Ники лауда до и после аварии. Ники лауда рассказал о том,как будущая жена спасла ему жизнь

Кажется, наступил расцвет кино об автогонках. Только что с широкого экрана сошел “Сенна”, а ему на смену уже идет “Гонка”. На этот раз в сюжете два патологически упорных персонажа: Ники Лауда и Джеймс Хант, и человеческая природа дает зрителю пищу для размышления. Это работа студии Working Title, создавшей “Сенну” (а еще из последнего - “Шпион, выйди вон!”): режиссер Рон Ховард (“Аполлон 13”, “Фрост против Никсона”, “Игры разума”) и сценарист Питер Морган (“Сделка”, “Королева”, “Проклятый Юнайтед”). Понимающего кинофаната такая перспектива не может не заинтересовать. А для тех, кто любит автогонки, это просто завод Evian посреди Сахары. Но Питер Морган сразу предупредил, что “Гонка” - фильм не про “Формулу-1”.

“Я рассматриваю «Формулу» исключительно с точки зрения драмы человеческих отношений, - говорит он мне в перерыве между кастингами на роли самого известного покровителя Ханта, лорда Хескета, и легендарного капитана команды Hesketh Баблза Хорсли. - Это будет фильм о людях, а не о спорте. Знаете, что у меня сразу спросил Берни Экклстоун? «Надеюсь, это будет фильм не о “Формуле?”» «Нет, - ответил я. - Это фильм о двух людях». И он сказал: «Вот это хорошо». Ему очень понравилось, что я пишу о великом соперничестве, столкновении разных взглядов, мировоззрений и философий”. Удивительно, что так долго не удавалось начать проект, ведь персонажи очень интересные. Англичан, конечно, интересует Джеймс Хант, чемпион мира 1976 го­да. Личность темная и загадочная, с неутолимыми амбициями, Хант был красив, атлетически сложен, закончил частную школу, обожал дразнить истеблишмент (и занимался этим всю жизнь). В 17 лет он ни с того, ни с сего заявил измученным родителям: “Можете больше не переживать, я возьмусь за ум. Я собираюсь стать гонщиком. И буду чемпионом мира”.

1. Лауда едет на пит-лейн после победы в Монако, 1976
2. Хант, Джонс и Эртль любуются видами на Гран-при США, 1976

Несмотря на то, что Хант был из богатой семьи, денег у него не было, и отец из принципа отказался дать ему в долг. Он пробивал себе путь жестокой экономией, вцеплялся зубами в любой шанс и шел напролом. С кузовных гонок он пере­шел в “Формулу Форд”, потом в “Формулу-3” и, наконец, вопреки всему попал в “Формулу-2”. Его команда Hesketh Racing существовала тоже вопреки всему. Ее владельцем был цветущий лорд Хескет, молодой любитель вечеринок, который носил Rolex, инкрустированный бриллиантами, летал на частном вертолете Jet Ranger и курил невероятно толстые сигары. Хескет называл Ханта суперзвездой и в конце концов занялся “Формулой-1” по совершенно безумной причине: раз команда отвратительно выступает в “Формуле-2”, почему бы не потратиться и на “Формулу-1”? Результаты, может, лучше и не будут, зато это гораздо шикарнее. “Люди делают деньги, чтобы их копить. А я делаю деньги, чтобы их тратить”, - говорил он.

1. Ники Лауда на Нюрбургринге перед аварией, 1976
2. Хант недоволен дисквалификацией на испанском Гран-при, 1976. Позже победу ему вернули
3. Джеймс Хант в полете на Нюрбургринге, 1976. Он победил

Команда Хескета одержала славную победу в Гран-при Голландии в 1975 году, и тут деньги кончились. Когда Эмерсон Фиттипальди в последний момент бросил McLaren ради неудачливой команды своего брата Уилсона, Хант подписал контракт с McLaren на сезон 1976 года. Это был нелегкий союз, не в последнюю очередь из-за того, что Хант отказался от условия носить костюм на спонсорских приемах. Тем не менее это сотрудничество обеспечило на редкость зрелищный сезон с почти неправдоподобным голливудским хеппи-эндом.

Тогда же от Ханта ушла жена - роскошная модель Сюзи. Ушла к актеру Ричарду Бертону, хотя пос­тоянные гулянки и кочевой образ жизни сыграли тут не последнюю роль. Хант отличался исключительным здоровьем, хотя дымил, как паровоз, и любил выпить, но был так издерган, что перед гонкой его обычно выворачивало. К тому же он мог быть невыносим, в чем сам открыто признавался. Он напоминал рок-звезду: за ним всегда ходила свита подхалимов и готовых на все поклонниц. Он отрывался, как будто жил последний день, главным образом потому, что знал: в автогонках любой день может стать последним. И все же в том году он победил шесть раз за рулем болида McLaren M23, а его дуэль с пилотом Ferrari Ники Лаудой стала легендой. Теперь о ней сняли большую картину.

Столкнувшись с Лаудой, Реггациони поставил Ханта на два колеса, Брендс-Хэтч, 1976

В автогонках, как и везде, к мертвым относятся с приторным почте­нием. Лауда жив, но он подходил к смерти так близко, насколько это возможно. Наверное, если бы он умер, мы думали бы о нем с большей нежностью. Он жесткий человек - это подтвердит всякий, кто работал с ним или брал у него интервью. Они с Джеймсом даже вместе снимали квартиру в 1971 году, но когда их карьеры пошли в гору, дружба перешла в соперничество. Лауда стал чемпионом мира в 1975 и 1977 гг. в составе Ferrari. Потом в 1979-м ушел из “Формулы” и успешно занялся авиаперевозками, но потом вернулся и снова завоевал титул, выступая за McLaren, в 1984 году.

