друг друга; он рассуждал, что для будущей (жизни) одно имеет значение не меньше другого, нераспрягаемой колесницей, возводящей к небесам. И то и другое было видимо только одним верным, которые были привязаны к нему любовью. Извне все легко могли видеть в нем царя, внутри же подвигами иночества он оказывался монахом; видом он был венценосцем, а своими стремлениями - монах».

Исключительно важно свидетельство неофициального, иными словами, частного исторического памятника - «Пискарёвского летописца». О царе Фёдоре сказано столько доброго, сколько не досталось никому из русских правителей. Его называют «благочестивым», «милостивым», «благоверным», на страницах летописи приводится длинный список его трудов на благо Церкви. Кончина его воспринимается как настоящая катастрофа, как предвестие худших бед России: «Солнце померче и преста от течения своего, и луна не даст света своего, и звезды с небеси спадоша: за многи грехи християнския преставися последнее светило, собратель и облагодатель всея Руския земли государь царь и великий князь Федор Иванович…» Обращаясь к прежнему царствованию, летописец вещает с необыкновенной нежностью: «А царьствовал благоверный и христолюбивый царь и великий князь Феодор Иванович… тихо и праведно, и милостивно, безметежно. И все люди в покое и в любви, и в тишине, и во благоденстве пребыша в та лета. Ни в которые лета, ни при котором царе в Руской земли, кроме великого князя Ивана Даниловича Калиты, такие тишины и благоденства не бысть, что при нем, благоверном царе и великом князе Феодоре Ивановиче всеа Русии». Современник и близкий ко двору Государя князь И. М. Катырев-Ростовский сказал о Государе так:

«Благоюродив бысть от чрева матери своея и ни о чем попечения имея, токмо о душевном спасении». По его свидетельству, в Царе Феодоре «мнишество бысть с царствием сплетено без раздвоения и одно служило украшением другому».

Известный историк В. О. Ключевский так писал о святом Феодоре:

«…блаженный на престоле, один из тех нищих духом, которым подобает Царство Небесное, а не земное, которых Церковь так любила заносить в свои святцы»

В статье, посвященной прославлению в лике святых Патриархов Иова и Тихона, архимандрит Тихон (Шевкунов) отметил:

«Царь Феодор Иоаннович был удивительный, светлый человек. Это был воистину святой на троне. Он постоянно пребывал в богомыслии и молитве, был добр ко всем, жизнью для него была церковная служба, и Господь не омрачил годы его царствования нестроениями и смутой. Они начались после его смерти. Редко какого царя так любил и жалел русский народ. Его почитали за блаженного и юродивого, называли “освятованным царем”. Недаром вскоре после кончины он был занесен в святцы местночтимых московских святых. Народ видел в нем мудрость, которая исходит от чистого сердца и которой так богаты “нищие духом”. Именно таким изобразил царя Федора в своей трагедии Алексей Константинович Толстой. Но для чужого взгляда этот государь был другим. Иностранные путешественники, соглядатаи и дипломаты (такие как Пирсон, Флетчер или швед Петрей де Эрлезунда), оставившие свои записки о России, в лучшем случае называют его “тихим идиотом”. А поляк Лев Сапега утверждал, что “напрасно говорят, что у этого государя мало рассудка, я убежден, что он вовсе лишен его”».

Предки

Память

В Православной Церкви

Почитание блаженного Царя началось вскоре после его кончины: святой Патриарх Иов (†1607) составил «Повесть о честном житии царя Федора Иоанновича», уже с начала XVII века известны иконные изображения святого Феодора в нимбе. «Книге глаголемой описание о Российских святых» (1-я половина XVII века) Царь Феодор поставлен в лике Московских чудотворцев. некоторых рукописных святцах в числе Московских святых указана и его супруга, царица Ирина, во иночестве Александра (†1603). Память святого Феодора совершается в день его преставления 7 (20) января и в Неделю перед 26 августа (8 сентября) в Соборе Московских святых.

Скульптура

4 ноября 2009 года в Йошкар-Оле был открыт памятник царю Фёдору I Иоанновичу, в период царствования которого был основан город (скульптор - народный художник РФ Андрей Ковальчук).

Захоронение

Похоронен в Архангельском соборе вместе со своим отцом и братом Иваном, в правой части алтаря, за иконостасом собора.

Иван Грозный «еще при жизни приготовил себе место погребения в диаконнике Архангельского собора, превратив его в придельную церковь-капеллу. ней впоследствии нашли упокоение сам царь и два его сына Иван Иванович и Фёдор Иванович. Фрески усыпальницы - то немногое, что сохранилось от первоначальной живописи XVI в. Здесь в нижнем ярусе представлены композиции „Прощание князя с семьей“, „Аллегория Внезапной смерти“, „Отпевание“ и „Погребение“, составляющие единый цикл. Он был призван напоминать самодержцу о нелицемерном суде, о тщете мирской суеты, о непрестанном памятовании смерти, не разбирающей „есть ли нищ, или праведен, или господин, или раб“».

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 Святой благоверный Феодор I Иоаннович, царь Московский, память 7 (20) января.
  2. 1 2 3 4 Дмитрий Володихин. . Журнал "Фома" (Сентябрь, 21 2009 08:11).
  3. Архимандрит Тихон (Шевкунов). Патриархи смутных времён.
  4. Захоронения Ивана Грозного и его сыновей

Литература

  • Зимин А. А. канун грозных потрясений. - М., 1986.
  • Павлов А. П. Государев двор и политическая борьба при Борисе Годунове (1584-1605). - СПб., 1992.
  • Морозова Л. Е. Два царя: Федор и Борис. - М., 2001.
  • Володихин Д. Царь Федор Иванович. - М., 2011.

