Материал по программе учебника: «Окружающий мир 2 класс»
Что такое явление природы?
Определение: Явлением природы называют любое изменение в природе: ветер изменил направление, солнце взошло, вылупился из яйца цыплёнок.
Природа бывает живая и неживая.
Погодные явления неживой природы зимой.
Примеры погодных изменений: понижение температуры, мороз, снегопад, вьюга, метель, гололедица, оттепель.
Сезонные явления природы.
Все изменения в природе связанные со сменой сезонов - времен года (весна, лето, осень, зима), называются сезонными явлениями природы.
Примеры зимних явлений в неживой природе.
Пример: на воде образовался лед, землю покрыл снег, солнце не греет, появились сосульки и гололед.
Превращение воды в лед - это сезонное явление в неживой природе.
Наблюдаемые природные явления в неживой природе, происходящие вокруг нас:
· Мороз покрывает льдом реки и озера. Рисует на окнах забавные узоры. Кусает нос и щеки.
· С неба падают, кружась снежинки. Снег покрывает землю белым одеялом.
· Метели и вьюги заметают дороги.
· Солнце стоит низко над землей и слабо греет.
· На улице холодно, день короткий, а ночи длинные.
· Приходит Новый Год. Город одевается в нарядные гирлянды.
· В оттепели снег тает и замерзает, образуя, на дорогах, гололед.
· Растут на крышах большие сосульки.
Какие явления, живой природы, можно наблюдать зимой. 2 класс.
К учебнику: «Окружающий мир 2 класс»
Например: впадают в спячку медведи, деревья сбросили листья, люди оделись в зимнюю одежду, дети вышли на улицу с санками.
Зимой деревья стоят без листьев - это явление называется сезонным.
Примеры изменений, происходящих зимой, в живой природе, которые мы наблюдаем:
· Растительный мир, живой природы, зимой отдыхает.
· Спит медведь, в своей берлоге, и сосет лапу.
· Спят деревья и травы, на лугах, укрытые теплым одеялом – снегом.
· Животным зимой холодно, они одевают красивые и пушистые шубы.
· Зайцы переодеваются – меняют, свою, серую шубку на белую.
· Люди одевают теплые вещи: шапки, шубы, валенки и варежки.
· Дети катаются на санках, на коньках, лепят снежную бабу и играют в снежки.
· На Новый Год, дети, наряжают елку игрушками и веселятся.
· На праздник приходят, к нам, Снегурочка и Дед Мороз.
· Зимой из леса, к нашим кормушкам, прилетают птицы - синицы и снегири.
· Птицы и животные, зимой, голодают. Люди их подкармливают.
Явления природы, весной, в неживой природе.
Примеры: растаял снег и лед, солнце светит ярче, воздух стал теплее.
Весенние сезонное явление – с рек сошел лед.
Какие явления, в неживой природе, можно наблюдать на прогулке весной:
- Весной солнце светит ярче и в небе поднимается выше.
- Температура воздуха стала теплее. Вместо снега выпадает дождь.
- Тает снег, бегут ручьи, с рек и озер сходит лед.
- Таят ледяные горки, капают сосульки с крыш.
- На дорогах появляются лужи и весенняя грязь.
Какие весенние явления в живой природе?
Пример: растут листочки на деревьях, прилетели с юга скворцы, зацвели цветы, выросла трава.
Сезонное явление весной – зацвела черемуха.
Примеры весенних явлений в живой природе, которые мы можем наблюдать в родном крае:
- Просыпается живая природа, просыпаются медведи и ежи.
- Появляются первые насекомые и цветы – верба, подснежники и одуванчики.
- На деревьях набухают почки и появляются листочки.
- Весь окружающий живой мир весной переодевается.
- Растительный мир одевает зеленый и цветущий наряд.
- Животные, начинают линять - меняют свои зимние шубы на летние.
- Люди надевают резиновые сапоги и легкие куртки.
- Дачники перекапывают землю, выполняют весенние работы.
- Люди начинают сеять овощи и сажать деревья.
- В городах население занимается уборкой улиц, проводит субботники.
- Школьники делают кораблики и скворечники.
- С юга прилетают перелетные птицы.
Удивительное явление живой природы.
Зимние явления в природе, например жизнь животных, можно наблюдать по следам на снегу. Наверное, вы слышали про следы снежного человека. Его, еще называют - йети.
