Что включает в себя понятие Прана? Сознательное управление праной

Др. Намгьял Квасар (Namgyal Qusar)

Прежде чем начать говорить о раке, я бы хотел кратко рассказать вам о том, что же такое , чтобы вы могли лучше понимать то, о чем мы будем говорить, а также то, какие тибетская медицина применяет подходы к лечению различных заболеваний.

Один из основных принципов тибетской медицины – мы все связаны. Мы не независимые. Тот, кого мы различаем как индивида, на самом деле, является частью целого, он связан с окружающей средой. Мы не должны думать, что являемся независимыми в какой-либо момент времени. Вот почему мы разработали концепцию о том, что мы все связаны 5 элементами. Это и есть наш тибетский способ объяснения первопричин.

Ответственность лежит не столько на конкретном индивиде, сколько на обществе. Каждый из нас имеет равную степень ответственности перед духовным миром. В этом состоит концепция 5 элементов: мы должны привносить гармонию, баланс в нас самих и в окружающий нас мир. Это один из основных принципов тибетской медицины. Следуя ему, мы либо лечим простые заболевания, либо боремся с очень серьезными, такими как рак.

Еще один важный концепт тибетской медицины состоит в том, что мы имеем представление о карме. Когда у человека диагностируется хроническое заболевание, он теряет надежду. А зря. Карма – это не то, что вы можете посадить в землю и вырастить фрукт или растение. Карма приводит к каким-либо результатам благодаря нашим чувствам, намерениям, эмоциям и т.д. Чем больше гармонии в нашей жизни, в нашем обществе, чем более позитивно мы настроены. Чем сильнее мы стремимся к достижению той цели, которая кажется нам оптимальной и позитивной, тем лучше становится наша карма. Вот что мы понимаем под кармой. Что бы мы ни делали – мы несем ответственность.

Сегодня мы знаем, что эпидемия рака, терминальных заболеваний неконтролируема. В нашем распоряжении есть самые современные и изощренные методы для проведения экспериментов, но, несмотря на гений всех экспертов во всем мире, мы до сих пор не можем определить причину этих заболеваний. Дело в том, что мы не относимся ответственно к самим себе, к окружающему миру. На самом деле, если мы берем на себя ответственность, мы сможем решать очень сложные задачи простым путем.

В тибетской медицине мы говорим, что человеческие существа – худшие существа. У нас есть сильные зависимости и алчность по сравнению с другими существами. Давайте посмотрим на любой пример из животного мира: взрослым особям нужна только еда – и они уже счастливы!

Человек не удовлетворяется простыми вещами, нам нужно больше и больше. А если мы этого не получаем, не получаем того, чего хотим, мы становимся злыми, жадными. Если кто-то становится лучше нас, мы начинаем завидовать. В этом-то и проблема! Мы эгоцентричны и эгоистичны, отсюда все наши проблемы. До тех пор, пока мы живем в этом эгоцентричном мире, у нас будут эти проблемы.

Мы пытаемся найти новые способы лечения сложных заболеваний, но еще раз, – если мы не найдем способ решать простые задачи, управлять нашими эмоциями, мы не сможем освободиться от заболеваний. Нам придется бороться снова и снова, открывать, изобретать – и это бесконечный поиск решения, у него нет конечной точки. Попробуйте обуздать себя, отвечайте за себя, постарайтесь нести в этот мир что-то положительное, ищите оптимальное решение и способ достижения оптимального счастья. Это, пожалуй, точное описание подхода тибетской медицины к лечению любого сложного заболевания, и, возвращаясь к моей теме, тибетскому концепту рака, давайте определимся, что такое рак с нашей точки зрения.

Есть некоторая терминология в тибетской медицине, которую нам надо знать. Во-первых, это Тене. Тен – означает любой вид роста, Не – означает заболевание. Поэтому Тен-Не – это рост, которые не естественен для системы. Де-Не – это что-то вроде птичьего яйца – рост, характеризующийся отеком. Любое медицинское нарушение, рост которого невозможно контролировать, в тибетской медицине определяется как Де-Не. В случае с опухолью, Де-Не превращается в Де-Тен, что означает злокачественная опухоль.

Еще один термин в тибетской литературе – Ньен-Не и Ньен-Дэ.

Ньен-Не используется для описания 18 ранимых заболеваний, вызванных дисбалансом между внешними микроорганизмами, известными как парпата, и внутренними микроорганизмами. Когда эти две группы микроорганизмов вступают в борьбу в нашем теле, у нас развивается Ньен-Не, которое является очень тонким заболеванием.

Ньен-Де – одно из 18 заболеваний, форма агрессивной и злокачественной опухоли, вызванное вирусом или нарушением баланса между любыми внутренними и внешними микроорганизмами, которые известны на сегодняшний день. Итак, сейчас основная разница в тибетской медицине – между доброкачественной (Де-Не) и раковой (Де-Тен). Когда мы классифицируем эти опухоли, Де-Не – означает любой рост в организме, материал, из которого состоит опухоль, например, это какая-то опухоль из жира, содержащая жировой материал – жировая опухоль. Такая опухоль, которая не растет, и есть Де-Не. Если такие опухоли становятся агрессивными – их называют Де-Тен.

