Народные приметы на 31 августа года. августа: приметы и поверья. Приметы на погоду

Народные приметы середины марта предсказывают погоду долгожданного лета. «Если много туманов в марте, то – к дождливому лету», - говорит народная мудрость.

11 марта – Севастьян. Порфирий Поздний.

Согласно народным приметам, подтаивание и углубление тропинок – к затяжной весне. Богатый урожай хлебов обещает прилет к этому дню птиц из теплых краев.

12 марта – Прокоп Перезимник. Дорогорушитель.

«Прокоп санный путь рушит», «снег лежал, лежал, да в речку побежал», - говорили в народе.

Начинается набухание почек, вскрывается лед на крупных реках.

13 марта – Васильев день. Солнечник. Капельник. Василий теплый.

Этот день слывёт у русского народа под именем Капителя, или Капельника, так как начинается весеннее тепло, действие которого прежде всего обнаруживается капаньем с крыш и вообще с высоких мест, где начинает таять снег.

«На Василия Тёплого солнце в кругах – к урожаю», - гласят народные приметы. Дождь в этот день предвещает мокрое лето.

14 марта – Евдокия. Евдокия Весновка. Евдокия Мокрохвостка. Евдокия Плющиха.

Празднование начала весны. Наступление весны в давние времена праздновали торжественно и весело, отчего и св. Евдокия получила прозвание Весновки: «Евдокия Весновка весну снаряжает». По народной традиции, св. Евдокия, или Авдотья, управляет весной, хранит ключи от вешних вод.

Еще одно народное название этого дня – Окличка весны. В веселый праздник Евдокии на народных гуляньях кличут весну.

На Евдокию было принято обмывать ребятишек талой водой, чтобы они весь год были крепкими и здоровыми.

По состоянию погоды на этот день судили о погоде целого года. «Какова Евдокия, таково и лето».

Если день ясный, то к урожаю груздей в лесу и в огороде. Снег на этот день – к хорошему урожаю.

Начало приготовления к полевым работам.

17 марта – Герасим Грачевник.

В день памяти этого угодника на север из тёплых стран прилетают грачи. В честь этого события пекли грачей из теста и говорили, что Герасим грачей нагнал.

«Грач с земли хворостину поднимет - солнечное лето обещает», - говорят народные приметы.

18 марта – Конон Огородник. Градарь.

«Конон Огородник на огород позвал». В древних церковных месяцесловах говорится: «Хотя бы в день Конона Градаря была и зима, начинай пахать огород, и ты только почни в этот день, непременно огород будет добр и

Евдокия (Авдотья) - плющиха, свистунья, весновка. Начинают дуть весенние ветры. Евдокия - подмочи порог. Авдотья восемь шуб снимает. Пришли Евдокеи – мужику затеи: соху точить и борону чинить. Поскольку по старому стилю Евдокия выпадала на 1 марта, т. е. открывала весну, с ней было связано много примет и обычаев. Какова Евдокия, таково и лето. На плющиху погоже - все лето пригоже. Авдотья красна, и весна красна. 14 марта считалось всегда "твердым" летоуказателем: каков день, таково и лето. Если на Плющиху ясно - год прекрасный, если пасмурно - год плохой.
По этому дню народ пытался предсказать лето. Какова Евдокея - таково и лето. Откуда ветер с Евдокеи, оттуда и летом. Снег с дождем - к мокрому, а мороз и северный ветер - к холодному лету. У Евдокеи вода - у Егория (день 6 мая) трава. Если курочка на Авдотью напьется, то овечка на Егорья наестся. Холодный выпадет день - скот кормить придется лишние две недели. Хороший ветер у нас на Евдокею - с запада и юга.
Считалось, что полученная из снега в этот день талая вода обладает особой целебной силой. Для больных собирали снег с пригорков и поили их снеговой водой от разных недугов.
Ясная погода в этот день предвещает хороший урожай пшеницы, ржи и трав. День Евдокии Красный - на огурцы и грузди урожай. Лужи на Евдокию у порога - пасечники в меду купаться будут. Если грач прилетел до 14 марта - быть лету мокрому, а снег рано сойдет. На Евдокию снег - урожай, теплый ветер - мокрое лето, ветер с севера - холодное лето. Нередко в этот день бывает как бы возврат зимы. На Евдокию холодно, скот кормить лишние две недели. На Евдокию сурок просыпается и свищет Увидевшие в эьтот день ласточку, бросают в нее горсть земли, говоря: "На тебе, ласточка, на гнездо!" Посеянная в этот день рассада в горшочках не может пострадать от мороза. Обычно в этот день сеют капусту. Бабы верили, что на Авдотью "все подземные ключи закипают", поэтому начинали белить холсты. Снег, собранный на Евдокию, обладает особой целительной силой, его сохраняют в кувшинах, спрятанных от чужого глаза, и целый год дают больным от всяческих болезней.