За это время он успел увести свою первую жену Марлен Кнаус у немецкого актера Курта Юргенса. А в блестящей автобиографии “В ад и обратно” пишет, как обставил Энцо Феррари во время переговоров по контракту на сезон 1976 года.

И вот эта авария. В 1975 году Лауда первым прошел Нюрбургринг меньше чем за семь минут: 6,58 - поразительный результат! “Контраст между современным гоночным болидом и трассой каменного века был так велик, что жизнь каждого пилота была буквально в его руках”, - писал он, хотя прошел круг исключительно быстро. Он потом даже предложил пилотам бойкотировать трассу. Но никто не согласился. Он разбился на Гран-при Германии в 1976 году (в том сезоне он лидировал) - в быстром левом повороте перед Бергверком сломалась задняя подвеска.

Лауда на Нюрбургринге, 1976. Он разобъется на втором круге

Его болид выкатился под колеса Бретту Лангеру и взорвался. Другой пилот, Артуро Мерцарио, нырнул в пламя и отстегнул пряжку ремней. Страшно читать воспоминания Лауды о той аварии, из-за которой он оказался на пороге смерти и о которой получил память на всю жизнь. “Репортеры хотят, чтобы я вернулся туда, совершил какой-то ритуал, - пишет он. - Но если я действительно вернусь на это место, скорее всего они услышат от меня: «А, вот где я поджарился!» – и уйдут, думая, что за бездушный ублюдок, этот Лауда”. Бездушный ублюдок, который чуть ли не через шесть недель снова сел за руль болида…

«ЛАУДА ПОДХОДИЛ К СМЕРТИ ТАК БЛИЗКО, НАСКОЛЬКО ЭТО ВООБЩЕ ВОЗМОЖНО, ЧТОБЫ НЕ ПРОСТИТЬСЯ С ЖИЗНЬЮ»

Питер Морган, который подружился с Лаудой и его семьей, видит его иначе. “Он бесцеремонный человек, не терпит дураков, но на самом деле он многого не показывает. И вот что важно для фильма, - говорит он. - Лично мне его прямота симпатична. Когда Рон Ховард прочел сценарий, он сказал: «Пит, Ники у тебя получился просто кремень». А я сказал: «А ты попробуй, вложи в его слова душу». И персонаж сразу оживает. Дело в том, что ты не можешь написать ему слишком много слов, потому что он неразговорчив. Но это не значит, что его роль неинтересно писать. Это отличное упражнение на краткость и выразительность”.

Ханта, говорит он, труднее поймать: “По духу и темпераменту он был сложным человеком: возможно, самым большим достижением Джеймса была широта его разгула”. Но сюжет выигрывает от противостояния внутри этой пары.

Хант впереди Лауды на Гран-при Великобритании, Брендс-Хэтч, 1976

“Ники никогда не чувствовал угрозы со стороны Джеймса-пилота. Он знал, что если Джеймс и обгонит его один раз, то он сумеет отыграться раз десять, - замечает Питер. - Но соперничество возникло яростное, и Лауда восхищался Джеймсом, его способом получать удовольствие от жизни. Иногда самая большая удача - непримиримый соперник. Сенна и Прост выразили себя в своем соперничестве. Анатолий Карпов и Гарри Каспаров. Бьёрн Борг и Джон Макинрой... То и дело появляются два чудесных таланта, два человека, которым, кажется, на роду писано быть соперниками”.

“Я бы взялся за сценарий, даже если бы это были просто двое актеров на сцене и звуковое оформление”, - говорит он. И добавляет, что “Гонка” будет захватывающим зрелищем. “Надеюсь, нам удастся то, что не удавалось еще никому. Это будет великолепный фильм”.

ТЕКСТ: ДЖЕЙСОН БАРЛОУ, МЭТТ МАСТЕР

Трехкратный чемпион «Формулы-1» австриец Ники Лауда — одна из самых противоречивых фигур в истории «королевских автогонок». Он выжил в тяжелейшей аварии и вернулся в спорт, он был резок, а порой и груб даже с самыми близкими людьми.

Николас Андреас Лауда родился 22 февраля 1949 года в Вене в весьма состоятельной семье. Дедушка Ники Ханс Лауда, заработавший в свое время состояние на производстве бумаги, передал дело сыну, тот, в свою очередь, надеялся, что семейная традиция продолжится. У наследника же бумажная промышленность не вызывала ни малейшего интереса, зато он был не прочь лишний раз заглянуть под капот автомобиля и в возрасте 12 лет лихо входил в повороты, без труда парковался и мог с легкостью обогнать водителя с внушительным стажем. Увлечение юного Ники быстрой ездой и всем, что связано с автомобилями, по мнению высшего общества того времени, позорило главу и все остальное семейство. А влиятельные люди, как это ни парадоксально, чужому мнению чересчур подвержены. Родители будущего гонщика не были исключением, и светские беседы волновали их гораздо больше, чем счастье собственного сына.

