Привычная поза тела человека. слабое развитие мышц спины, привычное неправильное положение тела. сидения за столом, сгорбившись

Осанка - это привычная поза (вертикальная поза, вертикальное положение тела человека) в покое и при движении. «Привычное положение тела» - это то положение тела, которое регулируется бессознательно, на уровне системы условных рефлексов, так называемых двигательным стереотипом. Человек имеет только одну, присущую только ему привычную осанку. Осанка обычно ассоциируется с выправкой, привычной позой, манерой держать себя. Осанка имеет прямую зависимость от текущего состояния человека, от его усталости и состояния. https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Осанка «Всем офисным сотрудникам знакомо ощущение усталости в конце дня. После восьми часов за компьютером страдают глаза, а мышцы болят, словно весь день прошел за перетаскиванием мешков с песком. Как правило, причиной неприятных ощущений является неправильное положение за столом. К сожалению, мы редко следим за осанкой, а между тем она имеет большое значение для нашего здоровья: функционирование внутренних органов напрямую связано с состоянием позвоночника. По мнению йогов, в офисном кресле энергия расходуется нерационально: мы и не отдыхаем, поскольку наши ноги находятся в напряжении, и не проявляем активность. Настоящее спасение – поза лотоса, но в нашей стране сложно представить себе работников, сидящих в своих кабинетах в таком положении.»https://www.google.ru/amp/s/www.elle .ru… «Вряд ли кто-то знает об этой теме больше, чем танцовщики. Поэтому неслучайно, что на вопросы наших читателей отвечает солист балета ГАБТ Иван Праздников. Включаем мышечную память – Может ли обычный человек добиться балетной осанки? Что для этого нужно делать? Ольга, Воронеж – Может. Надо лечь на пол, почувствовать, что испытывает позвоночник в прямом состоянии (та самая мышечная память – главная наша помощница!) и запомнить это ощущение. Потом встать и пойти по-новому. Постоянное напоминание самому себе выработает рефлекс. Скоро телу больше не понадобятся напоминания вашего мозга, оно будет само возвращаться в привычное положение. Тут главное перебороть «старую» память организма и выработать «новую». Продолжайте борьбу, не сдавайтесь! Вот таков он – секрет балетной осанки. Главное – не сколько, а как – Какие упражнения помогают сформировать хорошую осанку? Ирина, Псков – Для этого необходимо сформировать крепкий мышечный корсет, нужно просто лечь и начать заниматься. Трудно, долго, но что поделать! При этом очень важно трезво оценивать свои возможности. Если ты не чемпион по бегу и не мастер спорта по спортивной гимнастике, лучше подождать с йогой, а начать с физкультуры для 5-го класса. В любом случае для выработки хорошей осанки главное – не сколько, а как. Нет смысла и изнурять себя в фитнес-центрах. Особенно, если на то нет настроения! Вся культура здорового организма построена на желании и осмысленности своих действий, а не на тренировках по 8 часов 7 раз в неделю! 40 минут интенсивных занятий с полной выкладкой – куда более результативны! Расслабьтесь! – Наши мышцы постоянно в состоянии стресса. Как же их правильно нагружать и расслаблять? Михаил, Москва – Пользуйтесь нехитрым правилом: никогда не сиди, если можно стоять, и никогда не стой, если можно лежать. В течение дня старайтесь прилечь хотя бы на 15–20 минут и полностью расслабиться. Плавайте! Вода приводит все мышцы в форму. Но не держите голову высоко над водой: ваша задача не сохранить прическу и тушь на ресницах, а расслабиться. На выдохе лицо должно быть опущено в воду – только тогда позвоночник примет правильное положение. Желания и возможности – Насколько важна для здоровья позвоночника хорошая растяжка? Если человек не может встать на «мостик», уже пора бить тревогу? Валерия, Санкт-Петербург – Растяжка очень важна. Если регулярно делать упражнения на растягивания, снизится риск мышечных травм и уменьшится болезненность мышц при больших нагрузках. Но перед тем как выполнять упражнения на растяжку, нужно разогреть мышцы, поскольку именно тепло помогает им растягиваться. Для этого нужно пробежаться трусцой, прогуляться или просто пошагать на одном месте. А «мостику» вообще не надо придавать особое значение. Это рядовое упражнение, притом не входящее в список основных. Лучше просто лечь на живот, положить руки за голову и начать качать спину, приподнимая и опуская корпус тела. Ну и самое главное, нужно трезво оценивать свои возможности. Если вы решили, что тот или иной элемент для вас сложен, откажитесь от него. Ну а если упражнение по силам, то делайте его как следует. Набора из 5–10 простых упражнений более чем достаточно для укрепления спины, потому что, если делать их с полной отдачей и выкладкой, результат непременно будет. Главное – желание! Правильная техника – залог успеха – Что самое главное в выполнении упражнений на растяжку? Александра, Москва – Самое главное – правильная техника выполнения. Только тогда упражнения будут эффективными. Тут есть несколько четких правил: ● Прежде всего нужно сосредоточить внимание на растягиваемых мышцах. Начинать растягиваться надо медленно и мягко, пока не почувствуется небольшое напряжение. ● Нельзя делать упражнения до появления боли. Боль – признак слишком сильного, а значит, вредного растяжения мышц. ● Нельзя задерживать дыхание при растяжке. Дышать нужно медленно и ритмично, стараясь совместить вдох с выпрямлением туловища, а выдох – со сгибанием. ● Каждую позицию нужно стараться удерживать от 10 до 30 секунд. Вначале полезно отмечать время. ● Выходить из растягивания нужно также медленно и мягко, без резких движений. Личное мнение Михаил Турецкий: – Мы с супругой считаем, что детей невозможно ЗАСТАВИТЬ делать что-либо, они должны сами этого захотеть. Что касается осанки, то все наши девочки занимаются спортом и танцами, а танцы, как известно, лучше всего влияют на осанку, постановку головы, походку – достаточно вспомнить знаменитую осанку всех балерин. Так что, надеюсь, правильная осанка будет у наших дочерей на подсознательном уровне, как своего рода условный рефлекс. На растяжку становись! Сформировать крепкое, пластичное тело и идеальную походку вам помогут следующие упражнения от Ивана Праздникова. На голеностопный сустав. Встать прямо, опустить руки вдоль тела. Приподнять пятку правой ноги, оставив левую ногу прямой (в этот момент должно чувствоваться напряжение связок под левой коленкой). Вернуться в исходное положение, затем приподнять левую пятку и почувствовать напряжение под правым коленом. На заднюю и внутреннюю поверхность бедра. Сделать неглубокий выпад правой ногой вперед. Левую ногу поставить на носок. Упереться руками о колено правой ноги, сделать несколько легких, пружинящих движений, ощущая напряжение мышц задней и внутренней поверхности бедра. На внутреннюю поверхность бедра. Опуститься на колени, оперевшись руками о пол. Отвести вытянутую ногу в сторону. Осторожно и медленно присесть ягодицами на пятку согнутой в колене ноги. Почувствовать при этом, как напрягаются мышцы вытянутой ноги. На мышцы ног, спины и позвоночника. Встать прямо, правой ногой сделать шаг вперед. На выдохе наклониться к правой ноге. Голову опустить, ладонями упереться в пол. Почувствовать напряжение мышц. Повторить упражнение с другой ноги. На мышцы спины, ног и ягодиц. Сесть на пол, вытянув ноги. Согнуть правую ногу в колене и развести бедро, стараясь положить колено на пол. Обхватить стопу вытянутой ноги и наклониться к выпрямленной ноге, стараясь коснуться грудью колена. Почувствовать напряжение в области ягодиц, подколенной впадины и мышц спины.»

