Где находится лево и право. «Где лево, а где право?»: как культура формирует наше мышление. Узнаем и знаем

Поселянин 08-11-2011 03:44

Все наверное знают, что такое десница. Это правая рука. А как будет левая? Поковырялся в инете, нашёл - шуица. То есть всё, что справа - одесную, всё, что слева ошую. А ещё есть реки Десна и Шуя. Сколько ни курил карту, так и не понял, что же находится между ними. Натолкните на мысль. Связаны ли названия этих рек и когда и зачем вместо "одесную" и "ошую" появились "право" и "лево".

Стрела 08-11-2011 10:20

а я думал десьница это глаза

Отец Михаил 08-11-2011 10:46


а я думал десьница это глаза

исходя из посыла ТС и твоего предположения - это должен быть ПРАВЫЙ ГЛАЗ

Стрела 08-11-2011 10:48

или даже бровь

Отец Михаил 08-11-2011 10:58

quote: Originally posted by Стрела:
или даже бровь

AllBiBek 08-11-2011 11:00



Связаны ли названия этих рек


нет. Шуя - это ЛЮБОЙ левый приток более крупной реки, десна - правой. Откуда эти слова пришли - до сих пор спорят, единого мнения нет.

Северный Воин 08-11-2011 11:03

Как вариант право-от Правь? Но от чего тогла дело???..

Стрела 08-11-2011 11:04



ПРАВАЯ!?


неуверен - возможно, обе.

Отец Михаил 08-11-2011 11:15

quote: Originally posted by Стрела:

неуверен - возможно, обе.

Обе ПРАВЫЕ?

AllBiBek 08-11-2011 11:18

quote: Originally posted by Поселянин:

зачем вместо "одесную" и "ошую" появились "право" и "лево".


От слова "правда"; в качестве аргумента правоты использовали присыл правой рукой в левое ухо. Отсюда же и "вой"; естественая реакция на то, что правой в ухо прислали.

Стрела 08-11-2011 11:24

quote: Originally posted by Отец Михаил:

Обе ПРАВЫЕ?


у бога всё возможно

alvis 08-11-2011 11:25

Каждый имеет право "налево"!

DIZZI 08-11-2011 11:51



Шуя - это ЛЮБОЙ левый приток более крупной реки


У нас Шуя самостоятельная река хотя возможно получила название от левого, полноводного притока?

bakh 08-11-2011 11:57

Десна (от ст.-слав. деснъ − «правый») - название ряда притоков, впадающих в более крупные реки с правой стороны (при движении от устья к истоку). Поскольку в настоящее время понятие «левых» и «правых» притоков, «левого» и «правого» берега рассматривается при движении в противоположную сторону (от истока к устью), то Десной оказались названы левые притоки.

Десна (приток Днепра) - река в России и на Украине, левый приток Днепра.
Десна (приток Южного Буга) - река на Украине, левый приток Южного Буга.
Десна (приток Пахры) - река в Московской области, левый приток Пахры.
Десна (приток Гуслицы) - река в Московской области, левый приток Гуслицы, впадающей в Нерскую.
Десна (приток Белой) - река в Тверской области, левый приток реки Белой.

с Шуей такая же история

bakh 08-11-2011 12:05

вроде бы та и другая пары слов
существовали и существуют одновременно
просто десница и шуица теперь больше
применяются в высоком штиле и в церкви,
а право-лево в обыденной речи,
а раньше может и не так было,
кто знает

лево - в греческом похожее слово есть
с таким же значением

Поселянин 08-11-2011 12:25

quote: Originally posted by Стрела:

а я думал десьница это глаза



- Шшоки, дура!
(с) Шолохов Поднятая целина

Поселянин 08-11-2011 12:30



вроде бы та и другая пары слов существовали и существуют одновременно


ЕМНИП по славянским верованиям существуют несколько миров: срединный мир - Явь - мир людей, миры духов - светлая и тёмная Навь, мир предков (полубогов) - Славь, и мир богов - Правь. Ничего левого не припомню.

AllBiBek 08-11-2011 12:32

quote: Originally posted by bakh:

с правой стороны (при движении от устья к истоку).


