Примеры для тренировки мозговой деятельности. Упражнения для мозга для пожилых людей. минут движения - каждую неделю

Что делает человека человеком? Ответов на этот вопрос можно отыскать немало, но один из самых распространенных и верных заключается в том, что человек обладает высоким самосознанием, способен мыслить и имеет мозг, многократно превосходящий по своему развитию мозг любого другого известного науке живого существа. За тысячи лет эволюции разум и мозг человека претерпели огромное количество существенных изменений, а сам этот прогресс основывается на способности к развитию. Именно по этой причине люди перешли в своем мышлении на качественно новый уровень.

Но несложно догадаться, что и человечество в целом, и каждый из нас в отдельности еще не пришел к вершине своих возможностей. А это значит, что мозг до сих пор постоянно развивается. Но более интересно то, что на развитие своего главного органа мы в состоянии повлиять самостоятельно. Мало того – это еще и обязанность каждого, ведь в первую очередь от степени развития мозга зависят личные жизненные результаты, эффективность работы, успехи в обучении, овладении новыми навыками и общении с другими.

Беря во внимание все вышесказанное, сегодня мы хотим побеседовать на тему развития мозга. Далее вы узнаете интересную информацию о мозге человека, его функции и особенности развития, полезные советы, упражнения и способы тренировки. Из всего этого может сложиться эффективная система , которая может применяться вами каждый день. И для начала мы скажем несколько слов о мозге человека в целом, чтобы лучше понять, как развить его максимально.

Коротко о мозге человека

Мозг человека – самый загадочный и таинственный орган, и многие проводят аналогию между ним и компьютером. На протяжении всей своей жизни человек что-то узнает и , а вся информация, обладающая для него той или иной полезностью, переходит в его память и хранится там, пока ему это нужно. Если же какие-то данные становятся неактуальными, мозг просто-напросто стирает их.

Функции мозга можно перечислять очень и очень долго, но главное – это то, что от него зависит мышление, память, воображение, речь, чувства, восприятие, самосознание. Естественно, этот список намного больше, и если вам хочется узнать о мозге человека и его развитии еще, вы можете найти и почитать специализированные книги (Роджер Сайп, Джон Медина, Дмитрий Чернышев и другие авторы).

Мозг представляют правое и левое полушария, связанные друг с другом мозолистым веществом, служащим для передачи информации между ними. Если повреждается одно полушарие, как правило, повреждается и второе. Но известны случаи, когда, например, при разрушении левого полушария его функции брало на себя правое, и наоборот, благодаря чему человек мог продолжать жить полноценной жизнью. Что же касается этих самых функций, они различны.

Левое полушарие отвечает за логическое мышление и работу с числами. Оно обрабатывает и анализирует информацию в конкретной, строгой последовательности. А правое полушарие ответственно за чувственное восприятие и творческое мышление – с его помощью воспринимается музыка, запахи, цвета, искусство и т.д. Это же полушарие помогает человеку ориентироваться в окружающем его пространстве. А благодаря его свойству синтезировать имеющуюся информацию, человек получает возможность креативно мыслить, находить нестандартные решения, решать головоломки, выполнять всевозможные упражнения и играть в игры на развитие мышления и воображения (кстати, говоря о развитии мышления, не будет лишним упомянуть про , пройдя который вы сможете овладеть двенадцатью различными мыслительными техниками).

В принципе, рассмотренной информации более-менее достаточно для приблизительного понимания устройства работы мозга человека. И остается лишь заметить, что благодаря специальным упражнениям мозг можно развивать и делать более мощным. Однако очень важно обратить внимание на так называемые подготовительные мероприятия, ведь неважно, будет тренироваться мозг ребенка или мозг взрослого, он в любом случае должен быть подготовлен к этому.

Как подготовить мозг к тренировкам

Существует три основных правила, которые следует принять во внимание, чтобы сделать свой мозг более эластичным, податливым и готовым к восприятию и усвоению новой информации, а также последующему ее воспроизведению и грамотному применению.

К этим правилам относятся:

  • Устранение гиподинамии. Это означает, что вы должны обеспечивать себя необходимым количеством физической активности. Гиподинамия свойственна людям, ведущим пассивный образ жизни или просто мало двигающимся, например, тем, чья деятельность предполагает провождение большого количества времени в сидячем положении, к примеру, школьникам и студентам, любителям часами играть в компьютерные игры или . А негативные последствия гиподинамии выражаются в том, что она не дает расщепляться жировым кислотам, находящимся в организме, что приводит к возникновению холестериновых бляшек на сосудах, препятствующих нормальному кровообращению. Кровь же обеспечивает органы, в том числе и мозг человека, нужным им количеством кислорода, и, если этот процесс нарушен, функции мозга тоже нарушаются, вследствие чего ухудшается и эффективность его работы (в особенности гиподинамия отрицательно воздействует на мозг ребенка и пожилого человека).
  • Обеспечение организма фосфатами и углеводами. Здесь мы скажем лишь о том, что, во-первых, нужно включить в свой рацион продукты, богатые фосфором (тыква, зародыши пшеницы, мак, соевые бобы, кунжут, плавленый сыр, орехи, овес, фасоль и другие), а также продукты с высоким содержанием полезных углеводов (рис, кукурузные хлопья, отруби, макароны, кефир, молоко, креветки, рыба и другие). Кстати, вы можете почитать о правильном питании. А во-вторых, вам следует минимизировать или полностью отказаться от употребления алкоголя, губительно воздействующего на нейроны головного мозга. Помимо зловредного спирта, в состав алкоголя входит углекислый газ, и вместе со спиртом он оказывает на клетки мозга очень мощное разрушающее влияние.
  • Употребление воды. Подробно о пользе воды мы , а сейчас только напомним, что чистая вода помогает организму очищаться от токсинов и шлаков, а также способствует , поддерживая нейронную связь. Чтобы обеспечить себя оптимальным количеством воды, вы должны выпивать литр воды в сутки в расчете на 30 кг собственного веса. Если же вы подвержены чрезмерному воздействию стрессов, то количество употребляемой воды желательно увеличить еще больше.