Фёдор I Иоаннович Информацию О

Федор Иванович Блаженный

Федор (в крещении Феодор) I Иоаннович.

Годы правления: 1584-1598

2-й Царь России (18 марта 1584 - 7 января 1598). Великий князь московский с 18 марта 1584 года.
Из династии Рюриковичей. Из рода Московских великих князей.

Третий сын Ивана IV Грозного и Анастасии Романовны Юрьевой-Захаровой.

Федор Иоаннович - последний Рюрикович на троне по праву наследования.

Федор любил колокола и церковную службу, забирался на колокольню, за что и получил от отца прозвище "звонарь".

Слабый умом и здоровьем Федор не принимал участия в управлении государством. Незадолго до смерти его отец Иван Грозный назначил опекунский совет, который должен было управлять Россией в царствование его неполноценного сына. В него вошли: дядя царя Никита Романович Захарьин-Юрьев, князь Иван Федорович Мстиславский, князь Иван Петрович Шуйский, Богдан Яковлевич Бельский и Борис Федорович Годунов. Вскоре началась борьба за власть, победу в которой одержал царский шурин Б. Ф. Годунов, который устранил соперников и стал реальным правителем России с 1587 года, а после смерти Фёдора Блаженного стал его преемником.

Даже исполнение ритуальных обязанностей для Федора Иоанновича было непосильным. Во время коронации 31 мая 1584 года в Успенском соборе Московского Кремля Федор, не дождавшись окончания церемонии, отдал шапку Мономаха боярину князю Мстиславскому, а тяжелую золотую "державу" - Борису Федоровичу Годунову. Это событие потрясло всех присутствующих. В 1584 г. Донские казаки дали присягу верности царю Федору Иоанновичу.

При правлении Федора Блаженного Москва украшалась новыми постройками. Обновился Китай-город. В 1586-1593 гг. в Москве была сооружена из кирпича и белого камня еще мощная оборонительная линия - Белый город.

Но зато в царствование Федора резко изменилось к худшему положение крестьян. Около 1592 года они были лишены права переходить от одного господина к другому, а в 1597 году вышел царский указ о 5-летнем сыске беглых крепостных. Также был издан указ, по которому запрещалось закабаленным людям выкупаться на свободу.

Царь Федор Иоаннович часто ходил и ездил в разные обители, приглашая греческих высших священнослужителей в Москву, много молился. Летописцы писали, что Федор был “прекроток и незлоблив”, многих миловал, богато “одарял” города, монастыри, села.

В конце 1597 года Федор Иоаннович тяжело заболел. Он постепенно лишился слуха и зрения. Народ любил царя Федора как последнего царя крови Рюрика и Владимира Мономаха. Перед смертью Федор Блаженный написал духовную грамоту, в которой указал, что держава должна перейти в руки Ирины. Главными советниками трона назначены двое - патриарх Иов и шурин царя Борис Годунов.

7 января 1598 г. в час дня Федор умер, незаметно, как бы заснул. Некоторые источники говорят о том, что царь был отравлен Борисом Годуновым, который желал стать царем в России. При исследовании скелета Федора Иоанновича в его костях был найден мышьяк.

С его смертью правящая династия Рюриковичей прекратила свое существование.

В народном сознании он оставил по себе добрую память как милостивый и боголюбивый государь.

Женат с 1580 года на Ирине Федоровне Годуновой (+ 26 сент. 1603 г.), сестре Бориса Годунова. После смерти мужа она отказалась от предложения патриарха Иова занять престол и ушла в монастырь. С Федором Блаженным у них была дочь: Феодосия (1592-1594+)

с 18 марта 1584 года , третий сын Ивана IV Грозного и царицы Анастасии Романовны , последний представитель московской ветви династии Рюриковичей .

Иван IV Васильевич

Анастасия Романовна

По рождению сына Иван Грозный повелел построить церковь в Феодоровском монастыре города Переславль-Залесский . Этот храм в честь Феодора Стратилата стал главным собором монастыря и сохранился до настоящего времени.

Феодоровский (Фёдоровский) монастырь

19 ноября 1581 года от раны, нанесённой отцом, погиб наследник престола Иван . С этого времени Фёдор стал наследником царского престола.

Иван Иванович (Иоанн Иоаннович

Практически все исследователи сходятся на том, что третий сын Ивана Грозного Фёдор был слаб здоровьем, безволен и недалёк умом. Равнодушный к политике интриг и богобоязненный, он получил прозвище Звонарь за любовь к колокольному звону и попыткам самому поиграть колоколами.

Царь Фёдор I Иванович

Об этом царствовании пишут как-то неохотно и скупо, хотя 14-летнее правление Фёдора I Иоанновича (читай Бориса Годунова) описано в летописях как одно из самых благополучных и спокойных периодов в русской истории

Открытка "Б. Глаголин в роли царя Фёдора в спектакле" Царь Фёдор Иоаннович "

Понимая недееспособность сына, незадолго до своей смерти Иван IV Васильевич назначил опекунский совет, который должен был управлять Россией в царствование Фёдора I Иоанновича. В него вошли (с некоторыми вариациями в разных источниках) дядя царя Никита Романович Захарьин-Юрьев, князья Иван Федорович Мстиславский, Иван Петрович Шуйский, бояре Богдан Яковлевич Бельский и Борис Федорович Годунов. Как водится, между ними началась борьба за влияние. По принципу «против кого дружим». Сначала дружили совместно против Богдана Яковлевича Бельского, который сразу же после смерти Ивана Грозного попытался восстановить опричные порядки, но потерпел неудачу и был сослан воеводой в Нижний Новгород. Поэтому борьба разгорелась между более молодыми Иваном Шуйским, и Борисом Годуновым, т.к. Захарьин-Юрьев и Мстиславский были людями уже преклонных лет и вряд ли могли соствить реальную конкуренцию.

