Достижения манчини как тренера. Что необходимо знать о новом главном тренере "зенита" роберто манчини. Неудачно возвращался в "Интер"

Тот аккуратностью не отличался, и пилот воскликнул: «Паренек, да ты ничего не смыслишь в этом деле!». Через семь лет этот самый бразилец опередил Карлоса в борьбе за титул чемпиона мира «Формулы-1». Триумфатор сказал своему давешнему обидчику: «Я не сумел начистить твой шлем — может у тебя получится довести до блеска шлем чемпиона?».

14 августа 1952 г. в Рио-де-Жанейро в семье доктора Эстасио Соуто Майора, работавшего в парламенте и министерстве здравоохранения, появился четвертый ребенок. Доктор, был также тренером национальной сборной по теннису, содержал частный корт и надеялся, что младший сын - Нельсон - попадет в число ведущих теннисистов Бразилии. Но мальчик увлекся машинами. Ему было трудно дождаться возраста, необходимого для занятий картингом.


Нельсон Пике-старший на заре гоночной карьеры

Только выиграть!
Отец и сын решили - если в теннисном матче победит сын, он будет заниматься автоспортом, если нет - теннисом. Игра шла целый день, за ней наблюдала вся семья - братья Алексис и Джеральдо, сестра Дженуза и мать - донья Клотильда. Мечта Нельсона, которому в тот день исполнилось пятнадцать, сбылась, но получить водительские права он еще не мог. Его отправили в Калифорнию учиться, что он делал довольно успешно. Возвращение домой было тяжелым - брат Алексис разбился на мотоцикле, отец слышать не хотел об автоспорте. Но Нельсон поступил по-своему. Дабы не травмировать родных, юноша в протоколах соревнований использовал девичью фамилию матери - Пике. В 1972 году он выиграл основанную «Фольксвагеном» бразильскую серию гонок спортивных автомобилей, в 1973 победил в серии «Спорт-2000». В бразильской «Формуле Супер Ви» в 1974-1975 годах его часто подводила техника. В 1975 он участвовал в гонке «Формулы Атлантик». В 1976 году шесть побед обеспечили Пике титул национального чемпиона. Дальше путь лежал в Европу. Сезоны 1977-1978 годов Нельсон провел в классе «Формулы-3». В 1977 году у него третье место, а в 1978 в Англии он почти вчистую выиграл чемпионат, попутно установив рекорд серии - семь побед подряд! Теперь - прямая дорога в «Формулу-1». После тестов Пике дебютировал в Хоккенхайме и до схода выглядел неплохо. Далее он провел три гонки на частном «Макларене», финишировав девятым в Монце.


Итальянцы обеспечивают будущее бразильца

Сияющая звезда

Следующий сезон начался не очень удачно. Сначала третье место в Лонг-Бич, затем технические проблемы в Бразилии. Третий и четвертый этапы в - Буэнос-Айресе и Имоле - Нельсон выигрывает. Весь сезон Пике догоняет Рейтеманна из «Вильямса». За четыре этапа до конца сезона у Нельсона три победы, три третьих места, одно двенадцатое и тридцать девять очков. За три этапа до финиша, ему удается нагнать лидера, заняв второе место в Гран При Нидерландов. Но на следующем этапе он занимает шестое место, и Рейтеманн, придя вторым, опять обгоняет Пике. В Канаде бразилец приходит пятым. Его конкурент заканчивает гонку без очков, и Нельсон теперь отстает от лидера всего на очко. Перед последним этапом, кроме них на чемпионскую корону может претендовать только Жак Лаффит из «Лижье». Решающее сражение сезона состоялось на Гран При Лас-Вегаса. Впереди шел Джонс. Рейтеманн стартовал плохо, но вел борьбу. На семнадцатом круге Пике обогнал аргентинца. Порядок был таким: Джонс, Прост, Вильнев, Джакомелли, Лаффит, Уотсон, Пике, Рейтеманн... Жара мучила и людей, и машины. Вильнев вышел из игры. Джакомелли сошел. Измученный Пике катился как автомат, ни о чем не думая... Наконец к финишу пришел Джонсом, за ним Прост, Джакомелли, Мэнселл, Пике, Лаффит, Рейтеманн... Нельсон, закончив гонку, неподвижно просидел в кокпите четверть часа, не в силах даже снять шлем. Он осознал, что стал победителем только увидев надпись на табло «Нельсон Пике - чемпион мира 1981 года!».


Гран-при Бельгии 1981 года

В 1982 году «Брэбхэм» экспериментировала с болидом. Был опробован турбо мотор БМВ, и команда стала готовить шасси для него. В результате за весь сезон Пике финишировал лишь четырежды, и хотя каждый раз на зачетном месте - первом, втором, четвертом и пятом, не вошел даже в десятку лучших. Сезон 1983 года показал преимущество немецких двигателей. Хотя Пике не всегда удавалось финишировать, его шансы были неплохими. Сначала Прост догонял бразильца, потом они поменялись ролями. Был даже момент, когда Нельсон оказался третьим. К последнему этапу в Южной Африке Пике подошел с тремя победами, тремя вторыми, одним третьим, двумя четвертыми, одним тринадцатым местами и пятьюдесятью пятью очками. Дан старт. Арну, который теоретически мог стать чемпионом, сошел с дистанции на десятом круге. Пике шел вторым, Прост третьим. Если они так и финишируют, у обоих будет по шестьдесят одному очку, и чемпионом станет Прост - у него на одну победу больше. На тридцать шестом круге у француза отказывает турбокомпрессор и он сходит с дистанции. Теперь все зависит только от самого Пике. Бразилец не стал рисковать, сбавил темп и финишировал третьим, и стал дважды чемпионом.

