Чем отличается гейнер от сывороточного протеина. Существенные отличия протеина от гейнера: кому что надо употреблять. Чудес не бывает

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Около 10% населения Земли - не такие, как остальные: они - левши. Причем отличие их вовсе не просто зеркальное. Если у правшей ведущая правая рука чаще всего сочетается с ведущим правым глазом и ведущим правым ухом, то у левшей эти сочетания куда более разнообразны. Даже мозг их устроен несколько иначе, чем у праворукого большинства, и это относится, как выяснилось, не только к доминированию правого (а не левого) полушария, но и вообще к принципам функциональной организации.

В лаборатории общей и клинической электрофизиологии головного мозга человека Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН под руководством доктора биологических наук Л. А. Жаворонковой изучали характер межполушарной асимметрии мозга правшей и левшей. Для этого у испытуемых снимали в разных состояниях энцефалограммы, регистрировавшие биоэлектрическую активность разных зон коры мозга.

Оказалось, например, что в состоянии спокойного бодрствования полушария мозга у правшей работают более синхронно, чем у левшей, а при движении ведущей рукой мозг правшей активизируется локально в левом (ведущем) полушарии, тогда как у левшей - в обоих. По-разному менялась энцефалограмма правшей и левшей и при засыпании.

Во время другого эксперимента испытуемые сначала сидели с закрытыми глазами, а когда открывали их, то перед ними загорался световой сигнал, на котором надо было фиксировать взгляд. У правшей воздействие этого сигнала нарушало синхронность в работе полушарий, а у левшей картина изменялась незначительно.

Похоже, что у левшей нет столь четкого распределения ролей между отделами коры полушарий головного мозга, и именно это сказывается на его работе при переходе от одного функционального состояния к другому (например, от бодрствования ко сну). Ученые полагают, что кора и подкорковые структуры у правшей в большой мере взаимно подавляют друг друга, тогда как у левшей, напротив, взаимно активизируются. Из этого следуют как минусы, так и плюсы "левшества". Так, например, кора левшей в меньшей степени способна подавлять эпилептическую активность, и этим, видимо, объясняется тот факт, что среди них куда больший процент эпилептиков, чем среди человеческой популяции вообще.

С другой стороны, функциональная организация мозга левшей может способствовать развитию творческих способностей, и неудивительно, что среди них множество гениальных музыкантов, архитекторов, художников. В качестве примера можно вспомнить Леонардо да Винчи, Микеланджело и Чарли Чаплина, а также знаменитого лесковского Левшу.

А в результате совместной работы с сотрудниками Института нейрохирургии имени Н. Н. Бурденко РАМН - профессорами Т. А. Доброхотовой и Н. Н. Брагиной - было установлено еще одно преимущество мозга левшей. Его деятельность после черепно-мозговой травмы восстанавливается легче, чем у правшей. Меньшая специализация способствует развитию компенсаторных процессов, и здоровые области мозга берут на себя выполнение функций поврежденных.

По мнению Л. А. Жаворонковой, левши не хуже и не лучше правшей - они просто другие. Между тем наш "правый мир" для них не удобен: все наоборот, все с другой стороны. Но пока он не повернулся лицом к их проблемам, не сделал их жизнь более комфортной, они вынуждены к нему приспосабливаться.

Долгое время левшество считалось чуть ли не проявлением ущербности. Главной причиной давления на левшей была тревога за их социальную адаптацию в мире, где превалируют правши. Но какие преимущества есть у левшей по сравнению с правшами? За последние годы накоплено много научных знаний, которые позволяют развить в левше то, что дано ему природой.

В чем причина?

Теория функциональной асимметрии полушарий головного мозга с давних пор занимает ученые умы. Первым исследование мозга право- и леворуких людей провел в 1871 г. английский анатом Огл. Он обнаружил, что мозг левши зеркально симметричен мозгу праворукого человека. Но накопленный в дальнейшем материал не позволил выявить значительных анатомических различий, способных объяснить различия в функциях правого и левого полушария вообще и выбор ведущей руки в частности. Точного объяснения природы леворукости до сих пор нет. Большинство придерживается версии, что выбор в качестве рабочей правой или левой руки зависит от двух генов (один ген определяет полушарие, контролирующее речь, другой - какой рукой будет управлять “речевое” полушарие). За роль наследственности говорит и тот факт, что вероятность рождения левши у праворуких родителей не превышает 2%, если же один родитель левша, то она увеличивается до 17%, а у обоих родителей-левшей - до 46%. Агентство новостей ВВС сообщило об исследовании, проведенном шведскими учеными, в результате которого выявлено, что у беременных женщин, которым делали УЗИ на поздних сроках беременности, на 32% увеличивается вероятность родить левшу.

