Прыгун с трамплина из великобритании. Эдди «Орёл». Рецензия

Зима закончилась, но, пока дует холодный ветер, самое время посмотреть лыжную историю успеха остервенело упрямого неудачника.

Неделю назад на большие экраны вышел байопик о британском лыжном прыгуне Майкле Эдвардсе, который больше известен общественности под именем Эдди Орёл Эдвардс. Самые отпетые циники в зрительских креслах радостно трепещут тайным восторгом, когда, похожий на ванильный маффин в лыжном костюме, Эдди взбирается на трамплин. Это правда смешной фильм.

«Эдди „Орёл“» - комедия о побеждающих неудачниках, имеющая реальную биографическую основу. Майкл Эдвардс, известный под заглавной кличкой, - настоящий британский лыжник, ставший в 1988 году первым представителем Британии на Олимпийском соревновании по прыжкам с трамплина на лыжах. Тогда он был первым британским рекордсменом. Историческая спортивная ирония заключалась в том, что Эдди был плохим лыжным прыгуном. Не настолько плохим, как мы с вами, - он всё-таки навострился прыгать, но был на последнем месте в списках лучших. Кроме того, он весил на девять килограммов больше, чем самый тяжёлый его соперник, носил очки с толстыми линзами и был полностью лишён финансовой поддержки (поэтому тратил все скудные деньги своих родителей на самостоятельные тренировки). Чемпионом Британии он стал исключительно потому, что других прыгунов в Англии просто не было с конца 20-х годов.

А теперь на эту историю можно посмотреть на большом экране. С исполнителем главной роли Тароном Эджертоном многие знакомы по кинокомиксу «Kingsman: секретная служба» - но немногие узнают его в комедии о лыжном прыгуне. Вполне по-пацански смазливый Эджертон значительно пополнел, отпустил пегие усишки, надел большие очки с толстыми линзами, приобрёл привычку по-бладхаундски щуриться и жить с бесстрашно выдвинутой вперёд нижней челюстью.

Сам Эдди участвовал в качестве эксперта в работе съёмочной группы и с большим теплом отзывался об образе, созданном Эджертоном. Посмотрев этот выпуск передачи «Доброе утро, Британия!», можно познакомиться с удивительно добродушным человеком, который удивляется: когда он пришёл на съемочную площадку, ему показалось, что он и вправду увидел себя!

Декстер Флетчер, исполнитель мыльной роли в культовом фильме «Карты, деньги, два ствола», снявший затем оммаж Гаю Ричи под названием «Дикий Билл», на этот раз поставил нейрофизиологическую комедию, как я её для себя назвала. Вообще, одно из самых интересных направлений кинораскопок, как мне кажется, - это поиск внутренних невербальных сообщений, которыми зритель нагружается во время просмотра фильма. «Эдди „Орёл“» действительно меня восхитил тем, как ловко он обращается с телесной информацией.

Всю первую треть фильма зрителя знакомят с детством и юностью героя, и эта часть наполнена неуклюжестью, оплошностями, неудачами, нелепостью Эдди. Зрительское тело в этой части фильма привыкает к ощущению скованности и невписанности в мир, появляется чувство физического стыда за неудачи. Когда Эдди попадает под крыло тренера, алкоголического циника в исполнении Хью Джекмана, чередой идут эпизоды тренировок. В них очень много внимания уделяется описанию правильного положения, тонуса и ощущения тела спортсмена. Для прыгуна с трамплина очень важна скоординированность и способность осознавать одновременно всё своё тело. Формула идеального летуна повторяется так часто, что мы вместе с Эдди не просто выучиваем её. В нашем неподвижно сидящем в кресле теле появляется специфическое напряжение: оно стремится принять оптимальное для прыжка на лыжах с трамплина положение. Честно могу сказать, что я довольно скоро стала непроизвольно задерживать дыхание с момента отрыва лыжника от трамплина и до самого приземления. Именно поэтому в кульминационный момент, когда Эдди приходится выступать с самой высокой девяностометровой вышки, тело зрителя уже полностью подчиняется правилам игры и замирает, приводя себя к психофизиологическому катарсису в момент прыжка.

В результате после фильма мне казалось, что я побывала на занятиях по прыжкам на лыжах, и моё тело чему-то научилось. Учёные высказывают предположения, что в мозгу есть группа так называемых зеркальных нейронов: они отвечают за подражание, наглядное обучение и, вероятно, за способность эмпатировать. Они выяснили, что эти нейроны активизируются, когда человек наблюдает за каким-то действием, осознавая его, - тогда в его мозгу происходит нечто вроде процесса обучения без непосредственных действий. Были эксперименты, в ходе которых выяснилось, что танцоры могут улучшить свою технику, наблюдая за безупречным танцем других людей. Так вот, Флетчер неплохо справился с зеркальными нейронами!

Большой спорт №1-2 (22) зима 2008

Татевик Айвазян

Он – настоящая звезда, знаменитый участник Олимпиады в Калгари, национальный герой Британии и популярный персонаж таблоидов.

Он – настоящая звезда, знаменитый участник Олимпиады в Калгари, национальный герой Британии и популярный персонаж таблоидов. Его песня на финском языке стала хитом; книга, изданная в Англии, имела фантастический успех, а Голливуд мечтает снять о нем фильм. Однако первое слово, которое приходит в голову, когда думаешь о Майкле Эдвардсе по прозвищу Эдди Орел, – неудачник. И, пожалуй, это самый успешный неудачник в истории мирового спорта.

