Нешёлковый путь. Сиддхи – приятное дополнение к выполнению принципов Ямы Ниямы

Решил собрать и отредактировать для общей пользы заметки моего доброго товарища (имя не упоминаю - может, ему не хочется этого, я лишь обозначаю, что это не мой труд, я лишь хотел привести это в божеский вид для памяти и удобства). Далее, собственно, они и есть... Для комментариев в духе "А зачем буддистам такие ужасные вещи?" места нет, оговорюсь сразу - нет времени, читайте книги, есть интернет, если уж вам в самом деле важно понять. А для практиков ваджраяны это вопрос, т. с., общеобразовательный.

Я буду поэтапно помещать резюме текста Джамгона Конгтрула из десятого тома его "Сокровищницы известного".

"Результаты двух ступененй приближения в мантраяне бывают обычные и сверхобычные. В цикле Гухьясамаджи это достижения мантры и вневременного сознания".

Кьерим, в основном, приводит к обычным достижениям, а дзогрим - к сверхмирским достижениям.

Уттара-тантра:

"Такие духовные достижения, как невидимость, объясняются как "обычные". А достижение буддовости называется буддами сверхмирским".

Есть aлтернативное объяснение малых духовных достижений - как четырёх типов просветлённой активности; средних - как 8 видов мирских сиддхи, сверхмирских - как состояния буддовости.

В системе Kалачакры один тип достижения связан с практиками 7 начальных инициций (кьерима). В то время как 3 других (карма-мудра, джняна-мудра, маха-мудра) связаны с практиками 3-х высших инициаций.

Путём первых семи инициаций практики способны достигать таких реализаций, как "сиддхи меча", сиддхи пилюль", способность посещать миры богов и людей и даже левитации. Они способны помогать людям и уничтожать их посредством видья-мантр. Если такой сиддха проявляет свою форму в мире людей, то они воспринимаемы обычными органами чувств людей.
Данный класс сиддхов-видьядхар опираются на материальные объекты. Если они лишаются данных предметов (меча, пилюль, мазей и т.п.), то они теряют и сиддхи.

Те, кто получают кечари-сиддхи (способность перемещения в пространстве) посредством практик карма-мудры, способны помогать или уничтожать людей посредством видья-мантр. Данный вид сиддхов-видьядхар, даже если и проявляют свои формы в сфере людей, но не воспринимаются омрачёнными органами чувств обычных индивидов. Эти видьядхары способны демострировать 8 видов сиддхи, которые будут обсуждаться позже.

Те, кто достигают сверхспособностей посредством практик, связанных с джняна-мудрой, становятся равными в статусе богам мира форм. Они не движутся среди людей, ибо они вне сферы восприятия человеческих органов чувств. Однако благодаря стабильности их медитативных состояний они помогают чувствующим существам кама-локи. В комментарии Джинапутры на Абхидхарму сказано, что эти сиддхи опираются на собственно ментальные состояния, минуя предыдущие ступени.

Те, кто опираются на методы махамудры, контролируя свой ум, контролируют этим и состояние своих энергий. И этот метод подобен алмазу по сравнению с обычным камнем (методов предыдущих ступеней, таких, как чандали (туммо) и тому подобное).

Более подробное изложение:

Те, кто опираются на методы первых семи посвещений (в кьериме Калачакры), идут прежде всего к реализации четырёх просветлённых активностей, а также впоследствие к меньшим, средним и большим сиддхи. Объяснение состоит из двух раздеов: объяснение активностей и объяснение сиддхи.

Объяснение активностей

"Умировотворение, возрастание, власть, насильственное вмешательство - таковы основные виды просветлённой активности, которые имеют целый спектр вторичных активностей. Умировотворение, возрастание, использование власти, притягивание, убийство, изгнание, сведение с ума и введение в состояние паралича. Это хорошо известно, как 8 или 12 главных активностей" - Джамгон Конгтрул.

У каждого вида активности есть целый спектр вариаций. Например, у умировотворения (шантика) существует: умировотворение болезней, умировотворение демонических влияний. В случае активности возрастания (пауштика) существует множество активностей увеличивающих:
срок жизни, добродетели/пуньи (это в свою очередь ведёт к более благоприятным условиям и качествам тела следующего рождения), богатства и так далее. В случае активности власти есть такие разновидности, как: подчинение правителей, населения определённых областей или же их призыв/притягивание. В случае гневной активности (абхичаруки) есть такие разновидности, как: убийство, изгнание, рассеивание, паралич.

Что какасется "12 главных активностей" цикла Чакрасамвары:

"Использование власти, притягивание/призыв, рассеивание, убийство, изгнание, создание препятствий, паралич, онемение и втыкание килы, онемение посредством кражи энергии речи (и подобным образом оглушение и ослепление), делание стерильным в репродукции/детородности, изменение собственной формы - это 12 главных активностей".
Умировотворяющая активность упоминается ранее в тексте и является двенадцатой.

Делание немым и тому подобное считается разновидностями активности "повреждения органов чувств". Существет широкий спектр просветлённыx активностей. Тантра "Ваджрадака", например, говорит о более чем сотне ступеней активности.

1. Малые сиддхи

"Восемь малых сиддх, - это пилюли, мази для глаз, видение того, что в земле, меч, наслаждение пространством (кхечари), невидимость, бессмертие и лечение болезней.
Альтернативное перечисление: меч, глазные мази, пилюли, мази для ног, алхимические силы, магические сандалии (падуки), ртуть и видение под землёй" - Джамгон Конгтрул.

Если те, кто достигли последних уровней "пути накопления" и решили кратковременно приложить усилия к обретению малых сиддхи, посредством демонстрации "поведения", когда они достигли медитативной "теплоты", то они могут без труда стать видьядхарами, опирающимися на материальные средства.

"Ваджра Панджара тантра" говорит в этом смысле также о видьядхарах, правителях миров,
или призывающих молодых святых женщин, которые приносят наслаждение и реализуют ваджрные состояния духовных достижений.

Данная цитата подразумевает следующее.

Посредством применения "мазей для глаз" обретается спсобность ясновидения в трёх мирах.

Применяя "мази для ног", обретается способность быстрого перемещения бегом.

Посредством размахивания магическим мечём, получаемым из языка роланга, обретается способность к полёту.

Hаходя клады или минералы под землёй, удовлетворяются нужды существ.

Посредством помещения пилюль в рот обретается невидимость или же изменение формы подобно якшам.

Намазывание субстанцией лба также может даровать невидимость.

"Долголетие, соперничающее с Солнцем и Луной" подразумевает и превращение тела в подобное 16-летним.

"Aлхимические силы" подразумевают способность трансмутировать металлы, такие как железо или медь, в золото.

Вышеперечисленмные силы также именуются "алхимические силы долголетия, тела и богатства".

"Призывание молодых женщин" означает, что адепт реализовал практики якшини, которые способны даровать любые из восьмы сиддхи их призвавшему.

Глава о сиддхах в Kалачакра-тантре, помимо выше объяснённых сиддх, также упоминает следующие.

"Mагическая сила прикосновения" происходит от специальных субстанций, которые дают способность трансформировать обычные камни в золото и другие драгоценные материалы.

"Наиболее могущественная жизненная сила" относится к алхимическим субстанциям, которые даруют их вкусившему долголетие, сравнимое с сроком жизни Солнца и Луны, и другие блага.

"Насыщенный нектаром плод" относят также и к алхимическим силам, обретённым посредством духовных реализаций.

Перечисленное выше просто примеры.

Существуют видьядхары пяти семейств, обычного оружия и других ручных атрибутов. Видьядхары, которые используют как ваханы (средства передвижения): лебедей, гаруд, быков или тигров.

