3 небылицы. Небылицы для детей. Необычное и смешное применение предметов

Иван Топорышкин.

С ним пудель пошел, перепрыгнув забор.

Иван, как бревно, провалился в болото,
А пудель в реке утонул, как топор.

Иван Топорышкин пошел на охоту,
С ним пудель вприпрыжку пошел, как топор.

Иван провалился бревном на болото,
А пудель в реке перепрыгнул забор.

Иван Топорышкин пошел на охоту,
С ним пудель в реке провалился в забор.

Иван, как бревно, перепрыгнул болото,
А пудель вприпрыжку попал на топор.
Хармс Д.

Крокодил и петух.
Hа желтом лyгy,
Где pастет чепyха,
Лиловая,
Как чеpнила,
Повстpечал
Кpокодил с головой петyха
Петyха с головой кpокодила.

И оба сказали такие слова:
- Какая чyднАя
У вас голова!
Я, может, не пpав,
Hо мне кажется, вы
Достойны скоpее
Моей головы.

Хотите меняться? -
Петyх пpедложил.
- Отлично, давайте! -
Сказал Кpокодил.

Обменявшись такими словами
Поменялись они головами.
И каждый подyмал:
"Кpасиво на диво!
Обманyл я его,
Чyдака".
И yшел
Кpокодил
С головой кpокодила,
А Петyх -
С головой петyха.
Сапгир Г.

Небылицы в лицах.
Здорово, Hикодим!
- Здорово, Егор!
Откуда идешь?
- С кудыкиных гор.
- А как у вас, Егор, поживают?
- Hа босу ногу топор надевают,
Сапогом траву косят,
В решете воду носят.
Hаши сани
Едут сами,
А лошади наши - с усами,
Бегают в подполье за мышами.

Да ведь это кошки!
- Комара тебе в лукошке!

Hаши кошки живут в гнезде,
Летают везде.
Прилетели во двор,
Завели разговор:
"Кар, кар!"

Да ведь это ворона!
- Мухомор тебе вареный!

Hаша-то ворона ушаста,
В огороде шастает часто
Скок да скок
Через мосток,
Белым пятнышком - хвосток.

Да ведь это зайчишка!
- В нос тебе еловая шишка!

Hашего зайца
Все звери пугаются.
Прошлой зимою в лютый мороз
Серый зайчище барана унес.

Да ведь это волк!
- По лбу тебя щелк!

Hеужели не слыхал никогда ты,
Что волки у нас рогаты?
Волк трясет бородой,
Пообедал лебедой.

Да ведь это козлище!
- Щелчков тебе тыща!

Hаш козел
Под корягу ушел,
Хвостом шевелит,
Ставить сети не велит.

Да ведь это налим!
- Hет, не налим.

Мы про налима не так говорим.
Hалим Hикодим
Гордится собою,
Hалим Hикодим
Hосит шапку соболью
Hи перед кем ее не ломает
И шуток тоже не понимает.
Сапгир Г.


Про красную мышь и зелёную лошадь.

Я шёл и расспрашивал
разных прохожих
Про красную мышь
И зелёную лошадь.
И мне отвечали
Десятки прохожих:
- Таких мы не видели-
Даже похожих.
Кругом улыбались:
- Всё это - фантазия!-
Какой-то старик проворчал:
- Безобразие!

Я шёл через город
Нелеп и взъерошен.
я спрашивал всюду,
Меня не смутишь:
- Ну кто-нибудь видел
Зелёную лошадь,
Зелёную лошадь
И красную мышь?

Вдруг кто-то окликнул
меня из окна.
И я увидал
голубого слона,
Который сказал:
- Поищи их на пристани.
Недавно туда
Прошагали туристами
Зелёная лошадь
и красная мышь.
Ну, топай скорее,
чего ты стоишь?

В волнении я прибежал
на причал,
Где белый кораблик
кормою качал.
Кораблик уже уходил
От причала.
Зелёная лошадь
У борта стояла,
А красная мышь
мне махала с кормы…
с тех пор, к сожаленью,
Не виделись мы.
Ты скажешь: всё это
неправда одна.
Не веришь?
Спроси голубого слона.
Г. Сапгир

А может, а может...
Одну простую сказку,
А может, и не сказку,
А может, не простую,
Хотим вам рассказать.
Ее мы помним с детства,
А может, и не с детства,
А может, и не помним,
Но будем вспоминать.

Нам помнится, вороне,
А может быть, собаке,
А может быть, корове,
Однажды повезло.
Прислал ей кто-то сыра,
Грамм, думается, двести,
А может быть, и триста,
А может, полкило.

На ель она взлетела,
А может, не взлетела,
А может быть, на пальму
С разбегу взобралась.
И там она позавтракать,
А может, пообедать,
А может быть, поужинать
Спокойно собралась.

Но тут лиса бежала,
А может, не бежала,
А может, это страус злой,
А может, и не злой.
А может, это дворник был.
Он шел по сельской местности
К ближайшему орешнику
За новою метлой.

Послушайте, ворона,
А может быть, собака,
А может быть, корова,
Но тоже хорошо.
У вас такие перья,
У вас рога такие,
Копыта очень стройные
И добрая душа.

А если вы споете,
А может быть, залаете,
А может, замычите √
Коровы ведь мычат,
То вам седло большое,
Ковер и телевизор
В подарок сразу вручат,
А может быть, вручат.

И глупая ворона,
А может быть, собака,
А может быть, корова,
Как что-то запоет.
И от такого пения,
А может, и не пения,
Упал немедля в обморок
От смеха весь народ.

А сыр у той вороны,
А может быть, собаки,
А может, и коровы,
Конечно же упал.
И прямо на лисицу,
А может, и на страуса,
А может, и на дворника
Немедленно попал.

Идею этой сказки,
А может, и не сказки,
Поймет не только взрослый,
Но даже карапуз,
Не стойте, и не прыгайте,
Не пойте, не пляшите
Там, где идет строительство,
Или подвешен груз.
Успенский Э.

Русские народные стишки, небылицы, потешки.

