Олимпийские игры 1908. История олимпийских игр. «Главное - не победа. Главное - участие!»

Хотя авиатранспорт принято считать безопасным, время от времени случаются жуткие авиакатастрофы, которые уносят с собой жизни многих людей. Если найти причину одних крушений удается, то другие так и остаются загадкой. Предлагаем вам узнать о самых загадочных авиакатастрофах, которым до сих пор не нашли объяснения.

Эскадрилья Эвенджер

Эта авиакатастрофа произошла 5 декабря 1945 года. Пять торпедоносцев-бомбардировщиков «Эвенджер» проводили тренировочный полет. Спустя 1,5 часа после вылета компас главы эскадрильи (опытного пилота Чарльза Тэйлора) вышел из строя, из-за чего пилоты отклонились от курса. Хотя центр управления пытался перенаправить эскадрилью к изначальному направлению, Тэфлор продолжил вести их в неверную сторону. В скором времени диспетчер потерял связь с пилотами, а самолеты так и не были найдены. Интересно, что спасательный самолет, посланный за пилотами также бесследно пропал. Многие считают, что причиной катастрофы стал знаменитый Бермудский треугольник.

«Звездная пыль»

Загадочное исчезновение произошло над Андами. Гражданский самолет Star Dast в 1947 году летел из Буэнос-Айреса в Сантьяго. Однако, за несколько минут до посадки он бесследно исчез с радаров. От радиста пришло загадочное сообщение «STENDEC». Обломки самолета были найдены лишь в 1998 году. Однако, причину крушения так и не выяснили.

«Летучий тигр»

В 1962 году этот самолет перевозил солдат и припасы из Калифорнии в Сайгон, Вьетнам. Самолет пропал где-то над Филиппинским морем. И это при том, что погода была ясной, а самолет только заправился. В итоге обломки «тигра» так и не нашли. В результате катастрофы погибло 107 человек.

Прерванный взлет

В 1996 году самолет авиалиний Trans World Airlines вылетел на рейс из аэропорта Джона Кеннеди. Лон рухнул уже спустя 12 минут после взлета. Погибло 230 человек. Спустя 4 года было объявлено, что причиной трагедии стала неисправность в электропроводке. Однако, очевидцы утверждают, что самолет был сбит ракетой во время учений флота.

Воздушный «Титаник»

1 июня 2009 года Airbus A330 (считался одним из самых безопасных самолетов) во время перелета Рио-де-Жанейро – Париж упал в Атлантический океан. Погибло 228 человек. Из самолета не поступало никаких сигналов о помощи, из-за чего о трагедии стало известно лишь тогда, когда пилоты не вышли на связь с диспетчерской в назначенное время. Спустя несколько лет со дна океана подняли черные ящики и объявили, что авария произошла из-за технической неисправности и несогласованности действия экипажа. Правда, непонятно, как опытный экипаж мог не справиться с обычной зоной турбулентности.

Начнем со случая, который можно даже назвать почти веселым. К сожалению, такого не скажешь о многих других историях нашего списка.

Авиалайнер компании British Airways направлялся из английского Бирмингема в испанскую Малагу, взяв на борт 87 человек пассажиров с экипажем. Долго парить в спокойствии ему не удалось. Уже через 13 минут после взлета стекло кабины пилота сорвало потоком воздуха, и командира экипажа буквально засосало в оконный проем. Человек застрял в лобовом стекле, наполовину высунувшись из летящего реактивного лайнера!

Далее началось нечто невероятное. Вовремя среагировавшие члены экипажа схватили капитана за ноги, не позволяя ему вывалиться за борт. Понятно, что никто не выживет в таких условиях, но, во-первых, это бы не дало лайнеру разгерметизироваться окончательно, а главное, если бы они выпустили пилота, тело могло на полном ходу протаранить жизненно важные элементы самолета. Тогда все обернулось бы совсем ужасным образом. Но все шло и так паршиво, тем более что дверь кабины пилотов сорвало и ошметки обрушились на пульт.

Экипаж принялся успокаивать пассажиров и запрашивать у наземных служб аварийную посадку. Через 25 минут после начала рейса самолет был посажен в Саутгемптоне. Все это время бортпроводник держал своего обледеневшего товарища.

Сразу после посадки выяснилось, что у капитана прощупывается пульс, и его экстренно госпитализировали. И, как поется в песенке, привезли его домой, оказался он живой! Команда не только посадила самолет, но и спасла всех, кто был на борту! Второй пилот, стюардесса и все их коллеги тотчас стали национальными героями. Практически все они вернулись обратно в гражданскую авиацию.

Причиной же происшествия оказалось раздолбайство механика, который при замене стекла взял на складе болты неправильного размера.

Boeing 737, 28 апреля 1988 года

Представь банальный местечковый рейс Хило - Гонолулу с 89 расслабленными пассажирами и шестью членами экипажа (куда же без них!). На 23-й минуте полета на скорости 500 километров в час колоссальный кусок обшивки пассажирского салона сорвало и унесло в прекрасное далеко. Все, кто находился в лайнере, оказались лицом к лицу с буйством воздушного потока и температурой минус 45 градусов. А ведь это Гавайи, пассажиры одеты по-тропически!

Команда не растерялась и тотчас начала снижение для аварийной посадки. Самый ужас был в том, что приборы показывали: шасси тоже неисправно! К счастью, диспетчеры аэропорта разглядели, что шасси на самом деле благополучно вышло из своей ниши, и передали хорошую новость на судно. Выжили все, кроме единственной несчастной стюардессы, которую унесло потоком воздуха.

Причина аварии: усталость и коррозия металла. Прокатились, называется, на кабриолете...

A310, 23 марта 1994 года

Одна из самых жутких глав в истории российской гражданской авиации. «Аэрофлот» выполнял рейс под номером SU593 из Москвы в Гонконг. Через четыре часа полета самолет исчез с радаров над Междуреченском, то есть в Кемеровской области.

Авиакатастрофы - всегда кошмар, но когда причины этой были раскрыты, то волосы встали дыбом даже у видавших все криминалистов и авиаэкспертов. Лайнер был в полном порядке. Метеоусловия тоже. Просто в самый разгар полета летчики пустили в кабину своих детей и друзей, да еще не просто пустили, но и дали порулить. 39-летний пилот Ярослав Кудринский, нарушая все возможные инструкции и просто требования здравого смысла, сначала усадил за штурвал дочку, а потом и сына.

