Массаж марма противопоказания. Мармы или энергетические точки. А что поможет лежачим и ослабленным больным

20.06.2017

Марма – это точка на поверхности тела, под которой пересекаются жизненно важные структуры организма, либо физической, либо тонкой природы, либо и той, и другой. Некоторые мармы совпадают с акупунктурными точками, другие находятся рядом, но не совпадают. Повреждение марм в результате внешней травмы или нарушения внутреннего метаболического равновесия приводит к тяжелым, нередко фатальным последствиям.

Мармы были известны еще в ведический период. Чтобы нанести противнику максимальное поражение, воины целились в мармы, а врачи применяли знания о мармах для лечения таких ранений. В Сушрута-самхите выделено 107 марм, классифицированных по следующим признакам:

  • структура, которую они затрагивают (мускулы, кровеносные сосуды, связки, нервы, кости, суставы);
  • местоположение;
  • размер;
  • последствия наносимого ущерба (быстрая смерть, смерть через некоторый промежуток времени, наступление смерти после извлечения инородного тела из раны, инвалидность, боль).

Хотя на большей территории Индии марма-терапия уже не применяется, эта практика сохранилась в южном штате Керала среди последователей боевого искусства калариппаятту, которое практикуется приблизительно с XII в. нашей эры, и очень похоже на практику хатха-йоги. Его подготовительные физические упражнения ведут к достижению полного контроля над физическим телом и постижению более тонких аспектов практики путем самопознания. Таким образом, традиция калариппаятту имеет самое непосредственное отношение к дханурведе (искусству военных действий), аюрведе и медитации. Мастера калариппаятту выделяют 160-220 марм, которые можно использовать в военном деле, а в терапии применяют 1707 марм, описанных Сушрутой.

Традиция калариппаятту рассматривает человека как структуру, состоящую из трех тел, сложным образом переплетенных между собой:

  • подверженное изменениям тело жидкостей, в состав которого входят, кроме прочего, ткани и побочные продукты метаболизма;
  • относительно стабильное тело мускулов, костей и марм;
  • тонкое тело с нади и чакрами.

Эти тела не являются самостоятельными, абсолютно независимыми друг от друга, но их можно рассматривать и по отдельности, в соответствии с теми специфическими функциями, которые каждое из них выполняет в совокупной структуре. Эта классификация не противоречит аюрведическому разделению структуры человека на пять оболочек. Обе системы отражают одну реальность – просто в основу этих двух классификаций положены различные цели.

Согласно теории калариппаятту, ранение в точку мармы блокирует либо перерубает соответствующий нади в этой точке, тем самым прерывая и поток праны (жизненной силы), и поток ваты (продукта переработки праны и одновременно инструмента ее деятельности). Существенный ущерб можно причинить только в том случае, если ранение проникает в ткани под местом расположения мармы не менее чем на 2,5 см. простой шлепок по ней не причиняет особого вреда.

Первая и немедленная помощь при ранении в марму – жесткий удар или шлепок по аналогичной марме на противоположной стороне тела. Это позволит восстановить течение праны, и пострадавший окажется вне опасности. Чтобы такой компенсирующий удар сработал, его следует нанести не позднее определенного времени с момента ранения, и за этим должно последовать лечение, направленное на восстановление равновесия дош, нарушенного в результате ранения.

Марму, как и чакру, нельзя даже назвать структурой, она существует не во всякий момент времени. Мармы существуют лишь до тех пор, пока в организме течет прана (в мертвом теле они отсутствуют). Марма активизируется полностью, только в тот момент, когда через нее проходит реальный поток праны. Смерть или ущерб, которые ожидаются в результате ранения в определенную марму, наступает только в том случае, если эта марма в момент поражения была активна. Течение и концентрация праны в определенных мармах подчиняются влиянию лунных циклов.

Марма-терапия или марма-видья является важнейшей частью аюрведической медицины и относится к направлению Дханвантари-Сушрута сампрадайи, которая передаёт это знание по цепи ученической преемственности и западным ученикам её обычно не дают. Это связано с тем, что данную науку могут использовать не только для лечения, но и во зло другим людям. Также аюрведические врачи говорят о том, что, если врач будет недобросовестно относится к своей работе, тогда знания утеряет он и пострадает его учитель. Поэтому знания эти тщательно оберегаются и до сих пор и даются в частичном объёме.

Вообще марма-видья — это знание о жизненно важных точках нашего тела, воздействуя на которые определённым образом, можно вылечить человека. Оно оказало влияние на развитие индийских боевых искусств, аюрведы и йоги.