До Петра Первого большинство карт были ориентированы с юга на север, юг сверху рисовался. Европейская традиция позже пришла.

Стрела 08-11-2011 13:19

quote: Originally posted by AllBiBek:

До Петра Первого большинство карт были ориентированы с юга на север, юг сверху рисовался.


то-то я смотрю в комп. играх с картой што-то нето - всё время хочется её кверх ногами перевернуть. вот оно что. а может президент указ такой издаст, о возвернении всего назад? было бы удобно. вон время то остановил - значит может.

bakh 08-11-2011 14:53

quote: Originally posted by Поселянин:
ЕМНИП по славянским верованиям существуют несколько миров: срединный мир - Явь - мир людей, миры духов - светлая и тёмная Навь, мир предков (полубогов) - Славь, и мир богов - Правь. Ничего левого не припомню

неее
было ишо кое-чего
к примеру, левая нога...
мож кто ишо чо вспомнит,
а то я тожеть больше ничо
окромя левой ноги не припомню...

DisPetcher 08-11-2011 16:27

quote: Originally posted by AllBiBek:

До Петра Первого большинство карт были ориентированы с юга на север, юг сверху рисовался. Европейская традиция позже пришла.

Fahrenheit 08-11-2011 21:39

quote: Originally posted by Поселянин:

- А ланиты это что, титьки чтоли?
- Шшоки, дура!
(с) Шолохов Поднятая целина

Титьки - это перси!

Отец Михаил 08-11-2011 22:01


Титьки - это [b]перси!

Diego03 08-11-2011 22:12

quote: Originally posted by Отец Михаил:

Я на форуме этом знаю пуру таких-иих ПЕРСИ-янок, что прям караул, как ПЕРСИ-ю хочется


Смири плоть!

alexkevin 08-11-2011 22:14

quote: Смири плоть!

Десницей или шуйцей?

Отец Михаил 08-11-2011 22:21

quote: Originally posted by Diego03:

Смири плоть!

О душе думай!

Diego03 08-11-2011 22:23

quote: Originally posted by Отец Михаил:

О душе думай!


Сначала - парилка, потом душ.

Fahrenheit 09-11-2011 20:05

quote: Originally posted by Стрела:
а я думал десьница это глаза

Смотрел когда-то фильм "Тень" с Алеком Болдуином. Была там сцена, когда в музее ожившая мумия Чингис-хана разговаривает с охранником и приказывает ему покончить самоубийством.
В пиратском переводе фраза "Put your gun to your temple" ("Приставь пистолет к виску") прозвучала как "Приставь пистолет к чреслу "...
(слово temple имеет два значения - 1)храм и 2)висок).

Поселянин 10-11-2011 04:37

quote: Originally posted by Fahrenheit:

Приставь пистолет к чреслу


А в библии так вообще при клятве один персонаж руку под стегно хозяину клал. Но что-то мы не о том. Сталбыть реки Шуя и Десна(ы) между собой не связаны выходит?

savs 10-11-2011 06:00

quote: Сталбыть реки Шуя и Десна(ы) между собой не связаны выходит?

Иванов, Петров, Сидоров
братья?
нет, однофамильцы

PAULIUS 10-11-2011 17:45

Десница - древнее индоевропейское слово. По-литовски "дяшине", по латыни "декстра", как на иных язЫках, можно проверить по словарям.
Шуица в литовском созвучия не имеет, "кайре" , в латыни "синистра" .
Ал-би-Бек может дополнить, он больше знает.

ZavGar 10-11-2011 18:16

В словаре Фасмера:

WORD: ле́вый
GENERAL: укр. лíвий, блр. ле́вы, ст.-став. лѣвъ εὑώνυμος, ἀριστερός (Супр.), болг. ляв, сербохорв. ли̏jевӣ, словен. lệv, ж. lẹ́va, чеш. levý, слвц. l᾽аvý, польск. lеwу, в.-луж., н.-луж. lěwy.
ORIGIN: Родственно лат. laevus "левый, изогнутый" (Вальде--Гофм. 1, 750 и сл.), греч. λαιός "левый" (из *λαιός , лит. išlaivóti "делать изгибы";

Поселянин 10-11-2011 18:52

PAULIUS 10-11-2011 21:07

В английском латинское "синистр" значит "зло". А "лефти" может значить не только "левша", но и "жулик".
Ничего личного... .

pakon 11-11-2011 12:05

quote: Originally posted by Поселянин:

Получается, правый - прямой, правильный, левый - кривой, неправильный? Пошёл сравнивать руки перед зеркалом.