А где это видано

И в какой деревне слыхано,

Чтобы курочка бычка родила,

Поросеночек яичко снес

Да на полочку унес.

А полочка обломилась,

И яичко разбилось.

Овечка расквохталась,

Кобылка раскудахталась:

— Ой, куда-куда-кудах!

Не бывало у нас так,

Чтоб безрукий нашу клеть обокрал,

Голопузый за пазуху поклал,

А слепой-то подглядывал,

А глухой-то подслушивал,

А безногий водогон побежал,

Безъязыкий «караул» закричал!

Ехала деревня

Мимо мужика,

Вдруг из под собаки

Лают ворота.

Он схватил дубинку

Разрубил топор,

И по нашей кошке

Пробежал забор.

Крыши испугались,

Сели на ворон,

Лошадь погоняет

Мужика кнутом.

На болоте стоит пень,

Шевелиться ему лень.

Шея не ворочается,

А посмеяться хочется.

Лиса по лесу бежала,

Лиса хвост потеряла.

Ваня в лес пошёл,

Лисий хвост нашёл.

Лиса рано приходила,

Ване ягод приносила,

Её хвост отдать просила.

Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор

На булановой телеге,

На скрипучей лошади.

Сапоги на нем с карманом,

А жилетка с каблуком.

Подпоясался дубиной,

Опирался кушаком.

Между небом и землёй

Поросёнок рылся

И нечаяно хвостом

К небу прицепился.

Трах-тах, тарарах,

Едет мышка на ежах.

— Подожди колючий ёж,

Больше ехать невтерпёж,

Очень колешься ты, ёж.

Наши уточки с утра -

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда -

Га-га-га! Га-га-га!

А индюк среди двора -

Бал-бал-бал! Балды-балда!

Наши гуленьки вверху -

Грру-грру-угрру-у-грру-у!

Наши курочки в окно -

Кко-кко-кко-ко-ко-ко-ко!

А как петя-петушок

Ранним-рано поутру

Нам споет ку-ка-ре-ку!

Тень-тень-потетень,

Выше города плетень.

Сели звери на плетень.

Похвалялися весь день.

Похвалялася лиса:

Всему свету я краса!

Похвалялся зайка:

Пойди, догоняй-ка!

Похвалялися ежи:

У нас шубы хороши!

Похвалялся медведь:

Могу песни я петь!

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Деткам спать не даешь?

Раным-рано поутру

Пастушок: «Ту-ру-ру-ру!»

А коровки в лад ему

Затянули: «Му-му-му!»

Ты, Буренушка, ступай,

В чисто поле погуляй,

А вернешься вечерком,

Нас напоишь молочком.

Скучно волку жить в лесу -

Он заводит песню.

Так неладно, так нескладно -

Хоть беги из лесу.

Перед ним лисица пляшет -

Рыжей лапой машет.

Хоть ни ладу и ни складу -

Пляшет до упаду.

Воробей пищит на ветке

Изо всех силенок.

Пусть нескладно, непонятно-

Все равно приятно.

Как на тоненький ледок

Выпал беленький снежок.

Выпал беленький снежок,

Ехал Ванюшка-дружок.

Ваня ехал, поспешал,

Со добра коня упал.

Упал Ваня и лежит,

Никто к Ване не бежит.

Две девушки увидали,

Прямо к Ване подбежали,

На коня Ваню сажали,

Путь-дорогу показали.

Путь-дорогу показали,

Да наказывали:

Как поедешь ты, Иван,

Не зевай по сторонам!

Старый заяц сено косит,

А лиса сгребает.

Муха сено к возу носит,

А комар кидает.

Довезли до сеновала -

С воза муха закричала:

«На чердак я не пойду,

Я оттуда упаду,

Ноженьку сломаю,

Буду я хромая».

Гречку мыли, гречку мяли,

Мышку по воду послали

По мосту-мосточку,

Желтому песочку.

Проплутала долго -

Испугалась волка,

Заблудилась, слезы градом,

А колодец - рядом.

Ой ты, заяц косой - вот так!

Не ходи ты за мной - вот так!

В огород попадешь - вот так!

Всю капусту сгрызешь - вот так,

Как поймаю тебя - вот так,

Как за уши схвачу - вот так,

Да и хвост откручу - вот так!

Приложение №4

Конспект занятия

Тема: Народные художественные промыслы.

Цель: Познакомить детей с народными художественными

промыслами, развить чувство гордости за русскую землю,

славящуюся мастерами, которые создавали и создают своими руками

сказочную красоту.

Дать детям представление об общности народных художественных промыслов и их различиях.

Помочь детям через беседу, дидактические карты, наглядные пособия, развивать воображение, память, чувство света, эстетическое восприятие.

Способствовать формированию у детей подлинной любви и уважения к своей Родине, к ее историческому прошлому, к русской самобытной культуре, к народному творчеству и искусству.

Предварительная работа:

Рассматривание открыток, альбомов, слайдов, изделий дымковских, гжельских и хохломских мастеров (каждый промысел на отдельном стенде), рисование в альбомах для раскрашивания.

Материалы и оборудование:

Картинки и открытки с изображением различных народных промыслов. Посуда: Гжель, Хохлома. Дымковские игрушки.

Ход занятия

(Тихо звучит музыка)

Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, послушаешь прекрасную музыку, прикоснешься к истинным творениям русского народа.

Земля наша, Русская, испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми, которые создавали и создают своими руками сказочную красоту.

Для того, чтобы любить, необходимо все это видеть и знать. Ребята, сегодня на занятии я хочу вам рассказать о народных художественных промыслах.

В России народных художественных промыслов великое множество. И сейчас мы с вами совершим экскурсию по самым знаменитым, самым уникальным центрам народного творчества.

Дети подходят к первому стенду. (Гжель)

В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей, стоит городок Гжель. Давным-давно жили-были там смелые и умелые, веселые и красивые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им лучше свое мастерство показать, всех людей порадовать, да свой край прославить. Думали-думали, да придумали. Нашли они в родной сторонке глину чудесную, белую-белую, и решили слепить из нее посуду разную, да такую, какой свет не видывал. Но не только лепниной украшали гжельские мастера свои изделия, расписывали свою посуду синей краской разных оттенков. Рисовали на посуде различные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Очень затейливая, нарядная получилась посуда, и стали называть ее «нежно-голубое чудо».

