Молодой шварценеггер. Молодой Арнольд Шварценеггер (100 фото). Возвращение Шварценеггера на большой экран

Есть в нашем мире совершенно особенные люди - художники. Любят эти особенные люди искать красоту там, где обычному человеку даже в голову не придет остановить свой взор на предмете для более пристального его изучения. Взять, допустим, орудийный замок. Вряд ли хотя бы каждый третий вообще знает, как он выглядит.

А между тем, именно этой частью 75-миллиметровой пушки некогда восхитился мастер авангарда Жозеф Фернан Анри Леже (Joseph Fernand Henri Leger, 1881–1955) , чье видение мира трудно назвать типичным даже для художников. Его талант был слишком велик, чтобы остаться в рамках как одного стиля, так и одной художественной формы. Именно поэтому сегодня наследие великого творца включает в себя картины и скульптуры, по меньшей мере, семи периодов творчества.

Родился Фернан Леже 4 февраля 1881 года в Нормандии в семье животновода. Его отец очень рано умер, оставив сына с горячо любимой им матерью, которая, впрочем, абсолютно не понимала увлечения своего ребенка искусством.

Фернан окончил городской колледж, затем церковную школу в Теншебре, а в 16 лет дядя-опекун посоветовал ему поехать в Канны учиться архитектуре. В 1899 году Фернан перебрался в Париж, где три года работал чертежником у архитектора, после чего ушел на службу при втором саперном полку в Версале. Именно тогда он начал проявлять неподдельный интерес к эстетике совершенно «нехудожественных» предметов, созданных руками человека.

В 1903 году Фернан вернулся из армии и всерьез занялся изучением живописи в Высшей школе декоративного искусства. Но в тот период как художник Леже не представлял собой ничего интересного. Модный в то время фовизм обошел его стороной, но зато сильное влияние на творца оказал поздний импрессионизм.

Большие изменения произошли в 1907 году, когда Леже посетил посмертную выставку , творчество которого перевернуло его мировоззрение и заставило посмотреть на мир другими глазами. Фернан переехал в «Улей» (La Rouche), известный комплекс дешевых мастерских, где в то время сконцентрировались адепты кубизма.

Это течение захватило его на длительный период, и он подарил миру такие полотна, как «Обнаженные в лесу», «Механические элементы на красном фоне» и «Солдат с трубкой».

Леже относился к радикальным кубистам, и, следуя канонам стиля, разлагал на простейшие элементы все, что можно было разложить. Цветовая палитра этих работ, по закону жанра, отличалась сдержанностью. И все же он выделялся из числа других кубистов-современников: художник заполнял простейшими элементами все поле картины будто бы бессистемно, ничего не компануя, в результате чего работа выглядела как случайный фрагмент какого-то огромного пространства. Этот прием он будет использовать в своих произведениях еще долго.

А потом началась война. Служба в саперных войсках, отравление газом, последующее лечение в госпитале на несколько лет прервали активную творческую работу и стали для Леже годами глубоких размышлений. Он делал лишь небольшие зарисовки и коллажи на крышках ящиков из-под снарядов. Только после демобилизации в 1917 году Фернан получил возможность работать.

В 1922 году художник сказал следующее: «Три года без единого мазка кистью, но в непосредственном соприкосновении с жесточайшей и грубой реальностью. Получив свободу, я извлекаю пользу из этих тяжелых лет, принимаю решение: создавая пластические образы, использовать только чистые и локальные цвета и большие объемы, не идя ни на какие компромиссы. Отказываюсь от сделок с общепринятым вкусом, от серости палитры, от мертвых поверхностей заднего плана. Я больше не блуждаю в потемках своих представлений, а вижу ясно. Не боюсь признаться: меня сформировала война» .

С тех пор в его творчестве надолго появилась тема различных механизмов, машин и людей в городе. Картины «Механик в цехе», «Акробаты в цирке», «Двое рабочих на лесах» и другие ярко демонстрируют первостепенность в мире «индустриального». Палитра работ становится светлее, цвета ярче, а самое главное - появляется радость. Людей теперь легко различить, однако они равны любым механизмам и конструкциям до степени взаимозаменяемости.

Любовь к человеку и осознание его важности все же пришли к Фернану Леже, однако проявились они лишь в позднем творчестве художника. Что поразительно, в его работах ощущается не только радость, но и несомненная свобода. Многие искусствоведы связывают эти перемены с его вторым браком, в котором, по словам художника, он осознал, что такое истинная любовь. Этот порыв светлых чувств Фернан выразил в портрете своей жены Наде Леже.

