Почему на эверест не летает вертолет. Как вертолет приземлился на вершине эвереста. Самый мощный лазер в мире

Во-первых, так высоко вертолёты не летают. Предел - 5000-6000 м. В районе Эвереста вертолёты летают максимум до базового лагеря, и то в экстренных случаях - например, для эвакуации пострадавшего. Стандартный путь на Эверест - самолёт или вертолёт до Луклы, далее - ножками.

Во-вторых, даже если бы и летали, посадка была бы невозможна: нет достаточной по размерам горизонтальной площадки + сильные ветры.

В-третьих, человеку, вышедшему на такой высоте из герметичной кабины летательного аппарата, жить останется несколько минут. Потеря сознания в течение нескольких секунд, затем - острый отёк лёгких и мозга и смерть.

Единственный способ подняться на Эверест - это собственные руки и ноги.

Полёты над вершиной Эвереста

3 апреля 1933 года два биплана, управляемые британскими пилотами маркизом Клайдсдейлом и Дэвидом Макинтайром, совершили первый полет над вершиной.
В 2001 году супружеская пара из Франции, Бертран и Клер Бернье, слетела вниз с вершины на параплане‑тандеме.
В мае 2004 года итальянец Анджело Д’Арриго впервые в истории авиации совершил полёт на дельтаплане над вершиной высочайшей горы Земли.
14 мая 2005 года лётчик-испытатель фирмы «Eurocopter» Дидье Дельсаль успешно посадил вертолёт Eurocopter AS 350 Ecureuil на вершину горы. Это был первый случай подобной посадки.
В 2008 году 3 парашютиста приземлились на вершину, выпрыгнув с самолёта, летящего на высоте чуть менее 9 км.
21 мая 2011 года непальцы Сано Бабу и Лапка Шерпа, взойдя на Эверест, стартовали на тандемном параплане и пролетели на высоте 30 м над вершиной, установив мировой рекорд высоты полета на этом типе летательного аппарата.

Вертолет Ми-8МСБ установил мировой рекорд по предельной высоте

В Крыму установлен мировой рекорд по поднятию модернизированного вертолета Ми-8МСБ на предельную высоту полета — машина была поднята на 9150 м. Вертолет оборудован двигателями ТВ3-117ВМА-СБМ1В серии 4Е. Представители украинской компании Мотор Сич подчеркнули, что замена старых двигателей ТВ2-117 на ТВ3-117ВМА-СБМ1В серии 4Е позволила вертолету Ми-8Т увеличить не только потолок высоты, но и одновременно ресурс вертолета, его жизненный цикл, а также удлинить срок эксплуатации самых массовых вертолетов Миль. Если на Ми-8Т с двигателями ТВ2-117 штатный динамический потолок составляет 4,5 тыс. м, то на вертолете Ми-8МСБ уже достигнута высота 6,3 тыс. м. По этому показателю Ми-8МСБ опережает машины Ми-17 и приближается к самым последним модификациям Ми-17В-5 с двигателями ВК-2500.

По замыслу разработчиков, новый двигатель должен заменить устаревшие ТВ2-117 на Ми-8Т, малая мощность которых ограничивает эксплуатацию этих вертолетов в условиях высокогорья. Напомним, что в сентябре 2012 г. на выставке Авиасвит в Киеве этот вертолет поднялся на высоту 8250 м. В нынешнем году рекорд был установлен на аэродроме Кировское Государственного научно-испытательного центра Вооруженных сил Украины. Полет выполнил совместный экипаж предприятия Мотор Сич и Государственного научно-испытательного центра Вооруженных сил Украины.

Ми-8МСБ — модернизированная версия Ми-8Т. Модернизацию выполнила компания Мотор Сич, установившая на эту машину двигатели ТВ3-117ВМА-СБМ1В серии 4Е собственной разработки. Они отличаются повышенной мощностью и экономичностью по сравнению со стандартными для Ми-8Т силовыми установками ТВ2-117. Особенность украинского двигателя в том, что он сохраняет мощность подвода к редуктору постоянно: при падении давления, с подъемом на высоту и при повышении температуры. Напомним, что весной этого года в Крыму был проведен очередной этап сертификационных испытаний Ми-8МСБ, вертолет тестировали на морозостойкость.

Диапазон высот и скоростей полета вертолета

Максимальная скорость полета вертолета ограничена из-за опасного увеличения маховых движений лопастей несущего винта, что приводит к развитию срыва потока с концов лопастей на азимутах 270° - 300° . Максимальные скорости вертолетов достигают 300 - 400 км/ч.

Максимальная высота полета ограничена из-за опасности общего срыва потока с лопастей, которые на больших высотах для создания необходимой подъемной силы приходится переводить на большие углы установки.