Нарушения осанки

Под осанкой понимают привычную позу человека в покое и при движении. Согласно классификации типов нарушения осанки (1962 г.) различают:


  • Нарушения осанки во фронтальной плоскости.

  • Нарушения осанки в сагитальной плоскости:

  • плоская спина;

  • плосковогнутая спина;

  • сутулая спина;

  • круглая спина;

  • кругловогнутая спина.
У дошкольников часто определяют вялую осанку. Одной из главных причин формирования вялой осанки является слабое развитие мускулатуры ребенка, его недостаточная физическая активность, частые или длительные заболевания. Ребенок с вялой осанкой с трудом выдерживает статические позы, часто меняет положение отдельных частей тела. Такой ребенок производит впечатление утомленного, слабого или заболевшего.

Признаки вялой осанки:


  • увеличение шейного и грудного изгибов позвоночника;

  • голова слегка опущена;

  • плечи опущены и двинуты вперед;

  • лопатки отстают от спины («крыловидные» лопатки);

  • живот отвисает;

  • ноги слегка согнуты в коленях.
Для детей дошкольного возраста, нормально развивающихся, но малоупитанных, также характерны несколько увеличенная округлость живота и слегка отстающие от спины лопатки. Часто вялая осанка сочетается с различными дефектами нижних конечностей, что объясняется общей слабостью всего мышечно-связочного аппарата. При отсутствии коррекции вялая осанка приводит к более устойчивым формам деформаций костно-мышечного аппарата.

Советы воспитателям ДОУ и родителям при нарушениях опорно-двигательного аппарата


  • Не держите во время прогулок ребенка за одну и ту же руку, не ограничивайте свободу его движений.

  • Следите, чтобы ребенок не разворачивал стопы внутрь или наружу.

  • Не стягивайте ноги тесными носками, ботинками.

  • Предоставляйте ребенку возможность ходить босиком по земле, траве, песку, гальке, по коврикам с рельефными поверхностями.

  • Объясняйте и показывайте, как нужно:

  • стоять – прямо, но свободно, тяжесть тела равномерно распределять на обе ноги;

  • ходить – ставить стопы параллельно, удерживать вертикальную ось тела;

  • -сидеть – прямо, не сгибая туловище, голову можно слегка наклонить вперед, ноги упереть в пол всей стопой и согнуть в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах под прямыми углами, спину опирать на спинку стула.

  • Нельзя сидеть, положив ногу на ногу, убирать ноги под сиденье, опираться на одну руку, поворачивая плечо.
Особое внимание нужно уделять позе ребенка во время сна : спина должна опираться во всех частях, лежать прямо, не провисая, сохраняя физиологические изгибы. Это возможно при положении лежа на боку или на спине. Матрац должен быть полужестким, упругим, с учетом массы тела ребенка. Чем легче ребенок, тем мягче может быть матрац. Подушка должна быть небольшой и упругой. При положении на спине – уголки подушки помещаются над плечами с обеих сторон, при положении на боку – нижний край подушки заполняет пространство между подбородком и плечом.

Комплекс упражнений для формирования и закрепления навыка правильной осанки.

И. п. – стоя. Отойти от стенки на 1-2 шага, сохраняя правильную осанку.

И. п. – стоя. Сделать 2 шага вперед, присесть, встать. Вновь принять правильную осанку.

И. п. – стоя. Сделать 1-2 шага вперед, расслабить последовательно мышцы шеи, плечевого пояса, рук и туловища. Принять правильную осанку.

И. п. – стоя. Приподняться на носочки, удерживаясь в этом положении 3-4 сек. Вернуться в и. п.

Повторить упражнение 5, но без гимнастической стенки.

2 .И. п. – стоя. Присесть, разводя колени в стороны и сохраняя прямое положение головы и позвоночника. Медленно встать и принять и. п.

3. И. п. – сидя: сесть на гимнастическую скамейку у стены, принять правильную осанку, прижав затылок, лопатки и ягодицы к стене.

И. п. – сидя. Расслабить мышцы шеи, уронить голову, расслабить плечи, мышцы спины, вернуться в и. п. сидя.

4 .И. п. – лежа: лечь на коврик на спину, голова, туловище, ноги составляют прямую линию, руки прижаты к туловищу.

И. п. – лежа. Приподнять голову и плечи, проверить прямое положение тела, вернуться в и. п.

И. п. – лежа. Прижать поясничную область тела к полу. Встать, принять правильную осанку, придавая поясничной области то же положение, которое было принято в положении лежа.

5 .И. п. – стоя. Ходьба по залу с остановками, сохранением правильной осанки.

Упражнения для создания и укрепления «мышечного корсета»

И. п. – лежа на животе: лечь на пол, на живот, подбородок опустить на тыльную поверхность кистей, положенных друг на друга.

