Волшебный конь карачаевская сказка. Волшебный конь

Тренинг для педагогов

«Снятие эмоционального напряжения».

Цель: предоставить информацию о современных техниках и приемах стабилизации эмоционального состояния педагогов.

Задачи:

    Научить педагогов практическим навыкам борьбы с синдромом «практического выгорания»;

    Создать в группе атмосферу эмоциональной свободы и открытости, дружелюбия и доверия друг к другу.

    Формировать профессиональные качества: коммуникативные способности, рефлексию, способность к эмпатии.

Здравствуйте, уважаемые гости, я рада видеть вас на нашем тренинге . И, надеюсь, все, что вы сегодня увидите, может пригодиться вам в вашем нелегком труде.

Тренинг по теме «Как не «сгореть» на работе». Тема, на мой взгляд, очень актуальная и многие педагоги возьмут из нее то, что действительно пригодится в работе и жизни.

Актуальность.

В современном мире профессия педагога становится все напряженнее, современные образовательные стандарты требуют полной отдачи на работе, а идти в «ногу со временем» все сложнее и сложнее, мир и требования в нем меняются, требуя того же от современного человека. Темп нашей жизни увеличивается и все сложнее за ним успеть. Большой отдачи требует работа, а еще семья, дети и на собственное «я» совсем не хватает времени.

Поэтому в последнее время много г оворят и пишут о таком явлении, как профессиональное «выгорание». Термин «burnout» («выгорание», «сгорание») предложил Г. Фрейденбергер в 1974 г. для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, наблюд аемых у специалистов, работающих в системе профессий «человек-человек».

В отечественной литературе это понятие появилось сравнительно недавно, хотя за рубежом данный феномен выявлен и активно исследуется уже более четверти века.

Профессиональный труд воспитателя отличает высокая эмоциональная загруженность, напряжённость, стрессы, следствием чего становится синдром «эмоционального выгорания», психосоматические заболевания.

Состоянию эмоционального выгорания обычно соответствуют следующие признаки.

Симптомы профессионального “выгорания”

Выделяют 10 основных признаков эмоционального “выгорания” (психолог Е. Малер):

    истощение, усталость;

    бессонница;

    негативные установки;

    пренебрежение исполнением своих обязанностей;

    увлечение приемом психостимуляторов (табак, кофе, алкоголь, лекарства);

    уменьшение аппетита или переедание;

    усиление агрессивности (раздражительность, гнев, напряженность);

    усиление пассивности (цинизм, пессимизм, ощущение безнадежности, апатия);

    чувство вины;

    переживание несправедливости.

Если из этого перечня хотя бы три применимы к вам, это уже повод задуматься, а не наступает ли у меня синдром ЭВ.

Этому феномену подвержены чаще всего люди старше 35–40 лет. Получается, что к тому времени, когда они накопят достаточный педагогический опыт, а собственные дети уже подрастут и можно ожидать резкого подъема в профессиональной сфере, происходит спад. У людей заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает блеск в глазах, нарастает негативизм и усталость. Били ситуации, когда талантливый педагог становится профнепригодным по этой причине. Иногда такие люди сами уходят с работы, меняют профессию и всю остальную жизнь скучают по общению с детьми. При «выгорании» происходит «опустошенность» человека.

Организация тренинга: группа педагогов от 12 до 15 человек .

Форма проведения тренинга – круг, возможно свободное перемещение по кабинету, принятие удобного положения тела во время релаксации.

Продолжительность – 60 минут – 80 минут

Основная часть.

Ведущий: «Здравствуйте. Сегодня мы встретились, чтобы обсудить весьма интересную и важную тему, но сначала я предлагаю поздороваться».

Упражнение «Здравствуйте».

Цель: снятие мышечного напряжения, переключения внимания.

Материалы: мячик .

Инструкция: Сейчас я предлагаю поздороваться, но так, чтобы приветствие не повторилось ни разу в нашем кругу. Я начинаю, а затем передаю мячик по кругу и так, пока он не вернется ко мне (Например: здравствуйте, доброго дня, привет и т. д.)

«Правила группы»: основные принципы работы в группе.

После приветствия ведущий объясняет участникам основные принципы социально-психологического тренинга и особенности этой формы работы. Затем члены группы приступают к выработке правил работы именно своей группы. В каждой тренинговой группе могут быть свои правила, но приведенные ниже должны лежать в основе ее работы.

1. Мы – одна команда.

2. Можно говорить все, что ты думаешь.

3. Каждый имеет право на свое мнение (никто никого не перебивает, не смеется, не оценивает других).

4. При обсуждении происходящего в группе следует оценивать не участников, а только их действия. Нельзя использовать высказывания типа: «Ты мне не нравишься». Следует говорить: «Мне не нравится твоя манера общения» и т.п.