Существуют видьядхары богатства, которые наслаждаются "восемью атрибутами царственности", которые есть в ритуале подношения внешней мандалы в нёндро.

Существуют те, кто способен оживлять трупы; способные подчинять дэвов, асуров, нагов и якшей, ракшасов и других существ себе в услужение.

Существуют правители миров, способные подчинить Cарасвати, дочь Брахмы, в своё услужение.

Кратко, все эти разновидности подразделяют на видьядхар матриальных средств (как инструментов, например, меч или пилюли), видьядхар физического тела и видьядхар богатств.

Продолжение следует...

Сиддхи - чудесные мистические силы, сверхъестественные способности. О восьми великих сиддхах (ашта-сиддхи) говорится в таких текстах, как «Йога-таттва упанишада», «Йога-сутра» Махариши Патанджали, «Йога бхашья» риши Вьясы, «Йога-бхашья-виварана» Шанкары Бхагаватпады, «Таттва вайшаради» Вачаспати Мишры, «Мани-прабха» Рамананды Яти, «Тирумантирам» риши Тирумулара, «Тирумандира Джнянам» риши Боганатара и в других.

В «Уддхава Гите» (глава 5, шлоки 4-8) упоминается о двадцати трех сиддхах, о шестидесяти четырех сиддхах говорят риши Тирумулар («Тирумантирам», 631, 1426), риши Агастьяр в «Агастьяр Джняна кавийям», риши Боганатар в «Богар Карпам» (337), Рамалинга Свамигал в «Тируварутпа» (6-й тирумурай, 81), в «Йога-сутре» Махариши Патанджали говорится о шестидесяти восьми сиддхах.
Си́ддхи (санскр. सिद्धिः) — сверхъестественные силы, способность творить чудеса.
Сиддхи - мистические способности, проявляющиеся у человека в ходе духовного развития.
В Бхагават-гите Вьясадева дает секретарю сына, Санджайе, способность видеть на расстоянии, не утомляясь и не испытывая ни голода, ни жажды и слышать все диалоги, знать все мысли, которые возникают у воинов на поле боя Курукшетра.

Такое явление называется гуру-сиддха , ученик передает слова своего учителя без искажений. Эта сиддха приводит к тому, что сердце слушающего начинает меняться. Сам изначальный звук проникает в тело говорящего через Аджна-чакру и выходит через звук. В мантра-шастре говориться что, состояния гуру-сиддха можно достигнуть через мантра-сидху (совершенство в определенной мантре или мантре панчаратрики), повторив ее одну тысячу раз, умноженную на количество слогов в этой мантре. Например, вы достигнете совершенства в восемнадцатислоговой Гопала-мантре, - повторив ее 18000 раз; в двадцатичетырехслоговой Кама-гайатри, - повторив ее 24,000 раз и т.д. Харе Кришна маха-мантра не зависит от этого правила, так как даже один раз прочитав только Харе Кришна можно обрести высочайшее совершенство любви к Богу .
Достичь мантра-сиддхи значит, что человек обретает совершенство в определенной мантре и быстро получает блага или плоды этой мантры. В основном “сиддхи” означает достижение того, что предлагает мантра. Например, Хануман мантра-сиддхи дает даршан Ханумана и такие благословения как сила. В Брахманда Пуране приводится другой пример мантра-сиддхи: “Повторение Нрисимха Кавачи 32000 раз с чистым сердцем дарует самое благоприятное из всех благоприятных вещей. Материальное наслаждение и освобождение считаются уже доступными такой личности”. Сам Господь Брахма достиг совершенства мантра-сиддхи, прочитав Гопала-мантру тысячи раз, далее, в трансе медитации, Брахма увидел Господа Говинду и духовный мир Голока Вриндаваны.
«Восемь сиддх
Возможность становиться маленьким как атом;
возможность становиться большим как космос;
возможность становиться тяжелым как гора;
возможность становиться легким как воздух;
возможность принимать любой облик
и входить в различные тела живых существ;
возможность становиться невидимым
и проходить через различные преграды;
возможность обладать
мастерством высшего знания,
понимая каждое живое существо, зная о нем все;
возможность пребывать вечно молодым,
сияющим как огонь, не зная старения и времени.
Это восемь великих сиддх».
Риши Тирумулар, «Тирумантирам» (тантра III, 649)
Хотя описание восьми великих сиддх варьируется от школы к школе, в основном говорится о следующих способностях:
1. Анима - способность уменьшаться до размеров атома. С помощью этой силы йогин может уменьшать размер и вес своего тела.
2. Махима - способность увеличивать тело до огромных размеров.
3. Гарима - способность стать тяжелым и твердым как гора.
4. Лагхима - дает легкость телу, делая его подобным перышку, и способность парить в воздухе и передвигаться по небу.
5. Прапти - получать желаемое. Сила увеличивать все по желанию (к примеру, накормить сотню людей одной чашкой риса), предсказывать будущее, читать мысли, понимать языки других людей, зверей, птиц; исцелять от любых болезней. Исполнение того, что йогин хочет, например, достичь луны и солнца.
6. Пракамья - сила притягивать удаленные предметы, исполнение любых желаний. Также это способность долго находиться под водой, быть невидимым, входить в тело другого (паракайя-правеша), оставаться молодым как угодно долго.
7. Ишитва - создавать что-либо необычное или разрушать одним усилием воли, влияние на материальные и нематериальные объекты, господство над весом, обретение божественной силы возвращения ушедших из жизни;
8. Вашитва - управлять всеми материальными элементами, влияние на умы существ, творение силой ума, к примеру, укрощение и управление дикими зверями. Способность подчинять других людей, духов, стихии природы.
Второстепенные сиддхи:
анурмиматтвам - невосприимчивость к голоду, жажде и т.д.;
дурашравана - возможность слышать на очень далеком расстоянии;
дурадаршанам - возможность видеть на очень далеком расстоянии;
маноджавах - передвигаться со скоростью света;
паракайаправешанам - внедряться в тела других живых существ;
сваччханда мритйу - способность умереть по своему желанию;
деванам сахакридадаршанам быть очевидцем игр полубогов и апсар;
санкалпа самсиддхи - максимально использовать свою решимость;
апратихатагатих - беспрепятственно повелевать другими;
камарупам - принимать любую желаемую форму;
акаша-прадип - возможность греться от любого источника тепла, удаленного на любое расстояние.
Это основные из второстепенных сиддх, на деле разновидностей мистических сил насчитывают несколько десятков.
Но самая значительная сиддха называется СИДДХА-ЛАЛАСА - стремление к духовному совершенству. Она открывает и все остальные сиддхи.
Приведем пример проявления сиддх, известный практически всем. Иисус продемонстрировал некоторые мистические силы, необычайные для Запада, но хорошо известные йогам в Индии. В Евангелиях сообщается, что Иисус ходил по воде - йоги также обладали способностью (лагхима-сиддхи ) становиться легче воздуха и, ходить по воде.

Иисус умножал хлеб и рыбу - йоги тоже могли умножать свой собственный образ, (камавасайита-сиддхи ) и переносить возможные предметы, включая хлеб и рыбу, с далекого расстояния (прапт - сиддхи ).

