Прилепский конный завод

Слава Гордый ★☆☆☆☆

(20-08-2016)

можно посетить, пока завод еще бьется в предсмертных конвульсиях.Лошади это прекрасные животные.Хотя порода только одна - американский рысак,выдаваемый за русского. Грязные и дикие пони одной породы, причем самой часто встречающейся.Ничего особенного.Работники жалуются на задержки з.п. в 3-4 месяца, прокат хромает через одну лошадь периодически, что говорит о халатном отношении к лошадям.Тренер поней для детского проката - омерзительно неприятная женщина, не соблюдающая технику безопасности с вашим ребенком. ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

Состояние манежа -это просто золотая жила для санэпидемстанции.На территории всего конезавода периодически встречаются отрубленные ноги лошадей!!! Однажды в стойле где стояли пони(которые катают детей) я видел труп ЖЕРЕБЕНКА!!! В общем приезжайте, там вам очень рады!

Kesha ★★★★★

(1-07-2015)

Прекрасное место, отличный тренерский состав. Все дружелюбные и приятные люди. Очень понравилось заниматься в этом месте, хочется возвращаться снова и снова. Лошадь Клубничка - просто прелесть. Послушная и очень красивая. Сразу перешла на рысь, послушна терпела, пока я её седлала. Я очень рада, что не далеко от Тулы есть такое райское место для общения с лошадьми. Всем советую посетить этот завод!

Татьяна ★★★★★

(15-09-2014)

На днях побывали с группой детей и родителей на конном заводе. Все в восторге от общения с животными, мы их кормили (корм продается по цене 20 руб.за пакетик), гладили, дети покатались верхом за поваду (300 руб. за 400 метров). В конюшнях и в левадах было мало лошадей, все пасутся на пастбищах.
Экскурсию у нас провела замечательная Нина Владимировна, она уже 35 лет работает на этом заводе, знает о лошадях все. Видно, как Нина Владимировна их любит. В музее она провела экскурсию (40 минут), нам взрослым было интересно, но детям не интересно смотреть на фотографии, они заскучали и мы их отправили на улицу побегать. ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

саша ★★★☆☆

(12-09-2014)

Ничего особенного. Просто много левад с лошадьми и пони.Основное здание которое показано на сайте конного завода находится немного в стороне около автобусной остановки.

★★★★★

(23-04-2014)

Чудесное место. Занимаюсь верховой ездой. Тренера-супер! Место само по себе отличное!

Инна ★★★★★

(9-03-2014)

Только что посетили завод. Это чудесное место - с красивыми ухоженными лошадями, радушным приёмом людей, неравнодушных к своему делу и доброй энергией лошадей и пони. Остались очень довольны и собираемся вернуться сюда в конце апреля-начале мая, когда можно на качалке покататься на лошадях вдоль реки Упы)) спасибо большое тем, кто поддерживает это замечательное месть своим трудом!!

Должны были приехать группой 15 человек. В итоге приехали вшестером и уже под вечер. Но несмотря на то, что народу нас было мало, нас очень радушно встретили. И музей открыли, рассказали об истории завода, и по самому заводу провели. Покатались в экипаже и верхом в манеже. Впечатления остались самые приятные.

★★★★★

(11-01-2013)

Заезжали на завод 03.01.2013г. заводом это место назвать трудно! огромная территория, много загонов с различными породами лошадей. Можно сказать, что вы в дикой природе с лошадьми! Мои дети и жена были просто в восторге!!! Такого количества лошадей мы не видели никогда! Есть магазин, где продают различные сувениры и можно купить специальный корм (20 рублей) и покормить лошадей с руки! Можно покататься на пони и лошадях как в манеже, так и на открытой местности. Стоимость проката всего 150 рублей. ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

Можно прокатиться на санях, дистанция 5 км, стоимость 1000 рублей. Мы катались: 2 взрослых и 2 ребенка. Есть свой ипподром. Семья не захотела уезжать из Тулы, не заехав еще раз на конный завод. Дети были просто в восторге и не хотели уезжать! Это просто идилия природы и человека!!! Отдельный респект администраторам сайта за добавление прилепского конного племенного завода в список достопримечательностей г. Тулы. Так мы лучше узнаем самые потаеные уголки нашей Великой страны!!! Всем советую заехать в это место!

