Оценка состояния здоровья, физического развития и тренированности. Отрицательные явления в процессе тренировки. Пространственные характеристики физических упражнений. Образовательная роль физических упражнений

(Документ)

  • Шпоры - Физическая культура (Шпаргалка)
  • Реферат - Оздоровительная и прикладная физическая культура. Ее значение, задачи и средства (Реферат)
  • Зайнетдинов М.А Теоретические основы дисциплины Физическая культура (Документ)
  • Курдыбайло С.Ф. (ред.) Врачебный контроль в адаптивной физической культуре (Документ)
  • Лечебная физическая культура при гинекологических заболеваниях (Документ)
  • Курдыбайло С.Ф., Евсеев С.П., Герасимова Г.В. Врачебный контроль в адаптивной физической культуре: Учебное пособие (Документ)
  • Реферат - Физическая культура в ВУЗе (Реферат)
  • Программа-Физическая культура для СПО и НПО по новым гостам (Программа)
  • Евсеев Ю.И. Физическая культура (Документ)
  • Буянов В.Н. Физическая культура и спорт (Документ)
  • n1.doc

    3.4 Отрицательные явления в процессе тренировки

    Занятия физическими упражнениями приносят пользу только при рациональной системе тренировочных занятий. Нарушение в дозировке физических нагрузок и методике могут неблагоприятно отразиться на физическом развитии, физической подготовленности и здоровье занимающихся. Вследствие длительной и напряженной мышечной активности возникает состояние организма, называемое утомлением. Оно проявляется в снижении работоспособности, уменьшении мышечной силы, ухудшении точности и координации движения и т.д. Утомление является своеобразной защитной реакцией организма, не позволяющей ему перейти предел, за которым возникают функциональные и биохимические изменения, несовместимые с жизнью. Сущность этой реакции заключается в изменении координации функций, которая приводит к ограничению работоспособности и затруднению дальнейшего продолжения работы. Скорость наступления утомления зависит от интенсивности работы: чем выше интенсивность, тем быстрее появляется утомление. Степень утомления зависит как от интенсивности, так и от длительности работы.

    Восстановление работоспособности после утомления, как правило, происходит тем медленнее, чем больше была степень утомления.

    При прочих равных условиях быстро развивающееся утомление ликвидируется быстрее, чем развивающееся медленно, но достигающее высоких степеней.

    Выполнение физической работы на фоне большой степени утомления, без достаточного восстановления, может привести к переутомлению, которое потребует значительно большего времени для приведения организма в работоспособное состояние, а иногда является причиной отрицательных физиологических сдвигов органов и систем человека.

    Эффективное средство снижения утомляемости работы - правильное чередование работы и отдыха нервных клеток, сменность работы функциональных единиц.

    При занятиях спортом наступление усталости отдаляется разнообразием средств, методов и форм занятий, а также изменением обстановки, в которой они проводятся. Но ликвидация утомления наступает в период отдыха, длительность которого между занятиями должна индивидуализироваться в зависимости от характера и величины нагрузки и степени тренированности спортсмена.

    В борьбе с утомлением и ускорению восстановления работоспособности помогают некоторые пищевые факторы, в частности витамины. Однако следует помнить, что утомление является защитной реакцией организма, поэтому бороться с ним при помощи фармакологических стимуляторов не всегда полезно для организма.

    При резком несоответствии между физической нагрузкой и подготовленностью к ней спортсмена, т.е. когда выполняемая на тренировке или соревнованиях работа превышает функциональные возможности организма спортсмена, наступает перенапряжение. Перенапряжение бывает чаще результатом однократного воздействия чрезмерно напряженной тренировки или соревнования. Оно может также возникнуть в результате форсированной тренировки. Появлению перенапряжения нередко способствует тренировка с большой нагрузкой или участие в соревнованиях, вскоре после перенесенного инфекционного заболевания (гриппа, ангины и др.). При перенапряжении появляются ряд расстройств в организме спортсмена, стоящих на грани с болезненными, иногда состояние здоровья резко ухудшается. Характерные признаки перенапряжения: сильная слабость, бледность кожных покровов, резкое снижение артериального давления, иногда головокружение, рвота, появление белка и форменных элементов в крови, в моче и т.д. При более тяжелом перенапряжении развивается недостаточность правого желудочка сердца, появляется синюшность лица, одышка, боль в правом подреберье, сердцебиение, увеличиваются размеры сердца и печени.

    Частым последствием перенапряжения является повышение артериального давления (гипертония). При признаках перенапряжения нужно своевременно принять меры к установлению правильного режима тренировки и отдыха, а при необходимости - провести необходимое лечение.

    В результате недочетов в режиме и методике тренировки может ухудшиться состояние спортивной работоспособности, нервно-психического и физического состояния спортсмена. Это состояние называется перетренированностью. Оно, как правило, развивается уже при достижении спортсменом достаточной тренированности или даже спортивной формы. Это отличает перетренированность от перенапряжения, возникающего чаще у людей мало тренированных. Состояние перетренированности прежде всего выражается в изменениях со стороны нервной системы, одновременно или несколько позже появляются изменения или нарушения в состоянии и др. систем организма. Часто при перетренировке наблюдаются отклонения со стороны сердечнососудистой системы, обменных процессов.

    В развитии состояния перетренированности можно отметить три стадии. Для первой характерны: некоторые снижения спортивных результатов или прекращение их роста; непостоянные или же всегда отчетливые жалобы спортсмена на ухудшение физического состояния; объективно выявляемое при врачебном обследовании ухудшение приспособляемости организма к скоростным нагрузкам.

    В этой стадии перетренированность удается ликвидировать с помощью режима тренировки в течение 15-30 дней.

    Во второй стадии перетренированности отмечаются: выражение снижения спортивных результатов, жалобы на ухудшение самочувствия, понижение работоспособности, ухудшение приспособляемости организма к физическим нагрузкам на скорость и выносливость. При второй стадии перетренированности требуются использование специального восстановительного режима и некоторых средств лечения, возможно полное восстановление здоровья и работоспособности спортсмена в течение 1-2 месяцев.

    В третьей стадии перетренированности наравне с изменениями в состоянии организма уже наблюдается стойкое ухудшение спортивных показателей, несмотря на упорно продолжительную тренировку. В этой стадии не всегда удается добиться существенного улучшения спортивной работоспособности даже за значительно большие сроки. Поэтому своевременная диагностика перетренировки является весьма важным условием для успешного восстановления здоровья и спортивной работоспособности спортсмена.

    В начальном периоде интенсивной физической работы появляется так называемая «мертвая точка» - состояние острого утомления организма спортсмена. Она наблюдается во время бега на средние и длинные дистанции; в плавании, гребле, лыжных гонках, велогонках, беге на коньках. При «мертвой точке» отмечаются снижение работоспособности, повышение затраты энергии на единицу работы, нарушение координации движений, ухудшение внимания, памяти и др., отрицательные проявления высшей нервной деятельности, пульс учащается до 180-200 ударов в минуту, резко повышается артериальное давление. У спортсмена возникает тягостное ощущение в «груди», недостатка воздуха и желание прекратить работу. Однако если усилием воли он преодолевает это желание и продолжает движение, то «мертвая точка» сменяется состоянием облегчения, известным под названием «второго дыхания».

