"контрольные тесты-упражнения для определения уровня развития физических качеств у детей". "тестирование для определения двигательных способностей учащихся"

    Что же такое тест? Тест - это кратковременное технически сравнительно простое испытание, имеющее вид такого задания, решение которого поддается количественному учёту и служит показателем степени развития к данному моменту известной функции у испытуемых. Процесс испытания называется тестированием, а полученное в итоге числовое значение - результатом тестирования.

    1. Шестиминутный тест.
    2. Бег на 600; 800; 1000 м.
    3. Марш-бросок - 3000-5000 м.

    Бег на 200; 300; 400 м.

    1. Подтягивание на перекладине.
    2. Отжимание от пола.
    3. Из и.п. лёжа на мате, руки за голову, ноги согнуты в коленном суставе - поднимание и опускание туловища.
    4. Лазанье по канату.
    1. Прыжок вверх с места.
    2. Прыжок в длину с места.
    3. Тройной прыжок с места.
    4. Пятерной прыжок с места.
    5. Прыжок в глубину.

    а) из-за головы;

    б) из-за спины;

    в) снизу-вверх.

    1. Толкание ядра.
    2. Метание гранаты с разбега.
    1. Челночный бег 330 м; 510 м.
    2. Бег по зигзагу.

Просмотр содержимого документа
«"Тестирование для определения двигательных способностей учащихся" »

Тестирование для определения двигательных способностей учащихся – один из этапов здоровьесберегающей технологии

на уроках физической культуры

В средней школе, для того чтобы правильно планировать тренировочный процесс, педагогу необходима диагностика подготовленности школьников на занятиях физической культурой. Под диагностикой подготовленности понимается объективная оценка состояния двигательной функции занимающихся, а также их спортивно-технического мастерства.

Оперативный контроль – оценивается эффект одного тренировочного занятия.

Чаще всего мне необходимо осуществлять контроль через 1-2 месяца подготовки. Так проводят оценку показателей уровня развития двигательных качеств, степень овладения техническими навыками.

Для получения достоверной информации мне необходимо знать:

    что и когда измерять;

    какими должны быть уровень и динамика контрольных показателей.

Оценка состояния не должна и не может быть сведена в ходе педагогического контроля и оценке какого-либо одного показателя, а предполагает учет и анализ совокупности целого ряда параметров. Для оценки подготовленности занимающихся с помощью тестов необходимо, чтобы эти упражнения соответствовали специфике спортивной дисциплины, половым, возрастным, квалификационным особенностям учащихся, а сами тесты были надёжны, информативны.

Что же такое тест? Тест – это кратковременное технически сравнительно простое испытание, имеющее вид такого задания, решение которого поддается количественному учёту и служит показателем степени развития к данному моменту известной функции у испытуемых. Процесс испытания называется тестированием, а полученное в итоге числовое значение – результатом тестирования.

Тесты, в основе которых лежат двигательные задания, называются двигательными или моторными.

Одним из основных условий является простота тестов, допустимость измерений для учителя и необременительности для учащихся. Измерение различных сторон подготовленности учащихся должно проводится систематически, что даёт возможность сравнивать значения показателей на различных этапах тренировки. Необходима точность результатов контроля, которая зависит от стандартизации проведения тестов и измерения результатов.

В настоящее время спортивная практика располагает достаточно большим количеством тестов, с помощью которых оценивается физическая подготовленность учащихся различного возраста. Я предлагаю вам распространённые тесты для определения двигательных способностей детей и подростков, занимающихся физической культурой.

Тесты для определения выносливости

    Шестиминутный тест.

    Бег на 600; 800; 1000 м.

    Марш-бросок – 3000-5000 м.

    Ходьба спортивная 1000; 2000; 5000 м.

Для определения скоростной выносливости.

Бег на 200; 300; 400 м.

Тесты для определения быстроты

    Частота движений в беге на месте за 1 мин.; 30 сек.; 10 сек.

    Быстрый бег с низкого старта на 20 м; 30 м; 60 м; 100 м.

    Быстрый бег с ходу на 20 м; 30 м; 40 м.

    Быстрый бег с высокого старта на 30 м; 40 м; 60 м; 80 м; 100 м.

    Эстафетный бег: 850 м; 580 м; 4100 м.

