Андреев когда бьют по одному честному лицу. Леонид николаевич андреев

Близкая смерть все же пугала ее. В дневниках появлялись страшные записи:
"Умереть? Это было бы дико, и однако мне кажется, что я должна умереть. Я не могу жить: я ненормально создана; во мне — бездна лишнего и слишком многого недостает; такой характер не может быть долговечным…"
"Я чувствую какое-то самоудовлетворение в том, что не показываю и вида, что я больна, но все это мне совсем не нравится. Это гадкая смерть, очень медленная, четыре, пять, даже, быть может, десять лет. И при этом делаются такими худыми, уродливыми".
"Жизнь — это мы; она принадлежит нам, она все, что мы имеем; как же можно говорить, что она НИЧТО. Но если это НИЧТО, покажите же мне что-нибудь, представляющее НЕЧТО".
"Я в очень дурном расположении духа, взбешена. По всей вероятности, это потому, что я скоро умру; вся моя жизнь с самого начала и со всеми подробностями проходит передо мной"…

Но она всегда игнорировала свою физическую слабость, не говорила о болезни с близкими, презирала заботу о здоровье, шутила над своим кашлем, скрывала от родных собственное состояние, чтобы ей не запретили писать на пленэре, и согласилась серьезно лечиться только тогда, когда туберкулезный процесс был уже слишком запущен.

Сильно подкосило Марию известие, что ее друг и учитель Бастьен-Лепаж болен раком и умирает в страшных мучениях. Она часто навещала его и трогательно ухаживала за больным художником. Оба понимали, что обречены, и были грустны при встречах. Мария умерла первой, не дожив несколько недель до 26 лет. Уже прикованная к постели, она работала над картиной "Весна" ("На бульваре в предместье Парижа"). Работа осталась незавершенной.


Последняя картина Марии Башкирцевой

Париж был потрясен смертью молодой художницы. Через три года были изданы дневники Марии Башкирцевой, написанные ею на французском языке. К печати их подготовил известный романист Андре Терье. Издание стало сенсацией. Еще больше подогрела интерес к публикации большая выставка работ Марии Башкирцевой. Ее посетили и представители России, чтобы приобрести несколько картин художницы для императорской коллекции, которая должна была стать основой Музея им. Александра III (позже - Русского музея).

В России дневники Марии Башкирцевой впервые были изданы в 1893 году, но на французском языке, что не сделало их доступными для общего восприятия. Перевод на русский, причем со значительными сокращениями, был выпущен только в 1899 году. И это издание по общественному резонансу поистине стало той книгой, с которой молодежь России вошла в 20 век. Марина Цветаева, например, была под таким впечатлением, что посвятила Башкирцевой не только несколько стихотворений, но и свой первый поэтический сборник "Вечерний альбом", обозначив "Блистательной памяти Марии Башкирцевой". Более того, Марина написала письмо матери Марии Башкирцевой, та ответила, и между ними завязалась многолетняя переписка.

У Башкирцевой нашлись подражательницы. Елизавета Дьяконова, выпускница Бестужевских курсов, в 1900 году уехавшая в Париж и поступившая в Сорбонну, также была больна туберкулезом и также решила оставить свой дневник человечеству. И также рано умерла. И многие противопоставляли ее дневники наследию Башкирцевой.
В.В. Розанов в 1904 году на страницах «Нового времени» призывал: «Прочитайте два тома интереснейшего „Дневника“ г-жи Дьяконовой! Во-первых, до чего всё это русское, „Русью пахнет“, если сравнить этот непритязательный „Дневник“ с гениально-порочным „Дневником“ полуфранцуженки Башкирцевой. Сколько здесь разлито души, дела, задумчивости, какие прекрасные страницы посвящены размышлениям о смерти. Сколько заботы о народе, детях, семье, — заботе не фактической (по бессилью), но, по крайней мере, в душе».
Сама Дьяконова была еще строже: "Я окончила читать дневник Марии Башкирцевой. Он не произвёл на меня ни малейшего впечатления. Личность автора — в высшей степени несимпатична. Отыщите хоть одну привлекательную сторону её характера, укажите искреннее, сердечное движение в этой книге! „Я“ — переливается на всех страницах тысячами оттенков, от мрачного до светлого — и наоборот.
Не понимаю, как могли заинтересоваться этим дневником за границей: Гладстон отозвался о нём как об одном из величайших произведений конца этого века. Другие превозносят эту книгу до небес, потому что в ней будто бы „весь отразился век, век нынешний, блестящий, но ничтожный“, и Мария Б. была его самой типичной представительницей. Бедное XIX столетие! Оно отразилось в самолюбивом, слабом и безнравственном человеке! Неужели оно, подходя уже к концу, не заслужило лучшего сравнения?..
М. Б-ва, конечно, искренна в дневнике, она рисует себя такой, какая она есть. Её нельзя назвать талантливой, даровитость — вот её блеск. Но чудовищен этот ужасный эгоизм под блестящей прекрасной внешностью. Если дать прочесть эту книгу монаху, он скажет: „Заблудшая, несчастная душа“ — и, пожалуй, будет прав. Горько видеть, как увлекаются в наше время подобными книгами… Вы не подумайте, что я пишу это от женской зависти. Мало ли на свете людей, более стоящих зависти!"