Многогранность таланта дала о себе знать не только в изобразительном искусстве - Фернан Леже занимался кино, скульптурой, мозаикой, витражами и росписью архитектурных сооружений. Преемственность стилей и форм, цветов и идей, даже философских суждений - все это характерно для творчества французского художника. Но интересно то, что сам он всю жизнь был абсолютно убежден, что творит исключительно в рамках импрессионизма.

У меня есть удачный и интересный пост про знаменитого
французского Тубиста (его собственный стиль-Тубизм) Фернана Леже. Я люблю его работы больше, чем классический кубизм всех периодов кубизма.
Я сам иногда не только смотрю на репродукции в этом посте, но даже читаю собственный текст. Я не писал много, чтобы вас не напугать.
Замечательный коммунист! (Замечательный не потому что коммунист.) Но если вам не подходит авангард 20 века, то не позорьте себя осуждением того, чего вы не понимаете.
Просто проходите прямо и сразу, после заслонки, направо. К МЕДВЕДЯМ ("Утро в сосновом лесу") Шишкина Иван Ивановича и Константина Аполлоновича Савицкого
и дальше к вечно-зелёному портрету русской Джоконды, Марьи Ивановны Лопухиной работы товарища Боровиковского, Владимира Лукича.

А то вдруг, возьмите и попробуйте ПРОЧУВСТВОВАТЬ, ПОЧУВСТВОВАТЬ и ПОНЯТЬ!
Фернан Леже -- замечательный.

Просто замечательный Фернан Леже и его тубизм.(1881-1955)
Лидер авангарда и тот самый художник
чью одежду донашивал Сергей Довлатов.


Женщина с кошкой. 1921

Конечно, основателями кубизма были Пикассо и Брак. Но Леже
и ещё один художник считаются вместе с Браком и Пикассо теми кто развивал и создавал кубизм.
Между прочим, интересный портрет дамы с кошкой.


Женщины в интерьере 1921, Леже, Фернан

Я набрал почти все работы, чтобы они были несложные для понимания. Парочку я объясню, чтобы появилось ощущение того, что к чему и куда.
Но насиловать себя ни в коем случае не стоит. Если не хочется узнать про кубизм,значит и не надо. Значит вам этот стиль не подходит.


Строители 1951

Между прочим я помню советские, уже послесталинские конечно,
плакаты именно о стройке, на которых было заметно влияние этой работы. Наверное не только
при Хрущёве, но ещё больше при Брежневе.
Дело в том, что Леже стал коммунистом. На год позже Пикассо. Пикассо вступил в ФКП
через два месяца после освобождения
Парижа, в октябре 1944 года. А Леже вернулся из Америки только в 1945 году.
И в этом же году стал коммунистом.
Коммунисту наверное можно было подражать. Но только в плакате. Никто особенно не
стремился вводить кубизм и последующие авангарды в СССР.


Обнажённые в лесу. (1909-1910) Nudes in the Forest

Уже в первые годы кубизма, Леже создал его собственный вид кубизма.
Начиная с этой работы "Обнажённые в лесу". Кубизм Леже назвали ТУБИЗМ, от слова труба.


Леже, Фернан; Пересечение железных дорог 1919 The railway crossing

Вот что мне нравится. Какая динамика.Конечно, может быть это мне так подходит, а не другим.
Первая Мировая Война оказала влияние на все виды искусства и литературы. И какое же это было влияние!!
Ещё в 1915 году, в Швейцарии, собравшиеся там художники и писатели, и кто хотите создали дадаизм.
Дадаизм
был и практически стал антикультурой. Так на них повлияла неслыханная по страданиям и убийствам война.
Они полностью разочаровались в цивилизации и в культуре.
Леже страшно отравился горчичным газом в германской газовой атаке в битве под Верданом.
Он выжил чудом. В 1916 году его комиссовали под чистую


Механик, 1920 Леже, Фернан; (1881—1955)

Леже пришел к другим результатам.
Он стал верить в индустриализацию, в то, что применение везде и всюду машин
и таких же достижений человека, излечит человечество от последствий ПМВ.
Начиная с этой работы, "Механик" Леже стал писать индустриальное,
малоэмоциональное человечество.