И. п. – лежа на животе. Перевести руки на пояс, приподнять голову и плечи, лопатки соединить, живот не поднимать. Удержать положение несколько секунд, вернуться в и. п.

И. п.- лежа на животе. Перевести кисти рук к плечам или за голову, приподнять голову и плечи. Удерживать положение несколько секунд, вернуться в и. п.

И. п. – лежа на животе. Приподнять голову и плечи, медленно перевести руки вверх, в стороны и к плечам. Вернуться в и. п.

И. п. – лежа на животе. Поднять голову и плечи, руки в стороны. Сжимать и разжимать кисти рук. Вернуться в и. п.

И. п. – лежа на животе. Поднять голову и плечи, руки в стороны. Прямыми руками совершать круговые движения. Вернуться в и. п.

И. п. – лежа на животе. Поочередно поднимать выпрямленные ноги, не отрывая таз от пола. Темп упражнения медленный. Вернуться в и. п.

И. п. – лежа на животе. Приподнять обе ноги, не отрывая таз. Удерживаться в этом положении 3-5 сек. Вернуться в и. п.

И. п. – лежа на животе. Поднять правую ногу, присоединить левую, удерживаться в таком положении 3-5 сек, опустить правую, затем левую ногу.

И. п. – лежа на животе. Приподнять выпрямленные ноги, развести их в стороны, соединить и опустить в и. п.

И. п. – лежа на животе, попарно друг против друга. Приподнять голову и плечи, удерживая согнутыми в локтях руками мяч перед грудью, бросить его партнеру, руки вверху, голова и грудь приподняты, поймать мяч обратно.

Аналогично упражнению 10, но мяч перекатывать, сохраняя приподнятое положение головы и плеч.

Физические нагрузки во время лечебной физкультуры должны касаться всех групп мышц, позвоночника и суставов. Как правило, одно занятие состоит из 10-12 простых упражнений, темп их выполнения может различаться – от медленного до интенсивного, в программу занятия включаются дыхательные упражнения. Чтобы лечебная физкультура не наскучила ребенку, комплекс упражнений следует периодически менять. Методисту ЛФК необходимо требовать от детей выполнение «домашнего задания»

Домашнее задание для детей с плоскостопием

Продолжительность занятий около 10 минут. Перед занятием можно походить на носках и попрыгать через скакалку.


  • Упражнение «каток»: поочередно ногами катать вперед-назад мяч, скакалку или бутылку.

  • Упражнение «разбойник»: ребенок сидит на полу с согнутыми ногами, пятки плотно прижаты к полу и не отрываются от него в течение всего упражнения. Движениями пальцев ноги ребенок старается подтащить под пятки разложенное на полу полотенце, на котором лежит какой-нибудь груз. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

  • Упражнение «маляр»: сидя на полу с вытянутыми ногами, ребенок проводит большим пальцем одной ноги по подъему другой от большого пальца к колену. Повторить 3-4 раза. Поменять ноги.

  • Упражнение «сборщик»: сидя на полу с согнутыми ногами, собирать пальцами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные на полу (игрушки, прищепки), и складывать их в кучку. Поменять ноги. Можно перекладывать предметы из кучки в кучку.

  • Упражнение «художник»: сидя на полу с согнутыми ногами, рисовать на листе бумаги карандашом, зажатым пальцами ноги. Поменять ноги.

  • Упражнение «гусеница»: сидя на полу с согнутыми ногами, согнуть пальцы ног и подтягивать пятку вперед, затем снова расправить пальцы и повторить движение. Можно одновременно обеими ногами до тех пор, пока пальцы касаются пола.

  • Упражнение «кораблик»: сидя на полу, согнуть ноги, чтобы подошвы прижались друг к другу. Выпрямлять колени до тех пор, пока пальцы и пятки ног могут быть прижаты друг к другу.

  • Упражнение «мельница»: сидя на полу с выпрямленными коленями, описывать ступнями круги в разных направлениях.

  • Упражнение «окно»: сидя на полу, разводить и сводить выпрямленные ноги, не отрывая подошв от пола.

