Во что поиграть с детьми на площадке. Летние подвижные игры для детей на свежем воздухе. Орехи, шишки и грибы

будущий первоклассник?

Что должен знать и уметь будущий первоклассник? Этим вопросом задаются все родители. Ведь хочется подготовить малыша как можно тщательнее, чтобы он не уступал в знаниях другим детям. Но тут важно найти золотую середину. Ведь если ребенок знает всю программу первого, а то и второго класса, то ему будет скучно на уроках, он перестанет слушать объяснения учителя и упустит момент, когда пора включаться в общий процесс обучения.

Родители, готовя ребенка к школе, часто сосредотачиваются на том, чтобы научить читать, писать, считать, говорить на английском, дать ребенку энциклопедические знания. Это все похвально, если обучение для ребенка происходит не «из-под палки», а в процессе игры.

Очень важно подготовить ребенка к работе в коллективе. Помните, что учитель должен быть авторитетом для детей. Не осуждайте учителя в присутствии ребенка. Ребенок не должен стесняться говорить перед публикой. Почаще просите малыша рассказать что-нибудь в присутствии родственников, друзей... Желательно научить ребенка дружить, делиться, отстаивать свою точку зрения, в то же время, уметь признавать свои ошибки.

Физическая подготовка также очень важна. Хорошо, если ребенок посещает спортивную секцию. Нужно укреплять мышечный корсет, чтобы сохранить осанку. Есть мнение, что если начали выпадать молочные зубы, это значит готовность скелета выдержать нагрузку от неподвижного сидения в течение получаса.

Что же должен знать и уметь первоклассник?

  • В первую очередь, нужно развивать у ребенка словарный запас и речь. Он должен выговаривать все звуки, говорить полными предложениями, связанно рассказывать о чем-то, пересказать прочитанный вами (или самостоятельно) текст, уметь описать предмет как можно подробнее.
  • Во-вторых, нужно развивать мышцы кисти, пальцев (моторику). Это не значит, что нужно корпеть над прописями, достаточно много лепить, раскрашивать, рисовать. К тому же, это развивает воображение. Руку для письма должен поставить учитель младших классов. Доверимся профессионалу:).
  • В-третьих, ребенок должен обладать навыками самообслуживания (одеваться, обуваться). Иметь понятие о гигиене и безопасности.

Родителей часто мучает вопрос «Должен ли уметь читать ребенок к началу 1 класса?». Такого требования к детям школа не ставит. И к концу первого класса практически все читают примерно одинаково. Но в начале года навык чтения очень помогает детям на других уроках. Например, когда можно прочитать еще раз условие задачи, если не запомнил и. Это дает некий бонус и уверенность в своих силах.

Итак, вот примерный список того, что должен знать и уметь первоклассник, на который нужно ориентироваться при подготовке к школе и что может быть на собеседовании в школу:

Будущий первоклассник должен знать:

  1. Свои ФИО.
  2. Свой возраст и дату рождения.
  3. ФИО родителей.
  4. Кем работают родители.
  5. Сколько братьев/сестер, их имена, понятие старше/младше.
  6. Адрес проживания.
  7. Название страны проживания, столицы, как выглядит флаг.
  8. Знать основные геометрические фигуры.
  9. Знать цвета. Какой цвет получится, если смешать, к примеру, красный и синий, желтый и синий, желтый и красный, белый и...
  10. Знать диких/домашних животных. Чем они отличаются.
  11. Знать домашних птиц.
  12. Знать зимующих\перелетных птиц.
  13. Знать распространенные виды деревьев / цветов.
  14. Знать овощи/фрукты/ягоды.
  15. Знать времена года, месяцы по порядку.
  16. Знать дни недели, какие из них будни, а какие выходные.
  17. Знать виды транспорта (воздушный, наземный, водный, подземный) привести примеры.
  18. Знать правила дорожного движения для пешеходов.
  19. Знать профессии.
  20. Знать виды спорта.
  21. Знать цифры в пределах 20, состав числа 2-10.
  22. Знать буквы алфавита, различать согласные и гласные буквы.
  23. Разбивать слова на слоги на слух.
  24. Знать несколько стихов, песен, загадок.

Будущий первоклассник должен уметь:

  1. Уметь концентрировать внимание в течение 30 минут.
  2. Уметь ориентироваться в сутках (утро, день, вечер, ночь).
  3. Уметь обобщать группы предметов (фрукты, мебель, одежда...).
  4. Уметь из предложенных однотипных картинок найти лишний предмет, обосновать.
  5. Находить отличия и общие черты у двух предметов, если таковые имеются.
  6. Пересказать прочитанный взрослым отрывок текста.
  7. Уметь составить краткий рассказ по серии картинок.
  8. Уметь называть предметы в единственном и множественном числе.
  9. Уметь различать мужской и женский род.
  10. Уметь подбирать слова со схожим и противоположным значением.
  11. Ориентироваться в пространстве и на плоскости (право, лево, центр...). Например: отступи две клетки вправо и одну клетку вниз. (Хорошо помогают графические диктанты).
  12. Уметь аккуратно раскрашивать, вырезать, штриховать.
  13. Считать в порядке возрастания и убывания.
  14. Называть цифры «соседи» (например, для «5» это «4» и «6»).
  15. Совершать арифметические действия в пределах 10.
  16. Сравнивать числа (больше, меньше, равно).
  17. Умение читать желательно.

