"Открыть Америку": значение фразеологизма, примеры, тональность выражения, синоним. Изобретать велосипед значение фразеологизма

Как сказать человеку, что он не рассказал ничего нового или интересного. Есть много выражений, но сегодня мы рассмотрим одно из них, а именно «открыть Америку». Значение фразеологизма будет рассмотрено на доступных и понятных примерах.

Тон либо частичка «не»

Прежде всего, следует сказать, что это очень коварное выражение. И мы не откроем Америки, если скажем, что рассматриваемый речевой оборот обычно употребляется с частичкой «не», либо тон дает понять собеседнику, что он сморозил какую-то глупость.

Сначала примеры, потом значение фразеологизма.

Экзамен по математике в университете

Идет экзамен в вузе. Сдается высшая математика. Студент не знает ничего, но все равно подходит, берет билет и садится готовиться. Проходит время. Он отвечает перед преподавателем и вдруг с силой выдает:

Дважды два - четыре!

Я вижу, подготовились вы основательно к экзамену. Жаль вас огорчать, но сейчас вам не удалось открыть Америку. Значение фразеологизма, думаю, вам знакомо неплохо? Поэтому прошу на пересдачу на следующей неделе. За смекалку и шутку могу поставить «отлично», жаль только то, что оценка эта не пойдет в зачет.

Смысл выражения

Пример помогает прояснить значение: «открывать Америку» - это рассказывать, сообщать, делать что-то, уже давным-давно известное всем и везде.

Конечно, выражение является неформальным, и на официальной встрече или начальнику (вообще вышестоящему) его сказать нельзя. При этом, если начальник в широком смысле слова считает, что он вправе так сделать, то он может сказать про Америку и ее открытие своему подчиненному. Справедливости ради скажем, что так поступают не слишком культурные и воспитанные люди.

Можно понять, что выражение «открыть Америку» (значение фразеологизма это предполагает) достаточно обидное для того, с кем человек говорит. При этом, конечно, оно позволительно в общении между друзьями, когда люди знают друг друга давно и ничего оскорбительного не подразумевается в этом случае.

Фразеологический синоним

Есть и аналогичное в нашем языке словосочетание «изобретать велосипед». Конечно, Америку открыл аж в 1492 году, но и велосипед с нами уже достаточно давно (с конца 19 века).

Например, разговаривают два друга о футболе и один из них недавно впервые увидел как играет Лионель Месси и говорит своему товарищу:

Ты знаешь, я тут смотрел матч «Барселоны» и понял: Месси - лучший игрок мира!

Скажи мне, что ты предпочитаешь открытия или изобретения?

Не понял?

Смотри, в языке есть два фразеологизма «открыть Америку», значение фразеологизма я тебе чуть позже скажу, и другой - «изобрести велосипед», ты какой выбираешь?

Не нравится мне все это, ты будто бы издеваешься надо мной. Ну ладно, давай про Америку благороднее как-то.

Хорошо, так вот, сообщив мне столь ценную информацию про лучшего футболиста мира и рекордсмена, ты не сказал ничего нового, т.е. не открыл Америки.

А велосипед?

А у выражения "изобрести велосипед" аналогичный смысл.

Мораль

В общем-то, само выражение не имеет моральной нагрузки. Но важно то, чему оно учит, а именно проверять информацию, которую хочешь поведать миру.

Если общение не имеет официального статуса, например, как приведенный выше разговор двух друзей о футболе, то не так страшно на какую-то реплику услышать комментарий:

А ты знаешь фразеологизм «открыть Америку», его значение тебе известно?

Да, разумеется.

Так вот ты не открываешь тем, что говорить, земли индейцев.

Ну и ладно, переживу как-нибудь.

Согласитесь, что даже от знакомого человека слышать нечто подобное обидно, а представьте, если это или диссертации, и в ответ на свой доклад соискатель слышит: «Ну, вы не открыли Америки, вы знаете, все это хорошо известно. Грубо говоря, это трюизм». Выкрик из зала принадлежит, конечно, вредному преподавателю. Такой субъект присутствует на каждой защите. Всем он прекрасно знаком.

Казалось бы, выражение одно, но контекст совершенно разный, от друга про Америку услышать не страшно, а вот услышать нечто подобное от официального лица - это трагедия.

Поэтому, чтобы не слышать ни о велосипеде, ни о Колумбе, ни об Америке на важных для себя мероприятиях, человек должен основательно готовиться и несколько раз перепроверять информацию, которую хочет сообщить.

