Ночные клубы хельсинки. Ночной Хельсинки: что посмотреть, где можно отдохнуть самому и в компании. Караоке. Рестораны. Бары

Шапсуги — один из субэтносов западных адыгов (черкесов). Сегодня они живут на территории Краснодарского края и Адыгеи. В силу исторических причин этот народ разделен на жителей прикубанской равнины и жителей горных ущелий побережья Черного моря.

На краудфандинговой платформе Planeta.ru запущен проект «Шапсугская экспедиция» . В рамках его поддержки Юга.ру публикуют новый материал историка-любителя, исследователя адыгского (черкесского) этноса Виталия Штыбина. В преддверии начала экспедиции, результатом которой станут книги, фотовыставки и YouTube-сериал, он рассказывает, где жили шапсуги, как они воевали с казаками и что с этим народом сейчас.

Необычная география проживания причерноморских шапсугов и сохранение ими элементов старинной культуры не раз привлекали внимание исследователей. Экспедиции в прибрежные аулы проводились с начала XX века. Увлекательные описания одной из них оставил этнограф Леонид Лавров, исследовавший шапсугов побережья в 1930-е годы.

«В один из дней я познакомился с очень бодрым 72-летним колхозником, который удивил отличным знанием русского языка и абсолютно правильным произношением русских слов. Еще более удивительным казалось то, что на своем языке он говорил с русским акцентом — в частности, не мог произносить смычных звуков. Объяснение крылось в его необычной биографии, которую он мне поведал.

Ему едва исполнилось 6 лет, когда в 1864 году царские войска вступили в Черноморскую Шапсугию и сожгли село, где он жил. В суматохе боя мальчик отбился от родителей, попал в плен и оказался на воспитании русского генерала. Когда вырос, генерал определил его на службу в казачий полк, стоявший в Дагестане. Там он впервые серьезно задумался над вопросами: кто он и что означает слово «шапсуг», которое записано в его документах. Получив отпуск, юноша приехал к воспитавшему его генералу, чтобы расспросить о своем происхождении. Узнав обстоятельства пленения и название ущелья, где это произошло, он отправился на Кубань к тем немногим шапсугам, которые в 1864 году не переселились в Турцию. Однако родственников на Кубани не нашел, но узнал, что кто-то из однофамильцев остался на Черноморском побережье, где прежде жили шапсуги. Тогда он отправился на поиски. На Черноморском побережье ему удалось найти родителей. Последние свыклись с мыслью о гибели своего ребенка и поэтому не собирались признавать сыном какого-то незнакомца, который даже разговаривать с ними не мог без переводчика. Первой признала его мать. Затем на его теле были найдены приметы, заставившие и отца поверить в возвращение сына. Обрадованные родители устроили по этому случаю большой пир, на котором гуляло все селение. После окончания военной службы молодой человек вернулся навсегда в родные места».

Леонид Лавров, «В Черноморской Шапсугии», 1930 год

Современные шапсуги равнины и побережья не слишком отличаются друг от друга, среди них распространены одни и те же родовые фамилии. Однако приморские жители предпочитают называть себя шапсугами, а равнинные чаще относят себя к адыгам (адыгейцам) или черкесам в целом, предпочитая не выделять свой субэтнос. Равнинные шапсуги представлены в Адыгее в аулах Афипсип, Панахес, Псейтук и Хаштук. Приморские жители — в Лазаревском и Туапсинском районах Краснодарского края в аулах Тхагапш, Большой и Малый Кичмай, Большое и Малое Псеушхо, Калеж, Хаджико, Наджиго, Лыготх, Псебе и Агуй-Шапсуг. Живут они и в других населенных пунктах края и республики, но в меньшем числе.

Условное разделение шапсугов на равнинных и прибрежных произошло очень давно. До конца Русско-Кавказской войны (1864 год) шапсуги были самым многочисленным субэтносом адыгов (черкесов) в Закубанье. По одной из версий, родиной шапсугов является долина реки Шапсухо (в устье которой сейчас стоит пос. Новомихайловский), которая дала имя субэтносу. Считается, что именно отсюда происходило расширение и объединение различных старинных родов средневекового племени зихов, объединившихся под новым именем шапсугов. Один из таких родов предпочел остаться внутри нового союза со старым названием — они были известны как общество гуайе, проживавшее в долине реки Псезуапсе. К шапсугам также относился субэтнос натухайцев, проживавших в районе Анапы и Тамани и предпочитавших сохранять свое имя.

С ростом населения отсутствие свободной земли толкнуло шапсугов на миграцию через хребет на север — в предгорные равнины современного Краснодарского края. Так образовались Малая Шапсугия в прибрежной зоне и Большая Шапсугия в равнинной. Условные границы Малой Шапсугии простирались по берегу Черного моря от реки Пшада на западе до реки Шахэ на востоке. Большая Шапсугия раскинулась с запада на восток между реками Адагум и Супс, с севера на юг между Кубанью и горным хребтом. Правда, четких границ среди адыгов (черкесов) не существовало — аулы перемещались, растягивались отдельными домами в долинах и ущельях, смешивались с другими субэтносами и жили с ними по соседству.

«Заметки о Черкесии №10 — Шапсуги в предгорьях Кубани и у Черного моря», видео канала Simple History

Постепенно сложились крупнейшие общества побережья в долинах рек Джубга, Пшада, Шахэ и равнин в долинах рек Иль, Хабль, Афипс, Убин. Впервые шапсуги упоминаются в турецких хрониках 20-х годов XVIII века — в связи с борьбой адыгов (черкесов) против Крымского ханства. В русских документах за 1743 год имеется упоминание о народе «сапсих», который «имеет особливый язык и такое же правление».

В отличие от равнинных соседей социальное устройство шапсугского общества было организовано на основе народного правления. Самых крупных аристократов, претендовавших на власть князей, шапсуги с кровавыми сражениями изгнали в конце XVIII века. Позднее власти лишились и крупные аристократы, а управление обществом окончательно перешло к народным собраниям — хасэ, которые часто возглавляли тфокотли — свободные зажиточные крестьяне. Стройные станы гордых и смелых мужчин; прекрасные женщины; наполненный честью, справедливостью и порядком свод правил адыгэ хабзэ, по которому жили адыги (черкесы), — все это привлекало внимание, удивляло и поражало многочисленных зарубежных путешественников, этнографов и даже российских шпионов.