И все-таки трижды чемпион

В 1984 году отменили дозаправку, и родился болид с большим топливным баком. От былой надежности машины не осталось и следа. Пике девять раз не доезжает до финиша. Тем не менее, Нельсон дважды победил, по одному разу был вторым, третьим, шестым, седьмым и девятым, заработал двадцать девять очков и стал пятым в общем зачете. К 1985 году успешный этап в истории команды «Брабхам» закончился, но Пике удалось добиться успеха на «Гран При Франции» и второго места в Монце. Еще в августе Пике подписал контракт с Френком Вильямсом и, так же как его спонсор «Хонда», был уверен, что, получит место первого пилота. Расчет не оправдался. В 1986 году Пике и английский гонщик Мэнселл сражались на равных, как любая другая пара на одинаковых болидах, что не испортило отношений между ними. Нельсон выиграл в Рио, тогда как Мэнселл угодил в аварию на первом круге. Затем целая серия сходов и низких мест завершилась схваткой на Брэндс-Хэтче, где Мэнселл, выступавший на запасной машине, после того как гонке дали повторный старт из-за массового столкновения в первом повороте, выиграл. Далее азартный бразилец одержал три победы подряд - в Хоккенхайме, на Хунгароринге и в Монце. Мэнселл ответил превосходной гонкой в Эшториле, побив Проста, Пике и Сенну в схватке «колесо к колесу». Однако титул ушел к Просту в Аделаиде, где Пике финишировал вторым, набрав в итоге шестьдесят девять очков и заняв в итоговой таблице третье место - за Мэнселлом. В 1987 году команда «Вильямс» - законодатель мод. Соперники мало что могут противопоставить Мэнселлу и Пике. Хотя у англичанина пять побед, а у Нельсона всего три, именно бразилец, набрав больше очков, становится чемпионом, семь раз придя вторым, по одному третьим и четвертым.


Что он сказал!

Став трехкратным чемпионом, Пике вызвал скандал, заявив что «Формула-1» коррумпирована, и чиновники ФИСА заранее договариваются с «конюшнями» о чемпионстве. Это ли было причиной, или время Пике ушло, но больше бразилец выдающихся результатов не показал. В 1988 и 1989 годах он выступает за «Лотус», и хотя входил в десятку сильнейших, не выиграл ни одного Гран При. Переход в «Бенеттон» принес ему новые победы, но вскоре Михаэль Шумахер затмил его. К концу 1991 года Пике уже не получал предложений ведущих команд, да и не нуждался в них. Он не считал возможным участвовать в гонках за символическое вознаграждение и отвернулся от Фоpмулы-1, решив попробовать себя в Индианаполис 500, но в практическом заезде попал в аварию, и получил тяжелые травмы ног. Нельсон вылечился и в последующие годы участвовал во многих гонках. Однако серьезных успехов не добивался. В 1997 году он возвратился в класс «Формулы-3»... владельцем собственной «конюшни», занимаясь карьерой своего сына, что продолжает делать до сих пор.

Манера езды Пике не всегда нравилась публике. Известный своим несерьезно-скандальным поведением (к примеру, вылил стакан воды в карман президенту ФИА, когда тот произносил официальную речь), на трассе Нельсон преображался в удивительно расчетливого человека. Он перенял сдержанный и аккуратный стиль пилотирования героя своего детства Эмерсона Фиттипальди и, не стремясь к безумному риску, постоянно добывал зачетные очки. Двадцать три победы и три чемпионских титула - ответ критикам осторожности и рассудительности Пике.

Эпоха Нельсона Пике не попала в российский телеэфир. И если сегодня имя трехкратного чемпиона мира попадает в прессу, то только в связи с его вольнолюбивым характером. Мы сразу попали в эпоху Сенны и Проста, так что просто необходимо воздать должное знаменитому бразильцу.

Отец Нельсона доктор Эстасио Сото-Майор имел четверых детей. Он был известен и уважаем в Бразилии уже десяток лет за работу в парламенте и в министерстве здравоохранения. Кроме того он имел опыт тренера национальной сборной по теннису, содержал частный корт и надеялся, что его младший сын - Нельсон когда-нибудь попадет в число ведущих теннисистов Бразилии. Ведь все условия для этого он вполне мог предоставить. Но все сложилось по другому. Не знаю, был бы Нельсон ведущим теннисистом, вполне вероятно, но его увлекало совершенно другое. Ему было трудно дождаться возраста, необходимого для занятий картингом, которым увлекались его старшие товарищи. Нельсон хотел автомобиль. Более чудесного будущего он для себя не планировал. Расказывают, что отец и сын заключили договор - если в теннисном матче победит сын, то он будет заниматься автоспортом, если нет - продолжит занятия теннисом. Игра длилась целый день, свидетелями была вся семья - братья Алексис и Джеральдо, сестра Дженуза и мать - донья Клотильда. Мечта Нельсона, которому в этот день исполнилось 15 лет, сбылась, но поскольку получить водительские права в этом возрасте не было возможности, его отправили в Калифорнию учиться, что он и делал довольно успешно.

Уже тогда фамилия Сото-Майор в протоколах соревнований сменилась на более звучную - Пике - девичью фамилию матери. Скоро эту фамилию узнает весь мир, но девятнадцатилетний юноша еще не знал об этом. Предстояло пройти огромный путь от победы в национальном чемпионате по картингу к трем чемпионским званиям "Формулы-1". Но уже в то время была одна черта, объединявшая тогдашнего юношу и опытного чемпиона - любовь к женщинам. Всю гоночную карьеру его будет сопровождать неофициальное звание "гоночного плейбоя". Но вернемся к нашей истории.
В 1972 году он выиграл основанную «Фольксвагеном» бразильскую серию гонок спортивных автомобилей за рулем «Камбер VW», в 1973 году добился победы в бразильской серии «Спорт-2000» все на том же «Камбер-Фольксваген».