Марма-терапия включает в себя:

  • Марма-массаж (воздействие пальцами и ладонями на точки, которые являются проекцией определённого органа);
  • Бхедан-карма (иглоукалывание);
  • Гирудотерапия;
  • Дхара-карма (воздействие тонким непрерывным потоком лечебного масла, молока или отвара трав на биологически активные зоны нашего тела);
  • Пчелоужаливание;
  • Шалья-чикитса (филиппинская хирургия).

Мармы (вармы) являют собой точки, в которых соприкасаются все элементы организма человека (физическое тело, астральное, ментальное, причинное, эфирное) и представлены в виде сагитальных спиралей, пронизывающих человека.

Они делятся на пять уровней:

  • Марма-грантхи — это первый круг, который связан с эндокринными железами, центрами головного и спинного мозга, а также с местом накопления и распределения основных видов энергии Вселенной и проявлением основных функций психики. Всего их двенадцать.
  • Мармы второго круга представляют собой приёмно-передающее устройство различных жизненно важных органов тела, также обеспечивают связь с соответствующими центрами психики. Их всего 21.
  • Мармы третьего круга (всего 21) связаны непосредственно с позвоночником и крупными суставами.
  • Мармы четвёртого круга являются помощниками марм третьего круга и связаны с мелкими суставами, такие, как фаланги пальцев и т.п.
  • Мармы пятого круга — тканевые. Их насчитывается семь.
  • Марм шестого круга достаточно много, так как по сути каждая клетка, каждый волос имеет свою марму.
  • Мармы седьмого круга — клеточные, но во многих аюрведических школах их не учитывают из-за большого количества.

Все мармы связаны между собой энергетическими каналами — нади, которых насчитывается 350 тысяч, часть которых находится в нашем теле, а часть выходит далеко за его пределы.

Для работы в данной практике врач должен владеть определёнными ключами, которые всего насчитывается 144, и которые выдаются учителем постепенно в соответствии с определёнными правилами. Они позволяют ученикам оттачивать своё мастерство владения марма-видьей.

Марма-терапия используется как самостоятельно, так и в сочетании с различными видами массажа. Являясь неотъемлемой частью аюрведической медицины, она позволяет излечивать многие виды болезней, улучшать общее состояние организма человека и даже омолаживать его. При этом могут использоваться различные виды растительных и эфирных масел для усиления воздействия.

Используют марма-терапию и в косметических целях при массаже лица и головы, помогая не только избавиться от болей, усталости, стресса и депрессий, но и привести в гармонию свои чувства.

Все асаны в йоге были созданы с учётом знаний науки о мармах, так как при их выполнении происходит воздействие на различные мармы, которые могут усиливать эффект от выполнения упражнений.

И даже во время медитаций йоги опираются на знание марм, акцентируя внимание на потоке энергий в определённых областях, переводя внимание с одной области на другую.

Благодаря марма-терапии восстанавливается связь между тонким телом психики, физическим грубым телом и душой. Человек обретает внутреннюю гармонию, его здоровье улучшается и происходит увеличение жизненных сил на всех уровнях.

Объясняется, прежде всего, тем, что в нём используется уникальная процедура уравновешивания - так называемая марма-терапия , стимуляция жизненно важных энергетических центров. Эти центры, мармы, в аюрведе описываются как точки стыка материи и сознания, точки, в которых объединяются тонкие энергии Ваты, Питты и Капхи, а следовательно, концентрируется организующий «разум» тела. В общей сложности в аюрведе выделяется 108 марм. Семь из них, так называемые махамармы, лучше известны под названием «чакры» .

Мармы особенно важны, так как располагаются близко к поверхности кожи и чрезвычайно чувствительны. Все мармы связаны между собой невидимыми потоками энергии, или энергетическими каналами, – нади, пронизывающими всё тело.

Максимальной концентрации нади достигают в области пупка, где находится вторая нижняя чакра. В районе пупка – канала, по которому от матери к ещё не рождённому ребёнку поступает жизненная сила, соединяются все семьдесят две тысячи тонких энергетических течений.