С детьми младшего школьного возраста различные эстафеты («Весёлые старты») для воспитания быстроты.

Тесты для определения силовых способностей

    Динамометрия (определение силы кисти).

    Подтягивание на перекладине.

    Отжимание от пола.

    Из положения в висе поднимание прямых ног.

    Из и.п. лёжа на мате, руки за голову, ноги согнуты в коленном суставе – поднимание и опускание туловища.

    Лазанье по канату.

    Подъём штанги на грудь (50-95% от максимума).

    Рывок штанги (50-90% от максимального веса).

    приседание со штангой (50-90% от максимального веса на время).

Тесты для определения скоростно-силовых способностей

    Прыжок вверх с места.

    Прыжок в длину с места.

    Тройной прыжок с места.

    Пятерной прыжок с места.

    Прыжок в глубину.

    Метание набивного мяча из различных исходных положений двумя руками:

а) из-за головы;

б) из-за спины;

в) снизу-вверх.

    Для детей младшего школьного возраста метание теннисного мяча с разбега, одной рукой, на дальность.

    Толкание ядра.

    Метание гранаты с разбега.

    Прыжки на двух ногах через скакалку на время (в течение одной минуты).

Тесты для определения гибкости

    Наклон туловища вперед из положения в седее, ноги вместе.

    Из и.п. стоя ноги вместе наклон туловища вперед.

    Мостик. При выполнении мостика измеряется расстояние от пяток до кончиков пальцев испытуемого.

    Разведение ног в стороны (продольный, поперечный шпагат). Измеряется расстояние от вершины угла до пола.

Тесты для оценки координационных способностей

    Челночный бег 330 м; 510 м.

    Метание теннисного мяча на точность попадания в цель.

    Бег по зигзагу.

    Метание теннисного мяча в цель, стоя спиной к мишени (метание мяча над плечом или головой).

    Отпускание палки (педагог держит гимнастическую палку за верхний конец на вытянутой руке, тестируемый держит открытую кисть на вытянутой руке у нижнего конца палки. Педагог отпускает палку, тестируемый должен поймать ее).

    Стойка на одной ноге. Тестируемый закрывает глаза и становится на одну ногу, другая согнута в коленном суставе и развернута. Пятка согнутой ноги касается колена опорной ноги, руки на поясе. Педагог включает секундомер. Фиксируется показатель удержание времени на равновесие.

    Выполнение различных сложнокоординационных упражнений (прыжок в высоту с разбега, прыжок в длину с разбега, бег с барьерами и т.д.).

Тесты для определения силы

а) Стоя на расстоянии двух шагов от стула и опираясь руками о его сиденье, сгибайте и разгибайте руки, сколько можете. «Отжимаясь» не прогибайтесь.

Оценка: «отлично» – 30 раз, «хорошо» – 20 раз, «удовлетворительно» – 15 раз.

б) Лежа на спине, вытянув руки вдоль туловища, поднимайте ноги, не сгибая в коленях, до прямого угла, а затем опускайте их.

Оценка: «отлично» – 50 раз, «хорошо» – 40 раз, «удовлетворительно» – 20 раз.

в) Выполните максимальное количество приседаний, отрывая пятки от пола и вытянув руки вперед.

Оценка за одну минуту: «отлично» – 60 раз, «хорошо» – 55 раз, «удовлетворительно» – 40 раз.

Тесты для определения гибкости

а) Наклон вперед, стоя на тумбе. И. п. – сомкнутая стойка, пальцы ног на уровне края тумбы. Максимально наклониться вперед, не сгибая ног, фиксируя положение пальцев рук на шкале тумбы (или измеряется линейкой, сантиметровой лентой). Задержаться в этом положении 3 секунды, затем отметить результат.

Оценка: от края тумбы вниз: «отлично» – 15см, «хорошо» – 10см, «удовлетворительно» – 5см.

б) Стоя, ноги вместе, руки опущены. Наклонитесь влево, скользя левой рукой по бедру и согнув правую. Задержитесь в таком положении 3 секунды. Чем меньше расстояние от кончиков пальцев левой руки до пола, тем лучше. То же в другую сторону.

в). Боком к стене, руки опущены. Махом максимально поднимите правую ногу вперед - вверх. На стене отметьте место, к которому вы прикоснулись носком. Чем больше расстояние от места касания до пола, тем лучше результат. То же другой ногой. Ноги не сгибать, туловище не наклонять.

