Какие страны выигрывали зимние олимпийские игры. Очень интересные факты из истории зимних олимпийских игр. Страны — хозяйки Олимпиад

В конце 1920-х гг. советское руководство во главе с И.В. Сталиным решило в кратчайшие сроки создать усилиями государства и мобилизацией всех ресурсов мощную тяжелую промышленность как основу социалистической экономики, военно-промышленного комплекса и топливно-энергетического хозяйства, развития транспорта, особенно автомобильного и авиационного, а также тракторостроения как технической базы коллективизации села. В расчет принималось не только то, что крупные высокопроизводительные предприятия скорее и полнее удовлетворят запросы народного хозяйства, но и что ими легче управлять из центра, и на их основе можно ликвидировать остатки традиционной многоукладности - массы мелких кустарных предприятий как наследия прошлого.

Решить эти задачи при помощи Запада - в форме инвестиций (через предоставление концессий), либо платной технической помощи было единственно возможным. Через несколько лет после свертывания нэпа прекратилась выдача концессий.

При продолжении импорта машинной техники и оборудования развивались другие отношения с западными фирмами, которые начинали внедряться при нэпе.

Попытки самостоятельно проектировать и строить крупные, технически сложные объекты не удавались. Неудача постигла первый советский проект Магнитогорского металлургического комбината, строительство Сталинградского и Челябинского тракторного, Свирской ГЭС и др. Главная причина - директивы об увеличении размеров предприятий и срочной сдаче их в эксплуатацию. Первая и вторая пятилетки имели целью создание новейших капиталоемких отраслей - авиационной, автомобильной, тракторной, химической, машиностроительной, электротехнической и смежных производств, а также размещение промышленности восточнее и южнее Урала, на удаленных от границ территориях. К 1933 г. требовалось построить и реконструировать около 1500 объектов.

Техническая помощь осуществлялась по специальным договорам или включалась в контракты о поставках оборудования. По срокам они были намного короче концессий и привлекательнее для зарубежных фирм, поскольку не требовали рискованных инвестиций. В период депрессии 1930-х годов западные компании особенно нуждались в крупных заказах, а Советский Союз получил возможность овладеть передовой техникой и производственными навыками в кратчайшие сроки. Разумеется, за валютную выручку от наращивания экспорта и работы «Торгсина» как внутреннего источника поступления ценностей в первой половине 30-х гг. Во внешнеэкономической политике советское правительство добивалось, подчас в грубой форме, активного баланса в торговле с любой страной и долгосрочного кредитования поставок, «Могут убраться к черту…».

По договору о технической помощи иностранная фирма обязывалась подготовить строительный или технологический проект с полным его описанием и спецификациями оборудования, станков и механизмов; передать заказчику технологические секреты, патенты и др.; прислать своих представителей для наблюдения за строительством и пуском объекта; разрешить определенному количеству советских инженеров и рабочих осваивать производственные методы компании на ее предприятиях.

Заказчик должен был компенсировать исполнителю (инофирме) стоимость изготовления чертежей, командировок и работы ее сотрудников в СССР, создать им необходимые бытовые условия. Компания получала вознаграждение, составлявшее ее прибыль, в виде определенного процента от сметной стоимости работ, но чаще - вписанную в договор сумму. Советская организация обеспечивала рабочую силу, сырье и материалы и финансировала строительные работы. Русские и иностранные специалисты работали в тесном контакте, причем русские и сами учились у них, и давали оценку выполненным проектам. По спецификациям, выданным фирмой, заказывали или приобретали готовое оборудование, но там, где можно было получить кредит или купить дешевле. Каждое крупное советское предприятие получало оборудование от целого ряда американских и европейских машиностроительных компаний.

Помимо договоров техпомощи, имелись другие источники изучения промышленных достижений Запада. Это переводы книг Г. Форда, Г. Гантта, Ф.У. Тейлора и др. В «Биографической хронике» В.И. Ленина есть сведения, что за день до смерти, 20 января 1924 г., вождь мирового пролетариата смотрел в Горках фильм о сборке тракторов на заводе Форда. Зарубежные автомобили, трактора и другая техника экспонировались на промышленных выставках.

В СССР возвращались рабочие, покинувшие страну до революции, и рабочие - иностранцы, сочувствовавшие социализму и стремившиеся помочь «русским товарищам».

Их использовали в качестве мастеров, бригадиров и наставников.

