Смотреть что такое "Циркус Максимус" в других словарях. История создания Большого цирка в Риме

Большой цирк (Circus Maximus или Circo Massimo/Чиркус Максимус или Чирко Массимо) это самый большой ипподром в древнем Риме, расположенный в центре исторической части Рима, на левом береге реки Тибр, в долине между холмами Авентином и Палатином, пешей доступности от таких известных достопримечательностей как , и Римский Форум.

Большой цирк был самым крупным первым ипподромом и стадионом античного Рима. В наши дни он вошел в десятку самых посещаемых исторических объектов, демонстрирующих былую мощь Древнего Рима.

Как ранее использовали Большой цирк в Риме

В античном Риме ипподром использовался по прямому назначению, на арене Большого цирка проводились состязания на колесницах и другие массовые мероприятия. Это было знаменитое место для конных соревнований - конных ристаний (ludi Romani). В соревнованиях на ипподроме могло одновременно принимать участие 12 колесниц. Считается, что состязания на колесницах были впервые проведены здесь ещё царем Тарквинием Приском, а это ни много ни мало, а в 500 годах до нашей эры.

Вдоль арены, на разной высоте были размещены сидения для нескольких тысяч зрителей, среди которых были места и для почетных гостей. Все места для зрителей подразделялись на несколько рангов, те, что ближе к арене предназначались для знати, те же что поодаль - для всех остальных желающих посмотреть на скачки. На внешних трибунах находились торговые лавки.

Большой цирк в настоящее время

В настоящее время Большой цирк в Риме, описанием которого можно было бы занять не одну страницу, превратился в руины. Это место используется как парковая зона. Руины и прогулочный парк, это всё, что осталось от некогда знаменитого и грандиозного сооружения, античного римского ипподрома.

Но даже сегодня, эти остатки потрясают своей грандиозностью и величием. В те далекие времена, в рассвет своего существования, Circus Maximus в Риме представлял собой удлиненное сооружение, овальной формы, это видно и сейчас. Центральную и основную часть данного сооружения занимала арена, на которой и происходили конные состязания. С одной стороны арены были установлены три башни с воротами для въезда участников состязаний. Здесь же располагались стойла для лошадей. На противоположной стороне находились другие ворота, предназначенные для торжественного выезда победителей.

Только представьте себе те античные времена, грандиозное сооружение, огромный стадион, зрительские мечта забиты под завязку, на арене украшенные расписные колесницы, а гости ликуют и аплодируют. Но это всё осталось в далеком прошлом, сегодня мы можем видеть только часть руин сооружения и неглубокую яму посередине.

Сейчас по бывшей древнеримской арене прогуливаются туристы, в тени деревьев отдыхают местные жители, а молодежь использует ипподром для уличных футбольных состязаний. Время от времени на бывшей арене Большого цирка проводят концерты и общественные мероприятия.

Как добраться до Большого цирка в Риме

Большой цирк расположен в Риме, в районе улицы Via del Circo Massimo, 00186 Roma Италия.

Добраться до римского ипподрома можно пешком, всего за 5 минут от Римского Форума (Foro Romano) и (Colosseo).

Можно воспользоваться метрополитеном и доехать до станции Circo Massimo (линия В), это будет удобнее всего. Также можно доехать на автобусах № 60, 81, 75, 160 и 175 или трамвае № 3.

Как мы путешествуем дешево!

Отели со скидками ищем на Roomguru. Он ищет на множестве сайтов бронирования, в том числе и на Букинге, что дает возможность сравнивать цены и выбирать самый оптимальный вариант

Дешевые авиабилеты ищем на Aviasales. Поисковик сравнивает цены у десятков авиакомпаний и выдает самые дешевые авиабилеты

Туристические страховки ищем на Cherehapa, где можно сравнить цены многих страховых компаний

Такси/трансфер заказываем на Kiwitaxi. Заказ можно сделать заранее, через интернет, что удобно в "чужих" странах и городах. Приезжают вовремя, встречают в назначенном месте

Дешевые билеты на поезда по Европе ищем на RailEurope

Дешевые билеты на автобусы по Европе ищем на FlixBus

Горящие туры ищем на Level.travel

– город воинов, город жестких нравов и вкусов. Жаждавшие зрелищ жители тянулись в амфитеатры, где на арене в смертельной схватке сходились люди и даже звери. Самой грандиозной ареной смерти был амфитеатр Циркус Максимус.