Оценка: «отлично» – мах выше головы, «хорошо» – мах до головы, «удовлетворительно» – мах до груди.

Тесты для определения быстроты

а) Сидя за столом, рука на столе. Выполняя движения только кистью, за 10 секунд нанесите на лист бумаги карандашом максимальное количество точек.

б) Стоя, в согнутую под прямым углом правую руку возьмите линейку вертикально так, чтобы её нулевая отметка была на одном уровне с мизинцем. Разожмите, отпуская линейку, и сразу же как можно быстрее вновь сожмите пальцы рук. Чем меньше расстояние от нижнего края линейки до ладони, тем лучше.

в) Бег на месте в течение 10 секунд. Чем большее количество шагов вам удастся сделать за это время, тем лучше результат.

Тест для определения выносливости

Беговой тест 6 минут, по результатам которого определяют функциональный класс аэробной способности.

Управление образования АМО ГО «Сыктывкар»

МАОУ «Гимназия имени А.С. Пушкина»

Тестирование физического развития и физической подготовленности учащихся гимназии.

Елохина Галина Петровна

Ивченко Игорь Владимирович

МАОУ «Гимназия имени А. С. Пушкина»

Учителя физической культуры

г. Сыктывкар

Педагогический мониторинг.

Педагогический мониторинг - наблюдение, оценка и прогноз в образовательной деятельности.

Педагогический мониторинг физического воспитания – это система сбора, обработки, педагогической интерпретации и хранения информации о процессах обучения и физического развития школьника, обеспечивающий непрерывное отслеживание его физического состояния, своевременную корректировку и прогнозирование развития.

Результаты комплексных мониторинговых исследований, позволяют отслеживать динамику показателей физического развития и физической подготовленности учащихся разных возрастных групп и могут использоваться как эффективное средство для осуществления мер по сохранению и укреплению здоровья, в том числе за счёт профилактики заболеваний. Полученные результаты дают возможность учителю осуществлять индивидуальный подхода к физическому воспитанию учащихся, а так же поиска путей оптимизации учебного процесса и сохранения здоровья каждого.

Составной частью педагогического мониторинга в системе физического воспитания школьников является методика оценки физического развития и физической подготовленности учащихся, основу которой составляет тестирование. Оценивание результатов физической подготовки учащихся является важным инструментом диагностирование уровня физического развития и физической подготовленности. Применение тестирования в учебном процессе по физической культуре позволяет:

1) оперативно провести текущую или итоговую проверку и оценить каждого ученика;

2) проверить значительно больший объем усвоенных знаний и дать объективную оценку знаний учащихся;

3) обеспечить высокую точность измерений за счет дифференцированных шкал оценок;

4) осуществлять сбор, обработку и хранение информации.

При этом тесты должны быть разносторонними и системными, что будет способствовать поддержанию и повышению интереса учащихся к оценке собственного здоровья и отслеживанию динамики его показателей. По результатам фактических измерений в соответствии с методикой исследования выполняется расчет индивидуальных показателей физического развития, физической подготовленности и функциональной подготовленности каждого учащегося, что может составить индивидуальную карту физического здоровья школьника.

На основе результатов тестирования можно:

– сравнивать подготовленность, как отдельных учащихся, так и целых групп учеников, проживающих в разных регионах страны;

– проводить соответствующий отбор для занятий тем или иным видом спорта, для участия в соревнованиях;

– осуществлять достаточно объективный контроль в процессе обучения (тренировки) школьников и юных спортсменов;

– выявлять преимущества и недостатки применяемых средств, методов обучения и форм организации занятий;

– обосновывать нормы (возрастные, индивидуальные) физической подготовленности детей школьного возраста.

Использование в педагогической практике задачи тестирования сводятся к следующему:

Наряду с научно-педагогическими задачами в педагогической практике задачи тестирования сводятся к следующему:

Научить самих школьников определять уровень физической подготовленности и планировать необходимые для себя комплексы физических упражнений;

Стимулировать учащихся к дальнейшему улучшению своего физического состояния (физической формы);

Знать не столько исходный уровень развития двигательных способностей, сколько его изменение за определенный период времени;

Стимулировать учащихся, добившихся высоких результатов, но не столько за достигнутый высокий уровень физической подготовленности, сколько за реализацию запланированного повышения личных результатов.

