Народные приметы на 16 апреля года. Русские народные приметы и суеверия. Сказания русского народа собранные И.П. Сахаровым

Никита Водопол. Угощение Водяного. Праздник Рыболовов. Разливаются реки. Водяной просыпается от спячки. Разливаются полые воды. Вот крестьяне и приносили водяному духу - кто хлеба краюшку, кто пшенной каши, кто от курицы потроха. Все одно - подмога нужна и тварям, что в глубине речной рост по весне берут. Рыболовы наделяют водяного гостинцем, выливая в реку масло, говорят: "Вот тебе, дедушка, гостинцу на новоселье. Люби да жалуй нашу семью". Если лед не пойдет в этот день, то рыбный лов будет самый худой.

После первого грома похолодало - лето может оказаться холодным.
Олени перекочевывают на большие расстояния - к ухудшению погоды.
Цветки мать-и-мачехи закрываются раньше 17-18 часов в солнечный день - к скорому ненастью.

Сказания русского народа собранные И.П. Сахаровым.

Приметы.- Угощение водяного

Рыболовы на Оке замечают: если лед не пройдет в этот день, то рыбный лов будет самый худой.
Многие суеверные рыболовы приходят в полночь полакомить гостинцами водяного дедушку. Это угощение водяного происходит у них следующим порядком.
Покупают у цыган самую негодную лошадь, не торгуясь, ровно за три дни. В эти три дни они стараются откормить ее хлебом и конопляными жмыхами. В последний вечер вымазывают у лошади голову медом с солью, в гриву вплетают множество красных лент, ноги спутывают веревками, на шею навязывают два старых жернова. Ровно в полночь отправляются к реке. Если еще лед не прошел, то связанную лошадь опускают в прорубь; если же река очистилась от льда, то сами, садясь на лодки, стараются утопить лошадь середь реки. В то время старший из рыболовов находится на берегу реки, прислушивается к воде и дает чнак другим, когда можно утопить лошадь. Большое несчастье бывает для рыболовов, если водяной не желает угощения или он перешел на другую усадьбу. По их замечанию, водяной всю зиму лежит в воде и спит крепким сном. С 1-го апреля он просыпается голодным, сердитым. С досады и голода он ломает лед, чамучивает мелкую рыбу до смерти, а большие сами убегают в другие реки. Когда же рыболовы задобрят его добрым гостинцем, лошадкою, то он смиряется, стережет рыбу, переманивает к себе больших рыб из других рек, спасает рыболовов от бури и потопления, не рвет неводов и бредней. Во время своего гнева и голода водяной три дня дожидается гостинца, и если рыболовы не поспеют с приносом, то он, по истреблении рыбы, удаляется в соседнюю усадьбу. Желание водяного получить гостинец узнается по сильному колыханию воды и глухому подземному стону. Когда наделят водяного гостинцем, то старший рыболов, выливая в реку масло, говорит: «Вот тебе, дедушка, гостинцу на новоселье. Люби да жалуй нашу семью». Возвращаясь с этой тризны, рыболовы с радостью проводят всю ночь в пьянстве.

День памяти преподобного Никиты, исповедника, игумена Мидийского. Никита исповедник был чудотворцем. За твердую веру он принял много испытаний и умер в 824 году.

День святой мученицы Агафии.

: В это время наши предки продолжали следить за льдом: если он на озерах потонет - год будет тяжелым. Садоводы уже начинали сажать груши, сливы, смородину, обрезать деревья и кустарники.