Итак, доброкачественные опухоли — это Де-Не. Любое хроническое заболевание может быть простым, как несварение, или сложным, как рак. Так вот, несварение может быть причиной всех хронических заболеваний, всех серьезных заболеваний. Если говорить о доброкачественных опухолях, то одной из причин действительно является хроническое несварение. Мы говорим, что если в ЖКТ наблюдается хроническое несварение, остатки пищи связываются между собой чем-то похожим на слизь, формируя шар или опухоль. Подобно этому, молекулы связываются между собой, образуя опухоль. Образуются большие объемы сыворотки, возникают хронические инфекции, вызванные, например, внешними микроорганизмами или бактериями – все они образуют шары, которые сами по себе являются опухолями. Материал, из которого состоит опухоль без каких-либо признаков агрессии и изменений, в тибетской медицине называется просто Не или доброкачественная опухоль.

Теперь давайте рассмотрим тибетский концепт в отношении рака, его причин. Речь пойдет о четырех факторах, которые в представлении тибетских врачей вызывают рак: диффузия, нарушение, несварение, грязь.

Первое и основное, разумеется, несварение. Я просто расположил их в том порядке, в котором они встречаются в наших медицинских текстах. Нарушения пищеварения, особенно несварения, являются формой нарушения метаболизма, а это вызывает все виды хронических заболеваний и, разумеется, рак. И если мы не можем контролировать и исправлять эти пищеварительные нарушения, они начинают занимать другие места.

Как мы знаем, раковые клетки растут, размножаются, распространяются. Именно это мы понимаем как дамбу, диффузию. Нам надо научиться контролировать наши энергии, приводить их к гармоничному состоянию.

Мы должны управлять своими эмоциями, должны следить за тем, что мы едим, должны привнести в нашу жизнь гармонию и принимать правильные средства, какие бы медикаменты не были нам нужны. Но если мы не можем правильно контролировать диффузию, возникает нарушение – в нашем случае, метастазы. Тот случай, когда часть организма, находящаяся в одном месте, атакует совершенно другое место, другую энергию, приводя к полному нарушению энергий. При этом происходит общий дисбаланс в организме, облегчающий раку задачу по атаке самого организма.

Это еще не все. Еще есть грязь, которая сопровождает все это. Грязь или токсины. В случае несварения токсины начинают накапливаться в организме, и, перемещаясь из одного места в другое, они повреждают организм.

Но и это еще не все. Когда токсины соединяются с раковыми тканями, клетками, как ни назови, токсичность в системе начинает накапливаться в конкретном органе. И если мы не можем поддерживать достаточный уровень своей энергии, позитивного отношения, тогда мы переходим в стрессовый режим, который в тибетской медицине мы понимаем как нарушение лунг. Все энергии организма находятся в полном хаосе.

Что же происходит? Эти накопившиеся и несбалансированные токсины вследствие нарушения энергий начинают собираться и связываться из-за энергии лунг. Это то, что объединяет тело и разум, поддерживает их в гармонии — основная энергия. До тех пор, пока мы поддерживаем гармонию, хорошо функционируем, эта энергия является связующим звеном. И когда она находится в связанном состоянии, ее не так-то просто высвободить. Это один из основных принципов того, как развивается рак.

Мы всегда пытаемся найти некий средний путь. Сегодня, говоря об интегративной медицине, мне бы хотелось отметить, что тибетская медицина – это интегрированная единица. Это не просто терапия, одна из модальностей. У нас есть диетотерапия, терапия образа жизни, лечение травами и т.д., различные дополнительные методики. И все связано.

Но что я хочу сказать – концепт, подход – был интегрирован не за последние десять лет, и даже не за целое столетие. У нас , есть медицинские тексты, датированные 1000 годом, и они настолько отличные, что мы до сих пор гордимся ими. Я пытаюсь сказать, что даже тысячу лет назад уровень интеграции, представленный в текстах, был такого уровня, что актуален до сих пор. Нам уже не надо ничего доказывать, не надо прилагать усилия – все уже сделано до нас.

Кроме того, в этих текстах нет ничего, что бы противоречило существующим медицинским принципам, будь это китайская медицина, западная медицина, аюрведа или гомеопатия.

Можно сказать, что аллопатическая медицина интегрирована в тибетскую медицину, потому что у нас тоже есть принцип противоположности. И тибетская медицина также гомеопатическая, потому как мы говорим, что если подход от противного не подходит, надо попробовать подобное.

И китайский подход 5 элементов тоже представлен у нас: земля, дерево, металл, огонь и вода. И у нас также есть принципы, аналогичные аюрведе.