Евдокия Плющиха. Название дано от состояния: подтаивая, он сплющивается. Другое название - Евдокия Замочи Подол. Коли на Евдокию курочка воды напьется, то на Егорьев день (6 мая) овечка травы наестся. 14 марта считалось всегда "твердым" летоуказателем: каков день, таково и лето.
Ветки можжевельника выпрямляются - к хорошей погоде.
Ветер к ночи усиливается - к ненастью.
Шерсть у белки приобрела голубоватый оттенок - к ранней весне.
Грач прилетел до этого дня - быть лету мокрому, а снег сойдет рано.

Овсень малый

Раньше славяне встречали Новый год 1 марта (по новому стилю - 14 марта). Это было символ нового времени, когда можно начинать новый цикл полевых работ, официальная встреча Весны.
Это наиболее древнее из достоверных и известных нам празднований Нового года.
После принятия христианства этот праздник стал отмечаться, как день преподобной мученицы Евдокии, которая взяла на себя образ Весны (Весенницы).

Сказания русского народа собранные И.П. Сахаровым.

Наблюдения.- Окличка весны.- Плюшниха.- Сроки.- Снег

С Евдокей в стоячь собаку заносит снегом.- Откуда на Евдокей повеет ветер, оттуль он Подует весной и летом.-Коли на Евдокей новичок с дождем, то быть лету мокрому.-На Евдокей погожо, все лето пригожо.-И март на нос садится, коли на Евдокей мороз прилунится.-Ни в марте воды, ни в апреле травы.- Февраль воду подпущает, а март подбирает.
Поселяне замечают, что со дня Евдокии начинают ветры дуть и свистать. Тогда они говорят: «Вот те на! приехала свистунья».
В селениях Смоленской губернии в день св. Евдокии кличут весну. Женщины, девицы и дети взлезают на кровли амбаров или на пригорки и поют:

Весна красна!
Что ты нам принесла?
Красное летичко.

Плюшниха, плюшки. Так поселяне называют черты, разделяющие лед и снег на клочки - плюшки. Эти плюшки появляются после оттепели. Солнце, пригревая снег, образует ручьи, которые в мартовские утренники, замерзая, оставляют на снегу и льду особенные черты. Тогда старики говорят: «Плюшниха провела плюшки». И иных местах мне случилось слышать, что старушки, припоминая какое-нибудь событие, говорили: «А то было на плюшнихи».
Первым числом марта оканчиваются у наших поселян сроки зимним наймам. С марта начинаются наймы весенние. При новых сроках они говорят: «С Евдокей до Егорья» или «С Евдокей по Петров день, по Аспасов день».
У русских гусятников с первого марта начинаются совещания о гусиной охоте и о назначении дней, когда спущать гусей на бой.
Наш народ думает, что с первого марта снег получает особенную целительную силу. Для больных собирают снег с пригорков и поят их снеговой водой от разных недугов.

