Техника туммо обучение. Практика Туммо. Снижение уровня холестерина. Сделаем это по-плохому

Необычайная выносливость тибетских отшельников объясняется их умением вырабатывать внутреннее тепло. Мистики умеют впадать в , которое именуется «тумо », но для обозначения понятия тепла в повседневной речи этот термин не употребляется. Отшельники Тибета способны провести всю зиму в пещере на высоте до 5000 метров в легкой одежде и чувствовать себя при этом вполне комфортно.

Действие практики тумо направлено не только на согревание тела аскета. Последователям тайных тибетских учений известны различные виды тумо. Окутываясь в теплый "божественный покров", аскет может наблюдать . Ему не нужно опасаться подхватить простуду, пока он находится под защитой тумо.

Как правильно выполнять дыхание тумо

В упражнение входят десять этапов, которые следуют один за другим, без перерыва. Ниже приведено их краткое изложение:

  • В воображении создается ментальный образ в виде артерии, толщиной в человеческий волос. Она проходит через центр тела и постепенно наполняется пламенем (или теплой воздушной струей).
  • Диаметр артерии увеличивается до толщины мизинца.
  • Артерия постепенно расширяется до размеров руки.
  • Артерия приобретает вид трубы и заполняет собой все тело.
  • Расширившаяся вена способна вместить в себя всю вселенную. Ощущение тела отсутствует, практик входит в состояние экстаза. Он чувствует себя развеваемым ветром пламенем в пылающих волнах огненного океана. Для достижения пятого этапа тумо даже самый способный ученик тратит не меньше часа. После прохождения этой стадии наблюдается повторение субъективных видений в обратном порядке.
  • Постепенно волны пламени уменьшаются и спадают, стихает буря. Наконец пылающий океан поглощается телом.
  • Сосуд сужается до размера руки.
  • Артерия не превышает толщины мизинца.
  • Толщина артерии равна толщине волоса.
  • Вена пропадает. Становятся невидимыми огонь и другие образы и формы. Существующие представления о каких-либо предметах также рассеиваются. Постепенно сознание растворяется в «Великой Пустоте».

Утро считается идеальным временем для занятия тумо. Но фактически практиковать это упражнение можно в любое время суток.

Экзамен тумо

Период обучения, во время которого оттачивается техника тумо, заканчивается экзаменом. Лунной зимней ночью полностью уверенные в своем умении ученики приходят с учителем на берег не замерзшей горной речки. Если все водоемы скованы льдом, то пробивается полынья.

Ночь должна быть морозной и ветреной, что для Тибета не редкость.Совершенно голые кандидаты на звание «респа» рассаживаются на земле, скрестив ноги. Погруженные в ледяную воду простыни вытаскивают из проруби и закутывают ими ученика. Задача аскета - отогреть определенное количество простыней своим телом и высушить их. Когда ткань высыхает, ее повторно замачивают в воде, и вся процедура повторяется до рассвета.

Победителем становится тот, кому удалось высушить на себе наибольшее количество простыней.Некоторые ученики подобным образом просушивают за ночь до сорока простыней. Впрочем, размеры отрезков ткани бывают чисто символическими. Но, нужно признать, что настоящие «респа» способны высушивать телом куски материи, размером с огромную шаль.

Таинство "Тшед"

Это еще один очень интересный ритуал, проводимых анахоретами Тибета. Его смысл заключается в том, чтобы "подарить" свое тело упырям и вурдалакам для последующего съедения. Мистики Тибета верят, что эта техника помогает им очиститься духовно и приблизиться к просветлению. Чтоб выполнять , нужно иметь стальные нервы!

Проводится обряд следующим образом - маг отправляет своего ученика в глухое и безлюдное место. Подойдет старое заброшенное кладбище или густой лес. Там ученик должен трубить в специальную трубу канглинг и призывать демонов на "пиршество". В скором времени на зов являются жуткие твари, и начинают пожирать ученика заживо.

Разумеется, все это происходит только лишь в сознании практикующегося. Но в процессе выполнения таинства Тшед ученик находится в гипнотическом трансе. Поэтому есть все основания предполагать, что он действительно чувствует, как его поедают неведомые монстры. Исследователь Тибета Александра Дэвид-Ниль писала, что среди монахов, практикующих Тшед, встречаются сильно изможденные люди, находящиеся в невероятно подавленном психическом состоянии.

