Всемирная олимпиада по робототехнике. «Лига Роботов» готовится выиграть Мировую олимпиаду по робототехнике! Всемирная олимпиада роботов

РККА к началу Великой Отечественной войны располагала более чем 23 тысячами танков разных типов. Техническое состояние этих машин также было различным. Катастрофическое для СССР начало войны и череда поражений лета-осени 1941 года серьезно выкосили советский танковый парк. К началу контрнаступления под Москвой Красной Армии удалось собрать всего лишь 774 танка, из которых всего 222 были тяжелыми и средними.

Легкий танк Т-60, на основе которого затем и постарались создать модернизированную версию Т-45, появился не от хорошей жизни. В планах военных был запуск в серийное производство легкого танка Т-50, который по набору тактико-технических характеристик был очень достойной боевой машиной, однако в условиях войны советская промышленность не смогла освоить его выпуск. В мирное время, потратив некоторое время, танк бы обязательно запустили в серию, но мирного времени у страны больше не было.


В такой обстановке, когда Т-50 в серию так и не пошел, а советские танковые части понесли огромные потери в боях с агрессором, родился легкий танк Т-60. Этот легкий танк был разработан уже после начала Великой Отечественной войны. Он представлял собой результат глубокой модернизации легкого танка Т-40, которая была проведена КБ под руководством Н. А. Астрова. Танк отличался от своего «донора» лучшей бронезащитой и более мощным вооружением - 20 автоматической пушкой (ТНШ-20 или ШВАК). Впервые на танке было использовано устройство для подогрева в зимнее время охлаждающей жидкости двигателя.

Легкий танк Т-40

В условиях острой нехватки танков основным достоинством легкого танка Т-60 стала его простота производства на советских автомобильных заводах с широким использованием автомобильных механизмов и узлов. Танк выпускался одновременно на четырех заводах. Помимо этого, на его базе была создана и серийно выпускалась реактивная система залпового огня БМ-8-24 с 24 направляющими для запуска реактивных снарядов калибра 82 мм. За короткое время советской промышленностью было выпущено почти 6 тысяч данных танков, которые сыграли очень важную роль в сражениях начального периода войны и в битве за Москву, когда на счету была каждая бронеединица.

В ходе серийного производства легкого танка Т-60 неоднократно предпринимались попытки улучшить характеристики боевой машины - все прекрасно понимали, что боевая ценность танка весьма невысока. Советские танкисты часто называли эти машины БМ-2 (братская могила на двух человек), «смертниками» и даже «гробами». Танкисты не жаловали их за слабое бронирование и вооружение, считая легкой добычей для немецких танкистов и противотанковой артиллерии. Так уже в августе 1941 года конструкторское бюро завода № 92 в городе Горьком по собственной инициативе приступило к проектированию новой пушки ЗИС-19, которая была предназначена для вооружения легкого танка Т-60. Новое орудие представляло собой 37-мм пушку со стволом длиной 66,7 калибра, с начальной скоростью полета снаряда - 915 м/с и баллистикой от 37-мм зенитки образца 1939 года. При этом боеприпасы использовались те же, что и с зенитным орудием. В октябре 1941 года здесь же приступили к разработке варианта орудия ЗИС-19БМ - 45-мм пушки с длиной ствола 46 калибров с начальной скоростью полета снаряда 757 м/с. Это орудие представляло собой дальнейшую модернизацию 45-мм танковой пушки 20К.

Уже в декабре 1941 года завод № 92 получил в свое распоряжение легкий танк Т-60. В кратчайшие сроки - с 20 декабря 1941 года по 13 января 1942 года на предприятии разработали окончательные чертежи установки, и всего за неделю - с 12 по 19 января 37-мм орудие ЗИС-19 было изготовлено в металле и установлено в башне танка Т-60. После доработки данного орудия в апреле 1942 года прошли сравнительные полигонные испытания второго варианта 37-мм пушки ЗИС-19 в танке Т-60 и 45-мм танковой пушки образца 1938 года, установленной в серийном легком танке Т-70.

