Как ставить блок на удары. Техника блокирования в волейболе. Растянутый блок в классическом волейболе

Волейбольный блок – противодействие атакующему удару соперника. Игроки защищающейся команды совершают прыжок и выставляют руки над сеткой. Этим преграждается путь полета мяча. Один из сложнейших технических элементов игры, но только не для наших тренеров. Если вы хотите научиться ставить правильный блок в волейболе, приходите к нам.

Волейбольный блок: техника, терминология и секреты

Общие правила выполнения волейбольного блока. Игрок (или игроки) развернут(-ы) лицом к сетке. Слегка согнутые ноги расставлены на ширине плеч, стопы расположены параллельно. Руки согнуты в локтях. Способ перемещения к сетке зависит от удаленности игрока. Расстояние до 2 метров покрывается скачком, 2-3 метра преодолеваются приставными шагами, более 3 метров – обычный бег. Последний шаг выполняется в напрыгивающем стиле.

Растянутый блок в классическом волейболе.

В нем принимают участие 3 игрока. Двое перекрывают зону нападения по линии, нападающий первого темпа накрывает первый темп атаки. Открытое пространство контролируется защитниками.

Одиночный блок в пляжном волейболе.

Существуют три разновидности.

  • Первая – блокирование с обводом. Выполняется перед попыткой доставить мяч нападающему соперника. Цель – перекрытие свободного пространства.
  • Блокирование по ходу. Создание иллюзии свободы для атаки.
  • Третья разновидность – разведенные руки. Применяется в ситуациях, когда нападающий видит положение блокирующего.

Техника блока передается через жесты. Телевизионные камеры часто выхватывают знаки игроков у сетки, предназначающиеся оборонительной линии и подающему (классический волейбол) или только подающему (пляжный волейбол). Например, открытая ладонь. Суть жеста для пляжного волейбола: игрок у сетки будет блокировать атаку соперника, подающий обеспечивает защиту. Опущенный вниз палец – блокировка в одну линию.

Наши тренеры обучат вас азам волейбольной игры. Когда Вы достигнете первых успехов, в занятия будет введено блокирование. Вы научитесь исполнять этот сложный элемент и останавливать атаки соперников. Ждем вас в нашем клубе!

Думаю не ошибусь, если скажу, что в современном волейболе главным фактором, определяющим защитный потенциал команды, является ее умение играть на блоке. Поэтому, очень важно в тренировочном процессе волейболистов уделять блоку самое серьезное внимание, как одному из основных элементов техники игры. Ниже, в порядке возрастания сложности, приводится ряд упражнений на совершенствование блокирования.

1. Упражнение выполняется в парах. Партнеры расположены у сетки, на противоположных площадках. Одновременное выпрыгивание на блок, с касанием кистями над сеткой. Упражнение можно выполнять как на месте, так и с перемещением вправо-влево.

2. Упражнение выполняется в парах. Партнеры расположены на противоположных площадках. Один партнер разбегается и выполняет имитацию нападающего удара через сетку, другой - старается "поймать" блоком кисть нападающего. Нападающий все время меняет направление разбега и удара. Блокирующий, выбирая место прыжка на блок, перекрывает в первую очередь направление разбега нападающего, а затем, перемещая руки вправо-влево, перекрывает и направление удара, "ловя" кисть нападающего.

3. То же, что и упражнение 2, но нападающий выполняет удар через сетку с собственного набрасывания, все время меняя разбег и направление удара. Блокирующий старается заблокировать мяч, следуя методическим рекомендациям из упражнения 2.

4. Упражнение выполняется в тройках. Игроки расположены у сетки, расположение игроков представлено на рисунке. Средний игрок перемещается влево и ставит вместе с игроком 4 двойной блок, затем перемещается вправо и ставит двойной блок с игроком 3, перемещается влево и ставит двойной блок с игроком 4 и т. д. Необходимо добиваться того, чтобы средний игрок перемещался от одного игрока к другому максимально быстро и за меньшее количество шагов (квалифицированные игроки делают это за 2 шага). Кроме того, необходимо добиваться, чтобы прыжок среднего игрока на блок был вертикальным и он не налетал на партнера, и чтобы их прыжки были одновременны.

После серии прыжков (примерно 10) игроки меняются местами. В упражнении могут участвовать одновременно 4 тройки игроков.

5. Расположение игроков представлено на рисунке: игрок 2 располагается в зоне 4 (примерно в метре от боковой линии), игрок 3 - в зоне 3 (чуть правее середины площадки), игрок 4 - в зоне 2 (вплотную к боковой линии); остальные игроки располагаются в колонне, в зоне 4.