Обычные мармы располагаются в области лимфатических узлов и в точках стыка пяти анатомических систем: кровеносных сосудов, связок, мышц, нервов и костей. Они играют ключевую роль в поддержании равновесия дош и в стимуляции трёх циркулирующих систем – лимфатической, кровеносной и нервной. Махамармы, или чакры, располагаются в области семи желёз внутренней секреции, отвечающих за выработку гормонов – биологически активных веществ, которые участвуют в регуляции физиологических функций и эмоций. Первая чакра соответствует половым железам, вторая – поджелудочной железе и брюшной области, третья – надпочечникам, четвёртая - вилочковой железе (тимусу), пятая - щитовидной железе, шестая (так на зываемый «третий глаз») - гипофизу, а седьмая («венечная чакра») - шишковид ной железе (эпифизу). Чакры соединены тремя переплетающимися каналами, которые, извиваясь, подобно змеям, тянутся от основания позвоночника до темени. По ним при пробуждении поднимается кундалини, духовная энергия, в обычном состоянии дремлющая в области первой чакры. Как вы увидите, раскрытие энергетических центров посредством массажа, йогических упражнений и медитации естественным образом укрепляет жизненные силы и развивает способность к сосредоточению.

Так называемые меридианы, энергетические каналы, используемые в китайской акупунктуре, сходны с нади, но не тождественны им. Аюрведическая система древнее китайской. Представление о жизненно важных энергетических центрах тела сложи лось в рамках дханурведы – ветви Вед, посвященной воинской науке. В дханурведе мармы классифицируются в соответствии с тем, какие последствия повлечёт за собой попадание в данную точку инородного тела (например, стрелы), - мгновенную смерть, отсроченную смерть, мучительную смерть или утрату дееспособности. Позд нее один великий вайдья, изобретатель хирургии, изучил эту систему жизненно важ ных энергетических центров и нашёл ей применение во врачебном искусстве. Разумеется, многие западные люди удивятся, узнав, что культура, породившая искусство медитации и давшая миру великих свами, достигла больших успехов также в воинской науке. Однако такая реакция - не что иное, как плод сложившихся на За паде ошибочных представлений о ведической мудрости, которая в действительности всецело практична. Надо отдавать себе отчёт в том, что наука о достижении чистоты и блаженства была бы неполна без науки об истреблении зла. Между прочим, «Бхагавад-гита», один из великих ведических эпосов, - это предание о том, как Господь Кришна наставлял великого лучника Арджуну перед выходом на поле боя. Работа с мармами и применение целебных трав и масел превращает аюрведичсский массаж в комплексную методику уравновешивания тонких энергий тела и ума. Далее речь пойдёт о конкретных приёмах массажа.

Индийское боевое искусство, сохранившееся с древних времен в южном штате Тамилнаду, в регионе Мадрас - Путтуччери. На тамильском языке «варма» означает «то, что скрыто», а «калаи» переводится как «поражать, или находить». Таким образом, термин «варма-калаи» можно перевести как «искусство поражения уязвимых точек».

Оно подразделяется на бой голыми руками и бой с оружием. Обучение начинается с освоения стоек и передвижений. Потом приступают к изучению блоков, ударов кулаком и открытой рукой. Затем приходит черед ударов ногами, а также выпадов и уклонов. Кроме того, техника варма-калаи включает в себя прыжки, удары локтями и коленями, захваты, подножки и броски.

Когда ученик овладел техникой голых рук, он начинает осваивать оружие. Сначала это длинная палка, затем дубинка, а потом различные виды холодного оружия: кинжал, сабля, меч, копье, а также боевой хлыст и рога газели. Ученик сначала работает с оружием в одной руке, позже его учат держать оружие в обеих руках (например, работать с двумя дубинками или с двумя кинжалами одновременно).

Формальные упражнения «ади вариссай» (дословно «серия, или последовательность шагов») известны в количестве 60-и. Они разделены на пять блоков, по 12 в каждом, причем сложность их возрастает от первого блока («ученического») к пятому. Существуют также упражнения «кутту вариссай» (аналогичные японским «бункай»), то есть применение техники формальных комплексов против двух, трех и более противников. Интересно то, что все движения в формальных упражнениях отрабатывают как с пустыми руками, так и с оружием.

Любой атакующий прием варма-калаи нацелен на поражение жизненно важных точек тела противника. Это называется «марма ади». Случайных ударов просто нет. Но в зависимости от того, хотят ли убить противника или только вывести его на время из строя, сами удары наносят по-разному. И еще: в зависимости 6т способа поражения точек, связанных с внутренними органами, действие ударов может быть отсрочено. Например, человека можно ткнуть пальцем сегодня, а умрет он только через два месяца (это напоминает китайскую технику «диммак»). Иными словами, в основе техники «марма ади» лежат представления о циркуляции внутренней энергии «прана» (эквивалент китайской «ци» и японской «ки»).