Тибетская йога является одной из самых разнообразных и удивительных мистических систем мира, и особенно в ней выделяется специфическая практика управления внутренним огнем, называемая туммо. Она позволяет выдерживать суровые холода Гималаев без вреда для здоровья и кардинальным образом преобразовывать свое тело и дух.

Что такое туммо

Если говорить коротко, то практика туммо – это специфичный метод тибетской йоги, позволяющий адепту научиться вырабатывать настолько мощное внутренне тепло (огонь), что оно позволяет ему не мерзнут даже в лютый мороз.

Наибольшую популярность и проработку как метода, туммо нашла в школе тибетской йоги линии кагъю-па. Но она также имеет место и в других тибетских традициях, в частности в тантрическом буддизме

Туммо является одной из шести йог Наропы – великого тибетского йога.

Практика выработки внутреннего тепла является одной из наиболее архаичных мистических техник, уходящих корнями в шаманизм, так как умение вырабатывать внутреннее тепло во многих культурах считается уникальной сверхспособностью шаманов и подтверждением их статуса как мастеров.

Механизм выработки внутреннего огня

Каким же образом йог способен сгенерировать столько тепла? Это осуществляется благодаря тому, что йог с помощью уникальных методик учится работать с тонкими энергиями своего тела, стараясь жизненную энергию (известную в Индии как кундалини («змеиная сила»)) поднять вверх по позвоночному столбу. Чтобы добиться такого результата, он усердно практикует специальные дыхательные упражнения и овладевает навыками глубокой концентрации на энергетических центрах тела - чакрах.

Когда пробуждается энергия кундалини и начинает подниматься вверх вдоль позвоночника, она «разогревает» тело, переводя всю физиологию на совершенно другой, более эффективный уровень функционирования.

Первый этап обучения туммо

Первый этап обучения практике туммо заключается в том, что йог учится обходиться минимальным количеством одежды и просто закаляет тело простыми способами – растирает его снегом и обливается холодной водой для того, чтобы повысить физиологический уровень сопротивления низким температурам. В результате йог становится не только более крепким, но и повышает свой энергетический уровень, что и содействует раскрытию дремавших до этого способностей.

Усиление «жара»

Также для усиления внутреннего жара йогу необходимо соблюдать половое воздержание. Но это не просто отказ от интимной близости во всех ее проявлениях, а целый арсенал различных упражнений по трансформации сексуальной энергии. Для этого опять йог использует различные дыхательные упражнения, визуализации, элементы внутренней алхимии, с помощью которой он очищает сексуальную энергию от грубой материальной формы, а ее тонкий субстрат поднимает вдоль позвоночника вверх, проводя ее через чакры.

Аскеза

Обычно йог, желающий заниматься туммо, уединяется в какой-либо пещере или отдаленном месте, где интенсивно выполняет все необходимые этапы практики. Время от времени его посещает учитель, чтобы направлять его на этом пути.

Базовое испытание в практике туммо

Когда йог достигает совершенства в своих занятиях, и гуру видит, что он готов, то для него проводится специальный экзамен. Для этого в одну из морозных ветреных ночей ученика приводят на берег озера или реки. Йог обнажается и садится на землю в позу лотоса (падмасана).

Учитель мочит в ледяной воде простыни и оборачивает ими йога, задача которого с помощью своего внутреннего тепла не только не замерзнуть и не заболеть, но и с помощью своего жара на холодном морозном ветру высушить простынь!

При этом высушивание простыней проходит не один раз, а несколько, как только одна простынь высохнет, тут же намачивают вторую. Это испытание длится всю ночь до самого рассвета.

Иногда такое испытание устраивается сразу для нескольких учеников и тогда победителем испытания считается тот, кто больше всех высушил на себе простыней.

Если йог высушил не менее трех простыней, то он считается мастером туммо и теперь имеет право носить одну единственную белую хлопчатобумажную рубашку или мантию в любую погоду. Теперь его будут называть Репа, что означает «Человек, одетый в хлопчатобумажную ткань».

