Игра точная передача правила игры. Дух игры. Игры с передачей и ловлей мяча

Скоро лето. Это значит, что на пляжи и в парки вновь выползут любители побросать друг другу «летающую тарелку». Но есть в России и те, кто бросает друг другу не «тарелку», а диск и делает это мастерски. В гостях у «Точной передачи» участники команды «ЮПитер», серебряного призера чемпионата России в дисциплине алтимат фрисби. Об одном из самых безобидных видов спорта, который в России официальным спортом даже не признан; о Духе игры и летающих подносах с пришельцами мы поговорили с Николаем Николаевым и Константином Басосом

Точная Передача: И в парках или на пляжах летом можно наблюдать людей, которые кидают друг другу летающий диск. Это, конечно, не спорт. Просто развлечение. Мы же сегодня поговорим о настоящем, очень необычном и набирающем популярность виде спорта. Мы поговорим о фрисби. Расскажите, в чем суть алтимат фрисби?

Николай: Прежде всего алтимат качественно отличается от других видов спорта тем, что команды судят себя сами. Судей нет. Такая вот отличительная особенность. Внешне этот спорт напоминает регби. Поляна выглядит примерно также: сто метров в длину, но чуть-чуть уже. На концах есть, так называемые, «end zone», куда команда должна занести диск, и там его поймать.

Константин: Традиционно игра идет семь на семь. Две команды. И весь интерес в том, что с диском в руках бегать нельзя. Нужно отдавать пасы. Этим игра похожа на гандбол или регби, как сказал Коля. Ты получаешь диск и должен за определенное время отдать пас следующему игроку своей команды. Такими пасами нужно дойти до зоны соперника. Если диск оказался в end zone, будет засчитано очко.

Николай: Если команда там диск поймала, не выронила, и все хорошо было с точки зрения правил, то засчитывается гол. Диск засчитан.

ТП: Алтимат фрисби — это зальная игра или для открытых площадок?

Н: Сейчас есть несколько разновидностей покрытий, на которых играют в алтимат. Прежде всего, это трава. Трава была изначально, и, собственно, на траве все это и развивалось. Потом появился зальный алтимат. Он появился в Европе из-за погодных условий. Зимой на улице играть не реально. Мы все любим комфорт и тепло, поэтому играем в зале. Плюс к этому есть алтимат на песке. Сейчас как раз проходит командный чемпионат мира негласный в Паганелло в Римини. Там и наши ребята, наши команды участвуют. Так что есть три основных вида покрытий: трава, песок и зал.

ТП: Давайте об истории этого вида спорта поговорим. Он появился в Америке, так?

К: Именно. В Америке в 40-х годах была очень популярна тема летающих тарелок, НЛО, и один предприниматель Моррисон решил эту тему развивать. Нашел инвесторов, создал прототип - пластиковую летающую тарелку - и начал ее выпускать. Но, вообще, изначально слово фрисби появилось вот как: студенты Йельского университета очень любили брать с собой на вынос пироги компании Frisbie, которые продавались в жестяных круглых подносах. После того, как студенты съедали эти пироги, они кидались этими подносами. И слово «фрисби» настолько распространилось, что уже после того, как Моррисон создал свою компанию и стал выпускать диски, он, немного изменив слово, стал именно под названием «Frisbee» выпускать свои тарелки. И к настоящему времени этот спорт в Штатах разросся очень сильно. Этим летом мне довелось побывать в Сиэтле и посмотреть на все это воочию. Было очень приятно видеть на полях несколько сотен человек, которые одновременно играют в эту игру.

Н: Хотелось бы пару слов добавить, чтобы стало понятно откуда само слово «фрисби» появилось. Пироги производила компания «Frisbie Pie Company», и на дне жестяного подноса было выгравировано слово «Frisbie», название компании. Вот студенты этот пирог съедали, потом поднос переворачивали и бросали друг другу. И параллельно этому развивался бизнес Моррисона, завязанный на популярной теме летающих тарелок. Так все и совпало.

ТП: Как этот спорт попал в Россию? Когда это произошло?

Н: Точно сказать не могу. Ходят разные истории. Но, насколько мне известно, некоторые петербургские студенты, есть мнение, что среди них был и Георгий Федоров, основатель нашего клуба, поехали учиться по обмену в Швецию. Там была команда, которая занималась фрисби. Он в эту команду попал, поиграл немножко и познакомился с Полом Эриксоном, участником Совета Европы по развитию алтимат фрисби. И, собственно, при поддержке этого Пола Эриксона Федоров привез этот спорт в Россию, в Петербург, затем пригласил сюда шведских спортсменов. Они поиграли, а потом организовалась петербургская команда ВКМ.

ТП: На базе какого-то вуза?

Н: Нет, это была просто компания друзей, которые собрались вместе. Потом это все переросло в клуб «ЮПитер».

ТП: А сколько сейчас в Петербурге людей, которые занимаются алтимат фрисби?

К: Довольно трудно предположить. Но на примере нашего клуба можно попробовать прикинуть. «ЮПитер» является самым большим клубом в Восточной Европе. Он объединяет более ста человек. А вообще в Санкт-Петербурге семь клубов, а команд, мужских и женских, еще больше.

ТП: А как структурно все это объединяется? Есть ли какая-то федерация? Кто проводит чемпионаты?