При собеседовании в школу кроме общих вопросов на оценку кругозора ребенка, часто встречаются такие задания:

Копирование – нужно изобразить написанное слово или фразу. Их пишут прописными буквами или на иностранном языке. Ребенку нужно не понять и написать, а именно скопировать, срисовать как можно точнее. Еще вариант – скопировать рисунок из точек.

Задания на логику. Ребенка просят продолжить логический ряд картинок или геометрических фигур (круг, ромб, звезда, круг, ромб, ...). Определить лишний предмет среди четырех однотипных (персик, яблоко, шапка, банан) и т.п.

Задания на память и внимательность. Учитель показывает несколько картинок, ребенок запоминает и отворачивается. Учитель убирает одну или добавляет лишнюю, ребенок смотрит, находит изменения. Найти отличия на двух картинках.

Психологический тест – ребенка просят нарисовать мужчину (именно мужчину). Обращают внимание, нарисовал ли ребенок черты лица, уши, сколько пальцев, одежду... Психолог также обращает внимание на размер рисунка. Чем крупнее человек, тем больше у ребенка уверенности в себе.

Кроме того, учитель проверяет способность ребенка концентрировать внимание. Когда ребенок выполняет задание, он должен сконцентрироваться на нем и не обращать внимание на окружение (на разговоры взрослых). Это важно для работы в большом шумном коллективе.

Вскоре для вас и вашего малыша начнется новый ответственный этап – учеба в школе. Этот этап продлится довольно долго. За это время ваш ребенок много что узнает, много чему научится, приобретет много полезных навыков и умений. Конечно, многое зависит от учебного заведения, от учителя, от коллектива, в котором будет учиться ребенок, от администрации и политики государства в вопросах среднего образования, но еще больше зависит от самого ребенка и от ВАС! Отношение малыша к школе еще до начала обучения формируют родители. Именно они помогают крохе понять, зачем он должен идти в школу, зачем ему учиться. Родители определяют мотивацию для ребенка. Если ребенок-первоклассник в школу идти не хочет, значит, родители не смогли заинтересовать малыша! Итак, что должен знать ? В этой статье мы предлагаем вам и вашему будущему первокласснику пройти несколько очень простых, но показательных тестов.

Готовность ребенка к школе. Первый тест — для родителей

В каком состоянии готовность ребенка к школе , есть ли у него к обучению ? Ответьте на вопросы, за каждый положительный ответ — плюс один балл, за отрицательный — 0 баллов.

1. Хочет ли ваш малыш идти в школу?
2. Привлекает ли ребенка то, что в школе он о многом узнает, многому научится, и ему будет интересно учиться?
3. Может ли ваш малыш самостоятельно выполнять какую-либо работу, заниматься каким-то делом, которое требует сосредоточенности на протяжении 30 минут (например, складывать что-то из конструктора)?
4. Как ваш ребенок чувствует себя в присутствии незнакомых людей — свободно и непринужденно?
5. Умеет ли ваш малыш составлять рассказ по рисунку из 5-6 предложений (не менее)?
6. Знает ли ваш ребенок несколько наизусть? Может он их рассказать?
7. Умеет ли ваш малыш изменять имена существительные по числам (единственное, множественное?
8. Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или целыми словами?
9. Умеет ли малыш считать до двадцати и в обратном порядке?
10. Может ли ваш ребенок решать простые задачки на добавление и вычитание единицы?
11. У малыша твердая рука (уверенно и крепко держит в руке карандаш и т.д.)?
12. Малыш любит раскрашивать и рисовать простые картинки?
13. Может ли ребенок сделать аппликацию, пользуясь клеем и ножницами?
14. Может ли малыш собрать разрезанную на пять частей фотографию или картинку за 1 минуту?
15. Знает ли ваш ребенок названия домашних и диких животных?
16. Может ли ваш малыш обобщать понятия (например: яблоко, груша, слива — фрукты)?
17. Может ли ваш малыш самостоятельно рисовать, лепить, собирать мозаику и так далее?
18. Может ли ваш ребенок понимать и точно следовать словесным инструкциям?

Если вы насчитали:

15-18 баллов - ваш ребенок вполне готов идти в первый класс;

10-14 баллов - ребенок уже многое умеет, и обратите внимание на суть тех вопросов, ответ на которые был отрицательным. Именно они являются подсказкой, над чем нужно поработать, на что обратить внимание!

9 и менее баллов - в ближайшее время вам не рекомендуется отправлять ребенка в школу, ему нужна ваша помощь, а, может быть, и помощь специалиста. Предстоит еще немало поработать, прежде чем малыш пойдет в школу, важно, подогреть !

Есть ли у ребенка интерес к обучению?

Хотите выяснить, есть ли у малыша в школе? Задайте ему следующие вопросы:
1. Ты хочешь пойти в школу?
2. Зачем необходимо ходить в школу?
3. Что ты будешь делать в школе?
4. Чем занимаются школьники на уроках? Что такое урок?
5. Как ученики должны вести себя на уроке?
6. Что такое домашняя работа, домашнее задание?
7. Зачем выполнять домашнее задание?
8. Чем ты собираешься заниматься, когда будешь возвращаться домой из школы?
Ответы ребенка на эти вопросы помогут вам понять правильно или нет он понимает процесс обучения в школе, школьные правила и вообще роль школы в его жизни. Благодаря ответам малыша вы сможете подкорректировать его представления о его будущей жизни, об изменениях, которые его ждут в ближайшее время, а также оценить, есть ли у него в школе.

Что должен знать ребенок-первоклассник?

