Нельсон Пике. Он выигрывал шутя. Начало великой карьеры

Пике Нельсон (род. В 1953) - один из лучших бразильских автогонщиков класса "Формула-1". Трехкратный чемпион мира.

Нельсон Пике родился в 1953 г. в семье Клотильды Пике и доктора Эстасио Сото-Майор, который к моменту рождения сына около 10 лет проработал в парламенте и в министерстве здравоохранения. Отец Нельсона не был чуждым спорту. Более того, он лично тренировал национальную сборную по теннису и даже содержал частный корт.

Доктор Эстасио очень желал, чтобы его любимый сын Нельсон стал лучшим теннисистом Бразилии, и прилагал для этого все усилия. Но с самого детства Нельсона тянуло к другому - к автомобилям и гонкам. Он с нетерпением ждал того возраста, когда можно будет заниматься картингом. Воображение рисовало ему прекрасное будущее: чемпион на мировых автогонках. А пока ему требовался хоть какой-нибудь автомобиль. Таким образом, отец и сын стремились к совершенно разным целям.

Для того чтобы разрешить спорный вопрос о будущей судьбе Нельсона, отец и сын сделали так: в день пятнадцатилетия Нельсона они проведут теннисный матч и на основании его результатов решат, какой вид спорта изберет Нельсон. Если победит отец, то сын будет заниматься теннисом и бросит картинг, причем навсегда.

По свидетельству очевидцев, турнир, на котором присутствовала вся семья - мать донья Клотильда, братья Алексис и Джеральдо, а также сестра Дженуза, - продолжался целый день. В конце концов в результате упорной борьбы победил сын.

Итак, первая мечта Нельсона об открытой дороге в мир автогонок была им осуществлена. Однако в столь юном возрасте водительские права в Бразилии не выдаются, и потому родители отправили учиться сына в Калифорнию.

В США Нельсон довольно прилежно постигал разнообразные науки. Но в Америке он приобрел не только знания об окружающем мире, но и научился самостоятельно принимать решения. После нескольких лет учебы будущий знаменитый автогонщик возвратился в отчий дом, где его ждала трагическая весть - его брат Алексис разбился на мотоцикле.

Несмотря на это страшное событие и на то, что отец и мать категорически выступили против занятия сына автогонками, Нельсон решил сделать спортивную карьеру именно в этом виде спорта. Для начала он принял участие в чемпионате Бразилии по картингу совместно со своим другом Алексом Диашу Рибейро. Уже во втором сезоне в возрасте 19 лет Нельсон становится чемпионом страны в 155-кубовом классе. Это был первый триумф в нелегкой спортивной жизни будущей мировой звезды мотоспорта.

Следует заметить, что уже в то время он сменил свою фамилию Сото-Майор на более красивую и звучную - Пике, которая была девичьей фамилией его матери.

В 1972 г. за рулем "Камбер-Фольксвагена" он стал первым призером основанной "Фольксвагеном" бразильской серии гонок спортивных автомобилей. Но молодой спортсмен не остановился на достигнутом и в 1973 г. все на той же машине стал победителем в бразильской серии автогонок "Спорт-2000".

В дальнейшем его спортивная жизнь была омрачена чередой неудач: в 1974 и 1975 г.г. в бразильской серии гонок "Формула Супер Ви" у него много раз ломался автомобиль, из-за чего он проигрывал. Но честолюбивый гонщик не унывал, а продолжал упорно идти к своей заветной цели - мировому чемпионскому титулу. Для этого в 1975 г. он вместе с Рибейро участвовал в автогонке "Формула Атлантик".

И вот наконец долгожданный успех, хотя и не мирового масштаба, но все же... В 1976 г. Нельсон Пике стал чемпионом Бразилии, одержав в национальных автогонках шесть побед.

В 1977 и 1978 гг. Нельсон выступал в непростых, а порой и изнурительных автогонках класса "Форму-ла-3". С ним соревновались опытнейшие спортсмены всего мира. Но бразильский спортсмен быстро приобрел недостающие ему навыки и в 1977 г. завоевал третье призовое место, а в 1978 г. в Англии стал первым призером "Формулы-3".

На перспективного, подающего большие надежды молодого автогонщика обратили внимание менеджеры "Формулы-1", которые предложили ему пройти тест на автомашине этого класса. После этого он с блеском выступил в Хоккенхайме, мастерски управляя "Ensing-Ford" Mo Нанна. Однако здесь его поджидала крупная неудача: машина Нельсона преждевременно сошла с трассы.

Далее Пике три гонки провел на частном "Макла-рене", заняв при этом девятое место в Монце. Снова обратив на себя пристальное внимание профессионалов, он был приглашен Берни Экклстоуном в качестве напарника австрийского гонщика Ники Лауды для участия в автогонках "Брабхам-Альфа". А так как Лауда был к тому времени двукратным чемпионом мира, то молодой Пике многому научился у опытного автогонщика.

Так, постепенно, год за годом, под руководством Ники Лауды настойчивый бразилец становился настоящим профессионалом мирового класса в этом непростом виде спорта. Несколько раз Пике демонстрировал своему старшему партнеру, что может ездить быстрее и лучше его. Впрочем, такое происходило нечасто. Ведь в то время ни о какой командной борьбе никто даже и не думал. Однако Нельсон своей старательностью и упорством заслужил уважение Лауды, который считал Пике одним из лучших гонщиков в Европе. Так молодой автогонщик совершенствовал свое мастерство в "Формуле-1".

