Восточные практики. В чем опасность для западных людей? Оздоровительные практики востока

Сегодня часто можно услышать, что восточные духовные практики йоги, медитации и прочие способы «очистки энергетики» очень похожи на христианский опыт поста и молитвы. К сожалению, в наши дни широко распространена точка зрения, что «одно другому не мешает», и вполне допустимо быть «глубоко верующим» христианином и развивать свое тело и дух с помощью тех средств, которые нам предлагает другая культура. Тем не менее, между восточными способами духовного совершенствования и христианской аскетикой есть немало непреодолимых противоречий. Незнание о них может привести к нравственным и психическим расстройствам, а в конечном счете - к духовной гибели человека. Настоящая статья посвящена попытке ответить на вопрос, чем же отличается восточная духовность от той богатой православной аскетической традиции, корни которой мы видим в Священном Писании, а плоды - в сонме отцов-аскетов, своей жизнью и творениями показавших высоту христианского подвига.

На первый взгляд может показаться, что представители восточных культов мыслят в христианском ключе. Так, они утверждают, что «целью йоги...является плодотворная, праведная жизнь и достижение единства с Богом». Звучат даже недвусмысленные призывы к тому, что мы называем обожением, как то: «человек должен стать божественным через осуществление божественного». Интересно, что индуизм, буддизм, а также другие, менее распространенные культы Востока, не предлагают четкого, богословски осмысленного, учения о Боге, о Его свойствах и пр. Та догматическая стройность, которая хранится в недрах Православной Церкви, на Востоке отсутствует. Но это даже не самое главное. Важно обратить внимание на ту основу, на которой зиждется стремление к Богу в христианской молитве и йоговской медитации.

Джон Уайт, автор книги «Что такое просветление», отмечает, что внутри каждого человека находится «желание разрешить загадку существования». С этой целью человек через самопознание погружается в самого себя. Что же он там находит? «Завершением этого исследования является освобождение, то есть обретение душой знания себя. Душа является бесконечным и вечным океаном блаженства, единым с солнцем, звездами и планетами... Она - это свет мира, свободный от любых цепей, которые приковывают человеческое тело к земле».

Теперь посмотрим, что нашел в себе выдающийся духовный наставник XIX в. свт. Игнатий (Брянчанинов), всю жизнь свою посвятивший Богу (из них 30 лет в монашестве). «Что же вижу я в себе? - Вижу грех, грех непрестанный: вижу непрестанное нарушение святейших заповедей Бога, Создателя и Искупителя моего». Обратимся к другому примеру. Вот что говорит о себе величайший из израильских царей - Давид, двор которого утопал в блеске золота: «Беззакония моя превзыдоша главу мою, яко бремя тяжкое отяготеша на мне. Возсмердеша и согниша раны моя от лица безумия моего» (Пс. 37: 4-5); «... яко исполнися зол душа моя и живот мой аду приближися» (Пс. 87: 3).

Познание себя в том виде, который предложил нам свт. Игнатий, существенно необходимо для здоровой духовной жизни, так как «горделивому праведнику, то есть грешнику, не видящему своей греховности, не нужен, бесполезен Спаситель» (свт. Игнатий Брянчанинов, О чтении Евангелия / Аскетические опыты, Т. 1.). «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные, - учит Спаситель, - Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию» (Лк. 5: 31-32). Человек смотрит в себя, по неразумию своему надеясь найти свет. Но вместо света обнаруживает бездну ада, готовую поглотить его. Тогда в чувстве смирения и покаяния он обращает свой взор к Источнику света - к самому Богу. Он не боится быть отвергнутым, помня слова Спасителя: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко». (Мф. 11: 28-30). Здесь нет места для уныния и отчаяния (как может показаться людям, не имеющим опыта жизни в Церкви), но есть надежда и истинный свет, который даруется верой в искупительный подвиг Иисуса Христа. Каждый раскаявшийся грешник, погрязший в тине своих беззаконий, с подлинной радостью блудного сына находит рядом с собой Говорящего: «Станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться» (Лк. 15: 23-24). На следующей за покаянием и прощением ступени мы вдруг обнаруживаем, что Господь, обращаясь к грешнику, называет его «сыном» и приглашает на пир вечности в честь его возвращения. И только теперь уместно говорить о радости и свете, которыми может временами сопровождаться духовный опыт. Главным критерием, при помощи которого мы можем отличить истинную духовную радость от бесовской прелести, является смирение. Если радость о Боге сопровождается сокрушением и смирением сердца, если в нас нет возношения и тонкой гордости, то чувства наши от Бога. «В нас, младенчественных, признак того, что делание наше согласно с волею Божиею, есть успеяние в смирении», - пишет преп. Иоанн Лествичник (Лествица, Слово 26:91). При этом важно уметь отличать истинное смирение от ложного, потому что враг рода человеческого часто под видом смирения влагает в душу яд тщеславия и гордости.

Пожалуй, именно слово «покаяние» отличает подлинно христианский духовный опыт от всевозможных восточных духовных практик. Йога предлагает раскрыть скрытые способности, прийти к гармонии с собой, миром и людьми, достигнуть физического и духовного совершенства. Внешне это звучит привлекательно и убедительно, но не нужно забывать смотреть глубже внешней оболочки. Внутри же вся восточная духовность основана на самосовершенствовании при помощи комплекса дыхательных и физических упражнений, произнесении определенных слов (мантр) и пр. Как видим, в этом стремлении к совершенству нет ни слова о первоначальном человеческом несовершенстве. И, что самое страшное, нет ни слова о Боге, помощью Которого мы, грешные, осознав свою немощь, стремимся совлечь с себя плотские ризы ветхого человека и облечься в нового, преображенного благодатью Иисуса Христа.