Безлицензионное копирование зарубежной техники стало распространенной практикой. Выпуск тракторов «фордзон» под заводской маркой «Красный Путиловец» по чертежам, снятым с разобранных американских машин, обнаружил заместитель Генри Форда Чарлз Соренсен во время поездки в Советский Союз в августе 1929 г. Однако незнание запатентованных компанией Форда методов массового производства и секрета изготовления специальных сталей привело к трудностям при сборке и частым поломкам советской машины. Начальник «Автостроя» в 1931 г. дал указание копировать те станки, которые можно было изготовить в СССР. Копирование оборудования для нефтяной промышленности выявил в 1935 г. в Баку американский инженер-нефтяник. Еще пример - выпуск копий легкового автомобиля «Бьюик» модели 32-90. Автомобиль представительского класса ЗИС-101 (1937 г.) сохранил конструктивную преемственность от американского прототипа.

Сбором научно-технической информации занимались советские отраслевые управления («Автострой», «Магнитострой», «Тракторострой» и др.), имевшие своих представителей и приемщиков оборудования за рубежом. В США их деятельность координировал «Амторг» (AmtorgTradingCorporation) - созданная в 1924 г. компания с отделениями в Нью-Йорке, Москве и ряде городов СССР и США. Формально независимая, чтобы получить легальный статус в Америке, она являлась советским торговым посредником с информационными и разведывательными функциями и подчинялась наркоматам внешней торговли и иностранных дел. Сделки и контракты с американскими фирмами и специалистами и оплата их услуг проводились через «Амторг».

Зарубежные командировки и производственная практика считались в СССР самым эффективным способом обучения, так как на иностранных заводах можно было научиться гораздо большему, чем у командированных в СССР специалистов. Сотни человек ежегодно направлялись за рубеж. Инженер И.Б. Шейнман с удивлением описывал открытость американцев. Он и его товарищи получили беспрепятственный доступ к разнообразным техническим данным, могли делать зарисовки и бесплатно снимать копии.

Запатентованные секреты не разглашались, но все остальное считалось лучшей рекламой для фирмы.

Германские компании играли важную роль в индустриализации CCCР, однако Советский Союз нуждался в индустриальных гигантах американского типа. В сентябре 1927 г. в Политбюро ЦК ВКП(б) была создана постоянная комиссия по техническим и научным связям с США. Американская помощь привлекалась для строительства гидроэлектростанций, развития нефтяной, горнодобывающей, угольной, химической, металлургической, электротехнической промышленности, но прежде всего для массового производства автомобилей, тракторов, авиационных двигателей и другой стандартизованной продукции.

Днепровская ГЭС была построена по советскому проекту, но с участием, в качестве консультантов, американской компании CooperEngineering и немецкой фирмы Siemens. Крупнейшие в Европе Сталинградский, Харьковский и Челябинский тракторные заводы, Магнитогорский металлургический комбинат, Нижегородский (Горьковский) автозавод были американского типа и американского происхождения. Компании Albert Kahn, Inc., Ford Motor Company, International General Electric, International Harvester, Radio Corporation of America идр. стализарубежнымипартнерамиСоветскогоСоюза.

Внедрение американских методов было необходимо и в капитальном строительстве. В США проектирование начиналось одновременно с земляными работами, разные стадии проекта делались параллельно, бригадным способом, вместо размножения чертежей вручную на кальке, применялись светокопировальные машины. Стальные и железобетонные конструкции подбирались по каталогам для ускорения монтажа.

Проектно-строительные фирмы либо имели у себя всех специалистов и рабочих, либо заключали договоры подряда. Строительные работы были механизированы. Фирма

Альберта Кана, спроектировавшая ряд крупных предприятий в США, включая автозаводыФорда, внедрила в Советском Союзе принципы типового строительства.

По отечественным данным, в 1923-1933 гг. в тяжелой промышленности СССР было заключено 170 договоров техпомощи: 73 с германскими компаниями, 59 с американскими, 11 с французскими, 9 со шведскими и 18 - с фирмами из других стран. Но едва ли можно определить, чья помощь оказалась решающей, поскольку многие стройки стали «интернациональными». Например, объединение «Востокосталь» заключило договор с американской фирмой ArthurMcKee на создание генерального плана

Магнитогорского комбината, с германской компанией Demag - на проектирование его прокатного цеха, а еще одна немецкая фирма обязалась осуществлять буровые работы для Магнитостроя. У Всесоюзного химического объединения «Всехимпром» насчитывалось 20 договоров с компаниями США, Германии, Италии, Франции, Норвегии, Швеции, Швейцарии, и др.

Из 170 договоров 37 были досрочно расторгнуты по разным причинам. По советским оценкам, одни оказались слишком дорогостоящими, другие - малополезными, третьи не укладывались в график пятилетки. В ряде случаев производственная база оказывалась недостаточной для использования новейших технологий, или же их удавалось освоить до истечения контракта. Увеличение объема заданий компании ArthurMcKee без дополнительного вознаграждения привело к разрыву контракта. Споры по финансовым и другим вопросам помешали детройтской компании A.J. Brandt завершить техническую реконструкцию автозавода «АМО» в Москве.