Теперь читатель знает, что значит «открыть Америку» и, надеемся, он не будет использовать это выражение в неподобающей обстановке и без необходимости, ибо оно достаточно обидное, даже если сказано в шутку, так как несет в себе нотку пренебрежения.

«Изобретать велосипед»

— пытаться изобрести заново конструкцию, которая уже давно всем известна, отлично отработана и совершенна в том смысле, что не содержит практически ничего лишнего и полностью соответствует своим задачам. Иногда вместо слова «велосипед» употребляется слово «колесо», особенно в англоязычной литературе говорят «Re-invent the wheel».

Примеры конструкций, которые не надо изобретать

  • Игла с дыркой возле острия (патент, продержавшийся рекордное время, ибо никто так и не смог изобрести швейную машинку, работающую без такой или очень похожей иглы).
  • Асинхронный электродвигатель Теслы — Доливо-Добровольского. 80% промышленной нагрузки — это вам non penis canina. Надо что-то, что будет просто крутиться с относительно постоянной скоростью от трёхфазной (или хотя бы однофазной) сети — выбор очевиден. С появлением IGBT появилась возможность плавно изменять скорость вращения, благодаря чему асинхронники много откуда потеснили коллекторные двигатели, наряду с синхронниками на неодимовых магнитах.
  • Железная дорога, а именно рельсошпальная решетка. Разного рода монорельсы, струнные дороги и прочие маглевы либо не выходят за пределы экспериментального или узкоспециализированного транспорта, либо вовсе не взлетают.
  • Лампочка накаливания. Приобрела современный вид где-то в 1910-м году и почти без изменений существует уже более ста лет, несмотря на усилия по замене на более эффективные источники света. В некоторых областях замены им пока нет, например — в высококачественной кино- и фотосъёмке — светодиоды без провала в бирюзовой области спектра пока достаточно дороги. Кто-то вспомнит галогенки, которые продолжают совершенствоваться, чтобы не сливать так просто у остальных по КПД, но они уже во многом отличаются от классических ЛОН, потому уже не те.
  • Динамический громкоговоритель. Изобретён в 1925 году, опередив своё время лет на 30-40 (тёплые ламповые радиоприёмники тех лет давали настолько хреновый сигнал на выходе, что даже самый хреновый динамик не смог бы его испортить), и, скорее всего, останется в строю, пока не изобретут прямую трансляцию Hi-End-звука в мозг.
  • Револьвер «Кольт» (особенно т. н. «Морской револьвер Кольта»), который, как известно, вновь уравнял всех людей, которых Г-сподь Б-г пожелал создать разными.
  • Кирпич. Запиленный при высокой температуре кусок глины в форме прямоугольного параллелепипеда. Уж как его не пытались усовершенствовать, добавляя разные цементирующие и водоотталкивающие пропитки, прорезая утепляющие дырки, меняя форму. Однако все новоделы уже сыпятся, а классика стоит over 9000 лет.
  • Плотина + водяное колесо — принцип Саяно-Шушенской ГЭС мало отличен от древнеегипетских конструкций.
  • Вслед за ним — и бетон, изобретённый древними римлянами (а по некоторым предположениям — египтянами или месопотамами), заново изобретённый уже в XIX веке. Построенные древними римлянами плотины из неармированного бетона обещают простоять ещё не одну тысячу лет.
  • Зеркальный фотоаппарат. Ему предрекали капец ещё в середине нулевых с появлением цифровых видоискателей. Однако даже в современных моделях зеркало до сих пор прекрасно работает.
  • Язык C. Изобретён в 1972 как кроссплатформенный ассемблер с минимумом команд, и кто врубился в него, тот врубился в весь зоопарк структурных и ООП языков. И сколько не пишут новых языков, а компилятор/интерпретатор всё равно на C, и первым под новую железку в первую голову именно GCC собирают.
  • Архитектура Unix. На какое-то время отступала под напором десктопных приложений и вездесущей Windows. А потом появились смартфоны с перепиленным из Linux андроидом, и процент стал немного другим. Наконец, даже MS сдались и в апреле 2016 впилили ядро Ubuntu в новый Windows 10.
  • Собственно, велосипед как средство передвижения с двумя и более колесами, приводимое в действие мускульной силой. Нет, конечно, можно попытаться придумать и самому собрать индивидуальную конструкцию, да вот беда: потом окажется, что либо нечто похожее серийно производится и продаётся за меньшую цену, либо получится настолько лютая хуета, что вместо задней звёздочки останется прикрепить гроб Карла фон Дреза.