На пути к заветной мечте Майкла Эдвардса – олимпийскому золоту – стояло лишь одно препятствие: он практически не умел прыгать на лыжах с трамплина. Эдди Орел занял «почетное» последнее место на Олимпийских играх в Калгари 1988 года. Майкл был не только абсолютно не подготовлен к столь сложным соревнованиям, но и не имел должной экипировки и спонсорской поддержки. Очки с огромными линзами и редкие усики еще больше подчеркивали его комический образ горе-лыжника. Журналисты назвали его «мистер Магу» – в честь подслеповатого героя мультфильма, который часто попадает в неловкие ситуации.
Но чудаковатый штукатур из Челтенхэма не унывал и охотно рассказывал журналистам всех крупнейших мировых СМИ трогательную историю своей жизни, уверяя, что научиться прыгать на лыжах с трамплина он мечтал еще с детства, однако не имел такой возможности – в Великобритании этот вид спорта почти отсутствует. Но Эдди был упрям и настырен. Он начал упорно тренироваться без какого-либо снаряжения и даже снега, прыгая с двухэтажных автобусов. И вот однажды решил, что готов для настоящей спортивной битвы и обратил свой взор на грядущую Олимпиаду в Калгари.

Правило Эдди Орла

Перед Олимпийскими играми он принял участие лишь в одном ответственном соревновании – мировом чемпионате мира по прыжкам на лыжах с трамплина, где занял последнее место. Но это не поколебало уверенности Эдвардса: год спустя, без спонсоров, без подготовки и с весом, на 10 килограммов превышающим вес среднестатистического лыжника, он упаковал чемоданы и отправился в канадский Калгари.

«За два года до Олимпийских игр я понял, что мне удастся принять в них участие, потому что я был единственным желающим от Великобритании, и я начал тренироваться. Получил массу ценных советов от австрийских и французских тренеров, но так как я сам не говорю ни по-французски, ни по-немецки, то большинство из них попросту не понял и позабыл», – рассказывает свою олимпийскую историю Эдвардс.

Само прибытие Эдди в Калгари уже носило трагикомический характер: его сумки лопнули на багажной ленте в аэропорту, а сам он ухитрился врезаться в стеклянную дверь, не заметив ее.

Но подобное начало не остановило его. Майкл Эдвардс все-таки вышел на старт. Там-то и началось самое интересное: помимо всего прочего, непреодолимым препятствием на пути к олимпийскому триумфу стала сильная близорукость. Очки с огромными линзами, без которых Эдди не мог обойтись, постоянно запотевали на морозе, поэтому видимость во время прыжков была минимальной. Просматривая видеозапись его выступления от 1988 года, трудно поверить, что речь идет о серьезном первоклассном международном соревновании. Эдди едва держался на лыжах, а в полете походил на эквилибриста, судорожно размахивающего руками и ногами, дабы сохранить равновесие. Каждый раз, когда британец приземлялся и не падал, зрители бурно аплодировали.

В результате он не завоевал медалей и не удостоился почестей, но стал знаменит. Несмотря на его непрофессионализм, недостаточную подготовку и нестандартное выступление, некоторые журналисты и даже спортсмены выступили в защиту горе-лыжника, усмотрев в поступке Эдди проявление истинного духа олимпизма с его принципом участия, а не победы.

Однако Международный олимпийский комитет не был согласен с такой оценкой и подверг поведение Эдди жесточайшей критике. Более того, чтобы лишить челтенхэмского штукатура возможности вновь принять участие в Играх, в 1990 году МОК принял так называемое «правило Эдди Орла», гласящее, что любой спортсмен, желающий выступить на Олимпиаде, должен сначала занять место в полуфинале международного соревнования (что естественно, может сделать только при соответствующем уровне подготовки). Для Эдди это фактически означало полный запрет на участие в Играх.

Жизнь после Игр

Эдди не собирался сдаваться и перепробовал массу способов вернуться на олимпийский старт сначала в Альбертвиле, затем в Лиллехаммере. Ни одна из его попыток не увенчалась успехом, хотя ему все же удалось заручиться финансовой поддержкой небольшой авиакомпании Eagle Airlines, согласившейся помочь ему принять участие в Играх в Нагано. Но МОК был категоричен, и в итоге Эдвардс все же был вынужден смириться с неизбежным окончанием своей спортивной карьеры.
Мировые средства массовой информации по-разному отреагировали на его поведение: кто-то откровенно потешался над горе-лыжником, называя его то лыжным десантником, то клоуном, а кто-то – в частности британские СМИ – отдали должное его настойчивости и преданности спорту. Эдди давал интервью, читал лекции и даже написал книгу о своих спортивных подвигах. Говорят, что уже за первую неделю после своего выступления в Калгари он заработал около 135 тысяч долларов, а к концу 1992 года эта сумма выросла до 620 тысяч долларов.
Поняв, что о большом спортивном будущем придется позабыть, Эдди получил диплом юриста, некоторое время был спортивным агентом, но недавно решил вернуться к истокам и вновь стал работать штукатуром в родной деревушке Челтенхэм. Он все еще выступает с проникновенными лекциями, ему нравится находиться в центре внимания прессы, и его уверенности в себе можно лишь позавидовать. Единственное, что изменилось в его облике, – это фирменные очки, которые исчезли после лазерной коррекции зрения.

