Как проверить свои дедуктивные способности. Дедукция. Тест-головоломка на дедукцию. Тесты iq. Прикольные тесты. Требования к проведению тестирования

Шкалы: уровень развития логического мышления

Назначение теста

Диагностика уровня развития логического мышления.

Инструкция к тесту

Испытуемым предъявляются на слух задания. В каждом задании два связанных между собой суждения и вывод-умозаключение. Некоторые умозаключения правильны, а другие заведомо неправильны. Требуется определить, какие выводы правильны, а какие ошибочны. Время обдумывания каждого задания - 10 секунд.

Тест

1. Все металлы проводят электричество. Ртуть - металл. Следовательно, ртуть проводит электричество.
2. Все арабы смуглы. Ахмед смугл. Следовательно, Ахмед - араб.
3. Некоторые капиталистические страны - члены НАТО. Япония - капиталистическая страна. Следовательно, Япония - член НАТО.
4. Все Герои Советского Союза награждались орденом Ленина. Иванов награжден орденом Ленина. Следовательно, Иванов - Герой Советского Союза.
5. Лица, занимающиеся мошенничеством, привлекаются к уголовной ответственности. Петров мошенничеством не занимался. Следовательно, Петров не привлекался к уголовной ответственности.
6. Все студенты высшей школы изучают логику. Смирнов изучает логику. Следовательно, Смирнов - студент вуза.
7. Некоторые работники 2-го управления - юристы. Фомин - юрист. Следовательно, Фомин - работник 2-го управления.
8. Все граждане России имеют право на труд. Иванов - гражданин России. Следовательно, Иванов имеет право на труд.
9. Все металлы куются. Золото - металл. Следовательно, золото куется.
10. Когда идет дождь - крыши домов мокрые. Крыши домов мокрые. Следовательно, идет дождь.
11. Все коммунисты выступают против войны. Джонс выступает против войны. Следовательно, Джонс - коммунист.
12. Все коренные жители Конго - негры. Мухамед - негр. Следовательно, Мухамед - житель Конго.
13. Все студенты 3-го курса выполнили нормы ГТО второй ступени. Володя выполнил норму ГТО второй ступени. Следовательно, Володя - студент 3-го курса.
14. Некоторые капиталистические страны входят в состав Общего рынка. Австрия - капиталистическая страна. Следовательно, Австрия входит в состав Общего рынка.

Обработка и интерпретация результатов теста

Обработка результатов теста

Номера умозаключений, которые следует признать верными: 1, 8, 9.

Все остальные умозаключения следует признать ошибочными, неверными. Если у испытуемого умозаключения оценены иначе, это оценивается как ошибки.

Интерпретация результатов теста

Кол-во ошибок Баллы Уровень развития логичности
0 5 Высокий уровень логичности в рассуждениях, быстро «улавливает» ошибки в чужих рассуждениях
1 4 Хороший уровень логичности
2-3 3 Средняя норма логичности, подчас допускается нелогичность в собственных рассуждениях, не «улавливаются» логические ошибки в чужих сложных рассуждениях
4-6 2 Низкая логичность, частые логические ошибки