Леже, Фернан; Три женщины (1921-22)

Эти обнажённые женщины написаны как почти беспристрастные куклы.
И даже их кожу он написал как искусственную. Это стало новым искусством Леже.
Уже в 40-х он объяснил, что человек должен стать объектом живописи
и перестать быть субъектом. Это он и делал. Посмотрите. Это ещё только начало двадцатых, но тем ни менее мы видим и чувствуем
что эти женщины есть полноценная часть композиции, но уже не совсем главная.
Фигурная часть композиции Леже ещё не стала совсем, но уже становилась объектом как и детали интерьера.
И здесь совсем не имеет значения, что только сидящую даму мы видим в полном теле, а у остальных присутствуют только нужные
для Леже анатомические детали. Забудьте и не ворчите, что это не искусство.
Ответьте сами себе честно:
Когда вы смотрите вы воспринимаете их как женщин, несмотря на анатомическую недостачу?
Вообще-то это совсем просто для каждого с развитым царством ассоциаций в подсознании. Меня немало удивляет, когда дипломированные и остепенённые
не могут понять развитое искусство. А может просто не хотят, или советское образование было такой же фальшивкой как и гимназии?
Пошлить и говорить скабрезности не надо. Не подходит, проходите к Марье Ивановне Лопухиной.


Леже, Фернан. Развлечения.(Посвящение Луи Давиду) 1948-1949

Когда-то были в моде книжки--"Физики шутят". Здесь--"Художники шутят"


Леже, Фернан; Город 1919 The City, MoMA, Нью-Йорк

Это тоже удачная работа на мой взгляд. Теперь, когда вы знаете идею Леже,
попробуйте оценить для себя эту работу. Идея простая. Индустриализация и город.
Я когда в первый раз увидел, то услышал гудки и всякие недовольные крики в городской пробке на дороге. АГА!
Удивительное было дело.
Сейчас в первый раз рассказал. Примерно, стеснялся. Даже тормоза визжали.
Чтоб Мишка Вербицкий забыл все доказательства теоремы Торрелли и оставил голодными его талантливых деток,
если я не слышал бибиканье и визг тормозов.


Bargeman, 1918 by Fernand Leger

Эту работу я немного расскажу. То есть постараюсь объяснить. Она примерно называется--Моряк, который работает на барже.--
Посмотрите направо и вглубину налево. Вы видите дома. Леже написал баржу, на которой этот моряк проходит через Париж по реке Сене.Не бойтесь авангарда.
Вы видите как это просто. Но использован современный тому времени стиль. Поэтому мы не видим моряка на барже, а только его руки, которые заканчиваются какими-то
спец.стальными когтями.
Может быть мы видим и усатое лицо моряка. Посередине картины, чуть-чуть левее центра. Вполне возможно. То что шея предполагается и находится значительно выше не имеет значения.
В Кубизме и в Тубизме голова совсем не обязана сидеть на шее. НОРМАЛЬНО. Если художнику нужно было, то голова могла находится как раз там, откуда ноги растут.
Правда я не помню такого, но почему бы и нет, если надо?

Посмотрите налево к краю картины и как раз, примерно, посередине левого края. Баржа идёт по Сене. Вы видите? Ничего особенного, правда?


Три девушки на красном фоне. (композиция с тремя женщинами) 1927

Леже был поздний. Он начал по-настоящему учиться
только после армии. Поэтому он стал
самостоятельным художником только в 25 лет. Сначала он учился на
архитектора. В 1920-м году Леже познакомился с Корбюзье. Это стало дружбой на всю жизнь.


Леже, Фернан.Витраж

Леже был по-настоящему талант.
Он был успешный кроме живописи, ещё и в кино и в скульптуре. Ещё между войнами он сделал интерьер квартиры Нельсона Рокфеллера.
В начале 50-х его работами украсило свою штаб-квартиру ООН в Нью-Йорке.


Леже, Фернан, Натюрморт с пивной кружкой. 1921 Fernand Leger, Still Life with a Beer Mug

Жена артиста Черкасова хорошо знала последнюю, русскую жену Леже. Когда стали потихоньку выпускать на пару дней за границу, она, Черкасова,
побывала в Париже и привезла (она дружила с матерью Довлатова) Довлатову кожаную куртку Леже. Она была вся замасленая и в пятнах, и даже потёртая. Довлатов собирался обидеться
на подарок. Но когда он услышал, чья была куртка, он её берёг, но тем ни менее носил везде.
Но Довлатов, как и мы, вырос в стране Советов, и он не оценил по-настоящему роли Леже в мировой живописи. Довлатов всё это, описал,
в рассказе--"Чемодан"--почитайте. Хорошо читается.