Следуя этим трем правилам, вы создадите серьезный фундамент для тренировки мозга. И любая система развития должна основываться на них – мозг ребенка и мозг человека взрослого требует особого «ухода» и внимания к себе. А еще немало полезной информации на представленную тему содержат в себе тематические книги (Роджер Сайп, Марк Уильямс и Денни Пенман, Алекс Ликерман и другие авторы).

Развитие обоих полушарий мозга

Вспомним: левым полушарием обрабатывается речевая и численная информация, логика, выводы, анализ, линейность и т.п. Правое полушарие обеспечивает пространственную ориентацию, цветовое восприятие, восприятие форм, звуков, цветов, ритмов, сновидений и т.д. Вообще, конечно, данные воспринимаются обоими полушариями, но каждое из них преобладает именно в своей области (о функциональной асимметрии вы можете почитать в ).

Отсюда вывод: развивая какое-то одно полушарие, можно, например, «поднатаскаться» в способности воспринимать образы и стать суперкреативным, но в то же время испытывать серьезные трудности с решением арифметических задач. Или, наоборот, можно стать профи в аналитике, но быть неспособным видеть красоту в картинах или не уметь составить банальный стишок из четырех строк.

Поэтому в учебных заведениях зачастую преподаются не только профилирующие дисциплины, но и те, что совершенно не связаны со специальностью. Вспомните тех же математиков, изучающих литературу, историю и другие гуманитарные предметы, или филологов, в расписании которых есть технические дисциплины. Это служит еще одним доказательством того, что развития требуют оба полушария. И для этого вы можете прибегнуть к выполнению следующих упражнений:

Упражнение 1

Для выполнения первого упражнения вам понадобится напарник. Пусть он чем-то завяжет вам глаза. Как только это будет сделано, прогуляйтесь немного по помещению или территории, где вы находитесь в данный момент. После этого дайте ответы на следующие вопросы:

  • Увеличилась ли активность ваших органов чувств, и если да, то как?
  • Что помогало вам преодолевать неуверенность из-за невозможности видеть?
  • Какие звуки вы успели запомнить?
  • Было ли что-то, что вас настораживало?
  • Было ли что-то, что вас успокаивало?

Основываясь на этих ответах, вы поймете, как реагирует организм на отключение одного из органов чувств. А само упражнение поможет вам активизировать дополнительные ресурсы обоих полушарий.

Упражнение 2

Посредством второго упражнения вы научитесь синхронизировать работу обоих полушарий своего мозга. Выполняется оно так:

  • Встаньте прямо и вытяните вперед или вверх обе руки;
  • Нарисуйте в воздухе левой рукой круг, а правой – квадрат;
  • Выполняйте упражнение, пока не добьетесь успеха, а затем поменяйте руки.

Также это упражнение можно усложнить, рисуя в воздухе руками более сложные фигуры. А на основе идеи этого же упражнения есть даже специальная система развития обоих полушарий. Смысл ее состоит в том, чтобы выполнять привычные вещи нестандартными способами. Можно, к примеру, мыть посуду, чистить зубы или кушать другой рукой, держать телефон у другого уха, носить сумку или рюкзак на другом плече (под словом «другой» понимается для правшей – левая сторона, а для левшей – правая).

Упражнение 3

Банальное и простое на первый взгляд упражнение, но в действительности оно отлично помогает синхронизировать работу правого и левого полушарий. Выполняется следующим образом:

  • Поглаживайте правой рукой живот по часовой стрелке;
  • Теперь левой рукой легонько постукивайте по голове вертикальными движениями;
  • Немного потренировавшись, выполняйте указанные движения одновременно.

Интересно, что очень часто руки как бы сами начинают путать движения: левая рука делает то, что должна правая, а правая – то, что должна левая. Упражнение очень интересно, а после того как первый вариант будет освоен, просто поменяйте руки.

Очень эффективно использовать три этих упражнения, когда требуется оказать воздействие на мозг ребенка. Но и для взрослых они будут крайне полезны – при кажущейся простоте, они прекрасно тренируют мозг, вследствие чего улучшается мышление, память, воображение и т.д. Но будет еще лучше, если вы совместите свои тренировки с развитием мышления, например, с прохождением .

Упражнения двух последующих групп можно выполнять отдельно и совместно друг с другом, а также в комплексе с уже рассмотренными. Зависит этот ваших личных потребностей и предпочтений.

Развитие левого полушария мозга

Здесь мы также рассмотрим три упражнения:

Упражнение 1

Смысл очень прост – всего лишь нужно выполнять все действия и манипуляции с объектами окружающего мира при помощи правой руки. Несмотря на то, что для правшей это естественно, даже для них это будет крайне необычно, а левши получат превосходную практику.

Упражнение 2

Это упражнение не намного сложнее предыдущего – для развития левого полушария ежедневно уделяйте немного времени на и решение арифметических задач.

