Маска мексиканского рестлера. Мексиканские рестлеры луча либре

Когда меня пригласили посмотреть соревнования, переведя «луча либре» как «вольная борьба», я настроилась соответственно расхожему пониманию этого термина. Но увиденное на «Арене Мехико» повергло меня в растерянность.

Страховой агент с кулаками

Луча либре (lucha libre) для мексиканцев – то же, что куреш для тюркских народов или сумо для японцев. Луча либре – это рестлинг, то есть борьба, где предопределён победитель, сочетающая боевое искусство, атлетические трюки и театрализацию.

В ней участвуют лучадоры – один на один или в командах; численность состава может варьироваться от двух до восьми рестлеров. Но может быть и встреча одного с несколькими противниками. Более того, бывает борьба между женщинами или между карликами. У каждого лучадора свой особый сценический образ и костюм, и он не вправе их поменять. Их борцовские клички разнообразны: Титан, Инквизитор, Священная Маска, Тритон…

Луча начинается с торжественного выхода участников на ринг, часто с плащом на плечах (если учесть, что они ещё в трико и масках, происходящее вначале больше напоминает карнавал), который они потом артистично сбрасывают.

Лучадор запрыгивает на турнбакл (канаты вдоль ринга), чтобы поприветствовать публику, которая только того и ждёт. Многие зрители приходят в масках своих любимых героев, ведут себя активно, эмоционально реагируя на битву: это могут быть крики подбадривания, оскорбления или всеобщий гул недовольства поведением лучадора: «Бу-у-у-у!»

Прежде чем стать лучадором больших арен, будущие звёзды долго выступают в маленьких клубах на окраинах города. Но только для самых прославленных лучадоров борьба является основным источником доходов в жизни. Для большинства менее успешных борцов луча либре – это хобби. А в обычной жизни они оказываются скромными страховыми агентами или продавцами, окружение которых не догадывается об их двойной жизни.

Чаще всего борцы травмируют спину и колени. Но у них есть свои профсоюзы, и медицинская страховка оплачивается клубами. Дополнительным источником дохода лучадора может стать продажа маски после боя: её цена составляет не менее 6000 песо (около 14 000 рублей).

Иногда проводятся специальные бои, в которых проигравший снимает маску. Это самый драматичный момент – для борца он означает конец «жизни» в образе данного персонажа. А если у борца нет маски, то предметом ставки могут стать его волосы.

Фарс на ринге

Я увидела на ринге мужчин в хорошей физической форме и не очень, в разноцветных трико и масках из ткани. Они выполняли акробатические номера, имитировали борьбу, театрально раздавая пощёчины, корчась от мнимой и реальной боли под крики одобрения и негодования разгорячённой толпы. Накачанные лучадоры помоложе выступали в плавках и наколенниках.

По технике, в которой ведётся бой, все лучадоры и команды подразделяются на tecnicos – технических ребят, которые играют по правилам и которых публика любит больше, и rudos – грубых борцов без правил. Чаще всего борьба ведётся между tecnicos и rudos, но бывают и схватки между лучадорами одного стиля.

Бой состоит из трёх раундов, и победителем каждого считается тот, кто удержит соперника на лопатках три отсчёта судьи. Стоит судье произнести «два», как лежащий и выжидающий лучадор обычно успевает на счёт «два с половиной» вскочить под неистовый рёв толпы.

На поверженного лучадора может прыгнуть с турнбакла противник, придавливая его своим весом, – жестокий приём! Часто лучадор театрально выкатывается за ринг, в сторону, где стоят борцы команды противника, которые дружно набрасываются на него под крики зрителей.

Рената Казакова

Продолжение читайте в апрельском номере (№4, 2013) журнала «Чудеса и приключения»

Под маской рестлера спрятано очень многое, что может лишь слегка намекнуть на сложности рестлинга.
Кендо Нагасаки

Луча либре - разновидность рестлинга а в Мексике еще и очень популярный вид спорта. Да, не удивляйтесь! Это действительно вид спорта! Ведь рестлеру (лучадору) нужно уметь многое! Прыжки и акробатические трюки - неотъемлимые элементы шоу. Однако это ещё и театрализованная борьба, где победитель каждого матча предопределён заранее!