Танки Т-60 во время парада на Красной площади

По результатам проведенных испытаний (из орудия ЗИС-19 было сделано 826 выстрелов) отмечалось, что кучность боя пушки на дистанции 2000 метров была неудовлетворительной, на дистанции 1000 и 500 метров она была лучше табличных значений для 37-мм зенитного орудия. Также была получена неплохая скорострельность - до 10 выстрелов в минуту без исправления наводки орудия и 6-7 выстрелов в минуту с корректировкой наводки. Наряду с этим у орудия ЗИС-19 была выявлена низкая живучесть ствола, а также ряд недостатков в работе накатника и ударного механизма. Помимо этого, вести огонь из 37-мм орудия, размещенного в стандартной башне танка Т-60, было очень затруднительно из-за тесноты башни и неудачного расположения механизмов наводки. В заключение отмечалось, что орудие ЗИС-19 не смогло выдержать серию испытаний.

Попытки усилить вооружение танка Т-60 предпринимались и на других советских заводах. К примеру, на Горьковском автомобильном заводе (ГАЗ) изготовили легкий танк Т-60, вооруженный 45-мм орудием, установленным в новой башне, однако на старом погоне. В конце 1941 года макетный образец танка изготовили и испытали стрельбой, после чего был выдан заказ на постройку аналогичного танка, но уже из броневой стали. Однако в связи с работами по созданию легкого танка Т-70 дальнейшие работы по размещению 45-мм орудия в танке Т-60 на ГАЗе были прекращены.

Работали над своим проектом более совершенного танка и в конструкторском бюро завода №37. Здесь одновременно с проведением испытаний двигателя ЗИС-16 (форсированный двигатель ЗИС-5 с алюминиевым поршнем и алюминиевой головкой) в кратчайшие сроки смогли подготовить проект нового легкого танка, который получил обозначение Т-45. Боевая машина, выполненная на основе танка Т-60, предлагалась в качестве альтернативы другому легкому танку Т-70 завода ГАЗ. В пояснительной записке к проекту танка Т-45, направленной директором завода № 37 Фрезеровым и главным инженером Мартиросовым в ГАБТУ КА от 20 мая 1942 года, содержалась следующая информация:

Опытный образец танка Т-45, вид слева сверху. Свердловск май 1942 года

«С целью существенного улучшения боевых характеристик танка Т-60, сохранения массового выпуска этого танка, облегчающего немедленный переход на его производство без уменьшения объемов выпуска, заводом № 37 на базе легкого танка Т-60 был спроектирован и построен опытный образец под названием Т-45. В результате предприятию удалось создать одномоторный танк с более мощной силовой установкой и разрешением вопроса установки усиленного варианта вооружения при практически равных тактико-технических характеристиках с танком Т-70 и экономией расхода металла на 2500 кг».

Новый танк обладал таким же боекомплектом, как и Т-70. На нем была установлена новая башня увеличенного размера с 45-мм пушкой и спаренным с ней 7,62-мм пулеметом ДТ. Башня устанавливалась на существующем погоне легкого танка Т-60. Хотя башня была увеличенного размера, она по-прежнему оставалась одноместной. Разместить двухместную башню на корпусе танка Т-60, даже с использованием более мощного двигателя ЗИС-16, не представлялось возможным. При этом в установке вооружения был применен упрощенный поворотный механизм башни танка Т-60 и штатный подъемный механизм пушки со спусковым устройством. Удачное расположение органов управления и механизмов новой башни на танке Т-45, как продемонстрировали испытания, позволило существенно увеличить скорострельность 45-мм орудия, доведя показатель до 7-8 выстрелов в минуту, против 4-5 выстрелов в минуту у танка Т-70 (стрельба велась с места). Одновременно с этим упрощениям подверглась и конструкция башни: вместо 233 деталей, из которых состояла башня легкого танка Т-60, в башне танка Т-45 их количество сократилось до 141, а новых деталей было всего 46. При этом толщина броневых листов башни выросла с 25 до 35 мм.

Конструкция корпуса легкого танка Т-45 почти не менялась по сравнению с танком Т-60. Проводилось лишь увеличение толщины верхнего лобового листа корпуса с 15 мм до 25 мм, а также изменялась конструкция люка мехвода. Измененный люк позволял механику-водителю покинуть боевую машину при любом положении башни. При этом ходовая часть легкого танка Т-45 перекочевала на него с танка Т-60 без изменений. Она состояла из 4-х опорных и 3-х поддерживающих катков, направляющего колеса и ведущего колеса переднего расположения (на каждый борт).