В наше время большую популярность приобрел один интересный персонаж книг, которого сейчас пытается по-своему экранизировать любой режиссер. Речь идёт, конечно же, о Шерлоке Холмсе. И как ты думаешь, в чём секрет популярности данного сыщика? Думаешь это какой-то совершенно новый ? Секрет заключается в образе мышления и восприятия мира - Шерлок мыслит не так, как другие, а именно дедуктивным способом. В принципе, не один Холмс такой - любой успешный сыщик, детектив или следователь должен мыслить дедуктивно. Именно «мыслить», а не «уметь мыслить», ведь уже давно доказано (в частности и нашими онлайн тестами), что многие таланты, в том числе и искусство дедукции, приобретаются генами или в первые 10 лет жизни по особым стечениям обстоятельств. То есть на высоком уровне этому научиться невозможно. Дедуктивное мышление отбирает крупинки истинны из хаоса информации и с помощью логики воссоздает общую картину. Например, если у человека без развитого дедуктивного мышления спросить «Смертен ли Роберт Паттинсон?», ход его мыслей будет очень простым «Да, почему нет?». В это время человек с дедуктивными способностями мыслит примерно так «Все люди смертны, Роберт Паттинсон человек, а значит он тоже смертен». Этот простой пример показывает, что такие люди, как Шерлок Холмс, хоть и умнее и сообразительнее других, но и жить им намного сложнее. В основном это интроверты, замкнутые в своем мире и не очень общительные. Ладно, типы личности будем разбирать в . А сегодня мы предлагаем тебе пройти «Дедуктивные способности человека» и узнать, насколько твое дедуктивное мышление развито и существует ли оно вообще.

Love and peace - or ban and hiss!

А теперь действительно усложним задачу.))) Предлагаю добавить к логике фантазию и предложить версии событий в ключе определенного жанра. Для примера возьмем жанр классической туристической байки.)))

1. Сколько туристов живет в этом лагере?
Как-то раз группа школьников пошла в поход - короткий, всего с одной ночевкой. Туристов было пятеро - четверо пионеров и их инструктор, учитель труда. Которого на фото не видно, почему - узнаете позже. Но разве кто отпустит детей одних на озеро Лабынкыр, где, как известно, водится тот самый Лабынкырский Черт???
И что касается ложечек и расписания дежурств... впрочем, всему свое время.

2. Когда они сюда приехали: сегодня или несколько дней назад?
3. На чем они сюда приехали?
Приплыли они, понятное дело, на лодке, вечером накануне, и легли спать у костра в полной темноте, потому что иначе в байках не бывает. А когда проснулись, обнаружили, что в этом месте явно кто-то стоял, и совсем недавно. Буквально в 5 шагах от старого хорошо оборудованного кострища они нашли незамеченную впотьмах палатку с черным тентом, установленную, как минимум, несколько дней назад, и оплетенную паутиной. А это, как известно, дурной знак. И паутина, и черный тент. Покричали, обшарили ближайшие кусты - никого...
В палатке были только спальники и личные вещи. На елке возле палатки висело расписание дежурств на 4 человека...
И ни одной живой души!
Инструктор пошел обыскать берег и предупредил ребят, что может вернуться поздно, и чтобы на него не готовили.
И велел всем оставаться в лагере и далеко не уходить. Но послушались его только двое...
Может быть, если бы все остались на месте, ничего бы и не случилось.

4. Далеко ли от лагеря до ближайшего селения?
А места пользовались дурной славой и оттого были вдвойне глухими. Зверь непуганный, подходит к самому лагерю и тащит всё, что плохо лежит. Какая курица, вы чего?! Это тетерев. Самка!

5. Откуда дует ветер: с севера или юга?
Место оказалось еще и у самого берега (в кадр попал даже небольшой заливчик, на противоположной стороне которого мы видим фотографа), и ветер дул от воды, как в любой жаркий полдень. С юга. То есть, они оказались на северном берегу озера Лабынкыр, который, как известно - очень таинственное место.

6. Какое сейчас время дня?
Несмотря на то, что стоял полдень и сильно парило, туман, поднимающийся с поверхности озера, скрывал солнце своей дымкой. Тень, которую отбрасывает мальчик с поварешкой - это тень от вспышки Володи, решившего запечатлеть себя за дежурством (очевидно, что мальчик позирует, а не готовит) и поставившего свой фотоаппарат на автоспуск. Рюкзак, из которого торчит тренога для костра (ею не воспользовались, т.к. кострище уже было оборудовано до них) - рюкзак именно Володи, а Кирилл разбирает свой. Остальные, как положено ушедшим из лагеря, спрятали рюкзаки в палатку. Настоящие туристы всегда так поступают на случай дождя и спутников-разгильдяев. Даже если уходят недалеко.
Это последняя фотография группы... Что произошло дальше, можно только предполагать. Больше их в живых никто не видел...