    Основная причина возникновения «мертвой точки» заключается в том, что напряженная мышечная работа начинается, как правило, сразу после старта, а деятельность органов дыхания и кровообращения развивается постепенно, достигая высокого уровня через 3-5 минут. С самого начала работы значительной интенсивности в организме возникает дискоординация между соматическими и вегетативными процессами, которая приводит к состоянию «мертвой точки». Эта дискоординация функций организма в процессе выполнения работы преодолевается, о чем и свидетельствует появление «второго дыхания». Следовательно, «мертвая точка» и «второе дыхание» связаны с явлением врабатываемости организма, которая имеет значение не только в спорте, а наблюдается при любой мышечной деятельности человека. Предупреждению наступления «мертвой точки» или смягчению ее проявления помогает интенсивная разминка до старта (до заметного потоотделения), а также постепенное увеличение интенсивности физической работы во время соревнований. Во время выполнения физических упражнений (преимущественно на выносливость) у спортсменов иногда появляются боли в правом подреберье (область печени). Это явление носит название «печеночно-болевой синдром». После прекращения упражнений эти боли обычно исчезают. Основная причина «печеночного синдрома» - несоответствие физической нагрузки функциональным возможностям организма спортсмена, в частности, его сердечно-сосудистой системы. В результате наступающего снижения деятельности сердца в печени задерживается большое количество крови; увеличение печени и растяжение при этом покрывающей ее глиссоновой капсулы, обильно снабженной первичными волокнами, вызывает боль. Иногда отмечаются боли одновременно в правом и левом подреберье (или только в левом), что указывает на переполнение кровью селезенки, способной также как и печень депонировать значительное количество крови.

    При резком прекращении физического напряжения после бега, когда спортсмен на финише сразу же останавливается или садится, может возникнуть функциональное нарушение состояния организма, так называемый гравитационный шок.

    Признаки гравитационного шока: резкое побледнение лица, сильное потоотделение, тошнота и позывы к рвоте, частый, слабого наполнения пульс, значительное падение кровяного давления, в тяжелых случаях обморочное состояние. Гравитационный шок вызывается мгновенно возникающей сосудистой недостаточностью, главным образом в результате резкого, внезапного оттока крови из верхней половины тела в нижнюю. Перемещение крови ведет к понижению кровяного давления, особенно в сосудах, расположенных выше уровня сердца, количество циркулируемой крови в них резко уменьшается. В связи с недостаточным притоком венозной крови к сердцу уменьшается ударный объем крови. Нарушение кровообращения в первую очередь сказывается на состоянии головного мозга (анемия), что приводит к развитию признаков ортостатического коллапса. Гравитационный шок чаще наблюдается у недостаточно тренированных спортсменов или находящихся в состоянии перетренированности, а также у лиц с повышенной лабильностью сосудистого тонуса.

    Во избежание гравитационного шока нельзя сразу останавливаться или садиться после пересечения линии финиша, необходимо некоторое время продолжать бег в медленном темпе или походить.

    Во время похода, длительного пробега, тренировочного занятия или соревнований на длинной дистанции по лыжам, велосипеду и т.п. в результате большого расходования в организме углеводов может возникнуть пониженное, по сравнению с нормальным, содержание сахара в крови (менее 80 мг%), так называемая гипогликемия. Гипогликемия сопровождается чаще внезапным появлением общего утомления, мышечной слабости, ощущения голода. Возникаемое в спорте тяжелое гипогликемическое состояние: затемнение сознания, холодный пот, падение кровяного давления, слабый пульс.

    Для предупреждения гипогликемии, отправляясь в дальние походы и на тренировки, целесообразно брать с собой сахар, печенье, конфеты. На длинных соревнованиях, пробегах, проплывах необходима организация питания участников в пути.

    При появлении в пути первых признаков гипогликемии нужно съесть немного сахара, а при возможности выпить стакан 50 % раствора глюкозы или сахара с ягодным сиропом. При тяжелом состоянии необходима срочная врачебная помощь.

    Страница 1

    На основе медицинского обследования, врачебно-педагогических на­блюдений и других данных о состоянии здоровья, физического развития,и подготовленности делается медицинское заключение, по которому студен­ты распределяются для практических занятий по программе физического воспитания на три медицинские группы, характеристики которых приве­дены в таблице 1.

    Таблица 1

    Название группы

    Медицинская характери­стика группы

    1. Основная

    Лица без отклонения в со­стоянии здоровья, а также лица, имеющие незначи­тельные отклонения в со­стоянии здоровья при дос­таточном физическом раз­витии и физической подго­товленности

    Занятия по учебной про­грамме физического воспи­тания в полном объёме, за­нятия в одной из спортив­ных секций, участие в со­ревнованиях

    2. Подготовитель­ная

    Лица без отклонения в со­стоянии здоровья, а также лица, имеющие незначи­тельные отклонения в со­стоянии здоровья с недос­таточным физическим раз­витием и недостаточной физической подготовлен­ности

    Занятия по учебным про­граммам физического вос­питания при условии более постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений с предъ­явлением организму по­вышенных требований. До­полнительные занятия для повышения уровня физиче­ской подготовленности и физического развития

    3. Специальная

    Лица, имеющие отклонения в состоянии здоровья, по­стоянного или временного характера, требующих ог­раничения физических на­грузок, допущенных к вы­полнению учебной произ­водственной работы

    Занятия по специальным учебным программам

    В отдельных случаях при выраженных нарушениях функции опорно-двигательного (паралич, порезы и др.) аппарата и значительных нарушени­ях здоровья, препятствующих групповым занятиям в условиях учебного заведения, студенты направляются для обязательных занятий лечебной физкультуры в лечебно-профилактические учреждения.

    Перевод студентов из одной медицинской группы в другую произво­дится после дополнительного обследования.

    Врачебное обследование студентов-спортсменов, имеющих I разряд или выше, осуществляется непосредственно врачебно-физкультурным диспансером, где заводится карточка диспансерного наблюдения (форма 227 а) за указанным спортсменом.

    Врачами врачебно-физкультурного диспансера проводится углуб­ленное обследование состояния тренированности спортсмена. И на осно­вании этого обследования делается медицинское заключение, даются ре­комендации тренеру по планированию и проведению тренировочного процесса.

    Под термином тренированности имеется в виду комплексное поня­тие, включающее в себя здоровье, функциональное состояние, уровень фи­зической, технической, и тактической, и волевой подготовленности спортсменов. Тренированность определяет уровень работоспособности спортсмена, его готовность к достижению максимального результата в конкретном виде спорта.

    При повторных медицинских обследованиях в медицинском заклю­чении указывается какие сдвиги произошли в здоровье и состоянии трени­рованности со времени предыдущего обследования, какие изменения нуж­но сделать в режиме и методике занятий, какие лечебно-профилактические мероприятия провести.

    Преподаватели физического воспитания и тренеры должны строить свою работу с учетом медицинского заключения, оно является обязатель­ным также и для судей спортивных соревнований.

    Занятия физическими упражнениями приносят пользу только при рациональной системе тренировочных занятий. Нарушение в дозировке физических нагрузок и методике могут неблагоприятно отразиться на фи­зическом развитии, физической подготовленности и здоровьи занимающихся. Вследствие длительной и напряжённой мышечной активности воз­никает состояние организма, называемое утомлением. Оно проявляется в снижении работоспособности, уменьшении мышечной силы, ухудшении точности и координации движения и т.д. Утомление является своеобраз­ной защитной реакцией организма, не позволяющей ему перейти предел, за которым возникают функциональные и биохимические изменения, не­совместимые с жизнью. Сущность этой реакции заключается в изменении координации функций, которая приводит к ограничению работоспособно­сти и затруднению дальнейшего продолжения работы. Скорость наступле­ния утомления зависит от интенсивности работы: чем выше интенсив­ность, тем быстрее появляется утомление. Степень утомления зависит как. от интенсивности, так и от длительности работы.