Н: Общероссийской федерации летающих дисков как таковой нет. Есть московская федерация - эта организация создана инициативными ребятами, которые учредили юридическое лицо, чтобы было проще договариваться со спонсорами и организовывать чемпионат. Отсутствие общероссийской федерации — это большая проблема потому, что спорт не может быть официально зарегистрирован, а это осложняет работу со спонсорами и мешает развитию. Московская федерация организует чемпионат России, который проходит в Бронницах на базе молодежной сборной России по футболу. Там много полей, и там все это и проходит.

ТП: Кто сейчас чемпион России?

К: Команда «Долгорукий» из Москвы. Замечательная команда, с которой нам удалось поиграть в финале. Мы, к сожалению, не додавили, не удалось вырвать победу в этой игре. Заняли второе место. Но это не отменяет того, что «Долгорукий» - очень хорошая команда, выступившая очень достойно.

ТП: Значит, мы сейчас общаемся с серебряными призерами чемпионата России?

К: Получается так.

ТП: А сколько команд принимает участие в чемпионате страны?

Н: В открытом дивизионе, по-моему, было 16 команд. Плюс-минус одна. Всего 16 квот на чемпионат России дается по регионам: несколько - на Северо-Запад, несколько - на Центральный регион, на Приволжский и на Восточный, на Казань. Собственно, команд должно быть 16, и плюс по одной команде могут выставить Украина и Белоруссия. Ну и девочек — 12 команд.

ТП: Можете ли оценить, как в регионах этот вид спорта развивается?

К: В наших интересах этот спорт популяризировать. Прошлым летом мне довелось работать с большим количеством иностранных туристов, и часто со мной был диск. Кода люди видели диск, люди из любой страны, из Ирландии, из Австралии, многие сразу же говорили: «О, это летающий диск! Я в колледже занимался алтимат фрисби»! Если же наши люди видят диск, то большинство сразу же говорят: «Знаем-знаем, это - летающая тарелка. Можно на пляже покидать. Или собаке». Но, вообще, мне кажется, что ситуация меняется. Алтимат начинает развиваться очень динамично. Мы пытаемся этот спорт как можно активней продвигать. Коля, например, был одним из тех, кто поехал в Вологду со своей программой. Рассказывай сам.

Н: Есть такая компания «Aerocker», она единственная выпускает в России диски. Диски не стандартные, но очень хорошие. В общем, не в этом дело. Совместно с этой компанией была разработана программа. Они выступили нашими спонсорами, и мы поехали в Вологду, где есть молодая команда, которая сейчас только встает на ноги. А поскольку в Вологде команд больше не было, набираться опыта было не у кого. Тогда мы провели там тренировочный лагерь, который, как мне кажется, пошел на пользу. Алтимат в Вологде теперь развивается, и это хорошо.

Н: Я думаю, что число участников сильно не увеличилось. Сейчас мы растем вширь достаточно медленно, зато активно растем в качественном плане. Люди приходят и уходят. Есть такие, кто на долго не задерживается. Раньше таких «сквозняков» было много. Сейчас их становится меньше. И те, допустим, 300 человек, которые сейчас в Петербурге занимаются фрисби, намерены продолжать это дело и не собираются никуда уходить.

ТП: Кстати, чуть не забыли уточнить. Это опять же возвращаясь к правилам игры. Она ведется по времени или до какого-то определенного количества очков?

К: Традиционно, на улице игра идет до 17 очков, но есть и определенное время. Матч длится сто минут. Самое интересное в алтимате - это то, что он совмещает в себе атлетизм, нужно очень быстро бегать и высоко прыгать, и координацию. Без техники очень трудно, допустим, бросить диск на 40 метров, а на тебе еще и защитник висит, и направление и силу ветра необходимо учитывать.

Н: А еще оса тебя кусает в глаз!

К: Все бывает. У Коли богатый опыт.

Н: Было дело. Дела разные бывают. Улитка ползет по лбу, а тебе надо прицелиться и бросить диск. А трогать ее нельзя. Спорт миролюбивый, и никаких улиток мы не убиваем, так что приходится их относить на бровку и там оставлять.

К: Более того, ладно улитку, соперника трогать нельзя.

ТП: Вот давайте об этом и поговорим. В алтимат фрисби есть такое понятие - «дух игры». Расскажите, что это значит?

Н: Дело было так: студенты Йельского университета, когда у них в руках оказался летающий пластиковый диск, стали думать, что с ним делать, как играть. Начали придумывать первые простейшие правила, но поскольку игра была новой, судить матчи было некому. В итоге между собой они решили судить себя сами. С одной стороны, это было полезно тем, что каждый участник игры должен был знать правила, а, с другой, ни одно нарушение не оставалось незамеченным. Если ты нарушаешь, то человек, против которого ты это сделал, сразу же обратит твое внимание на это и объявить нарушение. Суть «духа игры» заключается в том, чтобы ты уважал соперника, чтобы он уважал тебя, и вы вместе уважали правила. А правила гласят, что этот спорт, он по факту бесконтактный. То есть надо стараться избегать контактов, чтобы не было травм. И если ты видишь нарушение, то ты должен о нем объявить.

ТП: Но ведь занятие спортом — это, часто, дело азартных и увлекающихся людей. Неужели никого и никогда не подмывает ради победы схитрить, закрыть глаза на нарушение?

