Упражнения и игры на развитие пространственных представлений младших школьников. Упражнение "лабиринт"

Упражнение выполняется в паре. Один из участников с помощью устных указаний-команд «заводит» своего партнера в воображаемый лабиринт, схе­му которого (рис. 8) он держит перед собой, но не показывает своему «ведо­мому». Всего используется три команды. Первая, обозначающая вход в ла­биринт,- «Прямо!». Далее, в зависимости от формы лабиринта, следуют команды «Направо!» или «Налево!», после которых идущий по воображаемо­му лабиринту должен повернуть соответственно в правую или левую сто­рону. Пройдя лабиринт, «ведомый» должен развернуться на 180° и мыслен­но выйти из него, вслух сообщая обо всех перемещениях (посредством тех же трех команд). Все это время «заводящий» по схеме контролирует путь парт­нера. Если «ведомый» справился с заданием успешно, ему предлагается но­вый лабиринт с большим количеством поворотов и т. д. Затем партнеры ме­няются местами.

Выполняя упражнение, постарайтесь анализировать свои действия. Это поможет разобраться в особенностях вашего мышления.: Если у вас преобла­дает зрительная ориентировка в пространстве, то при выполнении упраж­нения вам легче будет использовать образ воображаемого человечка, кото­рый, послушно выполняя команды, идет по лабиринту. Тем, у кого преобла­дает моторный тип, этого бывает недостаточно. Для того чтобы определить. где же это «налево», а где «направо», они вынуждены каждый раз представлять себя самого на месте «человечка», мысленно влезать внутрь ла­биринта и проделывать там воображаемые повороты. Представляя себе различные движения, люди с моторным типом ориентировки не столько видят эти движения, сколько чувствуют их своим телом, ощущают себя выполня­ющими их. Обучающийся, обладающий такой особенностью, может продуктивно использовать идеомоторную тренировку для овладения новой техникой чтения и ее совершенствования. Например, реальный результат это дает уже при отработке первого правила быстрого чтения: «читать без регрессий». Один из наших учеников писал: «Двигаюсь по тексту только вперед. Контролирую движение глаз, как в лабиринте, помню: «никаких возвратных движений». Ощущение постоянного движения вперед по тексту приносит удовлетворение».Обучающемуся со зрительным типом идеомоторная тренировка может помочь преимущественно при запоминании сложных умственных действий, связанных, например, с представлением и заполнением блоков интеграль­ного алгоритма чтения и многих других приемов техники быстрого чтения. Как уже отмечалось, «зрительный тип» легче осваивает технику быстрого чтения. Поэтому мы рекомендуем обучающимся «моторного типа» всячески развивать свое воображение в процессе идеомоторных тренировок. Предла­гаем еще одно простое упражнение для развития этого качества

Рис. 8. Упражнение «Лабиринт»

Упражнение 3.1.2. «Чехарда»



Упражнение также выполняется вдвоем. Используются линейное пяти­клеточное поле (рис. 9) и четыре фишки, например шашечные - две черные и две белые. Клетки пронумерованы. Фишки стоят, как показано на рисунке. Цель игры - перегнать черные фишки на те клетки, которые заняты белы­ми, а белые соответственно на место черных. В игре допустимы следующие виды ходов: перемещение фишки влево или вправо на соседнюю свободную клетку; перепрыгивание фишки влево или вправо через занятую другой фишкой клетку на следующую свободную. Ход игры: вначале вы делаете ходы по очереди на нарисованном поле реальными фишками, например шашками. После усвоения правил игры работаете на воображаемом поле, которое вы видите на своем экране мысленного взора. При этом каждый свой ход вы обозначаете двумя цифрами: номером клетки, с которой перемещается фиш­ка, и номером клетки, на которую она перемещается (например, с 3-й на 5-ю). В том случае, если игра дается вам слишком легко, можно увеличить длину поля и соответственно количество фишек.