Мария Башкирцева. Девушка

Трагической оказалась судьба большей части художественного наследия Марии Башкирцевой. В 1908 году мать Марии Башкирцевой передала в музей Александра III большую коллекцию работ дочери (141 работу: картины, рисунки, эскизы, пастели, скульптурные этюды), чтобы сделать их доступными для зрителя и сохранить память о дочери. В 1930 году из Русского музея (бывш. музея Александра III) в Днепропетровский музей было передано две картины Башкирцевой, в 1932 году по запросу Наркомпроса УССР на Украину передали еще 127 ее работ. К тому же несколько картин было отправлено в 1929 году в Красноярск. В Русском музее осталось всего восемь живописных полотен и 13 рисунков Марии Башкирцевой.
Во время Отечественной войны при эвакуации Харьковской картинной галереи бесследно пропали 66 полотен Башкирцевой. И еще ряд работ погиб при бомбардировке Гайворонцев. Сегодня в музеях Украины есть только три её картины: в музеях Харькова, Днепропетровска и Сум.
Оригинальные работы Башкирцевой ныне являются редкостью, так как большая их часть погибла. И тем ценнее они оказались в номинальном отношении.

При этом Мария Башкирцева включёна в международный рейтинг художников, формирующих мировое художественное наследие. А в Париже установлена статуя "Бессмертие" - красивый юноша держит свиток с именами художников, рано умерших, но заслуживших посмертную славу. Среди выбитых на нем имен есть только одно женское - Марии Башкирцевой.

«Мое тело плачет и кричит, но что-то, что выше меня, радуется жизни, несмотря ни на что!», - так о себе писала Мария Башкирцева . Личность необычайно одаренная, она прожила короткую, но деятельную жизнь. Музыка, живопись и литература – во всех сферах искусства Мария нашла себя. Ее «Дневник», написанный на французском, переведен на многие языки мира, картины выставляются в Русском музее. Судьбой Марии было отмеряно 25 лет жизни, большинство из них она провела в Париже. Современники видели в ней гения, и творческое наследие действительно даровало ей бессмертие.




Мария Башкирцева родилась в имении Гайворонцы Полтавской губернии, ее отец и мать были людьми образованными и зажиточными. Детство Марии прошло на Полтавщине, а в 12 лет она отправляется с матерью в Европу, поскольку родители принимают решение о разводе. В это время девушка начинает вести дневник, именно он и принес ей впоследствии всемирную славу. Пока же – это способ познания себя, фиксации своих интересов, переживаний. «Я сама своя героиня», - такая запись появилась в «Дневнике» в 1874 году.







Всю свою жизнь Мария занималась самообразованием: она увлекалась изучением иностранных языков (свободно владела четырьмя европейскими языками, читала на латыни и древнегреческом), занималась игрой на музыкальных инструментах и вокалом (ей даже прочили славу оперной дивы, но расплатой за пение стала болезнь горла и частичная глухота к 16 годам), рисованием и литературой.





Живописи Мария училась у художника Родольфо Жюлиана, его курс, рассчитанный на 7 лет, прошла за два года, работая без устали, написала более 150 картин и 200 рисунков. Выставки Башкирцевой шли с успехом, впоследствии критики скажут, что она могла бы стать «Бальзаком живописи».







Славу Башкирцевой принес «Дневник», который она вела до самой смерти. Его публикация во Франции вызвала настоящую бурю интереса к незаурядной личности, в России, напротив, была встречена неоднозначно. Вместе с тем, дневник читали и Толстой, Чехов, Хлебников, Брюсов. Высоко оценила талант Башкирцевой Марина Цветаева, именно этой несломленной духом художнице посвящен «Вечерний альбом» поэта.







Мария предчувствовала, что обречена на раннюю смерть, чтобы не расстраивать родных и самой не впадать в уныние, она работала без устали до последних дней жизни. Много писала, навещала друга и наставника, художника Жюля Бастьен-Лепажа, который был болен раком. Вначале приходила к нему сама, после – ее, практически беспомощную, на руках приносил брат Жюля. Жюль и Мария вели беседы о живописи так, словно бы ничего не происходило, оба были обречены, но искали утешения в искусстве. Мария Башкирцева ушла первой 31 октября 1884 года.

Что я такое? Ничто. Чем я хочу быть? Всем.
Дадим отдых моему уму, утомленному этими порывами к бесконечному.