Мексиканская луча либре представляет собой смесь спортивных и театральных элементов и в Мексике является самым популярным спортивным зрелищем, уступая только футболу. Рестлинг в Мексике отличается своей быстротой, сложными акробатическими приемами, например, прыжками за пределы ринга. Большая часть этих движений впоследствии стали использоваться борцами за пределами Мексики.


Традиции рестлинга сложились ещё в XIX веке во Франции. Так называемаемая французская борьба распространилась в Европу и США. В Мексике профессиональный рестлинг представлен в уникальном самобытном виде. Это особое зрелище включает торжественный выход участников на ринг и зрелищный поединок.

Кстати, cтарейшей организацией рестлинга в мире считается мексиканский промоушен — Consejo Mundial de Lucha Libre. В шоу могут входить самые неожиданные постановочные и театральные элементы, вплоть до уличения жены или подруги одного из рестлеров в неверности, которое перетекает в поединок. У каждого из участников представления — рестлеров, рефери, подруг и жён, подставных зрителей — есть своя определённая сценарием роль. Все приёмы борьбы насколько зрелищны, настолько опасны, ибо проводящий их при малейшей ошибке сам может сильно травмироваться.

Как правило, у рестлеров красочные леггинсы, блестящие накидки. Маска является неотъемлимым атрибутом лучадоров. Многие из них носят маску вне ринга, чтобы люди не видели их лица. И в повседневной жизни лучадоры живут сценической жизнью. Мы их знаем под вымышленными именами El Santo, Blue Demon, Mil Mascaras… Однако, потеряв маску в бою, лучадор больше не сможет вернуться к карьере, хотя раньше такие случаи и были.

Катинка Герберт – известная женщина-фотограф, чьи работы регулярно появляются в различных изданиях. Ее друзья описывают ее как «помешанную на мужчинах в обтягивающих трико и масках». Катинка провела последние восемь лет, путешествуя по Мексике, фотографируя мексиканских борцов Луча Либре. В ее новой книге «SLAM» описывается жизнь и работа представителей этого необычного вида спорта.

Спонсор поста:

Блоги, Wordpress, продвижение сайтов - вот главные темы блога «Королевский Динозавр» Как стать топ-блоггером? Как создать популярный сайт? Как заработать в Интернете? Обо всем этом читайте на блоге «DracoRex»

1. Катинка постаралась поместить героев своей иллюстрированной книги в специфический контекст, создающий . На фото: Голубой Демон, Лондон, 2008 год. (KATINKA HERBERT)


2. «Меня привлекает комичный фарс Луча Либре, когда толпа жаждет крови, пока в ярких штанах и леггинсах с вшитыми вручную блестками хватают друг друга, как настоящие питбули», — комментирует Катинка Герберт. На фото: Солар, Мехико, 2005 год. (KATINKA HERBERT)

3. «Самое странное, что они носят маски. И я, как фотограф, больше заворожена тем, что мне невидно, чем тем, что я могу видеть». На фото: Эль-Солитарио, Лондон, 2008 год. (KATINKA HERBERT)

4. «И все же их глаза видны. Они с доверием смотрят в камеру. Прячась за объективом, я понимаю, что ни как будто не замечают мое присутствие. Они выступают. На лбу у них шрамы, представляющие собой дань жизни самопожертвования». (KATINKA HERBERT)

5. Книга начинается вступительным словом от известного рестлера Кендо Нагасаки: «Под маской рестлера спрятано очень многое, что может лишь слегка намекнуть на сложности реслинга». Виллано IV и V, Л"Опера, Мехико, 2007 год. (KATINKA HERBERT)

6. «Лучший реслинг всегда театрален, но всегда в удивительно легком смысле этого слова. Замаскированные рестлеры живут своими сценическими образами, который почти всегда выражают идеологическую или культурологическую тему. И эти персонажи борются на арене». Солар держит трофей в комнате, увешанной масками. (KATINKA HERBERT)

7. Райо Де Ялиско. (KATINKA HERBERT)

8. Перро Агуайо. (KATINKA HERBERT)

9. Темный Ангел с Сафиной и Гордо, Мехико, 2008 год. (KATINKA HERBERT)

10. Ультрамэн, Мехико, 2005 год. (KATINKA HERBERT)

Луча Либре (с испанского - вольная борьба или свободный бой) представляет собой термин, используемый в Мексике и других испаноязычных странах, где и появился такой вид борьбы.