Борис Годунов

Царь Фёдор I Иванович

В народе государя любили за кротость, доброту, простоту и щедрость, а бояре совершенно не уважали и не боялись его. Поэтому вскоре произошла попытка государственного переворота в пользу царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного. Бояре во главе с митрополитом Дионисием и Иваном Шуйским пришли в Кремль с петицией, в которой выразили беспокойство за судьбу страны и просьбу развестись с царицей, бездетной Ириной Годуновой. Это вызвало страшное негодование царя, он показал свой нрав и заявил, что не потерпит вмешательства в дела своей семьи

Царь Фёдор Иоаннович и Царица Ирина
Александр БОМШТЕЙН

Тайна царя Феодора Иоанновича
Павел РЫЖЕНКО

Царевич Дмитрий с матерью, Марией Нагой, были отправлены в Углич. Всех Шуйских выслали, причем Ивана Петровича постригли в Кирилло-Белозерском монастыре, митрополита Дионисия лишили сана и отправили в ссылку в Новгородский монастырь. На первые роли вышел царский шурин Борис Годунов, который стал главным человеком при Федоре I Ивановиче. Деятельность правительства Бориса Годунова была направлена на восстановление престижа Русского государства, утверждение авторитета русской церкви.

Борис Годунов Царь Феодор Иоаннович Царь Фёдор Иоаннович
делает правителем России Бориса Годунова 1584 г.
Илья ГЛАЗУНОВ Гравюра XIX в. Илья ГЛАЗУНОВ

Царь Федор Иоаннович надевает на Бориса Годунова золотую цепь
Алексей КИВШЕНКО

Во время царствования Фёдора Иоанновича удалось не без выгоды завершить Ливонскую войну (кстати, сам царь участвовал в походе) и отвоевать всё потерянное; закрепиться в Западной Сибири и на Кавказе. Развернулось крупное строительство городов (Самара, Саратов, Царицын, Уфа, Курск, Белгород, Елец и др.) и крепостных сооружений в Астрахани, Смоленске.

Поход московитян. ХVI век
Сергей ИВАНОВ

Самара в XVII в.
Гравюра из книги немецкого путешественника Адама Олеария

Царицын

Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно

Астрахань
Гравюра из книги Адама Олеария
Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно

В Кремле был сооружён водопровод, территория Белого города была защищена мощной 9-километровой крепостной стеной, построенной известным русским зодчим Фёдором Савельевичем Конём на месте деревянных укреплений на земляном валу, сгоревших в 1571 году при набеге Давлет-Гирея.

Стена и башни Белого города
Вид на центр города с юго-запада, от церкви Св. Ильи Обыденного

Стена и башни Белого города, фрагмент

Панорама стены Белого города с севера по долине реки Неглинки
Реконструкция Михаила Кудрявцева

23 января 1589 г. Москва получила своего православного патриарха, им стал московский митрополит Иов. Т.о. укрепился престиж русской церкви, прекратилась её формальная зависимость от Константинопольской церкви и выросла популярность правительства Бориса Годунова.

Святитель Иов, Патриарх Московский и всея Руси
Титулярник 1672 г. гравюра Виктор ШИЛОВ

15 мая 1591 года случилось событие, подлинный масштаб которого стал понятен по прошествии времени. В Угличе погиб царевич Дмитрий, младший сводный брат царя Фёдора. Казалось, случилось то, что случилось, дети Ивана Грозного не отличались хорошим здоровьем, мальчик был болезненным, страдал эпилептическими припадками, к тому же налицо по описаниям были признаки жестокости и агрессивности. В связи с беспорядками, в Углич была направлена специальная комиссия, в которую входили митрополит Геласий, боярин князь Василий Шуйский, окольничий и дядька царя Фёдора Иоанновича Андрей Клешнин и думный дьяк Елизар Вылузгин. Комиссия заключила, что смерть царевича наступила в результате несчастного случая, связанного с припадком эпилепсии, произошедшим во время игры в в "тычку", в результате чего он случайно закололся ножом.

Дворец, где жил Дмитрий с матерью Марией Нагой

Убийство и оплакивание Дмитрия. Фрагмент иконы

Царевич Дмитрий

Икона Царевич Дмитрий

Царевич Дмитрий Картина М.В.Нестеров , 1899 год.

Дмитрий Иванович

Убийство царевича Дмитрия. Гравюра. Начало 1870-х годов

Сергей Блинков. Царевич Дмитрий

Царевич Димитрии. Илья Глазунов
1967 г.Фанера, масло, инкрустация. 80×120, Собственность автора

Легенда о царевиче Димитрии. Илья Глазунов
1967 г.Фанера, масло, инкрустация. 120×200, Собственность автор

Икона. Святой царевич Димитрий в житии в 21 клейме. XVIII в. 137х101 см. Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург

КРЫШКА РАКИ ЦАРЕВИЧА ДИМИТРИЯ

Угличский кремль, церковь Дмитрия на крови 1692 г.

Эта история, к сожалению, имела продолжение во многом благодаря беспринципности лукавого Василия Шуйского, который в 1605 г. запросто дезавуировал подписанное возглавляемой им комиссией заключение о смерти царевича Дмитрия в результате несчастного случая, заявив, что тот чудесным образом спасся от покушения, а через год, во время собственной борьбы за престол, вдруг вспомнил наверное, что, злокозненный еретик Гришка Отрепьев никакой не царевич Дмитрий, а мальчик был убит по приказу Бориса Годунова. Всегда знал, что сказать, будущий царь Василий Шуйский, но об этом позже..