Можно обозначить два обстоятельства, значительно сокративших использование технической помощи после 1933 г. Во-первых, успехи самой индустриализации.

Множество новых и реконструированных предприятий начали давать продукцию, а некоторые сами стали центрами распространения передовых технологий и подготовки кадров. Во-вторых, колоссальные расходы, которые жестко контролировала Валютная комиссия Политбюро, влиявшая на все решения о закупках за рубежом.

В годы Великой депрессии сократился и без того небольшой советский экспорт в США, а кредитоспособность американских фирм в целом понизилась. Политическая кампания против репрессий и принудительного труда в СССР усугубила ситуацию. 25 августа 1931 г. И.В. Сталин «ввиду валютных затруднений и неприемлемых условий кредитов в Америке» потребовал прекратить заключение контрактов в США и «по возможности порвать» уже имевшиеся соглашения. Заказы рекомендовалось перенести в Европу или на советские заводы, не делая исключений даже для важнейших строек пятилетки. В 1932 г. Политбюро распорядилось досрочно прекратить закупку автомобильных комплектующих у компании Форда. В годы второй пятилетки общий объем технической помощи сократился, но закупка оборудования продолжалась.

Передача советским инженерам и рабочим технологий и производственного опыта оказалась очень трудной задачей. Одни и те же вопросы понимались и решались по-разному.

Советские стажеры на американских предприятиях, и в частности, на Ривер-Ружском заводе Форда, были вполне довольны. Им показывали и объясняли все, что их интересовало. Но часть приезжих нарушала дисциплину, и администрация отмечала случаи прогулов и неподчинения мастерам. Иностранные специалисты, приезжавшие в СССР, удивлялись плохой дисциплине. Инженер компании Форда П. Макгрегор в 1929 г. жаловался дирекции завода «Красный Путиловец», что «в механическом цеху почти всегда можно заметить группки от двух до шести человек, которые сидят и курят в рабочее время. Не похоже, что у них есть работа или кто-то пытается ее дать. Если им нечего делать в цеху, я бы выдал этим мужчинам лопаты и ломы, которыми с успехом пользуются молодые женщины, работающие во дворе. За всю свою жизнь я повидал меньше девушек, занятых тяжелым ручным трудом, чем за один час, проведенный здесь» .

В свою очередь, «Амторг» обвинил компанию Форда в манипулировании ценами на заказанное оборудование, хотя расчеты велись по заводской себестоимости. Пришлось расследовать причины «переплаты» в размере 750,331 долл. и гораздо более низких расценок на аналогичные станки для ее завода в Калифорнии. Как выяснилось, советский заказчик, «Автострой», требовал дополнительного технического контроля и проверок, чтобы получить надежные гарантии качества. На выполнение советских заказов ушло, таким образом, гораздо больше оплачиваемого рабочего времени, чем предполагалось ранее.

Методы AustinCompany - стандартизация и быстрота проектирования и монтажа зданий и оборудования, считались на «Автострое» не отвечающими советским условиям.

Автостроевцы сопротивлялись нововведениям и пытались изменить проект автозавода согласно своим представлениям. Американская стройиндустрия опиралась на готовые стандарты и спецификации стальных конструкций, железобетонных изделий и т.д., а советские строители экономили эти дефицитные материалы. Тем не менее, один из руководителей стройки, инженер П.Я. Макаровский, указывал на решающую роль инженеров Austin в быстром проектировании автозавода. Без них, подчеркнул он, мы бы топтались на месте. Критику американских методов производства работ следует заменить тщательным изучением их, овладением ими и переходом на них.

Имела ли место зависимость от западных технологий? Отечественным вкладом в индустриализацию стало не повторное изобретение того, что уже применялось за рубежом, а правильный выбор проектирующих компаний и импорт оборудования. Однако распространенное на Западе мнение об исторически сложившейся «технологической зависимости» России искажает сложный и многоаспектный процесс мирового перемещения технологий. Модернизацию советской экономики нужно правильно понимать.

Она осуществлялась благодаря жесткой экономической политике - отказу от выплаты царских долгов, отсутствию внешних заимствований, мобилизации людских, сырьевых и финансовых ресурсов, подчинении экспортной торговли задаче получения иностранной валюты и ее «экономии» различными способами - вплоть до копирования образцов машин и оборудования и нарушения контрактных обязательств перед иностранными фирмами.

