Виды мячей для разных видов спорта. Польза спортивных игр

Первобытные собиратели и охотники

2) Впишите недостающие слова.

    Ответ: Древнейшие люди жили на Земле более двух миллионов лет назад. Древнейший человек напоминал обезьяну тем, что у него были (какие - лицо? нижняя челюсть? лоб?) грубое лицо с широким приплюснутым носом, тяжелая челюсть без подбородка, уходящий на лоб. Главным отличием древнейших людей от животных было, что они умели делать орудия труда. Древнейшими орудиями труда были камни, палка-копалка, дубина, рубило. У древнейших людей было два главных способа добывания пищи: собирательством и охотой.

3) Заполните контурную карту «Древнейшие люди на Земле».

а) Напишите название материка, на котором археологами найдены кости и орудия труда древнейших людей.

б) Закрасьте предполагаемую область прародины человека.

в) Отметьте кружочками наиболее древние стоянки человека и его предков.

4) Ответьте на вопросы к рисунку современного художника (с. 6). Перед Вами африка более двух миллионов лет назад: стаи каких-то неведомых существ. Одни разыскивают пищу, другие тревожно вглядываются вдаль. Кто они? Обезьяны - далекие предки человека? Или древнейшие люди? В самом рисунке содержатся ответы на эти вопросы. Найдите эти ответы.

    Ответ: Они далёкие предки человека. Одни добывают пищу, а другие собирают камни. Изготавливают орудия. И осматривают окрестности.

5) Составьте по рисунку современного художника описание охоты на пещерного медведя. Где подстерегали охотники зверя? Как он выглядел? Как действовали охотники? Зачем они стремились убить медведя?

    Ответ: Над его пещерой. Я думаю это - медведь. Они напали на него. Чтобы согреться с помощью его шкуры и подкрепиться его мясом.

6) Впишите недостающие слова.

    Ответ: Приблизительно 40 тысяч лет назад человек стал таким же, как люди нашего времени. Ученые называют его «человеком разумным». Охота на быстро бегающих животных и птиц стала более успешной после изобретения орудий труда, копьём, острым наконечником, гарпун.

7) Составьте по рисункам современного художника рассказ об охоте первобытных людей на мамонтов.

    Ответ: Вот начало рассказа: «Действуя слаженно и дружно, охотники погнали стадо мамонтов….» Предположите, куда и зачем. На колья которые закопали в яме или на небольшой обрыв, это называют ловушкой

+ Для чего охотники подожгли траву, машут факелами, громко кричат? Опишите, как выглядели мамонты.


1) Какие источники помогают ученым получать информацию о жизни древнейших людей?

    Ответ: Раскопки и рисунки в пещерах

2) Как вы думаете, можно ли сравнить современное и первобытное искусство? Свой ответ аргументируйте.

    Ответ: Я думаю, что да. Потому что первобытные люди тоже лепили из глины и рисовали на стенах пещер

3) Узнайте на территориях каких современных стран жили древнейшие люди (при поиске информации используйте Интернет).

    Ответ: В Африке, в России, в Европе, в Египте, в Аравии.

«Урок Древнейшие люди» - Цель урока. Задачкино. Подведение итогов. Систематизация и контроль качества знаний по теме «Жизнь первобытных людей». Сделайте вывод. Повторительно-обобщающий урок. Задача №3. Задача №2. Жизнь первобытных людей. Задача №4. Карточка №2 Подготовьте развёрнутый ответ на вопрос «Почему появилось неравенство?».

«Древняя Русь 3 класс» - Монах - летописец. Выпечка. Редактирование заметки для газеты. Запишите предложение на бересте. Хлеб – всему голова! Письмо хлеборобов. Зёрнышко. Кузнец. Как правильно найти основу слова? Древняя Русь X век. Путешествие в древнюю Русь. Древняя Русь. Где мы сегодня побывали? В 3 «в» классе состоялся открытый урок.

«Древний человек» - Древнейшие люди. 4. Овладение огнем. 3. Как охотились древнейшие люди? 2. Древнейшие орудия труда. Кения. Индийский океан. Танзания. Словом, в облике древнейших людей преобладали звероподобные черты. Саудовская Аравия. Походка у людей была еще не вполне прямая, прыгающая. Руки длинные и свисали ниже колен.