Адам и Ева. 1934 Adam and Eve.


Курильщики 1912

Довлатов очень хорошо мыслил. Он не разобрался в Леже и не оценил его правильно. Наверное, потому что ему не нужно было.
Аж дым идёт, или вы не видите? Ниже будет солдат-курвец и там уж точно дымит из трубки и вокруг него.



Сад моей матери. 1905.

Я специально вставил одну, докубистическую работу, чтобы вам было с чем сравнивать. Примерно так.
Это работа, которую Леже сделал до наступления в его душе тубизма. До начала кубизма, то есть до того что сделали Брак и Пикассо в 1907 году, было ещё два года.
Мы видим, чуть изменившийся к тому времени, и наверное всё ещё модный, стиль по имени "ПУАНТилизм". От слова ТОЧКА. Балерина стоит на ПУАНТах, на
одной точке этих тапочек. Вводная картина на самом верху страницы моего блога на ЖЖ, - три обнажённые модели художника,- есть одна из самых
классических работ в пуантилизме, созданнная основателем этого стиля, которого звали Жорж-Пьер Сёра.


Фернан Леже. Три Сестры

Вы смотрите и не стесняйтесь, если вам кажется, что это слишком сложно для вашего восприятия. Посмотрите ещё раз, ядрёна мама!
И вы восхититесь. Это прекрасная работа.


Fernand Leger. Строители. The Builders

Это вторая работа--"Строители". Как и та первая, она оказала заметное влияние
на советский плакат. Я бы даже сказал, что наверное эти две работы "СТРОИТЕЛИ" больше
повлияли на плакат Брежневского времени, чем Хрущёвского. Немного странновато, но пути Господни и пути товарища Суслова, неисповедимы.
Всё! Дочитывайте сами.


Солдат с трубкой.

Ладно. Я впервые помещаю подходящую сравнительную штуку к этой работе Леже, которую я усёк очень давно,
но никак не собрался сделать. Не полностью, но помещаю. Без немцев.


Отдыхающий солдат. 1911 г. Ларионов, Михаил Фёдорович (1881-1964)


Что же мы видим, когда смотрим? Мы видим трёх солдат-курвецов, написанных двумя талантами: русским и французским. Интересно что Ларионов написал эти разностилевые работы в одном и том же,
в 1911 году. Михаил Фёдорович Ларионов и в немалой степени его жена, Наталья Сергеевна Гончарова были основателями русского замечательного авангарда. Русский авангард был замечательный,
когда искусство ещё жило без идеологии, само по себе.
Ларионов с Гончаровой жили во Франции и потом в Париже с 1915 года.

Они не были белоэмигрантами. Но они уже стали ненаши(sic). И нам рассказывали, что самый цимес авангарда в живописи создал как раз товарищ Маяковский, сбоку немного упоминали Бурлюков и
автора отвратительной иконы (никаких шуток) для XVII съезда партии, съезда Победителей, Илью Машкова.
Я ничего не скажу. Я сделал своё дело. Увидел и объединил эти три интересные работы. Теперь вы сами посмотрите на все три работы и вы увидите солдата в дыму не только у Ларионова, но и у Леже.
Вы обязательно увидите. Вы видите, вы чувствуете солдата?


Печатник. Леже, Фернан(1881—1955)Fernand Leger

Одна работа Леже, была продана несколько лет назад, за больше чем 22 миллиона американских долларов.
Последняя самая большая продажа в 2008-ом году принесла за "Этюд женщины в голубом" (1912–13) (Étude pour la femme en bleu) больше
чем 39 (тридцать девять) миллионов долларов (USA).

Эти безумные цены за искусство - отвратительны. И они окончательно убивают живопись, которая уже перестала быть искусством верхнего ряда.

Леже, Фернан(1881-1955)Fernand Leger умер 17 августа 1955 года.
Он не дожил до 75 лет меньше чем 6 месяцев

Французский живописец и скульптор, мастер декоративного искусства, член компартии.