Победы принесли желаемый результат. Он получил предложение попробоваться на машину «Формулы-1», по завершении тестов дебютировал в Хоккенхайме за рулем «Ensing - Ford» Мо Нанна и до преждевременного схода выглядел неплохо. Затем Пике провел три гонки на частном «Макларене», финишировав девятым в Монце, после чего был ангажирован Берни Экклстоуном в качестве партнера Ники Лауды в «Брэбхем-Альфе». Он многому научился, находясь в одной команде с двукратным чемпионом мира, но при этом не упускал случая показать, что может ездить быстрее австрийца. Правда удавалось это ему крайне нечасто. Впрочем это были времена, когда о "командной борьбе" речь даже не шла. Под руководством Ники Лауды молодой Нельсон получал свое образование в F1. В благодарность за старание он заслужил уважение Ники, который долго считал Пике одним из лучших водителей.

Уже через год, в 1980-м, Пике был близок к завоеванию своего первого чемпионского титула. На старте сезона, в Буэнос-Айресе, он финишировал вторым на «Брэбхем-Косворт» ВТ49, сошел в Бразилии, но затем стал четвертым в Кьялами. А чуть позже, в Лонг-Бич, отпраздновал свою первую в «Формуле-1» победу, которая позволила ему возглавить общий зачет чемпионата.

В 1980 году Нельсон также принимал участие в организованной «БМВ» серии «Прокар», где одинаковыми, экипированными двигателями средней мощности автомобилями управляли бывшие и нынешние звезды «Гран-при». Пике стал чемпионом серии. Теперь было просто необходимо победить в "Формуле-1".

Перед началом сезона 1981 года бразилец был уже в числе фаворитов. Интересно, жалел ли тогда Эстасио Сото-Майор о том, что ему не удалось уговорить сына заняться теннисом? Сезон начался не очень удачно. Сначала всего лишь третье место в Лонг-Бич, затем технические проблемы помешали ему показать хороший результат на домашней гонке в Бразилии. Но к третьему этапу все наладилось. Нельсон выигрывает этап в Буэнос-Айресе, затем в Имоле.

Решающее сражение сезона состоялось на Гран При Лас-Вегаса. Впереди шел Джонс с большим отрывом. Рейтеманн плохо стартовал, но имел перед Пике преимущество в одно очко. У Жака Лаффита также был теоретический шанс на первенство. Джонс мчался вперед. Пике и Рейтеманн вели борьбу между собой и за мировое первенство. На 17-м круге Пике обогнал аргентинца. Порядок был следующим: Джонс, Прост, Вильнев, Джакомелли, Лаффит, Уотсон, Пике, Рейтеманн... Жара мучила не только людей, но и машины. Вильнев вышел из игры. Джакомелли сошел. Усталость и цель были единственными в душе Пике. На пит-стопе показалась табличка: осталось 30 кругов (почти 100 км!!!), затем 20 кругов... Пике катился как автомат, ничего не зная, ни о чем не думая... Когда прошло немногим более часа и 44 минут, клетчатый флаг взвился над Джонсом. Затем к финишу пришел Прост, за ним Джакомелли, Мэнселл, Пике, Лаффит, Рейтеманн... Пике заехал в закрытый парк совершенно без сил. Он неподвижно сидел в автомобиле, откуда нужно было только подняться и выйти. Улыбка заиграла на лице после того как он увидел надпись на табло "Nelson Piquet World Champion 1981". Только теперь он осознал, что стал победителем.

Сезон 1982 года стал для молодого чемпиона еще более трудным. В "Формулу-1" входили двигатели с турбонаддувом и конструкторы пытались применить эти мощные, но очень неэкономные моторы. Первый автомобиль с таким мотором фирмы BMW, подготовленный для "Бребхэм" дебютировал 9 мая на "Гран-при Бельгии". На эту модель в полном масштабе выпали "муки творчества" по подготовке шасси нового поколения, адаптированных под специфику "турбо". О надежности первого варианта немецкого двигателя свидетельствует "Гран-при Франции", во время которого команда заменила восемь!!! моторов. Так что сезон 1982 года не позволил Пике повторить прошлогодний результат. Но один раз бразилец все-таки приехал первым - в Канаде, заняв в итоговом протоколе чемпионата лишь 11 место.

Поскольку в 1984 году отменили дозаправку, новый ВТ53 родился с топливным баком большего объема. Но преимущество перешло к «Макларенам» с турбомотором «ТАГ-Порше». Достигнутая было в 1983 году надежность была потеряна. Первая победа досталась Пике лишь на седьмом этапе в Канаде, затем последовало первое место и Детройте. Обновленная задняя подвеска позволила Пике достичь второго места на Остеррайхринге и третьего - на вновь отстроенном автодроме Нюрбургринг, но на финише сезона Пике стал лишь пятым в общем зачете чемпионата мира.

Еще в августе Пике подписал контракт с Френком Вильямсом и, так же как его спонсор «Хонда», был уверен, что, получит место первого пилота с Мэнселлом в качестве поддержки. Наверно, наивно было рассчитывать на такой расклад при широчайшей популярности английского гонщика. Расчет не оправдался, и в 1986 году Пике и Мэнселл сражались на равных, как любая другая пара на одинаковых автомобилях. Но это обстоятельство не испортило отношения между ними.