У разных учителей и в разных школах требования к тому, что должен знать ребенок-первоклассник могут существенно отличаться, но все же существует определенный минимум знаний, которыми должен владеть будущий первоклассник. В основном это запас общих знаний и представлений о себе, своей семье, окружающем мире.

1. Как тебя зовут (фамилия, имя, отчество)?
2. Сколько тебе лет?
3. Кто твои родители (фамилия, имя, отчество)?
4. Где и кем они работают?
5. В какой стране и в каком городе ты живешь (название)?
6. Какая речка протекает в твоем городе?
7. Назови свой домашний адрес?
8. Есть у тебя или ?
9. Как ее (его, их) зовут?
10. Сколько сестре или брату лет?
11. На сколько лет она (он) старше (младше) тебя?
12. Каких животных ты можешь назвать? Какие из них относятся к домашним, а какие — к диким?
13. Сколько ты знаешь времен года? Назови их.
14. В какое время года на деревьях листья появляются, а в какое листья опадают?
15. Как называется время суток, когда ты просыпаешься, готовишься ко сну, спишь, обедаешь?
16. Сколько в году месяцев? Как они называются?
17. Назови дни недели?
18. Какие дни называют «рабочими», какие — «выходными»?
19. Покажи правую руку, покажи левую руку.
20. Назови основные цвета, которые ты знаешь.
21. Назови и покажи (из предложенных) основные геометрические фигуры (квадрат, круг, роб, прямоугольник, треугольник, овал, трапеция).
22. Иметь представление о гласных и согласных звуках.
23. Покажи, где на листе бумаги «центр», «левый нижний угол», «левый верхний угол», «правый нижний угол», » правый верхний угол».
24. Расскажи любое .
25. Составь рассказ по картинке (5-6 предложений).
26. Математические знания:

— счет в пределах 20 (10) прямой и обратный;
— счет выборочный, например, от 6 до 12; от 3 до 9;
— понятия больше и меньше, сравнение по количеству групп предметов;
— решение элементарных задачек на сложение и вычитание.

Вот такие вот минимальные требования, что должен знать первоклассник . Если ребенок чего-то не знает, это не значит, что его не возьмут в школу, это лишь значит, что этому вопросу нужно уделить больше внимания.

Вот еще один небольшой тест, который позволит оценить . За каждый правильный ответ — 1 балл, неправильный — ноль.

Определяем готовность к обучению в школе

1. Назови свою фамилию, имя, отчество.
2. Сколько тебе сейчас лет? Сколько было тебе лет год назад? Сколько лет исполнится тебе через год?
3. Фамилия, имена и отчества твоих родителей?
4. Где ты проживаешь? В какой стране, город, улица, дом, квартира?
5. Днем обедаешь, а вечером … ?
6. Сравни и бабочку. Что у них общее, и что различное?
7. Баскетбол, гимнастика, хоккей бокс — это … ?
8. Квадрат и прямоугольник. Что у них общее, а что — нет?
9. Сосна, клен, ель, каштан — что у них общее, и чем они отличаются?
10. Назови диких домашних животных. Что у них разное?
11. У лошади — жеребенок, а у коровы, свиньи, собаки, курицы?
12. Какие на зиму улетают, а какие остаются? Как они называются?

Итак, считаем баллы. Если малыш набрал более пяти баллов, то можете быть спокойны, у него готовность к обучению в школе на должном уровне. В чем возникли затруднения, разбираем, повторяем, запоминаем.

Кроме того, существуют определенные требования к речи ребенка:

— четко произносить все звуки;
— уметь выделить звуки в слове интонационно;
— уметь выделить место звука в заданном слове (в середине, в начале, в конце);
— уметь по слогам произносить слова;
— уметь составлять простые предложения из 3-6 слов;
— уметь выделять в предложении второе, третье, четвертое слово;
— уметь обобщать предметы в группы;
— уметь составлять мини- рассказ о предмете (3-4 предложения);
— уметь читать простые стихотворения;
— уметь последовательно пересказать краткое содержание сказки.

Вот такие требования, так можно определить готовность к обучению в школе ! Даже если ребенок что-то не выполняет, не расстраивайтесь и не ругайте кроху. Помогите ему научиться, простимулируйте! Но не перегружайте занятиями перед началом учебы! Больше общайтесь с крохой! Расскажите о том, как вы собирались идти в первый класс, покажите свои фотографии. Вспомните свои ощущения, которые были у вас, накануне начала учебы в школе, это поможет лучше понять своего ребенка!

Пусть ваш малыш получает максимум полезных знаний и удовольствия от обучения в школе!

Если Вы хотите быть в курсе наших новостей, подпишитесь на рассылку нашего ! Заполните форму ниже и получайте наши новости на свою электронную почту!

Мнения о том, что должен знать и уметь будущий первоклассник, у разных преподавателей значительно рознятся. Но все же существует определенный минимум требований к знаниям будущего первоклассника.

  • четко знать основные цвета и оттенки;
  • знать и называть геометрические формы: квадрат, прямоугольник, круг, овал, треугольник, ромб, трапеция, параллелограмм, шестиугольник;
  • различать где “лево”, а где ”право”;
  • делать задания по заданному образцу;
  • считать от 1 до 20 и в обратном порядке;
  • знать алфавит и различать гласные и согласные буквы;
  • понимать, где на листе “центр”, “правый верхний угол”, “левый верхний угол”, “правый нижний угол” и “левый нижний угол”;
  • знать дни недели, а так же “рабочие” и “выходные” дни, месяцы и времена года;
  • четко знать фамилии и имена всех членов семьи, адрес места жительства.