Продвинутое испытание в практике туммо

Для особо продвинутых йогов предусмотрено более сложное испытание. Их заворачивают не в одну, а сразу в несколько мокрых ледяных простыней! И с помощью своего внутреннего жара они высушивают их все!!!

Испытание для мастеров туммо

Если же йог прошел все эти испытания, то ему устраивается экзамен на мастерство. Для этого йог садится на вершине горы или плато, максимально покрытой снегом и начинает практику туммо. Об успехах в его занятиях судят по тому, какое количество снега он сможет растопить вокруг себя!

© Алексей Корнеев

На фестивале YogArt, который прошел 16 декабря в Санкт-Петербурге, было много интересных практик, одна из которых - Туммо, тибетская йога внутреннего огня. Хочется рассказать о ней более подробно.

На занятие собрался полный зал, что неудивительно, ведь практика очень актуальна для наших северных широт. На улице минус пятнадцать, и согреться хочется всем. О том, как повысить свою теплопродукцию (выработку тепла в организме) рассказывает Ринад Минвалеев - кандидат биологических наук, автор научных публикаций и руководитель экспедиций, широко известный в узких кругах за то, что на морозе сушит своим телом мокрые простыни.

«Один из результатов пранаямы, - рассказывает Ринад, - повышение теплопродукции, описывался ещё в священном трактате Дхеранда-самхита, где указывается, что рядом с жилищем йога должен быть бассейн для охлаждения от регулярных перегревов».

Ринад предлагает нам сделать пранаяму, чтобы прочувствовать эффект Туммо на себе. Данная пранаяма подразумевает задержку дыхания с контролем пульса: на 10 ударов делаем полный вдох, 40 ударов задержку дыхания, на 20 ударов выдох. «Вы сейчас поймаете этот жар. Потом сами меня попросите открыть окна, - обещает Ринад. - Эту пранаяму очень легко запомнить. Когда я только начинал заниматься йогой, у нас в доступе были только самиздатовские листочки. И вот в этих листочках были маленькие шедевры методического описания йоги. Один из этих шедевров - чёткие указания того, что нужно делать, чтобы не заниматься долгим заучиванием санскритских терминов. Вот такая пранаяма получила название «сто сорок вторая», то есть имеется в виду соотношение вдоха, задержки и выдоха 1-4-2».

Мы сделали пару раз «сто сорок вторую» и, действительно, стало немного теплее.

«Почувствовали жар?- спрашивает Ринад, - Жар пока что слабенький, но если продлить эту задержку, например, 12-48-24., то вы почувствуете такой жар, который может потребовать отвода тепла, иначе можно получить тепловой удар. Чтобы этот тепловой удар преодолеть, вам требуются какие-то другие условия».

Ринад рассказал о том, как могли возникнуть условия для подобных практик.

Когда в Индию пришли мусульмане, первое, что они сделали - попытались ограничить все более-менее развитые религиозные конфессии. Индуизм было ограничить довольно сложно, потому что, нужно было тогда ликвидировать большую часть населения Индии, а вот на буддистов, которые были ещё не столь многочисленны, начались гонения. Буддисты покинули территорию Индии и отправились в Гималаи. Так, собственно, буддизм и проник в Тибет.

«Тапас, получаемый при пранаяме, - рассказывает Ринад, - довольно быстро эволюционировал в то, что называется «тибетской йогой Туммо». Эта йога не могла возникнуть на пустом месте. Её принесли буддисты-индусы, взяв какую-то практику и обнаружив, что в горах она очень хорошо действует. Более того, именно в горах она срабатывает наилучшим образом, мы это проверяли в экспедициях».

Что же происходит во время задержки дыхания? Ринад рассказал и об этом. При задержке дыхания на вдохе, в крови накапливается углекислый газ, который расширяет периферические сосуды, и тёплая кровь отправляется на эту периферию.

«Нам говорят, что мы греемся мышцами, но это не так, - говорит Ринад, - ведь мышцы у нас находятся не в центре тела, а снаружи. Мышцы, как только нагреваются, всё тепло отдают наружу. Один из фундаментальных законов естествознания Второй закон термодинамики задаёт направление движения тепла: тепло всегда двигается от тепла к холоду, поэтому всё тепло, которое образовывают мышцы, на самом деле, выходит наружу».