Расслабленный экипаж был в полной уверенности, что самолет управляется автопилотом, однако автоматика отключилась вследствие слишком резкой игры со штурвалом пятнадцатилетнего Эльдара, сына Кудринского. Мало того, до маленького мозга пилотов слишком долго доходило, что происходит нештатная ситуация. Далее, пытаясь ее исправить, они впали в панику и вели себя максимально нерационально. Кувыркаясь в воздухе (представь, каково непристегнутым пассажирам!), лайнер рухнул на землю. Все 63 пассажира и 12 членов экипажа погибли.

Последующее расследование показало, что если бы пилоты не паниковали, а дали автоматике лайнера работать по предусмотренному алгоритму, то самолет бы выровнялся сам и спокойно продолжил рейс!

Есть в нашем мире явление похуже гонял на маршрутках.

Boeing 747, 12 августа 1985 года

Крупнейшая по числу жертв катастрофа с участием одного самолета произошла, как ни странно, в стране, работники которой славятся своей дотошностью, педантизмом и профессионализмом, - в Японии. И это невероятно печальная история.

Boeing 747 авиакомпании JAL совершал короткий внутренний рейс JAL из Токио в город Осака. Там лететь-то всего 500 километров, то есть меньше часа, но это невероятно популярный во время праздников маршрут, поэтому и Boeing 747. Через 12 минут после того, как лайнер покинул аэропорт, у него отказали почти все ключевые системы управления и стабилизации полета. Даже дублирующие! Пилоты не могли понять, в чем дело, они со сверхчеловеческим умением удерживали самолет в воздухе, используя лишь маневрирование двигателями и закрылками. Лайнер непрестанно подбрасывало, роняло и трясло. 32 минуты такого полета показались пассажирам хуже, чем ад. Если бы пилоты знали, в чем проблема, им бы стало еще страшнее: у «Боинга» напрочь оторвало хвостовой стабилизатор, самолет был обречен. Достаточно посмотреть на сделанное с земли фото, чтобы это понял даже далекий от авиации обыватель.

Самолет врезался в гору в 112 километрах от Токио, часть пассажиров чудом выжили, но спасательные операции были организованы воистину безобразно, помощь пришла поздно, и спасти удалось только четверых. Всего погибло 520 человек.

Причиной катастрофы был назван небрежный ремонт хвостовой части наземными службами с отступлением от инструкций.

A330, 24 августа 2001 года

Теперь о хорошем. Рекордное планирование авиалайнера с неработающими двигателями было продемонстрировано именно в ходе этого инцидента.

Из Торонто в Лиссабон с тремя сотнями людей на борту направлялся Airbus A330-243 (авиакомпания Air Transat), на шестом часу полета экипаж вдруг столкнулся с фантастическим фактом: под ними Атлантический океан, а у них ни грамма топлива!

Дальнейшее все бы сочли выдумкой голливудских сценаристов, если бы оно не было правдой. Один из пилотов вспомнил, что в 320 километрах от них раскинула свои ангары военная авиабаза на Азорских островах, куда они и повернули. За 217 километров до цели пришлось заглушить один из двигателей. Спустя несколько минут - второй. Других двигателей, как и источников топлива, к сожалению, в этом самолете не нашлось.

Кстати, чтобы при бездействующих двигателях не отключались приборы и радиосвязь, в самолетах предусмотрена остроумная система аварийного энергопитания: нечто вроде динамо-флюгера, который выпускается из корпуса и крутится под давлением встречного потока воздуха.

Всех спас феноменально богатый опыт, выучка и смекалка командира экипажа. Он смог на ходу с высочайшей точностью рассчитать коэффициенты планирования самолета без тяги, чтобы не только дотянуть до посадочной полосы, но и чтобы скорость его позволяла безопасно приземлиться. Тем более что второй попытки захода на посадку им бы никто по понятной причине не подарил.

Несмотря на расчеты и маневры, скорость посадки все же слегка превышала рекомендованную, самолет проскочил лишний километр за ВПП, и у него лопнули почти все шины. Из 306 человек никто не пострадал! Пилоты награждены и носят титул рекордсменов, продержавших на планерной силе пассажирский самолет в воздухе на протяжении 120 километров!

Виновниками же аварии названы, как и в большинстве подобных историй, наземные техники, накосячившие при монтаже гидравлической системы и спровоцировавшие утечку.

В ночь на субботу 8 марта с радаров исчез малайзийский Boeing 777. Несмотря на сообщения о падении в океан, обломки до сих пор не найдены.

Пропавший Boeing-777 Прошедшие праздники оказались богаты на сюрпризы. 8 марта с радаров неожиданно исчез малазийский Boeing-777-200ER, следовавший по маршруту Куала-Лумпур – Пекин.

На борту самолета находилось 239 человек: 227 пассажиров и 12 членов экипажа.

Погода на маршруте была хорошей, никаких сигналов бедствия не поступало. Вскоре появились сведения, что Boeing-777 упал в море в территориальных водах Вьетнама в 250 километрах от острова Тхо-Чу. Тем не менее, несмотря на широко развернувшуюся спасательную компанию, до сих пор не удалось найти ни одного доказательства, подтверждающего эту версии, в том числе и дверь упавшего лайнера, которую якобы видели в этих районах.

Что, на самом деле, случилось с самолетом - упал он или же его угнали, неизвестно. Boeing-777 был оснащен специальными маячками, которые должны были сообщить о месте падения лайнера. Тем не менее, они не сработали. Кроме того, в СМИ поступили сведения о якобы двух итальянцах, которые сообщили, что самолет был захвачен. На сегодняшний день в качестве основной версии рассматривают возможность теракта. Оказалось, что на борту было два пассажира с украденными паспортами на имя австрийца Кристина Козела и итальянца Луиджи Моралди.

Влиятельное американское издание "Уолл Стрит Джорнал" со ссылкой на специалистов, участвующих в спасательной операции, бпишет, что самолет продолжал свой полет еще как минимум пять часов, после того как связь с ним прервалась. Такую информацию предоставил производитель двигателей "Боинга", к которому каждые полчаса поступает вся телеметрическая информация с лайнеров.

