Матч 31 мая 1942. Футбол в блокадном ленинграде - городе непокорённых. «на дворе война, а тут какая-тошантрапа мяч гоняет!»

Последняя редакция 24.03.2015 20:33

Материал читали 27056 человек

Легкое самоходное орудие ЗИС-3...

ЗИС-30 на огневой позиции. Бит...

Легкое самоходное орудие ЗИС-3...

Легкое самоходное орудие ЗИС-3...

С началом Великой Отечественной войны, перед руководством РККА встала задача оснащения армии самоходными зенитными и противотанковыми орудиями. В предвоенные годы, в СССР разными конструкторскими бюро проводились работы по созданию самоходной артиллерии. Ряд работ дошли до мелкосерийного производства, но полностью боеспособной установки так и не создали. Именно такое положение вещей и заставило народного комиссара вооружений Ванникова подписать 1 июля 1941 года приказ, согласно которому, заводу №4 поручалось разработать и изготовить 37-мм зенитную пушку на самоходном шасси, заводу №8 разработать и изготовить 85-мм зенитную пушку на самоходном шасси, а заводу №92 в г.Горьком (Нижний Новгород) разработать и изготовить 57-мм противотанковую пушку на самоходном шасси.

Приказом также предусматривалось широкое применение в самоходках освоенных промышленностью и принятые на вооружение РККА машины, тягачи, трактора. Проекты самоходок должны были быть представлены на рассмотрение не позднее 15 июля 1941 года.

Для выполнения поставленной задачи, на заводе №92 была создана специальная группа разработчиков. Руководителем проекта был назначен П.Ф. Муравьев . В чрезвычайно короткие сроки самоходка была не просто разработана, но и изготовлена в металле. Причем, группа разработчиков предложила не один, а два проекта самоходки. В конце июля из цехов завода №92 вышли две самоходки - ЗИС-30 и ЗИС-31 .

ЗИС-30 представляла собой легкую противотанковую САУ открытого типа. Базой являлся артиллерийский тягач Т-20 "Комсомолец" , в кормовой части корпуса которого была установлена вращающаяся часть 57-мм пушки ЗИС-2 со штатным щитом.

Для большей устойчивости при стрельбе машина оборудовалась откидными сошниками. На крыше кабины устанавливался кронштейн крепления пушки по-походному. В остальном базовая машина Т-20 осталась без изменений. ЗИС-31 представляла собой ту же пушку ЗИС-2 но установленную на забронированном трехосном грузовике ГАЗ-ААА .

В июле-августе были произведены испытания обоих вариантов, в ходе которых выяснилось, что ЗИС-31 обладает при стрельбе большей кучностью чем ЗИС-30, в силу того, что установка на грузовике получилось более устойчивой при стрельбе чем ЗИС-30.

Однако ЗИС-30, будучи установкой с гусеничным движителем, обладала более высокой проходимостью, чем ее колесный конкурент. Именно это обстоятельство и сыграло решающую роль в принятии на вооружение РККА самоходки ЗИС-30. Приказом Ванникова , завод №92 должен был начать серийный выпуск ЗИС-30 с 1 сентября 1941 года.

Однако в связи с тем, что единственным производителем Т-20 был Московский завод №37, который с августа прекратил выпуск тягачей и переключился на выпуск танков, "Комсомольцы" пришлось собирать по воинским частям и кроме установки орудия еще и ремонтировать машины, зачастую доставленные на завод с передовой. В результате производство ЗИС-30 началось только с 21 сентября и продолжалось до 15 октября 1941 года. За этот период завод изготовил 101 машину с пушкой ЗИС-2 (включая и опытную машину) и одну установку с 45-мм пушкой. Дальнейшее производство установок, в связи с отсутствием "Комсомольцев", было остановлено и никогда более не возобновлялось.

САУ ЗИС-30 начали поступать в войска в конце сентября 1941 года. Ими были укомплектованы противотанковые батареи 20 танковых бригад Западного и Юго-Западного фронтов. В первых же боях "57-мм пушка ПТО" (именно так называли эту САУ, обозначение ЗИС-30 было неизвестно в войсках) хорошо себя зарекомендовала. Это было в первую очередь связано с тем, что в 1941 году 57-мм пушка ЗИС-2 пробивала броню всех типов бронетехники Вермахта. А подвижность установки давала возможность без проблем менять огневую позицию. С другой стороны, в ходе интенсивного применения у самоходки выявился целый ряд недостатков, таких, как плохая устойчивость, перегруженность ходовой части, малый запас хода, малый боекомплект.