Римский народ проявлял свой воинственный дух не только на полях сражений, но также и в развлечениях. Не удовольствовавшись греческим театром, комедиями и трагедиями, римляне придумали себе более реалистичное и кровожадное зрелище. Сцены войны, иногда даже морские сражения, бои гладиаторов , бои быков и хищных животных, состязания колесниц - все это служило для развлечения римлян, особенно в период упадка империи. Где-то с эпохи Тарквиниев сохранилось предание о грандиозном амфитеатре, служившем для состязаний на колесницах.

Если верить преданию, Циркус Максимус (Circo Massimo) был сооружен Тарквинием Приско на месте похищения сабинянок. Циркус занимал пространство свыше 600 метров в длину и 140 метров в ширину, в ложбине между холмами Авентин и Палатин. Это место когда-то называлось долиной Мурция. Первое строительство в долине Мурция восходит к эпохе Тарквиниев и связано с устройством системы каналов, позволяющей осушать почву. Возможно, в это время были построены еще несколько сооружений, но в дальнейшем время, стихии и внешние вмешательства нарушили их целостность.

На арене Большого Цирка могли одновременно соревноваться двенадцать колесниц.

Циркус Максимус потому так и называется, что он был самым большим амфитеатром в Риме , именно по его образцу строились позже подобные сооружения. Циркус представлял собой поистине колоссальное зрелище: он вмещал около двухсот тысяч зрителей и являлся ареной для состязаний колесниц и квадриг, происходивших пятьдесят раз в году. Можно назвать Циркус своего рода ипподромом гигантского масштаба.

На территории Циркус Максимус произошло знаменитое «Похищение сабинянок», когда римляне обманом заманили сабинян в гости и захватили их женщин себе в жены.

Сначала трибуны были сделаны из дерева, но материал этот был исключительно пожароопасен, и поэтому Юлий Цезарь (100 до н.э. - 44 до н.э.) приказал заменить их на каменные. А в 46 г. до н.э,. в ознаменование побед в Африке, он устроил в Циркусе великолепный праздник: инсценировку сражения, в которой приняли участие тысяча пехотинцев, шестьсот всадников и сорок слонов. Много раз разрушенный огнем, Циркус Максимус восстанавливался, был перестроен в эпоху Домициана (81-96 гг.) и Траяна (53-117гг.), была восстановлена часть кирпичной кладки. Многочисленные перестройки Циркуса во времена правления разных императоров сейчас можно выявить по виду добытых во время раскопок фрагментов кирпичной кладки на отдельных участках. Циркус Максимус продолжает выполнять роль амфитеатра и места проведения различных торжеств, игр, соревнований вплоть до 549 года, когда Аттила (433-453 гг.) провел здесь последние игры.

Вначале дорога для конных состязаний шла из конца в конец продолговатой арены. Но из-за подземного канала почва просела, и «трассу» пришлось сделать кольцевой. Впоследствии такой путь гонок стал традиционным.

С 500 г. на склоне холма Авентин располагалось еврейское кладбище, а с 800 года начинается бурная застройка этой территории различными зданиями: мануфактурами, жилыми домами, магазинами.

В Средние века пространство вокруг Циркуса превращается в сельскохозяйственную зону, в то время как в самом амфитеатре располагается диакония Сан-Лючия. Древний Циркус становится прибежищем многочисленных паломников. Восстанавливается башенка и некоторые другие постройки.

В 1122 году в Рим был проведен водопровод с морской водой, который пересекал Циркус прежде, чем впасть в Тибр.