Эти данные также перехватили спецслужбы США. Отключение передатчиков для гражданских радаров косвенно подтверждают версию угона. Без них самолет мог пролететь незамеченным для наземных служб еще несколько тысяч миль. Таким образом, район поисков расширился от Китая до Андаманского моря.

По мнению экспертов, с учетом аварийного запаса топлива лайнер вполне мог достигнуть берегов восточной Африки. Малазийские власти эту информацию опровергли и сейчас рассматривают сразу пять вариантов случившегося, в том числе пожар на борту, и даже самоубийство пилота.
Эскадрилья Эвенджер

Самая знаменитая своими загадками авиакатастрофа произошла над печально известным Бермудским треугольником 5 декабря 1945 года. Так называемый, «Вылет 19» был тренировочным полетом пяти торпедоносцев-бомбардировщиков «Эвенджер», во главе с опытным пилотом-инструктором Чарльзом Тэйлором.

Самолёты Эвенджер поднялись в воздух с базы Форт-Лотердейл 5-го декабря 1945 года в 14:10. Погода была ясная, полет шел нормально. Но уже в 15:40 эскадрилья отклонилась от курса, пилоты перестали узнавать местность. Согласно радиопереговорам, компас Тэйлора вышел из строя, казалось, что он путает Флориду-Кис с Багамами. Центр управления попытался перенаправить Тэйлора обратно к Форт-Лотердейл, но Чарльз продолжал вести их в беспорядочном направлении, все глубже в море: «Слышу вас очень слабо. Сейчас летим курсом двести семьдесят градусов».




Вскоре диспетчер потерял связь с пятью самолётами и с тех пор их никто не видел и не слышал. Самое интересное, что Тэйлор приказал: «Всем самолётам держаться рядом… если не покажется берег, нам придётся приводниться… Когда у кого-нибудь останется меньше 10 галлонов, все вместе снижаемся». То есть, версия, что в падении самолетов виноват недостаток горючего, отпадает. Что ещё более пугающе – спасательный самолет, посланный на выручку команды Тэйлора, пропал в ту же ночь. Многие считают, что он взорвался в полете, так как машина просто исчезла с радара.

Интересно, что Тэйлор накануне пытался отпроситься от Вылета 19. Ему было отказано. Необъяснимые обстоятельства, сопровождающие катастрофу, дали повод предписывать гибель эскадрильи пар анормальным свойствам Бермудского треугольника.

«Звездная пыль»

Еще одно загадочное исчезновение в истории авиации произошло над Андами. Гражданский самолет Star Dast, принадлежавший компании «British South American» в 1947 году совершал полет из Буэнос-Айреса в Сантьяго, но неожиданно исчез где-то в горах всего лишь за пару минут до приземления.

В последние мгновения полета радист передал загадочное сообщение «STENDEC». Больше от пропавшего самолета было ни слуху, ни духу. Обломки и черный ящик, несмотря на длительные поиски, найти также не удалось. Самое примечательное, что авиалайнер Star Dust был переделанным военным транспортным самолетом Avro Lancastrian и мог подниматься на высоту выше 6 км и развивать до 500 км/ч, преодоление горных пиков для него не должно было составить проблемы.

В 1998 году группа альпинистов случайно наткнулись на фрагмент кожуха двигателя с надписью «OLLS-ROYCE». Эта новость возобновила поиски лайнера в указанном районе. Вскоре, весь самолет был обнаружен. Новая официальная версия гласила: Star Dast отклонился от курса и в условиях плохой видимости врезался в покрытые облаками горы. Тем не менее, тайна слова «Stendec» так и осталась нераскрытой.

«Летучий тигр»

В 1962 году рейс 739 авиалинии Flying Tiger Flight по заказу американской армии перевозил солдат и припасы из Калифорнии в Сайгон, Вьетнам. После дозаправки в Гуаме, самолет взлетел и вскоре, буквально, растворился над Филиппинским морем. Погода была ясной, и сообщений о помощи не поступало, равно как и в случае с малазийским Боингом.

Поисковые мероприятия, в которых участвовало четыре рода военных сил, не увенчались успехом, все 107 людей, находившихся в самолёте, были объявлены погибшими. Обломки тигра так и не нашли. Место отсутствующих фактов, заняли слухи и догадки.

Некоторые очевидцы утверждали, что видели яркую вспышку света вблизи предполагаемого расположения самолета. В контексте Холодной войны и конфликтов во Вьетнаме появились версии о саботаже. Другим объяснением считали неисправность двигателя, который якобы потерял мощность за три дня до последнего полета.

Прерванный взлет

Саботаж видят и в гибели гражданского самолета, выполнявшего в 1996 году рейс 800, авиалинии Trans World Airlines. Лайнер взорвался и упал через 12 минут после взлета с аэропорта Джона Кеннеди, забрав с собой жизни 230 человек. Расследование катастрофы заняло 4 года, после чего было установлено, что неисправность в электропроводке вызвала искру, которая подожгла топливо.

Казалось бы, все ясно, но очевидцы события, давшие свои показания ФБР, в один голос утверждают, что видели, как к самолёту поднимался луч света, после чего возник огненный шар. Эти свидетельства, как считают некоторые, доказывают, что самолет был сбит ракетой во время учений флота, которые проходили в то же время недалеко от Лонг-Айленда. Также существуют версии, что спецслужбы США намеренно скрыли следы взрывчатых веществ на останках лайнера.

Воздушный «Титаник»

Подобно печально известному Титанику, который считался непотопляемым, Airbus A330, выполнявший 1 июня 2009 году рейс 447 Air France, должен был быть одним из самых безопасных самолетов за всю историю. Тем не менее, по необъяснимым причинам, во время перелета Рио-де-Жанейро – Париж лайнер упал в Атлантический океан. Не было сигналов о помощи, никто не знал о произошедшем, до тех пор как пилоты не вышли на связь с диспетчерской в назначенное время. В результате катастрофы погибло 228 человек, во Франции был объявлен трехдневный траур.

Причина катастрофы оставалась неясной. Расследование причин трагедии долго представлялось невозможным – обломки разлетелись на километры по дну океана. Лишь в 2011 году специально нанятая частная компания смогла собрать все останки. Французский флот достал со дна черные ящики и сотню тел погибших.