Далее, Иисус исчез из гроба, придавленного огромным валуном - йоги тоже способны были уменьшаться до самых маленьких размеров (анима-сиддхи ), чтобы спастись от демонов.Эти чудеса не были редкостью в ведической культуре , и чудеса, явленные Иисусом, слишком похожи на чудеса индийских йогов, чтобы считать это случайным совпадением.
Положение, в котором находится живое существо, связано также с его сенсорными возможностями. Любой человек, который находится в материальном мире, некогда обладал и может обладать восьмью основными мистическими совершенствами. Что такое мистические совершенства? Это, как мы говорим, сенсорные, экстрасенсорные совершенства: гипноз, телепатия, знать прошлое, настоящее, будущее и т. п. Есть разные способности. Например, по предмету можно узнать всю судьбу человека, по фотографии вылечить или, наоборот, убить. Есть разные возможности, и все это реальность. Они действуют. Сейчас в США рассматривают проект закона об астральном преступлении, то есть, в уголовном порядке будут наказываться люди, которые заказывают кого-то астральным киллерам. Можно, в самом деле, на астральном плане убить любого человека. Поскольку люди лишены знания о том, что есть другие миры, другие проекции, через которые можно воздействовать, то они даже не знают, от чего умирает человек и что его можно убить на астральном плане. Нанимается киллер, платятся деньги, на астральном плане он приходит во сне и убивает человека. Никакого состава преступления на материальном уровне. Просто у человека во сне остановилось сердце. Американцы в своих научных исследованиях полностью это подтвердили и, более того, даже решили ввести в уголовный кодекс статью за это. Есть специалисты, которые разбираются в том, как найти таких преступников. Они тоже обладают определенными способностями.
Итак, есть 8 основных мистических совершенств, 12 подчиненных, всего около 94 мистических совершенств. Откуда такое их разнообразие? Все они являются нейтральными, добродетельными или негативными. 94 мистических совершенства имеют демоны. Они обладают всеми ими, но не употребляют никогда эти совершенства на благо, а только во вред. Демоны, или асуры, являются олицетворением зла в материальном мире, а суры, полубоги, являются олицетворением добра. Между сурами и асурами происходит вечная война. Асур на санскрите означает материалист. Асур - это и есть демон. Безбожие - это основное качество асура. Он пытается достичь всяких мистических совершенств, не принимая Бога. Такова асурическая природа.
Истинный святой (сиддха, садху) не совершает актов психического насилия над живыми существами , если это не вызвано необходимостью защиты от агрессивных сил. Если же сиддха и проявляет такие сверхспособности как "обворожение" (мохана, акаршана ), удержание под собственным контролем (вашитва ) и т.п., то, во-первых, он почти никогда не стремится к известности таких действий, а наоборот, держит это в тайне от непосвященных. Сиддха находится во внутреннем состоянии покоя и лишен каких-либо амбициозных или тщеславных побуждений. Во-вторых, сиддха владеет ключом от двери освобождения, и все его тело пропитано нектаром высшего состояния, ибо он уже искупался в священных водах бессмертия, океане сат-чит-ананда , поэтому те, на кого он воздействует тем или иным образом, действительно получают несомненное благо, то есть реально приближаются к объективному высшему состоянию.
Индивидуальная душа (джива ) по своей природе свободна, блаженна, не ограничена ничем и обладает полнотой сиддх. Только с помощью собственных усилий, при поддержке и наставлениях гуру и по милости Всевышнего можно вернуться в свое изначальное состояние, достичь раскрытия всех сиддх и получить наивысшее из них — состояние абсолютной свободы (мукти ), определяемое как вечное разумное блаженство (сат-чит-ананда ).

Сиддхи - чудесные мистические силы, сверхъестественные способности.

О восьми великих сиддхах (ашта-сиддхи) говорится в таких текстах, как «Йога-таттва упанишада», «Йога-сутра» Махариши Патанджали, «Йога бхашья» риши Вьясы, «Йога-бхашья-виварана» Шанкары Бхагаватпады, «Таттва вайшаради» Вачаспати Мишры, «Мани-прабха» Рамананды Яти, «Тирумантирам» риши Тирумулара, «Тирумандира Джнянам» риши Боганатара и в других.

В «Уддхава Гите» (глава 5, шлоки 4-8) упоминается о двадцати трех сиддхах, о шестидесяти четырех сиддхах говорят риши Тирумулар («Тирумантирам», 631, 1426), риши Агастьяр в «Агастьяр Джняна кавийям», риши Боганатар в «Богар Карпам» (337), Рамалинга Свамигал в «Тируварутпа» (6-й тирумурай, 81), в «Йога-сутре» Махариши Патанджали говорится о шестидесяти восьми сиддхах.

«Восемь сиддх

Возможность становиться маленьким как атом;

возможность становиться большим как космос;

возможность становиться тяжелым как гора;

возможность становиться легким как воздух;

возможность принимать любой облик

и входить в различные тела живых существ;

возможность становиться невидимым

и проходить через различные преграды;

возможность обладать

мастерством высшего знания,

понимая каждое живое существо, зная о нем все;

возможность пребывать вечно молодым,

сияющим как огонь, не зная старения и времени.

Это восемь великих сиддх ».

Риши Тирумулар, «Тирумантирам» (тантра III, 649)

«В теле земном восемь сил можно обрести -

каковы же их имена?

Две из них обозначаются так: анима и махима.

Также нейтральные гарима и лагхима,

Восхитительные пракамья, прапати и ишитва,

Вечно желанная вашитва - вот имена восьми сил.

Это - силы богов, в адхарах обитающих,

Сокрытых сладкозвучием их лепестков ».

Риши Боганатар, «Тирумандира Джнянам» (3-4)

Хотя описание восьми великих сиддх варьируется от школы к школе, в основном говорится о следующих способностях:

Анима - способность уменьшаться до размеров атома. С помощью этой силы йогин может уменьшать размер и вес своего тела.

Махима - способность увеличивать тело до огромных размеров.

Гарима - способность стать тяжелым и твердым как гора.

Лагхима - дает легкость телу, делая его подобным перышку, и способность парить в воздухе и передвигаться по небу.

Прапти - сила увеличивать все по желанию (к примеру, накормить сотню людей одной чашкой риса), предсказывать будущее, читать мысли, понимать языки других людей, зверей, птиц; исцелять от любых болезней. Исполнение того, что йогин хочет, например, достичь луны и солнца.

Пракамья - сила притягивать удаленные предметы, исполнение любых желаний. Также это способность долго находиться под водой, быть невидимым, входить в тело другого (паракайя-правеша), оставаться молодым как угодно долго.

Ишитва - влияние на материальные и нематериальные объекты, господство над весом, обретение божественной силы возвращения ушедших из жизни;

Вашитва - влияние на умы существ, творение силой ума, к примеру, укрощение и управление дикими зверями. Способность подчинять других людей, духов, стихии природы.

Сиддхи контроля пяти элементов достигаются, когда внешние свойства элементов благодаря самьяме сливаются с внутренними качествами йогина, и различия внутреннего и внешнего устраняются. Слияние со стихиями нераздельно с учением Шат-чакра-йоги, относящимся к Шакти-янтре, и концентрацией на элементах и чакрах тонкого тела. Глубокое слияние с элементом (самьяма, т.е. медитативная погруженность, выполняемая йогином для достижения сиддхи, триада концентрация-медитация-самадхи) дарует йогину сиддхи влиять на погоду, климат и т.д.

Благодаря контролю над элементом земли в теле йогин обретает огромную силу, равную силе десяти тысяч божественных слонов - земных охранителей.

Благодаря совершенному контролю над элементом воды йогин обретает способность не гореть в огне и телесную гибкость.