    Смотрите также

    Заключение
    При этом основными повреждающими факторами при авиаци­онной травме являются: -ударные инерционные нагрузки; -волна взрывных газов; -термические факторы; -химические факто...

    Вспомогательные вещества в технологии эмульсионных мазей
    В качестве вспомогательных веществ при изготовлении эмульсионных мазевых основ также используются эмульгаторы. Эмульсионные мазевые основы Эмульсионные основы дают...

    Заключение
    Таким образом, можно сделать следующий вывод: Специфическими чертами строения мозга человека, отличающими его от мозга самых высокоразвитых животных, является максимальное преобладание молодых часте...

    Введение

    В современном мире с появлением современной бытовой техники, которая значительно облегчила трудовую деятельность человека, но при этом сократилась его двигательная активность. Это снизило функциональные возможности человека и способствовало появлению различных заболеваний.

    Физический труд, создает повышенную физическую нагрузку, поэтому в некоторых случаях его можно рассматривать и с отрицательной стороны.

    Дефицит энергозатрат, необходимых для человека, создает определенную рассогласованность в деятельности систем и приводит к снижению иммунитета и обмена веществ.

    Но также вредны и чрезмерные физические нагрузки. Разумным выходом, в этом случае, будут занятия оздоровительной физической культурой, которая способствует укреплению организма. Физическая культура способствует профилактике и оздоровлению организма, что является очень важным, для людей имеющих различные заболевания.

    К занятиям физической культуры необходимо приучать детей с раннего возраста. При этом важным является правильный выбор нагрузок на организм, здесь нужно учитывать индивидуальный подход.

    Занятия физической культурой должны быть неотъемлемой частью жизни каждого человека.

    Роль физических упражнений

    Физические упражнения влияют на все группы мышц, связки и суставы, которые становятся крепкими, увеличиваются объем и эластичность мышц, скорость их сокращения. Интенсивная мышечная деятельность заставляет работать сердце с дополнительной нагрузкой, а также легкие и другие органы организма. Что повышает функциональные возможности человека, сопротивляемость его организма неблагоприятным влияниям внешней среды.

    Систематические занятия физическими упражнениями воздействуют на мышцы и опорно-двигательный аппарат. При физических нагрузках в мышцах образуется тепло, и организм отвечает увеличенным потоотделением. При физических нагрузках усиливается кровоток, кровь доставляет к мышцам кислород и необходимые питательные вещества, которые распадаются и выделяют энергию. Движения мышц открывают резервные капилляры, количество поступающей крови возрастает и вызывает ускорение обмена веществ.

    Ответной реакцией организма человека на физическую нагрузку является влияние коры головного мозга на регулирование функций кардиореспираторной системы, газообмена, метаболизма и др. Упражнения усиливают перестройку звеньев опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой систем, улучшают тканевый обмен. Умеренные физические нагрузки увеличивают работоспособность сердца, содержание гемоглобина и количество эритроцитов, повышают фагоцитарную функцию крови. Совершенствуются работа и строение внутренних органов, совершенствуется переработка и продвижение пищи по кишечнику. Слаженная деятельность мышц и внутренних органов находится под контролем нервной системы, деятельность которой совершенствуется под влиянием физических упражнений.

    Если же мышцы не испытывают физической нагрузки, то ухудшается их питание, уменьшаются сила и объем, снижаются упругость и эластичность, мышцы становятся дряблыми и слабыми. Ограничение в движениях и пассивный образ жизни способствую развитию различным патологическим изменениям в организме человека.

    Физические упражнения и различные органы

    Человеческий организм состоит из системы органов, каждый орган выполняет определенные функции. Группы органов, которые выполняют одинаковые функции, образуют системы органов. Внешняя среда дает организму необходимые вещества для развития и жизнедеятельности, и одновременно он получает определенные раздражители в виде солнечной радиации, температуры и влажности, а также производственные вредные воздействия. Эти внешние воздействия постоянно влияют на внутреннюю среду организма — гомеостаз.

    Существование в таких условиях возможно только при приспособлении организма к воздействиям внешней среды.

    В этом случае физические упражнения могут стать своеобразным регулятором, который обеспечивает управление важными процессами и поддерживает баланс внутренней среды. Поэтому физические упражнения являются средством сохранения здоровья.

    Недостаточная двигательная активность отрицательно воздействует на функции межклеточного пространства организма человека. Это снижает общие защитные силы организма и увеличивает риск возникновения различных заболеваний.

    Разумное сочетание труда и отдыха, нормальный сон и питания, отказ то вредных привычек и систематическая физическая нагрузка повышают умственную, психическую и эмоциональную сферы жизни человека, организм становиться более вынослив к различным психоэмоциональным нагрузкам.

    Человек, который ведет подвижный образ жизни, может выполнить больший объем работ, чем человек, который ведет малоподвижный образ жизни.

    Энергетический обмен и обмен веществ

    Обмен энергии и веществ в организме проявляется в сложных биохимических реакциях. Питательные вещества, поступают в организм с пищей, их расщепление происходит в желудочно кишечном тракте (ЖКТ). Продукты расщепления попадают в кровь и переносятся к клеткам. Кислород, проникает в кровь из воздуха через лёгкие, он принимает участие в процессе окисления, который происходит в клетках. Вещества, которые образуются в результате биохимических реакций, выводятся из организма через почки, лёгкие, кожу.

    Обмен веществ представляет собой источник энергии для всех процессов, происходящих в организме. Физические упражнения или занятия спортом усиливают обменные процессы, поддерживают на высоком уровне механизмы, которые осуществляют в организме обмен веществ и энергии.

    Посмотрим видео: Комплекс физических упражнений для офиса (и не только)

    Больше о развитие общего уровня энергопотенциала организма и психики. Снижение стресса, повышение тонуса. Укрепление иммунитета и здоровья . Можно узнать тут:

    Кровеносная система

    Сердце – центр кровеносной системы, который работает как насос, благодаря чему происходит движение крови. Физическая тренировка увеличивает размер и массу сердца, утолщение стенок сердечной мышцы и увеличение его объема повышают работоспособность сердечной мышцы.

    Регулярные занятия спортом или физическими упражнениями:

    • способствует увеличению количества эритроцитов и гемоглобина в них, что повышает кислородную емкость крови;
    • усиливается сопротивляемость организма к инфекционным и простудным заболеваниям, из-за повышения активности лейкоцитов.

    Друзья, постоянные читатели и гости блога о методах быть здоровым мы Вам настоятельно рекомендуем вести активный образ жизни, это не значит, что Вы должны уже завтра поднимать гири 16 кг по 10 раз, это значит, что нужно плавно, без резких нагрузок увеличивать свою активность. Отличным средством для этого могут служить 30 минутные пешие прогулки утром и вечером, делайте 1000 шагов в день и с каждым днем прибавляйте к этим 1000 шагам еще 100.

    Проблемы с зубами в нынешнее время не редкость, благо сейчас много различных методов и способов по имплантации зубов. Узнать сколько стоит установить зубной протез или другие стоматологические процедуре можно в специализированных клиниках, вот одна из них www.veronica.ru/docs/implants.html

    На основе медицинского обследования, врачебно-педагогических на­блюдений и других данных о состоянии здоровья, физического развития,и подготовленности делается медицинское заключение, по которому студен­ты распределяются для практических занятий по программе физического воспитания на три медицинские группы, характеристики которых приве­дены в таблице 1.