Согласно черным ящикам, самолет погиб из-за технической неисправности – обмерзания трубок Пито, в результате чего пришлось отключить автопилот; и из-за последующей несогласованности действия экипажа. Неясным остается одно, каким образом, три опытных пилота потеряли управление в стандартной ситуации турбулентности, и зачем при «сваливании» они удерживали нос самолета в приподнятом положении, хотя в таких случаях, его опускают вниз.

Серовские Бермуды

11 июня 2012 года в Свердловской области, в окрестностях Серова без вести пропал самолет АН-2. Останки погибшей машины долгое время не удавалось найти, как и следы его двенадцати пассажиров и экипажа. Вскоре пошли слухи о «Серовских Бермудах», на счету у которых уже была группа Дятлова, погибшая при странных обстоятельствах в тех же местах.

Ан-2 на аэродром Серова направили для противопожарного мониторинга тайги в июне 2012 года. Погода стояла промозглая, опасности пожаров не предвиделось, поэтому пилоту приказали несколько дней отстояться на базе. Пятидесятилетний летчик Хатип Кашапов решил использовать вынужденную паузу в мониторинге, чтобы подзаработать и взялся катать местных жителей за деньги.

Роковой рейс состоялся 11 июня, на борту находились 34-летний начальник ГИБДД Серова Дмитрий Ушаков и другие пассажиры, так или иначе, с ним связанные. Согласно показанию свидетеля, местного авиатехника, пилот находился в нетрезвом состоянии. Поисковики вернулись ни с чем, пассажиры злосчастного рейса были объявлены без вести пропавшими.

Однако 10 сентября появились новые сведения об Ан-2. 42-летний житель Нижнего Тагила Валентин Дегтерев заявил, что в ночь на 4 сентября и в ночь на 5 сентября он посредством сотового телефона уловил на радиочастоте 96,0 FM просьбы о помощи. По его словам, мужской голос жаловался на близость медведей, говорил о смерти милиционеров… К этому донесению отнеслись скептически, но Дегтерев не успокоился, объявив у себя в блоге: «органы спасать людей не собираются. Вероятно, они погибнут».

Судьба пропавшего Ан-2 оставалась загадкой до 2013 года, когда двое охотников случайно забрели в местные болота, где наткнулись на неопознанные обломки, в которых Росавиация признала злосчастный Ан-2. Салон был «буквально забит человеческими останками». Согласно отчетам поисковиков, болота были проверены в первую очередь.

Экспертиза установила, машина работала исправно вплоть до столкновения самолета с землей.





Метки:

Причинами трагедий в авиации обычно становятся ошибка пилота, отказ оборудования, плохая погода, теракт или попадание ракеты «земля-воздух». Любой обломок крушения может раскрыть опытному дознавателю тайну гибели самолета, не говоря уж о черных ящиках и бортовых самописцах. Но некоторые тайны трагедий, произошедших в небе, так и остаются неразгаданными.

Пропавший бомбардировщик

31 января 1956 года с базы ВВС Селфридж вылетел самолет В-25. Во время войны он служил бомбардировщиком, а в мирное время его переделали в военно-транспортный самолет. На борту находились четыре члена экипажа и двое пассажиров, тоже летчики. Перелет до базы ВВС Олмстед в штате Пенсильвания обычно занимал 1 час 40 минут. Но на этот раз все пошло не по плану.

Пилоты заметили, что уровень топлива в баках падает слишком быстро. Признаков утечки не было, но на всякий случай они решили приземлиться в аэропорту Питтсбурга и дозаправиться. Погода портилась на глазах. Пока летчики искали разрыв в облаках, чтобы снизиться, горючее кончилось. Внизу - густо застроенный город. Сесть, не подвергая его жителей опасности, можно только на реку Мононгахила.

Самолет благополучно приземлился и несколько минут держался на плаву. Экипаж бросился в ледяную воду, пытаясь добраться до берега. Пилотов Уильяма Дотсона, Чарльза Смита и Джона Джемисона подобрали экипажи катеров, поспешивших на помощь. Старший сержант Альфред Эллеман доплыл до берега. Капитан Джен Ингрэхем и сержант Уолтер Соуци погибли.

Вскоре жители Питтсбурга начали задаваться вопросом: а куда исчез самолет? Река в месте, где В-25 совершил аварийную посадку, была не глубже шести метров. Хвост самолета должен был остаться торчать над водой.

Городские власти принялись искать бомбардировщик на следующий день, но отправленные на поиски катера и рыболовецкие суда ничего не обнаружили. Потом к ним присоединились корабль береговой охраны «Форсития» и баржа «Монелло». Через две недели бесполезные поиски прекратили.

ВВС США выставили право найти и поднять самолет на аукцион. Его купил за 10 долларов некий Джон Эванс. Дело было за малым - найти В-25, сдать на металлолом и хорошо заработать. Но Джону не повезло: водолазы нашли на дне только хлам, обычный для городских рек. Самолет длиной 17 метров исчез бесследно. Тайна пропажи топлива из заполненных до отказа баков не была разгадана.

«Клуб богачей»

Загадочные случаи в истории авиации не исчерпываются аварией В-25.

Этот самолет прозвали «летающим клубом богачей». Билет на него стоил от 300 до 1600 долларов. В те дни зеленые бумажки ценились намного дороже: новенький автомобиль престижной марки можно было купить за 850 долларов.

Роскошные салоны и индивидуальные ложи «Боинга-377» не уступали лучшим каютам круизных лайнеров. Завтрак на борту начинался с икры, подаваемой на тончайшем фарфоре, и бокала французского шампанского.

Вечером 9 ноября 1957 года «клуб богачей» вылетел из Сан-Франциско в направлении Гонолулу, но так и не прибыл в аэропорт. Самолет не просил о помощи, не передавал сигналы бедствия. 44 человека исчезли в Тихом океане. Среди них были вице-президент компании «Рено» Роберт Ламесон и американский атташе в Бирме Томас Макграйл.

Спасатели нашли место крушения самолета и вытащили из воды 19 тел. Их находка не прояснила, а только запутала дело. Вскрытие показало, что многие отравились угарным газом еще в полете, включая летчика - 40-летнего Гордона Брауна. Возможно, именно это объясняет серьезное отклонение от курса и отсутствие сигналов бедствия. Откуда взялся ядовитый газ? На подобранных обломках не было следов пожара, в легких трупов - следов копоти. Попадание в салон выхлопных газов исключено.