  • Упражнение «барабанщик»: сидя на полу с согнутыми коленями, стучать по полу только пальцами ног, не касаясь его пятками. В процессе выполнения упражнения колени постепенно выпрямляются.

  • Упражнение «хождение на пятках»: ходить на пятках, не касаясь пола пальцами и подошвой.
Советы родителям при подборе обуви для ребенка

При нагрузке размер стопы увеличивается, поэтому измерение проводится только у стоящего ребенка . Правильный подбор обуви имеет большое значение для профилактики плоскостопия. При выборе обуви необходимо, чтобы расстояние между концом самого длинного пальца и носком обуви со ставляло примерно один сантиметр . Задник у новой обуви должен быть достаточно жестким , чтобы удерживать пятку в правильном положении. Подошва должна быть эластичной и не препятствовать колыханию стопы при ходьбе. Рекомендуется маленький (2-3 см) каблучок .

Игры для детей с нарушений опорно-двигательного аппарата

Игра "Сделай правильно" 3 - 7 лет.

Дети свободно располагаются на площадке. По команде воспитателя дети бегают, танцуют, прыгают или ходят с различным положением стоп или на четвереньках и др., обязательно под музыкальное сопровождение. Выключается музыка и воспитатель называет детям положение, которое они должны принять. Воспитатель отмечает детей, которые допустили ошибки, и поправляет их.

Название положений, которые дети принимают по команде воспитателя: "Оловянный солдатик" (основная стойка); "Осанка" (правильная осанка); "Фигуристка" (стоя на правой ноге, левую отвести назад, согнуть в колене, удерживая руками стопу, локти выпрямить, прогнуться); "Лечь" (лежа на спине, руки за головой, туловище должно лежать ровно); "Чипполино" (присед, спина прямая, руки вверх); "Носочки" (стойка на носочках, руки на поясе, локти отвести назад); "Загораем" (лежа на животе, руки под подбородком, ноги сгибаем и разгибаем в коленях). Положения эти используются по мере запоминания. Все указанные положения необходимо удерживать 3-6 сек., хорошо напрягая мышцы.

Игра "Собери камушки" 3 - 7 лет.

Дети делятся на 2 команды, которые выстраиваются напротив друг друга у противоположных краев площадки. У каждой команды маленькое ведерко своего цвета. По залу, воспитатель, рассыпает мелкие камушки. По команде "Марш!" дети бегут собирать камушки, захватывают пальцами одной стопы камушек и несут его в ведерко. Игра заканчивается, когда все камушки будут собраны. Подсчитывается количество камушек в обоих ведерках. Выигрывает команда, собравшая большее количество камушков.

Игра "Найди правильно след" 5 - 7 лет.

По залу хаотично раскладываются ортопедические стельки. По сигналу воспитателя дети должны выбрать правильно стельки для правой и левой ноги и встать на них: пятки вместе носки врозь, с правильной осанкой. Выигрывает тот, кто быстро и правильно выполнит задание.

Что такое осанка? Это привычная поза тела человека в вертикальном положении. Она может быть правильной и неправильной. Это зависит от того, насколько слажено работают мышцы, которые поддерживают наше тело в вертикальном положении. Если все они развиты у человека одинаково хорошо, то осанка у него красивая, правильная. Содержание.

Слайд 3 из презентации «Осанка человека» . Размер архива с презентацией 1271 КБ.

Физкультура 11 класс

краткое содержание других презентаций

«Олимпийские игры 2012 в Лондоне» - Татьяна Логунова (фехтование). Елена Исинбаева. Золото в дзюдо. Официальный Олимпийский факел Игр. Нина Вислова-Валерия Сорокина выиграла бронзовую олимпийскую медаль. Россия на летних Олимпийских играх 2012 года. На церемонии открытия Олимпийских игр знаменосцем сборной стала женщина. Волейболисты впервые с 1980 года (сборная СССР) выиграли золотую медаль. Алия Мустафина. Золотые награды России. Эльвира Хасянова (синхронное плавание).

«Что такое здоровый образ жизни» - Питание, обеспечивающее рост. Здоровье. Психическая и эмоциональная устойчивость. Ведите здоровый образ жизни. Личная гигиена. Двигательная активность. Рациональное питание. Закаливание. Основы здорового образа жизни. Отказ от вредных привычек. Режим труда и отдыха. Здоровый образ жизни.