Христианство же предлагает путь к истинному совершенству. Следуя за Христом, человек отрекается от того греха, с которым он сроднился. Утвердившись в смирении, сокрушив свое тело, ум и сердце покаянием, он с надеждой предстоит перед Богом, ожидая помилования. В ответ на искреннюю молитву Господь дарует освобождение от страстей и душевный мир. Человек постепенно преображается. В своем предельном выражении это преображение заключено в словах апостола Павла: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20). Речь при этом не идет о том, что Христос подавил человеческую личность и заменил ее Собой. В словах Апостола мы имеем пример встречи двух свободных личностей, при которой человек «становится по благодати тем, что Бог есть по Своей природе» (В. Лосский). Вот истинное обожение, основой которого является покаяние и сознание собственной духовной нищеты, а вершиной - возрастание в меру полного возраста Христова (Еф. 4:13), когда ум, чувства, желания, воля человека совпадают с умом, чувствами, желаниями и волей самого Бога. Лишь христианство в силах предложить такую глубину духовного восхождения.

Восточные духовные практики предлагают путь к обожению без покаяния. Но если под зданием духовной жизни не будет прочного камня смирения, то в основу нашего стремления горе непременно ляжет гордость и сладкая убежденность в собственном «совершенстве». Лукавый бес, искушая наших прародителей, предложил им вкусить запретный плод и стать, как боги. Господь наш Иисус Христос также говорил своим ученикам (напоминая им слова пророка Давида): «Не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги» (Ин. 10: 34; Пс. 81: 6). Но если слова первого все человечество в лице Адама и Евы привели к падению, то слова Христа открыли нам путь к возрождению от смерти в жизнь вечную. Наверное, вся разница в том, что перед призывом Господа к обожению были уничтожающие всякую гордость и слепое самолюбие слова: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17), - и, - «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5).

Даниил Салищев

м Сокол, САО, район Сокол, ул. Песчаная 2-я, 4А, корп.1

Фитнес и аэробика, спортивные игры, восточные практики, единоборства, плавание, художественная гимнастика, танцы, массаж.

«Мне очень понравилось заниматься с тренером Станиславом Канашивым.Он хорошо знает свое дело и с полуслова понимает требования и пожелания.Например...»
Катерина ещё 52 отзыва

м Улица Горчакова, ЮЗАО, район Южное Бутово, ул. Адмирала Лазарева, д. 40/3

Фитнес и аэробика, восточные практики, единоборства, плавание, гимнастика, танцы.

«Удобно, что есть детская комната бесплатно. хорошие тренера, сын доволен, а я успеваю, пока он на уроке, и сама позаниматься! организаторы молодцы!...»
[email protected] ещё 28 отзывов

м Крылатское, ЗАО, район Крылатское, Рублевское шоссе, д.48

Фитнес и аэробика, восточные практики, силовой спорт, единоборства, водный спорт, художественная гимнастика, танцы, массаж.

«Я уже не молодой парень, однако, спорт мне не чужд. Правда, кроме бега во дворе дома и заниматься особо нечем. Как-то привозил сыну ключи в фитнес...»
Сергей Букреев ещё 7 отзывов

м Проспект Вернадского, ЗАО, район Проспект Вернадского, просп. Вернадского, 53

Фитнес и аэробика, настольный теннис, восточные практики, бодибилдинг, единоборства, танцы, массаж.

«Очень хороший клуб с приятной атмосферой и тренерами!»
Анга ещё 26 отзывов

м Речной вокзал, САО, район Левобережный, улица Флотская, 5в

Фитнес и аэробика, спортивные игры, восточные практики, бодибилдинг, бокс, водный спорт, танцы.

«Хороший клуб.Мои рекомендации по выбору тренера - МС международного класса Медведев Владимир.У Владимира высокопрофессиональный подход к проведению...»
Татьяна Сомова ещё 43 отзыва

м Планерная, СЗАО, район Куркино, МКАД 73км, дом 7, ТЦ "Арфа"

Спортивные игры, фитнес и аэробика, танцы, фитнес йога.

«Первой задачей после переезда с мужем и сыном поставили себе найти место, где каждый сможет выбрать спорт по душе. Но сын еще маленький, а детские...»
Ирина все отзывы

м Динамо, САО, Беговой район, Ленинградский проспект, 31ас1

Фитнес и аэробика, восточные практики, водный спорт, единоборства, танцы, массаж.

«Очень достойный фитнесс-клуб с бесплатным полотенцами, бахилами и вкуснейшим морковным фрешем в кафе. В Монархе можно расслабиться и забыть о...»
Naisha ещё 93 отзыва

м Свиблово, СВАО, район Свиблово, Снежная улица, 20с1

Фитнес и аэробика, универсальная йога, единоборства, танцы.

«Отличный спортивный центр! Низкие цены, большой выбор тренажеров, множество программ групповых занятий, молодой коллектив! В общем мысли только в...»
Anastasia Litovchenko ещё 11 отзывов

м Крестьянская застава, ЮАО, Даниловский район, Дербеневская набережная, 7с6

Фитнес и аэробика, спортивные игры, восточные практики, бодибилдинг, единоборства, плавание, акробатика, танцы, массаж.

«Футбол, бассейн, красивые девушки - что еще нужно для счастья?»
Konstantin Piroumian ещё 51 отзыв

м Шаболовская, ЮАО, Донской район, Малая Калужская, 15, стр. 4

Фитнес и аэробика, восточные практики, плавание, единоборства, танцы, здоровье, массаж.

«Новые процедуры в спа стали просто открытием, волшебные чаи в термах... Мммм)))»
Annete ещё 22 отзыва

    • 22 500 год
    • 4 000 руб. месяц
    • 600 руб. одно занятие
    • 1 000 руб. час аренды
  • м Чкаловская, ЦАО, Басманный район, улица Земляной Вал, 33

    Настольный теннис, силовой спорт, единоборства, восточные практики, фитнес и аэробика, танцы, массаж.