В первой половине сезона Фрэнк Уильямс не присутствовал на гонках. В апреле, возвращаясь с тестов на автодроме «Поль Рикар», он попал в тяжелейшую дорожную аварию и оказался прикованным к инвалидному креслу. Команда предоставила Пике и Мэнселлу новый «Уильямс» FW11 чуть более компактного дизайна. Нельсон выиграл в Рио в то время, как Мэнселл, атакуя Сенну, угодил в аварию на первом круге. Затем целая серия сходов и низких мест завершилась схваткой на Брэндс-Хэтче, где Мэнселл, выступавший на запасной маните, после того как гонке дали повторный старт из-за массового столкновения в первом повороте, выиграл, к невероятной радости своих английских фанов. После этого азартный бразилец одержал три победы подряд - в Хоккенхайме, на Хунгароринге и в Монце. Мэнселл ответил превосходной гонкой в Эшториле, побив Проста, Пике и Сенну в схватке "колесо к колесу". Однако титул ушел к Просту в Аделаиде, где Пике финишировал вторым, а Найджел на громадной скорости вылетел с трассы из-за взрыва покрышки.

Годы 88-й и 89-й, проведенные в команде Lotus, были несчастливыми для Нельсона. Переход в "Вenetton" принес ему новые победы, однако "солнечный мальчик" - Михаэль Шумахер отодвинул его в сторону. Он оставил F1 и решил попробовать свои силы в INDY, однако, во время тренировочных заездов в Индианаполисе попал в серьезную аварию, получив тяжелые переломы обеих ног. Он вылечился, но не оставил занятия автоспортом. Возраст давал себя знать, и он уже не был тем лихим пилотом, который вдруг стал серьезным соперником Алена Джонса.

В последующие годы он участвовал во многих гонках, самыми серьезными из которых были гонки в Ле-Мане в 1996 и 97-м годах. Однако серьезных успехов не добивался. В 1997 году он возвратился в класс F3... владельцем собственной "конюшни".

При подготовке материала использовались книги: Юха Кярккяйнен "Formula 1 Звезды", Джон Типлер "Формула-1. История побед", Артем Атоян "Формула 1. Гонки и гоночные автомобили", переводные материалы из интернета и периодической печати.

Сегодня речь пойдет об одном из героев "королевского" вида спорта - "Формулы-1". Такое название он получил из-за высокой стоимости проведения соревнований. Цена болида с комплектующими (их 80 000 компонентов) на сезон вам обойдется в 15 000 000 у. е. Это в том случае, если все пройдет гладко, без аварий. Моторы здесь живут недолго на бешеных оборотах. В сезон на них тратится пара миллионов долларов. Плюс еще коробки передач на чуть меньшую сумму. Одна гайка на колесо стоит 110 у. е., их нужно 500 штук, и самих колес с дисками на сотни тысяч долларов. Список расходов длинный, поистине доступный лишь королям.

Факты из биографии

Фамилия героя данной статьи - Соуту-Майор, но он стал известным в мире мотоспорта под именем Нельсон Пике. Сейчас встречается приставка - "старший" или "младший", но об этом чуть позже. У серьезного госслужащего, министра здравоохранения и владельца своего теннисного клуба Эстасио Гонсалвеса Соуту-Майора, который проживал в Рио-де-Жанейро (Бразилия), родился четвертый ребенок. Самого младшего из троих сыновей (одна дочь) назвали Нельсон. Отец возлагал на него большие надежды. Он хотел дать ему хорошее образование, всей душей желал, чтобы мальчик стал чемпионом мира в большом теннисе (отец имел опыт работы главным тренером сборной страны).

Роковой матч

Свой корт у семьи был, деньги тоже. Ничего плохого в этом не было, если не учитывать, что мальчику нравились автомобили и быстрая езда. Ходят слухи, что между сыном и отцом состоялся теннисный матч-пари. Если выиграет отец, то сын должен будет заниматься теннисом, ну, а если проиграет, то разрешит ему покорять автоспорт. Нельсон выиграл, но в возрасте 15 лет ему еще не разрешалось водить машину.

Образование и первые гонки

Чтобы отвлечь сына от гонок, родители воспользовались моментом и отправили сына учиться в Калифорнию. Нельсон учил английский и перенимал опыт самостоятельной жизни от богатых родителей. По приезду домой его ожидала плохая новость. В автокатастрофе на мотоцикле разбился его старший брат. О мотоспорте поднимать тему на семейном совете после этого было неуместно. Но против природы не пойдешь, и Нельсон все-таки принимал участие в гонках на картингах.

Довольно быстро он стал чемпионом Бразилии в классе моторов с объемом не больше 155 кубических сантиметров. Чтобы родственники не узнали об этих занятиях, в протоколах Нельсон указывал девичью фамилию своей матери - Пике. Страсть к машинам и женщинам дала ему прозвище "гоночный плейбой". В начале семидесятых годов он выигрывал различные национальные гонки. В 1976 году добыл титул национального чемпиона, шестикратно выигрывая в "Формуле Супер Ви" и "Атлантик".

Начало великой карьеры

Дальше путь лежал в Европу, где в 1978 году автогонщик Нельсон Пике неоднократно становился призером разных соревнований и в конце концов выиграл чемпионат Англии в "Формуле-3". За это он получил приглашение попробовать свои силы в гонках "Формула-1". И тут началась его великая карьера. Получая образование у самого из новичков Нельсон стремительно переходил в асы автоспорта тех времен.

Победы

Непрерывно участвуя в 14 сезонах F-1 в течение семи лет гонок, Нельсон Пике - старший трижды становился чемпионом мира (в 1981, 1983, 1987 годах). Один раз занимал вторую ступеньку и трижды был на третьем месте. Выступал очень стабильно на то время, когда еще техника была далека от совершенства. Турбоподдув только начал вводиться, необходимо было особое умение, чтобы держать баланс моторов от перегрева. Нельсон Пике хотя бы один раз, но побеждал в одном из Гран-При в своих 10 сезонах из 14. Видеть гонки тех времен мы можем сейчас лишь в интернете. У нас в странах СССР еще не было в то время трансляций этого вида спорта, чтобы не отвлекать народ от строительства коммунизма.