Традиционный массаж тоже является одной из составных частей варма-калаи. Его главные черты: использование разнообразных растительных масел, особое внимание воздействию на позвоночник, обилие всевозможных растяжек корпуса и конечностей. Это подлинная наука, подчиняющаяся строгим правилам: как массировать, в какие дни и часы и т.д. Теоретическую основу искусства массажа составляют те же представления о циркуляции внутренней энергии (подчиняющейся годовым и суточным ритмам), что и в марма ади.

Видео: Демонстрация Варма-калаи

Тренировки по системе варма-калаи обычно проводят рано утром (в 4-5 часов), на свежем воздухе, подальше от любопытных глаз. Места для занятий выбирают самые разнообразные: на берегу моря, в лесу, в песках, на крутых склонах гор. Практика варма-калаи требует серьезного знания йоги (особенно техники дыхания), а также знакомства с «барат ханаттиям», классическим танцевальным искусством тамилов. Дело в том, что в варма-калаи позиции и передвижения сходны с «па» этого танцевального стиля.

В Европе школу «варма-калаи» с 1988 г. пропагандирует гуру Закрия, ученик мастера Тирунгана Самбадар.

Учение о Мармах повлияло на развитие йоги, астрологии и индийских боевых искусств. Нам эти знания нужны для здоровья.

Аюрведа дала много уникальных концепций для мира медицины, еще в эпоху, когда не было даже намека на современную науку. Трактаты аюрведы – это огромный ресурс знаний в том числе по анатомии тела и хирургии.

В древнем тексте «Сушрута Самхита» анатомия описана до малейших деталей, включая все кости, сосуды, нервы, эмбриологию и т.д. Среди уникальных концепций, которые содержит этот труд, есть учение о Мармах(пер. уязвимый) – жизненно важных точках человеческого тела, повреждение которых может вызвать деформации, боли, или даже привести к смерти. Это соединение физического и тонкого тел.

Прим. Кроме Сушруты эти точки определяли и другие древние врачи, но его работа дошла до нашего времени в законченной форме и считается наиболее полной.

Сушрута (автор «Сушрута Самхита») сумел идентифицировать 107 точек Мармы. Древний врач так определил это понятие: «Марма - это место встречи пяти элементов тела, а именно: Мамса (мышцы, плоть), Сира (кровеносные сосуды, артерии и вены), Снаю (связки, сухожилия и нервы), Асти (кости) и Сандхи (суставы). Прана (элемент жизни) находится в этих местах слияния. Поэтому любая травма таких точек приводит к серьезным последствиям в зависимости от структуры или структур, преимущественно вовлеченных в Марму».

Хотя все Мармы состоят из вышеупомянутых пяти элементов, но какая-то из пяти составляющих в каждой конкретной точке преобладает. Например, сердце считается Сирой-Мармой. Оно состоит из всех 5 элементов, но в основном формируется кровеносными сосудами. Аналогично, Гуда-Марма (анус и прямая кишка) состоит из всех элементов или структур, но преимущественно образована мышцами.

Все Мармы соединяются друг с другом энергетическими каналами. По ним протекает жизненная энергия Прана. Сушрута определил 64 самых основных Марм. Они, в свою очередь, классифицируются на три типа:

1.Кула-Мармы . Нанесение им вреда чревато смертельным исходом. В Древней Индии информация об этих точках охранялась, ее передавали только самым достойным ученикам. Воины в бою закрывали именно эти места.

2.Колу-мармы . Нарушение функционирования этих точек вызывает очень сильную боль.

3.Абхьяса-мармы. Воздействие на эти точки не влечет за собой серьезных нарушений.

Кроме того, Мармы классифицируются и относительно трех дош, поэтому с помощью массажа определенных точек можно гармонизировать вышедшую из баланса дошу.

По этому же принципу некоторые Мармы могут служить для определения или лечения заболеваний различных органов. Если связанный с точкой орган или канал поражен, то Марма болезненно реагирует на нажатие «отраженной» болью. Это дает возможность определить наличие проблемы.

Аюрведа рекомендует стимулировать некоторые из этих точек с помощью масляного самомассажа ежедневно, так как это активирует энергетические каналы и улучшает общее состояние организма. Знаниями о Мармах пользуются массажисты в аюрведе. В сочетании с индивидуально подобранными травами и маслами марама-терапия приносит отличный результат.



  • Разделы сайта