    Таблица 1

    Название группы

    Медицинская характери­стика группы

    1. Основная

    Лица без отклонения в со­стоянии здоровья, а также лица, имеющие незначи­тельные отклонения в со­стоянии здоровья при дос­таточном физическом раз­витии и физической подго­товленности

    Занятия по учебной про­грамме физического воспи­тания в полном объёме, за­нятия в одной из спортив­ных секций, участие в со­ревнованиях

    2. Подготовитель­ная

    Лица без отклонения в со­стоянии здоровья, а также лица, имеющие незначи­тельные отклонения в со­стоянии здоровья с недос­таточным физическим раз­витием и недостаточной физической подготовлен­ности

    Занятия по учебным про­граммам физического вос­питания при условии более постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений с предъ­явлением организму по­вышенных требований. До­полнительные занятия для повышения уровня физиче­ской подготовленности и физического развития

    3. Специальная

    Лица, имеющие отклонения в состоянии здоровья, по­стоянного или временного характера, требующих ог­раничения физических на­грузок, допущенных к вы­полнению учебной произ­водственной работы

    Занятия по специальным учебным программам

    В отдельных случаях при выраженных нарушениях функции опорно-двигательного (паралич, порезы и др.) аппарата и значительных нарушени­ях здоровья, препятствующих групповым занятиям в условиях учебного заведения, студенты направляются для обязательных занятий лечебной физкультуры в лечебно-профилактические учреждения.

    Перевод студентов из одной медицинской группы в другую произво­дится после дополнительного обследования.

    Врачебное обследование студентов-спортсменов, имеющих I разряд или выше, осуществляется непосредственно врачебно-физкультурным диспансером, где заводится карточка диспансерного наблюдения (форма 227 а) за указанным спортсменом.

    Врачами врачебно-физкультурного диспансера проводится углуб­ленное обследование состояния тренированности спортсмена. И на осно­вании этого обследования делается медицинское заключение, даются ре­комендации тренеру по планированию и проведению тренировочного процесса.

    Под термином тренированности имеется в виду комплексное поня­тие, включающее в себя здоровье, функциональное состояние, уровень фи­зической, технической, и тактической, и волевой подготовленности спортсменов. Тренированность определяет уровень работоспособности спортсмена, его готовность к достижению максимального результата в конкретном виде спорта.

    При повторных медицинских обследованиях в медицинском заклю­чении указывается какие сдвиги произошли в здоровье и состоянии трени­рованности со времени предыдущего обследования, какие изменения нуж­но сделать в режиме и методике занятий, какие лечебно-профилактические мероприятия провести.

    Преподаватели физического воспитания и тренеры должны строить свою работу с учетом медицинского заключения, оно является обязатель­ным также и для судей спортивных соревнований.

    Занятия физическими упражнениями приносят пользу только при рациональной системе тренировочных занятий. Нарушение в дозировке физических нагрузок и методике могут неблагоприятно отразиться на фи­зическом развитии, физической подготовленности и здоровьи занимающихся. Вследствие длительной и напряжённой мышечной активности воз­никает состояние организма, называемое утомлением. Оно проявляется в снижении работоспособности, уменьшении мышечной силы, ухудшении точности и координации движения и т.д. Утомление является своеобраз­ной защитной реакцией организма, не позволяющей ему перейти предел, за которым возникают функциональные и биохимические изменения, не­совместимые с жизнью. Сущность этой реакции заключается в изменении координации функций, которая приводит к ограничению работоспособно­сти и затруднению дальнейшего продолжения работы. Скорость наступле­ния утомления зависит от интенсивности работы: чем выше интенсив­ность, тем быстрее появляется утомление. Степень утомления зависит как. от интенсивности, так и от длительности работы.

    Восстановление работоспособности после утомления, как правило происходит тем медленнее, чем больше была степень утомления.

    При прочих равных условиях быстро развивающееся утомление лик­видируется быстрее, чем развивающееся медленно, но достигающее высо­ких степеней.

    Выполнение физической работы на фоне большой степени утомле­ния, без достаточного восстановления, может привести к переутомлению, которое потребует значительно большего времени для приведения орга­низма в работоспособное состояние, а иногда является причиной отрица­тельных физиологических сдвигов органов и систем человека.

    Эффективное средство снижения утомляемости работы - правильное чередование работы и отдыха нервных клеток, сменность работы функ­циональных единиц.

    При занятиях спортом наступление усталости отдаляется разнообра­зием средств, методов и форм занятий, а также изменением обстановки в которой они проводятся. Но ликвидация утомления наступает в период от­дыха, длительность которого между занятиями должна индивидуализиро­ваться в зависимости от характера и величины нагрузки и степени трени­рованности спортсмена.

    В борьбе с утомлением и ускорению восстановления работоспособ­ности помогают некоторые пищевые факторы, в частности витамины. Од­нако следует помнить, что утомление является защитной реакцией орга­низма, поэтому бороться с ним при помощи фармакологических стимуля­торов не всегда полезно для организма.

    При резком несоответствии между физической нагрузкой и подго­товленностью к ней спортсмена, т.е. когда выполняемая на тренировке или соревнованиях работа превышает функциональные возможности организ­ма спортсмена наступает перенапряжение. Перенапряжение бывает чаще результатом однократного воздействия чрезмерно напряжённой трениров­ки или соревнования. Оно может также возникнуть в результате форсиро­ванной тренировки. Появлению перенапряжения нередко способствует тренировка с большой нагрузкой или участие в соревнованиях, вскоре по­сле перенесённого инфекционного заболевания (гриппа, ангины и др.). При перенапряжении появляются ряд расстройств в организме спортсмена, стоящих на грани с болезненными, иногда состояние здоровья резко ухуд­шается. Характерные признаки перенапряжения; сильная слабость, блед­ность кожных покровов, резкое снижение артериального давления, иногда головокружение, рвота, появление белка и форменных элементов в крови, в моче и т.д. При более тяжёлом перенапряжении развивается недостаточ­ность правого желудочка сердца, появляется синющность лица, одышка, боль в правом подреберье, сердцебиение, увеличиваются размеры сердца и печени.

    Частым последствием перенапряжения является повышение артери­ального давления (гипертония). При признаках перенапряжения нужно своевременно принять меры к установлению правильного режима трени­ровки и отдыха, а при необходимости - провести необходимое лечение.

    В результате недочётов в режиме и методике тренировки может ухудшиться состояние спортивной работоспособности, нервно-психического и физического состояния спортсмена. Это состояние называ­ется перетренированностью. Оно, как правило, развивается уже при дос­тижении спортсменом достаточной тренированности или даже спортивной формы. Это отличает перетренированность от перенапряжения, возни­кающего чаще у людей мало тренированных. Состояние перетренирован­ности прежде всего выражается в изменениях со стороны нервной систе­мы, одновременно или несколько позже появляются изменения или нару­шения в состоянии и др. систем организма. Часто при перетренировке на­блюдаются отклонения со стороны сердечно сосудистой системы, обмен­ных процессов.

    В развитии состояния перетренированности можно отметить три стадии. Для первой характерны: некоторые снижения спортивных резуль­татов или прекращение их роста; непостоянные или же всегда отчётливые жалобы спортсмена на ухудшение физического состояния; объективно вы­являемое при врачебном обследовании ухудшение приспособляемости ор­ганизма к скоростным нагрузкам.

    В этой стадии перетренированность удается ликвидировать с помо­щью режима тренировки в течение 15-30 дней.

    Во второй стадии перетренированности отмечаются: выражение снижения спортивных результатов, жалобы на ухудшение самочувствия, понижение работоспособности, ухудшение приспособляемости организма к физическим нагрузкам на скорость и выносливость. При второй стадии перетренированности требуются использование специального восстанови­тельного режима и некоторых средств лечения, возможно полное восста­новление здоровья и работоспособности спортсмена в течении 1-2 меся­цев.