Полные или частичные

Существует несколько типов функциональной организации двух полушарий мозга:

Абсолютные правши - 42%. У них доминирует левое полушарие (ведущие правая рука, нога, глаз, ухо, у таких людей в 95% случаев центр речи находится в левом полушарии), для них характерен словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению;

Абсолютные левши - 8-10%. При доминировании правого полушария (напротив, ведущие левые рука, нога, глаз, ухо, центр речи в правом полушарии). Для них характерно конкретно-образное мышление, развитое воображение;

Отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий (равнополушарные люди) - 48-50%. Это либо правши с признаками леворукости, либо левши с признаками праворукости (по ведущему глазу человек левша, а по руке - правша и др.).

В чем разница?

Предполагается, что различия между функциями полушарий сводятся к разным способам обработки информации.

Речь правополушарных людей (левшей) эмоциональна, экспрессивна, богата интонациями, жестикуляцией. В ней нет особой выстроенности, возможны запинки, сбивчивость, лишние слова и звуки. Им легче диктовать текст, чем писать. Левополушарным (правшам) же легче писать, чем диктовать. Как правило, левши - целостные натуры, открыты и непосредственны в выражении чувств, наивны, доверчивы, внушаемы, способны тонко чувствовать и переживать, легко огорчаются и плачут, приходят в состояние гнева и ярости, общительны и контактны. Часто действуют по настроению.

Среди левшей чаще встречаются литераторы, журналисты, деятели искусства, организаторы. Среди левополушарных - инженеры, математики, философы, лингвисты.

Правши нередко подчеркнуто рациональны и рассудочны, что основывается на формально-логическом подходе. Они много и охотно пишут, легко запоминают длинные тексты, речь их грамматически правильна. Для них характерны обостренное чувство долга, ответственность, принципиальность, внутренний характер переработки эмоций. Часто занимают административные должности, но им не хватает гибкости, непосредственности и спонтанности в выражении чувств. Они предпочитают действовать по заранее составленным схемам, трафаретам, с трудом перестраивают свои отношения с людьми.
Картины художников - левшей отличаются большими размерами, темной палитрой красок, большим числом световых градаций, глобальностью сюжета. К таким художникам можно отнести Ван-Гога, Рембрандта, Сурикова. Работы этих правополушарных художников поражают свежестью видения, эмоциональностью, экспрессией, динамикой. Художникам-правшам присущи строгость формы, графичность изображения, холодные цвета. Это - Пикассо, Кент, Леже.

К композиторам-левшам можно отнести Вагнера, Дебюсси, Скрябина, Чайковского, Шопена, Шумана. К правшам - Баха, Генделя, Мендельсона, Прокофьева, Стравинского, Шостаковича. По отношению к музыке наше левое полушарие ведет себя как Сальери, а правое - как Моцарт. К равнополушарным гениям относятся Леонардо Да Винчи, Михаил Ломоносов.

Но только художественностью способности левшей не ограничиваются. Им свойственен оригинальный способ мышления, так как их не очень много: просто большинство думает не так. Именно поэтому среди левшей много творческих людей, которые генерируют множество идей (например, Билл Гейтс).

Возрастная динамика

Как правило, сразу после рождения ребенка никто не задумывается, правша он или левша. Но вот время идет, и малыш начинает брать предметы преимущественно левой рукой, потом - и печенье, и ложка упрямо вкладываются в левую руку, и карандаш… И сколько мама не перекладывает обратно - ребенок делает так, как ему удобно.

Так уж устроен мозг ребенка: правое полушарие развивается равномерно, а левое - скачками, первый скачок развития - в два года. Именно в этом возрасте можно впервые сказать: “Мой ребенок левша”. Но преобладание ведущей руки может быть условным. Часто ребенок “выбирает” руку нечетко. “Настоящий” левша получается, если правое полушарие определяет ведущие левые руку и глаз. А вот если ведущим является правый глаз, или при левом ведущем глазе - правая рука, получаются “скрытые” левши. Но об этом можно говорить после 4-5 лет, когда ребенок начинает орудовать карандашом. Именно в этом возрасте родители даже праворукого ребенка часто видят зеркальность рисования и письма (левый глаз дает “обратную” информацию для правой руки). И дело здесь совсем не в том, что в какой-то момент ребенка “переучили” (а переучивать левшу - это значит наступить на его здоровье, личность, способности - об этом пишут сейчас все!). В этом возрасте происходит второй скачок развития левого полушария. Причем происходит это у всех детей по-разному. И если выбор руки и глаза происходит в момент доминирования левого полушария - получается “леворукость” - скрытая или явная. Психологи говорят о таких детях “правополушарные”. То есть такие, у которых преобладает образность мышления, эмоциональность, двигательная активность над логикой, размеренностью, “раскладыванием по полочкам” левого полушария мозга. С нарастанием активности левого полушария происходит появление сложных понятий, развитие абстрактного мышления, умение считать и писать. Здесь опять впереди мальчики: уже к шести годам левое полушарие у них может быть более активным, чем у девочек. Поэтому некоторые начинают читать уже в 4-5 лет. У лиц мужского пола функциональная активность полушарий носит более полярный характер, и о преобладании одного из них можно судить уже к 6-7 годам.