Федор Иоаннович
Портрет из серии Родословная великих князей и царей российских
Кость, ажурная и рельефная резьба, гравировка, раскраска, XVIII в.

Во внешней политике Борис Годунов проявил себя талантливым дипломатом и осторожным политиком, он предпочитал вести не войны, а переговоры. Улучшились отношения с Польшей, государствами центральной Азии, набеги крымского хана стали реже. 18 мая 1595 г. в Тявзине был заключён мирный договор между Россией и Швецией, согласно которому Россия вернула себе Ивангород, Копорье, Ям, и волость Корелу.

Фёдор Иоаннович

Царь Федор Иоаннович в окружении бояр

Решающие шаги по закрепощению крестьян были сделаны в царствование Фёдора Иоанновича. В 1592 г. правительством была проведена перепись населения, в писцовых книгах было чётко обозначена принадлежность крестьян данному владельцу. А в 1597 г. был издан указ об "урочных летах", согласно которому крестьяне, бежавшие от господ «до нынешнего… году за 5 лет» подлежали сыску, суду и возвращению «назад, где кто жил», т.о. был запрещён переход от одного помещика к другому за неделю до Юрьева дня и в течение недели после него.

Юрьев день
Сергей ИВАНОВ

Вот тебе, бабушка, и Юрьев день
Валерий ЛАНСКИЙ

В своем жизненном обиходе царь Фёдор Иоаннович был прост и доступен для всех приходящих к нему, любил молиться, сам совер-шал ежедневно Богослужения. Царица Ирина Федоровна в русской исторической традиции была государыня добрая, умная, грамотная и благочестивая. Ее именовали «великой государыней» и именно она была соправительницей Фёдора, а не её брат. Царь был искренне привязан к своей царице и не желал нипочем с ней расставаться. Практически все её беременности заканчивались выкидышами. Единственная дочь царя Федора Иоанновича и Ирины, Феодосия, прожила менее двух лет. Фёдор умер 7 января 1598 года.

Юрий Соломин в роли царя Федора Иоановича
Роман ЛЕВИЦКИЙ

Б.Григорьев. И.М.Москвин в роли царя Федора Иоанновича. 1923

МХАТ. Сцена из спектакля «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого. 1898

Кончина Фёдора Иоанновича не стала новостью для народа, он долго болел. Но с его смертью прервалась прямая линия московской династи Рюриковичей, что повлекло за собой череду жутких потрясений для страны, именуемых историками как Смутное время\

Парсуна Царь Федор Иоанновича

По завещанию царя наследницей престола стала царица Ирина. Но 15 января 1598 г. она объявила патриарху Иову о своём решении удалиться в Новодевичьий монастырь под именем Александры, согласившись считаться царицей и подписывать указы до избрания Земским собором нового царя.

Ирина Годунова
Константин ЗУБРИЛИН

ВЕЛИКОМУЧЕНИК ФЕОДОР СТРАТИЛАТ И МУЧЕНИЦА ИРИНА

Феодор Стратилат и великомученица Ирина

1589 Золото, камни драгоценные, жемчуг Чернь, чеканка, литье Длина с оглавием: 11.8 см. Ширина: 6.5 см. Выполнен по указу царя Федора Иоанновича для царицы Ирины Федоровны Годуновой в 1589 г.

На одной из сторон золотого ковчежца, сделанного в 1589 году по указу царя Федора Ивановича для его жены, царицы Ирины Федоровны Годуновой, помещено черневое изображение ее небесной покровительницы — мученицы Ирины со свитком и крестом в руках. Фронтально развернутая на зрителя торжественная фигура святой в ниспадающей тяжелыми складками одежде, несмотря на миниатюрность, поражает своей монументальностью и значительностью, заставляющей вспомнить памятники древнерусского изобразительного искусства. В густой теневой штриховке, имитирующей гравюрную технику и нанесенной по контуру фигуры, можно видеть стремление к объемной моделировке изображения. Золотой ковчежец является реликварием для хранения христианских святынь. Не исключено, что его создание было связано с поставлением в Москве в 1589 году первого русского патриарха Иова константинопольским патриархом Иеремией, который по случаю этого знаменательного события подарил царю и царице ценные реликвии.

Подклет собора Василия Блаженного. Пелена с раки святого, мастерская Ирины Годуновой

Пелена русского православного шитья, изображающая Св. Мученицу Ирину . Москва. 1598 - 1604. Мц. Ирина. Мастерская Ирины Годуновой.

Покров

1592 (?). Москва, мастерская Ирины Федоровны Годуновой Атлас, шелк (?); Шитье золотными, серебряными и шелковыми нитями. 196,5 х 107 Происходит из Соловецкого монастыря Пост. в 1923 из Соловецкого монастыря через ГМФ Рест. в 1933 в ГРМ А. Н Суворовой, повторно в 1963

Церковь Амвросия Медиоланского Новодевичьего монастыря с трапезной и палатами Ирины Годуновой

Ирина Годунова, жена Федора Иоанновича, сестра Бориса Годунова. Судебные реконструкции лица.

Реконструкция облика Федора Иоанновича. М.Герасимов, 1963. При вскрытии гроба оказалось, что Федор тщательно следил за собой: ногти, волосы и борода тщательно подстрижены. Судя по останкам, был кряжист и крепок, ростом значительно ниже отца (ок. 160 см), лицом на него очень походил, тот же динарский антропологический тип.