Чашка эта голубая

О зиме напомнит вдруг:

На снегу холодном тает

Не расстает синий луг.

Рассветают на морозе

Хризантемы и ромашки.

Колокольчики и розы.

Украшают чашки, вазы

Сколько блеска, сколько глянца

В сине-белом том фасьянсе!

Неужели, неужели

В Вашем доме нету Гжели?

Дети подходят ко второму стенду. (Хохлома)

Продолжим нашу экскурсию, посмотрите, какая красивая посуда.

В старину люди ели из деревянной посуды. В селе Хохлома искусные мастера делали деревянную посуду и расписывали ее красивой росписью, отправляли в другие города. Посуда эта нравилась людям своими яркостью, праздничностью, узорами. Чашки, ложки, ковши пользовались большим успехом. Позже стали делать и детскую мебель. С большим старанием делают хохломчане свою посуду. Много выдумки и фантазии применяют, придумывают узоры, которые высматривают в окружающей природе. На хохломской посуде вьется, кружится травка-былинка, то красная, то черная, а из нее выглядывает ягодка: смородина, малина, рябина, или цветы: маки, колокольчики, ромашки.

Я перечислила элементы, но в хохломской росписи их называют по-иному - завиток, а листья украшены оживкой, в виде прожилок. Найдите на предметах ягоды клубники, ягоды смородины, завиток, листья, цветы.

Молодцы ребята! Послушайте стихотворение о Хохломе.

Вы не знаете, ребята,

От чего и почему,

Очень часто называют

Золотую Хохлому?

Разве золотом покрыты

В ней деревья и дома?

Может, всюду там сияют

Золотые терема?

Деревянная, резная

Расписная Хохлома!

Удивительной посудой, -

Вот чем славится она.

Этот тонкий, этот дивный

Золотистый завиток!

Раз увидишь, не забудешь,

И хотел бы, да не смог.

Дети подходят к стенду с Дымковской игрушкой.

Полюбуйтесь ребята, какая красота! И Барышня,и свистулька, и лошадки. Что же это за узор?

А сейчас послушайте мой рассказ о Дымковской игрушке.

Дымковская слобода, что недалеко от города Вятки, славится своими мастерами. Проходили здесь знаменитые весенние ярмарки, народные гуляния, на которых и появились первые игрушки расписные, дивные такие. Называется такой праздник «свистуньей». Пели на разные голоса свистульки, зазывая весну, прогоняя холодную зиму. Практически в каждой избе жили умельцы, владеющие дымковским мастерством. Из красной глины, смешанной с просеянным песком, рождались, появлялись на свет разные зверюшки: кони озорные, олени золоторогие, индюки важные, кавалеры отважные, свистульки голосистые да звери сказочные, диковинные. Особенностью дымковской игрушки является простой геометрический орнамент, состоящий из ярких пятен, кругов, зигзагов и полосок разной толщины. Для этой росписи используют сочетания ярких цветов: красного, малинового, желтого, голубого, зеленого, оранжевого, синего и, конечно, черного. Словно из далекой доброй сказки пришло к нам чудо: зверюшки-веселушки, дивные дымковские игрушки.

Есть в России уголок,

Где из труб идет дымок,

Знаменита деревушка

Яркой глиняной игрушкой:

Пестрыми фигурками.

Кошечками Мурками,

Расписными петухами,

Курицами, индюками,

Веселит, ласкает взор

Пестрый Дымковский узор.

Итог занятия.

РЕФЛЕКСИЯ

Ребята, интересная экскурсия у нас получилась? А вы хотите стать народными умельцами? (Ответы детей). Хорошо! Тогда я приглашаю вас на следующее занятие по изобразительному искусству в нашу мастерскую, где вы сможете стать народным умельцем.

Источники информации

КнязеваО.Л. « Приобщение детей к истокам русской народной культуры»,СПб, 1997.

Небылицы - это стихотворное или прозаическое повествование со сказочным или фантастическим сюжетом о событиях или действиях, которых не может быть на самом деле. Такие произведения относятся к разновидности сказочного жанра устного народного творчества.

В них нарочно подчеркивается искажение действительности. Небылицы обожают читать дети, но они должны понимать, что это - шутка или вымысел, тогда такие чтения способствуют развитию фантазии, наблюдательности, смекалки. Самые известные небылицы:

  • стихотворение Корнея Чуковского "Путаница"
  • "Приключения барона Мюнхгаузена" книга Эриха Распе

Что такое небылица?
Это значит: Волк и Львица
Привезли своих ребят
На машине в детский сад.
А потом – умчались в горы
На работу в Детский город,
Где в «Салоне Доброты»
Дарят Белочкам цветы.

Волк работал пастухом
На «Дошкольной ферме».
Ездил с огненным кнутом
На корове вредной.
Пас детишек-непосед
На конфетном поле.
Им рассказывал секрет,
Как учиться в школе.
А ребята-сорванцы
В поле рвали огурцы,
Угощали пастуха
И смеялись: «Ха-ха-ха!»

Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из под собаки
Лают ворота.
Он схватил дубинку
Разрубил топор,
И по нашей кошке
Пробежал забор.
Крыши испугались,
Сели на ворон,
Лошадь погоняет
Мужика кнутом.

Дело было в январе
Первого апреля.
Жарко было во дворе
Мы окоченели.
По железному мосту
Сделанном из досок,
Шел высокий человек
Низенького роста.
Был кудрявый без волос,
Тоненький как бочка.
Не было детей у него
Только сын да дочка

Между небом и землёй
Поросёнок рылся
И нечаяно хвостом
К небу прицепился.

Заяц гонится за львом
И рычит ужасно.
Крот под елкой строит дом
Из рябины красной.

Была репа важная,
Дивилась старуха каждая:
Одним днём
Не обойдёшь кругом.
Всей деревней ели
Целую неделю.
Одну корку наложили,
Так телегу обломили!

