Хореографические движения. Методика обучения основным элементам экзерсиса

ДЕМИ ПЛИЕ, ГРАНА ПЛИЕ (ПОЛУПРИСЕД, ПРИСЕД)

Цель упражнения – развитие эластичности суставно-связочного аппарата и «выворотности» в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах. Упражнение способствует развитию прыгучести за счет растягивания ахиллесова сухожилия.

Полуприсед (деми плие)

Полуприсед выполняется по всем позициям. В этом упражнении пятки от пола не отрываются, тяжесть тела распределяется равномерно на обе ноги. Сгибание и разгибание ног выполняется плавно, без остановки, «выворотно», колени направлены в стороны, по линии плеч. Осанка прямая.

Присед (гранд плие)

Присед выполняется по всем позициям. Сначала плавно выполняется полуприсед, затем постепенно поднимаются пятки, а колени максимально сгибаются. При разгибании сначала опускаются на пол пятки, затем выпрямляются колени. При поднимании пяток не подниматься высоко на полупальцы. Исключением является гранд плие по второй позиции, где пятки от пола не отрываются в связи с широкой позицией ног.

Сгибание и разгибание должно выполняться плавно, в одном темпе. Темп средний. Перед началом упражнения рука (если движение выполняется у станка) или обе руки (если движение выполняется на середине) из подготовительной позиции переводятся из подготовительной позиции через первую позицию во вторую. Затем с началом сгибания ног рука (или обе руки) опускается из второй позиции в подготовительную, а с началом разгибания ног рука снова переводится через первую позицию во вторую.

БАНТМАН ТАНДЮ (ВЫТЯНУТЫЙ)

(положение ноги на носок вперед, в сторону, назад)

Сгибание и разгибание стопы скольжением по полу до положения ноги на носок. Выполняется из первой или пятой позиции по трем направлениям: вперед, в сторону, назад.

Цель упражнения – научить правильно вытягивать ногу в нужном направлении, выработать силу и эластичность подъема (голеностопного сустава) и красивую линию ног.

Батман тандю (правая в сторону на носок)

Батман тандю вперед (правая вперед на носок)

Банман тандю назад (правая назад на носок)

Батман тандю вперед и назад выполняется по линии, строго перпендикулярной к туловищу, а в сторону – точно по линии плеча. При выполнении батман тандю сначала по полу скользит вся стопа, затем постепенно вытягиваются пальцы и подъем. Центр тяжести туловища на опорной ноге, носок от пола не отрывается.

Следить за тем, чтобы колени оставались предельно вытянутыми и обе ноги сохраняли «выворотность». В момент дотягивания ноги не должно быть упора на носок. При возвращении ноги в исходное положение стопа постепенно опускается на пол. Пятка опускается на пол только в исходной позиции.

При выполнении вперед скольжение начинается пяткой, а обратно стопа возвращается носком в ИП. При выполнении назад скольжение начинает носок, а обратно стопа возвращается пяткой в ИП.

4/4 , темп медленный. Позднее выполняется движение из затакта. Музыкальный размер -2/4, темп средний.

БАТМАН ТАНДЮ ЖЕТЕ (ВЗМАХ)

Вырабатывает силу мышц, красоту линии ног и четкость выполнения.

Небольшие четкие взмахи ногой в положение книзу и возвращение в исходное положение через батман тандю.

Выполняется по первой или пятой позиции по трем направлениям: вперед – книзу, в сторону – книзу, назад – книзу.

Батман тандю жете в сторону

(взмах правой в сторону – книзу)

Батман тандю жете вперед

(взмах правой вперед книзу)

Батман тандю жете назад

(взмах правой назад книзу)

Батман тандю жете выполняется так же, как и батман тандю, но при достижении положения на носок нога не задерживается, а взмахом продолжает движение, где фиксируется на высоте середины голени опорной ноги (45°). Обе ноги должны быть «выворотны», мышцы ног подтянуты, а во время взмаха подъем и пальцы работающей ноги должны быть предельно натянуты.

В ИП возвращается скользящим движением через положение на носок.

Музыкальный размер в начале разучивания – 4/4 или 2/4, темп медленный. По мере усвоения упражнения взмах ноги выполняется из затакта, темп средний.

ГРАНД БАТМАН (ВЗМАХ ПРАВОЙ ВПЕРЕД, В СТОРОНУ, НАЗАД)

В этом положении нога находится как при выполнении больших батманов жете (взмахов), фиксированных на 90°, так и при медленном поднимании ноги – релеве лян.

Положение ноги вперед

Положение ноги в сторону

Положение ноги назад

Большие взмахи в воздух и возвращение в исходное положение выполняются по первой или пятой позициям по трем направлениям: вперед, в сторону, назад. Из исходной позиции нога взмахом поднимается в воздух, проходя по полу скользящим движением, как и в батман тандю жете, с фиксацией ноги на 90° (в дальнейшем выше), и возвращается скольжением через батман тандю в ИП. Следить за сохранением «выворотности» и натянутости колен, подъема и пальцев работающей ноги. Центр тяжести туловища перенести на опорную ногу. При выполнении большого взмаха вперед и в сторону туловище должно оставаться строго вертикальным. При выполнении взмаха назад разрешается незначительный наклон туловища вперед.