«Древнейшие пресмыкающиеся» - Рамфоринх. Морские ящеры. Группы динозавров. Летающие ящеры (птеродактили, рамфоринхи, птеранодоны) Морские ящеры (ихтиозавр, мезозавр) Травоядные (бронтозавр, диплодок, игуанодон, апатозавр) Хищные (тиранозавр, орнитозух, эупаркерия) Зверозубые. Травоядные гиганты. Древние пресмыкающиеся. Бронтозавр и диплодок имели длинную шею, чтобы доставать сочную листву на высоких деревьях, а игуанодон и анатозавр питаясь, вставали на сильные задние конечности.

«Древняя история» - Древние египтяне считали, что миром управляют боги. Средние века: время рыцарей и замков. Удивительно, что уже тогда существовало первобытное искусство. Новое время: встреча Европы и Америки. Во время разлива река выходила из берегов и орошала поля земледельцев. Город Сиена в Италии. Рисунки находились в глубинах пещер в полной темноте.

«Древний город» - Тигеш. Руководил профессор А.П. Смирнов. Где находился древний город Тигеш, сейчас известно всем. Через века в современность. Перед каждой стеной был вырыт глубокий ров, наполненный водой. Устройство города. Утсиень - круглая железная болванка с четырьмя длинными шинами. Город Тигеш был основан в Х веке.

Задача: «Какими были древнейшие орудия труда?»

Ученые предполагают, что люди, жившие более 2 млн. лет назад, изготавливали и использовали такие орудия труда, как заостренные камни, палки-копалки и дубины.

На чем основаны предположения ученых? Откуда они об этом знают?

Раскопки не могут дать представления о деревянных орудиях труда, ведь дерево гниет. Об этом можно только догадываться, прямых доказательств нет. Кое-где на островах Океании, в глубинах Африканского материка живут племена, отставшие в своем развитии. Эти племена не выращивают растений, не разводят скот, не знают металлов. Они занимаются охотой и собирательством. Изучая жизнь этих племен, ученые предполагают, что и 2 млн. лет назад древнейшие люди делали орудия труда не только из камня, но и из дерева.

Точно так же, изучая наскальные рисунки первобытных людей, живших несколько десятков тысяч лет назад, ученые находят на этих рисунках орудия из дерева (рисунки в учебнике). На этом основании можно предположить, что и далекие предки первобытных художников тоже использовали дерево как материал для орудий труда.

Задача: «Пятно от костра»

Как вам известно, почти все, что мы знаем о жизни первобытных людей, добыто трудом археолога. Подумайте, что может рассказать о древних людях то место, где когда-то горел костер?

Первобытные люди, о которых идет речь в задаче, умели пользоваться огнем.

Толщина пепла расскажет о том, как долго жили люди на этой стоянке.

Специальный анализ сохранившихся в костре угольков позволяет ученым определить, сколько тысяч лет назад было срублено дерево, сгоревшее в костре.

Задача: «Древние могилы»

Археологи находят следы жизни первобытных людей при раскопках древних поселений, мусорных ям, а также древних могил.

Объясните, почему в могилах археологи нередко находят сосуды, оружие, орудия труда, украшения, тогда как в мусорных ямах можно найти лишь обломки предметов и кости животных.

Для решения задачи необходимо знание того, что еще в первобытные времена зародилась вера в душу и ее посмертное существование. Задача может быть предложена как до изучения материала о «стране мертвых» (§3, п.4), так и после (как закрепление изученного).

«Для археолога погребения – очень ценный и особенный исторический источник. Дело в том, что вещи и вообще все остатки прошлого, которые находят на стоянках, селищах, городищах, в большинстве случаев сильно попорчены временем. Строения разрушены или сожжены, вещи были когда-то или потеряны, или брошены как пришедшие в негодность. Время разбросало и перемешало все это. В погребениях же царит полный порядок, если они не были разрыты и ограблены, все вещи находятся в том же положении, в каком они были поставлены и положены во время захоронения. Украшения находятся на тех местах, где их обычно носили: височные кольца у висков черепа, перстни и браслеты на пальцах и запястьях скелета, пуговицы лежат в том порядке, в каком они были пришиты. Пусть сама одежда истлела, но если ряд пуговиц доходит до колен костяка, то можно уже с уверенностью предположить, что и платье доходило до колен или ниже. Глиняная посуда хранит остатки пищи, и если даже сосуд раздавлен землей, то все черепки остались на месте и их легко склеить.