7. Куда ушел Шура?
Во-1, не ушел, а ушла. Во-2, ушла недалеко: на снимке видно, как она фотографирует что-то, увиденное в воде. И в-3, она не Шура, а Наташа.
Что касается остальных: про Кирилла и Володю мы уже знаем, а Павлик - любитель энтомологии.

8. Кто был вчера дежурным? (Назовите по имени.)
Никто, группа пришла на место поздно вечером.

9. Какое сегодня число какого месяца?
Судя по арбузу, таки август. Что касается числа, его определить затруднительно, поскольку неизвестно, когда именно пропала предыдущая группа.
Что произошло с ними и с той группой, от которой осталась фотография, можно только предполагать. Думаю, Наташина находка в воде у берега могла бы дать ответ на вопрос о чудовищной тайне озера Лабынкыр.


Приложение8

ВНИМАНИЕ! Все методики должны содержать данные об обследуемых детях (класс/группа) и результат тестирования

Требования к проведению тестирования

1.Оценка переключаемости внимания «Методика «Красно-черная таблица».

2. Изучение логической и механической памяти учащихся.

3.Изучение типа памяти методом воспроизведения по-разному воспринятых слов.

4.Определение уровня логичности Тест «Логичность умозаключений».

5.Изучение типа мыслительной деятельности школьников.

6.Изучение уровня самооценки школьников.

7. Изучение психических функциональных состояний (диагностика тревожности, методика «САН»).

Результатом данного этапа практики является «психологический портрет ребенка» - характеристика поведенческих проявлений ребёнка в процессе учебной деятельности и межличностного взаимодействия.

Методика «Красно-черная таблица»

Цель: Оценить переключаемость внимания.

Материалы. Красно-черная таблица, секундомер.

Инструкция: «Вам будет предложена таблица с красными и черными числами. Вы должны отыскивать красные и черные числа попеременно, причем красные в убывающем порядке, от 25 до 1, а черные в возрастающем - от 1 до 24.

Записывать надо только буквы, стоящие рядом с числами. Время работы - 5 мин».

Например: красное число 25 - пишем букву Р, потом черная цифра 1 - пишем букву В, далее красное число 24 - пишем букву И, черная цифра 2 - пишем букву Н. Таким образом, на листе ответов получается ряд букв:


Примечание: темные квадраты соответствуют красному цвету символов

Изучение логической и механической памяти учащихся

Экспериментатор зачитывает ученикам два ряда слов. В первом ряду между словами существуют логические связи, во втором ряду они отсутствуют.

15. Счастье - улыбка 15. Дыня - часы

Студент-практикант зачитывает 15 пар слов первого ряда (интервал между парой 5 с). После 10-секундного перерыва читаются левые слова ряда, а ученики записывают запомнившиеся слова правой половины ряда.

Аналогичная работа проводится со словами второго ряда.

Обработка результатов. Экспериментатор зачитывает материал, который должны были запомнить ученики (слова в первом ряду), а ученики знаком + отмечают правильно воспроизведенные слова. Подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов пер-вого ряда (в1) и вычисляется коэффициент логической памяти (С1).

С1 =(в 1 /а 1) 100 %, где а1 -количество предъявляемых слов (15).

Аналогично рассчитывается коэффициент механической памяти.

С2=(в2/а2)100 %.

Изучение типа памяти методом воспроизведения по-разному воспринятых слов

Для проведения исследования студент-практикант должен заготовить три ряда слов, записанных на отдельных карточках.

I - для запоминания на слух, II - для запоминания при зрительном восприятии, III - для запоминания при слухомоторном восприятии.