Музыкальный размер – 4/4. В начале разучивания темп медленный. По мере усвоения взмах ноги выполняется из-за такта, темп средний, и увеличивается высота взмаха по трем направлениям: кверху, а затем вверх.

При выполнении релеве лян нога медленно поднимается вперед, в сторону или назад и так же медленно опускается в исходную позицию (через батман тандю). По мере усвоения высота также увеличивается, как в гранд батман кверху и вверх.


РОНД ДЕ ЖАМБ ПАРТЕР (КРУГОВОЕ ДВИЖЕНИЕ НОСКОМ ПО ПОЛУ)

Основная задача упражнения – развитие и укрепление тазобедренного сустава и необходимой «выворотности» ног.

Движение выполняется вперед – ан деор и назад – ан де дан.

Ан деор (наружу)

Из первой позиции скользящее движение вперёд на носок (батман тандю), сохраняя предельную «выворотность» и натянутость ног, переводится скольжением во вторую позицию до положения правая в сторону на носок, затем, сохраняя «выворотность» и натянутость, проводится назад на носок (батман тандю) и возвращается скольжением в исходную позицию

Ан дедан (внутрь)

При выполнении упражнения назад (ан дедан) нога из первой позиции скольжением отводится назад на носок, затем переводится скольжением в сторону на носок (до второй позиции), из второй позиции скольжением в положение правая вперед на носок (батман тандю) и возвращается скольжением в исходную позицию

Центр тяжести туловища сохраняется на опорной ноге. Работающая нога должна проходить «выворотно» все основные положения ног на носок в одном темпе. Через первую позицию нога проводится скользящим движением с обязательным опусканием на пол всей стопы.

Музыкальный размер 3/4, 4/4, темп средний.


ПОР ДЕ БРА (УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТУЛОВИЩА И РУК)

Группа упражнений, развивающая гибкость тела, плавность и мягкость рук и координацию движений.

Здесь дана одна из форм пор де бра, заключающаяся в сгибании туловища вперед и разгибании его, наклоне туловища назад и возвращении в исходное положение.

Упражнение выполняется у опоры и на середине зала из пятой позиции в положении лицом (ан фас) или в полповорота (круазе, эфасе). Перед началом упражнения руки переводятся из подготовительной позиции через первую во вторую.

Пятая позиция ног, вторая позиция рук

Сомкнутая стойка правая перед левой, носки наружу, правая пятка сомкнута с носком левой. Руки в стороны, округленные в локтевом и лучезапястном суставах ладонью вперед, большой палец внутрь.

Пятая позиция ног, третья позиция рук

Пор де бра вперед, руки в третьей позиции (наклон туловища вперед, руки вверх, округленные в локтевом и лучезапястном суставах).

Пятая позиция ног, первая позиция рук

Сомкнутая стойка правая перед левой, носки наружу, правая пятка сомкнута с носком левой. Руки вперед, округленные в локтевом и лучеза-пястном суставах ладонями внутрь.

Пор де бра назад, третья позиция рук

Наклон туловища назад, руки вверх, округленные в локтевом и лучезапястном суставах, поворот головы направо (наклон туловища назад выполнять только плечами назад, не расслабляя мышцы поясничного отдела).

Выполнять упражнение плавно, соблюдая точные позиции рук, сопровождая их движение взглядом и поворотом головы. Музыкальный размер-3/4, 4/4, темп медленный.

СЮР ЛЕ КУ АЕ ПЬЕ (ФИКСИРОВАННЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СОГНУТОЙ НОГИ НА ЩИКОЛОТКЕ)

Положение ноги на щиколотке (сюр ле ку де пье) для выполнения батман фраппе, батман фондю, пти батман, ботю. Правая, согнутая слегка разогнутой стопой, находится над щиколоткой другой ноги, прикасаясь к ней наружной частью стопы. Пальцы отведены назад.

Положение сюр ле ку де пье выполняется впереди и сзади. В том и другом случае колено согнутой ноги должно быть «выворотно» и направлено точно в сторону по линии плеча.

Сюр ле ку де пье

(основное положение ноги на щиколотке впереди)

Сюр ле ку де пье

(основное положение ноги на щиколотке сзади)

Батман фраппе состоит из сгибания работающей ноги в положение сюр ле ку де пье и разгибания ее на носок на начальном этапе обучения, а по мере усвоения в положении книзу в группах УТГ-2,3, а в группах УТГ-4, СС, ВСМ – на полупальцах с опусканием в различные позы в положение на носок или книзу.

Сначала упражнение разучивается с разгибанием ноги в сторону, затем вперед и позднее назад лицом к опоре в медленном темпе. Необходимо следить за максимальной «выворотностью» ноги в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах.

Когда сгибание и разгибание ноги по всем трем направлениям будет освоено, то сгибание ноги будет выполняться из затакта с акцентом на разгибание ноги.

Музыкальный размер – 2/4, темп средний.

Сначала разучивается только положение сюр ле ку де пье впереди и сзади. Нога из пятой позиции фиксируется над щиколоткой другой ноги и снова опускается в пятую позицию. Это упражнение рекомендуется разучивать лицом к опоре. Необходимо следить за максимальной «выворотностью» ноги в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах, сохраняя правильную осанку и центр тяжести туловища на опорной ноге.

