Настольный теннис как метод физического воспитания.
Игра в маленький мяч, похожая на наш теннис, была распространена в Австрии, Италии, Франции очень давно. Вместо ракетки играли в то время ладонью, а ракеткой стали пользоваться намного позже. Играть в настольный теннис могут все - от мала до велика. Игра хороша тем, что в ней можно отдохнуть, если ты захочешь повеселиться, подвигаться, «погонять» с друзьями мяч, и она может быть учебной, если ты хочешь воспитать необходимые физические качества, черты характера и спортивно - состязательную направленность, когда ты занимаешься ею всерьез, и достиг определенного мастерства Игра в теннис – эмоциональная и сложная игра, включает в себя, прыжки, метания, осуществляемые в оригинально задуманных комбинациях, проводимых при противодействии партнеров в игре. Большую роль играет зрительный анализатор, т.е. глаз. Оценка его информационной способности зависит от таких качеств, как скорость восприятия, точности, полнота. Подружившись с маленьким мячом, он поможет развить ловкость, гибкость, быстроту, отчасти выносливость и силу.
Оборудование для игры в настольный теннис
Для занятий настольным теннисом кроме ракетки необходим стол, сетка, мяч и, конечно же, место, где будет размещен стол. В домашних условиях площадкой для игры может быть любая просторная комната или веранда. Можно организовать игру на открытом воздухе на ровном участке. Важно, чтобы можно было разместить стол для игры и чтобы помещение для игры было достаточно просторным.
В дошкольном учреждении стол для настольного тенниса можно поставить на спортивной площадке, но желательно не на асфальте. В помещении для занятий настольным теннисом нужно отвести отдельную комнату, если это невозможно, поместите половинку стола в раздевалке, в спальной комнате.
СТОЛ по правилам настольного тенниса стол должен быть прямоугольной формы, длиной 274 см, ширина 152,5 см, высота 76 см. Для детей дошкольного возраста высоту стола можно снизить до 60-70 см, в зависимости от роста детей.
Во многих странах для детей выпускают специальные детские столы уменьшенных размеров. Можно самим оборудовать такой стол, даже с выдвижными ножками, позволяющими изменить высоту. Поверхность стола должна быть ровной и гладкой, желательно темно-зеленого цвета. На игровой поверхности наносят линии белого цвета (шир. 2 см) по краям и среднюю линию (шир. 0,3 см). Обычно стол состоит из 2-х равных половин.
СЕТКА . Над столом натягивается сетка длиной 183 см., высота сетки по всей длине стола 15 см. Промежуток между ячейками должен быть такой, чтобы сквозь нее не проскакивал мяч. Сетка крепится за стойки с боковой грани стола.
РАКЕТКА . Ракетки могут быть как фабричные, так и самодельные. Для детей дошкольного возраста рекомендуется овальная ракетка, желательно трех- четырехслойная. Для играющих горизонтальной хваткой наиболее ходовые размеры: длина 19-22 см, шир. 22 см, длина ручки 5-8 см, общий вес ракетки 100-150 г. Чтобы рука не скользила, можно просверлить 3-4 сквозных отверстия в ручке ракетки. Для смягчения удара по мячу наклеивается шероховатая резинка на игровую поверхность ракетки. Ракетку можно изготовить самостоятельно, выпилив из фанеры. В детском саду можетприменяться ракетка даже без резиновых накладок, потому, что дети осваивают лишь элементарные приемы владения ракеткой и мячом. Главное в выборе ракетки, чтобы она была удобна для ребенка.
Простейшие правила игры в настольный теннис для дошкольников
Игровая задача : сущность игры заключается в следующем. Один игрок подает мяч ракеткой так, чтобы, ударившись сначала о стол на стороне подающего, мяч перелетел через сетку не задев ее и ударился о стол на другой стороне. Принимающий игрок должен отбить мяч, когда он отскочит от стола.
Подача: подачей называют введение мяча в игру. После удара ракеткой мяч должен отскочить от стола на стороне падающего, затем перелететь над сеткой не задев ее и коснуться стола на стороне противника. Подача переигрывается, если мяч перед падением на стороне противника заденет сетку.
Розыгрыш очка ; розыгрыш очка начинается с момента подачи и продолжается до выигрыша его одной из сторон. Мяч, посланный игроком на сторону противника, должен быть отражен принимающим после отскока на его стороне. В правилах игры для дошкольников допускается несколько отскоков. Мяч должен быть отражен ударом ракетки, находящейся в руке игрока.