Но вот наступил 1979 г. Нельсон Пике находился на вершине своего спортивного мастерства, однако ему по-прежнему не везло. Дело в том, что в этом году у автомобилей, на которых выступал гонщик, случались частые поломки. Неполадки даже вынудили механиков команды заменить в конце сезона мотор Alfa-Romeo на Ford-Cosworth.

В результате указанных причин спортсмен смог финишировать только в трех гонках из 15 этапов. Таким образом, Пике завоевал только 3 очка и стал всего лишь 15-м.

Но спортсмен не падал духом и настойчиво стремился к победе; он знал, что все победы у него еще впереди. И он оказался прав! Всего через год, в 1980 г., Пике в Буэнос-Айресе занял второе место на "Брабхам-Косворт" ВТ49. Потом он сошел с трассы в Бразилии, но затем стал четвертым в Кьялами. А чуть позже наступил его звездный час! В гонках "Формулы-1", которые проходили в Лонг-Бич в 1980 г., он наконец-то победил и стал в первый раз чемпионом мирового уровня в данном классе.

После этого его спортивная карьера развивалась еще более стремительными темпами. В Монако он пришел третьим, потом в Брандс Хатче занял второе место вслед за Джонсом, а в Хоккенхайме финишировал четвертым. Второй раз Нельсон Пике стал первым призером в гонках "Формулы-3" на трассе Зандвоорта, а третий раз - на автодорогах в Монце.

А потом последовала неудача в Канаде, когда на "Уоткинс Глене" он немного ошибся. Но этого оказалось достаточным для того, чтобы он потерял управление автомобилем и под психологическим напором нового чемпиона мира Алана Джонса стал только вторым.

Нужно отметить тот факт, что в 1980 г. бразильский спортсмен участвовал в автогонках серии "Про-кар", организованной компанией "БМВ". В этой серии автомобилями средней мощности управляли бывшие и нынешние звезды "Гран-При". Но Пике победил всех и стал чемпионом. Это был оглушительный мировой успех. Теперь его считали не просто звездой, а суперзвездой.

В 1981 г. открылся новый сезон гонок серии "Формула-1", который начался для спортсмена не очень удачно: вначале в Лонг-Бич он занял только третье место, потом поломки в технике (уже в родной Бразилии) не дали ему вырваться на первое место. Однако к третьему этапу положение Нельсона Пике не только нормализовалось, но даже значительно улучшилось: гонщик последовательно выигрывает этап в Буэнос-Айресе, а потом и в Имоле.

Самая главная, решающая гонка "Гран При" состоялась в Лас-Вегасе. Ситуация в первые минуты после старта выглядела следующим образом: впереди лидировал Джонс с большим отрывом; аргентинский гонщик Рейтеманн находился позади Пике (он плохо стартовал), но имел преимущество в одно очко; кроме того, и у Жака Лаффита тоже был неплохой шанс на победу.

В результате упорной борьбы между Рейтеманном и Пике последний на 17-м круге все же обошел аргентинца. Машины шли в таком порядке: по-прежнему лидировал Джонс, а за ним следовали Прост, Вильнев, Джакомелли, Лаффит, Уотсон, Пике, Рейтеманн. Вначале из гонок выбыл Вильнев, потом с трека сошел Джакомелли. По табличке на пит-стопе Пике понял, что до финиша осталось 30 кругов (почти 100 км), затем 20 кругов. Через 1 час и 44 минуты первым финишировал Джонс, затем пришли Прост, Джакомелли, Менселл, Пике, Лаффит и Рейтеманн.

Машины, еще не так давно стремительно мчавшиеся по трассе, замерли в неподвижности. Не двигался и Пике, сидя в своем автомобиле и думая о том, что он проиграл. Но вот на табло вспыхнули слова: "Nelson Piquet World Champion 1981". Это означало, что он вновь стал победителем.

В гонках 1982 г. бразильский гонщик не смог стать чемпионом. Дело в том, что в "Формуле-1" впервые стали участвовать автомобили с двигателями, снабженными турбонаддувом. Эти машины были мощными, но обладали очень неэкономичными моторами, а главное - часто ломались. Так, во время проведения "Гран-При" Франции команде пришлось заменить восемь моторов. Однако один раз спортсмен все же победил. Это произошло в Канаде. В итоге он занял в чемпионате только 11-е место.

В сезоне 1983 г. Нельсон Пике выступал на новом автомобиле "ВТ51" с граунд-эффектом. Пике первым финишировал в Бразилии, Италии и Брандс Хат-че. В результате он стал вторым призером чемпионата мира, завоевав этот титул в упорнейшей борьбе с гонщиком "Рено" Аленом Простом.

В 1984 г. Пике первый раз победил только на седьмом этапе в Канаде. Потом, в Детройте, спортсмен занял первое место, на Остеррайхринге - второе место и третье - на автодроме "Нюрбургринг". Однако на финише сезона бразилец стал лишь пятым в общем зачете чемпионата мира. 1985 г. ознаменовался для Нельсона Пике успешным выступлением на "Гран При Франции" и вторым местом в Монце. Однако было совершенно ясно, что звездный час в истории команды "Брабхам" уже прошел.