Рис. 9. Упражнение «Чехарда»

Участникам тренинга предъявляется, нарисованная на доске или большом листе бумаги многоугольная фигура.

Группе предлагается в течение 3 минут внимательно изучить рисунок и постараться запомнить все его детали. После этого зачитывается инструкция: "Сейчас изображение фигуры будет убрано, и Вы будете должны нарисовать эту фигуру в своем воображении, не пользуясь ни бумагой, ни доской. Первый участник, выбрав точку, откуда он начнет рисовать и, не сообщая эту деталь остальным, назовет направление движения его "мелка", например: "Отрезок влево". Следующий за ним участник должен постараться найти, где может находиться такой отрезок и продолжить рисовать фигуру: "Отрезок вниз". И так далее.

Задача этого упражнения не в том, чтобы угадать, откуда первый участник начал свой рисунок или, какой угол или какую из сторон многоугольника продолжил рисовать второй участник, а в том, чтобы коллективно правильно нарисовать эту фигуру в воображении".

Рисунок убирают и группа приступает к выполнению задания.

Ведущий тщательно воспроизводит у себя все предложения участников, "конструирующих" фигуру, не показывая свои зарисовки группе, и следит за тем, чтобы участники не рисовали в воздухе или на столах очертания многоугольника.

Если группа запуталась при выполнении задания, то фигура предъявляется еще раз, дается инструкция, ведущий отвечает на вопросы, которые появились у участников.

Упражнение выполняется столько раз, сколько нужно для того, чтобы фигура была правильно восстановлена.

После выполнения первой части задания делается небольшой перерыв. Во время перерыва надо подготовить 2-3 человека, которые должны будут намеренно "запутывать" группу при выполнении второй части упражнения. Они намеренно должны указывать заведомо неправильное направление "мелка, а остальным дается инструкция, что они имеют право исправить ошибку, вернувшись на ход назад и указать правильный отрезок: "Неверно, назад отрезок вниз, отрезок вправо".

Для выполнения этого этапа предъявляются более сложные фигуры.

Почему с одними людьми работать легче, чем с другими?

Нельзя все время получать то, что хочешь, но если повезет, можно получить то, что нужно. По крайней мере, так гласит народная мудрость. Этот эксперимент основан на головоломке, которую невозможно решить, если не воспользоваться чьей-либо помощью.

Посмотрим, как возникает решение вступить в сотрудничество и сколько времени надо, чтобы научиться работать вместе.

Испытуемые: пять человек, примерно равных по возрасту и по способностям.

Вам потребуется:

6 листков жесткой бумаги или тонкого картона для изготовления головоломок;

цветные фломастеры (красный, зеленый, оранжевый, фиолетовый);

5 конвертов, чтобы в них поместились детали головоломок;

секундомер или часы с секундной стрелкой;

бумага и карандаш для записи наблюдений и результатов или копия Бланка записи экспериментальных данных.

От Вас потребуется:

1. Изготовить головоломки, следуя инструкциям

2. Дать каждому участнику конверт с деталями головоломки. При этом Вы должны сказать им следующее: "Ваша цель – всем вместе сложить 5 правильных квадратов, и чтобы при этом были использованы все детали головоломки. Есть несколько таких комбинаций этих деталей, которые дадут 1 или 2 квадрата, но 5 квадратов даст только одна комбинация. Головоломка не будет считаться решенной, пока у каждого не окажется по правильно собранному квадрату, и все квадраты будут одинакового размера.

3. Потом надо объяснить: "В этом задании есть три правила, которым должен следовать каждый.

Правило 1: решая головоломку, нельзя разговаривать.

Правило 2: нельзя давать никаких знаков о том, что вам нужна

какая-либо деталь.

Правило 3: можно самому давать детали головоломки другим, но ни у кого нельзя брать их".

4. Удостоверьтесь, что все поняли цель и правила выполнения задания, и подайте знак, когда можно начинать. Засеките время, которое уйдет на решение головоломки.