«Дополнение к выпуску о Шапсугах», видео канала Simple History

Многие со школы помнят персонажа лермонтовского «Героя нашего времени» Казбича — а прообразом его стал реальный человек, отчаянный шапсугский наездник Кызбеч Шеретлуко . Знаменитый наездник времен Кавказской войны наводил ужас на Черноморскую кордонную линию. По его зову тысячи собирались в поход. Ему часто сопутствовала удача, даже в отчаянных и дерзких одиночных вылазках. Судьба отводила его от участия в провальных набегах. Дважды ходивший в хадж в Мекку, Шеретлуко считал борьбу с противником правым делом. Даже гибель единственного сына не поколебала его. Как рассказывал английский путешественник Джеймс Белл в 1838 году, Кызбеч считал, что сын погиб за правое дело и не сомневался в том, что тот попадет в рай — а значит и нечего о нем переживать. Его портрет, выполненный Беллом, хотел выторговать у него сам император Николай Первый, но Кызбеч отказался общаться с русскими чиновниками. Еще при жизни ему слагали песни, а после смерти от тяжелых ран многим джигитам он мерещился на белом коне во время жестоких боев.

«Кызбеч Шеретлуко — Лев Черкесии», видео канала Simple History

Появление на Кубани черноморского казачества привело к конфликтам с адыгами (черкесами), в которых ключевой стороной чаще всего выступали именно шапсуги. Некоторые считают, что конфликт впервые проявился после участия казачьего отряда в Бзиюкской битве. В ней шапсуги сражались против своих аристократов, поддержанных князьями адыгов-бжедугов, на чьей стороне и выступили казаки. Однако архивные материалы показывают, что набеги адыгов (черкесов) на правую сторону Кубани и казачьих отрядов на левую сторону начались еще в 1793 году в процессе расселения казаков вдоль реки.

Русско-Кавказская война стала трагедией для шапсугов. Финальный этап войны (с 1861 по 1864 год) привел к военным потерям и выселению, по различным данным, от 150 до 300 тыс. человек в Турцию. Небольшая часть шапсугов приняла условия Российской империи и поселилась на указанных им участках земли на болотистых равнинах Прикубанья. До конца XIX века многие из них продолжали переселение в Турцию. Прибрежным шапсугам пришлось особенно тяжело — принудительное выселение с гор привело к запустению побережья. Несколько тысяч человек вынуждены были скрываться от поисковых отрядов в горах в течение нескольких лет после войны. До 1874 года они выходили оттуда отдельными группами, которые расселяли в аулы напротив станиц Шапсугского казачьего батальона. В 1870-е — 1880-е годы жителям этих аулов разрешено было расселиться на прежних местах в долинах рек Аше, Шахэ, Псезуапсе и т.д. Так появились вновь на своих местах те аулы, которые существуют сегодня. Часть семей вернулась в них с прикубанских равнин и из Турции.

В раннее советское время, когда Шахан-Гирей Хакурате активно формировал Адыгейскую автономную область, шапсуги также направляли ходатайство о присоединении к ним, но им отказали на основании территориальной отдаленности от земель будущей автономии. Проекты большой Адыгской (черкесской) республики также не были поддержаны властями. Но шапсугам удалось добиться для себя отдельного национального Шапсугского района, который был учрежден в 1924 году. В него вошли десять шапсугских аулов и два промежуточных русских селения с центром в Туапсе, который в него не входил. В 1930 году центр Шапсугского района был перенесен из Туапсе во 2-й Красно-Александровский аул (ныне аул Калеж), а в октябре 1930 года — в поселок Совет-Квадже (ныне Голубая Дача). Первоначально территория района состояла из трех небольших анклавов, не имевших общей границы.

Со временем Шапсугский район значительно увеличился в размерах, трижды сменил районный центр, пока в 1934 году его окончательно не перенесли в Лазаревское. С ростом территории района удельный вес шапсугов в населении резко уменьшился. Перед войной от района отрезали территорию с аулами Псебе и Куйбышевка (ныне Агуй-Шапсуг), а 24 мая 1945 года был подписан Указ Президиума Верховного Совета РСФСР о переименовании Шапсугского района в Лазаревский.

«О народных традициях шапсугов», видео канала Simple History

Потеряв свою национальную территорию, шапсуги так и не стали национальным меньшинством Краснодарского края, хотя и внесены в Единый перечень коренных малочисленных народов РФ. Эти вопросы наряду с постепенной потерей национального языка и смешением населения до сих пор стоят на повестке дня в шапсугских аулах. В то же время национальный колорит шапсугских аулов привлекает сегодня многочисленных туристов, отдыхающих на побережье Черного моря, а священное тюльпановое древо из старой шапсугской рощи стало символом поселка Головинка, ранее имевшего статус аула.

Вкуснейший жареный сыр, народные танцы на вечерках, яблоки и груши из черкесских садов, вкусные пирожки-лакумы, насыщенный чай и горный мед давно стали символами шапсугского колорита среди туристов. Но нельзя забывать, что не только в них кроется особенность этого народа. До сих пор шапсуги хранят память многих поколений своих предков, знания жизни в гармонии с природой своего родного горного края и множество преданий и легенд, каждая из которых — кладезь информации об истории черноморского края.