Возрождением былой славы Прилепского племенного конного завода сегодня занимается Валерий Леонтьевич Маркотенко – известный бизнесмен, общественный деятель и большой любитель конного спорта. Эстафета Н. Н. Добрынина и Я. И. Бутовича – основателей дела – в надежных руках.

В 1866 году один из братьев Добрыниных – Николай Николаевич – в стремлении самому стать коннозаводчиком приобрел в Прилепах имение, выбрав место, богатое традициями коневодства, с отличными для него условиями. Основав собственное дело, Н. Н. Добрынин укомплектовал свой завод породистыми лошадьми, которые получили общероссийскую известность при его сыне и наследнике Алексее.

С именем Алексея Николаевича Добрынина связан важный этап становления и развития Прилепского племенного конного завода. Добрынинские рысаки вышли на ипподромы, добиваясь значительных результатов и принося славу хозяину.

В 1898 году, после смерти А. Н. Добрынина, имение Прилепы осталось его вдове, а затем, в 1909 году, – попало в залог и было выставлено на торги. Залогодержателем имения стал херсонский помещик, потомственный дворянин, корнет запаса Яков Иванович Бутович. Так началась новая история Прилеп. Именно сюда он перевел свой конный завод из Херсонской губернии, кроме того им были приобретены заводы Воейковой, Сахарова, Семибрадова, Коноплина, Терещенко, а также несколько класснейших лошадей из других заводов. Современники отмечали, что выдающийся конский материал, сосредоточенный Я. И. Бутовичем в Прилепах, быстро выдвинул этот завод на одно из первых мест среди других заводов орловского рысистого направления.

Коннозаводческая деятельсть Бутовича оказалась на редкость удачной. Яков Иванович неустанно пополнял поголовье классными экземплярами орловцев, вел селекционную работу, формируя мощный генофонд. Многие его лошади были отмечены высшими наградами и призами на выставках и скачках. Бутович обладал прирожденным чувством лошади. Стараниями Якова Ивановича конный завод в Прилепах приобрел славу одного из наилучших в дореволюционной России.

В 1918 году Бутович передал племконезавод в государственное владение, после чего создал уникальный музей коневодства и стал его директором.

В 1927 году завод ликвидировали, а племенной состав передали в Хреновской конный завод. В этом же году в Прилепах была размещена Тульская государственная заводская конюшня, в которой выращивали лошадей русской рысистой породы, выведенной скрещиванием орловской кобылы и американского рысака. Кроме того, в Прилепах стали разводить и лошадей тяжеловозных пород.

В предвоенные годы Тульская ГЗК поставляла жеребцов во многие колхозы области. Во время Великой Отечественной войны питомцы прославленных коневодов трудились во фронтовых обозах и конной кавалерии.

После войны Тульская государственная заводская конюшня внесла незаменимый вклад в восстановление крайне нужного конепоголовья. На ее базе была создана хорошо оборудованная по тем временам станция искусственного осеменения животных.

В 1940–1950-е годы на территории Тульской госконюшни успешно действовал племенной питомник. В эти же годы в Прилепах сформировалась хорошая школа кадров для отрасли, а в 1944 году – Центральные курсы для подготовки и повышения квалификации работников коневодства. Занятия вели преподаватели ведущих сельскохозяйственных вузов, сотрудники ВНИИ коневодства, специалисты Министерства сельского хозяйства СССР. Здесь же проходили переподготовку руководящие кадры конных заводов. После закрытия курсов в 1962 году сюда постоянно приезжали специалисты, организаторы коннозаводства для изучения передового опыта, обмена идеями и знаниями. В 1960 году коневодческому хозяйству был возвращен статус конного завода.

В непростые недавние девяностые годы многие племконезаводы разорились. Такая же участь ожидала и Прилепский конезавод. Его возрождение произошло в 2005 году с приходом инвестора В. Л. Маркотенко.