Пямятник Фёдору I Иоанновичу в Йошкар-Оле, первый в мире памятник этому царю
Андрей КОВАЛЬЧУК

После кончины Ивана Грозного (18 марта 1584 г.) на престол взошёл его сын Фёдор (1584-1598). Новому царю было почти 27 лет. Никто и не думал, что этот до-брый, но безвольный и очень ограниченный человек станет прави-телем России. Много лет наследником престола был его старший брат Иван . Однако в ноябре 1581 г. царь, по слухам, в припад-ке гнева убил Ивана своим тяжёлым посохом. Так Фёдор стал на-следником.

Правление Федора Иоанновича

Понимая неспособность Фёдора к самостоятельному правле-нию, Иван Грозный завещал создать при нём своего рода «опекун-ский совет». Он надеялся, что опытные в государственных делах бояре-опекуны будут направлять Фёдора по правильному пути. Од-нако внутренняя логика российского самодержавия не допускала коллективного правления. Опекуны быстро перессорились между собой. Польский посол в начале правления Фёдора отмечал: «Между вельможами раздоры и схватки беспрестанные, а государь не таков, чтобы (им) препятствовать». Одновременно происходит стремительное возвышение Бори-са Годунова .

При слабом царе боярство вело борьбу за власть. Прекратить раздоры суровыми мерами удалось Борису Годуно-ву . Он стал фактическим правителем государства . Повелевая име-нем царя, Годунов действовал, как сам считал нужным. Брат жены царя, он имел чин великого боярина, был крупным землевладель-цем. Умный, властолюбивый и хитрый царедворец, Годунов стал ближайшим помощником царя.

6 января 1598 г. царь Фёдор скончался в возрасте 40 лет. С его смертью оборвалась правящая династия Рюриковичей, нахо-дившаяся у власти более семи столетий.

Смерть царевича Дмитрия

Царь Фёдор не имел детей. В Угличе в окружении «мамок и нянек» подрастал последний сын Ивана Грозного — Дми-трий, которому после смерти Фёдора дол-жна была перейти власть. Но судьба распорядилась иначе.

Царь Фёдор умер, не оставив наследни-ка. Так прервалась династия Рюрикови-чей, которая правила на Руси более 700 лет. По истечении положенного 40-дневного траура в Москве был созван Земский собор. После долгих дебатов и закулисной борьбы собор избрал нового царя. На трон взошёл Борис Годунов.

Английский посол в России в XVII в. так отзывал-ся о царе Фёдоре Иоанновиче: «Росту малого, приземист и толсто-ват, телосложения слабого; нос у него ястребиный, поступь нетвёрдая; он тяжёл и недеятелен, но всегда улыбается. Он прост и слабоумен, но весьма любезен и хорош в обращении, тих, милостив, не имеет склон-ности к войне, мало способен к делам политическим и до крайности суеверен».

Реферат по учебной дисциплине "История России"

на тему:"Правление Фёдора Иоанновича".

План

1. Введение

4. Главные события, связанные с правлением Фёдора Иоанновича.

5. Заключение.

6. Список литературы.

1.Введение.

Среди множества русских царей, когда-либо правящих нашей страной, личность Фёдора Иоанновича - последнего из династии Рюриковичей - представляется особенно противоречивой и во многом недооценённой. Отличавшийся исключительной добротой, мягкостью нрава, набожностью, он на первый взгляд кажется наименее подходящим кандидатом на царский трон. До сих пор историки не утвердились в общем мнении, касающегося этого сына Ивана Грозного. Одни считают, что это была практически слабоумная личность, неспособная управлять государством, другие (эти мнения появились недавно) полагают, что Фёдор Иоаннович был человеком особого склада, который, несмотря на отсутствие лидерских качеств, сумел много сделать для своей страны.

Фёдор Иоаннович был средним сыном Ивана Грозного, родился 11 мая 1557 года в Москве. Уже с детства он отличался высокой духовностью, пламенной верой, пристрастием к церковной жизни. Очевидно, что он был полной противоположностью своему отцу.

Фигура Фёдора Иоанновича - особенная в русской истории, отличающаяся двойственностью, загадочностью. Попытку разгадать эту тайну делали не только историки, но и литераторы. Особо интересной в этом отношении является пьеса А.К. Толстого под названием «Царь Фёдор Иоаннович». В ней, вопреки сложившемуся мнению, монарх предстаёт не «блаженненьким дурачком», а светлой благородной личностью, истинно верующим и милосердным человеком.

Важным обстоятельством является и тот факт, что Фёдор Иоаннович канонизирован Русской Православной Церковью, благодаря его благочестию, нравственности и широкой благотворительной деятельности.

Противоположная ситуация наблюдается в светской публицистике. В ней наблюдается явное пренебрежение к последнему представителю династии Рюриковичей, преобладают отрицательные отзывы о нём как о никчемной личности. Пересмотр деятельности Фёдора Иоанновича выявляет несколько иные факты, а открывшиеся обстоятельства стимулируют к более тщательному изучению данного вопроса. Неполная изученность темы на текущий момент делает её особенно актуальной.

2. Начало правления Фёдора Иоанновича. Причины воцарения на трон.

Давно очевиден факт: смерть сильного правителя (такого, например, как Иоанн Грозный) всегда вызывает в его ближнем окружении смятение, неизбежно возникает борьба за власть, схватка за политическое наследство и влияние. Подобная ситуация сложилась и перед коронацией третьего сына Иоанна Грозного - Фёдора Иоанновича. А.Н. Боханов акцентирует внимание на следующем обстоятельстве: «Восшествие на престол Фёдора Иоанновича далеко не всем представлялось желательным, ведь Фёдор не создан для царской роли; ещё его отец говорил, что он - “постник и молчальник”» [Бох; 202].