Сегодня мой пост посвящен незаурядной личности – Марии Башкирцевой, талантливой, поразительной и навсегда оставшейся юной в памяти ее почитателей. Когда читала дневник этой удивительной девушки, была уверена, что сразу поделюсь своими чувствами и мыслями с вами, мои дорогие друзья! Несколько раз приступала к статье, но получалось, что я просто переписывала цитаты из “Дневника” Марии. И чем дальше, тем этих цитат становилось все больше, и в итоге пост превращался в ее дневник))

Со временем мысль об этой статье становилась все призрачней… Каким же было моё удивление, когда моя подруга ВДРУГ предложила написать пост именно об этой девушке! Оказывается после прочтения «Дневника» Марии Башкирцевой она тоже оказалась под сильным впечатлением и решила выплеснуть свои эмоции …к счастью в мой блог!)) Ах, как же я этому рада!! Тем более Валентина уже как-то украсила мой сайт прекрасной статьей о своей любимой
Поэтому с большим удовольствием предлагаю вашему вниманию статью Валентины Демидовой-Каймы о необыкновенной девушке, которая прожила очень короткую, но такую невероятно яркую и насыщенную жизнь.

Не Муза Великих, а воплощение Музы

Погружение в биографию Марии Башкирцевой, её картины, и, наконец, «Дневник» привело меня к необычному откровению, панорама которого с течением времени открывалась всё больше и становилась всё ярче и реальней.
Вот как мне всё представляется.

Боги Олимпа больше всего ценили, и, по-видимому, ценят и по сей день, Любовь и восхищение ….Смертных! История Олимпа свидетельствует, они сражались за эту Любовь, ради неё совершали подвиги и преступления.
Почему?
Потому что Творец свою Любовь доверил не богам, не ангелам, а Человеку.
Более пространный ответ у меня сложился таким почти поэтическим образом.

Творить Любовь, где Небо и Земля – одно,
Ни Ангелам, ни Духам не дано,
Хоть ближе к небесам их песнопенья.

Свою Любовь доверил Нам Господь!
Из тлена поднимает выше Мира
Любовь, в которой всё сплелось,
И страсть земная, и возвышенная лира.

В Любви, где Человек – творец,
Вкус, запах и прикосновенье,
Звук, цвет и формы – всем им нет числа!

И надо лишь добавить нам
Своих сердец влюблённое биенье,
Созвучное мерцающему свету Звёзд
И Ангельскому песнопенью.

Родители ее ласково называли Мусей.

И вот на прекрасном Олимпе среди бессмертных одна из дочерей Мнемозины* возжелала получить эту земную Любовь и славу, восхищение и поклонение людей. Она мечтала о Любви больше и сильней других столь же прекрасных и одарённых талантами сестёр, как путник в пустыне мечтает о глотке воды.
И вознамерилась вкусить эту Любовь. Нет, она не захотела на этот раз вдохновлять смертных гениев, а, облачаясь в плоть человеческую, лично явить людям свои многочисленные таланты.
Подобно Русалочке, ей удалось вымолить у старших Богов человеческую жизнь. И, чтобы беспрепятственно заявить миру людей о своих талантах, просила дать ей возможность родиться в богатой аристократической семье, не чуждой высокого искусства.
И боги пошли ей навстречу. Но платой за дерзкую мечту стала хрупкость тела и условие, что о своём происхождении она всегда будет только догадываться, терзаясь сомнениями. Отважную Музу не остановила жестокость богов.
И вот, в богатой аристократической семье родилась очаровательная девочка, получившая по святкам имя Мария. Мама – красавица из старинного дворянского рода, а отец, занимавший пост предводителя полтавского дворянства, образованный человек, не лишенный литературного дарования.

Родные стали ласково называть её Мусей. Но учитывая, что мы уже знакомы с историей жизни нашей героини, где нам открылись её амбиции и немалые достижения, уйдём от подобной фамильярности и будем называть нашу героиню Марией.
И пришла Мария в мир людей с талантами, словно с букетом нераскрывшихся бутонов. Бутоны уже в раннем детстве становились чудесными цветами, даря ей восхищение и любовь близких и узкого круга друзей семьи. От неё ждали великих достижений, здесь и гадалка подлила масла в огонь, она предсказала суеверной матери, что дочь будет звездой.
Но Марии хотелось большего – всемирной славы, признания тысяч людей, Любви, Любви, Любви…

Свои многочисленные дарования небожитель, рождённая смертной, раскрывала в себе и для публики с самого раннего возраста, иногда как бы невзначай, иногда от отчаяния…
Она торопилась всю свою жизнь с раннего детства. Возможно, в душе, в бессознательной её глубине, Мария предчувствовала скоротечность своей жизни. А может быть, безрассудно в порыве так свойственных ей страстей, накликала, ставя Творцу условие: «Боже мой! Дай мне такую жизнь, какую я хочу, или пошли мне смерть…».

На какую бы область искусства Мария ни обратила бы свой взгляд и ни приложила бы свой труд, возникали, ни много ни мало, а достойные внимания Произведения.
Вы, дорогой читатель ещё сомневаетесь в её истинных корнях? Но откуда ещё как не с Божественного Олимпа у девочки не только таланты, но и строгие требования к себе, огромная, совсем недетская работоспособность, сила духа, непоколебимая воля и устремлённость к цели?
И это в те самые времена, о которых Пушкин говорил, что, дескать «мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь».