Благодаря контролю над элементом огня, йогин достигает способности алхимически трансмутировать, материализовывать и заставлять исчезать любые предметы и субстанции. С элементом огня связаны сиддхи «самоходной кухни», поиска кладов и мирского богатства, а также потала-сиддхи (постоянное счастье), победа над болезнями и смертью, познание тонкого тела, способность покидать физическое тело по желанию и входить в тело другого, способность превращать металлы в золото, натирая их своими фекалиями или мочой, достигается способность испускать сияние и сжигать тело в момент смерти, не оставляя следов.

Благодаря контролю над элементом ветер достигается легкость тела, подобная вате, способность ходить по воде, левитация. Йогин может сидеть под водой, под землей, где нет доступа к воздуху, т.к. он может дышать с помощью тела, введя прану в сушумну. Также йогин может выводить тонкое тело из физического, покидать тело на несколько дней или даже на несколько лет.

Благодаря контролю элемента пространства достигаются способности летать, проникать сквозь любые препятствия и преграды, способность знать прошлое, будущее и настоящее, перемещаться в одно мгновение в любую точку вселенной (телепортация).

Совершенное овладение добродетелями Махавратам (Великого обета), описанными в «Йога-сутре» Махариши Патанджали, также может даровать сиддхи. К примеру, соблюдение ненасилия (ахимсы) создает миротворческую атмосферу вокруг йогина, нейтрализующую всякую враждебность, даже такую естественную, как между кошкой и мышью, или же, как говорится в текстах, между змеей и мангустом. Благодаря полной правдивости (сатья) слова йогина всегда оказываются истинными, а неворовство (астейя) безо всякого усилия приносит всевозможные сокровища. Нестяжательство (апариграха) открывает доступ к пониманию своего нынешнего и предыдущих рождений, а соблюдение целомудрия (брахмачарья) дает йогину огромную силу, наделяет его тело мощью и особой привлекательностью.

Согласно «Йога-шикха-упанишаде» (1.151-155) сиддхи бывают двух основных видов:

  • искусственные (кальпита-сиддхи),
  • естественные, спонтанные (акальпита-сиддхи, сахаджа-сиддхи).

Искусственные сиддхи возникают благодаря магическим камням, употреблению чудодейственных снадобий из трав (аушадхи), алхимических эликсиров (раса), тантрическим мантрам, ритуалам, которые подчиняют духов и ублажают богов (крийя), чародейству (джала). В «Йога-сутре» (4.1) Махариши Патанджали объясняет появление сиддхи благодаря соответствующей форме рождения (джанма), лекарственным снадобьям (аушадхи), чтению мантр, практике аскетизма (тапас) и йогическому экстазу (самадхи). В «Шива самхите» (III, 51-52) и «Гхеранда самхите» (V, 1-2) говорится о том, что практика пранаямы может даровать восемьдесят одну сверхспособность. «Йога таттва упанишада» (112-122) говорит об обретении сиддх с помощью использования определенных жестов (мудр).

Искусственные сиддхи проявляют сансарные боги, некоторые йоги-сиддхи, маги, шаманы и духи. Они не являются подлинной реализацией, хотя могут помочь на духовном пути.

Также к искусственным сиддхам относятся пракрита-сиддхи, возникающие благодаря опоре на внешние материальные элементы и устройства. Пракрита-сиддхи проявляют обычные люди и асуры.

Естественные сиддхи возникают из познания Всевышней Сущности - недвойственной природы Ума. Такое познание возникает в результате проникновения в естественную сущность «Я» (сахаджа-таттву). Обретение подобных сиддх приходит как результат интеграции сознания йогина с глобальными вселенскими силами, они основаны на пребывании в состоянии единства со Всевышним Источником, реализации состояний «единого вкуса» и «чистого видения». Их проявляют боги-творцы, риши и махасиддхи.

Для практикующего йогина сиддхи представляют огромную ценность, потому что они указывают на наличие процесса полного освобождения от законов природы и кармической предопределенности и разрушение структур обыденного восприятия. Сиддхи выражают качество мистического опыта, испытанного йогином, а их реальное переживание состоит во внутреннем преображении, состоянии единения со Всевышним Источником.

Однако чтобы правильно использовать сиддхи, йогин должен иметь состояние ума, направленное на помощь всем живым существам. Само по себе обретение сиддхи не является самоцелью. Оно лишь проявление, цветение чистых энергий реализованного йогина и подобно украшению естественного состояния. Многие святые рекомендуют остерегаться погони за сиддхами, чтобы они не заслонили основную цель.

Святой Рамалинга Свамигал в «Тируварутпа» говорит о приобретении сиддх, как о детской игре. Тамильский сиддх Паттинатар называет сиддхи «горьким сахарным тростником».

«Освобождение достигается только Знанием (джняна). Другими силами (сиддхи) такой плод недостижим. Однако стремящиеся очаровываются вредоносными мирскими радостями и чудотворными силами (сиддхи) и страстно ищут их ».

«Девикалоттара» (80)

Вся третья глава «Йога-сутр», называемая «Вибхути-пада», посвящена перечислению различных сверхспособностей, именуемых Махариши Патанджали сиддхи или вибхути. Однако затем Патанджали (3.37) говорит о том, что эти способности - только побочный продукт созерцательной практики йогина, и представляются достижениями лишь с точки зрения эгоистичного сознания, но являются препятствием в состоянии самадхи, когда стремление к Освобождению может потерять свою актуальность.

«Самадхи важнее, чем сиддхи

Многие йоги, которые стремятся к самадхи

ради восьми сиддх, имеют мало мудрости,

потому что высшее самадхи и сиддхи -

это полное слияние с Богом на всех уровнях.

Сиддхи не являются высшей целью практики

Тот, кто достиг восьми сиддх, не является сиддхом.

Лишь тот, кто достиг Божественного,

вошел в мир Шива-локи и стал един с Богом,

только такой практик является сиддхом.

Ему восемь сиддх открываются

в процессе практики спонтанно ».

Риши Тирумулар, «Тирумантирам» (тантра III (631, 671))

Согласно учению Лайя-йоги, йогин в первую очередь пытается добиться максимального погружения в созерцание естественного состояния. Когда такое созерцание глубоко, оно обретает силу и может двигать ветры в каналах, растворяя элементы в чакрах. Великой задачей практика Лайя-йоги является соединение праны и ума. Такое воссоединение именуется «сиддхи единства праны и ума». Оно достигается, когда прана входит в центральный канал и йогин обретает способность управлять ею силой только осознавания. Такое созерцание, соединенное с праной благодаря искусным методам Лайя-йоги (в особенности Джьоти-йоги), на высших стадиях реализации за одну жизнь приводит к достижению Радужного тела Света и всех восьми главных сиддхи.

«Вселенная бесконечна и безначальна». Настроение Вималананды располагало его к разговору, и времени у нас было предостаточно. «Если ты искренен и упорно трудишься, ты в конце концов достигнешь постоянного осознания того, что ты - Вселенская Душа, Единое, Атман или Брахман. Тогда ты можешь сказать себе с чистой совестью: «Ахам Брахмасми, я - Брахман». Наше смертное сознание имеет три нормальных состояния: бодрствование, сновидение и глубокий сон. Турья - это состояние, находящееся вне этой классификации. В турье ты постоянно осознаёшь, что ты - Брахман, Абсолютная Реальность, и что всё есть Брахман. Но это только начало.

«Хотя ты и знаешь, что ты - Брахман, ты не можешь делать всё, что может Брахман. Ты не можешь творить, сохранять и уничтожать вселенные. Прекрасно осознавать, что ты - Брахман, однако существует огромная разница между воображаемым творением своей собственной вселенной и реальной способностью осуществить это. Мы ограничены той вселенной, в которой мы живём, но риши может создать столько вселенных, сколько на небе звёзд. Различие между нами и риши заключается в силе воли.