Существовало много причин, препятствовавших восхождению нового царя на трон. Это и различные родовые группировки, не симпатизировавшие сыну Иоанна Грозного; и его особенные личные качества. Мария Нагая и род Шуйских, распространяя слухи об умственной отсталости Фёдора Иоанновича, преследовали свои цели. Так, Мария Нагая, будучи матерью царевича Дмитрия, полагала, что именно её сын является законным наследником, а Шуйские очень боялись неизбежного выдвижения Бориса Годунова, который приходился братом жены Фёдора Иоанновича Ирины. Кроме того, им не нравилась неспособность Ирины иметь детей. «Бездетность царицы, - пишет А.Н. Боханов, - стала главным стержнем придворной интриги Шуйских против царя Фёдора» [Бох; 282]. Они добивались развода Ирины и Фёдора, но оказались бессильными перед любовью супругов. Поведение и позиция Фёдора Иоанновича в этой ситуации опровергают его репутацию «безвольного», «блаженного» и «слабоумного» человека. Он проявляет здесь невероятную решительность, демонстрирует удивительную силу воли. Впрочем, у Фёдора Иоанновича были не только противники, но и союзники. К ним, относятся боярин Никита Романов (в скором будущем - основатель известной династии) и князь Иван Фёдорович Мстиславский, который, впрочем, поддерживал Фёдора Иоанновича лишь до 1586 - вплоть до заговора о разводе, который не был им отвергнут. После этого предательства Мстиславский впал в немилость и окончил свои дни в монастыре (события эти произошли при прямом участии Бориса Годунова).

Итак, в результате всего произошло неизбежное событие: Фёдор Иоаннович венчался на царство в возрасте двадцати семи лет. Это событие произошло 31 мая 1584 года. Английский дипломат Джером Горсей - современник Фёдора Иоаннович и Годунова - следующим образом описывает эти исторические события, свидетелем которых ему пришлось быть: «Когда прежний царь Иван Васильевич умер, в городе Москве, после того как царствовал 54 года, поднялось некоторое беспокойство и волнение среди знати и простого народа (cominaltie), однако оно было быстро подавлено. Немедленно, в ту же ночь, боярин Борис Фёдорович Годунов, князь Иван Петрович Шуйский и Богдан Яковлевич Бельский, - все они были назначены, чтобы утвердить на троне его сына Фёдора Иоанновича, привели к присяге друг друга, всю знать и чиновников» [Горсей; 141].

По словам Д.М. Володихина, скорое восстание москвичей оказалось не столько тревогой, гневом или растерянностью, сколько режиссированными действиями, которые организовали группировки, относящиеся к политической элите. В русских летописях немало упоминаний о «смятении великом» и вражде между аристократами [Рюр; 343]. Восставших удалось успокоить ссылками неугодных и организацией скорого венчания Фёдора Иоанновича.

Итак, очевидной причиной воцарения на трон Фёдора Иоанновича было стремление подавить волнения в стране. Другая причина - не менее важная - заключается в следующем: царевич Фёдор являлся в 1584 году единственным законным сыном Ивана IV, равноценных ему претендентов на трон не существовало в принципе. Примечательны его характеристики: «взрослый человек, известный всей стране, женатый, царская кровь от царской крови, добрый христианин» [Рюр; 344]. Итак, всему народу был очевиден выбор в отношении нового царя, одобрение по поводу его кандидатуры было неоспоримым и единодушным. Особое впечатление произвёл съезд высшего духовенства на коронацию, создавшее имитацию Земского собора, процесса выбора, хотя на самом деле этого не было.

Период правления царя Фёдора Иоанновича длился тринадцать с половиной лет. В отечественной историографии эта эпоха обычно представлялась как «безликое время», а сам царь - как «блаженный» [Бох; 207]. От него не ждали каких-то громких побед или свершений. А.Н. Боханов пишет: «Даже весьма сведущие историки, но лишённые “ока духовного”, не могли понять и принять новый облик власти; для них слова “блаженный и юродивый” являлись синонимами, обозначавшими лишь форму умственной неполноценности» [Бох; 207]. Вот как характеризует нового царя из династии Рюриковичей известный историк Е.Ф. Шмурло: «Молодой царь Фёдор, наследовавший Ивану Грозному, был человек неспособный к управлению государством: обиженный природой по уму - тихий дурачок, глуповато улыбавшийся, с кроткой душой, никому в жизни не причинивший намеренно зла, но неспособный творить и настоящее добро, он походил на блаженненького» [Шм; 223]. Учёный делает упор на неспособность Фёдора находиться во главе государства, ослабленного тяжёлыми войнами и двадцатилетним произволом Иоанна Грозного. Следует отметить, что подобное мнение не является неоспоримым и объективным. Новый взгляд историков на верующего и милосердного Фёдора Блаженного позволяют выявить иные подробности его правления, о которых будет сказано ниже.

Перипетии, связанные с интригами и волнениями, отодвигают начало царствования Фёдора Иоанновича в тень. Эти события, вышедшие на передний план, происходят не по воле нового царя и потому как будто бы умоляют его роль в управлении страной. В то же время, по меткому замечанию Д.М. Володихина, «грязь дворцовых интриг не пристаёт к биографии Фёдора Иоанновича» [Рюр; 343].