5. На все возникающие вопросы даются исчерпывающие ответы, обсуждаются поступающие предложения об изменении правил или добавлении новых. Окончательно согласованные и принятые правила являются основанием для работы группы.

Ход тренинга.

Упражнение «Ваше настроение»

Цель: установить контакт с педагогами, снять напряжение.

Материалы: цветные карточки (по нескольку штук одного цвета).

Инструкция: чтобы начать плодотворную работу, посмотрим какое настроение и самочувствие у Вас преобладает. Для этого вам нужно выбрать карточку того цвета, какой больше нравится в этот момент.

Рефлексия: предлагаю подумать, чем вызвано такое настроение. Желающим можно высказаться.

Упражнение «Откровенно говоря»

Цель: вербализация и осознание педагогами проблемы эмоционального выгорания.

Материалы: карточки с незаконченными фразами.

Инструкция . Вам нужно вытянуть любую карточку с незаконченным предложением и попытаться закончить фразу откровенно и честно (Приложение 2).

Рефлексия.

Трудно ли вам было отвечать?

Было ли для вас что-то новое?

Считаете ли вы полезным упражнение?

Открыли ли вы что-то новое для себя?

Как вы себя сейчас чувствуете?

Какие у вас сейчас ощущения?

Ожидаемый результат: упражнение помогает осознать проблемы педагога, вербализовать их, сплотить группу педагогов, понять, что проблемы у всех педагогов похожи.

Упражнение «Калоши счастья»

Цель: развитие позитивного мышления педагогов, развитие навыков самопознания, формирование навыков позитивного восприятия мира, развитие позитивной Я-концепции, развитие навыков эмоциональной саморегуляции.

Материалы: «калоши счастья» (игровой элемент, обычные резиновые калоши, желательно большого размера с веселым дизайном), карточки с ситуациями (Приложение 3).

Инструкция. Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Калоши счастья». У Андерсена есть сказка с таким названием. В этой сказке фее подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы те стали счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. Итак, я предлагаю вам обуть эти калоши и стать счастливым человеком. Я также буду зачитывать вам различные ситуации, а ваша задача - надев эти калоши, найти в ситуации, предложенной вам, позитивные стороны. Другими словами, посмотрите на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста. Участники игры, надев «калоши счастья», отвечают на предложенную ситуацию в позитивном ключе. Тому, кто затрудняется дать позитивный ответ, остальные участники игры помогают, предлагая свои варианты.

Рефлексия. Трудно ли было найти положительные стороны в ситуациях? Что вы поняли для себя? Участники получают эмоциональную разрядку и позитивный настрой.

Упражнение «Плюс-минус»

Цель: помочь педагогам осознать позитивные моменты педагогической деятельности, вербализация негативных и позитивных моментов своей педагогической деятельности; сплочение группы.

Материалы : ватман с нарисованным деревом, который крепится на доску; самоклеющиеся стикеры в форме листочков; ручки для каждого участника.

Инструкция. Вам нужно написать на листочках одного цвета минусы вашей работы, а на листочках другого цвета - плюсы своей работы.

Участники пишут, а потом по очереди прикрепляют свои листочки с плюсами и минусами к дереву. Каждый участник озвучивает то, что он написал.

Рефлексия. Участники обсуждают, чего больше получилось - плюсов педагогической деятельности или минусов - и почему. Педагоги должны увидеть, что плюсов в работе все-таки больше, и прийти к выводу, что работа педагога тяжела, но приятна. А также увидеть все стороны педагогической деятельности, осознать, что затруднения у педагогов похожи.

Упражнение «Муха»

Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.

Инструкция : Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое, с помощью лицевых мышц.

Наш тренинг подошел к концу. Я надеюсь, что эти способы самоконтроля и улучшения настроения вы будете вспоминать и дома, и на работе и не забывать, что в домашних условиях для снятия стресса и всего негативного можно так же использовать: дыхательную гимнастику, ароматерапию, кинотерапию, музыкотерапию, медитацию, а с нятию стресса помогают как смех , так и слёзы.

Всем спасибо за участие. В конце вам предлагается заполнить небольшую анкету, где вы сможете написать свои впечатления (Приложение 4). Ваше мнение очень важно.

Не забывайте: работа - всего лишь часть жизни, которую нужно провести в радости и гармонии с самим собой.

Литература:

    5psy.ru

Приложение 1.

Карточки «Значение цвета»

Синий цвет – спокойствие, удовлетворённость, умение сопереживать, доверие, преданность.

Фиолетовый – тревожность, страх, огорчения.

Зелёный – уверенность, настойчивость, упрямство, потребность в самоутверждении.

Красный – агрессивность, возбуждение, стремление к успеху, желание властвовать и действовать, добиваясь успеха.

Коричневый – цвет покоя и стабильности, необходимость в домашнем уюте.