На сегодняшний день предприятие владеет 5 015 гектарами сельхозугодий, из которых 4 100 занимают пашни, а 850 – сенокосы и пастбища, конюшни, крытый манеж, благоустроенные левады и ипподром, приспособленный для проведения не только тренировочных забегов, но и соревнований на высоком уровне. Обширная база конезавода позволяет полноценно развивать несколько видов деятельности. В настоящее время в сферу деятельности завода входят следующие направления:

Племенное конезаводство,

Производство мясомолочной продукции,

Кормопроизводство,

Производство и реализация зерна.

Племенное конезаводство ведется на заводе с момента его основания. С именем Алексея Николаевича Добрынина связан важный этап становления и развития Прилепского племенного конного завода, быстро снискавшего широкую известность одного из лучших центров по разведению орловской рысистой породы. Выступая на самых знаменитых ипподромах и побеждая в соревнованиях, добрынинские рысаки не только приносили славу хозяину, но и становились родоначальниками лучших линий в породе. Формирование мощного генофонда орловских рысаков продолжилось в пору Якова Бутовича, прослывшего «фанатом орловской породы». Его рысаки получали медали на всероссийских выставках и международных соревнованиях.

В середине двадцатого века были зарегистрированы и стали использоваться новые породы, в том числе русская рысистая, удачно сочетающая упряжные формы орловца с высокой резвостью американских рысаков. Неудивительно, что к началу нового тысячелетия русская рысистая порода стала наиболее многочисленной.

Благодаря сотрудничеству с зарубежными коллегами, на конном заводе появилось совершенно новое направление – разведение пони. В 1984 году в ГДР были приобретены 45 шетлендских пони. С той поры Прилепский племенной конный завод стал основным поставщиком пони в Россию. В 2001 году в отделении этих экзотических лошадок насчитывалось 50 штатных маток и 7 жеребцов-производителей, а всего в табуне – 100 голов.

В 1986 году было возрождено тяжеловозное отделение. Для этой цели в Пермском и Куединском конных заводах закупили 15 племенных кобыл. Лошади популярной русской тяжеловозной породы используются на внутрихозяйственных работах, а молодняк продается как племенной в различные хозяйства страны для разведения

С 1995 года началась работа по созданию отделения верховых лошадей. Сегодня маточное поголовье отделения представляют 25 кобыл тракененской, украинской и русской верховых пород.

В настоящее время Прилепский племенной конный завод, преобразованный в 1994 году в акционерное общество, занимает одну из лидирующих позиций в отечественном и европейском коннозаводстве. Прилепские питомцы значительно повлияли на конский состав Еланского, Самарского и других заводов. Выход на зарубежные рынки и активные международные связи помогли специалистам конного завода поднять на новый уровень культуру производства, селекционную и исследовательскую работу.

Прилепский племенной конный завод развивается в тесном содружестве с наукой. Здесь всегда уделялось особое внимание ведению племенного дела с использованием новейших теоретических разработок, достижений мировой и отечественной практики. Еще со времен Якова Ивановича Бутовича конный завод связан с Московской сельскохозяйственной академией, ныне Российским государственным аграрным университетом имени К. А. Тимирязева. Выпускники аграрного университета работают на различных участках Прилепского конного племенного завода, а ученые проводят исследования, и их полезные рекомендации с успехом применяются коневодами. Многолетнее плодотворное сотрудничество с Всероссийским научно-исследовательским институтом коневодства (ВНИИК) – основа выверенного курса прилепских коневодов. Этот институт стал признанным в мире центром исследовательской и теоретической работы по улучшению конского поголовья, внедрению научно обоснованных технологий его воспроизводства, повышению эффективности использования лошадей в народном хозяйстве. ВНИИК ведет племенной учет поголовья, издает государственные книги племенных лошадей, в которых достойное место занимают и питомцы Прилепского завода. За 76 лет работы института издано более 170 томов государственных книг ведущих пород лошадей. По ним ориентируются и местные коневоды. Проводится генетическая экспертиза достоверности происхождения, маркируются линии и маточные семейства, разрабатываются методы искусственного осеменения лошадей, которые успешно применяются в Прилепах. ВНИИК выработал для конного завода специальную научную методику по оценке тренированности лошадей и оказывает научно-методическую помощь в составлении планов племенной работы, проводит экспертную оценку качества лошадей, выдает племенные свидетельства, паспорта, экспортные сертификаты. Проводит консультации для Прилепских коневодов по технологии производства кумыса, кормопроизводству, искусственному осеменению кобыл, корректировке подборов для исключения иммуногенетической несовместимости матери и плода. На основе рекомендаций института составлены рационы кормления конского поголовья, освоена технология левадного хозяйства.