Народные приметы 16 апреля (новый стиль), 3 апреля (старый стиль)
Никита-водопол, Угощение Водяного, Праздник Рыболовов, Агафья Ледокол
Если лед не пойдет в этот день, то рыбный лов будет самый худой.
Период с 16 апреля по 5 мая, в народе называли - Оживление весны. Разливаются реки.
По рыбацкому поверью, на Никиту Водопола просыпается от зимней спячки Водяной - особенно, почитаемый рыболовами. Зябко водяному, его дух ослаб за зиму, изголодавшийся и сердитый, он требовал от рыбаков угощения. Ему, мол, "нынче, не худо чем-то поживиться да царство свое водяное оглядеть". Желание водяного получить гостинец, по мнению рыбаков, проявлялось в сильном колыхании воды и в слышимых над ней глухих подземных стонах.
Поэтому на Никиту, в полночь удильщики приносили на берег реки, кто хлеба краюшку, кто пшенной каши, кто от курицы потроха для Водяного. Особым лакомством у хозяина омутовых глубин было куриное крылышко. В некоторых местах рыбаки приносили в жертву водяному - лошадь. Повсеместно перед началом лова в этот день рыбаки, не участвовавшие в ночном угощении, еще раз "кормили", угощали водяного. Ему бросали две - три рыбины из первых выловленных, крошки хлеба, остатки вина в склянке, оставшегося после празднования, щепотку табаку. В последнем случае приговаривали: "На тебе табачку, а нам дай рыбки". Чтобы весь год был хороший улов рыбы, забрасывая в первый раз снасти, в воду бросали хлеб с солью.
С той же целью бросали старый лапоть или сапог с портянкой со словами: "На тебе, водяной, лапти, загоняй рыбу!".
"Лошадь храпит - к ненастью, запрокидывает голову кверху - к дождю".

"Если не пройдет на Никиту лед, - весь весенний лов на нет сойдет".

"Талый лед утонет или останется на берегу - к плохому лету и лову рыбы".

"У березы много сока – лето будет дождливое".

"Если пойдет дождь - то весна будет поздней и дождливой, а по погоде и клёв".

"Если во время грозы раскаты грома слышатся долго и не резко – жди затяжного ненастья".

В этот день реки разливаются, а водяной пробуждается от зимней спячки голодный и сердитый. По народным поверьям, всю зиму он крепким сном спал в самом глубоком омуте. От голода и с досады он крушит лед, мучает мелкую рыбешку до смерти, а большая рыба сама уплывает в другие речки.

Во время своего голода и гнева дух воды три дня ждет по праву причитающегося ему гостинца, и если рыболовы не задобрят его, он истребит всю рыбу и уйдет испытывать счастье в других водоемах.

Но обычно до такого не доходило, рыболовы непременно задабривали водяного лошадиной жертвой и гостинцами. За три дня до Водопола рыболовы в складчину покупали, не торгуясь, самую плохонькую лошадку. За оставшееся до момента жертвы время пытались как можно лучше откормить бедное животное конопляным жмыхом и хлебом. В последний вечер голову лошади намазывали медом с солью, в гриву вплетали красные ленточки, ноги перевязывали веревками, а на шею крепили два старых жернова.

В полночь шли к берегу реки. Если лед к этому моменту не сходил, то стреноженную лошадь опускали прямо в прорубь, если река была чистой – животное выталкивали из лодки на самой середине водоема. В этот момент старший из рыболовов находился на берегу и прислушивался к воде, подавая знаки остальным, когда можно топить. По обычаю это делали тогда, когда раздавался подземный глухой стон или вода сильно плескалась. Когда лошадь отправлялась на корм духу воды, старший рыбак выливал масло в реку, желая водяному хорошенько угоститься и не чинить беды их семьям. Духа воды также могли угощать краюхой хлеба, пшенной кашей, куриными потрохами и крылышками (его любимое лакомство).

Те, кто не принимал участия в ночном обряде, еще раз потчевали хозяина рек: бросали три рыбки из первого улова, хлебные крошки, остатки вина и щепотку табака.

Только после этого сердитый водяной утихомиривался и начинал стеречь рыбу, переманивал больших рыбешек из других водоемов. После такого обряда рыболовы могли не опасаться потопления или бурь, порчи бредней и неводов. Большое горе ожидало рыбаков, если водяной не хотел принимать угощение или отправлялся искать лучшего «стола».

Основные приметы:

  • Ветер с юга дует – яровые хорошо расти будут, с севера – рожь дождями позальет.
  • Лошади похрапывают – будет ненастье, голову вверх запрокидывает – жди дождя.
  • Если лед сегодня не тронется, то рыбалка будет неудачной.
  • Много березового сока – лето будет дождливое.
  • Если в грозу гром слышен не резко и протяжно – ненастье затянется.
  • Если сегодня дождливо – весна будет мокрая и поздняя.