Жёлтый – активность, весёлость, стремление к общению, ожидание счастья.

Серый – тревожность и негативное состояние.

Чёрный – защищённость, скрытость, желание «уйти в свой внутренний мир».

Приложение 2.

Карточки с неоконченными предложениями к упражнению «Откровенно говоря»

    Откровенно говоря, когда я думаю о предстоящем рабочем дне…

    Откровенно говоря, когда я готовлюсь к открытым занятиям…

    Откровенно говоря, когда я прихожу домой после работы…

    Откровенно говоря, когда я волнуюсь…

    Откровенно говоря, когда я прихожу на работу…

    Откровенно говоря, когда я разговариваю с родителями…

    Откровенно говоря, когда ко мне на занятия приходят студенты…

    Откровенно говоря, когда ко мне на занятие приходят педагоги или методисты…

    Откровенно говоря, когда я провожу родительское собрание...

    Откровенно говоря, когда мой рабочий день…

    Откровенно говоря, когда я провожу свое открытое занятие…

    Откровенно говоря, моя работа…

    Откровенно говоря, когда я думаю о работе…

    Откровенно говоря, мое здоровье…

    Откровенно говоря, когда я разговариваю с заведующим…

    Откровенно говоря, когда я вижу ребенка…

    Откровенно говоря, после рабочего дня…

    Откровенно говоря, когда наступает пора отпуска…

    Откровенно говоря, люди, с которыми я работаю…

    Откровенно говоря, когда я собираюсь на работу…

    Откровенно говоря, неприятности на работе…

    Откровенно говоря, успехи на работе…

Приложение 3.

Карточки с ситуациями для упражнения «Калоши счастья»:

Директор отчитал вас за плохо выполненную работу.

    Я сделаю соответствующие выводы и постараюсь не допускать ошибок.

    В следующий раз постараюсь выполнять свою работу лучше.

Вам дали большое количество детей в группу, которые ходят всем составом.

    Есть возможность попробовать свои силы в работе с большой группой.

    Это хорошая возможность освоить новые методы работы.

На работе задержали зарплату.

    Можно сэкономить на чем-то.

    Можно теперь сесть на диету.

По дороге на работу вы сломали каблук.

    Хороший повод купить новые сапоги.

Большинство ваших учеников воспитанников показали слабые результаты мониторинга.

    Хорошая возможность проанализировать, какой материал дети недостаточно хорошо усвоили.

Вы внезапно заболели.

    Хороший повод отдохнуть.

    Заняться наконец-то своим здоровьем.

Вас бросил муж.

    Теперь не нужно тратить время на стирку, глажку, готовку, можно тратить свое время на себя.

    Больше времени на хобби.

Вы попали под сокращение.

    Хорошая возможность заняться чем-то другим, сменить род профессиональной деятельности.

    Новый коллектив, новые перспективы.

Приложение 4.

Анкета «Обратная связь»

Что вам понравилось, было интересно?

________________________________________________________

Что вам не понравилось, не вызвало интереса?

________________________________________________________

________________________________________________________

Ваши пожелания

________________________________________________________

________________________________________________________

Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования к личности педагога. Приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии. Увеличивается не только воспитательная нагрузка, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению педагогов. Выполняя упражнения, участники тренинга познают причины и особенности своего поведения, учатся понимать других людей. Тренинг мотивирует педагогов к самосовершенствованию, овладению знаниями, приемами, механизмами коммуникативной компетентности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологический тренинг для педагогов «Сохраним себя для себя»

Цель тренинга: создать условия способствующие развитию коммуникативной компетентности, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу. Выполняя упражнения, участники тренинга познают причины и особенности своего поведения, учатся понимать других людей. Тренинг мотивирует педагогов к самосовершенствованию, овладению знаниями, приемами, механизмами коммуникативной компетентности.

Задачи:

  • Повышать коммуникативные навыки педагогов;
  • Снять мышечное напряжение;
  • Развивать эмоциональную устойчивость, уверенность в себе;
  • Познакомить с приемом восстановления эмоционального равновесия;
  • Повышать самооценку педагогов;
  • Повышать настрой на удачу, счастье, добро и успех;

Ход занятия

Вступление

Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.

В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования к личности педагога. Приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии. Увеличивается не только воспитательная нагрузка, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению педагогов. А чтоб этого не произошло, мы предлагаем вам активно поучаствовать в тренинге.

Приветствие

1. Упражнение «Мне приятно тебе сказать»

Приветствие друг с другом начинается с фразы «Здравствуй, мне приятно тебе сказать…» Участник вправе закончить фразу по своему усмотрению. Нужно постараться найти несколько теплых слов для каждого человека.

Основная часть

2. Упражнение Восточный рынок

Ведущий: Помните картину восточного рынка в музыкальной сказке “Али-Баба и сорок разбойников”? С какими ассоциациями связываете вы словосочетание “восточный рынок”?

