Дикие «Волги». Легендарная гоночная серия Dzintara Volga возрождается в России! Янтарная «Волга

После 19–летнего перерыва она снова в строю!

С 17 по 19 сентября на гоночной трассе Бикерниеки состоится Большой финал грандиозного автомобильного фестиваля на колесах «Янтарная Волга - 2011», посвященный 45–летию Бикерниекского спортивного комплекса. В двухдневном празднике примут участие как исторические, так и современные автомобили, которые поборются за кубок Dzintara Volga. Секция советской техники Клуба антикварных автомобилей проводит широкомасштабный парад. В свое время соревнования «Янтарная Волга» были одними из самых популярных автогоночных состязаний на территории всего бывшего СССР.

Их из года в год организовывал спортивный клуб Рижского таксомоторного парка. В 80–е годы прошлого века они собирали десятки тысяч зрителей!

А впервые Dzintara Volga стартовала еще в 1963 году. Причем поначалу чемпионат проходил на трассе Межапарка. Позже он был перенесен в еще новый Бикерниекский спортивный комплекс, который появился в Межциемсе. Увы, после разрушения СССР бои за рулем прекратили проводить, посчитав их пережитком прошлого. Тем не менее от ностальгии не уйдешь. В 2010 году - после 19–летнего перерыва! - славное сражение Dzintara Volga было возрождено.

Неожиданно оно вызвало колоссальный интерес как со стороны участников, так и зрителей. На трассе можно было увидеть не только «ГАЗ» или «ВАЗ», но также Formula Easter и другие спортивные автомобили, поскольку параллельно проходила автошоссейная битва. В этом году фестиваль «Янтарная Волга - 2011» вернулся к своим корням: 9 и 10 апреля состоялся парадный заезд участников в Межапарке, которые под всеобщее ликование публики совершили почетный круг.

На Большой эстраде выстроились исторические гоночные автомашины «ГАЗ» и «ВАЗ». За этим зрелищем зрители наблюдали с хоровых трибун. 14 мая в Бикерниеки состоялся парад «Золотой мопед - 2011», а 22 мая - опять в Межапарке - прошел смотр «Золотая Волга приглашает в гости». Ровно через 2 месяца, 22 июля, владельцы «Волг» собрались уже в литовском курортном городке Паланга, а 6 августа автолюбители дружно отметили день рождения Бикерниекской спортивной базы.

Откуда же у наших людей такая любовь именно к «волге»? В свое время «ГАЗ–21» и «ГАЗ–24» были самыми эксклюзивными массовыми автомобилями, о которых простой советский человек, передвигающийся на общественном транспорте, мог разве что мечтать. Достаточно вспомнить культовый фильм Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля», в котором главный герой Деточкин уводил «тачки» у богатых советских сограждан. Чтобы заполучить «волгу», нужно было быть крупным ученым, известным летчиком или хотя бы директором какого–нибудь колхоза–миллионера. Но были и счастливчики, которые участвовали на них в гонках. Им искренне завидовали, ведь они постоянно управляли такими замечательными творениями отечественного автопрома.

Гордость Риги

Сегодня кажется, что грандиозная по своим масштабам Бикерниекская спортивная база площадью 15 га существовала всегда. В действительности еще полвека назад на ее месте был лес. Примечательно, что существовали и другие варианты: знаменитая трасса могла появиться в Балтэзерсе или в Бабите. Но комиссия из Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог Латвийской ССР выбрала Ригу как наиболее удобное место, куда легче всего добраться, в том числе иностранным гостям.

К тому же здесь можно было еще построить и гоночную мотоциклетную площадку международного уровня. Правда, тут же начались возмущенные протесты: мол, объект будет слишком шумным для горожан. Тем не менее энтузиасты победили. Архитекторы пообещали максимально пощадить природу. И действительно, деревьев удалось сохранить по максимуму. Авторы проекта изучили все существовавшие на тот момент в СССР подобные сооружения, побывав в Ленинграде, Таллине и в других местах. В конечном итоге получилась не очень скоростная трасса без длинных прямых.

Зато у нее резкие повороты с малым радиусом, крутые спуски и подъемы, а также близко расположенные к гоночному полотну специальные ограждения - так называемые отбойники. Недаром за пределами республики Бикерниеки даже прозвали латвийским «Зеленым адом». Ведь иногда дорога как будто просто «падает» перед глазами участников заездов. А значит, их спортивные мотоциклы и автомобили обязаны иметь отличную динамику, не говоря уже о «смертельных» тормозах, обеспечивающих максимальную безопасность передвижения.