СВЯТАЯ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦА ЕВДОКИЯ была самарянкой, родом из города Илиополя в Ливане. Она долго вела греховную жизнь, и сердце ее ожесточилось, душа омертвела. Однажды ночью Евдокия проснулась и услышала за стеной, в другой половине дома, где жил христианин, молебное пение, и Благодать Божия коснулась ее сердца. Утром она узнала, что это был старец Герман, возвращавшийся с паломничества в свою обитель. Призвав его, Евдокия долго слушала наставления старца, и душа ее ожила и исполнилась радостью и любовью ко Христу. Вскоре она приняла святое Крещение и, раздав свое имущество нищим, удалилась в монастырь. Однажды, когда она была уже настоятельницей монастыря, в обители появился молодой язычник Филострат. Проникнув под именем инока в монастырь, он стал уговаривать Евдокию снова начать прежнюю греховную жизнь. «Бог отмщения да запретит тебе», — с гневом ответила Евдокия, и лжеинок упал замертво. Тою же ночью Евдокии в сонном видении явился Сам Господь и сказал: «Восстань, Евдокия, преклони колена, помолись и воскреснет искуситель твой». И по ее молитве Филострат ожил, умолил святую простить его и принял святое Крещение, после чего удалился в Илиополь.

Вскоре правителю Илиополя Аврелиану пришел донос жителей, что Евдокия якобы скрывает в монастыре свои богатства. Аврелиан послал воинов изъять их, но тщетно пытались они приблизиться к обители: невидимая сила Божия охраняла ее. Аврелиан послал новый отряд, на этот раз под командой своего сына. Но в первый же день сын правителя сильно повредил ногу и скоро умер. По совету Филострата Аврелиан написал письмо Евдокии, моля ее вернуть юношу к жизни. И Господь, молитвами святой Евдокии, оживил его; после этого Аврелиан и его ближние уверовали во Христа и крестились. Когда усилились гонения на христиан, преподобную Евдокию схватили и привели на мучения к правителю Диогену. Во время пыток истязавший ее военачальник Диодор получил известие о внезапной смерти жены. В отчаянии он стал просить Евдокию помолиться об умершей. Молитвой она испросила у Бога возвращение усопшей к жизни. Это привело ко крещению Диодора и Диогена с их семьями. После смерти Диогена правителем стал Викентий, жестокий гонитель христиан. Узнав о бесстрашной исповеднице христианской веры, он приказал казнить ее. Она была обезглавлена в 160 — 170 гг. Смотрите так — же все и полезный календарь, где распределены по месяцам. Удобно смотреть какой церковный праздник в Марте вас ждет.

Поскольку по старому стилю Евдокия выпадала на 1 марта, т. е. открывала весну, с ней было связано много примет и обычаев. Какова Евдокия, таково и лето. На Плющиху погоже, все лето пригоже. Плющиха — оттого, что снег плющит настоем. Авдотья-весновка весну сряжает. Авдотья красна, и весна красна. Откуда ветер на Плющиху подует, оттоль и придет весна. Если на Евдокию ясно — год прекрасный; если пасмурно — год плохой. Новичок (народившийся месяц) под Евдокию с дождем — быть лету мокрому. Ясная погода в этот день предвещает хороший урожай пшеницы, ржи и трав. День Евдокии красный — на огурцы и грузди урожай. Коли курочка на Евдокию напьется — то и овечка на Егоръя (6 мая) наестся. Если грач прилетел до 14 марта — быть лету мокрому, а снег рано сойдет. С Евдокии начинаются первые оттепели. Если на Евдокию холодно, скот кормить лишние две недели. Примерно с этого времени начинают дуть весенние ветры. С какой стороны в этот день дует ветер, с той будут ветры весной и летом. На Евдокею снег — урожай, теплый ветер — мокрое лето, ветер с севера — холодное лето. С Евдокей еще встоячъ собаку снегом заносит. С Евдокей ветры и вихри. В этот день садят капустную рассаду. Пришли Евдокей — мужику затеи: соху точить, борону чинить. По обычаю днем Евдокии оканчивались сроки зимних наймов и начинались весенние: «С Евдокии до Егоръя», «с Евдокии по Петров день (12 июля)» и т. п. Евдокия-весновка считалась в народе большим праздником, отмечали его весело и торжественно.