По мере усвоения положения ноги на щиколотке впереди и сзади разучивается смена положения впереди и сзади в медленном темпе, а по мере усвоения – в быстром темпе. Для разучивания дубль фраппе в группах УТГ-3, УТГ-4 на полупальцах и в сочетании с деми плие в позы.

Положение ноги на щиколотке (сюр ле ку де пье) для выполнения батман фондю. Данное упражнение заключается в сгибании ноги в положение сюр ле ку де пье с вытянутым «подъемом», одновременным полуприседом на опорной ноге и разгибанием работающей ноги на носок или книзу в одном из трех направлений.

Сюр ле ку де пье

впереди (условное положение ноги на щиколотке впереди)

Сюр ле ку де пье

сзади (условное положение ноги на щиколотке сзади)

Сначала разучивается только положение сюр ле ку де пье впереди, затем сзади. После этого разучивается полуприсед на опорной ноге и разгибание работающей ноги сначала в сторону, затем вперед и назад лицом к опоре

Музыкальный размер – 2/4, темп медленный. Движение выполняется очень плавно.

Необходимо следить за «выворотностью» ног и за распределением центра тяжести туловища на опорной ноге. Когда движение хорошо усвоено, могут быть введены различные положения рук, особенно при выполнении упражнений на середине зала. В группе УТГ-3 разучивается дубль батман фондю, а в группах УТГ-4, СС, ВСМ упражнение выполняется на полупальцах.


ПАССЕ (ПЕРЕВОДЫ – «ВЫВОРОТНОЕ» ПОЛОЖЕНИЕ СОГНУТОЙ НОГИ ВПЕРЕДИ, В СТОРОНУ И СЗАДИ, НОСОК У КОЛЕНА).


ДЕВЕЛОПЕ (СГИБАНИЕ И РАЗГИБАНИЕ НОГИ НА 90° И ВЫШЕ)

Упражнение развивает «выворотность» в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах и является подводящим упражнением для выполнения девелопе.

Пассе для выполнения девелопе вперед

Стойка на левой, правая согнута у колена носок впереди.

Пассе для выполнения девелопе назад

Стойка на левой, правая согнута в сторону, носок у колена сзади.

Пассе для выполнения девелопе в сторону

Стойка на левой, правая согнута в сторону, носок у колена в сторону.

Если нога будет разгибаться вперед, то из исходной позиции она переводится из положения сюр ле ку де пье впереди. Если же нога разгибается назад, – из положения сюр ле ку де пье сзади.

Затем работающая нога скользит по опорной ноге вверх (но не касаясь ее) и раскрывается в требуемом направлении. Если нога разгибается в сторону, то, немного не доводя носок до колена опорной ноги, ее нужно перевести на внутреннюю часть опорной ноги и затем разогнуть.

При выполнении необходимо следить за «выворотностью» бедра, натянутостью подъема и пальцев.

Когда пассе будет хорошо усвоено, вводится вторая часть движения – разгибание ноги в одном из трех направлений вперед, в сторону, назад. Сначала девелопе разучивается в сторону, затем вперед и позднее назад. В сторону и назад разгибание ноги разучивается лицом к станку. Движение выполняется плавно. Необходимо следить за «выворотностью» ноги во время ее разгибания и возвращения в исходное положение. Музыкальный размер -3/4, 4/4, темп медленный. При выполнении на середине могут быть даны различные повороты туловища и положения рук. Положение пассе может быть применено и при переводе ноги из одной позы в другую.

Девелопе выполняется из пятой позиции в группах УТГ-3, УТГ-4, СС, ВСМ в положении кверху, а по мере усвоения вверх в трех направлениях и на полупальцах, в позы, в сочетании с элементами избранного вида спорта.

(Не судите строго по двигающимся картинкам. Мы учимся. На данной картинке корпус при броске отклоняется, что при правильном исполнении этого не должно происходить)

Уверена, что не ошибусь, сказав, что является самым любимым упражнением для многих, если не сказать для всех. К тому же в этом упражнении хорошо видны достигнутые результаты. Видя их, мы с ещё большим удовольствием принимаемся за работу.

Играя во дворе с другими детьми, я поняла, что для многих танец был связан именно с поднятием ноги (или броском). Когда я сказала, что начала посещать танцевальный кружок, меня тут же подвергли экзамену: «Ну-ка покажи, как ты ногу поднимаешь?!»

И тут же скептически: «Какая же ты балерина, если даже ногу поднять не можешь?!»

Такие вещи запоминаются. И с годами вызывают улыбку. Тогда совсем не важно было как поднять ногу, главное — высоко!!!

И только потом понимаешь, что главное — не как высоко поднять, а как поднять.

Именно поэтому движение разучивается в первую очередь двумя руками за палочку лицом к палочке в направлении в сторону.

Разучивать следует

Траектория движения рабочей ноги та же что и в . Разница в энергии и силе движения.


В дальнейшем, в конечном варианте, работа ноги занимает одинаковое время, как при движении вверх, так и при движении вниз. Но первое время стоит придерживаться определённых правил при разучивании, так как каждое упражнение в классическом танце служит для определённых целей. Основная цель: развитие и укрепление мышц.