В качестве силовой установки на танке Т-45 планировалось использовать двигатель ЗИС-16, развивавший мощность 85 л.с. Этот мотор представлял собой форсированный вариант двигателя ЗИС-5. В пояснительной записке, которая была направлена в ГАБТУ КА, отмечалось: «Двигатель ЗИС-16 является более надежным в эксплуатации, чем двигатель ГАЗ-202, и в состоянии работать на втором сорте бензина вместо авиационного, который потребляет ГАЗ-202. В перспективе существует возможность дальнейшего повышения мощности двигателя ЗИС-16. Дальнейшее форсирование по мощности силовой установки позволит наращивать боевые качества танка Т-45 против Т-70. Поставка двигателей ЗИС-16 с Миасского автомоторозавода имени Сталина возможна в ближайшее время». Однако в действительности производство двигателя ЗИС-16 в Миассе, куда было эвакуировано моторное производство ЗИСа, так и не удалось освоить.

Переход на серийный выпуск легкого танка Т-45, который отличался улучшенными по сравнению с Т-60 характеристиками и мало в чем уступал танку Т-70, можно было осуществить на заводе №37 в сжатые сроки, без уменьшения программы выпуска танков, так как технологическая оснастка производства танка Т-60 сохранялась практически в полном объеме. Однако в результате танк Т-45 так и остался проектом. Сказывалось и отсутствие двигателя ЗИС-16, и невозможность установки на танк двухместной башни. В то же время, по заверению конструкторов ГАЗа, они как раз завершали разработку проекта танка Т-70 с двухместной башней, которому военные отдавали свое предпочтение. А сам легкий танк Т-70 уже находился в серийном производстве и был хорошо освоен промышленностью.

Тактико-технические характеристики танка Т-45:

Габаритные размеры: длина - 4,1 м, ширина - 2,39 м.
Боевая масса - 6800-7000 кг.
Бронирование: лоб башни - 35 мм, лоб корпуса - 25 мм.
Вооружение - 45-мм орудие и 7,62-мм пулемет ДТ.
Боекомплект - 90 выстрелов.
Силовая установка - карбюраторный 6-цилиндровый двигатель ЗИС-16 мощностью 85 л.с.
Максимальная скорость - до 45 км/ч (по шоссе).
Запас хода - 300 км.
Экипаж - 2 человека.

Источники информации:
Коломиец М. В. Танки-«смертники» Великой Отечественной Т-30, Т-60, Т-70. Москва: Эксмо, 2010. 160 с.
http://strangernn.livejournal.com/1375990.html
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/ussr/t-45.htm
http://tank.uw.ru/articles/sowetskie/sovet1/lite
http://wowar.ru/tank-t-60

На Всемирной олимпиаде роботов (WRO 2017) в Коста-Рике российская сборная получила беспрецедентное количество призовых мест. Школьники и студенты из России завоевали все призовые места в младшей возрастной группе, золотые медали в основной категории в старшей и средней возрастной группе. Секретами успеха, впечатлениями от соревнований и планами на будущее с «Роботоведом» поделился Алексей Хабибуллин, руководитель отдела проектных олимпиад Университета Иннополис, тренеры Игорь Лосицкий и Николай Ким.

Отличный результат ребят стал закономерным итогом труда тренеров, самих робототехников и отработанной системы подготовки: “Мы его ждали, надеялись, что у нас будут медали в каждой из возрастных групп”, - рассказывает Алексей Хабибуллин. “Но на олимпиаду приезжают очень сильные участники из всех стран и в итоговом рейтинге разброс не очень большой, поэтому удача тоже играет свою роль. В футболе успехи могли бы быть и лучше, если бы уже в 1/8 финала, а потом и в 1/4 финала наши команды не выходили друг на друга. И мы не считаем такой результат случайностью: без хорошей подготовки и серьёзной тренерской работы одной удачи не хватит.”

Причиной такого количества побед в Иннополисе справедливо называют планомерную многолетнюю работу Университета по построению системы подготовки и проведения национального этапа олимпиады. Специалисты вуза организовывают ежегодные зимние и летние школы олимпиадной подготовки, курсы повышения квалификации для педагогов, федеральные учебно-тренировочные сборы. В 2017 году региональные этапы прошли в 53 регионах России, в них участвовали 10 000 школьников. На национальном этапе соревновались 600 участников, из них была сформирована сборная, в которую вошел 41 робототехник.