Несколько месяцев назад один из голливудских продюсеров обнародовал планы о съемках фильма, посвященного единственному британскому лыжнику-прыгуну с трамплина. На главную роль был утвержден Стив Куган, актер и продюсер, звезда фильмов «Надзиратель», «Вокруг света за 80 дней» и комедийного сериала «Я – Алан Партридж».

Что ж, Эдди не произвел впечатления на олимпийских судей, но завоевал сердца простых людей. «Когда я прочитал сценарий, то нашел его не только смешным, но и удивительно трогательным. Чудаковатый и неловкий очкарик-зануда, обладающий железной силой воли. Именно это привлекло меня в этой роли», – поделился своими впечатлениями о будущем фильме Стив Куган.

Правда, Эдди с присущей ему непоколебимой верой в самого себя не очень-то рад такому выбору на главную роль. В одном из своих недавних интервью он без стеснения признался, что предпочел бы видеть в главной роли посвященного ему фильма как минимум Брэда Питта или Тома Круза. Стив Куган кажется ему не слишком подходящей персоной прежде всего потому, что, по словам Эдвардса, сам он намного более знаменит, чем звезда «Надзирателя».

Фильм « », снятый по мотивам реальных событий, рассказывает о невероятно смелом британском спортсмене Майкле Эдвардсе, более известном как Эдди «Орел» Эдвардс (), который занимался прыжками на лыжах с трамплина и не терял веры в свои силы, даже когда вся нация списывала его со счетов. С помощью необыкновенного и харизматичного тренера () Эдди принял вызов истеблишмента и завоевал сердца болельщиков во всем мире, благодаря своему историческому выступлению на зимних Олимпийских играх 1988 года в Калгари. Продюсеры фильма « » и Тэрон Эджертон в роли Эдди «Орла» представляют обаятельного аутсайдера, умеющего всегда держать удар судьбы.

История Эдди - очень вдохновляющая. Хотя он никогда не отличался хорошими спортивными данными, с раннего возраста мальчик стремился к достижению одной цели: попасть на Олимпийские игры. Он пробовал свои силы в различных видах спорта и дисциплинах и в итоге остановился на скоростном спуске на лыжах. Эдди чуть-чуть не хватило, чтобы попасть в сборную Великобритании на зимнюю Олимпиаду в 1984 году, и он решил переключиться на прыжки на лыжах с трамплина.

Здесь обнаружилось несколько проблем: Великобритания никогда не была представлена в олимпийской программе по прыжкам на лыжах с трамплина. И Эдди даже никогда не пробовал прыгать с трамплина. Он был тяжелее других прыгунов, и все они начали заниматься этим спортом в раннем возрасте. У него не было средств, достаточной подготовки, а плохое зрение означало, что ему придётся носить очки, которые запотеют, из-за чего в середине прыжка он почти ничего не будет видеть.

Однако его несгибаемый дух одержал победу. Выпрашивая и одалживая экипировку, Эдди стал единственным британским участником чемпионата мира в этом виде спорта в 1987 году. Он занял 55-е место, но это позволило ему попасть на зимние Олимпийские игры 1988 года в канадском городе Калгари.

Именно этот город стал местом взлета Эдди и в буквальном, и в переносном смысле. Хотя он занял последнее место в обеих дисциплинах - прыжки с 70- и 90-метрового трамплинов - Эдди стал любимцем средств массовой информации (таблоиды быстро дали ему прозвище «Орел») и народным героем, прославившимся своим необычным стилем, внешностью и желанием бороться. Было ясно, что со временем обязательно снимут фильм об удивительной жизни этого героического спортсмена.

ОРЁЛ В НЕБЕСАХ

Для этого понадобилось тридцать лет. Однажды вечером, в конце 2014 года, режиссер известных боевиков смотрел кино вместе со своими детьми. Это была комедия «Крутые вираж» о команде спортсменов с Ямайки, которые решили заняться бобслеем только для того, чтобы попасть на зимнюю Олимпиаду 1988 года в Калгари.

«Детям фильм очень понравился, - вспоминает , - и я задумался: «А почему больше не снимают такое кино?» Мне захотелось снять фильм, после просмотра которого у зрителей будут вырастать крылья. И я хотел сделать фильм, который понравится моим детям!»

Возможно, толчком стало удивительное совпадение, что команда бобслеистов с Ямайки и Эдди «Орел» участвовали в одной и той же Олимпиаде, но Мэттью Вон задумался именно об истории Эдди «Орла». Пятнадцать лет тому назад Мэттью Вон и его творческий партнер Гай Ричи отправляли Эдди сценарий для ознакомления, собираясь снять по нему фильм. Этот проект не реализовался, но идея осталась. «Я подумал, что это - интересно, и стоит попробовать. Множество людей увлекались этой идеей за эти годы, но ничего не вышло, - рассказывает Мэттью Вон. - Я узнал, где сценарий, сказал, что хочу приобрести его, и через три месяца мы начали съемки».

Мэттью Вон быстро собрал команду своей мечты, включая актеров и съемочную группу. Он сразу решил, что не будет режиссером («Для меня это что-то совсем необычное: снимать доброе семейное кино!»), и пригласил на эту роль давнего друга Декстера Флетчера. Когда-то Флетчер снимался в фильме «Карты, деньги, два ствола», где Мэттью Вон впервые выступил в качестве продюсера, и с тех пор они поддерживали дружеские отношения, и оба стали режиссерами. В частности, Мэттью обратил внимание на режиссерский дебют Декстера Флетчера «Дикий Билл».