Нельсон Пике в интервью не мог не отличиться, чтобы не обмолвиться острым словцом о своих коллегах. Одного из них после аварии в гонке он даже попытался побить. Дело было в 1982 году на Гран-При в Германии, когда после столкновения на трассе Нельсон Пике не смог удержать пыл и нанес несколько ударов чилийскому гонщику Элисио Салазару. Благо, гонщики на тот момент еще были в шлемах и защитных костюмах, так что серьезных увечий нанести не получилось бы даже при сильном желании. Но факт остался фактом.

Младший сын великого гонщика

Один из сыновей гонщика - Нельсон Пике - младший, как его называют в прессе (второе прозвище - Нельсиньйо) пошел по стопам своего папы. Он был скандальным участником "Формулы-1". Устроил драку в NASCAR в борьбе даже за 14-ю позицию. Был один темный ход в команде "Рено", за которую на тот момент выступал Нельсон Пике - младший. Под угрозой увольнения ему было предложено устроить подставную аварию на Гран-При в Сингапуре 2008 года, где после удачной разводки выиграл его коллега по команде Фернандо Алонсо.

После ухода из F-1 по настоянию его отца был поднят этот факт. Зачинщики этой аварии - легендарный Флавио Бриатоле и Пет Симондс - в нужное время оказались в нужном месте. Они понесли наказание в виде отстранения от великого спорта, и до сих пор по этому делу тянутся судебные тяжбы. Гонщиков все же помиловали в этом случае.

Личная жизнь

Несомненно, это великий спорт, так что и разборки в нем тоже не мелкие. Но заслуги Нельсона Пике эти случаи не уменьшают. У него большая семья и много детей. Пять сыновей и две дочери. Об этом достижении можно долго писать. Сейчас супруги не живут вместе. Женой Нельсона Пике была голландская модель Сильвия Тамсма, с которой они прожили яркие годы жизни. Все их сыновья отличились, кто в большей, кто в меньшей степени, в автоспорте. Красавицы-дочки тоже не остались серыми мышками. Младшая дочь Джулия снялась в 2003 году в фильме "Второй шанс".

Келли - старшая дочь Пике

Старшая дочь Нельсона Пике Келли родилась 7 декабря 1988 года, когда родители жили в Германии. Училась в Европе, но старшую школу окончила уже в Бразилии. Высшее образование в сфере международных отношений получила в Нью-Йорке. Свободно владеет английским, португальским и французскими языками. Вела блоги разных модных журналов. Работала волонтером в Танзании - учила деток английскому языку. И с 2014 года начала руководить отделом SMM и ведет странички в соцсетях о соревнованиях "Формулы-Е". Но самое интересное, что на одной из вечеринок в Монако ее видели в компании с нашим гонщиком из "Формулы-1" - Даниилом Квятом.

Хоть разница у них в шесть лет, но их отношения развиваются. Возможно, когда-то Даниил наконец-то станет первым чемпионом из России в этих престижных мировых соревнованиях, а может, даже и зятем выдающемуся трехкратному чемпиону в "Формулы-1" - Нельсону Пике - старшему, который и дальше продолжает свои заезды.

После ухода из F-1, сделав свой последний заезд в Гран-при Австралии в 1991 году, он ушел в тень. Молодой Михаэль Шумахер установил надолго свое лидерство в этих соревнованиях. Нельсон Пике не стал унижать себя постоянными поражениями. Для великого гонщика это было бы слишком обидно. Лучше навсегда остаться в сердцах своих болельщиков победителем. Нельсон так и поступил.

Но, видимо, возраст начал брать свое, большой спорт остался позади. Нельсон не сдавался и продолжал гонки в серии INDY, где получил серьезное предупреждение свыше. Он попал в тяжелую аварию и переломал обе ноги. После выздоровления все равно продолжал выступления, теперь уже в гонках серии "Ле-Ман" в 1996-1997 годах. Но так и не добившись серьезных результатов, понял, что нужно дать дорогу молодым, и ушел руководить своей собственной железной конюшней в "Формуле-3".

Для многих поклонников автоспорта Формула-1 80-х годов ассоциируется с именем Нельсона Пике. За семь лет (1981-1987) бразильский пилот трижды становился чемпионом «королевских гонок».

Родился 17.08.1952

Карьера в Формуле-1 :

  • Ensign (1978).
  • Brabham (1979–1985).
  • Williams (1986–1987).
  • Lotus (1988–1989).
  • Benetton (1990–1991).

Достижения :

  • Чемпион мира 1981, 1983, 1987 годов.
  • Серебряный призер чемпионата мира 1980 года.
  • Бронзовый призер чемпионатов мира 1986, 1990 годов.

Основные показатели: 23 победы, 60 подиумов, 24 поул-позишн, 23 лучших круга, 485,5 очков.

На трассу вместо корта

Нельсон Пике родился в 1952 году в богатой и влиятельной семье. Его отец, доктор Эстасио, был известным политиком, а еще раньше – тренером сборной Бразилии по теннису. Его естественным желанием было сделать из сына известного теннисиста.

С этой целью Нельсон даже был отправлен в США получать высшее образование и тренироваться на американских кортах. Можно представить себе шок доктора Эстасио, когда его сын после возвращения из Штатов заявил, что намерен стать автогонщиком. Реакция отца была настолько негативной, что Нельсон даже решил участвовать в картинговых соревнованиях под девичьей фамилией матери.

Гоночное начало

Уже первые результаты Нельсона в Бразилии заставили его отца кусать себе локти за то, что он не позволил сыну выступать под своей настоящей фамилией. В 1972 и 1973 годах за рулем Camber VW Пике одерживает победы в кузовных бразильских чемпионатах. После этого Нельсон переходит в формульные соревнования и в 1976 году выигрывает титул в чемпионате Формулы Super Vee.