По синю морю корабль бежит,
Серый волк на носу стоит,
А медведь паруса крепит.
Заюшка кораблик за верёвку ведёт,
Лисичка из-за кустика хитро глядит:
Как бы зайку украсть,
Как бы верёвку сорвать.

Встаю я под вечер,
А утром ложусь.
Гогочет петух,
Кукарекает гусь.
Я платье для куклы
Стираю метлой
И в печке дрова
Зажигаю пилой.
Вливаю три супа
В кастрюлю с яйцом.
Песенка с крышкой,
Кастрюля с концом.

Говорят: ты жив, здоров?
- Нет, лежу в больнице.
- Говорят: ты сыт по горло?
- Нет, я сильно есть хочу,
Хоть корову проглочу!

По реке плывет корова,
Обогнала пароход.
На рогах стоит ворона
И соломинкой гребет.

Едет на лисе
Курица верхом,
Бежит кочан капустный
С зайцем кувырком.
Ловит щука в море
Сетью рыбака,
Плавает корова
В крынке молока.
Зернышко пшеницы
Воробья клюет,
А червяк ворону
В коробочке несет.

Из-за тучи, из тумана
Мужик скачет на баране.
А за ним на комариках
Дети скачут в валенках,
А жена на блошке
Скачет по дорожке

Как у вас поживают?
- На босу ногу топор надевают,
Сапогом траву косят,
В решете воду носят.
Наши сани едут сами.
А лошади наши - с усами,
Бегают в подполье за мышами.

Лошадка травку ела, ела,
И ей травка надоела.
В магазин пришла Лошадка
И купила шоколадку.

Чудо, чудо, чудеса:
На пеньке стоит лиса,
Палочкою машет,
Два медведя пляшут.
Вот какие чудеса –
Два медведя пляшут.
Зайцы взялись за бока,
Заплясали трепака,
Прилетели утки,
Заиграли в дудки.
Вот какие чудеса –
Заиграли в дудки.
И берёзки в пляс пошли,
Хороводы повели.
Солнце засияло,
Всем теплее стало.
Вот какие чудеса –
Всем теплее стало!

Небылицы придуманные детьми на других страницах сайта "Учат в школе"

Детские стихи-небылицы -огромный кладезь народной мудрости. Многие писатели настаивали на том, что небылицы-это в первую очередь особенная детская интелликтуальная игра, благодаря которой можно гармонично развить своего ребенка.И как оказалось, они были правы, потому что дети могут не только играть, используя самые различные средства, включая игрушки, машины, куклы. Дети могут играть так же весело, но только своими мыслями. Небылица является плодом фантазии и воображения, которая позволяет ребенку расширить значительно границы существующей действительности, по новому посмотреть на каждый предмет, сделать мир интереснее.

Всегда задорные, смешные и веселые - они нравятся детям.

В них рассказывается о том, чего на самом деле не бывает

и быть не может.

Часто взрослые могут услышать как ребенок сам составляет небылицы. Не нужно останавливать малыша, пусть сочиняет, возможно именно в вашей семье растет великий сказочник.

Несмотря на то, что борьба за право сочинять и рассказывать длилась долгие годы, сегодня этот жанр можно по праву считать, интересным и полезным. возрожденным.

Использование игры- как средство развития интеллектуальных способностей ребенка

Развивать у детей психические процессы(Фантазию, логическое мышление, речь, воображение

Активизировать познавательные интересы.

Формировать внутреннюю позицию будущего школьника.

Я не зря себя хвалю,

Всем и всюду говорю, что любое предложение,

прямо сразу повторю.

Ехал Ваня на коне,

Вел собачку на ремне,

А старушка в это время, Мыла кактус на окне.

Ехал Ваня на коне,

Вел собачку на ремне,

Ну а кактус в это время, мыл старушку на окне.

Ехал Ваня на коне.

Вел старушку на ремне.

А собачка в это время,

Мыла Ваню на окне.

Знаюя, что говорю,

Говорил, что повторю,

Вот и вышло без ошибок,

А чего хвалится зря.

Владимир Шаинский «Про кота».

Я купил на птичьем рынке говорящего кота,

Но не знал еще что будет,

С ним сплошная маета маета,

Убежал мой кот из дома,

И явился в деитский сад.

Пел он песнюЧунга-чанга

Тридцать три часа подряд.

Небылицы-небылицы,

Переходят все границы.

Ну и что же,ну и что же.

Быль и небыль так похожи.

В воскресенье пол второго,

Марсианин прилетел,

Позвонил по телефону,

Познакомиться хотел.

Я как раз снимался в фильме

А где это видано,

Ив какой деревне слыхано,

Чтобы курочка бычка родила,

Поросеночек яичко снес,

Да на полочку унес,

А полочка обломилась

И яичко разбилось,

Овечка расквохталась,

Кобылка раскудахталась,

Ой, куда-куда,-кудах,

Не бывало так у нас.

Чтоб безрукий нашу клеть обокрал,

Голопузый за пазуху поклал,

А слепой-то подглядывал,

А глухой то подслушивал,

А безногий водогон побежал,

Безьязыкий «караул» закричал!

Ехала деревня,

Мимо мужика,

Вдруг из-под собаки,

Лают ворота,

Он схватил дубинку,

Разрубил топор,

И по нашей кошке,

Пробежал забор,

Крыши испугались,

Сели на ворн,

Лошадь погоняет,

Мужика кнутом.

На болоте стоит пень,

На болоте стоит пень,
Шевелиться ему лень.
Шея не ворочается,
А посмеяться хочется.

***
Лиса по лесу бежала,
Лиса хвост потеряла.
Ваня в лес пошёл,
Лисий хвост нашёл.
Лиса рано приходила,
Ване ягод приносила,
Её хвост отдать просила.

***
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор
На булановой телеге,
На скрипучей лошади.
Сапоги на нем с карманом,
А жилетка с каблуком.
Подпоясался дубиной,
Опирался кушаком.