«Приготовление адыгейского (адыгского/черкесского/шапсугского) сыра», видео канала Simple History

Узнать еще больше об истории и современной жизни народов Адыгеи вы сможете, финансово поддержав проект «Шапсугская экспедиция» на сайте Planeta.ru. Стоимость лотов начинается от 100 руб., а за взнос 300, 600, 1200 или 2400 руб. вы получите открытку, сможете поучаствовать в экскурсии по Краснодару или нескольким адыгейским (черкесским) аулам, пообщаться с Виталием Штыбиным и узнать, как прошла экспедиция, — после ее завершения.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ Заметки о Черкесии №10 - Шапсуги в предгорьях Кубани и у Черного моря (Rus, Eng subs)

    ✪ О народных традициях шапсугов

Субтитры

Всем привет! В эфире десятый выпуск исторической разведки и сегодня мы поговорим о следующем адыгском племени - шапсугах. Итак, шапсуги это субэтнос черкесов, проживавших в центральной части Краснодарского края. Свое название они получили от реки Шапсхо, в 5 километрах восточнее Джубги. В долине этой реки находились три древнейших рода племени шапсугов, от которых ведет происхождение весь этот субэтнос. Впервые упоминание о шапсугах появилось в 18 веке. В 1724 году турки писали о том, что шаспуги разбили крымского хана и захватили его в плен в районе современного поселка Пшада, чем привлекли внимание Османской империи. После этого они появляются в истории спустя 20 лет, как и соседние племена. Изначальной их родиной, откуда шло активное распространение шапсугов, являлась долина реки Шапсхо. Отсюда они распространились по побережью от Пшады до реки Шахэ. Первое время они проживали в узких высокогорных долинах. Постепенно население росло, расширялось. Стало не хватать земли и они переселились через Кавказский хребет, на его северную сторону на территории долины реки Псекупс, Северского района, условно между реками Адагум и Супс. Таким образом, земли шапсугов разделились на Большую Шапсугию, к северу от гор и Малую Шапсугию, на побережье. Шапсуги Малой Шапсугии так и назывались - прибрежными. Центр Большой Шапсугии был в районе современной станицы Убинской, вокруг священной черкесской горы Папай. Шапсуги вместе с натухайцами, о которых мы говорили в прошлом выпуске, являются практически единым субэтносом, многие современники их не разделяли. По побережью граница их находилась в районе Пшады, а на равнинной части река Адагум. К северу шапсуги граничили с бжедугами по реке Кубань. С востока с абадзехами, о которых мы поговорим в отдельном выпуске. На побережье в долине реки Шахэ они граничили с племенем убыхов, уникальным субэтносом района Сочи, о котором также поговорим в отдельном выпуске. К знакомым географическим названиям времен шапсугов относятся топонимы преимущественно Туапскинского и Лазаревского районов. Например, Шепси, Дедеркой, Макопсе, Мамедова Щель, Чемитоквадже, река Шахэ - граница племен. Шапсугское общество, как и другие племена черкесов 18 века проживало в высокогорье, своих князей у них не было. Присутствовала местная аристократия, например главы сообществ, отдельных аулов. Именно у шапсугов появились первые признаки феодализма. Отношения между крестьянами, а также рабами и аристократами ухудшались, что привело к социальному конфликту в обществе. Местные князья занимались работорговлей, набегами, грабежом, в то время как крестьяне жили хозяйством. Недовольство крестьян аристократией привело к восстанию первых, переросшему в широкую черкесскую революцию, которая закончилась Бзиюкской битвой. В этой битве шапсуги были ядром, за которым потянулись другие племена. У шапсугов имелся аристократический род Шеретлуковых, владения которых простирались на обе Шапсугии. Однажды, представители этого рода обидели купцов, находившихся под защитой крестьянского рода. В ответ шапсугские крестьяне оскорбили мать одного из Шеретлуковых, некоторых избили. Клубок взаимных обид привел к столкновениям Шеретлуковых с крестьянами. Восстание вынудило многих аристократов бежать под защиту бжедугских князей. Оттуда их представители, вместе с бжедугскими аристократами отправлялись в Санкт-Петербург просить помощи у Екатерины Второй против восставших крестьян. Определенная помощь была выделена. Из Екатеринодара выписали три казачьих отряда с медной пушкой, которая пугала черкесов. Противоборствующие стороны сошлись у реки Бзиюк, где произошла большая битва аристократии с крестьянством. По результатам битвы крестьяне потерпели значительные потери, они практически проиграли, но в последний момент убили бжедугского князя Батыр-Гирея Хаджемуко и переломили ход битвы в свою пользу. Закрепилась своеобразная ничья, которая в течение следующих 10-20 лет привела к практически полной утере аристократией прав в восставших обществах - у шапсугов, натухайцев и абадзехов. Аристократам позволялось вернуться, но жить наравне со всеми без привилегий. Однако, действовали некоторые поблажки. В случае судебных разбирательств, например кражи, если лошадь украли у крестьянина и у аристократа, штрафом за кражу был возврат украденного и еще двух лошадей крестьянину и трех аристократу. Что касается взаимоотношений шапсугов с турками до прихода России на Кавказ существует два обстоятельства. Во-первых религиозное влияние. Шапсуги одними из первых приняли ислам и активно распротраняли его среди соседей из-за чего у них случился конфликт с натухайцами. Позже, во время русско-турецких войн, начиная с 1815 года турками предпринимались попытки объединить черкесов для борьбы с Россией. Турция присылала имамов, которые вели пропаганду в племенах, убеждая их пойти войной на Россию, уничтожить недавно выстроенный Екатеринодар, освободить реку Кубань от русских укреплений. Турция прислала своего ставленника Хассан-Пашу, который активно занимался этими вопросами, но у него возник конфликт с шапсугами. Они отказались вступать в борьбу с Россией в интересах Турции, опасаясь потери собственной независимости. Шапсуги сами напали на Хасан-Пашу и разбили его отряды. Последний бежал в Анапу, где был комендантом и оттуда выплыл обратно в Турцию. В 1828 году, в разгар русско-турецкой войны вновь активизировались турецкие посланники, подталкивая