Ракетку для удара разрешается перекладывать из одной руки в другую или держать обеими руками. Отраженный мяч должен коснуться игровой поверхности стола на стороне соперника (она включает и верхнее ребро в крышке стола). Мяч, коснувшись игровой поверхности на стороне противника, но задевший при перелете сетку или ее стойку, считается отраженным правильно. Ребенок выигрывает очко, если его противник совершит одну из следующих ошибок:
неправильно подаст мяч;
отражая мяч, не попадает им на игровую поверхность на стороне противника;
отразит мяч рукой;
Не успеет отразить правильно посланный мяч на свой стороне.
Счет игры:
розыгрыш начинается с подачи. Каждая ошибка
дает очко противнику. Партия считается выигранной, если один из игроков наберет 21 очко, при преимуществе не менее чем в 2 очка. При счете 20:20 игра продолжается, пока один из детей не достигнет преимущества в 2 очка. Для детей дошкольного возраста игру можно закончить на счет 11:15. Но об этом надо предупредить детей до начала партии. Играющие подают по 5 подач каждый. Начиная от счета 20:20 очередность подач меняется после каждого мяча. После каждой партии игроки меняются сторонами и очередностью подач.
Количество партий: встречи можно проводить из 3 партий. Встреча считается законченной после того, как одна сторона выигрывает 2 партии.
Право выбора: право выбора подачи можно определить жеребьевкой. Ребенок, которому согласно жребию принадлежит выбор, имеет право выбрать подачу и сторону площадки.
Простейшая техника игры в настольный теннисе
Техника настольного тенниса включает в себя стойки, перемещения, удары.
Способы держания ракетки. Способ держания ракетки называют хваткой. Различают горизонтальную (или европейскую) и вертикальную (или азиатскую) хватки.
В ДОУ наиболее целесообразно использовать европейскую хватку, т.к. она удобна тем, что позволяет одинаково эффективно играть обеими сторонами ракетки и тем самым контролировать большую игровую зону. При горизонтальной хватке ручку ракетки обхватывают тремя пальцами. Указательный палец должен быть на тыльной стороне вдоль края ракетки, а большой - на открытой стороне и слегка соприкасаться со средним пальцем .
Нейтральная стойка. В нейтральном положении теннисист обычно стоит лицом к столу, ноги на ширине плеч или чуть шире, носки несколько разведены в стороны, пятки приподняты, вес тела приходится на носки, ноги согнуты в коленях. Туловище слегка наклонено вперед, плечи раскрепощены, рука, держащая ракетку, согнута под прямым углом и находится перед туловищем, голова поднята, взгляд направлен веред, чтобы следить за полетом мяча. Такое исходное положение позволяет быстрее всего и с наименьшими затратами сил переместиться в нужном направлении, в то же время стойка должна быть устойчивой.
Перемещения. Весь смысл перемещения заключается в том, чтобы своевременно занять удобную позицию у стола. Теннисист перемещается выпадами, шагами, прыжками, бросками. Нужно стремиться производить удар, когда впереди находится разноименная нога (левая при ударе справа, правая при ударе слева). В том случае, когда игрок оказывается близко к мячу, перемещение начинается с ближней одноименной относительно удара ноги.
Правильное перемещение обеспечивает своевременный выход к мячу, возможность вести игру в быстром темпе и способствует выполнению ударов по мячу в наиболее выгодной точке.
Удар толчком . В настольном теннисе применяется более 20 различных ударов. Наиболее целесообразным в ДОУ является использование удара толчком. Удар толчком простейший удар в настольном теннисе, при ударе толчком игрок располагается на расстоянии 50-80 см. от задней линии стола и занимает И.П. в соответствии с направлением полета мяча. Рука вытягивается вправо или влево, предплечье располагается параллельно игровой поверхности стола (ракетка под прямым углом по отношению к столу).
В тот момент, когда мяч отскочил от стола и поднялся выше сетки, ракетка посылается вперед легким ровным движением. При этом рука выпрямляется до конца в направлении полета мяча. Центр тяжести тела перемещается вперед за движением руки, т.е. с дальней от стола ноги на ближнюю к столу ногу, а при занятии И.П. - с ближней на дальнюю.
Прямая подача. При прямой подаче рука с ракеткой движется горизонтально над столом, как при ударе толчком. Удар ракеткой по мячу наносится прямой ракеткой или под некоторым углом. В первом случае мяч не будет иметь вращения, а во втором приобретает заданное вращение. Направление движение мяча зависит от угла наклона и направления движения ракетки.