В 1986 г. Пике и Менселл выступили на новом "Уильямсе FW11", обладавшем более компактным внешним видом. Нельсон победил Рио. А в это время Менселл, обгоняя Сенну, попал в аварию на первом же круге. Потом последовала целая череда сходов и низких мест, которая завершилась схваткой на Брандс Хатче, где Менселл, после того как гонке дали повторный старт из-за массового столкновения в первом повороте, одержал победу.

Затем Пике побеждал три раза подряд - в Хоккенхайме, на Хунгароринге и в Монце. Но в Аделаиде спортсмен финишировал вторым. В сезоне 1987 г. Пике стабильно занимал вторые места. Но он смог победить три раза и в третий раз стал чемпионом мира. Этому событию благоприятствовало то, что Менселл в Японии на высокой^ скорости врезался в шинное ограждение и выбыл из борьбы за чемпионский титул. В результате Нельсон Пике стал чемпионом.

В 1988 и 1989 гг. бразильский спортсмен находился в команде Lotus. Переход в Benetton был ознаменован новыми крупными победами, однако Михаэль Шумахер составил ему серьезную конкуренцию. Спортсмен решил оставить "Формулу-1" и перешел в INDY. Во время тренировочного заезда в Индианаполисе он попал в аварию и сломал обе ноги. Пике вылечился, но старые травмы давали знать о себе.

В последние годы прославленный спортсмен принимал участие во многих гонках, но удача, увы, изменяет ему. В 1997 г. он стал владельцем собственной "конюшни" в классе "Формула-3".

Краткий биографический словарь

"Пике Нельсон" и другие статьи из раздела

Кто станет чемпионом России по футболу в сезоне 2018/2019?

Вы не выбрали вариант ответа

Ответить


«Встречаться с пилотом «Формулы-1» я, поверьте, совсем не стремилась!»

Эксклюзивное интервью с Келли Пике — дочерью Нельсона Пике, сестрой Нельсона Пике - младшего и девушкой Даниила Квята

    Келли Пике на презентации книги Олега Карпова «Даниил Квят. Путь в «Формулу-1», посвященной гонщику команды «Торо Россо» Нина Зотина, РИА Новости

    «Как я отношусь к автогонкам? Я очень нервничаю. Правда… Но стараюсь Дане этого не показывать, понимая, что прежде всего ему нужна моя поддержка» Нина Зотина, РИА Новости

  • С некоторых пор рядом с Даниилом Квятом очень часто можно встретить красивую и очень спокойную девушку Келли, которая представляет знаменитую «формулическую» династию Пике.

    Ее отец, Нельсон Пике, - трехкратный чемпион мира; один из пятерых братьев, Нельсон Пике – младший, тоже выступал в королевских гонках, но не был так успешен, как старший Пике, но все-таки провел серию полноценных сезонов, был напарником Фернандо Алонсо и поднимался на подиум.

    Наш разговор с Келли, приехавшей вместе с Даниилом Квятом поддержать его на сочинском этапе, начался с шутливого вопроса:

    - Келли, не слишком ли много пилотов в вашей жизни?
    - Вы знаете (со смехом) я совсем не стремилась встретить автогонщика. И, когда мы познакомились с Даниилом, конечно же, я знала, кто он по профессии, но для меня это не играло и не могло играть первостепенной роли. Просто вот так распорядилась жизнь. А как вы себе это представляете? Согласитесь, никто из нас не выбирает человека исходя из его профессии. Все-таки на первом месте - сам человек, который тебе либо нравится, либо нет… Это случилось в Монако, в отпуске. Нас познакомил наш общий приятель, и фактически единственное, что мы с Даней сказали друг другу во время первой встречи: «Привет!»
    Это было летом, мне хотелось спокойного расслабляющего отдыха и ни в коем случае никаких экстраординарных событий! Даня был настроен точно так же. Поэтому у нас все началось и продолжилось как-то очень спокойно. Мы ходили на пляж, разговаривали, гуляли - в общем, просто общались, а затем, когда отпуск закончился, стали переписываться. Это продолжалось несколько месяцев, прежде чем наши отношения стали чем-то большим, а в первые месяцы это была просто дружба.
    Вообще, если говорить о прошлом, у меня не было возможности пресытиться гонками. Мой отец давно закончил выступать…

    - В 1991 году.
    - Совершенно верно. И брат ушел из «Формулы-1». Раньше я, конечно же, приезжала поболеть за него, но и это было давно. Поэтому поездки на гоночные уик-энды вместе с Даниилом сейчас единственное, что меня связывает с гонками. Меня можно заметить на трибуне далеко не на каждом Гран-при. Просто, когда у меня есть возможность, я, конечно, обязательно стараюсь приехать. Пожалуй, трудно себе представить женщину, которая сопровождала бы мужа на работу постоянно, вот и у нас это бывает не всегда, а лишь время от времени.

    - Удобно ли спросить, кто вы по профессии?
    - Удобно… но мне будет сложно ответить на этот вопрос!