К: Все бывает. Вы правы. Но не редко случается, когда человек сам себе объявляет фол. И это достойно уважения. С другой стороны, если человек зарвался, если его захлестнул адреналин, и он не замечает или не хочет замечать нарушений, то всегда есть возможность ему на это указать. А если это делается в масштабах целой команды, то для этого есть специальные оценки, которые как раз и выставляются за «дух игры». Иногда получить самые высокие оценки в этом компоненте оказывается намного важнее победы на турнире.

ТП: Куда желающие попробовать свои силы в алтимат фрисби могут обратиться?

Н: Отличный вопрос. Есть у нас сайт командный ju-piter.com. Вся информация там есть. Все, кто хочет прийти заниматься, могут сделать это без проблем. Наши двери открыты. Всегда будем рады новичкам.

"Точная передача" благодарит команду "ЮПитер" и лично Колю Николаева за предоставленные фотографии. Лето будет.

    Играй, играй, мяч не теряй

    Задачи . Учить детей слушать сигнал, дать им почувство­вать качества мяча: вес, упругость и др. Формироватьумения управлять мячом и играть с ним, не мешая товарищу, найти свободное место на площадке.

    Описание игры . Все дети располагаются на площадке, каждый свободно играет с мячом. После сигнала воспитателя все должны как можно быстрее поднять мяч вверх. Опоздавшие получают штрафное очко. Игра повторяется. Выигрывают те дети, которые во время игры не получают штрафных очков.

    Вариант. После сигнала воспитателя все игроки должны правильно держать мяч или принять стойку баскетболиста. За неправильное движение получают штрафное очко.

    Методические указания . Воспитатель называет дви­жения с мячом, которые дети могут выполнять в игре, например вести мяч на месте и бегом, бросать мяч в щит, в корзину, в сте­ну, вверх, вниз и т. д.

    Сделай фигуру

    Описание игры . Все дети свободно располагаются на площадке, каждый второй имеет мяч. Если воспитатель говорит «день», все свободно играют с мячом в паре с товарищем. Если воспитатель говорит «ночь», все дети (с мячами и без них) должны как можно быстрее принять определенную позу и не шевелиться. Зашевелившийсяребенок получает штрафное очко. Выигрываютдети, не получившие штрафных очков.

    Вызови по имени

    Задачи. Учить детей ловить мяч, развивать реакцию, уме­ние согласовывать действия. Воспитывать ответственность перед командой, положительное отношение ко всем играющим.

    Описание игры . Дети делятся на 4-5 групп и образуют круги. В центре каждого круга - ребенок с мячом. После сигнала воспитателя он бросает мяч вверх и вызывает по имени того, кому предназначается мяч. Тот должен успеть поймать мяч, не уронить его. После этого поймавший мяч бросает его вверх и также вызывает кого-либо. Выигрывает группа, меньшее количество раз уронившая мяч на землю.

    Методические указания . Диаметр круга, по которому располагаются дети, следует постепенно увеличивать.

    Игры с передачей и ловлей мяча

    10 Передач

    Задачи. Учить детей передавать - ловить мяч, развивать умения согласовывать действия с товарищами. Воспитывать спра­ведливость и стремление помочь товарищу правильно выполнять движения.

    Описание игры . Дети становятся парами на расстоянии 2 м один от другого, у каждой пары по мячу. Но сигналу они на­чинают передавать мяч друг другу заданным способом, стараясь не уронить его на землю. Побеждает пара, быстрее сделавшая 10 передач без падения мяча на землю.

    Вариант. Уронившие мяч пары выходят из игры. Выигры­вают те дети, которые дольше удерживают мяч.

    Методические указания . Внимание детей обращается на то, что мяч необходимо ловить, не касаясь им груди, бросать его партнеру на уровне груди.

    Мяч водящему

    Задачи . Учить детей передавать мяч двумя руками от гру­ди и ловить его. Развиватьумение согласовывать свои действия с действиями товарищей.

    Описание игры . Дети делятся на 4- 5 групп, каждая образует свой круг диаметром 4-5 м. В центре каждого круга - водящий с мячом. По сигналу водящие поочередно бросают мяч своим игрокам, стараясь не уронить, и получают его обратно. Когда мяч обойдет всех игроков круга (1-3 раза), водящий поднимает его вверх. Побеждает команда, меньшее количество раз уронившая мяч.

    Вариант. Побеждает команда, быстрее закончившая игру и меньшее количество раз уронившая мяч.

    Гонка мячей по кругу

    Задачи . Развивать быстроту в передаче мяча, умение сосре­доточиться при выполнении задания. Воспитывать ответствен­ность перед товарищами по игре.

    Описание игры . Дети становятся в круг на расстоянии вытянутых рук друг от друга. У игроков, стоящих в круге на­против друг друга, мячи разного цвета или размеров. После сигна­ла игроки начинают передавать мячи друг другу (по указанному направлению), стараясь догнать другой мяч.

    Поймай мяч

    Задачи . Учить детей передавать мяч одной рукой от плеча (правой, левой). Воспитывать умение прийти на помощь това­рищу.

    Описание игры . Дети делятся по трое. Двое из них ста­новятся друг против друга на расстоянии 3-4 м и перебрасы­вают мяч друг другу, как кому удобнее. Третий становится между ними и старается поймать мяч или хотя бы коснуться его рукой. Если это удается, он меняется местами с тем, кто бросил мяч.

    Методические указания . Дети, передающие мяч, перед броском его товарищу могут выполнять и другое движение, на­пример вести его на месте или в движении, бросить его вверх, вниз и поймать.