Но несмотря на все эти сходства, тибетская медицина является уникальной, с более чем тысячелетней историей, с уникальным комплексным подходом к лечению пациентов, у нас есть медицинские тексты, который по сей день являются одними из лучших медицинских текстов во всем мире, пожалуй, самыми аутентичными медицинскими текстами, которые мы с полным правом и сегодня можем называть Тем Самым Подходом.

Основное объяснение, которое приводится в тибетской медицине – лечение должно быть индивидуальным, к какому бы заболеванию оно не подбиралось – будь то заболевание легких или рак. Мы должны применять наш подход, подбирать лечение в соответствии с конкретным индивидом, конкретной личностью, конституцией конкретного человека, его окружением. Мы не можем использовать одни и те же подходы для лечения человека с Тибета и из Испании, даже если у них похожее состояние, например, астма. Наш коллега с Тибета, который страдает от астмы, должен придерживаться , которая не подойдет пациенту из Испании, у которого должна быть совершенно другая диета, потому что он принадлежит к другой культуре, у него другие корни, другой стиль жизни.

В тибетской медицине есть 10 основных и очень важных критериев, которые приводят к возникновению заболевания, они же применимы и к возникновению рака. Первое – и основное – физические составляющие. Как мы знаем, рак может поражать любую ткань организма. Мы также знаем, что тибетская медицина выделяет 5 основных типов физической организации нашего организма, которые формируют генетическую предрасположенность. Мы группируем их по некоторым признакам. Лейкемия, к примеру, относится к крови. Рак крови, в представлении тибетской медицины, относится к раку свободного типа. Мышцы – рак в мышцах – это рак элементов воды и земли. И так далее.

Да, уважаемый читатель, не в Рим, а именно в Тибет.
Было время, когда римляне и граждане близлежащих к вечному городу территорий считали, что все дороги ведут в Рим.
Вели. Только физические дороги, а не духовные. Духовные всегда вели в Тибет.

Если поглубже познакомиться с легендами, мифами, былинами, календарями, преданиями разных народов: древних египтян, ассирийцев, доколумбовых народов Америки, протоиндийцев доарийской эпохи, бушменов Южной Африки и т.д., и т.п., если изучить свидетельства древних авторов, дошедшие до нас, изучить Библию, то вырисовывается следующая картина.

Около 13 с половиной тысяч лет тому назад, точнее в 11542 г. до н.э. случилась Великая катастрофа. Погибла значительная часть человечества. Та самая описанная Платоном катастрофа, которая «в один день и одну бедственную ночь» погубила последний оплот Атлантиды — архипелаг Посейдонию.
Ученые об этом катаклизме уже почти не спорят. Катастрофу признают как факт, существуют лишь разногласия о ее причинах.

Согласно древним тибетским хроникам, на Земле последовательно существовало четыре цивилизации, включая теперешнюю. Каждую представляла своя раса и каждой соответствовала своя Луна.
Сейчас на Земле развивается четвертая цивилизация, в которой ведущую роль играет белая («яфетическая») раса.
Под третьей Луной была атлантическая цивилизация (господствовала желто-красная раса, или раса смуглых). Это длилось примерно 500 тысяч лет. Еще ранее, под второй Луной, была цивилизация лемуров (темнокожая, негроидная раса), существовавшая тоже около 500 тысяч лет.
А до нее была на Земле раса «серых» (под первой Луной). Она лишь условно называется цивилизованной. Период ее жизни — около миллиона лет. А еще раньше много миллионов лет существовала «Нулевая» раса — как бы подготовительная — не имевшая своей Луны.
Так называемый йети (снежный человек) — рудимент нулевой расы. Остатки лемуров (второй цивилизации) — некоторые племена бушменов в Австралии и негров в Центральной Африке. Желтые и красные (монголоиды, индейцы, жители Океании). Их сейчас не меньше, чем белых на Земле.
Итак, третья Луна прекратила свое существование около 60 тысяч лет. 45 тысяч лет на Земле было безлунье («сумерки богов»).
О четвертой Луне профессор А.Н. Крикунов пишет так: «Луна — тело инородное в нашей Солнечной системе. Она не образовалась вместе с Солнцем, Землей и другими планетами этой системы. Ее, ненаучно говоря, кто-то приволок в нашу систему и навесил возле Земли».
Во время этого «навешивания», видимо, и случился гравитационный удар при соприкосновении полей тяготения Земли и Луны, что и послужило причиной Великой катастрофы. Было это в 11542 г. до н.э.

Такая космическая операция совершена не для того, чтобы светить влюбленным по ночам. Луна — это гигантский программирующий и управляющий блок жизненных процессов на Земле. В поле ее влияния оказывается не только поведение человечества в целом, но и каждой личности, а также всего живого.

Недаром в Библии говорится : «… Луна всем в свое время служит указанием времен и знамением века… Это глава высших строев, владыка на высотах».
Стабилизация орбиты, отладка, настройка, проверка надежности, доводка до полной мощности этого сложнейшего, тонко работающего управляющего комплекса заняли более 5000 лет. Программируемый подлунный мир был, наконец, сотворен. Это был 5508 г. до рождения Христа.