Советские организации изучали достижения западных компаний, формулировали задания, участвовали в проектировании, выбирали оборудование, финансировали заказы и строительство. Трудовой героизм сыграл определенную мобилизующую роль, но проявлялся он главным образом в виде сверхурочного физического труда, тогда как заимствование западных технологий имело решающее значение для создания современных предприятий. Превращение «первенцев индустриализации» в центры развития отраслей, распространения передового опыта и подготовки кадров стало уже внутренним процессом. Однако «дефицитных» рабочих и специалистов, имевших стаж работы за рубежом, не всегда удавалось закрепить за пославшими их предприятиями, так как их «перебрасывали» с одного завода на другой.

В советской системе 20-30-х годов перемешались бесхозяйственность и энтузиазм, текучка кадров, стремление учиться у Запада и оковы устаревшего опыта. После колоссальных затрат на модернизацию советская промышленность, работавшая почти целиком на внутренний рынок, долго не обновляла основные фонды, полученные в 30-е годы, и лишь поставки новейшей техники по ленд-лизу в годы Второй мировой войны и получение трофейного германского оборудования помогли решить эту задачу.

Из 118 договоров о технической помощи, заключенных в 1920-1930 гг. (большей частью в 1928-1930), и 218 договоров на протяжении 1929-1945 гг. на долю американских фирм пришлось, соответственно, 64 и 139, или 54 % и 64 %. В силу форс-мажорных обстоятельств советская инженерно-техническая мысль эпохи индустриализации сосредоточилась на поиске подходящих исполнителей крупных отечественных заказов за рубежом и взаимодействии с ними. 1920-е - 1930-е годы дали примеры не повторившегося в истории мирного экономического сотрудничества между людьми и организациями из двух различных систем. Оно позволило нашей стране войти в высшее звено индустриально развитых держав ХХ столетия.

Как отмечали исследователи, «желаемое достижение технико- технологической независимости советской России оборачивалось консервацией отсталости, ибо порождало хозяйственные механизмы, ориентированные, прежде всего, на количественный рост и отторгавшие всякие радикальные новшества». Япония же после Второй мировой войны заимствовала промышленные достижения Запада с совершенно иным результатом.

Программа широкомасштабной индустриализации была не по силам государственному бюджету ССР (поступления в бюджет составляли не более 5 млрд руб. в год). Получение иностранных займов было невозможно из-за отказа советского правительства платить по царским долгам. Поэтому речь могла идти только о еще не использованных внутренних ресурсах.

Одним из главных источников накопления средств для индустриализации стало перераспределение доходов населения в пользу государства. Перекачка средств шла по разным каналам.

Прежде всего, были распределены доходы аграрного сектора. В июле 1928 г. на пленуме ЦК Сталин сформулировал идею «дани» с крестьянства посредством так называемого «добавочного налога». Он стал взиматься через систему монопольно завышенных цен на промышленные товары и искусственно заниженных цен на закупаемую государством у крестьян сельскохозяйственную продукцию. «Перекачка средств» представлялась как вынужденная мера для сохранения высоких темпов индустриализации. Но в последующем она была возведена в норму и на долгие годы стала основой хозяйственного строительства в СССР.

С целью экономии средств государство сдерживало рост заработной платы рабочих и служащих. Это позволяло из того же фонда зарплаты оплачивать труд работников, занимающих новые места.

Дополнительным источником средств для индустриализации были внутренние государственные займы, размещавшиеся как среди городского, так и среди сельского населения. Они начали выпускаться с 1926 г., постепенно превратившись из добровольных в обязательные. Норма подписки на заем составляла среднемесячную заработную плату в течение года.

Крупным источником дохода бюджета стала продажа водки. Еще недавно правительство заверяло, что алкоголь, с помощью которого царский бюджет имел полумиллионный доход, не получит в Советской России широкого распространения. Теперь мнение изменилось. В частности, Сталин стал говорить, что наивно думать, будто социализм можно построить в «белых перчатках», нужно отбросить ложный стыд и открыто пойти на максимальное увеличение производства водки. И это было сделано.

В качестве источника средств для промышленного строительства использовалась денежная эмиссия. С 1930 г. денежная масса, находившаяся в обращении, увеличилась более чем в два раза по сравнению со стоимостным объектом продукции, производимой отраслями промышленности группы Б.

Для получения валюты экстраординарными мерами осуществлялся экспорт зерна. Однако, несмотря на то, что принимались самые решительные меры по увеличению продажи зерна за рубеж, валютная выручка оказывалась значительно меньше, чем от продажи нефтепродуктов, лесоматериалов, пушнины, льна. Наибольшую выручку от вывоза хлеба удалось получить в 1930 г. - 883 млн. руб. (продажа нефтепродуктов и лесоматериалов дала более 1430 млн. руб.) В последующие годы мировые цены на зерно упали. Поэтому значительный объем экспорта хлеба в 1932-1933гг. составил лишь 369 млн. руб.