    «Честно говоря ходила во многие клубы.. Но этот радует больше всего)) хорошие, новые тренажеры. Позитивные люди)) тренера всегда помогут и...»
    Vera Bryzgalova ещё 62 отзыва

    м Менделеевская, ЦАО, Тверской район, Центральный федеральный округ, Москва, Сущёвская улица, 19с4

    Бодибилдинг, айенгара, аштанга йога, классическая йога, нидра, фитнес йога, хатха-йога, аэробика, танцы, массаж.

    «Обстановка в клубе превосходная. Создана приятная и располагающая к занятиям атмосфера, инструкторы заняты своим делом и готовы всегда прийти на...»
    Сергей Николаев ещё 17 отзывов

    м Рязанский проспект, ВАО, район Вешняки, улица Юности, 15

    Фитнес и аэробика, единоборства, конькобежный спорт, скалолазание, танцы, восточные практики, массаж.

    «Хороший зал за вполне демократичную цену. Никакого аншлага по вечерам в будни, можно спокойно заниматься.»
    Кирилл Ешмеков ещё 6 отзывов

    ЗАО, Можайский район, улица Кутузова, 11к2

    Фитнес и аэробика, восточные практики, единоборства, водный спорт, восточный танец, массаж.

    «Максим Курбатов- самый классный теренер. Я хожу на mix fight. Сбросила 5 кг. а еще хорошо негатив выплеснуть. Всегда интересно и весело заниматься.»
    Любовь Костюнькина ещё 59 отзывов

    м Братиславская, ЮВАО, район Марьино, улица Братиславская, д. 30

    Фитнес и аэробика, восточные практики, бодибилдинг, бокс, водный спорт, танцы, массаж.

    «Сергей,на мой взгляд,лучший инструктор по плаванию для детишек,своего пока к нему не отдавала,но собираюсь это сделать в самое ближайшее время!Пока...»
    Ekaterina Vavilova

    В поисках здоровья, жизненного благополучия, а то и развития в себе тайных способностей многие наши современники обращают внимание на всевозможные восточные практики, в особенности на .

    Йогу рекламируют как методику, которая поможет предотвратить заболевания, исцелиться от уже заработанных болезней, даже трудно поддающихся лечению, научит владеть собой, влиять на других, а также дарует приток жизненных сил.

    Большинство людей привлекает в йоге внешняя, как они считают, оздоровительная сторона - лечебные позы, холодные ванны, очистительные клизмы, особая техника дыхания и так далее. Целью ставится улучшение работы внутренних органов и систем - пищеварения, потенции, давления, памяти и других органов. Обыватель полагает, что можно игнорировать мировоззрение йоги и в то же время признавать ее уникальной системой физического и психического развития. В современной йоге используется традиционная индусская гимнастика - хатха-йога, сходная с гимнастикой китайцев и древних персов. Встречаются и такие направления, как раджа-йога, мантра-йога, к которым примыкают «трансцендентальная медитация», мистический даосизм, методы тибетского буддизма, дыхательные техники и прочее.

    Что же несет в себе эта мудрость солнечной Индии?

    Йога является составной частью философско-религиозных учений древней и средневековой . Это система упражнений, методов и приемов, цель которых не только управлять психическими и физиологическими процессами организма, но и восходить к особому духовному состоянию. Изначально йога с ее системой психофизических упражнений ставила целью выработать в душе независимость по отношению к телу, чтобы после смерти человека душа избежала реинкарнации и растворилась в первичной безликой духовной субстанции.

    Физические упражнения, развитые в йоге, по сути являются религиозными обрядами, раскрывающими человека навстречу индусской «духовности». Йогические упражнения в своем непосредственном употреблении связаны с оккультными медитациями, а различные позы йоги отождествляют человека с животными или даже предметами (допустим, «поза кобры», «коровьей головы», «собаки мордой вниз» и другие). Как правило, используются специальные движения тела, фиксированные позы, задержка дыхания, повторение мантры, а также визуализация - такой способ работы с воображением, при котором, закрыв глаза, человек мысленно рисует в темноте какой-нибудь образ и со временем он видит воображаемое весьма ярко и отчетливо. Некоторые позы возбуждают сексуальные центры, по представлениям учителей йоги, это нужно, чтобы воспользоваться сексуальной энергией, преобразовать ее и распределить по всему телу для оздоровления и бодрости.

    К сожалению, далеко не все понимают, что религиозная вера, нравственность и внешние обряды, практика глубоко взаимосвязаны, так что нельзя использовать какую-то практику саму по себе, не испытав влияния той духовной сути, какую выражает эта практика. Даже внешние движения могут заключать в себе определенную формулу-знак, сообщающую душе соответственное индийской религии настроение. Индийско-оккультные или восточные системы предлагают свои психотехнические приемы, направленные на «расширение сознания», «сверхчувственное восприятие» и «открытие внутренних пространств». Подлинная же цель всех видов йоги - раскрыть в себе скрытую «божественность», слиться с первореальностью и таким образом выявить в себе сверхъестественные духовные силы. Вот как откровенно признается знаменитый апологет йоги, формально принадлежавший к католическому ордену бенедиктинцев, француз Жан-Мари Дешане в своей книге «Христианская йога»: «Цели индийской йоги - духовные. Можно приравнять к предательству забвение этого и сохранение только физической стороны этого духовного учения, когда люди видят в ней только средство достижения телесного здоровья и красоты. <…> Искусство йоги заключается в том, чтобы погрузить себя в полное безмолвие, отбросить от себя все мысли и иллюзии; отвергнуть и позабыть все, кроме одной истины: истинная сущность человека - божественна; она есть Бог, об остальном можно только мечтать» .