«Вот сейчас точно пора открыть окна, - снова предлагает Ринад, - потому что мы сделаем ещё одну практику, и вам сразу станет понятно, как она согревает». Нам было предложено сделать Сурья Намаскар, да не простой, а в режиме Тапас: по словам Ринада, этот режим означает максимальную теплопродукцию, которая возникает в условиях гипоксии.

Мы делаем Сурья Намаскар с задержкой дыхания на выдохе во всех нижних позициях (после наклона, начиная с чатуранги). Цель Сурья Намаскар - поклонение Солнцу, включение Солнца в себе, что означает активность, работоспособность и, конечно же, тепло. И, действительно, после пары кругов такой Сурьи становится очень тепло. Кроме задержки дыхания, по словам Ринада, в практике Сурья Намаскар очень важно уделить внимание прогибу между лопатками, который включает симпато-адреналовую систему, или, говоря более понятным для йогов языком, канала Пингала.

Достаточно сделать одну такую Сурья Намаскар с задержкой, чтобы получить тот же жар, который возникает при длительном выполнении физкультурных упражнений. Вот это наблюдение и вошло в основу йоги Туммо.«Совсем не обязательно быть закаленным, чтобы делать эти практики на морозе, - говорит Ринад. - Эти способы разогрева заложены в каждом из нас уже в самом феномене теплокровности. Если верить теории эволюции, то можно считать, что человек потерял свой шерстяной покров из-за способностей повысить свою теплопродукцию».

По словам Ринада, «сто сорок второй» пранаямы и Сурья Намаскар достаточно для того, чтобы повысить свою теплопродукцию, но если добавить к этому наули, то результат будет ещё лучше. Лучше всего выполнять эти практики на холоде: на балконе, во дворе или на даче.

Текст: Маша Писаревич

Йога туммо (санскр. Чандали-Йога, тиб. Туммо) — йога внутреннего огня, одна из «Шести йог Наропы» (ок. X в. н.э) – древнего тантрического учения, переданного Махасиддхой Тилопой своему ученику Наропе. От Наропы практике туммо научился его ученик Марпа, а позже она перешла и к Миларепе, с учениями которого распространилась практически во всех школах тибетского буддизма.

Миларепа — один из самых известных практиков туммо в истории тибетского буддизма, а также тот, кто достиг Просветления в течение одной жизни благодаря медитации.

Текстовая версия:

Намасте, и вас приветствует Илья Кюри. Практика сидха – йоги. Сегодня мы выполняем практику наули крийя, то есть наули для разжигания внутреннего огня. Практически это практика туммо. Выполняется она вот так. Глубокий вдох, выдох. Именно так выполняется практика туммо. То есть мы разжигаем внутренний огонь. И в Тибете, и в Индии есть экзамен для молодых монахов и вообще садху. Их уровень практики кундалини йоги проверяется именно так, что всю ночь в горах, в снегу они должны просидеть и растопить жаром своего тела около трех-пяти мокрых простыней за ночь. Вокруг них тает снег благодаря их огню кундалини. Но так как мы начинающие практики, мы только растираемся снегом, занимаемся йогой, медитируем и вообще пропагандируем здоровый образ жизни. С вами был Илья Кюри. Практика сидха йоги. Добро пожаловать в мир садху. Намасте.

Грубых и тонких каналов, пронизанных энергией, - с ледует взять их под контроль.

Тилопа «Устные наставления по Шести йогам»

В наше время всё воспринимается с точки зрения материализма: йога – это фитнес, асаны – путь к здоровью, медитация – способ расслабления, а понятия «духовность» и «духовные практики» — лишь побочное условие в развитии тела и психической устойчивости организма. В поиске материала по «йоге туммо», я в очередной раз столкнулась с довлеющей массой информации, которая отражает лишь физические, материально выгодные стороны изучаемого вопроса. Древняя тибетская практика йоги туммо сейчас представлена лишь как нетрадиционный, но очень эффективный способ согреться на морозе, снизить уровень холестерина в крови и повысить холодоустойчивость организма. Доклады, выступления, конференции, дорогостоящие экспедиции, уйма последователей – всё лишь ради того, чтобы снова и снова разобрать в нюансах физиологическую сторону йоги ради максимально результативной работы с телом. И ни слова в этих многочасовых лекциях, семинарах, видеоматериалах о духовной стороне вопроса. Но ведь в прошлом йогины годами практиковали туммо и передавали тонкости из уст в уста явно не ради возможности обнаженными сидеть на снегу в лютый мороз, закаляться и на пересчёт сушить простыни. А потому стоит разобраться, что же есть йога туммо, где её истоки и какое место она занимает в йогической практике.