***
Между небом и землёй
Поросёнок рылся
И нечаяно хвостом
К небу прицепился.

***
Трах-тах, тарарах,
Едет мышка на ежах.
- Подожди колючий ёж,
Больше ехать невтерпёж,
Очень колешься ты, ёж!

    Куда бегал?
    - В лес-дуброву.
    - Что там делал?
    - Кору драл.
    - Куда клал?
    - Под колоду убирал.

  • Лиса по лесу бежала,
    Лиса хвост потеряла.
    Ваня в лес пошёл,
    Лисий хвост нашёл.
    Лиса рано приходила,
    Ване ягод приносила,
    Её хвост отдать просила.

  • Между небом и землёй
    Поросёнок рылся,
    И нечаяно хвостом
    К небу прицепился.

Трах-тах, тарарах,
Едет мышка на ежах.
- Подожди колючий ёж,
Больше ехать невтерпёж,
Очень колешься ты, ёж!

  • Из-за леса, из-за гор
    Едет дедушка Егор.
    Сам на кобылке,
    Жена на коровке,
    Дети на телятках,
    Внуки на козлятках.
    Съехали с гор,
    Развели костёр,
    Кушают кашку,
    Слушают сказку.

  • Тень-тень-потетень,
    Выше города плетень.
    Сели звери под плетень.
    Похвалялися весь день:
    Похвалялася лиса:
    - Всему свету я краса!
    Похвалялся зайка:
    - Поди, догоняй-ка!
    Похвалялись ежи:
    - У нас шубы хороши!
    Похвалялся медведь:
    - Могу песни я петь

  • На болоте стоит пень,
    Шевелиться ему лень.
    Шея не ворочается,
    А посмеяться хочется.

  • Была репа важная,
    Дивилась бабушка каждая.
    Одним днем не обойдешь кругом.
    Всей деревней ели целую неделю


Еще по этой теме...

Олеся Емельянова

Быль или небылица

Это игра для детей 3-6 лет. Участников может быть сколько угодно. Начертите на земле линию или, если игра проводится в помещении, то положите на пол ленту или веревку. Дети должны встать за линией, а ведущий должен встать перед ними. Перед тем как начать игру нужно познакомить детей с условными знаками. Если ведущий скажет то, что может случиться в жизни (быль), надо встать и поднять руки над головой, если сказал то, чего быть не может (небылица), нужно присесть на корточки. Можно придумать и другие условные знаки, но они должны очень сильно отличаться друг от друга, чтобы нельзя было быстро поменять один на другой. После этого ведущий читает детям короткий стишок, а те должны отреагировать на него правильным условным движением. Сам ведущий никаких движений делать не должен. Каждый, кто показал правильный знак, делает шаг вперед. Все, кто ошиблись, остаются на прежних местах.

Победит тот или те, кто на момент окончания игры продвинется дальше всех. Для большей честности можно всю площадку для игры разлиновать на полосы-шаги. А можно наоборот позволить правильно ответившим игрокам делать шаг или прыжок максимальной длины.

Зеленым цветом отмечены двустишия-были, а красным – небылицы:

Чтоб спастись от зимних вьюг,
Ласточки летят на юг.

На работе балерины
Набивают пух в перины.

В море каракатица
Не плывет, а катится.

От крылечка до калитки
Целый день ползли улитки.

Чтоб охотиться, сычи
Вниз бросают кирпичи.

Африканская горилла
Ест слонов и крокодилов.

Из древесной почки
Выросли листочки.

В чаще грибника Петра
Покусала мошкара.

Чтоб от насморка лечиться,
Муравьи едят горчицу.

Подарила Мише Света
Шоколадную конфету.

У летающих ежей
Восемь ног и шесть ушей.

Мальчик Петя на прогулке
Собирал с деревьев булки.

Носороги и слоны
Прилетели к нам с Луны.

В зоопарке обезьяны
По утрам едят бананы.

Петушок, пропев зарю,
Говорит цыплятам: «Хрю!»

Надоил Семен с быка
Два бидона молока.

У могучего орла
Две ноги и два крыла.

Получилась изо льда
Очень мокрая вода.

Утром волк зубастый
Чистит зубы пастой.

Две голодные медузы
Ели в море кукурузу.

Чтоб зимой не мерзли уши,
Надевает шапку Луша.

Молодой рыбак Федот
В лодке по реке плывет.

Муха с кухни у Антошки
Вилку унесла и ложку.

У Наташи привиденье
Съело в доме всё варенье.

Футболисты ЦСКА
В мяч играют из песка.

На столе у бабы Юли
Тесто лезет из кастрюли.

В зоопарке росомаха
Обогнала черепаху.

Раки свищут на горе
К наводненью и жаре.

В небе самолет кружится,
Машет крыльями, как птица.

У игрушечной матрешки
Ручки длинные и ножки.

Белка между елок скачет
На зиму орешки прячет.

На работе дядя Миша
Продает коньки и лыжи.

В парке видела Алена
Стайку воробьев зеленых.

Через каждые пять лет
Кошка изменяет цвет.

В Калахари круглый год
Кактус пляшет и поет.

Иногда и днем луна
Людям на небе видна.

Куклу новую Матрена
Уронила вверх с балкона.

По команде умный пес
Коле тапочки принес.

Прячет мама-кенгуру
Кенгуренка в кобуру.

После дождика из манки
Выросли в лесу поганки.

От пирожных и сиропа
Растолстела Пенелопа.

На учениях солдаты
Учатся бросать гранаты.

Ходит голубь по дорожке,
У него четыре ножки.

В огороде у Ларисы
Кабачки воруют лисы.

На краю земли восточном
Солнце светит днем и ночью.

У упавшего спортсмена
Забинтовано колено.

Злой зубастый крокодил
Мотороллер проглотил.

Принтер напечатал фото
Полосатого енота.

Петя с помощью корзин
Превращает снег в бензин.

Под водой на дне морском
Скат питается песком.

У коровы на картинке
Очень грязные ботинки.

Сбросил дикобраз иголки,
Стал совсем-совсем не колкий.

На зеленом апельсине
Шкурка стала темно-синей.