Про это, удивительное явление живой природы , можно прочитать в книге авторов Лариной О. В. и Мошенской Г. Н. Эта книга написана для семейного чтения. Она будет, очень, интересна и детям, и взрослым. В ней рассказывается о самых интересных явлениях природы. Издание будет полезно в написании реферата, подготовки доклада или презентации по теме окружающего мира. Электронную версию книги «Удивительные явления природы», можно приобрести на сайте «ЛитРес» . Стоимость 100 руб.
Многие задаются вопросом, почему же, до сих пор, не пойман, если он на самом деле существует. Были разные гипотезы, что он живет в мире, параллельном с нами и попадается на глаза - случайно или, что он - внеземного происхождения. Но, эти предположения мало убедительны. Йети соответствует облику земных существ - коренастое тело, покрытое шерстью, как у больших обезьян и первобытных людей. Многие рассказывают, что он появляется внезапно, без всякого шороха и шума веток и, также, внезапно исчезает.
Есть гипотеза ученых и исследователей, что йети владеет внушением. Поэтому, его трудно увидеть и тем более поймать. Он не исчезает, как кажется людям, а делается невидимым, при помощи своего внушения. Ученые уверены, что наши далекие предки, тоже, владели такими приемами. Но, в процессе эволюции развилась речь, и люди, постепенно, теряли возможность передавать мысли на расстоянии и воздействовать на сознание другого человека. А, снежный человек не научился разговаривать, поэтому у него сохранилась, эта возможность, воздействовать на сознание людей, как бы внушать, что его нет. И, все это, делает его, еще более загадочным...
Большинство людей в детстве играли в «живое - неживое». Детали игры в каждом отдельном случае могут отличаться, но суть заключается в том, что ведущий называет предмет, а игроки должны решить, к какой группе его отнести. Однако все ли так просто в присвоении статуса тому или иному объекту?
Эта статья с наглядными картинками и примерами, а также с заданиями для самоподготовки и самопроверки поможет разобраться с понятиями «объект» и «явление природы», их классификацией и тем, какими они обладают признаками, а также поможет раз и навсегда запомнить отличия слов «живое» и «неживое».
Тема урока: «Объекты живой и неживой природы»
Все, что окружает нас, но сделано не руками человека, то есть то, что создано без его участия, все органические и неорганические составляющие Вселенной называются природой. Наука, в которой ученые собрали основные знания об объектах и явлениях на Земле, называется естествознанием.
Обучающие картинки для детей
Живая природа
Живым является то, что дышит, питается, растет и размножается, как, например, насекомые, растения, грибы, животные и сам человек.
Примеры в картинках
Признаки живой природы
Основными признаками живых объектов являются:
- рождение, развитие и рост;
- размножение;
- питание;
- дыхание;
- движение;
- смерть.
Таким образом, любой организм после рождения со временем вырастает во взрослую особь (из семечка/ котенка/ птенчика/ младенца в дерево/ кошку/ птицу/ взрослого человека), способную производить потомство.
На протяжении всего жизненного цикла объекты живой природы нуждаются в пище (вода — для растений, растения — для травоядных, мясо — для плотоядных животных) и воздушной среде, необходимой и пригодной для дыхания (для поглощения необходимой газовоздушной смеси из воды рыбы и другие обитатели водных просторов имеют жабры, сухопутные животные и человек пропускают воздух через легкие, а растения имеют специальные клетки для поглощения углекислого газа).
Живые организмы обладают способностью двигаться: так, человек имеет ноги, животные - лапы, рыбы - плавники и хвост, а растения разворачивают листья к солнцу, тем самым двигаясь, подобно ему, с востока на запад в течение дня).
Жизненный цикл заканчивается смертью, когда организм перестает дышать, двигаться, поглощать пищу.
Неживая природа
Такие объекты, как воздух, ветер, облака, вода, снег, горы, песок, опавшие листья, относятся к неживым объектам природы. И хотя бывают объекты, которые способны к движению (водопад, снегопад, листопад) или к росту (горы), они не могут дышать, питаться и размножаться, в отличие от живых объектов.
Примеры в картинках
Признаки неживых объектов природы
В отличие от объектов живой природы, неживые тела не растут, не питаются, не дышат и так далее. Таким образом, они отличаются:
- устойчивостью;
- малой изменчивостью;
- неспособностью и отсутствием необходимости питаться и дышать;
- неспособностью размножаться;
- неспособностью к движению и росту.