Основные черты Луча Либре - это красочные маски и костюмы, быстрая и красивая последовательность трюков и маневров, некоторые из которых были приняты в США и других странах. Ношение масок имеет особое значение. Иногда лучадоры ставят на кон свои маски. Проигравший должен снять маску, что для каждого лучадора означает позор. Многие борцы носят маски вне ринга, чтобы люди не видели их лицо.

Борцы Луча Либре известны как Лучадоры, что означает "истребитель". Как правило, они происходят из больших семей рестлеров. Одна из таких семей - Лос-Герреро или просто Герреро, выступающая в течении трех поколений, основателем которой является Гори Герреро, дебютировавший 15 сентября 1937 года.

Правила

Правила Луче Либре схожи с американски правилами. Только поводов для дисквалификации больше. Дисквалификация происходит, когда противник использует запрещеный прием (например, Палдрайвер, который является незаконным шагом в Луча Либре, хотя некоторые есть некоторые приемы, которые являются законными в определенных промоушенах) или оружие, бьет соперника в пах (фол), использует вмешательство извне, нападает на судью, снимает или рвет маску противника. Есть еще уникальное правило в Луча Либре, которое применяется в Таг Тим матчах. Если легальный борец команды касается пола за пределами ринга, товарищ по команде может выйти на ринг, чтобы занять его место в качестве законной замены. Это позволяет не передавать таги, а просто спускаться с ринга за его пределы. Это часто позволяет производить на ринге неистовые действия, чем это было бы возможно при стандартных правилах.

История

В начале 1900-х годов Луча Либре была главным региональным феноменом в Мексике, пока Сальвадор Гонсалес Луттерот (Salvador Lutteroth Gonzales) не основал Empresa Mexicana de Lucha Libre (мексиканское придприятие рестлинга) 21 сентября 1933 года, дав национальному спорту точку опоры на первое время. Промоутерская компания процветала и быстро стала главным местом для выступлений борцов. Когда в 1950-х годах телевидение стало жизнеспособной средой развлечений, Луттерот стал тогда транслировать борьбу по всей стране.

В 1942 году Луча Либре навсегда изменилось благодаря борцу в серебряной маске, известного как El Santo (Святой), который тогда вышел на ринг. Он дебьютировал в Мехико, выиграв Королевскую битву из восьми человек. Публика стала очарована мистикой и тайной личности El Santo, и он быстро стал самым популярным лучадором в маске. Его карьера охватывает почти пять десятилетий, в течении которых он стал народным героем и символом справедливости для простого народа из-за своего появления в комиксах и фильмах, но все же карьера борца получила беспрецендентную степень основного внимания.

Другие легендарные лучадоры, которые помогли популяризовать это вид спорта являются Гори Герреро (отец Эдди Герреро), которому приписывают разработку движений и трюков, которые стали обычным явлением в професиональном рестлинге, Синий Демон (Blue Demon) современник El Santo и возможно его самый большой конкурент, и Мил Маскарас (Mil Mascaras - Человек тысячи масок), которому приписывают введение хайфлаинговых движений Луча Либре, которые используют по всему миру. Он достиг международной известности в качестве одного из первых хайфлаеров.

Empresa Mexicana de Lucha Libre существует и сегодня, только под другим своим названием CMLL

Стиль борьбы

Лучадоры традиционно являются более гибкими и выполняют много воздушных приемов, что отличает их от рестлеров США, которые чаще полагаются на силу и жесткие удары, чтобы подчинить своих соперников. Разница в стилях связанна с независимой эволюцией этого вида спорта в Мексике, начиная с 1930-х годов и то, что лучадоры в тяжелом дивизионе (peso semicompleto), часто самые популярные борцы в мексиканском Луча Либре. Лучадоры выполняют характерные для них воздушные атаки с использованием канатов, чтобы "катапультировать" себя на своих противников, используя сложные комбинации и иногда используют их в совокупности с болевыми приемами.

Луча Либре имеет несколько различных весовых категорий, многие угождают молодым гибким бойцам, которые часто делают свои дебьюты в подростковом возрасте. Эта система позволяет динамическим лучадорам-хайрфлаерам, таким как Рей Мистерио-младший, Ювентуд Герреро, Супер Крэйзи и Мистико, разработать многолетний опыт по их достижению 25 летнего возраста. Некоторые японские рестлеры также начинали свою карьеру и обучение в мексиканском Луча Либре, прежде чем стать звездами в Японии (так как в Японии тоже используется Луча Либре). Это Гран Хамад, Сатору Саяма, Юшин Лигер и Ультимо Дракон. С большим количеством весовых категорий, Мексика имеет самое большое число профессиональных рестлеров в мире.