Тестирование физической подготовленности учащихся.

Тестирование физической подготовленности учащихся, одна из составных частей педагогического мониторинга в системе физического воспитания школьников. По результатам измерений в соответствии с методикой исследования выполняется расчет индивидуальных показателей физической подготовленности. Для определения физической подготовленности учащихся используются простые тесы, отражающие уровень развития шести жизненно необходимых физических качеств, такие как скорость, координацию, силу, скоростную силу, выносливость, гибкость.

На сегодняшний день исходная информация по физической подготовленности соответствует, наряду со стандартом образования, требованиям Президентских состязаний школьников России с использованием следующих тестовых упражнений:

Бег 30м., 60 м., 100 м.,

Бег 1000 м.,

Прыжки в длину с места,

- «Челночный» бег 3*10 м.,

Подъём туловища за 30 сек.,

Подтягивание в висе (юноши), сгибание-разгибание рук в упоре (девушки), - наклон вперёд из положения, сидя).

Показатели тестов подвергаются оцениванию в соответствии с нормативными таблицами. Рекомендуется проводить в начале и конце учебного года. Выполнение тестовых упражнений характеризует исходный уровень развития и контролирует успешность совершенствования физических качества в течение каждого учебного года.

Определение уровня физического развития детей.

Физическое развитие– это процесс изменения, естественных морфофункциональных свойств организма в течение индивидуальной жизни, важнейший индикатор здоровья детей и взрослых, обусловленный внутренними факторами и условиями жизни.

По показателям физического развития, определяют телосложение по размеру тела и их пропорциям, судят о дефиците массы тела или избыточном весе и их динамике, развитии грудной клетке по разнице замеров её окружности на вдохе и выдохе и соответствии этих показателей возрасту испытуемого. На качество физического развития влияют гиподинамия, и интенсификация процессов обучения, недостаточное питание.

Исследования проводятся с использованием антропометрических методик:

    Соматометрических – длина тела (рост), масса тела (вес), окружность и экскурсия грудной клетки;

    Физиометрических - жизненная емкость легких (ЖЕЛ), мышечная сила кисти рук, становая сила;

    Соматоскопических – форма грудной клетки (телосложение), вид осанки и т.д..

Оценивая показатели физического развития, используют стандарты, разработанные для различных возрастных групп школьников и специальные таблицы.

Физическое развитие оценивают по пятибалльной системе:

1 балл - очень плохо (низкий уровень),

2 балла - плохо (ниже среднего уровня),

3 балла - среднее (средний уровень),

4 балла - хорошо (выше среднего),

5 баллов - отлично (высокий уровень).

Основываясь на результаты исследования можно определить отклонения физического развития учащихся и подобрать соответствующие физические упражнения для их коррекции.

Мониторинг физического здоровья учащихся.

В настоящее время в учебно-воспитательном процесс выделена группа факторов риска, оказывающая наиболее выраженное отрицательное влияние на развитие и состояние здоровья растущего организма:

    недостаточная двигательная активность;

    нарушение режима дня и учебно-воспитательного процесса;

    нарушение гигиенических требований к учебной и трудовой деятельности;

    нарушение организации питания;

    отсутствие у школьников гигиенических навыков, наличие вредных привычек;

    неблагоприятный психологический микроклимат в семье и в школе.

В связи с этим возникает необходимость своевременной диагностики отдельных компонентов здоровья и проведение различного рода профилактических мероприятий.

В практике физического воспитания существует множество методов и различных тестов, позволяющих объективно оценить состояние физического здоровья каждого школьника. При этом используются как медицинские, физиологические, психолого-педагогические, так и антропометрические подходы. Диагностика физического здоровья включает следующие показатели: антропометрические, физического развития, физической и функциональной подготовленности школьника.

Один из методов «Экспресс-оценка физического здоровья школьника».

На основе интегрированной оценки уровня физического здоровья по каждому индексу и ряду показателей даются индивидуальные рекомендации физкультурно-оздоровительных мероприятий, выполнение которых способствует осуществлению успешной коррекции физического здоровья и расширению резервных возможностей организма школьников.

Характеристика кондиционные и координационные способности.