К лету 1942 года в войсках практически не осталось САУ ЗИС-30. Часть машин была потеряна в боях, а часть, вышла из строя по техническим причинам. На сегодня не сохранилось ни одной машины ЗИС-30.

Источники:
"World War II", Quadrillion Publishing Ltd.
"Бронеколлекция" №1(16) 1998
"М-хобби", №4 1997

    Приветствую вас, дорогие читатели! Сегодня я хочу вам рассказать о ПТ, которая появилась в самый трудный для СССР период войны — ЗИС-30.
История создания и боевое применение
В наше принято считать, что самым трудным периодом войны было лето 1941 года, когда механизированные корпуса потеряли в общей сложности более 21000 танков, не считая другой техники. Этот вывод является не совсем верным – наибольшие трудности Красная Армия стала испытывать как раз после летней катастрофы, когда уже к началу сентября на центральном направлении танков практически не осталось. Впрочем, и это “практически” было довольно условным – чуть менее 1000 танков тоже сыграли далеко не последнюю роль. Но самым печальным было то, что немцы использовали свои “двойки” и “тройки” (а именно они были основными машинами Panzerwaffe на тот момент) с гораздо большей эффективностью и часто возвращали в строй большую половину подбитых танков. Эту “стальную лавину” предстояло остановить любыми средствами. Лучше всего для борьбы с немецкими танками подходили Т-34 и КВ-1, но в силу различных причин на них возлагали роль не противотанковых средств, а штурмовых и ударных машин. В этом случае основная нагрузка приходилась на долю артиллерии. Самой распространенным противотанковым орудием вплоть до середины войны была 45-мм пушка, созданная на основе орудия фирмы Rheinmetall в 1938 году. Эффективная дальность стрельбы по средним танкам типа Pz.Kpfw.III Ausf.E\F и Pz.Kpfw.IV Ausf.E\F, обладавших 30-мм броней, составляла 500 метров. Более мощным орудием была 57-мм противотанковая пушка ЗиС-2, которая могла пробивать броню толщиной 94 мм под прямым углом с того же расстояния (60 мм под углом 60° с 1000 метров). В ряде случаев наблюдалось сквозной пробитие корпуса легких немецких танков, без видимых для них последствий. Из этого был сделан вывод, что производство ЗиС-2 следует прекратить в виду “…избытка мощности при отсутствии соответствующих целей”. В результате, к концу 1941 года было сдано всего 371 орудие. Протрезвление пришло довольно быстро, но до этого времени было принято одно очень важное решение. Спустя неделю после начала войны в народном комиссариате вооружений пришли к выводу, что свертывание работ по самоходным орудиям было преждевременным решением. Отсутствие у РККА самоходок явно оказалось на руку вермахту, который активно использовал свои Schturmgeschutze на направлениях главного удара. В предвоенные годы, в СССР разными конструкторскими бюро проводились работы по созданию самоходной артиллерии. Ряд работ дошли до мелкосерийного производства, но полностью боеспособной установки так и не создали. Именно такое положение вещей и заставило народного комиссара вооружений Ванникова подписать 1 июля 1941 года приказ, согласно которому, заводу №4 поручалось разработать и изготовить 37-мм зенитную пушку на самоходном шасси, заводу №8 разработать и изготовить 85-мм зенитную пушку на самоходном шасси, а заводу №92 в г.Горьком (Нижний Новгород) разработать и изготовить 57-мм противотанковую пушку на самоходном шасси. Приказом также предусматривалось широкое применение в самоходках освоенных промышленностью и принятые на вооружение РККА машины, тягачи, трактора. Проекты самоходок должны были быть представлены на рассмотрение не позднее 15 июля 1941 года. Для выполнения поставленной задачи, на заводе №92 была создана специальная группа разработчиков. Руководителем проекта был назначен П.Ф. Муравьев. В чрезвычайно короткие сроки самоходка была не просто разработана, но и изготовлена в металле. Причем, группа разработчиков предложила не один, а два проекта самоходки. В конце июля из цехов завода №92 вышли две самоходки — ЗИС-30 и ЗИС-31. ЗИС-30 представляла собой легкую противотанковую САУ открытого типа. Базой являлся артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец», в кормовой части корпуса которого была установлена вращающаяся часть 57-мм пушки ЗИС-2 со штатным щитом. Для большей устойчивости при стрельбе машина оборудовалась откидными сошниками. На крыше кабины устанавливался кронштейн крепления пушки по-походному. В остальном базовая машина Т-20 осталась без изменений. ЗИС-31 представляла собой ту же пушку ЗИС-2 но установленную на забронированном трехосном грузовике ГАЗ-ААА.

