Вознесение от луки глава 24. Библия онлайн. Введение к евангелию от луки

В зрительную память врезается каждый дорожный знак, а расположение светофоров можем показать с закрытыми глазами. Но стоит только попасть в незнакомую обстановку, как сразу же возникает множество вопросов. Почётное место среди них занимает знак «Одностороннее движение». Вероятность заехать не на ту улицу велика, а последствия от такого действия не сулят ничего хорошего.

Чтобы этого не случилось, а ориентироваться в незнакомом месте стало легче, нужно на отлично знать знак «Выезд на дорогу с односторонним движением», различать его среди других обозначений, на подсознательном уровне зафиксировать правила, что ему соответствуют, а также знать , который используется совместно с главным графическим рисунком.

Общие понятия о знаке и его разновидностях

Если вы видите перед собой белую стрелку на синем фоне, значит, впереди начинается путь сообщения с односторонним движением. Настоящий знак используется для обозначения целой дороги или её отдельного участка, где перемещение ТС устремляется лишь в одном возможном направлении. Действие этого графического рисунка затрагивает всю ширину проезжей части.

Размещение знака является необязательным в таких случаях:

  • выезд на пересечение автодорог в разных уровнях;
  • односторонние проезды к сервисным объектам;
  • на дорогу с односторонним движением, что отделена от полосы с противоположным движением наличием бульвара или с помощью разделительной полосы;
  • на дорогу с раздельным течением автотранспортного потока, если видимость обеспечена для каждого из участников такого движения.

Знак может размещаться повторно на перекрёстках со сложной планировкой.

Выезд на одностороннюю автодорогу

Прямоугольный знак вытянутой формы с белой длинной стрелкой на синем фоне оповещает водителей про выезд на дорогу с односторонним движением. Именно можно увидеть перед всеми боковыми выездами на те пути транспортного сообщения, движение по которым ориентировано только лишь в одну сторону. Этот знак всегда монтируется над всеми другими дорожными обозначениями, с которыми он делит одну опору.

В некоторых случаях выезд никак не обозначается, поскольку транспорт изначально движется с автодороги с односторонним движением. Схематическое изображение этих указателей одинаковое, за исключением того, что указатели направлены в разные стороны.

Когда одностороннее движение заканчивается

Конец одностороннего движения также обозначается соответствующим указателем. Он похож на тот знак, который обозначает дорогу с перемещением только лишь в одну сторону. скрывается не только конец одностороннего направления передвижения, но и начало двустороннего. Обозначение полос для езды транспорта в разных направлениях выполняется посредством установки соответствующего указателя или горизонтальной разметки.

Знак, который свидетельствует про конец одностороннего движения, размещается на краю такой проезжей части. Значит, если совершается выезд на дорогу с нормальным движением, то левая часть проезжей части превращается во встречную полосу, по ней перемещаться уже будет нельзя, за исключением, конечно, моментов, когда вам опять не повстречается знак из тех, что были выше нами рассмотрены.

Довольно часто конец движения лишь в одну сторону обозначается ещё одним указателем, который свидетельствует про выезд на дорогу с двусторонним движением. Он имеет форму белого треугольника с красной окантовкой, внутри него находятся стрелки, расположенные в обратном направлении друг против друга.

Конец перемещения в одну сторону может обозначаться посредством знака 1.21, который свидетельствует про выезд на дорогу с двусторонним направлением перемещения. Установка этого обозначения не зависит от знака, который свидетельствует про конец перемещения в одну сторону. Если длина такой дороги не превышает 100 метров, то установка такого обозначения носит необязательный характер.

Знак, свидетельствующий про выезд на двустороннее дорожное полотно, не устанавливается в обстоятельствах, если дорога, подчиняющаяся действию знака 5.5, заканчивается перекрёстком в форме буквы Т, автодорогой с круговым движением или переходит в площадь.

Правила установки дорожных элементов

В местах осуществления довольно часто устанавливается знак, свидетельствующий про въезд на дорогу с односторонним перемещением транспорта. Новая разметка в этом случае имеет временный характер и имеет жёлтый фон. Конец такой дороги обозначается соответствующим образом, который был описан выше. Если в случае установки временных обозначений на дорогу с односторонним направлением возникает противоречие с постоянными дорожными обозначениями, водителю необходимо ориентироваться на временные знаки.

Если дорогу с односторонним направлением передвижения автотранспорта требуется обозначить вне населённого пункта, то установка обозначения производится на расстоянии от 150 до 300 метров. При аналогичной ситуации, но уже в пределах города, это расстояние сокращается до 50 и 100 метров соответственно.