    В третьей стадии перетренированности наравне с изменениями в со­стоянии организма уже наблюдается стойкое ухудшение спортивных пока­зателей, несмотря на упорно продолжительную тренировку. В этой стадии не всегда удаётся добиться существенного улучшения спортивной работо­способности даже за значительно большие сроки. Поэтому своевременная диагностика перетренировки является весьма важным условием для ус­пешного восстановления здоровья и спортивной работоспособности спорт­смена.

    В начальном периоде интенсивной физической работы появляется так называемая «мёртвая точка» - состояние острого утомления организма спортсмена. Она наблюдается во время бега на средние и длинные дистан­ции: в плавании, гребле, лыжных гонках, велогонках, беге на коньках. При

    «мёртвой точке» отмечаются снижение работоспособности, повышение заг траты энергии на единицу работы, нарушение координации движений, ухудшение внимания, памяти и др., отрицательные проявления высшей нервной деятельности, пульс учащается до 180 - 200 ударов в минуту, рез­ко повышается артериальное давление. У спортсмена возникает тягостное ощущение в «груди», недостатка воздуха и желание прекратить работу. Однако если усилием воли он преодолевает это желание и продолжает движение, то «мёртвая точка» сменяется состоянием облегчения, извест­ным под названием «второго дыхания».

    Основная причина возникновения «мёртвой точки» заключается в том, что напряженная мышечная работа начинается, как правило, сразу по­сле старта, а деятельность органов дыхания и кровообращения развивается постепенно, достигая высокого уровня через 3-5 минут. С самого начала работы значительной интенсивности в организме возникает дискоордина-ция между соматическими и вегетативными процессами, которая приводит к состоянию «мёртвой точки». Эта дискоординация функций организма в процессе выполнения работы преодолевается, о чём и свидетельствует по­явление «второго дыхания». Следовательно, «мёртвая точка» и «второе дыхание» связаны с явлением врабатываемости организма, которая имеет значение не только в спорте, а наблюдается при любой мышечной дея­тельности человека. Предупреждению наступления «мёртвой точки» или смягчению её проявления помогает интенсивная разминка до старта (до заметного потоотделения), а также постепенное увеличение интенсивности физической работы во время соревнований. Во время выполнения физиче­ских упражнений (преимущественно на выносливость) у спортсменов ино­гда появляются боли в правом подреберье (область печени). Это явление носит названия «печёночно-болевой синдром». После прекращения уп­ражнений эти боли обычно исчезают. Основная причина «печёночного синдрома» - несоответствие физической нагрузки функциональным воз­можностям организма спортсмена, в частности его сердечно-сосудистой системы. В результате наступающего снижения деятельности сердца в пе­чени задерживается большое количество крови; увеличение печени и рас­тяжение при этом покрывающей её глиссоновой капсулы, обильно снаб­жённой первичными волокнами вызывает боль. Иногда отмечаются боли одновременно в правом и левом подреберье (или только в левом), что ука­зывает на переполнение кровью селезенки, способной также как и печень депонировать значительное количество крови.

    При резком прекращении физического напряжения после бега, когда спортсмен на финише сразу же останавливается или садится, может воз­никнуть функциональное нарушение состояния организма, так называемый гравитационный шок.

    Признаки гравитационного шока: резкое побледнение лица, сильное потоотделение, тошнота и позывы к рвоте, частый, слабого наполнения пульс, значительное падение кровяного давления, в тяжёлых случаях об­морочное состояние. Гравитационный шок вызывается мгновенно возникающей сосудистой недостаточностью, главным образом в резуль­тате резкого, внезапного оттока крови из верхней половины тела в ниж­нюю. Перемещение крови ведёт к понижению кровяного давления, осо­бенно в сосудах, расположенных выше уровня сердца, количество цирку-лируемой крови в них резко уменьшается. В связи с недостаточным прито­ком венозной крови к сердцу уменьшается ударный объём крови. Наруше­ние кровообращения в первую очередь сказывается на состоянии головно­го мозга (анемия), что приводит к развитию признаков ортостатического коллапса. Гравитационный шок чаще наблюдается у недостаточно трени­рованных спортсменов или находящихся в состоянии перетренированно­сти, а также у лиц с повышенной лабильностью сосудистого тонуса.

    Во избежание гравитационного шока нельзя сразу останавливаться или садиться после пересечения линии финиша, необходимо некоторое время продолжать бег в медленном темпе или походить.

    Во время похода, длительного пробега, тренировочного занятия или соревнований на длинной дистанции по лыжам, велосипеду и т.п. в резуль­тате большого расходования в организме углеводов может возникнуть по­ниженное, по сравнению с нормальным содержание сахара в крови (менее 80 мг %), так называемая гипогликемия. Гипогликемия сопровождается чаще внезапным появлением общего утомления, мышечной слабости, ощущения голода. Возникаемое в спорте тяжёлое гипогликемическое со­стояние: затемнение сознания, холодный пот, падение кровяного давления, слабый пульс.

    Для предупреждения гапогликемии, отправляясь в дальние походы и на тренировки, целесообразно брать с собой сахар, печенье, конфеты. На длинных соревнованиях, пробегах, проплывах необходима организация питания участников в пути.

    При появлении в пути первых признаков гипогликемии нужно съесть немного сахара, а при возможности выпить стакан 50 % раствора глюкозы или сахара с ягодным сиропом. При тяжелом состоянии необходима сроч­ная врачебная помощь.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http :// www . allbest . ru /

    "Основные методы контроля за состоянием организма во время занятий физическими упражнениями"

    Введение

    Человек как личность формируется в процессе общественной жизни: в учебе, труде, в общении с людьми. Физическая культура и спорт вносят свой вклад в формирование всесторонне развитой личности. Нравственное воспитание. На учебных занятиях, тренировках, а особенно во время спортивных соревнований учащиеся переносят большие физические и моральные нагрузки: быстро меняющаяся обстановка, сопротивление соперника, зависимость результата спортивных соревнований от усилий каждого члена команды, умение подчинить свои интересы интересам коллектива, уважительное отношение к сопернику содействуют формированию у них таких черт характера, как сила воли, смелость, самообладание, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, дисциплинированность. Умственное воспитание.

    На занятиях физической культурой и спортом учащиеся приобретают знания о рациональных способах выполнения двигательных действий, об использовании приобретенных навыков в жизни, усваивают правила закаливания организма, обязательные требования гигиены. Развиваются наблюдательность, внимание, восприятие, повышается уровень устойчивости умственной работоспособности. Исследования показывают, что занятия физическими упражнениями способствуют совершенствованию органов чувств, мышечно-двигательной чувствительности, зрительного и слухового восприятия, развитию памяти, особенно зрительно-двигательной. Трудовое воспитание.

    Сущность трудового воспитания заключается в систематическом и планомерном развитии качеств и свойств личности, определяющих подготовку человека к жизни, к общественно полезному труду. Трудолюбие также воспитывается непосредственно в процессе занятий физическими упражнениями и спортом, когда занимающиеся для достижения максимального результата, преодолевая усталость, многократно выполняют физические упражнения. Эстетическое воспитание. В физической культуре и спорте заключены огромные возможности для эстетического воспитания человека, развития способности воспринимать, чувствовать и правильно понимать прекрасное в поступках, в красоте совершенных форм человеческого тела, в доведенных до степени искусства движениях гимнаста, акробата, прыгуна в воду, фигуриста. Выполнение упражнений под музыку в художественной гимнастике, фигурном катании способствует развитию музыкальной культуры. Занятия туризмом, альпинизмом, парусным и другими видами спорта позволяют понимать и чувствовать прекрасное в природе. Связь занятий физическими упражнениями с эстетическим воспитанием имеет двойственный характер, так как позволяет не только формировать внешне прекрасный образ, но и одновременно влиять на воспитание морально-волевых качеств, этических норм и поведения в обществе.