черкесам к нападениям на Россию. Особого успеха они не имели. К тому же Россия также давила на черкесов, заставляя отказываться от агрессивных идей. Все изменилось в 1830-е годы, когда по плану генерала Эманнуэля Россия перешла от мирного покорения Черкессии к военному методу. В землях шапсугов были построены укрепления Георгие-Афипское и Новодмитриевское. Просуществовали они недолго, поскольку по изначальному плану строить их собирались параллельно берегу моря и Кубани вдоль древних дорог. Однако, со временем стало ясно, что черкесские племена проще разделить прямыми военными линиями от реки Кубань к Черному морю. План постройки укреплений изменился, началась постройка военной линии с севера на юг от станицы Афипской до Пшады. На побережье появились укрепления Тенгинское, современное Лермонтово, в самом ядре земель шапсугов, укрепления в районе Джубги, Головинское укрепление в устье реки Шахэ, Вельяминовское, современное Туапсе. Все они вошли в Черноморскую военную линию, целью который было отрезать поставки контрабанды из Турции морем. В рядах черкесов тогда было много наемников из Польши, которая тогда боролась за собственную независимость от России. Борцы за независимости из поляков воевали на всех фронтах российских войн. К концу 1830-х годов были укреплены линии от Кубани до Джубги и на побережье. На берегу самыми крупными стали крепости Новотроицкая в современной Кринице, позже уничтоженная и не восстановленная более и укрепление Михайловское. С ним связана такая история. К 1840 годам, когда в Черкессии случился голод из-за засухи и холодной зимы, а также изоляции в ущельях и нарушении поставок продовольствия российскими укреплениями. В результате этого, черкесы начали активно нападать на укрепления. В шапсугских землях пострадали укрепления Вельяминовское, полностью уничтоженное, укрепления линии Афипская-Пшада, которые сумели отбиться. В момент нападения на Михайловское укрепление, в нем было не более 250 человек в строю и около 3000 человек больных и раненых. Нападение произошло зимой, черкесы группой около 11 000 человек из разных племен окружили укрепление. Командующий, понимая, что им не отбиться дал поручение своему солдату Архипу Осипову, в случае падения укрепления, взорвать пороховой погреб. Он успешно выполнил поручение. Как только черкесы окружили ядро крепости, Архип взорвал пороховой погреб, чем уничтожил вместе с собой около 3000 черкесов. Крепость была полностью уничтожена большой кровью. Современное поселение Архипо-Осиповка на его месте с тех пор зовется именем солдата Тенгинского полка. К концу 1840-го года черкесы осознали, что нападения не меняют ситуацию и невлияют на позиции России. Нападения уменьшились, переросли в партизанскую войну, которая шла до конца Кавказской войны. Шапсуги были самыми основными противниками России и в отличие от натухайцев, никаких переговоров с Россией не вели. Общественное мнение на этот счет у них было единым - никакой сдачи и примирения с Россией. В итоге, в 1850-х годах шапсуги даже заключили союз с чеченским имамом Шамилем. Но союз не принес им плодов, поскольку русские власти успешно перекрывали сообщение с Восточным Кавказом. В конце 1860 года, когда Шамиль уже сдался и война в восточном Кавказе была окончена, шапсуги объединились с соседними племенами. Меджлис, прошедший в районе Туапсе, постановил объединяться всем черкесам в войне с Россией. Была выпущена декларация с которой черкесы поехали в Европу, где пытались найти поддержку в борьбе за независимость. Позже, похожий меджлис прошел в Сочи, где была оформлена первая черкесская Конституция, при поддержке англичан. В начале 1860-х Россия окончательно решила закончить черкесский вопрос военным способом, принятое новым императором Александром Вторым. Он приезжал на реку Белую, где встречался с представителями черкесов, предлагал им сдаться и перейти в подданство России. На это ему ответили отказом. Началось наступление с трех сторон. В шапсугских землях оно проходило по долинам рек Псекупс на Джубгу и Адагум и на Пшаду. Другое наступление шло по реке Белой, в сторону Туапсе через Хадыженскую станицу. По Белореченской и Адагумской линиям шли войска, выжигая аулы и сады, специально для того, чтобы некуда было вернуться. Вслед за ними шли казаки и насильно поселялись на месте бывших аулов, основывая будущие кубанские станицы. Огромная часть черкесов были выдавлены с равнинной части к побережью. За один год это явление достигло огромных масштабов, ушло практически все население. Всего 30 000 человек сдались России и были переселены на территорию современной Адыгеи, на берега Кубани, где их потомки в единичных количествах проживают в Тахтамукайском районе. Большая часть отступала по побережью к Лазаревскому. По пути они садились на турецкие лодки и уплывали, вступая в общее черкесское мухаджирство. К 10 октября 1862 года русские войска вышли к Джубге, Кринице и Пшаде. К 1864 году большинство оставшихся шапсугов были выдавлены в Лазаревский район. Большая часть из них предпочла уплыть в Турцию. Около 300 000 шапсугов проживало в регионе до выселения. Вместе с убыхами они были покорены, 21 мая 1864 года на территории современной Красной Поляны состоялся парад русских войск по поводу окончания Кавказской войны. В итоге, в течение десяти лет после войны, части шапсугов скрывались в горах. Позже, карательные отряды в течение 2 лет выдавили их из гор. Всего осталось в России, на Кубани и в Лазаревском районе не более 5000 человек. По настоящее время часть аулов Туапскинского и Лазаревского района являются полностью шапсугскими по составу населения, хотя в переписи обозначают себя как черкесы. Поскольку часть аулов осталась, для них в 1924 году сделали отдельный Шапсугский национальный район, который позже был ликвидирован и включен в Лазаревский район. Например, аулы Большое и Маленькое Псеушхо, Псебе - это исключительно шапсугские поселения. Дополнительно отмечу, что к шапсугам относится бывший президент Адыгеи - Хазрет Совмен, который помнит своих предков. На этом все, в следующем выпуске мы поговорим про абадзехов, подписывайтесь, ставьте лайки, комментируйте, всем пока.