Вверх нога идёт тяжело, поэтому мы сознательно ускоряем подъём ноги в направлении вверх (бросаем). Вниз нога и сама может упасть, поэтому мы сдерживаем её от падения.

При движении
корпус должен оставаться спокойным, без вздрагиваний
ноги выворотны и натянуты

В один день это не достигается. Над этим нужно работать из урока в урок.

Разучив двумя руками за палочку, можно перейти к его выполнению одной рукой за палочку (другая рука при этом открывается во вторую позицию).

При этом надо помнить, что:
при движении рабочей ноги вперёд, голова направлена в класс вдоль плеча;
при движении рабочей ноги в сторону, голова направлена прямо;
при движении рабочей ноги назад, голова направлена в класс вдоль плеча, взгляд в кисть руки во второй позиции.

Урок 30.

Grand battement jetè piqué
или
Grand battement jetè pointé.

Мы так привыкли к идее, что классика — она одна для всех и одинакова (как закон!), что с трудом воспринимаем такое раздвоение в названии. Казалось бы: два названия — два движения. В действительности речь идёт об одном и том же движении, которое начинаем разучивать после усвоения основных правил выполнения

После первого броска, нога не закрывается в позицию, а касаясь носком пола, возвращается в наивысшую точку Носок, как-бы, делает «укол» в пол. Подобные «уколы» могут следовать один за другим, прежде чем нога вернётся в исходное положение. Но после каждого укола рабочая нога должна вернуться на высшую точку броска.

Слово battement обозначает в танцевальной терминологии отведение и приведение ноги. В классическом танце это отведение и приведение вылилось в многообразные формы. В их рассмотрении мы и познакомимся ближе с сущностью этого движения.

BATTEMENTS TENDUS

Эти battements - основа всего танца. Они найдены так гениально, что кажется, их создатель проник в самую суть строения и функций связочного аппарата ноги. Простой пример из повседневной жизни танцовщицы доказывает это. Когда танцовщица во время танца слегка подвернет ногу и от ощущения неловкости не может на нее ступить, стоит ей тщательно проделать battements tendus, как нога легко восстанавливает свою работоспособность.

Недаром также принято перед танцем делать battements tendus, чтобы “разогреть ноги”, как обычно говорят. Но ноги не только разогреваются этим движением, они приводятся в состояние полной “воспитанности” для предстоящей им деятельности, особенно в allegro. Когда видишь, что нога идет неправильно, легко догадаться, что танцовщица своевременно не была воспитана на строгих battements tendus.

Battement tendu simple. Для первоначального изучения нужно делать этот battement с I позиции, так как это менее сложно, но надо соблюдать те же пра вила, как и при описываемом далее battement tendu simple с V позиции, только возвращаться всякий раз нужно обратно в I позицию.

Рис. 9. Battement tendu simple

Ноги в V позиции, правая впереди. Руки раскрыты на II позицию. Упор всего тела на левой ноге, правая действует свободно и не. несет его тяжести. Правая нога скользит вперед, не отрывая носка от пола. Движение начинают всей вытянутой ногой, сохраняя, насколько возможно, выворотной пятку (это дает некоторое ощущение, что начинает движение пятка, а затем продолжает носок).

При небрежном исполнении этого движения часто наблюдается, как нога, скользя носком по полу, ранее, чем достигнуть предельно вытянутыми пальцами и подъемом конечной точки, отрывается от пола и затем упирается в него. Таким исполнением нарушается достижение правильной выработки этого движения. Нужно все время строго сохранять выворотность. В момент возвращения ноги на место необходимо как можно выворотнее ставить ступню, достигая тщательно V позиции. Носок следует движению не пассивно, а подчеркивает свое возвращение на место - к пятке левой ноги, что и дает артистическую отделанность движению (рис. 9).

То же движение делается в сторону II позиции и назад. Когда движение делается в сторону, на II позицию, надо усиленно следить за тем, чтобы нога чертила прямую линию, продолжающую линию выворотной левой ноги. Для этого необходимо все внимание ученика обратить на то, чтобы, возвращаясь в V позицию, вести вперед тщательно выворотную пятку, носок усиленно держать выворотным. Только при тщательной выворотности всей ноги сверху донизу можно избежать зигзагов, которые особенно легко образуются при проведении ноги со II позиции в V позицию назад. При движении в сторону нога возвращается в V позицию вперед и назад, поочередно.

Ведя ногу назад, надо особенно поддерживать колено и верх ноги, чтобы колено не накренялось и сохранялась полная выворотность. Также необходимо следить, чтобы нога приходилась на одной линии с ногой, стоящей на полу. Battement назад делает нога, находящаяся в V позиции сзади.

Battement tendu jete. Как и battement tendu simple, сначала изучается с I позиции, т. е. нога выбрасывается вперед и назад против I позиции, а затем против V позиции. Скользнув по полу, нога выбрасывается в воздух на 45° с акцентом от I или V позиции вперед, в сторону или назад, при этом не следует поднимать чрезмерно верхнюю часть ноги (бедро). Не останавливаясь на крайней точке, нога проходит через I или V позицию и продолжает движение. Французское обозначение этого battement - jete (брошенный) - передает его характер.

Этот battement имеет громадное воспитательное значение, и его необходимо исполнять очень точно, следя за выполнением следующих правил.