Правда, иногда у повышенно эмоциональных, впечатлительных и художественно одаренных мальчиков дифференциация мозга идет по тому же пути, что и у девочек. У таких мальчиков дольше сохраняется правополушарная специализация мозга. Они не всегда хорошо пишут, пропускают буквы, не дописывают слова. Камень преткновения для них - таблица умножения. Все это постепенно выравнивается к 3-5-у классу. Если считаться с возрастными особенностями развития мышления, то до 9 лет у ребенка еще не до конца сформированны межполушарные взаимодействия. Другими словами, ребенок еще находится на “распутьи”: какой стиль мышления выбрать. Однако детское мышление в любом случае ближе к правополушарному. Таким образом, во время обучения детей в возрасте 4-6 лет необходимо учитывать особенности “правополушарного мышления”.

Особенности обучения

Сейчас известно, что полушария мозга “специализируются”. Так, во время обучения чтению правое полушарие может воспринимать слово полностью, как образ-мелодию, или как образ-картинку. А левое полушарие анализирует звуки, составляет их в слоги, а из слогов - слова. Оно также отвечает за использование грамматических правил. Однако значения слов “сохраняются” именно в правом полушарии.

При обучении именно левое полушарие руководит поведением ребенка, влияет на способность выполнять задание, быть дисциплинированным на занятии, контролирует способность что-то сделать, если нужно, а не хочется. К сожалению, правополушарным детям тяжелее учиться, у них большая двигательная активность, хуже поведение, чем у одногодков, которые явно определились с ведущей рукой или глазом. Часто они более подвижны, чем их праворукие сверстники. Кажется, что у них спрятан где-то моторчик, им обязательно нужно многое успеть. Они - страстные выдумщики. Причем часто сами верят в свои фантазии. Поэтому с левшами родителям труднее: они более упрямые или “взрывные”, эмоционально неустойчивые.

Из-за особенностей левшей нужно очень тщательно выбирать технологию обучения, учитывая, что подготовка к школе такого ребенка не должна включать только чтение, письмо, математику. Раннее погружение в мир знаков и символов (чтение, письмо, цифры) использует работу левого полушария мозга, и, таким образом, детям с преобладанием правого полушария, это трудно. В момент перегрузки ребенок становится еще более подвижным, нервным. Нередко попытка опережающего использования абстрактно-логического, речевого отображения мира приводит не к опережению развития левши, а к замедлению. А трудности в дошкольном возрасте иногда приводят к неуверенности ребенка в себе, или к протестам - нежеланию учиться, даже к неврозам.
Еще одна трудность левшей - это отношения с пространством. Зеркальность при письме, запоминание последовательностей (дни недели, месяцы), ребенку тяжело ориентироваться в тетради (да он просто не замечает этих клеточек!), не говоря уже о вычислениях в столбик в младших классах. Чтение часто вызывает у правополушарного ученика трудности в понимании содержания. Такой ребенок не может что-то изучать, не понимая или потеряв нить рассуждений. Он лучше учится, если имеет определенный алгоритм действий.

Как определить левшу?

Многие психологические тесты по определению ведущего полушария предлагают прежде всего определить ведущую руку, ухо, глаз, ногу. И это вполне оправдано, ведь исследования показывают, что преобладания самого по себе полушария у левшей и правшей незначительны, а в случаях стрессовой ситуации эта разница вовсе исчезает. Но мозг не может изучать все сам. Ему нужна информация. Другие части тела снабжают мозг необработанной информацией, которую он использует для получения знаний о мире. Глаза, уши, руки и ноги являются также обучающими органами, так как эти тонко адаптированные сенсоры несут ощущения внешнего мира в мозг. Все эти части тела чрезвычайно важны для процесса обучения.