Упражнение 3

Опять же очень простое упражнение – каждый день по 30-40 минут разгадывайте кроссворды и сканворды. Их разгадывание считается по большей части аналитическим, нежели интуитивным процессом, а значит, и задействовано в нем левое полушарие.

Развитие правого полушария мозга

В этой группе представлено четыре упражнения:

Упражнение 1

Систематически прослушивайте любимую музыку, и фантазированию, т.к. именно за это отвечает правое полушарие мозга. Чем раскованнее вы будете себя чувствовать, тем лучше.

Упражнение 2

Для развития правого полушария выполняйте все действия и манипуляции с объектами окружающего мира левой рукой. Если в предыдущем блоке неудобства испытывали левши, то в этом случае постараться придется правшам. Кстати, будет классно, если и читать и писать вы будете учиться справа налево, для чего очень эффективно заниматься арабским письмом. Заодно вы будете и тренировать память.

Упражнение 3

Т.к. правому полушарию в больше степени свойственно синтезировать, а не анализировать данные, уделяйте время рисованию, ведь именно во время рисования развивается абстрактное мышление. Выделяйте ежедневно по 30 минут для этого. Кроме того, рисование можно заменить или совместить с дизайном интерьера или одежды. Дополнительным плюсом это упражнения можно назвать .

Упражнение 4

Развивайте в себе эмпатию. Это означает, что нужно развивать в себе способность к сопереживанию и восприятию мира глазами других людей. Учитывая это, правое полушарие развивается просто прекрасно, а подробно о развитии эмпатии вы можете узнать, перейдя по .

Все упражнения, о которых мы поговорили, при регулярном выполнении сделают ваш ум более острым и гибким, а мозг – натренированным и способным на серьезные достижения. Самое главное – это не забывать уделять внимание обоим полушариям.

И напоследок еще несколько хороших советов для развития мозга:

  • Занимайтесь спортом ( , ходите в бассейн, совершайте пробежки и т.д.);
  • Общайтесь с окружающими людьми на интересные темы;
  • Обеспечивайте себя полноценным сном и хорошими условиями для отдыха;
  • Правильно питайтесь и ешьте больше витаминных продуктов;
  • Развивайте стрессоустойчивость и позитивное мышление;
  • Играйте в развивающие игры и шахматы;
  • Читайте познавательную литературу и развивающие книги (Роджер Сайп, Кэрол Дуэк, Артур Думчев и т.д.);
  • Занимайтесь самообразованием и проходите курсы по развитию мышления (курс по когнитивистике ).

Такая система развития позволит вам всегда личностно расти, тренировать интеллект и иметь активный, здоровый и сильный мозг. Желаем вам успехов и возможности использовать свой потенциал по максимуму!

Питание для мозга. Эффективная пошаговая методика для усиления эффективности работы мозга и укрепления памяти Нил Барнард

Глава 7 Физические упражнения для укрепления мозга

Физические упражнения для укрепления мозга

Упражнения полезны по ряду причин, укрепление здоровья мозга – одна из них. Только представьте себе, как ваше сердце накачивает мозг кровью и кислородом, наводя в нем порядок и омолаживая нейроны. Именно так все и происходит. С помощью томограмм головного мозга было доказано, что мозг у регулярно занимающихся спортом людей имеет свои физические особенности. Гиппокамп – часть мозга, отвечающая за работу памяти – увеличивается при выполнении любых упражнений, дающих нагрузку на сердце. Причем это происходит, судя по всему, независимо от возраста человека. С годами у физически активных людей вероятность заболеть Альцгеймером или заработать инсульт значительно ниже, чем у тех, кто так сильно дружит с диваном. Подобно тому, насколько соблазнительной может показаться праздная жизнь домоседа, удивительный потенциал физических упражнений способен переманить вас на свою сторону и заставить хорошенько попотеть.

Если вы несильно горите желанием начать тренироваться, то позвольте мне вас мотивировать последними научными открытиями:

Ученые из Колумбийского университета предложили группе молодых (возрастом от двадцати одного года до сорока пяти лет) людей в плохой физической форме начать программу тренировок. Каждый из участников мог выбрать в качестве упражнений занятия на беговой дорожке, тренажере «бесконечная лестница», на эллиптическом или велосипедном тренажере. Их попросили заниматься по сорок минут в день четыре раза в неделю в течение двенадцати недель. Затем ученые исследовали их мозг с помощью магнитно-резонансной томографии (МРТ). Томограммы показали, что в мозгу участников появились новые кровеносные сосуды и сформировались дополнительные клетки – не где-нибудь, а именно в гиппокампе. Чем больше подопытные приводили себя в форму, тем заметнее становились изменения структуры их мозга, и тем более высокие результаты они показывали при прохождении тестов для оценки когнитивных способностей.

«Но мне уже давно не двадцать один!» – возможно, подумаете вы. Что ж, судя по всему, упражнения точно так же полезны – или даже еще эффективнее – для пожилых людей. На самом деле они способны предотвратить постепенное уменьшение мозга в размерах с возрастом.

Исследователи из Университета Иллинойса набрали пятьдесят девять пожилых людей – каждый из них был старше шестидесяти и вел малоподвижный образ жизни – для выполнения ими тренировочной программы. Три раза в неделю добровольцы приходили на групповые тренировки и выполняли аэробные упражнения – те самые, которые способствуют повышению частоты сердцебиения (например, бег), в отличие от поднятия тяжестей или растяжек, которые не заставляют ваш пульс ускоряться с такой силой.