Под водою водолазы
Дышат через трубку газом.

Пятилетний мальчик Вася
Пятый год в десятом классе.

В Антарктиду дядя Вася
Летом плавал на матрасе.

Злой Антошка из окошка
Окатил водою кошку.

Пролетели стаей
В небе горностаи.

Ночью в полной темноте
Ездят мыши на коте.

Летом во дворе Егорка
С ледяной катался горки.

На веселом карнавале
Дети в масках танцевали.

У полярного бобра
Прямо в айсберге нора.

После вторника среда
Наступает не всегда.

Весь свой век огромный кит
В море ест и в море спит.

Делают томатный сок
Из репьев и из досок.

Не бывает малышей
Без цветных карандашей.

Под окном в весенний день
Белая цветет сирень.

Если в клеточку тетрадь,
То нельзя в ней рисовать.

Видел Ян, как гусеница
В огороде съела птицу.

Из орлиного птенца
Можно вырастить скворца.

От простуды у Тимура
Поднялась температура.

Роет под землею ход
Маленький проворный крот.

Внука Вани Ванин дед
Младше на пятнадцать лет.

За обедом съела Даша
Сто тарелок манной каши.

В огороде Прошка
Посадил картошку.

Обшипела Петю с пня
Ядовитая свинья.

Прыгает по ветками птичка –
Желтопузая синичка.

Сорвала Анюта розу,
И теперь в руке заноза.

Возле старого пруда
Страус сел на провода.

Дядя Коля для красы
Отрастил себе усы.

В гололед и в гололедицу
Хорошо на санках едется.

Добавляют чайки в чай
Лебеду и молочай.

Изловился сом в реке
И сварился в кипятке.
(сом сам себя не мог изловить и сварить)

У морского львенка
Шкура, как клеенка.

Даже у китайца
На руке пять пальцев.

Огуречная ботва
Вдвое слаще, чем халва.

Научить ежа легко
Пить из блюдца молоко.

Внуки бабе Оле
Грядки пропололи.

Шланг, покрытый чешуей,
Называется змеёй.

Прописал врач Мише
От ангины лыжи.

В мультиках на роликах
Ездят львы и кролики.

Рыба умная дельфин
Есть не станет парафин.

Тощий суслик на пригорке
Столбиком стоит у норки.

Не дают калеке
Книг в библиотеке.

Восьмилетний мальчик Коля
Получил пятерку в школе.

У лягушки из пруда
Поседела борода.

Все всегда кладут в салат
Шоколад и мармелад.

Слава радугу нашел
И по радуге пошел.

Кошка спит на батарее
И становится добрее.

На базаре нам казах
Взвесил дыню на часах.

Повар дядя Боря ловко
Заморозил кекс в духовке.

Злой пингвин схватил енота
И унес к себе в болото.

Влад по телефону
Позвонил Семену.

Вместе с дедушкой Егор
Красит краскою забор.

За день вылилась вода
Из дырявого пруда.

У китайца Ли из рук
Панда кушает бамбук.

Ехал поезд по мосту
И сигналил всем «Ту-ту!»

Ян, нажав на выключатель,
Кошкин выключил мурчатель.

Смотрите также:

НЕБЫЛИЦЫ


Детские небылицы в стихах

Про красную мышь и зелёную лошадь

Я шёл и расспрашивал
разных прохожих
Про красную мышь
И зелёную лошадь.
И мне отвечали
Десятки прохожих:
- Таких мы не видели-
Даже похожих.
Кругом улыбались:
-Всё это - фантазия!-
Какой-то старик проворчал:
-Безобразие!

Я шёл через город
Нелеп и взъерошен.
я спрашивал всюду,
Меня не смутишь:
-Ну кто-нибудь видел
Зелёную лошадь,
Зелёную лошадь
И красную мышь?

Вдруг кто-то окликнул
меня из окна.
И я увидал
голубого слона,
Который сказал:
-Поищи их на пристани.
Недавно туда
Прошагали туристами
Зелёная лошадь
и красная мышь.
Ну, топай скорее,
чего ты стоишь?

В волнении я прибежал
на причал,
Где белый кораблик
кормою качал.
Кораблик уже уходил
От причала.
Зелёная лошадь
У борта стояла,
А красная мышь
мне махала с кормы…
с тех пор, к сожаленью,
Не виделись мы.
Ты скажешь: всё это
неправда одна.
Не веришь?
Спроси голубого слона.
Г.Сапгир

***
Бочонок собачонок

Дайте мне
Кусок щекотки,
Дайте смеха - Две щепотки,
Три столовых ложки
Ветра
И грозы - Четыре метра!
Писку-визгу - Двести граммов
Плюс пол-литра
Шумов-гамов,
Да еще
Глоток веревки
И моточек газировки! - - Дам я все,
Что вы хотите,
Если вы
В обмен дадите
Тюк
Мальчишек,
Пук
Девчонок
Да бочонок
Собачонок!
Заходер Борис

А может, а может...
Из м/ф «Пластилиновая ворона»

Одну простую сказку,
А может, и не сказку,
А может, не простую,
Хотим вам рассказать.
Ее мы помним с детства,
А может, и не с детства,
А может, и не помним,
Но будем вспоминать.

Нам помнится, вороне,
А может быть, собаке,
А может быть, корове,
Однажды повезло.
Прислал ей кто-то сыра,
Грамм, думается, двести,
А может быть, и триста,
А может, полкило.

На ель она взлетела,
А может, не взлетела,
А может быть, на пальму
С разбегу взобралась.
И там она позавтракать,
А может, пообедать,
А может быть, поужинать
Спокойно собралась.

Но тут лиса бежала,
А может, не бежала,
А может, это страус злой,
А может, и не злой.
А может, это дворник был.
Он шел по сельской местности
К ближайшему орешнику
За новою метлой.

Послушайте, ворона,
А может быть, собака,
А может быть, корова,
Но тоже хорошо.
У вас такие перья,
У вас рога такие,
Копыта очень стройные
И добрая душа.