    В индуизме многих привлекала как раз мысль о том, что человек сам по себе божествен, что в нем заложены все совершенства, которые можно раскрыть с помощью особых методик, и значит, тяжелый путь к Богу через преодоление своих страстей, который предлагает христианство, вовсе не обязателен. Надо просто выявить в себе скрытую божественность. Интересно заметить, что одним из распространенных выражений-мантр в Индии является «со-хам, со-хам», то есть «Я - это Он, Я - это Он». Как известно, ощущение собственной значимости, самодостаточности, соединенное с чувством эйфории - самонаслаждения, в христианской аскетике называется прелестью, то есть обольщением, самообманом. Человек мнит себя божественным, в действительности же остается без Бога, зато темные силы льстят его гордости имитацией божественных совершенств. Это повторение древнего соблазна стать «как боги» (Быт. 3: 5), обрести божественные знания и силы, что постоянно нашептывает человеку невидимый обольститель.

    Приведем пример из жизни, который отражает подлинную подноготную восточных практик. Есть в Сергиево-Посадском районе женщина, которая, будучи крещена в Православии, в какой-то момент увлеклась . Причем она совсем не думала, что это как-то противоречит христианской вере. Просто, не имея опыта церковной жизни, лишь изредка обращаясь к молитвослову, она не почувствовала духовной подмены. Ее привлекали нравственные истины буддизма - всепрощение, бескорыстие, отказ от каких-либо пожеланий, нравилась и их медитативная практика, которая, казалось, вносит в смятенную душу долгожданный покой.

    Все больше и больше увлекалась женщина восточной духовностью, достигла, как ей самой в то время казалось, уже немалых успехов. Однажды во сне она увидела двух почтенных буддийских наставников - махатм, которые обратились к ней с такими словами: «Ты уже достигла многого. Но чтобы придти к полному совершенству, тебе осталось сделать только одно - отречься от Христа». С изумлением женщина спросила: «Но зачем это нужно, ведь я считала, что христианство не противоречит буддизму?» Она, как и многие наши современники, полагала, что разные религии - пусть и различные, но равноправные пути к Богу, перед Христом же в сердце благоговела.

    Женщина интуитивно почувствовала, что в этом требовании заключается что-то неправильное, чуждое и плохое. Ночные гости ответили: «Это нужно, чтобы придти к полному ». Вероятно, увлекшись буддизмом, она неглубоко вникла в его философию, где ключевое место занимает отречение от всех желаний и привязанностей, стало быть, и от привязанности ко Христу. «Нет, - произнесла она, - я не смогу отречься». «Ах так, - неожиданно отреагировали посетители, - тогда мы будем тебя мучить». В этот момент оба приняли жуткий образ демонов, стали бросать в голову женщине горящие уголья.

    Конечно, можно списать подобное видение просто на кошмарный сон. Но сами истязания воспринимались настолько живо, что страждущая стала кричать. Ее родная мама, услышав крики дочери, и видя, что с ней происходит что-то неладное - какой-то страшный приступ, причем дочь не могла очнуться - вызвала скорую. Врачи бесплодно пытались сделать страждущей укол - мышцы были настолько напряжены, что игла не проникала внутрь. Сквозь сонные истязания женщина вспомнила простую христианскую молитву: «Господи, помилуй!», и демоны со своими мучениями вмиг исчезли. Очнувшись, выпив святой воды, она поняла, что за духовной помощью ей надо идти в храм. Батюшка, вникнув в состояние женщины, рекомендовал ей еженедельно исповедоваться и причащаться.

    Постепенно ее духовное состояние поправилось, только появилась после того ночного события одна особенность - время от времени женщина видела бесов. Как-то раз она повстречала свою знакомую, которая начала увлеченно рассказывать, что заинтересовалась буддизмом и что все это любопытно и здорово. Умудренная горьким опытом женщина хотела тут же предостеречь ее от подобного увлечения, но едва собралась открыть рот, как увидела на плечах собеседницы двух хитрых бесов, которые ловко закрыли той уши и, ухмыляясь, как бы говорили: «Посмотрим, что у тебя получится». Женщина поняла, что все, что она сейчас скажет, не дойдет до ее души.

    Действительно, часто люди настолько увлекаются восточными практиками, что никакие аргументы ими не воспринимаются, и только набитые шишки заставляют их пересматривать свою .

    К сожалению, многие в наши дни полагают, что учение буддизма по ряду вопросов совпадает с христианским, допустим, в преодолении страстей, искоренении греховных желаний, совершенствовании, любви к ближним и жертвенности. Однако внешнее сходство часто скрывает пропасть, в которую падает и разбивается всякий, желающий одним прыжком соединить несоединимое. Хочется привести размышления исследователя религий Индии князя Н. С. Трубецкого о том внешнем сходстве и глубоком внутреннем различии, которое наблюдается между буддизмом и христианством: «Путь к достижению нирваны Будда указал двоякий. С одной стороны, психофизические упражнения самопогружения, сосредоточенной медитации, задержки дыхания и прочее, по приемам почти тождественные с системой йоги. Но с другой - самопожертвование и ко всему существующему. Однако этот второй путь есть как бы часть первого, особое психофизическое упражнение. Любовь, милосердие, сострадание - все это для буддиста не чувства, ибо ведь чувств у него в душе остаться не должно, а лишь результат, следствие полной утраты чувства своей индивидуальности и своих личных желаний: при таком психическом состоянии человеку ничего не стоит жертвовать собою для ближнего, ибо, не имея собственного желания, он, естественно, с легкостью исполняет желания других. Подавить свою волю настолько, чтобы поступать исключительно по воле другого, рекомендуется именно в виде упражнения. Всепрощение рассматривается как средство уничтожения чувства: равнодушие находит свое завершение, когда человек относится к врагу совершенно так же, как к другу, когда он равнодушен к радости и к боли, к чести и к бесчестию» . Иными словами, такой человек уподобляется роботу, который не имеет ни личности, ни чувств, и потому бесстрастно выполняет любую заложенную в нем программу. Вопреки этому, в христианстве жертвенность, прощение, любовь основываются не на подавлении в себе желаний, не на уничтожении личностного начала, а на чистоте сердца, стяжавшего Божию благодать. Душа, обретшая в Боге свободу от греха, с радостью помогает ближним, она прощает и жертвует, потому что любит - в этом ее сокровенное счастье.