По существующей классификации физические качества подразделяются на кондиционные и координационные качества или способности.

Кондиционные (энергетические) способности обусловливаются морфофункциональными возможностями организма человека, благодаря которым возможна его двигательная деятельность. К ним относятся такие качества, как сила, быстрота, гибкость, ловкость и выносливость.

Координационные (информационные) способности обусловливаются не морфофункциональными возможностями организма, а, в первую очередь, свойствами центральной нервной системы, особенностями сенсомоторных процессов человека. Немаловажное значение при проявлении координационных способностей имеет и интеллект. Таким образом, очевидно, что не все физические качества являются показателями физического развития человека. К специфическим координационным способностям относятся: способности к равновесию, к ориентированию, к реагированию, к дифференцированию параметров движений, к ритму, к перестроению двигательных действий, к вестибулярной устойчивости, к произвольному расслаблению мышц, к согласованию (связи)

Следует заметить, что между кондиционными и координационными способностями существует определенная связь. Так, успешность овладения двигательными действиями, совершенствование разнообразных двигательных умений и навыков зависят, в первую очередь, от координационных способностей человека. В то же время, чем больше освоенных человеком двигательных действий, чем они разнообразнее, тем выше возможности совершенствования физических качеств. Таким образом,

с одной стороны, морфофункциональное состояние организма человека – основа для проявления кондиционных способностей, с другой, – высокий уровень развития этих качеств является предпосылкой для улучшения морфофункциональных показателей.

Характеристика физических качеств.

Сила - способность человека преодолевать внешнее сопротивление и противостоять ему за счёт мышечных усилий. Собственно силовые способности проявляются в движении (динамическая сила) и в напряжении изометрического типа (статическая сила). Статическая сила характеризуется двумя его особенностями: активная статическая сила и пассивная статическая сила. Соединения с другими физическими способностями (скоростно-силовые, силовая ловкость, силовая выносливость).

К скоростно-силовым способностям относятся быстрая сила и взрывная, которая проявляется как стартовая сила и ускоряющая сила.

Силовая ловкость проявляется в циклической работе и ациклической работе.

Силовая выносливость -способность противостоять утомлению, вызываемому относительно продолжительными мышечными напряжениями значительной величины. В зависимости от режима работы мышц выделяют статическую и динамическую силовую выносливость.

Под скоростными способностями понимают возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени. И они проявляются в быстроте простой и сложной реакции, в скорости одиночного движения, в максимальной частоте движений в различных суставах и в скорости, проявляемой в целостных двигательных действиях (бег на короткие дистанции).

Выносливость способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. Различают общую и специальную выносливость.

Гибкость способность выполнять движения с большей амплитудой. По форме проявления различают гибкость активную и пассивную . По способу проявления гибкости подразделяют на динамическую и статическую. Динамическая гибкость проявляется в движениях, статическая - в позах.

Двигательно-координационные способности в физическом воспитании связывают с понятием ловкости – способностью человека быстро, оперативно, целесообразно, т.е. рационально, осваивать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи, в изменяющихся условиях.

Контрольные тестовые упражнения для определения уровня развития физических качеств.

Развитие выносливости

В практике физического воспитания для определения уровня выносливости применяется косвенный способ, когда выносливость у занимающихся определят по времени преодоления дистанций: 600,800,1000, 1500, 2000 и 3000 метров.

Используется также тесты с фиксированной длительностью бега - 6 и 12 мин. Определяется расстояние, которое пробежал учащийся за определённое время.

К неспецифическим тестам относятся: бег на тредбане, педалирование на велоэргометре, степ-тест.

Специфическими считаются тесты, которые приближены по структуре к соревновательным (плавание, лыжные гонки, гимнастика, единоборства и т.д.).

Развитие силовых способностей

Для измерения статической максимальной силы применяются динамометры (кистевой и становой), для измерения силы кисти и спины. Для определения динамической максимальной силы используют отдельные упражнения с предельным отягощением (жим штанги лежа, приседание). Применение данных тестов требует особой осторожности и обязательной страховки учителем. Косвенными показателями взрывной силы ног являются результаты максимальных прыжков с места (в длину и вверх). Для оценки силовой динамической выносливости используют многократное (до отказа или за определенное время) выполнение тестовых упражнений:

Подтягивание на перекладине;

Сгибание - разгибание рук в локтевом суставе в упоре лежа;

Приседание типа «пистолет»;

Поднимание опускание туловища, в положении лежа;

Сгибание ног до определенного угла в висе на гимнастической стенке или перекладине и др.