Если будущий первоклассник чего-то не знает или возникли затруднения в каких-то моментах, то это лишь значит, что есть чему уделить особое внимание перед поступлением в школу.

Небольшой тест для проверки знаний, который позволит узнать готов ли ребенок к школе:

1. Назови свою фамилию, имя отчество.
2. Сколько тебе лет? Сколько было год назад? Сколько будет через год?
3. Какая фамилия, имя, отчество у твоих родителей?
4. Где ты живешь: страна, город, улица, номер дома и квартиры, этаж?
5. Днем обедаешь, а утром?
6. Сравни бабочку и самолет. Какие у них различия и что у них общее?
7. Хоккей, баскетбол, бокс, гимнастика – что это?
8. Сравни квадрат и прямоугольник. Что у них общего? Чем отличается от круга?
9. Клен, каштан, ель, сосна – что это и какие у них отличия?
10. Назови диких и домашних животных. Чем они отличаются?
11. У лошади – жеребенок, а кто у коровы, собаки, курицы?
12. Какие птицы зимой улетают, а какие нет? Как они называются?

За правильный ответ начисляется один балл, за неправильный – ноль. Если ребенок набрал пять и более баллов, то с уверенностью можно сказать, что он внутренне подготовлен к школе. Вопросам, с которыми были затруднения, стоит уделить больше внимания.

Еще один вариант требований педагогов к знаниям и умениям будущего первоклашки:

  • называть числа в прямом и обратном порядке;
  • правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными;
  • уравнивать неравное число предметов разными способами (добавить и убавить);
  • выражать словами, какой предмет больше - меньше, длиннее - короче, выше - ниже, шире - уже;
  • различать форму предметов, называть фигуры: круг, треугольник, прямоугольник, квадрат, овал;
  • делить фигуры на 2 и 4 равные части.

Ваш малыш должен знать и уметь:

  • выражать словами местонахождение предметов относительно других;
  • различать и называть части суток, их последовательность;
  • знать дни недели, порядок их следования;
  • знать и называть месяцы года;
  • понимать значение понятий «вчера», «сегодня», «завтра»;
  • называть времена года;
  • иметь представление о сезонных изменениях в природе;
  • определять состояние погоды: солнечно, пасмурно, ветрено, дождливо...
  • различать и называть деревья по листьям или плодами;
  • держать карандаш, кисть и пользоваться ими;
  • пользоваться глиной, пластилином;
  • правильно держать ножницы и пользоваться ими;
  • делить слова на слоги;
  • составлять слова из слогов;
  • согласовывать слова в роде, числе и падеже;
  • пересказывать знакомые сказки и рассказы;
  • составлять рассказы и сказки по картинкам.
  • Необходимо, что бы ваш ребенок - имел представление о своей семье, профессиях своих родителей; правильно произносил все звуки родного языка; мог назвать: страну, в которой живет и ее столицу; флаг России; название родного города, села, свой адрес.

Физически подготовить ребенка к школьным занятиям тоже можно заранее - прыгать на мягкое покрытие высотой до 40 см; спрыгивать с высоты 40 см; прыгать в длину с места на расстояние не менее 100 см, с разбега – 180 см, в высоту с разбега – не менее 50 см; прыгать через скакалку; перебрасывать надувные мячи; метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5-12 м.

Прививайте малышу элементарные правила поведения еще до школы!

Дети должны:

  • первыми здороваться;
  • вежливо прощаться;
  • благодарить за оказанную помощь;
  • говорить тихо, не привлекая к себе внимания, не мешать другим;
  • вежливо обращаться с просьбой;
  • не перебивать говорящего;
  • не вмешиваться в разговор старших;
  • соблюдать порядок, чистоту.

Необходимо передать ребенку начальные знания по поведению на дороге:

Уровень готовности ребенка к школе можно проверить так:

Тест для родителей

1. Хочет ребенок идти в школу?
2. Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там о многом узнает и будет ему интересно учиться?
3. Может ли ваш ребенок самостоятельно заниматься каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, работать с конструктором)?
4. Ваш ребенок в присутствии незнакомых чувствует себя свободно, незакомплексованно?
5. Ваш ребенок умеет составлять по рисунку рассказ, не короче пяти предложений?
6. Может ли он рассказать наизусть несколько стихотворений?
7. Умеет изменять существительные по числам?
8. Ваш ребенок умеет читать по слогам или, что лучше, целыми словами?
9. Умеет ли он считать до десяти и в обратном порядке?
10. Может решать простые задачи на вычитание или добавление единицы?
11. Имеет твердую руку (уверенно держит карандаш и т.д.)?
12. Любит рисовать и раскрашивать картинки?
13. Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?
14. Может собрать разрезанную фотографию из пяти частей за одну минуту?
15. Знает названия диких и домашних животных?
16. Может обобщать понятия (например, назвать одним словом «овощи» - помидоры, морковь, лук)?
17. Может ли ваш ребенок работать самостоятельно - рисовать, собирать мозаику и т.д.?
18. Может понимать и точно выполнять словесные инструкции?

Результат тестирования зависит от количества положительных ответов («Да») на вопросы теста.

Если их: 15-18 баллов - ребенок вполне готов к школе;
10-14 баллов - ребенок многое уже умеет, и следует обратить внимание на содержание тех вопросов, на которые вы ответили «Нет». Именно они подскажут вам, над чем необходимо поработать.
9 и менее баллов - необходимо обратиться к специалистам, ребенок нуждается в значительном внимании и работе с ним.