Самолет рухнул в воду в 14:26. Такое время осталось на часах членов экипажа, остановившихся из-за удара. Пассажиры не были застигнуты врасплох: они успели надеть спасательные жилеты и снять обувь. Несколько человек погибли от травм при падении, остальные захлебнулись в воде. Следствие не смогло установить, когда пассажиры потеряли сознание: до падения, надышавшись газом, в момент удара или уже в океане.

Полиция подозревала, что к гибели самолета причастен 46-летний старший стюард Юджин Кростуэйт. Он ненавидел командира экипажа и руководство авиакомпании, а перед отправкой в роковой рейс написал завещание. Дочь Кростуэйта цинично заметила:

Скорее всего, виноват отец: он был слишком труслив, чтобы умереть в одиночку.

Но каким образом стюард погубил самолет?

Другим подозреваемым стал разорившийся бизнесмен Уильям Гаррисон Пейн. Он перед полетом оформил на себя в разных компаниях три договора страхования жизни, по которым его семья в случае авиакатастрофы должна была получить солидный куш. Пейн служил в армии экспертом по диверсиям. Он вполне мог устроить крушение.

Несмотря на работу следователей, тайна гибели самолета осталась нераскрытой.

Летающий склеп

Крушение «Боинга-737» авиакомпании «Гелиос» стало крупнейшей катастрофой в истории греческой авиации. 121 человек погиб при загадочных обстоятельствах.

В 10:45 он должен был приземлиться в Афинах. За штурвалом сидел немецкий летчик, 58-летний Ганс-Юрген Мертен. Второй пилот, 51-летний Пампос Хараламбос, не уступал коллеге по летному опыту и профессионализму. Они недавно прошли медкомиссию и были признаны годными к несению службы.

После взлета произошло что-то странное. Давление в кабине и салоне стало падать. Позже оказалось, что пилоты не включили систему герметизации самолета, хотя ее во время предстартовой подготовки проверяют трижды. На высоте 3600 метров сработала сирена, предупреждающая об опасности. Мертен и Хараламбос ее проигнорировали. Самолет продолжал взлетать.

На высоте 5500 метров включилась аварийная система безопасности. Перед лицами пассажиров повисли кислородные маски. Встревоженные авиадиспетчеры спрашивали, что случилось, но получали бессмысленные ответы. Маски, выпавшие в кабине пилотов, были проигнорированы: голос Мертена звучал четко и громко.

Где тут выключатели охлаждения? - спрашивал Мертен. Это были его последние слова.

В самолете, стремительно взлетавшем вверх, царил лютый холод. Запас кислорода в масках рассчитан на 10-12 минут. За это время летчик должен успеть снизиться до безопасной высоты. Но Мертен и Хараламбос уже потеряли сознание.

Автопилот вывел лайнер на высоту 10 километров. Температура в салоне упала до -50°. Кислород подошел к концу.

Диспетчеры постоянно вызывали рейс 522, но не получили ответа. В небо подняли самолеты ВВС Греции. Пилоты доложили, что в лайнере нет никаких признаков жизни. Кресло командира экипажа пусто, второй пилот лежит неподвижно на приборной панели.

Тем не менее на борту остался живой человек. Стюард Андреас Продромоу достал индивидуальный кислородный аппарат, позволявший продержаться дольше расчетных 10 минут. Невзирая на арктический холод, он сумел открыть кабину и сесть на место пилота. Андреас имел лицензию летчика гражданской авиации, но не учился управлять «Боингом-737». Пилоты истребителей могли только наблюдать за попытками Андреаса взять на себя управление. Стюард не знал, как переключить рацию и связаться с диспетчером в Афинах, а диспетчер в Ларнаке уже вышел за пределы слышимости.

Через несколько минут из левого мотора вырвалось пламя - Продромоу переключил что-то не то на панели управления. В 12:04 самолет, потеряв высоту, разбился неподалеку от поселка Грамматико.

Следствие обвинило в произошедшем погибших летчиков. Почему они не обратили внимания на все сигналы об опасности, включая сирену и выпавшие кислородные маски, осталось тайной. Ни у Мертена, ни у Хараламбоса не было причин для самоубийства. Одновременно сойти с ума они вряд ли могли. В останках пилотов не нашли наркотиков или алкоголя. Оставалось лишь гадать, что помрачило их сознание. Ответ на этот вопрос мы вряд ли когда-то получим.

  • На организацию IV Олимпийских игр выставили свои кандидатуры четыре города - Берлин, Лондон, Милан и Рим. Но к моменту сессии Международного олимпийского комитета, на которой должен был решаться вопрос о столице Олимпиады 1908 года, осталось три претендента: Олимпийский комитет Германии не сумел заручиться поддержкой своего правительства и вынужден был снять кандидатуру Берлина. МОК тайным голосованием отдал предпочтение столице Италии.
  • Итальянцы рьяно взялись за подготовку Олимпиады, но вдруг чуть больше чем за год до Игр отказались от них. КОНИ (Итальянский национальный олимпийский комитет) сообщил в МОК, что он не имеет возможности организовать Игры в Риме из-за скрытой оппозиции в Милане, Турине и других крупных городах страны. Несмотря на то что Рим был столицей, каждый крупный город в Италии того времени претендовал на свою исключительность и не мог допустить, чтобы Рим был выделен из общего ряда итальянских городов. А Олимпийские игры давали Риму такую возможность. Уж лучше отказаться от Олимпиады совсем, решили в КОНИ. То, что это стало трудным испытанием для всего олимпийского движения, их не касалось. И если бы не англичане, тут же предложившие свои услуги, быть может, в 1908 году Игры вообще не были бы проведены. Но англичане выручили, и Игры состоялись.
  • В 1908 году в пригороде Лондона Шепард Буш должна была проводиться франко-британская выставка, и представлялся случай провести в одно время Олимпийские игры и большую ярмарку. Но на этот раз беспокойство Международного олимпийского комитета было напрасным: спорт не был низведен до уровня простого развлекательного аттракциона. Он занял свое достойное место.
  • В течение года в Лондоне был построен грандиозный стадион "Уайт Сити" , трибуны которого вместили 100 тысяч зрителей.