Качество подготовки российских призеров не осталось незамеченным иностранными специалистами. “Глядя на количество медалей и уровень подготовки российской сборной, представители других стран взяли наши контакты, чтобы позаниматься с нашими тренерами, посетить наши площадки и пригласить к себе для обмена опытом”, - добавляет Алексей Хабибуллин.

В старшей группе российские команды взяли первые места в основной и творческой категории. Мы поговорили с руководителями команд, опытными тренерами. Николай Пак уже давно готовит школьников к оптимальному решению инженерных задачи: “В нашей категории перед ребятами ставится практическая задача. Разместить, собрать, распределить по цветам - в этом году у нас была самая сложная задача за всю историю WRO. Задание объявляют за 9-10 месяцев и все это время мы готовимися к нему, то есть судьи проверяют не решене, а знание, умение, навыки в кибернетие и робототехнике самой команды, а сборка, модель, программа робота здесь - косвенная вещь”.

Робот команды Пака стал самым быстрым, самым сильным и стабильным - лучшем в мире. “Несмотря на трудности при сборке, в программе, параллельном сборе 3 моделей конкурирующих между собой, выиграла эта. Больше 10 000 отладочных ситуаций, доработки - самое сложное тут не только стратегически выбрать модель робота и стиль программы, основные сложности здесь - в мини-поворотах, в фильтрах, проскоках - мелких доработках. Как говориться, дьявол в мелочах”, - резюмирует Николай Пак.

Творческий проект команды тренера Игоря Лосицкого посвящен решению проблем леса. “Наш проект FORESTER – это робот-лесопатолог. У робота, как и у человека, представителя данной профессии, существует много задач: исследовать состояние леса, выявлять различные патологии, собирать информацию для организации лесозащитных мероприятий и даже предупреждать лесные пожары. Робот может быть доставлен в удалённые и труднодоступные места леса при помощи дрона. Он может автономно определить количество деревьев на определённом участке, измерить их диаметр, исследовать акустические характеристики. При помощи нейросети (мы применяли ее впервые) определяется вид дерева. Также робот способен обнаружить насекомых-вредителей”, - рассказывает Игорь Лосицкий.

Одной из инженерных особенностей проекта стала возможность смены способа передвижения: робот-лесопатолог может и ездить на гусеницах, и шагать. “Навигация осуществляется при помощи визуальной одометрии. В процессе исследования строится 3D карта, и вся необходимая информация транслируется на удалённый монитор. Таким образом, можно получить статистические данные о состоянии леса.”

Лидерами WRO и главными нашими конкурентами остаются одни и те же страны. “Тайвань, Япония, Малазия - ребята очень трудолюбивые и традиционно показывают высокие результаты на мировой олимпиаде. В этих странах хорошо развита образовательная робототехника. Так на Тайване с населением в 20 миллионов человек в отборе на олимпиаду участвуют 1600 команд. В России с населением в 7 раз больше - 3000 команд”, - отмечает Алексей Хабибуллин.

Чтобы поддержать высокую планку команды начнут подготовку к следующей олимпиаде уже с начала 2018 года. “Затем в марте либо мае 2018 года Лига Роботов организует федеральные сборы, где сильнейшие тренеры и в том числе наши победители будут делиться опытом и готовиться к следующим соревнованиям, чтобы не уронить статус России в целом и Лиги Роботов как флагмана в самой сильной старшей категории в частности”, - планы тренера Николая Пака расписаны заранее.

WRO (Всемирная олимпиада роботов) - международные соревнования для школьников и студентов в возрасте от 10 до 21 года. Первая олимпиада прошла в 2004 году в Сингапуре. Чтобы попасть на всемирный этап, юные российские робототехники соревнуются за право представлять сборную России на Всероссийской олимпиаде роботов, затем проходят специальную подготовку на базе Университета Иннополис. В прошлом 2016 году россияне завоевали четыре комплекта наград: в основной и творческой категории средней возрастной группы, серебро в творческой категории в старшей возрастной группе и бронзу в категории «Футбол роботов».



  • Разделы сайта