[править] Примеры велосипедов

  • Любое творение Студии Лебедева — добавляют к старому девайсу свистелки и перделки, выставляют, мягко говоря, завышенную цену, после чего ожидают PROFIT.
  • Дагестанские ученые изобрели факс (или модем + МФУ) и заворачивалку писем. Много букаф.
  • Мегафоновский «Мультифон» — жалкая попытка переизобрести православный Skype, если не считать, что Мультифон — SIP со всеми вытекающими, а skype — закрытый (от кого и зачем?) и дорогой деньговытряхатель для толпы (постоянно 20 млн трется в сети).
  • Велосипеды любят быдлокодеры и индусы. Первые — потому что не знают про паттерны, стандартные библиотеки и т. д., а вторые — просто потому что индусы.
  • Появлению велосипедов как правило предшествует обнаружение фатального недостатка.
  • С другой стороны, труъ-программисты иногда тоже не чураются велосипедов, если существующее готовое решение оказывается не таким уж готовым и начинает стремительно обрастать костылями.

[править] Из литературы

В буквальном смысле изобрели велосипед Незнайка и Пончик — уже как герои повести Б. Карлова «Снова на Луне». И имели с этого немалый профитъ, поскольку лунатики (лунные коротышки), хотя и имели развитое машиностроение, почему-то не сумели изобрести велосипед сами и вообще понятия не имели, что устройство может ездить всего на двух колёсах. К ним что, первая машина в готовом виде с тверди небесной свалилась?

[править] В истории

Существует легенда об изобретателе велосипеда, некоем крепостном крестьянине Артамонове, который якобы построил велосипед в 1800 году и явился на нём из уральского села Верхотурье в Москву, проехав около двух тысяч вёрст, совершив таким образом первый в мире велопробег, за что и получил от государя-императора вольную. Однако никаких подтверждений не только изобретению велосипеда, но и существованию самого Артамонова найдено не было. А хранящийся в нижнетагильском краеведческом музее якобы «тот самый велосипед», как выяснилось, был изготовлен не ранее 1870 года.

Существует и локальная кулстори о происхождении фамилии «Жепинский»: крепостная школота затеяла игру в «чугунную жопу», а проезжавший мимо Акинфий Демидов — как раз таки местный барин — углядев сие действо, услыхав сопутствующую оной кричалку «нашему барину в жопу кол вобьём», предложил водившему в забаве на тот момент Ефимке сперва добиться, а для вящей мотивации сменил тому родную фамилию на вышеупомянутую. Ефимка погоревал-погоревал, да и вырос, сотворив по пути кроме вышеупомянутых «костотряса» и «дрожек» ещё и «астрономические часы» и воспитав себе достойную смену в лице династии Черепановых. Так-то!

[править] Галерея

    Ещё результат

    Изобретатель

    Процесс не остановить

    Прыжковел

[править] Этимологически и семантически близкое

Время от времени в нашей печати появляются сенсационные сообщения об изобретении нового велосипеда. Большинство из них предваряется своеобразным "злобным кивком" в сторону выражения изобрести велосипед, как бы нейтрализирующим его негативно- ироническую оттеночность:

"ВЕЛОМОБИЛЬ, КАКИХ НЕ БЫЛО. Брянск, 25 мая, (Внештатный корр. "Правды" М. Атаманенко). Считают, что заново изобрести велосипед дело ненужное. Однако инженер одного из брянских предприятий В. Беловенко решил опровергнуть расхожее утверждение и сконструировал веломобиль. Это трехколесная одноместная машина, у которой четыре передачи, рассчитанные на разный уровень физической подготовки и возраст. При необходимости она легко превращается в соединении с обычным велосипедом н в четырехколесный тандем. С помощью специальных шарниров можно подсоединять грузовую тележку, смонтировать более объемный багажник, легкую кабину. Веломобиль удобен в использовании. Руль его откидывается, что облегчает посадку, седло и накладная спинка устанавливаются в любом положении. К тому же машина разбирается и складывается за считанные минута" (Правда, 1987, 26 мая).

"СЕЛ И ПОЕХАЛ. Очередное традиционное Тартуское велоралли на этот раз собрало более 2600 участников. Люди разных возрастов, целые семьи вышли на старт этих популярных соревнований. Но среди них был один особенный участник изобретатель... велосипеда. Да, Николай Кудрин не согласился с известной поговоркой о том, что велосипед изобретать бессмысленно. И мало того, что изобрел, но и прошел всю дистанцию в 106 километров на машине собственной конструкции" (В. Панцырев. Комсом. правда, 1985, 28 мая).