    У кого меньше мячей

    Задачи . Учить детей передавать - ловить мяч, развивать умение ориентироваться на площадке.

    Описание игры . Дети образуют две равные команды. Каж­дая из них берет по нескольку мячей и располагается на своей половине площадки. (Площадка разделена сеткой, подвешенной на уровне 180-150 см.) Дети обеих команд после сигнала воспитателя стараются перебросить свои мячи на площадку противника. Выигрывает команда, на площадке которой после второ­го свистка находится меньше мячей.

    Методические указания. Запрещается толкать друг друга, отнимать мяч.

    Займи свободный кружок

    Задачи. Учить детей передавать, ловить мяч, развивать навык ориентирования на площадке. Воспитывать уважение к то­варищам по игре.

    Описание игры . На земле (на полу) в разных местах чертятся кружки диаметром 50 см на расстоянии 1,5 - 2 м один от другого. Все дети, за исключением водящего, становятся в них, затем перебрасывают мяч товарищам в разных направлениях. Водящий, находясь между кружками, старается поймать мяч на лету или хотя бы коснуться его рукой. Если водящему удается это сделать, воспитатель даст свисток. По свистку игроки, находящиеся в кружках, меняются местами, а водящий старается занять любой из кружков. Кто не успел занять кружка, тот становится водящим. Игра продолжается. Побеждают те дети, которые ни разу не были водящими. (Выполнение роли водящего впервые выделенным игроком в счет не принимается.)

    Методические указания . Дети делятся на несколько групп. Когда они усвоят ход игры, можно включить в нее второй мяч и второго водящего.

    Варианты. 1. Водящими выделяются двое детей.

    2. В игру вводится несколько мячей.

    Обгони мяч

    Задачи . Учить передавать, ловить мяч. Воспитывать ответ­ственность перед командой.

    Описание игры . Играют 2 (можно 4-6) команды. Игро­ки каждой команды становятся в круг, выбирают водящих, ко­торые имеют мячи. После сигнала воспитателя каждым водящий отдает мяч игроку, стоящему справа, а сам бежит влево, обегает круг и становится на свое место. Получивший мяч передает его следующему справа и т. д. Когда первый возвращается на свое место, бежит следующий игрок. Игра заканчива­ется, когда все дети обегут круг и мяч возвратится к водя­щему. Выигрывает команда, быстрее закончившая игру.

    Подвижная цель

    Задачи . Учить детей передавать - ловить мяч, согласовывать свои действия с действиями других игроков, соразмерять бросок с расстоянием до цели.

    Описание игры. Все дети делятся на несколько групп, каждая группа становится кругом с водящим в центре. Дети перебрасывают друг другу мяч, стараясь попасть в водящего. По­павший становится водящим, а ребенок, бывший водящим, встает в круг.

    Методические указания . Мяч можно бросать только в ноги водящего.

    Вариант. Бросать мяч в водящего можно только после пере­дачи (или 2-3 передач мяча) друг другу.

    Успей поймать

    Задачи . Учить передавать - ловить мяч, координировать свои действия с действиями товарищей.

    Описание игры . Дети встают по кругу с водящим в се­редине. Они перебрасывают мяч с одной стороны круга на дру­гую, водящий должен поймать мяч или коснуться его рукой. Если ему это удается, он встает в круг, а в середину идет тот, кто последним бросил мяч.

    Методические указания . Группа делится на 4-6 под­групп. Дети встают в круг на расстоянии вытянутых рук.

    За мячом

    Задачи . Учить передавать ловить мяч двумя руками от груди. Развивать умение ориентироваться на площадке, вос­питывать ответственность за свои действия перед коллекти­вом.

    Описание игры . Дети образуют несколько команд, каждая команда выбирает водящего. Команды делятся пополам и стано­вятся в колонны одна против другой на расстоянии 2-3 м. После сигнала водящий передает мяч стоящему первым в противопо­ложной колонне ребенку, а сам бежит в конец этой колонны, т. е. вслед за мячом. Поймавший также передаст мяч напротив стоящему и отправляется за мячом.

    Игра заканчивается тогда, когда все игроки вернутся на свои места, а мячи возвратятся водящим.

    Вариант. Выигрывает та команда, которая быстрее закан­чивает игру.

    Методические указания . Дети быстрее поймут, куда бежать после передачи мяча, если объяснить, что они должны передвигаться по тому направлению, куда брошен мяч.

    детский сад № 76

    Подборка

    подвижных игр

    Подвижные игры

    «Светофор» с мячом.

    Цель игры: научится одновременно контролировать цвет флажка, движения с мячом, не мешая другим участникам игры.

    У ведущего игры в руках находятся два флажка, красного и зеленого цвета.

    Красный запрещает дальнейшее движение в перед, а зеленый разрешает. В руках у каждого игрока мяч, для обучения этой игре мяч используется как руль автомобиля. В последующих играх задание усложняется различными действиями с мячом, такими как:

    Ø подбрасывание и ловля,

    Ø в движении и на месте

    Ø отбивание и ловля

    Ø прокатывание мяча

    Ø выполняя ведение

    В конце игры необходимо отметить самых внимательных

    · «Ловишки с мячом»

    Цель игры: Уварачиваться от летящего мяча в движении, бросать мяч в движущуюся цель.

    Водящий с мячом догоняет игроков без мечей, находясь в вблизи выполняет бросок мяча, если попадает без отскока об пол, тот кого коснулся мяч становится ловишкой и берет мяч, продолжает ловить других.