Изыскание средств для индустриализации происходило посредством существенных изменений в финансовой системе. Все накопления изымались в госбюджет. Для предприятий вместо 86 видов платежей, существовавших ранее, установили всего два: отчисления от прибыли и налог с оборота, которые лишили их всех накоплений. В сочетании с другими мерами это позволило правительству иметь огромные средства для нового строительства, бесплатного предоставления предприятиям фондов, поддержания нерентабельных предприятий и даже планово-убыточных отраслей. Куликов А.Л. История экономики в вопросах и ответах. Изд-во Проспект, 2005 (Гл. 26, с.179)

Индустриализация страны

Начиная с 1925 г. правительством СССР был взят курс на индустриализацию страны. Индустриализацией называется создание во всех отраслях промышленности, а так же, других сферах народного хозяйства, крупного машинного производства.

Причины проведения индустриализации.

    Ликвидация отставания СССР от западных стран. К моменту проведения 14 съезда партии отставание СССР от Франции, США, Германии заметно усилилось. Это не позволяло на равных вести диалог с западными странами.

    Обеспечение развития СССР в военной сфере. Без мощной промышленности и науки невозможно было наращивание военного потенциала. Но только сильная армия способна сохранить территориальную целостность и независимость любой страны.

    Улучшение уровня жизни рабочих в стране. Высокий уровень безработицы низкая зарплата рабочих могли спровоцировать волнения. Фактически положение рабочего класса в тот период было на много более тяжелым, чем до революции.

Для проведения индустриализации в СССР требовались немалые средства. И, в условиях практически полного отсутствия иностранных инвестиций, их дала коллективизация. Коллективизация, на следующем, 15 съезде, провозглашена основной задачей партии в деревне. Она проводилась жесткими, часто насильственными методами. Сегодня индустриализация и коллективизация в СССР именуются великим переломом.

Первая пятилетка была объявлена в 1929 г. Планы ее, как и последующих пятилеток, были часто завышенными. Наиболее известные стройки 20-х – 30-х годов это: Днепрогэс, Магнитка, Беломорканал, Челябинский, Харьковский, Сталинградский тракторные заводы. Немалую роль в проведении форсированной индустриализации сыграл и народный энтузиазм.

Политика индустриализации привела к заметному снижению уровня жизни населения, особенно крестьянства. Однако уже к концу 30-х годов стали очевидны итоги индустриализации – появилась мощнейшая промышленность (в том числе и новые для СССР отрасли), была увеличена добыча угля и выплавка металла и так далее. Только наличие подобной индустрии позволило СССР победить в грядущей Второй мировой войне.

1.Необходимость индустриализации Россия отставала от мировых держав по качественным показателям экономики, по производительности труда, по технической оснащенности предприятий. Элементы индустриального производства были ослаблены сначала Первой мировой, а затем гражданской войнами. 2.Цели индустриализации : а) ликвидация технико-экономической отсталости страны; б) достижение экономической независимости; в) создание мощной оборонной промышленности; г) развитие базовых отраслей промышленности. 3.Источники индустриализации а) перекачка средств из сельского хозяйства в тяжелую промышленность; б) принудительные займы у населения; в) экспорт товаров (потребление населением ограничено), продажа произведений искусства; г) неоплачиваемый труд под лозунгом соревнования; д) включение труда заключенных в плановую экономику; е) продажа винно-водочных изделий. 4.Особенности индустриализации: а) развитие тяжелой промышленности в ущерб легкой (интересы обороны); б) источники индустриализации – внутренние резервы; в) централизованное распределение ресурсов; г) быстрые темпы (10-15 лет); д) значительная роль государства. 5.Кадры индустриализации Для выполнения установленного плана производства требовалось большое количество рабочей силы, поэтому в короткий срок была ликвидирована безработица, но ощущалась нехватка инженерно-технических кадров. Было увеличено количество высших и средних технических учебных заведений, и за несколько лет было подготовлено 128, 5 тыс. специалистов. Также в плановую экономику был включен труд заключенных. 7.Итоги индустриализации а) всего за 10 лет увеличились темпы роста тяжелой промышленности в 2-3 раза, СССР заняло второе место по абсолютным объемам промышленного производства и первое место по среднегодовым темпам роста промышленного производства; б) СССР стал индустриальным, экономически независимым государством, которое могло обходиться без импорта основных товаров потребления; промышленность стала многоотраслевой; в) возродились многие заводы и фабрики, появилось большое количество рабочих мест, поэтому была ликвидирована безработица; г) Созданный экономический потенциал позволил развернуть многоотраслевой ВПК. 8.Цена индустриализации Скачок в развитии тяжелой промышленности привел к отставанию других отраслей экономики (легкой промышленности, аграрного сектора), сверхцентрализации экономической жизни, предельному ограничению сферы деятельности рыночных механизмов, полному подчинению производителя государству, широкому применению мер внеэкономического принуждения. Жизненный уровень населения оставался одним из самых низких среди развитых стран.