Все просто и гигиенично.
а то снова набежали тролли с индоевропейцами, волхвами да славянами древнерусскими.

savs 11-11-2011 16:07

quote: Получается, правый - прямой, правильный, левый - кривой, неправильный? Пошёл сравнивать руки перед зеркалом.

Видимо да.
Думается мне - большинство людей ПРАВШИ.

Правая рука,ДЕСНИЦА, - главная в работе, в управлении, направлении чегото.. этой рукой получается более правильно, точно.

Поэтому и стала она в итоге ПРАВОЙ как мне кажется.

ПС У моего отца кстати шутка такая - "показывает на ноги и говорит, слушай, а у тебя ж ноги то разные!... далее в зависимости от реакции: Да ты приглядись - точно разные! ... да же до спора, до измены)) а в итоге: ну как не разные, одна левая, вторая правая!)))

pakon 11-11-2011 16:32

quote: Originally posted by savs:

"показывает на ноги и говорит, слушай, а у тебя ж ноги то разные!... далее в зависимости от реакции: Да ты приглядись - точно разные! ... да же до спора, до измены)) а в итоге: ну как не разные, одна левая, вторая правая!)))


А к отцу надо прислушаться, ноги, они действительно разные. Вообще ассиметрия очень характерна для животных.

pakon 11-11-2011 18:42

Человек относится к животным (а может и к зверям?).Если кого то коробит, можно читать так:"...очень характерна И для животных".

Поселянин 12-11-2011 01:14

Покурил интернет, латинские корни правого и левого чёт кажутся притянутыми за уши. Да и сама латынь чёт этого того всё больше кажется производным от русского, значительная часть по крайней мере. Не зря ж столько лингвофриков в последнее время появилось, не иначе как кто-то хочет эту тему завалить тоннами говна, чтобы до реального положения дел докапываться было противно либо смешно.
Типа китайцы великий народ - вот стена!
Египтянцы великий народ - вот пирамиды!
...
Русские - великий народ! - (смех в зале) Вот русская водка, которая собственно в виде раствора спирта была придумана в тыща девятьсот тридцать каком-то году. Да ещё и Менделеева каким-то боком приплели.

Fahrenheit 13-11-2011 23:59

quote: Originally posted by pakon:

Например на Цейлоне не пользуются туалетной бумагой, а подмывают орган только левой рукой.Для церемоний и приема пищи и используют правую.
Все просто и гигиенично.

Да, но не только на Цейлоне...
В Турции, к примеру, на унитазах дополнительная трубка есть, для подачи водопроводной воды.

Где лево, где право?

Учим детей определять лево и право. Ориентирование на плоскости и в пространстве. Точка зрения.

Для детей от 5 до 7 лет.

Физиология у человека такова, что за его пространственную ориентацию и восприятие пространства отвечает не один специальный орган чувств, а взаимодействие сразу нескольких (зрение, слух и осязание). Плохое или неточное формирование пространственных представлений может отрицательно сказаться на уровне интеллектуального развития ребенка.

Тема «правое и левое» изучается в школе довольно бегло. Однако, довольно много взрослых людей путают право и лево. Умение различать правую и левую стороны - это важная предпосылка для многих видов обучения. Дети, поступающие в 1 класс,зачастую еще плохо ориентируются в пространстве и на плоскости. Большинство из них путаются в различении правой и левой сторон тела, особенно по отношению к другим людям. Наибольшие трудности выработки этого навыка - у леворуких детей.

Поэтому отработке этого навыка необходимо уделять достаточное количество времени, проводя занятия с ребенком в виде различных игр и упражнений.