Для того чтобы иметь возможность обучаться любимому делу Ники сначала пришлось бросить университет, куда его заставил поступить отец, а потом взять кредит в банке. Спустя время он скажет, что тогда заложил самого себя, но, как известно, кто не рискует, тот не пьет шампанского и… не лежит в гипсе. Ссуду на реализацию своей мечты он получил без проблем — кредиторы редко отказывали, если к ним обращался, кто-либо, носящий фамилию Лауда. Что же касается работы, то кто-то, а Ники по пути наверх наступал на каждую ступеньку карьерной лестницы, не пропуская ни одной. Формула Vee, серии Chevron и Porshe, третья «Формула». А вот для того что принять участие в австрийском Гран-При, начинающему спортсмену вновь пришлось одалживать деньги у банков. Не секрет ведь, что гонки — удел далеко не бедных людей.

Проценты растут, но ни успех, ни деньги, которые нужно возвращать, к Лауде так и не приходят. Но, как известно, рано или поздно судьба вознаграждает нас за старания, труды, упорство, за веру в чудо, наконец. Ники идет ва-банк и покупает место на следующий сезон в команде BRM, выступая за которую, добывает свои первые очки. Черная полоса в жизни пока еще малоизвестного пилота уступила место белой. В 1973, благодаря Клею Регаццони, перешедшему из BRM не куда-нибудь, а в Ferrari и настоявшему на приглашении в «конюшню» Лауды, 24-летний Ники начинает творить свою историю.

Красный болид и австрийский гонщик были, будто, созданы друг для друга. Владелец команды Энцо Феррари, наблюдая за Ники, понимает, что успех не заставит себя долго ждать и выплачивает все долги своего пилота, который по итогам второго сезона своих выступлений за «Скудерию» становится чемпионом первой «Формулы» и завоевывает Кубок конструкторов.

В начале следующего сезона 1976 года, Ники не сбавляет обороты. Серия побед; отрыв от своего главного соперника, а некогда лучшего друга Джеймса Ханта в 35 очков; женитьба на модели Марлен Кнаус, которую он увел у актера Курта Юргенса, а предварительно бросил свою невесту Мариэллу фон Рейнингхаус, улучшенные условия контракта — Ники ловко обвел вокруг пальца Энцо Феррари во время переговоров, в чем гонщик спустя годы признается в автобиографии «В ад и обратно».

Путешествие на тот свет Ники совершил на втором круге Гран-при Германии. На знаменитом «Нюрбургринге» Лауда вылетает с трассы в повороте «Бергверк». Его Ferrari пробила ограждение, отскочила назад, столкнулась с автомобилем Бретта Лунгера и загорелась.

То, что Ники выжил после страшнейшей аварии, вошедшей в историю мирового автоспорта, а спустя всего шесть недель вернулся в борьбу за титул — больше, чем чудо.

Случившееся на Гран-При Германии… Что это? Рядовой случай в гонках или возмездие и урок? Свои непростым характером и не всегда порядочными поступками Лауда известен ничуть не меньше, чем своим талантом лихо управлять автомобилем.

Вспомнить хотя бы его знаменитое высказывание в лицо Энцо Феррари в адрес машин «Скудерии». Казалось бы, задолжавший по кредитам Лауда должен был быть безмерно благодарным итальянцу за то, что тот предоставил ему возможность не только выступать в «королевских гонках», но и готов платить ему зарплату, а он после первых тестов, сравнивает болид с «куском дерьма». С женщинами Ники тоже недостаточно вежлив и галантен. Познакомившись с Марлен, спортсмен, не раздумывая поставил точку в восьмилетних отношениях с Мариэллой, сказав девушке, что у него больше «нет времени для глупостей». О его прямолинейности, несгибаемости в спорах, и неспособности уступить или хотя бы, пойти на компромисс до сих пор говорить можно много и долго, его афоризмы и цитаты вполне сформируют сборник, а некоторые высказывания дают право включить его в число способных идти по трупам. Ники однажды признался, что у него никогда не было друзей поскольку в его времена противник «готов был скрутить тебе голову ради победы», а для того, чтобы тогда взобраться на вершину, нужно было быть одиночкой.

Пресса и болельщики моментально окрестили «птицу феникса» трусом. Чуть позже такого же мнения стало придерживаться и руководство Ferrari. В ответ на немилость верхов «Скудерии», досрочно оформив чемпионство сезона 1977, Ники покидает команду и в следующем году начинает выступать за Brabham, которым на тот момент владел Берни Экклстоун, а спустя год объявляет о завершении карьеры. Чтобы вновь вернуться. Осуществить второй «камбэк» оказалось гораздо труднее, чем первый, ведь теперь нужно было бороться не только со страхом, но и с нелестным мнением о Ники Лауде, царящем в обществе.

Но прежде он занялся бизнесом, основал собственную авиакомпанию Lauda Air, получил лицензию летчика и в 1980 году, когда многие страны бойкотировали московскую Олимпиаду, перевез на своем самолете в столицу несколько лошадей для участия в Играх. Не успели его родственники порадоваться тому, что Ники взялся за ум и занялся делом, как компания начала нести убытки. Ей было непросто, конкурировать с гигантом австрийского авиарынка Austrian Airlines. И для того, что не обанкротиться Лауда принимает решение вернуться в «королевские гонки».

30-летний австриец становится гонщиком McLaren, но триумфальным стал лишь один сезон из четырех проведенных. «Крыса», именно такое прозвище получил Ники, за свои сильно выступающие вперед передние зубы, решил теперь уже окончательно покинуть этот корабль. В 1985 году он вновь принялся за дела воздушные, однако спустя несколько успешных и приносящих прибыль лет, авиакомпанию пришлось закрыть в связи с крушением Boeing 767 в Таиланде, несмотря на то, что причиной трагедии стал заводской дефект конструкции.