601 " style="width:450.75pt;margin-left:13.35pt;border-collapse:collapse;border: none">
Расписание образовательной деятельности по рабочей программе
Длительность 30 минут.
Список литературы
§ Барчукова теннис. – М.: физкультура и спорт, 1990.
§ Невская ракетка. Программа обучения настольному теннису детей старшего дошкольного возраста, Детство-Пресс, 2006.
§ – Игры с мячом и ракеткой – пособие воспитателя старших групп детского сада – М., «Просвещение» - 82.
Рецензия
Учреждение, реализующее программу : МАДОУ «Д\с № 20» городского округа город Стерлитамак РБ
Общая характеристика программы:
Направленность, в рамках которой реализуется программа:
спортивно - оздоровительная
Возраст детей 5-7 лет (дети дошкольного возраста)
Срок реализации программы: 1 года
Программа пропагандирует здоровый образ жизни и служит средством профилактики и коррекции здоровья. Особое внимание уделяется формированию правильной осанки, воспитанию и развитию основных физических качеств: быстроты, выносливости, силы, гибкости, ловкости. Физическая подготовка теннисиста осуществляется в тесной связи с овладением техники выполнения каждого упражнения. Одна из главных задач физической подготовки – повышение эффективности техники.
Актуальность заключается в том, что она позволяет поддерживать двигательную активность дошкольников в целях естественного стимулирования жизнедеятельности детского организма и эффективной борьбы с гиподинамией.
Новизна данной программы заключается в том, что она направлена не только на укрепление здоровья, развитие общефизических и спортивных качеств ребёнка, но и развитие творческих способностей детей с разной физической подготовкой.
Структура программы составлена подробно и последовательно, в ней
присутствуют все необходимые разделы.
Учебно-тематический план программы отражает последовательность и продолжительность реализации программы по предметным областям.
В программе даны конкретные методические рекомендации по планированию и проведению секции на разных ее этапах в зависимости от возраста, уровня развития физических и психофизиологических качеств и от специальных способностей дошкольников.
Заведующий МАДОУ «Детский сад № 20»
Для игры в настольный теннис делают столы: для средней группы высотой 65 см, длиной 230 см и шириной 100 см; для старшей и подготовительной групп размеры стола соответственно - 68, 250, 130 см. Для метаний и игр с мячом на площадке строят вертикальные и горизонтальные цели - это металлические кольца, чурки с прикрепленными кольцами. Они используются и для метаний и пролезания, и для различных игр. Для метаний также используется установленная на площадке модель ракеты - дети бросают мячи, шишки, мешочки с песком, стараясь, чтобы они перелетали через кольца и вылетали с противоположной стороны. Ракета используется и для упражнений в беге по наклонной плоскости, и для ролевых игр.Дети любят забрасывать мячи, шишки в мячебросы (из металлических прутьев). Они ярко раскрашены, привлекают внимание детей и являются хорошей мишенью. Для метания широко используются цели из картона, природный материал, кольца из вереска и т.п. Большое внимание уделяется играм с мячами (особенно «школе мяча»). Детям также предлагается жонглирование ракеткой и мячом. Они ходят и бегают по залу с ракеткой, на которой лежит мяч, стараясь не уронить его; ловят ракеткой мяч после его отскока от пола или стены, подбирают мяч и т.п. После таких упражнений детям предлагается игра с мячом парами, затем можно предложить упражнения на столе. В. Г. Гришин рекомендует следующие упражнения.
Упражнения:
1. Бросить мяч рукой так, чтобы он коснулся стола один раз; партнер тоже ловит рукой.
2. То же самое, только ударить и отражать мяч ракеткой.
3. Разрешается брать мяч не только с воздуха, но и от пола, направляя его на стол также с отскоком от стола партнеру.
Затем дети выполняют упражнения вдоль теннисного стола без сетки (одновременно занимаются 4-5 пар).
4. Ударить по мячу так, чтобы он стукнулся о стол несколько раз; после этого партнер с воздуха отбивает мяч обратно.
5. Мяч должен коснуться стола один раз, затем партнер его отражает.
6. Розыгрыш мяча без сети по правилам игры на два отскока от стола - на своей половине, затем на половине партнера - только потом игрок его отражает.
После этого предлагаются упражнения на столе с сеткой. Сетка устанавливается на высоте до 10 см.
Дети овладевают наиболее простым ударом - толчком . Для этого ребенок находится на расстоянии одного шага от стола, слегка наклонив туловище вперед, ноги чуть согнуты в коленях, ракетку держит параллельно сетке на расстоянии 10-15 см чуть выше пояса.