1881

Фернан Леже родился 4 февраля в нормандском городе Аржантан на севере Франции. Его отец, Анри Арман Леже, занимавшийся разведением домашнего скота, умирает через несколько лет после рождения будущего художника. Мать, урожденная Мари Адель Дюнон, жила на своей ферме в Лизоре вплоть до самой смерти в 1922 году.

1890-1896

Учится в аржантанском колледже и в церковной школе в Теншебре

1897-1899

Учится у архитектора в Канне

1900-1902

Едет в Париж; работает чертежником у архитектора

1902-1903

Находится на военной службе во 2-м саперном полку в Версале

1903

Поступает в Высшую школу декоративного искусства. Получает отказ в приеме в Высшую школу изобразительных искусств; посещает вольнослушателем курсы Жерома и Феррье, а также Академию Жюлиана; часто ходит в Лувр.В ранних работах Леже заметно влияние импрессионизма.

1904-1907

Ведет тяжёлую трудовую жизнь; совместно со своим земляком Андре Маром снимает мастерскую. Работает у архитектора и ретушером у фотографа. Болезнь вынуждает провести зиму 1907 года у его друга Вьеля на Корсике, в Бельтодере, куда впоследствии неоднократно возвращается. Потрясён посмертной выставкой Сезанна в салоне «Независимых» в 1907 году

1908-1909

Поселяется в «Улье», где знакомится с Архипенко, Лораном, Липшицем, позже с Сутиным, Шагалом, Делоне и их гостями: Максом Жакобом, Аполлинером, Реналем, Сандраром и другими. Некоторые из них становятся его друзьями. Принимает участие в Осеннем салоне. Знакомится с художником-примитивистом Анри Руссо-Таможенником. С 1909 г. Леже примыкает к новому направлению, кубизму. В дальнейшем сюжеты его произведений становятся всё более абстрактными, хотя на позднем этапе Леже отходит от абстракционизма, по крайней мере в своих станковых произведениях. Значительное место в творчестве Леже занимают социальная и индустриальная темы. Помимо живописи художник занимался также к керамикой, книжными иллюстрациями, дизайном одежды и ковров, работал в театре и кино.

1910

Владелец художественной галереи Канвейлер, поддерживающий Пикассо и Брака, покупает несколько картин Леже, что позволяет Леже год спустя переехать на улицу Ансьенн Комеди. В Пюто знакомится с Жаком Вийоном и через него с группой «Золотое сечение» 1911-вместе с Глезом, Делоне и другими участвует в выставке «Независимых»: в зале № 41, прозванном «залом кубистов», экспонирует картину «Обнаженные в лесу». Вместе с этой группой выставляется и в Брюсселе. Участвует в Осеннем салоне картиной «Свадьба». Совместно с Андре Маром разрабатывает проект интерьера столовой и рабочего кабинета

1912

Выставляет у «Независимых» картину «Курильщики» и в Осеннем салоне «Женщину в голубом». Участвует и в других общих выставках, в частности в выставке группы «Золотое сечение». Первая экспозиция в галерее Канвейлера

1913

В мае в Академии Васильевой читает лекцию «Истоки живописи и ее изобразительная ценность», текст которой публикуют в Париже, Берлине и Бергене. Участвует в выставке «Независимых», в «Армори Шоу» и в первой выставке Осеннего салона в Берлине. В октябре подписывает договор с Канвейлером на продажу ему своих работ. Снимает студию в доме № 86 по улице Нотр-Дам-де-Шан, которую сохраняет за собой до конца жизни

1914-1916

В мае 1914 г. выступает с новой лекцией «Новые открытия в современной живописи» в академии Васильевой. 2 августа мобилизован и направлен в саперные войска. Два года находится на фронте под Аргоном и Верденом. Рисует в траншеях и в местах расквартирования. В сентябре 1916 года под Верденом, где занимался транспортировкой раненых, был отравлен газом

1917 Находится на излечении в Виллепинте. Вновь начинает заниматься живописью. В конце года его увольняют с военной службы

1918-1919

Напряженно работает, делает иллюстрации для произведений Сандрара. Женится на Жанне Лой. Начинает работать над картинами «Диски», «Город», «Механические элементы». Выставляет свои работы в парижской галерее Леонса Розенберга «Эффор модерн» и в Антверпене в галерее «Селексьон»

1920

При основании журнала «Эспри нуво» завязывает дружеские отношения с Ле Корбюзье. Пишет полотна «Механик» и «Большой обед». С этого года на протяжении многих лет выставляется у «Независимых»