Лучшие питомцы Прилепского племенного конного завода систематически тренируются и выступают на Центральном московском ипподроме (ЦМИ) – старейшем в России, прочно занимающем лидирующие позиции среди ведущих ипподромов мира. На протяжении более чем полутора веков здесь разыгрываются различные призы, проводятся крупнейшие состязания для рысистых и чистокровных верховых и арабских лошадей. Ипподромные испытания – основной метод совершенствования конных пород и выявления рекордсменов международного уровня. Благодаря бегам и скачкам из поколения в поколение в животных накапливаются и совершенствуются ценнейшие качества – сила, выносливость, резвость. Цель главной базовой площадки страны – Центрального московского ипподрома – воспитать и продемонстрировать лучший молодняк, выявить наиболее перспективные линии, по которым пойдет дальнейший селекционно-племенной отбор. Выставить на Московском ипподроме своих лошадей – честь для любого конного завода. А Прилепские рысаки не только участвуют, но неоднократно становятся победителями и призерами состязаний на ЦМИ, тем самым вновь и вновь подтверждая свой звездный статус «призовой элиты». В 2008 году жеребец, рожденный в Прилепском племенном конном заводе, выиграл приз «Дерби» на Центральном московском ипподроме.

Производство мясомолочной продукции крупного рогатого скота является вторым направлением деятельности завода, интенсивно развивающимся в настоящее время. В 2007 году животноводы Прилепского конезавода заняли лидирующее положение в районе по продуктивности дойного стада. Годовой надой от каждой коровы превышает 4 тысячи килограммов молока, что соответствует результатам двадцатилетней давности. При этом наблюдается быстрый рост продуктивности: валовой надой превысил прошлогодний результат на 80 %. Подобная динамика стала возможной только благодаря совместным усилиям инвестора и квалифицированных специалистов завода, сумевших распределить силы и средства в нужных направлениях. С целью эффективного воспроизводства стада был произведен ремонт. В январе 2007 года в рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК» прилепчанами были приобретены 98 нетелей швицкой породы, что позволило вскоре вдвое увеличить дойное стадо. Для обеспечения высоких темпов развития, большое внимание уделяется уходу за молодняком, который со временем сформирует основную часть стада. Получаемая мясомолочная продукция крупного рогатого скота успешно реализуется на молокозаводы и мясокомбинаты Тульской области. А наличие тяжеловозных лошадей позволяет рассматривать вопрос о возможности производства кумыса, обладающего неоспоримой лечебной и питательной ценностью.

Не менее актуальными сферами деятельности завода являются кормопроизводство и производство зерна. Выращиваемая на сельхозугодиях предприятия зеленая биомасса используется для производства кормовых заготовок – сена, соломы, силоса. Такой продукции хватает не только на удовлетворение нужд завода, но и на продажу. ЗАО «Прилепский племенной конный завод» предлагает предприятиям Тульской области высококачественный недорогой товар – мясо, молоко, зерно, сено и другие виды кормов.

Особое внимание в последние годы уделяется созданию условий для развития занятий конным спортом. В манеже конного завода опытные инструкторы помогают начинающим всадникам и детям овладеть навыками верховой езды, а любители активного отдыха могут прокатиться в экипаже или стать участником увлекательной верховой прогулки по живописным окрестностям. Помимо этого, общение с лошадьми является одной из разновидностей иппотерапии, способствующей реабилитации при различных заболеваниях.