    Чертежи ЗИС-30 и ЗИС-31
В июле-августе были произведены испытания обоих вариантов, в ходе которых выяснилось, что ЗИС-31 обладает при стрельбе большей кучностью чем ЗИС-30, в силу того, что установка на грузовике получилось более устойчивой при стрельбе чем ЗИС-30. Однако ЗИС-30, будучи установкой с гусеничным движителем, обладала более высокой проходимостью, чем ее колесный конкурент. Именно это обстоятельство и сыграло решающую роль в принятии на вооружение РККА самоходки ЗИС-30. Приказом Ванникова, завод №92 должен был начать серийный выпуск ЗИС-30 с 1 сентября 1941 года. Огневые испытания были под стать ходовым. При выстреле самоходка сильно раскачивалась сбивая точную наводку. Возимый боекомплект оказался недостаточным. Сектор обстрела остался практически таким же, как у тягового варианта орудия, так что фактически ЗиС-30 могла вести стрельбу только вперед по курсу. Впрочем, даже если бы у расчета самоходки была возможность полностью развернуть орудие на 60-90°, нарушалась бы весовая балансировка. В этом случае, после выстрела из положения “по борту”, САУ могла запросто опрокинуться. Понятно, что ЗиС-30 не вызвала восторженных отзывов у военной комиссии. Однако, альтернативных вариантов противотанковых САУ на танковом или тракторном шасси тогда ещё не создали. Вариантов не оставалось и тогда маршал Кулик вынес такое решение: “ЗИС-30, конечно, машина слабая, но ничего другого больше нет, а фронт ждёт! Рекомендуем!” В других условиях такую машину непременно забраковали, но только не летом 1941 года. Приказ о начале производства ЗиС-30 на заводе №92 в Горьком был подписан наркомом вооружений 1 сентября. Коллектив завода наладил сборку самоходок в предельно сжатые сроки, однако их выпуск продолжался только о 15 октября 1941 г. Сказалась как нехватка тягачей, так и небольшое количество противотанковых орудий ЗиС-2, переданных армии в тот период. В общей сложности завод №92 выпусти ровно 100 серийных самоходок ЗиС-30 и одну опытную машину с “45-мм пушкой большой мощности”. Правда, не совсем понятно, что это был за тип орудия калибра 45 мм. Возможно, доработке подверглась стандартная противотанковая пушка. В любом случае, этот вариант одобрения не получил. В последний раз ЗиС-30 пытались модифицировать ранней весной 1942 года, когда вместо 57-мм пушки ЗиС-2 попытались установить пушку ЗиС-3 калибра 76,2-мм. Бронебойный снаряд этого орудия на дистанции 500 метров мог пробить 78-мм броневую плиту установленную вертикально. Соответственно, отдача при выстреле была выше, масса самоходки увеличивалась ещё больше, а возимые боекомплект сокращался до полутора десятков снарядов. После заводских испытаний ЗиС-30 с 76,2-мм орудием забраковали и более к теме установки каких-либо артиллерийских систем на тягач Т-20 не возвращались. Изготовление серийных ЗИС-30 началось с 21-го сентября 1941 года и спустя неделю первые самоходки начали поступать на укомплектование войсковых частей. На качество изготовления САУ нареканий не поступало, так что с освоением новой техники личным составом проблем не возникало. Общее впечатление о боевом применении самоходных установок ЗИС-30 сложилось противоречивое. С одной стороны, 57-мм противотанковая САУ обладала внушительной бронепробиваемостью и могла поражать любой немецкий танк на дистанциях до 1500 метров, что для немецкой танковых орудий было почти запредельной дальностью. С другой стороны, явно “гибридная” конструкция обладала массой недостатков чисто технического характера, хотя чисто эксплуатационные качества шасси ЗИС-30 оказались весьма высокими. 57-мм самоходки и вправду оказались очень ценным приобретением. Часто их экипажам приходилось не только вести борьбу с танками, но и осуществлять артиллерийское прикрытие пехоты, что тоже было немаловажно. Разумеется, действие осколочно-фугасного снаряда было меньшим, чем у ЗИС-3 калибра 76,2-мм, хотя его вполне хватало для ближнего боя. В целом, большая часть ЗИС-30 была потеряна не в боях с танками противника, а брошена из-за отсутствия запасных частей и топлива или подбита пехотными противотанковыми средствами и полевой артиллерией. Немецкие фотографии, сделанные на московском направлении в октябре-ноябре 1941 года прекрасное тому свидетельство. Ещё одним положительным фактором в пользу ЗИС-30 можно считать и то, что при всей своей малочисленности и высокой интенсивности использования, машины этого типа воевали вплоть до лета 1942 г. Впрочем, к этому времени их вряд ли осталось более десятка. Как уже указывалось ранее, судьбу ЗИС-30 решили два обстоятельства: отсутствие тягачей Т-20 и снятие с производства орудий ЗИС-2. Насчет последнего пункта неоднократно проводились заседания в ГАУ, после чего было принято решение о возобновлении выпуска, правда, в небольших объёмах. А в от с самоходкой было намного сложнее. Отзывы о 57-мм орудия обоих видом были не только положительные. Вот, к примеру, что было доложено в ГАУ 15-го апреля 1942 года об особенностях ЗИС-30: “Машина неустойчива, ходовая часть перегружена, особенно задние тележки, мал запас хода и возимые боекомплект, слаба защищенность моторной группы, не обеспечена связь расчета с водителем. Стрельба часто ведется с поднятыми сошниками, так как нет времени на развертывание, при этом наблюдались случаи опрокидывания машины.” Всего было создано 101 ЗИС-30, к лету 1942 года в войсках практически не осталось САУ ЗИС-30. Часть машин была потеряна в боях, а часть, вышла из строя по техническим причинам. На сегодня не сохранилось ни одной машины ЗИС-30.
    В игре