Шесть месяцев спустя ученые измерили размер мозга каждого из участников. Используя МРТ, они определили количество у них серого вещества – части головного мозга, состоящей преимущественно из нейронов. Также они измерили количество белого вещества, состоящего в основном из аксонов – длинных отростков, обеспечивающих связи между нервными клетками. Таким образом, белое вещество – это набор волокон, соединяющих между собой различные области мозга и нервной системы в целом.

После этого исследователи сравнили полученные томограммы с теми МРТ, которые были сделаны в начале эксперимента полгода назад. Оказалось, что всего после шести месяцев регулярных упражнений количество серого вещества заметно увеличилось, особенно во фронтальных долях головного мозга, ответственных за память и внимание. Белого вещества у этих людей также стало больше, причем в том месте, которое обеспечивает коммуникацию между собой правого и левого полушариев.

В другом, проведенном позднее, исследовании ученые сосредоточили свое внимание на переднем гиппокампе, который, как правило, в процессе старения усыхает ежегодно на 1–2 %. Исследователи попросили 120 пожилых людей начать регулярно совершать пешие прогулки и стали следить за изменениями размеров гиппокампа каждого из них.

Три раза в неделю участники эксперимента выходили на прогулку. Первую неделю они гуляли всего по десять минут, однако им задавали достаточно большой темп для того, чтобы заметно увеличить частоту их пульса. Каждую неделю прогулки удлинялись на пять минут, пока не стали сорокаминутными. Затем к этим сорока минутам добавили по пять минут разминочных упражнений в начале и конце занятия.

МРТ действительно подтвердили, что упражнения смогли обратить вспять процесс постепенного уменьшения размеров мозга в процессе старения. По сути, они способствовали росту переднего гиппокампа. Помимо этого, память участников эксперимента также стала работать значительно лучше.

Значит ли это, что физические упражнения на самом деле способны огородить нас от проблем с памятью в старости? Ответ прост – да, способны. Ученые из Сиэтла обнаружили, что среди пожилых людей старше шестидесяти пяти вероятность развития любых форм деменции у тех из них, кто три раза в неделю тренировался, была на 40 % ниже, чем у их ленивых друзей. Пятилетнее исследование нью-йоркских ученых дало практически аналогичные результаты. Участники, регулярно выполнявшие физические упражнения и соблюдавшие правильный режим питания, снизили риск Альцгеймера на 60 %.

Исследователи из Швеции провели похожее наблюдение – они следили за тем, что происходит с людьми в процессе старения, – и обнаружили, что у самых физически активных из них вероятность развития болезни Альцгеймера была на 60 % ниже остальных. Особенно заметной польза физических упражнений была для людей с аллелью АПОЕ е4, а это в очередной раз подтверждает тот факт, что правильный образ жизни способен одержать победу над генетической предрасположенностью.

Несколько различных групп ученых независимо друг от друга оценили вклад физических упражнений в профилактику деменции, и хоть полученные ими результаты и не совпали между собой полностью, однако в среднем было показано, что регулярные аэробные нагрузки снижают риск нарушений умственной деятельности на 30 %, а риск Альцгеймера падает и вовсе в два раза.

Из книги Совершенствование мужской сексуальной энергии автора Мантэк Чиа

Глава 6. Танец яичек: упражнения для укрепления таза «Если мужчина однажды имеет половой акт без излияния семени, то его жизненная сущность усиливается. Если он совершает это дважды, его слух и зрение становятся яснее. Если трижды, то все его физические болезни исчезнут.

Из книги 1000 секретов женского здоровья автора Дениз Фоули

ГЛАВА 84 ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ Что бы вы сказали, если бы ваш доктор сообщил вам, что, усвоив одну-единственную здоровую привычку, вы сможете снизить вес, уменьшить риск заболеть раком, остеопорозом, улучшить сердечную деятельность, избавиться от симптомов

Из книги Заболевания позвоночника. Полный справочник автора Автор неизвестен

ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ Здоровый позвоночник – это непременное условие успешного оздоровления. Разработаны специальные комплексы упражнений, направленные на укрепление и сохранение гибкости позвоночника.Позвоночник условно можно разделить на 4 отдела: шейный,

Из книги Похудеть? Не проблема! автора Лариса Ростиславовна Коробач

ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ Вряд ли многие из вас в восторге оттого, что придется заниматься какими-то упражнениями. А кто обещал, что будет легко? И что вы хотели – совсем ничего не делать и похудеть за два месяца на 15–20 кг?Но не отчаивайтесь. Многие не занимаются не потому, что

Из книги Диабет автора Надежда Александровна Долженкова

Глава 9 Физические упражнения и диабет Всего лишь 100 лет назад главным и единственным средством лечения диабета были диета и физические упражнения. В те времена к физкультуре относились всерьёз. Но после открытия, а затем и широкого распространения инсулина и

Из книги Чудо голодания автора Поль Чаппиус Брэгг

Глава 26. ШЕСТОЙ ДОКТОР - ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ Бездействовать - значит покрываться ржавчиной, а ржавчина означает упадок и разложение. Другими словами, деятельность - жизнь, а застой - это смерть. Если мы не используем наши мускулы, то мы их теряем. Чтобы сохранить мышцы

Из книги Практическая система возвращения жизни автора Владимир Васильевич Жикаренцев

Физические упражнения Когда ум соединяется с материей, появляется Жизнь. Когда ум соединяется с какой-то точкой тела, в этом месте тела появляется Жизнь. Помещая ум в какую-то область тела, вы исцеляете её, потому что в ней появляется Жизнь.Как люди обычно выполняют