А если вы споете,
А может быть, залаете,
А может, замычите √
Коровы ведь мычат,
То вам седло большое,
Ковер и телевизор
В подарок сразу вручат,
А может быть, вручат.

И глупая ворона,
А может быть, собака,
А может быть, корова,
Как что-то запоет.
И от такого пения,
А может, и не пения,
Упал немедля в обморок
От смеха весь народ.

А сыр у той вороны,
А может быть, собаки,
А может, и коровы,
Конечно же упал.
И прямо на лисицу,
А может, и на страуса,
А может, и на дворника
Немедленно попал.

Идею этой сказки,
А может, и не сказки,
Поймет не только взрослый,
Но даже карапуз,
Не стойте, и не прыгайте,
Не пойте, не пляшите
Там, где идет строительство,
Или подвешен груз.
Успенский Эдуард

Три мудреца
Три мудреца в одном тазу
Пустились по морю в грозу.
Будь попрочнее
Старый таз,
Длиннее
Был бы мой рассказ.
Перевод С. Маршака

Вот сказали, воробья не видать,

А воробушек по улице идет,

В левом крылышке скрипочку несет,

Правым крылышком наигрывает,

С ноги на ногу попрыгивает.

И-та-та, и-та-та,

Вышла кошка за кота,

За кота котовича,

За Иван Петровича.

Стали кошку хоронить,

Во все колоколы звонить.

Ти-ли-ль дон,

Ти-ли-ль дон,

Загорелся козий дом,

Коза выскочила,

Глаза выпучила.

Бежит курочка с ведром,

Побежала к дубу,

Прикусила губу,

Прибежала к городу,

Опалила бороду.

Ерема, Ерема,

Сидел бы ты дома,

Точил веретены,

Пятки зелены.

Пряха по ниточке пряла,

В коробочки клала,

Мышка клепала.

Мышка божится,

На печку ложится,

Не дорог попред (ниточка)

Пастухам на обед.

Кошка ходит по краю,

Она лычко дерет,

Коту лапотки плетет,

А коту-то недосуг -

Надо пиво варить,

Надо пиво варить,

Да надо сынушка женить.

Сын Максим, балалаечник,

Балалаечку купил,

Да все девчонок полюбил:

Ты сутуленькая,

Ты горбатенькая,

Выйди, выйди за меня,

Да за богатенького.

У меня-то про тебя

Молока цела река,

Киселя целы амбары.

Шли бараны по дороге,

Промочили в луже ноги.

Раз, два, три, четыре, пять,

Стали ноги вытирать,

Кто платочком,

Кто тряпицей,

Кто дырявой рукавицей.

Зайчик белый, куда бегал?

Во лес дубовый.

Чего делал?

Лыки драл.

Куда клал?

Под колоду.

Кто украл?

Я не знаю, я не знаю.

Гром по горам прокатился –

С дуба комар повалился,

Грохнулся о корневище

Старый комар-комарище.

Мигом слетелися мухи –

Две грохотухи-горюхи,

Подняли бедного братца,

Стали жужжать, убиваться:

Старый комар-комарище,

Как тебе больно, дружище!

Бедный наш светик-сударик,

Как тебя жаль нам, комарик!

Ехала деревня

Мимо мужика,

Вдруг из под собаки

Лают ворота.

Он схватил дубинку

Разрубил топор,

И по нашей кошке

Пробежал забор.

Крыши испугались,

Сели на ворон,

Лошадь погоняет

Мужика кнутом.

Наша-то хозяюшка

Сметлива была,

Всем в избе работушку

К праздничку дала:

Чашечку собачка моет языком,

Мышка собирает крошки под окном,

По столу котище лапою скребет,

Половичку курочка веничком метет.

Слетались все птицы:

Чечетки-сестрицы,

Кукушка-подружка;

Воробушек-шурин

Глазки прищурил;

Ворона-невеста

Села на место.

Только нет жениха.

Не позвать ли петуха?

Покупал баран баранки

На базаре спозаранок

Накупил баран баранок:

Для барашков, для овечек

ДЕСЯТЬ маковых колечек,

ДЕВЯТЬ сушек,

ВОСЕМЬ плюшек,

СЕМЬ лепешек,

ШЕСТЬ ватрушек,

ПЯТЬ коржей,

ЧЕТЫРЕ пышки,

ТРИ пирожных,

ДВЕ коврижки

И ОДИН калач купил –

Про себя не позабыл!

А для женушки – подсолнушки.

У нашего луня,

У милого друга,

Сорок кадушек

Солёных лягушек,

Сорок амбаров

Сухих тараканов,

Пятьдесят

Поросят –

Только ножки висят.

Сайты детских садов
Как создать сайт ДОУ...

онкурсы на сайте
Детские творческие конкурсы, конкурсы для педагогов, голосование.

. "Болеем за Россию-2014"
"Подарок для папы к 23 "Кормушка для пичужки"

Заказать свидетельство
Сертификаты и свидетельства

Заставить детей заниматься тем, чем им не хочется, довольно сложно. Еще сложнее, если ребенок гиперактивный, редко сидящий на одном месте. Такого егозу можно занять делом, только если хорошенько его заинтересовать. И короткие небылицы для детей тут могут оказаться весьма кстати. Особенно если они действительно интересные.

Прежде всего, это способ мышления. Весьма интересный и увлекательный. Небылицы (детские) являются небольшими рассказами или потешными стишками, где все наоборот. К примеру, кот живет в будке и охраняет дом, а пес ловит мышей. Логически рассуждающий малыш сразу заметит, в чем же кроется несоответствие, и обязательно поправит рассказчика.

Примеры

Существует масса небылиц, которые были написаны довольно давно. Вот одна из них:

На березе сидит заяц,
Книжку вслух читает.
Прилетел к нему медведь,
Слушает, вздыхает.

Такие короткие небылицы для детей действительно помогают развить логическое мышление. Во-первых, зайцы на березах не сидят, а скачут по травке. Во-вторых, книг они тоже не читают. В-третьих, медведи не умеют летать. Даже двухлетний малыш быстро сможет понять, в чем заключается подвох в таком стишке.

"Ехал Ваня на коне..."