Библейская дата сотворения мира — 5508 г. до рождения Христа, начало программного развития человечества на четвертой стадии всемирной истории, обретение им интеллектуально-духовного стержня.
Такой стержень связан с деятельностью немногочисленного поначалу народа, жившего на Севере Европы, у кромки ледяного панциря (по нынешним понятиям где-то на берегах Рейна). По мере таяния ледников этот народ продвигался за медленно отступавшим холодом.
Народ этот называл себя ариями. В историческом плане они почти не проявляли себя до середины VI тысячелетия до рождения Христа (момента «сотворения» мира). Арии резко отличались от окружавших их племен своим интеллектом и духом.
Их сказания и былины дышали глубокой интуицией, космическим сознанием, тайной «двойного» происхождения человечества. «Небо мой отец, — пели они, — он зачал меня.
Все небесные создания — моя семья. Моя мать — Земля.
Возвышенная часть ее поверхности — лоно ее; там отец оплодотворяет недра той, которая одновременно жена и дочь его». И еще гимны пророчили скорое рождение великого Аватара — вождя, пророка ариев и других племен.
И день настал — один из дней 5527г. до Р.Х. Это год рождения Рамы. Рама — это первый приход сына Божьего к людям. (Иисус Христос — это второй приход сына Божьего к людям). В индийском эпосе Рамаяне Рама воспет как Рамачандра — главный герой, прославленный Аватар, иногда приравниваемый к богу Вишну. Но свою божью сущность Рама проявил в 5508 г. — год сотворения мира.
В одну из летних ночей ему явился Посланец Неба и объявил о его мессианской роли, благословил на путь Аватара (Аватар — божество в человеческом облике (санскрит)).
Вскоре Рама возглавил ариев и взял символ Овна — миролюбивого, благородного и смелого животного, охраняющего и ведущего свое стадо. В 5510 г. до Р.Х. Рама с берегов Рейна двинулся на Восток и привел свою общину на берег Днепра в 5508 г.
На берегах Днепра Рама с общиной обосновался и жил здесь 5 лет (на этом месте, месте стоянки Рамы, сейчас пролегает ул. Крещатик в г. Киеве). В стан Рамы приходили полудикие аборигены, обитавшие в окрестных лесах. С ариями у них складывались добрые отношения. Исчезал языковый барьер, через год местные охотники уже слушали проповеди Рамы.
Рама учил людей как обрабатывать землю и получать урожаи, как делать из глины посуду, выплавлять бронзу, строить жилища, как запрягать лошадей, как лечить людей…
Рама запретил человеческие жертвоприношения, ввел культ женщины — матери, сделав ее хранительницей домашнего очага, ввел праздник Матери — Ночи (праздник ночи Ивана Купала).
Через 5 лет двинулись на Восток. Шли, не торопясь, задерживаясь в удобных для жизни местах на 30-50 лет. Потом снова шли на Восток. Но в местах, которые арии покидали, оставались люди, которым арии передали свои «нездешние» знания. Оставались народы — ариезированные народы.

Из Днепровских круч арии двинулись на Кавказ, потом на Алтай, оттуда — на Восток, в степи, где арии образовали страну Куш (юг нынешней Монголии).
Среди ариев в стране Куш начался раскол на левых и правых. Левые захватили власть и привели страну к катастрофе. После катастрофы арии двинулись на юг, в Гималаи, в нынешние Тибет и Индию. Достигнув Гималаев, они стали поселяться в огромной системе пещер под Гималаями. К этому времени арии уже полностью раскололись. Основная часть тибетских ариев пошла «путем правой руки», т.е. путем, освещаемым солнечной митраистской верой; отделившаяся часть (асуры) пошла «путем левой руки», т.е. под знаком «внутреннего огня» — свастики. Первый путь имел центр в Агарти — городе между семью горами, храме созерцания, непричастности к земному сатанинскому миру. Второй путь проходил через Шамбалу — город насилия и мощи, чьи силы должны были овладеть миром, человеческими массами и ускорить приход человечества к «повороту времени».

В этом проявилась полярность мира и человечества, единство противоположностей самих ариев и одухотворенных ими народов.
Агарти и Шамбала — две духовные пуповины, соединяющие земное человечество с Космическим Разумом и центром пиратских цивилизаций, так что в Земной истории отражается извечная борьба космических светлых и темных сил добра и зла. Они символизируют противостояние дев и асуров — арийцев света и арийцев тьмы. Есть два солнца.
Второе солнце скрытое черное, называется по-санкритски Апрака-шита Граха — «скрытая планета». В мифологии Индии — Черное Солнце — Люцифер, в раннеантичных легендах — звезда Немезида или Прозерпина, в тибетских легендах — звезда Тишья.