Но главное, что за рулем должны сидеть поистине виртуозные гонщики, которые понимают, что любая ошибка может стать роковой. Сразу было подсчитано, что один круг можно пройти за 1 минуту и 35 секунд. Это если передвигаться со средней скоростью 138 километров в час. Возведение объекта началось только в январе 1966 года. И уже сразу строители столкнулись с огромными трудностями. Чтобы победить болота и подземные источники, приходилось вырывать многометровые котлованы, заполняя их десятками тысяч кубометров песка.

Кроме того, для создания участков завезли немалое количество гравия. Мощные грейдеры формировали полотно. Рабочие трудились с утра до вечера в две смены. В то время асфальтоукладчики были еще технической новинкой. Конечно, важно было, чтобы поверхность выдерживала любые нагрузки. Мелкозернистый бетон смешивали с дробленым гранитом. Отличное качество трассы стало эталоном для дорожного строительства. Новое спортивное сооружение открыли уже летом 1966 года. В Бикерниеки постоянно проходили этапы гоночных чемпионатов СССР.

До встречи на «Янтарной Волге - 2011»!

«Вести Сегодня» № 139.



...с Антоном Малышевым!

Здравия желаю всем, сегодня предлагаю узнать немного больше об интересном автоспортивном событии в Прибалтике. Речь пойдет о «Янтарной Волге» по литовски именуемой Dzintara Volga.


Совсем недавно наш гоночный друг, известный Вам Антон Малышев (не забываем, что у него есть instagram ) ездил как раз на такой ивент и ниже представляю Вам отредактированный фрагмент нашего диалога в виде небольшого рассказа, поехали!

Впервые «Янтарная Волга» была проведена Рижским таксопарком 50 лет назад в «Межапарке». Это обычный ботанический сад по типу наших Сокольников, где на дорожке с трудом разъезжаются две машины, но при этом именно прошла первая историческая гонка янтарных волг.

Тогда это были 21-ые, потом поехали 24-ые, а потом классические 2101, 2105 и так далее, но это другая история. А сегодня здесь собрались порядка 20-ти машин, которые выступают в серии «Янтарная Волга» на протяжении трех лет после ее торжественного возрождения.

Когда-то был большой перерыв, после чего гонки опять начали проводится в Латвии и Литве. Существовал один выездной этап на Нижегородском кольце в прошлом году, когда собралось 30 машин. И сейчас они празднуют юбилей, делают выставку.

Люди приходят фотографируются, снимают, общаются с гонщиками и тому подобное. Потом делается 3-4 круга по историческому кольцу. Гонщики опять собираются на так называемую эстраду. Это некая половинка Колизея с огромной площадкой, где есть блоки сена и натянуты ленточки и они там делают слалом.

А вообще эстрада в Межапарке преображается во время одного народного праздника. У нас есть Иван купала, а у них есть другой. Так вот они собираются на этой эстраде и поют все, все, все. В целом местные люди очень чтят историю, знают кто и где, и очень хорошо относятся к ретро тематике.

Ребята действительно интересуются, узнают, смотрят. Для них это праздник. Это хороший повод провести выходные с семьей, детьми. Это гонка не просто соревнование среди любителей классической техники. Это гонка, которая зародилась во времена СССР и до сих пор существует. Т.е. по сути перед Вами репродукция самого первого этапа «Янтарной Волги».

Дорогие друзья, уверен, что Вам было интересно узнать об этом советском, но живущем в наше время чемпионате и уже в следующий раз, скорее всего завтра, вместе с Антоном Малышевым я поведаю Вам о том, как проходят настоящие боевые гонки «Янтарной Волги», адиос!

С уважением, Аланыч.

П.с. буду рад видеть Вас у себя

Самой главной из всех доступных гражданам СССР автомобильных марок была «Волга». Даже уступая поколенчески модным, быстрым и юрким «Жигулям», «Волга» ценилась как номенклатурная единица, как «автомобиль с партбилетом». Круче черной «Волги» могла быть только черная «Волга» с велюром и магнитофоном. В восьмидесятые годы новую «Волгу» можно было легко обменять на двухкомнатный кооператив на юго-западе столицы. Поэтому немудрено, что гонки на машинах величиной с квартиру были особо зрелищными и престижными.