Личная жизнь экс-гонщика тоже насыщена событиями. В 1991 году он разводится со своей женой, но Ники и Марлен, которая подарила супругу сыновей Лукаса и Матиаса, до сих пор поддерживают теплые дружеские отношения. Матиас пошел по стопам отца, однако успешным автогонщиком его не назовешь, Лукас является менеджером собственного брата. Внебрачному сыну Кристофу сейчас 31 год, общаются они крайне редко, а вот «новая» и «старая» семьи бывшего спортсмена частенько ходят вместе в ресторан.

Сейчас 64-летний Ники живет со своей второй женой и близнецами Максом и Мией недалеко от Вены. К слову, вторая супруга легендарного гонщика Биргит, бывшая стюардесса бюджетной авиакомпании FlyNiki. После банкротства Lauda, бывший спортсмен приобрел Aero Lloyd Austria. Авиакомпания начала деятельность в 2003-м под временным названием FlyNiki, и уже через год заключила договор о сотрудничестве с Air Berlin. Теперь это единый «лоу-кост альянс» Airberlin group.

Лауда утверждает, что влюбился в Биргит с первого взгляда. Увидев ее однажды на вечеринке, он отметил, что на ней в отличие от других присутствующих девушек надеты сапоги на плоской подошве. (Остальные носили обувь на высоком каблуке). Индивидуальность стюардессы, впечатлила его настолько, что этому волшебному чувству под названием любовь он уже не мог ничего противопоставить. Без Биргит Ники не смог бы жить. В буквальном смысле. В 1997 экс-спортсмен начал испытывать проблемы с почками, которые, скорее всего, стали последствием аварии на трассе «Нюрнбургринг». С момента его знакомства со стюардессой прошло всего лишь восемь месяцев, но девушка, не раздумывая, предложила ему свой жизненно важный орган. Лауда столь щедрое предложение принял, а Биргит, в свою очередь, ответила согласием на его предложение о замужестве.

Ники Лауда будто обладает невероятной способностью практически воскресать из мертвых и возрождаться из пепла после собственных падений и поражений. Удивительно, где этот уже немолодой мужчина черпает энергию, чтобы оставаться всегда находиться в центре гоночного мира. Или же это происходит, благодаря его непростому характеру и острому языку. Он пробовал себя в качестве консультанта Ferrari, McLaren, но так и не смог установить контакт с руководством этих команд. Затем занимал пост спортивного директора Jaguar. После начал комментировать гонки в эфире немецкого телеканала RTL, писать книги об автоспорте, хотя читать, как сам признается, ненавидит. Теперь же он является членом совета директоров гоночной команды Mercedes, продолжает безжалостно критиковать современную Формулу, ворчать на действующих гонщиков же австриец может целиком сосредоточиться на Формуле-1, плачет, когда смотрит «Малышку на миллион» Клинта Иствуда, и, называя себя пессимистом, знает, что самое прекрасное ждет его впереди.

Niki Lauda Net Worth, Salary, Cars & Houses

Estimated Net Worth 43 million Dollar
Celebrity Net Worth Revealed: The 55 Richest Actors Alive in 2019!
Yearly Salary N/A
SURPRISING: The 10 Best Salaries in Television!
Product Endorsements Meclaren
Colleagues Michael Schumacher & Clay Regazzoni

Houses

Cars

    Lotus Evropa
MUST READ: 10 Whopping Homes & Cars Of Celebrities That Will Amaze You!

Niki Lauda: Wife, Dating, Family & Friends

Niki Lauda with beautiful, cute, kind, Wife Birgit Wetzinger
Who is Niki Lauda dating in 2019?
Relationship status Married (Since 2008)
Sexuality Straight
Current Wife of Niki Lauda Birgit Wetzinger
Ex-girlfriends or ex-wives Marlene Knaus
Has any kids? Yes, father of: Mathias, Max, Lucas, Mia, Christoph
Will the marriage of Austrian celebrity & driver Niki Lauda and current Wife, Birgit Wetzinger survive 2019?

Names of father, mother, kids, brothers & sisters.

Friends

Skin, Hair & Eye color

This friendly enigmatic talented celebrity & driver originating from Vienna, Austria has a chubby body & oval face type.


Hair color Bald
Hair type Straight
Hair Length bold
Hairstyle alternative
Distinct feature smile
Skin Tone/Complexion Type I: Light skin
Skin Type Normal
Beard or Mustache Beardless
Eye color Blue
Does Niki Lauda smoke? No, never
CAUGHT SMOKING: The 60 Most Shocking Celebrity Smokers!

Height, Weight, Body Measurements, Tattoos & Style

Height 176 cm
Weight 74 kilo Clothing style alternative
Favorite colors blue
Feet size N/A
Does Niki Lauda have a tattoo? No

Does Niki Lauda have official Social Media profiles?

Ники Лауда (фото приведено далее в статье) - австрийский автогонщик, выигравший три чемпионата "Формулы-1" 1975, 1977 и 1984 годов. Последние две победы он одержал после того, как пережил ужасную катастрофу в 1976 г., в которой получил серьезные ожоги и едва не погиб. Лауда основал и руководит двумя авиакомпаниями (Lauda Air и Niki), а также консультировал Ferrari, был менеджером Jaguar и главой Mercedes AMG Petronas.