    Удобство этого стадиона заключалось и в том, что на его территории разместились плавательный бассейн длиной 100 метров и шириной 15 метров и арена для соревнований по борьбе. На этом же стадионе проходили и соревнования по велоспорту. Для этого вокруг гаревой дорожки длиной в треть мили проложили цементную.

  • По количеству участников, широте программы и достигнутым результатам Лондонские Игры превзошли все предыдущие. В борьбу за 109 золотых медалей вступили 2034 спортсмена (в том числе 36 женщин) - больше, чем на трех предыдущих Олимпиадах, вместе взятых. На Игры прислали своих представителей 22 страны. Впервые приняли участие в Олимпийских играх спортсмены Исландии, Новой Зеландии, России и Турции. Финляндия, входившая в состав Российской империи, на Играх выступала самостоятельной командой. Олимпийцы Новой Зеландии выступали в одной команде с австралийцами, и команда называлась "Австралазия". Великобританию представляли 710 спортсменов - самая большая олимпийская команда, выставленная когда-либо одной страной.
  • По сравнению с предыдущими Играми значительно была расширена и программа Олимпиады.

    В нее вошли состязания по 24 видам спорта: академической гребле, борьбе вольной и классической, боксу, велоспорту, водному поло, гимнастике, легкой атлетике, лякроссу, парусному спорту, плаванию и прыжкам в воду, регби, рэкетсу (игра, напоминающая теннис), стрельбе, стрельбе из лука, теннису на кортах и в зале, фехтованию и футболу.

    Впервые проводились состязания по водно-моторному спорту, поло на лошадях и хоккею на траве. Включен был в программу и несколько экзотический вид спорта - же-де-пом. Это старинная французская игра в мяч, напоминающая теннис. Она была очень популярна в Европе в XVII-XVIII веках. Полное название этой игры - же де ла курт пом, в дословном переводе с французского "игра в короткий мяч" , то есть игра в мяч в ограниченном пространстве. Но хоть игра эта и французская, в соревнованиях приняли участие только спортсмены Великобритании и США, французы почему-то остались в стороне.

  • В Лондоне в рамках летней Олимпиады было разыграно первенство по фигурному катанию на коньках на искусственном льду. Женщины участвовали в соревнованиях по теннису, стрельбе из лука и фигурному катанию.
  • В первых трех Олимпиадах российские спортсмены участия не принимали. И вот наконец в протоколах IV Олимпиады, проводившейся на берегах Темзы, появились русские фамилии. В заявке, посланной в Лондон из России, значилось восемь человек. Но на игры приехала команда из пяти человек:

    Николай Панин-Коломенкин, Николай Орлов, Андрей Петров, Евгений Замотин и Григорий Демин.

    Олимпийский дебют российских спортсменов был на редкость удачным. Из пяти человек трое вернулись домой с наградами.

  • Первым русским олимпийским чемпионом стал Николай Панин-Коломенкин , победивший в фигурном катании на коньках. Серебряными призерами стали борцы классического стиля легковес Николай Орлов и тяжеловес Андрей Петров.
  • В дни открытия Игр IV Олимпиады над Лондоном, как это нередко бывает на острове, висел густой многослойный серый туман, целыми днями лил дождь, тягучий лондонский дождь, холод проникал в сердца даже самых терпеливых и выносливых болельщиков. Должно быть, поэтому в день открытия на стадионе было довольно мало зрителей. Зато в ложе почетных гостей было полным-полно высокопоставленных и коронованных особ:

    начиная с английского короля Эдуарда VII, восседавшего вместе с королевой Александрой, шейха Непала, греческой принцессы и кончая послами Франции, России, Италии...

  • Впервые во время торжественного парада команды шли под флагами своих стран и каждая команда была одета в разные костюмы. На предыдущих парадах открытия Игр, если они проводились, участники шли в спортивной форме.
  • На IV Олимпийских играх было установлено 13 олимпийских рекордов по легкой атлетике и 6 - по плаванию. Выдающихся для тех лет достижений добились американцы Френсис Айронс в прыжках в длину - 7 метров 48 сантиметров и Ральф Роуз в толкании ядра - 14 метров 21 сантиметр, англичанин Тимоти Эхерн в тройном прыжке - 14 метров 92 сантиметра.

    Американский бегун Мелвин Шеппард завоевал две золотые медали - на 800 и 1500 метров, установив на первой дистанции мировой рекорд, на второй - олимпийский. Третью золотую медаль он получил в составе команды США в эстафете 200 + 200 + 400 + 800 метров.

  • Рей Юри , непревзойденный мастер прыжков с места, завоевавший на двух предыдущих Олимпиадах шесть золотых медалей, в Лондоне прибавил к ним еще две - за прыжки в высоту и длину с места. Этот выдающийся американский прыгун за три Олимпиады завоевал в общей сложности восемь золотых медалей!
  • Во время награждения победителей соревнований в прыжках с шестом на высшей ступени пьедестала почета стояли сразу два спортсмена - американцы Альберт Джилберт и Эдуард Кук , показавшие совершенно одинаковый результат - 3 метра 71 сантиметр. Это был новый олимпийский рекорд. Самое интересное состояло в том, что даже количество попыток у них было одно и то же. Джилберт вошел в историю легкой атлетики еще и потому, что он первым на Играх в Лондоне применил бамбуковый шест.
  • Две золотые и одну бронзовую медаль получил в Лондоне американский легкоатлет Мартин Шеридэн . С новыми олимпийскими рекордами он выиграл метание диска вольным и греческим стилем и был третьим в прыжках в длину с места.
  • Среди призеров соревнований по легкой атлетике кроме англичан и американцев были спортсмены из Италии, Южной Африки, Германии, Швеции, Канады, Венгрии, Финляндии.

    Бронзовую медаль в ходьбе на 3500 метров завоевал представитель команды Австралазии Харри Керр . Грек Константин Циклитирас дважды стал серебряным призером - в прыжках в высоту и длину с места, другой греческий спортсмен, Мишель Доризас , занял второе место в метании копья вольным стилем. В Лондоне проводились соревнования по метанию диска и копья вольным и греческим стилем, то есть так, как метали в Древней Греции. В метании-диска греческим стилем представители Греции заняли лишь пятое и шестое места, а в метании копья греческим стилем ни один грек не попал даже в шестерку призеров.