По сигналу тренера первый в колонне (игрок 1) перемещается к сетке в зону 4 и вместе с игроком 2 ставит двойной блок. После приземления игрок 2 перемещается вдоль сетки к игроку 3 и вместе с ним ставит двойной блок в зоне 3, а игрок 1 переходит на освободившееся место игрока 2. После приземления с блока в зоне 3 игрок 3 перемещается к игроку 4 и ставит с ним двойной блок в зоне 2, а игрок 2 переходит на место игрока 3. После приземления с блока в зоне 2 игрок 4 уходит в "хвост" колонны, а игрок 3 переходит на его место.

Упражнение выполняется непрерывно. Необходимо стремиться к максимальной скорости перемещения игроков, а также к вертикальности их прыжков. С целью предотвращения "заторов", очередной игрок колонны должен начинать перемещение к сетке в зоне 4 только после того, как в зоне 3 будет поставлен блок и приземлившийся игрок начнет свое перемещение в зону 2.

6. То же, что и упражнение 5, но игроки перемещаются в обратном направлении, а колонна располагается в зоне 2.

7. Занимающиеся расположены у сетки в зонах 2, 3, 4 и в этих же зонах на противоположной стороне площадки. У игрока зоны 3, на одной стороне, находится мяч. По сигналу, игрок зоны 3 подбрасывает мяч, имитируя передачу на нападающий удар в одну из трех зон (2, 3, 4). Игроки на противоположной стороне площадки организуют на подброшенный мяч групповой блок: двойной в зонах 2 и 4, и тройной в зоне 3. Игроки зон 2 и 4 на стороне мяча выполняют роль ассистентов: ловят мяч, в случае броска в их зону, и передают игроку зоны 3.

История развития любой спортивной игры неразрывно связана с постоянным соревнованием между тактикой нападения и тактикой защиты. Возникновение результативного тактического приема в нападении всегда вызывало поиски средства противодействия, рождение тактического приема в защите. И наоборот, как только оборона становилась более надежной, команды искали и находили новые тактические средства ее преодолели. В этих непрерывных поисках действенных приемов нападения и защиты и заключается постоянное совершенствование тактики - сложного искусства побеждать .

Трудно сказать, что в волейболе родилось раньше: групповое блокирование или комбинационный стиль игры. Но сейчас невозможно представить себе волейбол без этих двух, хотя и противоположных на первый взгляд, но на самом деле крепко связанных между собой характерных черт.

Блок, некогда мощное орудие зашиты, сейчас стал утрачивать свои качества. Зрители последнего чемпионата СССР нe раз были свидетелями того, как посте хитрого, точно рассчитанного, а порой просто сильного удара, мяч, коснувшись рук блокирующих, опускался на поле защищающейся команды или уходил за пределы площадки.

Случайны ли такие неудачи? Отнюдь, нет! Они вызываются главным образом тем, что игроки большинства наших команд не умеют ставить одиночного блока, а значит не могут организовать и хорошего группового блока.

ОДИНОЧНЫЙ БЛОК
Каковы же основные недостатки наших блокирующих?
Прежде всего - это недостаточная прыжковая выносливость. Ведь волейболисту за одно состязание приходится прыгать с места до 50 раз (не считая прыжков на удар). Иногда блокирующий совершает два-три прыжка подряд (в случае, когда нападающий противника имитирует удар и откидывает мяч своему партнеру).

Большинство наших игроков не выдерживает такой нагрузки . Иногда игроки настолько устают, что в последних партиях даже не пытаются участвовать в групповом блокировании. Например, мастер спорта («Динамо», Москва) имеет завидные физические данные: высокий рост (191 см) и хорошую прыгучесть. Однако ему явно не хватает прыжковой выносливости. На чемпионате Европы в ответственной и напряженной встрече с командой Чехословакии его были вынуждены заменить в пятой партии только из-за того, что он уже не мог прыгать на блок.

Большинство наших игроков, особенно молодых, выполняя блок, инстинктивно закрывают глаза в момент удара по мячу и уже не видят, куда летит мяч. А если направление полета мяча определено неправильно, волейболисты уже не в состоянии будут исправить свою собственную ошибку.

Надо научиться блокировать с открытыми глазами. Как же выработать в себе это умение?
Начать нужно с блокирования перекидок мяча через сетку в заранее обусловленное место. Затем упражняться, ставя блок при перекидках мяча в неизвестных, неожиданных направлениях. Потом можно переходить к блокированию мяча, посылаемого в определенном направлении слабыми и сильными ударами. И только после этого можно начать тренировочное соревнование между нападающим и блокирующим. Все эти упражнения следует обязательно включать и в разминку перед игрой.

