Чемпионат европы по футболу группы. этап на выбывание

Полковник материально-технической бригады французской армии в отставке в 2002 году в беседе с журналистами War is Boring в шутку задал им вопрос, что они думают о французском супер-танке Leclerc. И сам ответил: «Вы знаете, мы заплатили бешеные деньги за то, что мы никогда не будем использовать в бою».

Шутки шутками, но пока что его предсказание сбывается. Французские военные активно использовали и используют легкобронированную технику и военно-воздушные силы в боевых действиях в Афганистане, Конго, Кот д’Ивуаре, Центральной Африканской республике и в Мали. При этом основной боевой танк вооружённых сил Франции не участвовал в боях со времён войны в Персидском заливе.

Однако летом 2015 года Объединённые Арабские Эмираты отправили два батальона танков Leclerc в Йемен для участия в гражданской войне на стороне экс-президента Йемена мансура Хади. Судя по сообщениям с фронта, французский танк чувствует себя в этих условиях лучше, чем американский M1 Abrams, стоящий на вооружении в Саудовской Аравии.

Франция, наряду с Англией, была пионером развития танкостроения после Первой Мировой Войны. К началу Второй Мировой войны на деле французы выпустили больше танков, которые при этом были лучше вооружены и обладали лучшей бронёй по сравнению с немецкими танками. Но французская армия была плохо обучена и не организована, что в совокупности с неготовностью оборонительных укреплений привело к полному поражению за короткий период.

Во время холодной войны, Франция реализовала два крупные проекта по обновлению парка бронетехники - были созданы танки АМХ-13 и АМХ-30. АМХ-13 является лёгким танком. Дебютировав в 1953 году, он весил всего 13 тонн и мог похвастаться длинноствольной 75-миллиметровой пушкой.


Французский лёгкий танк AMX-13
Израиль и Индия активно использовали танки АМХ-13 в тяжёлых боях с арабскими и пакистанскими вооружёнными силами. В результате выяснилось, что высокая мобильность AMX-13 была полезной, но он был слишком легкобронированным для дуэлей с другими танками.

Однако руководство французской армии было убеждено, что ракетное противотанковое вооружение становилось настолько эффективным, что в связи с этим делать ставку на мощную броню было бы бессмысленно. Военные предпочли сделать упор на скорость, маневренность и огневую мощь. В результате основной боевой танк АМХ-30 танк, поступивший на вооружение в 1966 году, обладал всего лишь 80-миллиметровой броне. Для сравнения, M-47 Patton, средний танк вооружённых сил США того времени, обладал 243-миллиметровой бронёй.

Одним из основных плюсов АМХ-30 являлось его вооружение - 105-миллиметровая пушка. Благодаря этой пушке, несмотря на легкое бронирование, французам удалось получить значительное количество контрактов на экспорт своего основного боевого танка. При этом платформа AMX-30 показала, что может быть адаптирована для различных вспомогательных машин.

В начале 1980-х годов появилось новое поколение западных танков, которое можно охарактеризовать принципиальным сходством с американским основным боевым танком M-1 Abrams. Новые танки обладали композитной бронёй, которая была очень устойчива к кумулятивным зарядам современных противотанковых ракет. Во время войны в Персидском заливе 1991 года броня танков M-1A1 Abrams оказалась почти полностью устойчивой не только к противотанковым ракетам, но и к 125-миллиметровым бронебойным снарядам танков Т-72.

Катар и Франция также отправили свои АМХ-30 в этот конфликт. Катарские танки в результате столкновений в битве при Хафджи уничтожили три танка Т-55 иракских вооружённых сил, тогда как иракцам удалось уничтожить два танка AMX-30.


Основной боевой танк вооружённых сил Франции AMX-30
В итоге из-за беспокойства по поводу недостаточного бронирования танки АМХ-30 6-й дивизии лёгкой бронетехники были развернуты в арьергарде XVIII воздушно-десантного корпуса вооружённых сил США. Однако французские танки всё-таки смогли показать свои сильные стороны и, в конечном счёте, уничтожили ещё около 10 иракских танков. Правда, французским танкистам наверняка хотелось воевать на новой бронетехнике, которой в то время оставался всего год до ввода в эксплуатацию. Это был основной боевой танк AMX-56 Leclerc.

К концу 1970-х годов французская армия осознала, что АМХ-30 не могли соревноваться с новейшими советскими танками типа Т-72. Стало понятно, что войскам нужны новые танки. При этом рядовые французы не желали, чтобы их страна закупала танки в США или в Германии. Они хотели обладать собственным танком, который был бы таким же мощным, как Abrams, таким же защищённым, но при этом новый танк должен был обладать меньшим весом.