В XX в. открыт двойник Солнца, что было предсказано и в пророчестве Нострадамуса.
У человека имеются два сердца. Одно невидимое — с правой стороны, о чем знают йоги.
Агарти и Шамбала — это места, где духовный (небесный) мир сочетается с материальным (земным).
Символ Агарти — лестница Иакова или, вернее, небесные сходни. Иаков, родоначальник израильского народа, олицетворяющий Aгaрти — третья из самых крупных фигур Ветхого Завета (после Авраама и Моисея).
Вера в Единого Всемогущего Бога, основанная на разуме и свободной воле — вот девиз арийской Агарти.
Символ Шамбалы — Вавилонская башня, гордыня людская, решившая достать самого Господа Бога. Прорабом на строительстве Вавилонской башни был сатана. Господь Бог, как известно, наказал строителей — смешал языки.
В Тибете светлая «солнечная» митраистская религия ариев, основанная на вере в Троицу, слившись с местной верой дзэн (джайнизмом), со временем дала миру буддизм (V в. до н.э.). Он стал одной из трех мировых религий. Прямым продолжением митраистской религии выступает современный индуизм.
В дальнейшем в Тибете буддизм, слившись с монгольским язычеством, породил так называемый ламаизм. Ламаизм связан с Шамбалой и левоарийскими поклонниками «льда и пламени». Ведущую роль в ламаистском движении играет желто-шапочная секта Бон-По, вульгаризирующая арийское учение, сводящая к расистским представлениям о сверхчеловеке и сверхрасе, призванной спасти и облагородить человечество.

Но есть и другая ветвь, связанная с Агарти (духовным центром правоарийского крыла).
Это митраисты — представители «солнечной» религии с ее верховным Богом Митрой. Митра — не только Владыка Солнечного Света. Он же владыка любви и гармонии. Митраизм — это вера очень близкая к христианству. Но христианство выше религии солнечного света.
После того, как арии озарили светом своих нездешних знаний Тибет и Индию, они повернули назад на Запад, на Алтай, Кавказ, Днепровские кручи, Карпаты.

Но часть ариев осталась в Тибете . Смешавшись с местными племенами, арии образовали народность, которая ныне называется тибетцами.
В начале нынешней эры в бассейне реки Цанпо (Брахмапутра) возникли мелкие феодальные княжества. В III веке выделилось княжество Ярлун, правитель которого покорил соседние княжества и основал маленькое государство. В начале VII в. правитель Намри Лонцэм практически завершил формирование государства. А его сын Сронцан-Гампо значительно расширил границы государства. В него вошли северные области нынешней Индии, западные области нынешнего Китая, ряд районов Восточного Туркестана, Непал, Бутан.

Официальным основателем буддизма считается Сиддхарта, которого признали Буддой Шакъямуни. Родился он более 2500 лет назад. Его учение известное сейчас как Дхарма (или буддизм), статус гражданства в Тибете получил в IV в. н.э. Кроме того, в Тибете еще существовала исконная религия Бон. Буддизм начал вытеснять исконную религию Бон и через несколько столетий полностью вытеснил ее.
Тибетские правители воевали с соседями с переменным успехом. К тому моменту, когда буддизм уже окреп и занял ведущие позиции, страна потеряла многие территории на востоке, севере, юге.
В 1578 г. монгольский Алтан-хан пригласил к себе настоятеля самого большого в Тибете монастыря — Брайбунского — и дал ему титул «Вачира-дара-далай-лама».
Хотя Брайбун был самым большим, по числу духовенства, монастырем Тибета, но в политической жизни всего Тибета ни монастырь, ни его настоятели не играли большой роли. Сильной централизованной власти в стране в это время не было, Тибет в это время делился на уделы, управление которых было почти самостоятельным и владельцы их вели между собою раздоры. Видя слабость тибетских светских правителей и желая захватить власть над ними, честолюбивый настоятель монастыря Брайбун пятый далай-лама Ловсан-чзямцо послал хашотскому Гуши-хану приглашение явиться в Тибет.
В 1640 г. Гуши-хан пришел с войсками, вступил в борьбу с самым сильным из князей, жившим в городе Шихадзе в крепости Шихадзон, осадил крепость, в 1643 г. завладел Шихадзоном, убил ее хозяина. После чего без особого труда завладел всем Тибетом. Власть над всей страной Гуши-хан передал пятому далай-ламе. Поначалу эта власть далай-ламы была номинальной, так как фактическим главой Тибета были сам Гуши-хан, а потом его сын и внук. Но постепенно власть настоятелей Брайбунского монастыря начала распространяться на весь Тибет, как параллельная власти монголов. Для того, чтобы полностью избавиться от власти монголов, далай-лама в 1652 г. едет на прием к маньчжурскому императору Шун-ши и принимает покровительство маньчжурской династии над Тибетом.
После разных козней и интриг между монгольскими князьями в 1717 г. чжунгарский полководец Цэрин-дондуб разбил монголов наголову и выгнал их из Тибета…
Тибет подпадает под влияние маньчжурской династии, верховная власть в Тибете полностью переходит в руки далай-лам в 1751 г. и духовная, и светская. Тибет становится теократической монархией.
Как суверенное теократическое государство, до некоторой степени зависящее от Китая, Тибет просуществовал до 1950 г.
В 1950 г. народно-освободительная армия Китая вторглась в Тибет и освободила народ Тибета от независимости и государственности.
В 1959 г. далай-лама четырнадцатый Джампэл Нгаванг Лобсан Еше Тэнзин Гьяцо бежал из Тибета в Индию, вместе с ним бежало правительство Тибета и сто тысяч тибетцев.