«Знание, что ты - Брахман, является джнаной, обычным духовным знанием. Когда достигается полное знание Брахмана, не остаётся ни капли Эго. Различение, сомнение, стремление - всё пропадает. Это нирвикальпа-самадхи.

Достигнув нирвикальпа-самадхи, можно удовольствоваться тем, что достиг Абсолюта, однако особой радости в этом нет, ибо здесь пусто: нет ни сока, ни расы. Откуда возьмётся радость, если всё - наблюдаемое, наблюдатель и наблюдение - перестало существовать? Джнана хороша, но виджняна, особое знание, гораздо лучше. Когда ты достигаешь состояния виджняны, ты понимаешь: «О, за сценой есть кто-то, кто ведёт игру и направляет всех остальных». И в этот момент ты становишься сиддхом. Только выйдя за пределы турьи, можно узнать и понять сиддхов.

«Сиддх - это тот, кто возвращается из нирвикальпа-самадхи, чтобы совершенствовать свою виджняну. Вот как это происходит: из состояния невежества, в котором ты обладаешь качествами, ты переходишь в лишённое качеств состояние джнаны, а затем опять в ограниченное состояние, но с одним отличием. Сравни это состояние с пребыванием в материнской утробе, из которой тебе снова и снова приходится появляться на свет, с пребыванием у Неё на коленях, где ты можешь играть сколько угодно, а Она будет за тобой присматривать. Как бы то ни было, проявившись в миру, ты сосуществуешь с Майей, но пребывание в самсаре сильно отличается от пребывания на её вершине. Сиддх действительно испытывает радость и печаль, а также другие пары противоположностей, но не так, как раньше.

«И сиддх, и обычный человек плачут, когда они посещают смашан, который служит истинным храмом Бога, местом Бесконечной Реальности. Обычный человек плачет слезами страдания, поскольку он страдает от разлуки. Ему кажется, что он потерял нечто, ранее ему принадлежавшее. Сиддх плачет слезами радости, поскольку он понимает игру Махакалы, Повелителя Времени. Махакала никак не влияет на сиддха, который вышел за пределы времени, пространства и причинности. Сиддх безмятежно наслаждается игрой Природы как посторонний наблюдатель.

«В наши дни любой, кто получает чуть-чуть сиддхи, становится «сиддхом». Такие люди кружат головы легковерным и обманывают самих себя. Они готовы на всё, чтобы получить немного сиддхи, и больше их ничего не интересует. В Кали-юге многие стремятся к сиддхи, к сверхъестественным способностям, но мало кто стремится к Богу. Существует множество сверхъестественных сил, и многими из них довольно легко овладеть. Одна из самых доступных - подчинение змей. Ею можно овладеть в один день. Так поступил наш друг Чоту. Он больше не даёт представлений, но раньше, ради забавы, он подходил к кобре или крайту (ядовитой змее), брал её и вешал себе на шею, как если бы он был Шивой, и она не осмеливалась ничего ему сделать. Даже когда он засовывал палец ей в пасть, ничего не

случалось.

«У вас, на Западе, конечно, тоже есть сиддхи. Вы достигли огромных технологических успехов за очень короткий период времени. Вы научились видеть и слышать на огромных расстояниях, летать по воздуху, использовать энергию атома. Всё это сверхъестественные силы. Вы провели исследования и продемонстрировали итог. Вы правомочно настаиваете на том, чтобы увидеть результаты наших исследований, прежде чем вы поверите в то, что мы говорим.

Однако дело в том, что все ваши достижения находятся вне пределов тела. Всё это безделушки, внешние вещи, которые всегда могут потеряться или сломаться. Здесь, в Индии, мы обратили своё внимание вовнутрь, и те результаты, которых мы достигли, никогда не могут быть утеряны или разрушены. В этом заключается огромное различие между Индией и Западом.

« Большинство гуру советуют бежать от сиддх, как от чумы. И это правильно в том смысле, что к ним очень легко привязаться. Приобретение сиддхи - огромное достижение. Однако приобретая что-то, естественно, хочется похвастаться перед окружающими, хотя это и глупо, и опасно. Настоящая цель сиддх, пребывающих в тонком теле, заключается в том, чтобы достать кармы человека из его причинного тела, которое, по существу, служит просто складом карм, а после этого расплатиться по кармическим долгам. Тонкое тело - посредник между причинным и физическим телом. Оно подвержено гравитации в меньшей степени, нежели физическое тело, поэтому, когда оно освобождается от хватки физического тела, оно может летать. Нет предела тем высотам, которых оно может

достигнуть. Однако его главная задача -- войти в причинное тело и вытащить хранящиеся там кармы.

«Достижение этого уровня ещё не делает тебя сиддхом. Довольно легко (конечно, в относительном смысле) научиться высвобождать своё астральное тело. Более значительным достижением является способность сидеть в одном месте и одновременно поддерживать сознание во множестве других мест и во множестве других плоскостей бытия. Но даже это не делает тебя сиддхом.

«Придётся долго и упорно искать, прежде чем ты найдёшь настоящего сиддха. Сиддхом не станешь за два дня. Для этого не годятся заочные курсы, почтой высылающие диплом. Нет, ты должен отработать всё буквально на своей заднице, сидя и медитируя или сидя и выполняя ритуалы до конца своих дней.

«И даже после такой напряжённой аскезы тебе придётся пройти испытание. Естественно, что испытание на принадлежность к сиддхам очень сурово. Я знаю махапурушу в Гирнаре, который отвечает за испытание садху. Он мог прийти к садху в любой форме. Испытание занимало всего одну или две минуты. Если садху проходил его - замечательно. Если нет, ему обрезали волосы, и он покидал Гирнар. Проваливаются 99,5 процента. Пятисотлетние, тысячелетние и даже пятитысячелетние садху не могли пройти испытание. Поэтому стать сиддхом - задача не шуточная».

У Вималананды было специальное слово «махапуруша», буквально означающее «великая душа», которое он прилагал к любому существу, ставшему бессмертным в результате садханы. Риши, муни, натхи и сиддхи - все они махапуруши.

«Но дело это стоящее. Стать сиддхом - уникальное достижение, поскольку ты оказываешься вне Элементов и можешь играть с ними, как тебе заблагорассудится. Сиддх не имеет физических ограничений. Ты становишься бессмертным, а это означает, что ты обладаешь эфирной природой. Однако по пожеланию ты можешь материализовать для себя физическое тело и передвигаться в нём с места на место. Такое тело по своей плотности ничем не отличается от любого другого. Окончив то, что наметил, ты просто дематериализуешься - всё очень просто. Каждый Элемент возвращается к своему источнику: Земля к Земле, Вода к Воде и т. д.

«Однажды один сиддх любезно продемонстрировал мне это. Он сидел передо мной, и вдруг, в течение нескольких секунд, на земле, в том месте, где он находился, оказалась горстка какого-то твёрдого вещества, лужица воды и тёплый ветерок. Дабы убедить себя, я протянул палец и потрогал воду - она была настоящей. Побыв несколько минут в бестелесном состоянии, он вновь проявился. Однако его рука треснула, и кое-где недоставало плоти. Когда я спросил его об этом, он ответил: «А ты не забрал немного воды?» Тогда я всё понял. Но даже это всего лишь

начало. Я знаю махапурушу, который наделён таким совершенным знанием Элемента Земли, что стоит ему лишь слегка взъерошить рукой свои кудри, как земля вздрагивает, а в океане поднимаются огромные волны.