Выезжаем с обратной стороны

Намереваясь совершить выезд на дорожное полотно, передвижение на котором подчиняется указателю 5.5, вы наткнётесь на «кирпич». Так в народе называется круглый указатель с красным прямоугольником, расположенным по центру. Он запрещает дальнейший выезд на любую из дорог.

Этот указатель может устанавливаться в следующих случаях:

  • при необходимости ограничить перемещение автотранспорта по встречной полосе на определённом участке дороги или целой проезжей части;
  • если дорожное полотно имеет несколько проезжих частей, которые разделены между собой разделительной полосой или наличием бульвара. Запрещающий проезд, указатель устанавливается на каждой полосе, передвижение по которой осуществляется только лишь в одну сторону;
  • если на дороге имеется указатель 5.11.1, согласно которому выделяется полоса для передвижения маршрутных ТС;
  • если имеется необходимость в организации раздельного заезда и выезда на парковках, автозаправках, площадках для отдыха и прочих объектах;
  • если требуется ограничить въезд на всё дорожное полотно, отдельную его часть или полосу.

Движение в одну сторону с отдельной полосой для маршрутных ТС

Продолжим тему про выделенные полосы при перемещении транспорта лишь в одну сторону. Для обозначения таких правил передвижения автотранспорта применяется синий знак, разделённый на две части. На одной из них располагается длинная стрелка, а вторую часть занимает изображение специального транспорта с изображением стрелки, развёрнутой в обратном направлении. Выезд на полосу, выделенную под маршрутный транспорт, карается наложением штрафа.

Учимся правильно ездить по автодороге с транспортным потоком в одну сторону

Со знаками мы разобрались, про конец и начало односторонних дорог узнали, осталось научиться правильно ездить.

Поворот

Многие водители так и не знают правил выезда на одностороннюю дорогу, становясь неосознанными нарушителями. Проще всего обстоит дело тогда, когда конец двустороннего участка пути переходит в одностороннее движение. В таком случае можно просто продолжить движение по своей полосе.

Если требуется совершить поворот направо с перекрёстка и при этом предстоит выезд на одностороннюю дорогу, то план действий выглядит следующим образом: включаем поворот, занимаем крайнюю полосу справа, совершаем манёвр и продолжаем движение на новой дороге, выбирая для себя преимущественную полосу. При возникновении аналогичной ситуации, с отличием только в направлении поворота, схема действий выглядит аналогично с предыдущим вариантом. Разумеется, что полосу нужно занимать левую крайнюю, а не правую.

Остановка

Странно это будет слышать, но даже с парковкой и остановкой у водителей возникают проблемы. Эту ситуацию требуется немедленно исправлять, поскольку есть достаточно много таких водителей, которые позволяют себе наглость бросать автомобиль на середине дороги, создавая серьёзную преграду другим участникам движения.

Остановка или стоянка ТС допускаются только в обстоятельствах, если на этом участке автодороги не действуют соответствующие запрещающие указатели. Наличие сбоку от дороги обочины служит запретом на остановку авто на проезжей части. Если планируется оставить машину на левой части дороги, то стоит знать некоторые тонкости. Совершить такой манёвр можно только в обстоятельствах, если автомашина движется в населённом пункте, а не за его пределами. Более того, рядом не должны проходить трамвайные пути. Стоянка допустима только для легковых автомашин и лёгких грузовиков, вес которых не превышает 3,5 тонны.

Выезд

Проще всего выезжать с односторонней дороги прямо. Так движение продолжается по той же самой полосе. Важно только вдруг не оказаться на встречной полосе. Немного сложнее будет выехать с односторонней полосы с поворотом направо. В этом случае потребуется переместиться на крайнюю полосу справа, а при маневрировании оказаться на такой же стороне дороги.

Самой сложной ситуацией является выезд с односторонней дороги с поворотом налево. Здесь даже опытные водители допускают нарушения и не всегда принимают правильные решения. Конец одностороннего движения заканчивается только за перекрёстком. Об этом часто забывают водители. Необходимо перестроиться на левую крайнюю полосу, хотя после манёвра вы окажетесь на правой полосе.

Даём задний ход

Здесь постоянно возникают вопросы, на которые бывает сложно найти правильный ответ. Запрет на такой манёвр не может выражаться в нанесении разметки на дорогу или посредством установки дорожных знаков. Но всё-таки на некоторых участках автомобильной дороги запрещено включать задний ход. К этому списку не относится автодорога с односторонним движением, но совершать такой манёвр можно только по объективным причинам. А вот разворот совершать при таких обстоятельствах категорически запрещается. При включении заднего хода нельзя создавать опасной ситуации и препятствовать перемещению других автомашин.