В игре это машина имеет следующие характеристики:
  • Ранг: 1
  • Боевой рейтинг: 1.7
  • Награда: 20%
  • Мощность двигателя: 50 л.с. при 3400 об/м
  • Мах.скорость: 42 км/ч
  • Преодолеваемый подъем: 40 градусов
  • Скорость поворота башни: 7 гр./с
  • УВН: -4/22 гр.
  • Толщина брони корпуса: 10/7/7 мм
  • Время перезарядки: 5.7 с (непрокачанный заряжающий)
  • Орудие: 57 мм пушка ЗИС-2 (боезапас — 20 снарядов)
  • Курсовой пулемет: 7,62-мм пулемет ДТ (1260 патронов) *пока не работает
  • Экипаж: 4 чел.
  • Боевая масса: 4,0 т
Используемые боеприпасы. Подробней остановимся на типах снарядов. Их всего три: БР-271 (бронебойный тупоголовый каморный снаряд), БР-271К (бронебойный остроконечный каморный снаряд), О-271 (осколочно-фугасный снаряд).Выстрелы орудия комплектовались в виде унитарного патрона. В гильзе размещён заряд из пороха марки 12/7 (позднее использовался также порох марки 14/7): Ж-271Б весом 1,5 кг для бронебойных калиберных снарядов, Ж-271У весом 0,97 кг для осколочных снарядов и картечи, Ж-271П весом 1,7 кг для подкалиберных снарядов. Кроме заряда, в гильзу может укладываться флегматизатор (в выстрелы с бронебойными снарядами) и размеднитель в виде свинцовой пластинки или проволоки весом 18 г (во все выстрелы). В выстрелах послевоенного производства использовались заряды из пороха марки 14/7: А-271Н весом 1,6 кг для снарядов БР-271Н и А-271П весом 1,6 кг для снарядов БР-271П. Бронебойные снаряды имелись нескольких разновидностей. С 1941 года выпускались тупоголовые снаряды с баллистическим наконечником БР-271 и взрывателем МД-5 (позднее МД-7), а также его вариант в сплошном исполнении (без заряда взрывчатого вещества и взрывателя) БР-271СП. В апреле 1943 года эти снаряды были модифицированы (оснащены локализаторами), что улучшило их характеристики. С конца 1944 года применялись остроголовые снаряды БР-271К, более эффективно пробивающие толстую гомогенную броню, широко используемую в немецком танкостроении конца войны. Вместе с орудием в 1941 году были приняты на вооружение осколочные снаряды О-271. При использовании снаряда со снятым предохранительным колпачком срабатывал ударник мгновенного действия, что обеспечивало осколочное действие снаряда (примерная площадь, поражаемая осколками, составляла 20 м по фронту и 3 м в глубину). При использовании снарядов с надетым колпачком срабатывал инерционный ударник, действующий с некоторым замедлением; снаряд при этом успевает углубиться в преграду, что обеспечивает фугасное действие (образуется небольшая воронка). В годы войны имелись жалобы на низкое качество осколочных снарядов (неоднократно отмечались неполноценные разрывы снарядов, либо отсутствие разрывов) БР-271 — имеет массу 3.1 кг, скорость полета снаряда — 990 м/с, бронепробиваемость (на 10/100/500/1000/1500/2000 метров) — 115/110/95/91/74/60 мм. Имеет неплохое заброневое воздействие, малая склонность к рикошету. БР-271К — при той же массе и скорости имеет большее бронепробитие (122/116/101/79/60/50) и заброневое воздействие, но теряет энергию на расстоянии больше 1000 метров. После открытия, становится основным типом боеприпасов, полностью заменив БР-271. О-271 — 57 мм ОФС мало эффективен, но все же можно возить с собой два-три снаряда такого типа, для уничтожения себе подобных, а также уничтожения таких противников как Т-28. Скорость снаряда 700 км/ч.
    Пулеметное вооружение