А напоследок могу предложить некоторые критерии готовности ребенка к школе из адаптированного для России теста, разработанного американскими психологами:

Оценка развития познания

  • Владеет ли ребенок основными понятиями: правый-левый, большой-малый, и т.п.?
  • Способен ли ребенок понимать простейшие принципы классификации, например: вещи, которые могут катиться, и которые не могут?
  • Может ли малыш удержать в памяти и выполнить как минимум три указания?
  • Может ли ребенок назвать большинство букв алфавита?

Оценка базового опыта ребенка

  • Приходилось ли ребенку сопровождать вас в магазин, на почту, в сберкассу?
  • Был ли он в библиотеке?
  • Была ли у вас возможность регулярно читать малышу или рассказывать истории?
  • Проявляет ли ребенок интерес к чему-либо, есть ли у него хобби?

Оценка языкового развития

  • Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?
  • Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых?
  • Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи: пылесос, холодильник, стол и т.п.?
  • Может ли ребенок объяснить, где расположены какие-то предметы: на столе, на стуле, на полу, у стены и т.п.?
  • Может ли малыш рассказать историю, описать произошедший с ним случай?
  • Четко ли ребенок выговаривает слова?
  • Правильна ли речь ребенка с точки зрения грамматики?
  • Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию?

Оценка уровня эмоционального развития

  • Выглядит ли ребенок веселым (дома и среди товарищей)?
  • Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?
  • Легко ли малышу "переключиться" при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи?
  • Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться в выполнении заданий с другими детьми?

Оценка умения общаться

  • Включается ли малыш в игру других детей, делится ли с ними?
  • Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?
  • Способен ли ребенок слушать других не перебивая?

Оценка физического развития

  • Хорошо ли ребенок слышит?
  • Хорошо ли он видит?
  • Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?
  • Развита ли у него координация моторных навыков, например, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице?
  • Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным?
  • Выглядит ли ребенок здоровым, сытым и отдохнувшим?

Зрительное различение

  • Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы? Например, найти картинку, непохожую на остальные?
  • Может ли ребенок различать буквы и короткие слова, например б-п, кот-год?

Зрительная память

  • Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из трех картинок, а потом одну убрать?
  • Знает ли ребенок собственное имя и хотя бы шесть-восемь названий предметов, которые встречаются ему в повседневной жизни?

Зрительное восприятие

  • Способен ли ребенок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок?
  • Понимает ли ребенок, что читают слева направо?

Уровень слуховых способностей

  • В состоянии ли ребенок различать слова, начинающиеся на разные звуки, например лес-вес?
  • Может ли ребенок повторить за взрослым несколько слов или цифр?
  • Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?

Оценка отношения к книгам

  • Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно?
  • Внимательно ли и с удовольствием он слушает, когда вы читаете ему вслух?
  • Задает ли ребенок вопросы о словах что они значат и т.п.?

Общая и психологическая готовность

Может ли ваш ребенок:

  • Объяснить с помощью слов, а не показывая пальцем, чего он хочет?
  • Изъясняться связно, например, "покажи мне…"
  • Понимать смысл того, о чем ему читают?
  • Четко выговорить свое имя?
  • Запомнить свой адрес и номер телефона?
  • Писать карандашом или мелками на бумаге?
  • Пользоваться красками, пластилином, цветными карандашами, фломастерами?
  • Вырезать ножницами с тупыми концами, причем ровно и не поранившись?
  • Слушать и следовать полученным указаниям?
  • Быть внимательным, когда кто-то с ним разговаривает?
  • Сосредоточиться хоть на десять минут, чтобы выполнить полученное задание?
  • Радоваться, когда ему читают вслух или рассказывают истории?
  • Положительно оценивать: я человек, который многое может?
  • "Подстраиваться", когда взрослые меняют тему разговора?
  • Проявлять интерес к окружающим его предметам?
  • Ладить с другими детьми?

Ваши взаимоотношения с ребенком, ваша роль в подготовке его к учебе (тут важно отвечать честно хотя бы перед собой)

  • Нравится ли вам ваш малыш?
  • Слушаете ли вы то, что ребенок говорит?
  • Смотрите ли вы на малыша, когда он говорит с вами?
  • Стараетесь ли вы создать у ребенка ощущение значимости того, о чем он говорит?
  • Поправляете ли вы речь малыша?
  • Позволяете ли вы ребенку совершать ошибки?
  • Хвалите ли вы малыша, обнимаете ли его?
  • Смеетесь ли вы вместе с ним?
  • Отводите ли вы каждый день время для чтения ребенку и для бесед с ним?
  • Играете ли с малышом в какие-нибудь игры?
  • Поощряете ли вы интересы и увлечения ребенка?
  • Есть ли у малыша хотя бы одна-две собственные книги?
  • Есть ли у ребенка дома место, которое отведено только ему?
  • Стараетесь ли вы подать малышу пример, читая газеты, журналы, книги, вообще интересуясь окружающими событиями?
  • Обсуждаете ли вы с малышом и со всей семьей что-то интересное из прочитанного или услышанного вами?
  • Стараетесь ли вы сказать все за малыша, прежде чем он сам успеет открыть рот, в магазине или у зубного врача?
  • Смотрите ли вы телевизор вместе с ребенком?
  • Задаете ли вы малышу вопросы о смысле увиденного по телевизору?
  • Ограничиваете ли вы возможность ребенка смотреть телевизор?
  • Стараетесь ли вы ходить с малышом на прогулки?
  • Собираетесь ли вы сводить ребенка в зоопарк, в театр, в музей?