    Возвращаясь к йоге, заметим, что упражнения с дыханием и позы тела подготавливают человека к определенным духовным переживаниям. Повторим, что подлинная цель йоги религиозно-аскетическая. Сами йоги считают, что на высших ступенях этой аскетической практики, когда останавливаются все психические процессы и человек достигает самадхи, то есть состояния сосредоточения без содержания, в нем «выжигаются семена кармы», и это освобождает его от нового перерождения, позволяет уже навсегда освободиться от тела и прекратить свое существование как . Здесь мы видим кардинальное расхождение с христианством, в котором личность не уничтожается, а преображается и достигает высшего своего самовыражения в приобщении Богу.

    Согласно христианскому учению, в душе, соединившейся с Богом, раскрываются дары, данные конкретному человеку. И даже в будущем веке, после всеобщего воскресения, когда «будет Бог все во всем» (1 Кор. 15: 28), личность не уничтожится, ибо, как сказано в Писании, мы увидим Бога «лицем к лицу» (1 Кор. 13: 12), то есть общение с Богом - это всегда глубоко личное общение, которое и в общем соборном молении не обезличивается. Этот опыт в той или иной мере доступен каждому христианину здесь и сейчас. И в этой личной встрече с Богом как Жизнью, Любовью и Радостью, наша собственная жизнь становится более подлинной, внутренне насыщенной, вдохновенной и яркой.

    Существенную роль в йоге играет медитация. (от лат. meditatio - размышление) есть внутреннее сосредоточение ума на определенной идее. Медитирующий мысленно отрешается от всех внешних объектов, стремясь к определенному психическому состоянию.

    Если молитва есть обращение к Богу, то медитация - беседа с самим собой, по сути же, самогипноз. Предполагается, что медитация пробуждает у медитирующего глубокие силы, дремлющие в глубине души, и такой человек становится способен, например, к ясновидению. Если в христианстве существует умное делание и молитва Иисусова, в которых христианин всем своим существом обращается к Богу и Его милости, то в оккультизме и восточных практиках посредством медитации человек в самом себе ищет тайный ход, ведущий к духовному совершенству. В индуистской медитации человек стремится к тождеству с абсолютом и, достигая транса, приходит к ощущению, что он един с божеством, а точнее, что в нем самом выявлена изначальная божественность.

    Медитация, как опыт нехристианской религиозно-мистической практики, естественно, влечет за собой духовные состояния вне Христа и без причастия Его благодати. Такому человеку рано или поздно может показаться, что он сам становится проводником высших откровений, несущим на земле особую миссию. Вспоминается пример индийского поэта и мистика, одного из основателей бенгальского кришнаизма, Чондидаша (XIV-XV вв.), который с юных лет был посвящен во жрецы богини Дурги. Будучи представителем высшей касты брахманов, Чондидаш полюбил женщину низшей касты, простую прачку Рами. Для брахмана сохранение кастовой чистоты - священный долг. Чондидаш искал разрешения своей личной проблемы в медитации и внутреннем обращении к богине Дурге. В этом делании он стал созерцать свою любимую, и в подобных медитациях Чондидаш обрел уверенность, что сам он - проявление духа Кришны, а Рами - воплощение возлюбленной Кришны - пастушки Радхи. Сам Чондидаш считал, что эту тайну ему открыла богиня Дурга. Вот так оккультная духовная практика увенчивается оккультными откровениями.

    Приносят ли йога и медитативная практика людям какой-то эффект? Часто представители этих практик свидетельствуют, что йога уравновешивает внутренние силы, успокаивает нервную систему. Но в результате, у человека перестает болеть душа. Он не ощущает в своей душе никаких противоречий, и не испытывает потребности исповедать грехи. Таким образом, достигнутая посредством йоги и медитаций успокоенность лишает человека возможности раскаяться во грехах и освободиться от них. Человек достиг душевного комфорта, но в глубинах его души остались неисповеданные , про которые он не вспоминает. На самом деле, душевная неустойчивость в нашей реальной жизни может быть индикатором, подсказывающим, что надо спешить в храм на Таинства, каяться перед Богом, исправлять себя, а йога с медитативной практикой лишают душу этого индикатора.

    Что же касается вроде бы очевидной физической пользы от занятий йогой, то это распространенное заблуждение. Польза от самых простых йогических упражнений наблюдается не больше, чем и от всех остальных физкультурных комплексов. Йога, если заниматься ею серьезно, вредна для здоровья, и мысль о том, что индийские йоги живут долго и не страдают тяжелыми болезнями, глубоко неверна. В 1980-х годах в Индии проводилась всеобщая диспансеризация, которая показала, что йоги живут в среднем даже меньше, чем обычный житель Индии и страдают множеством заболеваний. Например, верхних дыхательных путей и желудочно-кишечного тракта, потому что каждый день они чистят жгутами носоглотку и делают себе клизмы, и со временем разрушается слизистая оболочка в носовой полости и кишечнике; вывихами суставов, артритами и артрозами из-за частого нахождения в противоестественных позах; катарактой глаз, потому что часто концентрируют внимание на солнце. Нашлось немало страдающих хроническими венерическими заболеваниями.

    Поскольку в йоге упор делается на перестройке организма и его ритмов, то это может нарушить биологические процессы таким образом, что психосоматическое расстройство станет необратимым, и ни один врач не сможет понять, что же произошло с человеком.

