Российский футбольный союз логотип

После краха советской системы футбол понемногу стал переходить на коммерческие рельсы. И выбор формы, контракты с её производителями, маркетинг - всё это понемногу входило в жизнь нашего футбола. Но, конечно, не сразу. После распада СССР в течение года просуществовала сборная СНГ, игравшая в типовых для того времени футболках adidas с лаконичной надписью CIS на груди вместо логотипа. Сборная России, ведущая отсчёт с 1992 года, первое время выступала в форме от Reebok.

На свой первый крупный турнир, чемпионат мира 1994 года, национальная команда поехала в форме, напоминающей фирменную хорватскую красно-синюю клетку, украшавшую вставки на плечах. Основным цветом был белый, как и практически все первые годы существования сборной.

После чемпионата мира дизайн формы был совсем уж незамысловатым - абсолютно типовая модель Reebok, в стиле тех, что можно было тогда купить и на рынке, с эмблемой технического спонсора в виде узора на рукаве. Один комплект был красным, другой - белым.

На чемпионат Европы 1996 года в Англии Россия поехала со стандартными красным и белым комплектами. Особого счастья они не принесли, да и выглядели, прямо скажем, очень просто - никаких излишеств, если не считать логотипа РФС на груди и турнира на рукаве.

Владимир Бечастных забил на Евро-96 в ворота Чехии. Сыграли 3:3 на "Энфилде"

Первый контракт РФС с Nike, который на долгие годы стал техническим партнёром сборной, был заключён как раз после Евро. В 1997-м сборная впервые сыграла в футболках этой компании, которым оставалась верна до 2008-го. Суммы той сделки в разных источниках фигурируют разные, но в пределах 2 миллионов долларов. Да и то получить их в полном объёме не удалось – в ту пору к РФС часто применялись штрафные санкции, когда футболисты сборной «светились» в вещах других брендов. На этой почве Вячеслав Колосков, к слову, не раз конфликтовал с футболистами. Первый вариант формы был украшен воротничками в ретро-стиле. Один из комплектов был белым, а другой - тёмно-синим с вставками красного и белого.

Ситуация стабилизировалась к 2000-м, как и сама форма. Утвердилась традиция делать основной комплект бело-синим – третий цвет из национального триколора использовался, но оставался в тени двух других.

Комплекты разных лет отличались друг от друга незначительными элементами дизайна – как правило, полосами. Стимулом для компаний обычно становится участие сборной в крупном турнире, а российская команда не баловала частотой появлений на чемпионатах мира и Европы.

В определённой степени переломным стал Евро-2004. Форма сборной обзавелась модным на тот момент кругом вокруг номера на груди. Кроме того, логотип РФС перекочевал в центр футболки. За право поехать на чемпионат мира в Германии сборная билась, по сути, в том же комплекте, но эмблема футбольного союза уступила место двуглавому орлу.

В феврале 2005-го Россия впервые в своей истории сыграла в чёрно-белом комплекте товарищеский матч с итальянцами. Это была акция против расизма при поддержке Nike - в ту пору многие команды отметились игрой в этом «социальном» комплекте.

Вместе с Гусом Хиддинком в 2006 году РФС представил и новую форму. На смену белым футболкам и синим трусам пришёл комплект красный верх – белый низ. Сине-белая гамма осталась, но теперь уже она выполняла роль резервной. А триколор был оформлен за счёт гетр – синих или красных. Любопытно, что презентованный в апреле 2006 года вариант формы в «полевых» условиях претерпел некоторые изменения – если изначально под гербом с орлом красовалась подложка синего цвета, то в игровом варианте фона под ним не было.

Новую модель формы Nike представил в преддверии Евро-2008. От предыдущих её отличало наличие оригинального элемента дизайна – российского триколора по центру футболки на обоих комплектах. Именно в этой форме подопечные Хиддинка завоевали бронзу чемпионата Европы, после чего футболки сборной стали стремительно раскупаться – такого интереса к форме национальной команды страна прежде не проявляла.