В настоящее время фактически такой страны, как Тибет, не существует, существует тибетский автономный район Китая.
Юридически Тибет как страна существует: законный ее верховный духовный и светский правитель далай-лама четырнадцатый и правительство в изгнании, существовавшие еще до вторжения Китая в Тибет, дислоцируются в настоящее время в Индии в городе Дхарамсала.
В разные времена существования Тибета как теократического государства тибетские далай-ламы пытались выйти из-под влияния Китая, но это, как правило, им не удавалось.
С 1893 г. по 1907 г. Тибет был под влиянием англичан. Они получили право свободного передвижения в стране.
За 15 лет пребывания в Тибете у англичан не хватило мудрости заметить тибетскую медицину.
Парадоксом 1950 г. является то, что Шамбала, один из духовных центров Тибета, всегда поддерживала экстремистских идеологов и политиков — Маркса, Энгельса, Ленина, Гитлера, Сталина, Мао Цзе-Дуна. Один из этих экстремистов Мао Цзе-Дун в буквальном смысле наплевал на Шамбалу и уничтожил Тибет как государство.

В доступной для современного читателя форме в книге раскрыты практически все вопросы о Пранаяме и дана необходимая информация о пади, чакрах и т.д.

Практическую часть этой книги, как и всех своих предыдущих работ, Андрэ Ван Лисбет снабдил всеми необходимыми указаниями. Остается пожелать, чтобы читатели не пренебрегали этой информацией и понапрасну не рисковали, как это делали люди, читавшие книги менее компетентных авторов.

С книгой «Пранаяма - путь к тайнам йоги» также читают:

Предпросмотр книги «Пранаяма - путь к тайнам йоги»

Андрэ ван Лисбет –(98)

"Пранаяма" - Путь к тайнам йоги

INCLUDEPICTURE "universainternetibrary.ru/book/pranayma/pics/image06.jpg" * MERGEFORMATINET
4) ...и направо. Повторять упражнение в течение минуты.
11. Праническое тело
В литературе часто встречаются выражения типа "астральное тело" или "эзотерическое тело". Эти странные определения ставят в тупик неподготовленного читателя. Я тоже рискну и употреблю одно такое выражение. Однако, сначала я постараюсь его объяснить. Я предпочитаю говорить "праническое тело". Слово "тело" в нашем представлении связано с чем-то материальным, а слово "праническое" относится к области метафизики.Прана- это сумма всех энергий Вселенной, а наш мир -ее проявления. Праной пронизаны космос и воздух. Мы говорили о разных формах праны. Наш организм пронизан энергетическими потоками, которые не связаны ни с нервной, ни с кровеносной системами. Возможно, их направление связано с меридианами, используемыми в иглотерапии, о полезности которой уже никто не спорит. Таким образом, наше праническое тело состоит из суммы энергий, произведенных, поглощенных или перенесенных нашим организмом. Рассмотрим этот вопрос детальнее.Многие индийские мудрецы для объяснения каких-либо явлений пользовались абстракциями и метафорами. И очень часто эти сравнения несли в себе достаточно смысла, чтобы понять их суть. Воспользуемся их примером и сравним человеческое тело с современным авианосцем. Кожа - это броня, органы - сама машина, а мозг - пульт управления. Нервы - электрические провода, проходящие через всю систему. Прочность железа гарантирует ее существование. Но авианосец тоже имеет свое праническое тело!Металлические приборы составляют всего лишь инертную, неподвижную массу. Они приходят в движение, когда генераторы начинают вырабатывать электрический ток,который передается по проводам к исполнительным механизмам. Сумма этих физических энергий и составляет праническое тело машины. Это тело нельзя отождествлять с материальным телом, так же как нельзя отождествлять электрическое поле с проводами.Праническое тело авианосца нельзя пощупать. Мы замечаем его только, когда машина движется, или при помощи специальных измерительных приборов (вольтметр, амперметр и др.). Эта тонкая или праническая энергия управляет плотным телом. То же самое происходит и в нашем организме. Органическое тело не идентично праническому, однако между ними существует связь.Праническое и физическое тела взаимопроникающие. Отсюда возникает вопрос: существуют ли пранические заболевания? Если есть праническое тело, то, несомненно, оно может быть подвержено каким-то расстройствам.Падение электрического напряжения может привести к снижению мощности двигателя, вывести из строя радар или радиоприборы. Причины могут быть физического характера:замыкание, некачественное топливо и др. Точно так же плохое питание по количеству или качеству (питание понимается в широком смысле слова, и воздух - один из его компонентов) может повредить работе пранического тела.Но бывают расстройства и чисто пранического характера. В этом случае традиционные методы лечения к успеху не приведут. Часто едно и то же праническое заболевание проявляется в физ&heip;