Но между полушариями мозга есть еще особенность: они контролируют части тела перекрестно: правое полушарие - левый глаз, левое ухо, левые ногу и руку, и, наоборот, левое полушарие - правый глаз, правое ухо, правые ногу и руку. Казалось бы, из этого должно следовать, что если правое полушарие ведущее, то должны быть ведущими все эти четыре части тела. На самом деле у здорового человека могут быть односторонними только три части тела, например: глаз, ухо, рука - левые, а нога - правая.

Как определить ведущее полушарие? Наиболее простые тесты, разработанные для взрослых, предлагают выяснить, какая из частей ведущая, и по преобладанию сторон - определяют “полушарность”.

Для определения ведущего глаза предлагается “прицелиться”, выбрав себе мишень и глядя на нее через своеобразную мушку - карандаш или ручку. Дети с доминирующим левым глазом пытаются следить “справа налево”, потому часто у таких начинающих “читателей и писателей” возникают перестановки букв и даже слогов при чтении и письме.

Для определения ведущего уха взрослым предлагают слушать множество слов через наушники (причем в каждый из наушников передаются другие слова). По тому, сколько слов запомнил взрослый через правое и левое ухо определяется “доминантность” уха.

Доминантность рук определяется через 3 разных теста:

  1. Нужно переплести пальцы рук. При этом сверху всегда оказывается один и тот же палец - ведущей руки.
  2. Переплести руки на груди. Наверху (на предплечье другой руки) лежит ведущая рука.
  3. Расположите руки горизонтально полу. Похлопайте. Сверху хлопает ведущая рука.

Если после исследования выяснится, что у вас преобладает то правая, то левая рука - возможно, вы скрытый “левша”.

Доминирование ноги измеряют как среднюю длину шага. “В быту” понаблюдайте: на каком боку вы засыпаете, какую ногу прижимаете к себе. Ведущая нога обычно оказывается “под телом”, поскольку организм таким образом “гасит” лишние импульсы от слишком активной части тела. Если засыпаете на правом боку - то у вас ведущая правая нога, на левом - левая. Если же вы засыпаете на спине или животе, то попросите кого-то понаблюдать, на какую сторону вы переворачиваетесь прежде всего - на правую или на левую.

Конечно, если вы уже определили свою полушарность, то хотелось бы и детишек “протестировать”. Даже для совсем маленьких детей можно это сделать при помощи увлекательной игры.

Ведущий глаз Приготовьте несколько ярких небольших игрушек, положите в коробочку, в которой есть отверстие только для одного глаза. Пускай малыш заглядывает в отверстие и угадывает, какая игрушка там спрятана, а вы фиксируйте, каким глазом он смотрит при этом. Меняйте игрушки. Ведущий глаз будет подглядывать чаще.

Ведущее ухо Приготовьте несколько игрушек с разным звучанием: колокольчик, пищалку, погремушку, коробочку с горохом, часы и т.д. Завяжите ребенку глаза. Не давая малышу предмет в руки (чтобы не было узнавания наощупь), дайте ему “прозвучать”, располагая его перед лицом малыша. Следите, каким ухом ребенок пытается слушать (в какую сторону поворачивает головку).

Ведущая рука Также определяется несколькими выборами предметов: предлагайте ребенку игрушки, предметы (в т.ч. ложку, карандаш), следите, какой рукой он их берет. Правда, готовьтесь к тому, что предметы малыш берет правой рукой, а при письме ему удобнее будет писать левой. Если малыш не может никак выбрать ведущую руку (к сожалению, это может продолжаться и до 9-10 лет), пораньше давайте писать обеими руками (по очереди).. Если малыш амбидекстр (обоерукий), то лучше учить писать правой. Если левша - посоветуйтесь со специалистами, как вкладывать карандаш, как приучать руку к письму.

Если большинство тестов определили ведущую левую сторону тела - малыш правополушарный. Если ведущая правая сторона тела - левополушарный.

Как помочь левше?

Если у ребенка ведущий глаз левый, а ведущая рука правая, можно помочь ему научиться читать следующим образом. Помечайте цветным карандашом букву, с которой нужно начинать чтение, а чертой, проведенной сверху вниз, фиксируйте направление глаз при чтении. При зеркальном написании букв - предложите ребенку сконструировать по образцу буквы из палочек разной длины и полукругов или обводить буквы, написанные пунктирными линиями со стрелками, показывающими откуда начинать и куда вести линию. Хорошо вместе с ребенком проговаривать план написания (например, сначала рисуем немного наклонную прямую линию, затем конец ее закругляем и дорисовываем круг - получается цифра “6”).