Этнология

Своё этническое название шапсуги получили по имени трёх древнейших родов, живших в долине реки Шапсхо.

Впервые шапсуги названы своим именем в турецких хрониках 20-х годов XVIII века , в связи с борьбой адыгов против Крымского ханства . В 1724 г. на р. Пшад они разбили напавших на них крымских татар , взяв в плен хана Девлет-Гирея [ ] . В русских документах за 1743 г. имеется упоминание о народе шапсе, соседнем с абазе , который «имеет особливый язык и такое же правление».

Общие сведения

В России живут на территории исторической Шапсугии - в Туапсинском районе и Сочи (Лазаревский район) в Краснодарском крае , а также в Адыгее . Многие во время переписей продолжают записываться черкесами или адыгейцами .

В советский период переписями шапсуги не учитывались и по косвенным данным в их насчитывалось около 4 тыс.человек.

  • город Сочи : 4 778 чел.
    • Лазаревский район : 4 014 чел.
    • Сельские округа, подчиненные администрации Лазаревского района
      • Кировский сельский округ
        • аул Тхагапш : 131 чел.
      • Кичмайский сельский округ
        • аул Большой Кичмай : 597 чел.
        • аул Малый Кичмай : 185 чел.
      • Лыготхский сельский округ
        • аул Калеж : 362 чел.
        • аул Лыготх : 38 чел.
        • аул Наджиго : 121 чел.
        • аул Хаджико : 469 чел.
  • Туапсинский район : 4 183 чел.
    • город Туапсе : 804 чел.
    • Новомихайловское городское поселение : 843 чел.
      • пгт Новомихайловский : 434 чел.
      • аул Псебе : 368 чел.
    • Вельяминовское сельское поселение :
      • село Цыпка : 166 чел.
    • Георгиевское сельское поселение : 544 чел.
      • аул Большое Псеушхо : 111 чел.
      • аул Малое Псеушхо : 223 чел.
      • село Георгиевское : 145 чел.
    • Небугское сельское поселение : 1 725 чел.
      • аул Агуй-Шапсуг : 1 501 чел.
      • село Небуг : 101 чел.

Также причерноморские адыги составляют большинство в внутригородских микрорайонах Сочи - Ахинтам , Хатлапе , Шахе и Шхафит .

История

Современные исследования подтвердили (Максидов А. А. , Чирг А. Ю.) - Древняя Шапсугия успешно осуществляла внешнюю торговлю и особенно активно с Анатолией .

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона] в конце 19 века, сообщал:

Шапсуги - сильное черкесское племя, жившее по обоим склонам Главного Кавказского хребта, занимая на северной его стороне страну между реками Адагумом и Супсой, а на южной - между реками Пшадой и Шахе.

В первой половине XVIII в. Шапсуги приняли ислам и из ревности к новому учению напали на своих соседей-натхокуаджей, собрали у них кресты и сожгли их.

Началась война, тянувшаяся 20 лет; натхокуаджи вторглись в землю Шапсуги и сожгли их мечети.

Анапские паши старались примирить враждующих, что им и удалось.

У Шапсуги не было князей (пши); народ делился на вуорков (дворян), торлокотлей (среднее сословие, вольные земледельцы), пшитлей (крестьяне) и унаутов (рабов). Строй общества был аристократический. Весь народ делился на отдельные самостоятельные общества - псухо и общины - хабль, управлявшиеся своими выборными старшинами или старейшими жителями. С давних пор дворяне (вуорки) господствовали среди шапсугов, но мало-помалу народ освободился от их подавляющего авторитета и на народных собраниях стал добиваться упразднения дворянских привилегий и свободы от притязаний дворян на его труд и имущество.

Долго шла эта борьба, но без определенного исхода; наконец в 1790-х годах произошел взрыв из-за насилия, совершенного дворянами Шеретлуковыми над проезжими торговцами, которые находились под покровительством одного общества; народ в отместку напал на одного из Шеретлуковых, оскорбил грубыми словами и действием его мать, захватил его крепостную девушку и разграбил его имущество.

Такое неуважение к дворянству было первым примером нарушения дворянских преимуществ и послужило поводом к открытой борьбе дворянства с народом.

Шеретлуковы решились кровью омыть нанесенное оскорбление, выселились к бзедухам и в 1793 г. отправили в Петербург депутацию, уговорившую императрицу Екатерину II дать им в помощь казаков. В 1796 г. бзедухи, с подмогой от русских (три сотни черноморских казаков с 1 пушкой), одержали над Шапсуги решительную победу на берегах Бзиюкозауо (см.Бзиюкская битва . Долго после того ещё продолжалась борьба, лилась кровь и истреблялось имущество Шапсуги и бжедухов; наконец Шеретлуковы помирились со своим народом и вернулись на родину, кроме Али-султана, который остался в земле Черноморского войска и основал Гривенскую черкесскую станицу.

Шапсуги достигли своего и ограничили права дворян. Хотя дворянство сохранило некоторые преимущества перед народом, но они имели скорее характер почетных отличий; например, за кровь убитого дворянина платится 30 голов скота, а за торлокотля - 28; за кражу лошади, кроме возвращения украденного, ещё 2 лошади дворянину, 1 лошадь торлокотлю. Крепостные, видя падение власти и значения дворян, отказались им повиноваться и сбросили с себя их иго.

Многие дворянские фамилии ушли к соседям, другие - к русским; оставшиеся на родине дворяне потеряли все преимущества, кроме тех, которые даются умом, красноречием и храбростью. Такой же демократический переворот, но постепенно, без кровопролития, совершился у натхокуаджей и абадзехов в течение двух поколений. Большая часть дел перешла к народному собранию, на которое сходился весь народ и где разбирались крупные тяжбы, общественные нужды и дела.

Законодательная и исполнительная власть находилась в руках народа, а отсутствие главы делало управление республиканским. В собрании присутствовали все сословия, кроме зависимых крестьян; позже собрание составлялось из депутатов от обществ.

Каждое псухо (общество) управлялось своей мирской сходкой - зауча или джеме. Гражданский и юридический быт Шапсуги был основан на трех главных началах: 1) на праве собственности, 2) на праве употребления оружия каждым свободным человеком и 3) на родовом союзе, со взаимной обязанностью защищать друг друга, мстить за смерть, оскорбление и нарушение прав собственности всем за каждого и с ответственностью перед чужими родовыми союзами за всех своих. Суд сначала производился на основании обычая, адата, но затем, под влиянием духовенства, усилившегося вследствие борьбы с русскими и развития фанатизма, стал вводиться суд духовный, по шариату, хотя суд по адату преобладал до конца.