Логичным продолжением карьеры бразильца стал переезд в Европу и участие в чемпионате британской Формулы-3. В чемпионате, который, напомним, подарил миру автоспорта единственного на тот момент бразильского чемпиона «королевских гонок» Эмерсона Фиттипальди. Ставка именно на эту младшую формульную серию оказалось верной – Пике выигрывает чемпионат 1978 года и получает приглашение в Формулу-1.

Лидер Brabham

Свою первую гонку в Формуле-1 Пике проводит в Хоккенхайме за рулем команды Ensign. Далее были три гонки за McLaren, после чего Нельсон Пике получил предложение от владельца команды Brabham стать напарником Ники Лауды.

Первый полный сезон в Формуле-1 Пике провел ни шатко, ни валко. Выступал вроде бы и неплохо, но на фоне партнера по команде, двукратного чемпиона мира Ники Лауды, ничем особым не выделялся. Однако год спустя австриец уходит из автоспорта, и Нельсон Пике становится лидером Brabham.

Уже в 1980 году Нельсону Пике удалось несколько посрамить скептиков. Пике до последнего боролся за титул с Аланом Джонсом из Williams, и лишь сходы бразильца в двух последних гонках лишили его шансов на первое место.


Сезон 1981 года стал чемпионатом Нельсона. Воспользовавшись оригинальной подвеской своей машины и чрезмерной борьбой пилотов Williams между собой, Пике выигрывает титул, опередив Карлоса Ройтеманна всего на одно очко.

Однако следующий сезон Формулы-1 ознаменовался наступлением «турбоэры», а Brabham так и не успел в тот год перейти с атмосферных двигателей Ford на турбированные моторы BMW. Как итог, лишь одиннадцатое место.

Но уже в 1983 году Пике завоевывает второй титул чемпиона. Причем выигрывает его вопреки тому, что фаворитом сезона считали Алена Проста на Renault, чьи турбомоторы были самыми мощными. Однако дисциплинированный пилотаж Нельсона Пике и передряги в стане французов сделали бразильца двукратным чемпионом.

Williams

Последовавшие за этим два года неудач заставили Пике решиться на радикальные перемены в своей карьере. И после семи лет выступлений за Brabham Нельсон переходит в стан своих принципиальных соперников – Williams.

Однако в 1986 году в Williams случилось то, благодаря чему Нельсон Пике выиграл свой первый титул. Фрэнк Уильямс продолжал придерживаться принципов равенства партнеров по команде, что привело к войне между бразильцем и Найджелом Мэнселлом. Причем Пике утверждал, скорее всего, ошибочно, что команда в этом противостоянии активно помогает своему земляку. Закончилась эта борьба точно так же, как и в 1981 году – пилоты Williams упустили титул, и чемпионом стал Ален Прост.


Свой третий и последний титул Нельсон Пике завоевал в 1987 году, опередив-таки Мэнселла в личном зачете. Тот сезон также запомнился тяжелейшей аварией бразильца в Имоле, где он на тренировке врезался в отбойник в Тамбурелло.

Закат

Наверное, Нельсон Пике не смог, что называется, вовремя уйти. Закат его карьеры растянулся на четыре бесславных года, которые он провел в Lotus и Benetton. Правда, в команде Флавио Бриаторе дела Нельсона, казалось, вновь пошли на подъем – Пике одержал две победы в 1990-ом и стал по итогам сезона третьим. Но уже через год бразильцу пришлось заканчивать карьеру – Бриаторе предпочел трехкратному чемпиону мира молодого вундеркинда по имени . Пике пришлось покинуть Формулу-1.

Любопытно, что сын Нельсона Пике начал свою карьеру в Формуле-1 в Renault – организации, купившей Benetton, последнюю команду Пике-старшего в «королевских гонках». Но, пожалуй, сходство между отцом и сыном ограничивается только этим. Нельсиньо-младший – яркий пример современного автогонщика, неконфликтного, неяркого и всегда корректного. Его отец же был чемпионом, которого постоянно сопровождали скандалы и конфронтации, от чего он, похоже, только получал удовольствие. Жизненным лозунгом Нельсона Пике было и остается: «Бери от жизни все».

Эпоха Нельсона Пике не попала в российский телеэфир. И если сегодня имя трехкратного чемпиона мира попадает в прессу, то только в связи с его вольнолюбивым характером. Мы сразу попали в эпоху Сенны и Проста, так что просто необходимо воздать должное знаменитому бразильцу.


Отец Нельсона доктор Эстасио Сото-Майор имел четверых детей. Он был известен и уважаем в Бразилии уже десяток лет за работу в парламенте и в министерстве здравоохранения. Кроме того он имел опыт тренера национальной сборной по теннису, содержал частный корт и надеялся, что его младший сын - Нельсон когда-нибудь попадет в число ведущих теннисистов Бразилии. Ведь все условия для этого он вполне мог предоставить. Но все сложилось по другому. Не знаю, был бы Нельсон ведущим теннисистом, вполне вероятно, но его увлекало совершенно другое. Ему было трудно дождаться возраста, необходимого для занятий картингом, которым увлекались его старшие товарищи. Нельсон хотел автомобиль. Более чудесного будущего он для себя не планировал. Расказывают, что отец и сын заключили договор - если в теннисном матче победит сын, то он будет заниматься автоспортом, если нет - продолжит занятия теннисом. Игра длилась целый день, свидетелями была вся семья - братья Алексис и Джеральдо, сестра Дженуза и мать - донья Клотильда. Мечта Нельсона, которому в этот день исполнилось 15 лет, сбылась, но поскольку получить водительские права в этом возрасте не было возможности, его отправили в Калифорнию учиться, что он и делал довольно успешно.