«Мне тринадцать лет, если я буду терять время,
то что же из меня выйдет?..»

В неполные тринадцать лет Мария сама составила список предметов, которые хотела освоить, сама выбрала учителей. Среди предметов кроме литературы и философии, были история и физика, анатомия, иностранные языки.

«Когда я кончу Тита Ливия, я примусь за историю Франции Мишле. Я знаю Аристофана, Плутарха, Геродота, отчасти Ксенофонта… Еще Эпиктета, но, право, все это далеко недостаточно. И потом Гомера - его я знаю отлично; немножко также - Платона»

Помимо всего с 12 лет Мария пишет свой дневник! И даже своему дневнику она предуготовила и славу, и вечность. Её «Дневник» стал известен всему миру как памятник эпохи.
В «Дневнике» она пишет, что решила заниматься по 9 часов в день: «Мне тринадцать лет, если я буду терять время, то, что же из меня выйдет? Так много дела в жизни, а жизнь так коротка!»
Обидно, но и понятно, что именно поверхностный, а скорее предвзятый взгляд (мол, что там может быть эдакого?), соотечественников, в её трудолюбии, самоотверженности усматривал лишь непомерное честолюбие, граничащее с тщеславием.
Но большинство обнаруживало между строк «Дневника» страстную душу великого Мастера, правдивую картину жизни, живой отклик на движения тел и душ человеческих.
Это тот самый «Дневник», который впоследствии был переведен на все европейские языки. «Дневник» был много раз переиздан, и с восторгом прочтён сотнями тысяч людей в Европе и в России.
Но элитой русской литературы, среди которой Лев Толстой, Иван Бунин, Антон Чехов, не столько прочтён, а скорее снисходительно пролистан. Марина Цветаева свой «Вечерний альбом» посвятила юной соотечественнице, в которой увидела многие дарования, кроме … литературных.
Вернёмся к короткой и блистательной жизни нашей героини.

К 15 годам практически самостоятельно Мария овладела четырьмя современными и двумя древними языками. Это позволило ей, направляемой лишь внутренним компасом, знакомиться в оригинале (а может вспоминать?), произведения античных авторов и классиков мировой литературы, причём лучшие из лучших. Не была ли она лично Музой сих авторов?
В подтверждение – я не нашла у биографов имён наставников, которые бы составляли для Марии списки чтения. Значит, её вела незримая, но мудрая и вечная душа Музы.

«Я создана для триумфа и сильных ощущений,
поэтому лучшее, что я могу сделать, это сделаться певицей…»

С поразительной легкостью Мария, обладая абсолютным музыкальным слухом, научилась игре на различных музыкальных инструментах: арфе и рояле, мандолине и гитаре.
Мечта указывала ей самый короткий путь – на сцену. У неё обнаружился сильный, редкого тембра и большого диапазона голос, поставленный самой природой. При развитии и оттачивании это было гарантированным обещанием успеха. Именно здесь, на сцене, совершенно точно и сразу, воочию можно получить и любовь, и восторг, и поклонение.
Удивительное по чистоте меццо-сопрано, обещавшее славу оперной дивы, мелькнуло скользящей по небу звездой и обернулось после болезни горла потерей голоса и нарастающей глухотой…И это к всего лишь к 16 годам.

«Я хочу, чтобы моя живопись жила перед глазами»

В её последующем поступке я вижу несгибаемую волю и оптимизм. У меня лично для таких ситуаций сложилось правило в виде афоризма: падать в обморок можно – залёживаться нельзя!
И наша героиня бросилась учиться живописи, и ещё ученицей получила первую золотую медаль.
Современные в основном отечественные критики называют её полотна ничем не примечательными, якобы о них нельзя сказать ничего вразумительного.

Но я не критик, а зритель, восхищённый глубиной и красотой человеческой души, которую вижу в героях её картин. И сама эстетика портретов говорит о глубокой гармонии художника.
За 7 лет, которые были посвящены живописи (сюда входит и учёба) были написано более 150 картин, 200 рисунков, многочисленные акварели.
О многом говорит скульптура, которая некоторое время выставлялась в Париже, в Люксембургском дворце в начале 20 века: в руках крылатый гений держит табличку с именами тех, кто, несмотря на слишком рано оборвавшуюся жизнь, обессмертил себя. На ней можно было увидеть имя нашей героини – «Мария Башкирцева».
Многие работы во время второй мировой войны были утеряны (сгорели, похищены – концов не найти,увы).