«Советский спорт» - Александр Мелентьев. Леонид Тараненко. Галина Кулакова. У недругов советского спорта есть довод. Золотой век спорта. Советский спорт. Советские спортсмены в первый раз приняли участие в Олимпийских играх. Падение. Наталья Лисовская. Рекорды. За четыре буквы.

«Плавание» - Грант Хаккетт. Ян Крокер. Лаура Манаду. Джейд Эдмистон. Роланд Шоман. Арон Персол. Джанет Эванс. Александр Попов. Баттерфляй. Плавание. Яньян Ву. Питер ван ден Хугенбанд. Пловец. Анна Карин-Каммерлинг. Жанин Пьетч. Майкл Фелпс. Техника безопасности. Яна Клочкова. Спортивное плавание. Старт в заплывах. Франциска ван Алмсик. Таблица мировых рекордов по плаванию. Кроль на спине. Томаш Руппарт. Правило оказания первой помощи.

«Осанка человека» - Позвоночник и его функции. Три степени сколиоза. За последние 10 лет здоровы от 5 до 25% школьников. Поднять руки вверх. Специальные физические упражнения, улучшающие осанку. Осанка. Как проверить осанку. С мешочком на голове опуститься на колени. Виды нарушений осанки. Болезнь будет прогрессировать. Привычная поза тела человека. Принять правильное положение головы. В Японии говорят: "Искривленная шея - признак короткой жизни".

«Химия питания» - Белки. Углеводы. Продукты, богатые жирами. Раздельное питание. Жиры. Продукты, богатые углеводами. Преимущества и недостатки раздельного питания. Продукты, богатые белками. Пища. Человеческая пища. Таблица совместимости. Химия питания.

Осанка - привычное положение туловища и головы (привычная поза человека). При этом отмечается положение головы относительно туловища (отклонена к правому или левому плечу, наклонена вперед, откинута назад), а также положение туловища по отношению к вертикали (спина прямая, сутулая, сгорбленная).

Рис. 2а. Элементы и признаки лица в профиль. На. 1, 2, 3 - лобная, носовая, ротовая часть лица и их высоты, 4 - положение (наклон) лба, 5, б - измерение высоты и глубины переносицы, 7 - выступание спинки носа, 8 - выступание носа, 9 - линия основания носа, 10 - ширина ушной раковины, 11 - высота ушной раковины, 12 - вертикальная (фронтальная) линия. 116. 1 - контур лба, 2 - контур спинки носа, 3 - контур нижнего края крыла носа, 4 - контур подбородка, 5 - положение верхней губы, 6 -- положение нижней губы, 7 - наружный угол глаза, 8 - линия основания ушной раковины, 9 - завиток, 10 - козелок, 11 - противозавиток, 12 - противокозелок, 13 - мочка уха.

Походка - совокупность привычных автоматических движений при ходьбе как проявление сформировавшегося у человека определенного динамического стереотипа. Это обстоятельство определяет постоянство таких элементов походки, как длина шага (левого, правого), ширина шага, угол шагов, угол разворота, стопы. Поэтому при описании походки отмечают размер шага (длинный, короткий). Ширину шага (узкое или короткое расставление ступней, постановка ступней при ходьбе (носками наружу, носками внутрь, параллельно), темп (быстрый, медленный), вид (походка мягкая, тяжелая, шатающаяся, в развалку, подпрыгивающая, семенящая, вихляющаяся). Отмечается также хромота, приволакивание ноги, положение рук при ходьбе (размахивание рук, руки в карманах, заложены сзади). Походка может изменяться под влиянием заболеваний ног, нервной системы, перенесенных травм головы.

Жестикуляция - комплекс движений рук, плеч (иногда головы) человека, которыми он сопровождает свою речь, чтобы придать ей большую выразительность. При описании жестикуляции фиксируют ее темп (быстрая, медленная), выразительность (оживленная, энергичная, вялая), характер жестов и их содержание (указательная, изобразительная и т. п.).