Ковбои и мустанги

Атрибуты: мяч среднего размера.

Ход игры: все игроки — дикие лошади «мустанги»; двое игроков — «ковбои». «Мустанги» становятся внутрь очерченного круга. «Ковбои» становятся за кругом друг напротив друга. По сигналу ведущего: «Раз, два, три, лови!» — «ковбои» по очереди бросают мяч в «мустангов», а те стараются, чтобы мяч их не коснулся. «Мустанг», в которого попал мяч, считается пойманным и прирученным. Он выходит из круга и выбывает из игры.

Особые замечания: мяч от «земли» не засчитывается.

Скачки

Атрибуты: 4 — 5 стульев или разноцветные флажки на стойках.

Ход игры: играющие делятся на 2—3 команды и становятся за линией. Они — «кони», участвующие в скачках. Напротив линии ставятся стулья или флажки. По сигналу ведущего первые «кони» от каждой команды скачут до стульев или флажков, обегают их, обратно возвращаются «галопом» — бегом. Затем бегут вторые и так далее до последнего игрока. Побеждает команда, закончившая эстафету первой.

Особые замечания: расстояние от линии до стульев не менее 25—30 м.

Конное поло

Атрибуты: 6—7 маленьких резиновых мячей.

Ход игры: на игровой площадке проводят стартовую и финишную линии. В середине площадки на расстоянии 1 м друг от друга чертят 2—3 круга диаметром 0,5 м. Между стартовой и финишной линиями вдоль этих кругов проводят линии метания.

Игроки делятся на 2 команды по 6—7 человек в каждой и выстраиваются в колонны у стартовой черты. Команды играют по очереди, у каждого игрока в руках маленький резиновый мяч. Игрок первой команды начинает двигаться, изображая лошадь, вдоль линии метания и на ходу старается попасть в один из.начерченных кругов. Он доскакивает до линии финиша и останавливается за ней.

Продолжает игру второй игрок первой команды, и так все игроки по очереди. Они выстраиваются в шеренгу за финишной линией, и в игру вступают «лошадки» из второй команды. При повторении игры все участники поло скачут в обратную сторону и выстраиваются за стартовой линией. Каждое попадание в круг дает команде 1 очко. Побеждает та команда, у которой больше попаданий.

Особые замечания: последующий игрок вступает в игру только после того, как предыдущий доскачет до финиша. Метание мяча должно происходить в движении.

Тройки

Цель игры: развитие двигательных способностей.

Атрибуты: 2 шнура, лежащих на противоположных концах площадках.

Ход игры: все игроки делятся сначала на две команды, а потом в командах — на тройки «лошадей». Каждая команда встает к одному из шнуров. После этого игроки-тройки берутся за руки и по сигналу ведущего бегут друг навстречу другу, не расцепляя рук.

Особые замечания: выигрывает та тройка, которая быстрее добежит до противоположного шнура.

Гонцы и джигиты

Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных способностей.

Атрибуты: два флажка и цветная лента. Ход игры: на игровой площадке проводятся 2 линии на расстоянии 15 м одна от другой. На одной линии ставятся 2 флажка на расстоянии 5 м друг от друга. Игроки делятся на 2 команды — «джигитов» и «гонцов» — и выбирают капитанов. Команды выстраиваются в колонны по одному у линии напротив флажков.

Капитан «джигитов»» берет в руки ленту. По сигналу ведущего первые игроки команд бегут к своему флажку. Задача «джигита» — бросить у флажка ленту, обогнуть флажок и вернуться обратно. Задача «гонца» — добежав до флажка, взять ленту, на обратном пути догнать «джигита» и осалить его лентой. Если «гонцу» это удается, он считается победителем, а если нет, то побеждает «джигит». «Гонец», не догнавший «джигита», не сбавляя скорости, передает ленту товарищу по команде, догоняющему другого «джигита». Игру проводят 2 раза, меняясь ролями.

Особые замечания: игроки обходят флажок с правой стороны. Очередные игроки не могут выходить за линию раньше, чем предыдущий игрок коснется рукой или лентой следующего игрока.

Соревнование осликов

Цель игры: развитие двигательных и коммуникативных способностей, ловкости движений.

Атрибуты: несколько палочек длиной 1 м, повязка на глаза.

Ход игры: все игроки — веселые «ослики». В руках каждого — палка. Они становятся шеренгой в центре площадки перед прочерченной прямой линией.

Техника метания палки

Один конец палки они ставят на носок ноги, а другой ее конец придерживают указательным пальцем правой руки. По сигналу ведущего игроки отрывают правую ногу от земли, отводят ее немного назад и с силой отбрасывают ею каждый свою палку. Игрок, чья палка упадет ближе всех, собирает палки, громко говоря при этом: «Ослик, ослик, ай-яй-яй!»

Начинается вторая часть игры. Все игроки- «ослики» точно так же бросают палку, но теперь проигравшему завязывают глаза. Он, размахивая палкой и повторяя слова «Ослик, ослик, ай-яй- яй», должен по сигналу пройти вперед и сбить палку, воткнутую в землю на расстоянии 10—15 шагов от линии. Палку втыкает самый ловкий участник соревнований. При удаче проигравший возвращается и продолжает игру. Если ему не удалось сбить палку, он соревнуется в беге с тем, чья палка была воткнута в землю.

Особые замечания: бросать палки следует по сигналу; проигравший в соревновании в беге выбывает из игры.

Кони и дети

Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей, образного мышления.