На арене работало приспособление для отсчета заездов колесниц. С одной стороны центральной разделительной стены стоял помост с семью позолоченными яйцами, с другой – с семью фигурками дельфинов. Каждый раз, когда первая колесница проезжала рубеж, с них снималось одно яйцо и один дельфин.

В 30-е гг. нашего века, одновременно с раскопками в зоне арки Тита, начались работы по восстановлению Циркуса, который, разумеется, за многие века пришел в упадок. На основе многочисленных исследований был создан макет Циркуса (он располагается в Музее Римской Цивилизации), который дает нам довольно-таки ясное представление об этом грандиозном сооружении.

Циркус являясь вариантом амфитеатра, представлял собой овальной формы «стадион» с длинными прямыми трибунами для зрителей, которые, закругляясь, образовывали амфитеатр, а центре которого была трехсводчатая арка. Сам манеж продольно разделяла стена, называемая «спина», с тремя шпилями, она была украшена колоннами, группами статуй, алтарями, маленькими храмами и двумя обелисками. Один из них сохранился: это египетский обелиск, который в настоящее время украшает Пьяцца дель Пополо. Два торца «спины» назывались «мете». Если мы будем двигаться от арены к выходу, увидим крытую галерею, анфиладу комнат, примыкающих к местам для зрителей. Арки имеют тройную структуру: с одной стороны - выход к местам зрителей, другая часть - тупиковая, а третья дает начало лестнице, которая приводит к крытой галерее, в которую выводятся внешние арочные конструкции.

На сегодняшний день Циркус является частью Римского Форума . Вот уже пятнадцать лет здесь ведутся раскопки и работы по укреплению разрушенных временем конструкций; в стадии разработки, например, находится проект обустройства внутреннего пространства Циркуса.

В 2000 году давние друзья Микаль Эриксен (вокал) и братья Матс (гитара) и Трульс (ударные) Хаугены создали группу "Circus Maximus" при участии Эспена Стурё (клавишные) и Глена Като Муллена (бас). Поначалу это был лишь банальный кавер-бэнд, однако, отточив свое мастерство на композициях "Dream Theater " и "Symphony X ", пятерка парней из норвежской столицы стала пописывать собственный вещи. Материал сочинялся под различными влияниями от поп-рока и классического прогрессива до хэви и дэт-металла, и на выходе получался насыщенный мелодиями и грувом звук, в котором присутствовало много тяжелых риффов и асимметричных размеров. Команда нарезала пару демок, вызвавших в прессе ассоциации с "Queensryche ", "TNT ", "Shadow Gallery ", "Pretty Maids ", "Helloween ", а в 2004 году заключила сделку с датской менеджерской конторой "Intromental".

Вскоре после этого были подготовлены контракты с американским лейблом "Sensory Records" и итальянской фирмой "Frontiers Records", и в мае 2005-го коллектив дебютировал с программой "The 1st Chapter".

Самостоятельно спродюсированный и смикшированный Томми Хансеном, альбом посвящался спасению человеческой души, но в музыкальном плане во многих вещах прослеживалась цирковая тема, что больше соответствовало обложке с шапито и моноциклистом. Критики, конечно же, сразу бросились искать параллели и, не мудрствуя лукаво, нашли их у вышеупомянутой пары " "-" ", но при этом оценки оказались довольно высокими. Спустя полгода после релиза ввиду личных причин отбыл Эспен, а в начале 2006-го заведовать клавишами взялся экс-участник "Tritonus" Лассе Финбратен. Еще до рокировки "Circus Maximus" провели свой первый тур, самым ярким событием которого стало выступление на фестивале "ProgPower" в Атланте.

На следующий год коллектив снова стал участником этого мероприятия, а кроме того, разъезжал по Скандинавии, деля сцену с такими исполнителями как "Kamelot ", "Pagan"s Mind " и Гленн Хьюз . С января 2007-го на официальном сайте группы начали появляться репортажи из студии, и уже в августе в продажу поступил диск "Isolate".