В одной из песен Миларепа говорил о туммо:

Уравновесь колебания красного и белого

В пупочном центре,

И ум озарится постижением,

переживая

Тепло как блаженство…

К чему мне благородный шёлк

И тонкая, мягкая шерсть?

Наилучшая одежда - Согревающий огонь блаженства туммо…

Физический аспект туммо

На физическом уровне практикующие йогу туммо в результате работы с внутренними энергиями способны излучать тепло и быть абсолютно невосприимчивыми к холоду. Туммо предполагает сосредоточение медитирующего на образе огня и ощущениях теплоты, которые связаны с непосредственным чувствованием живого пламени. Используется концентрация на энергетическом центре, находящемся в области пупка. В Тибете йогинов, практикующих туммо, называют «репа» (дословно – «белая юбка») за то, что они даже в лютые холода облачены лишь в тонкие хлопковые ткани и обходятся без тёплой одежды.

Тилопа в «Устных наставления по Шести йогам» так описывал практику йоги внутреннего огня.:

Тело йогина - собрание больших и малых,

Грубых и тонких каналов, пронизанных энергией, -

Следует взять под контроль.

Метод начинается с физических упражнений.

Жизненные энергии-ветры втягиваются,

Заполняют, удерживаются и растворяются.

В теле два боковых канала: лапана и расана,

Центральный канал авадхути и четыре чакры.

Языки пламени вспыхивают от огня чандали в пупе.

Поток нектара стекает вниз из слога ХАМ в темени,

Порождая четыре восторга.

Четыре результата подобны четырём причинам,

А шесть упражнений усиливают их».

А так описывала самих практикующих йогинов писательница и исследовательница Тибета Александра Давид-Неэль:

«Кандидат «Респа» должен тренироваться каждый день до рассвета и заканчивать относящиеся непосредственно к «тумо» упражнения до восхода солнца. Как бы ни было холодно, он абсолютно наг, или же имеет на себе один единственный покров из очень легкой бумажной материи. Разрешаются две позы - либо обычная поза медитации со скрещенными ногами, либо сидячая поза на западный лад, при этом руки лежат на коленях. В качестве вступления служат несколько дыхательных упражнений. Одна из преследуемых ими целей - обеспечить свободный проход воздуха через ноздри. Затем вместе с выдыханием мысленно извергаются гордость, гнев, ненависть, алчность, лень и глупость. При вдохе привлекаются и усваиваются благословения святых, дух Будды, пять мудростей, все, что существует в мире благородного и высокого. Сосредоточившись на некоторое время, нужно отрешиться от всех забот и размышлений, погрузиться в глубокое созерцание и покой, затем вообразить в своем теле на месте пупка золотой лотос. В центре лотоса стоит сияющий слог «рам». Над ним находится слог «ма». Из этого последнего слога появляется богиня Дорджи Налджорма. Как только вы представили себе образ Дорджи Налджормы, возникающий из слога «ма», нужно отождествиться с ней. Медленные глубокие вдыхания, действуя наподобие кузнечных мехов, раздувают тлеющий под пеплом огонь. Каждый вдох дает ощущение воздушной струи, проникающей в живот до пупка и раздувающей огонь. За каждым глубоким вдохом следует задержка дыхания, причём продолжительность её постепенно возрастает. Мысль продолжает сосредоточенно следить за рождением пламени, поднимающимся по вене «ума», проходящей вертикально в центре тела. Все упражнение состоит из десяти этапов, следующих один за другим без перерыва».

Технически практика йоги туммо представляет собой комплекс из активных физических и дыхательных упражнений, концентрации, визуализации мантрических слогов и созерцания тела. Переживание состояния внутреннего огня связано с сублимацией праны в пупочном центре в ходе её поднятия из нижних чакр и опускания из верхних чакр по центральному энергетическому каналу, называемому в йоге «сушумна». Через втягивание и растворение тонких физических энергий - ветров в центральном канале зажигается «внутренний жар». Практика внутреннего огня используется для перехода к дальнейшим практикам «Шести йог» - созерцанию иллюзорного тела и йоги ясного света.