Танковый пулемёт ДТ поступил на вооружение Красной Армии в 1929 году под обозначением «7,62-мм танковый пулемёт системы Дегтярева обр. 1929 г.» (ДТ-29). Он был по сути модификацией сконструированного в 1927 году 7,62-мм ручного пулемёта ДП. Разработка этой модификации была осуществлена Г. С. Шпагиным с учётом особенностей установки пулемёта в тесном боевом отделении танка или бронеавтомобиля. Вместо деревянного приклада стал устанавливаться выдвижной металлический. Стандартный громоздкий магазин с однорядным расположением патронов заменен на магазин с трехрядным расположением вмещающий 63 патрона (к пулемету на корпусе ЗИС-30 полагалось 20 магазинов… 20 снарядов, 20 магазинов — кто то явно любил это число))))). Пулемёт устанавливался на шаровую установку, разработанную Г. С. Шпагиным, позволявшую легко наводить пулемёт в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Также пулемёт снабжался парусиновым гильзоуловителем. В игре, вероятней всего будут ленты, подобные лентам на самолетах. Роль пулеметного курсового вооружения, пока неясна (возможно борьба с стационарной артилериеей и ПВО, а также открытой техникой; Башенные пулеметы могут также бороться с авиацией).
    Разбор машины
Прежде чем разобрать роль «Зиски» в игре, ознакомимся с ее положительными и отрицательными сторонами. К плюсам можно отнести:
  • замечательную бронепробиваемость,
  • высокую скорость снаряда (а следовательно и точность),
  • возможность стрелять высунув только «башню».
  • неплохая мобильность
Минусы в игре такие же, что были у САУ и в реальности:
  • отсутствие брони,
  • склонность к заваливанию,
  • маленький возимый боезапас,
  • орудие сильно задирается после выстрела (сильное расшатывание).
Исходя из механики игры, всех плюсов и минусов, мы получаем машину поддержки и засады. Лезть на ней самому на штурм точки — самоубийство. Но вот спрятавшись где нибудь, где можно простреливать точку и убивать всех кто ее хочет занять, а также прикрывая своих — наша главная задача. Тут следует помнить, что снарядов у нас мало, потому надо стрелять наверняка. Если есть хоть подозрение, что вас засекли — меняйте позицию (тут нет «лампчки», но я думаю научится чувствовать наведенный ствол в твою сторону придется). Позиции надо стараться занимать так, чтоб была видна только наша пушка, желательно где нибудь в «зеленке» и подальше от основной свары (не ближе 500-600 метров в идеале). В РБ постоянно помечайте цели для бобров. Изучайте расположение модулей на технике и старайтесь всегда стрелять в БК или поджигать двигатель (больше чем два раза он не сможет тушиться, да и критов пожар наносит порядочно, ко всему прочему машина не может двигаться, становясь легкой мишенью). Наиболее опасные вероятные противники Самыми опасными для нас противниками являются Т-28 (ваншот из его орудия почти гарантирован). Вывести его из строя одним выстрелом проблематично. Лично я стреляю ему в корпус (пробития хватает, чтобы повредить двигатель даже при выстреле в лоб) или под башню (вызывает криты орудия и есть вероятность уничтожить БК). Так же достаточно действенны ОФ снаряды (относительно). Т-50 и Т-34 ранние версии не менее опасен, и хоть прошивается нами легко, скорость и маневренность делают его очень опасным. «Шкода» -достаточно быстр, тяжело критуется — стрелять под башню или в двигатель. Штуг «А» — очень опасен если заметит нас первым или если подошел слишком близко (сваншотит гарантированно). Нужно стараться уничтожить его из далека (обычно нужно около двух-трех выстрелов) — так ему сложнее в нас попасть, а мы реализуем свое преимущество в точности. КВ-1 — способен просто раздавить нас, но нашего бронепробития почти всегда хватает, для того чтоб его уничтожить. Вообще главное на «Зиске» — это всегда помнить, что мы почти всегда ваншот и будет вам счастье и немало фрагов)))))))
Прокачка экипажа Хоть у нас и четыре члена экипажа (что вроде неплохо для живучести), но дохнет он на раз два если по нам начали стрелять (привет открытой рубке). Собственно прокачку начинаем так, чтоб быстро получить экспертов (сотый уровень экипажа): весь опыт тратим на самые дешевые умения (даже те, которые вроде бы нафиг не нужны). При прокачке до экспертов, мы получаем добавку +30 к навыкам Ремонт, Вождение, Лидерство, Наведение, Определение дальности, Связь, Заряжание (для асов, сия печенюха +50 — если есть желание, то по той же схеме голопом мчимся до них). Дальше уже стоит (если затачиваешь экипаж под машину) качать более избирательно. Так, по моему мнению, важными навыками у экипажа ЗИС-30 являются: Заряжание, Наведение, Вождение и Живучесть у наводчика и заряжающего (можно еще качать и Лидерство на сдачу у командира). Почему так? Почему не качаем ремонт? Все просто. Наша машина шотная и ремонтировать ее часто не приходится. А вот экипаж могут и контузить (именно этих двоих, ибо при правильной позиции мы только их и выставляем) и их скорейшее восстановление нам жизненно важно. Ну про то, зачем качаем наведение и зарядку понятно (определение расстояния на ЗИС-30 не важно, ибо снаряд летит почти по прямой), а вот почему такой почет мех-воду объясню: наша машина часто заваливается при поворотах «не туда», навык вождения это исправляет (хотя бы при резком повороте). Лидерство же, дает прибавку всему экипажу, но качать это умение стоит на сдачу. По прокачке в топ, качаем остальные навыки… Заключение В истории эта машина послужила испытательным полигонам для создания будущих ПТ СССР. Она была достаточно эффективна и внесла свой вклад в победу, правда в силу своей малочисленности не такой внушительный. В War thunder эта первая ПТ САУ за СССР. После нее идут такие монстры как СУ-122, СУ-85, СУ-152 и прочие. именно на «зиске» мы учимся как надо играть на ПТ-охотниках (Штуг «А» может быть и штурмовой машиной первой линии, а Зиска именно охотник). Мне она напоминает «Мардер» из WoT — он тоже результат переделки, оказавшийся удачным и эффективным, а также был первоклассной машиной, на котором я учился быть «ПТ-охотником»…
    http://ru.wikipedia.org/wiki/%C7%C8%D1-30
    http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%9%D0%A1-4#.D0.A2.D0.B0.D0.BD.D0.BA.D0.BE.D0.B2.D0.BE.D0.B5_.D0.BE.D1.80.D1.83.D0.B4.D0.B8.D0.B5_.D0.97.D0.98.D0.A1-4_.D0.B8_.D0.97.D0.98.D0.A1-4.D0.9C
    http://bronetehnika.narod.ru/zis30/zis30.html
    http://za-cccp.narod.ru/cccp/v/t/zis-30.html
    http://topwar.ru/522-samoxodnaya-ustanovka-zis-30.html
    http://www.snariad.ru/tank_guns/tank_guns_zis30/