С нашими отечественными изобретателями велосипедов успешно конкурируют и зарубежные велоконструкторы. И хотя в соответствующих европейских языках, как увидим, нет нашей поговорки об этой нехитрой машине, наши журналисты столь же активно стремятся ее использовать, рассказывая о новых и новых заморских диковинках:

"ИЗОБРЕЛИ... ВЕЛОСИПЕД. Ироническая поговорка "изобрели велосипед" в наше время потеряла оттенок насмешки. Велосипеды продолжают изобретать, и небезуспешно. Недавно во Франции сконструирован электрический велосипед. Он развивает скорость до 45 километров в час, преодолевает довольно значительные подъемы и проходит без подзарядки батарей 125 километров. Велосипед легок в управлении, устойчив на ходу, а 125 километров прот бега обходится велосипедисту всего в один франк" (Правда, 1983, 14 марта).

"ВОКРУГ КОЛЕСА. Стоит ли изобретать велосипед? Ответ как будто бы известен заранее. И тем не менее американец Поль Макгриди готов биться об заклад, что будущее за его изобретением. Созданная им машина в первую очередь предназначена для любителей путешествий. Сконструированный с учетом законов аэродинамики, велосипед Макгриди может развивать скорость свыше 50 км/ час (из газеты "Интернэшнл геральд трибюн")" (Комсом. правда, 1982, 4 дек.).

Разумеется, раз по части изобретения велосипедов существует такая острая конкуренция, то журналисты не проходят и мимо проблемы приоритета в этом деле. И бывает, находят патриархов велостроения именно у нас на родине. Вот начало большой заметки А. Юсина об изготовлении спортивных веломашин:

"И ВЕЛОСИПЕД ИЗОБРЕТАЮТ. Когда хотят сказать о каком-то безнадежном начинании, обычно иронизируют: "Изобретает велосипед". С того дня, как 177 лет назад уральский умелец Ефим Михеевич Артамонов сконструировал свой велосипед (сохранившийся до наших дней в Нижне-Тагильском краеведческом музее), зарегистрировано несколько тысяч авторских заявок на изобретение двухколесных машин..." (Правда, 1978,27 февр.).

Итак, первый изобретатель как будто бы найден. Был ли им на самом деле наш соотечественник, уральский умелец Ефим Михеевич Артамонов?

Пожалуй, и журналист А. Юсин знал, что нижнетагильский мастер не был таким изобретателем: он лишь хотел подчеркнуть, что на Урале уже около 200 лет назад такая машина изготовлялась.

Кто изобрел велосипед

И действительно - история велосипеда, в принципе, хорошо известна. Уже в середине XIII в. английский ученый Бэкон предсказал, что будут сконструированы такие машины, которые не будут использовать тягу животных, а будут двигаться "самоходом". В начале XV в. появился чертеж такой машины. Она приходила в движение с помощью усилий человека, сидевшего внутри нее и оперирировавшего веревкой и системой колес и колесиков.

Идея самодвижущихся транспортных средств вдохновляла и таких знаменитых художников, как Леонардо да Винчи и Альбрехт Дюрер. Последний даже спроектировал для императора Максимилиана Первого великолепные кареты, которые приводились в движение слугами с помощью различных механизмов. В начале XVI в. в немецком городе Пирна была изобретена карета, двигавшаяся без лошадей, усилиями самого изобретателя, с помощью системы рычагов и шестеренок. К сожалению, этот один из первых "велопроходцев" далеко на своей машине не уехал: на пути в Дрезден, при большом стечении многочисленных зрителей, он увяз в грязи.

Немало попыток изобретения велосипедов было с тех пор. Из них стоит упоминания знаменитая карета, сконструированная в 1649 г. в Нюрнберге "циркульным мастером" Гаутчем. Это был удивительный "самоход", украшенный великолепной резьбой. Достаточно было нажать на его рычаги, и карета начинала двигаться в любом направлении, преодолевала возвышенности, давала задний ход. И - с невероятной для самоходов того времени скоростью 2 тысячи шагов (т. е. около полутора километров) в час! Боковые стороны кареты были украшены изображениями ангелов, вздымавших по знаку едущего свои трубы и издававших "трубный глас". Если зрители преграждали карете путь, то дракон (похожий, скорее, на козла или греческого Пана) с передней части бешено вращал глазами и брызгал в них водой, чтобы очистить себе дорогу. Тайна волшебной кареты скоро обнаружилась. Оказалось, что ее приводят в действие с помощью нехитрых механизмов - мальчишки, спрятанные внутри машины. Карета Гаутча так понравилась шведскому принцу Карлу Густаву, приехавшему в Нюрнберг, что он купил ее в 1650 г. за 500 рейнских теллеров и позднее включил в атрибуты своих королевских выездов.