По погребениям легко установить имущественное различие покойников, а следовательно, и того общества, которое оставило погребение. Могилы бывают богатые и бедные – от роскошных гробниц египетских фараонов и с грудами золота до скромного холмика над прахом простого земледельца или пастуха с каменным топором и горшком с полбой».

Задача: «Почему не погиб однорукий охотник?»

Археологи обследовали стоянку первобытных охотников, живших несколько десятков тысяч лет назад. При раскопках был обнаружен скелет однорукого мужчины, погибшего под обрушившимся сводом пещеры. Изучение скелета показало, что мужчине в момент смерти было около 50 лет, а свою правую руку он потерял еще в юношеском возрасте.

Можно ли на основании этой находки что-либо сказать о жизни первобытных охотников? Об отношениях между людьми в этой родовой общине?

Охота была в те времена очень опасна, в схватках часто погибали люди или лишались части тела

Племя жило в пещере и не строило хижин

Люди знали целебные травы или могли приготовить како-нибудь снадобье против заражения крови, иначе мужчина бы умер, потеряв руку.

Коллектив родственников продолжал кормить его и заботиться о нем.

Задача: «О чем может рассказать мусорная яма?»

Представьте себе, что на месте древнего поселка в древней мусорной яме археологи нашли груду костей животных. Ученые определили, что большинство костей принадлежат диким животным – оленям, кабанам, бизонам. Совсем мало костей домашних животных – свиней и коз.

Какие выводы о занятиях живших в древнем поселке людей вы сделаете? Какой способ добывания пищи, судя по этим находкам, был главным, а какой второстепенным?

Главным занятием продолжала оставаться охота (об этом говорит количество костей диких животных), но уже заметную роль начинало играть скотоводство

Задача: «Каким первым арифметическим действием овладели люди?»

Известно, что первобытные охотники и собиратели, жившие родовыми общинами, научились считать по пяткам и десяткам (по числу пальцев на руках), знали арифметические действия.

Предположите, каким из арифметических действий люди овладели в первую очередь. Что, по-вашему, приходилось делать чаще: умножать, делить, складывать, вычитать?

По мнению ученых, раньше всего люди могли овладеть не сложением и вычитанием, а делением (конечно, и это лишь гипотеза, но она вытекает из анализа практических потребностей первобытных людей и выглядит правдоподобной). Все, что добывалось на охоте, и все, что собирали съедобное женщины, - все принадлежало всей родовой общине. Все это надо было разделить между родичами. И такое случалось постоянно. Поэтому раньше всего возникло деление.

Задача: «Можно ли жать там, где не сеял?»

Все знают поговорку: «Что посеешь, то и пожнешь». Между тем ученые утверждают, что некогда люди жали серпами то, что не сеяли. Правы ли ученые? Обоснуйте ответ.

Еще до возникновения земледелия первобытные люди при сборе дикорастущих злаков (ячменя, пшеницы) использовали жатвенные ножи – серпы, имевшие деревянную или костяную основу, в которую были вставлены острые кусочки кремня или иного камня.

Задача: «Для чего изучать черепки от горшка?»

Одну из наук, играющих большую роль в изучении истории, в шутку можно назвать наукой о битых горшках.

Какая это наука? Что в ее шуточном названии правильно, а что нет?

Археология.

Гончарство, т.е. изготовление посуды из глины, было изобретено приблизительно 10-12 тысяч лет назад.Когда в наши дни ведутся раскопки тех поселений, жители которых умели изготовлять сосуды из глины, археологи находят очень много черепков.(одежда, обувь, дерево гинет, а глина нет).

Изучение черепков позволяет сделать выводы о том, что жители изучаемого археологами поселения:

    знали (или не знали) гончарное ремесло;

    изготавливали сосуды на гончарном круге (или же лепили примитивным способом без круга);

    торговали (или не торговали) с ближниими и дальними поселениями. Так, восстанавливая по черепкам форму разбитых сосудов, изучая состав глины, можно определить, были ли они сделаны на месте или привезены из другой области.

Древние следы микробной жизни возрастом до 4,3 млрд лет геологи обнаружили в окрестностях Квебека. Находка позволяет предполагать, что жизнь на Земле появилась сразу после формирования планеты.

