Винтовка маузер к 98 характеристики. История оружия: карабин Mauser К98k. О прицельных приспособлениях

Здравствуйте уважаемые коллеги!
Решил выложить фотографии собранного мною не так давно французского тяжелого танка.
Char 2C или FCM 2C - французский сверхтяжёлый танк. Разработан во время Первой мировой войны, однако в военных действиях участия не принимал. Танк был крупнейшим по метрическим размерам из всех танков, когда либо принимавшихся на вооружение в мире. Разработки Char 2C начались в 1917 году и уже в 1919 предполагалось выпустить около 300 единиц этого танка, однако с окончанием Первой мировой войны производство танка было свёрнуто. В результате к 1923 году изготовили только 10 танков 2C. Каждый танк, подобно кораблю, имел собственное имя (машины назывались в честь провинций Франции). Будучи по меркам 1917 года прогрессивной машиной, к 30-ым годам танк устарел, как морально, так и технически. На вооружении французской армии танки 2С стояли вплоть до оккупации Франции в 1940 году. После прорыва немецкими войсками линии фронта в 1940 году,эшелон с танками Char 2C был отправлен в тыл, но по пути оказался отрезан от цели подрывом туннеля. 15 июля 1940 года все танки были подорваны во избежание попадания их в руки неприятеля.
Модель этого танка выполнена Менгом очень неплохо. Все стыкуется отлично, наборные траки остаются подвижными, травлением выполнены сетки на бортах и над двигателем. От себя добавил лишь металлический ствол 75-мм пушки(не помню производителя), пластиковый "половинчатый" ствол решил не дорабатывать.
К сожалению, при общем отличном качестве литья, Менг допустил значительные упрощения в ряде элементов: не выполнены элементы подвески опорных катков, которые становятся отлично видны при снятых экранах подвески - "юбка" в нижней части танка, часто отсутствующая на фото прототипов. Упрощена конструкция траков и различных мелочей на корпусе.
Танк вышел по настоящему огромный, Маус рядом не стоял) Ну гулять, так гулять, решил я, и докупил на танк смоляной хвост, полагающийся ему, но редко встречающийся на фото. Хвост от польской Niko Model неплохо выглядит. Забыл я только перенести на него габаритный фонарь с кормы танка и добавить провод. С этим хвостом Char 2C стал огромен, устанешь копать противотанковые рвы для него)
Легкий в сборке, танк оказался, для меня, непрост в окраске. Подходящий для него французский оливково-серый цвет был взят у Vallejo, но мне стоило его заранее осветлить, так как получился огромный темный монолит. Высветлял я его долго и муторно, в том числе, "сухой кистью".
Гусеничные ленты, занимающие много места на модели тоже требуют особого подхода. Изначально сделал их излишне светлыми (пыльными), но контраст с темным корпусом был слишком сильным, кое-как, с 3й попытки, подобрал устроившие меня пигменты.
Изначально делал танк "на полку", поэтому не грязнил и не "ушатывал" его. В общем, танк из бокса)
За фотографии спасибо большое Олегу (Karbofos)!
Приятного просмотра!

Разработанный еще в 1917 году танк Char 2C являлся т.н. родоначальником "сухопутных дредноутов". Французы хотели создать более 300 единиц танков Char 2C, но в связи с окончанием Первой мировой войны, потребность в них отпала, но удалось создать всего 10 штук. Танк Char 2C состоял на вооружении во Французских вооруженных силах вплоть до начала Второй мировой войны. Но в боевых действиях, к сожалению не успел побывать. Подобно советскому многобашенному танку , танк Char 2C оказался бы крайне неэффективным в условиях молниеносной войны и являлся скорее чем инструментом морального воздействия на войска противника. К началу Второй мировой войны Char 2C устарел морально и физически.
Французский сверхтяжелый танк Char 2C был вооружен одной 75-мм пушкой и нескольких пулеметов, которые располагались в нескольких башнях. Экипаж танка состоял из 13 -ти человек. Средняя броня танка Char 2C была толщиной до 40 мм (хотя, у некоторых танков из этой серии увеличили броню до 90 мм, чем существенно увеличили вес танка (75 тонн)).Подобно кораблям, эти "сухопутные дредноуты" получали имя собственное, помимо Normandie, были, Poitou (Пуату), Provence (Прованс). Picardie (Пикардия), Alsace (Эльзас), Bretagne (Бретань) и Touraine (Турин) и другие. Когда немцы, стремительным броском напали на Францию, французы решили переправить эти сверхтяжелые танки по железной дороге в тыл. Но немцы отрезали состав с танками Char 2C путем взрыва тонеля. 15 июня 1940 года французы взорвали все свои танки, чтобы те не попали в руки немцев. Некоторые источники утверждают, что немецкие пикирующие бомбардировщики разбомбили состав с танками Char 2C сразу же, после подписания акта о перемирии.