Конспект по истории России

1). Определение : индустриализация - это процесс создания крупного машинного производства во всех отраслях н/х и в первую очередь в промышленности.

2). Предпосылки индустриализации. В 1928 г. страна закончила восстановительный период, достигла уровня 1913 г., но западные страны за это время ушли далеко вперед. Вследствие этого наметилось отставание СССР. Технико-экономическая отсталость могла стать хронической и перейти в историческую.

3). Необходимость индустриализации. Экономическая - крупная промышленность, и в первую очередь группа А (производство средств производства), определяет экономическое развитие страны в целом, и развитие с/х, в частности. Социальная - без индустриализации невозможно развитие экономики, а, следовательно, и социальной сферы: образования, здравоохранения, сферы отдыха, социального обеспечения. Военно-политическая - без индустриализации невозможно обеспечить технико-экономическую независимость страны и ее оборонную мощь.

4). Условия индустриализации: до конца не устранены последствия разрухи, не налажены международные экономические связи, не хватает опытных кадров, потребность в машинах удовлетворяется за счет импорта.

5). Цели, методы, источники и сроки индустриализации. Цели: превращение России из аграрно-индустриальной страны в индустриальную державу, обеспечение технико-экономической независимости, укрепление оборонной мощи и поднятие благосостояния народа, демонстрация преимуществ социализма. Источники: внутренние займы, выкачивание средств из деревни, доходы от внешней торговли, дешевая рабочая сила, энтузиазм трудящихся, труд заключенных. Методы: государственная инициатива поддержана энтузиазмом снизу. Доминируют командно-административные методы. Сроки и темпы: Сжатые сроки индустриализации и ударные темпы ее осуществления. Рост промышленности планировался - 20% в год.

6). Начало индустриализации. Декабрь 1925 г. - 14 съезд партии подчеркнул безусловную возможность победы социализма в одной стране и взял курс на индустриализацию. В 1925 г. закончился восстановительный период и начался период реконструкции н/х. 1926 г. - начало практического осуществления индустриализации. В промышленность вложено около 1 млрд. рублей. Это в 2.5 раза больше, чем в 1925 году. В 1926-28 гг. крупная промышленность выросла в 2 раза, а валовая промышленность достигла 132% от уровня 1913 г.

7). Негативные моменты индустриализации: товарный голод, продовольственные карточки (1928-1935 гг.), снижение заработной платы, нехватка высококвалифицированных кадров, миграция населения и обострение жилищных проблем, трудности с налаживанием нового производства, массовые аварии и поломки, как следствие - поиск виновных.

8). Довоенные пятилетки. За годы первой пятилетки (1928/1929 - 1932/1933 гг.), принятой 5 съездом Советов в мае 1929 г., СССР превратился из аграрно-индустриальной страны в индустриально-аграрную. Было построено 1500 предприятий. Несмотря на то, что первый пятилетний план оказался значительно недовыполнен практически по всем показателям, промышленность совершила огромный скачок. Были созданы новые отрасли - автомобильная, тракторная и др. Еще больших успехов промышленное развитие достигло в годы второй пятилетки (1933 - 1937 гг.). В это время было продолжено строительство новых заводов и фабрик, резко возросла численность городского населения. В то же время велик был удельный вес ручного труда, не получила должного развития легкая промышленность, мало внимания уделялось строительству жилья, дорог.

Основные направления хозяйственной деятельности: ускоренные темпы развития группы А, годовой прирост промышленной продукции - 20%. Главная задача - создание второй угольно-металлургической базы на востоке, создание новых отраслей промышленности, борьба за овладение новой техникой, развитие энергетической базы, подготовка квалифицированных специалистов.

Главные новостройки первых пятилеток: Днепрогэс; Сталинградский, Харьковский и Челябинский тракторные заводы; Криворожский, Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты; автомобильные заводы в Москве и Нижнем Новгороде; каналы Москва-Волга, Беломоро-Балтийский и др.

Трудовой энтузиазм. Роль и значение моральных факторов были велики. С 1929 г. развивается массовое социалистическое соревнования. Движение - «пятилетку в 4 года». С 1935 г. основной формой социалистического соревнования становится «стахановское движение».