Развитие быстроты

Для оценки быстроты двигательной реакции испытуемому предлагают в ответ на определенный световой или звуковой сигнал как можно быстрее выполнить простое движение, например нажать на кнопку, размыкающую электрическую цепь хронорефлексометра Время, прошедшее от начала сигнала до моторной реакции (латентный период). В силу разной чувствительности зрительного и слухового анализаторов, время реакции на световой раздражитель меньше, чем на звуковой.

Более простой метод измерения быстроты одиночного движения выполнение 5 выпрыгивания или 5 приседаний с заданной амплитудой с максимально возможной скоростью. С помощью секундомера регистрируется время, с последующим расчетом времени одиночного движения.

Для определения частоты движений кисти применяют теппинг - тест. Проставление карандашом на бумаге размером 10 см. на 10 см. максимально возможного количества точек за 10 с. Затем число точек подсчитывают и делают перерасчет движений за 1 мин.

При определении частоты движении ног испытуемый выполняет бег на месте с высоким подниманием бедра (параллельно опоре) в максимальном темпе в течение 10 с. Число шагов подсчитывается, и затем рассчитывают количество шагов за 1 мин.

Оценка скоростных возможностей человека определяется по времени про бегания коротких дистанций (бега 30, 60 и 100 м.). В таких тестах учитывается вариант старта (низкий, высокий) и правила соревнований по легкой атлетике.

Развитие гибкости

Гибкость измеряют в линейных (см) или угловых (градус) единицах. Подвижность в плечевом суставе с гимнастической палкой, выполняется вы крут прямых рук назад. Степень подвижности оценивается по расстоянию между кистями рук.

Подвижность в коленных суставах выполнение полного приседания, руки вперёд или за голову.

Подвижность в голеностопном суставе измеряются параметры сгибания и разгибания в суставе.

Гибкость позвоночного столба определяют по степени наклона туловища вперед, назад и в стороны. Испытуемый в положении стоя на скамейке (или сидя на полу) наклоняется вперед до предела, не сгибая ног в коленях. Зафиксировав крайнее положение на 1-2 сек., измеряется расстояние с помощью линейки или ленты от нулевой отметки до кончиков средних пальцев рук (в см). Если пальцы не достают до нулевой отметки, то результат с минусом, а если дальше, то со знаком плюс.

Гибкость в тазобедренном суставе оценивается по расстоянию от пола до таза (копчика) в положении стоя ноги врозь в сторону и вперёд-назад с опорой на руки. Чем меньше расстояние, тем выше результат.

Развитие ловкости

Ловкость – сложное, комплексное качество, во многом связанное с координационными способностями, точностью движений и функцией равновесия.

При оценке точности движений предлагается выполнить движение, строго регламентированное в пространстве, во времени и степени мышечного усилия. Регистрируются ошибки при воспроизведении заданного параметра движения. Чем меньше величина ошибок, тем совершеннее точность движений. В качестве контрольных упражнений могут быть:

Отведение или сгибание конечностей до заданного угла без контроля зрения;

Ходьба по периметру размеченного квадрата с завязанными глазами;

Выполнение движений (приседаний, махов руками, ходьбы, бега) в течение точно заданного интервала времени по собственному «ощущению» времени;

Не глядя воспроизвести на динамометре усилие в половину максимальной силы кисти;

Выполнение без разметки прыжка в длину с места на расстояние, равное половине личного максимального результата.

Под равновесием понимают способность к сохранению устойчивого положения тела (статическое – удержание принятой позы, динамическое – в движении). Для оценки статического равновесия , рассматривают время сохранения позы – стойка на одной ноге, другая согнута и подошвой упирается в колено опорной ноги, руки вытянуты.

Развитие координация движений

Наиболее часто применяется «Челночный» бег 3 * 10 м., бег «змейкой», «Челночный» бег 4 * 10 м. с переноской двух кубиков за линию старта, метание в цель с различного расстояния и из различных исходных положений.