Начинать вводить понятие «право» и «лево» ребенку нужно как можно раньше! Ребенок не путает ногу и руку, так почему же он путает правую руку и левую? Это же разные части тела! Ребенок учится понимать слова «нога», «рука» еще в раннем младенчестве, а вопрос о правом и левом встает перед ним гораздо позже, когда освоение новых слов происходит уже не с той легкостью.

Как искать правую руку?

Правую руку часто ищут при помощи привычного действия (пытаются взять ложку, например). Словарь Даля определяет правую руку как «крещоную» (сравните у Пушкина: «он еще не мог добиться, чтобы все они знали, которая сторона правая и которая левая, хотя многие из них, чтобы в том не ошибиться, перед каждым оборотом клали на себя знамение креста»). Вот еще один способ - для тех, кто умеет читать. Представьте себе любое слово (например, «магазин»). Первая буква этого слова находится слева, последняя - справа. Обычно люди читают слева
направо, не задумываясь.

Право не лево, а лево не право

Как все странно устроено! То, что для меня правое, оказывается левым для того, кто стоит лицом ко мне. Для того, чтобы понять его, я должен (мысленно или физически) поставить себя на его место, встать рядом с ним, посмотреть на мир его глазами.

Думать о чем-то с позиции другого человек непросто. Но значение этого навыка трудно переоценить. По крайней мере, оно далеко выходит за рамки собственно образования.

Если положить руки перед собой, то справа будет правая рука, а слева - левая.

Если скрестить руки и положить их перед собой, то кисть правой руки окажется слева,
а кисть левой руки - справа. Обычно часы носят на левой руке.

Попросите ребёнка сложить руки, как на картинке. Прочитайте подписи под картинками. Обсудите, как получилось, что правая рука оказалась слева. Попросите ребёнка положить левую руку на правую коленку, хлопнуть правой рукой по левой ступне, достать правой ногой до правого уха. Можно одновременно топать правой ногой и махать левой рукой. В движении многие вещи запоминаются проще.

Определите, где у жука правые части тела и где левые. Впишите в прямоугольники слова:

Какой усик жука мы видим слева от его головы?

Задание №2.
Человек вошёл в лабиринт. Сначала он положил правую руку на стену и идёт вперёд, не отрывая руку от стены. Через какой выход он выйдет из лабиринта? Ответ: выход №___. Затем он положил левую руку на стену и идёт вперёд, также не отрывая руки от стены. К какому выходу он придет? Ответ: выход № ___.

Это задание требует известной аккуратности. Попросите ребёнка нарисовать путь человека вдоль стенок лабиринта.

Существует немалое количество взрослых людей, которые при возникновении необходимости быстро выбрать направление, не знают, как определить, где лево - где право. Причина такого курьёзного поведения кроется в необъяснении или неумелом объяснении им принципа бокового пространственного ориентирования в детстве.

Как научить ребёнка различать лево и право

Во избежание такой проблемы очень важно научить ребёнка различать лево и право своевременно, то есть в дошкольном возрасте.

Можно попытаться научить малыша различать лево - право даже до достижения им 3-х лет. Хотя в этом возрасте прочно усвоить данный навык будет непросто.

Обычно к 2-м годам ребёнок уже осваивает пользование ложкой и может есть самостоятельно. Как правило, ложка при этом находится в определённой руке: в правой у правши и в левой - у левши. Скажите малышу, что рука, которая держит ложку и кормит его, называется правой (если он правша), а вторая, свободная, - левая.

Поскольку у детей до 3-х лет преобладает ассоциативная , важно закрепить словесное обучение наглядной демонстрацией образов. Если они вызовут яркую эмоциональную реакцию и трансформируются во впечатление, вероятность того, что малыш усвоит ваше объяснение, значительно увеличится. Можно устроить импровизированный . Нанесите на ручки крохи яркие контрастные краски (например, зелёную и красную) и сделайте отпечаток - сначала правой руки, а потом левой. Дайте ребёнку кисть и попросите каждой рукой нарисовать мячик. Обратите внимание малыша, что одна ручка (ведущая) послушная и легко справляется с заданием, а вторая – неумелая. Постарайтесь зафиксировать названия рук в памяти ребёнка.