Оригинал взят у russdem в post

31 мая 1942 г., 75 лет назад, в блокадном Ленинграде на стадионе «Динамо» прошел футбольный матч

Блокада Ленинграда – это невиданный в истории человечества образец трагедии и триумфа, высочайшего героизма и силы духа, воли к жизни и способности находить средства и силы для выживания в нечеловеческих условиях .

За время блокады только от голода в Ленинграде умерло свыше 640 000 человек и еще более 17 000 человек погибли от бомб и снарядов .

В апреле 1942 года немецкие самолеты разбрасывали над нашими частями листовки: «Ленинград – город мертвых. Мы не берем его пока, потому, что боимся трупной эпидемии. Мы стерли этот город с лица земли».

Но Ленинград не был городом мертвых . Ленинград выдержал страшную, холодную и голодную зиму. Несмотря на ожесточённые бомбежки и артобстрелы, с февраля 1942 года бесперебойно заработала вторая железнодорожная ветка «Дороги Жизни», что позволило увеличить норму отпуска хлеба и других продуктов .

Было решено собрать 2 футбольные команды и провести матч. Пусть гитлеровцы знают, как «мертвые играют в футбол». Матч состоялся на стадионе «Динамо» 31 мая 1942 года .

В 14 часов на поле вышел судья, по свистку которого появились 2 ленинградские команды – «Динамо» и Ленинградского металлического завода (ЛМЗ) . На трибунах раздались аплодисменты. Два укороченных тайма (по 30 минут) были проведены без перерыва. Как смогли истощенные и измотанные игроки провести на изрытом взрывами поле столько времени - не известно, это был подвиг . Зрители как могли подбадривали футболистов. Встреча закончилась со счётом 7:3 в пользу «Динамо».