Мимика - движение мышц и элементов лица, меняющих его выражение в зависимости от эмоционального состояния человека или его желания. Она может быть очень развитой или маловыразительной. Обычно отмечают наиболее выраженную и привычную мимику (поднятие бровей, закусывание губ, подмигивания и т. п.).

Речь - применительно к ней характеризуют как данные, относящиеся к собственно речи, так и данные речевого механизма. В первом случае отмечают языки, на которых говорит человек, и какой из них является для него родным, диалект или наречие, акцент, особенности произношения, построение фраз, употребление жаргонных слов, засоренность речи ("вот", "понимаете" и т. п.).

В отношении речевого механизма отмечают темп (медленный, быстрый), характер (речь спокойная, возбужденная), особенности речи (картавость, шепелявость, гнусавость и др.). Голос характеризуют по тембру (бас, баритон, тенор, альт, дискант), силе (слабый, средний, сильный) и чистоте (чистый, хриплый, глухой, сиплый).

Манеры (привычки) поведения формируются в процессе жизнедеятельности человека и выражаются в однообразном (обычно автоматическом, неконтролируемом) выполнении определенных действий (потирание ладоней, поглаживание головы, усов, переступание с Ноги на ногу, манера прикуривать, здороваться и т. п.).

Плохая осанка служит причиной многих заболеваний, поэтому очень важно вырабатывать правильную осанку. При правильной осанке вес тела распределен равномерно, и вы твердо стоите на обеих ногах. Подбородок и грудная клетка приподняты, плечи расправлены, живот втянут, а его мышцы слегка напряжены. Колени должны быть выпрямлены.

Неправильная осанка может привести к болям в пояснице, перенапряжению мышц плечевого пояса, нарушению анатомического строения позвоночника, а в пожилом возрасте - к остеопорозу.

Не стоит злоупотреблять высокими каблуками - они нарушают равновесие и создают нагрузку на поясничный отдел позвоночника.

Очень важно правильно спать - ортопедический матрас и удобная, не слишком мягкая подушка помогут вам поддерживать осанку.

Для формирования и поддержания правильной осанки можно делать специальные упражнения. Но самое важное в поддержании правильной осанки - это постоянный самоконтроль.

Правильная осанка

Осанка - это умение человека держать свое тело в различных положениях. Правильная осанка естественна и красива: туловище выпрямлено, голова поднята, плечи расправлены. А у того, кто ходит ссутулившись, опустив голову и плечи, выпятив живот, на полусогнутых ногах, осанка неправильная. Нормальное физическое развитие и здоровье возможны только при правильной осанке. Различают пять типов осанки:

  • 1. Прямой тип осанки (правильная), при которой все звенья тела располагаются в наиболее выгодном положении для удержания равновесия и работы органов.
  • 2. Прогнутый тип (лордотическая), характеризуется тем, что поясничный изгиб (лордоз) больше грудного, тело прогнуто в пояснице и живот выступает вперед.
  • 3. Сутулый тип (кифотическая), при которой наблюдается большое отклонение точки плечевого сустава при среднем отклонении точки тазобедренного сустава от вертикальной линии. При этой осанке спина согнута, голова наклонена, плечи опущены и сдвинуты вперед.
  • 4. Наклонный тип - туловище несколько наклонено вперед.
  • 5. Изогнутый тип - сочетаются признаки сутулого и прогнутого типов.
  • 3. Правильная осанка. Осанка - это привычная поза (вертикальная поза, вертикальное положение тела человека) в покое и при движении .

"Привычное положение тела" - это то положение тела, которое регулируется бессознательно, на уровне безусловных рефлексов, так называемым двигательным стереотипом. Человек имеет только одну, присущую только ему привычную осанку. Осанка обычно ассоциируется с выправкой, привычной позой, манерой держать себя.

Традиционно осанку оценивают по состоянию естественных изгибов позвоночника по Ф. Штаффелю (1898) :

Типы осанки:

нормальная осанка

круглая спина

плоская спина

плоско-вогнутая спина

вогнуто-круглая спина

Круглая спина (сутулость) представляет собой усиление грудного кифоза. Если он сильно выражен и захватывает часть поясничного отдела, спина называется тотально-круглой.