Выводы: Обратили ли Вы внимание, каким образом решалась головоломка? Были среди участников эксперимента такие, которые проявляли больше готовности и стремления к совместным действиям, чем другие? Пытался ли кто-нибудь из участников сам взять нужные ему детали?

Дополнительные исследования:

Повторите этот эксперимент с разными группами. Например, с испытуемыми только женского или мужского пола. Сравните результаты.

При необходимости решить какую-либо проблему кажется естественным обратиться за помощью к другим людям. Но как часто мы сами предлагаем помощь тем, кто бьется над решением какой-либо своей проблемы? У вас может оказаться недостающая деталь для квадрата, который составляет кто-то другой, только это еще необходимо заметить. Может быть, и кто-то другой сможет увидеть, что у него есть деталь, которой не хватает вам.

Знаете ли Вы?

Добиваться того, что нужно непосредственно вам, кажется лучшим способом удовлетворить ваши потребности и получить нужные вам результаты. Но подумайте вот над чем: наиболее успешно бизнес идет тогда, когда удается определить, что нужно другим людям.

Или, говоря другими словами, если вы хотите преуспеть в жизни сами, то необходимо думать и о других, окружающих нас, тоже

Общение частично зависит от наших понятий о том, что происходит вокруг нас. Мы воспринимаем только около 70% слов, которые слышим, а остальное домысливаем сами. Очень легко понять кого-то неправильно, когда сам думаешь о чем-то своем.

Решение задач на развитие пространственных воображений у младших школьников.

1. Упражнение «Расставь правильно!»

Цель: развитие пространственных представлений о расположении объектов по горизонтальной оси.

Используемые материалы: наборы геометрических фигур из цветного картона по количеству учащихся.

Детям раздаются вырезанные из цветной бумаги геометрические фигуры (квадраты, круги, треугольники, прямоугольники, ромбы). Величину и цвет психолог определяет сам. Число наборов должно соответствовать количеству детей в группе. По заданию ведущего дети раскладывают фигуры на своей парте в указываемом им, с помощью слов «дальше», «ближе», «за», «перед», «между», порядке. Затем дети по очереди становятся в роли ведущего и задают свой порядок выкладывания фигур, проверяют у остальных участников занятия правильность выполнения задания.

2. Упражнение «Лабиринты».

Цели : развитие умения самостоятельного употребления слов, обозначающих расположение в пространстве, формирование умения работать в паре.

Используемые материалы: напечатанные на листе бумаги лабиринты по количеству участников, изображение лабиринта на большом листе бумаги формата А4 или А3 (см. Приложение 1).

Ведущий: «Сейчас мы будем проходить лабиринты. Для этого вы должны объединиться в пары и определить, кто будет первым закрывать глаза и карандашом прочерчивать путь, а кто будет ему помогать в этом, смотря на сам лабиринт и сообщая товарищу с помощью слов «влево», «вправо», «вверх», «вниз» и т. д. правильный путь». После того, как все пары выполнят задание, ведущий предлагает детям поменять ролями в паре и, теперь, наоборот, от центра лабиринта найти выход за его пределы.

Перед выполнением упражнения ведущий может предложить ребятам потренироваться на доске, на которую вывешивается большое изображение лабиринта.

3. Упражнение «Разноцветные клеточки».

Цели : развитие пространственных представлений о расположении объектов по вертикальной оси, развитие умения самостоятельного употребления слов, обозначающих расположение в пространстве.

Используемые материалы : поля из клеток на отдельных листах бумаги по количеству учащихся (см. Приложение 2).

Каждому участнику выдается лист бумаги с полем из клеток. Ведущий же по заранее приготовленному им полю диктует, используя слова, обозначающие пространственное расположение объектов, какие клеточки каким цветом закрасить.

После выполнения задания дети также могут выступить в роли ведущего, отметив на своём поле по 1-2 клеточки и описав их местоположение другим участникам.