Крики…

Запах еды…пряностей…

Яркость, буйство красок…

Бойкая торговля, попытки купить дешевле, продать дороже…

Замечательно! Вот так, именно на такой рынок мы с вами и попадем через несколько минут. Но, сперва нам необходимо подготовиться. Каждый участник получает лист бумаги. Ручку и карандаш. Складываем лист пополам по горизонтали и разрываем его на две половинки, их в свою очередь опять сгибаем пополам и опять разрываем. Получили по четыре куска бумаги, их тоже складываем и разрываем. Теперь у каждого восьмушка листа. На каждой из восьмушек разборчиво и крупно пишем свое имя и фамилию. Теперь каждую записку сложем текстом внутрь несколько раз. Подготовленные записки со своими именами положите, пожалуйста, в центр комнаты (я обычно для этого использую непрозрачный пакет) записки сложенные тщательно перемешиваем.

Вот теперь когда, все приготовления закончены, мы с вами и отправимся на восточный рынок. Каждый вытянет из кучи записок восемь штук. Затем, в течение 5 минут, вам придется уговорами, спорами, путем обмена…найти и вернуть себе - купить все восемь листов с вашим именем. Первые три покупателя, которым удастся быстрее всех приобрести дорогой товар, подойдут ко мне со своими записками. Вопросы есть? Начали! В ходе игры ведущий поддерживает накал страстей, объявляя, сколько минут, осталось до закрытия рынка. Закрывая рынок, объявляет имена трех победителей игры.

Обсуждение.

Что вам понравилось, а что нет - в прошедшей игре?

Какую тактику вы использовали во время торга: активный поиск, ожидание встречных предложений, “агрессивный маркетинг”, взаимный обмен, попытку обмануть партнера, пытались выйти сразу на всю аудиторию?

Вопрос к победителям: что Вам позволило так быстро справиться с заданием?

3. Упражнение «Калоши счастья»

Цель: развитие позитивного мышления педагогов. Задачи: развитие навыков самопознания, формирование навыков позитивного восприятия мира, развитие позитивной Я-концепции, развитие навыков эмоциональной саморегуляции.

Материалы и оборудование: «калоши счастья» (игровой элемент, обычные резиновые калоши, желательно большого размера с веселым дизайном), карточки с ситуациями, рефлексивный кубик (см. приложения 2, 3).

Инструкция. Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Калоши счастья». У Андерсена есть сказка с таким названием. В этой сказке фее подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы те стали счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. Итак, я предлагаю вам обуть эти калоши и стать счастливым человеком. Я также буду зачитывать вам различные ситуации, а ваша задача - надев эти калоши, найти в ситуации, предложенной вам, позитивные стороны. Другими словами, посмотрите на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста.

Ожидаемый результат: участники игры, надев «калоши счастья», отвечают на предложенную ситуацию в позитивном ключе. Тому, кто затрудняется дать позитивный ответ, остальные участники игры помогают, предлагая свои варианты. Участники получают эмоциональную разрядку и позитивный настрой.

Директор отчитал вас за плохо выполненную работу.

  • Я сделаю соответствующие выводы и постараюсь не допускать ошибок.
  • В следующий раз постараюсь выполнять свою работу лучше.

Вам дали классное руководство над слабыми детьми.

  • Есть возможность попробовать свои силы в работе с такими учениками.
  • Это хорошая возможность освоить новые методы работы с классом.

На работе задержали зарплату.

  • Можно сэкономить на чем-то.
  • Можно теперь сесть на диету.

Большинство ваших учеников написали контрольную очень слабо.

  • Хорошая возможность проанализировать, какой материал дети недостаточно хорошо усвоили.

Вы внезапно заболели.

  • Хороший повод отдохнуть.
  • Заняться наконец-то своим здоровьем.

Вас бросил муж .

  • Теперь не нужно тратить время на стирку, глажку, готовку, можно тратить свое время на себя.
  • Больше времени на хобби.

Вы попали под сокращение.

  • Хорошая возможность заняться чем-то другим, сменить род профессиональной деятельности.
  • Новый коллектив, новые перспективы.

По дороге на работу вы ломаете каблук

  • Сегодня мои ноги будут отдохнувшими
  • Очень хороший повод для визита в любимый магазин

Не готов дома ужин

  • Разгрузочный день для семьи
  • Есть желание приготовить что-то новое и быстрое.

Ехать проверять олимпиадные работы

  • Познакомлюсь (встречусь) с коллегами
  • Хоть 1 день пройдет вне школы

Рано просыпаюсь в выходной

  • Столько можно всего сделать за день!!!
  • И для себя любимой время останется.

4. Упражнение «Молодец!»

Цель: оптимизация самооценки педагогов, снятие эмоционального напряжения.