Наказание за нарушение

Незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение. Поэтому за любое нарушение правил придётся заплатить штраф или вообще лишиться прав.

Передвижение по встречной полосе - самая страшная и странная ошибка, которая может случиться в практике водителя. При таких обстоятельствах довольно сложно избежать ДТП. Неудивительно, что наказание за нарушение этого правила серьёзное и внушительное: 5 тыс. рублей придётся заплатить желающему проехаться навстречу одностороннему движению. А может быть даже лишение права вождения на срок до полугода при повторном нарушении.

ПДД созданы не для того, чтобы их нарушать, а для поддержания безопасности на дорогах. Мы рассмотрели один из главных элементов среди технических средств безопасности на дорогах. Так что теперь вы предупреждены о подводных камнях, правилах и тонкостях, которые скрываются за этим обозначением. А значит, сможете больше не выступать в качестве нарушителя.

Б. Воскресение Иисуса Христа и Его явления (глава 24)

В последней главе Евангелия от Луки описаны личные встречи целого ряда людей с воскресшим Спасителем. В каждом из этих случаев мы видим учеников, подавленных смертью Иисуса. Но вот они встречаются с Ним по Его воскресении, и сердце каждого исполняется радостью, и каждый прославляет Бога (перечисление явлений Христа после Его воскресения в комментарии на Матф. 28:1-4).

1. ЖЕНЩИНЫ И АПОСТОЛЫ (24:1-12) (МАТФ. 28:1-10; МАР. 16:1-8; ИОАН. 20:1-10)

Лук. 24:1-9 . Первыми узнали о воскресении Иисуса женщины, которые оставались верными в следовании Ему. Именно по причине своей посвященности и преданности Христу они первыми узнали об этом. Ибо в первый же день недели (23:55-56) пришли они ко гробу… неся приготовленные ароматы, но, войдя в склеп, не нашли Тела Господа Иисуса. Как вдруг предстали пред ними два мужа в одеждах блистающих - речь явно идет об ангелах. Они напомнили женщинам слова Христа о Его смерти и воскресении (9:31; 18:31-34). Возвратившись, женщины возвестили о том, что увидели и узнали, одиннадцати и всем прочим (24:9)

Лук. 24:10-12 . Апостолы женщинам не поверили, сочтя слова их пустыми - ведь они своими глазами видели умершего Иисуса и были свидетелями Его погребения. Но Петр встав побежал ко гробу и там увидел "вещественные доказательства", подтверждавшие слова женщин. Однако он все еще не понимал, что случилось.

2. ЯВЛЕНИЯ ИИСУСА ЕГО УЧЕНИКАМ (24:13-49)

Лука описывает два явления воскресшего Иисуса: двоим ученикам (стих 13:35) и группе учеников (стихи 36-49). В обоих случаях Иисус, ссылаясь на Писания Ветхого Завета, объяснял происшедшее. И только, когда Он снова напомнил на основании Ветхого Завета, что Мессия должен был умереть, начали они понимать события последних дней.

а. Явления двоим, шедшим в Еммаус (24:13-35) (Мар. 16:12-13)

Лук. 24:13-16 . Два ученика шли в селение, называвшееся Еммаус, которое располагалось километрах в 10 на северо-запад от Иерусалима. По дороге они обсуждали случившееся в эти дни (стихи 19-24). Но вот рядом с ними пошел Некто третий, в Котором они не узнали Иисуса.

Лук. 24:17-24 . Когда Иисус спросил у них, о чем они рассуждают, те ответили Ему о Нем так, как понимало это большинство иудеев, живших в то время. Один из учеников, Клеопа, сказал, что вот, мол, мы говорим об Иисусе Назарянине. Клеопа подумал, что их спутник - из паломников, пришедших в Иерусалим на Пасху, и удивился, что тот не знал о событии, взволновавшем в эти дни город.

Оба ученика сообщили, что предали для осуждения на смерть и распяли Его. Наряду со многими другими, эти двое надеялись… что Иисус есть Тот, Который должен избавить Израиля, то есть они все еще видели в Нем Мессию (в понимании иудеев), Который провозгласит Израиль могучим и свободным царством (сравните слова Симеона и Анны в Лук. 2:30,38). Сказали два ученика и о том, что слышали о воскресении Иисуса от некоторых из своих женщин, и что после этого пошли и мужчины ко гробу и действительно не нашли Его там. Все это они рассказывали, оставаясь печальными.