Ход игры: все игроки делятся на 2 команды — дети и «кони». Дети делают вид, что гуляют по лугу, собирают цветы, плетут венки. «Кони» пасутся рядом. На слова ведущего:

— Топ, топ, убегай! Тебя кони стопчут!

— А я коней не боюсь, по дороге прокачусь! — несколько игроков-детей начинают подражать лошадкам, скачут и резвятся. Настоящие игроки- «кони» стараются их поймать.

Особые замечания: убегать можно только после слова «прокачусь». Тот ребенок, которого настигла лошадка, выбывает из игры.

Хоккей на траве

Цель игры: развитие двигательных способностей, выработка умения работать в команде.

Атрибуты: клюшки по числу игроков, небольшой резиновый мяч.

Ход игры: на площадке с 2 противоположных сторон по центру отмечают ворота. Двух игроков выбирают вратарями, один игрок — судья. Остальные дети делятся на 2 команды и с клюшками располагаются по полю. По сигналу судьи они стараются с помощью клюшек загнать мяч в ворота. Если удается забить мяч, игра начинается сначала.

Особые замечания: нельзя образовывать толпу, толкать вратарей, сильно размахивать клюшкой. Судья должен следить за соблюдением правил.

Конное состязание

Цель игры: развитие Двигательных, коммуникативных и творческих способностей.

Атрибуты: цветные флажки.

Ход игры: на игровой площадке чертятся линии старта и (на расстоянии 20—30 м) финиша. На финише на определенной высоте крепятся несколько флажков. Все игроки делятся на пары — «конь» и «всадник» — и встают на линию старта. Впереди стоят «кони». Они вытягивают назад руки, и «всадники» берутся за них. В таком положении пары бегут до финиша. «Всадник», первый добежавший со своим «конем» до финиша, подпрыгивает и пытается достать флажок, прикрепленный на определенной высоте.

Особые замечания: соревнования начинаются по сигналу. За флажком прыгает «всадник».

Кучер и лошадки

Цель игры: развитие общих физических данных и внимания.

Атрибуты: несколько длинных цветных лент.

Ход игры: игроки делятся на тройки, в каждой тройке — «кучер» и две «лошадки». «Кучер» управляет «лошадками» с помощью цветной ленты. Ведущий по ходу игры подает различные команды, «лошадки» их выполняют, а «кучер» управляет и внимательно смотрит, точно ли выполняют «лошадки» все движения. «Лошадки» идут шагом, бегут галопом по кругу, поворачивают то налево, то направо, то бегут обратно и т. д. На слова ведущего: «Лошадки, бежать!» — «кучер» отпускает «вожжи», и «лошадки» разбегаются по игровой площадке. На слова: «Найдите кучера!» — «лошадки» быстро бегут к своему «кучеру». «Кучер», чьи «лошадки» ошибаются, получает штраф — к его яркой ленте привязывается белый шнурок.

Особые замечания: при повторении игры в каждой тройке «лошадки» поочередно становятся «кучером». Игра может проводиться, пока все «лошадки» не побывают в роли «кучера».

Джигиты и монеты

Цель игры: развитие двигательных способностей и ловкости.

Атрибуты: 20—30 камешков небольшого размера.

Ход игры: на противоположных сторонах площадки намечают линии старта и финиша. По площадке раскладываются камешки — монеты. Игроки — «джигиты» — выстраиваются вдоль линии старта и по сигналу ведущего передвигаются к финишу, скача, как лошадки. Во время скачки «джигиты», не останавливаясь, подбирают на ходу камешки — монеты. Побеждает тот, кто смог во время скачек собрать больше монет.

Особые замечания: во время скачек «джигиты» не должны мешать друг другу.

Жеребенок и дети

Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.

Ход игры: все игроки — дети, один из них — «жеребенок». Дети встают в круг, а «жеребенок» — внутри круга. Дети идут по кругу, взявшись за руки, и говорят:

Ты, жеребенок рыженький,

С хвостиком беленьким,

Мы тебя поили,

Мы тебя кормили,

Ты с нами поиграй,

Поскорее нас догоняй!

После этих слов дети разбегаются в разные стороны, а «жеребенок» их ловит.

Особые замечания: игрок, которого «жеребенок» поймал, становится «жеребенком».

Горные козлы

Цель игры: развитие двигательных и творческих способностей, ловкости.

Атрибуты: несколько резиновых мячей среднего размера.

Ход игры: из всех игроков выбираются 2—3 «охотника». Остальные игроки — горные «козлы» — бегают по всей игровой площадке. По сигналу «охотники» гонятся за ними и стреляют (бросают мячи). Осаленный горный «козел» садится на землю, к нему подбегает «охотник» и дотрагивается до его спины. Это означает, что он пойман. Игра может повторяться несколько раз.

Особые замечания: осаленный игрок садится там, где в него попал мяч. В одного игрока могут бросить мяч 2 игрока-«охотника». Если игра проводится на площадке и в ней участвует много детей, можно выбрать 5—6 «охотников»..

Битва всадников

Цель игры: развитие двигательных способностей, ловкости.

Ход игры: на игровой площадке на противоположных концах проводят две линии, означающие старт. Игроки делятся на 2 команды. В каждой команде половина игроков — «кони», вторая половина — «всадники». По команде ведущего «всадники» садятся на плечи своих «коней», а те держат «всадников» за ноги.