,

Сперва левшей считали «неправильными»: во многих европейских языках «левый» означает «плохой». Так обстоит дело не только в русской разговорной речи, но и, например, в английском, где sinister («зловещий») восходит к латинскому слову, которое писалось точно так же, но означало просто «левый». Во многих мусульманских странах передать человеку какой-нибудь предмет левой рукой до сих пор считается сознательным оскорблением. Левшей переучивали держать ручку и ложку, применяя к ним порой суровые наказания: например, еще в XIX веке в ряде школ детям-левшам привязывали левую руку за спину, не оставляя другого выбора, кроме как научиться в совершенстве владеть «правильной» рукой. И это при том, что доля левшей среди людей довольно велика - около 15%! А в 1903 году Чезаре Ломброзо подвел под эти дискриминационные представления «научную» базу, опубликовав работу, в которой утверждал, что левши в 3 раза чаще правшей становятся преступниками и чаще страдают лунатизмом. С ходом времени левшам стали приписывать предрасположенность и к различным психическим болезням - в частности, шизофрении.

Удивительно: прошло чуть более века, и ситуация поменялась на зеркально противоположную - с подачи популярных психологов в общественном сознании закрепилось представление о том, что левши гораздо талантливее правшей: в СМИ то и дело встречаются сообщения о том, что левши гораздо способнее к музыке, лучше водят машину, легче овладевают иностранными языками... Впрочем, авторы публикаций, в которых приводятся эти утверждения, редко дают ссылки на исследования, в которых они подкреплялись бы статистикой или экспериментами.

Так ли важно, какая рука для человека главная? Правда ли, что природа связала количество талантов, которые даны человеку уже при рождении, с тем, какое из полушарий его мозга лучше развито? Отметим две причины, по которым могло закрепиться представление, согласно которому левши - талантливее. Первая - в спорте у левшей есть преимущество неожиданности: например, в боксе боец-правша с трудом приспосабливается к тому, что его «неправильный» противник предпочитает другую стойку и с большой точностью наносит удары с той стороны, которую принято считать относительно безопасной.

Вторая причина - в силу того, что левшей продолжают переучивать (не только в некоторых школах, но и в кружках и спортивных секциях), они привыкают одинаково хорошо владеть обеими руками. У таких людей - амбидекстров - действительно есть преимущества: у них лучше развиты способности, за которые отвечают большие полушария мозга. Но так ли обстоит дело с обычными левшами, которых никто не переучивал?Прежде всего отметим: современные исследования показали, что левши как минимум обладают ничуть не большей предрасположенностью к психическим недугам, чем правши. Так, окончательно похоронило один из мифов, созданных последователями Ломброзо, проведенное в 2010 году исследование, в котором приняли участие около полутора тысяч человек. Чуть менее половины из них страдали шизофренией, остальные участники были их братьями и сестрами. Часть участников - как здоровых, так и тех, кто страдал шизофренией, - принадлежала к левшам. Задачей ученых было установить, предрасполагает ли к шизофрении асимметрия больших полушарий. Исследование показало, что никакого влияния на возникновение и развитие недуга право- и леворукость не оказывают.

А вот что касается когнитивных способностей, то здесь результаты весьма противоречивы. Например, в 2001 году нейропсихологи сравнили структуру мозга 465 добровольцев, примерно половина которых была левшами, и установили, что асимметрия больших полушарий не отражается ни на общем объеме серого вещества, ни на его распределении по разным отделам мозга. Иными словами, существенных врожденных задатков, чтобы быть умнее, ни у левшей, ни у правшей нет.

Но если брать более тонкие когнитивные процессы, здесь все оказывается куда интереснее: так, исследование, проведенное психологами Афинского университета, показало, что левши демонстрируют большую гибкость ума в решении сложных задач, лучше справляются с собой и обладают в целом более сильной краткосрочной памятью. Например, левши в экспериментах гораздо лучше справлялись с задачей, по условиям которой нужно было соединить два объекта в третий, новый, - например, сделать из жестянки и палочки скворечник. Кроме того, они намного лучше группировали случайный набор слов в самые разные категории, подмечая сходные признаки у понятий, которые, казалось бы, не имеют между собой ничего общего. А несколько других исследований показали, что процент левшей среди архитекторов, музыкантов и представителей ряда других профессий, имеющих отношение к искусству, существеннее, чем средняя доля левшей в обществе. Зато среди ученых доля левшей ничуть не выше тех 15%, о которых мы говорили выше.

Итак, миф о неполноценности левшей давно развенчан, а вот гипотеза о том, что мозг левшей работает быстрее, чем мозг правшей, может оказаться верной. Однако даже в этом случае не следует преувеличивать значение этого факта: левши - не какой-то особый вид человека: разница в особенностях когнитивных процессов между ними и правшами, например, несравнимо меньше, чем между мужчинами и женщинами.



  • Разделы сайта