Луча Либре также известен своими командными поединками. Команды часто состоят из трех человек, вместо двух, как это принято в США. Эти три человека участвуют в так называемых Трио Матчах, за командное чемпионство. Один из этих трех лучадоров назначается капитаном. Победы можно в таких Трио Матчах достигнуть либо удержав капитана команды соперника или удержанием двух других членов команды. Судья может остановить матч из-за черезмерного насилия. Затем судья может присудить матч агрессорам. Удержания часто происходят одновременно, что увеличивает экстримальный характер действий, то есть матч проходит по правилам "Торнадо". При этом рестлер может просто выйти за ринг вместо того, чтобы передать таг партнеру и в этот момент один из его напарников может занять его место. В результате схема командных боев, которая сложилась в США отличается от Луча Либре, так как передача эстафеты не является приоритетом, то есть не обязательна. Есть также командные поединки с двумя людьми в команде (parejas), а также командные матчи "четыре на четыре"(atomicos).

Маски

Маски (mascaras) в Луча Либре используются с начала ХХ века и имеют историческое значение для Мексики еще со времен ацтеков. Ранние маски были очень простыми с основными цветами для отличия борцов. В современном Луча Либре, красочные маски предназначенны, чтобы вызывать образы животных, богов, древних героев и других существ, личность которых берут на себя лучадоры во время выступлений. Практически все рестлеры в Мексике начинают свои карьеры в масках, но на протяжении своей карьеры, большое количество из них разоблачаются, то есть показывают свое лицо снимая маску. Иногда, рестлер планирующий уйти на пенсию разоблачается в своем последнем бою или в начале финального тура, что означает потерю индивидуальности и образа. Иногда, потеря маски означает конец гиммика и переход к новой маске и новой роли. Маска считается до такой степенни "священной ", что если во время обычного поединка лучадор снимет маску с соперника, то получит дисквалификацию.

В течении своей карьеры лучадоры выступающие в масках часто появляются на публике в своих масках для поддержания культуры Луча Либре, в то время как другие рестлеры в масках появляются на публике и в прессе в своем нормальном облике. Тем не менее, они все равно идут но многое, чтобы скрыть свою личность. В сущности, маска является синономом лучадора El Santo (1917-1984), который продолжал носить свою маску после выхода на пенсию и показал свое лицо лишь в старости, и был похоронен одетый в серебряную маску.

Санто

В последнее время ношение лучадорами масок стало знаковым символом мексиканской культуры. Современные мексиканские художники, такие как Франсиско Дельгадо и Хавьер Гарза включают в свои картины борцов в масках.

Хотя маски это особенная черта Луча Либре, считать, что каждый рестлер носит маску, это ошибочное мнение. Было несколько рестлеров, которые добились успеха выступая без масок, например такие как Тарзан Лопес, Гори Герреро, Перро Агуйо и Негро Касас. Другие рестлеры, которые теряли свои маски, такие как Сатанико, Сиен Карас (не путать с Син Карой), Кибернетико и другие, имели постоянный успех, несмотря на потерю маски.

Ставки боев(Luchas de Apuestas)

Значение которое придается в Луча Либре маскам велико. Проигрышь маски своему сопернику расматривается как окончательное оскорбление, а иногда и может серьёзно повредить карьере разоблаченного борца. Ставить свои маски на кон, является традицией в Луча Либре, так как это способ для разрешения фьюда между борцами. Эти бои называются Luchas de Apuestas (матчи с пари), в которых на кон ставят, либо маски либо волосы.

В Lucha de Apuestas рестлеры делают публичное заявление, что они ставят на кон. Найболее распостраненными формами являются: маска против маски, волосы против волос или маска против волос. Рестлер, который проигрывает свою маску, снимает её после матча, а рестлер, который проигрывает волосы бреется сразу после поединка. Если подлинную личность человека потерявшего маску ранее не знали, то человек должен раскрыть свое настоящее имя, родной город и возраст в качестве полного разоблаченния.