9). Итоги и значение индустриализации.

Итоги: введено в действие 9 тыс. крупных промышленных предприятий, оснащенных самой передовой техникой, созданы новые отрасли промышленности: тракторная, автомобильная, авиационная, танковая, химическая, станкостроительная. Валовая продукция промышленности возросла в 6.5 раз, в том числе группа А - в 10 раз. По объему промышленной продукции СССР вышел на первое место в Европе и на второе место в мире. Промышленное строительство распространилось на удаленные районы и национальные окраины, изменилась социальная структура и демографическая ситуация в стране (40% городского населения). Резко возросло число рабочих и инженерно-технической интеллигенции. Средства для индустриального развития были взяты путем ограбления загнанного в колхозы крестьянства, принудительных займов, расширения продажи водки, вывоза за границу хлеба, нефти, леса. Невиданного уровня достигла эксплуатация рабочего класса, других слоев населения, заключенных ГУЛАГа. Ценой огромного напряжения сил, жертв, хищнической растраты природных ресурсов страна вышла на индустриальный путь развития.

Форсированное строительство социализма. Индустриализация и коллективизация.

ПЛАН ПОСТРОЕНИЯ СОЦИАЛИЗМА В СССР

· Индустриализация:

Строительство крупных предприятий, формирование развитых отраслей производства, изменение социальной структуры общества в сторону преобладания городского населения.

· Коллективизация:

Преобразования в сельскохозяйственном секторе, создание колхозов – крупных хозяйств, способных обеспечить потребности населения и промышленности.

· Культурная революция :

Повышение грамотности населения, развитие науки и обеспечение связи науки с производством, подготовка кадров научно-технической и творческой интеллигенции, утверждение марксистко-ленинской идеологии

В 30-е годы перед советской экономикой встали принципиально иные, чем в предшествующее десятилетие, задачи. Нэповская хозяйственная модель вполне обеспечивала лишь восстановление народного хозяйства. Для этого оказалось достаточным задействовать имевшееся промышленное оборудование и вновь ввести в хозяйственный оборот довоенные посевные площади. К концу 20-х гг. восстановительный период был в целом успешно завершен. Народное хозяйство вернулось к уровню середины 1916 г. – пику развития дореволюционной российской экономики, после которого последовал длительный спад, вызванный мировой войной, революциями и войной гражданской. В конце 20-х гг. перед страной встала задача завершения индустриализации (начатой еще в XIX в.), создания индустриальной структуры экономики. Ее выполнение требовало развертывания технологически сложных отраслей тяжелой промышленности (энергетики, машиностроения, химической промышленности и др.). Это подразумевало огромные инвестиции в народное хозяйство страны.



Абсолютное большинство государств, решая проблемы модернизации своей экономики, прибегали к массированному привлечению иностранного капитала. СССР же на это рассчитывать не мог. Помимо отсутствия инвестиция была и другая проблема: низкая эффективность нэповской экономики. Так, в 1928 г. в промышленности создавалось прибыли на 20% меньше, чем до войны, на железнодорожном транспорте – в 4 раза меньше. Проблему накопления капиталов не давало решить и то обстоятельство, что законодательство блокировало перелив крупных частнокапиталистических средств в крупную и среднюю промышленность.

Таким образом, НЭП не обеспечивал необходимых накоплений для дальнейшего индустриального развития. Да и достигнутые на его основе успехи не являлись такими значительными. Не удалось уменьшить степень отсталости советской экономики по отношению к передовым западным странам.

Объем промышленного производства в СССР

по отношению к развитым странам (в %)

Таким образом, несмотря на очевидные успехи в восстановлении экономики, по сравнению с передовыми странами дореволюционный уровень еще далеко не был достигнут и СССР значительно отставал. Чтобы остаться полноправным субъектом мировой политики, СССР должен был завершить индустриализацию и сделать это как можно быстрее. Индустриализация – создание машинного, преимущественно крупного производства во всех отраслях народного хозяйства.

ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ В СССР

Цели СТАЛИНСКИЙ ВАРИАНТ МОДЕРНИЗАЦИИ СТРАНЫ Стратегия
  • Преодоление технико-экономической отсталости страны
  • Достижение экономической независимости
  • Создание мощной тяжелой и оборонной промышленности
  • Подведение материальной основы под проведение коллективизации
  • Превращение страны из аграрной в индустриальную
  • Высокие темпы индустриализации
  • Сжатые сроки
  • Развитие тяжелой промышленности в ущерб легкой
  • Осуществление индустриализации за счет внутренних источников накопления
  • Концентрация ресурсов на нескольких ключевых направлениях
  • Широкое использование достижений мировой науки и техники
  • Распространение достижений в области технологии и НОТ

Таким образом, в конкретно-исторических условиях рубежа 20-30 гг. в советском варианте индустриализации акцент делался не на постепенном замещении импорта все более сложных промышленных изделий, а на развитии самых передовых в ту эпоху отраслей: энергетики, металлургии, химической промышленности, машиностроения и др., являвшихся материальной основой военно-промышленного комплекса.