Немецкие офицеры с захваченным французским танком Char 2C. Французский сверхтяжелый танк Char 2C №97 "Normandie (Нормандия)"


Танк Char 2C - вид сверху. Французский сверхтяжелый танк Char 2C №97 "Normandie (Нормандия)"


Немецкие артиллеристы совершили несколько пробных выстрелов по броне танка Char 2C. Броня оказалась уязвимой для . Французский сверхтяжелый танк Char 2C №97 "Normandie (Нормандия)"


Французский сверхтяжелый танк Char 2C №97 "Normandie (Нормандия)"


Танк Char 2C уничтоженный французами (или немцами). Французский сверхтяжелый танк Char 2C №97 "Normandie (Нормандия)"


Немцы позируют на прострелянным сверхтяжелом танке Char 2C. Французский сверхтяжелый танк Char 2C №97 "Normandie (Нормандия)"

Попалась вчера схема вот такого монстра весом в 75-тонн, который был порожден сумрачным французскима гением в предвоенный период и о котором я чего-то ничего не знал.

Полез разбираться - реальное ли это чудо техники наподобие наших СМК или Т-35 или немецкого "Мауса" или просто красивая концепт-картинка, коих перед войной ходило превеликое множество, одна страшнее и величественнее другой?

Выборка самого интересного:

Хотя FCM 1A произвел сильное впечатление на публику, военная верхушка Франции все еще испытывала скепсис по отношению к тяжелым танкам. Генерал Петэн предлагал даже прекратить работы над проектом вообще, считая более эффективным ориентироваться на совместный англо-американский тяжелый танк Mark VIII «Либерти». Однако, Эстьен считал, что отмена проекта будет негативно воспринята населением, и кроме того, опасался, что Британия и США не согласятся на сотрудничество с французами в проекте Mark VIII, если Франция не продемонстрирует способность производить тяжелую технику сама. Кроме того, французские танкисты считали бронирование английских танков (как существующих так и перспективных) недостаточным, а расположение оружия - неудобным.

В итоге, для производства был выбран не уже имевшийся FCM 1A, а существовавший только в проекте 60-тонный FCM 1C, который, к тому же, требовалось переработать. Все это, а также требования Петэна к производству 300 тяжелых танков, привело к задержке проекта, и к окончанию военных действий танк все еще не был готов.

В начале 1919 года, заказ на новый тяжелый танк был отменен. Однако, французское правительство распорядилось возобновить программу, в первую очередь по политическим причинам. В итоге, в апреле 1919 было решено изготовить десять тяжелых танков нового типа, получивших обозначение Char 2C; все десять были приняты на испытания к 1921 году. Они стали последними танками, построенными для французских вооруженных сил почти на десять лет.


Конструкция

Танк Char 2C создавался в первую очередь для прорыва долговременной позиционной обороны, усиленной многочисленными инженерными препятствиями, что во многом определило особенности его конструкции. Он имел высокий корпус ромбической формы, охваченный гусеничными лентами. Подобная конструкция была выбрана исходя из требований обеспечения максимальной проходимости; танк легко преодолевал противотанковый ров 4-метровой ширины, взбирался на стенку высотой 1,2 метра и легко сносил корпусом деревья и инженерные заграждения.

Танк был разделен на четыре секции, от носа к корме: отделение управления (с курсовым пулеметом), переднее боевое отделение (с пушечной башней и двумя бортовыми пулеметами), моторно-трансмиссионный отсек, и заднее боевое отделение (с пулеметной башенкой).

Вооружение

Основное вооружение танка состояло из 75-миллиметровой длинноствольной пушки образца 1897 года, установленной во вращающейся башне в носовой части. Созданное на основе полевой пушки, орудие имело высокую скорострельность до 15 выстрелов в минуту и могло вести огонь на максимальную дальность до 7000 метров. Боезапас состоял из 125 снарядов; первоначально, таковые были представлены только фугасами и шрапнелью, но в начале 1930-х танки типа Char 2C получили бронебойный боеприпас.

Интересно, что орудийная башня была (впервые в мировой практике) трехместной; в ней размещались командир, стрелок и заряжающий, тем самым обеспечивая оптимальные условия работы экипажа. Однако, французы не сумели оценить достоинства многоместных башен, на последующих танках вернувшись к одноместным. Сектор обстрела орудия был ограничен 320 градусами (прямо на корму башня вести огонь не могла).