    - Почему?
    - Потому что именно в данный момент я нахожусь в состоянии выбора. С предыдущей своей работы я ушла в ноябре прошлого года и хочу попробовать себя в какой-то другой области. Я понимаю, что мне хочется найти что-то новое, что-то такое, что могло бы меня увлечь. Я решила для себя, что пока у нас с Даней запланированы поездки на этапы «Формулы-1», нет никакого смысла менять планы, но потом, когда сезон у него закончится, я… с полным на то моральным правом займусь собой!

    - Если совсем откровенно, вы любите автогонки?
    - Я очень нервничаю. Правда… Но стараюсь Дане этого не показывать, понимая, что прежде всего ему нужна моя поддержка. Пожалуй, моя семья с ее гоночной историей подготовила меня к тому, что специфическая жизнь пилота «Формулы-1» мне понятна гораздо в больше степени, чем, возможно, кому-то другому, кто не соприкасался с этим образом жизни так близко. Например, то, что человек так подолгу отсутствует дома и что он не может иначе, поскольку для него это важно… Я не задаю Дане по этому поводу никаких вопросов, и ему не приходится ничего мне объяснять.

    Во время гоночного уик-энда Даниил, скорее всего, предпочитает одиночество, уходит в себя, и ничто не должно нарушать его концентрацию?
    - Да нет, у нас все как всегда. Даня очень легкий, позитивный, жизнерадостный человек, у него светлая душа, и, что меня в нем особенно привлекает и восхищает, он умеет радоваться совсем простым вещам. Да, он много и напряженно работает, но мне нравится, что он умеет и отдыхать.
    Его легко уговорить куда-нибудь сходить вместе, съездить на пляж или сесть за руль и побывать в выходные в другом городе. Проведать родителей. Мне, кстати, очень нравится его семья, и я всегда с удовольствием езжу с Даней к его родителям. В принципе, необязательно это должно быть что-то особенное. Мы можем и просто посидеть дома, посмотреть какой-нибудь интересный фильм. Даня, к счастью, живет не только гонками, он любит читать, причем читает достаточно много…

    Это правда, что в его мобильном телефоне нет ни одной игры и вероятность застать его за компьютерной игрой близка к нулю, а вот за шахматной доской - вполне вероятно?
    - В шахматы он не сыграл со мной ни разу. Я знаю, что он любит играть и довольно хорошо играет, но у меня пока не было случая узнать, какой он шахматист на самом деле. Почему-то Даня мне никогда не предлагал партию в шахматы, и я, признаться, не настаивала. Но как-нибудь обязательно попробую!
    Теннисист он очень хороший, вот это испытано и пережито на личном опыте! Я пыталась сражаться с ним на теннисном корте, но это явно бесполезное занятие, которое сводится к тому, что он все время смеется надо мной. В том, что касается тенниса, я для него совсем не серьезный соперник. В последнее время мы с удовольствием играем в «Багамы», чтобы отвлечься и развлечься. Я его научила этой карточной игре, ему нравится.

    - Непроизвольно напрашивается вопрос: когда Даниил Квят просто ведет машину, то…
    - Все очень спокойно. Это прекрасный, надежный и ответственный водитель. На моей памяти не было ни одного случая, чтобы Даня вдруг испытал желание проверить, каков скоростной лимит автомобиля, если вы имеете в виду это!

    Для справки

    Банк ВТБ является титульным партнером российского этапа «Формулы-1» в Сочи - Formula 1 VTB Russian Grand Prix.

    Эпоха Нельсона Пике не попала в российский телеэфир. И если сегодня имя трехкратного чемпиона мира попадает в прессу, то только в связи с его вольнолюбивым характером. Мы сразу попали в эпоху Сенны и Проста, так что просто необходимо воздать должное знаменитому бразильцу.


    Отец Нельсона доктор Эстасио Сото-Майор имел четверых детей. Он был известен и уважаем в Бразилии уже десяток лет за работу в парламенте и в министерстве здравоохранения. Кроме того он имел опыт тренера национальной сборной по теннису, содержал частный корт и надеялся, что его младший сын - Нельсон когда-нибудь попадет в число ведущих теннисистов Бразилии. Ведь все условия для этого он вполне мог предоставить. Но все сложилось по другому. Не знаю, был бы Нельсон ведущим теннисистом, вполне вероятно, но его увлекало совершенно другое. Ему было трудно дождаться возраста, необходимого для занятий картингом, которым увлекались его старшие товарищи. Нельсон хотел автомобиль. Более чудесного будущего он для себя не планировал. Расказывают, что отец и сын заключили договор - если в теннисном матче победит сын, то он будет заниматься автоспортом, если нет - продолжит занятия теннисом. Игра длилась целый день, свидетелями была вся семья - братья Алексис и Джеральдо, сестра Дженуза и мать - донья Клотильда. Мечта Нельсона, которому в этот день исполнилось 15 лет, сбылась, но поскольку получить водительские права в этом возрасте не было возможности, его отправили в Калифорнию учиться, что он и делал довольно успешно.