Борьба шапсугов с русскими продолжалась до 1863 г., когда они принуждены были выселиться на Кубанскую равнину или уйти в Турцию: они предпочли последнее, хотя многие также были выселены насильно. Южные приморские Шапсуги были покорены генералом Гейманом в 1864 г. и тоже выселились в Турцию.

Современные шапсугские аулы

  • Туапсинский район Краснодарского края: Агуй-Шапсуг (ранее Куйбышевка),

Ночной Хельсинки удивит россиян. Несмотря на то, что финны очень тихие и не разговорчивые люди, веселиться они любят. Много алкоголя и живой музыки, но все цивилизованно. Русский турист не встретит в финском клубе или баре подростка, да и младше 20 лет туда не пустят. Хельсинки и его ночная жизнь сопровождается пением в караоке рок-барами, где можно увидеть финских рокеров и послушать музыку.

В любом заведении Финляндии можно не только оторваться на танцевальной площадке, но и вкусно поесть. Проанализируем самые популярные места финской столицы.

Финны не любят дебоширов, поэтому, если турист не хочет провести ночь в местном отделении полиции, то стоит вести себя прилично.

Не спешите в клубное заведение днем, их двери будут закрыты. Большинство ночных заведений начинает свою работу только после 6 вечера.

Караоке. Рестораны. Бары

Ночная жизнь Хельсинки кипит, и каждый найдет массу мест, где сможет провести незабываемый вечер. Рассмотрим самые популярные клубы с живой музыкой, рестораны и бары, куда можно сходить в Хельсинки.

Несмотря на скромное поведение в общественной жизни, финны очень любят петь и часто посещают караоке-бары.


Начнем свое знакомство с места под названием Karaoke Satumaa. Расположено это заведение по адресу Arkadiankatu 2. Там можно попеть песни, как на финском, так и на английском языке. Социальный опрос показал, что в караоке можно выбрать и русскую композицию, но они не пользуются популярностью, потому что эти песни можно попеть и на родине. Прекрасная аппаратура и чистый звук. Работает караоке с 3 дня до 3 ночи.

Из бара Karaoke Satumaa человека могут выгнать за фальшивые ноты и посетители не обижаются на это необычное условие. Здесь не обязательно петь, можно просто насладиться пением других, вкусными коктейлями и хорошей обстановкой.

Караоке-бар на улице Mariankatu 9, под названием Pataassa расположен рядом с набережной, по которой можно прогуляться, выйдя из душного помещения. Туда пускают с любыми вокальными данными и не выгоняют, если человек не попадает в ноты. Бар работает с 5 вечера до 3 утра ежедневно, в воскресенье график работы иной: с 9 утра до 2 ночи.

Увидеть опытных музыкантов и танцоров можно в караоке Elite. Здесь собираются все сливки общества финской богемы. Повеселиться там могут позволить себе только люди с достатком.

Если говорить о вкусной еде, то каждый имеет возможность перекусить в самых интересных и необычных местах.


Рассмотрим самые популярные места, по мнению русских:

  • Прекрасный ресторан расположен по адресу Eteläinen Hesperiankatu 22. Там можно попробовать различные деликатесы и получить чисто эстетическое удовольствие от обстановки. Все стены этого заведения увешаны произведениями искусства. Многие финские художники действительно очень талантливы и интерьер этого ресторана, тому яркое подтверждение. Место это старинное, здесь кормят людей с 1923 года. Цены умеренные. Работает с 11 утра до 11 вечера, только в выходные дни там моно перекусить после 12 ночи.
  • «Ateljee Bar» — здесь подают самые вкусные коктейли. Расположено по адресу Yrjönkatu 26. Раз месяц в тут проводятся выставки начинающих художников. График работы с 2 дня до часу ночи.
  • В А21 Coctail lounge напитки и коктейли настоящее произведение искусства. Он находится на улице Annankatu 21. По мнению многих авторитетных изданий – это лучший бар Финляндии. В будние дни он работает с 6 вечера до полуночи, а в выходные до 3 часов ночи.

Какое бы из этих заведений не выбрал бы турист, разочарованным он не останется. Если отпуск проходит в летнее время, то можно гулять по хельсинской набережной и заглянуть в каждый караоке бар и ресторан чисто из любопытства.

Клубы. Рок-бары


Хельсинки ночные клубы очень отличаются от подобных мест России. Здесь не так шумно и более культурно.

Рассмотрим самые известные клубы Хельсинки и окунемся в их атмосферу:

  • Первым делом следуйте по адресу Fredrikinkatu 51. Там находится крутое заведение под названием Fredan Tivoli». Здесь туристов ждет огромный танцпол и музыка известных европейских и финских исполнителей. Здесь работают самые популярные диджеи Финляндии. Сюда пускают уже с 19 лет.
  • Lady Moon» поразит своей волшебной атмосферой. Это излюбленное место финской молодежи, где можно отдохнуть после трудной рабочей недели. Персонал дефилирует в интересных нарядах: сегодня девушки будут в строгих черных костюмах, а завтра в гавайских юбках. Самый популярный коктейль называется Fish cocktail с  маракуйей и лимоном, а интересный коктейль, под названием «Иванов» должен испить каждый русский человек. Адрес клуба Kaivokatu 12.время работы с 9 вечера до 4 утра.
  • Bäkkäri – место съезда рокеров. Там наполняет атмосферу тяжелая музыка, а девушки официантки разгуливают на высоких каблуках с разноцветными волосами. Насладитесь рок хитами по адресу Pohjoinen Rautatiekatu  21. Он работает с 7 вечера до 4 утра.
  • Travista – самый известный рок-клуб по европейским меркам. Там всегда шумно и весело. Его территории огромна, по сравнению с другими клубами. Здесь легко помещаются 700 человек. Каждый вечер на сцене выступают знаменитые рок исполнители. Подвальное помещение с неприметной вывеской находится по адресу Urho Kekkosen 6. Вход туда не бесплатный. Придется заплатить около 20 долларов. Многие исполнители рока начинали свою карьеру на подмостках этого клуба. Время работы с 8 вечера до 4 утра. Если есть желание попасть на самое начало концерта, приходите к 9. Концертные программы короткие, не более 30 минут.