Из книги Диабет. Мифы и реальность автора Иван Павлович Неумывакин

Физические упражнения Многие, когда я задаю вопрос: занимаетесь ли вы физическими упражнениями, особенно по утрам? - удивляются: а разве недостаточно, что в течение дня я кручусь как белка в колесе? Объясняю: такая монотонная, однообразная работа никакого отношения к

Из книги Исследование Гормона Роста автора Рональд Клац

Глава 18. Усиливающие эффект физические упражнения Чтобы получать пользу от гормона роста, заниматься физкультурой необязательно. Но повышать уровень гормона роста без физических упражнений - все равно что ездить на «Мерседесе», используя низко октановый бензин: он

Из книги Чистка суставов. Современные и традиционные методы автора Людмила Рудницкая

Глава 10. Физические упражнения для очищения суставов и профилактики суставных заболеваний Метод ударного кровотокаЭтот метод был разработан Л. и Г. Погожевыми и И. А. Сударышкиной. Комплекс упражнений повышает эффективность очищения суставов от шлаков, восстанавливает

автора Ирина Николаевна Макарова

4 глава Физические упражнения Физические упражнения являются основным средством кинезитерапии, или лечебной физкультуры (ЛФК), которая входит в комплекс терапевтических и восстановительных мероприятий на всех этапах лечения и реабилитации больных с различными

Из книги Питание как основа здоровья. Самый простой и естественный способ за 6 недель восстановить силы организма и сбросить лишний вес автора Джоэл Фурман

Важны ли физические упражнения и какие упражнения подойдут лучше всего? Да, важно делать физические упражнения, но даже если ваши возможности ограничены, не стоит отчаиваться. Агрессивный план питания, предложенный мною на страницах этой книги, позволит вам похудеть.

Из книги Массаж и лечебная физкультура автора Ирина Николаевна Макарова

4 глава Физические упражнения

Из книги Питание для мозга. Эффективная пошаговая методика для усиления эффективности работы мозга и укрепления памяти автора Нил Барнард

Глава 6 Упражнения для мозга, способствующие созданию когнитивного резерва В большой, просторной квартире на последнем этаже дома по улице Кернел делового района Сан-Франциско сидит, сгорбившись над компьютерным монитором, юноша. В верхней части экрана появляется

Из книги Лечение перекисью водорода автора Лариса Станиславовна Конева

Глава 10 Меню для укрепления мозга На протяжении многих лет ученые говорят нам о пользе тех или иных продуктов для здоровья сердца, избавления от лишнего веса, борьбы с диабетом, облегчения хронических болей и улучшения других аспектов наших с вами жизней. К этому

Из книги автора

ГЛАВА 6 ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ Дыхательные упражнения связаны с другими упражнениями - физическими. В самом деле, ведь при «чистом» дыхании упражняются мышцы, органы, все клеточки организма, вплоть до самых глубинных.Одной из причин, усугубляющих заболевания (особенно

К сожалению, сегодня человек использует свой мозг далеко не на полную мощность. Однако ситуацию можно попробовать изменить, ежедневно тренируя данный орган. Именно об этом и пойдет речь в предоставленной статье.

О мозге

Тренировка мозга - очень важная и нужная деятельность. Ведь сегодня ученые доказали, что только лишь к 60 годам данный орган человека достигает своего пика развития. Раньше же считали, что в это время активность мозга уже существенно снижается. Современные ученые доказали, что мозговая деятельность зависит не от самих нейронов (количество которых к старости уменьшается), а от качества связей между ними. Именно эти связи можно поддерживать и усиливать благодаря активной

Во все времена люди знали, что важнейшей деятельностью является тренировка мозга. Именно об этом в своей книге еще в 1936 году написала американская писательница Дороти Бранд. Она предоставила несколько простых, но весьма действенных упражнений для активизации мозговой деятельности.

  1. Каждый день нужно выделять один час, когда придется по максимуму сократить речевую активность. Т.е. ни с кем не разговаривать. Если же понадобится, на вопросы нужно отвечать односложно, четко и по сути.
  2. На полчаса в день нужно задумываться об одном предмете. Так как сначала делать это будет весьма тяжело, тренировки нужно начинать от 5 минут.
  3. Четверть часа в сутки нужно говорить, не употребляя слова мне, моё, я.
  4. Нужно на два часа в день ежедневно составлять план деятельности и строго ему следовать.
  5. На день нужно ставить себе 12 задач. Их все обязательно нужно выполнять.

Эти упражнения не только тренируют мозг, но и заставляют человека взглянуть на себя и окружающий мир шире.

Утренняя зарядка для мозга

Мозг, как и тело, требует пробуждения для хорошей активности. В таком случае может понадобиться утренняя тренировка мозга. Занимает она примерно 5-10 минут в период сразу же после сна. Все упражнения нужно проводить в удобной позе. Также все произносится вслух.

Упражнение 1. Нужно постараться как можно скорее посчитать в обратном порядке от 100 до 1.

Упражнение 2. На каждую букву алфавита нужно придумать слово. Сделать упражнение нужно очень быстро.

Упражнение 3. Нужно произнести 20 мужских имен, каждому из которых надо присваивать номер (к примеру, 1 - Саша, 2 - Олег и т.д.). То же самое нужно проделать и с женскими именами.

Упражнение 4. Нужно постараться пронумеровать 20 видов различной пищи.

Упражнение 5. Нужно выбрать любую букву алфавита и придумать на нее 20 слов, нумеруя каждое из них.