    1. Что такое физическая культура?

    Физическая культура - это вид деятельности, являющийся средством физического совершенствования людей для выполнения ими своих социальных обязанностей.

    Физическая культура - это совершенствование силы и духа. Если вы делаете зарядку по утрам - это физкультура. Если вы ходите на тренировки - это физкультура. Если вы катаетесь на велосипеде или маунтинбайке, занимаетесь туризмом, альпинизмом, плаванием или боевыми танцами народа мачу-пикчу - это всё физкультура. Даже игра в бадминтон или фрисби на дружеском пикнике - это физкультура. физическая культура - одна из ключевых составляющих здорового и активного образа жизни наравне спрокачкой личных качеств и работы над своей силой воли, продуктивностью и энергетикой.

    физический упражнение культура

    2. О сновные элементы физической культуры

    Основные элементы физкультуры следующие: 1. Утренняя зарядка. 2. Физические упражнения. 3. Двигательная активность. 4. Любительский спорт. 5. Физический труд. 6. Активно - двигательные виды туризма. 7. Закаливание организма. 8. Личная гигиена.

    Физическая культура оказывает благотворное влияние на нервно-эмоциональную систему, продлевает жизнь, омолаживает организм, делает человека красивее. Пренебрежение же к занятиям физкультурой приводит к тучности, потере выносливости, ловкости и гибкости.

    Утренняя зарядка является важнейшим элементом физической культуры. Однако она полезна только при условии ее грамотного применения, которое учитывает специфику функционирования организма после сна, а также индивидуальные особенности конкретного человека. Так как организм после сна еще не полностью перешел к состоянию активного бодрствования, применение интенсивных нагрузок в утренней гимнастике не рекомендуется, а также нельзя доводить организм до состояния выраженного утомления.

    Утренняя зарядка эффективно устраняет такие последствия сна, как отечность, вялость, сонливость и другие. Она увеличивает тонус нервной системы, усиливает работу сердечно - сосудистой и дыхательной систем, желез внутренней секреции. Решение этих задач позволяет плавно и одновременно быстро повысить умственную и физическую работоспособность организма и подготовить его к восприятию значительных физических и психических напряжений, часто встречающихся в современной жизни.

    В экономически развитых странах за последние 100 лет удельный вес мышечной работы, используемой человеком, сократился почти в 200 раз. В результате интенсивность труда стала в 3 раза ниже пороговой величины, обеспечивающей оздоровительный и профилактический эффект. В связи с этим для компенсации недостатка энергозатрат в процессе трудовой деятельности современному человеку необходимо выполнять физические упражнения с расходом энергии не менее 350 - 500 ккал в сутки.

    Физические упражнения это движения или действия, используемые для физического развития человека. Это средство физического совершенствования, преобразования человека, развития его биологической, психической, интеллектуальной, эмоциональной и социальной сущности. Физические упражнения являются основным средством всех видов физической культуры. Они, действуя на головной мозг, вызывают чувство бодрости и радости, создают оптимистическое и уравновешенное нервно-психическое состояние. Физкультурой следует заниматься с раннего детства и до глубокой старости.

    Оздоровительный и профилактический эффект физической культуры неразрывно связан с повышенной двигательной активностью, усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ. Двигательная активность имеет огромное значение, как для преодоления двигательного дефицита (гиподинамии), так и для сохранения и укрепления здоровья. Недостаток двигательной активности приводит к нарушению в организме человека нервно-рефлекторных связей, заложенные природой, следствием чего является расстройство деятельности сердечно - сосудистой и других систем, нарушение обмена веществ и развитие различных заболеваний.

    Физический труд и любительский спорт - прекрасные средства физической культуры для профилактики и укрепления здоровья. Они хорошо подходят людям с сидячей работой, а также работникам умственного труда. Основное требование - нагрузки должны быть посильными и ни в коем случае не перенапрягаться.

    Закаливание также является одним из элементов физической культуры. Ему принадлежит существенная роль в профилактике простудных и многих инфекционных заболеваний. К закаливающим процедурам относятся: ежедневные обтирания тела прохладной водой или приём душа, обливание, купание с последующим растиранием, воздушные и солнечные ванны.

    В процессе закаливания в первую очередь укрепляется нервная система. Под действием внешних раздражителей деятельность сердечнососудистой, дыхательной и других систем организма постепенно перестраивается, приводя к расширению компенсаторных функциональных возможностей организма человека. Основными принципами закаливания являются постепенность, систематичность, учёт индивидуальных особенностей человека, комплексное использование солнца, воздуха и воды.

    3. Чем физическая культура отличается от спорта?

    Физическая культура - это общее понятие, а вот спорт является одним из видов физкультуры. Так какие же бывают виды физической культуры?

    Спорт- игровая и/или соревновательная деятельность, основанная на выполнении физических упражнений с целью достичь наилучшего результата, а так же подготовка к этому.

    Физическая рекреация- использование физических упражнений для активного отдыха, получения удовольствия и отвлечения от окружающей действительности. Вышеупомянутые фрисби на пикнике - это рекреация, а вот уже игра во фрисби на каком-нибудь турнире между городами Нижний и Вышний Волочок - это спорт.

    Оздоровительная физкультура- использование физических упражнений для восстановления или поддержания здоровья.

    Прикладная физкультура- использование физических упражнений для освоения или повышения уровня владения той или иной профессией (используется в армии, в МЧС, на флоте и т.п.)

    Существует ещё базовая физкультура, которая закладывает начальные физкультурные навыки у дошкольников и младших школьников.

    4. Диагностика и самодиагностика организма занятиях физически ми упражнениями и спортом

    Под воздействием физических нагрузок происходят изменения в органах и системах организма человека. Для того чтобы занятия физическими упражнениями и спортом не оказывали негативного влияния на здоровье человека, необходимо проводить регулярный контроль за состоянием организма. Это задача не только врачей и преподавателей, но и самих занимающихся.

    К основным видам диагностики относят: врачебный контроль, педагогический контроль и самоконтроль.

    Цель диагностики - способствовать укреплению здоровья человека, его гармоничному развитию.

    5.Врачебный контроль

    Врачебный контроль, при занятиях физической культурой и спортом. Включает комплексную программу медицинского наблюдения за лицами, занимающимися физкультурой и спортом, с целью способствовать наиболее эффективному применению средств физического воспитания для укрепления здоровы, совершенствования физического развития и физической подготовки, а также достижению высоких спортивных результатов. Как система методов медицинских наблюдений В. к. является разделом спортивной медицины. Врачебный контроль осуществляется врачебно-физкультурными диспансерами, а также кабинетами врачебного контроля (или врачами-терапевтами) в поликлиниках, медсанчастях предприятий и организаций, вузах и других учебных заведениях, при добровольных спортивных обществах, на стадионах и других спортивных сооружениях. В Госкомспорте специальный медико-биологический отдел организует совместно с органами здравоохранения В. к. среди ведущих спортсменов страны и над группами спортивного резерва.

    Общее руководство В. к. при занятиях физической культурой и спортом возложено на Министерство здравоохранения СССР. Врачебный контроль включает: 1) врачебное освидетельствование: 2) врачебно-педагогические наблюдения; 3) врачебно-спортивную консультацию; 4) санитарно-гигиенический надзор за местами и условиями проведения занятий физкультурой и спортом, а также соревнований; 5) гигиеническое воспитание физкультурников и спортсменов; 6) медико-санитарное обеспечение спортивных соревнований и массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий.