Например:

Экспериментатор читает испытуемым вслух I ряд слов (интервал между словами 5 с). После 10-секундного перерыва испытуемый записывает запомнившиеся слова и отдыхает 5 мин. Затем экспериментатор показывает ребятам слова II ряда, которые они должны записать по памяти. После 5-минутного перерыва экспериментатор читает вслух слова III ряда, а испытуемый шепотом повторяет каждое из нихи "записывает" в воздухе. После окончания чтения ряда ученик должен записать запомнившиеся слова.

Обработка результатов. Проверить правильность воспроизведения слов I ряда (экспериментатор зачитывает, а ученики отмечают знаком + слова, воспроизведенные правильно) и подсчитать количество правильно воспроизведенных слов. Аналогичная работа проводится со словами II и III рядов. Составляется таблица и рассчитывается коэффициент разных видов памяти.

Тест «Логичность умозаключений»

Цель: определить уровень логичности.

Инструкция. Испытуемым предъявляются на слух задания. В каждом зада­нии два связанных между собой суждения и вывод-умозаключение. Некоторые умозаключения правильны, а другие заведомо неправильны. Требуется определить, какие выводы правильны, а какие ошибочны. Время обдумывания каждого задания - 10 сек.

Материал:

1. Все металлы проводят электричество. Ртуть - металл. Следовательно, ртуть проводит электричество.

2. Все арабы смуглы. Ахмед смугл. Следовательно, Ахмед - араб.

3. Некоторые капиталистические страны - члены НАТО. Япония - капиталистическая страна. Следовательно, Япония - член НАТО.

4. Все герои Советского Союза награждались орденом Ленина. Иванов награжден орденом Ленина. Следовательно, Иванов - Герой Советского Союза.

5. Лица, занимающиеся мошенничеством, привлекаются к уголовной ответственности. Петров мошенничеством не занимался. Следовательно, Петров не привлекался к уголовной ответственности.

6. Все студенты высшей школы изучают логику. Смирнов изучает логику. Следовательно, Смирнов - студент вуза.

7. Некоторые работники 2-го управления - юристы. Фомин -юрист. Следовательно, Фомин - работник 2-го управления.

8. Все граждане России имеют право на труд. Иванов гражданин России. Следовательно, Иванов имеет право на труд.

9. Все металлы куются. Золото - металл. Следовательно, золото куется.

10. Когда идет дождь- крыши домов мокрые. Крыши домов мокрые. Следовательно, идет дождь.

11. Все коммунисты выступают против войны. Джонс выступает против войны. Следовательно, Джонс - коммунист.

12. Все коренные жители Конго - негры. Мухамед - негр. Следовательно, Мухамед - житель Конго.

13. Все студенты 3-го курса выполнили нормы ГТО второй ступени. Володя выполнил норму ГТО второй ступени. Следовательно, Володя - студент 3-го курса.

14. Некоторые капиталистические страны входят в состав Общего рынка. Австрия - капиталистическая страна. Следовательно, Австрия входит в состав Общего рынка.

Ключ: номера умозаключений, которые следует считать верными: 1,8,9.

Вывод об уровне развития логико-понятийного мышления делают по количеству правильных ответов. Норма правильных ответов - 5 и выше. Более подробный анализ представлен в таблице.

Количество ошибок Баллы Уровень развития понятийного мышления
0 5 Очень высокий уровень логико-понятийного мышления, безошибочно улавливается логика по­нятий в своих и чужих рассуждениях
1 4 Хороший уровень; выше, чем у большинства лю­дей, умеет логически четко выражать свои мысли в понятиях
2 3+ Хорошая норма большинства людей, иногда бы­вает неточность в использовании понятий
3-4 3 Средняя норма, подчас допускаются ошибки, не­точность в использовании понятий
5-6 3- Низкая норма, часто путано, неточно выражает свои мысли и неверно понимает сложные чужие рассуждения
7 и более 2 Ниже среднего уровень понятийного мышления


  • Разделы сайта