«Простые смертные не могут понять, как играют сиддхи. Иногда, если ему заблагорассудится, сиддх может снять свою голову и идти, держа её в руках. Люди бывают так поражены, увидев это, что бегут вслед за ним, чтобы выяснить, что же происходит. Если они чересчур шумят, он снова ставит её на плечи, словно ничего не случилось.

Останавливаясь на время в каком-то месте, он быстро становится знаменитым. Тогда, чтобы не попасть в ловушку и не взваливать на себя чужую работу, он разлагает своё тело, и никто не может его найти.

«Сиддхи слишком далеки для большинства людей. Если сиддх не захочет встретиться с тобой, тебе никогда не удастся встретиться с ним, это просто невозможно. Кроме того, если тебе удастся встретиться с сиддхом, будешь ли ты знать, как реагировать? Есть только два способа реагировать на нечто, что тебе неизвестно. Либо ты поступаешь, как большинство людей, и определяешь эту вещь согласно тем старым представлениям, которыми тебя наделили твои родственники, друзья, учителя, священники и прочие. Либо ты воспринимаешь это новым, невербальным способом. Если нечто действительно ново для тебя, как же ты сможешь описать его словесно, если для него не существует слов? Например, ты можешь описать вкус сахара?»

«Ну, допустим, сладкий...»

«Да, но это ничего не описывает. «Сладкое» лишь можно попробовать на вкус, оно не может быть описано словами.

Можно слышать о «сладком» всю жизнь, но, пока не попробуешь сахар, никогда по-настоящему не узнаешь, что такое сладость.

«Слова дают общее представление о вещах, однако опыт нельзя заменить словами. Словесные описания вторичны, они не годятся для джняни, который хочет ощутить Реальность. Зачем же они нужны сиддху, который тремя ступенями выше?

«Сиддхам доступны вещи, которые большинство людей не могут себе вообразить даже после миллионов перерождений.

Вот лишь один пример: древний праздник омовения под названием Кумбха Мела, «Праздник Горшка», который устраивается раз в три года, поочерёдно в Хардваре, Праяге (Аллахабад), Насике и Уджайне, когда звёзды образуют в небе определённые сочетания. Считается, что омовение в соответствующей священной реке в эти определённые периоды времени наделяет тебя каплей амриты из небесного горшка с нектаром.

«Самый важный из этих праздников устраивается в Праяге, в местечке, называемом Тривени-Сангам, где сходятся три реки: Ганга, Ямуна и невидимая Сарасвати. Сарасвати скрыта, поскольку здесь она символизирует Сушумну, важнейшую из нади, которая выносит Кундалини к Непроявленному. Путь Сушумны скрыт в теле так же, как и русло реки Сарасвати скрыто в Земле.

Вы хотели сшить себе одежду из радуги;
Это невозможно!
Радуга, хоть и видна всем,
Не имеет материальной субстанции.
Взглянув на меня сейчас,
Вы можете в этом убедиться.
Вот я, летящая над вашей головой!
Как як, что тяжело работал, вспахивая поле,
Теперь я показываю вам борозду, плод моего труда.
Я могу парить, как орёл.
Я могу стремглав бросаться с высоты, как коршун.
Мало кто из людей умеет летать,
Только Миларепа и я.
Поэтому, воины, не утяжеляйте своей кармы.

История жизни Нангсы Обум

В теле земном восемь сил можно обрести -
каковы же их имена?
Две из них обозначаются так: анима и махима.
Также нейтральные гарима и лагхима,
Восхитительные пракамья, прапати и ишитва,
Вечно желанная вашитва - вот имена восьми сил.
Это - силы богов, в адхарах обитающих,
Сокрытых сладкозвучием их лепестков.

Риши Боганатар, «Тирумандира Джнянам» (3-4)

Что такое Сиддхи

С иддхи - это чудесные мистические силы, сверхъестественные способности. Другими словами, это такие способности, которые недоступны сейчас большинству людей. Во многих текстах мы находим упоминания о чудесах, которые творили практики, достигшие высокой духовной реализации. Такие упоминания есть как в йогических источниках, так и в православной традиции, и, наверняка, в остальных древних школах мира, где предлагаются искусные инструменты по самосовершенствованию. Более того, периодически мы слышим о людях, которые совершают недоступные большинству действия и в наше время, например: буддистские ламы, которые предсказывают дату своей смерти и не подвергаются процессу разложения после своего ухода из жизни, православные святые, чьи мощи обладают благословляющей силой и через множество лет после их смерти. А также в наше время есть индийские йоги, останавливающие своё сердце и регулирующие температуру тела. И более простые сиддхи демонстрируют простые обычные йоги, к которым мы иногда можем сходить на лекцию: ведь они меньше болеют физически и страдают эмоционально, чем большинство людей, а это тоже немало.

Но давайте в начале поговорим об ашта-сиддхах – традиционных мощных сверхспособностях, описываемых в различных источниках.

Сиддхи: классификация. Ашта-сиддхи

О восьми великих сиддхах говорится в таких текстах, как «Йога таттва упанишада», «Йога-сутры» Махариши Патанджали, «Вьяса-бхашья» риши Вьясы, «Йога-бхашья-виварана» Шанкары Бхагаватпады, «Таттва вайшаради» Вачаспати Мишры, «Мани-прабха» Рамананды Яти, «Тирумантирам» риши Тирумулара, «Тирумандира Джнянам» риши Боганатара и других.

Восемь сверхспособностей, приобретаемых практиком на пути, по-разному описываются в разных школах, но можно выделить основные:

  1. Анима - способность йогина уменьшаться до размеров атома или просто влиять на размер и вес своего тела.
  2. Махима - способность увеличивать тело до огромных размеров.
  3. Гарима - способность стать тяжёлым и твёрдым, подобно горе.
  4. Лагхима - способность обрести лёгкость и парить в воздухе и передвигаться по небу.
  5. Прапти - сила увеличивать любые объекты по желанию (к примеру, накормить сотню людей одной чашкой риса), предсказывать будущее, читать мысли, понимать языки других людей, зверей, птиц, исцелять от любых болезней.
  6. Пракамья - сила притягивать удалённые предметы, исполнение любых желаний. Также это способность долго находиться под водой, быть невидимым, входить в тело другого (паракайя-правеша), оставаться молодым сколь угодно долго.
  7. Ишитва - влияние на материальные и нематериальные объекты, господство над весом, обретение божественной силы возвращения ушедших из жизни.
  8. Вашитва - влияние на умы существ, творение силой ума, к примеру укрощение и управление дикими зверями. Способность подчинять других людей, духов, стихии природы.

Один из самых авторитетных источников по йоге, «Йога-сутры» Патанджали, выделяет под описание сверхспособностей, достигаемых в ходе йогической практики, целый раздел. Дело в том, что обретение хотя бы одной чудодейственной способности указывает на то, что в своей практике садхака - йогин - движется по верному пути. Поэтому сиддхи так ценны на определённом этапе практики: они выполняют своего рода диагностическую роль, и потому о них нужно знать.

«Когда мысль и действие синхронизируются целиком и полностью, йогин освобождается от материальных ограничений времени и пространства, - пишет Патанджали. - Это генерирует сверхъестественные способности. Это вибхути - свойства йоги».