Одна из наиболее часто встречающихся ошибок при блокировании - перенос рук через сетку на сторону противника. Особенно часто это делают блокирующие, чьих рук не коснулся мяч. Ошибка эта вызывается тем, что игроки, следя за полетом мяча, расслабляют кисти в лучезапястных суставах.
Для устранения такой ошибки можно рекомендовать при блокировании на тренировках напрягать пальцы рук и даже несколько отводить назад кисти. В игре надо поступать так в том случае, если соперники передали мяч для удара близко к сетке и высоко над ней. Тогда после удара мяч, отскочив от напряженных кистей блокирующих, с большой скоростью полетит на сторону противника. Однако, если мяч подан для удара далеко от сетки, то блокирующему лучше немного расслабить пальцы, а ладони несколько вогнуть. Тогда мяч, коснувшись рук, на мгновение как бы прилипает к ним, а затем падает у самой сетки перед игроком, выполнившим удар.

Немало снижает результативность блока и нерациональная техника прыжка . Это чаще наблюдается в женских командах. Опасаясь при взмахе рук коснуться сетки, наши молодые игроки (например, Пшеничникова, Саксе, Каленик) прыгают, не делая замаха, заранее приготовив руки на уровне груди или лица. Из-за этого уменьшается высота прыжка. Если же игрок неправильно определил направление удара, то исправить ошибку при таком положении рук он уже не сможет.

Даже при ударе «по ходу» (т. е. по линии разбега игрока) может быть три варианта направления движения мяча (рис. 1).

Чтобы блок оказался действенным в первом варианте, руки надо вынести в сторону на половину диаметра мяча, во втором варианте - на целый диаметр, а в третьем - на полтора-два диаметра. Следовательно, для блокирования при втором и третьем вариантах такой прыжок будет явно недостаточным. Поэтому при блокировании надо прыгать как можно выше, а руки согнуть в локте так, чтобы над сеткой были видны одни кисти. Это позволяет вынести ладони в ту или другую (нужную) сторону или исправить ошибку в случае, если прыжок окажется преждевременным.

Теперь о тактике одиночного блокирования.
Главное здесь - правильно определить место и время прыжка. Чтобы вовремя распознать, где будет произведен удар, нужно внимательно следить за направлением первой и второй передач у соперников.

Готовясь к прыжку, нужно занимать место не против мяча, как это делают наши молодые игроки, а на пути его возможного движения. Занимать место перед мячом целесообразно только в том случае, если нападающий бьет в центре сетки. Тогда, используя возможность максимального выноса рук в сторону, можно закрыть любое направление нападающего удара.

Иногда блокирующие становятся против мяча из тактических соображений - для того, чтобы убедить нападающего, что от него ожидается удар с «переводом» мяча. В то время, когда соперник прыгнет для удара, блокирующий делает шаг в сторону и в прыжке встречает мяч.
Этот пример лишний раз показывает, что блокирующий не должен торопиться прыгать. Надо помнить, что фаза полета в прыжке нападающего по времени в два с лишним раза больше, чем у блокирующего. Осуществляя свой тактический замысел, нападающий может ударить или в начале взлета, или в верхней, «мертвой» точке, или опускаясь. Может он и произвести так называемый удар «с затяжкой».
Если блокирующий прыгнул рано, то в воздухе ему трудно исправить ошибку. Поэтому при постановке блока надо в основном придерживаться правила: «лучше опоздать, чем прыгнуть преждевременно». Именно преждевременный прыжок блокирующего позволяет нападающему послать мяч поверх блока. То, что большинство нападающих ударов выполняется раньше, чем блокирование, дает преимущество (во времени) обороняющимся. Поэтому надо хладнокровно выбирать момент для прыжка.

ГРУППОВОЙ БЛОК
Успех группового блокирования, в котором принимают участие два или три игрока, прежде всего решает согласованность действий блокирующих. Одно время тренеры и волейболисты ошибочно понимали «согласованность действий» как одновременный прыжок блокирующих. На практике, в игре, это приводило к преждевременному прыжку. Стало ясно, что прыжки игроков, ставящих групповой блок, должны быть разновременными.

Когда же должен прыгать каждый блокирующий?
Чтобы правильно ответить на этот вопрос, обратимся к рис. 2, где площадка условно разделена на 3 коридора. Ответственность за блокирование в коридоре III нападающего зоны 4 несет только игрок, находящийся в этом коридоре. В то же время игрок коридора II отвечает за организацию блока в двух коридорах - II и I. Именно этот игрок должен выбрать момент прыжка. Назовем этого блокирующего «центральным», а игрока коридора III - «вспомогательным» блокирующим. Последний обязан закрыть просветы, которые могут возникнуть, если центральный блокирующий ошибется. Так же ставится блок и нападающему зоны 2.