Ранняя биография

Ники Лауда (Андреас Николаус Лауда) родился в Вене 22.02.1949, в зажиточной семье. Социальный статус оказался для него и помехой, и удачей. Хотя позже он и сам стал успешным в бизнесе, к ужасу его семьи, было очевидно, что он не подходит для этой роли. Однако семейные связи пригодились, когда ему надо было занять денег, чтобы финансировать свои выступления. Он занялся этим видом спорта не потому, что ходил на соревнования или был без ума от победителей гонок, а от врожденного интереса к автомобилям, который проявился у Ники Лауды в молодости. Когда ему было 12 лет, родственники, приезжавшие в гости, позволяли ему парковать свои машины. В подростковом возрасте у него уже был свой кабриолет Volkswagen Beetle, в котором он ездил по имению родственника.

Ники впервые принял участие в соревнованиях в 1968 г. Это был подъем в гору, в котором он занял второе место. После этого, несмотря на настойчивые требования отца держаться подальше от гонок, он соревновался в езде в гору, а затем в "Формуле-Фольксваген". Он не снимал автомобиль "Формулы-3" с трейлера, чтобы участвовать в гонках по всей Европе. В 1971 г. он отказался от "Формулы-3" в пользу "Формулы-2".

На пути в высшую лигу

Благодаря деловой репутации своей семьи Лауда смог получить кредиты, которые иначе не были бы доступны. Он использовал их, чтобы купить место в "Формуле-2" в марте 1971 г., став партнером Ронни Петерсона, а в следующем сезоне попробовал себя в "Формуле-1". Он убедил Луи Стэнли из британской команды BRM продать ему место. В ходе всего этого он влез в долги, которых бы хватило на небольшую банановую республику. Даты платежей не совпадали с поступлением денег от автомобильных гонок. Но способности Лауды заставили обратить на него внимание. Словно в сказке, сперва Стэнли начал платить ему, а затем Лука Монтеземоло из "Феррари" позвонил, прежде чем его финансовый карточный домик рухнул.

Карьера в Ferrari

Лауде удалось разорвать контракт со Стэнли, и он начал свой тернистый путь с Ferrari. В свой дебютный 1974 г. он завоевал первую из 26 побед в «Формуле-1». Вместе с товарищем по команде Клеем Регаццони они бросили вызов чемпионату. Лауда выиграл его в следующем году на машине, которая технически намного превосходила любую другую. У него было 5 побед и огромный отрыв от второго места. Позже австрийский гонщик назвал 1975-й «невероятным годом».

Авария на Гран-при Германии

Чемпионат, который Лауда мог бы назвать самым запоминающимся, он проиграл. В спортивных соревнованиях на верхнем уровне обязательно что-то должно пойти не так. Но здесь участвуют мощные машины с необычайно высокими уровнями кинетической энергии, поэтому, когда что-то не ладится, люди могут сильно пострадать или погибнуть. Ники Лауда (фото приведено в статье) получил тяжелые травмы в Гран-при Германии 1976 г., выступая на старом Нюрбургринге. Это были драматические события, которых до этого никогда еще не было. Лауда лидировал со значительным преимуществом, несмотря на наличие трещины в ребрах, которые он получил в результате наезда трактора, когда перевозил свое имущество в Зальцбурге. Плейбой "Формулы-1" практиковал рискованный стиль езды и почти касался болида Лауды своим McLaren, несмотря на то, что его победа на британском Гран-при была аннулирована из-за предполагаемых технических нарушений.

К началу Гран-при Германии Хант отставал от австрийца на 23 очка. После ранней остановки для смены «мокрых» покрышек на гладкие протекторы и прохода поворота Bergwerk болид Лауды сместился вправо, столкнулся с ограждением, отскочил назад по трассе, столкнулся с Бреттом Лунгером и загорелся. Несколько водителей, включая Лунгера, Гая Эдвардса и бесстрашного Артуро Мерцарио, смогли вытащить австрийского гонщика из горящих обломков. Несмотря на то что после аварии Ники Лауда смог встать, вскоре стало очевидно, что его ранения были серьезными. Горячие, токсичные газы повредили его легкие и кровь. Его шлем частично разрушился, и у него были серьезные ожоги головы. Лауда впал в кому. В течение некоторого времени его жизнь была под вопросом. Однако он пришел в себя и вернулся в кокпит через 6 недель после аварии.

Соперничество с Хантом

За время восстановления Лауды прошло 2 гонки, и Хант приблизился к нему. Победа в Брэндс-Хэтче была ему возвращена по апелляции, и он выиграл в Зандворте. Возвращение Лауды в Монце дало ему удивительное 4-е место и 3 очка. Хант победил в обоих североамериканских этапах, а австрийскому гонщику из-за проблем с подвеской пришлось остаться ни с чем в Канаде и удовлетвориться третьим местом в Уоткинс-Глене. Впечатляющие результаты сократили отставание Ханта до 3 очков, и в календаре оставалась только Япония. Гонка началась под проливным дождем, и после двух кругов Ники Лауда перестал говорить о безумии вождения в таких условиях, отказавшись от борьбы. Возможно, он был прав, но все еще страдал от последствий аварии на Нюрбургринге. Дождь скоро прошел, Хант занял третье место, несмотря на позднюю смену шин, и набрал 4 очка, которых было достаточно, чтобы получить титул.