При ударе по мячу ребенок делает шаг вперед с выпрямлением руки в локтевом суставе по направлению к сетке; зеркало ракетки должно занимать вертикальное положение по отношению к столу. Вначале изучается подача мяча, это для детей труднее, чем прием мяча.
При подаче мяча ракетку верхней частью игровой поверхности наклоняют к столу. Сначала мяч подают без отражения через сетку на 5 см, затем на 10 см. В первый период обучения детям трудно брать низкие мячи. Поэтому им важно объяснить, что подавать надо высокие мячи и направлять мяч в центр стола, чтобы удобнее его было отражать.
- спортивная игра. Она ведется ударами ракетки по небольшому резиновому мячу массой 56,7-58,5 г, диаметром 6,35 - 6,67 см. Площадка для игры имеет длину 23,77 м и ширину 10,97 м, для одиночной игры размер площадки 8,23 м при длине 23,77 м. Грунт для площадки выбирают глино-песчаный или асфальтовое, деревянное, травяное покрытия. Сущность игры заключается в том, что игроки, занимая противоположные стороны площадки, перебрасывают мяч через сетку, стараясь направить его так, чтобы противник не смог отразить мяч.Предваряет обучение игре в теннис система подводящих упражнений. Исследование Л. Коровкиной показало целесообразность проведения обучению технике основных ударов .
Техника основных ударов
Способ держания ракетки - хватка. Хватка во многом определяет стиль игры теннисистов, но еще в большей степени - качество выполнения ударов. Теннисисты используют главным образом три хватки - универсальную, хватку для ударов справа и хватку для ударов слева.
Все описанные способы держания ракетки имеют определенные различия, но у них есть и общее: пальцы на руке располагаются не в кулаке, а указательный палец несколько отставлен, что увеличивает плоскость соприкосновения играющей руки с ракеткой при выполнении ударов.
Стойка теннисиста - это положение, из которого можно наиболее эффективно подготавливаться к удару и перемещаться по площадке к мячу. В стойке - слегка согнутые в коленях ноги на ширине плеч, масса тела на ногах, ракетка в правой/левой руке, левая/правая рука поддерживает за шейку ракетку, головка обращена в сторону сетки.
Упражнения с ударом по мячу ракеткой:
1. Левой рукой несильно бросить мяч на пол, после первого отскока поймать его на ракетку и не давать скатиться. Варианты: поймать после двух отскоков или нескольких; поймать сначала на одну сторону ракетки, затем на другую; принимать как можно ниже от пола.
2. Бросить мяч на пол и подбить его, несильно ударить снизу ракеткой, чтобы мяч снова отскочил от пола. Варианты: выполнить упражнение и дважды ударять ракеткой, но с продвижением вперед.
3. Бросить мяч на пол и подбить его несильным ударом ракетки вверх, ударять в высшей точке взлета.
4. Бросить мяч на пол и, не давая ему коснуться пола, отрывистым, но несильным движением ракетки ударять вверх по нему снизу и так подбивать по несколько раз. Варианты: то же с продвижением вперед, в стороны, ударять по мячу другой стороной ракетки, «чеканить», выполнять левой рукой.
Упражнения у стены, ударяя по мячу ракеткой:
1. Рукой мяч бросить о стенку и поймать, ударить ракеткой по мячу и после отскока от стены снова отправить мяч в стену. Вариант: один из теннисистов ударяет мяч о стену и быстро уходит в сторону, бьет один, затем второй и т.д.
2. Бросить мяч о стену рукой и после отскока от пола послать мяч ракеткой в стену. Вариант такой же, что и в первом упражнении.
3. Бросать мяч об пол так, чтобы он ударился о стену, затем ударом ракетки направить его в пол, стену, на ракетку.
4. Между двумя играющими расстояние 5-6 м. Ребенок ударом ракетки направляет его в пол, а затем партнеру.
5. Один из играющих стоит сзади другого, лицом к стене. Направляет мяч в стену так, чтобы он не касался пола; партнер отбивает мяч.
Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 368 с. С. 239-240.