Показывая ребёнку рисунки в книжках, объясняйте, где расположено лево, а где право. Например: «Видишь, в левом верхнем углу страницы воробей на дереве сидит, а под деревом, с правой стороны, - ёжик».

Стихи на тему ориентирования в пространстве

Где право, где лево
Стоял ученик на развилке дорог.
Где право, где лево, понять он не мог.
Но вдруг ученик в голове почесал
Той самой рукою, которой писал.
И мячик кидал, и страницы листал.
И ложку держал, и полы подметал.
«Победа!» - раздался ликующий крик.
Где право, где лево, узнал ученик.

/В. Берестов/

Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу!
Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова - правою ногой,
Снова - левою ногой,
После - правою ногой,
После - левою ногой.
Вот тогда придёшь домой!

/И. Токмакова/

Право-лево
Где ПРАВЫЙ, где ЛЕВЫЙ —
Где ЛЕВО, где ПРАВО?
Легко вам отвечу,
Подумавши здраво.
Это ПРАВАЯ рука,
Она послушна и крепка.
ПРАВОЙ - я ложку держу,
Пса на поводке вожу,
ПРАВАЯ - мячик кидает,
А ЛЕВАЯ - ей помогает.

/А. Тимофеевский/

Тематические игры

Играйте с малышом в подбрасывание и ловлю мячика. Поймав мяч, каждый раз комментируйте, какой рукой вы это сделали.

Предложите крохе поносить наручные часики (или браслетик – девочке), отметив, что надеваете их на левую руку.

Когда переходите с малышом проезжую часть, всегда говорите: смотрим налево – нет машин, смотрим направо – нет машин, можно переходить дорогу.

Многие мальчишки – большие поклонники машин и езды. Если вы едите вместе в машине и собираетесь поворачивать, комментируйте свои действия. Включаем левый поворот – поворачиваем налево, включаем правый – направо.

Малыш быстро научится различать направления, если во время ежедневных переодеваний вы каждый раз будете проговаривать: правую руку продеваем в правый рукав, а левую – в левый.

Использование подсказок и «опознавательных знаков»

Иногда сама природа даёт подсказки в ориентировании. У некоторых детей на одной из ручек может быть отметка: родинка или родимое пятнышко, шрамик и т. п. Обратите внимание малыша на такой «опознавательный знак» и попросите запомнить, на какой руке он располагается.

После того, как ребёнок научится различать направления на руках, можно переходить к ногам. Объясните также малышу, что все части лица и тела, которые находятся со стороны правой руки – тоже правые, а со стороны левой руки – левые.

Гораздо проще научить ребёнка различать лево и право в 4-летнем возрасте. Наверняка вы даёте малышу возможность рисовать, учите его писать или позволяете . Скажите, что та рука, которая рисует, пишет и держит компьютерную мышку, называется правой (у правши), а другая, соответственно, левой (у левши).

Помощь по дому

Привлекайте чадо к сервировке стола. Пусть малыш помогает вам расставлять столовые приборы. Объясните, что нож должен располагаться справа от тарелки, а вилка - слева. После того, как ребёнок с вашей помощью все расставит, обратите его внимание на расположение приборов на противоположной стороне стола. Объясните, где будет лево, а где право у людей, сидящих напротив. Для этого вам понадобится обычное зеркало, с помощью которого объясните малышу, почему изображение получается развёрнутым. Важно, чтобы он уяснил, что правая рука всегда остается правой – меняется только положение предметов относительно друг друга.

Чтобы определить, удалось ли научить ребёнка различать лево и право и зафиксировать данный навык, устройте проверочный экзамен на игрушках. Это более трудное задание, чем определять направления на себе, поэтому для начала проводите его в упрощённой форме. Разложите мягкие игрушки, каждую спиной к малышу, и, указывая на лапу зверушки, спрашивайте, какая она - левая или правая? Если ребёнок отвечает безошибочно, усложните экзамен. Расположите часть игрушек лицом к малышу, а часть оставьте спиной. Теперь, чтобы ответить правильно, ребёнок будет вынужден мысленно разворачивать зверушку. Такие тренировки прекрасно , пространственное восприятие и абстрактное мышление.