Но те единицы, которые сохранились, выставлены в лучших музеях Франции, Голландии, Англии, России…

В музее искусства XIX в. д’Орсе, год открытия в 1988 г., картинам Марии Башкирцевой был отдан целый зал. Кто-то сказал, цитируя её «Дневник», что она могла бы стать «Бальзаком живописи», если бы ей была дарована долгая жизнь.
Значит не я одна восхищённый зритель, в сердце которой повышается градус любви от её картин

Когда я умру, прочтут мою жизнь –
“Дневник” Марии Башкирцевой

Мария пришла на Землю с твёрдым намерением оставить о себе добрую, а лучше восхитительную память. И предвидя ранний уход, смело затевала переписку с живыми знаменитостями литературы, как будто ощущая равенство и надеясь с их помощью сохранить свой дневник как предмет искусства.
Она писала Эмилю Золя и Ги де Мопассану. Последний только после смерти отдал должное юной, талантливой и искренней Марии: «Это была единственная Роза в моей жизни, чей путь я усыпал бы розами, зная, что он будет так ярок и так короток!».

Повторюсь, «Дневник», изданный после смерти Марии во Франции (написан на французском языке) расходился тысячными тиражами и многократно переиздавался.
В России «Дневник» был встречен более чем неоднозначно. Но сами имена разочарованных и восхищённых соотечественников, мнения которых значимы и сегодня, вызовут зависть у любого автора. Среди тех, кто снизошёл для чтения её опуса в тысячу страниц Лев Толстой и Антон Чехов, Владимир Брюсов и Велимир Хлебников.
Я выбираю фрагмент Велимира Хлебникова: «Заклинаю художников будущего вести точные дневники своего духа: смотреть на себя как на небо и вести точные записи восхода и захода звёзд своего духа…» .
«Дневник», о котором шла речь, был изначально подвергнут строгой цензуре со стороны близких родственников Марии. И тот, что выходил в печать имел большие пробелы и даже искажения. Поговаривают, что родственники не пожелали предавать всемирному обозрению пикантные подробности семейной истории.

Об этом стало известно, когда в архивах Национальной библиотеки Франции, приблизительно в 1985 году был обнаружен оригинальный, подлинный текст «Дневника», ранее считавшийся утраченным. Полное издание на французском языке по-новому раскрывает личность Марии Башкирцевой, а также несколько иначе освещает жизнь эпохи.
Я не читаю на французском, а то точно вцепилась бы в текст, жадно выискивая пропущенное, там где больше вибрирует божественная Душа Марии – самой Музы, пришедшей в наш Мир для пробуждения в людях Любви.


Мария Башкирцев покинула этот мир в 1884 году. Она боролась за жизнь до последнего дня, но скоротечный туберкулез не дал ей шансов. На ее последней картине, которую она так и не закончила, Мария нарисовала девушку в весеннем саду…

Цитаты Марии Башкирцевой из ее “Дневника”

Я, которая хотела бы сразу жить семью жизнями, живу только четвертью жизни… И потому мне кажется, что свеча разбита на четыре части и горит со всех концов…
*
С тех пор как я сознаю себя – с трехлетнего возраста – все мои мысли и стремления были направлены к какому-то величию.
*
Как разбивают сердца? Не любя или перестав любить.
*
Любовь дает возможность представить себе мир таким, каким он должен был быть…
*
«Столько стремлений, столько желаний, столько проектов, столько… чтобы умереть в 24 года на пороге всего!»

Нельзя допускать, чтобы люди, вам безразличные, могли заставить вас страдать.
*
Любовь уменьшается, когда не может больше возрастать.

Самое простодушие внешних украшений заставляет чувствовать доброту и простоту русского народа. А нигилисты стараются совратить его, как Фауст, погубивший Маргариту. Пропаганда делает свое дело, и день, когда восстанет этот добрый народ, возмущенный и обманутый, будет ужасен: если в мирное и спокойное время он кроток и прост, как ягненок, то, восстав, он был бы свиреп до ярости, жесток до исступления.
*
Эта всемирная любовь не есть чувство чахоточной: я всегда была такая, и я помню как раз, десять лет тому назад, я писала (1874 г.), перечислив прелести различных времен года: «Напрасно захотела бы я выбрать: все времена года хороши, все возрасты – вся жизнь». «Надо все!» «Одним словом все в жизни мне нравится, мне все приятно и, прося счастья, я нахожу свою прелесть и в несчастье. Мое тело плачет и кричит, но что-то, что выше меня, радуется жизни, несмотря ни на что!»


Великим может быть только тот, кто откроет свой новый путь, возможность передавать свои особенные впечатления, выразить свою индивидуальность. Мое искусство еще не родилось.
*
Мне кажется, что никто не любит всего так, как я люблю: искусство, музыку, живопись; книги, свет; платья, роскошь, шум, тишину, смех, грусть, тоску, шутки, любовь, холод, солнце, все времена года, всякую погоду, спокойные равнины России и горы вокруг Неаполя, снег зимою, дождь осенью, весну с ее тревогой, спокойные летние дни и прекрасные ночи со сверкающими звездами… я все люблю до обожания. Все представляется мне со своих интересных и прекрасных сторон: я хотела бы все видеть, все иметь, все обнять, слиться со всем и умереть, если надо, через два года или в 30 лет, умереть с экстазом, чтобы изведать эту последнюю тайну, этот конец всего или божественное начало.
*
Незадолго до ее кончины, 25 июля 1884 года, в «Дневнике» появилась такая запись.