Время, проведенное в Америке, не прошло даром для сына богатых родителей. Главное, чему научился Нельсон - умение жить самостоятельно. Возвращение в Бразилию принесло разочарование - брат Алексис разбился на мотоцикле. Отец и слышать не хотел об автоспорте. Однако Нельсон поступил по своему. Он решил участвовать в картинговом чемпионате и вместе со своим другом Алексом Диашу Риберо принялся штурмовать первый гоночный Олимп. Уже второй сезон принес ему звание чемпиона Бразилии в 155 кубовом классе.

Уже тогда фамилия Сото-Майор в протоколах соревнований сменилась на более звучную - Пике - девичью фамилию матери. Скоро эту фамилию узнает весь мир, но девятнадцатилетний юноша еще не знал об этом. Предстояло пройти огромный путь от победы в национальном чемпионате по картингу к трем чемпионским званиям "Формулы-1". Но уже в то время была одна черта, объединявшая тогдашнего юношу и опытного чемпиона - любовь к женщинам. Всю гоночную карьеру его будет сопровождать неофициальное звание "гоночного плейбоя". Но вернемся к нашей истории.

В 1972 году он выиграл основанную "Фольксвагеном" бразильскую серию гонок спортивных автомобилей за рулем "Камбер VW", в 1973 году добился победы в бразильской серии "Спорт-2000" все на том же "Камбер-Фольксваген".

В бразильской "Формуле Супер Ви" в 1974-м и 1975 годах его не раз подводила техника. В 1975-м он в компании с Рибейру участвовал в гонке "Формулы Атлантик". В 1976 году шесть побед обеспечили Пике титул национального чемпиона. Дальнейший путь лежал в Европу. Сезоны 77-го и 78-го годов Нельсон провел в классе F3. В 1977 году он завоевал призовое третье место, а в 78-м в Англии почти вчистую выиграл чемпионат F3.

Победы принесли желаемый результат. Он получил предложение попробоваться на машину "Формулы-1", по завершении тестов дебютировал в Хоккенхайме за рулем "Ensing - Ford" Мо Нанна и до преждевременного схода выглядел неплохо. Затем Пике провел три гонки на частном "Макларене", финишировав девятым в Монце, после чего был ангажирован Берни Экклстоуном в качестве партнера Ники Лауды в "Брэбхем-Альфе". Он многому научился, находясь в одной команде с двукратным чемпионом мира, но при этом не упускал случая показать, что может ездить быстрее австрийца. Правда удавалось это ему крайне нечасто. Впрочем это были времена, когда о "командной борьбе" речь даже не шла. Под руководством Ники Лауды молодой Нельсон получал свое образование в F1. В благодарность за старание он заслужил уважение Ники, который долго считал Пике одним из лучших водителей.

Но сезон 1979-го года был тяжелым для Brabham. Частые отказы техники - из 15 этапов Нельсон смог добраться до финиша только в трех гонках. В результате Пике стал только 15-м, завоевав всего 3 очка. В конце сезона команда сменила мотор Alfa-Romeo на Ford-Cosworth. Но первый полноценный сезон в "Формуле-1" оказался не самым успешным. Все еще было впереди.

Уже через год, в 1980-м, Пике был близок к завоеванию своего первого чемпионского титула. На старте сезона, в Буэнос-Айресе, он финишировал вторым на "Брэбхем-Косворт" ВТ49, сошел в Бразилии, но затем стал четвертым в Кьялами. А чуть позже, в Лонг-Бич, отпраздновал свою первую в "Формуле-1" победу, которая позволила ему возглавить общий зачет чемпионата.

После аварии в Бельгии он стал третьим в Монако, потом вторым за Джонсом в Брэндс-Хэтче и четвертым за ним же в Хоккенхайме. На трассе Зандвоорта пришла вторая победа Нельсона, затем третья - в Монце. Он проиграл в Канаде, а на Уоткинс Глене ошибся и потерял управление под прессингом нового чемпиона мира Алана Джонса и по результатам чемпионата стал вторым. И о нем заговорили. Заговорили как о звезде.

В 1980 году Нельсон также принимал участие в организованной "БМВ" серии "Прокар", где одинаковыми, экипированными двигателями средней мощности автомобилями управляли бывшие и нынешние звезды "Гран-при". Пике стал чемпионом серии. Теперь было просто необходимо победить в "Формуле-1".

Перед началом сезона 1981 года бразилец был уже в числе фаворитов. Интересно, жалел ли тогда Эстасио Сото-Майор о том, что ему не удалось уговорить сына заняться теннисом? Сезон начался не очень удачно. Сначала всего лишь третье место в Лонг-Бич, затем технические проблемы помешали ему показать хороший результат на домашней гонке в Бразилии. Но к третьему этапу все наладилось. Нельсон выигрывает этап в Буэнос-Айресе, затем в Имоле.

Решающее сражение сезона состоялось на Гран При Лас-Вегаса. Впереди шел Джонс с большим отрывом. Рейтеманн плохо стартовал, но имел перед Пике преимущество в одно очко. У Жака Лаффита также был теоретический шанс на первенство. Джонс мчался вперед. Пике и Рейтеманн вели борьбу между собой и за мировое первенство. На 17-м круге Пике обогнал аргентинца. Порядок был следующим: Джонс, Прост, Вильнев, Джакомелли, Лаффит, Уотсон, Пике, Рейтеманн... Жара мучила не только людей, но и машины. Вильнев вышел из игры. Джакомелли сошел. Усталость и цель были единственными в душе Пике. На пит-стопе показалась табличка: осталось 30 кругов (почти 100 км!!!), затем 20 кругов... Пике катился как автомат, ничего не зная, ни о чем не думая... Когда прошло немногим более часа и 44 минут, клетчатый флаг взвился над Джонсом. Затем к финишу пришел Прост, за ним Джакомелли, Мэнселл, Пике, Лаффит, Рейтеманн... Пике заехал в закрытый парк совершенно без сил. Он неподвижно сидел в автомобиле, откуда нужно было только подняться и выйти. Улыбка заиграла на лице после того как он увидел надпись на табло "Nelson Piquet World Champion 1981". Только теперь он осознал, что стал победителем.