Например: «Клетку в верхнем левом углу закрасьте фиолетовым карандашом, отсчитайте от неё две клетки влево и третью клетку закрасьте зелёным цветом. Отступите от зелёной клетки вниз одну клетку и вторую закрасьте жёлтым карандашом».

4. Упражнение «Самый внимательный»

Цели : развитие умения использования предлогов и слов, обозначающих расположение предметов в пространстве, развитие памяти и внимания.

Ведущий: А теперь мы проверим, кто у нас внимательный.

Выбирается по желанию один ребёнок, который выходит в центр комнаты. Ему даётся задание внимательно оглядеться вокруг, постараться запомнить предметы, находящиеся в комнате. Затем ребёнок закрывает глаза, а другие участники занятия задают ему вопросы о предметах, которые находятся относительно него позади, спереди, справа, слева. Например: «Сколько стульев стоит справа от тебя?», «Есть ли позади тебя синяя парта?».

Важным моментом в этом упражнении является то, что ребёнок получает навык правильного обозначения местоположения предмета относительно не себя, а других объектов пространства.

5. Игра «Рисунок на спине».

Дети рисуют друг у друга на спине буквы, цифры, геометрические фигуры, простые предметы.

Нужно догадаться, что нарисовал партнер.

Приложение 1.

Лабиринт для каждого участника

Лабиринт для показа на доске.

Приложение 2

Упражнение выполняется в паре. Один из участников с помощью устных указаний — команд «заводит » своего партнера в воображаемый лабиринт, схему которого ( рис. 8) он держит перед собой, но не показывает своему «ведомому ». Всего используется три команды. Первая, обозначающая вход в лабиринт,— «Прямо !». Далее, в зависимости от формы лабиринта, следуют команды «Направо !» или «Налево !», после которых идущий по воображаемому лабиринту должен повернуть соответственно в правую или левую сторону. Пройдя лабиринт, «ведомый » должен развернуться на 180° и мысленно выйти из него, вслух сообщая обо всех перемещениях (посредством тех же трех команд). Все это время «заводящий » по схеме контролирует путь партнера. Если «ведомый » справился с заданием успешно, ему предлагается новый лабиринт с большим количеством поворотов и так далее. Затем партнеры меняются местами. Выполняя упражнение, постарайтесь анализировать свои действия. Это поможет разобраться в особенностях своего мышления. Если у вас преобладает зрительная ориентировка в пространстве, то при выполнении упражнения вам легче будет использовать образ воображаемого человечка, который, послушно выполняя команды, идет по лабиринту. Тем, у кого преобладает моторный тип, этого бывает недостаточно. Для того чтобы определить, где же это «налево », а где «направо », они вынуждены каждый раз представлять себя самого на месте «человечка », мысленно влезать внутрь лабиринта и проделывать там воображаемые повороты. Представляя себе различные движения, люди с моторным типом ориентировки не столько видят эти движения, сколько чувствуют их своим телом, ощущают себя выполняющими их.


Рис. 8. Упражнение «Лабиринт »

Обучающийся, обладающий такой особенностью, может продуктивно использовать идеомоторную тренировку для овладения новой техникой чтения и ее совершенствования. Например, реальный результат это дает уже при отработке первого правила быстрого чтения: «читать без регрессий». Вот что писал один из наших учеников: «Двигаюсь по тексту только вперед. Контролирую движение глаз, как в лабиринте, постоянно помню: „никаких возвратных движений“. Ощущение постоянного движения вперед и только вперед по тексту приносит удовлетворение» .