Несмотря на то, что клубы работают ограниченное время, можно получить максимум удовольствия и за это короткое время. В отличие от российских столичных клубов или заведений Санкт-Петербурга, здесь не получится остаться до утра, даже если человек – важная персона.

Что может удивить в ночных заведениях Хельсинки

Жизнь в Хельсинки удивительная и интересная. Но, несмотря на это, здесь сложно найти место, где туристу будут рады после 3-4 утра. Финны законопослушные граждане и прекрасно знают, что в Финляндии после 3 утра горячительные напитки запрещены. Даже если клуб или бар работает до 4 , после 3 купить спиртное возможности уже не будет.

Финны очень честные люди, но могут удивить русского человека, например тем, что в некоторых заведениях придется платить деньги за сдачу вещей в гардероб. Эти затраты компенсируются тем, что человек будет точно знать, что его ценные вещи не пропадут из карманов. Заплатить придется около 5 долларов.


Если туристу нет 18, то в клуб ему не попасть, даже если он вип-персона. Некоторые заведения имеют еще более строгие правила. Там пускают только с 22 или с 24 лет. При себе всегда нужно иметь удостоверение личности. На слова русскому туристу не поверит даже самый доброжелательный и вежливый финн.

Самое крутое место во всей Финляндии – это элитный клуб-бар под названием Moskova – Corona. Его владельцы знамениты, они — финские кинематографисты братья Каурисмяки. Если хотите окунуться в атмосферу Советского Союза, поесть русской пищи и попить русской водки, то стоит посетить именно это место. Там можно попеть в караоке и сыграть партию в бильярд. Почти каждый вечер там выступают известные певцы и музыканты.

Интересное видео: прогулка по ночному Хельсинки

Столицы Финляндии мы вам уже рассказали. Сейчас же попробуем разобраться в клубах.

1) Рок-клуб «Tavastia»

Лучший рок-клуб не только в Хельсинки, но, пожалуй, один из самых лучших в Европе. Каждый вечер здесь устраиваются грандиозные шоу со зрелищными музыкальными выступлениями. Считается, что в клубе выступают только «звезды», поэтому получить приглашение на выступление в «Tavastia» значит для артистов многое.

Находится клуб по адресу: Urho Kekkosen katu 6.

2) Клуб «Nosturi»

Находится клуб в живописном месте Хельсинки, на берегу залива Хиеталахти, в помещении, где ранее размещались портовые склады.

Места для публики много, а сюда приезжают сотни гостей, чтобы увидеть «живое» выступление известных финских и зарубежных исполнителей. Находится клуб по улице Telakkakatu 8.

3) Ночной клуб «Kuudes Linja»

Заведение находится в так называемом «богемном районе» Хельсинки – Каллио. Здесь выступают артисты в самых разных жанровых направлениях музыки – от электронных композиций и трэш-метала до современного хип-хопа и клубной диджей-музыки.

Вечеринки устраиваются интересные и шумные, вам точно не будет здесь скучно до самого утра. Расположен клуб по улице Hämeentie 13.

4) Клуб «Virgin Oil Co.»

Это популярное ночное заведение находится на улице Mannerheimintie 5, можно сказать в самом сердце Хельсинки.


Сюда приглашаются в качестве «живых» исполнителей самые разные звезды – от рок-музыкантов до исполнителей популярных поп- и рэп- направлений.

5) Ночной клуб «Korjaamo»

Помещением для этого клуба стало здание старинного трамвайного пути, расположенного по улице Töölönkatu 51. Сюда приходят любители соул-музыки и классического рока.

6) Клуб «We Got Beef»

Находится клуб по улице Iso Roobertinkatu 21.

Здесь по вечерам собирается молодежь, которая любит вести активный образ жизни, с незаурядными интересами – ценители уличного искусства, скейтбординга, графического дизайна и т.д.

7) Клуб «Ahjo»

Находится клуб на территории знаменитого дизайнерского отеля «Klaus K», по улице Bulevardi 2. В одном месте собрано все, что нужно для хорошего ночного времяпрепровождения – ночной клуб, салон и современный бар, где подают дорогие, но качественные напитки.

Здесь любит отдыхать «золотая молодежь» Хельсинки, гостей развлекают всю ночь напролет известные DJ-команды.

8) Клуб «Kaivohuone»

Это один из самых старейших ночных клубов Хельсинки, находится на территории парка Кайвопуисто, по улице Iso Puistotie 1. Клуб был открыт в 1830-м году для отдыха «богемы финского общества». Сегодня здесь любят отдыхать тоже незаурядные личности – известные спортсмены, участницы конкурсов красоты и т.д.

9) Клуб «Kaarle XII»

Интерьер клуба стилизован под средневековый замковый зал, танцы под популярные евро-хиты устраиваются на специальной площадке.

Хотя гостям не запрещается потанцевать и на широких дубовых столах. Сюда любит приходить молодежь, которая уже чего-то добилась в жизни, кому «чуть за 30», люди уверенные в себе и обеспеченные. Находится клуб по улице Kasarmikatu 40.

10) Клуб «Navy Jerry’s»

Это тики-бар. Здесь вам точно понравится, интерьер стилизован под апартаменты круизного тихоокеанского лайнера. Мебель похожа на антикварную, обслуживание безупречное, а коктейли отличные. Правда публика в баре необычная, практически у всех посетителей модные татуировки и одежда в стиле «китч». Находится клуб-бар по улице Hietaniemenkatu 2.

Ночные клубы Хельсинки — это заведения для публики, любящей разнообразно и с комфортом провести время. В ночных клубах всегда есть ресторан, бар, дансинг, иногда бильярдные или карточные столы, рулетка.