В последнее время доброй традицией предприятия стало проведение ярких и красочных конных праздников и соревнований. Прилепский племенной конный завод приглашает всех желающих принять в них участие и на себе испытать незабываемое обаяние красоты, изящества и мощи лошадей.

Первое документальное упоминание о Прилепском племенном конном заводе относится к 1834 году. Оно вязано с именем тульских купцов Добрыниных.


Прилепский племенной конный завод — одно из ведущих коневодческих хозяйств России. На заводе с самого момента его образования (XIX век) ведущим направлением считается рысистое. Потому здесь занимаются племенным разведением и заводскими тренировками лошадей русской рысистой породы. Рысаки, выращенные на Прилепском конном заводе, демонстрируют отличную спортивную форму и высокие результаты. Однако кроме рысистых пород на заводе также есть отделение русских тяжеловозов и отделение лошадей верховых пород. В настоящее время успешно развиваются все три направления.

История Прилепского конного завода

В XIX веке два тульских брата, купцы Николай и Петр Добрынины, постоянно держали в своих конюшнях резвых рысаков из Хреновского завода , Н. Д. Ознобишина и графа Толя. Это обстоятельство в недалёком будущем повлияло на решение Николая Никитовича самому стать коннозаводчиком.

Выбрав место, богатое традициями коневодства и отличными условиями Н. Н. Добрынин укомплектовал свой завод высококлассным материалом, что позволило Прилепам ещё в XIX веке быстро войти в число ведущих конных заводов России. Общероссийскую известность завод получает при сыне и наследнике Никола Никитовича Алексее. Добрынинские рысаки вышли на ипподромы, добиваясь значительных результатов и принося славу своему хозяину. В 1898 году, после смерти коллежского асессора А. Н. Добрынина, имение Прилепы досталось его вдове Олимпиаде Платоновне. И чуть позже, в 1909 году, в связи с несостоятельностью О. П. Добрынина, имение попало в залог и было выставлено на торги. 17 марта того же года его приобрёл за 30000 рублей херсонский помещик, коннозаводчик, коллекционер, потомственный дворянин, корнет запаса Яков Иванович Бутович.

Считается, что его основал в 1866 году богатый купец Николай Никитович Добрынин, который приобрел местное коневодческое хозяйство у генерал-майора и управляющего несколькими конными заводами в Москве и Туле Леонида Николаевича Гартунга (жена — Мария Гартунг, дочь А. Пушкина).

Николай Добрынин, а потом и его сын Алексей укомплектовали конный завод лошадьми самых знаменитых пород в России. Особенно славились орловские рысаки, которые принесли известность Добрыниным. Однако после смерти Алексея Николаевича имение перешло к его вдове, которой ведение хозяйственных дел оказалось не под силу. Завод был выставлен на торги.

В 1909 году новым хозяином в Прилепах стал офицер и дворянин Яков Иванович Бутович . Его дед и отец были коннозаводчиками. С детства Яша пропадал в конюшне, прекрасно держался в седле, совершал прогулки по излюбленным местам Херсонщины, откуда был родом. Когда Яков Бутович перебрался в Прилепы, ему было 28 лет. Позднее он писал в своей книге «Мои Полканы и Лебеди» о Прилепах с любовью, подчеркивая их красоту.

Из истории известно, что Прилепами на Руси называли старинные поселения, которые «лепились» на границе княжеств. Тульские Прилепы сплошь пересекали рвы и валы, крепости, которые преграждали путь к Москве южным кочевникам.

Лишь в XVII веке в Прилепах люди стали понемногу налаживать мирную жизнь. Вот тогда-то здесь начали заниматься коневодством, которое было наиболее понятно и близко местному населению. По традиции лошадей растили для обороны от врагов и использования в быту, благо этому способствовали прекрасные пойменные луга…

Яков Иванович без сожаления оставил военную службу и занялся коневодством. Бутович не раз ездил в Европу, где обучался секретам развития животноводства, уделяя внимание разведению коней. Уже в XIX веке в России получает распространение конный спорт.