    Врачебный контроль в вузе проводится в следующих формах:

    Регулярные медицинские обследования и контроль занимающихся физическими упражнениями и спортом;

    Врачебно-педагогические наблюдения за занимающимися во время занятий и соревнований;

    Санитарно-гигиенический контроль за местами, условиями занятий и соревнований;

    Санитарно-просветительская работа, пропаганда физической культуры и спорта, здорового образа жизни;

    Профилактика спортивного травматизма и заболеваний;

    Проведение комплексных и восстановительных мероприятий.

    Для студентов медицинское обследование проводят перед началом учебного года один раз в год. Для лиц, имеющих отклонение в здоровье - 2 раза в год, а для лиц, активно занимающихся спортом -3-4 раза в год.

    Ежегодные врачебные осмотры студентов позволяют изучить состояние здоровья, физическое развитие и функциональные способности важнейших систем организма, а также установить медицинскую группу занимающихся студентов.

    Установленное многолетней практикой врачебного контроля распределение занимающихся происходит на группы:

    Основную (без отклонений в состоянии здоровья);

    Подготовительную (без отклонений, но с недостаточным физическим развитием и подготовленностью);

    Специальную (имеют отклонения в состоянии здоровья и требуют ограничения физических нагрузок).

    Это позволяет правильно дозировать физические нагрузки в процессе занятий по физическому воспитанию в соответствии с состоянием здоровья занимающихся.

    6.Педагогический контроль

    Педагогический контроль- процесс получения информации о влиянии занятий физическими упражнениями и спортом на организм занимающихся с целью повышения эффективности учебно-тренировочного процесса.

    Практическая реализация педагогического контроля осуществляется в системе специально реализуемых проверок, включаемых в содержание занятий по физическому воспитанию. Такие проверки позволяют вести систематический учет по двум наиболее важным направлениям:

    Степень усвоения техники двигательных действий;

    Уровень развития физических качеств.

    В системе контроля за усвоением техники двигательных действий осуществляемого преподавателем физического воспитания, принято различать три вида проверок:

    Предварительную (контрольные нормативы);

    Текущую (отмечается в журнале);

    Итоговую (прием государственных тестов).

    К методам педагогического контроля относятся:

    Анкетирование занимающихся;

    Анализ рабочей документации учебно-тренировочного процесса;

    Педагогические наблюдения во время занятий;

    Регистрацию функциональных и других показателей;

    Тестирование различных сторон подготовки.

    7.Самоконтроль

    Самоконтроль - это метод самонаблюдения за состоянием своего организма в процессе занятий физическими упражнениями и спортом.

    Самоконтроль необходим для того, чтобы занятия оказывали тренирующий эффект и не вызывали нарушения в состоянии здоровья. Самоконтроль состоит из простых общедоступных приемов наблюдения складывается из учета субъективных показателей (самочувствия, сна, аппетита, желания тренироваться, переносимости нагрузок и т.д.) и объективных показателей (веса, пульса, спирометрии, частоты дыхания, артериального давления, динамометрии). Самоконтроль необходимо вести во все периоды тренировки и даже во время отдыха. Самоконтроль имеет не только воспитательное значение, но и приучает более сознательно относиться к занятиям, соблюдать правила личной и общественной гигиены, режима учебы, труда, быта и отдыха. Результаты самоконтроля должны регулярно регистрироваться в специальном дневнике самоконтроля.

    8. Субъе ктивные показатели самоконтроля

    Настроение играет большую роль в жизни человека. Большей эффективности тренировочного процесса способствует хорошее настроение.

    Но спорт, физическая культура, в свою очередь, улучшают настроение, вызывают чувства бодрости, радости, уверенности в своих силах.

    Когда человек находится в хорошей спортивной форме, он совершенно по-иному воспринимает окружающий мир.

    Самочувствие. Под влиянием регулярных занятий физическими упражнениями и спортом перестраивается весь организм. Так, работа сердца, легких и других внутренних органов сопровождается возникновением нервных импульсов. В обычных условиях эти импульсы не доходят до коры головного мозга и не вызывают соответствующих реакций, переходящих в ощущения. Вот почему здоровые люди обычно не чувствуют своего сердца, легких, печени и т. п.

    Самочувствие - это своеобразный барометр влияния физических упражнений на организм занимающихся. Чрезмерные нагрузки сопровождаются плохим самочувствием. Если оно сохраняется длительное время, необходимо немедленно обратиться к врачу и снизить нагрузку.

    Усталость, утомление, снижение работоспособности непосредственно связаны с состоянием нервной системы человека. Это сложный физиологический процесс, начинающийся в высших отделах нервной системы и влияющий на другие системы и органы человеческого организма.

    Ночной сон нельзя заменить ничем. Сущность его заключается в своеобразной задержке деятельности нервных клеток коры головного мозга процессом торможения. Глубина и продолжительность сна зависят от многих причин.

    Сон должен быть достаточным и регулярным, но не менее 7 ч, а при больших по объему физических нагрузках- 8--9 ч.

    Полезно перед сном совершить прогулку на свежем воздухе. При этом пищу нужно принимать последний раз не позже чем за 1,5--2 ч до сна, в ужин не должны входить крепкий чай, кофе; курить на ночь строго запрещается.

    Аппетит. При физических нагрузках обмен веществ происходит более активно.

    В первые дни занятий масса тела уменьшается, так как расходуются запасы организма: «тает» накопленный жир и теряется вода, но одновременно с этим развивается аппетит. Общеизвестно, что аппетит неустойчив, легко нарушается при недомоганиях, болезни, но потом вновь восстанавливается.

    Часто при нарушениях тренировочного режима, повышенной нагрузке, перенапряжении аппетит теряется. Это позволяет судить о правильности или неправильности методики занятий.

    В дневнике самоконтроля аппетит отмечается как хороший, удовлетворительный, плохой.

    Сердцебиение- это ощущение частых и сильных ударов сердца, связанное с плохим самочувствием. При этом пульс учащается или замедляется, т. е. бывает неритмичным.

    Сердцебиение является, как правило, признаком повышенной возбудимости нервного аппарата сердца.

    Время возникновения сердцебиения, его характер, продолжительность, степень связи с тренировочными занятиями следует отмечать в дневнике самоконтроля.

    Головные боли чаще всего возникают при различных заболеваниях. Кроме того, головные боли и головокружения могут быть вызваны утомлением, чрезмерной физической нагрузкой и т. п.

    Длительные головные боли- признак серьезной болезни (малокровия, сердечно-сосудистых, желудочно-кишечных, почечных, нервных и других заболеваний).

    Иногда головные боли и головокружения появляются при занятиях физическими упражнениями. Здесь особенно важен самоконтроль, который поможет выяснить, после каких упражнений и когда они появляются, определить их продолжительность.

    Одышка. Работа сердца тесно связана с деятельностью легких. Поэтому ослабление сердечной мышцы влечет за собой нарушение кровообращения в легких, снижает их вентиляцию, т. е. обмен между легочным и наружным воздухом. В результате этого в крови образуется недостаток кислорода и избыток углекислоты, которая раздражает дыхательный центр, вызывая одышку.

    Одышка - это учащенное дыхание. Она сопровождается чувством стеснения в груди, затрудненностью вдоха. Всякая энергичная работа, занятия физическими упражнениями вызывают учащенное дыхание, т. е. одышку. После больших физических напряжений одышка считается явлением нормальным. При этом число дыханий может удвоиться и даже утроиться. По мере нарастания тренированности одышка исчезает и дыхание быстро приходит в норму.