    Время, проведенное в Америке, не прошло даром для сына богатых родителей. Главное, чему научился Нельсон - умение жить самостоятельно. Возвращение в Бразилию принесло разочарование - брат Алексис разбился на мотоцикле. Отец и слышать не хотел об автоспорте. Однако Нельсон поступил по своему. Он решил участвовать в картинговом чемпионате и вместе со своим другом Алексом Диашу Риберо принялся штурмовать первый гоночный Олимп. Уже второй сезон принес ему звание чемпиона Бразилии в 155 кубовом классе.

    Уже тогда фамилия Сото-Майор в протоколах соревнований сменилась на более звучную - Пике - девичью фамилию матери. Скоро эту фамилию узнает весь мир, но девятнадцатилетний юноша еще не знал об этом. Предстояло пройти огромный путь от победы в национальном чемпионате по картингу к трем чемпионским званиям "Формулы-1". Но уже в то время была одна черта, объединявшая тогдашнего юношу и опытного чемпиона - любовь к женщинам. Всю гоночную карьеру его будет сопровождать неофициальное звание "гоночного плейбоя". Но вернемся к нашей истории.

    В 1972 году он выиграл основанную "Фольксвагеном" бразильскую серию гонок спортивных автомобилей за рулем "Камбер VW", в 1973 году добился победы в бразильской серии "Спорт-2000" все на том же "Камбер-Фольксваген".

    В бразильской "Формуле Супер Ви" в 1974-м и 1975 годах его не раз подводила техника. В 1975-м он в компании с Рибейру участвовал в гонке "Формулы Атлантик". В 1976 году шесть побед обеспечили Пике титул национального чемпиона. Дальнейший путь лежал в Европу. Сезоны 77-го и 78-го годов Нельсон провел в классе F3. В 1977 году он завоевал призовое третье место, а в 78-м в Англии почти вчистую выиграл чемпионат F3.

    Победы принесли желаемый результат. Он получил предложение попробоваться на машину "Формулы-1", по завершении тестов дебютировал в Хоккенхайме за рулем "Ensing - Ford" Мо Нанна и до преждевременного схода выглядел неплохо. Затем Пике провел три гонки на частном "Макларене", финишировав девятым в Монце, после чего был ангажирован Берни Экклстоуном в качестве партнера Ники Лауды в "Брэбхем-Альфе". Он многому научился, находясь в одной команде с двукратным чемпионом мира, но при этом не упускал случая показать, что может ездить быстрее австрийца. Правда удавалось это ему крайне нечасто. Впрочем это были времена, когда о "командной борьбе" речь даже не шла. Под руководством Ники Лауды молодой Нельсон получал свое образование в F1. В благодарность за старание он заслужил уважение Ники, который долго считал Пике одним из лучших водителей.

    Но сезон 1979-го года был тяжелым для Brabham. Частые отказы техники - из 15 этапов Нельсон смог добраться до финиша только в трех гонках. В результате Пике стал только 15-м, завоевав всего 3 очка. В конце сезона команда сменила мотор Alfa-Romeo на Ford-Cosworth. Но первый полноценный сезон в "Формуле-1" оказался не самым успешным. Все еще было впереди.

    Уже через год, в 1980-м, Пике был близок к завоеванию своего первого чемпионского титула. На старте сезона, в Буэнос-Айресе, он финишировал вторым на "Брэбхем-Косворт" ВТ49, сошел в Бразилии, но затем стал четвертым в Кьялами. А чуть позже, в Лонг-Бич, отпраздновал свою первую в "Формуле-1" победу, которая позволила ему возглавить общий зачет чемпионата.

    После аварии в Бельгии он стал третьим в Монако, потом вторым за Джонсом в Брэндс-Хэтче и четвертым за ним же в Хоккенхайме. На трассе Зандвоорта пришла вторая победа Нельсона, затем третья - в Монце. Он проиграл в Канаде, а на Уоткинс Глене ошибся и потерял управление под прессингом нового чемпиона мира Алана Джонса и по результатам чемпионата стал вторым. И о нем заговорили. Заговорили как о звезде.

    В 1980 году Нельсон также принимал участие в организованной "БМВ" серии "Прокар", где одинаковыми, экипированными двигателями средней мощности автомобилями управляли бывшие и нынешние звезды "Гран-при". Пике стал чемпионом серии. Теперь было просто необходимо победить в "Формуле-1".

    Перед началом сезона 1981 года бразилец был уже в числе фаворитов. Интересно, жалел ли тогда Эстасио Сото-Майор о том, что ему не удалось уговорить сына заняться теннисом? Сезон начался не очень удачно. Сначала всего лишь третье место в Лонг-Бич, затем технические проблемы помешали ему показать хороший результат на домашней гонке в Бразилии. Но к третьему этапу все наладилось. Нельсон выигрывает этап в Буэнос-Айресе, затем в Имоле.