«Мне понравился фильм «Дикий Билл, - говорит Мэттью Вон. - Декстер - добрый и заботливый».

В отличие от Мэттью, хорошо знакомого с выступлениями Эдди в Калгари, Декстер мало что помнил об этих временах. «Мне тогда было за двадцать, а он не был крутым, а когда тебе двадцать, внимание привлекает только что-то крутое», - шутит режиссер. Но он был потрясен, когда Эдди выиграл в британском реалити-шоу по прыжкам в воду «Splash!». «Я подумал, что этот Эдди - настоящий человек. Ему было 45 лет, но он сохранил олимпийский подход к спорту с полной самоотдачей. Он не знал страха».

Итак, когда Декстер получил звонок от Мэттью Вона, он уже был готов отправить Орла в полёт. «Это - отличная возможность поработать с таким продюсером как Мэттью, и сюжет - очень захватывающий. Дело не в том, что мы думаем, что мы знаем, - поясняет режиссер. - И вот Мэттью начинает рассказывать мне, словно я это делал! Поезд отправился. И я оказался в нем!»

Режиссер и продюсер хотели, чтобы в центре внимания постоянно было стремление Эдди к славе. «Вся история о том, с чего он начал и чего достиг», - говорит Декстер Флетчер.

Майкл Эдвардс действовал в одиночку. Сообщество прыгунов с трамплина в основном его не принимало, и он тренировался сам или находил разных тренеров на непродолжительное время. Но в фильме режиссер и продюсер решили создать персонажа, способного пройти весь путь вместе с Эдди. «Нам был нужен человек, которого реально можно представить, который мог бы существовать в действительности, - говорит Декстер Флетчер. - Мы воспринимаем Эдди как безумца, но нас покоряет его вдохновляющий энтузиазм и подход к решению проблем».

Так появился Бронсон Пири, бывший американский прыгун на лыжах с трамплина, ныне любитель выпить и заядлый курильщик, который берет поначалу упирающегося Эдди под свое крыло. Это была роль, написанная для настоящей звезды. Одно из преимуществ таких счастливчиков как Мэттью Вон, это - то, что они на короткой ноге со многими кинозвездами. Например, с Хью Джекманом.

«Я позвонил Хью и отправил ему сценарий, - рассказывает Мэттью Вон. - Хью вспомнил Эдди «Орла» и рассказал, что он, бывало, прыгал с крыши дома в Австралии, представляя, что это трамплин! Хью понравилась идея фильма. Он никогда раньше не снимался в похожих проектах».

Актер признается, что он тоже искренне болел за , что лишний раз подтверждает то, какое впечатление в целом произвели поступки Эдди на зрителей во всем мире. «Эдди был легендой, воплощающей в идеале дух стремления к риску. И он рискнул участвовать в соревнованиях по самому безумному и опасному виду спорта - прыжки на лыжах с трамплина. Я имею в виду, что я тоже хотел участвовать в Олимпиаде, когда был ребенком, но я не был готов идти так далеко!».

Хью Джекмана привлекла возможность создать образ Бронсона Пири, вымышленного персонажа со сложным и циничным характером, которого исключили из олимпийской сборной США на пике его спортивных возможностей. Дружба с Эдди помогает ему залечить давние раны. «Упрямая решимость Эдди захватывает Бронсона, - добавляет Хью Джекман. - Ему нравится этот парень. Он, конечно, считает его сумасшедшим, но в то же время понимает его. Они оба аутсайдеры, отверженные миром, и для них обоих это своеобразная история надежды на возвращение. По мере того, как крепнет их дружба, растет уверенность Бронсона в своих силах».

Основная часть сюжетной линии Бронсона Пири связана с его бывшим тренером Уорреном Шарпом, когда-то давно выгнавшим спортсмена из сборной. Уоррен Шарп по-прежнему играет большую роль в его жизни, особенно, в кульминационной сцене, когда они впервые встречаются после долгого времени. Но режиссеру и продюсеру было нелегко найти кандидата на эту роль. «Это должен был быть актер, равный по таланту Хью Джекману, - говорит Декстер Флетчер. - И это Кристофер Уокен. Когда он появился на съемочной площадке, это было просто великолепно. Он все делал в своем неподражаемом стиле, но это было так мощно и трогательно, а также придавало больше выразительности персонажу Хью Джекмана».

С радостью работал с легендарным актером. «Честно говоря, и играть не нужно было! - смеется Хью. - В одном эпизоде в сценарии говорится: «крестный отец спорта входит в комнату, и все затихают». Именно так и происходило. Ведь это Кристофер Уокен! И это - самый крутой, самый спокойный человек на съемочной площадке с первого момента и до последнего. Все просто блестяще».

Мэттью Вон и Декстер Флетчер нашли Бронсона Пири. И у них уже был Уоррен Шарп. Оставалась самая главная часть паззла: сам Эдди.

ОХОТА ЗА ОРЛОМ

Так случилось, что охота за кандидатом на роль Эдди длилась недолго, потому что Мэттью Вон быстро сообразил, что у него есть на примете подходящий актер. Только что завершилась работа над фильмом «Kingsman: Секретная служба», где снимались Колин Фёрт, Сэмюэл Л. Джексон, Майкл Кейн, Марк Стронг и - в роли главного героя Эггси - Тэрон Эджертон, молодой актер из Уэльса, для которого этот фильм стал дебютным.