Первый такой матч прошел 14 июня 1940 года на Мехико Арена. Чемпион Мурсилаго был на много лугче своего соперника Октавио Гаона и он попросил одно условие, прежде чем он подпишет контракт по защите титула: Октавио Гаона должен был поставить свои волосы на кон. Октавио Гаона победил в поединке и Мурсилаго снял свою маску, так родилась такая традиция в Луча Либре.

Варианты таких поединков

Маска против маски - два лучадора ставят маски на кон, проигравший снимает маску.

Маска против волос - в поединке учатсвует один лучадор в маске, а другой нет так, как ему нечего снимать он ставит на кон волосы. Если лучадор в маске выигрывает, он бреет проигравшего в знак унижения, а если выигрывает лучадор без маски, то он должен снять маску с проигравшего.

Волосы против волос - проигравший в матче должен побрить голову на лысо. В матче могут принять участие как рестлеры без масок, так и рестлер в маске который должен будет побриться на лысо.

Маска или волосы против чемпионского титула - если претендент на чемпионство проигрывает, то чемпион снимает с него маски или бреет на лысо, но если проигрывает чемпион, то он теряет титул.

Титул против карьеры - если чемпион проигрывает, его противник выигрывает пояс. Но если победит чемпион, то его соперник должен уйти в отставку.

Карьера против карьеры - проигравший должен уйти в отставку.

Луча Либре имеет некоторые отличия от североамериканского рестлинга. Луча Либре имеет систему весовых категорий по образу похожую на весовые категории в боксе. Каждая весовая категория имеет свой лимит веса. Всего есть двенадцать категорий.

Легкий вес (Mosca) - 52 кг (110 фунтов)

Легчайший вес (Gallo) - 57 кг (130 фунтов)

Полулегкий вес (Pluma) - 63 кг (140 фунтов)

Легкий (Ligero) - 70 кг (150 фунтов)

Супер легкий (Super Logero) - 73 кг (160 фунтов)

Полусредний (Welter) - 77 кг (170 фунтов)

Супер средний (Super Welter) - 82 кг (180 фунтов)

Средний (Medio) - 87 кг (190 фунтов)

Супер средний (Super Medio) - 92 кг (200 фунтов)

Полутяжелый(Semi Completo) - 97 ru (210 фунтов)

Тяжелый (Crucero) - 105 кг (230 фунтов)

Тяжеловес (Completo) -105 кг (230 фунтов) минимальный.

Другие характеристики

Лучадоры традиционно делятся на две категории: Rudos - хилл и Tecnicos - фейс. Фейсы как правило, используют стиль близкий к греко-римской борьбе и технику боевых искуств, в то время как хиллы неиспользуют определенный стиль, а просто действуют как хулиганы и дебоширы. Это также отличает Луча Либре от американского рестлинга, где многие технические бойцы играют роль хилла (например, СМ Панк, Курт Энгл). Несмотря на то, что хиллы используют подлую тактику, они по-прежнему будут жить в соответсвии с лучадорским кодом чести. Например, лучадор будет терпеть унижение ходя с бритой головой или без маски, чем жить с позором который прийдет из-за невыполнения кодекса чести. Также хиллы могут осуществить переход на сторону фейсов после решающего момента в их карьере. Такое было с Blue Demon (1922-2000), который решил стать фейсом после того как его партнер по команде Black Shadow (1921-2007), был разоблачен легендарным El Santo в 1952 году(кстати поединок между El Santo и Black Shadow длился 70 минут). Иногда одна команда может состоять из хилла и фейса, и называться Parejas increibles (невероятная пара). Такие команды созданы для того, чтобы выставить на первый план стремление лучадоров к победе и презрение к своему партнеру.

Лучадоры, как и их зарубежные коллеги, стремятся получить чемпионство, через победу в ключевых матчах. Поскольку многие фьюды и шоу строятся вокруг матчей с пари, титульные матчи играют менее заметную роль в Мексике, чем в США, при этом защита титула происходит дин раз в год и лучадоры как правило носят пояса во время больших событий и защиты титула.

В Луча Либре два самых популярных промоушена, CMLL (Consejo Mundial de Lucha Libre), который был основан в 1933 году и AAA (Asistencia Asesoria y Administracion) основаный в 1992 году.



  • Разделы сайта