Лук. 24:25-27 . Иисус упрекнул их в непонимании Писаний и в неверии. Вспомните, как бы предлагает Он: Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании.

Лук. 24:28-35 . Клеопа и другой ученик не узнавали Иисуса Христа до того момента, как он преломил хлеб в доме, где они остановились на ночлег. Но как только они узнали Его… Он стал невидим для них. Ученики поспешили возвратиться в Иерусалим, чтобы подтвердить одиннадцати Апостолам и другим ученикам факт воскресения Иисуса. Теперь Его последователи располагали, по крайней мере, тремя свидетельствами в пользу воскресения Господа: они слышали об этом от женщин, от Петра и от Клеопы с его спутником. И все-таки они продолжали смущаться и верили не вполне (стихи 37-38).

б. Явление группе учеников (24:36-49) (Матф. 28:16-20: Мар. 16:14-18; Иоан. 20:19-23)

Лук. 24:36-43 . Явившись группе учеников, Иисус продемонстрировал им, что действительно воскрес. Он не только стоял перед ними, так что они могли видеть и касаться Его (стихи 39-40), но и попросил у них пищи и ел в их присутствии (печеную рыбу и сотовый мед) - чтобы убедить их: перед ними не дух, а Он Сам, во плоти.

Лук. 24:44-48 . Охваченным радостным волнением ученикам Христос напомнил, что о происходящем теперь на их глазах Он говорил им до Своего распятия. Исполняется все написанное о Нем в Ветхом Завете. (В дни Христа о Ветхом Завете говорили порой как о состоящем из трех частей - из закона Моисеева, пророков и псалмов; чаще, однако, под Ветхим Заветом подразумевали закон и пророков; к примеру, стих 27.) Так или иначе, Иисус Христос, подразумевая разные книги Ветхого Завета (к примеру, Втор. 18:15; Пс. 2:7; 15:10; 21:14-18; Ис. 53 гл.; 61:1), свидетельствовал апостолам о Себе как о Мессии, Которому надлежало пострадать, умереть и воскреснуть из мертвых (Лук. 24:46 сравните со стихом 26). Благодаря Его смерти и воскресению благовестие о покаянии и прощении грехов может быть проповедано… во всех народах, начиная с Иерусалима.

Вы же свидетели сему (смерти Моей и воскресения), заявил Христос ученикам. И это стало главной мыслью и "исходным пунктом" Луки во второй написанной им книге (Деян. 1:8).

Лук. 24:49 . И Я пошлю обетование Отца Моего на вас, сказал Господь; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше, повелел Он им. Здесь явное указание на сошествие Духа Святого (Деян. 1:8) - во исполнение обещанного Отцом.

3. ВОЗНЕСЕНИЕ ИИСУСА (24:50-53) (МАР. 16:19-20)

Лук. 24:50-53 . И вывел их вон из города до Вифании… - что значит привел их к горе Елеонской. Отсюда и совершилось вознесение Его на небо. Апостолы же возвратились в Иерусалим с великой радостью и с того времени постоянно славили Бога в храме.

Состояние душевной радости, столь характерное в Евангелии от Луки для верующих, в котором мы покидаем апостолов, подготавливает нас к восприятию следующей его книги, которая начинается с ожидания последователями Иисуса Христа сошествия на них Духа Святого в Иерусалиме (Деян. 1:4-14).

. В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие;

В первый день седмицы женщины пришли к гробу, неся с собой благовония. Пришли они весьма рано, что евангелист Матфей () называет вечером субботы. Ибо глубокое утро почти то же, что очень поздний вечер.

. но нашли камень отваленным от гроба.

И "нашли они камень отваленным от гроба» , ибо Ангел отвалил его, как говорит Матфей ().

. И, войдя, не нашли тела Господа Иисуса.

. Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих.

Когда они вошли внутрь, им являются два мужа. Один, упоминаемый Матфеем (), сидел на камне, а эти два мужа предстали внутри гроба. Это разные видения.

. И когда они были в страхе и наклонили лица свои к земле, сказали им: что вы ищете живого между мертвыми?

. Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее,

. сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть.

Мужи являются в одеждах блистающих, по причине светлости воскресения, и напоминают женщинам то, что им говорил Господь, именно: что "надлежит" , то есть необходимо, Ему «быть предану в руки человеков грешников» , то есть римлян, язычников и скверных, «и в третий день воскреснуть» . О том, как воскресение тридневно, мы достаточно сказали в толковании на Матфея (см. гл. 28

. И вспомнили они слова Его;

. и, возвратившись от гроба, возвестили всё это одиннадцати и всем прочим.