    Решающее сражение сезона состоялось на Гран При Лас-Вегаса. Впереди шел Джонс с большим отрывом. Рейтеманн плохо стартовал, но имел перед Пике преимущество в одно очко. У Жака Лаффита также был теоретический шанс на первенство. Джонс мчался вперед. Пике и Рейтеманн вели борьбу между собой и за мировое первенство. На 17-м круге Пике обогнал аргентинца. Порядок был следующим: Джонс, Прост, Вильнев, Джакомелли, Лаффит, Уотсон, Пике, Рейтеманн... Жара мучила не только людей, но и машины. Вильнев вышел из игры. Джакомелли сошел. Усталость и цель были единственными в душе Пике. На пит-стопе показалась табличка: осталось 30 кругов (почти 100 км!!!), затем 20 кругов... Пике катился как автомат, ничего не зная, ни о чем не думая... Когда прошло немногим более часа и 44 минут, клетчатый флаг взвился над Джонсом. Затем к финишу пришел Прост, за ним Джакомелли, Мэнселл, Пике, Лаффит, Рейтеманн... Пике заехал в закрытый парк совершенно без сил. Он неподвижно сидел в автомобиле, откуда нужно было только подняться и выйти. Улыбка заиграла на лице после того как он увидел надпись на табло "Nelson Piquet World Champion 1981". Только теперь он осознал, что стал победителем.

    Сезон 1982 года стал для молодого чемпиона еще более трудным. В "Формулу-1" входили двигатели с турбонаддувом и конструкторы пытались применить эти мощные, но очень неэкономные моторы. Первый автомобиль с таким мотором фирмы BMW, подготовленный для "Бребхэм" дебютировал 9 мая на "Гран-при Бельгии". На эту модель в полном масштабе выпали "муки творчества" по подготовке шасси нового поколения, адаптированных под специфику "турбо". О надежности первого варианта немецкого двигателя свидетельствует "Гран-при Франции", во время которого команда заменила восемь!!! моторов. Так что сезон 1982 года не позволил Пике повторить прошлогодний результат. Но один раз бразилец все-таки приехал первым - в Канаде, заняв в итоговом протоколе чемпионата лишь 11 место.

    К сезону 1983 года был готов ВТ51 - новый автомобиль с граунд-эффектом. Пике выиграл в Бразилии, Италии, на Брэндс-Хэтче. Результатом стал второй титул чемпиона мира, завоеванный в упорной борьбе: гонщик "Рено" Ален Прост отстал всего на два очка. В Кьялами Пике наклеил значок клуба своих фанов на хвост болида Проста, чем вывел последнего из себя. Однажды, когда Жан-Мари Балестр говорил речь, Пике вылил в карман президенту ФИА стакан воды. Солидному Балестру пришлось разразиться смехом.

    Поскольку в 1984 году отменили дозаправку, новый ВТ53 родился с топливным баком большего объема. Но преимущество перешло к "Макларенам" с турбомотором "ТАГ-Порше". Достигнутая было в 1983 году надежность была потеряна. Первая победа досталась Пике лишь на седьмом этапе в Канаде, затем последовало первое место и Детройте. Обновленная задняя подвеска позволила Пике достичь второго места на Остеррайхринге и третьего - на вновь отстроенном автодроме Нюрбургринг, но на финише сезона Пике стал лишь пятым в общем зачете чемпионата мира.

    В 1985 году основной проблемой ВТ54 была резина "Пирелли", оказавшаяся гораздо хуже используемого повсеместно "Гудьира". Пике, однако, удалось добиться успеха на "Гран-при Франции" и второго места в Монце. В остальном это был не самый удачный год. Было понятно, что успешный этап в истории команды "Brabham" закончился. На снимке - столкновение на "Гран-при Монако" между Пике и Патрезе.

    Еще в августе Пике подписал контракт с Френком Вильямсом и, так же как его спонсор "Хонда", был уверен, что, получит место первого пилота с Мэнселлом в качестве поддержки. Наверно, наивно было рассчитывать на такой расклад при широчайшей популярности английского гонщика. Расчет не оправдался, и в 1986 году Пике и Мэнселл сражались на равных, как любая другая пара на одинаковых автомобилях. Но это обстоятельство не испортило отношения между ними.

    В первой половине сезона Фрэнк Уильямс не присутствовал на гонках. В апреле, возвращаясь с тестов на автодроме "Поль Рикар", он попал в тяжелейшую дорожную аварию и оказался прикованным к инвалидному креслу. Команда предоставила Пике и Мэнселлу новый "Уильямс" FW11 чуть более компактного дизайна. Нельсон выиграл в Рио в то время, как Мэнселл, атакуя Сенну, угодил в аварию на первом круге. Затем целая серия сходов и низких мест завершилась схваткой на Брэндс-Хэтче, где Мэнселл, выступавший на запасной маните, после того как гонке дали повторный старт из-за массового столкновения в первом повороте, выиграл, к невероятной радости своих английских фанов. После этого азартный бразилец одержал три победы подряд - в Хоккенхайме, на Хунгароринге и в Монце. Мэнселл ответил превосходной гонкой в Эшториле, побив Проста, Пике и Сенну в схватке "колесо к колесу". Однако титул ушел к Просту в Аделаиде, где Пике финишировал вторым, а Найджел на громадной скорости вылетел с трассы из-за взрыва покрышки.

    Манера езды Пике не всегда нравилась публике. В 1987-м Мэнселл стабильно выигрывал гонки а Пике приходилось довольствоваться вторыми местами. Однако, он смог одержать три решающие победы, которые сделали его в третий раз чемпионом мира. Мэнселл в Японии врезался на скорости в шинное ограждение и выбыл из борьбы за чемпионский титул. Став чемпионом. Пике сказал, что F1 полностью коррумпирована, и что чиновники FISA и "конюшни" заранее договариваются о чемпионстве. Разве этому кто-то мог тогда в это поверить?