Инструкция. Разделиться на два круга - внутренний и внешний, встать лицом друг к другу. Участники, стоящие во внутреннем кругу, должны говорить о своих достижениях, а во внешнем круге - хвалить своего партнера, произнося следующую фразу: «А это ты молодец - раз! А это ты молодец - два!» и т.д., при этом загибая пальцы. Участники внешнего круга по команде (хлопку) передвигаются в сторону на один шаг, и все повторяется Затем внутренний и внешний круг меняются местами, и игра повторяется до тех пор, пока каждый участник не побудет на месте хвалящего и хвастуна.

Ожидаемый результат: эмоциональная разрядка педагогов (как правило, это упражнение проходит очень весело), повышение самооценки педагогов.

5. Упражнение «Плюс-минус»

Цель: помочь педагогам осознать позитивные моменты педагогической деятельности.

Задачи: вербализация негативных и позитивных моментов своей педагогической деятельности; сплочение группы.

Материалы и оборудование: ватман с нарисованным деревом, который крепится на доску; самоклеющиеся стикеры в форме листочков; ручки для каждого участника.

Инструкция. Вам нужно написать на листочках одного цвета минусы вашей работы, а на листочках другого цвета - плюсы своей работы.

Участники пишут, а потом по очереди прикрепляют свои листочки с плюсами и минусами к дереву. Каждый участник озвучивает то, что он написал. За тем проводится рефлексия упражнения. Участники обсуждают, чего больше получилось - плюсов педагогической деятельности или минусов - и почему. Ожидаемый результат: педагоги должны увидеть, что плюсов в работе все-таки больше, и прийти к выводу, что работа педагога тяжела, но приятна. А также увидеть все стороны педагогической деятельности, осознать, что затруднения у педагогов похожи.

6. Упражнение «Формула любви к себе»

Вспомните известный мультфильм про маленького серенького ослика, которому надоело быть осликом. И он стал вначале бабочкой, потом, если не ошибаюсь, птичкой, потом кем-то еще... пока, наконец, не понял, что для него самого и для всех других будет лучше, если он останется маленьким сереньким осликом.

Я попрошу сейчас вас, нарисовать себя как можно красивее и признаться в любви самому себе

Поэтому, прошу вас, не забывайте каждый день подходить к зеркалу, смотреть себе в глаза, улыбаться и говорить: «Я люблю тебя (и называть свое имя) и принимаю тебя такой, какая ты есть, со всеми достоинствами и недостатками. Я не буду бороться с тобой, и мне совершенно незачем побеждать тебя. Но моя любовь даст мне возможность развиваться и совершенствоваться, самой радоваться жизни и приносить радость в жизнь других».

Завершение

7. Упражнение «Сердечное пожелание». Я предлагаю вам сейчас немного подумать и передать сердечное пожелание соседу слева начиная его со слов «Имя…. Я сердечно вам желаю….. », передавая при этом вот это маленькое сердечко.

8. Упражнение «Что я приобрел?»

Цель - оценить результаты личной работы в группе, проанализировать, какой опыт приобрел каждый член группы.


Волшебный конь


Давно это было. Не вспомнить даже когда.

В глухом горном ущелье жил в пещере охотник. А в хозяйстве у него были только свинья да конь.

И вот однажды, возвращаясь с охоты домой, он увидел в одном из селений играющих на улице детей. Охотник уронил камчу и попросил, чтобы кто-нибудь из детей подал её. Один мальчик поднял камчу и протянул всаднику. А тот схватил мальчика, посадил его на коня впереди себя и ускакал. Мальчик плакал, кричал, но вырваться из рук охотника не мог. А тот, успокаивая мальчика, говорил, что везёт его в прекрасное место, где ему будет очень хорошо, что у него живут такие же, как и он, мальчики.

Много дней и ночей мчались они и наконец доехали до мрачного ущелья, где жил охотник.

На другой же день охотник велел мальчику чистить конюшню и ухаживать за свиньёй и конём. Есть давал ему только похлёбку, которой кормят животных.

Прошло какое-то время... Однажды рано утром охотник собрался, как всегда, на охоту и сказал мальчику:

– Я вернусь через семь дней, не вздумай без меня убежать: я всё равно везде тебя найду! Дома оставляю свинью и коня. Ухаживай за ними! Свинье давай хорошую похлёбку, которую я приготовил для неё, и овёс, а коню – железные опилки. Если не исполнишь моих приказаний-худо тебе будет!

Сказал так охотник и ушёл. А мальчик понурил голову и пошёл на конюшню. Посмотрел на коня, и сердце у него сжалось от жалости: конь был такой худой, что едва держался на ногах. А свинья была толстая-претолстая и злобно хрюкала. Жалко было мальчику несчастного коня, но как помочь ему, он не знал. Вдруг конь заговорил человеческим голосом:

– Ты корми меня тем, чем хозяин велел кормить свинью, а ей давай мой корм. Увидишь – я пригожусь тебе!