Например, гора, появившись однажды на Земле, не исчезнет и не умрет, она может лишь изменить свое состояние (например, разрушиться и постепенно превратиться в пыль под действием осадков или ветров); море также не может умереть, так как вода лишь меняет свое агрегатное состояние (может быть в виде воды, пара или льда в зависимости от условий атмосферы, как-то: температура или давление), так, испарение воды из водоема приводит к образованию облаков и туч, которые проливаются дождем. Так называемый «рост» горы или озера также нельзя отнести к признаку живой природы, так как это происходит не за счет образования новых клеток, а за счет прибавления к уже существующим частям объектов новых.
Связь природных объектов
Без объектов неживой природы было бы невозможным существование живых организмов. Так, наиболее важны почва, вода, воздух и солнце.
- Почва является крайне важной средой, так как защищает живые организмы от токсинов, нейтрализуя их, также в ней происходят значимые физические и химические процессы: умершие животные и растения разлагаются и образуют полезные ископаемые и естественное удобрение для растений.
- Воздух необходим для дыхания живых организмов, а также для образования питательных веществ в других средах.
- Вода также необходима для всего живого на Земле. Без нее жизнь на планете не могла бы появиться и существовать. Для некоторых животных и растений вода является домом, для других — неотъемлемой частью питания.
- Солнце производит необходимые для появления и поддержания жизни тепло и энергию, а также является частью процесса фотосинтеза растений, позволяющего преобразовывать углекислый газ (продукт дыхания животных и человека) в необходимый для жизни и дыхания кислород.
Таким образом, объекты природы тесно связаны. Причем эта зависимость работает в обе стороны Так, гниение умерших существ обогащает почву необходимыми веществами и микроэлементами, наземные и подводные растения меняют состав сред за счет фотосинтеза, а рыбы, обитающие в водоемах, поддерживают физико-химические свойства воды.
Схемы взаимодействия объектов
Взаимодействие живых организмов между собой, с группами других земных существ, а также с их средой обитания изучает наука экология . Приведенные ниже схемы представляют собой модели взаимосвязей живых и неживых объектов на Земле.
Понятие явления природы
Понятие явления природы
Изменения в природе, происходящие самостоятельно, не по воле человека, называются явлениями природы. Большинство их зависит от смены времен года и называются сезонными погодными (природными) явлениями. Так как природа подразделяется на живую и неживую, то и явления подразделяются по тому же принципу.
Примеры явлений живой природы
- Зимние
Казалось бы, зимой природа «спит». Однако большинство животных зимой обзаводится потомством в своих уютных, специально подготовленных домиках. К весне малыши подрастут и будут готовы вступить в новый для них большой мир.
- Весенние
Весной природа «оживает» после зимы. Из своих норок выходят животные, воспитавшие новое поколение. Многие зверьки сбрасывают зимние «шубки» и меняют окрас с по-зимнему белого на летний — серый или коричневый.
Из-под сошедшего снега начинают появляться молодых растений, зеленая трава, на деревьях набухают и распускаются почки. Постепенно голые ветви деревьев «обрастают» ярко-зеленой листвой, а распустившиеся цветы начинают испускать приятные ароматы, тем самым привлекая внимание насекомых. Насекомые опыляют цветки, собирая пропитание для своих больших семей и позволяя завязаться первым плодам.
- Летние
Цветение и опыление, а также созревание плодов, начавшиеся весной, продолжаются в течение всего лета.
- Осенние
Осень - пора урожаев и заготовок. Птицы и животные начинают запасаться созревшими плодами на зиму, устраивают свои домики, чтобы им было тепло и комфортно выводить потомство.
Растения засыхают, листья на деревьях становятся ярких красных и желтых оттенков, а затем опадают.
Примеры явлений неживой природы
- Зимой
Зима всегда ассоциируется с понижением температуры. Это происходит за счет того, что солнечные лучи либо не поступают на землю за счет повышенной облачности, либо отражаются от снега и льда.
Наиболее характерными явлениями для зимы являются снегопад (падение на землю замерзших частичек воды в виде снега), метель (перенос падающего снега на большие расстояния за счет сильного ветра) и ледостав (покрытие поверхностей водоемов коркой льда).
- Весной
Под воздействием солнечной энергии воздух и почва прогреваются, наблюдается повышение температуры. Снег и лед начинают таять, по земле текут ручьи, по рекам плывут отколовшиеся льдины, снегопад сменяется дождями.
Нередкое весеннее природное явление - гроза (разряды электричества в атмосфере).
- Летом
Дождь и грозы встречаются на протяжении всего лета. К летним явлениям также добавляется жара (высокие температуры воздуха).