Имя дня — Никита. В этом имени - энергия уравновешенной твердости, терпеливость и некоторая серьезность. Интересно, что по звучанию оно напоминает бьющийся на ветру флаг, и потому нет ничего удивительного, если с самого детства в этом человеке начнет пробуждаться мечтательность. Это тем более кстати, что достаточная серьезность имени, скорее всего, направит его отнюдь не в сторону пустых фантазий, а в гораздо более полезное русло, обеспечив ему впоследствии хорошо развитое воображение. Кроме того, не зря ведь во всех странах звук развевающихся флагов поднимал боевой дух, так что вполне возможно, что с малых лет Никите будет знакомо чувство вдохновения и веры в себя, а это уже немало. Если же учесть, что имя довольно редкое, то, помня о силе воздействия редких имен, есть все основания полагать, что именно эти качества сыграют в судьбе Никиты решающую роль. Никита обычно растет спокойным, жизнерадостным ребенком, он любознателен, трудолюбив и не лишен творческих дарований. При этом его имя обладает странной притягательностью не только для него самого, но и для окружающих. Не исключено, что он будет оказывать на своих товарищей большое влияние. Никита, родившийся в апреле, отличается не самым лучшим здоровьем, ему надо обратить внимание на бронхи и легкие - этому человеку надо избегать простуд, так как они часто перерастают в более серьезные заболевания.

Никита, Юлия,Ксения, Мария.

:Если в этот день Никите приснился баран, то этот Сон на именины будет говорить о незаслуженном успехе. Есть мясо барана - к конфликтам, убивать барана - победить врага в интеллектуальном споре.

Хочется верить, что в этом году все пройдет как надо. И лишь отдельные льдинки, бесшумно и осторожно скользя вниз по течению, напомнят о давно уже прошедшей зиме, а приближающееся лето не обманет надежд земледельцев. Да и Водяные, выбравшие Никиту днем своего весеннего пробуждения, не будут голодными и злыми понапрасну тереться головой об лед. А как обычно, верхом на громадном соме вынырнув в полночь из глубокого омута, промчатся по речной глади, оповещая окрестности о своем новом «вступлении в должность».

1.1. Настоящие правила определяют порядок и условия использования информационных, новостных и иных материалов, размещенных на сайте ООО “Городской сайт” — интернет-газета “Gorsite.ru” (Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77 - 68760 от 17.02.2017г.) (далее — «Издание») www.gorsite.ru (далее — «Сайт»), а также материалов, входящих в специальные проекты Издания (далее — «Специальные проекты»).

1.2. Любые материалы, размещенные на Сайте Издания и в Специальных проектах, являются объектами авторского права. Права Издания на указанные материалы охраняются законодательством о правах на результаты интеллектуальной деятельности.

1.3. Использование материалов, размещенных на Сайте и в Специальных проектах, допускается только с письменного согласия Издания. Бесплатное использование материалов возможно только в случаях, прямо предусмотренных в пп. 2.2.1.-2.2.3. настоящих правил.

1.4. Настоящие правила распространяют свое действие на следующих пользователей: информационные агентства, электронные и печатные средства массовой информации, физические и юридические лица (далее — «Пользователи»).

  1. Использование материалов. Виды использования

2.1. Под использованием материалов понимается воспроизведение, распространение, публичный показ, сообщение в эфир, сообщение по кабелю, перевод, переработка, доведение до всеобщего сведения и иные способы использования, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации.

2.2. Использование на безвозмездной основе:

2.2.1. Любые материалы Издания могут быть использованы без письменного согласия Издания и на безвозмездной основе при условии, что пользователь является физическим лицом, и такое использование осуществляется исключительно в личных целях.

2.2.2. Использование информационных текстовых материалов Издания религиозными и благотворительными организациями, а также любыми образовательными учреждениями на безвозмездной основе возможно только после получения письменного разрешения (согласия) Издания.

2.2.3. Новостные материалы Издания, расположенные по адресу http://(поддомен).gorsite.ru/..., могут быть использованы любыми Пользователями без получения письменного разрешения Редакции и на безвозмездной основе при условии, что эти материалы не являются основным содержимым продукта, в котором используются. При этом Пользователи обязаны в каждом случае использования новостных материалов дать ссылку на источник и гиперссылку на сайт, с которого заимствованы указанные материалы.