Висение рекомендуется только на малых высотах на взлете, на посадке и в специальных случаях. В обычном полете на вертолете, так же как и на самолете, минимальная скорость ограничена минимально допустимой скоростью.Ограничения и минимальной высоты обеспечивают безопасный переход винта на режим авторотации после остановки двигателя. Они также исключают неправильные показания указателя скорости.

По располагаемой мощности вертолет имеет статический и динамические потолки. Статический потолок составляет 1.5 - 2 км. Динамический потолок, то есть потолок прямолинейного горизонтального полета, при больше статического и достигает 5 - 8 км.

Видно, что наибольшее значение вертикальной скорости набора высоты достигается при скорости V=V эк. . где избыточная мощность максимальна. График зависимости V y приведен на рисунке 39. Максимальная вертикальная скорость у вертолета равна примерно 10-20 м/с.

С увеличением тяги несущего винта увеличивается и индуктивное сопротивление лопастей. Это приводит к увеличению потребной мощности при увеличении пере- грузки. Поэтому график зависимости максимальной нормальной перегрузки правильного виража от скорости имеет вид. При этом можно установить границы виражей в зависимости от скорости полета в следующем виде. Видно, что при V=0 вертолет имеет радиус Rв=0. Вертолеты выполняют следующие боевые маневры: горки, пикирование, виражи, боевые развороты, cпирали, повороты на горке и другие.

Источники: universal_ru_en.academic.ru, www.bolshoyvopros.ru, otvet.mail.ru, www.ato.ru, studopedia.ru

Виртуализация ресурсов

Термин «виртуализация» в области вычислительной техники означает особую технологию, при помощи которой создаются виртуальные версии какого-либо компонента...

Кто такие циклопы

В преданиях древних народов, причем, живущих в самых разных частях мира, говорится об устрашающих существах, именуемых...

Самый мощный лазер в мире

В 2017 году будет запущена мощнейшая в мире лазерная установка, созданная в российском атомном центре городе...

Духи бани

По старинным поверьям в банях всегда существовали полновластные хозяева – банники. Это духи бани, которые строги и бывают...

Гора Эверест - наиболее популярная из мировых восьмитысячников: с 1953 года и по сей день на Эверест поднялось какое-то безумное количество человек - порядка 4000. Не говоря уже о тех, кто развернулся и пошёл вниз, не добравшись до вершины. Но был в истории Эвереста один человек, который побывал на вершине горы, не имея при себе ни альпинистского оборудования, ни специальных пуховиков и перчаток, ни запаса пищи. Этого человека звали Дидье Дельсаль, и он стал единственным покорителем Эвереста, который не был даже альпинистом-любителем. Он туда прилетел.

Относительно каждой серьёзной вершины существует такое понятие как «коэффициент смертности» (fatality-to-summit ratio) - количество погибших на горе, делённое на общее количество попыток покорения (включая неудачные). Самый большой он у Аннапурны (32%) и Чогори (порядка 30%), у Эвереста он менее 10%. Например, Аннапурну пытались покорить всего 191 раз, а унесла гора 61 жизнь (к слову, ещё пять лет назад отношение составляло 60 к 157, то есть было значительно выше).

Достижение Дидье Дельсаля официально считается «покорением», хотя и довольно странным. Но в принципе, он, как и альпинисты, проявил сверхчеловеческие навыки, умудрившись дважды подряд подняться на вершину Эвереста на вертолёте, коснуться полозьями снега, зафиксировав приземление, и вернуться живым.

Дидье, трудно было контролировать вертолёт в разреженном воздухе при ветре 33,6 м/с?

Очень. Но сложнейшей частью было само приземление. Я не знал, касаюсь я снега, лежащего на скале, или снега, под которым - пустота. Если бы под снегом ничего не оказалось, было бы очень трудно мгновенно нарастить обороты и поднять вертолёт.

Вы нервничали?

Когда я готовился к полёту, у меня было несколько бессонных ночей. Но во время самого полёта я был предельно сосредоточен. Я попросил гору принять меня. Это было как завести нового друга.

Вообще-то это была блестящая реклама. Лучшей компания Eurocopter для своей серийной модели AS350 Ecureuil даже придумать не могла. Сам вертолёт (в смысле, этой модели, а не тот самый) был разработан в начале 70-х и совершил первый полёт 27 июня 1974, впоследствии пережил ряд модернизаций и усовершенствований.
Дельсаль использовал модификацию AS350 B3 - высокопроизводительную, оснащённую двигателем Arriel 2B и электронной системой управления. Именно эту модификацию рекламировала компания Eurocopter. Из вертолёта были удалены пассажирские кресла - это позволило облегчить машину на 120 килограмм и за счёт этого добавить дополнительное топливо.
Дидье, станет ли ваш полёт добрым начинанием в деле спасательных операций с подобных высот?