1921

Вместе с Сандраром участвует в работе над фильмом Абеля Ганса «Колесо». Иллюстрирует книгу Андре Мальро «Бумажные луны». Знакомится с Ван Дусбургом и Мондрианом

1922

Выполняет проекты декораций, костюмов и занавеса к постановке «Каток» на музыку Дариюса Мийо для Шведского балета Ральфа де Маре

1923

Выполняет проекты декораций и костюмов для балета «Сотворение мира» на музыку Мийо по либретто Сандрара в постановке Ральфа де Маре. Работает над декорациями к фильму «Бесчеловечная» Марселя Л’Эрбье с музыкой Мийо; участвует в подготовке проекта одного из залов выставки «Независимых»

1924 Ставит фильм «Механический балет» (операторы Ман Рэй и Дадли Мэрфи, музыка Дж. Антейла). Совместно с Озанфаном, Мари Лорансен и Александрой Экстер открывает свободную художественную школу. Читает лекцию в Сорбонне. Вместе с Розенбергом путешествует по Италии, восхищается Равенной

1925-1927

С известным трудом удается выставить абстрактное панно на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в павильоне Ле Корбюзье и в павильоне Мэллет-Стивенса, демонстрирующем проекты здания одного из французских посольств. Выставки: галерея Андерсона, Нью-Йорк; Бруклинский музей; галерея «Катр Шемен», Париж; персональная ретроспективная выставка у «Независимых». Проявляет все больший интерес к предметам

1928

Выставляет 100 работ и читает лекцию в галерее Флехтхейма в Берлине; выставка в галерее «Эффор модерн» в Париже

1929

Вместе с Озанфаном открывает Современную академию

1930

Выставки в Лондоне в галерее Лейкестера и в Париже в галерее Поля Розенберга. Знакомится с Колдером

1931

Проводит лето в Австрии у своих друзей Марфи. В сентябре-декабре совершает поездку в Нью-Йорк и Чикаго. Выставки в галереях Джона Беккера и Дюран-Рюэля

1932

Преподает в Академии «Большой хижины». Посещает Скандинавские страны. Выставка в Нью-Йорке, в галерее Валентена

1933

Большая выставка в Цюрихе, в Кунстхаусе, на которой Леже присутствует лично. Вместе с Ле Корбюзье едет в Грецию на международный конгресс современной архитектуры. На обратном пути на корабле читает лекцию «Архитектура и жизнь»

1934

Выставка в галерее Виньона. Лето проводит у Марфи в Антибе. В августе в Лондоне готовит декорации для фильма Г. Дж. Уэллса «Форма вещей будущего». В сентябре выставка в Стокгольме в Современной галерее. Лекция в Сорбонне «От акрополя до Эйфелевой башни»

1935

На всемирной выставке в Брюсселе оформляет зал физической культуры, построенный по проекту Шарлоты Перрьян. В октябре вновь едет в соединенные Штаты, где встречается в Ле Корбюзье. Большая выставка в Музее современного искусства в Нью-Йорке и в Институте искусств в Чикаго

1936

в «Дискуссии о реализме» подчеркивает свою духовную независимость. Выставляется в Салоне мурального искусства

1937

Декорации для балета Сержа Лифаря на музыку Риети «Торжествующий Давид», поставленного в парижской Опере. Эскизы декораций для профсоюзного праздника на Зимнем велодроме и панно для Дворца открытий на Всемирной выставке в Париже, дирекция которой предварительно отклонила уже несколько проектов. В ноябре читает в Антверпене лекцию «Цвет в мире». Выставка в галерее «Артек» в Хельсинки, где знакомится с Аалто

1938-1939

Лето проводит с Ле Корбюзье в Везеле; с сентября по март находится в США, где выполняет стенные росписи для апартаментов Нельсона А. Рокфеллера младшего. Читает курс из восьми лекций в Йельском университете на тему: «Цвет в архитектуре». В Париже выполняет эскизы декораций к пьесе Ж. Р. Блока «Рождение города», поставленной на сцене, устроенной на Зимнем велодроме

1940-1945

Живет в эмиграции, в США. В 1945 г. он становится членом Французской коммунистической партии.