При движении вперед каждый раз, когда нога проходит через V позицию, носок должен тщательно соприкасаться с пяткой другой ноги.

К движению в сторону надо подойти особенно внимательно, тут решающую роль играет исключительная выворотность действующей ноги; кроме того, нога не должна терять точку на II позиции, куда носок попадает очень точно каждый раз, как выбрасывается, независимо от того, проходит ли V позицию впереди или сзади. В движении назад опять-таки тщательно поддерживается верх ноги в выворотном положении. Надо, чтобы нога шла так, чтобы ее спереди не было видно, чтобы колено не сгибалось, что невольно делается учащимися для облегчения трудного движения. Приводя ногу в V позицию, во всех случаях должно ударять носком по полу.

Считаю нужным подчеркнуть еще раз, какое значение имеет положение именно верхней части ноги. Нога должна быть “убрана” назад, причем колено не должно опускаться и терять крайнюю выворотность. При этом необходимо соблюдать точность прохождения движения - по линии стоящей на полу ноги.

Надо ощущать свою ногу как натянутую струну. Battement tendu jete следует изучать, когда battement tendu simple исполняется в совершенстве, нога окрепла и владеть ею можно свободно, без напряжения.

Battement tendu pour batteries. Это подготовительное движение для заносок, преимущественно мужских, так как мужское сложение позволяет их делать несколько иначе - верхней частью ног. У женщины больше чувствуется заноска икрой, хотя она и стремится делать ее по-мужски. Но строение женской фигуры иное, формы бедра и ноги разнятся и подсказывают другое исполнение заносок.

Если я применяю этот battement на своем уроке, он приобретает следующую форму.

Из V позиции правая нога открывается на II позицию на 45°, затем ударяет спереди икрой по левой ноге, сохраняя свое направление и выворотность, едва приоткрываясь, переносится и ударяется сзади икры опорной ноги, отсюда движение заканчивается, нога открывается на II позицию. При ударе об икру назад правая пятка почти прикасается к полу (ступня свободная), обе ноги должны быть энергично вытянуты до самого верха. Нужно чувствовать, что удар идет икрой, нога отталкивается крепко, как пружина, и, вследствие этой натянутости, не может идти дальше III позиции.

Необходимо повторить движение, ударяя сначала назад, затем вперед, и открыть на II позицию. Количество переносов ноги можно увеличить в зависимости от того, к какому pas имеют в виду подготовку. Для подготовки к assemble battu делают один перенос, для entrechat - два переноса и более. Говоря об исполнении классических pas, нужно помнить, что они все проделываются с вытянутыми пальцами и выгнутым подъемом (кроме battement tendu pour batteries) и что всегда, когда мы говорим о вытянутых пальцах, не упоминая каждый раз о подъеме, подразумевается и вытянутый подъем - вытянуть пальцы нельзя, не привлекая в действие подъем.

GRANDS BATTEMENTS JETES

Исполняется, как battement tendu jete, но нога продолжает движение и выбрасывается толчком на высоту 90°.

При этом корпус не должен производить никаких движений, никаких содроганий, происходящих от неправильных усилий. Корпус останется спокойным, если нога будет работать самостоятельно, не вовлекая других мышц в движение. “Не помогай корпусом! Не поддавай другой ногой!” - говорит педагог. У неопытной танцовщицы напрягаются плечо, шея, руки. Рука, лежащая на палке, не должна менять своего положения с опущенным локтем, используя палку лишь как точку опоры (рис. 10, 11).

Только когда grand battement jete делается назад, рекомендуется корпус наклонять слегка вперед и при возвращении в V позицию выпрямлять его, так как лишь при этом условии линия остается спокойной и нога работает правильно.

В экзерсисе итальянской школы корпус держат прямо и при grand battement jete назад, но тогда нога неизбежно сгибается в колене, и вся линия беспокойная, ломанная.


Рис. 10. Grand battement jete вперед


Рис. 11. Grand battement jete в сторону II позиции

На уроке начинающих предпочтительно требовать высоту этого battement не более 90°, чтобы за счет дешевого эффекта - чрезмерного поднимания ноги - не страдало исполнение. Поэтому педагог должен удерживать тех, у кого по индивидуальным особенностям сложения нога легко идет и на 135°. Хорошо владеющая собой артистка может выбирать при исполнении произвольную высоту.

Grand battement jete point ё. Для начала делается grand battement jete, но нога не возвращается на место в V позицию, а опускается вытянутая в колене и подъеме на землю в положение, которое она занимает на крайней точке battement tendu simple. После легкого прикосновения к этой точке носком нога снова поднимается и так продолжает движение, лишь при последнем battement возвращаясь в V позицию. Корпус, конечно, и в этом battement остается тот же, что и в предыдущем (рис. 12).


Рис. 12. Grand battement jete pointe


1 2 3

Рис . 13. Grand battement jete balance

Grand battement jete balance. Применяется в экзерсисе у палки.

Для начала отвести ногу назад с вытянутыми пальцами; скользящим движением нога через I позицию выбрасывается вперед на 90°, и от сильного броска корпус отклоняется назад. Затем нога бросается через I позицию назад, корпус наклоняется вперед. Получается качание взад и вперед, причем корпус следует отклонять назад настолько же, насколько наклонять вперед, равномерно, оставляя спину прямой и плечи совершенно ровными. Кисть руки, держащаяся за палку, не должна менять своего места при наклонении и отклонении корпуса.