Последний день лета не только вызывает легкую досаду и тоску об уходящем тепле и отдыхе, но и связан с рядом интересных примет. Наши предки последний день лета ассоциировали с окончанием полевых работ. С этим фактом было связно много разных пословиц и поговорок. С другой стороны появлялось хоть немного свободного времени и женщины по вечерам собирались на посиделки за рукоделием.

Раньше люди были более внимательными и подмечали, что все в природе взаимосвязано. Именно так сформировались разнообразные приметы. Они чаще всего связаны с каким-то праздником. Существуют так же приметы на последний день лета.

Если в этот день воздух был свежим, то готовились к ненастью. Точно также с приближением непогоды была связана другая примета - очень низкие облака. Ветер и дождь предугадывали по мерцанию звезд на ночном небе. В противовес к этой есть и другая примета: если солнце спряталось за тучи в жаркий день, то скоро будет дождь.

Щедрый у рожай на следующий год предвещал корень полыни, который выкапывали из земли. В последний день лета традиционно проводили сбор лекарственных трав. Бытовало мнение, что только один день в году травы шепчут и предвещают. Отличная идея провести 31 августа 2018 года на природе.

Приметы и обычаи связанные с последним днем лета

Разместиться на траве и внимательно вслушиваться в ее шелест. Это не только отличный способ расслабиться и отдохнуть, но и появляется возможность услышать для себя слова пророчества. Кроме того именно в последний день самого теплого времени года занимались квашением огурцов.

В старину урожай яблок собирали до момента окончания лета. Конец лета считался горячей порой. К этому времени уже все поспевало и на огороде, и в саду и нужно было чем быстрее убрать на хранение. Сварить варенье и компоты, а еще день становился заметно короче, что еще больше стимулировало работать быстро.

Приметы на последний день лета 31 августа 2018 года связанные с лошадьми

Были и запреты на этот день. Один из них касался лошадей. Ни в коем случае нельзя было ни запрягать, ни трудиться, ни даже кататься верхом на коне в последний день лета. Домашних питомцев готовили к зимовке. Их щедро кормили, холили и выпасали. Считалось, что все это поможет легче перезимовать.

Дата прощания с летом была важной и символичной. К ней даже выпекали печенье, часто в форме подковы. Этот день считался Днем рождения лошади, которая заслуживала почета и уважения у людей. Именно она помогала им в разных хозяйственных делах, начиная от возделывания земли и заканчивая доставкой урожая. Поэтому испеченное печенье ели не только члены семьи, но и угощали им коней.

Мчч. Флора и Лавра. Мчч. Ерма, Серапиона и Полнена. Сщмчч. Илариона, Дионисия и Ермиппа. Прп. Иоанна Рыльского. Прп. Макария Пеликитского. Свтт. Иоанна и Георгия, патриархов Константинопольских.

31 августа - Флор (Фрол) и Лавр (Лавёр) — лошадники Конский праздник

Мученики Флор и Лавр были родными братьями не только по крови, но и по духу; исповедуя веру Христову, они вели богоугодную жизнь. Братья были по ремеслу каменотесами, они жили во II веке в Византии, потом переселились в Иллирию (на Балканах). Правитель Иллирии послал их в соседнюю область строить языческий храм. Святые добросовестно трудились, но раздавали заработанные деньги нищим и постоянно молились. Когда постройка храма была завершена, Флор и Лавр собрали помогавших им христиан, сокрушили идолов и поставили в восточной части храма святой крест. Всю ночь они провели в молитве, озаряемые небесным светом. Узнав об этом, начальник области взял их под стражу, затем святых братьев бросили в пустой колодец и засыпали его землей. Через много лет их нетленные мощи перенесли в Константинополь.

С Флора и Лавра начинаются осенние утренники.

С Фролова дня засиживают (т. е. работают при огне) ретивые, а с Семёна (14 / 1 сентября) — ленивые.