По окончании триумфального для российской сборной Евро грянул гром – РФС заключил контракт с adidas, самый масштабный в истории отечественного футбола. Компания стала официальным поставщиком экипировки для всех сборных команд России по футболу до 2016 года. Сумма сделки не разглашается, но по некоторым неофициальным данным, за время действия соглашения российский футбол получит порядка 100 миллионов евро от производителя формы. Выгода adidas тоже понятна – в фирменных магазинах компании продаётся весь комплект формы сборной.

Поначалу российская национальная команда играла в стандартном дизайне от adidas, но с 2009 года компания разрабатывает для РФС эксклюзивную модель. В качестве основы концепции был выбран один из символов страны – Кремль. Его элементы и цвета и вдохновили дизайнеров adidas на форму 2009 и 2010 годов – сначала с двуглавым орлом, а затем и с полосами в виде Кремлёвской стены. Второй комплект по сложившейся традиции стал белым, также с элементами нового оригинального дизайна.

Новый этап эволюции формы начался в 2010-м. Сборная осталась без чемпионата мира, а в новом комплекте начала новый отборочный цикл – к Евро. В игровой форме кирпичный цвет заменили на ярко-красный, добавив поперечную ленту цветов национального флага. При этом вскоре дизайн пережил некоторые изменения, обретя помимо эмблемы РФС ещё и государственного двуглавого орла по центру. Получился своеобразный геральдический перебор, и хотя квалификацию Евро в этом комплекте команда преодолела успешно, он не прослужил и года.

В ноябре 2011-го adidas представил новую вариацию на тему предыдущего комплекта. Красному цвету после консультаций с РФС решили не изменять. За национальные цвета по-прежнему отвечала бело-сине-красная лента на груди, только теперь она стала из витиеватой прямой, идущей по диагонали. А оригинальным элементом на сей раз был выбран орнамент кольчуги, который олицетворял связь с русскими богатырями.

В предыдущей форме российская сборная сыграла на неудачном для себя чемпионате Европы 2012 года, в нём же закончила нынешний отборочный цикл уже в обновлённом составе и под руководством Фабио Капелло. В качестве второго комплекта использовался аналогичный красному белый вариант с той же полосой цветов флага.

В четверг, 21 ноября, adidas представил на суд публики форму, в которой сборная отправится на первый для себя за 12 лет чемпионат мира. Как рассказал
креативный директор компании Джеймс Карнс, эта модель будет самой лёгкой в мире. Она легче предыдущего образца на 40%. Выбор цветов – глубокого бордового и золотого – объясняется тем, что они символизируют национальный престиж.

Помимо традиционных для adidas трёх полос на плечах и шортах ещё один заметный элемент дизайна – российский триколор на рукавах. Второй, гостевой комплект новой формы пока не анонсирован. Вероятнее всего, он уже привычно будет белым. В этой форме Россия не только отправится в Бразилию, но и проведёт следующий отборочный цикл.

Элемент «Волшебный мяч» идет под названием «главный герой турнира». «Дизайн мяча отдает дань первому российскому спутнику», - говорится в пояснении.

«Звездные иллюминаторы», присутствующие на логотипе, «символизируют новые открытия и приглашают заглянуть в мир ЧМ-2018».

Фигура под нижним иллюминатором называется «мечта человечества». «Символизирует энергию футболистов и радость болельщиков, стремление воплощать мечты.

Звезды, разбросанные по всей эмблеме, являются «сиянием, создающим атмосферу праздника на чемпионате». Фигура человека в нижней части логотипа означает ликование. «Жест, которым победители поднимают над головой заветный кубок».

Также на эмблеме присутствует элемент «Взлет», однако текста с пояснением смысла изображения в инфографике нет.

Twitter

Логотип ЧМ-2018 был представлен 28 октября в эфире Первого канала — шла прямая трансляция из Москвы, где во время светового шоу на фасаде Большого театра появилась эмблема. Вскоре после представления эмблемы в Интернете появилось большое количество интерпретаций логотипа, так называемых «фотожаб».