В результате вооружённые силы Франции получили АМХ-56 Leclerc - название произносится «Ле-Клэр» - названный в честь французского генерала, чья бронетанковая дивизия освободила Париж в 1944 году. На то время AMX-56 был самым дорогим танком в мире, стоимостью 9,3 млн. долларов США за одну единицу. Для сравнения, новый М-1А2 стоит 7,56 млн. долларов, а российский Т-90 и вовсе можно купить за 4 млн. долларов. Однако правительство Франции не поскупилось. Армия получила 406 танков Leclerc, 240 из которых находятся в распоряжении четырёх активных танковых полков.

Три основных боевых танка западных стран - американский Abrams, немецкий Leopard-2 и британский Challenger 2 - имеют много общих элементов дизайна, таких как 120-миллиметровые пушки, композитная броня и экипаж из четырёх человек. При этом, несмотря на то, что AMX-56 похож по основным тактико-техническим характеристикам на основные западные танки, эта модель характеризуется рядом особенностей.


Основной боевой танк вооружённых сил ФРГ Leopard-2
На месте заряжающего находится система автоматического заряжания, которая обеспечивает скорострельность до 12 снарядов в минуту. При этом автомат заряжания уменьшает экипаж всего до трёх человек - командира, наводчика и водителя. Также у танка Leclerc пулемёт.50 калибра находится в коаксиальном положении рядом с пушкой, а не рядом с люком командира.

Сама 120-миллиметровая гладкоствольная пушка немного длиннее, чем у Abrams, что, по идее, должно обеспечивать лучшую бронебойность. Помимо этого AMX-56 способен стрелять управляемыми осколочно-фугасными снарядами. Однако эксперты отмечают, что основные преимущества танка Leclerc заключаются в его защитных возможностях и в высокой мобильности.

Сравнительная эффективность современной танковой брони подсчитать весьма непросто. Однако AMX-56 и М-1, по мнению большинства аналитиков, обладают схожими параметрами лобового бронирования. Хотя некоторые критики утверждают, что лобовая плита танка Leclerc обладает большим количеством слабых мест вокруг датчиков. Правда вместо композитной брони «Чобхэм», которая используется в танке M-1 Abrams, Leclerc обладает необычным сочетанием сложных, традиционных и активных компонентов брони, которые показывают немного большую эффективность против бронебойных оперённых подкалиберных снарядов.


Основной боевой танк вооружённых сил США M1 Abrams
При этом бортовая броня танка Leclerc явно превосходит броню М-1. Новые модели также оснащены титановыми бронепластинами и системой активной защиты, которая позволяет преждевременно взрывать вражеские ракеты и снаряды.

Наконец, наличие гранатомёта Galix в башне позволяет использовать различные вспомогательные боеприпасы, в том числе светошумовые гранаты, дымовые гранаты и инфракрасные ловушки, которые могут сбить с толку самонаводящиеся ракеты.

Также Leclerc обладает меньшим профилем по сравнению с танком Abrams - что делает его более трудноё мишенью для попадания. Однако критики утверждают, небольшая башня снижает возможности экипажа и не позволяет установить обновлённое оборудование.

Стоит отметить, что 60-тонный AMX-56 на 10 тонн легче, чем большинство западных основных боевых танков. Это обеспечивает ряд преимуществ - хорошая проходимость в лесу благодаря сниженному давлению на почву, превосходное ускорение и относительно высокая максимальная скорость (45 миль в час). Плюс Leclerc расходует намного меньше топлива по сравнению с другими танками. Он может проехать 340 км без дозаправки, по сравнению с 260 км у американского танка Abrams. Это существенно снижает логистическую нагрузку на обеспечение боеспособности танка.

Несмотря на то, что танки Leclerc ни разу не участвовали в реальном бою, их сразу отправили в миротворческие миссии в Косово и Ливане, где они смогли показать хорошие результаты. В ходе одного инцидента в Ливане в 2006 году, взвод из четырёх танков Leclerc столкнулся приблизительно с пятью израильскими танками Merkava, которые пытались проникнуть на территорию ливанской деревни Марвахин. После 20-минутной перестрелки, израильские военные были вынуждены отступить.

Французы не останавливаются на достигнутом и продолжают улучшать свой основной боевой танк. Новая модификация, Leclerc XLR, была представлена в июне 2016 года с целью продлить срок службы этой модели танка до 2040 года. Помимо новых датчиков и электроники, XLR получил новые модульные комплекты брони, в том числе один комплект для защиты от самодельных взрывных устройств, который действует путём глушения сигналов сотовой связи, и второй комплект, оптимизированный для противостояния ПТУР.