Начинающие довольствуются тем, что наклоняются вперед, избегая отклонения назад, которое труднее, и тем лишают это упражнение его формы и смысла (рис. 13).

Для II позиции балансирование может применяться только на середине зала и имеет другой вид. Заброшенная на II позицию нога подменивается через I или V позицию другой ногой на Л позицию, причем при быстрой смене ног корпус также отклоняется каждый раз в сторону опорной ноги.

BATTEMENT FRAPPE


Исходное положение правой ноги - на II позиции, с вытянутыми пальцами, правая нога бьет левую sur le cou-de-pied впереди и возвращается на II позицию, ударяя вытянутым носком в пол, причем акцент падает на II позицию. Когда battement frappe делается назад, нога не ударяет sur le cou-de-pied, а проходит сзади щиколотки. Подобная форма служит для первоначального изучения этого движения (рис. 14).

Рис. 14. Battement frappe

В более старших классах, когда этот battement исполняется на полупальцах и нога достигает II позиции, находясь в воздухе на 45°, в ней должен чувствоваться тот же акцент в ту же точку II позиции, колено напряжено и упруго, соприкосновение же с левой ногой - короткий удар, нога отскакивает, как мяч, верх ноги неподвижен и выворотен, нога работает, не сотрясаясь в колене.

Battement double frappe. To же движение, но нога ударяется не один раз о левую ногу впереди, а переносится вторым проходным ударом sur le cou-de-pied назад таким же приемом, как это делается при исполнении petit battement sur le cou-de-pied, и отсюда открывается в сторону (на II позицию). Если первый удар приходится назад, второй, проходной, будет вперед.

PETIT BATTEMENT SUR LE COU-DE-PIED

В исходном положении нога sur le cou-de-pied. Она разгибается по направлению ко II позиции, но на половину расстояния, так как колено не вытягивается. Затем нога переносится назад, прикасаясь к левой ноге у щиколотки, снова так же разгибается и возвращается вперед.

При первоначальном изучении petit battement нужно проходить совершенно равномерно, без акцента.

В момент перехода ступни надо обращать внимание на указанное выше правило положения ступни sur le cou-de-pied, т. е. чтобы подъем не сокращался и в ступне не было никакой скрюченности. Верхняя часть ноги от колена до бедра должна быть крепка, неподвижна и выворотна, нижняя же часть ноги исполняет движение свободно.


Рис . 15. Petit battement sur le cou-de-pied

При переходе на быстрый темп разгибание ноги делается все мельче и мельче, но никогда не должно стушевываться.

Хотя для глаза почти неуловим переход ноги с cou-de-pied спереди назад, движение не теряет своей отчетливости и требует такого же раздельного исполнения, как при медленном темпе (рис. 15).

BATTEMENT BATTU

Исходная точка sur le cou-de-pied. Отсюда правая нога делает ряд быстрых коротких ударов по пятке левой ноги, сохраняя положение sur le cou-de-pied. Ударять следует носком, нога должна двигаться свободно в части ниже колена.


Рис. 16. Battement battu

К этому упражнению приступают, когда нога уже хорошо развита. Его начинают делать обыкновенно лишь в старших классах (рис. 16).

BATTEMENT FONDU

Из V позиции правая нога идет sur le cou-de-pied, левая делает одновременно demi-plie, соблюдая выворотность колена; затем правая открывается вперед носком в пол, левая выпрямляется и вытягивается в колене одновременно с правой. Правая нога возвращается sur le cou-de-pied, и движение повторяется на II позицию и назад, причем в последнем случае нога проходит sur le cou-de-pied сзади.

Следует обратить внимание на то, что при этом battement колено не поднимается и нога не вынимается, что применимо только в том случае, если упражнение делается на 45° или на 90° (рис. 17).

Надо соблюдать и при petit, и при grand developpe ту же тщательную выворотность, как и для batteinent tendu; например, делая движение назад, следить, чтобы колено не опускалось и верх ноги поддерживался.

Рис. 17. Battement fondu


Это движение принадлежит к стадии более сложных упражнений, так как и та нога, на которой вы стоите, принимает участие в работе, исполняя plie одновременно с ногой, делающей battement.

BATTEMENT SOUTENU

Из V позиции одновременно правая нога вынимается вперед, на II позицию или назад, левая делает plie; затем левая поднимается на полупальцы, а правая одновременно подтягивается к ней, и обе вытянутые ноги соединяются в V позиции на полупальцах, откуда движение повторяется или делается в другую сторону (рис. 18). При этом вынимаемая нога не должна сгибаться и подниматься высоко (если это движение делается на полу, а не на высоте 45° или 90°).


Рис. 18. Battement soutenu

BATTEMENTS DEVELOPPES

Из V позиции ступня вынимаемой правой ноги с вытянутыми пальцами скользит по левой ноге до колена и открывается в требуемом направлении, сохраняя колено и пятку в выворотном положении. Если вынимаемая нога не доводится до колена, движение имеет небрежный вид. Достигнув крайней точки (90°), нога опускается в V позицию. Когда ногу открывают назад, корпус слегка наклоняется вперед, так же как и при grand battement jete назад (рис. 19).