Мальчик так и стал делать. Скоро свинья отощала, а конь окреп. Когда хозяин вернулся с охоты, он сразу всё заметил и спросил мальчика:

– Почему так похудела свинья? Ты, видно, плохо кормил её? Ну смотри же, если ещё хоть раз меня ослушаешься, я прикажу свинье тебя съесть!

Напугался мальчик, заплакал.

"Что же мне делать?"-думал он. Пошёл на конюшню, а там конь опять говорит ему человеческим голосом:

– Хозяин – злой человек. Он украл тебя у родителей, обманул, заставил работать на него, не кормит. Он погубит и тебя, и меня. Давай убежим от него! Только ты должен постараться найти у него в пещере три волшебные вещи: зеркало, бритву и гребень. Когда он опять уйдёт на охоту, ты поищи эти вещи в пещере.

Обрадовался мальчик и стал ждать подходящего момента. И вот однажды, когда охотник опять отправился на охоту, мальчик принялся искать волшебные вещи. Он обшарил всю пещеру, поднимал камни, заглядывал в тёмные углы, но ничего не нашёл.

Горько заплакал мальчик и пошёл опять в конюшню. А конь и говорит ему:

– Ты, наверно, не заметил – в самом конце пещеры есть небольшая щель. Нужно влезть туда и в темноте пошарить руками.

Услыхав это, мальчик сделал всё, как велел ему конь: нашёл узкое отверстие в стене пещеры, с трудом пролез в него и стал шарить руками. И – о чудо! – в руках у него оказался небольшой деревянный ящичек.

Когда, едва переведя дух от радости, он вбежал в конюшню, конь велел вынуть из ящичка уздечку, надеть на него и, не теряя ни минуты, вскочить ему на спину. И они понеслись...

Через некоторое время конь сказал мальчику:

– Оглянись назад, посмотри: не гонится ли за нами хозяин?

Мальчик оглянулся и увидел, что их догоняет охотник верхом на свинье.

Тогда конь приказал мальчику открыть ящичек, взять гребень и бросить его навстречу хозяину.

– Пусть вырастет высокий-превысокий забор из острых кольев! – воскликнул конь.

И тотчас же вырос высоченный забор из острых кольев. Но свинья вырыла носом яму и пролезла под забором.

– Свинья прошла! – со страхом прошептал мальчик. Тут конь сказал мальчику, что нужно взять из ящичка зеркало и бросить.

– Пусть будет огромное бездонное море! – проговорил конь.

И сейчас же появилось бездонное море... Но свинья переплыла и через море.

– Что же нам теперь делать? – закричал мальчик. – Свинья переплыла через море! Они догоняют нас!

– Не бойся! – ответил конь. – Вынь из ящичка бритву и брось!

– Пусть вырастет железная стена до неба! – сказал он. И сейчас же выросла железная стена до неба.

Свинья попыталась подкопать стену, но не смогла. А мальчик и конь тем временем подъехали к большому селению, и конь сказал мальчику:

– Вот хорошее селение. Здесь некогда жил один мудрый старик. Он делал так, что, если человек соврёт, обманет другого, тотчас на его спине появится чёрное пятно, которое ни смыть, ни стереть невозможно. По чёрному пятну сразу же и узнавали обманщика. Ты поживи здесь. Тут много хороших людей. Из моего хвоста возьми четыре волоса и, когда я буду тебе очень нужен, выйди на окраину селения, сожги один волос – и я примчусь к тебе.

Мальчик взял четыре конских волоса и положил в карман.

– Ну, а теперь прощай! – сказал конь и исчез.

А мальчик долго стоял, ожидая, не покажется ли конь.

Но его нигде не было. Подумал-подумал мальчик и отправился во дворец, видневшийся невдалеке.

Дворец принадлежал богатому хану. Мальчик нанялся к нему в работники: чистить конюшни и поить скот.

Шло время... Мальчик вырос, стал юношей.

Подросли и три дочери хана, стали девушками-красавицами. И пришла пора выдать их замуж. Хан объявил, что отдаст одну из дочерей тому, кто сможет на коне перепрыгнуть через его дворец. Многие смельчаки пытались перепрыгнуть, но никому не удалось это сделать.

Тогда юноша вышел на окраину селения и сжёг конский волос. Тут же очутился перед ним конь и спросил:

– Что тебе нужно, друг мой?

– Мне очень нравится дочь хана, но он отдаст её только тому, кто на коне перепрыгнет через его дворец.

– Я помогу тебе, – ответил конь. – Садись на меня и покрепче подтяни подпруги.