Помимо Франции танки Leclerc стоят на вооружении в армии Объединенных Арабских Эмиратов. ОАЭ приобрели 390 «тропических» версий AMX-56 с 12-циллиндровыми двигателями плюс 46 ремонтно-эвакуационных машин. При этом «эмиратская» версия танков Leclerc также была отправлена для участия в миротворческоё миссии в Косово, где стал очевидным контраст между старой, «французской», версией и новой вариацией, проданной ОАЭ. «Эмиратский» Leclerc мог похвастаться улучшенными датчиками, радаром и другими системами по сравнению с французскими танками. Также, пока танки Leclerc вооружённых сил Франции остаются не опробованными в бою, Эмираты уже отправили свою бронетехнику в Йемен, где к настоящему моменту дислоцированы от 70 до 80 танков Leclerc. Йеменские бронетанковые дивизии действуют в составе коалиции стран Персидского залива, основной задачей которой является подавление мятежа хуситов.

К июлю 2015 года саудовские сухопутные войска увязли в попытке захвата авиабазы Аль-Анад возле Адена. Официальные представители коалиции сообщали, что несут тяжёлые потери в ходе боёв за эту авиабазу. Ближе к концу месяца эмиратские бронетанковые подразделения высадились в составе морского десанта на нефтяном терминале нефтеперерабатывающего завода. Танковая бригада быстро продвинулась по шоссе N-1 шоссе и захватила авиабазу к 3 августа, открыв сообщение коалиционным силам с Аденом, который ранее был освобождён саудовскими войсками.

Также пока отсутствуют данные об уничтожении танков Leclerc в Йемене, тогда как уже подтверждена потеря 9 танков M1A2 Abrams вооружёнными силами Саудовской Аравии. Помимо этого, по меньшей мере, пять М-60 Pattons и два АМХ-30 были подбиты в ходе боёв с хуситами. Вообще, в целом, танкисты ОАЭ удовлетворены танками Leclerc и благодарят Францию за поставку качественного вооружения. Успехи в Йемене привели к тому, что в январе 2016 года правительство Саудовской Аравии обратилось к французской компании Nexter, производителю Leclerc, чтобы выразить свою заинтересованность в покупке нескольких сотен французских танков.

После развала СССР, Украина получила боевую технику трех сильных военных округов второго стратегического эшелона. Сейчас государственная компания Укроборонпром в бешеном темпе реставрирует танки времен Холодной войны для своей армии.

Это фоторепортаж Винсента Манди из издания Bloomberg, который в марте этого года побывал на Львовском бронетанковом заводе, где реставрируют и реконструируют устаревшие машины.

1. Впрочем, танки здесь не только реставрируют, но и модернизируют с целью повысить их боевые характеристики. (Фото Vincent Mundy):

2. Т-72 - из самых успешных послевоенных боевых танков, он использовался в многочисленных конфликтах и экспортируется в 40 стран мира. Но после 30 лет простоя, техника, очевидно, нуждается в капитальном ремонте. (Фото Vincent Mundy):

3. Гусеницы. Максимальная скорость этого танка составляла 64 км/час, вес - 41 тонна. После модернизации брони он будет весить еще больше. (Фото Vincent Mundy):

4. (Фото Vincent Mundy):

5. При реставрации старых танков, украинские механики пользуются старыми советскими схемами 1971 года. (Фото Vincent Mundy):

6. Внутри бронеавтомобиля «Дозор-Б», его создание на Украине объявляют большой победой «Укроборонпрома» и называют примером удачного сотрудничества с союзными государствами, входящими в блок НАТО. (Фото Vincent Mundy):

7. Общая снаряженная масса – 7,8 тонны. Приводит машину в действие четырехцилиндровый мотор IVECO с турбонаддувом мощностью 122 л.с. (в форсированном варианте 136 л.с.), лицензионно производящимся в Кременчуге. Маловато для такого веса, не жигули всё же. (Фото Vincent Mundy):

8. А мы продолжаем экскурсию про львовскому заводу. Это дизельные двигатели от старых танков, нуждающиеся в ремонте и модернизации. (Фото Vincent Mundy):

9. Кстати, на Украине высмеивали новые машины на базе платформы «Армата», которые были представлены на параде Победы в 2015 году. (Фото Vincent Mundy).

Тяжелый танк Т-10

Тяжелый танк Т-10 с зенитным пулеметом ДШК на башне. Разработка этой машины началась в 1948 году, прототип был представлен в 1955-м (первоначально как ИС-10). Хотя выпуск этих танков был прекращен в 1966 году, последние машины были сняты с вооружения в 1996-м.