Флор и Лавёр — кончай посев ржи.

Сей озимь от Преображения до Флора.

После этого дня посев ржи считается запоздалым.

После Фролова дня рожь сеять нельзя.

Коли до Флора не отсеешься — фролки (флорки) и родятся, то есть вырастут на ниве вместо ржи цветы.

Кто сеет на Фрола, у того фролки и будут.

В заонежских деревнях «новь высевалась через неделю после стари. Эту работу необходимо было закончить до Фролова дня, т. к. с этой поры начинались сильные северные ветры и неукрепившиеся в земле семена выдувало» [Логинов, 22].

Флоры — голы . Так говорили, если не успевали посеять озимые до Фролова дня: хоть и посеешь — «уже ничего не будет» [Ветлуж. сторона, 2; 66].

На Фролов день вывози в поле навоз (вят.).

Ко дню Флора и Лавра должна окончиться овсяная жатва.

В середине XIX века по завершении уборки овса, когда оставалось неубранной лишь совсем небольшая часть, совершался такой обряд: «Все рабочие одной семьи или их наемные работники, сделав из себя круг, поджинают достальной овес со всех сторон и в самом центре обжатого таким образом круга оставляют на полосе около горсти овса несжатою, говоря к ней: „Флор да Лавёр, приходите коня кормить"» [Майков, 112]. Почти то же самое сохранялось в первой трети XX века в Вологодской области: при «сожинках» овса «оставляют несжатыми несколько волотей, <...> к которым обращаются с заговором: „Илье пророку бородка!" или же: „Флор да Лавер, приходите коня кормить!"» [НТ Волог. края, 208].

Последний освяный сноп нередко ставили в доме под икону Флора и Лавра. Потом, в Покровскую субботу, им «закармливали» скот [Громыко, 51].

Смотрели у полыни корни: если побеги корня толсты — следующий год будет урожайным.

Практически на всей территории России 31/18 августа именуется лошадиным праздником, поскольку Флор и Лавр считаются покровителями лошадей и конюхов.

Фрол-Лавёр — конский праздник.

Фрол и Лавёр до рабочей лошади добёр.

Умолил Флора и Лавра, жди лошадям добра.

Фрол и Лавр охраняют лошадей, им молятся: «Паси, Фрол и Лавр, лошадок. Аминь» (вят.).

Конюхи и пастухи устраивали себе выходной день и отмечали день Флора и Лавра как свой праздник. В некоторых местах пастухам, приставленным к конским табунам, жители устраивали угощения.

Надо заметить, что святые коневоды в сознании народа часто объединялись в одно лицо и понимались как один «лошадиный бог». «Святая двоица» Флор и Лавр — не исключение. В глазах крестьянина как одно лицо воспринимались и другие парные святые: Петр и Павел, Кузьма и Демьян, Зосима и Савватий.

Наибольшее развитие и распространение культ Флора-Лавра как «конских богов» получил в тех регионах, где коневодство занимало ведущее положение в хозяйстве. Это Новгородские земли, Русский Север, отчасти Верхнее Поволжье. Исследования Т. А. Бернштам показали, что на обширной территории бассейна Северной Двины и ее притоков — Ваги, Устьи и др.— имелось множество часовен во имя Флора и Лавра, здесь же в храмовом и часовенном убранстве превалировали иконы с изображениями Николы, Георгия, а также Флора и Лавра [Бернштам, 1995; 283, 284].

Лошадей по общему и неизменному правилу 31 августа кормят в полную сыть и ни в коем случае на них не работают, даже на скачках седлать лошадей не принято. Коней не впрягают в телеги и не надевают пут на ноги, считая это за грех. По верованиям крестьян, несоблюдение правил, предусмотренных праздником, чревато большими неприятностями, а то и бедами: На Фрола и Лавра на лошадях не работают, а то падеж будет.

На Рязанщине даже в конце XIX века «старики предпочитали на лошадях не работать» [Тульцева, 57]. Запрет касался только работы на полях, в гости же или на базар ездить было можно [Завойко, 1914; 118].