Все началось с таксистов. Идея провести спортивный уикенд на рабочих машинах пришла в голову товарищам из рижского таксомоторного парка. Так вместе с галочкой в плане повышения водительского мастерства за 1963 год была поставлена и первая вешка в истории гоночной серии Dzintara Volga - «Янтарная Волга».


Импровизированный чемпионат таксопарков проводился в Межапарке, фешенебельном районе Риги. Гонки были замечены всесоюзной прессой (всему прибалтийскому вообще уделялось внимания больше, чем чему-то нечерноземному, так как и картинка в телевизоре была опрятнее, да и жизнь почти «заграничная»), в Латвию стали съезжаться спортсмены из других рес­публик, краев и областей. На волне популярности в 1966 году «янтарные» гонки переезжают на специально построенный автодром Бикерниеки - образцовую кольцевую трассу всего Советского Союза.


Боевая спортивная единица - «Волга» ГАЗ-21. В базовой версии - 75-сильная, полуторатонная машина с трехступенчатой коробкой и клиренсом как у пассажирского лайнера Ту-104. Единственным оправданием в пользу ее как спортивной машины были прочный кузов и неубиваемое шасси. Вылет с трассы, переворот на крышу, удар о соперника - все это было поправимо и для кузова, и для шасси. В порядке вещей считалось, что после воскресных соревнований в понедельник машина снова выходила на линию и работала по прейскуранту «20 копеек - километр». В начале семидесятых старая «Волга» естественным образом уступила стартовые позиции «Волге» новой - «двадцать четвертой». Однако правила игры не изменились - новая модель так же хорошо держала удары, но была явно быстрее, легче и намного устойчивее.


Еще один парадокс той, советской, действительности: в такси с Горьковского автозавода уходило до 40 процентов выпуска исконно дефицитных «Волг». Но только эти автомобили и могли выдерживать бесконечные тысячи километров, центнеры пассажиров и багажа - в мороз, в жару и с минимальным обслуживанием. Другие попросту разваливались. За несколько лет «Волга» наезжала до полумиллиона километров, после чего могла быть списана, разукомплектована или отдана «на спорт». Во всяком случае, формально так и получалось. Однако вскоре, войдя в азарт спортивной борьбы и учуяв запах почетных грамот, переходящих красных знамен, а то и турпутевок на Золотые пески в Болгарию, начальники таксопарков стали передавать в команды не только лучшие машины, но и совершенно новые. Так в «Янтарной Волге» началась гонка вооружений.


В 80-е «Волгу» можно было обменять на двухкомнатную квартиру

Арсенал средств повысить скорость тяжелой и неповоротливой «баржи» был в общем-то небогат: форсирование двигателя увеличением оборотов и степени сжатия, облегчение машины путем выкидывания всего лишнего и отрезания ненужного, зажимание подвески для лучшей устойчивости и разварка колесных дисков под широкие шины для большей разлапистости. По картинкам из западных журналов гонщики воспроизводили на «Волгах» наивные и никак не продуманные аэродинамические ухищрения: юбки, фартуки, антикрылья. На поведение тяжелой машины на извилистой трассе это не влияло, но оказывало сильное психологическое воздействие на окружающих. Верхом перфекционизма было достать и приспособить к «Волге» легкие магниевые диски колес от вертолета Ми-2. Рычащая, монструозная, агрессивно настроенная «Волга» была нашим ответом на смешные попытки Запада учить нас спорткаростроению.


Со временем конкуренцию разнузданным таксистам (хотя среди них было немало достойных гонщиков - кольцевиков, раллистов, трековиков) стали составлять спорт­смены ведомственных обществ. Достаточно вспомнить советскую армию, милицию и КГБ, чтобы представить потенциал тогдашних ЦСКА и «Динамо». Однако настоящей грозой «Янтарной Волги» было горьковское «Торпедо» - команда самого ГАЗа. Фирменные цвета - «белый верх, черный низ». Одним своим видом горьковчане показывали, кто «Волге» хозяин. Их козыри против любительского перфекционизма - профессионально рассчитанные экспериментальные агрегаты. По своей энергетике Dzintara Volga была чем-то вроде физического аналога суперпопулярной американской кузовной серии NASCAR, наглядным примером зависимости энергии тела от массы и квадрата скорости. Да, «Волга» уступала в динамике, но по массе ей так и не было равных! Без малого двадцать лет ГАЗ-24 и поздняя ее модификация ГАЗ-24-10 являлись снарядами самой крупнокалиберной кольцевой гоночной серии во всем Союзе. Но в 1991 году все рушится. Dzintara и «Волга» оказываются по разные стороны таможни. Проходит еще двадцать лет...