На заключительном этапе Второй мировой войны в СССР были созданы тяжелые танки серии ИС с превосходной броневой защитой и вооруженные мощными и эффективными пушками калибра 122 мм, применявшие выстрелы раздельного заряжания. После войны некоторое количество таких танков было передано Египту, в ходе шестидневной войны 1967 года израильтяне захватили несколько машин и в дальнейшем использовали их в качестве стационарных долговременных огневых точек для обороны Суэцкого канала.

Прототипы

В послевоенный период в СССР были продолжены работы по разработке тяжелых танков, прототипы получили обозначение от ИС-5 до ИС-9. Последний поступил в серийное производство под обозначением Т-10, а его модификация со стабилизированным в двух плоскостях орудием - Т10А. В 1957 году появилась модель Т-10Б с усовершенствованными прицельными приспособлениями и системой стабилизации пушки. До конца 1950-х годов было выпущено не менее 2500 танков Т-10 различных модификаций. На экспорт Т-10 не поставлялись. Их основной задачей являлось оказание огневой поддержки на больших дистанциях средним танкам Т-54/55, вооруженным 100-мм пушками. Кроме того, благодаря своей мощной броневой защите Т-10 предназначались для взлома обороны противника, насыщенной противотанковыми средствами.

Корпус танка изготавливался из катаной броневой стали, толщина которой составляла от 20 до 230 мм. Башня литая, толщина стенок от 25 до 250 мм. Меха ник-водитель размещался в передней части корпуса по центру, в башне оборудовали места для трех других членов экипажа - командир и наводчик слева от лафета орудия, заряжающий справа. Моторно-трансмис- сионное отделение находилось в корме.

Вооружение

Основное вооружение включало 122-мм пушку Д-25ТА с дульным тормозом и эжектором, в боекомплект из 30 снарядов входили боеприпасы трех типов - осколочные, осколочно-фугасные и бронебойные. Последние были способны пробить броню толщиной 185 мм на дальности до 1000 м. Все боеприпасы были раздельного заряжания, поскольку унитарные выстрелы такого калибра были слишком тяжелыми для заряжающего и крупногабаритными для ограниченного внутреннего пространства боевого отделения. Дополнительное вооружение состояло из двух пулеметов ДШК калибра 12,7 мм (спаренного и зенитного).

Модификации

Более поздняя модель Т-10М отличалась тем, что вместо пушки Д-25ТА установили 122-мм орудие М62-Т2 с дульным тормозом новой конструкции, а вместо ДШК - более мощные пулеметы КПВТ калибра 14,5 мм (пулеметы серии КПВ устанавливали также на БРДМ-2 и БТР-бОпб). Кроме того, машина была оборудована ИК-прицелами и приборами наблюдения, системой защиты от ОМП, а позади башни смонтировали довольно большой ящик для инструментов и принадлежностей.

В модели Т-10М установили новое 122-мм орудие с усовершенствованным дульным тормозом, вместо ДШК - пулеметы КПВТ калибра 14,5 мм, ИК-приборы наблюдения командира, наводчика и механика-водителя, а также систему защиты от ОМП.

ПРЕДШЕСТВЕННИКИ "БУРАТИНО": ОГНЕМЕТНЫЕ ТАНКИ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ

Вторая мировая война стала периодом расцвета огнеметных танков – эти боевые машины широко применялись практически всеми воюющими сторонами.

В послевоенные годы интерес к огнеметным танкам существенно снизился. Их серийное производство осуществлялось только в СССР и США. В обеих странах такие машины строились на базе основных боевых танков, однако в их конструкции имелись существенные различия.

Огнеметный танк M4A3R3 на базе танка "Шерман" в Корее. 1968 год.

КОНТЕКСТ – В США И СССР

Концепции огнеметного танка в США и СССР были различными: американские специалисты устанавливали огнемет вместо пушки, а советские – рядом с пушкой, сохраняя огнеметному танку возможность поражать цели обычными снарядами.

АМЕРИКАНСКИЙ ПУТЬ

Возрождению интереса к огнеметным танкам в США способствовало успешное применение таких машин на базе танков "Шерман" во время войны в Корее. Характерно, что заказчиком нового огнеметного танка выступала не армия, а морская пехота. Первоначально в качестве шасси рассматривался М47, но построенный на его базе огнеметный танк Тбб остался единственным прототипом. Выбор сделали в пользу более современного шасси из семейства "Паттонов" – М48. Созданный на его базе огнеметный танк Т67 вооружался пневматическим огнеметом М7-6, установленным вместо орудия. При этом ствол огнемета был закамуфлирован "под пушку", что делало огнеметный танк трудноотличимым от обычного линейного. Вспомогательное вооружение состояло из 7,62-мм пулемета, спаренного с огнеметом. Поскольку надобность в заряжающем отпала, экипаж Т67 сократился с четырех до трех человек.