А после матча игроки покидали поле в обнимку, так было легче идти . А на следующий день мощные репродукторы были установлены на ряде участков передовых позиций. У самой линии фронта в течение 90 минут под грохот рвавшихся снарядов передавался репортаж о футбольном матче со стадиона «Динамо» .

70 лет назад, 31 мая 1942-го года, в блокадном Ленинграде состоялся футбольный матч. Умирая, город жил. Несмотря ни на что.

Мемориальная доска о футбольном матче 1942 г в Ленинграде


В канун очередной годовщины легендарного поединка между командами «Динамо» и «ЛМЗ» (Ленинградский металлический завод) - на ленинградском стадионе «Динамо» (написать «петербургском» не поднимается рука) открывали мемориальную доску с перечнем участников блокадного матча. Снимал покрывало Евгений Аркадьевич Улитин - последний из остававшихся в живых футболистов. Каждый из них пришел к той памятной игре своим путем.

У Улитина, служившего в роте связи, в городе оставались жена, маленький сын, родители жены и племянник. Страшной зимой 41-го – 42-го года, 7 февраля умер отец жены. 9-го – сын, а 11-го – племянник. Всех троих хоронили 14-го февраля: хотели собрать больше хлеба для могильщиков, чтобы похоронить в отдельной могиле. Не получилось – с людей потребовали 3 килограмма хлеба и 1000 рублей, а у них было всего 1,5 килограмма и 300 рублей. Уговоры явить божескую милость не помогли — пришлось хоронить в общей — братской могиле. «Кому война, а кому мать родна» - вспоминал впоследствии Евгений Аркадьевич. Вскоре ему удалось отправить в эвакуацию жену и тещу. Отправляли их с Дворцовой площади вместе с грузом — моторами. Так между моторами и разместили…

…А динамовскому вратарю Виктору Набутову (будущему известному спортивному комментатору) та историческая игра просто спасла жизнь… Так считает его сын, еще более известный тележурналист и комментатор Кирилл Набутов.
- Если бы не блокадный матч, моего отца, скорее всего, не осталось бы в живых.
Потому что Виктор Набутов, когда армейское начальство принялось разыскивать для матча ленинградских футболистов, вытаскивая их из окопов, воевал не где-нибудь, а на Невском пятачке…

Ленинград-1942


Что можно сказать о самой игре? В самом ее начале полузащитник «Зенита» Анатолий Мишук (все спартаковцы и зенитовцы играли за «ЛМЗ»), только что выписанный из госпиталя после тяжелой дистрофии, рискнул, как в былые годы, принять мяч на голову. Получилось, но после удара Анатолий рухнул на поле. Подняться он смог только с помощью подоспевших товарищей. Поэтому в перерыве футболисты на травку не садились.

Играли два тайма по тридцать минут. В начале второй половины игры район стадиона обстреляла немецкая артиллерия. Один из снарядов разорвался на беговой дорожке, рядом с угловым флажком. Судья дал свисток. Все игроки и человек 300–350 зрителей (выпускники командирских курсов и раненые из ближайшего госпиталя) направились в бомбоубежище. Потом игра продолжилась. «Динамо», за которое играли сотрудники милиции, закатило в ворота заводчан 6 «сухих» мячей. Победили, наверное, те, у кого пайка хлеба по карточке была чуть побольше. С поля уходили, обнявшись, поддерживая друг друга. Успеху «Динамо» радовались и игроки и зрители, понимали – эта победа одна на всех: над собой, над страхом, над отчаянием. Над лютой, беспощадной зимой 1942 года, выкосившей Ленинград, но не сломившей ленинградцев.

К сказанному необходимо добавить, что игра проходила на запасном поле – основное поле стадиона «Динамо» превратили в огород – не в переносном, а в самом прямом смысле слова! Да что там футбольное поле! Сама Исаакиевская площадь в дни блокады стала огородом!

Этим историческим матчем ленинградский блокадный футбол не закончился. Возобновившийся в 1944-м году, после 4-летнего перерыва, розыгрыш Кубка СССР принес победу ленинградскому «Зениту»! И хотя к тому моменту с блокадой было полностью покончено, доставленный в Ленинград Кубок называли не иначе, как «блокадный». Вот они, футболисты, удостоенные за свой успех медалей «За оборону Ленинграда», смотрят на нас со старого фотоснимка. Обратимся к составу той легендарной команды. Постойте! Иван Куренков! Николай Смирнов! Это они, из 31 мая 1942-го года!

6 мая 1942 года было принято решение о проведении футбольного матча на стадионе "Динамо" в блокадном Ленинграде.