Хант выиграл восемь гонок против четырех у Лауды и шесть из последних девяти. Когда он терпел неудачи, он всегда возвращался назад. Когда представилась возможность, он пользовался ею в истинном духе чемпионата. Австрийский гонщик поставил себя в неудобную и напряженную ситуацию: все еще возглавляя турнирную таблицу, он испытывал физические и психические последствия очень тяжелой аварии. Он мог бы выиграть сезон, но в Японии он проявил восхитительное здравомыслие в условиях огромного давления внешних обстоятельств.

Переход в Brabhem

В 1977 г. Лауда отправился на свой второй чемпионат, несмотря на то, что выиграл только 3 гонки, а затем быстро покинул Ferrari в Канаде. Прощание не было дружеским, хотя позже он пересмотрел большую часть своей критики команды (и в конечном счете стал для нее своего рода министром без портфеля).

В 1978 г. гонщик Ники Лауда перешел к и Гордону Мюррею из «Брэбема». Успеха от этого трио вряд ли можно было ожидать. 12-цилиндровый Alfa не мог справиться с этой задачей. Экклстоун был занят финансированием «Формулы-1». Единственное реальное достижение Лауды во время двух сезонов с «Брэбемом» - печально известный Fan Car. Lotus начал делать большие успехи с наземными эффектами, целью которых было уменьшение давления воздуха под автомобилем, чтобы увеличить сцепление с шинами и скорость на поворотах. «Брэбем» переместил радиаторы в заднюю часть автомобиля и охлаждал их большим вентилятором, а не набегающим потоком воздуха, как это было в обычном режиме с боковыми радиаторами. Конечно, вентилятор использовался для отвода воздуха из-под автомобиля, что увеличивало прижимную силу. Лауда и пошли на все ухищрения, чтобы скрыть этот факт. На этой машине Ники выиграл единственную гонку в Андерсторпе в 1978 году, но болид никогда больше не участвовал в соревнованиях, поскольку вентилятор незамедлительно был запрещен как противоречащий правилам.

В 1979 году в Канаде, ровно через 2 года после прощания с Ferrari, посреди практики Лауда неожиданно решил, что больше не хочет участвовать в соревнованиях, и быстро ушел из «Формулы-1».

Возвращение

Ники Лауда вернулся в 1982 году, по его собственному признанию, по финансовым соображениям. Авиакомпания, которую он основал, переживала трудные времена. Он подписал с Роном Деннисом и McLaren контракт на 4 гонки. Его напарником был Джон Уотсон.

Возвращение Лауды совпало с большой войной гонщиков с FISA и FOCA. Одна из наиболее заметных стычек произошла в 1982 году в Южной Африке. FISA ввела т. н. суперлицензию для водителей «Формулы-1», чтобы маргинальные таланты не могли попасть в кокпит болида. Владельцы-члены FOCA (при явном попустительстве FISA) воспользовались процессом лицензирования, чтобы связать водителей с их командами. Большинство гонщиков, включая Лауду с его проницательным взглядом на все финансовые вопросы, увидели эту уловку и отказались подписывать. В Южной Африке FISA угрожала отстранить их от участия в гонках из-за отсутствия лицензий. Лауда и Дидье Пирони, глава Ассоциации водителей Гран-при, организовали движение сопротивления и сагитировали большинство водителей запереться в конференц-зале отеля, пока Пирони договаривался с главой FISA Жан-Мари Балестре. Власти пошли на уступки еще до начала соревнований, на которых австрийский гонщик занял 4-е место.

Ники Лауде не потребовалось много времени, чтобы снова начать побеждать. В Лонг-Бич он выиграл третью гонку с момента возвращения. В этом сезоне он также пришел первым в Брэндс-Хэтче. В 1983 г. побед не было, но сезон 1984-го Лауда закончил в верхней части турнирной таблицы. Несмотря на то что он выиграл чемпионат 1984 года с отрывом всего в 0,5 очка, он, похоже, в течение большей части сезона смирял своего обычно более быстрого соперника и нового товарища по команде Алена Проста. Лауде не нравились риски, которые он считал ненужными. Он не удваивал свои усилия, когда дела шли плохо. Он не совершал самопожертвований на благо команды (хотя сделал бы это для себя). У него часто были хорошие машины и талантливые товарищи по команде - Регаццони, Ройтеман и Прост. У Лауды была уверенность в себе, которая обычно бывает у страдающих манией величия. Вероятно, все три его чемпионата были такими, потому что он хотел этого по каким-то другим причинам.

Личная жизнь

Ники Лауда женился на Марлен Кнаус в 1976 г. У них родилось двое сыновей: Матиас, также ставший автогонщиком, и Лукас, являющийся менеджером брата. У Лауды есть внебрачный сын Кристоф. В 1981 г. Ники Лауда и его жена развелись.

В 2008 он женился во второй раз на Биргит Ветцингер. Жена на 30 лет младше его и до замужества работала стюардессой в его авиакомпании. Биргит отдала свою почку Лауде, когда трансплантат от его брата отказал в 1997 г. В сентябре 2009 г. Биргит родила двойню, мальчика Макса и девочку Мию.

2 августа 2018 г. было объявлено, что Лауде в его родной Австрии была успешно проведена операция по трансплантации легкого.

Честность и прямота

Важной частью отношения Лауды к соперникам было то, что он был таким же беспристрастным и честным с самим собой, как и с другими. В конце 70-х была организована встреча между ним (действующим чемпионом мира) и Мухаммедом Али. Лауда ушел оттуда в недоумении. Не из-за шумихи, которой окружал себя знаменитый боксер, но потому, что Али, похоже, сам верил в свою легенду. Так заблуждаться австрийский гонщик не мог себе позволить.