2.2.4. Внесение каких-либо изменений и/или дополнений в материалы Издания, а также любая переработка материалов запрещена.

2.3. Иные виды использования:

2.3.1. Коммерческое использование материалов Издания осуществляется на основании договоров, заключенных в письменной форме.

2.3.2. Запрещается любое использование фото-, графических, видео-, аудио- и иных материалов, размещенных на Сайте и в Специальных проектах, принадлежащих Изданию и иным третьим лицам.

2.3.3. В случае необходимости использования материалов Издания, указанных в п. 2.3.2. настоящих правил, принадлежащих Изданию, Пользователи обязаны получить письменное разрешение (согласие) Издания на использование таких материалов на возмездной основе.

2.3.4. Использование материалов Издания, указанных в п. 2.3.2. настоящих правил, в объеме и целях, не предусмотренных договором между Изданием и Пользователем, а также без договора не допускается.

2.3.5. Стоимость использования каждого конкретного материала согласуется сторонами в каждом конкретном случае.

2.3.6. В случае необходимости использования материалов Издания, указанных в п. 2.3.2. настоящих правил, принадлежащих третьим лицам, Пользователи обязаны обращаться к правообладателям таких материалов.

  1. Обязанности Пользователей при использовании материалов

3.1. При использовании материалов Издания в любых целях, кроме личных, ссылка на сайт Издания обязательна:

3.1.1. в печатных изданиях или в иных формах на материальных носителях Пользователи обязаны в каждом случае использования материалов указать источник — сайт “Gorsite.ru” (www.gorsite.ru), в случае использования материалов, размещенных в Специальных проектах, — http://название проекта.gorsite.ru/.

3.1.2. в Интернете или иных формах использования в электронном виде, Пользователи в каждом случае использования материалов обязаны разместить гиперссылку на Сайт — “Gorsite.ru” (www.gorsite.ru), в случае использования материалов, размещенных в Специальных проектах, — http://название проекта.gorsite.ru/.

3.1.3. Ссылка на источник или гиперссылка, указанные в пп. 3.1.1 и 3.1.2. настоящих правил, должны быть помещены Пользователем в начале используемого текстового материала, а также непосредственно под используемым аудио-, видео-, фотоматериалом, графическим материалом Издания.

Размеры шрифта ссылки на источник или гиперссылки не должны быть меньше размера шрифта текста, в котором используются материалы Издания, либо размера шрифта текста Пользователя, сопровождающего аудио-, видео-, фотоматериалы и графические материалы Издания.

3.1.4. Использование материалов Издания, полученных из вторичных источников, возможно только со ссылкой на эти источники.

3.2. При использовании материалов Издания не допускается переработка их оригинального текста. Сокращение материала возможно только в случае, если это не приводит к искажению его смысла. В таком случае Пользователи самостоятельно несут ответственность за искажение смысла материалов.

3.3. При использовании информационных, новостных материалов Издания Пользователи не должны указывать у себя на сайтах и в RSS-рассылках время выхода информационных, новостных материалов идентичное или раньше времени их выхода на сайте Издания.

  1. Издание оставляет за собой право изменять настоящие правила в одностороннем порядке в любое время без уведомления Пользователей. Любые изменения будут размещены на Сайте — www.gorsite.ru. Изменения вступают в силу с момента их опубликования на Сайте.

По всем вопросам использования материалов Издания просьба обращаться:

Зенков Сергей Владимирович, управляющий директор:

[email protected]

Вторая половина апреля поворачивала природу на весну. Зачастую в эти дни устанавливалось устойчивое тепло, лёд сходил с рек и водоёмов, человек всё больше времени проводил в общении с природой. Поэтому много обычаев и обрядов апрельских дней во второй половине месяца связаны с силами и духами природы. 16 апреля издавна считался днём, наполненным водной энергетикой, способствующей общению человека с водными стихиями.