1940-1945 Живёт в эмиграции, в США. Преподавал в Йельском университете (там же преподают Фосийон, Мийо, Моруа). Дарит «Композицию с двумя попугаями» нью-йоркскому Музею современного искусства. Летом читает курс лекций в колледже Миллиса, где организует выставку своих картин. Начинает работать над серией «Ныряльщики». Выставляется в галерее Поля Розенберга. Встречается у Пьера Матисса с другими художниками-беженцами, завязывает дружбу с отцом Р. П. Кутюрье. Делает серию рисунков для фильма Ханса Рихтера «Сны, которые можно купить за деньги». Выставки: Музей искусств Фоггра, Кембридж; галерея Валентэна и галерея Самуэля Коотца, Нью-Йорк; галерея Луи Каре, Париж. В декабре 1945 г. Возвражается во Францию. Также в 1945 г. он становится членом Французской коммунистической партии. 1946-1947 Отец Р. П. Кутюрье заказывает леже мозаики и витражи для церкви в Плато д’Асси, которые художник заканчивает в 1949 г. Читает в Сорбонне доклад в курсе лекций «Труд и культура». Выставка в галерее Луи Каре, Париж. Лето 1947 года проводит в Нормандии. 1948 Выполняет декорации к балету «Стальной скок» Прокофьева для Балета на Елисейских полях. Вместе со своими учениками оформляет помещение для Международного конгресса женщин в Париже, в Порт-де-Версаль. В июне вместе с Дилем председательствует на учредительном заседании международной ассоциации кино по изобразительному искусству в Художественной школе Лувра, а так же присутствует на первом фестивале этой ассоциации. Едет в Польшу для участия во всемирном конгрессе деятелей культуры в защиту мира во Вроцлаве. Вместе с Базеном и Дилемм участвует в дискуссии «Современное искусство» в Брюсселе и Антверпене. 1949 Ретроспективная выставка в Национальном музее современного искусства, Париж. Пишет текст и выполняет рисунки для альбома «Цирк», изданного Териадом. Выполняет иллюстрации к книге Рембо «Озарения», эскизы декораций и костюмов к опере Дариюса Мийо «Боливар». Вместе с Роланом Брисом делает в Бьо первые керамические работы. 1950 завершает картину «Строители». Выставка в галерее Тейт, Лондон. Выполняет мозаику для крипты памятника американским героям в Бастони (Бельгия). Оборудует в Бьо керамическую мастерскую. Присутствует на освещении церкви в Плато д’Асси. 1951 Выставляет в галерее Лериса первые полихромные скульптуры и на Триеннале в Милане большую композицию. В сентябре делает 17 витражей и шпалеру для церкви в Оденкуре. Во время приступа ишиаса находится в Шеврёзе. 1952 В феврале женится на Наде Ходосеевич, с 1942 года бывшей слушательницей его Академии, а затем его ассистенткой. Поселяется в квартале Гро-Тийоль в Жиф-сюль-Иветт. В апреле - выставка и лекция в Кунстхалле в Берне; другие выставки: Музей Антриб; галереи Бери и Луи Каре, Париж; галерея Сиднея Жаниса, Нью-Йорк. Участвует в 26-й Бьеннале в Венеции. Панно для большого зала заседаний здания ООН в Нью-Йорке. Декорации и костюмы для балета в постановке Жаннины Шара в Амбуазе. 1953 Передвижная выставка в Японии, выставки в Галерее современного искусства, Нью-Йорк, в Институте искусств, Чикаго, и в Сан-Франциско; выставка цветных скульптур в галерее Луи Каре. Лекция «Современная живопись» в Брюсселе. Иллюстрации к стихотворению Элюара «Свобода». 1954 Мозаика и витражи для Каракасского университета, заказанные Раулем Виллануэва; витраж в Каракасе для Инносенте Паласиоса; витражи для церкви в Курфевре; подготовительные этюды для Мемориальной больницы в Сен-Ло, открытой в 1956 году. Выставляет картины «Загородная прогулка» и «Большой парад» в Доме французской мысли; выставка в галерее Каре. 1955 Первые эскизы к «Сталинградской битве». Поездка в Чехословакию на Спартакиаду. Настенная роспись здания объединения «Газ-де-Франс» в Альфортвилле. Получает Гран при на Бьеннале а Сан-Паоло. Ретроспективная выставка в Лионском музее. Умирает 17 августа в городке Жиф-сюр-Ивет в Иль-де-Франсе. Похоронен на местном кладбище. Памятная выставка в честь Фернана Леже в Галерее Моэта.



  • Разделы сайта