Угол вертикальной наводки огнемета составлял от -12° до +45°. Запас огневой жидкости – 1430 л, сжатого воздуха – 0,3 м 3 . Максимальная дальность огнеметания достигала 150 м, но эффективная была гораздо ниже – порядка 100 м. Выпуск огнеметных танков начался в 1955 году. Морская пехота заказала 56 танков М67 (на шасси М48А1) и 17 башен, установленных на танки М48А1, имевшиеся в распоряжении морской пехоты. Кроме того, в 1955-1956 годах изготовили 35 огнеметных танков М67А1 на шасси М48А2, поступивших на вооружение армии, но эксплуатировавшихся очень короткое время. Морпеховские же М67 в 1963-1964 годах прошли доработки до стандарта М48АЗ, получив дизельные двигатели вместо бензиновых и новые трансмиссии. Этот вариант обозначался М67А2.

Огнеметные танки М67А2 применялись и во Вьетнаме. Поначалу их пытались использовать в составе моторизованных колонн в глубоких рейдах, но малый запас огнесмеси, возимый в танке, делал такое применение нерациональным – после пары десятков выстрелов огнеметный танк становился бесполезной обузой. Более эффективным оказалось использование М67А2 в системе обороны баз. Пополнять запас огнесмеси в таких условиях было гораздо легче. Огнеметные танки буквально выжигали джунгли на подступах к базам, делая скрытое приближение противника крайне затруднительным.

Основной боевой танк М48 "Паттон" в Музее отзвуков войны. Хошимин, Вьетнам, 2003 год.

Опытный огнеметный танк, созданный на базе танка Т-54Б в 7 959 году, в Военно-историческом музее бронетанкового вооружения и техники.

КОНТЕКСТ – КОНЕЦ КАРЬЕРЫ

Отказ от традиционных огнеметных танков был обусловлен развитием противотанковых средств пехоты, дальность стрельбы которых существенно превышала дальность огнеметания танков.

СОВЕТСКИЙ ПОДХОД

В СССР разработкой огнеметных танков нового поколения занималось специальное конструкторское бюро СКБ-1, созданное в 1948 году на харьковском танковом заводе № 75. За основу при разработке приняли выпускавшийся в то время средний танк Т-54. Однако, в отличие от американцев, харьковские конструкторы сохранили 100-мм пушку в качестве главного вооружения танка – хотя и боекомплект ее уменьшился. Огнемет же смонтировали вместо спаренного пулемета СГМТ. Вышедший на испытания в 1951 году опытный образец был оборудован пороховым автоматическим танковым огнеметом АТО-42 с дальностью огнеметания 100-110 м. На втором экземпляре установили новый огнемет АТО-49 с дальностью огнеметания, увеличенной до 160-170 м. Однако увеличение дальности сказалось на боекомплекте – ведь на каждый выстрел теперь расходовалось больше огнесмеси. Если с АТО-42 танк мог произвести 28-30 выстрелов, то с АТО-49 – не более 20. Тем не менее, танк сочли пригодным для эксплуатации. В конце 1953 года на испытания вышла предсерийная партия из пяти танков ТО-54, а в 1955 году началось серийное производство, продолжавшееся мелкими партиями до 1959 года. Всего завод № 75 выпустил 110 танков ТО-54. Серийные машины отличались от опытных доработанным огнеметом АТО-1.

Емкость бака для огнесмеси на ТО-54 составляла 460 л. Из-за установки огнемета и бака боекомплект пушки уменьшили до 19 снарядов, уменьшился и боекомплект к пулемету СГ-43 (на ТО-54 сохранялся курсовой пулемет, установленный в лобовом листе корпуса). Дальнейшее совершенствование огнеметного вооружения танков в СССР шло путем увеличения дальности огнеметания. В 1955 году началась разработка танкового огнемета АТО-200 с дальностью стрельбы 200 м. Его установили на танк Т-55, используя схему, уже отработанную на ТО-54, – в башне, вместо спаренного с пушкой пулемета. Поскольку запас огнесмеси оставался прежним, а на каждый выстрел ее расходовалось больше, то танк, получивший обозначение ТО-55, мог произвести только 12 выстрелов из огнемета. Правда, это компенсировалось возросшей точностью (на ТО-55, как и на базовом Т-55, имелся стабилизатор вооружения) и возможностью вести огнеметание очередями (до восьми выстрелов в минуту). Испытания ТО-55 начались в 1958 году, а в январе 1960 года его приняли на вооружение. Первая партия из 10 серийных машин была собрана в 1961 году. До 1973 года завод в Омске построил 830 таких танков. В это время военные начали сомневаться в целесообразности разработки и строительства огнеметных танков. В армиях потенциальных противников широкое распространение получили ручные противотанковые гранатометы, кроме того, появились первые ракетные комплексы, предназначенные для уничтожения бронемашин. Все эти противотанковые средства имели эффективную дальность стрельбы, не уступающую или даже превосходящую возможности огнемета АТО-200. Отсутствие спаренного с орудием пулемета тоже стало предметом споров, поскольку ощутимо снижало эффективность использования танка для борьбы с пехотой.