В Сибири в день Флора и Лавра люди «трудятся весь день, но освобождают от работы лошадей» [Макаренко, 34]. Здесь этот день считался полупраздником, и в некоторых местах рабочим лошадям давали отдых не на весь день, а только полдня. На Ангаре жители вообще не отмечали «Фролы и Лавры» как лошадиный праздник, знали только, что к этому числу следует закончить сев озимой ржи. Зато в деревне Вараковщина Казачинской волости совершался крестный ход от «поветрия на скота», в городе Ачинске крестный ход имел целью уберечь лошадей от падежа [Там же, 76].

В день мучеников Флора и Лавра не выжигали тавра. Лошадей купали, завивали лентами их хвост и гриву. В этот же день «в некоторых внутренних губерниях России, например, в Орловской, поселяне пекли хлеб, оттискивая на нем знаки в виде конских копыт» [Калинский, 174]. Это печенье собирали со всех приходящих в церковь на молебен и жертвовали священнику. Жители Северного Белозерья (Вашкинский р-н Вологодской обл.) относительно недавно выпекали на Фролов день небольшие лепешечки, которые назывались «фролы». В храмах приготавливались специальные «фроловские просфоры» из ржаной муки, такой просфорой хозяева кормили лошадей, а кой-кто и «каждую дворовую скотину» [Успенский, 132].

На Флора и Лавра служили святым угодникам молебен, чтобы предохранить лошадей от моровой язвы. Если же случался конский падеж, возводили «обет- ные» часовни во имя Флора и Лавра (часовни строились буквально за сутки, всем миром).

Поскольку кони имели огромное значение не только в сельском быту, велика была их роль в жизни всего населения России, лошадиный праздник и сопровождавшие его ритуалы зафиксированы и в городах. Долго сохранялась традиция освящать лошадей около церкви Флора и Лавра в Москве. Об этом вспоминал Борис Пастернак в автобиографическом очерке «Люди и положения»: «Осенью в Юшковом переулке, <...> во дворе церкви Флора и Лавра, считавшихся покровителями коневодов, производилось освящение лошадей, и ими вместе с приводившими их на освящение кучерами и конюхами наводнялся весь переулок, <...> как в конную ярмарку».

На лошадиный праздник устраивалась «конная мольба»: окропляли лошадей святой водою, освященной в тот же день. Чаще всего лошадей пригоняли к водоему, заводили их в воду, а священник служил на берегу благодарственный молебен. Обычай этот хорошо был известен и долго сохранялся не только у русских, но у мордвы, коми-пермяков и других народов Поволжья, Урала, Русского Севера. По сообщению Д. К. Зеленина, «в Пермской губернии, где соседство финнов (финно-угров. — А. Н.) способствует сохранению языческих традиций, самый день 18 августа известен под более общим названием „скотского праздника", происходит и общественное жертвоприношение, причем мясу заколотых животных приписывается „особо освященное свойство"» [Зеленин, 1994; 130].

Обряд принесения быков в жертву Флору и Лавру как покровителям домашнего скота с последующей массовой трапезой, к которой варилось большое количество пива, принимал в ряде случаев поистине грандиозные масштабы. Главным образом это наблюдалось в коми-пермяцких селениях. Г. Н. Чагин пишет о том, что в деревне Большая Коча на Среднем Урале, «по сведениям очевидцев, в начале 1860-х годов закалывалось 60—80 быков, а позднее — до 20» [Чагин, 117].

Русские хорошо знали и использовали архаичный обряд, восходящий к дохристианским временам, долженствующий сохранить скот (и лошадей в том числе) во время повальной болезни. В Казанской, Тамбовской, Воронежской, Нижегородской, Саратовской, Астраханской и других губерниях прогоняли скот через специально прорытый туннель, ров или овраг, в котором обычно разводили «живой огонь». Данный обряд чаще всего не был приурочен ко дню Флора и Лавра, а проводился «по случаю», то есть при эпизоотии, но в нем нередко использовалась икона с изображением Флора и Лавра.