Такие небылицы (детские), как про Ваню на коне, который вел собачку на ремне, не слишком-то и короткие. Поэтому рассказывать их лучше уже более сознательным малышам. К примеру, старшим дошколятам или младшим школьникам. Примечательно, что примерно в пятом классе детей нередко заставляют учить эту известную небылицу, поскольку она хорошо развивает память, логику и внимание (надо же отследить, в каком именно порядке идут предложения в стишке).

В чем еще польза

К сожалению, современные дети слишком много времени проводят за просмотром мультфильмов и мультсериалов. Это существенно сказывается на их мировосприятии. Так, некоторые малыши совершенно не отличают реальность от виртуальности. Поэтому стоит не только отказаться от такого рода досуга, но и изучить народные небылицы для детей. Они помогут определить, насколько же реально то или иное событие. К примеру:

Между небом и землёй
Поросёнок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился.

Малышу стоит рассказать о том, что хрюшки водятся в хлеву или на специальных фермах, а не на облаках. А за небо прицепиться хвостиком нельзя. Еще лучше, если под рукой окажутся картинки с реальным положением дел: вот мама-хрюша, вот поросята, вот хлев, вот тот, кто кормит животных. Такие незатейливые короткие небылицы для детей будут гораздо лучше всяких мультфильмов и комиксов про супергероев, которых не существует в природе.

Откуда появились?

Вообще изначально такой жанр был придуман нашими предками, которые сочиняли стихи и песни по принципу "что хочу, то и говорю". Примерно оттуда же появились известные стихи-небылицы для детей типа:

Лает кошка из лукошка,
На сосне растёт картошка,
Море по небу летит,
Волки съели аппетит.
Звонко квакают утята,
Тонко квакают котята.

И про кирпич, который, как стекло, плывет по реке. Их придумали давно, но пользуются спросом они и сейчас. Во-первых, это смешно, развивается чувство юмора. Во-вторых, размышляя на тему, заданную стихом, ребенок включает логику.

Маршак и его небылицы

У такого известного писателя, как Самуил Маршак, из-под пера вышло немало таких произведений. Одно из них называется довольно длинное произведение, заслуживающее внимания. Подходят такого рода небылицы для детей 3 класса школы. Чем произведение может пригодиться? Во-первых, речь идет о пионерах, коих в наше время уже и нет. То есть можно рассказать детям о том, кто же это такие были, чем занимались, во что одевались. Во-вторых, у стихов глубокий смысл, понять который могут даже такие маленькие школьники.

"Вот какой рассеянный..."

Это хоть и не короткие небылицы для детей, но все-таки достойное внимания произведение. Во-первых, тут речь идет о том, что так хорошо знакомо малышам: как одеваться по утрам, как успевать по своим делам. Совсем маленьким деткам можно читать произведение по строкам, чтобы они успевали оценить и юмор, и отсутствие логики в действиях главного персонажа. Ведь сковороду на голову вместо шапки не надевают, а руки в брюки не суют. Маршак действительно постарался, создав такое прекрасное, полезное и веселое произведение, которое не теряет актуальности уже многие годы.

Перевертыши

Этот термин был введен Корнеем Ивановичем Чуковским, который был мастером по сочинению веселой чепухи. А ведь небылицы-перевертыши для детей - это не что иное, как забавный бред, ерунда, то, чего быть не может в природе. Например:

Сидит ежик на сосне -
Новая рубашка,
На голове сапожок,
На ноге фуражка.

Такого не бывает в настоящем мире, зато это весело и смешно. Такие перевертыши (когда все перевернуто с ног на голову) могут заинтересовать даже самого непоседливого малыша. Особенно если задать правильный тон рассказу, делать паузы в нужных местах, смысловые ударения и усиления, чтобы было интереснее слушать и воспринимать.

Сочинять или читать?

Многие родители задаются вопросом о том, самим ли им придумывать истории или же брать те, которые уже были написаны ранее. Все зависит от того, насколько хорошо работает фантазия у взрослых, насколько хорошо ребенок воспринимает на слух информацию. Есть целая категория малышей, которые не любят слушать, когда им читают. А вот рассказы воспринимаются ими "на ура". В этом случае нужно или заучивать стишки, или сочинять их. Последнее не так уж и сложно, как кажется. Рифма необязательно должна присутствовать во всех строках. Например:

Кот в лесу нашел арбуз,

Променял его на сало,

Мишка прячет в лапе туз,

Ему меда мало.

Такое вот бредовое стихотворение можно сочинить на ходу, буквально за пару секунд. Малышу же останется лишь разобраться в том, что в нем правда, а что вымысел. Например, мишка и правда любит мед, его всегда мало, но прятать туз он в лапе не может, поскольку он все-таки животное, а не человек.

Как быть воспитателям и учителям?

Конечно, и те, и другие просто не в состоянии каждый раз придумывать самостоятельно новые стишки деткам. Поэтому разумнее обратиться к уже написанным произведениям. Так, например, в детской дошкольной и школьной (младшего возраста) хрестоматии очень много примеров народных небылиц и тех, что были написаны известными авторами. К примеру:

Рано утром, вечерком,
Поздно, на рассвете
Баба ехала пешком
В ситцевой карете.

Это из народного. Или произведение "На Горизонтских островах" Бориса Заходера. Оно целиком и полностью состоит из небылиц и небывальщин, того, чего быть не может или может, но наоборот. Если познакомить детей с таким стихотворным рассказом, есть возможность развить не только логическое мышление, но и существенно повлиять на мировосприятие ребенка. Для малышей, которые еще ходят в детский сад, будет интересна стихотворная небылица Корнея Ивановича Чуковского "Путаница", где речь идет о том, как животные перестали быть собой. Это простое, легкое и смешное произведение, которое учит тому, что каждому свое место в мире, у каждого свое предназначение, а если все перепутать, то жить станет гораздо сложнее. Выбирая произведение, стоит сначала обратить внимание на то, что именно малышу интереснее слушать, а также на возраст, ведь далеко не все стишки можно понять в два-три года и даже в пять лет.



  • Разделы сайта