Мария Константиновна Башки́рцева (фр. Marie Bashkirtseff; 12 ноября 1858 года, Гавронцы, Полтавский уезд, Полтавская губерния, Российская империя - 19 октября 1884 года, Париж, Франция) - русская художница, автор знаменитого дневника. Большую часть жизни провела во Франции.

Мария Башкирцева, согласно найденным в Национальной библиотеке Франции записям[⇨], родилась 24 ноября 1858 года в имении Гавронцы (Гайворонцы) недалеко от Полтавы Полтавской губернии Российской империи, в семье местного предводителя дворянства Константина Башкирцева и Марии Бабаниной. В посмертных изданиях дневника её возраст был убавлен.

Детство Марии прошло в селе Черняковке (владения полковника Черняка), по современному административному делению - Чутовского района Полтавской области Украины. Ежегодно, на День молодёжи, происходит международная ярмарка в Марииной долине, названной в честь Башкирцевой.

После развода мать уезжает с Марией, которой на тот момент было двенадцать лет, в Европу: Вену, Баден-Баден, Женеву. Там девушка влюбилась в герцога Гамильтона, а позднее, в Ницце - в аристократа Бореля. Вскоре увлечение Борелем проходит, и в 1873 году гувернантка 15-летней девочки сообщает ей страшную новость: герцог Гамильтон женится, но, увы, не на ней. Точно нож вонзается в грудь - пишет Мария в своём дневнике.

Следующими объектами её девичьих влюбленностей оказываются граф Александр де Лардерель, Поль Гранье де Кассаньяк, граф Пьетро Антонелли (племянник кардинала Джакомо), Одифре и другие. Увлекшись де Кассаньяком, депутатом и оратором, Мария всерьёз обращается к политике. Существуют свидетельства, что Башкирцева пишет под псевдонимом статьи о феминизме, ибо даже в Академии Жюлиана , где девушка изучает живопись, идеи феминизма вызывали смех.

В возрасте шестнадцати лет Мария узнаёт, что у неё туберкулёз. Теперь она проводит много времени на курортах и чувствует приближение скорой смерти. Тем не менее, девушка задумывается и о судьбе своего дневника, который решает издать. К этому же периоду (1884) относится её известная переписка с Ги де Мопассаном, который, впервые получив письмо от некоего скромного учителя Жозефа Савантена, от этой «писанины» отмахивается. В ответном письме, уже от имени девушки, а не учителя, Башкирцева отказывается от предложенного самим писателем.

Последние страницы дневника драматичны - умирает от рака учитель Марии, знаменитый французский художник Жюль Бастьен-Лепаж . Муся, как ласково называли девушку, ухаживает за своим учителем и… умирает первой. Последняя её запись в дневнике: «…Горе нам! И пусть только здравствуют консьержки!.. Уже два дня койка моя стоит в салоне, но он так велик, что его разгородили ширмами, и мне не видны рояль и диван. Мне уже трудно подняться по лестнице».

Мария Башкирцева скончалась от туберкулёза в возрасте 25 лет. Похоронена в Париже, на кладбище Пасси. Мавзолей Марии Башкирцевой, построенный Эмилем Бастьен-Лепажем, является также местом захоронения многих других членов семьи Башкирцевых-Бабаниных. Над входом в него - строчка из Андре Терье, а внутри хранятся её мольберт, мебель, скульптура и некоторые картины, в том числе одна из последних работ Башкирцевой - «Святые жёны».

Мопассан, посетив её могилу, сказал:

С двенадцати лет и до смерти Мария ведёт на французском языке дневник (сто пять тетрадей), ставший впоследствии знаменитым и неоднократно переведённый на многие языки, в том числе и на русский. Дневник проникнут тонким психологизмом, романтической «жаждой славы» и вместе с тем трагическим чувством обречённости.

В начале XX века эта книга была очень популярна в России, а самой известной поклонницей творчества и личности Башкирцевой была Марина Цветаева, в молодости переписывавшаяся с матерью Башкирцевой (умершей в 1920-х годах) и посвятившая «блестящей памяти» Башкирцевой свой первый сборник стихов «Вечерний альбом». На обложке своей второй книги «Волшебный фонарь» Цветаева анонсировала целый сборник под названием «Мария Башкирцева. 3-я книга стихов», однако он не вышел (а, может быть, и не был написан).

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Мария Башкирцева- живописец второй половины XIX века, родившаяся в имении Гавронцы Полтавской губернии, стала знаменитой только после смерти, а наибольшую известность ей принесло не столько живописное творчество, сколько эпистолярное. Хотя еще при жизни художницы несколько ее картин приобрел Лувр. В наше время эти работы находятся в экспозиции музея д’Орсе.