Из книги Техника и вооружение 2003 04 автора

Из книги Техника и вооружение 2003 05 автора Журнал «Техника и вооружение»

Огненный Меч *. Огнеметные танки Второй мировой войны * См. "ТиВ" №№ 1,3–5. 7-10. 12/2002 г.; №№ 1,3, 4/2003 г(Продолжение. Начало см. в "ТиВ"

Из книги Техника и вооружение 2003 08 автора Журнал «Техника и вооружение»

Средние огнеметные танки С принятием на вооружение средних танков Т-34 и тяжелых КВ началась разработка их огнеметных модификации, однако к началу войны завершить ее не успели. В отношении Т-34 это объяснялось еше и неопределенностью дальнейшей судьбы этой модели.В 1941 г.

Из книги Техника и вооружение 2006 09 автора Журнал «Техника и вооружение»

Тяжелые огнеметные танки В 1941 г. в СКБ-2 Ленинградского Кировского завода (JIКЗ) под руководством Ж. Я. Котина был объявлен конкурс на эскизный проект сверхтяжелого танка КВ-4 (объект 224) с боевой массой 80–92 т. Поисковая разработка предполагала создание танка прорыв

Из книги ГРУ вчера и сегодня автора Преловский Константин Валерьевич

Огненный Меч *. Огнеметные Танки Второй мировой войны (Продолжение. Начат см. ТиВ №№ 45/2003 г)* См. "ТиВ" №№ 1,3–5,7-10,12/2002 г.;

Из книги Элементы обороны: заметки о российском оружии автора Коновалов Иван Павлович

Огнеметные танки в послевоенный период Алексей АрдашевОпыт войны доказал высокую эффективность применения огнеметных танков в боевом порядке атакующих частей. Корейская война, начавшаяся вскоре после окончания Второй мировой, также показала эффективность

Из книги Авианосцы, том 2 [с иллюстрациями] автора Полмар Норман

2. ГРУ в годы холодной войны В холодную войну у Советской армии столкновений ни с кем не было. Афганистан не в счет, сопротивления со стороны регулярных войск не было. Компания в Афганистане - полицейская операция, война с партизанами. Главной задачей ГРУ было следить за

Из книги Супермены Сталина. Диверсанты Страны Советов автора Дегтярев Клим

Для холодной войны Первые эксперименты по дозаправке в воздухе проводились в СССР в начале 30-х годов. В танкер переоборудовали самолет-разведчик Р-5, топливо в воздухе принимал бомбардировщик ТБ-1. Испытания в целом прошли успешно, но сама процедура была признана

Из книги Неизвестный «МиГ» [Гордость советского авиапрома] автора Якубович Николай Васильевич

Флот холодной войны Корейская война оказала большое воздействие на американский флот. Во-первых, были увеличены силы действующего флота. Во-вторых, была доказана значимость авианосцев в эру холодной войны. В-третьих, была принята большая кораблестроительная

Из книги Военный спецназ России [Вежливые люди из ГРУ] автора Север Александр

На фронтах «холодной войны» В Москве Ботян был вызван в Кремль, где ему и вручили два ордена Красного Знамени. Через месяц, после отпуска (он побывал тогда в родной деревне), в августе 1945 года его нелегально, по линии «Л» (нелегальная разведка) направили в Закарпатье под

Из книги Нюрнберг: балканский и украинский геноцид. Славянский мир в огне экспансии автора Максимов Анатолий Борисович

На фронтах «холодной войны» В августе 1955 года первые серийные МиГ-19, пилотируемые летчиками из подмосковной Кубинки, продемонстрировали на традиционном воздушном параде в Тушино. В строевые части самолеты начали поступать со следующего года. В Советском Союзе построили

Из книги Разведчики и шпионы автора Зигуненко Станислав Николаевич

На фронтах «холодной войны» В апреле 1970 года началась эксплуатация МиГ-25 в частях ПВО страны, расположенных в Севаслейке и Правдинске (Горьковская область), причем ее обеспечивали заводские гарантийные бригады.Появление в СССР столь революционной машины привлекло за

Из книги автора

В годы холодной войны

Из книги автора

Из книги автора

Три дочери «холодной войны» Чаще всего терроризм воспринимается как явление однозначное: покушение на убийство, убийство, разрушение. На бытовом уровне не менее часто звучит словосочетание «терроризировал соседа», «терроризировал район» либо город.Что за этим стоит?