На втором альбоме клавишно-синтезаторное влияние заметно усилилось, и поэтому рецензенты стали проводить дополнительные сравнения со "Stratovarius ". Релиз подкреплялся активным присутствием "Circus Maximus" на крупных фестивалях ("ProgPower Europe", "ProgPower Scandinavia", "Sweden Rock", "MetalHear"), а в 2008-м норвежцы вместе с немцами из "Dreamscape" сопровождали своих давних кумиров "Symphony X " на европейском отрезке "Paradise Lost Tour". Немного погодя команда занялась третьей полнометражкой, и хотя релиз планировался на 2010 год, по непонятным причинам альбом был опубликован лишь в июне 2012-го. Тон в написании песен на "Nine" задавал Матс (который, кстати, заделался и ведущим продюсером), и с его подачи саунд стал более прямолинейным, мелодичным и гитарно-ориентированным, т.е. лучше подогнанным под стандарты "Frontiers Records".

В дальнейшем "Circus Maximus" продолжили курс на коммерциализацию звука и настолько увлеклись этим делом, что некоторые вещи с "Havoc" попахивали восьмидесятническим синт-попом. Впрочем, новый подход позволил команде продвинуться в чартах, и у себя дома альбом вошел в лучшую двадцатку, а в соседней Швеции угодил в Топ 40.

Last update 19.04.16

Располагался в долине между Авентином и Палатином . В соревнованиях на ипподроме могло одновременно принимать участие двенадцать колесниц.

Считается, что состязания на колесницах были впервые проведены здесь ещё царём Тарквинием Приском . Юлий Цезарь расширил Циркус Максимус до 600 метров в длину, так что на нём могло разместиться 250 тысяч зрителей (ещё столько же могли наблюдать за соревнованиями стоя). Август установил в цирке египетский обелиск (впоследствии перенесённый на пьяццу дель Пополо), Домициан проложил дорогу от цирка в своему дворцу, а Траян расширил число зрительских мест и императорскую ложу.

В Средневековье каменные сооружения цирка были разобраны на постройку новых зданий. Тем не менее территория цирка никогда не застраивалась, и до сих пор здесь проводятся общественные мероприятия (напр., рок-концерты).

Панорама ипподрома, 2007.

Координаты : 41°53′10″ с. ш. 12°29′09″ в. д.  /  41.886111° с. ш. 12.485833° в. д. (G) 41.886111 , 12.485833


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Циркус Максимус" в других словарях:

    Колесница четверня («тетрипон», «квадрига») Гонки на колесницах … Википедия

    В Египте … Википедия

    Колесница в Египте Колесница появилась на юге Европы, в Причерноморье и в Индии. Колесница большой колёсный экипаж, использовавший как движущую силу скаковых животных. Содержание 1 История … Википедия

    Столица Италии, административный центр области Лацио и Римской провинции, резиденция высшего понтифика Римско католической церкви. Известен также как вечный город, к которому ведут все дороги. Рим почти столь же древен, как и сама западная… … Энциклопедия Кольера

    Итальянская Республика, гос во на Ю. Европы. В Др. Риме Италия (латин. Italia) территория, на которой жили италы (латин. Itali, русск. также Италии, италики}; этноним объединял все племена Апеннинского п ова, покоренные Римом в V III вв. до н. э … Географическая энциклопедия

    Столица Италии. Город находится на р. Тибр, древнейшее название которой Румо или Румон послужило основой для образования названия Рим (итал. Roma). Предполагается, что название реки связано с наименованием одного из племен этрусков древнего… … Географическая энциклопедия

    - (Palatinus), один из 7 холмов, на которых возник Древний Рим. * * * ПАЛАТИН ПАЛАТИН (Palatinus, Palatium), один из семи холмов, на которых был основан Древний Рим (см. ДРЕВНИЙ РИМ). По преданию, именно на этом холме Ромул (см. РОМУЛ), некогда… … Энциклопедический словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Рим (значения). Город Рим итал. Roma … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Ипподром (значения). Московский ипподром Ипподром (др. греч … Википедия