Пранаяма. Путь к тайнам йоги

Вступление

Европейские авторы, ранее публиковавшие работы о Пранаяме, не придавали должного значения ее специфике, подвергая тем самым опасности физическое и психическое здоровье своих читателей. В свою очередь, книги на эту тему индийских учителей предназначены в основном для индийских читателей, – подготовленных соответствующим образом и живущих в благоприятных условиях. Переводы этих книг не могли восприниматься как руководство к действию, так как в них не учитывались все необходимые тонкости. Я уже не говорю о древних трактатах на санскрите, – базовых текстах по практике Пранаямы. Они слишком аллегоричны. Понять и воспользоваться ими без пояснений компетентного наставника попросту невозможно.

В представленной вашему вниманию работе устранены все эти недостатки. В доступной для современного читателя форме в книге раскрыты практически все вопросы о Пранаяме и дана необходимая информация о пади, чакрах и т.д.

Прана – это совокупность всех энергий, существующих во Вселенной. С точки зрения индийской философии, понятие Прана неразрывно связано с понятием Акаша – источником происхождения материи. В процессе взаимодействия Праны и первичной материи возник наш многообразный мир. Существуют качественное и количественное сходства между Вселенной (Макрокосмом) и человеком (Микрокосмом). Прана – это суммарная энергия, дающая жизнь людям. Энергия, чье проявление можно наблюдать и регулировать при помощи дыхания. Именно на техниках дыхания базируются многие упражнения Хатха-Йоги, призванные контролировать энергию (в том числе и вырабатывающуюся в процессе занятий) и, таким образом, достигать гармонии с окружающим миром. Современная наука склонна идентифицировать все формы энергии только с электромагнитными полями. Для того, чтобы быть понятым западными читателями, автор использовал аналогичный принцип. Необходимость этого станет понятной в процессе чтения книги.

Но каким бы точным ни было сравнение, оно все-таки остается только сравнением и не должно восприниматься буквально. Как говорил Шри Рамакришна: "Если я говорю, что человек подобен тигру, то это не значит, что у него шкура и когти, как у тигра". Мне кажется, что с развитием науки понятие энергия приобретет более широкий смысл. В будущем мы сможем охарактеризовать Прану новыми и более точными словами. Кстати, сравнение Праны с электричеством не ново даже для Индии. Более ста лет назад Свами Даянанда Сарасвати, человек ортодоксальных взглядов, писал, что бог Индра, которого Шри Ауробиндо охарактеризовал как сверхъестественную силу, на самом деле "является" электричеством.

Практическую часть этой книги, как и всех своих предыдущих работ, Андрэ Ван Лисбет снабдил всеми необходимыми указаниями. Остается пожелать, чтобы читатели не пренебрегали этой информацией и понапрасну не рисковали, как это делали люди, читавшие книги менее компетентных авторов.

Жан Герберт (Jean Herbert)


Что такое Прана?

Прана и человек

1. Введение

Значение понятия Прана в Йоге можно сравнить со значением электрической энергии в современном мире. Представим, что, воспользовавшись машиной времени, мы перенеслись на 2 тысячи лет назад и пытаемся описать древнему йогину XX век с его техническими достижениями: самолетами, телефонами, радио, телевидением, пылесосами, холодильниками, автомобилями. Мы с увлечением будем рассказывать о спутниках, космических ракетах и искусственном интеллекте, но если при этом не упомянем об электрической энергии, мы исказим смысл сказанного, и йогин ничего не узнает об основной движущей силе технического прогресса. Мы настолько к ней привыкли, что вспоминаем о ней только тогда, когда ее отключают.

Точно так же не принимать во внимание Прану и ее влияние на наш организм, а также способы ее накопления и управления внутренними потоками означает игнорировать сущность всей йогической философии. Для управления энергетическими потоками йоги выработали ряд дыхательных упражнений, которые со временем вылились в отдельную науку – Пранаяму. Качественным выполнением асан возможно достичь определенных результатов, но по прошествии некоторого времени подобной практики ученик заметит, что топчется на месте. Если же он хочет двигаться дальше, то, пройдя стадию технического овладения собственным телом, он неминуемо придет к Пранаяме.

Подражая индийским философам, мы начнем с пояснения употребляемых нами терминов.

2. Что включает в себя понятие Прана?

Является ли она некоей таинственной силой и источником сверхъестественных возможностей?