И конь легко перемахнул через дворец. Сбежались люди, окружили юношу. Они удивлялись, восхищались его смелостью, силой. Тогда хан сказал юноше:

– Выбирай в жёны одну из дочерей. И юноша выбрал младшую дочь.

После свадьбы хан приказал поселить незнатного зятя и дочь в курятнике. А двух старших дочерей выдал за ханских сыновей и поселил их в больших красивых домах.

Прошло довольно много времени... И вот однажды у хана угнали табун лошадей. Хан позвал старшего и. среднего зятьёв и сказал им:

– У меня украли моих любимых коней, найдите их, тогда получите от меня большую награду.

Зятья быстро снарядились в путь. А младший зять поджёг конский волос, и опять перед ним появился конь.

– Помоги мне! – сказал ему младший зять. – Угнали ханский табун, и зятья уже поехали искать его. Я должен найти этот табун раньше их.

– Ну что ж, – ответил конь, – садись на меня. Я помогу тебе!

Юноша вскочил на коня, и они помчались... Скоро догнали они конокрадов, и младший зять отобрал у них ханскийтабун.

Конь попрощался и исчез, а юноша погнал лошадей домой.

Тем временем старшие зятья много дорог исходили, во многих местах побывали, но найти лошадей так и не могли. И уже домой повернули. Здесь и встретили младшего зятя, гнавшего табун.

– Здравствуйте, джигиты! – приветствовал их юноша. – Откуда и куда путь держите?

– Так вот и так, – отвечали они, – искали мы ханский табун, да найти нигде не могли.

– А я нашёл этот табун, – сказал младший зять и указал на лошадей.

Лютой завистью и злобой зажглись сердца ханских зятьёв. Сговорились они между собой, схватили юношу, скрутили ему руки и привязали к дереву.

«Пусть его звери съедят!» – решили они. А табун погнали домой.

По дороге встретился им удивительный конь – он появился из леса и поскакал впереди табуна.

– Смотри, какой красавец, – сказал один из зятьёв, – давай поймаем его и подарим хану.

– Давай, – согласился другой зять. – За него хан нас хорошо наградит.

И так и эдак пытались зятья изловить странного коня. Да никак это им не удавалось. Подпустит их конь совсем близко, но только хотят зятья схватить его за уздечку, глядь, уж он далеко-далеко скачет. Гонялись они за ним с арканом, гонялись и совсем из сил выбились. Тогда обернулся конь, заржал, будто засмеялся над ними, и исчез.

Испугались зятья: поняли, что не простой конь им повстречался, и поспешили домой, боясь как бы табун-то по дороге не растерять.

Возле дворца хана собралось много людей. Они приветствовали храбрецов, нашедших украденный скот, восхищались их ловкостью, их смелостью.

А волшебный конь вернулся в лес и нашёл юношу, привязанного к дереву. Он перегрыз верёвки, которыми тот был скручен, и повёз его домой. По дороге конь сказал юноше:

– Никому не проговорись о том, что случилось...

– Но зятья-то обманут хана! – воскликнул юноша.

– А ты не спеши... Поле засевают не словами, а семенами, – сказал конь и что есть духу понёсся в селение.

Узнали старшие зятья хана, что младший зять вернулся цел и невредим, задрожали от страха, что откроется обман. Но юноша никому ничего не сказал.

И вот случилось так, что через некоторое время у хана опять угнали скот, на этот раз – быков и коров. Хан снова позвал своих старших зятьёв и отправил их на поиски скота, обещав за это большую награду.

А младший зять вышел на окраину селения и в третий раз спалил конский волос. Появился перед ним конь и сказал:

– Садись скорее на меня и держись крепче! Мы должны поймать воров ещё до заката солнца!

Юноша сел, и они помчались... Скоро догнали воров и отобрали ханский скот. Тут конь простился с юношей и ускакал. А юноша погнал скот домой.

По дороге он решил немного отдохнуть и остановился возле большого, глубокого озера.

Вскоре к озеру подъехали и старшие зятья хана. Они объехали много мест, немало дорог исколесили в поисках пропавшего скота, но не нашли и теперь ни с чем возвращались домой.

Увидев младшего зятя, они поняли, что он опять опередил их, и решили его убить. Они схватили его, связали ему руки и ноги и бросили в глубокое озеро. А скот погнали домой.

У дворца хана их встретили с почестями. Люди восхищались их ловкостью, смелостью.

А волшебный конь почуял беду, и как только старшие зятья скрылись, прискакал к глубокому озеру. Увидел он, что на берегу валяется шапка юноши, и понял, что тут случилось. Нырнул конь в озеро и вытащил юношу чуть живого. Положил его себе на спину и повёз домой.

В дороге, когда юноша немного пришёл в себя, конь сказал ему:

– Никому ничего не говори. Слова, что снег, тают, а дела, что сажа, прилипают. Всё само откроется!

Послушался юноша своего верного коня и на этот раз ничего не сказал хану.