Чаще всего во время упражнений глаза у человека открыты. После всех заданий нужно глазки на полминуты закрыть и снова открыть. Вот и все, мозг «разогрелся» и готов к активной работе.

Нейробика

Тренировка головного мозга, т.е. комплекс упражнений, придуманных для этого, в науке носит название «нейробика». Создатель данной науки - профессор нейробиологии Лоуренс Катц - считает, что пользоваться наработками нейробики можно когда и где угодно. Так как упражнения эти просты и доступны каждому, а польза от них огромнейшая.

Упражнения:

  1. Обычные вещи нужно стараться делать необычно. Для этого можно умываться по утрам с закрытыми глазами.
  2. Изменение привычного порядка. Ежедневно нужно стараться ходить на работу разными путями. Как вариант, можно покупать продукты не в привычном месте.
  3. Очень хорошо активизируют мозг различного рода путешествия. Если нет возможности ездить далеко и надолго, можно периодически отправляться в вояж по соседним городам или селам.
  4. Нужно как можно чаще решать головоломки, разгадывать кроссворды и задачи. При этом уровень сложности всех заданий нужно повышать.
  5. Всегда надо интересоваться чем-то новым, неизведанным. Так, хорошо периодически осваивать новые науки или находить для себя новые увлечения.
  6. Отличная тренировка мозга - смотреть телевизор. Однако при этом нужно выключать звук и стараться проговаривать все диалоги, которые происходят на экране.
  7. Нужно стараться отвечать на обычные вопросы нестандартно.
  8. Очень хорошо тренирует мозг фантазия. Так, можно периодически придумывать стихи, шутки, рассказы. Это все не обязательно записывать. Как альтернатива, можно в голове «проговаривать» различные диалоги со знакомыми людьми или же незнакомцами.

Игры

Отличная тренировка мозга и памяти - всевозможные игры. Это могут быть шашки, шахматы, карточные игры (они также заставляют человека думать!). Также можно просто поиграть со своим ребенком. Ведь для этого понадобится включить свою фантазию, что очень полезно для мозговой активности. Очень хорошо сегодня использовать различные гаджеты и наработки программистов для тренировки главного органа. К примеру, это может быть приложение NeuroNation. Тренировка мозга, улучшение концентрации и развитие логики - все это можно найти в данной игре. Отзывы людей, испробовавших данное приложение, как говорится, на себе, только положительные. Все пользователи остались полностью довольны результатами.

О полушариях мозга

Все люди, наверное, знают, что мозг состоит из двух полушарий. Так, правое отвечает за интуицию и творческие способности, левое - за логику и математические способности. Идеально, когда два данных полушария человек развивает параллельно. Однако можно постараться развить в себе определенные качества, тренируя только лишь нужную часть мозга.

Правое полушарие

Тренировка правого полушария мозга может состоять из следующих упражнений:

  1. Нужно уделять больше внимания творческой деятельности. Так, можно отправиться с музей или же заняться рисованием.
  2. Нужно продумывать весь следующий день. В таком случае включается за которое отвечает именно правое полушарие.
  3. На улице также можно тренировать свой мозг. Нужно всего лишь всматриваться в лица людей и предполагать, о чем они сейчас думают.

Таких упражнений может быть очень много. Нужно только стараться как можно больше задействовать воображение. К слову, отлично развивают именно правое полушарие мозга игры с ребенком.

Левое полушарие

Несколько иной может быть тренировка полушария мозга (в таком случае речь будет идти о левом полушарии). Какие же упражнения будут актуальны в данном случае:

  1. Нужно стараться как можно больше разгадывать кроссвордов.
  2. Хорошо тренировать левое полушарие мозга математикой. Нужно решать задачи, постепенно повышая их сложность.
  3. Также надо решать

Стоит сказать о том, что для развития мозга нужно задействовать и тело (однако в зеркальном отражении). Если нужно развить левое полушарие, нужно больше тренировать правую руку и ногу. И наоборот.

Гармоничное развитие

Но все же хочется сказать, что лучше, если гармонично проводится тренировка мозга. Упражнения в таком случае направлены равномерно на то, чтобы развивалось как правое, так и левое полушарие. Так, для этого можно попробовать задействовать руки:

  1. Нос-ухо. Нужно правой рукой дотронуться до левого уха, а левой рукой до кончика носа. Далее нужно хлопнуть в ладоши и быстро поменять руки.
  2. Рисование. Чтобы равномерно развивать оба полушария мозга, нужно в каждую руку взять по карандашу и начать рисовать рисунок зеркально. Т.е. чтобы он состоял из равных двух частей.
  3. Кольцо. Для этой задачи попеременно с большим пальцем нужно в кольцо складывать остальные пальцы руки. Делать это нужно на двух руках одновременно. Для более серьезной тренировки можно на каждый пальчик придумать по скороговорке (это еще будет тренировать и дикцию).

Вспомогательные картинки

Чтобы тренировать свой мозг, также можно задействовать специально разработанные специалистами картинки. К примеру, определить, какое именно полушарие у человека «ведущее», можно при помощи танцующей на одной ноге девушки. А тренировать мозг можно, используя упражнение «Светофор». Так, цвет, которым написано само слово, и цвет, которое оно означает, будут разными. Нужно правильно прочитать то, что написано (а не цвет, которым написано). Упражнение на первый взгляд кажется простым, однако это совершенно не так.

О сосудах

Если говорить о огромное значение тут имеют именно его сосуды. Ведь если они неправильно работают или в недостаточном количестве прогоняют кровь, это влияет на умственные способности человека. И если тренировка сосудов головного мозга - действие практически невозможное (управлять ими пока еще никто не научился), то можно периодически чистить свои головные сосудики.