Вспомогательное вооружение состояло из четырех 7,5-миллиметровых пулеметов Гочкисса. Один пулемет располагался в кормовой части машины, в небольшой вращающейся башенке; тем самым, танк имел отличное прикрытие с кормы и широкий маневр огнём. Еще один пулемет был установлен в лобовом листе машины, и по одному с каждого борта боевого отделения. По некоторым данным, в башне имелся еще спаренный с пушкой пулемет; возможно, таковой был установлен в ходе модернизаций.

В целом, вооружение Char 2C было мощным и хорошо продуманным и сохраняло актуальность и в начале 1930-х. Вплоть до появления в 1940-м советских танков с длинноствольными 76-мм пушками, французский тяжеловес сохранял статус носителя самого мощного основного вооружения среди бронированных машин.

Броневая защита

Броневая защита танка рассчитывалась на противостояние снарядам 77-миллиметровой германской полевой пушки 7.7 cm FK 16, наиболее распространенной в годы Первой Мировой. Лобовой лист имел толщину 45 миллиметров. Борта корпуса были защищены 30 миллиметровой броней, и корма - 20 миллиметровой. Нет точных данных по бронированию орудийных башен, но чаще всего встречается утверждение что пушечная башня была защищена 35-мм броней.

В целом, бронирование Char 2C было более чем адекватным по меркам Первой Мировой и вплоть до середины 1930-х предоставляло адекватную защиту от любой противотанковой артиллерии. Даже на момент начала Второй Мировой войны, Char 2C был все еще малоуязвим для снарядов основной немецкой противотанковой пушки Pak 35/36.

Французы предпринимали попытки усилить бронирование танков, стремясь поддерживать эти машины на уровне требований времени. В ноябре-декабре 1939, один танк был модифицирован с усилением лобовой брони до впечатляющих 90 миллиметров, а бортовой до 65 миллиметров; в подобной конфигурации машина была практически неуязвима для любых немецких противотанковых орудий того времени, но и без того малая подвижность снизилась еще больше. Неизвестно, были ли планы модифицировать остальные машины подобным образом.

Ходовая часть

Ходовая часть имела характерную для тяжелых танков первой мировой ромбическую форму, позволявшую лучше преодолевать рвы и валы. Гусеницы охватывали корпус, проходя по крыше машины. На каждый борт приходилось по 36 опорных катков, пять направляющих и три поддерживающих ролика на крыше. Переднее колесо было ведущим, заднее — направляющим. Блокированная пружинная подвеска обеспечивала танку достаточно плавный ход (в отличие от тяжелых английских танков с жесткой подвеской).

Проходимость танка была впечатляющей даже по современным меркам. За счет большой длины корпуса (которая могла быть еще увеличена навеской «хвоста»), Char 2C преодолевал рвы шириной до 4-х метров, взбирался на вертикальную стенку высотой до 1,2 метров и переходил вброд реки до 1,6 метра глубиной. Большая масса корпуса позволяла танку легко сокрушать деревья и инженерные препятствия.

Силовая установка

Силовая установка Char 2C состояла из двух карбюраторных двигателей «Mercedes» GIIIa, в 180 л.с. каждый. Оба двигателя размещались в машинном отделении в центре корпуса танка; выхлопные трубы были выведены на крышу, а вентиляционные решетки располагались по бокам корпуса. Топливные баки располагались за кормой машины, между задними выступами гусеничных рам.

Трансмиссия танков Char 2C была электрической. Два динамогенератора, вращаемые от валов двигателей, приводили в действие ходовые электромоторы. Подобное решение было применено для повышения живучести машины; в случае выхода из строя одного двигателя, танк мог продолжать движение на втором (хотя скорость при этом не превышала 5 километров в час). Ходовое оборудование танка было сложным в обслуживании и достаточно ненадежным.

Максимальная скорость движения танка не превышала 15 км/ч. По меркам Первой Мировой это, однако, считалось вполне достаточным; задачей сверхтяжелых танков было преодоление укрепленного рубежа обороны, а не развитие успеха в тылах. Запас хода по дороге составлял 150 километров, что также считалось вполне достаточным для машины, действующей только на тактическую глубину с передовой позиции.