Ни в коем случае не используйте объяснения вроде такого: «Если встать лицом к окошку, то телевизор будет справа». Так вы спровоцируете у ребёнка проблемы с пространственным ориентированием на всю жизнь.

Самый простой и правильный способ определить, где лево - где право

Интересный пример из истории, как учили определять, где лево - где право безграмотных крестьян, приведен в книге А. Н. Толстого «Пётр первый». Для обучения направлениям солдат своей армии, состоящей из простого люда, Пётр первый требовал, чтобы в правый сапог каждый солдат предварительно засунул пучок сена, а в левый – соломы. Чтобы задать ритм при строевой ходьбе, он так и командовал: «Сено! Солома!»

Применение принципа ведущей (рабочей) руки – самый простой способ определить, где лево - где право. Любые другие способы нелогичны и сложны на практике. Если Вы - правша, то пишете правой рукой. Это запомнить элементарно.

Случаются ситуации, когда перепутать лево и право означает получить разрушительные последствия. Одна из наиболее трагических медицинских ошибок связана с операцией, выполненной не на той половине тела пациента. Например, когда удаляют левую почку вместо правой, или правую ногу вместо левой.

Но не будем о страшном и грустном. Вы ведь теперь знаете правильный способ, как определить, где лево - где право.


Что означают слова правый и левый ? Можно ли, переговариваясь с помощью радиосигналов, объяснить это инопланетянам, живущим где-нибудь в недрах туманности Андромеды? И не пытайтесь! Из этого ничего не получится. На словах невозможно объяснить, как по внешнему виду отличить нашу правую руку от левой.

Понятия правизны и левизны сравнительно недавно вошли в общечеловеческий обиход. На Руси лет 300 назад они далеко не всем были понятны. В 1709 году, как известно, Петр I наголову разбил под Полтавой сильнейшую в Европе шведскую армию короля Карла XII, глубоко вторгшуюся в пределы нашей страны. Эта победа оказалась возможной благодаря тому, что Петру удалось создать постоянную армию, которой никогда раньше Россия не имела.

А в армии без муштры, строевой подготовки не обойтись. Только она тяжело давалась солдатам. Им трудно было запомнить, с какой ноги надо начинать движение, какая из них правая, а какая левая. Бытует легенда, что в ту пору в русской армии изобрели простой и надежный способ обучения. К одной ноге новобранца привязывали клок сена, а к другой пучок соломы. Фельдфебелю оставалось только командовать: «сено – солома, сено – солома», и рота печатала шаг. Трудно сказать, чем определялся выбор для начала движения именно левой ноги, суеверием ли, связанным с опасностью первого шага, или физиологическими особенностями нашего организма. Интересно отметить, что уже у египтян в объемных изображениях человеческих фигур левая нога всегда выдвинута вперед.

Понятия правого и левого возникли на определенном уровне развития людей. В языках многих примитивных народов эти слова отсутствовали, а там, где они уже появились, их правильное толкование было доступно немногим, оно входило в функцию жрецов. У европейских народов еще лет 300...400 назад словами «правый» и «левый» умели пользоваться в основном люди образованные, а крестьянам эти слова не были ни понятны, ни необходимы.

А есть ли действительно какая-нибудь разница между левым и правым? Если обратиться к обычным перчаткам, пожалуй, придется сделать вывод, что никаких серьезных различий обнаружить не удастся. Однако наши предки так не считали. Первобытные люди почему-то связывали левую сторону с женским началом, а правую – с мужским. Известный антрополог Л. Лики еще в начале своей научной деятельности обнаружил в пещере Эльментейна в Кении древнейшее захоронение, в котором мужские скелеты лежали на правом боку, а женские – на левом. Впоследствии находки еще более древних захоронений подтвердили, что подобные обычаи были широко распространены у первобытных людей всех континентов. Изучение фольклора восточных славян и археологические находки показали, что в парных захоронениях женщину клали слева от мужчины.