  1. Отлично чистят сосуды различного рода фиточаи. Для этого можно взять липовый цвет, листья смородины или земляники, душицу, зверобой, сушеные ягоды калины или рябины.
  2. В данном направлении отлично также работает лимонный сок и сода. По чайной ложке данных ингредиентов нужно растворить в стакане воды.

Если вышеперечисленные средства можно использовать часто (даже ежедневно), то серьезную чистку сосудов нужно проводить не чаще раза в год.

  1. Хрен нужно натереть на терку, взять его столовую ложку и залить сметаной (1 стакан). Принимается данное лекарство на протяжении месяца во время еды по одной столовой ложке.
  2. Примерно 300 грамм чеснока надо пропустить через мясорубку и залить 200 мл спирта. Все помещается в плотную емкость, закрывается и оставляется на неделю в темном месте. Далее лекарство принимают примерно по 10 капель (разведя с молоком) трижды в день за полчаса до еды. Курс - месяц.

Если вы не знаете, как заставить мозг работать, чувствуете постоянную усталость, жалуетесь на несовершенную память, то вам помогут полезные продукты, а также выполнение физических и дыхательных упражнений. Всё это, плюс напитки помогут осуществить профилактику заболеваний мозга и центральной нервной системы.

Витамины для мозга

Самыми полезными считаются витамины, которые относятся к группе B. Они помогают комплексно ухаживать за центральной нервной системой (ЦНС) и обогащают органы кислородом. Целесообразно начать принимать подобные витамины в случае, если требуется восстановление внимания, функций запоминания или при возникновении пробелов в памяти.

Витамины этой группы влияют на память (долгосрочную и оперативную), помогают её тренировать и повышают интеллект. К ним относится:

  • тиамин (B1);
  • рибофлавин (B2);
  • никотиновая кислота (B3);
  • пантотенат кальция (B5);
  • пиридоксин (B6);
  • фолиевая кислота (B9);
  • цианокобаламин (B12).

Как на мозг влияют другие витамины?

Чтобы витамины группы B усвоились организмом правильно, и появилась возможность активизировать их влияние на состояние органа ЦНС, следует принимать витамин C. Его можно купить в аптеке или найти в цитрусовых, шиповнике, яблоках или других жёлтых фруктах. Самое большое количество витамина C содержится в свежей чёрной смородине.

Для правильной работы всех отделов головного мозга и ускорения выполнения всех его функций, рекомендуется принимать витамин D.

Он защищает от развития опухолей и восстанавливает эластичность сосудов и капилляров. Такой витамин можно получить из молочных продуктов, рыбьего жира и зелени (к примеру, петрушки).

Кроме самых распространённых витаминизированных продуктов, участвующих в получении, усвоении и переработке веществ, полезными также являются бобовые (в них же содержится витамины B6 и B9), печень и растительное масло.

Презентация: "Комплекс упражнений Гимнастика мозга"

В них можно найти витамин E, выполняющий функцию укрепления стенок капилляров, участвующий в защите головного мозга от разрушительных процессов и выведении токсинов из тканей этого органа.

Продукты для мозговой деятельности

Для улучшения памяти рекомендуется употреблять блюда из гречневой или овсяной крупы, а также горох и орехи (к примеру, B5 есть в фундуке). Некоторое количество витамина B1, B2, B3 содержится в мясе (свинине, говядине), рыбе, зелёных овощах и молочных продуктах. Такие полезные органические соединения содержатся также в яйцах (особенно лецитина).

Среди полезных продуктов, призванных тренировать мозг человека, считаются морепродукты благодаря цинку и железу.

К примеру, блюда из устриц, помогают запоминать информацию и восстанавливают концентрацию. Не менее полезной считается рыба, которая содержит омега-3 жирные кислоты. Всё дело в полезных жирах, которые положительно влияют на состояние функции нейронов.

Фрукты и овощи также помогают активизировать деятельность в мозгу, благодаря антиоксидантам, содержащимся в их вкусной мякоти. Кроме того, в малине, ежевике и чернике содержатся растительные пигменты (флавоноид и физетин), которые помогают улучшить функции памяти. Морковь, шпнат и свекла также способствуют восстановлению работы ЦНС и предупреждает возникновение воспаления.

Напитки и ароматы для мозга

К напиткам, которые способствуют улучшению состояния головного мозга, можно отнести чёрный и зелёный чай. Свежезаваренный чай восполняет недостачу катехинов (органических веществ) в органе ЦНС. Этот антиоксидант способен нейронам расслабиться, и ускорят избавление от умственной усталости.

Презентация: "Аэробика для мозга"


Для очищения крови и сосудов головного мозга рекомендуется принимать отвар из липового цвета, зверобоя, листьев смородины или клевера. Подобную процедуру также можно производить с использованием листьев мелиссы, хрена и пустырника. Все эти травы и растения выполняют функции антиоксидантов.

К ароматам, которые призваны успокоить нервную систему и способствующим нормализацию работы головного мозга относят: хмель, валериану, лимон, ландыш, апельсин и розу.

Для восстановления бодрости также может помочь несколько капель эфирного масла с запахом лаванды, медленно тающие в аромалампе.

Физические упражнения для мозга

Для активизации работы главного органа ЦНС рекомендуется выполнять следующие физические упражнения:

  • бег на месте, который переходит в быстрый шаг;
  • мостик из лежачего положения тела, при котором руки, обхватывают ступни;
  • вращения головой, кувырки из сидячего положения и стойки на голове.