Летописи оставили потомкам рассказ о начале царствования Фёдора Блаженного. И в них едва ли можно найти признаки слабоумия или неадекватного поведения. Приведённые в документах речи царя указывают на него как на человека думающего и интеллектуального, способного «воспроизводить вслух и прилюдно цветистую идеологическую конструкцию» [Рюр; 353].

И всё же принято считать: Фёдор Иоаннович лишь формально стоял у власти, а на деле страной управлял его шурин Борис Годунов. Но с позиции сегодняшнего дня эта схема представляется чересчур простой. Разумеется, Годунов играл огромную роль в политике России данного периода, но полностью исключать роль Фёдора Иоанновича нельзя, хотя бы потому, что для осуществления своих замыслов Годунову приходилось быть в активном взаимодействии с царём, согласовывать с ним свои планы, поддерживать хорошие отношения. По мнению Д.М. Володихина, Фёдор Иоаннович и Борис Годунов явились примером удачного партнёрства, соправительства, как будто их подбирал сам «Небесный режиссёр» [Рюр; 366]. Народ очень любил своего царя, видя в нём сильного молитвенника за всю Русь, который к тому же давал ему отдохновение от деятельности прежнего, грозного, царя. Д.М. Володихин пишет: «В его постоянном молении, в его благочестии, в его богомольном рвении видели своего рода мистический щит, заграждавший большим бедам путь в России» [Рюр; 366]. Это была высокая миссия. А для т.н. «низкой» миссии был необходим Годунов. Для практических деяний последнему требовалось разрешение царя, и тот его дал, в результате чего действия Годунова получили законную силу. Поэтому в корне неверно приписывать все достижения исключительно предприимчивому шурину Фёдора Иоанновича: что-то свершил сам царь, что-то их тандем, а всё прочее - Годунов. За первые два с половиной года было сделано очень многое. Самым главным оказалось установление политического курса страны по всем основным направлениям. Опираясь на выдающиеся качества Бориса Фёдоровича - такие как непреклонная воля, неординарный ум, смелость и решительность - Фёдору Иоанновичу удалось удерживать страну в состоянии относительного мира и спокойствия. Были решены важнейшие проблемы, касающиеся обороны, расширения земель и утверждение патриаршего престола. Кроме того, важнейшей заслугой царя является разгром шведов, не оставлявших в покое русскую землю. Такова была деятельность Фёдора Иоанновича в первую половину царствования, до 1592 года. Во второй половине царствования ведущая роль в государственных делах принадлежит Борису Годунову.

3. Значение Бориса Годунова в управлении государством.

Борис Годунов являлся потомком татарского мурзы Чета, выходца из Орды во времена Ивана Калиты. Годунову удалось выдвинуться ещё при Иоанне Грозном. Он не числился в списках опричнины, и всё же находился к ней очень близко; его репутация осталась не запачканной, но связь с неприглядным прошлым не прошла ему даром: в глазах многих он был «дерзким выскочкой» [Шм; 224]. Очень точно передано отношение элиты того времени к Годунову в гениальной драме А.С. Пушкина: «Вчерашний раб, татарин, зять Малюты, / Зять палача и сам в душе палач…» [Пушкин;].

Годунов ввёл в порядок управление и положил конец бесчиниям, творившимся в предыдущее царствование. В отношениях с иноземными государствами Годунов с честью поддерживал достоинство русского имени. Развивая традиции правления, положенные предыдущими русскими царями, в частности, Иоанном Грозным, Годунов решительно двигался к своим целям - устроению внешней жизни страны и внутренней безопасности. Его трудами начала реализовываться большая программа по обустройству новых территорий и укреплению хозяйственного и административного порядка на старых. Для пресечения лихоимства «государевым людям» было вдвое повышено содержание, а мздоимство стало рассматриваться как «первостатейное преступление» [Бох; 214].

Очевидно, что с 1592 года особенных заслуг в правлении Иоанна Фёдоровича не отмечается. Это происходит потому, что политические, религиозные и культурные обстоятельства не требуют прямого вмешательства царя. Он молится за свою страну, столицу и народ, ездит в паломнические поездки, занимается благотворительностью. И хотя он и присутствует на дипломатических мероприятиях, вести переговоры предоставляет шурину. Когда царица Ирина рождает вдруг долгожданного ребёнка, царь переживает особенный период надежды; когда же девочка в скором времени умирает - его жизнь наполняется скорбью. А государством в это время управляет брат супруги.

В середине, второй половине 1590-х гг., в стране решаются глобальные задачи, касающиеся внешней политики: это заключение со шведами Тявзинского мира, масштабное освоение Сибири и степного юга, укрепление обороны на Окском рубеже. Большая, практическая часть, принадлежит в этой государственной работе Годунову. Примечательно, что после смерти Фёдора Иоанновича удача отворачивается от Годунова. Особенно влияет на ухудшение его положения голод 1601 года и убийство царевича Димитрия в Угличе. Главным врагом Годунова становится самозванец, назвавшийся воскресшим царевичем. Лжедмитрий разворачивает активную военную кампанию против Годунова, закончившуюся его победой и кратким воцарением на трон. Борис Годунов умер в апреле 1605 года, его семья была убита.

Таким образом, значение Бориса Годунова в управлении государством очевидно. Он развил принципы правления, положенные предыдущими русскими царями, укрепил внешнее и внутреннее положение Руси. Кроме того, он составлял идеальную пару в тандеме с Фёдором Иоанновичем, проявляя решительность, практичность и несгибаемую волю - качеств, которых не хватало царю.

4. Главные события, связанные с правлением Фёдора Иоанновича.