В Самарской же губернии подобное молебствие устраивалось в день Флора и Лавра как предохранительный обряд.

Фролов день, особенно там, где была церковь, часовня или престол во имя Флора и Лавра, выливался в большой праздник. Съезжались гости из окрестных селений, варили пиво, пекли пироги. «А Фрол был престольный праздник,-— вспоминали в одной из псковских деревень,— кипь кипела: и пляски, и драки, со всех деревень пойдут» [Мокиенко, 110]. Нередко на Флора и Лавра устраивались традиционные ярмарки, как, скажем, в городе Козлове Можайского уезда Московской губернии.

К Флору и Лавру обращались не только в день их памяти, но практически по любому поводу, связанному с лошадьми. Если в коровниках помещали икону Власия, то в конюшнях — образ Флора и Лавра. В черноземных губерниях образ Флора и Лавра вешали в конюшнях с правой стороны, над яслями.

В текстах пастушьих заговоров, особенно в письменных «отпусках», которые приготавливались и обязательно читались в день весеннего выгона скота (на Егория весеннего), а потом на протяжении всего периода выпаса сохранялись у пастуха, почти всегда упоминаются Флор и Лавр, часто — рядом с Егорием: «Спасите и помилуйте, Фрол и Лаврей, святый Егорей Храбрый, милые кониные и коровьи стада, кони и кобылы, и коровы...» [Рыбников, 3; 224].

Когда в крестьянском хозяйстве Буйского уезда Костромской губернии рождался теленок, его приносили в избу и, трижды легонько ударив головой об угол голбца, просили святых мучеников Флора и Лавра, чтобы они «пустили скотинку вдоль всего двора», то есть чтобы теленок был здоров и прижился во дворе («пришелся ко двору») [Журавлев, 84].

Существует мнение о том, что культ Флора и Лавра как святых коневодов и покровителей лошадей был занесен на Русь с Балкан, и особенно широкое распространение он получил в Новгороде.

В. Н. Лазарев пишет о том, что христианский культ Флора и Лавра, чьи мощи были открыты во Фракии и Иллирии, по-видимому, пришел на смену популярному в этих местах культу Диоскуров. Как раз во Фракии и Иллирии часто встречаются античные изображения героизированных всадников. При этом обращается внимание на один интересный факт: и Диоскуры, и Флор и Лавр, и каппадокийские конюхи были близнецами. Если эта гипотеза верна, то иконы

Флора и Лавра могут рассматриваться как хранители античных традиций, которые оказались оплодотворенными живым народным творчеством [Лазарев, 32].

«Народное истолкование дня Флора и Лавра как летнего конского праздника, не обоснованное преданиями Церкви, было настолько устойчиво и общепризнанно, что определило собой иконописное изображение этих святых. На иконах Флор и Лавр изображаются с лошадьми» [Чичеров, 222].

С такой трактовкой образов святых мучеников Церковь долгое время не могла согласиться. Еще в XVIII веке иконописные изображения Флора и Лавра с конями (появившиеся, видимо, в Новгородских землях в конце XIV в. и ставшие многочисленными уже в XV в., а в московской традиции — в XVI столетии) вызывали протест церковных властей. Так, Димитрий Ростовский в известном своем «Розыске о Брынской вере», написанном в 1709 году, считал подобное осмысление святых нелепостью, «яже суть небылица» [Успенский, 132]. Указом от 21 мая 1722 года Синод запрещает «образ Флора и Лавра „с лошадьми и конюхами", с надписанными над последними вымышленными именами» [Там же].

Действительно, легко заметить, что каноническое житие святых мучеников Флора и Лавра не содержит никаких оснований для подобной интерпретации их образов. На это обратил внимание и Н. М. Карамзин, высказавший в «Истории государства Российского» справедливое предположение, что истоки как верований, так и обрядов, совершаемых на день памяти святых угодников Флора и Лавра, а также иконописной традиции изображать святых с лошадьми следует искать в «древнем язычестве».