    В заключение нужно сказать, что во всех мистико-оккультных системах, практиках и медитациях можно встретить какие угодно размышления, мысли, представления, кроме одного - в них нет покаяния. Христианство свидетельствует: по мере приближения души к Богу человек все более ясно видит свое несовершенство и несамодостаточность. Поэтому опыт приближения к Богу утверждает в христианине смирение, покаяние и любовь. Благодаря этому возможна чистая, искренняя радость единения с Господом, Который тебя видит, слышит и любит. Восточный же мистический опыт отвергает личностного Бога, а потому стремится к преодолению личности человека в самадхе или нирване, дает переживание растворения своей индивидуальности в океане безличного. Не встретив личностного Бога, человек в восточном мистицизме естественно стремится к личностной смерти.

    С самого рождения мы нуждаемся в воздухе, пище и воде. Но мало кто задумывается, что есть такая потребность любого живого организма, без которой все остальные потребности становятся неактуальными. Речь идёт об энергии.

    Именно благодаря должному запасу энергии, человек способен мыслить и действовать. Наличие сильной энергетики даёт людям дополнительные возможности, такие как способность к творчеству или целительство. Можно ли поднять свой энергопотенциал, и какие методы для этого существуют?

    Что такое энергетические практики?

    Люди работают со своей энергетикой с незапамятных времён. В какой уголок земного шара мы бы ни заглянули, везде можно найти тайные или, наоборот, широко распространённые техники, передаваемые от одного поколения в другое.
    Управление своим энергетическим балансом, способность расширять свой энергопотенциал - наиболее важные цели любой энергетической практики.

    Есть много способов работы с энергией:

    • Посредством звукового воздействия;
    • Посредством совершения определённых телодвижений;
    • Работа с аурой человека и его энергетическими центрами (чакрами);
    • Работа с дыханием;
    • Получение энергии от природы (от деревьев, солнца, воды, огня, земли и т.д.);
    • Работа с местом силы;
    • Неконструктивные энергетические практики (манипулирование другими людьми с помощью энергии).

    Каждый человек может подобрать для себя такой способ, который наилучшим образом соответствует потребностям его организма, наиболее быстро восполняет запас энергии.

    К наиболее известным видам энергетических практик сегодня относятся:

    Развитая и сильная энергетика самым благотворным образом влияет на человека:

    • Улучшает здоровье;
    • Способствует красоте и долголетию;
    • Создаёт возможность для творчества;
    • Усиливает лидерские качества;
    • Позволяет исцелять себя и других людей;
    • Раскрывает в человеке множество способностей.

    Как бы ни называлась определённая энергетическая практика, какие бы методы и способы работы с энергетикой человека она ни использовала, основной задачей любой энергетической практики является развитие, усиление, защита и гармонизация энергетического поля человека и оздоровление организма, поскольку без достаточного количества энергии существование просто невозможно

    Славянские энергетические практики

    Предки славян издавна знали, что любое проявление жизни является результатом взаимодействия энергий. Когда энергетические потоки в организме сбалансированы, человек счастлив и здоров. А в случае нехватки энергии у человека возникают физиологические и психологические проблемы.

    Славяне знали огромное количество способов для поддержания и восстановления энергетики человека:

    • физические упражнения;
    • психологические настрои;
    • специальные отвары;
    • духовные практики;
    • славянские мантры - «Славы» (обращения посредством песен к Высшим Силам).

    Между древневосточными и славянскими энергетическими практиками есть много сходств. И у славян, и на востоке энергетические системы основаны на взаимовлиянии энергетических потоков, имеющих определённый звук, цвет, частоту, спектр, а также соответствующий энергетический центр на теле.

    У славян также существует понятие «Чакры», однако таких главных энергетических центров славяне насчитывали тринадцать, а не семь (Славяно-Арийский Энергетический Крест).

    Поскольку строение энергетической системы славянина сильно отличается от энергетической системы китайца, араба или японца, популярные учения о чакровой системе не всегда способствуют гармоничному развитию белого человека. Восточные практики выросли из наследия, принесенного на Восток жрецами праславян, до современности они дошли в несколько упрощённом, в сравнении с первоисточником, виде. Поэтому славянам есть смысл начать поиск своей энергетической практики именно с изучения различных славянских систем.

    Белояр

    Славянская энергетическая практика
    «Белояр» - результат слияния родовых знаний древних славян и современных учений, основанных на трудах лучших психологов и нейрофизиологов, таких как Выгодский, Лурия, Бехтерев и Сеченов.

    Система «Белояр» разрешает внутренний конфликт между движением и мыслью посредством естественного тела.

    Эта энергетическая практика состоит из трёх особых этапов:

    1. Терапевтический.
      На этом этапе простые упражнения помогают самовосстановлению позвоночника и всего опорно-двигательного аппарата.
    2. Пластический.
      Благодаря массажу и специальным упражнениям второго этапа, на мышцах развязываются энергетические микроузлы, образующиеся от стрессов и зажатых эмоций.
    3. Боевая форма.
      Упражнения на этом этапе мощно воздействуют на тело, дают огромную подпитку энергией.

    Обучение по системе «Белояр» учит человека целостному мировоззрению, умению при необходимости получать мощный приток энергии, который может быть направлен на исполнение желаний. Есть много видео, рассказывающих об этой удивительной системе.

    Жива

    Не менее известна славянская энергетическая практика под названием «Жива». Живой предки славян называли поток Жизненной Энергии. Славяне верили, что стихии Природы напрямую сообщаются с энергией Вселенной.

    В основу этой экспериментальной пластической гимнастики положен принцип Естественного Движения и представление о гармоничном развитии человека через развитие в нём единства трёх аспектов:

    1. Ментального — Сила Разума;
    2. Чувственного — Сила Любви;
    3. Физического (динамического) — Сила Духа.