Мысль о спасении альпинистов была одной из основных моих мотиваций при участии в проекте. Но, если честно, силы природы оказались столь мощны, что гарантировать безопасный полёт на таких высотах просто невозможно. Для спасения придётся строить более серьёзные вертолёты.

Тем не менее, вы приняли участие в спасательной операции в Непале.

Да, я спас двух японских альпинистов с высоты 4877 метров. Это было бы невозможно для маленьких непальских вертолётов, для меня же - без проблем.

Вертолёт компании Фиштейл Эйр
на фоне стены Нупце и Эвереста.

Полёт на вертолёте к Эвересту

Если судьба занесла Вас в Непал и подарила несколько свободных часов, мы предлагаем получить уникальный опыт - слетать на вертолёте к подножию Эвереста, совместив полёт с обзорной аэроэкскурсией по Гималаям и завтраком на фоне высочайшей вершины Планеты! Это не дёшево, примерно вчетверо дороже регулярного кругового полёта в Гималаи на самолёте, зато впечатлений останется во много-много раз больше. Есть огромная разница между видом через маленький иллюминатор самолёта и широкой панорамой из окна вертолёта, от пола до потолка, вперёд, по сторонам и назад за исключением хвоста. К тому же, из самолёта не выпускают, а вертолёт приземлится у подножия Эвереста.

Гугл карта полёта к Эвересту на вертолёте.


Терасса отеля Эверест Вью.

Вертолётный тур

Наш вертолет поднимется воздух в аэропорту Катманду имени короля Тибхувана, через 50 минут мы подлетим к Нумбуру, обогнём гору с востока и сядем в Лукле на дозаправку. Топлива возьмём впритык, для экономии веса. Затем короткий, всего 8 минут, перелёт в ущелье Дудх Коси между Массивами гор Конгде и Кьяшар – Кусум Канг – Тамсерку до Сьянгбоче и приземление на вертолётной площадке рядом с отелем Эверест Вью. Пешком от вертолёта до ресторана отеля не более пяти минут, затем завтрак с видом на Эверест. С террасы открывается потрясающая панорама Гималаев, до главной вершины планеты всего 28 километров. Учитывая гигантские размеры Эвереста, это совсем немного.


Вертолётная площадка рядом с отелем Эверест Вью.

Ещё одна замечательная видовая площадка, где легко сядет вертолёт, - Конгде. До Эвереста немного дальше - 32 километра, но зрелище от туда ещё более грандиозное - Конгде чуть выше отеля Эверест Вью и там шире обзор.

Следующая остановка - вертолётная площадка на склоне горы Калапаттар всего в 10 километрах от Эвереста и 2,5 от его Базового лагеря (возможно сделать остановку в самом Базовом лагере, но там нет такого обзора). На высоту 5290 вертолёт может взять не более 3 человек, поэтому, если пассажиров больше, четверо или пятеро, то летать к подножию Эвереста будем два раза. На такой высоте без предварительной акклиматизации мы можем провести не более 6-7 минут, так что время у нас будет только размять ноги, сделать несколько фотографий и постоять немного в покое, чтобы ощутить величие места и этого короткого мига.


Эверест от смотровой площадки под Калапаттаром виден на расстоянии всего 10 км.


Возвращаться в Сьянгбоче и Луклу будем не кратчайшей дорогой, а устроим ещё одну вертолётную экскурсию в непосредственной близости восьмитысячника Чо Ою, над самым длинным непальским ледником Нгозумба и долиной озёр Гокио. На этот раз без посадки. На обратной дороге мы проведём в Лукле около часа, так что будет время посетить Ирландский паб и закрепить успех!


Безопасность

Наш тур проходит на серьёзных высотах в условиях недостатка кислорода. Поскольку высоту мы набираем резко и без предварительной акклиматизации, среднее безопасное время нахождения в Сьянгбоче не более 90 минут, в Конгде не более 40 минут и в Базовом лагере Эвереста (5300) или на вертолётной площадке на склоне Калапаттара не более 10 минут. С учетом того, что в вертолёте давление такое же как за бортом, а сам полёт из Сбянгбоче в Базовый Эвереста проходит на высоте вплоть до 5700 и занимает туда и обратно более 15 минут, временем на нахождение на земле мы практически не располагаем.

Пожалуйста, будьте бдительны! Если почувствуете недомогание выше среднего, немедленно докладывайте об этом пилоту и летите вниз! В вертолёте имеется кислородная система, выдаётся по первому требованию.



  • Разделы сайта