Battement developpe входит в экзерсис во всевозможных вариантах. Привожу здесь несколько примеров:

1) со сгибом ноги к колену: открываемая нога в каком-либо направлении сгибается к колену, и отсюда движение много раз повторяется;


Рис. 19. Battement developpe

2) с маленьким balance вытянутой ногой, поднятой на 90°, которое надо стремиться делать одним носком, сохраняя колено вытянутым, так, чтобы вся нога не опускалась низко, а только слегка покачнулась;

3) нога, вытянутая вперед, быстрым движением отводится на II позицию и возвращается обратно совершенно вытянутая с акцентом вперед, совершая таким образом движение balance в один темп; то же назад; то же - со II позиции вперед и назад;

4) с поворотами корпуса: сделав developpe вперед, повернуться en dedans на опорной ноге на 2-й arabesque и возвратиться на той же ноге обратно en dehors, повернув и ногу вперед. Назад исполняется следующим образом: developpe назад, поворот на опорной ноге en dehors, нога поворачивается вперед. Обратно - поворот en dedans. На П позиции: сделав developpe на II позицию, быстро подменить ногу, перевернувшись и открыв другую ногу на II позицию; проделав еще раз эту фигуру, возвратиться обратно, открыв ногу на II позицию. При смене рук на палке следует свободной рукой браться за палку и менять руки одновременно с поворотом корпуса.

Developpe - это движение из adagio, ему присущ медленный темп, его следует исполнять с задержкой на крайней точке, особенно в младших классах.

Нога, на которой стоишь, должна быть вытянута в струну с совершенно выворотным коленом. Рука, лежащая на палке, должна быть свободно согнута в локте, на что надо обратить внимание при движении вперед; часто рука напрягается, давая упор ноге. Стоять тогда легче, но пользы от такого исполнения нет.

Из большого количества возможных разновидностей battement developpe разберу здесь еще две наиболее сложные.

Battement developpe tombe. Этот battement относится по типу к маленькому adagio. Делается чаще на середине зала, но также и у палки. Движения следующие.

Сделать правой ногой developpe вперед, подняться на полупальцы, упасть на правую ногу, падая с носка всем телом на возможно большее plie; левая нога вытягивается и прикасается к полу только носком; возвратиться на этот носок и поставить левую ногу на пятку, в то время как правая нога быстрым движением повторяет developpe и возвращается к своему открытому положению, а левая - на полупальцы (рис. 20). Делается этот battement вперед, в сторону, назад и на середине зала в направлении croise, efface, ecarte.


Рис. 20. Battement developpe tombe

Чтобы придать этому движению более широкий размах, я всегда предлагаю ученицам представить себе, что ногу надо перекинуть через какой-нибудь предмет, - это не дает ей рано снизиться при падении корпуса, благодаря чему battement и выходит очень широким, нога закидывается далеко.

BATTEMENT DIVISE EN QUARTS

Это упражнение делается на середине зала. Его можно отнести к одному из первых adagio. Оно состоит из следующих движений, которые исполняются en dehors или en dedans.


5 4 3

четыре три два

Рис . 21. Battement divise en quarts en dehors

Из V позиции battement developpe вперед правой ногой, plie на левой ноге, перевести правую на II позицию одновременно с поворотом тела en dehors на полупальцах на четверть круга, после этого правая нога сгибается в колене и, не опускаясь в V позицию, начинает движение сначала {рис. 21).

Повторить это движение нужно четыре раза, поворачиваясь каждый раз на четверть круга (полный круг).

Упражнение усложняется тем, что поворот делают на полкруга и даже на целый круг.

Руки сопровождают движение следующим образом: при developpe вперед - руки на I позиции, при повороте корпуса - руки раскрываются на II позицию. При developpe назад - сохраняется то же положение рук.


4 5

три четыре

Рис . 22. Battement diuise en quarts en dehora

Затем начинать с developpe назад и также исполнять en dehors (рис. 22).

Все упражнения можно сделать с поворотом en dedans.

Plié — это приседание.

В зависимости от глубины приседания различаются два вида Plié: Demi-plié и Grand-plié.

Рассмотрим оба вида.

Урок 7. Demi-plié.

Demi в переводе с французского означает «наполовину».

Demi-plié действительно является приседанием не полным, а только наполовину.

При его выполнение мы не сгибаем ноги до отказа, а останавливаемся на половине сгиба.

Мы приседаем вниз, позволяя сгибаться только коленям и не позволяем подключится к работе ног пяткам.

Пятки остаются плотно прижатыми к полу, что способствует растяжке в области ахиллова сухожилия.

Опустившись до самой нижней точки, которую позволяют нам возможности нашего тела, мы, не задерживаясь, возвращаемся наверх, вытягивая колени.

Как разучивать Demi-plié?

Чтобы облегчить его разучивание, рассмотрим, по какому принципу работают ноги.

Для этого встанем в шестую позицию и подтянув корпус, начнём сгибать колени. Пятки при этом плотно прижаты к полу. Сгибаем колени «до отказа» и не отрывая пяток от пола, меняем направление движения, начав подниматься наверх. Наверху хорошо вытягиваем колени.