. То были Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними, которые сказали о сем Апостолам.

. И показались им слова их пустыми, и не поверили им.

Когда они возвратились от гроба и рассказали об этом апостолам, то их почли мечтательницами. Так, по природе, невероятным кажется людям чудо воскресения!

. Но Петр, встав, побежал ко гробу и, наклонившись, увидел только пелены лежащие, и пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему.

Впрочем, Петр не медлит, как и огонь, принявшийся за вещество, но бежит ко гробу и видит только пелены лежащие. И от того, что он достиг до гроба, на первый раз польза та, что вместо того, чтобы насмехаться, он удивляется: «и пошел назад (сказано), дивясь сам в себе происшедшему» . Ибо как остались одни только пелены, и притом тогда, когда тело намазано было смирной? Сколько же досуга имел вор, когда он оставил их свитыми по надлежащему, вынес тело, и притом тогда, когда приставлены были воины? Под «Мариею, матерью Иакова», разумей Богородицу, ибо ее так называли, как мнимую мать Иакова, сына Иосифа, которого называли малым; я разумею брата Божия. Ибо был Иаков и больший, один из двенадцати, сын Зеведеев.

. В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус;

Некоторые говорят, что один из этих двоих был сам Лука, потому евангелист и скрыл свое имя.

. и разговаривали между собою о всех сих событиях.

Они «разговаривали между собо й о всех сих событиях» не как верующие, но как недоумевающие и изумляющиеся необычайным происшествиям, и не скоро могущие примириться с таким чудным явлением.

. И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними.

. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его.

Иисус, подойдя, пошел с ними. Ибо, имея тело уже духовное и Божественнейшее, Он в расстоянии мест не находил препятствия быть с теми, с кем Ему угодно. Поэтому и телесные очертания, с которыми тогда явился Спаситель, не позволяли им узнать Его. Ибо Он явился им, как говорит Марк (), «в ином образе» и в иных чертах. Он телом располагал уже не по законам природы, но сверхъестественно и духовно. От сего-то очи их и были удержаны так, что не узнавали Его. Для чего же Он явился в ином образе, и для чего очи их были удержаны? Для того чтоб они открыли все свои недоумения, обнаружили свою рану и потом уже приняли лекарство; чтоб после долгого промежутка явиться им более приятным; чтоб научить их из Моисея и пророков, и когда уже быть узнанным; чтоб они лучше поверили, что тело Его уже не таково, чтобы могло быть усматриваемо всеми вообще, но что воскресло хотя то же самое, которое и пострадало, однако же, видимо бывает только для тех, кому Он благоволил; чтобы они приобрели отсюда и ту великую пользу, чтобы не колебаться уже недоумениями (относительно того, например), для чего Он снова не обращается среди народа, но размышляли в себе, что образ жизни Его по воскресении далеко разнится от обыкновенного, не человеческий, но Божественнейший, так что служит образом и будущего воскресения, в которое мы будем жить, как Ангелы и сыны Божии. Итак, вот для чего очи их были удержаны, и они не узнали Его. Ибо Он становился видим для тех, для кого желал.

. Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны?

. Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни?

Господу, являющемуся в виде спутника, Клеопа делает упрек и говорит: «неужели Ты один из пришедших» , то есть, неужели ты один из жителей Иерусалима не знаешь о случившемся? Иные, впрочем, слова: «из пришедших» («пришелец еси» ) понимали так: неужели ты один только пришлец и живешь вне Иерусалима, и так безучастен к происходящему в нем, что не знаешь о сем?

. И сказал им: о чем? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом;

Смотри же, какое очень малое еще имели они понятие о Господе. Они назвали Его мужем "пророк ом», как можно назвать Илию, Иисуса сына Навина или Моисея; "сильны м в деле и слове» : прежде – дело, потом – слово. Ибо никакое слово учителя не твердо, если учитель прежде не представит себя исполнителем оного. Итак, будь прежде силен в деле, потом старайся иметь и слово. Тогда и будет содействовать тебе. Ибо прежде – делание, а потом – созерцание и озарение. Если не вычистишь зеркала с трудом и потом, то не увидишь желаемой красоты. Ибо «блаженны чистые сердцем» , а это достигается делами, «ибо они Бога узрят» (), и это конец созерцанию. Нужно быть сильным в деле и слове «пред Богом» , а потом пред «всеми людьми» . Ибо прежде Богу нужно угождать, а потом стараться быть по возможности непорочным и пред людьми, и не должно ни человекоугодливость предпочитать богоугождению, ни жить на соблазн многих, но заботиться о том и другом, как и премудрый говорит: разумей добре пред Богом и людьми. И Павел говорит то же ().