Значимость деятельности Фёдора Иоанновича определяется в первую очередь его историческими деяниями - теми, которые способствовали возвышению Российского государства и русского народа. Первое крупнейшее такое деяние - учреждение патриаршества в Москве. Далее следует такое важнейшее событие как освобождение Ивангорода, Яма и Копорья от оккупации шведов. Третье событие - основание под Москвой Донского монастыря после того как был разгромлен Казы-Гирей. Существуют и другие эпохальные события, которые не могли бы состояться без участия Фёдора I. Речь идёт о восстановлении Зачатьевского монастыря, о строительстве большого количества храмов, возобновлении книгопечатания в Москве. Д.М. Володихин утверждает: «Но три великих события, названные первыми, столь масштабны по своему значению и столь нерасторжимо связаны с личностью Фёдора Иоанновича, что их следует считать главными заслугами государя; именно их надо вспоминать в первую очередь, когда речь заходит о его царствовании и его влиянии на ход дел в Российской державе» [Вол; 224].

Но только лишь духовными деяниями не ограничивается деятельность Фёдора Иоанновича. Здесь можно и сказать о достижениях и во внешней политике, которая при царе Фёдоре была весьма успешной, и внутренней. Важно знать: итогом краткой войны Швеции и России было возвращение южного побережья Финского залива, которое было утеряно предыдущим царём, а также заключением со Швецией «вечного мира» (1595). Было также отбита агрессия со стороны Крымского хана. Успешно осваивалась Сибирь, благодаря чему покорялись новые земли, и шёл активный процесс колонизации страны (так появились города Тобольск и Тюмень (1589)), как, впрочем, и значительное число других городов, которые играли роль «опорных пунктов русской колонизации» [Пушк; 159].

Важнейшим событием внутренней политики явилось образование патриаршества в Москве (это произошло в 1589 году). Получив согласие православных патриархов Восточной церкви, московский митрополит Иов стал патриархом Московским и всея Руси. Это обстоятельство подняло Московскую церковь на новый уровень, указывающий на её особенность и независимость.

Отступивший от активной государственной деятельности во второй половине своего правления, Иоанн Фёдорович внезапно ярко проявляет себя во время печально знаменитого пожара 1594 года, случившегося в Москве в Китай-городе. Огневая стихия была очень сильной и погубила немалое количество различных строений, в том числе, храмы и монастыри. Фёдор Иоаннович был весьма опечален случившимся и оказал большую помощь погорельцам, как в моральном, так и в материальном плане: «Фёдор Иванович в ту пору посещал Пафнутьев-Боровский монастырь и приехал в великой кручине, и жалует народ: утешает и льготу даёт» [Вол; 225]. На «льготы» и деньги из царской казны Китай-город был отстроен заново. Нельзя не упомянуть и о сорока тонной Царь-пушки, отлитой в 1586 году. И это мощное орудие тоже подарок русскому народу от богобоязненного царя-молитвенника.

Фёдор Иоаннович дал своему народу возможность духовного возвышения и моральной передышки между опричниной и Смутой. После своего смерти он оставил страну окрепшей, возмужавшей и расширившей свои владения. Умер царь Фёдор 7 января 1598 года, в скором времени был канонизирован, и память его совершается дважды в год: 7 января по старому стилю - 20 января по новому и 26 августа по старому стилю и 8 сентября по-новому.

5. Заключение.

Врождённая святость сделала фигуру Фёдора Иоанновича особенной в ряду русских царей. Двойственность его личности породила споры, которые ведутся до сих пор: был ли последний монарх из династии Рюриковичей безумцем или святым при жизни, блаженным, молитвенником за всю Русь и весь народ. Прежде чем соглашаться с первым мнением, необходимо вспомнить его политические и государственные достижения. Это, прежде всего, относительно мирная обстановка (случившаяся война со шведами позволила России вернуть утраченные земли, в то время как Иоанн Грозный проиграл Ливонскую войну), утверждение патриаршества, усмирение татарского полчища, которое во времена Иоанна Грозного творило бесчинства. Кроткий же Фёдор Иоаннович сумел усмирить их. Во времена его царствования произошёл значительный прорыв в освоении земель Урала и Сибири, возникло большое количество монастырей и храмов и городов. И самое главное - народ любил своего блаженного царя, и краткий период его правления вспоминался как благословенная пора между воинственным и беспощадным царствованием Иоанна Грозного и последующим далее Смутным временем.

6. Список литературы.

1.Боханов А.Н. Борис Годунов / А.Н. Боханов. - М.: Вече, 2012. - 352 с.

2.Володихин Д.М. Царь Фёдор Иванович / Д.М. Володихин. - М.: Молодая гвардия, 2011. - 255 с.

3.Володихин Д.М. Рюриковичи / Д.М. Володихин. - 2-е изд. - М.: Молодая гвардия, 2015. - 484 с.

4.Горсей Дж. Записки о России. XVI - начало XVII в. Под ред. В.Л. Янина; Пер. и сост. А.В. Севастьяновой. / Дж. Горсей. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 288 с.

5.Пушкарёв С.Г. Обзор русской истории /Пушкарёв С.Г. - Ставрополь: Кавказский край, 1993. - 416 с.

6.Пушкин А. С. Борис Годунов//Пушкин А. С. Сочинения. В 3-х т. Т.2. Поэмы; Евгений Онегин; Драматические произведения. - М.: Художественная литература, 1986. - 527 с.

7.Толстой А. К. Царь Фёдор Иоаннович // Толстой А. К. Драматическая трилогия. - М.: Правда, 1987. - 544 с.

8.Шмурло Е.Ф. История России 862 - 1917 гг. / Е.Ф. Шмурло. - М.: Аграф, 1997. - 736 с.



  • Разделы сайта