Народные приметы и обычаи дня

В старину считали, что в шестнадцатый день второго весеннего месяца просыпается Водяной. Согласно народному поверью, он просыпался в плохом настроении, мог натворить немало бед, потому следовало уделить ему внимание. С этой целью люди выходили в полночь на водоёмы и реки, чтоб отдать дань Водяному. Угощение для него старались приносить разное: пшенную кашу, хлеб, масло, куриные потроха, вино, рыбу первого улова. Бросая продукты в воду, приговаривали Водяному, чтоб он хорошо угостился и не причинял людям беды. В некоторых регионах этот ритуал проводили всем поселением: заранее приобретали старую лошадь и хорошо кормили её несколько дней. После этого обмазывали мёдом, вплетали красные ленты в гриву и топили животное в середине пруда или водоёма. Закрепляли обряд тем, что вливали масло. Считали, что такой своеобразный обряд жертвоприношения обеспечит и улов и отсутствие несчастных случаев на воде на весь сезон.

Согласно народному поверью, голодный водяной дух мог наделать много беды: заморить до смерти мелкую рыбу, крушить лёд, пугать маленьких детей. Если в течение трёх дней, начиная с 16 апреля, не принести угощение, то Водяной истребит мелкую рыбу и уйдёт в другой водоём, а рыбакам лова ожидать в этом году уже не стоит. К тому же, он способен напугать малышей, топить лодки и мутить постоянно воду в водоёмах.

Боялись в народе в этот день цветения мать-и-мачехи. В народе считали, что это растение должно зацвести или до 16 апреля или после этой даты. Если же, по капризам природы, мать-и-мачеха начинала цвести именно в этот день, то ночью следовало ожидать беду.

Приметы на погоду

Анализировали природные явления в этот апрельский день, так как это помогало понять характер будущих весенних и летних дней, определиться со сроками посадки и сбора урожая.

  • Гром, который гремел длительными раскатами, предсказывал ненастье на несколько последующих дней. Если раскаты звучат глухо и протяжно, без резких вспышек, то ненастную погоду следовало ожидать ещё несколько дней.
  • Дождливый день указывал на то, что весна затянется надолго, при этом будет прохладной и сырой.
  • По направлению ветра в этот день определяли качество урожая и погоду на ближайшие дни: южный ветер приносил с собой хороший урожай яровых культур, северный – дожди и ненастье в ближайшие дни.
  • Если берёза в этот день давала много сока, то ожидалось дождливое лето.
  • Похрапывание лошадей указывало на приближение ненастья, если они при этом запрокидывали голову вверх, то следовало ожидать дожди.
  • Если до 16 апреля лёд на реках не трогался, продолжал стоять на воде, то хорошей рыбалки ожидать не стоило весь предстоящий сезон.

Сегодняшний день, 16 апреля, в православной церкви значится как день памяти святого Никиты Исповедника, который, согласно древнему преданию, жил 8-9 веках нашей эры. Известно о Никите то, что он при жизни служил игуменом в Мидикийской обители, рассказывает .

16 апреля в православной церкви - день памяти Никиты Исповедника

Говорили в народе, что в этот день, 16 апреля, просыпается Водяной. Наши предки старились задобрить владыку водной стихии и приносили ему дань в полночь. Просили его не пугать людей, а особенно детей и не изгонять рыбу из прудов и озер. Существовало поверье в народе, что Водяной забирает и душит всю рыбу в реках и озерах из-за голода, поэтому чтобы сохранить потенциальный улов рыбаки приносили Водяному угощения. Считалось, что с момента пробуждения Водяной ждет три дня, а в случае если он не получает угощений, дух начинает истреблять рыбу.


Если знаменитое в народе растение мать-и-мачеха зацветало именно в это день, то славяне готовились к чему-то нехорошему. Ведь существовала примета, что цвет мать-и-мачехи на 16 апреля предвещает беду, которая случится ночью. Не очень утешительные новости могли поведать крестьянам и длительные раскаты грома. Такое обычно сулило несчастья на несколько дней вперед.


Обращали внимание наши предки и на ветер 16 апреля. Жители Руси говорили, что если сегодня ветер дул северный, то можно было готовится к затяжному периоду дождей, а вот южный ветер рассказывал крестьянам о том, что будет в этом году замечательный урожай яровых. Обильное количество березового сока рассказывало нашим предкам о том, что их в скором времени ожидает очень дождливое лето. О дождях также свидетельствовали лошади, которые сегодня, в день памяти святого Никиты Исповедника, запрокидывали головы вверх.



  • Разделы сайта