Самым старым и очень примитивным прототипом нынешнего велосипеда историки техники считают так называемую целериферу (из лат. celerifera - букв, "быстроноска") француза М. де Сиврака, Она была сконструирована в 1690 г. Этот велосипед еще многое сохранял от средств передвижения с помощью лошадиной тяги. Изобретатель соединил оба колеса, а перекладину-основу снабдил седлом, на котором велосипедист сидел по-кавалерийски и попеременно отталкивался ногами от земли, приводя таким способом свою машину э движение. Этим удерживалось, кстати говоря, и равновесие - задача и сейчас еще для начинающих велосипедистов достаточно сложная. Целерифера Сиврака, однако, довольно быстро была предана забвению, и лишь в 1779 г. ее "вновь изобрели" его земляки £ланшар и Магир. Они-то и назвали свое изобретение велосипеду т. е. "быстроногий" (из лат. velox "быстрый" и ped *нога"). Подобный же тип "самодвижки" сконструировал в 1784 г. и механик Трекслер в Богемии, в небольшом городишке Штырски Градец.

Приблизительно в те же годы и подключился наш уральский мастер Ефим Артамонов к этой европейской "велогонке". А дальше уже, собственно говоря, велосипед не изобретался, а лишь усовершенствовался, хотя, конечно, сравнив машины двухсотлетней давности с нынешними изящными гоночными "великами", мы бы, быть может, и не поняли, что перед нами - в принципе один и тот же самодвижущийся механизм.

История нашего изобретения, следовательно, отодвигается в XIII в. Но и это еще не самый древний временной предел. В глубь веков уходят следы безымянных изобретателей велосипедов. Ведь поскольку велосипед состоит из простых, давно известных деталей (колес, шестеренок, кривошипно-шатунного механизма), которые использовались еще до нашей эры, - как, скажем, шестерни, найденные в Древнем Риме во II в. до н.э., - то велосипед мог быть изобретен как минимум тысячу лет назад. Это, между прочим, подтверждается и документально.

В римском Национальном музее есть саркофаг с изображением человека, едущего на машине, весьма напоминающей велосипед. Саркофагу около 2000 лет. Изображения подобных машин встречаются на стенах развалин Древнего Египта, Вавилона, Помпеи.

Но и это не предел истории велоизобретательства. Поскольку основная деталь велосипеда - колесо (ср. европейские наименования велосипеда по колесу: нем. Fahrrad, чеш. kolo, англ. bicycle и т. д.), то дату первооткрытия можно передвинуть в еще более темную глубь веков. До недавнего времени считалось, что родиной колеса является Восток - Месопотамия. Археологи, однако, лет двадцать назад установили, что его колыбелью был район Причерноморья.. В болгарской деревне Беково недалеко от Черного моря было найдено самое старое колесо из доселе известных. После детальных анализов установлено, что этому экземпляру - свыше 5850лет.

Что ж - не случайно, видимо, синонимом нашего выражения иногда выступает именно изобретать колесо "начинать все сначала": "Беда еще в том, что подчас приходится самим "изобретать колесо"" (В. Наливай. Эстетика рабочего города. - Известия, 1965,6 февр.).

Удивительно, кстати, что при столь большой древности колеса и велосипеда выражение об их изобретении - самой первой молодости. Его не зафиксировал ни один толковый словарь русского языка, кроме словаря С. И. Ожегова. Нет его и во всех фразеологических словарях русского языка, кроме большого русско-китайского словаря 1984 г., где приводится контекст из "Литературной газеты": "Выходит на трибуну поэт и обрушивается на критику за то, что она, мол, не замечает такого-то и такого-то... А на самом деле изобретает велосипед. Просто он не читал критиков. Они давно и не раз писали о названных поэтах" (РКФС, 40).

Изобретать велосипед синоним

Удивительно, пожалуй, и то, что это выражение не зафиксировано в других языках - даже в близкородственных белорусском и украинском. При довольно тщательных поисках можно лишь найти несколько синонимов об изобретении в русском языке типа открыть Америку или прост, изобрести нож хлеб резать и их эквиваленты, например: чеш. vymyslet trakař "изобрести тележку", vymyslet malou násobilku "изобрести небольшую таблицу умножения", итал. inventáře Tombrello "изобрести зонтик", фр. ne pas inventer le fil a couper le beurre "не изобрести нитки для резки масла". Самым общеизвестным в этом ряду является выражение об изобретении пороха - пороху не выдумает "о недалеком, неизобретательном, ненаходчивом человеке". Оно, правда, имеет несколько иное значение, чем наше изобретать велосипед, но в его основе все то же представление об изобретении чего-либо давно изобретенного: нем. das Pulver nicht erfunden haben, фр. ne pas inventer la poudre, исп. no haben inventado la pólvora и т. п.