Итак, вибхути, выделяемые в йога-сутрах, таковы:

  • Он обретает знание прошлого и будущего.
  • Он понимает язык всех людей, птиц и животных.
  • Он ведает свои прошлые и будущие жизни.
  • Он читает в умах других.
  • Если необходимо, он может точно и подробно описать, о чём думают другие.
  • Он по желанию может становиться невидимым.
  • Он может подчинить себе чувства: слух, осязание, зрение, вкус и запах.
  • Интуитивно или по приметам он постигает точное время своей смерти.
  • Он дружествен и сострадателен ко всем.
  • Он обретает силу слона и грациозность пантеры.
  • Он чётко видит любой объект, будь он близок или далёк, груб или тонок или вовсе сокрыт.
  • Он постиг принцип солнечной системы.
  • Он постиг принцип лунной системы, а посему ему известно расположение галактик.
  • Он читает звёзды по Полярной звезде и предсказывает грядущие в мире события. Он постиг тело и его функции.
  • Он покоряет голод и жажду.
  • Он обездвиживает тело и ум, которые становятся словно черепаха.
  • Он способен зреть совершенных существ, учителей и мастеров.
  • Он способен воспринимать всё и вся.
  • Он постигает свойства сознания.
  • Постигнув свойства сознания, он использует их, дабы зажечь огонь души.
  • Благодаря просветлённой душе он обретает божественные способности, которые находятся за пределами обычных чувств.
  • Он способен сознательно покидать своё тело и произвольно входить в тело другого.
  • Он ходит по воде, не тонет в болотах и не боится терний.
  • Он созидает огонь.
  • Он слышит отдалённые звуки.
  • Он левитирует (парит над землёй).
  • Он избавляется от страданий и часто живёт вне тела.
  • Он обретает контроль над составляющими природы, её качествами и функциями.
  • Он обретает господство над элементами и их соответствиями.
  • Он хозяин великолепного тела - грациозного, сильного, хорошо сложенного.
  • Он обладает абсолютным контролем над чувствами и умом, а также над их связью с малым «Я», или сознанием «Я».
  • Он наделяет тело, чувства, ум, разум и сознание предельной остротой и быстродействием, настраивая их на один лад с самой своей душой.
  • Он обретает господство над всеми созданиями и над всяким знанием.

Неподготовленному читателю с логическим умом всё это может показаться слишком невероятным. Однако если взглянуть на материальную действительность с точки зрения философии йоги, то такие способности становятся более понятными.

Объяснение обретения сиддх с точки зрения философии йоги

С одной стороны, йога рассматривает всё мироздание как сотканное из трёх принципов, или гун: . Гуны также окрашивают наше сознание и наши действия в белый (саттва), серый (раджас) и чёрный (тамас) цвета. Благодаря йоге наши действия и разум избавляются от власти гун, и наше истинное Я всплывает из глубин на поверхность, чтобы познать собственную душу. Такое переживание кристально чисто и свободно от относительности действий и свойств природы. Это состояние чистоты и называется в йоге « » - освобождение. Таким образом, человеческое сознание, с этой точки зрения, представляет собой такую же комбинацию трёх принципов, гун, как и всё вокруг. Поэтому, подчинив себе своё сознание, можно сказать, что мы автоматически начинаем влиять на всё окружающее. Как в истории про заклинателя дождя.

«В одной деревне давно была засуха, и наконец жители заплатили немалые деньги, чтобы пригласить к себе заклинателя дождя. Вместе с ним напросилась толпа учёных, чтобы посмотреть, что он будет делать.

Заклинатель попросил себе отдельную хижину на краю деревни и три дня сидел в ней и занимался собой: медитировал, постился. В конце третьего дня с неба пролился обильный дождь.

Учёные были охвачены отчаяньем.

- Неужели ты и правда вызвал дождь? Каким же образом? - взмолились они.

- Дождь - могучая природная стихия, и как я, маленький человек, могу повелевать им, - в свою очередь недоумённо поглядел на них старик. - Всё, что я могу - это привести себя в гармоничное состояние, и тогда гармония распространяется на все явления вокруг».

А согласно аюрведическому воззрению, всё в мире, включая нас самих, можно разложить на пять элементов: элемент воды, огня, земли, воздуха и эфира. И если посмотреть на сиддхи с этой точки зрения, то они не что иное, как контроль элементов: сперва внутри себя и своего собственного тела и ума, а затем и всего вокруг. Другими словами, сиддхи контроля пяти элементов достигаются, когда внешние свойства элементов благодаря практике сливаются с внутренними качествами йогина, и различия внутреннего и внешнего устраняются.

Так, благодаря контролю над элементом земли в теле йогин обретает огромную силу, равную силе десяти тысяч божественных слонов - земных охранителей.

Благодаря совершенному контролю над элементом воды йогин обретает способность не гореть в огне и телесную гибкость.

Благодаря контролю над элементом огня йогин достигает способности алхимически трансмутировать, материализовывать и заставлять исчезать любые предметы и субстанции. С элементом огня связаны сиддхи «самоходной кухни», поиска кладов и мирского богатства, а также потала-сиддхи (постоянное счастье), победа над болезнями и смертью, познание тонкого тела, способность покидать физическое тело по желанию и входить в тело другого, способность превращать металлы в золото, натирая их своими фекалиями или мочой, достигается способность испускать сияние и сжигать тело в момент смерти, не оставляя следов.

Благодаря контролю над элементом ветра достигается лёгкость тела, подобная вате, способность ходить по воде, левитация. Йогин может сидеть под водой, под землёй, где нет доступа к воздуху, т. к. он может дышать с помощью тела, введя прану в сушумну. Также йогин может выводить тонкое тело из физического, покидать тело на несколько дней или даже на несколько лет.

Благодаря контролю элемента пространства достигаются способности летать, проникать сквозь любые препятствия и преграды, способность знать прошлое, будущее и настоящее, перемещаться в одно мгновение в любую точку Вселенной (телепортация).

Но мы с вами рассмотрели пока только один вариант приобретения сверхспособностей - это регулярную практику йоги, с которой развитие таких возможностей происходит само собой, как побочный эффект на пути к просветлению. Однако, помимо этого варианта, существуют и другие.

Сиддхи. Способы достижения

Согласно «Йога-шикха-упанишаде» (1.151–155) сиддхи бывают двух основных видов:

  • искусственные (кальпита-сиддхи),
  • естественные, спонтанные (акальпита-сиддхи, сахаджа-сиддхи).

Искусственные сиддхи возникают благодаря магическим камням, употреблению чудодейственных снадобий из трав (аушадхи), алхимических эликсиров (раса), тантрическим мантрам, ритуалам, которые подчиняют духов и ублажают богов (крийям), чародейству (джала). В «Йога-сутрах» (4.1) Патанджали также связывает появление сверхспособностей с соответствующей формой рождения (джанмой), лекарственными снадобьями (аушадхи), чтением мантр, практиками аскетизма (тапасом) и йогического экстаза (самадхи). В «Шива самхите» (III, 51–52) и «Гхеранда самхите» (V, 1–2) упоминается о практике пранаямы как о дающей 81 сверхспособность. «Йога таттва упанишада» (112–122) же повествует об обретении этих способностей с помощью использования определённых жестов (мудр).

Искусственные сиддхи проявляют сансарные боги, некоторые йоги-сиддхи, маги, шаманы и духи. Они не являются подлинной реализацией, хотя могут помочь на духовном пути.

Следует учитывать факт: чтобы правильно использовать сиддхи, йогин должен иметь состояние ума, направленное на помощь всем живым существам. Многие святые рекомендуют остерегаться погони за сиддхами, чтобы они не заслонили основную цель.

Святой Рамалинга Свамигал в «Тируварутпа» говорит о приобретении сиддх, как о детской игре. Тамильский сиддх Паттинатар называет сиддхи «горьким сахарным тростником».

«Освобождение достигается только Знанием (джняной). Другими силами (сиддхами) такой плод недостижим. Однако стремящиеся очаровываются вредоносными мирскими радостями и чудотворными силами (сиддхами) и страстно ищут их».