    В конце игры отметить тех кто не разу не был ловишкой.

    «Сбей кеглю»

    Цель игры: какая команда собьет больше кеглей, у каждого игрока по две попытки.

    Дети становятся в колонну в том порядке в котором будут катить мяч, каждая команда катит мяч по очереди.

    Выигрывает та команда у которой больше участников сбили кегли, дальность до кеглей учитывается по мере подготовленности детей, чем подготовленные дети, тем дальше кегли.

    · «Играй, играй, мяч не теряй »

    Цель игры: Учить детей слушать сигнал, дать им почувствовать качества мяча, вес, упругость и другие. Формировать умения управлять мячом и играть с ним, не мешая товарищу найти свободное место на площадке.

    Все дети располагаются на площадке, каждый свободно играет с мячом, после сигнала инструктора все дети должны поднять мяч вверх. Опоздавшие, получают штрафное очко. Игра повторяется. Выигрывают те дети, у которых по окончанию игры не оказалось штрафных очков. На следующем этапе сложности можно дать определенное задание, а не просто свободную игру с мячом.

    «Будь внимательным»

    Цель игры: На протяжении определенного отрезка времени, научится выполнять задание, не теряя мяч.

    Все дети свободно располагаются на площадке, у каждого из них по мячу. По свистку или с началом музыкального фрагмента, начинают выполнять определенное задание с мячом: ведение, подбрасывание и ловлю, катание мяча. По окончании музыкального фрагмента, или по второму свистку, мяч в верх поднимают только те кто на протяжении всего времени не потерял, выполняя задание, мяч. Можно выполнять определенное задание тем кто не справился с заданием, например, приседания.

    «Имена»

    Цель игры: Слышать команды, уметь быстро реагировать на них, уметь быстро поймать Мяч, не теряя его.

    Дети идут по кругу, выполняя определенное задание, или просто двигаясь шагом. В центре зала находится водящий на ранних стадиях подготовки это инструктор. Водящий по очереди выкрикивает имена, участников игры, тот кого назвали выбегает в центр зала и должен поймать подброшенный в верх мяч, после отскока или без него. Тот кто не поймал зарабатывает штрафное очко, на более поздних этапах обучения, игрок может сам становится ведущим.

    «10 передач»

    Цель игры: уметь выполнять передачу друг другу не роняя мяч, выполняя подряд несколько передач.

    Дети стоят парами напротив друг друга, каждая пара это команда, по команде дети начинают выполнять передачи друг другу, та пара которая первая выполнила 10 передач, считается победившей, остальные выполняют задание, В дальнейшем игра усложняется тем что передачи нужно выполнять без потери мяча, и определенным способом, обговоренным заранее.

    “Поймай мяч”

    Цель игры: Учить детей, ловить правильно мяч, без потери.

    Дети стоят в кругу, в центре круга водящий с мячом, он выполняет передачу точно в руки любому участнику игры, тот кто не поймал мяч, зарабатывает штрафное очко, выигрывает тот кто не получил не одного штрафного очка.

    “Бабочки и шмели”

    Цель игры: Учить детей действовать в команде, распределять свои силы на всю игру, ориентироваться в пространстве.

    Дети делятся на две команды, одна команда получает название «Бабочки » и занимают свое место на игровом поле. А другая «Шмели», они занимают место за игровым полем в строю. По команде «шмели» начинают по одному выбегают в поле и ляпают по одной «бабочке», и возвращаются обратно, передовая эстафету следующему, игра заканчивается тогда когда все «шмели» заляпают всех «бабочек», после этого команды меняются полями и названиями.

    Примечание: игру можно проводить на время, тогда будет выигрывать та команда, которой на все уйдет меньше времени.

    «Мяч капитану»

    Цель игры: Учить применять в игре различные действия с мячом, развивать умения, согласовывать свои действия с действиями партнера, воспитывать коллективизм .

    Дети делятся на две команды, в каждой команде выбирается капитан, который становится на поле за командой противника. Игроки одной команды бросают мяч своему капитану, игроки другой команды пытаются его перехватить и бросить своему капитану.

    Примечание: мяч можно вести передавать но нельзя с ним ходить, в конце игры можно поменяться полями.

    «Охотники и утки»

    Цель игры: Учить детей выполнят бросок с места в подвижную цель. Быстро ловить любую передачу.

    Дети делятся на две команды, одна команда получает название «Охотники» и образует большой круг, другая команда называется «Утки» и занимает место в центре круга в «Озере». «Охотники» мячом пытаются выбить «Уток» не двигаясь к ним, передвигается с мячом можно только в стороны. После того как уток останется одна или две, команды меняются названием и местами.

    Примечание: Последующие игры можно проводить на время, выигрывать будет та команда которая быстрее выбила всех уток

    «Перестрелка»

    Цель игры: Учить детей выполнять быстро бросок с места, быстро подбирать любой мяч, действовать согласованно для достижения общей цели команды.

    Дети делятся на две команды, зал делится на две части, каждая команда занимает свою половину зала. У каждой команды по два мяча. По команде команды начинают перекидывать мячи на половину своих противников. Игра заканчивается тогда, когда на одном из полей не окажется мячей, все они будут переброшены на сторону противников. Команда, перебросившая все свои мячи считается, выигравшей.

    «Белочки и собачки»

    Цель игры: Научить детей выполнять точную передачу, любым способом.