Как же действовать вспомогательному блокирующему? Должен ли он прыгать позже центрального партнера или одновременно с ним? Это надо решать творчески, исходя из создавшихся в игре условий и учитывая особенности нападения каждого из соперников Атакует, например, такой игрок, как Кошелев (МАИ). Он владеет ударом с переводом, который выполняется позже, чем прямой удар. Следовательно, вспомогательный блокирующий в этом случае должен прыгать позже, чем центральный. Если же к удару готовится (ЦСК МО), который выполняет удар по коридору I «срезкой» (быстрый перевод кистью и предплечьем) и не владеет ударом с переводом, то обоим блокирующим следует прыгать одновременно. Играя против мало изученного соперника, приходится вносить коррективы уже во время самого состязания.

Разделение блокирующих на центрального и вспомогательного - условно и нужно только для того, чтобы возложить на одного из них ответственность за выбор момента прыжка. В игре, в связи с частыми откидками и нападением с первой передачи, эти функции, естественно, меняются.

Рассмотрим два таких случая.
В команде соперников игрок зоны 4 откидывает мяч в зону 3. Игрок этой зоны разбегается правым боком к сетке, учитывая, что откидка будет невысокой или даже низкой. В этом случае у обороняющихся первым прыгает игрок коридора III (вспомогательный), так как удар с поворотом в коридоры I и II по времени выполняется позже. Если же вспомогательный блокирующий прыгнет одновременно с центральным, то напада-
ющий сможет произвести удар поверх опускающегося блока.

Так же нужно ставить блок игроку зоны 3, если он разбегается левым плечом к сетке. В этом случае центральный блокирующий охраняет два коридора - II и III. Поэтому вспомогательный блокирующий, стоящий в коридоре I, должен прыгать раньше партнера.

Крайние блокирующие, организуя групповой блок, располагаются против действующих перед ними нападающих, невдалеке от боковых линий. Поэтому после ударов из зоны 2 мяч, как правило, проходит свободно, если центральный блокирующий не участвовал в блоке. Это объясняется тем, что нападающий приближается к мячу быстрее, чем блокирующий, передвигающийся приставным шагом к месту удара. Учитывая это, крайний блокирующий должен располагаться ближе к центру площадки и прыгать так, чтобы суметь вынести руки в сторону в случае, если нападающий ударит с поворотом.

Ну, а если передача будет на край сетки, успеет ли он блокировать мяч? Да, успеет. Увидев, что передача направлена на край сетки, крайний блокирующий делает всего лишь два приставных шага, т. е. передвигается на два метра. Этого вполне достаточно, чтобы успеть блокировать крайние мячи. Примером может служить игра волейболистов Чехословакии и Югославии.

Несколько слов о частой ошибке центрального блокирующего при ударах с краев сетки. Этот игрок, как правило, слишком увлекается. Перемещаясь в коридор I (или III), он прыгает вдоль сетки и нередко пропускает мячи.

Подобная ошибка происходит из-за того, что наши даже ведущие молодые игроки (особенно женских команд) определяют направление удара только по мячу. Удары с передач, различных по высоте и расстоянию от верхнего края сетки, удары с переводом, «с затяжкой» и в обвод блока осложняют задачу блокирующих. Поэтому по мячу нужно определять только место прыжка, а направление удара - по замаху руки и кисти.
Чтобы во всеоружии встретить любые неожиданности, нужно вдумчивее изучать технику и тактику нападающих ударов. Необходимо и внимательно изучать особенности игры соперников, их излюбленные удары и технические возможности. На основе этого можно будет предугадывать тактический рисунок игры, заранее определять, где будут произведены основные и опасные удары, а где лишь отвлекающие. Надо знать и слабые стороны своей игры. Противнику они тоже видны, и, строя свою атаку, он, несомненно, будет учитывать их.
В наших командах еще очень мала требовательность к блокирующим. Тренер распекает игрока за то, что он не принял мяча, послал мяч в сетку или за пределы площадки. Но когда игрок делает в блокировании элементарные ошибки или совсем не участвует в блоке, это почему-то никого не волнует.
Овладеть умением правильно блокировать - первоочередная задача волейболистов. Научившись продуманно ставить плотный блок, игроки смогут отражать любой натиск противника.

Повышение действенности блокирования неизбежно поведет к тому, что и тактика нападения будет совершенствоваться быстрее. Советская школа волейбола от всего этого будет только в выигрыше.



  • Разделы сайта