Средства связи и наблюдения

Большое внимание было уделено хорошему обзору изнутри танка. На обеих башнях Char 2C были установлены большие наблюдательные колпаки, защищенные стробоскопическим наблюдательным прибором; двумя спонсонами с узкими щелевыми прорезями в стенках, вставленными один в другой. Оба спонсона вращались с большой скоростью в противоположных направлениях; за счет стробоскопического эффекта, возникало ощущение почти полной прозрачности установки, при этом пули не могли поразить наблюдателя через узкие щели. В результате, командир экипажа и стрелок кормового пулемета имели почти идеальный круговой обзор.

Также, в башнях, отделении управления и боевом отделении танка имелись обычные смотровые щели и перископические приборы наблюдения. Для управления орудийным огнём имелся телескопический прицел; пулеметы были оборудованы обычными оптическими прицелами. С целью ведения боевых действий по ночам, танки оборудовались комплектами фар, и некоторые - мощным прожектором на кормовой башенке.

Все танки оборудовались радиостанциями, которые менялись в процессе службы.

Экипаж

Экипаж танка состоял из двенадцати человек: водитель, командир, стрелок пушки, заряжающий, четыре пулеметчика, механик, электрик, помощник механика и радист. Расположение их было следующим:

В отделении управления находился водитель

В башне находились командир, стрелок и заряжающий

В машинном отделении находились механик, электрик и помощник механика

В кормовом боевом отделении находились радист и четвертый пулеметчик (в башенке)

Сконструированный инженерами судостроительной компании, Char 2C отличался неожиданно продуманным подходом к эргономике и хорошо продуманными, удобными для экипажа внутренними помещениями. Танк имел внутреннее переговорное устройство для связи между членами экипажа в бою. Для удобства размещения экипажа в танке, каждый отсек имел собственные люки с обеих бортов, через которые можно было покинуть подбитую машину. Штатно, экипаж загружался в танк через боевое отделение.

Модификации

В 1926 танк, который позже наименовали «Champagne», был модифицирован и получил новое обозначение «Char 2C бис». Новая версия была вооружена гаубицей калибром 155 мм, при этом отказались от передних пулемётов. В этой конфигурации вес дошёл до 74 тонн. Модификация эта была лишь временной и в том же году «Champagne» был возвращён к начальной конфигурации.

Танк № 97 (Лоррейн) в 1939 г. был экранирован с целью повышения защищенности. Лобовая броня была доведена до 90 мм, а боковая до 65 мм, в результате чего вес возрос до 75 тонн, что является не побитым рекордом среди тяжелых танков, принятых на вооружение. В подобной модификации, танк был неуязвим для любых немецких противотанковых средств, но его подвижность снизилась еще больше.

Собственные имена танков Char 2C

№90 Poitou (Пуату)

№91 Provence (Прованс)

№92 Picardie (Пикардия)

№93 Alsace (Эльзас)

№94 Bretagne (Бретань)

№95 Touraine (Турень)

Оценка проекта

По совокупности характеристик, танк Char 2C являлся венцом развития идеи тяжелого танка прорыва позиционной обороны, периода Первой Мировой Войны. Его бронирование было вполне достаточным, чтобы выдерживать огонь современных ему противотанковых средств даже с ближних дистанций; высокая проходимость позволяла преодолевать без затруднений любые инженерные преграды, а башенное расположение основного и вспомогательного вооружения допускало широкий маневр огнём. При этом, вооружение танка было достаточно мощным для решения любых задач на поле боя Первой Мировой. Из всех тяжелых танков начала 1920-х, только Char 2C может считаться машиной с подлинно противоснарядным бронированием.

Крупным недостатком этих машин была их низкая подвижность, обусловленная значительной массой. Это не являлось проблемой в ситуации позиционной войны (для которой Char 2C и проектировались) но уже в начале 1930-х возможность существования в будущих конфликтах сплошного, стабильного на протяжении длительного времени позиционного фронта, начала подвергаться сомнению. Для маневренной же войны, подобные сверхтяжелые машины были практически бесполезны; их стратегическое перемещение было крайне затруднено, а тактическое развертывание возможно только с хорошо подготовленной тыловой базы.

Интересно отметить, что устарев морально, танки Char 2C к началу Второй Мировой все еще не полностью устарели технически; модификация танка номер 97 «Лотарингия» продемонстрировала, что было возможно усилить бронирование этого танка до уровня, соответствующего стандартам времени. Однако, так как решить проблему с чрезвычайно низкой мобильностью танков этого типа было невозможно, какое-либо успешное их боевое применение могло бы состояться лишь при прорыве долговременных укрепленных сооружений — с чем во Вторую Мировую французской армии так и не пришлось столкнуться.



И несколько фотографий из выдачи Яндекса:









  • Разделы сайта