    Практикующие славянскую систему «Жива» уверены, что только при равновесии этих 3-х сил человек находится в психофизической гармонии с самим собой и окружающей средой.

    «Жива» состоит их трёх курсов по 12 циклов каждый.

    В каждом цикле отрабатываются разнообразные формы Естественного Движения:

    • Развитие устойчивости и осанки;
    • Растяжки и «протяжки», скручивания и сжатия;
    • Массаж и самомассаж;
    • Работа с предметами;
    • Работа на динамику ног и рук;
    • Парная работа на динамику;
    • Работа с силой;
    • Работа с репрезентативными системами восприятия;
    • Пластический танец и самозащита, а также многое другое.

    Наше тело является воплощением Земли, а Земля – это воплощение самой Природы.Благодаря внутреннему ощущению потока энергии Живы, человек выполняет своё Предназначение и становится Творцом своей жизни

    Здрава

    Славянская энергетическая практика «Здрава» - это самобытная система оздоровления, основанная на опыте наших предков. Она больше других славянских систем похожа на восточные практики.

    Здрава содержит в себе такие методы:

    • Оптимизацию питания и образа жизни;
    • Лечебную и гигиеническую гимнастику;
    • Использование ресурсов природы для исцеления;
    • Особые методы мануального воздействия;
    • Применение растительных, животных и минеральных лекарств.

    По системе Здрава человек состоит из 4-х начал:

    1. Огонь;
    2. Вода;
    3. Земля;
    4. Воздух.

    Эти 4 начала в идеале находятся в динамическом равновесии - в ладу.

    Достижению равновесия в Здраве способствуют определённые ключи-упражнения:

    • Ключи Свода Перуна (стихия Огня) - волевая психологическая суггестивная гимнастика, активизирующая сознание, пробуждающая внутренние силы.
    • Ключи Свода Велеса (стихия Земли) - упражнения, направленные на увеличение мышечной силы и аккумуляцию внешних сил.
    • Ключи Свода Хорса (стихия Воды) - снимают внутренние дисфункции в теле, делают человека проходимым для энергии, помогают самомобилизации.
    • Ключи Свода Стрибога (стихия Воздуха) - развивают контроль над телом, обеспечивают полноценное функционирование тела, приводят в движение внутреннюю силу.

    Помимо 4-х основных ключей, существует множество дополнительных. Например, ключи Свода Макоши - упражнения, действующие на половую систему, корректирующие сексуальную жизнь человека. Славянская Здрава возвращает человека к естественному образу жизни в гармонии с природой.

    Восточные энергетические практики

    Большинство известных сегодня энергетических практик относятся к восточным системам. Древние лекари Востока никогда не отказывались от утверждения, что у тела человека есть не только физическая, но и энергетическая составляющая.

    Большинство восточных энергетических практик помогают человеку:

    • восстановить работу чакр;
    • уравновесить жизненную энергию в теле;
    • подготовить тело к приёму и сохранению энергии.

    Когда энергия жизни (Ци - у китайцев, Прана - у индусов) проходит свободно - человек активен и здоров!

    Управление жизненной энергией - это:

    • Основа лечения многих физических заболеваний;
    • Изменение сознания и жизни человека в лучшую сторону;
    • Раскрытие невероятного энергетического потенциала.

    Рэйки

    Энергетическая практика Рэйки - метод целительства и, одновременно, философия. Но любое из таких однозначных определений является однобоким. Это, скорее, система исцеления Жизни — самоорганизующаяся и самовосстанавливающаяся.

    Рэйки - это многогранная наука, искусство применения естественной Вселенской энергии. Это необычайно эффективная техника саморегуляции с целью релаксации и снятия стрессов. Практика Рэйки даёт гармонию, баланс и целительство.

    Люди, практикующие Рэйки, используют свои руки для трансляции универсальной энергии для исцеления себя и других людей, а также для достижения энергетического равновесия. Для этого ладони целителя последовательно располагаются на теле пациента в «позициях Рейки».

    Древнее китайское искусство саморегуляции организма Цигун является не только традиционной оздоровительной системой, но и основой стилей китайских боевых искусств.

    Цигун - это:

    • Определённая философская концепция;
    • Китайские боевые искусства;
    • Медитативные практики;
    • Гимнастические упражнения, снимающие телесные зажимы и ментальные блоки.

    Понятие
    Ци - жизненная энергия, являющаяся основой существования любого организма. Цигун учит человека контролю энергии для успокоения эмоций, сознания и тела.

    Цигун способствует духовному пробуждению человека и развитию его личности, освобождению его сознания и пониманию своей истинной природы.

    Дзен

    Оздоровительная энергетическая система Дзен - древнее тибетское искусство саморегуляции организма. Дзен включает в себя медитативные практики и простые упражнения, направленные на освобождение от физических блоков и энергетических зажимов.

    При помощи практики Дзен человек распределяет чистую жизненную энергию Ки по всем органам и системам организма.

    Комплекс упражнений Дзен включает в себя:

    • дыхание;
    • визуализации;
    • движения.

    При регулярных занятиях Дзен все органы и системы человеческого организма омолаживаются, наблюдается уверенная нормализация веса.

    Йогой сегодня называют совокупность разнообразных физических, духовных и психологических практик, входящих в разные направления буддизма и индуизма.

    Если говорить о Йоге как об энергетической практике, то некоторые виды Йоги работают с энергией очень плотно:

    • Пранаяма - контроль над жизненной энергией (Праной) посредством специальных дыхательных практик.
    • Хатха-Йога - асаны помогают устранению энергетических блоков в теле человека.
    • Нидра-Йога - получение энергии посредством «сна йогов».
    • Кундалини-Йога - пробуждение энергии Кундалини.
    • Тантра-Йога - высвобождение энергии посредством специальных обрядов и практик.
    • Йога управления энергетическими потоками.
    • Некоторые другие виды Йоги.