    Ловить, выполнять перехват брошенного мяча.

    Дети разбиваются в команды по три человека. Двое по краям зала по ширине, третий в центре между ними. Крайние получают название «белочки», центральные «собачки». «белочки» выполняют передачи друг другу а «собачка» пытается перехватить брошенную передачу, если у неё это получается то «собачка» становится на место той «белочки» которая выполняла передачу.

    Примечание: возможны различные варианты передачи мяча, только от груди двумя ру3ками, с отскоком об пол одной рукой с верху, из за головы двумя руками, прокатывая мяч.

    «Вышибалы»

    Цель игры: Уворачиваться от брошенного мяча, как можно дольше оставаться в игре, двое последних становятся следующими вышибалами.

    Вышибалы становятся за площадкой по обеим сторонам у одного из них в руках мяч. Играющие в центральной зоне уворачиваются от брошенного вышибалами мяча. В кого из играющих попал мяч без отскока об пол, считается выбитым и выходит из игры. Если же игрок поймал брошенный в него мяч, он имеет право освободить любого игрока, пригласив его обратно в игру

    «Сделай фигуру»

    Цель игры: Учить детей слышать сигнал, не бросать мяч после него. Формировать навыки действия с мячом, воспитывать умение поделится с мячом с товарищем.

    Все дети свободно располагаются на площадке, каждый второй имеет мяч. Если звучит команда «день», все свободно играют в паре с товарищем. Если звучит команда «ночь» все дети с мячом или без должны принять заданную позу и не шевелиться. Зашевелившийся ребенок получает штрафное очко.

    Примечание: за статическую позу можно принимать любую позу например позу баскетболиста .

    «Мяч водящему»

    Цель игры: Учить детей передавать мяч двумя руками от груди и ловить его. Развивать умение согласовывать свои действия с действиями товарищей.

    Дети делятся на несколько групп. Каждая образует свой круг диаметром 4-5 метров. В центре каждого круга - водящий с мячом. По сигналу водящие, поочередно бросают мяч своим игрокам, стараясь не уронить мяч, и получают его обратно. Когда мяч обойдет всех игроков круга (1-3 раза), водящий поднимает его в верх.

    Примечание: побеждает та команда, быстрее закончившая игру и меньшее количество раз уронив мяч.

    · «Успей поймать»

    Цель игры: уметь передавать мяч в движении не нарушая игровых правил в баскетбол. Выполнять ведение мяча, выполнять правильную остановку.

    Дети в парах двигаются по кругу, выполняя передачи удобным им способом, можно применять ложные действия. Могут вести мяч на месте или передвигаться с ведением, пока не появится благоприятная игровая ситуация для передачи мяча.

    Примечание: следить, что бы не допускался обман, являющийся прямым нарушением правил игры, регулировать расстояние между детьми, учитывая их умение передавать и ловить мяч.

    «Скажи, какой цвет»

    Цель игры: научится вести мяч одной рукой (правой и левой), приучать детей видеть площадку. вести мяч как в движении так и на месте.

    Все дети с мячами, кроме водящего, выполняют свободно ведение мяча по площадке. Водящий передвигается по площадке с тремя флажками в руках, разных цветов. Ребенок, около которого останавливается водящий и показывает флажок, какого либо цвета, должен не прекращая ведение сказать какого цвета флажок.

    Примечание: роль водящего могут выполнять сразу несколько человек, или водящий показывает палочки а игроки должны указать сколько их .

    1. «Выбей цель»

    Цель игры: научится выполнять точный и сильный бросок в цель одной рукой с верху.

    Делимся на две равные команды, каждая команда стоит у линии «своего дома», в руках у каждого мяч. Между «домами» противников свободное поле, в центре которого лежит набивной- тяжелый мяч. По команде все игроки одновременно начинают выполнять бросок мяча в набивной мяч, так что бы он укатился в дом противников, если это удается то команда забивает гол.

    Примечание: мяч должен касаться набивного мяча только после броска, игроки с мячом не могут выходить за линию дома, только за мячом. Можно добавит еще один набивной мяч.

    · « 10 передач в движении в командах»

    Цель игры: научится выполнять передачи, только игрокам своей команды. Учимся оберегать мяч, искать свободного игрока для передачи мяча, уходить с ведением на свободное место.

    Играем на две команды, одна команда в зеленых футболках, команда владеющая мячом, выполняет между собой передачи. Другая команда пытается им помешать выполняя перехваты мяча. Если им это удалось, они начинают выполнять передачи. Игра заканчивается тогда, когда команда выполнила 10 передач и избежала перехвата команды противников, после перехвата даже если мяч был перехвачен обратно счет начинается заново.

    Примечание: команды должны строго соблюдать правилам, за не соблюдение правилам, мяч передается другой команде.

    «Кто быстрее»

    Цель игры: выполнить 40 передач без потери мяча.

    Дети делятся произвольно парами. Начинают выполнять передачи (расстояние 5-6 м.)

    Примечание: передачи выполняются в медленном темпе, аккуратно. Если мяч касается пола, то передачи начинаются заново.

    «Вызовы по номерам»

    Цель игры: учить вести мяч, быстро реагировать на сигналы. Воспитывать ответственность перед командой.