Интересный случай произошел после того, как он второй раз ушел из гонок. Один из его самолетов Boeing 767 после вылета из Бангкока потерпел авиакатастрофу и разбился в джунглях, прервав несколько сотен человеческих жизней. Лауда бросился из Австрии к месту крушения. Рассматривая куски самолета, тела и подлесок, он в одиночку обнаружил доказательства, указывающие на неисправность реверсоров. Лауда сыграл важную роль в раскрытии информации, полезной для определения причины катастрофы. Он отправился прямо в Англию, где смог проверить теорию на симуляторе Boeing 767, а затем сразу же провел пресс-конференцию, на которой с типичной ясностью и лаконичностью заявил, что знает причину аварии, и что это не вина Lauda Air, а проблема самолета Boeing. Официальное расследование, завершившееся примерно через год, пришло к такому же выводу.

Эта безжалостная прямота пригодилась ему в бесчисленных интервью во время его гоночной карьеры. Пока Хаккинен демонстрировал, что он не допускает глупых вопросов, кашляя и моргая, глядя в пол и повторяя ответы снова и снова, Лауда делал то же самое несколькими быстрыми, умными, меткими фразами.

Окончательное прощание с автоспортом

После своего третьего чемпионата Ники Лауда в «Формуле-1» долго не задержался. Его второй и окончательный уход произошел в Аделаиде в 1985 году. Расставание было типичным для его подхода к гонкам и к жизни - быстрым, без лишних слов и не оглядываясь назад. В какой-то момент он летел на своем «Макларене» по длинной прямой. Внезапно отказали передние тормоза, и он направился в зону съезда прямо к стене. Остановившись, он вышел из машины и, не оглядываясь, исчез за барьером. Он думал только о том, как поскорее улететь оттуда.

Многие действия Лауды могут показаться несколько импульсивными. Но он, вероятно, не столько резок, сколько патологически решителен. Его крайняя неприязнь к легкомыслию, вероятно, объясняет такие вещи, как его внезапный уход из Ferrari в 1977 году, столь же быстрый разрыв с «Брэбемом» и «Формулой-1» в 1979 г., а также его борьбу с монополией «Австрийских авиалиний» путем создания собственной авиакомпании. Лауде была несимпатична непунктуальность. По его собственному признанию, окружающим, в т. ч. и его семье, часто приходилось устраивать свою жизнь в соответствии с его потребностями.

Уникальная личность

Лауда был бдительным и совсем не сентиментальным, когда речь заходила о деньгах. Например, он настаивал на оплате автограф-сессий. Эти и другие личные черты сталкивали его с другими эго на его жизненном пути. Во время выступлений за команду «Феррари» Ники Лауда, сама противоположность итальянца, никогда не пользовался любовью болельщиков так, как Жиль Вильнев или даже Мэнселл. Тем не менее он стал легендой своего времени. Конечно, отчасти из-за несчастного случая в Нюрбургринге. Но в первую очередь это было результатом уникального воздействия, которое его личность и навыки оказали на спорт. Возможно, были и лучшие гонщики, но второго такого не было никогда.

В следующем году великий автогонщик Ники Лауда будет отмечать свое 70-летие. Он запомнился миру не как трехкратный чемпион Формулы-1, а как пилот, переживший страшную аварию, чудом оставшийся в живых, и уже через 42 дня вернувшийся на гонки. Эта история отлично описана в фильме «Rush» (2013). В нем помимо аварии рассказывается история противостояния Ники Лауды и , еще одного прославленного гонщика.

О жизни Лауды можно снять гораздо больше фильмов – настолько она насыщена самыми разными событиями. Мы не будем становиться хронистами автогонщика и делать из статьи маркированный список его основных достижений. Расскажем о Ники как о живом человеке, с достоинствами и недостатками, непростым характером, титановым стержнем и запалом, вынесшими его на вершину славы.

Приход в Формулу-1

Ники Лауда родился в 1949 году в Вене в династии австрийских банкиров. Автогонками он увлекся очень рано, но родственники не поддерживали его интересы. На этой почве Ники поругался с богатой семьей, которая лишила его финансовой поддержки.

Лауда выступал в нескольких младших европейских гоночных сериях, но особого успеха не добился. Когда стало понятно, что потраченные на автогонки годы жизни не принесли внятных перспектив, Ники решился на отчаянный шаг. Он взял в банке большой кредит и купил себе место в Формуле-2 в команде March. Это позволило ему выступить в сезоне 1971 года, проявить себя и попасть в составе той же команды в Формулу-1. March тогда одновременно присутствовала в двух сериях.

Сезон 1972 года в Формуле-1 для Лауды оказался провальным. Он был в отчаянии, но не бросил «королевские автогонки». Ники взял еще один кредит, который потратил на место в BRM в сезоне 1973 года. Лауда в ее составе выступил неплохо, но сама команда попала в полосу неудач. Однако риск был ненапрасным – гонщика заметили и пригласили в , в составе которой и состоялись его основные победы.

Вверх и вниз

Лауда пришел в Ferrari в 1974 году и уже в 1975 году принес команде победу в Кубке конструкторов, а сам 5 раз в 14 гонках занял верхнюю ступень пьедестала. Контракт с «Феррари» помог гонщику наконец-то рассчитаться с долгами.
Следующий год Ники начал с уверенной заявки на первое место. После первых шести гонок у него было четыре победы и два вторых места. Именно тогда и случилась авария на Нюрбургринге. На втором круге машину Лауды вынесло с трассы (по предположениям – из-за неисправности в задней подвеске). Болид сильно ударился об ограждения и снова отлетел на асфальт, где в него на большой скорости въехал автомобиль соперника. Ferrari Ники сразу же загорелась, ситуацию усугубил почти полный бак горючего.