«Я понимал, что роль Эггси была сыграна прекрасно, - рассказывает . - Тэрон совсем не похож на своего героя. Я сказал ему: «Сейчас ты должен создать такой образ, чтобы он стал для зрителей неожиданностью». Я ни на минуту не сомневался, что Тэрон справится с этой ролью».

Юный актер еще даже не появился на свет, когда Эдди взлетал в небо с трамплина в Калгари, но он быстро согласился на предложение принять участие в фильме. Прежде чем ему официально предложили эту роль незадолго до Рождества в 2014 году, Тэрон Эджертон успешно прошел пробы с Хью Джекманом в Нью-Йорке. Однако он взялся за роль при одном условии: «Я совершенно не собираюсь героизировать Эдди, - рассказывает актер. - Он может быть забавным. У него есть свои неудачи, но он должен обладать настоящей душой и сердцем, чтобы быть убедительным и правдоподобным».

Его опасения оказались беспочвенными. «Я хотел получить настоящий накал страстей, - говорит Мэттью Вон. - Именно это привлекает меня больше всего в фильме. Зрители больше не воспринимают Эдди как чудака, они видят в нем героя».

Во время подготовки к съемкам Тэрон Эджертон встретился с настоящим Эдди, который и помог ему создать образ. «Эдди - очень разумный, приятный и приветливый человек, - рассказывает актер. - Он полон оптимизма и целеустремленности. В нем есть что-то героическое». Для полноты образа Тэрону понадобился парик, фирменные очки с толстыми стеклами, чуть-чуть веса, акцент, как у жителей Челтенхэма и, ближе к концу фильма, - знаменитые усы Эдди. «Но мне нужно было быть по-настоящему наивным, - добавляет актер. - Хью [Джекман] взял на себя все эти актерские штучки и дал мне возможность быть немного эксцентричным».

Для этой роли юный актер также освоил лыжи: нужно было правильно демонстрировать позы спортсмена перед прыжком, начиная с самой первой, которую спортсмен принимает на горе разгона, до момента отрыва и поворота «телемарк», позволяющего спортсмену приземлиться с разножкой. «У меня было примерно 15 часов тренировок! - смеется Тэрон Эджертон. - Я очень нервничал. Это круто. Когда это делаешь, понимаешь, насколько это опасно».

Иллюзий не было: прыжки на лыжах с трамплина - невероятно опасный вид спорта. «Я бы не прыгнул с 90 метров, - отшучивается актер. - А будущий спортсмен должен это делать каждый день, начиная с четырех лет. Вот поэтому Эдди постоянно получает травмы». Хью Джекман, который часто сам выполняет свои трюки, также был поражен сложностью прыжка с 90-метрового трамплина, где требуется полная сосредоточенность и мастерство человеческого тела только, чтобы оторваться от трамплина, не говоря уже о безопасном приземлении.

«У меня была такая сцена, когда я сижу на верхушке трамплина, обвязанный тросом, чтобы не убиться, если вдруг сорвусь, - вспоминает актер. - И даже со страховкой мне было очень страшно! Когда думаешь о том, что Эдди делал это на Олимпийских играх, практически не имея опыта прыжков, понимаешь, что он - очень смелый человек».

Мэттью Вон, похоже, сформулировал это лучше всего: «Прыжки на лыжах с трамплина придумал совершенно безумный человек. Нет никакой логической причины делать это».

Чтобы точно передать график тренировок Эдди и прыжки, которые он совершил на Олимпиаде в Калгари, Декстер Флетчер и оператор Джордж Ричмонд должны были продумать безопасный способ неоднократно снимать это. «В фильме примерно тринадцать прыжков, и это всегда одинаковая последовательность действий: парень поднимается на склон, прыгает и приземляется, - поясняет режиссер. - Нам нужно было найти много новых способов, как это показать. И как только все попадает на экран, масштабы теряются, и высота уменьшается чуть ли не в половину».

Другой проблемой, с которой съемочная группа столкнулась во время натурных съемок в Германии и Австрии, стало почти полное отсутствие снега. «Мы снимали весной и в самом конце теплой зимы, - вспоминает Декстер Флетчер. - Там есть такой кадр, когда Тэрон поднимается на 70-метровый трамплин и смотрит вниз, а там не было снега! Нам пришлось привезти снег на грузовике с высокогорья и рассыпать по склону».

Еще одно решение включало оправданное использование компьютерной графики, камер, закрепленных на шлемах, для усиления ощущения скорости движения во время спуска спортсмена по горе разгона, а также постройка сложных платформ для ведения съемки вокруг 70- и 90-метровых трамплинов. Эти платформы позволили режиссеру, оператору и режиссеру второй съемочной группы легендарному Вику Армстронгу снять кадры, когда камера раскачивается и взлетает, и передать подлинную скорость спортсмена, взлетающего в неизвестность. «Мы с Джорджем проявили креативность, - добавляет режиссёр. - Мы нашли способ использовать интересные углы наклона и методы передачи высоты и опасности происходящего. Вот что значить выбрать правильных людей, способных помочь тебе подняться на более высокий уровень».