Изданные через три года после смерти Марии дневники стали бестселлером того времени. Рукопись перевели на все европейские языки и даже опубликовали в США, а рецензию написали многие известные личности конца XIX столетия. Среди них Премьер-министр Великобритании Уильям Гладстон, Лев Толстой, Ги де Мопассан и многие другие. Даже спустя десятилетия после смерти Марии ее дневники продолжали волновать великие умы. Ими зачитывались Велимир Хлебников и Марина Цветаева. Последняя посвятила художнице стихотворение «Встреча».

Между тем, только спустя 100 лет стало известно, что дневник сфальсифицирован, а самое сокровенное из него безжалостно вырвано. Оригинальные рукописи обнаружила в 80-е годы ХХ столетия профессор университета города Ренн Колетт Конье. Дневники считались безвозвратно утерянными, хотя все эти годы пролежали в архиве Национальной библиотеки Франции. Изучив дневники, состоящие из 84 блокнотов и 22 тетрадей, К.Конье сделала вывод, что в рукопись, кроме стилистических, внесены еще и значительные содержательные правки. В 1984 году исследовательница опубликовала книгу “Мария Башкирцева. Портрет без ретуши”.

Серьезную исследовательскую работу провел и современный российский публицист А.Александров. В книге «Подлинная жизнь мадемуазель Башкирцевой» автор увлекательно описывает все семейные перипетии. Жизнь художницы и ее родственников оказалась настолько окутанной тайнами, что даже спустя более 100 лет довольно интересно прочитать дневники «без купюр». Данная публикация подготовлена на основе двух упомянутых исследований.

Миф первый: когда родилась Мария Башкирцева

Многие годы считалось, что юная художница умерла в 24-х летнем возрасте, а год ее рождения - 1860. Установлено, что на самом деле художница родилась на два года раньше - в 1858 году. После смерти Марии ее мать целенаправленно уменьшила возраст девушки. Вероятно для драматизации судьбы «гениального ребенка» и последующей монетизации ее «истории». Кстати, на сайте Художественного музея города Днепра, в разделе посвященном творчеству М.Башкирцевой, до сих пор указан 1860-й. Хотя днепровские музейщики уже не первый год колесят по ведущим мировым экспозициям с картиной художницы «В студии».

Родилась Муся (детское прозвище Марии) по старому стилю 12 ноября, а праздновала день рождения на два месяца позже — 12 января. С детства ей внушали, что она родилась недоношенной, через семь месяцев после свадьбы родителей. Тем не менее, все оказалось намного сложнее. Вероятно ее мать имела добрачную связь на стороне. Утверждать о произошедшем адюльтере не берусь. Однако, в результате семейного скандала родители Марии через два года расстались.

Миф второй: Мария Башкирцева из семьи богатых помещиков

Дед Муси - генерал Башкирцев П.Г., выйдя в отставку, купил по дешевке имение под Полтавой у разорившегося, захудалого семейства. В дневнике Марии об обстоятельствах этой сделки записано:

«говорят даже, что в этой сделке он выказал изрядную алчность и очень мало великодушия. Что ж, люди есть люди».

Неизвестно как сложилась бы судьба Муси, если бы не любовные интрижки ее матери - Марии Степановны. За мамой ухаживал богатенький холостяк Фаддей Романов. Идея «подцепить» Романова принадлежала Жоржу - брату матери Муси. Запись в дневнике:

«И вот его стали приманивать - сперва напустили на него маму, очень кокетливую. Он в нее влюбился. Поехали все вместе в Харьков, потом в Ялту. Жорж его все подстрекал, так что жизнь вели непостижимую. Я и сама как могла пускала в ход свои чары девятилетней девочки».

Дальнейшие события напоминают детектив Агаты Кристи. Запойный холостяк вдруг женится на некрасивой сестре Марии Степановны - Надин и через год скоропостижно умирает. Родная тетка Муси в одно мгновение становится сказочно богатой. Именно с этого момента семейство начинает жить на широкую ногу…

Миф третий: отъезд за границу для лечения Марии Башкирцевой

У будущей художницы было две гувернантки и обе в разное время скончались от чахотки. Первая, с открытой формой туберкулеза, умерла еще в 1868 году. Таким образом у девочки практически не было шансов не заразиться. Отъезд за границу для лечения Муси - это лишь предлог для долгожданного вояжа матери и ее разгульных сородичей. Помпезный выезд родственников в Европу состоялся только в 1870 году, за счет Фаддея Романова. Поводом к переезду стал не прогрессирующий туберкулез 12-летней девочки. У семейства, наконец, появились необходимые средства для недешевой жизни в Европе.

Задолго до этого, еще живя на Полтавщине, дяди также «отличились». Бесконечные пьяные выходки, дебоши и арест жандармами Жоржа. Любимое занятие — сечь по пьяни розгами прохожих неблагородного происхождения. В общем, семейка по линии матери была еще та!

Младший брат Муси по имени Поль также не отставал от своих дядей. Бросил учебу и с 14 лет гулял с кокотками. В Ницце Башкирцевых отказывалась принимать даже родная сестра отца Муси. Их не приглашали на светские балы. Муся танцевала исключительно на открытых благотворительных вечерах, предварительно купив входной билет. Основное же развлечение семейки — поездки на поезде в Монте-Карло, куда ее мать каждый раз отправлялась в компании нового ухажера. В такие поездки Мария Степановна брала с собой и несовершеннолетнюю дочь.