Прошло какое-то время... И случилось так, что хан вдруг тяжело заболел и вылечить его могло только оленье молоко.

Опять призвал хан своих старших зятьёв и послал их на поиски оленьего молока, пообещав хорошо наградить за это.

Долго искали зятья это молоко. Много объехали мест, много дорог исходили, но раздобыть оленье молоко так и не смогли. И решили они дать хану коровьего молока, сказав, что нашли оленье.

Напоили они хана коровьим молоком и получили большие награды. Однако молоко это не вылечило хана. Ему стало ещё хуже.

Тогда младший зять вышел на окраину селения и поджёг последний конский волос. И вот волшебный конь снова перед ним. Юноша рассказал ему обо всём, что случилось, и попросил:

– Помоги мне, друг, и на этот раз!

– Садись ко мне на спину и держись крепче! – отвечал конь.

И они понеслись в горы. Скоро поймали они там олениху, и юноша надоил оленьего молока.

На обратном пути, когда подъезжали к селению, конь сказал юноше:

– Теперь я откроюсь тебе. Я – ведь не-конь. Я – человек, тот самый старец, о котором я говорил тебе, когда мы приехали в это селение. Но злой охотник всё время преследовал меня. Однажды ему удалось накинуть на меня волшебную уздечку, и я превратился в коня. Он заставил меня работать на него, кормил железными опилками. А ты спас меня, нашёл его волшебные вещи. В деревянном ящичке была и та самая уздечка, при помощи которой он превратил меня в коня. Теперь эта уздечка на мне, и я снова стал человеком, хотя могу менять облик.

Сказал это конь и мгновенно исчез.

Вернувшись домой, младший зять послал жену отнести хану оленьего молока, но добавил в него немного куриного помёта.

Хан выпил молоко и сказал:

– Доченька, молоко это очень вкусное, только почему-то пахнет куриным помётом.

– Верно, отец, – ответила дочь, – в него мог попасть куриный помёт, ведь мы с мужем живём в курятнике!

После этого хан приказал отдать младшему зятю по жильё конюшню.

Тогда младший зять послал хану ещё оленьего молока, только бросил в него немного лошадиного навоза.

– Вкусное молоко, дочка, – воскликнул хан, – я чувствую себя лучше, хотя ещё не совсем поправился! Странно только, что молоко это пахнет навозом.

– Что же тут странного, отец, – сказала дочь, – ведь мы с мужем живём теперь в конюшне!

Вот тогда хан велел отдать младшей дочери и её мужу дом. А младший зять снова послал хану теперь уже чистого оленьего молока. Выпил хан и сразу же поправился.

Богатый пир устроил хан по случаю своего выздоровления.

На этом пиру он обратился к младшему зятю с такими словами:

– Спасибо тебе, мой младший зять! Ты сделал для меня большое дело – вылечил меня!

А старшие зятья, завидуя младшему, стали кричать, похваляться:

– Не забывай, хан, что мы спасли весь украденный у тебя скот! Не забывай, с каким трудом мы достали для тебя настоящее оленье молоко!

Тогда из толпы вышел никем раньше не замеченный седой старец и, обращаясь к старшим зятьям, сказал:

– Зачем же вы говорите неправду? Ведь это младший зять отобрал весь скот у воров. Но вы скрутили ему руки, привязали к дереву и бросили в лесу на съедение зверям. А второй раз связали руки, ноги и бросили в глубокое озеро. Вы обманули хана и ещё раз, когда дали ему коровье молоко вместо оленьего. Вот почему на ваших спинах появились чёрные пятна, которые ни смыть, ни стереть невозможно! Услышав эти слова, хан разгневался:

– Как смеешь ты, неизвестный, клеветать на таких знатных людей?

– Ты, хан, не верь чужим речам, верь своим очам! Прикажи зятьям раздеться и показать спины! – спокойно промолвил старец.

Люди, которые были на пиру, зашумели, заволновались... Все требовали, чтобы зятья сняли одежду и показали спины.

Те долго упирались, но всё же вынуждены были подчиниться... И все увидели у них на спинах чёрные пятна. Их пробовали стереть, пробовали смыть... Напрасно! Ни смыть, ни стереть их было невозможно! Вот тогда люди убедились, что старец был прав.

Все повернулись к нему, но его нигде не было. Кто-то сказал, что во дворе старец превратился в коня... Но куда делся этот конь, никто не знал. Только один мальчик будто бы видел, как конь, удаляясь, скакал по дороге...

Вот так всё и было.

Вскоре хан отдал младшему зятю половину всех своих богатств и сделал его единственным своим наследником.

А старшие зятья хана были изгнаны из селения.

На этом и сказке конец.

Как не видели мы всего этого, так пусть никогда не увидим обмана и лжи.



  • Разделы сайта