. как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на и распяли Его.

. А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля;

Как бы обманутые в своих надеждах, они говорят так: мы надеялись, что Он и других спасет, а вот Он и Себя не спас. Так они были малодушны и косны на веру! Их слова похожи на то, что говорили и находящиеся у креста: «других спасал, а Себя не может спасти» (). Поэтому и Господь называет их несмысленными и медлительными в веровании. Что значат слова: «избавить Израиля» ? Мы говорили некогда, что народ иудейский и менее прочих основательные ожидали во Христе спасителя и избавителя от угнетавших их зол и от ига римского рабства и надеялись, что Он воцарится на земле. Поэтому и говорят: мы надеялись, что Он и Израиля избавит от язычников – римлян, а вот Он и Сам не избег несправедливого над Ним приговора.

но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло.

. Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба

. и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив.

«Уже третий день ныне,... и некоторые женщины из наших изумили нас» и прочее. Говорят так в состоянии недоумения. Мне кажется, что эти два мужа были в сильном колебании мыслей, ни слишком не верили, ни слишком верили. Ибо слова: «мы надеялись, что Он избавит Израиля» обнаруживает неверие; а слова «уже третий день ныне» показывают, что люди уже близки к тому, чтобы вспомнить слова Господа: «в третий день воскресну» (, , , ). И слова: «изумили нас» обнаруживают нечто подобное же, то есть колебание их неверия. Рассматриваемые же в совокупности, слова эти поистине свойственны людям, находящимся в сильном сомнении, так как люди сии необычайностью воскресения приведены были в состояние недоумения и в затруднительное положение.

. И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели.

"И пошли , – говорят, – некоторые из наших» , то есть или один Петр, или Петр и Иоанн. И отсюда видно, что о чем одни говорят пространно, о том другие упоминают кратко и мимоходом, так как Иоанн пространнее повествует о хождении Петра и Иоанна ко гробу (), а сей (Лука), упомянув о немногих, имена их опустил.

. Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!

Поскольку они размышляли по-человечески и страдали большим сомнением, то Господь называет их «несмысленны ми и медлительны ми» в веровании всему тому, «что предсказывали пророки» . Ибо можно веровать отчасти и веровать всецело. Например, кто надеется, что Христос придет для спасения народа, впрочем, не для спасения душ, но для восстановления и избавления иудейского народа, тот верует не настолько, насколько должно веровать. Равно и тот, кто словам Давида: «пронзили руки мои и ноги Мои» () и прочим словам относительно креста и обстоятельств на кресте верует, как пророчеству от лица Господа, и места Писания о страдании принимает, но не принимает в рассуждение места о воскресении, каковы, например, сии: «Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление» (), «между мертвыми» (), «освобождает узников от оков» () и подобные, тот имеет веру не совершенную, но верует отчасти.

. Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?

А должно верить пророкам во всем, как относительно состояния уничижения, так и относительно состояния славы. Ибо Христу нужно было пострадать – это уничижение. Но нужно было Ему войти и в славу Свою – это прославление. Вы же так несмысленны, что слыша Исаию, говорящего о том и другом состоянии, именно: «веден был Он на заклание» и «хощет Господь... явить Ему свет» (), первое принимаете, а о втором не помышляете: тому, что Он «изъязвлен был» , веруете, а того, что «Господь хощет очистити Его от язвы» (), и в ум не берете.

. И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании.

Но поскольку, говорит, вы «несмысленны», то есть «медлительны» (ибо если бы они были несмысленны то Он ничего не стал бы и говорить им), поскольку вы медлительны, то Я раскрою ваш ум и сделаю его быстрым в мышлении. Поэтому Он и изъяснил им из Моисея и из всех пророков сказанное о Нем. Таинство жертвоприношения Авраамова, когда он, оставив живым Исаака, принес во всесожжение овна, служило преобразованием относительно Господа, как и Сам Господь говорит, что «Авраам... видел день» Его, «и возрадовался» (). И это место: «жизнь твоя будет висеть пред тобою» (), в одно и то же время указывает и на распятие словом "висеть" и на воскресение словом "жизнь" . Рассеяны и в прочих пророчествах изречения о кресте и о воскресении, особенно у важнейших пророков. Таких мест можно набрать и из них. Примечай, пожалуй, и то, что вход в славу зависит от перенесения страданий.

. И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее.

Господь "показыва ет вид, что хочет идти далее» , без сомнения, по человечеству.

. Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними.

. И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им.

. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его.