Искусство впервые получило развитие в верхнем палеолите. В то время язык жестов имел для первобытных людей еще весьма большое значение. На наскальных изображениях верхнего палеолита знак руки далеко не редкость. Он встречается в пещерах Европы, в поздних пиктографических изображениях североамериканских индейцев, в пещерах Австралии. И везде, где бы ни встречались изображения человеческих рук, всюду преобладают левые отпечатки. На 159 изображений кисти левой руки из пещер Гаргас и Кастилио приходится лишь 23 правой. На 108 отпечатков левой руки из 6 пунктов Северной Америки приходится 30 отпечатков правой. Интересно, что знак левой руки, как предполагает французский антрополог Г. Леруа-Гуран, является одним из способов символического обозначения женского начала.

Позже мистическое отношение к понятиям правого и левого было принято на вооружение христианством. Восприняв левое как признак женского начала, оно распространило на это понятие свое традиционное отношение к женщине как к существу нечистому, порочному, как к источнику всякого зла. Известно, что из двух злодеев, распятых на крестах вместе с Христом, только тот, что был справа, последовал за ним в рай. Левому была уготована другая судьба.

Об актуальности в те далекие для нас эпохи вопросов левизны и правизны свидетельствуют острейшие и непримиримые дискуссии, бушевавшие в русской православной церкви времен Петра I, о том, что считать правой (и соответственно левой) стороной иконы: то, как воспринимает ее зритель, или по отношению к важнейшим персонажам изображения. Правой стороне божества в церковной живописи всегда отдается предпочтение. Если апостолы Петр и Павел фигурируют на иконе вдвоем, их взаимное расположение не имеет серьезного значения. А если в компании с Христом, здесь место каждого из них определяется строгими правилами.

Христианское мировоззрение давно проникло в сознание европейских народов. Оно получило отображение даже в языке. Английское слово «sinister», соответствующее латинскому «sinister» – левый, означает злой, дурной, зловещий. При этом оно полностью не утратило своего первоначального значения. Им и сейчас в геральдике обозначают левое поле герба. Соответствующее слово с аналогичным значением имеет и французский язык.

Сами римляне в дохристианскую эпоху, по-видимому, не связывали с понятием левого ничего неприятного. Во всяком случае, древние прорицатели – авгуры, предрекавшие человеческую судьбу на основании направления полета птиц и их поведения, по направлению удара молнии, в своих предсказаниях – авгуриях – левое направление оценивали как положительный признак. Отголоски этого отношения к понятиям левый и правый отчетливы и в русском языке. Недаром мы говорим «правое дело», выказывая тем свое одобрение, а в выражениях «левак», «левый рейс», «левый товар» никакого одобрения нет.

В XX веке мистические представления о неравноценности правого и левого перекочевали в сферу общественных отношений, проникли в политическую жизнь планеты. Стало принято политических деятелей и политические партии консервативного толка называть правыми, прогрессивных деятелей и партии – левыми. Эта терминология зародилась на Западе. В основу политических симпатий и антипатий легли все же те представления о правом – хорошем и левом – дурном и зловещем.

Время меняет акценты. Для нашей страны, со времен Октябрьской революции уверенно идущей по пути социалистического развития, отнесение партии или политического деятеля к левым звучит как положительная оценка.

Отношение к правому и левому складывалось много столетий назад, но и сейчас мы еще остаемся под гнетом старых представлений и предрассудков, хотя подчас не подозреваем об их происхождении и даже не задумываемся над этим.

Различия в отношении к мужскому и женскому стирается быстрее, чем к правому и левому. Эмансипация наших женщин закреплена Конституцией, но полного равенства в правах представительницам прекрасной половины человечества оказалось совершенно недостаточно. И у нас и за рубежом женщины борются за свою эмансипацию на всех фронтах и добиваются впечатляющих результатов. Наиболее эмансипированные из них забираются на Эверест, играют в мужских шахматных турнирах, организуют футбольные и хоккейные команды, добиваются званий полковников и генералов, летают в космос.

Борются женщины и за эмансипацию от такого предрассудка, как разница в одежде. Поскольку среди мужчин не замечается страстного желания щеголять в юбках и сарафанах, женщины интенсивно осваивают предметы мужского гардероба. Теперь уже трудно поверить, что ушанки и брюки являются исконными элементами мужского туалета.