О судьбе изобретателя пороха (им считают монаха Бертольда Шварца, хотя китайцы задолго до его изобретения пользовались порохом для праздничных фейерверков) можно сказать словами героя М. Горького, а точнее - книги, которую этот герой читал: "В одной из них [книг]... было сказано: ""Собственно говоря, никто и не изобрел пороха; как всегда, он явился в конце длинного ряда мелких наблюдений и открытий"" (В людях).

Это относится - быть может, даже в большей степени - и к изобретению велосипеда. Столь простое устройство, конечно же, было изобретено так давно, что серьезные попытки изобретать его вновь может делать лишь человек, абсолютно не сведущий в истории технического прогресса. Именно поэтому наша поговорка и оценивает такого чудака столь насмешливо, что каждая попытка усовершенствовать велосипед нуждается в особой извиняющей его оговорке.

Спор о достоинствах машины и велосипеда все еще актуален. Внесем и мы свою лепту в эти дебаты. Рассмотрим вопрос о том, что такое велосипед. Мы не пройдем мимо значения слова, его перевода на основные европейские языки, расскажем об истории самого изобретения.

Происхождение

В русский язык слово попало из французского в середине XIX века. В язык Жан-Поля Сартра оно проследовало прямиком из латыни, где velox - это «скорость», а pes множественное число существительного «нога». Правда, другие словари указывают, что pes - это родительный падеж того же самого существительного. Тут можно выбрать одну или другую сторону, но суть от этого не меняется. Латинское слово «велосипед» означает «быстроног». Кажется, хотя бы раз, но каждый из нас слышал подобное определение.

Значение

После того, как мы разобрались с происхождением объекта исследования, было бы недурно узнать его смысловое содержание. В толковом словаре написано следующее: «Двухколесная или трехколесная машина для езды, приводимая в движение ножными педалями».

Значительно нагляднее словарного определения фото велосипеда, которое есть в нашей статье. Но давайте не будем сердиться на словарь, ведь у него на самом деле довольно трудная задача - дать обобщенное представление о целом классе явлений. Ведь велосипеды все очень разные, особенно сейчас.

Фразеологизм

Продолжая лингвистическую часть нашего повествования, необходимо сказать и об устойчивом выражении, в котором задействован объект исследования. Мы хорошо знаем этот фразеологизм - «изобретать велосипед». Он означает нечто всем хорошо известное, трюизм, общее место. Речь может также идти о чем-то уже давно существующем в мире и не нуждающемся в представлении. Проблема «изобретения велосипеда» - это вопрос актуальности, который распространяется на все сферы человеческой жизни. Когда люди создают нечто, начиная от рассказа и кончая технической новинкой, главный вопрос, который им вслух или про себя задает общество: «Что в этом нового?». Творцы как могут оправдываются. В литературе, правда, происходит естественный отбор: то, что людям не нравится и не кажется оригинальным, просто не проходит отбор строгих редакторов.

На вопрос о том, что такое велосипед, можно ответить и так: это часть устойчивого словосочетания.

Перевод на основные европейские языки

Языки можно учить по-разному. Кто-то считает, что эффективно начинать с основ и исследовать грамматику, потом на этот скелет наживлять «мясо» слов, выражений. А кто-то придерживается иной методики, при которой человек учит несколько слов каждый день. Мы внесем свою лепту, скорее, во второй подход, ибо предложим читателю перевод слова «велосипед» на пять основных европейских языков. Итак, список:

  • bicycle (по-английски);
  • fahrrad (по-немецки);
  • bicicletta (по-итальянски);
  • bicicleta (по-испански);
  • bicyclette (по-французски).

Бросается в глаза схожесть испанского и итальянского варианта. Их различает одна буква «t». Любопытно также и то, что во всех языках, представленных выше, основной упор делается на устройство аппарата - на наличие у него двух колес. Русский же упирает на силу ног ездока.

История велосипеда. Мифы и легенды

Лингвистическая часть закончена. Наступила пора рассказать немного о самом устройстве. Естественно, у нас нет задачи рассказать об истории полновесно. Укажем пунктиром только основные вехи. Без экскурса в историю трудно понять, что такое велосипед.