Обучающемуся со зрительным типом идеомоторная тренировка может помочь преимущественно при запоминании сложных умственных действий, связанных, например, с представлением и заполнением блоков интегрального алгоритма чтения и многих других приемов техники быстрого чтения. Как уже отмечалось, «зрительный тип» легче осваивает технику быстрого чтения. Поэтому мы рекомендуем обучающимся «моторного типа» всячески развивать свое воображение в процессе идеомоторных тренировок. Предлагаем еще одно простое упражнение для развития этого качества…

Упражнение выполняется в паре. Один из участников с помощью устных указаний-команд «заводит» своего партнера в воображаемый лабиринт, схему которого (рис. 8) он держит перед собой, но не показывает своему «ведомому». Всего используется три команды. Первая, обозначающая вход в лабиринт,- «Прямо!». Далее, в зависимости от формы лабиринта, следуют команды «Направо!» или «Налево!», после которых идущий по воображаемому лабиринту должен повернуть соответственно в правую или левую сторону. Пройдя лабиринт, «ведомый» должен развернуться на 180° и мысленно выйти из него, вслух сообщая обо всех перемещениях (посредством тех же трех команд). Все это время «заводящий» по схеме контролирует путь партнера. Если «ведомый» справился с заданием успешно, ему предлагается новый лабиринт с большим количеством поворотов и т. д. Затем партнеры меняются местами.

Выполняя упражнение, постарайтесь анализировать свои действия. Это поможет разобраться в особенностях вашего мышления.: Если у вас преобладает зрительная ориентировка в пространстве, то при выполнении упражнения вам легче будет использовать образ воображаемого человечка, который, послушно выполняя команды, идет по лабиринту. Тем, у кого преобладает моторный тип, этого бывает недостаточно. Для того чтобы определить. где же это «налево», а где «направо», они вынуждены каждый раз представлять себя самого на месте «человечка», мысленно влезать внутрь лабиринта и проделывать там воображаемые повороты. Представляя себе различные движения, люди с моторным типом ориентировки не столько видят эти движения, сколько чувствуют их своим телом, ощущают себя выполняющими их. Обучающийся, обладающий такой особенностью, может продуктивно использовать идеомоторную тренировку для овладения новой техникой чтения и ее совершенствования. Например, реальный результат это дает уже при отработке первого правила быстрого чтения: «читать без регрессий». Один из наших учеников писал: «Двигаюсь по тексту только вперед. Контролирую движение глаз, как в лабиринте, помню: «никаких возвратных движений». Ощущение постоянного движения вперед по тексту приносит удовлетворение».Обучающемуся со зрительным типом идеомоторная тренировка может помочь преимущественно при запоминании сложных умственных действий, связанных, например, с представлением и заполнением блоков интегрального алгоритма чтения и многих других приемов техники быстрого чтения. Как уже отмечалось, «зрительный тип» легче осваивает технику быстрого чтения. Поэтому мы рекомендуем обучающимся «моторного типа» всячески развивать свое воображение в процессе идеомоторных тренировок. Предлагаем еще одно простое упражнение для развития этого качества



Рис. 8. Упражнение «Лабиринт»

Упражнение 3.1.2. «Чехарда»



Упражнение также выполняется вдвоем. Используются линейное пятиклеточное поле (рис. 9) и четыре фишки, например шашечные - две черные и две белые. Клетки пронумерованы. Фишки стоят, как показано на рисунке. Цель игры - перегнать черные фишки на те клетки, которые заняты белыми, а белые соответственно на место черных. В игре допустимы следующие виды ходов: перемещение фишки влево или вправо на соседнюю свободную клетку; перепрыгивание фишки влево или вправо через занятую другой фишкой клетку на следующую свободную. Ход игры: вначале вы делаете ходы по очереди на нарисованном поле реальными фишками, например шашками. После усвоения правил игры работаете на воображаемом поле, которое вы видите на своем экране мысленного взора. При этом каждый свой ход вы обозначаете двумя цифрами: номером клетки, с которой перемещается фишка, и номером клетки, на которую она перемещается (например, с 3-й на 5-ю). В том случае, если игра дается вам слишком легко, можно увеличить длину поля и соответственно количество фишек.

Рис. 9. Упражнение «Чехарда»



  • Разделы сайта