Женщины ни в чем не хотят уступать мужчинам, даже в количестве выкуренных сигарет. Только в отношении проблемы левизны-правизны они хранят неукоснительную верность старинным обычаям.

Действительно, мы, мужчины, любую одежду – рубашки, куртки, пальто, даже брюки – застегиваем слева направо, а женщины, наоборот, справа налево. Эти правила ношения одежды так прочно укоренились, что мамы начинают их применять уже к новорожденным младенцам и старательно перешивают рубашонки и кофточки своих малышей. Поскольку в наши дни различия между женской и мужской одеждой значительно сгладились, манера застежки является наиболее устойчивым признаком, по которому, начиная чуть ли не с распашонок для новорожденных и рубашонок для годовалых младенцев, можно отличить мужскую одежду от женской, а часто и самих владельцев одежды!

Не исключено, что различия в манере ношения одежды существуют не в силу укоренившейся привычки, а обусловлены генетически закрепленной наследственностью. Это не досужие домыслы, а достаточно обоснованные предположения. Новейшие исследования психологов выявили, что большинство женщин предпочитают в помещении занимать левое место, держаться слева от мужчины или от педагога и своего начальства, независимо от их пола.

Наше глубинное, врожденное отношение к оценке асимметрии пространства влияет на восприятие нами живописи. В асимметричных композициях фигур или пейзажей выбор той или иной стороны в качестве более «активной» или «плотной» части картины влияет на ее выразительность. Зеркальная перестановка частей картины придает ей иной аспект. Правда, современные художники часто проявляют безразличие к подобному обращению при подготовке своих работ для печати. У Пикассо не вызывало неодобрения даже зеркальное преобразование его подписи. Однако художники, тщательно разработавшие композицию картины, обычно не соглашаются на ее обращение.

Насколько велико различие в восприятии асимметричных изображений, легко убедиться, даже не имея перед глазами соответствующей картины. Нарисуйте два вертикально стоящих прямоугольника – большой и маленький. Они будут различно восприниматься в зависимости от взаимного расположения высокой и низкой фигур.

Диагональ, проведенная из левого нижнего угла картины в верхний правый, производит эффект восхождения, а диагональ из верхнего левого в нижний правый угол вызывает эффект спуска. Эта особенность человеческого восприятия получила отображение в международных дорожных знаках, предупреждающих водителей о предстоящем подъеме или спуске. При соответствии знака нашему восприятию реже возникает путаница. Изображение путника, взбирающегося по горной дороге, идущей справа налево, вызывает впечатление более напряженного, более тяжелого подъема, чем по склону, поднимающемуся слева направо, и художники широко пользуются подобными эффектами.

Аналогичные примеры различий восприятия можно найти и в речи. Соединительный союз «и» – асимметричен. Он заранее предполагает неравнозначность соединяемых им частей и требует их особого расположения по отношению к себе. В известной загадке-шутке «А и Б сидели на трубе. А упало, Б пропало, кто остался на трубе?» – расположение этих самых А и Б по отношению к союзу «и» однозначно определяет значение, так сказать, весомость каждого из них. Не вызывает сомнения, что А просто пропасть не могло, а у легковесного Б меньше шансов свалиться вниз. Асимметричность союза «и» особенно отчетливо ощущается в неоднозначности таких выражений, как «отец и сын» и «сын и отец».

Сейчас еще невозможно сказать, что было первичным: способствовало ли мистическое отношение первобытных людей к правому и левому асимметричному распределению функций между большими полушариями мозга или уже существовавшая асимметрия обусловила асимметричное восприятие пространства. Скорее всего последнее. А так как понять причину этих явлений первобытный человек был не в состоянии, они получили мистическое истолкование.

Исторически сложившееся отношение человека к правому и левому только сейчас попало в поле зрения физиологической науки. Изучение этого вопроса обещает пролить свет на историю развития психических способностей человека и сулит неожиданные открытия. А то, что у человека существует асимметрия в восприятии пространства и его оценка в известной степени связана с полом, твердо установленный факт. Он перекликается с некоторыми различиями в распределении функций между большими полушариями мозга у мужчин и женщин.



  • Разделы сайта