Из книги автора

Агенты «холодной войны» Этот странный период человеческой истории не зря назвали «холодной войной». Напряжение между противоборствующими лагерями социализма и капитализма иной раз достигало такого накала, что казалось: достаточно малейшей искры и вспыхнет третья

В немецкий Бремерхафен прибыли сотни танков и прочей военной техники из США. Груз пойдёт в Польшу, а позднее перебазируется в республики Балтии. Ничего неожиданного в размещении тяжёлой техники в Европе нет: в Белом доме объявили о намерении разместить на территории Восточной Европы бронетанковую бригадную группу ещё в апреле прошлого года. Однако в немецких СМИ уже строчат о грядущей «войне с Россией».

В Бремерхафен морским путём были доставлены сотни танков, артиллерийских установок и прочей техники из США, сообщает телеканал «RT». Техника пойдёт в Польшу, затем в - Прибалтику, где усилит группу войск НАТО на границах с Россией.

Техника - это ещё не всё. Кроме танков и грузовиков, четыре государства (США, Канада, Великобритания и ФРГ) направят в балтийские республики около четырёх тысяч прибывших военнослужащих.

Генерал-лейтенант Тим Рэй, заместитель командующего войсками США в Европе, приветствовал прибытие техники из США. Он напомнил, что танки будут также участвовать в совместных американо-польских учениях. «Мы увеличим масштаб многих учений, которые регулярно проводим, и придадим им более комплексный характер, уделяя внимание объединённой организации взаимодействия, противоракетной обороне и операциям по преодолению кризисных ситуаций», - цитирует Рэя телеканал.

Тим Рэй не стал скрывать цели прибытия танков и военнослужащих.

«Позвольте мне быть ясным: это часть наших усилий по сдерживанию агрессии со стороны России, по обеспечению территориальной целостности наших союзников и поддержке свободы, процветания и мира в Европе», - приводит слова Рэя «РБК».

По словам военного чиновника, около семидесяти тысяч военнослужащих США, находящихся в Европе, быстро адаптируются к изменению стратегической обстановки. Говоря об этом, Рэй имел в виду «военные операции России в Украине», а также потоки мигрантов из Сирии и рост исламизма.

Всего в Бремерхафен прибыло из США ок. 2,8 тыс. единиц военной техники и около четырёх тысяч военнослужащих, сообщает «РБК».

Прибытие солдат и тяжёлой техники стало одной из ведущих тем для европейской прессы. Многие журналисты, спекулируя на заголовках, пишут о грядущей войне с Россией. Мол, танки и солдаты для неё и предназначены.

«Bundesdeutsche Zeitung» в заголовке сообщает: «USA entladen Panzer in Deutschland für Krieg gegen Russland». Перевод: «США выгружают в Германии танки для войны против России».

В материале сообщается, что для перевозки техники потребуется в общей сложности 900 вагонов: длина условного железнодорожного состава составила бы 14 километров. Поезда с техникой уже начали курсировать: по планам, перевозка, начавшаяся 7 января, должна завершиться 16-го января.

Далеко не все немцы приветствуют американскую технику. В Бремерхафене прошли протесты. Левые в Германии возмущены. По их мнению, федеральное правительство Германии участвует в марше НАТО против России. Левые требует немедленного прекращения гонки вооружений между НАТО и Россией и перехода к фазе снятия напряжённости и разоружения. «Остановить военное развёртывание» - вот к чему призывают немецкие левые силы. Бундесвер должен отказаться от поддержки антироссийских натовских идей, а федеральное правительство должно отказаться от использования немецкой территории для размещения войск и их передвижения. Пора перейти к политике разрядки с Россией!

Издание также напоминает, что немецкие левые отвергают учения, проводимые США по развёртыванию сил в регионе, выступают против перевооружения и «бряцания оружием» НАТО. Левые считают, что нынешнее нагнетание обстановки является очевидной «эскалацией по отношению к России». В числе последствий они видят дальнейшую гонку вооружений между НАТО и Россией.