Сезон 1982 года стал для молодого чемпиона еще более трудным. В "Формулу-1" входили двигатели с турбонаддувом и конструкторы пытались применить эти мощные, но очень неэкономные моторы. Первый автомобиль с таким мотором фирмы BMW, подготовленный для "Бребхэм" дебютировал 9 мая на "Гран-при Бельгии". На эту модель в полном масштабе выпали "муки творчества" по подготовке шасси нового поколения, адаптированных под специфику "турбо". О надежности первого варианта немецкого двигателя свидетельствует "Гран-при Франции", во время которого команда заменила восемь!!! моторов. Так что сезон 1982 года не позволил Пике повторить прошлогодний результат. Но один раз бразилец все-таки приехал первым - в Канаде, заняв в итоговом протоколе чемпионата лишь 11 место.

К сезону 1983 года был готов ВТ51 - новый автомобиль с граунд-эффектом. Пике выиграл в Бразилии, Италии, на Брэндс-Хэтче. Результатом стал второй титул чемпиона мира, завоеванный в упорной борьбе: гонщик "Рено" Ален Прост отстал всего на два очка. В Кьялами Пике наклеил значок клуба своих фанов на хвост болида Проста, чем вывел последнего из себя. Однажды, когда Жан-Мари Балестр говорил речь, Пике вылил в карман президенту ФИА стакан воды. Солидному Балестру пришлось разразиться смехом.

Поскольку в 1984 году отменили дозаправку, новый ВТ53 родился с топливным баком большего объема. Но преимущество перешло к "Макларенам" с турбомотором "ТАГ-Порше". Достигнутая было в 1983 году надежность была потеряна. Первая победа досталась Пике лишь на седьмом этапе в Канаде, затем последовало первое место и Детройте. Обновленная задняя подвеска позволила Пике достичь второго места на Остеррайхринге и третьего - на вновь отстроенном автодроме Нюрбургринг, но на финише сезона Пике стал лишь пятым в общем зачете чемпионата мира.

В 1985 году основной проблемой ВТ54 была резина "Пирелли", оказавшаяся гораздо хуже используемого повсеместно "Гудьира". Пике, однако, удалось добиться успеха на "Гран-при Франции" и второго места в Монце. В остальном это был не самый удачный год. Было понятно, что успешный этап в истории команды "Brabham" закончился. На снимке - столкновение на "Гран-при Монако" между Пике и Патрезе.

Еще в августе Пике подписал контракт с Френком Вильямсом и, так же как его спонсор "Хонда", был уверен, что, получит место первого пилота с Мэнселлом в качестве поддержки. Наверно, наивно было рассчитывать на такой расклад при широчайшей популярности английского гонщика. Расчет не оправдался, и в 1986 году Пике и Мэнселл сражались на равных, как любая другая пара на одинаковых автомобилях. Но это обстоятельство не испортило отношения между ними.

В первой половине сезона Фрэнк Уильямс не присутствовал на гонках. В апреле, возвращаясь с тестов на автодроме "Поль Рикар", он попал в тяжелейшую дорожную аварию и оказался прикованным к инвалидному креслу. Команда предоставила Пике и Мэнселлу новый "Уильямс" FW11 чуть более компактного дизайна. Нельсон выиграл в Рио в то время, как Мэнселл, атакуя Сенну, угодил в аварию на первом круге. Затем целая серия сходов и низких мест завершилась схваткой на Брэндс-Хэтче, где Мэнселл, выступавший на запасной маните, после того как гонке дали повторный старт из-за массового столкновения в первом повороте, выиграл, к невероятной радости своих английских фанов. После этого азартный бразилец одержал три победы подряд - в Хоккенхайме, на Хунгароринге и в Монце. Мэнселл ответил превосходной гонкой в Эшториле, побив Проста, Пике и Сенну в схватке "колесо к колесу". Однако титул ушел к Просту в Аделаиде, где Пике финишировал вторым, а Найджел на громадной скорости вылетел с трассы из-за взрыва покрышки.

Манера езды Пике не всегда нравилась публике. В 1987-м Мэнселл стабильно выигрывал гонки а Пике приходилось довольствоваться вторыми местами. Однако, он смог одержать три решающие победы, которые сделали его в третий раз чемпионом мира. Мэнселл в Японии врезался на скорости в шинное ограждение и выбыл из борьбы за чемпионский титул. Став чемпионом. Пике сказал, что F1 полностью коррумпирована, и что чиновники FISA и "конюшни" заранее договариваются о чемпионстве. Разве этому кто-то мог тогда в это поверить?

Годы 88-й и 89-й, проведенные в команде Lotus, были несчастливыми для Нельсона. Переход в "Вenetton" принес ему новые победы, однако "солнечный мальчик" - Михаэль Шумахер отодвинул его в сторону. Он оставил F1 и решил попробовать свои силы в INDY, однако, во время тренировочных заездов в Индианаполисе попал в серьезную аварию, получив тяжелые переломы обеих ног. Он вылечился, но не оставил занятия автоспортом. Возраст давал себя знать, и он уже не был тем лихим пилотом, который вдруг стал серьезным соперником Алена Джонса.

В последующие годы он участвовал во многих гонках, самыми серьезными из которых были гонки в Ле-Мане в 1996 и 97-м годах. Однако серьезных успехов не добивался. В 1997 году он возвратился в класс F3... владельцем собственной "конюшни".

При подготовке материала использовались книги: Юха Кярккяйнен "Formula 1 Звезды", Джон Типлер "Формула-1. История побед", Артем Атоян "Формула 1. Гонки и гоночные автомобили", переводные материалы из интернета и периодической печати.



  • Разделы сайта