Свами Шивананда говорил, что Прана – это совокупность энергетических потоков Вселенной. Понятие это необычайно широкое. Йогины считают, что Вселенная состоит из Акаши – эфира и Праны – энергии. Процесс взаимодействия Праны и Акаши порождает все существующие материальные формы. Это мнение совпадает с современными представлениями в ядерной физике, согласно которым материя рассматривается как упорядоченная энергия. проявляющаяся в различных формах.

Употребляя слово Прана с большой буквы, мы имеем в виду совокупность всех энергетических потоков Вселенной, а прана с маленькой буквы означает непосредственное проявление этих потоков. Поэтому Прана – это универсальная энергия, а прана – это конкретные проявления универсальной энергии, с которыми взаимодействует человеческая сущность. Магнетизм – такое же проявление праны, как электричество и гравитация. Все, что существует во Вселенной, – это проявления Праны. Благодаря ей дует ветер, дрожит земля, горит огонь, летают самолеты, светят звезды и думает философ. Прана – понятие универсальное. Мы существуем в океане Праны, в котором каждое живое существо – порыв ветра. Йоги утверждают, что жизнь – это непрерывный процесс накопления и преобразования Праны в средство влияния на свой внутренний и окружающий мир.

Напрашивается вопрос: почему термин Прана употребляется нами чаще, чем энергия? Для нас, людей западного мира, энергия означает менее глобальное и порой слишком материальное понятие. Наша "энергия" слишком индустриальна. Йоги считают, что прана присутствует в воздухе, тем не менее это не кислород и не азот. Прана также не является химическим элементом атмосферы. Прана существует в продуктах питания, в воде, в солнечном свете, но это не витамины, не тепло и не ультрафиолетовые лучи. Воздух, вода, продукты питания, солнечный свет являются лишь носителями праны. Прана пронизывает все наше тело, она – истинный источник жизни, потому что без Праны жизнь не возможна. Жизненная активность – это всего лишь характерная тонкая форма Праны, заполняющей Вселенную. До этих пор мы не выходили за рамки западных теорий. Йогическая философия шагнула дальше простого признания энергии, чего не стал бы отрицать ни один ученый, занимающийся ядерной физикой.

Европейские авторы, ранее публиковавшие работы о Пранаяме, не придавали должного значения ее специфике, подвергая тем самым опасности физическое и психическое здоровье своих читателей. В свою очередь, книги на эту тему индийских учителей предназначены в

основном для индийских читателей, - подготовленных соответствующим образом и живущих в благоприятных условиях. Переводы этих

книг не могли восприниматься как руководство к действию, так как в них не учитывались все необходимые тонкости. Я уже не говорю о

древних трактатах на санскрите, - базовых текстах по практике Пранаямы. Они слишком аллегоричны. Понять и воспользоваться ими без

пояснений компетентного наставника попросту невозможно.
В представленной вашему вниманию работе устранены все эти недостатки. В доступной для современного читателя форме в книге раскрыты практически все вопросы о Пранаяме и дана необходимая информация о пади, чакрах и т.д.
Прана - это совокупность всех энергий, существующих во Вселенной. С точки зрения индийской философии, понятие Прана неразрывно связано с понятием Акаша - источником происхождения материи. В процессе взаимодействия Праны и первичной материи возник Яаш многообразный мир. Существуют качественное и количественное сходства между Вселенной (Макрокосмом) и человеком (Микрокосмом). Прана - это суммарная энергия, дающая жизнь людям. Энергия, чье проявление можно наблюдать и регулировать при помощи дыхания. Именно на техниках дыхания базируются многие упражнения Хатха-Йоги, призванные контролировать энергию (в том числе и вырабатывающуюся в процессе занятий) и, таким образом, достигать гармонии с окружающим миром. Современная наука склонна идентифицировать все формы энергии только с электромагнитными полями. Для того, чтобы быть понятым западными читателями, автор использовал аналогичный принцип. Необходимость этого станет понятной в процессе чтения книги.
Но каким бы точным ни было сравнение, оно все-таки остается только сравнением и не должно восприниматься буквально. Как говорил Шри Рамакришна: "Если я говорю, что человек подобен тигру, то это не значит, что у него шкура и когти, как у тигра".
Мне кажется, что с развитием науки понятие энергия приобретет более широкий смысл. В будущем мы сможем охарактеризовать Прану новыми и более точными словами. Кстати, сравнение Праны с электричеством не ново даже для Индии. Более ста лет назад Свами Даянанда Сарасвати, человек ортодоксальных взглядов, писал, что бог Индра, которого Шри Ауробиндо охарактеризовал как сверхъестественную силу, на самом деле "является" электричеством.
Практическую часть этой книги, как и всех своих предыдущих работ, Андрэ Ван Лисбет снабдил всеми необходимыми указаниями. Остается пожелать, чтобы читатели не пренебрегали этой информацией и понапрасну не рисковали, как это делали люди, читавшие книги менее компетентных авторов.



  • Разделы сайта