ОРЁЛ ПРИЗЕМЛИЛСЯ

К сожалению, сегодня вряд ли кто-то сможет повторить достижения Эдди. Как говорится в фильме, стандарты, необходимые для квалификации на участие в соревнованиях по прыжкам на лыжах с трамплина, были сразу ужесточены Национальным олимпийским комитетом. Эдди больше никогда не смог пройти квалификации, зато он был включен в команду факелоносцев на Олимпийских играх 2010 года в Ванкувере.

Фильм был задуман его авторами как дань уважения непоколебимой вере Эдди Эдвардса. «Он настоящий герой, - говорит Мэттью Вон. - Во время каждого прыжка Эдди рискует своей жизнью в буквальном смысле слова. Он невероятно смелый. В моем словаре отсутствует слово «нет», Эдди тоже не признает такого слова. Это точно. Я им восхищаюсь».

Фильм завершается известными словами барона Пьера де Кубертена, основателя современных Олимпийских игр: «Главное не победа, главное - участие; самое главное в жизни - честно вести борьбу». Они объясняют, почему Мэттью Вон и Декстер Флетчер решили рассказать эту историю и отдать должное бойцовскому духу этого героя. Может, Эдди «Орел» и не выиграл Олимпийскую медаль, но его пример многих воодушевит. Мэттью Вон говорит: «Этот фильм показывает, что ты можешь решить любую проблему, какой бы сложной она ни была. Тебе помогут храброе сердце, решимость и твердость воли».


Смотреть трейлер фильма «Эдди "Орёл"» на русском онлайн

Разгар зимних Олимпийских игр 1988 года в Калгари. Невзрачный британский паренек со смешными усиками надвигает лыжные очки поверх стекол в роговой оправе. Он стоит на вершине трамплина в семьдесят метров высотой и готов совершить прыжок. Трибуны замирают в ожидании. И вот, наконец, разгон, затем красивый полет и приземление. 55 метров! И пусть это явно худший результат среди всех спортсменов, но парень радуется словно ребенок, ведь он только что побил национальный рекорд Великобритании… будучи единственным прыгуном с трамплина в этой стране. Зовут этого чудака Эдди Эдвардс , и он стал ярким олицетворением фразы «главное не победа, а участие», занимая на всех соревнованиях последние места, но при этом не теряя страсти к спорту. И про него, как видите, даже фильм сняли, в то время как десятки великих спортсменов терпеливо ждут своей очереди на байопик.

В любом деле, будь то прыжки на лыжах с трамплина, игра на баяне, или написание рецензий на фильмы - обязательно найдется уникум, который без должного природного таланта и профессиональной подкованности будет публично показывать свое «мастерство», несмотря на постоянно летящие в его голову какашки. Всех, и вас в том числе, это будет невероятно раздражать долгое время, но однажды, в очередной раз наткнувшись на плоды его трудов, вы уже не выскажете свое презрение, а лишь снисходительно махнете рукой: «ну, чувак вроде старается, пусть делает, если нравится». История англичанина-недотепы Эдди Эдвардса – пощечина всем, кто считает, что куда-то высовываться стоит только тогда, когда ты можешь продемонстрировать широкой публике что-то достойное хотя бы одобрительного кивка.

По структуре «Эдди “Орел” » соответствует шаблону духоподъемного спортивного кино: неудачи, тренировки, взлеты, падения, снова тренировки и т. д., за исключением того, что фильм практически полностью сфокусирован на действиях главного героя и не создает дополнительных ответвлений, будь то личностная драма или любовная история. Точно так же как сам Эдди не отвлекался ни на что, кроме прыжков с трамплина, сценаристы ни на минуту не уводят повествование в сторону от основной темы. У героя даже нет каких-либо дополнительных мотиваторов, кроме собственного стремления, а за все время повествования от него не было слышно фраз в духе «я сделаю это ради…» или «я вам всем докажу». У Эдди, пожалуй, нет нужды доказывать что-то даже самому себе: он просто берет и делает, исходя из одного только сильного желания. Картина Декстера Флетчера хорошо улавливает и передает эти моменты. Фильм точно дает понять, за что зрителям Олимпийских игр так полюбился этот неуклюжий недоспортсмен, и позволяет самому проникнуться к Эдвардсу куда большим уважением и симпатией, чем к любому явсегодобьюсь-атлету. В этом есть заслуга и Тэрона Эджертона , исполнителя главной роли. Соотечественник Эдди Эдвардса весьма непринужденно меняет образ «чоткого» шпиона на комедийного очкарика и отлично чувствует себя в новом амплуа, даже его ужимки не раздражают, а делают персонажа еще более обаятельным.

Интересно и то, что создатели «Эдди “Орла”» не стремились как-либо высмеивать главного героя и строить гэги на его комичном образе. Напротив, отношение к нему такое же, как отношение самого Эдди к прыжкам и настроение всего фильма в целом - безалаберно-оптимистичное и одновременно серьезное.

Единственным персонажем, которому, кроме самого трамплиниста, уделено достаточно экранного времени, стал Бронсон Пири в исполнении Хью Джекмана . Пири - уборщик снега, некогда вышвырнутый из американской команды прыгунов с трамплина, становится тренером Эдди. Герой Джекмана является полной противоположностью британцу: в прошлом талантливый спортсмен, однако лишенный нужного упорства и рвения. К сожалению, сценаристы-дебютанты не смогли придумать для австралийского актера что-то посложнее скептично настроенного «пьяного мастера» (хотя даже для алкоголика Пири выглядит очень бодро). Поэтому Бронсон занимается в основном тем, что разбавляет неугасающие потоки оптимизма от Эдди своими ироничными замечаниями и попытками спустить мечтательного лузера с небес на землю. Но, несмотря на то что отдельно этот герой выделяется лишь тем, что не носит куртку, из Джекмана и Эджертона получился удачный дуэт: сложно даже представить, как реальный Эдди Эдвардс обошелся без такого напарника (Бронсон Пири – полностью вымышленный персонаж).