    Боли в мышцах. Часто в подготовительном периоде занятия или у лиц, только что приступивших к занятиям физической культурой, появляются боли в мышцах. Как правило, эти боли продолжаются в течение двух-трех недель и являются свидетельством активной перестройки организма.

    У занимающихся физической культурой круглогодично эти боли не отмечаются, а после больших физических нагрузок их мышцы быстро восстанавливают свою работоспособность. Массаж, применение различных лекарственных средств помогают быстрее снять боли в мышцах.

    Боли в боку. Они отмечаются в правом подреберье- в области печени или в левом- в области селезенки после больших физических напряжений. По своему характеру это тупые боли.

    Появление болей в левом подреберье объясняется переполнением селезенки кровью, в правом подреберье- переполнением кровью печени.

    Эти боли обусловлены разными причинами- чрезмерным напряжением, неправильным дыханием, тренировкой после приема пищи, с нарушениями в работе сердца.

    9. Объективные показатели самоконтро ля

    Рост- важный показатель физического развития. Но он должен рассматриваться в сочетании с массой тела, окружностью грудной клетки, ЖЕЛ (спирометрия). Измерение роста имеет большое значение для вычисления показателей, характеризующих правильность, пропорциональность телосложения и состояние физического развития.

    Масса тела служит одной из основных характеристик физического состояния человека и является показателем развития его организма. Масса тела человека в норме определяется путем вычитания из показателей роста (в см) условных величин.

    Окружность грудной клетки. Хорошо развитая грудная клетка- показатель хорошего физического развития и известная гарантия крепкого здоровья. Окружность грудной клетки исследуется в состоянии покоя (в паузе), при вдохе и выдохе.

    Разница между вдохом и выдохом называется экскурсией грудной клетки. Последняя зависит от развития дыхательных мышц и типа дыхания.

    Мышечная сила рук. Сила мышц рук измеряется динамометром. Мышечная сила рук зависит от роста, массы тела, окружности грудной клетки и других показателей. В среднем относительная сила мышц рук для мужчин- 60--70% веса, для женщин- 45--50% веса. Становая мышечная сила - это сила мышц-разги-бателей спины. Она зависит от пола, возраста, массы тела, рода занятий занимающихся. У мужчин становая мышечная сила значительно выше, чем у женщин. С возрастом она начинает падать.

    Спирометрия. ЖЕЛ- это объем воздуха, который можно выдохнуть из легких, характеризующий главным образом силу дыхательных мышц, а также эластичность легочной ткани.

    Величина ЖЕЛ у разных людей колеблется в довольно широких пределах в зависимости от пола, возраста, состояния здоровья и других показателей. Занятия физической культурой и спортом, особенно греблей, плаванием, бегом, спортивными играми, способствуют увеличению ЖЕЛ.

    Пульс. Уровень тренированности человека и его работоспособность во многом зависят от функциональной способности сердечно-сосудистой системы.

    Каждому человеку присуща своя частота пульса. В состоянии покоя у здорового нетренированного мужчины она обычно составляет 60--80 уд/мин, у женщин она на 5--10 ударов чаще.

    Частота пульса зависит от возраста, положения тела, уровня физических нагрузок и др. Во время занятий физическими упражнениями пульс всегда повышается.

    Потоотделение. При большой мышечной работе потоотделение способствует установлению кислотно-щелочного равновесия, регулирует температуру тела и является основным показателем нормального водно-солевого обмена.

    В покое за 1 ч с поверхности кожи человека выделяется 36--60 г воды, а за сутки- 900 г. Умеренная нагрузка вызывает потерю воды в сутки до 2 л, а при напряженной нагрузке в жару- до 8 л.

    Потоотделение зависит не только от нагрузки и температуры воздуха, но и от состояния нервной системы.

    При правильной методике и режиме тренировки потоотделение уменьшается, а масса тела почтя не изменяется.

    Заключение

    Наблюдение за спортивными результатами - важнейший пункт самоконтроля, позволяющий оценить правильность применения средств и методов занятий, тренировочных нагрузок.

    При сравнении показателей определяется влияние занятий физическими упражнениями и спортом, планируются тренировочные нагрузки. Самоконтроль прививает студенту грамотное и осмысленное отношение к своему здоровью и к занятиям физическими упражнениями, помогает лучше познать себя, приучает следить за собственным здоровьем, стимулирует выработку устойчивых навыков гигиены и соблюдения санитарных норм и правил. Самоконтроль помогает регулировать процесс тренировки и предупреждать состояние переутомления. Особое значение имеет самоконтроль для студентов специальной медицинской группы. Они обязаны периодически показывать свои дневники самоконтроля преподавателю физического воспитания и врачу, советоваться по вопросам двигательного режима, питания.

    Список использованной литературы

    1. Гусалов А. Х. «Физкультурно-оздоровительная группа»,1997 г.

    2. Дембо А. Г. «Врачебный контроль в спорте», 1998 г.

    3. Решетников Н. В., Ю. Л. Кислицин «Физическая литература», 2001 г.

    4. «Физическая культура студента. /Под редакцией В. И. Ильинича.- М.: Гардарики, 2003 г.

    5. Интернет http://www.0zd.ru http://www.likar.info http://folkextreme.ru

    1. Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Самоконтроль как метод самонаблюдения за состоянием своего организма в процессе занятий физическими упражнениями и спортом. Роль врачебного контроля и самоконтроля в сохранении здоровья. Основы методов антропометрических индексов и функциональных проб.

      реферат , добавлен 01.05.2015

      Основы организации и содержание врачебно-педагогического контроля за занимающимися физическими упражнениями, организация занятий и их соответствие основным гигиеническим и физиологическим нормам. Диагностика состояния тренированности организма.

      курсовая работа , добавлен 13.04.2012

      Оптимизация условий, режимов и содержания, основных форм и средств, применяемых в процессе занятий физическими упражнениями. Гигиенические требования к спортивным сооружениям. Оптимизация физических нагрузок в процессе занятий физическими упражнениями.

      реферат , добавлен 14.07.2015

      Актуальность самостоятельных занятий физическими упражнениями для студентов. Основные направления самостоятельных занятий: утренняя гигиеническая гимнастика, упражнения на протяжении дня, самостоятельная спортивная тренировка. Профилактика травматизма.

      презентация , добавлен 16.03.2014

      Совместимость занятий физическими упражнениями с вредными привычками. Выбор направленности самостоятельных занятий, систем физических упражнений и видов спорта. Интенсивность физических нагрузок. Развитие общей выносливости.

      реферат , добавлен 31.03.2007

      Организация, содержание, средства и методы формирования положительного отношения учащихся к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Анализ динамики мотивационного отношения к занятиям физической культурой в процессе данного эксперимента.

      дипломная работа , добавлен 26.05.2014

      Цели самостоятельных занятий физическими упражнениями. Организационные формы занятий физкультурой, их зависимость от пола, возраста, состояния здоровья. Методика выполнения упражнений гигиенической и тренировочной направленности, приемы самомассажа.

      презентация , добавлен 11.01.2017

      Гигиеническая направленность занятия физическими упражнениями. Тренировочная направленность занятий физическими упражнениями. Ходьба как лечебное средство широко используется для восстановления двигательных функций. Ходьба на лыжах.

      реферат , добавлен 05.11.2003

      Диагностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. Врачебный контроль как условие допуска к занятиям физическими упражнениями, спортом, его содержание и периодичность. Педагогический контроль и его содержание.

      контрольная работа , добавлен 06.03.2010

      Сущность рекреационной физической культуры школьников. Формирование мотивов у школьников к регулярным занятиям физической рекреацией. Анализ результатов функционального состояния организма и уровня интереса школьников к занятиям физическими упражнениями.



  • Разделы сайта