По энергетике Dzintara Volga была чем-то вроде аналога серии NASCAR

В 2010 году на трассе Бикерниеки были проведены первые за все постсоветское время соревнования на «дзинтарах». Возврат к прошлому - никак не ностальгия по временам Союза, а признание того факта, что до сих пор нет более доступной по бюджету и при этом по-настоящему «злой» кольцевой гоночной серии, чем Dzintara Volga. С одиннадцати машин, среди которых были и классические «дзинтары» постройки восьмидесятых, число участников серии за один год выросло до двадцати, а это уже была заявка на собственный чемпионат. И только в 2012 году тема Dzintara впервые пришла на родину своей главной машины. 29 участников из трех стран Прибалтики и России (это рекорд массовости для российских кольцевых гонок) приняли старт в гонке Gorkyclassic GP на автодроме «Нижегородское кольцо». С этого момента и начинается российская эпопея гонок на самых настоящих автомобилях - больших, как река.


В основе классической «Янтарной Волги» лежит технический регламент конца восьмидесятых, потрясающий своей простотой и доступностью деталей. Ничего сверхъестественного, ничего специального и дорогого: карбюраторы, рессоры, шкворни, барабанные тормоза. Ни одной элект­ронной штуковины! Звук выхлопа (его эхо гулко разносится по огромному оголенному салону), запах масла, заносчивость задней оси, хрусткий, как винтовочный затвор, механизм переключения передач, маленький спортивный руль - что еще нужно, чтобы испытать неистовый, первобытный драйв? 130–140 лошадиных сил - именно столько удается выжать из мотора обычной «двадцать четвертой». И все это не боится ударных нагрузок! Будучи принципиально железными, «дзинтары» охотно идут на контакт, толкают, бодают, оттесняют соперников в поворотах и на прямиках. Правда, иногда им просто не хватает ходового радиуса, а иногда и тормозного пути. Но это гонки!


В 2015 году российская любительская серия Dzintara Volga будет развиваться в формате гонок Moscow Classic Grand Prix на трассе Moscow Raceway. В сезоне три этапа: в июне, июле и сентябре.

Техника - молодежи!

MAXIM собрал свой гоночный танк ГАЗ-24, и вот что из этого вышло.


В начале прошлого года мы в редакции MAXIM тоже задумали построить «дзинтару» - спортивного интереса ради. Сначала из 18 тысяч интернет-предложений о продаже ГАЗ-24 было выбрано первое - самое дешевое, за 10 тысяч рублей. Однако пришлось потратить еще немного времени, чтобы нашлась машина на ходу. Так за 50 тысяч была куплена зеленая «Волга» 1973 года выпуска. На честном слове и на полутора баках 92-го бензина она благополучно доехала до Риги и была передана в руки профессионалов - механиков местного моторклуба. За четыре месяца нашего отсутствия машина была полностью перестроена: разобрана, проварена, форсирована, перекрашена и подготовлена к стартам! Внутрь был вставлен каркас безопасности - мощная силовая клетка из труб, способная защитить водителя при столкновении и перевороте. По крохам, но автомобиль сбросил до четверти своей паспортной массы! Из необычного в интерьере: гоночное кресло-ковш с развитым оголовьем и пятиточечными ремнями безопасности, спортивный руль, обшитый замшей, и омологированная система пожаротушения. В принципе, внутри «дзинтара» мало чем отличается от современных «кольцевых» спорткаров. Лишь волговский щиток приборов да стандартный рычаг коробки возвращают нас из технологического отрыва в шумные барабанно-карбюраторные семидесятые. Бюджет постройки составил 650 тысяч рублей старыми, то есть по курсу 40 рублей за 1 евро. В российских реалиях такой проект обошелся бы в сопоставимую сумму.



  • Разделы сайта