До 1817 года. Велосипед - это то, что является объектом мифов и легенд. Нет достоверных данных о том, что устройство было изобретено до этого времени. Немецкий ученый Дрез создает самокат, который напоминает велосипед без педалей. Потом устройство становится популярным в Великобритании.

Изобретатель велосипеда - Пьер Лалман

Затем для аппарата придумали педали. Изобретателей последних было двое - Киркпатрик Макмиллан и Пьер Лалман. Француз сделал более совершенные приспособления, чем его шотландский коллега, зато последний оснастил велосипед седлом. Они ничего не знали друг о друге, и разница между техническими преобразованиями составляла 23 года (в 1839-1840 и 1862 соответственно). Источники говорят, что именно Пьер Лалман - изобретатель велосипеда. В 70-х годах XIX века появляется смешная на современный взгляд модель, у которой очень большое переднее колесо и очень маленькое заднее.

Прототип современного велосипеда

Велосипед, похожий на современный, создал Джон Кемп Старли. Назывался он Rover или «Скиталец». О влиянии этого изобретения можно судить хотя бы потому, что велосипед так и называется в некоторых языках, к примеру, rower - это по-польски.

В дальнейшем изобретались шины, которые делали езду приятной, тормоза, различные модификации самого аппарата. Полученные данные позволят лучше понять читателю, что такое велосипед.

Машина vs велосипеда

Наш экскурс в историю продолжается, но факты будут приправлены долей моральных рассуждений.

В начале XX века популярность «быстроногих» падает - их вытесняют машины. Но в 1960-е они снова в моде, потому что люди задумались об экологии и пользе велосипеда для жизни. Речь, конечно, о Европе и Америке.

Машина - это удобно и приятно, но все еще весьма опасно для человека и вредно для окружающей среды. Сейчас многие люди в России пересаживаются на велосипеды. Как и в 60-е годы в Америке, дает о себе знать пропаганда здорового образа жизни и привлечение внимания людей к экологическим проблемам. Но такие меры следует признать неэффективными, потому что для велосипедистов отсутствуют элементарные условия в нашей стране. Например, нет велосипедных дорожек на трассах, что делает передвижение на «быстроногом» почти экстремальным видом спорта. Поэтому любителей и активных пользователей велосипеда значительно меньше, чем хотелось бы и могло бы быть в идеале, если все устроить так, как надо.

Какая польза от велосипеда?

После уяснения значение слова «велосипед» можно поговорить и о том, что дарит человеку дружба с самим аппаратом. Многие наверняка мучаются вопросом: покупать или нет? Список преимуществ следующий:

  • кардиотренировки;
  • улучшение пищеварения;
  • похудение;
  • тонус мышц;
  • прекрасный способ снять стресс.

Самое интересное, что от езды на велосипеде вреда почти никакого. Противопоказания носят только индивидуальный характер. Если продолжать сопоставление с машиной, то человек не может купить автотренажер, чтобы быть в форме, а велосипед такой проблемы не создает. Когда на улице холодно, мрачно, пасмурно и мерзко, можно сесть на велотренажер и получить заряд бодрости.

Увлечение ездой на велосипеде - отличный способ завязать знакомство

Наверное, полным-полно всяких клубов автолюбителей, но вряд ли их узы такие уж тесные. С велосипедистами другая история. Они любят кататься все вместе, это отличный способ найти себе пару или новых друзей. Кроме того, общая тема уже есть: прекрасным стартом хоть дружеских, хоть любовных отношений может стать разговор о происхождение слова «велосипед». Те времена, когда мужчины и женщины «случайно» женились, кажется, уходят в прошлое. Теперь молодым людям хочется какой-то общей основы для отношений. Совместные интересы замечательно подойдут в качестве последней. Почему бы не начать с обоюдного увлечения велосипедными прогулками? Тем более, что проблема одиночества стоит все еще довольно остро. Несмотря на ожидания, интернет не принес здесь никакого облегчения, напротив, он усложнил ситуацию. Теперь люди, у которых проблемы с общением с себе подобными, могут вовсе не выходить из дома, если им этого не хочется. Интернет предоставляет широкие возможности жизни в виртуальном пространстве. Велосипед в такой ситуации не только прекрасный способ передвижения, но и повод выйти-таки на улицу.

кто Создавать заново давно известное; предлагать устаревшие идеи как новые, оригинальные.