  • Французские легкоатлеты довольствовались лишь одной серебряной медалью. Ее получил в прыжках в высоту девятнадцатилетний Жорж Андрэ , преодолевший планку на высоте 1 метр 88 сантиметров. Чуть-чуть ему не хватило до победы. В последней попытке он прыгнул на 1 метр 91 сантиметр, однако планка, задетая его слишком широкими трусами, упала. Чемпионом стал американец Гарри Портер с результатом 1 метр 90 сантиметров. Жорж Андрэ закончил свою спортивную карьеру после Олимпийских игр 1924 года. Разносторонний спортсмен, великолепный бегун на барьерных дистанциях, отличный прыгун, он еще много раз участвовал в международных соревнованиях по регби, играл за сборную команду Франции. Во время второй мировой войны он перебрался в Северную Африку и добровольцем вступил в стрелковый корпус. 4 мая 1943 года, за три дня до взятия Туниса войсками союзников, он пал на поле боя под городом Матер. В это же время его сын Жак, который также был чемпионом Франции и участвовал во многих международных соревнованиях по легкой атлетике, доблестно сражался с фашистами в составе знаменитой эскадрильи"Нормандия - Неман" .
  • Итальянский марафонец Дорандо Пиетри не получил никакой медали, но тем не менее он всеми единодушно признан одним из героев IV Олимпиады. Старт марафону давался в Виндзоре.

    По просьбе членов королевской семьи место старта было отнесено к террасе Виндзорского дворца. Оказалось, что от дворца до стадиона "Уайт Сити" чуть больше 42 километров. Если быть уж совсем точным, то 42 километра 260 метров, на 65 метров больше классической марафонской дистанции.

    Но это обстоятельство не могло служить помехой, и вот жарким июльским утром в дальний и нелегкий путь из Виндзора в Лондон двинулись 56 спортсменов из шестнадцати стран.

    Среди них малоизвестный кондитер из Италии . Незадолго до Олимпиады, буквально за несколько недель до приезда в Лондон, Пиетри блестяще выиграл в Париже забег на 30 километров.

    Но большой известности эта победа ему не принесла: в Париже не было ни одного из тех спортсменов, кто вышел на старт марафона в Лондоне.

    Пресса и убежденные ею зрители считали основным фаворитом южноафриканца Чарльза Хефферсона . И он добросовестно пытался не обмануть их надежд, бессменно лидируя на протяжении 35 километров. Казалось, на сей раз прогнозы оправдаются. Запас времени лидера - сорок минут. Но, как это бывает довольно часто, в действительности все оказалось совсем не так, как предсказывали.

    За шесть километров до финиша Хефферсон не выдерживает огромного напряжения и падает прямо на дорогу. Подбежавший врач констатирует: упадок сил. Хефферсон все-таки встает и пытается продолжать бег.

    В это время вторым уже бежал Пиетри. Он отставал от лидера на целый километр. Итальянец, предупрежденный о том, что Хефферсон выбился из сил и бежит уже еле-еле, резко спуртует. Довольно быстро он догоняет африканца и на сорок первом километре обходит его. Но последний рывок слишком дорого дался Пиетри, он тоже переоценил свои силы. С огромным трудом он приближается к воротам стадиона. Почти в бессознательном состоянии появляется на дорожке "Уайт Сити" и, вместо того чтобы бежать налево, поворачивает направо. Судьям стоит больших трудов направить его по правильному пути. Последняя прямая- это настоящий"крестовый путь".

    В семидесяти метрах от финиша Пиетри плашмя падает на гаревую дорожку. Два врача бросаются ему на помощь. Но он снова поднимается, как боксер после тяжелейшего нокдауна, находит в себе силы подняться на ноги буквально за мгновение перед тем, как рефери на ринге уже хочет произнести: "...девять, аут!", Пиетри поднимается в полной прострации, бежит дальше. Через двадцать метров он падает вновь и - о чудо! - снова встает. Весь стадион затаив дыхание напряженно следит за тем, как маленький марафонец ведет нечеловеческую борьбу с самим собой и с последними метрами дистанции.
    До финишной ленточки остается всего 15 метров! Именно в этот момент весь стадион поднялся, чтобы приветствовать второго атлета, появившегося на дорожке,- американца Джонни Хэйса .
    Пиетри, подавленный этим шумом, не выдержал и рухнул на землю. К нему подбегают два человека - судья и журналист (хроникеры того времени говорят, что это был сэр Артур Конан Дойль - "отец" Шерлока Холмса). Они склоняются над итальянцем, хлопают его по щекам, стараясь привести в чувство, поднимают его, ставят на разъезжающиеся, как на льду, ноги и сопровождают, поддерживая под руки, до финишной ленточки. Дорандо Пиетри пересекает ее победителем и... побежденным.

    После очень долгих дебатов судейская коллегия все же дисквалифицировала Пиетри за то, что он воспользовался посторонней помощью. Олимпийским чемпионом был объявлен Джонни Хэйс . После награждения королева Александра пригласила Дорандо Пиетри на трибуну и вручила ему золотой кубок, похожий на тот, который получил победитель. Своим удивительным мужеством, твердостью и упорством маленький итальянец заслужил победу. "Крестовый путь" Дорандо Пиетри стал самым драматическим событием IV Олимпиады.

    Кроме этого чисто драматического события, на Олимпиаде было несколько инцидентов другого характера, связанных с качеством судейства соревнований. Во время легкоатлетических стартов несколько раз возникали столкновения между американцами и англичанами. Самый знаменитый скандал произошел во время финального забега на 400 метров. В финал вышли три американских бегуна - Карпентер , Тейлор ,Роббинс - и шотландец Холсуэлл , выступающий за команду Великобритании и установивший в предварительном забеге новый олимпийский рекорд - 48,4 секунды. Американцы решили любой ценой помешать ему выиграть финал. На этой дистанции был всего один поворот, а дорожка не была размечена. С самого старта Тейлор и Роббинс заботились только о том, чтобы удержать шотландца подальше от бровки, в то время как воспользовавшийся давкой Карпентер убежал навстречу легкой и нечистой победе. Но нарушения были слишком очевидны.