Бутович с энтузиазмом расширял и перестраивал в Прилепах помещения конезавода. Завод в Херсонской губернии, когда-то принадлежавший его отцу, Бутович полностью «перевел» в Прилепы. Яков Иванович был человеком деятельным. Он сумел пополнить свое поголовье «орловцами», постоянно занимался селекционной работой, формируя качественный состав поголовья лошадей.


Яков Бутович наряду с другими коннозаводчиками был противником скрещивания орловских лошадей с другими породами рысаков, особенно завезенных из Америки. Он неоднократно подчеркивал правильность телосложения «орловцев», красоту их форм и выносливость. Это помогло сохранить на тот момент чистоту породы орловских рысаков.

Авторитет Бутовича среди коннозаводчиков был высок. Несмотря на молодость, Яков Иванович вошел в состав государственного главного управления коннозаводства, а также стал членом Всероссийского союза коннозаводчиков.

На построенном в Прилепах ипподроме Бутович любил организовывать бега, которые обычно проходили в канун православных праздников. Слух о хозяйстве коннозаводчика Бутовича быстро разнесся по всей округе. Его орловские рысаки неоднократно становились призерами различных бегов и выставок в России и за рубежом.

Но не только этим ограничивались увлечения Якова Бутовича. Он одним из первых в мире создал картинную галерею, которая была целиком посвящена лошадям. Яков Иванович был знаком со многими художниками, которые любили бывать в Прилепах. Они с удовольствием по просьбе хозяина рисовали его любимцев — «Полканов и Лебедей».

Коллекция Бутовича насчитывала несколько десятков картин и различных скульптурных работ. Кроме того, Бутович собирал фотографии с изображением лошадей. Здание для музея Яков Иванович построил накануне революционного переворота в России, в 1917 году.


В 1918 году, чтобы спасти завод и галерею от большевистских погромов, Бутович отдает их в безвозмездное пользование новой власти. В послереволюционное время Якову Ивановичу удалось организовать в Туле выставку «орловцев» и даже бега. Бутович активно интересовался делами чрезвычайной комиссии, связанной с охраной животноводства, деятельностью конных заводов в России. Внешне казалось, что он во всем «устраивал» большевиков.

Однако тучи уже сгущались над его головой. Первый раз он был арестован в 1928 году и отсидел в тюрьме три года. Вторично Бутовича арестовали в 1937 году, а затем расстреляли.

Завод вскоре был разрушен, а на его месте осталась лишь одна конюшня. Но уже перед Второй мировой войной перед работниками Прилеп была поставлена задача по возрождению конного поголовья. Кони нужны были фронту, колхозам и совхозам. По указанию правительства в 40−50-е годы ХХ века в Прилепах начали формировать школу по обмену опытом работы для сотрудников коневодства животноводческой отрасли, курсы по обучению специалистов ведущих вузов сельского хозяйства страны. И лишь в 1960 году хозяйству вернули прежний статус — статус конезавода.

Ныне Прилепский конный завод разводит четыре породы лошадей — украинских верховых, русских тяжеловозов, шетлендских пони и русских рысаков, выведенных скрещиванием американской породы с орловцами, так горячо любимыми Яковом Бутовичем. Сегодня завод может гордиться благоустроенными конюшнями, крытым манежем с трибунами, собственным ипподромом. Питомцы завода хорошо известны в Будапеште, Берлине, Хельсинки, Стокгольме — везде, где приходилось выступать нашим спортсменам…

И вновь о главном герое нашего рассказа — о Якове Бутовиче. Яков Иванович был реабилитирован только в 1989 году. В 2005 году появилась на свет его книга «Мои Полканы и Лебеди», через 80 лет после того, как была создана.

Не менее печальна и судьба экспонатов музея. Его не раз реформировали, а также передавали из одного ведомства в другое. Сегодня сохранившаяся часть коллекции Прилепского музея находится при сельскохозяйственной академии в Москве.

Проходит время, одно поколение сменяет другое, но давние традиции в Прилепах живы. Здесь ежегодно соревнуются наездники (местные и приезжие) на кубок Николая и Алексея Добрыниных, Якова Бутовича.

Это значит, что завод живет и смотрит в будущее с уверенностью.




  • Разделы сайта