«Эдди “Орел”» имеет нужные задатки для хорошего мотивационного кино, но при этом дает понять, что таким человеком, как Эдди Эдвардс почти невозможно стать с нуля, им нужно родиться. Выкладываться на полную в любом деле, не размышляя о высотах, а просто наслаждаясь самим фактом того, что ты уже делаешь - для такого требуется какой-то особый дар, за гранью простого таланта и стальных яиц. Фильм получился как раз под стать своему герою. «Эдди “Орел”» напрочь лишен спортивно-героического пафоса и явно не будет претендовать даже на последние места списках лучших фильмов этого года, но при этом влюбляет в себя искренностью и трогательной незатейливостью.

Мы обитаем в Яндекс.Дзене , попробуй. Есть канал в Telegram . Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!

ИСТИНА ПЕРВАЯ: ТЫ ЖИВЕШЬ ДЛЯ СЕБЯ, А НЕ ДЛЯ ЛЮДЕЙ ВОКРУГ

Хорошо быть человеком высокого полета. Даже когда этот полет в своей голове ощущаешь исключительно ты. Для написания этой статьи нам пришлось потратить много сил. Не меньше чем самому Эдди Эдвардсу. Ведь оперируя не таким большим количеством данных нужно донести каждому читателю чуть больше информации, чем описать зимние шапки Олимпиады в Калгари или душевные страдания, которые перенес Эдди Орел.

Майкл Томас Эдвардс – так звали этого парня. Чем он знаменит? Эдвардс личным примером доказал, что суть спорта не победа, а участие. Правда, после Эдди это правило немного подкорректировали и запретили участие в Олимпиаде спортсменам-любителям. Хотя нужно ли заниматся спортом, если ты его не любишь? Сложный вопрос.

Скорее всего Эдди нужно поблагодарить за то, что аматоры теперь не не разбиваются на смерть. Особенно учитывая опасности прыжков с трамплина.

Эдди работал над собой сутками напролет, но это давало ему не лучшие перспективы – основная масса лыжников-трамплинистов занимались этим спортом не первый десяток лет, некоторые – еще с дошкольного возраста.

К 20 годам Эдди уже стал сносным лыжником и стремился попасть на Игры 1984 года в Сараево. Но чтобы пройти квалификацию в британскую команду ему не хватило очков. Совсем чуть-чуть.

В 1986 году он переехал в Лейк-Плэсид (штат Нью-Йорк), чтобы иметь доступ к более сложным горнолыжным трассам. Именно там он начал усиленно готовиться к Олимпийским играм в Калгари. Куда его тоже не особо хотели брать в качестве лыжника.

Денег у него практически не было. Приходилось довольствоваться поношенным, изрядно испорченным снаряжением.

Небольшое отступление — Великобритания не выставляла прыгунов с трамплина на Олимпийские играх с 1926 года. В данном случае, Эдди нашел свою нишу. Или как там говорят в этих случаях?

Только вперед, ни смотря на все препятствия — так действовал Эдвардс

Полное отсутствие конкурентов открыло перед Эдди дорогу к мечте.

До этого момента Эдди вообще никогда не приходилось даже думать о прыжках на лыжах. Но он был решительным малым, так что после парочки часов на 15-ти метровом трамплине Эдди уже перебрался на 40-ка метровый. Для справки – первое приземление не было удачным.

Тогда он обратился к местному тренеру-любителю Чаку Бергхорну. Уже через пять месяцев усердный Эдди освоил 70-ти метровый трамплин.

Бергхорн не был мировым специалистом по прыжкам и не завоевывал олимпийских медалей. Зато много лет работал в тренировочном центре по прыжкам с трамплина - приводил в порядок спуск. Но все же у Чака было почти 30 лет опыта в прыжках. У Эдвардса опыта было несколько часов.

К тому же, Орел был явно тяжеловат. На 9 килограммов тяжелее своего самого легкого соперника. Как минимум это означало то, что он пролетит меньшее расстояние.

Никто не верил в успех Эдвардса на Олимпиаде. Только вот штука в том, что Эдди и не нужен был успех.

Истина вторая: Отсутствие денег – не преграда на пути к мечте

Как мы уже говорили, у нашего героя было туго с деньгами. А тренировки занимали львиную долю времени. Так что его жизнь напоминала вечную череду подработок.

Он нянчил чужих детей, работал посудомойкой и уборщиком, штукатуром, газонокосильщиком… И при всех заработанных деньгах, он постоянно отказывал себе во всем в угоду своей олимпийской страсти.

Упав после очередного прыжка, Эдди сломал челюсть. Но ни цента из своих сбережений он не потратил на врачей. Просто подвязал челюсть наволочкой и продолжил прыжки.

Находясь на соревнованиях в Финляндии, Эдвардс вместо гостиницы снимал койку в муниципальной психиатрической больнице, так как это был самый дешевый вариант. Именно в психушке его и застала новость, что его приняли в олимпийскую сборную Великобритании.