Самое яркое погодное явление - радуга, возникающая после дождя или ливня в результате преломления солнечных лучей в водяных каплях и разделении белого цвета на спектр.
- Осенью
Самым примечательным осенним явлением можно назвать листопад (процесс, когда деревья сбрасывают листву в преддверии зимы).
Также осенью распространены затяжные дожди, туманы, снижение температуры и заморозки.
Задания для самопроверки
- Определить, что на картинке является объектами живой, а что — неживой природы. Почему?
- Составить доклад с презентацией на тему «Основные отличия живой и неживой природы. Примеры».
- Подготовить рисунок-схему с объектами живой и неживой природы.
Посмотри, мой милый друг, что находится вокруг?
Небо светло-голубое, солнце светит золотое,
Ветер листьями играет, тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава, горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса, гром, туманы и роса.
Человек и время года – это все вокруг….
Это всё вокруг ПРИРОДА .
Именно о ней мы и поговорим на нашем интернет-уроке по окружающему миру.
Что ты знаешь о природе? И что такое природа?
Природа — это всё, что нас окружает и не сделано руками человека.
Посмотри на рисунки и найди объекты природы…
Что скажешь об этих картинках?
Верно, это всё природа. На какие две группы можно разделить объекты природы?
Природа бывает ЖИВАЯ и НЕЖИВАЯ
Как ты думаешь, как отличить живую природу от неживой природы?….
Итак, живая природа ДЫШИТ, ПИТАЕТСЯ, РАСТЁТ, РАЗМНОЖАЕТСЯ.
Как дышат рыбы? животные? растения? Как и чем питаются растения? животные? птицы? рыбы? Как размножаются растения (яблоня, пихта), животные (кролик, рыба, птица, бабочка)?
Играем в игру «Живая природа-неживая природа».
Я называю предметы природы. Если это предмет живой природы, то ты показываешь, как оно двигается, а если предмет неживой природы – стоишь на месте.
Ворона, снег , дождь, белка, гора , берёзовый листочек,гром , солнце, медведь, обезьяна, облако , цапля, кенгуру, кузнечик, ДЕНЬГИ.
Деньги – давай подумаем, это природа или нет?….
Нет, деньги не относится к природе, они сделаны руками человека.
Деньги называют богатством. Если у человекамного денег, как его называют? …..Богатым.
Значит, деньги — это богатство. У девочек, у ваших мам кольца, сережки есть? Эти вещи можно отнести к богатству? Да. А здоровье можно отнести к богатству? Здоровье – это самое главное, огромное богатство человека. А кто следит за нашим здоровьем? Мы САМИ!
Богатство – это то, что мы ценим, храним и бережём.
У меня в руках стакан воды…
А вода это богатство? ….
Без колец, без золота прожить мы сможем? А без ВОДЫ мы сможем?…Нет. Ни растения, ни животные, ни одна живое существо не сможет прожить без воды. Вода для всех является природным богатством .
Наша природа очень богата. Природа — наш щедрый друг, у нее есть разнообразные богатства. Она дарит нам свои богатства.
На какие 2 группы разделили природу? Живая и неживая. Значит, все природные богатства можно разделить на следующие группы: живые природные богатства и неживые природные богатства. Приведи пример каждой группы.
Подумай, может ли живая природа существовать с неживой природой?
Проведи опыт. На подоконнике в классе стоят цветы. Посмотри, куда тянутся их веточки. Поверни растение в сторону класса. Через 3-4 дня вновь посмотри, куда будут направлены веточки растения.
Интересно, но н екоторые растения открывают и закрывают цветки в разное время суток или при изменении погоды (мимоза, кислица, одуванчик). Головка подсолнечника всегда смотрит на солнышко.
Игра «Живое- неживое»
— Если тот объект, о котором я буду говорить – живой, то вы хлопаете в ладоши, если неживой – то сидите тихо, как будто замерли.
1. Стоит Антошка на одной ножке,
Его ищут, а он не откликается. (Гриб)
2. Без рук, без ног, а ворота открывает. (Ветер)
3. Рассыпался горох
На семьдесят дорог.
Никто не подбирает:
Ни царь, ни девица,
Ни красная девица. (Град)
4. Много рук, а нога одна. (Дерево)
5. Личный кран имеет он,
Чтоб полить свои шесть тонн. (Слон)
6. Конь бежит, земля дрожит. (Гром)
А теперь — подумай,
— что ты знал ……,
— что узнал….,
— что хочешь узнать…