Cиддхи могут быть обретены также с помощью тапаса. В ведическом эпосе мы можем найти множество историй о том, как герои совершали серьёзные аскезы, лишая себя пищи и движения, и таким образом развивали внутри себя огонь тапаса. Боги обращали на них своё благосклонное внимание и даровали им то, ради чего они совершали аскезы. Однако аскезы, как и всё в этой материальной Вселенной, бывают в благости, в страсти и в невежестве, в одной из трёх гун; и если аскеза была выполнена в демонических целях, то, несмотря на временное обретение магических способностей, это не заканчивалось для просящего добром. Чем могут быть опасны сиддхи и как с ними правильно обращаться, мы обсудим ниже.

Сиддхи. Предостережение

Становясь рабом сверхъестественных способностей и используя их ради славы, йогин подрывает свою садхану. Это происходит потому, что практик, обрётший определённые способности и принявший их за окончательную цель, становится зависимым от них и подвергает себя страданиям, которые они несут вместе с собой.

Поэтому Патанджали призывает садхаку отрешиться от этих достижений - так он откроет для себя врата, ведущие к вечному блаженству. Только непривязанность способна уберечь от гордыни - самой опасной ловушки для тех, кто обретает силы.

Строгое следование предписаниям ямы и ниямы гарантирует, что садхака не превратится в пленника этих сил и не станет использовать их во вред.

В своих толкованиях мудрец Вьяса приводит примеры тех, кто поддался соблазну сиддхи, и тех, кто сохранил свободу. Нахуша принадлежал к смертным, но волею судеб стал повелевать небесами. Он не смог совладать с предоставленной ему властью, лишился милости богов и был сброшен на землю в облике змея. Урваши, прославленная небесная нимфа, дочь Нара-Нараяны (сына Дхармы и внука Брахмы), превратилась в лиану. Ахалья, поддавшись влечению чувств, была проклята Гаутамой и обратилась в камень. Среди тех, кто остался на верном пути, можно упомянуть быка Нанди, который достиг бога Шивы, и царя рыб Матсью, который стал Матсиендра-натхом - величайшим хатха-йогином на Земле.

Уступив соблазну сиддхи, садхака уподобляется тому, кто, спасаясь от ветра, попадает в ураган. Сопротивляясь искушению и строго следуя избранным путём, он познаёт кайвалью - неделимое, неразличимое, лишённое признаков существование.

И всё-таки, почему сиддхи могут увести нас в сторону?

Цель йоги, описанная в первой сутре «Йога-сутр» Патанджали - это остановка колебаний ума. Прежде всего йогину следует работать со своим сознанием, последовательно его очищая и возделывая путём йогических дисциплин. Колебания сознания необходимо преодолевать двумя способами, не пренебрегая ни одним из них: практикой, абхъясой и развитием беспристрастности, отрешённости, вайрагьи.

Абхъяса - это преданное, неуклонное, непрерывное и неустанное проникновение в выбранный предмет, которое не прекращается несмотря ни на что и продолжается в течение бесконечно длительного периода времени. Вайрагья - это акт отказа от всех чувственных удовольствий. В процессе возделывания сознания абхъяса укрепляет веру и способствует очищению, в то время как вайрагья устраняет любое препятствие на пути развития. Становясь мастерами вайрагьи, мы постепенно освобождаемся от плодов действий.

Б. К. С. Айенгар в своём толковании сутр сравнивает эти два принципа с крыльями птицы. Птица не может лететь с одним крылом. Так же и нам, чтобы воспарить, необходимы два крыла - крыло практики и крыло отрешённости.

Чтобы практика была полной, ученик должен обладать четырьмя качествами: преданностью, рвением, постоянной осознанностью и готовностью к длительному осуществлению практики. Воспитание отрешённости также предполагает четыре условия: отвлечение чувств от действия, избегание желаний, успокоение ума и освобождение от стремлений.

Таким образом, если мы увлекаемся полученными сверхспособностями, то лишаемся нарабатываемого годами спокойствия ума - главной ценности йогической практики.

Самые безопасные сиддхи

В Индии есть знаменитая история про двух братьев:

«Старший брат оставил дом и молился в лесу очень интенсивно. Через двенадцать лет он вернулся домой.

Младший брат был рад увидеть его и попросил: „Пожалуйста, покажи мне некоторые оккультные силы. Ты практиковал йогу двенадцать долгих лет, тогда как я вёл обычную жизнь. Покажи мне, чего ты достиг“. Старший сказал: „Пойдём со мной“.

Оба брата вышли из деревни и спустились к реке. На берегу реки старший брат сел и вошёл в глубокую медитацию. Через некоторое время он встал и пошёл через реку по поверхности воды.

Младший брат тут же позвал перевозчика, дал ему анну (мелкую монету) и быстро пересёк реку. Когда братья встретились, младший сказал: „Ты потратил двенадцать лет на то, что я могу сделать за пять минут? Это и есть результат твоих лет духовной дисциплины и суровой жизни? Стыд, стыд!“

Старший брат понял, что он глупо потратил время. Он опять ушёл из дома, чтобы в этот раз вдохновляться только Светом, Истиной и Богом».

Самореализация находится за пределами всяких сиддхи (сверхъестественных сил). Если вы просите Бога только о сиддхи, тогда это всё равно что стараться изо всех сил добраться до царского двора и попросить о нескольких ягодах крыжовника, когда вы собираетесь встретиться с царём.

Совершенное овладение добродетелями ямы и ниямы, описанными в «Йога-сутре» Патанджали, во-первых, помогает нам сделать свой процесс саморазвития безопасным, а во-вторых, также может даровать нам сиддхи.

  • Соблюдение ненасилия (ахимсы) создаёт миротворческую атмосферу вокруг йогина, нейтрализующую всякую враждебность, даже такую естественную, как между кошкой и мышью, или же, как говорится в текстах, между змеёй и мангустом.
  • Благодаря полной правдивости (сатье) слова йогина всегда оказываются истинными, что бы он ни произнёс.
  • Неворовство (астейя) безо всякого усилия приносит практику всевозможные сокровища.
  • Нестяжательство (апариграха) открывает ему доступ к пониманию своего нынешнего и предыдущих рождений.
  • Соблюдение целомудрия (брахмачарья) даёт йогину огромную силу, наделяет его тело мощью и особой привлекательностью.

Я думаю, что каждый из нас в своей жизни встречал людей, в присутствии которых воцарялась настолько мирная атмосфера, что, казалось, никакой конфликт не сможет туда просочиться (ахимса); или таких людей, к которым мы мгновенно проникались доверием, про каких говорят «человек слова» (сатья). И самое прекрасное, что мы сами можем однажды стать такими людьми - если будем твёрдо придерживаться правильной мотивации и упорно двигаться по пути саморазвития и помощи всем живым существам. И тогда, однажды, с нами случится описываемое в йога-сутрах состояние сознания: «Йогин совершает свои мирские дела, оставаясь невовлечённым и независимым свидетелем. Подобно кристаллу, его ум отражает собственную неискажённую форму. На этом этапе останавливаются процессы размышления и обдумывания, и йогин переживает освобождение. Он чист от желания, злобы, алчности, вожделения, гордыни и ненависти и познаёт мудрость. Эта проверенная мудрость несёт собой свет (ритамбхара праджня). Она приводит садхаку к добродетельной осознанности - дхарма-мегха-самадхи, которая низводит на него поток знания и мудрости. Ищущий погружается в кайвалью - негаснущий свет души, который озаряет не только его божественность, но и божественность тех, с кем он вступает в контакт».



  • Разделы сайта