Другие гонщики начали останавливаться и помогать Лауде выбраться из машины, но сделать это удалось не сразу, так как его зажало обломками. В результате у Ники сильно обгорела голова, а также он надышался токсичными продуктами горения. Вынутый из болида, он оставался в сознании, но в больнице впал в кому, и доктора склонялись к тому, что гонщик умрет.

Однако это был Лауда, и он не только выжил, но и через 6 недель вернулся на трассу. В чемпионате 1976 года Ники из-за аварии пропустил лишь две гонки. Он сохранял все шансы набрать достаточное количество очков для повторного чемпионства. Все решилось на последнем этапе в Японии. Лауда был фаворитом турнирной таблицы, но гонка на трассе Фудзи началась при сильном дожде. Проехав два круга, Ники остановил машину и отказался продолжать заезд, потому что посчитал условия слишком опасными для себя. Именно тогда Хант обошел его всего на одно очко и стал чемпионом. Не удивительно, что столь напряженная история из Формулы-1 сезона 1976 года стала основой для отличного фильма.

В Ferrari решение добровольно уйти с трассы не поддержали, и отношения с Лаудой были испорчены. Это не помешало ему выиграть для команды чемпионат 1977 года, хотя еще до его завершения было известно, что Ники покидает «Конюшню Феррари».


Ники Лауда и Джеймс Хант

Между небом и землей

1978 и 1979 годы Лауда отъездил на болидах Brabham, но без особых успехов. Не дожидаясь окончания сезона 1979 года, Ники объявил о том, что завершает карьеру гонщика. Сразу же после этого он стал основателем авиакомпании Lauda Air, которая специализировалась на выполнении чартерных рейсов.

Новый бизнес требовал больших вложений, и Лауда решил вернуться туда, где действительно умел зарабатывать – в Формулу-1. На этот раз он пошел в команду McLaren, от которой потребовал 5 миллионов $ ежегодно. При этом Ники пояснил, что за пилотирование болида ему достаточно платить 1 $, а вся остальная сумма является взносом за его имя. Первые два сезона с McLaren были неудачными, но в 1984 году Лауда в третий раз стал чемпионом мира. В 1985 году болид Ники постоянно ломался, поэтому в большинстве гонок он даже не смог добраться до финиша. После этого Лауда второй раз заявил о завершении спортивной карьеры, теперь уже окончательно.

Непростой характер

Ники Лауда из-за особенностей поведения на гоночной трассе заслужил у журналистов прозвище «компьютер». Так его назвали за ясность ума и холодный расчет. Ники на первое место всегда ставил минимизацию рисков и только затем желание получить максимальный результат. Тот самый добровольный отказ от гонки в Японии, стоивший ему титула чемпиона, подтверждает эту черту наилучшим образом.

Кроме того, все знают о кристальной честности Лауды, хотя для многих она болезненна. Так, еще до старта сезона 1974 года гонщик в разговоре с Энцо Феррари назвал построенную его командой машину «куском дерьма», который он постарается довести до ума при дальнейшем тестировании.

Лауда и Ferrari

1 of 2


Ироничное отношение Лауды к вещам, которые многим кажутся главными ценностями в жизни, тоже способно удивить. Например, он не особо дорожит своими трофеями. После первого чемпионства в 1975 году он отдал все свои победные кубки Формулы-1 хозяину находящегося рядом с его домом сервиса в обмен на право бесплатно пользоваться услугами его автомойки.

Примерно так же Ники высказывается и о последствиях той страшной аварии. В результате нее он потерял половину ушной раковины. Однако Лауда отшутился и на этот счет, сказав как-то, что теперь ему значительно легче пользоваться телефоном. В процессе лечения он сделал ровно одну пластическую операцию – восстановил веки глаз. Насчет остальных повреждений гонщик особых переживаний не испытывает. Даже ставшую после получения ожогов его неизменным атрибутом красную кепку Лауда превратил в рабочий инструмент. На ней он размещает спонсорские логотипы.

Многие невзлюбили Ники за неуживчивость и чрезмерное самолюбие. Чего стоит только его авиакомпания Lauda Air, после продажи которой он основал еще одну под названием Niki. В 2001-2004 годах Ники руководил командой Jaguar Racing, участвовавшей в Формуле-1. Однако вместо спортивных достижений Лауда сконцентрировался на подковерной борьбе внутри руководства и комментаторской работе на стороне. В итоге команда «Ягуар» за все годы ни разу не вошла даже в пятерку лучших, но зато Ники смог выжить из компании двух соруководителей. Лауду в итоге признали несостоятельным управленцем, а Jaguar Racing развалилась и была продана Red Bull GmbH.

День сегодняшний

За многие годы Ники Лауда не растерял свой авторитет в автоспорте – его экспертные высказывания до сих пор широко цитируются профильной прессой. Продолжает он заниматься и предпринимательством, в первую очередь, авиаперевозками. С 25 марта должны начаться полеты новой авиакомпании Лауды, которую он традиционно для себя назвал Laudamotion. Это уже 4-я попытка Ники закрепиться на рынке воздушных перевозок. Laudamotion будет выполнять бюджетные перелеты внутри Европы.



  • Разделы сайта