Ресторан и танцевальный зал отделены друг от друга. В танцзале обязательно есть бар, где продаются только напитки и никаких закусок. Кухня ресторана обычно работает до 1.00. Места за столиками лучше бронировать заранее.

В ночные клубы посетители в спортивной одежде не допускаются. Вход в клуб может быть платным; цена билета зависит от дня недели.

Адрес: Erottajankatu 4

Ночной клуб с мягкой музыкой. Среди посетителей в основном модные молодые люди. Заведение открыто до 4 утра. Здесь часто проводятся студенческие вечеринки ночью по будням. Никакой платы за вход.

Tavastia

Адрес: Urhokekkosenkatu 4-6

Самый известный рок-клуб Финляндии — Tavastia, расположенный в центре Хельсинки. Только живая музыка. Здесь выступали AC/DC, Black Sabbath, каждый Новый год здесь выступает группа HIM. Ограничения по возрасту — 18, в выходные — 22. Приходите и насладитесь выступлениями рок-музыкантов. Билеты на все концерты можно приобрести заранее.

10th Floor Dance Bar

Адрес: Kaivokatu 3a

Имя клуба говорит само за себя — он находится на 10 этаже отеля Vaakuna, расположенного в сердце Хельсинки. Клуб очень стильный и удовлетворит любые потребности самых притязательных клабберов.

Anvil Night Club

Адрес: Kaivokatu 12

Здесь смешались стиль и эмоции. Клуб всегда заботится об этом. Музыка — в основном девяностые, иногда восьмидесятые: Visage, Heaven 17, Duran Duran, Depeche Mode. Сюда приглашаются исполнители современной популярной музыки: Stone Roses, Pulp, More Bowie, New Order, Placebo.

König

Адрес: Mikonkatu 4
Тел. 358-9-6844-0713

Клуб кажется небольшим из-за низкого потолка, но считается одним из посещаемых мест, а низкие потолки только добавляют интимности обстановке. Днём заведение работает как ресторан, а к вечеру преображается во взрывной клуб. Средний возраст посетителей — 24 года. Часто здесь устраиваются шоу и показы.

Kaarle XII Club

Адрес: Kasarmikatu 40

Клуб, открытый в 1976 году как единственный музыкальный бар, со временем стал одним из самых популярных клубов. Сейчас заведение занимает два этажа, на которых разместились шесть баров. По будням место служит как уютный ресторан, с тремя помещениями, а выходные здесь проводят время клабберы 25-30 лет. Ограничение по возрасту — 24.

Soda Night Club

Адрес: Uudenmaankatu 16-20

Кафетерий днём по будням, к вечеру он становится стильным клубом, местом отдыха. Меню здесь разнообразное, хороший выбор напитков. Местные ди-джеи не дадут вам расслабиться. По вечерам с воскресенья по четверг вход в клуб свободный.

DTM (Don"t Tell Mama)

Адрес: Iso Roobertinkatu 28
Время работы: пн-сб 9:00-4:00, вс 12:00-4:00

DTM является крупнейшим гей-кафе, баром, дискотекой и и ночным клубом в Скандинавии. По субботам на втором этаже клуба вечеринки Ladies Only (только девушки). Вход €7-10. С 9 часов вечера возрастной ценз — 22 года.

Hercules Gay Night Club

Адрес: Lönnrotinkatu 4

Один из самых оживленных ночных гей-клубов в Скандинавии. Вход свободный. Гардероб — €2,50.

Адрес: Annankatu 32

В этом наиболее популярном клубе играют список Top 40. Он работает каждый день недели.

Jenny Woo

Адрес: Simonkatu 6

Позиционирует себя как модный ночной клуб для подростков и преуспел в этом: «Потому что это все о тебе» — их лозунг. Здесь вы можете просто лечь на диванчик рядом с переполненным танцполом и потягивать шампанское. Длинные очереди на вход по выходным не редкость.

Kuudes Linja

Адрес: Hämeentie 13 (вход со стороны двора на Kaikukatu 4)

Живая музыка ночного клуба ориентирована на несколько претенциозную толпу. Расположен в Каллио, в Kuudes Linja обычно играет более экспериментальная, альтернативная музыка. Приходите пораньше, чтобы избежать очередей на популярные ночи — вход не гарантирует наличие свободных мест. Водонепроницаемая терраса во внутреннем дворе открыта летом с 6 вечера ежедневно и особенно популярна, когда за дело берутся ди-джеи. Вы также можете принести ваши продукты на террасу и готовить их на газовом гриле.

Lost & Found

Адрес: Annankatu 6

Раньше — гетеро-дружественный гей-клуб, а в настоящее время, скорее, наоборот. Ночной клуб открыт каждый день до 4 утра. Клуб обладает таинственной популярностью, несмотря на душную атмосферу и невероятно переполненный танцпол. Cheesy Disco этажом ниже всегда работает до глубокой ночи (даже по рабочим дням). Одно из лучших мест для встреч знаменитостей в Хельсинки. Воскресные дни здесь проводят особенно хорошо.

The Tiger

Адрес: UrhoKekkosenkatu 1 (Kamppi центр)
Время работы: вт-сб 22:00-4:00

Раньше клуб был борцом за звание самого стильного ночного клуба Хельсинки, с его дресс-кодом, стильным декором, сравнительно высокими ценами и предельным возрастом посетителей — 24 года. Пять баров, две просторные террасы, зал VIP и шесть роскошных кабинетов, которые могут быть забронированы. Живая музыка по четвергам. Свободный вход до полуночи.

Redrum

Адрес: Vuorikatu 2
Время работы: ср-пн 22:00-4:00

Недавно отреставрированный, сменивший программы вечеров, Redrum стал одной из лучших танцевальных площадок в Хельсинки. Музыку здесь включают разнообразную: хаус, техно, инди-рок, хип-хоп, регги и многое другое. Эксклюзивный звук Funktion One, который включают на других, более больших пространствах — на Ибице и Berghain в Берлине. Ожидайте толпы возле входа на выходных и на популярных событиях. Вход €4-10 включает в себя бесплатное пиво, сидр и безалкогольные напитки с субботы до четверга.



  • Разделы сайта