    Годы 88-й и 89-й, проведенные в команде Lotus, были несчастливыми для Нельсона. Переход в "Вenetton" принес ему новые победы, однако "солнечный мальчик" - Михаэль Шумахер отодвинул его в сторону. Он оставил F1 и решил попробовать свои силы в INDY, однако, во время тренировочных заездов в Индианаполисе попал в серьезную аварию, получив тяжелые переломы обеих ног. Он вылечился, но не оставил занятия автоспортом. Возраст давал себя знать, и он уже не был тем лихим пилотом, который вдруг стал серьезным соперником Алена Джонса.

    В последующие годы он участвовал во многих гонках, самыми серьезными из которых были гонки в Ле-Мане в 1996 и 97-м годах. Однако серьезных успехов не добивался. В 1997 году он возвратился в класс F3... владельцем собственной "конюшни".

    При подготовке материала использовались книги: Юха Кярккяйнен "Formula 1 Звезды", Джон Типлер "Формула-1. История побед", Артем Атоян "Формула 1. Гонки и гоночные автомобили", переводные материалы из интернета и периодической печати.

    Тот аккуратностью не отличался, и пилот воскликнул: «Паренек, да ты ничего не смыслишь в этом деле!». Через семь лет этот самый бразилец опередил Карлоса в борьбе за титул чемпиона мира «Формулы-1». Триумфатор сказал своему давешнему обидчику: «Я не сумел начистить твой шлем — может у тебя получится довести до блеска шлем чемпиона?».

    14 августа 1952 г. в Рио-де-Жанейро в семье доктора Эстасио Соуто Майора, работавшего в парламенте и министерстве здравоохранения, появился четвертый ребенок. Доктор, был также тренером национальной сборной по теннису, содержал частный корт и надеялся, что младший сын - Нельсон - попадет в число ведущих теннисистов Бразилии. Но мальчик увлекся машинами. Ему было трудно дождаться возраста, необходимого для занятий картингом.


    Нельсон Пике-старший на заре гоночной карьеры

    Только выиграть!
    Отец и сын решили - если в теннисном матче победит сын, он будет заниматься автоспортом, если нет - теннисом. Игра шла целый день, за ней наблюдала вся семья - братья Алексис и Джеральдо, сестра Дженуза и мать - донья Клотильда. Мечта Нельсона, которому в тот день исполнилось пятнадцать, сбылась, но получить водительские права он еще не мог. Его отправили в Калифорнию учиться, что он делал довольно успешно. Возвращение домой было тяжелым - брат Алексис разбился на мотоцикле, отец слышать не хотел об автоспорте. Но Нельсон поступил по-своему. Дабы не травмировать родных, юноша в протоколах соревнований использовал девичью фамилию матери - Пике. В 1972 году он выиграл основанную «Фольксвагеном» бразильскую серию гонок спортивных автомобилей, в 1973 победил в серии «Спорт-2000». В бразильской «Формуле Супер Ви» в 1974-1975 годах его часто подводила техника. В 1975 он участвовал в гонке «Формулы Атлантик». В 1976 году шесть побед обеспечили Пике титул национального чемпиона. Дальше путь лежал в Европу. Сезоны 1977-1978 годов Нельсон провел в классе «Формулы-3». В 1977 году у него третье место, а в 1978 в Англии он почти вчистую выиграл чемпионат, попутно установив рекорд серии - семь побед подряд! Теперь - прямая дорога в «Формулу-1». После тестов Пике дебютировал в Хоккенхайме и до схода выглядел неплохо. Далее он провел три гонки на частном «Макларене», финишировав девятым в Монце.


    Итальянцы обеспечивают будущее бразильца

    Сияющая звезда

    Следующий сезон начался не очень удачно. Сначала третье место в Лонг-Бич, затем технические проблемы в Бразилии. Третий и четвертый этапы в - Буэнос-Айресе и Имоле - Нельсон выигрывает. Весь сезон Пике догоняет Рейтеманна из «Вильямса». За четыре этапа до конца сезона у Нельсона три победы, три третьих места, одно двенадцатое и тридцать девять очков. За три этапа до финиша, ему удается нагнать лидера, заняв второе место в Гран При Нидерландов. Но на следующем этапе он занимает шестое место, и Рейтеманн, придя вторым, опять обгоняет Пике. В Канаде бразилец приходит пятым. Его конкурент заканчивает гонку без очков, и Нельсон теперь отстает от лидера всего на очко. Перед последним этапом, кроме них на чемпионскую корону может претендовать только Жак Лаффит из «Лижье». Решающее сражение сезона состоялось на Гран При Лас-Вегаса. Впереди шел Джонс. Рейтеманн стартовал плохо, но вел борьбу. На семнадцатом круге Пике обогнал аргентинца. Порядок был таким: Джонс, Прост, Вильнев, Джакомелли, Лаффит, Уотсон, Пике, Рейтеманн... Жара мучила и людей, и машины. Вильнев вышел из игры. Джакомелли сошел. Измученный Пике катился как автомат, ни о чем не думая... Наконец к финишу пришел Джонсом, за ним Прост, Джакомелли, Мэнселл, Пике, Лаффит, Рейтеманн... Нельсон, закончив гонку, неподвижно просидел в кокпите четверть часа, не в силах даже снять шлем. Он осознал, что стал победителем только увидев надпись на табло «Нельсон Пике - чемпион мира 1981 года!».