Физиологический аспект туммо

Состояние «внутреннего огня» во время практики йоги туммо сопровождается локальным повышением температуры в верхней части тела. Именно этот физиологический эффект сейчас так колоритно демонстрируется и пропагандируется как йога туммо. Практикующие за счёт увеличения температуры сушат на теле мокрые простыни во время минусовых температур во внешней среде.

В 1981 году впервые были проведены научные исследования феномена «туммо». Руководил проектом профессор Гарвардского университета Герберт Бенсон. Он обследовал трёх тибетских монахов, живущих в предгорьях Гималаев и практикующих туммо. У йогинов измеряли температуру кожи в разных местах тела и ректальную температуру во время практики. По итогу эксперимента было резюмировано, что «монахи обладают способностью повышать температуру пальцев рук и ног более чем на 8,3 0 С».

Многочисленные современные исследования эффекта туммо ссылаются на термоморегуляцию теплокровного человеческого организма за счёт нагревания крови в лёгких посредством специфических дыхательных упражнений во время выполнения практики и отведения разогретой крови на периферию тела.

Однако нужно обратить внимание, что после 1981 года научные эксперименты непосредственно с тибетскими монахами, передающими именно буддийскую традицию Шести йог, не проводились, и официального заключения по феномену туммо на сегодняшний день нет.

Духовный аспект туммо

На духовном уровне йога туммо является подготовительным этапом для дальнейшей тантрической практики «Шести йог», результатом которой является состояние, в буддизме называемое Пробуждением или Просветлением. Конечная цель практики «Шести йог Наропы» — развитие контроля за энергетическими потоками в теле и сохранение в момент смерти ясности сознания йогина при переходе души в промежуточное состояние Бардо.

«Шесть йог можно практиковать с тремя целями: для достижения Пробуждения в этой жизни, для достижения Пробуждения в бардо, и для освобождения в одной из следующих жизней. Независимо от того, какой путь вы изберёте, начинать надо прямо сейчас. Практик с высшими способностями реализует в этой жизни, со средними - освободится в бардо, остальные - через несколько перерождений ».

Чтобы понять место туммо в традиции Шести йог, необходимо рассмотреть, какие этапы для реализации природы ума она включает:

1. Йога внутреннего огня

2. Йога иллюзорного тела — медитация, во время которой практик учится все объекты внешнего мира воспринимать лишь как проявления ума, находящегося в заблуждении. Предназначена для обретения Самбхогакайи — состояния Будды на благо всех живых существ.

3. Йога ясного света – практика очищения от сансарических привязанностей и двойственного восприятия. Предназначена для достижения Дхармакайи – состояния Истины, абсолютной реальности, пустоты, и Рупакайи – состояние всецело просветленного Будды.

4. Йога бардо и йога сновидений – практика достижения Пробуждения в промежуточном состоянии бардо между сном и явью, и бардо между смертью и новым рождением.

5. Йога переноса ума (или пхова) – медитация осознанного умирания в сознании, которая применяется в момент смерти. Предназначено для перенесения сознания в Чистую Землю Будды или в более высокие сферы для более благоприятного воплощения.

6. Йога переселения сознания в другое тело – практика переселения души в новое тело в том случае, если йогин не сумел завершить все практики, ведущие к Пробуждению, а смерть уже близка.

Путь Шести йог направлен на быстрое достижение Пробуждения, чтобы в нынешнем воплощении суметь перенести часть будущего Просветления в сегодняшнее непросветлённое состояние и, таким образом, вызвать полное внутреннее преображение личности. Идея состоит в том, что Пробуждение никогда не бывает вдали от человека, а абсолютная и относительная реальность у него всегда под рукой. Практики Шести йог направлены на переживание тех состояний, которые будут происходить с человеческим сознанием во время умирания и которые наяву возможно намеренно вызывать посредством йоги внутреннего огня и последующих техник обретения иллюзорного тела и достижения состояния ясного света сознания.