Народная легенда создала свой образ христианских мучеников, братьев-близнецов. Согласно ей Флор и Лавр были обучены архангелом Михаилом искусству понимать лошадей и управлять ими. В легенде, явно созданной на Руси, переплелись и христианский культ мучеников, и античные сказания, и славянское народное представление о «скотьих богах». Именно это и нашло отражение в иконописи, в частности в популярнейшем сюжете «Чудо архангела Михаила о Флоре и Лавре», получившем особое распространение в Новгородских землях и на Русском Севере. Шедевром новгородской иконописи позднего XV века по праву считается икона с этим сюжетом, хранящаяся в Третьяковской галерее. Здесь фигура архангела Михаила расположена сверху в центре, на типичной иконописной «горке»; по бокам, чуть ниже — Флор и Лавр. Архангел держит за длинные поводья белого и вороного коней, «как бы сошедших с герба, столь отработаны их четкие силуэты». Еще ниже — небольшие фигурки троих каппа-докийских конюхов, в руках у них кнуты, с помощью которых они погоняют стоящих в воде лошадей. Здесь либо сцена водопоя, либо священного купания лошадей, совершаемого в день памяти Флора и Лавра.

Некоторые иконы имеют надпись: «Архангел Михаил вручает коней Флору и Лавру».

Словесное творчество русского народа не осталось в стороне от попыток объяснить, почему Флора и Лавра принято считать покровителями лошадей. Приведем орловскую легенду, в которой удивительным образом (надо сказать, достаточно логично) соединились мотивы христианского жития и народных верований. Согласно ей, Флор и Лавр «жили тем, что ходили по деревням и рыли колодцы. Один раз работа их была настолько неудачна, что обвалилась земля и похоронила обоих, и притом так, что никто этого не заметил. А колодец, между тем, завалился обычным порядком. Необычна была лишь та лужица, которая стала протекать из обвала и обнаружила чудодейственную силу: ходившая сюда чахлая лошаденка одного мужика начала добреть,— не с овса, а именно от этого самого пойла. Стали гонять сюда своих кляч и другие и достигли того же. Тогда вздумали мужики рыть на этом месте колодезь и наткнулись там на Флора и Лавра: стоят оба брата, с железными лопатами в руках, целы и невредимы» [Максимов, 369—370].

Пензенский рассказ мотивирует отмечание лошадиного праздника 31 / 18 августа явлением мужику Флора и Лавра. Когда крестьянин пахал свой пар, чтобы посеять озимую рожь, он в сердцах стал бить и проклинать уставшую лошадь. Тут-то ему и явились святые братья в виде двух странников с посохами. «За что ты бьешь лошадь? — спрашивают они мужика.— Ведь ты ответишь за нее Богу, всякая животина на счету у Бога, а лошадь и сама умеет Ему молиться. У вас, вот, на каждой неделе полагается для отдыха праздник, а у коня твоего в круглый год нет ни единого. Завтра наш день — Флора и Лавра: вот мы и пришли заступиться и посоветовать свести твою лошадь на село к церкви и соседям то же наказать, если хотят, чтобы лошади их были здоровы и в работе крепки и охотливы. Мы приставлены к лошадям на защиту. Бог велел нам быть их заступниками и ходатаями перед Ним» [Там же, 369].

Остается добавить, что новгородцы, а под их влиянием население и некоторых других губерний, почитали Флора и Лавра и как целителей. Это отражено в иконописи: фигуры Флора и Лавра располагались нередко рядом с Космой и Дамианом и рассматривались, подобно последним, как врачеватели-«безмездники», святые целители. О том же говорит наличие в новгородской церкви Флора и Лавра придела других почитаемых врачей — Кира и Иоанна; также роспись новгородского Антониева монастыря (1125 г.), где святые коневоды держат палочки и коробочки — атрибуты целителей, а рядом с ними опять-таки святые врачи Кир и Иоанн.



  • Разделы сайта