По сигналу ведущего: «Игра!» — все «всадники» на «конях» выходят от старта вперед и пытаются за руки стащить с седла «всадников» другой команды. За каждого стянутого с седла «всадника» команда получает 1 очко, а последний вместе с «конем» выходит из игры. Игра продолжается до тех пор, пока все «всадники» одной из команд не покинут игровое поле или пока не истечет отведенное на игру время. Затем «кони» и «всадники» могут поменяться местами, и игра продолжается. Выигрывает команда, набравшая больше очков.

Особые замечания: «коням» запрещается касаться руками игроков другой команды, подставлять ногу и т. д. Все нарушители немедленно покидают игру.

Апельсин в лунке

Цель игры: развитие двигательных способностей, быстроты реакции.

Атрибуты: клюшки по числу игроков, мяч среднего размера.

Ход игры: на игровой площадке очерчивается большой круг. По кругу через 2 шага копают лунки, чтобы в них поместился мяч. В середине круга большая лунка для мяча-апельсина. У всех игроков — клюшки, они стоят в своих домиках. Начинает игру один из игроков. Он, подгоняя мяч- апельсин, старается попасть в центральную лунку, а остальные игроки стараются ему помешать. Если игрок попадет мячом-апельсином в лунку, все дети меняются местами, а тот, кто бил, в это время постарается занять чей-то свободный домик. Кто останется без домика, становится игроком и продолжает игру.

Особые замечания: нельзя отходить от своей лунки во время игры.

Домашний футбол

Цель игры: развитие двигательных и коммуникативных способностей.

Атрибуты: большой резиновый мяч.

Ход игры: игроки становятся в круг и берутся за руки. Водящий с мячом около ног находится в середине круга. Он старается выкатить мяч из круга ногами, и тот из игроков, кто пропустил мяч между ног, становится на место водящего и выходит за круг. Игроки поворачиваются спиной к центру. Теперь водящему нужно вкатить мяч в круг. Если мяч вкатился, игроки опять поворачиваются лицом друг к другу, а в середину встает тот, кто пропустил мяч. Игра повторяется.

Особые замечания: игроки не берут мяч в руки в течение всей игры, они перекатывают его только ногами.

Мячи

Цель игры: развитие двигательных и коммуникативных способностей.

Атрибуты: большой резиновый мяч, несколько палок-бит.

Ход игры: на игровой площадке очерчивают круг диаметром 1 м, в центр кладут большой мяч. На расстоянии 5 м от круга игроки роют каждый себе по ямке. В одном ряду с ними стоит водящий, но у него нет ямки. Стоя у ямок, дети по очереди бросают в мяч палкой-битой. Мяч нужно выбить из круга, но так, чтобы он выкатился за черту. Одновременно тот, кто выбил мяч, и водящий бегут в поле: один — за битой, а другой — занять лунку. Если водящий первым займет лунку игрока, выбившего мяч, то он меняется с ним ролями. Тот из игроков, кто промахнется или ударит по мячу так слабо, что он не выкатится из круга, оставляет свою биту в поле, пока кто-нибудь из других игроков не сделает удачного удара. Тогда все дети, чьи биты лежат в поле, бегут за ними. Водящий бежит за мячом, кладет его в центр круга, бежит к лункам и старается занять одну из них.

Если никто из игроков не попадет в мяч, то водящий катит его по земле в любую лунку. Тот, в чью лунку попадет мяч, меняется с ним местами. Если мяч не попал ни в одну лунку, все остается по-прежнему.

Особые замечания: бросая биту, игроки не должны выходить за линию. Водящему следует сначала положить мяч в центр круга, а затем занимать лунку.

Игра в круги

Цель игры: развитие двигательных и коммуникативных способностей, ловкости.

Ход игры: в центре игровой площадки очерчиваются 2 концентрических круга диаметром 1 и 2 м. Игроки встают по окружности большого круга, взявшись за руки. По сигналу ведущего игроки начинают двигаться вправо или влево по кругу, одновременно стараясь втянуть за черту большого круга своих соседей. Спасаясь, игроки стараются перепрыгнуть через большой круг, чтобы попасть в малый. Тот, кто попадет в большой круг хотя бы одной ногой, выходит из игры.

Игроки опять берутся за руки и по сигналу ведущего продолжают игру. Если игроки разрывают руки, то они оба выходят из игры. Побеждают те, кто остался не втянутым в круг.

Особые замечания: игра начинается и останавливается по сигналу ведущего. Втягивать соседей в круг можно только руками, не толкаясь. Когда игроков становится мало, они становятся вокруг меньшего круга и продолжают игру.

Дождик и дети

Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных способностей и ловкости.

Ход игры: на игровой площадке в противоположных сторонах проводятся 2 линии — дом и школа, расстояние между ними 15-^20 м. Пространство между домом и школой — улица. По улице гуляет водящий — «дождик». Все остальные игроки — дети — находятся за линией дома. Водящий спрашивает детей: «Боитесь ли вы дождя?» Дети хором отвечают: «Не боимся мы дождя!» После этих слов они бегут через улицу в школу. Водящий-«дождик» ловит перебегающих. Пойманные выбывают из игры. Затем, когда все дети попадут в школу, водящий опять обращается к ребятам, которые, ответив ему, бегут в свой дом. Игра продолжается до тех пор, пока не будут пойманы 5 игроков. После этого выбирается новый водящий из непойманных детей.

Особые замечания: выбегать на улицу можно только после слов: «Не боимся мы дождя!» Нельзя, выбежав из-за черты дома или школы, возвращаться назад. Игрок, сделавший так, считается пойманным и выходит из игры. Поймать означает дотронуться рукой до играющего.



  • Разделы сайта