    Гран-при Бельгии 1981 года

    В 1982 году «Брэбхэм» экспериментировала с болидом. Был опробован турбо мотор БМВ, и команда стала готовить шасси для него. В результате за весь сезон Пике финишировал лишь четырежды, и хотя каждый раз на зачетном месте - первом, втором, четвертом и пятом, не вошел даже в десятку лучших. Сезон 1983 года показал преимущество немецких двигателей. Хотя Пике не всегда удавалось финишировать, его шансы были неплохими. Сначала Прост догонял бразильца, потом они поменялись ролями. Был даже момент, когда Нельсон оказался третьим. К последнему этапу в Южной Африке Пике подошел с тремя победами, тремя вторыми, одним третьим, двумя четвертыми, одним тринадцатым местами и пятьюдесятью пятью очками. Дан старт. Арну, который теоретически мог стать чемпионом, сошел с дистанции на десятом круге. Пике шел вторым, Прост третьим. Если они так и финишируют, у обоих будет по шестьдесят одному очку, и чемпионом станет Прост - у него на одну победу больше. На тридцать шестом круге у француза отказывает турбокомпрессор и он сходит с дистанции. Теперь все зависит только от самого Пике. Бразилец не стал рисковать, сбавил темп и финишировал третьим, и стал дважды чемпионом.

    И все-таки трижды чемпион

    В 1984 году отменили дозаправку, и родился болид с большим топливным баком. От былой надежности машины не осталось и следа. Пике девять раз не доезжает до финиша. Тем не менее, Нельсон дважды победил, по одному разу был вторым, третьим, шестым, седьмым и девятым, заработал двадцать девять очков и стал пятым в общем зачете. К 1985 году успешный этап в истории команды «Брабхам» закончился, но Пике удалось добиться успеха на «Гран При Франции» и второго места в Монце. Еще в августе Пике подписал контракт с Френком Вильямсом и, так же как его спонсор «Хонда», был уверен, что, получит место первого пилота. Расчет не оправдался. В 1986 году Пике и английский гонщик Мэнселл сражались на равных, как любая другая пара на одинаковых болидах, что не испортило отношений между ними. Нельсон выиграл в Рио, тогда как Мэнселл угодил в аварию на первом круге. Затем целая серия сходов и низких мест завершилась схваткой на Брэндс-Хэтче, где Мэнселл, выступавший на запасной машине, после того как гонке дали повторный старт из-за массового столкновения в первом повороте, выиграл. Далее азартный бразилец одержал три победы подряд - в Хоккенхайме, на Хунгароринге и в Монце. Мэнселл ответил превосходной гонкой в Эшториле, побив Проста, Пике и Сенну в схватке «колесо к колесу». Однако титул ушел к Просту в Аделаиде, где Пике финишировал вторым, набрав в итоге шестьдесят девять очков и заняв в итоговой таблице третье место - за Мэнселлом. В 1987 году команда «Вильямс» - законодатель мод. Соперники мало что могут противопоставить Мэнселлу и Пике. Хотя у англичанина пять побед, а у Нельсона всего три, именно бразилец, набрав больше очков, становится чемпионом, семь раз придя вторым, по одному третьим и четвертым.


    Что он сказал!

    Став трехкратным чемпионом, Пике вызвал скандал, заявив что «Формула-1» коррумпирована, и чиновники ФИСА заранее договариваются с «конюшнями» о чемпионстве. Это ли было причиной, или время Пике ушло, но больше бразилец выдающихся результатов не показал. В 1988 и 1989 годах он выступает за «Лотус», и хотя входил в десятку сильнейших, не выиграл ни одного Гран При. Переход в «Бенеттон» принес ему новые победы, но вскоре Михаэль Шумахер затмил его. К концу 1991 года Пике уже не получал предложений ведущих команд, да и не нуждался в них. Он не считал возможным участвовать в гонках за символическое вознаграждение и отвернулся от Фоpмулы-1, решив попробовать себя в Индианаполис 500, но в практическом заезде попал в аварию, и получил тяжелые травмы ног. Нельсон вылечился и в последующие годы участвовал во многих гонках. Однако серьезных успехов не добивался. В 1997 году он возвратился в класс «Формулы-3»... владельцем собственной «конюшни», занимаясь карьерой своего сына, что продолжает делать до сих пор.

    Манера езды Пике не всегда нравилась публике. Известный своим несерьезно-скандальным поведением (к примеру, вылил стакан воды в карман президенту ФИА, когда тот произносил официальную речь), на трассе Нельсон преображался в удивительно расчетливого человека. Он перенял сдержанный и аккуратный стиль пилотирования героя своего детства Эмерсона Фиттипальди и, не стремясь к безумному риску, постоянно добывал зачетные очки. Двадцать три победы и три чемпионских титула - ответ критикам осторожности и рассудительности Пике.



  • Разделы сайта