Из перечисленных Шести йог главными для достижения Пробуждения в этой жизни являются йога иллюзорного тела и йога ясного света. Но отправной точкой является именно йога внутреннего огня, потому что посредством её постижения йогин обретает контроль над грубыми и тонкими энергиями тела. Во время практики йоги туммо энергии угасают, вызывая появление внутренних и внешних знаков, сопровождаемых соответствующими видениями вплоть до возникновения ума ясного света - совсем как во время умирания.

С точки зрения духовного развития, йога внутреннего огня – не самоцель, не красочная демонстрация повышения температуры организма на морозе, не практика эффективной работы с материальной оболочкой, а лишь первоначальный этап длительного тантрического пути к внутреннему Пробуждению. Йога туммо — это тот двигатель, который заставляет все оставшиеся йоги вращать шестеренки понимания и осознавания природы реальности. Постепенно овладевая грубыми и тонкими энергиями тела, йогин со временем учится проживать стадии умирания, принимать смертность собственного тела, осознавать пустотность и иллюзорность окружающего его мира. Именно поэтому практики Шести йог традиционно передавали из уст в уста, от учителя к ученику. Только под присмотром и чёткими наставлениями гуру ученик был способен адекватно пережить этот опыт преобразования внутреннего мира.

Очень важным моментом в овладении как практики туммо, так и остальных пяти йог было предварительное освоение учеником основ Учения Махаяны: практикующему необходимо было вначале прочно утвердиться в буддизме, созерцать непостоянство, обдумывать драгоценность человеческого рождения, постигать кармический закон, созерцать любовь и сострадание, полностью созреть для выполнения обетов бодхисаттвы, и лишь затем получать или задействовать тантрические посвящения.

В современной йоге практика туммо стоит особняком. Она является специфическим тантрическим течением, и наверное, должна таковым остаться. Можно пытаться объяснять её с физиологической точки зрения, можно пытаться осваивать на уровне тела, проводить эксперименты и исследования, демонстрировать достижения, но получить передачу духовной составляющей от Учителя могут только души, по карме воплотившиеся для такой специфической практики. Во время описания практики Шести йог лейтмотивом прослеживается, что возможность управлять энергиями необходима йогину не ради собственного освобождения, а ради достижения состояния Будды во благо всем живым существам. А на это способны лишь избранные…

Всем практикам, стремящихся постичь Шесть йог Наропы, тибетский Учитель Цонкапа в своем трактате дал драгоценный совет-предупреждение словами йогина Миларепы:

Если не созерцаешь природу закона кармы, который состоит в том,

Что проступки и благодеяния приводят к сходным с ними результатам,

Власть незаметно созревающей неумолимой кармы

Может увлечь в перерождения, полные невыносимого страдания.

Развивай же осознание действия и его последствий.

Если не научишься замечать ошибки потакания чувственному восприятию

И с корнем не вырвешь из самого сердца цепляние за чувственные объекты,

Никогда не разобьёшь оковы сансарной тюрьмы.

Развивай же в себе ум, который воспринимает всё как иллюзию,

И применяй противоядие к источнику страдания.

Если не способен отплатить добром всем обитателям шести миров,

Каждый из которых успел хоть раз побывать твоим родителем,

Застрянешь в узкой колее от Малой колесницы - хинаяны.

Поэтому развивай всеобъемлющую бодхичитту -

Великое сострадание и материнскую заботу ко всем и каждому .

Давайте практиковать на Благо всех живущих! Ом!

Начинается тренировка с дыхательных движений и одновременно — с морально-психологического настроя. Вместе с выдыхаемым воздухом занимающийся исторгает из себя гордость, гнев, ненависть, алчность, лень и глупость. При вдохе "втягиваются", вбираются в себя образы святых, дух Будды, пять мудростей — все, что существует в мире благородного, возвышенного и чистого. Следующие за этим упражнения — собственно генерации Тумо — состоят из 10 частей, или этапов, следующих один за другим без перерыва. Дыхание спокойное, ритмичное, желательно беспрерывное повторение поддерживающих дух мантр.

Главное условие — полное сосредоточение на видении огня и связанных с ним ощущений теплоты, исключение всех остальных мыслей или мыслеобразов.