Имеется в виду, что лицо, группа лиц (Х), стремясь к открытию чего-л. нового, на деле занимается отжившими, не представляющими интереса вопросами. Говорится с неодобрением, с ироническим оттенком. реч. стандарт. ? Х изобретает велосипед . Именная часть неизм. Если глаголы употр. с отриц. не или на их месте - отглагольное сущ., именная часть часто в форме род. п.: не изобретать велосипеда, изобретатель велосипеда и т. п. Часто употр. со словом заново. Обычно в роли сказ. Порядок слов-компонентов нефиксир.

Знать историю вопроса, чтобы, как говорится, не изобретать второй раз велосипед - важнейшая заповедь науки. Дилетант её не признаёт. ЛГ, 1984.В нашей стране существует лучшая в мире переводческая проза <...>, вместо того чтобы использовать всё достигнутое нашей переводческой школой, велосипед начинают изобретать заново. И. Калякина, Зачем воздвигать памятник?

Почему же в странах, отнюдь не самых отсталых в научно-техническом отношении, от конкурсных отметок в вузах давно отказались? Может быть, не стоит цепляться за старое и отжившее? И изобретать заново велосипеды тоже не стоит? Не присмотреться ли к чужому, успешному опыту? ЛГ, 1985.

Если судить серьёзно и непредвзято, изобретать велосипед не пришлось <...>, хотя появилось немало изобретателей велосипедов ; без них тоже никак нельзя было обойтись, так уж человек устроен. П. Проскурин, Порог любви.

Велосипед изобрести, / Потом руками развести, / Сказать: "Простите, я не знал, / Что есть уже оригинал <...>". А. Шлыгин, Дерзость.

Даже самое "оригинальное" рацпредложение - это по сути бывшее изобретение <...>. Биться в этих случаях с муками творчества <...> всё равно, что в наше время заново создавать велосипед <...>. Переизобрести изобретённое - вновь создать "велосипед " или заново открыть интегральное исчисление - здесь это отнюдь не считается зазорным. А. Иванов, Не изобретать "велосипед"!

Мазохизм не устаревает, потому что существовал всегда <...>. Захер-Мазох не изобретал велосипед , а просто впервые красочно и одновременно доступно описал пресловутое получение наслаждения от боли. Сов. секретно, 2001.

Человек он новый, придумает что-нибудь, а окажется, велосипед изобрёл - всё это давным-давно предусмотрено, проделано. А. Кулешов, Белый ветер.

Так что же, "новые поэты" изобретают вновь деревянный велосипед ? В действительности оно так и есть, если все поиски новизны сводить лишь к новизне формы, оторвав её от содержания <...>. ЛГ, 1984.

У меня в лаборатории эти молодцы могли ещё натворить чудес <...>. Пусть ваш Красов сам придумывает деревянный велосипед , да на нём и едет к славе. Н. Асанов, Богиня победы.

Твой бог - общий бог, не пытайся выдумать какую-нибудь карманную религию, для индивидуального пользования <...>, помни, что и до тебя люди искали смысл бытия, искали и многое нашли. Не изобретай заново деревянного велосипеда ! В. Тендряков, Апостольская командировка.

Что же касается ассоциативного метода построения моих сочинений <...>, то это лично моё. Впрочем, как знать? Может быть, ассоциативный метод давным-давно уже открыт кем-нибудь из великих и я не более, чем "изобретатель велосипеда ". В. Катаев, Алмазный мой венец.

культурологический комментарий: Образ фразеол. восходит к архетипическому, т. е. древнейшему в окультуренном мироосознании, противопоставлению "старое - новое". Велосипед как техническое устройство "изобретён около 200 лет назад <...>, его основная деталь - колесо - появилось значительно ранее (ему свыше 6000 лет) <...>. В римском Национальном музее есть саркофаг с изображением человека, едущего на машине, которая напоминает велосипед. Саркофагу около 2000 лет. Изображения подобных машин встречаются на стенах развалин древнего Египта, Вавилона, Помпеи". (Мелерович А.М., Мокиенко В.М. Фразеологизмы в русской речи. М., 2000. С. 96.) Компонент фразеол. изобретать соотносится с антропным, т. е. собственно человеческим, кодом культуры, компонент велосипед - с вещным кодом. Образ фразеол. создаётся метафорой, уподобляющей псевдооткрытие изобретению велосипеда . Велосипед в образе фразеол. символизирует простейшее техническое устройство, что и придаёт высказыванию иронический характер. Фразеол в целом передаёт стереотипное представление о дилетантском подходе к какому-л. занятию. М. Л. Ковшова



  • Разделы сайта