    Все результаты судейская коллегия аннулировала, а забег решили провести двумя днями позже и по размеченной дорожке. Американцам это решение пришлось не по вкусу, и они отказались еще раз выйти на старт. Уиндхэм Холсуэлл бежал один и, естественно, стал чемпионом. Пожалуй, олимпийская история не знает второй такой уникальной победы, добытой в одиночестве, без соперников.

    Кстати, с тех пор забеги на 400 метров проводятся по размеченным на беговой дорожке коридорам.

  • Во время велосипедных соревнований произошел инцидент другого рода. Французский велосипедист Морис Шиль легко выиграл гонку на скорость, но его победа, одержанная над англичанами, была поставлена под сомнение судьями. Гонка была объявлена недействительной, результаты аннулированы под тем предлогом, что победитель превысил на 0,4 секунды лимит времени, указанный в одном из положений о соревнованиях, о котором, кстати, никто ничего не знал.
  • В Лондоне в 1908 году состоялся первый настоящий олимпийский футбольный турнир. Восемь команд, представлявшие семь стран, подали заявки на участие, Франция решила выставить две команды. Но позднее Венгрия и Богемия из-за политических разногласий забрали свои заявки назад, и число команд сократилось до шести, а стран - до пяти. Два предварительных матча олимпийского турнира закончились с астрономическим счетом: Англия - Швеция 12:1, Дания - Франция II - 9:0. Первая команда Франции и Нидерланды получили право непосредственного выхода в полуфинал из-за отказа Венгрии и Богемии. В полуфинале Дания встретилась с первой командой Франции и одержала победу со счетом 17:1. Это самый большой счет, когда-либо зафиксированный в олимпийских соревнованиях по футболу. В финал вышли сборные Англии и Дании. Победили со счетом 2:0 хозяева Олимпиады. В матче за третье место должны были играть французы и голландцы, но французские футболисты, решив, что они пропустили уже достаточно голов, спокойно уехали к себе домой.
  • На IV Олимпиаде пали три мировых рекорда в плавании. Американец Чарльз Дэниельс , двукратный чемпион Олимпиады в Сент-Луисе, проплыл стометровку вольным стилем за 1.05,6, намного опередив всех соперников. Два мировых рекорда установил английский пловец Генри Тэйлор , победивший на дистанциях 400 и 1500 метров вольным стилем. Олимпийским чемпионом по водному поло стала команда Великобритании, выигравшая у Бельгии. В гребле англичане выиграли все заезды, и в частности заезд "восьмерок", где вероятным победителем называли бельгийскую команду из Гента после ее побед в королевской Хенлейнской регате. Чемпионом в гребле на одиночке стал Гарри Блэкстэф . Его назвали самым пожилым чемпионом IV Олимпиады: в тот год ему исполнилось сорок лет.

    Впервые на этих Играх за команду Швеции, занявшую первое место в стрельбе по мишени "бегущий олень", выступили известные впоследствии стрелки Оскар Сван и его сын Альфред. Беспримерный случай: на одной Олимпиаде в одной команде отец и сын стали чемпионами! Сван-старший завоевал еще две медали в личных соревнованиях: золотую в стрельбе одиночными выстрелами и бронзовую - двойными. А первенство в стрельбе двойными выстрелами по "бегущему оленю" выиграл чемпион Парижской Олимпиады в этом же упражнении Уолтер Уинанс . На конкурсе искусств, проводившемся во время Олимпийских игр 1912 года, Уинанс был удостоен золотой медали за скульптуру "Странник из Америки".

    На предыдущей Олимпиаде в Сент-Луисе олимпийское первенство разыгрывали борцы только вольного стиля. В Лондоне проводились соревнования борцов и вольного, и классического (греко-римского, как он тогда назывался) стиля. В турнире участвовало 115 борцов из 15 стран. Англичанин Джордж Релуискоу занял первое место в полусреднем весе среди борцов вольного стиля, потом вышел на ковер вместе с борцами среднего веса и завоевал серебряную награду.

    В боксе все награды разделили между собой англичане, кроме одной - серебряной медали в среднем весе. Ее получил представитель команды Австралии Реджинальд Бэйкер .

    Интересная борьба развернулась в типично зимнем виде спорта, включенном в программу летней Олимпиады,- фигурном катании на коньках.

    Русский спортсмен катался великолепно. Судьи единогласно поставили его на первое место, дав ему в общем 219 баллов из 240 возможных, то есть 91,8 процента. Такого высокого результата не добивался тогда никто. В официальном отчете о IV Олимпийских играх говорилось:

    "Панин (Россия) был далеко впереди своих соперников как в трудности своих фигур, так и в красоте и легкости их выполнения. Он вырезал на льду серию наиболее совершенных рисунков с почти математической точностью" .

  • В некоторых видах спорта представители Великобритании - хозяйки Олимпиады - завоевали почти все медали. Это произошло, например, в боксе, гребле, вольной борьбе. Такая же картина наблюдалась на соревнованиях по велоспорту (где англичане уступили только одну золотую медаль французскому тандему), теннису в зале и на кортах, рэкетсу, водно-моторному спорту, парусному спорту, где, кстати, в составе экипажа в классе "7 м" выступала женщина, Райветт-Карнекк,- очень редкий случай.
  • В хоккее на траве Великобритания выступала тремя командами, которые и разделили все награды между собой. Золото получила команда Англии, серебро - команда Ирландии, бронзу - команда Шотландии. В поло на лошадях картина была еще интереснее - играли только три английские команды и все назывались сборной Великобритании. Когда Олимпиада закончилась, в периодической печати появились таблицы подсчета медалей, завоеванных различными странами. Позже неофициальный командный зачет на Олимпийских играх получил широкое распространение.

    Первое место в неофициальном командном зачете на IV Олимпиаду заняла команда Великобритании, набравшая 303,5 очка и завоевавшая 147 медалей. На втором месте была команда США-103,3 очка и 47 медалей. На третьем месте - команда Швеции - 46,3 очка и 25 медалей.

    Лондонские Игры завещали нам исторические слова, которые часто и ошибочно приписывали барону де Кубертену. В действительности эти слова принадлежат епископу Пенсильванскому, который 19 июля 1908 года во время службы в честь участников Игр, рассказав собравшимся о трагическом забеге Дорандо Пиетри, заявил:

    - Главное не победа, а у частие!



  • Разделы сайта