Разучив работу ног в Demi-plié, рассмотрим упражнение полностью.

Как и любое упражнение в классическом танце, Demi-plié выполняется при подтянутом корпусе. Его положение должно оставаться перпендикулярным к полу.

Должна напомнить Вам о важности постановки корпуса в любом упражнении. Другими словами её называют подтянутым корпусом. О ней мы говорили в

При приседании спина подтянута, ягодицы направлены в стону пяток, колени направлены в сторону носков, стопы плотно прилегают к полу.

Движение равномерное и постоянное. Мы не сидим и не стоим. Мы находимся в постоянном движении вверх и вниз без замедлений и ускорений. Сгиб коленей занимает по музыке тот же счёт, что и их разгибание.

Данное упражнение может выполняться во всех классических позициях ног.

Оно развивает выворотность, укрепляет ноги и способствует растяжке в области ахиллова сухожилия.

Выворотность ног или Demi-plié в третьей позиции .


Не каждому от рождения дана идеальная выворотность, которой мы могли бы воспользоваться уже на первых занятиях. Многим из нас над выворотностью придётся поработать и не один год.

Третья позиция существует для того, чтобы подготовить ноги к более сложной пятой позиции.

Если не учитывать выворотность ног и перейти сразу к разучиванию движений из пятой позиции, то людям с небольшой выворотностью, не удастся правильно выполнить движение (речь не идёт только о Plié).

Во-первых, не будут натянуты колени; во-вторых, стопа, особенно та, что будет стоять впереди, примет неправильное положение и не будет в должном рабочем состоянии. Всё вместе это приведёт к неправильной работе мышц ног. А следовательно нельзя рассчитывать, что мы увидим хорошие результаты от работы.

Но на этом не закончится. Мы перейдем к разучиванию следующих упражнений на неправильно поставленное тело.

Остановитесь и подумайте: «Вам это надо?» «Вы этого хотите?»

Думаю, что нет.

Не торопитесь с пятой позицией. Замените её третьей и уделите должное внимание ежедневной работе над выворотностью ног.

А вот с этим (то есть с выворотностью ног) стоит поторопиться, так как хорошая выворотность даёт свободу в движении. Не думаю, что есть необходимость объяснять важность этого для классического танца.

Встречаются люди, которые от рождения имеют идеальную выворотность ног. Для них не проблема правильная пятая позиция. Но и они не потеряют время зря, если поработают в третьей. Дело в том, что такие детали помогают развить точность в выполнение востребованного элемента.

То есть мы учимся делать не только так, как умеем и как позволяет нам наше тело, но и так, как было затребовано хореографом постановщиком, даже в самых маленьких деталях.

Урок 8. Grand-plié.

Grand-plié это большое приседание.

Делается оно на основе Demi-plié.

Выполняем первую половину Demi-plié.

Подтягиваем корпус и начинаем сгиб коленей.

О пускаемся вниз до нижней точки Demi-plié при полностью подтянутом корпусе,сгибая ноги в коленях.

Напомню, что собранные ягодицы должны опускаться в направлении стоп. Колени должны быть направлены в сторону носков. Пятки должны быть плотно прижаты к полу.

Дойдя до максимальной точки сгиба коленей с пятками на полу, не останавливаясь, позволяем пяткам оторваться от пола. Отрыв пяток от пола должен быть минимальным.

Продолжаем движение вниз до тех пор, пока ноги остаются в рабочем состоянии. Не доводить до расслабления и не садиться на пятки.

В момент, когда чувствуем, что мышцы ног начинают переходить в расслабленное состояние, меняем направление движения и начинаем подъём вверх.

При подъёме в первую очередь опускаем пятки на пол, сохраняя при этом выворотность всей ноги.

Движение мышечное. Работаем только ногами, не опираясь на палочку. Корпус на протяжение всего упражнения остаётся подтянутым, ягодицы собранными.

Это движение укрепляет мышцы ног, помогает разработать их выворотность.

Grand-plié во второй позиции.

Во второй позиции следует обратить внимание на то, что вес тела распределён на обе ноги в равной степени.

При выполнении Grand-plié во второй позиции пятки от пола не отрываются.

Grand-plié в третьей позиции.

В случае не очень хорошей выворотности стоит подольше задержаться на выполнении движения в третьей позиции.

Само по себе движение уже способствует разработке и укреплению выворотности.

Не стоит переходить к выполнению упражнения в пятой позиции, если изначально человек не может правильно в неё встать.

Разрабатывайте выворотность ноги от тазобедренного сустава.

Grand-plié в четвёртой позиции.

Grand-plié в четвёртой позиции разучивается в последнюю очередь. Оно немного сложнее, чем выполнение в остальных позициях ног. Это обусловлено самой позицией.

Тяжесть корпуса равномерно распределяется на обе ноги таким образом, чтобы корпус (его верхняя часть) приходился точно между двумя ногами. При сгибе ног ягодицы должны быть направлены вниз в сторону пола между двумя стопами. Это положение гарантирует равномерное распределение тяжести тела на обе ноги. Колени при этом должны по-прежнему направляться в сторону носка стопы. Сложности обычно возникают с сзади стоящей ногой. Она должна быть максимально выворотна.


Posted in , and tagged , by with .


  • Разделы сайта