Плоская спина характеризуется сглаженностью всех физиологических изгибов позвоночного столба и уменьшением угла наклона таза: грудная клетка уплощена; рессорная функция при этом страдает. Плоская спина часто сопровождается боковыми искривлениями позвоночного столба - сколиозами.

При плоско-вогнутой спине усилен только поясничный лордоз.

При кругло-вогнутой (седловидной) спине одновременно усилены грудной кифоз и поясничный лордоз.

Осанка определена конституцией человека, его генотипом, то есть является врожденным свойством человека. Однако осанка способна к совершенствованию в процессе индивидуального развития (онтогенеза) человека.

Чаще всего плохая осанка является результатом плохой привычки или заболевания.

В строгом научном понимании осанка - это способ построения биомеханической схемы тела человека в вертикальном положении.

В вертикальном положении сегменты тела (голова, грудь, торс, таз, ноги) выстраиваются относительно друг друга относительно их скелета, образуя устойчивую конструкцию, способную противостоять инерционным силам, действующим на тело. Динамика позы для предотвращения падения называется скелетный баланс.

Значение осанки особенно велико у детей, в период роста и формирования скелета. Неправильные привычные положения тела быстро приводят к деформациям позвоночника, грудной клетки, таза, нижних конечностей, включая стопы. Сколиомз - стойкое боковое отклонение позвоночника от нормального выпрямленного положения. Классификация Кобба Делит сколиозы на 5 групп, классифицируя их по природе их происхождения.

Первая группа включает в себя сколиозы миопатического происхождения. В основе этих искривлений позвоночника лежит недостаточность развития мышечной ткани и связочного аппарата. К этой же группе могут быть отнесены и рахитические сколиозы, которые возникают в результате дистрофического процесса не только в скелете, но и в нервно-мышечной ткани. Нехватка витамина Д.

Вторая группа - это сколиозы неврогенного происхождения: на почве полиомиелита, нейрофиброматоза, сирингомиелии, спастического паралича. Сюда же относятся сколиозы на почве радикулита, люмбоишиальгии и сколиозы, вызванные дегенеративными изменениями в межпозвонковых дисках, нередко ведущие к сдавлению корешков и вызывающие клинически корешковый гетеро - или гомоплегический синдром.

Третья группа - сколиозы на почве аномалий развития позвонков и ребер. К третьей группе относятся все врожденные сколиозы, возникновение которых связано с костными диспластическими изменениями. Четвертая группа - это сколиозы, возникшие в связи с заболеваниями грудной клетки (рубцовые на почве эмпиемы, ожогов, пластических операций на грудной клетке). Пятая группа - сколиозы идиопатические. Причинами идиопатического сколиоза являются заболевания тел позвонков на почве перенесенной инфекции; органическое изменение спинного мозга; результат перенесенной спинальной формы полиомиелита или другой нейроинфекции; травмы позвоночника. Степени искривления:

1) от 5 до 10є 2) от 11 до 30є 3) от 31 до 60є 4) от 60 до бесконечности.

Как предупредить развитие нарушений осанки?

Чтобы предупредить развитие нарушений осанки нужно вести активный образ жизни - заниматься спортом, ездить на велосипеде, больше гулять. Основные упражнения, которые помогут предупредить нарушения осанки, приведены ниже:

Выпрямление спины: исходное положение стоя, пробуйте сводить лопатки, отводя назад плечи. Зафиксироваться в таком положении на 10 секунд и потом расслабиться. Повторить 4-5 раз.

Пожимание плечами - в положении стоя или сидя по очереди поднимать плечи.

Упражнение кошка - знакомое всем еще с детского сада. Исходное положение - стоя на четвереньках, выгнуть спину и втянуть живот. Зафиксировать такое положение на 10 секунд, потом расслабиться. Количество повторений 5-6.

Силовые упражнения для укрепления мышц спины: отжимания, подтягивания. Если есть возможность - занимайтесь в тренажерном зале.

Для предупреждения и лечения осанки очень полезно плавание различными стилями и просто лежание на воде. Также полезно просто находиться на свежем воздухе, принимать участие в активных играх: волейбол, баскетбол и др.



  • Разделы сайта