    Императорские форумы (fori imperiali) ансамбль памятников архитектуры в Риме. Их строительство шло примерно 150 лет (с 46 до н. э. по 113 н. э.) в период ранней Римской империи. Императорские форумы не являются частью Римского форума… … Википедия

Книги

  • Империя мёртвых. Первый акт , Ромеро Джордж Эндрю. Манхэттен - изолированная от мертвецов зона, которая перестаёт быть безопасной для людей. Мясоеды всё чаще забредают в защищённые районы города, а некоторые из нихначинают эволюционировать:…

Большой цирк (лат. Circus Maximus, ит. Circo Massimo - произносится как "Чирко Массимо") - римская достопримечательность, которой на самом деле нет. Ну то есть почти нет. В путеводителях любят рисовать картинки как оно выглядело ранее, как там всё было круто и величественно, но по факту до наших практически ничего из этого великолепия не сохранилось (лишь само огромное поле). Ещё кстати Большой цирк любят относить к достопримечательностям Авентинского холма, в то время как по факту как раз он находится в низинке между Авентином и Палатином.
Тем ни менее увидеть-оценить Чирко Массимо лучше всего именно гуляя по Авентинскому холму. Посетив скажем Апельсиновую рощу и полюбовавшись на Магистральную виллу можно по извилистой дороге спуститься вниз:

И попасть как раз на Бельведер Ромула и Рэма: такая смотровая площадка на склоне Авентинского холма, откуда открывается прекрасный вид на противоположные Палатинский холм и собственно сам Большой цирк (на самом деле - просто поле - если заранее не знать, то можно и не понять, что это какая-то достопримечательность):

Здесь же кстати располагается памятник Джузеппе Мадзини - одного из главных деятелей итальянского Рисорджименто (движения за национальное освобождение Италии и либеральные реформы):

Памятник как раз обращен к полю и напротив мы видим примерно такую картину, кажется что этот самый памятник куда более значимая достопримечательность, но всё несколько хитрее:

Итак, Большой цирк был самым обширным ипподромом в древнем Риме. Располагался в долине между холмами Авентином и Палатином. Считается, что состязания на колесницах были впервые проведены здесь ещё царём Тарквинием Приском (ок. 500 до н.э.). Долина между Палатином и Авентином, длиною в 600 и шириною около 150 м, издревле, благодаря своему положению у самой древней части города и чрезвычайно удобной конфигурации местности, служила местом конных ристаний. Весьма вероятно, что игры давались только после конца жатвы (в 366 г. до н. э. ludi Romani фиксированы были на сентябрь). Только в 329 г. выстроен был старт - лат. carceres - из дерева с пестрой окраской. Постоянной построек в то время не было, какие-то временные строения были из дерева. Упоминания о постановке статуй, о постройке ворот, о постановке аппарата с яйцами для счета туров (лат. missus), о приобретении клеток для зверей и т. п. появляются после пунических войн. При Цезаре расширена площадь цирка и вырыт канал (лат. euripus) вокруг арены. В те времена состязания колесниц проходили по прямой - доехав до конца арены колесницы разворачивались и мчались в обратную сторону. Позже, с развитием канализационной системы Рима, под ареной был проложен большой тоннель (примерно 4,5 метров в высоту и 2,5 метра в ширину), в результате чего со временем на арене образовался "хребет". Выравнивание земли на арене перед каждым соревнованием стоили существенных трудозатрат, и поэтому соревнования уже не могли проводиться по старой схеме. Правила соревнований были изменены, и колесницы стали ездить не по прямой, а по кольцу, огибая "хребет" арены. Новый способ проведения конных соревнований быстро прижился, и с тех пор конные скачки стали проводиться на кольцевых ипподромах:

Юлий Цезарь расширил Большой цирк до 600 метров в длину, так что на нём могло разместиться 250 тысяч зрителей (ещё столько же могли наблюдать за соревнованиями стоя). В середине короткой и полукруглой стороны описанного ограждения арены находились ворота, через которые выезжали из Цирка победители на скачках (лат. porta triumphalis). На противоположном конце арены стояли три башни (лат. oppida); в средней были проделаны также ворота, служившие для въезда колесниц внутрь Цирка (лат. porta pompae); между нею и боковыми башнями был устроен, справа и слева, расположенный по дуге круга ряд стойл (лат. carceres) для колесниц и лошадей. Посередине арены тянулась длинная и узкая платформа (лат. spina) с полукружиями на обоих концах и стоявшими на них конусообразными столбами (лат. metae). Эта платформа была украшена сперва одним, а потом двумя обелисками; оба они уцелели и сохранились до наших дней; первый, вывезенный из Египта и водруженный Августом, высится теперь на Пьяцца дель Пополо; второй, ещё больший, поставленный Константином Великим, перенесён в 1588 г. на площадь перед Латеранским дворцом. Кроме обелисков, на платформе в двух местах было помещено на небольших постаментах (без сомнения, в честь покровителя ристалищ Нептуна Eqnestris) по семи изваяний дельфинов, изрыгавших воду в небольшие бассейны, и отдельно от этих фигур, на особых подставках, по семи шаров (лат. ova):

Своей постоянной архитектурной формой Большой цирк обязан Августу. Ряд мест на ближайших ступенях был предоставлен сенаторам и всадникам; зрителей пускали на основании особых, ненумерованных бронзовых марок-билетов. К этому времени относится описание Дионисия Галикарнасского. Согласно этому описанию, нижний этаж мест для зрелищ был каменный, верхние два - деревянные; внешние аркады были одноэтажные, в них помещались лавки, трактиры и т. п. Carceres представляли собой портик с двенадцатью арками для ворот и средним порталом. Клавдий создал мраморные carceres и золоченые меты; Нерон в 63 году приказал засыпать Цезарев канал, чтобы дать больше места всадникам. Пожар 64 года уничтожил, вероятно, только деревянные части; в 68 году в цирке вновь даются роскошные празднества. В 81 году Титом были выстроены великолепные ворота на южной короткой стороне цирка:

Эпохой в жизни цирка было правление Траяна, расширившего места для зрителей в очень значительной мере, частью на месте выстроенной Домицианом, а теперь уничтоженной императорской ложи. Домициан проложил дорогу от цирка к своему дворцу. И после Траяна значительная часть мест была сплошь деревянная, как показывают повторные случаи обвалов, стоившие жизни тысячам зрителей. При Константине цирк был основательно реставрирован; spina украсилась новым обелиском, вывезенным из Гелиополя:

Ещё в VI веке Теодорих поддерживал цирк; последние игры дал Тотила в 549 году. Наиболее массивное цирковое сооружение - арка Тита - стояло до XII в. В Средневековье каменные сооружения цирка были разобраны на постройку новых зданий и в общем практически ничего от старинных зданий не сохранилось (сейчас какие-то небольшие работы археологические ведут, но по сути дела - это пустырь):

Малую часть сохранившихся строений Большого цирка можно увидеть со стороны Виале Авентино (главная улица Авентинского холма, собственно если двигаться со стороны Амфитеатра Флавиев в сторону Авентина - это будет как раз по этой дороге):

Если спускаться со стороны Апельсиновой рощи к памятнику Джузеппе Мадзини, то как раз можно выйти к центру бывшего ипподрома, отсюда проще оценить его мастшабы (представляя, что всё это было застроено - картинки-реконструкции можно найти в любых путеводителях). Отсюда же открывается хороший вид на противоположные Палатинский холм:

Ещё один вид на Чирко Массимо (на мой взгляд - самый живописный) можно получить если подойти к полю со стороны церкви Санта-Мария-ин-Космедин (да-да - это где Уста Истины):

И да, несмотря на то, что сейчас территориия Циркуса Максимуса это по сути дела исторический центр города - эту территории никак не застраивают - в память о бывшей величественной достопримечательности. Кстати здесь проводятся различные крупные общественные мероприятия (например, рок-концерты). В целом же - просто огромное поле как напоминание о былом величии



  • Разделы сайта