    Дети становятся в три команды по 5-6 человек. В команде рассчитываются по порядку и становятся по очереди от первого. Перед каждой колонной расставляются кегли 5-6 шт. На расстоянии 1,5 - 2 метра. Ведущий называет номера в любом порядке

    Подвижные игры

    для развития навыка ловли и передачи мяча

    При обучении передачам мяча преподавателям следует чаще вводить в занятие подвижные игры. Ведь долгая отработка отдельных упражнений в парах, тройках, у стены и т. п. быстро утомляет детей, а игра позволяет отработать необходимые задания на фоне утомления. Игры лучше всего использовать в заключительной части занятия, предварительно объяснив правила и дав игрокам соответствующие инструкции.

    «Гонка мячей по кругу»

    Игроки, заранее разделившись на две команды, выстраиваются в круг, встав через одного. Два игрока с мячами из разных команд располагаются на противоположных концах. Команды передают мяч через одного, то есть внутри своей команды. Задача: выполняя быстрые и точные передачи, обогнать мяч команды соперника. Для удобства лучше использовать разные по цвету мячи.

    Вариант: две команды образуют два разных круга и передают мяч последовательно каждая в своем кругу. Чья команда быстрее пройдет передачами 5 кругов? То же самое можно делать в шеренгах или колоннах.

    «Салки передачами»

    Два водящих игрока с помощью передач друг другу должны осалить одного, другого, третьего из участников, увертывающихся при движении по площадке от мяча водящего. Осаленным считается лишь тот участник, к которому приблизился водящий и коснулся его мячом, находящимся у него в руках. Как только все участники игры будут осалены, пары водящих меняются.

    «Десять передач»

    Игра проводится на половине площадки. Соревнуются две команды по 4–6 человек. Игроки команды, владеющие мячом, передают, двигаясь в любом направлении по площадке, мяч друг другу. Соперники пытаются этот мяч перехватить и, если им это удается, уже сами его контролируют. Побеждает команда, которой удалось продержать мяч с помощью 10 передач подряд. Как только команде с мячом удалось это сделать, ей присуждается одно очко.

    Варианты: можно играть не до 10, а до 20 передач подряд; не на половине, а на всей площадке, набирать например, наибольшее общее количество передач (а не подряд); выполнять броски в корзину соперника после того, как команда набрала необходимое количество передач.

    «Живая цель»

    В середине круга диаметром 8–10 метров находится водящий, а играющие – за кругом. Игроки, перебрасывая мяч, стараются «запятнать» водящего (можно целиться только ниже пояса). «Запятнавший» игрок идет на место водящего. Водящий уворачивается от мяча любыми движениями (бег, прыжки, приседания) в пределах круга.

    Вариант : водящий охраняет «крепость», расположенную за его спиной (небольшое сооружение из гимнастических палок или кеглю), в которую и стремятся попасть играющие. Для большего азарта можно ввести ограничение времени (например, 24 секунды).

    «Передал – садись»

    Равные команды в колоннах за чертой. Капитаны впереди на расстоянии 4–5 метров лицом к командам с мячом. По сигналу капитаны команд передают мяч первым игрокам своей команды. Те, поймав мяч, передают обратно и тотчас приседают. Затем передача следующему игроку и т. д. Игра завершается в тот момент, когда последний игрок, передав мяч капитану, приседает, а капитан, поймав мяч, поднимает его вверх.

    Вариант : после того, как капитан поймал мяч от последнего присевшего в колонне игрока, место капитана занимает игрок, стоящий в колонне первым, а капитан встает в конец колонны и т. д. Игра заканчивается, когда капитан вновь займет свое место.

    «Мяч капитану»

    Две команды по 6–7 игроков. Один из игроков (капитан) встает в круг (диаметр – 2 м). Другой игрок (защитник) становится около круга соперников. Остальные игроки располагаются произвольно. Команда, завладевшая мячом, передавая мяч друг другу, старается подвести его к кругу и передать своему капитану. Выигрывает команда, капитан которой поймал мяч большее число раз за определенное время (5–10 минут).

    «Нетбол»

    Эта игра очень популярна в Великобритании, Австралии и других странах (особенно среди девушек). Порой ее называют «женским баскетболом». Зарубежные тренеры считают нетбол неплохим подспорьем для обучения баскетболу.

    В нетбол играют мячом, по размеру схожим с мини-баскетбольным. Цель игры – забить мяч в кольцо соперника. Кольцо диаметром 39 см крепится к вертикальной стойке на высоте 305 см (без щита ), которая расположена в полукруге радиусом 4,9 метра. Это – площадь ворот (кольца). Размер площадки: 30,5 метров в длину и 15 м 25 см в ширину. Вся площадка разделена на три равных доли (трети игрового поля): треть защиты, центральную треть и треть нападения. В центре площадки расположен центральный круг радиусом 90 см (см. рисунок).

    Игра состоит из четырех периодов по 15 минут «грязного» времени. Перерыв между первым и вторым периодом, равно как и между третьим и четвертым, – 3 минуты, по окончании половины встречи – 5 минут. В случае травмы или иной крупной задержки встречи судьи добавляют 2 минуты игрового времени.

    В составе каждой команды 7 человек (с запасными может быть 12). Каждый игрок может играть только в своем амплуа, и у него есть своя площадь, где он может играть. Амплуа игроков написаны на форме участников спереди и сзади их начальными буквами (GS , GA , WA , C, WD, GD, GK).

    Треть защиты Центральная треть Треть нападения



    Goal Shooter (GS ) – снайпер. Зона игры – треть нападения и площадь ворот соперника.