Описание услуги на сайт частного детского сада: www.newhistory.spb.ru/sport-club/tennis
Стоимость услуг в детском саду: www.newhistory.spb.ru/price
Для малышей 3-4 лет и детей дошкольного возраста 5-7 лет,
мы предлагаем подготовительное обучение, задача — знакомство с историей тенниса, развитие физических качеств: скорость, ловкость, гибкость. Метод проведения занятий игровой, с акцентом на специальную физическую подготовку. Особое место в занятиях отводиться упражнениям с различными мячами. Задача таких упражнений - не только физическое развитие, но и освоение умений владеть мячом, согласовывать свои действия с мячом во времени и пространстве. Подвижные игры, спортивные игры, эстафеты, включающие в себя бег, прыжки, метания, элементы акробатики составляют 30 -50 % общего тренировочного времени, (в зависимости от возраста ребенка). Эти упражнения повышают эмоциональность занятий и одновременно решают комплексно задачи физического развития детей.
Для детей 3-4 года (1й год обучения):
Программа рассчитана для детей посещающих подготовительные занятия в детском садике
« Новая История» 2 раза в неделю по 30 минут.
Упражнения для развития:
- Чувства мяча.
- Набивание от пола с отскока мячами разного диаметра.
- Обучение передвижениям (приставные шаги, бег спиной, с крестный шаг.
- Прыжки на теннисной лесенке с ракеткой в руках (на одной ноге, ножки вместе, поочередно, и т.п.
- Обучение удару справа в игровой форме (катание мяча ракетками по прямой, вокруг фишек, остановка мяча ракеткой затем удар.
Для детей 5-7 лет (1й год обучения):
программа рассчитана для детей посещающих подготовительные занятия в детском садике « Новая История» 2 раза в неделю по 1 часу.
Осень 3 месяца:
- Упражнения для развития «чувства мяча» — набивание от пола, от пола с отскока, набивание на ракетке (15 мин).
- Обучение удару справа в игровой форме (в парах с мячом: катание мяча ракетками, остановка мяча ракеткой затем удар) (15 мин).
- Обучение удару справа с места (5 мин).
- Обучение специальным теннисным передвижениям (с ракетками: приставные шаги, бег спиной, с крестный шаг) (10 мин).
- Заминка. Построение. Подведение итогов (5 мин).
Зима 3 месяца:
- Построение. Разминка (10 мин)
- Упражнения для развития «чувства мяча» — набивание от пола, от пола с отскока, набивание на ракетке. (10 мин).
- Обучение удару слева в игровой форме (в парах с мячом: катание мяча ракетками, остановка мяча ракеткой затем удар) (15 мин).
- Обучение удару слева с места (5 мин).
- Закрепление удара справа с места (5 мин).
- Обучение специальным теннисным передвижениям в сочетании с «имитацией» ударов справа, слева (с ракетками: приставные шаги, бег спиной, с крестный шаг)(10 мин).
Весна 3 месяца:
- Построение. Разминка (10 мин).
- Упражнения для развития «чувства мяча» — набивание от пола, от пола с отскока, набивание на ракетке. (10 мин)
- Повторение удара справа с места (5 мин).
- Повторение удара слева с места (5 мин).
- Удар справа и слева поочередно с места (10мин).
- Удар справа и слева в движении с правильными теннисными передвижениями по корту (15 мин).
- Заминка». Построение. Подведение итогов (5 мин).
В конце каждого сезона подводится итог в виде проведения турнира «Квадратик» Турнир проходит в каждой группе по круговой системе до 7 победных очков, при счете 7/7 решающее очко. Целью соревнования является определения сильнейших детей в группе, и дальнейшей детальной разработки программы для каждого ученика.
Детский клуб «Новая история»: большой теннис.
Теннис для детей дошкольного возраста - это комплексный спорт, который не просто дает физическую нагрузку, но способен развивать концентрацию внимания, нестандартное мышление ребенка, формировать его лидерские качества. Теннис в детском клубе «Новая история» - это хорошая возможность познакомить ребенка с большим спортом и привить ему любовь к этой игре. Здесь он получит базовую подготовку и необходимые навыки игры в теплом уютном зале в центре Васильевского острова. В зависимости от потенциала Вашего ребенка
для него будет разработан индивидуальный план развития.
Наш детский тренер по теннису имеет 10-летний стаж успешной работы с детьми от 3,5 лет и подтверждённый уровень квалификации, что конечно значимо для наших детей, ведь тренер по теннису - это также и психолог, который при необходимости поможет ребенку преодолеть психологические барьеры.
Большой теннис - это возможность получить заряд энергии и хорошего настроения. И пусть это прозвучит банально, но все же не стоит забывать, что теннис - это «шахматы в движении» и просто хорошее хобби, которое сможет увлечь Вашего ребенка и сформировать вокруг него интересный круг общения.