Газета Tagesschau.de указывает, что армия США использует город Бремерхафен в качестве логистического узла. Солдаты, транспортные средства и тяжёлая техника будут перевезены в Польшу: ранее восточноевропейские государства НАТО просили о «более высоком уровне защиты».

Доставка техники в Европу - это часть плана Б. Обамы, который реализуется после «российской инициативы по аннексии Крыма в 2014 году», отмечает издание. Усиление мощи техникой и солдатами направлено во имя исполнения долга перед союзниками по НАТО и нужно для укрепления их сил. Генерал-майор Тимоти П. Макгуайр, командующий сухопутными войсками США в Европе, заявил, что «это сигнализирует о сохранении приверженности США цели обеспечения мира и процветания европейского континента».

Эксперты находят, что ситуация с безопасностью полностью переменилась за последние два года, поэтому размещение новых сил понятно. Политолог Клаус Зегберс, возглавляющий Институт политики Восточной Европы Свободного университета Берлина, говорит: «В течение двух лет ситуация с безопасностью в Европе полностью изменилась». Эксперт указывает на украинскую ситуацию, на принцип солидарности НАТО и напоминает о необходимости «стабилизации» безопасности, например, по отношению к Эстонии. Также он считает нужным дать кое-что понять Москве, чтобы изменить её «восприятие».

Поспешность выгрузки техники может быть связана со скорым приходом к власти в США Д. Трампа, допускает T-online.de. Ведь Дональд Трамп в ходе предвыборной кампании неоднократно давал понять, что не понимает, как американцы могут тратить столько денег на «сдерживание» в Европе. Европейцы должны в таком случае позаботиться об оплате услуг.

Кроме того, мистер Трамп стремится улучшить отношения с Кремлём, точнее, с его хозяином Владимиром Путиным. И в таком случае американские военные действия «в русских окрестностях» выглядят как «ненужная провокация».

Газета полагает, что изменение политики в НАТО вполне допустимо. В штаб-квартире НАТО в Брюсселе уже наблюдается «некоторое затишье», потому как все средства, распланированные на этот год, утверждены Конгрессом США. Генсек Йенс Столтенберг уверен, что в текущем году Соединённые Штаты «будут придерживаться своих обязательств».

О поспешности действий Обамы говорят и российские эксперты.

«Барак Обама начал переброску 3-й бронетанковой бригады в Европу раньше запланированного срока, - сказал «Свободной прессе» ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО, доктор политических наук Михаил Александров. - Изначально, напомню, операция была намечена на февраль 2017 года. Делается это, понятно, в рамках решений Варшавского саммита НАТО по размещению четырёх батальонных тактических групп в Польше и Прибалтике».

Эксперт уточнил, что батальонные тактические группы имеют инфраструктуру для быстрого развёртывания в полноценные бригады: личный состав можно перебросить по воздуху, а техника уже будет ждать на складах. «Это будут наиболее боеспособные бригады Запада в Европе, плюс их будет поддерживать польская армия, что представляет уже довольно внушительную силу - с учётом, что авиация также может быть оперативно переброшена из Германии или даже из США, - заметил Александров. - В результате США смогут в течение двух недель создать мощнейший ударный кулак на границах Калининградской области».

«С нашей стороны, напомню, там находятся всего три дивизии плюс Балтийский флот. Однако натовцы могут оттянуть силы нашего флота, перебросив дополнительные военно-морские группировки на Балтику, где, кстати, находится и немецкий военный флот, и польский. Другими словами, Запад действительно сможет оперативно создать перевес сил в районе Калининграда».

В ответ Россия сможет нарастить группировку в Калининградской области. Правда, там «маленькая территория, и много войск на ней не разместить». Лучшим вариантом эксперт считает создание двух танковых армий «на границах Латвии и Литвы». «В этом случае у альянса не будет иллюзий, что он может захватить Калининградскую область», - считает он.

В итоге, добавим, Барак Обама сделал всё, чтобы хотя бы на один год осложнить отношения с Россией избранному президенту Трампу. При таком наращивании сил, бюджет на которые уже распланирован и утверждён, Трамп будет лишён возможности быстрого геополитического манёвра. Вероятно, в первый год правления он не сможет кардинально перестроить отношения с Россией, если такая «перестройка» вообще попадёт в его планы. Скорее всего, мистер Трамп в первый год президентства займётся не вопросами разрядки с Москвой, а прощупыванием возможности отмены некоторых внутренних законодательных актов Обамы, в частности, «Obamacare» - пакета по реформ системы здравоохранения, который давно не нравится республиканцам. А Москва подождёт.

Подпишитесь на нас



  • Разделы сайта