Через два месяца после начала Великой Отечественной войны, в августе 1941 года, немцы начали мощное наступление на Ленинград. Фашисты планировали захватить Ленинград, а после этого развернуть огромное наступление войск на Москву. Тогда люди встали плечом к плечу на защиту родного города. И было не важно: взрослый ты или ребенок – война касалась всех.


Потерпев неудачу у стен Ленинграда, фашисты решили задушить город голодом. К концу августа фашистам удалось перерезать железную дорогу Москва-Ленинград. 8 сентября 1941 года фашистское кольцо вокруг Ленинграда по суше было сомкнуто. Началась блокада. На начало блокады в городе оставалось около 2,5 млн. человек, из них 400 тыс. детей.

Но с каждым днем их становилось все меньше и меньше. Город оставался без электричества, запасов продовольствия, но ленинградцы продолжали сражаться и работать. За время блокады только от голода в Ленинграде умерло свыше 640 000 человек и еще более 17 000 человек погибли от бомб и снарядов.

С конца ноября 1941 года заработала ледовая Ладожская трасса – легендарная Дорога жизни, по которой везли хлеб. Фашисты беспощадно ее бомбили. Для многих людей эта дорога стала последней. Но люди не падали духом. Блокада всех сплотила воедино.

Чтобы не терять силы духа и поддерживать других, люди писали стихи, рисовали картины и сочиняли музыку.

В осажденном Ленинграде композитор Шостакович создает 7-ю Ленинградскую симфонию, ставшую символом воскрешения Ленинграда и сопротивления врагу.

В апреле 1942 года немецкие самолеты разбрасывали над нашими частями листовки: «Ленинград – город мертвых. Мы не берем его пока, потому, что боимся трупной эпидемии. Мы стерли этот город с лица земли».

Трудно сказать, кто первым вспомнил тогда о футболе, но 6 мая 1942 года Ленгорисполком принял решение о проведении футбольного матча на стадионе "Динамо". Так, в блокадном Ленинграде 31 мая состоялся футбольный матч между командами «Динамо» и Ленинградского металлического завода. Игра, которая состоялась в мае на стадионе «Динамо», опровергала доводы вражеской пропаганды. Ленинград жил и даже играл в футбол!

Непросто было набрать 22 человека. Для проведения этого матча с передовой были отозваны бывшие игроки. Футболисты понимали, что своей игрой они обрадуют ленинградцев и покажут всей стране, что Ленинград жив.

Команда «Динамо» почти полностью была составлена из футболистов, выступавших до войны за этот клуб, в то время как заводская команда была разнородной – играли те, кто просто умел играть и кто был достаточно крепок для игры в футбол, ведь сил у голодных жителей Ленинграда еле хватало, чтобы просто передвигаться.

Не все спортсмены смогли выйти на поле. Слишком сильное истощение не позволило им принять участие в игре. С огромным трудом смог играть выписавшийся из госпиталя после тяжёлой стадии дистрофии полузащитник «Зенита» А. Мишук. Первый же мяч, принятый им в игре на голову, сбил его с ног.
Поле стадиона «Динамо» было «распахано» воронками от бомб. Играть на нем было нельзя. Играли на резервном поле этого стадиона. Горожан о матче не предупреждали. Болельщиками были раненые из соседнего госпиталя.

Матч состоял из двух укороченных таймов по 30 минут. Встреча проходила без замен. Второй тайм футболисты провели под бомбежкой. Как смогли истощенные и измотанные игроки провести на поле все это время, никому неизвестно.

Поначалу медленные передвижения по полю этих людей мало напоминали спортивное состязание. Если футболист падал – встать самому не было сил. Зрители, как и в довоенные годы, подбадривали футболистов. Постепенно игра наладилась. В перерыве на траву не садились, знали – сил подняться не будет. После матча игроки покидали поле в обнимку, так было легче идти. Матч в осажденном городе дался нелегко. Это был подвиг!

Факт проведения матча в блокадном городе не остался незамеченным ни нашими, ни немцами. Он вызвал огромный резонанс во всей стране, настолько поднял дух жителей города.

27 января 1944 года советские войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокадное кольцо. Закончилась самая длительная и чудовищная блокада в мировой , которая длилась 900 дней и ночей.

Ленинград выстоял и победил! Памятная доска этим поистине железным людям была установлена на стадионе «Динамо» лишь в 1991 году. На ней изображены силуэты футболистов и высечены слова: «Здесь, на стадионе «Динамо», в самые тяжелые дни блокады 31 мая 1942 года ленинградские динамовцы провели исторический блокадный матч с командой Металлического завода». Позже матчи в осаждённом городе Ленинграде стали регулярными.
Все знали – город живёт!



  • Разделы сайта