Каждое упражнение рекомендуется делать минимум 2 и максимум 15 раз для того, чтобы избавиться от усталости и тренировать активность мозговой деятельности. Полезной для этого органа считается практически любая физическая активность, в ходе реализации которой соблюдается техника безопасности и правильно рассчитаны способности и силы.

Упражнения подобного плана могут стимулировать головной мозг и укрепляют функции нейронов (а также связи между ними), увеличивает приток крови к мозжечку и снижает риск проявления заболеваний сосудов.

Другие упражнения, которые насытят мозг кислородом

Для правильной работы всех основных зон самого важного органа центральной нервной системы следует позаботиться о насыщении полушарий кислородом.


В список упражнений, на которые уйдёт 10 минут в день, входит:
  • стимуляция функций полушарий головного мозга за счёт правильного дыхания. Дышите поочерёдно каждой ноздрёй;
  • через 7 дней после выполнения предыдущего упражнения подключите к своей тренировке мозга это упражнение. Сделайте вдох и задержите дыхание на 8 ударов пульса, потом выдохните воздух и снова отсчитайте 8 ударов сердца.

Употребление витаминов, полезных продуктов и свежих напитков способствует восстановлению функций мозга и делает нейронные связи более прочными. Для того, чтобы заставить головной мозг работать и ускорить процессы в нём, помогут физические нагрузки и регулярное выполнение дыхательных упражнений.

Хочу представить вам достаточно простые упражнения, которые служат для развития вашего мозга и повышения его функциональных возможностей.

Упражнения выполняются пальцами обеих рук и поэтому называются «пальцовки». Но это не ранее рассмотренные нами мудры, а другие, динамические упражнения.

Упражнения «Пальцовки» улучшают память, развивают согласованную работу полушарий мозга, повышают скорость мышления, скорость принятия решений, скорость реакции и пр. Выстраивают новые нейронные связи в коре головного мозга.

С помощью этих упражнений можно значительно повысить свою эффективность и продуктивность.

Кроме этого, упражнения дают общеоздоравливающий эффект, поскольку воздействие идет на биоактивные точки, которые находятся на кончиках пальцев. То есть, по сути, это еще один из вариантов точечного массажа (акупрессуры).

В боевых искусствах заметен еще один очень ценный эффект от этих упражнений. Выражается он в том, что при выполнении пальцовок значительно укрепляются пальцы и развиваются сухожилия.

Эти упражнения, пальцовки, из индийской йоги. Мне их показал и передал в свое время мой первый настоящий Учитель по йоге и боевым искусствам - Маричи Марута.

Упражнения лучше делать утром, после утреннего комплекса или после медитации, поскольку они также относятся к упражнениям - компенсациям после .

Эффект от пальцовок, как и всегда, станет заметен после 3 месяцев ежедневной практики.


Исходное положение: руки перед собой пальцы направлены вверх и максимально выпрямлены. На каждой руке кончик указательного пальца соединяются с большим. Похоже на жест – О"кей.

Теперь одновременно обеими руками делаем достаточно сильное нажатие большим пальцем на кончики других пальцев по порядку – средний, безымянный, мизинец. Как только дошли до мизинца – возвращаемся также назад до указательного. Пальцы, которые не участвуют в нажатиях – стараемся насколько можно выпрямить. Это важно. Делаем минимум 3 таких прохода вперед-назад.

Это незначительное видоизменение первой пальцовки. Но выполнять ее намного сложнее, поскольку здесь уже необходима согласованность полушарий головного мозга. Исходное положение, - на одной руке с большим пальцем соединен указательный, а на другой – мизинец. Теперь начинаем одновременно на обеих руках нажимать большим другие пальцы по порядку. На разных руках получается движение навстречу. На одной от указательного к мизинцу, на другой от мизинца к указательному. Также делаем минимум 3 прохода.

Соединяем большой палец правой руки с указательным пальцем левой. И одновременно указательный палец правой руки с большим пальцем левой. Теперь те пальцы, которые ниже разнимаем, переводим наверх и снова делаем нажатие. И так дальше по циклу. Получится так называемая «дорожка».

Это видоизменение пальцовки №3. Теперь большой палец правой руки нажимает не только на указательный палец левой руки, но и на все остальные по порядку до мизинца и обратно. А большой палец левой руки при этом продолжает нажимать только на указательный палец правой руки. Делаем три прохода и после этого меняем руки ролями. Теперь большой палец левой руки нажимает по порядку на все пальцы правой.

Вместе с пальцовками, точнее после них, я вам рекомендую выполнять еще одно простое упражнение с близким эффектом. Надо взять 2 достаточно длинных палочки. Теперь берем одну из палочек и ставим на указательный палец или центр ладони, отпускаем вторую руку и стараемся удержать палку в равновесии в вертикальном положении. С этим обычно никто особых проблем не испытывает.

Но теперь необходимо взять вторую палочку и поставить ее на другую руку. И теперь удерживать равновесие сразу двух палочек! Непросто? То-то, - тренируйтесь! Вам надо научиться держать равновесие двух палочек хотя бы минуту.

Итак, смотрите короткое видео, на котором наглядно показано упражнение "Пальцовки"!

Любые вопросы, пожелания, дополнения - буду рад увидеть в комментариях.

© Сергей Бородин, 2014


Подробнее эта и другие темы раскрываются в моих книгах серии "Код Феникса. Технологии изменения жизни".



  • Разделы сайта