Необычная фотография из личных архивов Орла

Все благодаря его участию в Чемпионате Мира по прыжкам с трамплина. Представляя Великобританию, он занял последнее место среди всех прыгунов, преодолев отметку в 69,5м. Зато это был его личный рекорд и рекорд Великобритании. И поскольку он был единственным трамплинистом представлявшим Великобританию, путь к Олимпийским играм был ему открыт.

Эдди Орел приехал на игры в Калгари номинальным любимчиком публики. Его поддерживало немало авторитетных журналистов.

Например, спортивный журналист The Times Дэвид Миллер писал, что Эдвардс заслужил право участвовать в Играх, даже несмотря на свои скромные результаты. Ведь олимпийцы должны руководствоваться принципом основателя Игр Пьера де Кубертена: «главное не победа, а участие».

Соревнования по прыжкам с 70-ти метрового трамплина были назначены на День Святого Валентина. В тот день Матти Нюканен, по прозвищу «летающий финн», побил олимпийский рекорд первым прыжком, преодолев в воздухе расстояние 118,5 метров. Но среди 46 000 зрителей, кто собрался на трибунах, большинство ожидали еще одно феерическое выступление.

Обе попытки «Орла» не превысили отметки 55 метров. Он занял 58 место. Последнее место, оказавшись на 16 метров позади своего ближайшего конкурента. Но это никого не разочаровало - Эдвардс остался жив, здоров, а главное – абсолютно счастилив.

На своей пресс-конференции Эдди заявил: «Где это написано, что Олимпиада только для победителей?»

Уже после прошли соревнования по прыжкам с 90-метрового трамплина. Первой же своей попыткой Эдди установил, как персональный, так и национальный британский рекорд, прыгнув на 71 метр, заняв 55 место из 55.

В результате, все усилия Эдвардса оказались не напрасны. Он попал на Олимпиаду. Он поставил национальный рекорд Великобритании. И все преграды на его пути оказались лишь жалкими попытками лишить его мечты.

Можно только позавидовать неиссякаемому оптимизму и целеустремленности Эдди

Истина третья: Победить можно и на последнем месте

После объективно рискованного выступления Эдди, Олимпийский комитет принял правило, известное нам как «Правило Эдди Орла».

Оно гласит, что атлет, претендующий на участие в Олимпийских играх, должен предварительно зарекомендовать себя в других международных соревнованиях (Чемпионате Европы или Мира) и войти в состав 50 лучших спортсменов этих соревнований, либо в 30% лучших результатов на соревнованиях (в зависимости от количества участников).

Это правило закрывало дорогу на Игры тем спортсменам, которые, будучи лучшими на своей родине, никуда не годились по сравнению со своими конкурентами из других стран. Так что Эдди Орел не попал ни на Олимпиаду в Лиллехаммере (1994), ни на Олимпиаду в Нагано (1998).

После Олимпийских игр Эдди Орел — штукатур из захолустья превратился в мировую сенсацию. Эдди посетил десятки телешоу, заработал несколько сотен тысяч фунтов стерлингов и добился публичного признания.

Орел стал звездой шоубизнеса и даже записал сингл «Fly, Eddie, Fly», который попал в британский чарт «Топ-50». Плюс несколько непонятных песен на финском языке.

Еще Эдди Орел наконец закончил университет с дипломом юриста, но решил работать лыжным инструктором и приглашенным гостем на зимних спортивных мероприятиях. В 2010 году Эдвардс снова попал на Олимпийские игры в Ванкувере, только уже в качестве факелоносца.

В 1988 году Эдди Орел выпустил книгу о своей карьере. А в 2016 про него сняли фильм, получивший рейтинг IMDB 7.52. Роль Орла исполнил Тэрон Эджертон, более известный нам по фильму Kingsman: Секретная служба (2015).А тренера Чака Бергхорна сыграл Хью Джекман

Несмотря на провальные результаты своих выступлений, неудача Эдди дала надежду людям по всему миру. Орел продемонстрировал всем и каждому, что своей мечты можно достичь, несмотря ни на что.

Так выглядит Эдди Эдвардс сейчас (в центре). На фото вместе с Хью Джекманом и Тэроном Эджертоном

Зашерь статью для друзей!

Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.

Больше новостей:


Свидовец - проект нового горнолыжного комплекса на Закарпатье. Комплекс будет аналогичным Буковелю, только больше и масштабнее. Почему же украинские чиновники тормозят реализацию проекта. ...


Недавно в украинских СМИ бушевал секс-скандал с Кличко. Злоумышленники взломали имейл чемпиона по боксу и мэра Киева Виталия Кличка. Оказывается бывший чемпион изменяет своей жене, у Виталия много...


Скоро открытие лыжного и сноубордического сезона. Узнайте что такое бафф и как его носить. Как этот аксессуар поможет тебе зимой на лыжном или сноубордическом курорте? Зима близко, узнай что такое...


Сегодня, 9 октября 2017 украинской сборной предстоит сыграть с командой Хорватии. Играть будут в Киеве, на Олимпийском. Как надо играть украинской сборной? Напомним, что украинская сборная...


В украинской легкой атлетике появилась новая звезда - Юлия Левченко. Спортсменке всего 19 лет, но она уже завоевала для Украины престижные спортивные трофеи. Откуда взялся этот юный вундеркинд и как...




  • Разделы сайта