«Мы можем сказать, что жизнь могла возникнуть на Земле практически мгновенно, у гидротермальных источников на дне океана почти сразу после того, как планета сформировалась. Быстрое появление жизни на Земле хорошо укладывается в другие недавние находки, говорящие о том, что уже 3,7 млрд лет назад микробы формировали целые пласты осадочных пород», — заявил Мэттью Додд из Университетского колледжа Лондона (Великобритания).

Однако не все ученые согласны: по мнению ряда специалистов, нет никакого способа доказать, что эти следы действительно являются свидетельством возникновения жизнеспособных микроорганизмов на ранних стадиях развития экосистемы планеты.

Известно, что жизнь развивалась в земных океанах большую часть 4,5-миллиардной истории Земли. Однако о том, когда именно появились первые микроорганизмы, до сих пор ведутся горячие споры, отмечает .

Три года назад японские геологи обнаружили намеки на существование на Земле жизни около 3,7 млрд лет назад, изучая образцы графита из формации Исуа, сформировавшейся в это же время на территории Гренландии.

В прошлом году ученые нашли первые однозначные свидетельства существования жизни в ту эпоху, а в 2015 году они нашли в Австралии предположительные следы жизни, населявшей океаны Земли 4 млрд лет назад.

Додд и его коллеги, изучавшие породы одного из самых древних пластов земной коры в окрестностях Квебека, наткнулись на «настоящие следы жизни», существовавшие, как убеждены ученые, почти столько же, сколько и сама планета.

Рассмотреть эти следы без микроскопа затруднительно. При максимальном увеличении видно нечто напоминающее микробные окаменелости, ранее найденные в Норвегии и Калифорнии. Однако предыдущие окаменелости датированы более поздним периодом.

Ученые разглядели множество необычных вытянутых «трубок» длиной в несколько микрометров. Они были заполнены гематитом, оксидом железа. Геологи отмечают, что структура кристаллов в трубках идентична отложениям гематита, который образуется на дне моря у термальных источников, где живут бактерии. Сами трубки находились внутри полых шариков, которые, как считают исследователи, возникли в результате выделения газов при разложении микробов после их гибели.

Додд и его коллеги убеждены, что им удалось обнаружить все признаки древнейшего продукта жизнедеятельности первых микроорганизмов Земли.

Другие геологи скептически реагируют на открытие Додда, отмечая, что результаты исследования нельзя считать окончательными. Сложно установить, что трубчатые образования действительно являются доказательством первейшей жизни, поскольку через породы за 4,5 млрд лет прошло множество разных жидкостей. Кроме того, древним микроорганизмам было сложно окислять железо, поскольку они обитали в глубинах, практически недостижимых для кислорода.

5 класс.

1.Археологи находят следы жизни первобытных людей при раскопках древних поселений, мусорных ям, а также древних могил. Объясните, почему в могилах археологи нередко находят сосуды, оружие, орудия труда, украшения, тогда как в мусорных ямах можно найти лишь обломки предметов и кости животных?

(Полный ответ – 2 балла)

2.Подумайте, могли ли жители Рима уже отпраздновать знаменательную дату: трёхтысячелетие своего города. Если да, то в каком году? Если нет. То когда следует отметить эту дату? (Рим был основан в 753 г. до н.э.)

(Оценивается в 1 балл)
3.Говорят, на вкус и цвет товарища нет. А вот в Древнем Египте все земледельцы считали два цвета очень хорошими, третий заведомо плохим. Выберите из данных цветов любимые и нелюбимые: жёлтый, чёрный и зелёный. Объясните свой выбор.

(Оценивается в 2 балла)

4. В Древнем Египте «страну мёртвых» часто называли Аметис, что в переводе означает «запад». Чем объяснить подобное название «страны мёртвых»?

(2 балла)

Ответы: 3.Жёлтый – нелюбимый, т.к. цвет безжизненной пустыни. Чёрный и зелёный – цвета земли и растений.

4.На западе заходит (умирает) солнце.

6 класс .

1. Что «подарили» миру цивилизации Древнего Китая, Древней Индии?

2. Составьте небольшой рассказ о любом из предложенных персонажей истории Древнего мира: Одиссей, Перикл, Александр Македонский, Спартак, Гай Юлий Цезарь

3. Почему средневековое общество Европы называют феодальным?

4. Восточные славяне платили дань-налог промысловыми товарами

5. Племенное собрание у восточных славян в древние времена именовалось


А) сход Б) дума В) вече Г) вервь

6. Укажите любые три предпосылки образования древнерусского государства.