Когда Он соизволяет, тогда очи их отверзаются, и они узнают Его. Сим обозначается и нечто другое, именно: что у тех, кои причащаются благословенного хлеба, отверзаются очи для указания Его. Ибо плоть Господа имеет великую и несказанную силу.

Но Он стал невидим для них.

Он становится им невидимым, потому что имел не такое уже тело, чтоб надолго пребывать с ними телесно, и вместе для того, чтобы таковым действием еще более усилить их любовь.

. И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?

. И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать: Апостолов и бывших с ними,

. которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону.

. И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба.

Они так обрадовались что «в тот же час, встали и возвратились в Иерусалим» , впрочем, возвратились не в тот же час, ибо встали в тот же самый час, а возвратились спустя столь много (времени), сколько нужно было им на переход расстояния в шестьдесят стадий. В эти часы, конечно, Господь явился и Симону, покуда эти два мужа совершали обратный путь в Иерусалим.

"Сердце" их "горело" или от огня слов Господних, когда при изъяснении Господом они внутренне разгорались и соглашались с Его речами как истинными, или, когда Он изъяснял им Писания, сердце их билось и внутренне говорило: Сей Самый, Который изъясняет нам, есть Господь.

. Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам.

. Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа.

Господь, все устрояющий для нашего спасения, становится посреди учеников, с намерением уверить их в воскресении. И, во-первых, обычным приветствием мира утишает их смущение, а потом показывает, что Он Самый есть Учитель их, который любит это приветствие и который вооружал их этим приветствием, когда посылал на проповедь (; ). Поскольку же от этого слова не укротилось душевное их смущение, Он иначе показывает им, что Он есть Сын Божий, знающий сердца.

. Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши?

А всеми признано, что знать сердца свойственно одному Богу (). Присовокупляет и еще иное доказательство – осязание рук и ног.

. Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотри́те; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня.

. И, сказав это, показал им руки и ноги.

Вы, – говорит, – считаете Меня за духа или за привидение, каковых обыкновенно много от умерших представляется, особенно при гробах. Но знайте, что дух не имеет ни плоти, ни костей, а Я имею и плоть, и кости, хотя Божественнейшие и духовные. Ибо тело Господа хотя не было духом, но было «духовно», то есть чуждо всякой вещественной грубости, и управлялось духом. Тело, какое мы ныне имеем, «душевно», то есть управляется душой и оживотворяется естественными и душевными свойствами и силами. А тело, каким оно будет по воскресении, Павел называет духовным (), то есть оно оживотворяется и управляется Духом Божиим, а не душой, быв неизреченным и духовным образом пересоздано для нетления и сохраняясь в оном. Так нужно мыслить о теле Господнем по воскресении, именно как о духовном, тонком, чуждом всякой грубости, не нуждающемся ни в пище, ни в другом чем, хотя Господь и вкушал для уверения. Ибо если Он вкушал, то вкушал не по природе тела Своего, но по особенному устроению, именно: чтобы показать, что воскресло то же самое тело, которое страдало. А в природе этого тела было входить сквозь запертые двери, без труда переходить от места до места.

. Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища?

. Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда.

. И, взяв, ел пред ними.

. И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах.

Когда же ученики еще не верили, ни осязанием не убеждались, то Господь присовокупил и еще доказательство – вкушение пищи, потребляя едомое некоторой божественной силой. Ибо все, что естественно поедается устами, афедроном выходит, а Он, как мы сказали, вкушает не по закону природы, но по особенному устроению.

Употребленные Им яства, кажется, имеют и некоторый прикровенный смысл. Вкушая «часть печеной рыбы» , Господь дает знать, что Он огнем Своего Божества испек наше естество, плавающее в соленой жизни сей, обсушил всю влагу, приставшую к нему от глубоких вод, а особенно от волн, и таким образом сделал оное Божественной пищей, сделав приятной Богу снедью то, что было прежде скверно. Это означается пчелиным сотом, то есть нынешняя сладость нашего естества, прежде отверженного. Или, я и то думаю, что «печеной рыбой» означается деятельная жизнь, которая с помощью пустыннических и молчальнических углей истребляет в нас большую влажность и тучность, а «сотовым медом» – знание или созерцание, так как речения Божия сладки (). Впрочем, есть мед трутневый – языческая мудрость, и есть мед пчелиный – премудрость Божественная, а пчела есть Христос. Хотя она мала величиной, ибо слово сокращенно и слабо силой, ибо Павел проповедует не в силе слова, чтобы не упразднить креста (), однако же, она любезна царям и частным людям, кои труды ее употребляют на здоровье душам.

. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний.

Когда Господь умирил и успокоил сердца учеников, удостоверив их в действительности воскресения Своего тела Своими речами, дозволением осязать Себя и вкушением пищи, тогда отверз им ум к разумению Писания. Ибо если бы душа их не утишилась, как бы они уразумели, находясь в состоянии беспорядочном, в состоянии смущения? Ибо «Остановитесь , – сказано, – и познайте» ().

. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу,

За сим учит их, что «так надлежало пострадать Христу» . Как же это "так" ? На древе крестном. Поскольку погибель вошла чрез дерево, то и тлению надлежало быть разрушену чрез дерево, и услаждение деревом надлежало упразднить Господу, непобедимо прошедшему болезни на дереве.

и воскреснуть из мертвых в третий день,

. и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах,

Здесь Господь говорит о крещении. Ибо в нем совершается покаяние чрез исповедь и отложение прежней злобы и нечестия и последует прощение грехов.

Как понимать то, что крещение бывает во имя одного только Христа, когда мы в другом месте научаемся совершать оное во имя Отца и Сына, и Святаго Духа? (). Во-первых, то скажем, что когда мы говорим: крещение бывает во имя Христа, то не то говорим, будто нужно совершать оное в одно имя Христа, но что нужно совершать крещение ни иудейское, ни Иоанново, служившее к одному покаянию, но Христово, которым Христос крестился, то есть духовное, подающее общение Святого Духа и прощение грехов, что Он Сам показал, крестившись ради нас в Иордане и явив Духа Святого в виде голубя.

Потом, крещение во имя Христа понимай так: крещение в Христову. Ибо как Он умер и в третий день воскрес, так и мы образно погребаемся в воде, потом выходим из нее нетленными по душе и получаем залог быть нетленными по самому телу.

И иначе: имя Христос (помазанник) само в себе предъявляет и Отца помазавшего, и помазание Духа, и Сына помазанного.

Прощение грехов бывает «во имя Господа». Где же скверные языки тех, кои крестят в Монтана и Прискиллу и Максимиллу? Поистине, крестящимся так не бывает никакого прощения, а еще прилагаются грехи, и поэтому они впали в ужасную погибель.

начиная с Иерусалима.

Слово прошло «во всех народах, начиная от Иерусалима» . Ибо, когда во Христе соединилось и воспринято все естество человеческое, ему не нужно уже было распадаться на два отдела – евреев и язычников, но, начиная от Иерусалима, слову нужно было вселиться и между язычниками, чтобы объединить весь род человеческий.

. Вы же свидетели сему.

то есть страданиям и воскресению.

. И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше.

Потом, чтобы они не смутились внутренне помыслами (о том, например), как мы, люди простые, будем свидетельствовать и посланы будем к язычникам, как выступим прямо против иерусалимлян, которые и Тебя убили, Господь для сего говорит: мужайтесь, ибо Я вскоре пошлю (на вас) «обетование Отца Моего» , о котором Я сказал чрез Иоиля: «излию от Духа Моего на всякую плоть» и прочее (). Итак, вы, ныне боязливые и немужественные, оставайтесь в городе Иерусалиме, пока не облечетесь силой не человеческой, но небесной. Не сказал: пока не «получите», но: пока «не облечетесь» , показывая чрез это, что духовное вооружение будет хранить их со всех сторон.

. И вывел их вон: из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их.

Вывел их до Вифании; думаем, что это случилось в самый сороковой день (от воскресения). Ибо о чем они говорят кратко, то (ты понимай, пожалуй) совершается в течение многих дней, как и сам Лука говорит в Деяниях (), что Господь являлся ученикам в продолжение сорока дней, ибо Он часто являлся им и часто удалялся от них.

Господь «благословил» учеников, быть может, для того, чтоб преподать им силу, которая хранила бы их до сошествия Духа, а может быть, и в наше научение, чтобы мы, когда удаляемся куда-нибудь, подчиненных своих вверяли под сохранение благословением.

. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо.

И стал «возноситься на небо» . Илия возшел "на небо" (. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь.

Смотри, какое мужество! Еще не получили Духа, а живут духовно. Прежде запирались в дому, а теперь живут посреди первосвященников и не заботятся ни о чем житейском, но, презрев все, постоянно пребывают в храме, хвалят и благословляют Бога. О, если бы и мы, став подражателями их, постоянно пребывали в святой жизни, хваля и благословляя Бога такой жизнью! Ибо жизнь святая и добродетельная есть слава и благословение Богу, потому что Ему принадлежит всякая слава вовеки.



  • Разделы сайта