    Goal Attack (GA ) – нападающий. Зона игры – центральная треть площадки и треть нападения, включая площадь ворот соперника. Только эти два игрока могут наносить броски по кольцу соперника.

    Wing Attack (WA ) – фланговый нападающий. Зона игры – центральная треть и треть нападения, исключая площадь ворот соперника.

    Center (C ) – центральный игрок (не путать с центровым в баскетболе). Это главный связующий игрок. У него самая большая зона охвата – он может играть везде, кроме площадей ворот.

    Wing Defense (WD ) – фланговый защитник. Зона игры – центральная треть и треть защиты.

    Goal Defense (GD ) – защитник. Зона игры – центральная треть и треть защиты, включая площадь ворот.

    Goal Keeper (GK ) – вратарь. Зона игры – площадь ворот и треть защиты.

    Нетрудно заметить, что зона игры защитников пересекается с зоной игры нападающих. В нетболе применяется личная система защиты. Фланговый защитник опекает флангового нападающего, центральные игроки – друг друга, вратарь – снайпера, защитник – нападающего и наоборот.

    В игре применяются основные правила баскетбола, но главное отличие – запрещается ведение мяча. Мяч можно передавать между игроками своей команды, в том числе и с отскоком от площадки, а бросать в кольцо – только из площади ворот. За каждое попадание начисляется одно очко. Во время броска опекающий защитник должен находиться на расстоянии 90 см от бросающего, выпрыгивать и накрывать мяч он может лишь после того, как мяч «оторвется» от руки форварда. За технические нарушения (задержка мяча, пробежка, ведение, нарушения границ зоны игры определенным игроком) владение мячом передается другой команде. За неспортивные нарушения (фолы игровые и дисциплинарные) назначается штрафной бросок или пас с места нарушения. В этом случае игроки команды соперника не имеют права препятствовать броску или передаче до тех пор, пока мяч не будет введен в игру.

    Вариант: у нас в стране эта игра не сыскала популярности, однако, учитывая то, что правила игры, ее продолжительность, размеры площадки очень близки к баскетбольным, нетбол можно взять на вооружение специалистам при обучении передачам мяча и взаимодействиям игроков. Опираясь на вышеизложенные правила, можно допустить любой возможный синтез этой игры в тренировочный процесс. Например, при игре 5 на 5 выделить двух нападающих (центровой и тяжелый форвард), которые могут совершать броски без отскока от щита, находясь внутри линии дальних бросков; двух защитников их опекающих, и одного разыгрывающего. При этом ведение мяча полностью исключается. Можно также разрешить дальние броски игрокам задней линии.

    Баскетбол без ведения

    Две команды играют по правилам баскетбола, исключая ведение мяча.

    Вариант: ведение можно исключить на половине площадки соперника или, наоборот, на своей половине площадки. Можно играть в одно кольцо 5 на 5 или 3 на 3. Можно также использовать ведение мяча лишь после того, как команда набрала определенное количество (5 или 10) передач.

    Зонный баскетбол

    Играют три команды по правилам предыдущей игры. Одна команда (белая, см. рисунок) нападает, а две других защищаются. При этом одна из команд контролирует одну половину поля, вторая – другую. Игроки команд защиты не могут переходить на половины площадок друг друга.



    Таким образом, исходя из всего вышесказанного, можно сделать определенные выводы в том, что передачам мяча следует уделять большое внимание в процессе технической подготовки баскетболистов.

    На начальном этапе этот технический элемент является стержнем всех групповых взаимодействий игроков. Поэтому не случайно, что многие авторы (Костикова Л. В., 2002 г.; Кузин В. В., Полиевский С. А., 1999 г.) рекомендуют большой подбор упражнений, направленных на укрепление навыков ловли и передач мяча. На начальном этапе обучения следует больше включать упражнений игрового плана, а также подвижные игры с передачами мяча. Это позволит начинающим спортсменам быстрее перейти к следующему важному моменту методики – быстрому и точному выполнению передач и ловли мяча. Многие подвижные игры с передачами мяча будут также полезны и при обучении определенным групповым взаимодействиям игроков.

    Не следует также забывать об отработке техники передач мяча и в группах спортивного совершенствования. Безусловно, подбор упражнений будет другим, чем в группах начальной подготовки. Но не следует пренебрегать и игровыми заданиями. Ведь игра – это не только средство выплеснуть свои эмоции игрокам, но это ещё и способ отработки определенных тактических схем и взаимодействий игроков.

    Следует принять во внимание, что лучше всего использовать упражнения в передачах и ловле мяча в первой части занятия, после разминки, хорошо разогрев при этом кисти и пальцы рук. После этого можно переходить к отработке взаимодействий игроков, в основе которых всё равно лежит точная, своевременная и быстрая передача мяча! Удачи Вам!

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Баскетбол. Учебник для вузов физической культуры под общей редакцией Ю. М. Портнова. Москва, 1997 год.

    Зернюк Н. А. Реферат. Методика обучения техническим приемам игры в баскетбол. Москва, 2000 год.

    Кузин В. В, С. А. Полиевский. Баскетбол. Начальный этап обучения. Москва, Физкультура и спорт, 1999 год.

    Костикова Л. В. Баскетбол. Москва, Физкультура и спорт, 2002 год.

    Спортивные игры на уроках физкультуры / Под общей редакцией О. Листова. Москва, СпортАкадемПресс, 2001 год.

    Интернет-сайт о правилах игры в нетбол.



  • Разделы сайта