«Необходимо пояснение для тех, кто, возможно, заблуждается, комментируя выбор логотипа, - заявил министр спорта Виталий Мутко в интервью «Советскому спорту» . - Правообладатель ЧМ - не мы, а ФИФ А. Мы просто проводим турнир в нашей стране. ФИФА разрабатывал концепцию. Мы не выбирали компанию-разработчика. Но у нас была возможность выбирать варианты логотипов из тех, что предложили. Выбран, считаю, наилучший вариант, который олицетворяет Россию. Поймите, это не логотип внутреннего потребления. Самое главное - как он будет принят в мире. Они, миллиарды людей, оттуда смотрят на нас. Кстати, наблюдательным советом, президентом страны все это одобрено».

Логотип ЧМ-2018 начали разрабатывать еще в 2013 году. Участие в тендере принимали восемь российских и зарубежных агентств. Победу в нем одержало португальское брендинговое агентство.

Окончательный выбор логотипа сделала комиссия, в состав которой вошли десять человек - министр спорта РФ Виталий Мутко, генеральный секретарь ФИФА Жером Вальке, голкипер сборной России Игорь Акинфеев, главный тренер сборной России Фабио Капелло, генеральный директор оргкомитета «Россия-2018» Алексей Сорокин, первый вице-премьер правительства РФ Игорь Шувалов, гендиректор ВГТРК Олег Добродеев, знаменитый пианист Денис Мацуев, дирижер Валерий Гергиев и актриса Чулпан Хаматова.

Логотип последнего чемпионата мира, прошедшего в Бразилии, многие считают неудачным. Во-первых, он напоминает facepalm. Во-вторых, дизайнер использовал изображение сразу трех рук для эмблемы турнира, в котором преимущественно играют ногами. Выбранные зеленый и золотой цвета призваны были символизировать бразильские пляжи и тропические леса. Пять пальцев на руке не только отдают дань человеческой анатомии, но и символизируют пять побед Бразилии на чемпионате мира.

Высшей футбольной инстанцией нашей страны до появления РФС была Ассоциация федераций футбола СНГ (АФФ), ставшая в январе 1992 года временной правопреемницей Федерации футбола СССР. Создание АФФ позволило сохранить путевку на чемпионат Европы 1992, завоеванную союзной сборной. По неофициальной версии, у Ассоциации была своя эмблема, придуманная дизайнерами немецкого журнала Kicker. Эта эмблема в различных цветовых вариантах (например, с оранжевым, а не бордовым фоном под буквами CIS) несколько раз появлялась в прессе, но никогда не использовалась в футбольной атрибутике.

8 февраля 1992 года состоялось учредительное собрание Российского футбольного союза, на котором, в частности, был избран первый президент организации, Вячеслав Колосков. При этом, в соответствии с договоренностями с УЕФА и ФИФА, на Евро отправилась сборная СНГ, представляемая АФФ. В публикациях о турнире можно было встретить новую эмблему организации с написанной латиницей аббревиатурой и русскоязычной расшифровкой.После завершения турнира АФФ была распущена, а конгресс ФИФА принял в свои ряды футбольные федерации новообразованных стран, в том числе и РФС, который обзавелся собственной эмблемой. Это было патриотичное решение с золотым двуглавым орлом, полностью идентичным благородной птице с государственного герба страны. Вместе с тем начиная с 1993 года использовался и другой вариант логотипа главной футбольной организации страны круг-триколор с футбольным мячом внутри, надписью «Российский футбольный союз» по периметру и стилизованным двуглавым орлом сверху. Именно эта эмблема красовалась на футболках сборной России на чемпионате мира 1994 и чемпионате Европы 1996.. Она напоминала первый логотип союза, только изображение орла стало более графичным и не дублировало герб России, а мяч приобрел сине-бело-голубую окраску.

Несмотря на официальное представление в прессе, этот вариантокончательно вытеснил все предыдущие только к 2000 году. Не в последнюю очередь и благодаря принятию Закона о государственном гербе Российской Федерации. Его восьмая статья запретила общественным организациям иметь геральдические знаки идентичные государственному. Отдушину РФС долгое время находил в форме национальной команды на ней размещать герб страны не запрещалось.Наконец, летом 2010 года Российский футбольный союз обратился в Геральдический совет при президенте и получил специальное разрешение на использование государственного герба в качестве основы эмблемы союза. А чуть ранее новое лого РФС было впервые представлено широкой публике: оно украшало приснопамятную презентацию о переходе на систему «осень-весна».



  • Разделы сайта