7. Приведите любые три мероприятия, характеризующие правление князя

Ярослава Мудрого.

Критерии оценки:

1.За каждое правильно названное изобретение – 0,5 балла;

2. Полный ответ- 2 балла;

3. Полный ответ – 2 балла;

4 и 5 задание оценивается в 0,5 баллов;

6 и 7 задание – за каждую правильную предпосылку и мероприятие по 1 баллу.
Правильные ответы:

7 класс .

1. Установите соответствие между понятиями, встречающимися в тексте

«Русской правды», и их определениями.


2. После монголо-татарского нашествия в XIII веке

3. Какие из указанных терминов появились в эпоху ордынского ига?

4. Доктрина «Москва – третий Рим» явилась

5. Восстание в Москве против Федора Годунова в июне 1605 года привело к

6. К периоду Смутного времени начала XVII века относится имя

8. Изучаем событие по карте-схеме.

8.1. Какая битва изображена на схеме? Укажите ее год и название в строке.

8.2. Кто из русских полководцев командовал русскими ратями в данной битве?

Перечислите их имена.

8.3. Дайте краткое описание хода битвы. Чем она завершилась?

8.4. Сформулируйте значение и последствия битвы для российской истории

(не менее трех положений).

8 класс


  1. Приведите любые три примера, иллюстрирующие внешнеполитическую
деятельность государей московских в XVI-XVII веках.

2. Отметьте новые явления, появившиеся в государственном строе России в

XVIII веке. (Выберите в перечне все правильные ответы).

3. Начало царствования Александра I было временем

4. Россия в войне с Наполеоном 1812 года преследовала, в первую очередь,

цель –



5. Верны ли следующие утверждения? Декабристы на Сенатской площади

отстаивали идеи



А. ограничения самодержавия законом

Б. отмены крепостнических порядков



А) Верно только А;

Б) Верно только Б;

В) Верны оба суждения;

Г) Оба суждения неверны.

6.Установите соответствие между государственным деятелем и его

характеристикой

7.Охарактеризуйте основные программные требования декабристов

(приведите не менее трех требований). Укажите два основных программных документа декабристского движения.

9 класс.

А1
О каком народе, взимавшем дань со славянских и угро-финских племен идет речь в приведенном фрагменте «Повести временных лет»: «…из заморья взимали дань с чуди, и со славян, и с мери, и со кривичи»?

А3
Имя князя Олега Вещего связано с

А4
Одной из предпосылок перехода к эпохе раздробленности является

А5
Какая из битв стала первым столкновением русских дружин с татаро-монголами?

А6
О каком из стольных городов русских идет речь во фрагменте летописи: «Поистине же сей град именуется третий Рим... Первому бо Риму, зизждему от Рома и Ромула…, и второму Риму, сиречь Константину-полу, зачало бысть не без кровей многих. Сице же и нашему, сему третиему Риму, зачало бысть не без крови же, но по пролитию же и по заклании же кровей многих» ?

А7
Окончательное освобождение Руси от ордынского ига произошло в

А9
К XVI веку относится

Экономику России XVII века характеризует

Учрежденный Петром I Синод заменил


1)

Приказы

2)

Патриаршество

3)

Боярскую думу

4)

Земский собор

А12
«Жалованная грамота городам», принятая в 1785 году имела своей целью

А13
По Ясскому договору 1791 года

А14


Указ о вольных хлебопашцах, разрешение покупки земель недворянами, массовое создание военных поселений - события, связанные с правлением

А15


Расширение применения машин и формирование в 1830-1840-х годах фабричного производства свидетельствовало

А16


Деятельность партизанских отрядов Д.Давыдова, М.Фонвизина, А.Бенкендорфа, Г.Курина связаны с

1)

Отечественной войной 1812 года

2)

заграничными походами русской армии 1813-1814 годов

3)

Крымской войной

4)

Русско-турецкой войной 1877-1878 годов

А 17 Впишите пропущенные буквы (букву) в исторические понятия (по 0,5 балла за правильный ответ; максимум 6 баллов):

Грессия

антис...м...тизм

в...люнтаризм

кап...туляция

к…нсенсус

к…ррупция

л..вач...ство

В 1
Введение чрезвычайной политики в деревне и учреждение комбедов весной 1918 года было вызвано

В2
Процесс установления советской власти на всей территории бывшей Российской империи был назван главой советского правительства В. И.Лениным



  • Разделы сайта