    Ежедневные занятия Йогой существенно поднимают энергетический тонус, делают сознание и тело более гибкими.

    Оздоровительная система К. Ниши

    Оздоровительная система японца Кацудзо Ниши - особый образ жизни, который направлен на восстановление ресурсов организма.

    Создавая свою систему, Ниши основывался на целостном подходе к организму. Он считал, что не стоит лечить отдельный орган, поскольку организм является мощной саморегулирующейся системой. Главными причинами болезней Ниши полагал недостаточность кровообращения и плохое функционирование гломуса (артериовенозного канала, по которому кровь прямиком движется от артерий к венам, не проходя через капилляры).

    Эти причины приводят к следующим изменениям в организме:

    1. Изменение костей скелета;
    2. Изменение жидкостей организма (лимфа, кровь);
    3. Изменение внутренних органов;
    4. Упадок душевных сил.

    Лишь комплексное воздействие на организм может победить болезнь.

    Тайцзицюань

    Хотя сегодня Тайцзицюань (Тайчи) пользуется популярностью как оздоровительная гимнастика, но приставка «Цюань» (Кулак) говорит о том, что когда-то Тайцзицюань являлся боевым искусством.

    Практика Тайцзицюань избавляет от многих проблем:

    • очищает сознание и энергию;
    • укрепляет эмоционально-чувственную сферу;
    • наделяет человека здоровьем.

    Действие на принципах Тайчи обязательно должно подтверждаться стилем жизни человека, только тогда практикующий может назвать себя Мастером.

    Гимнастика У-Шу

    Китайская гимнастика У-Шу - ответвление
    боевого искусства Кунг-Фу, включающая в себя гимнастику, направленную на физическое и духовное совершенствование. У-Шу развивает скрытые способности, быстро восстанавливает потраченную энергию, оздоравливает или излечивает организм.

    Гимнастика У-Шу - комплекс физических и дыхательных упражнений. Эти упражнения направлены на достижение гибкости, развитие мышц, сухожилий и суставов, поддержание выносливости, оздоровление организма. Помимо этого, занятия У-Шу положительно сказываются на общем развитии опорно-двигательного аппарата, формировании осанки, отлично снимают мышечное и эмоциональное напряжение.

    Западные энергетические практики

    Современные люди полагают, что религия, культура, стиль жизни и представления о мире европейца и азиата фактически не имеют каких-либо точек соприкосновения. Однако западные энергетические практики доказывают обратное.

    Метод Боуэна

    Способность человеческого тела к самоисцелению послужила Боуэну толчком к разработке его авторской методики. Суть методики состоит в том, что выполнение серии лёгких круговых движений для стимуляции потока энергии вызывает ответную реакцию тела. Эта реакция способствует восстановлению функции самоизлечения организма.

    Методика Боуэна использует всевозможные комбинации движений, воздействует либо на всё тело в целом, либо на какие-то отдельные участки. Ощущая руками напряжение тканей, специалист устраняет стресс, накопленный в мышцах, стимулирует потоки энергии в теле, добиваясь общей релаксации организма.

    Хотя отзывы об этом методе довольно неоднозначные, многим пациентам этот метод подходит лёгкостью применения.

    Нейролингвистическое программирование (НЛП)

    Работа с энергией является одним из направлений НЛП. Нейролингвистическое программирование рассматривает энергию как ресурс человеческой жизни, возможность целенаправленно тратить определённое количество силы за единицу времени.

    Любая энергетическая система - баланс прихода и расхода энергии, периодически она требует оптимизации. Человек функционирует посредством передачи импульсов нейронами. Если его энергетическая система «засорена» различного рода помехами и блоками, то требуется очищение энергетики.

    Успешно функционирующий человек отличается:

    • устойчивым наращиванием энергии;
    • переходом от использования «чужеродных» программ к самопрограммированию.
    • формированием способностей и качеств, способствующих расширению восприятия.

    Холотропное Дыхание

    Метод трансперсональной психотерапии, известный под названием Холотропное Дыханиепо сути является гипервентиляцией лёгких посредством учащённого дыхания. В результате сужения сосудов мозга активируется подкорка, что вызывает давно вытесненные из сознания негативные переживания. Метод был разработан психологом Станиславом Грофом в 70-е годы прошлого столетия, когда он считался заменой наркотику ЛСД.

    Холотропное Дыхание включает элементы:

    • учащённое дыхание;
    • этническую, трансовую и ритуальную музыку;
    • специальные формы работы с телом.

    Холотропное Дыхание обладает целительным и трансформирующим эффектом. Сеансы Холотропа выводят из подсознания неприятные эмоции и тяжёлые физические ощущения, что позволяет полностью освободить от них человека.

    Антропософия

    Рудольф Штайнер разработал уникальную медицинскую систему, полностью сосредоточенную на человеке. Её применение гармонизирует физический, духовный и астральный уровни человеческого бытия. Согласно антропософии, человек достигает высших состояний, сознательно развивая свои силы и способности.

    Антропософия оперирует такими понятиями, как:

    • внутренний покой;
    • медитация;
    • осознанное сновидение;
    • чакры;
    • ясновидение.

    Чем сильнее продвигается человек в душевном развитии, тем правильнее функционирует его организм.

    Есть ли разница?

    Ознакомившись с различными системами и учениями, человек может задать такой вопрос: есть ли существенная разница между мужскими и женскими энергетическими практиками? Большинство компетентных источников утверждает, что есть, но это утверждение абсолютно ни на чём не основано, и используется скорее для привлечения внимания людей. На самом деле вы можете заниматься любой энергетической практикой на ваш выбор: все практики одинаково подходят для мужчин и женщин.



  • Разделы сайта