  1. В воображении создается и созерцается образ "центральной вены". Она наполняется вздымающимся по ней пламенем. При дыхании через пламя проходит воздушная струя. Эта " вена" имеет толщину волоса, тончайшей нити...
  2. "Вена" расширяется до толщины мизинца...
  3. Толщина "вены" достигает толщины руки...
  4. "Вена" заполняет собой все тело и имеет теперь вид трубы, вмещающей печную топку...
  5. Ощущение границ тела исчезает... Непомерно раздувшаяся "вена-" вмещает теперь всю Вселенную, и практикующий впадает в состояние экстаза: он чувствует, будто превращается в бушующее, раздуваемое ветром пламя огненного океана...

    Новички, не имеющие еще прочного навыка длительной медитации, проходят эти пять этапов быстрее, чем старшие ученики. Более опытные, погружаясь в созерцание, задерживаются на каждом из них значительно большее время. Но в любом случае для того, чтобы достигнуть пятого этапа, даже начинающему ученику требуется обычно не менее часа. Затем те же самые субъективные образы чередуются в обратном порядке:

  6. Огненная буря стихает, огненные волны постепенно спадают и успокаиваются, пылающий океан уменьшается и, наконец, весь поглощается телом...
  7. "Вена" не превышает толщины руки...
  8. "Вена" суживается до толщины мизинца...
  9. "Вена" теперь не толще волоса...
  10. "Вена" исчезает; видение огня, другие формы и образы уходят. Таким же образом рассеивается представление о каких бы то ни было предметах. Сознание тонет в "Великом Ничто", растворяется в нем, погружается в "Великую пустоту", где двойственности воспринимающего субъекта и воспринимаемого объекта более не существует.

Продолжительность транса в процессе медитации Тумо обусловлена степенью умственного и духовного развития ученика. Эту последовательность упражнений, включая пять последних этапов или без них, можно повторять по нескольку раз в день, но основная тренировка — утром.

Эффект практики Тумо:

Адепты системы генерации Тумо ходят в горах Тибета в любой мороз в тонкой хлопчатобумажной одежде. Однако данное упражнение полезно не только для выживания в условиях холода. Благодаря его практике развивается способность к длительной медитации, возможность контроля психики и ума.

Примечания к медитации Тумо :

  1. Несмотря на то, что упражнение предназначено для развития холодостойкости, разучивать его и тренироваться все же следует в теплом помещении (!).
  2. Местоположение "центральной вены" точно не указывается. Поэтому мы можем предложить два варианта исполнения самых первых стадий медитации: первый — произвольная локализация "вены" в области продольной оси симметрии туловища, второй — если принять за линию "вены" спинномозговой канал. Последний способ тогда будет соответствовать классическим представлениям йоги об астральных каналах (нади), где вся концентрация происходит на Сушумне (соответствующей medula spinalis грубоматериального тела)..Так или иначе, процесс генерации Тумо, несомненно, связан с активизацией силы Кундалини: при пробуждении Кундалини поднимается вверх по Сушумне, и она тогда становится подобной " языкам" восходящего пламени.
  3. Хотя в горах Тибета длительность медитации составляет не менее одного часа, как только что указывалось выше, новичкам в европейских условиях следует начинать с 10-15 минут. Во многом длительность упражнения определяется способностью просидеть в медитативной позе длительное время.
  4. Данное упражнение обязательно (!) следует выполнять в сидячей позе с прямым позвоночником. Тогда риск возникновения разного рода нежелательных последствий практически минимален.
  5. Следует отбрасывать не только посторонние мысли, но и разные побочные видения, которые вдруг могут проявиться в середине медитации, если они не связаны с основной темой — огнем Тумо.
  6. Выходить из медитации, как и входить, следует также постепенно и не торопясь; поэтому возрастает спектр требований к выбору времени для занятия: никто не должен вторгнуться в вашу комнату и отвлечь вас "на полдороге". Лучшее средство для постепенного завершения занятия — многократное исполнение мантр, например АУМ или ОМ-МАНИ-ПАДМЕ-ХУМ.
  7. Ни в коем случае нельзя практиковать упражнение в загрязненной атмосфере вблизи промышленных предприятий или сильных источников магнитных полей. Лучшее место для занятий — в каком-либо чистом и красивом уголке природы.


  • Разделы сайта