Миф четвертый: отец Марии Башкирцевой бросил жену с детьми

А.Александров пишет: “Константин Башкирцев очень переживал разрыв с женой. Однажды он решился на отчаянный поступок и выкрал из имения тестя свою семилетнюю дочь и ее брата погодку Поля (он же Павел). Тесть с тещей почти силой отбили детей”.

Согласитесь, достаточно необычное поведение для «гуляки», у которого к тому же присутствуют сомнения в отцовстве первого ребенка. На страницах дневника Мария вспоминала:

«отец похитил нас и спрятал в деревне, чтобы заставить маму вернуться. Бабушка бушевала, привыкнув всю жизнь орать на слуг. Отец же ни разу не переступил границ вежливости. Позже я поняла, что так проявлялось в нем отвращение к грубости и скандалам».

Миф пятый: образ Марии Башкирцевой как юной утонченной натуры

В 15 лет, влюбившись в лорда Гамильтона, эта «наивная девочка» записала в дневнике: «Я признаю любовь только таких мужчин, как лорд Гамильтон потому, что они много знают и много видели. Мальчик двадцати двух лет любит как женщина. Я была бы горда, если бы меня полюбил именно такой мужчина, который искусен в любви».

Не нравятся Мусе наивные юноши, ей подавай опытных, знатных, а самое главное состоятельных мужчин. Да и побуждения к ежедневным многочасовым занятиям оказались довольно прозаичны:

«Я решила пройти курс обучения лицея в Ницце. На все мне потребуется девять часов в день. Я хочу работать как зверь. Я не хочу быть ниже своего мужа».

Под будущим мужем понимается тот же недостижимый для Муси лорд Гамильтон.

Миф шестой: как зарождался эпистолярный талант Марии Башкирцевой

В 1875 году за Марией ухаживал представитель “золотой молодёжи” Ниццы Эмиль д’Одиффре. Его дядя разбогател на торговле тканями. Муся стыдилась того, что у избранника нет «безупречной репутации английского аристократа». И все же лелеяла мечту выйти за него замуж.


Дело в том, что высшее общество не принимало представителей скандальной семьи Башкирцевых в свой круг. Муся по этому поводу сильно переживала на страницах дневника. Родственники Фаддея Романова обвинили сестер в подделке завещания. Судебный процесс длился почти 10 лет. Череда громких скандалов окончательно подорвала семейную репутацию. Вдобавок, двое родных братьев матери художницы (дяди Муси) судились между собой, не поделив одну жену на двоих, которая к тому же была их вдвое старше.

Между тем, Эмиль не захотел, а может и не смог ввести Марию в высшее общество Ниццы. Семнадцатилетняя Муся не просто разочарована, она разозлена. В отместку начинает терроризировать ухажера и его отца. Забрасывает их анонимными письмами с угрозами и непристойностями. Позднее решает поквитаться, сочинив роман «изобличающий семью д’Одиффре». Амбициозная Муся почему-то уверенна, что книга выйдет не хуже, чем у Александра Дюма.

Миф седьмой: Мария Башкирцева отвергла ухаживания Мопассана

В некоторых публикациях встречается размытое трактование переписки Муси с французским романистом. Якобы, получив послание, писатель был удивлен и заинтригован ее литературным даром. На самом деле неуемная жажда славы и желание вращаться в высшем обществе не давали Мусе покоя.

«Уже год, как я собираюсь написать вам… Но вот, дня два тому назад, я читаю в газете, что кто-то почтил вас милым посланием, и вы просите эту прелестную особу сообщить вам адрес, чтобы ответить ей. Во мне тотчас же заговорила ревность, меня вновь ослепило ваше литературное дарование,- и вот я перед вами».

Мопассан, как мужчина заинтригован, ему глубоко наплевать на ее литературный слог. В ответных письмах писатель, как опытный ловелас, постепенно начинает «окучивать» очередную экзальтированную девицу. В конце концов напрямик спрашивает как она выглядит, попутно назначая свидание. Переписка Мопассана с Марией — очередная интрижка писателя (к тому времени уже болевшего сифилисом), из общего вала любовных писем, поставленных на конвейер.

После смерти художницы ее родственники старательно идеализировали образ безвременно скончавшейся Марии Башкирцевой. Скандальная семейка выжимала деньги из всех и вся! Остается только удивляться, как дяди и тети не распродали все картины подчистую. Впрочем, возможно гонорары от изданных «порезанных дневников» приносили доход несоизмеримо больший, чем оставшиеся от Муси полотна. В 1908 году около 150 полотен и рисунков мать Башкирцевой подарила Русскому музею Александра ІІІ (Санкт-Петербург). О дальнейшей печальной судьбе картин подробно написано в Википедии.



  • Разделы сайта