ИСТОЧНИКИ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ

В условиях форсированной индустриализации была создана крайне централизованная система управления экономикой. Управление ею осуществлялось по отраслевому принципу. ВСНХ на рубеже 1931/32 гг. был преобразован в общесоюзный наркомат тяжелой промышленности, также были созданы общесоюзные наркоматы легкой и лесной промышленности, на базе вышедших из ВСНХ отраслей. К концу 30-х гг. функционировал 21 индустриальный наркомат.

В декабре 1927 г. съезд ВКП(б) принял резолюцию о пятилетнем планировании. Было подготовлено два варианта плана минимальный и максимальный (показатели превосходили на 20%). В апреле 1929 г. XVI партийная конференция высказалась за максимальный вариант. Первые пятилетние планы базировались на развитии отдельных ключевых отраслей тяжелой промышленности.

Пятилетние планы оказали сильное стимулирующее действие на индустриальное развитие СССР. За годы первой пятилетки (1928/29 – 1932/33) было построено 1500 предприятий, среди которых Днепрогэс, тракторные заводы в Сталинграде, Харькове, Челябинске; автомобильные – в Москве и Нижнем Новгороде, Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты. На Востоке страны, таким образом, был создан второй основной угольно-металлургический центр, использующий угольные и рудные месторождения Урала и Сибири. В годы Великой Отечественной войны это сыграло очень важную роль. Именно сюда перемещались эвакуированные предприятия и квалифицированная рабочая сила; было налажено производство военной техники, компенсировавшее утрату традиционных центров военного производства. В годы первой пятилетки были созданы новые отрасли промышленности: автомобильная, тракторная и др. Несмотря на значительные усилия, первый пятилетний план выполнен не был.

Первая пятилетка:

Тем не менее, заявили о досрочном его выполнении за 4 года и 3 месяца. Принятие явно завышенных обязательств продолжалось до середины 1932 г. Летом 1930 г. экономика вступила в «мини-кризис». Уменьшилось валовое производство тяжелой промышленности, упала производительность труда, не хватало рабочих рук. В последующие три года экономический кризис продолжался, достигнув наивысшей точки осенью 1933 г. В течение этого времени не выполнялись в срок крупные промышленные проекты, снижались темпы производства. По данным на 1 июня 1931 г. было прекращено финансирование 613 из 1659 основных объектов тяжелой индустрии, с тем, чтобы обеспечить всем необходимым оставшиеся. Тем самым было признано, что количество запланированных объектов не соответствовало реальным возможностям экономики. Именно с лета 1931 г. стал широко применяться принудительный труд на стройках народного хозяйства.

Во второй пятилетке (1933-1937 гг.) было продолжено строительство заводов и фабрик (4,5 тысячи промышленных предприятий). Резко возросла численность городского населения. Однако, велик был удельный вес ручного труда, не получила должного развития легкая промышленность, мало внимания уделялось строительству жилья и дорог.

В годы первых пятилеток стало развиваться социалистическое соревнование, ударничество (с 1929 г.), стахановское движение (с 1935 г.), которое названо по имени шахтера А. Стаханова, превысившего дневную норму добычи угля в 14 раз.

Подъем энтузиазма шел параллельно с усилением репрессий. Была развернута кампания по «искоренению вредительства в промышленности», жертвами которой стали десятки тысяч представителей старой интеллигенции – «буржуазных специалистов». Органы ГПУ (Государственного политического управления) сфабриковали ряд процессов: «шахтинское дело» (о вредительстве в угольной промышленности Донбасса), дело «Промышленной партии», др.

Несмотря на неоднозначные оценки данного периода, отметим, что с 1929 г. по 1937 г. страна совершила беспрецедентный рывок в промышленном развитии. За это время в строй вступило около 6000 крупных предприятий. Темпы развития тяжелой промышленности были в 2-3 раза выше, чем за 13 лет развития России перед Первой мировой войной. В результате страна обрела потенциал, который по отраслевой структуре и техническому оснащению находился в основном на уровне передовых капиталистических стран. Однако по производству промышленной продукции на душу населения, отставали в 3-7 раз. Нельзя не отметить, что индустриализация в СССР носила вторичный характер, так как использовались зарубежные технологии и техника, кадры обучались за границей и приглашались иностранные специалисты.



  • Разделы сайта