Вывод:

Результаты мониторинговых исследований позволяют отслеживать динамику показателей физического развития и физической подготовленности учащихся и, тем самым, могут использоваться как эффективное средство осуществления индивидуального подхода к физическому воспитанию, поиска путей оптимизации учебного процесса по физической культуре и сохранения индивидуального здоровья каждого школьника.

Объективное оценивание по предмету «физическая культура» должна осуществляться с учётом индивидуального темпам прироста в развитии физических качеств, качеству и объему приобретенных знаний, прочности освоения двигательных умений и навыков, уровню выполнения учебных нормативов.

Исходя из реальных возможностей и минимально необходимой объективной информации в условиях школы представляется целесообразным использовать простейшие методы оценки, не требующие сложной аппаратуры и расчетов, а также больших затрат сил и времени.

По результатам фактических измерений в соответствии с методикой исследования выполняется расчет индивидуальных показателей физического развития, физической и функциональной подготовленности каждого учащегося, что поможет составить индивидуальную карту физического здоровья школьника.

Оценка уровня развития физических качеств и двигательных способностей проводится по результатам тестирования на основе комплекса разнообразных упражнений. Стандартная программа тестирования для всех видов спорта включает:

    Бег 30 м с высокого старта;

    Непрерывный бег в течение 5 мин.;

    Челночный бег 3 х 10 м;

    10-секундный бег на месте с максимальной частотой движений;

    Прыжок в длину с места;

    Прыжок вверх с места;

    Прыжки с «прибавками»;

    Подтягивания из виса на руках;

    Бросок набивного мяча;

    Выкрут с палкой;

    Наклон вперёд.

Дня велосипедного спорта предлагаются 5 видов тестирования, наиболее раскрывающих уровень показателей развития физических качеств и двигательных способностей.

Организация и проведение тестирования

При проведении тестирования следует обратить особое внимание на соблюдение требований инструкций и создания единых условий для выполнения упражнений всем учащимся СДЮСШОР. Тестирование проводят в соответствии с внутренним календарём СДЮСШОР 2 раза в год (октябрь, май ежегодно). Результаты тестирования заносят в личную карту спортсмена. При переходе в другую спортивную школу она служит основанием для включение спортсмена в списки тренировочных групп.
Ниже дана краткая инструкция по проведению тестирования юных спортсменов по указанной программе.
Бег 30 метров с высокого старта. Проводится на дорожке стадиона в спортивной обуви без шипов. Количество стартующих забеге определяется условиями, при которых бегущие не мешают друг другу. После 10-15 минутной разминки дается старт.
Прыжок в длину с места, см - выполняется толчком двух ног от линии и края доски на покрытие, исключающее жёсткое приземление. Измерение дальности прыжка производится стальной рулеткой.
Подтягиваниеизвисанаперекладине,количествораз. Выполняют из положения вис хватом сверху, руки на ширине плеч, Темп выполнения -
произвольный. Подтягивание считается выполненным, если при сгибании рук подбородок находится выше перекладины. Не засчитываются попытки при вспомогательных движениях ног и туловища.
Бросок набивного мяча весом 2 кг вперёд из-за головы, см . Выполняют из положения, сидя ноги врозь, мяч в вытянутых руках за головой. Перед броском спортсмен занимает у линии старта положение, при котором тазовый угол, образуемый при разведении ног, не выходит за стартовую линию. Дальность броска измеряется рулеткой.
Наклон вперёд, см . Выполняется из положения, стоя на гимнастической скамье, ноги вместе, выпрямлены. Глубину наклона измеряют по расстоянию между кончиками пальцев рук и верхней поверхностью скамейки с помощью двух укреплённых вертикально скамье линеек, т.о., чтобы нулевые отметки совпадали с верхним краем скамейки. Одна линейка обращена вверх, другая -вниз. Если кончики пальцев испытуемого ниже верхнего края скамейки, результат записывают со знаком +, если выше - со знаком -. Не разрешается сгибать колени и делать рывковые движения.

Оценка результатов тестирования.

В таблицах приведены шкалы единых нормативных требований для оценки уровня развития физических качеств и двигательных способностей. По ряду упражнений (Наклон вниз), характеризующих главным образом подвижность суставов или некоторые важные для спорта психофизиологические механизмы, нормативные требования одинаковы для всех возрастных групп. По этим показателям с возрастом могут наблюдаться негативные сдвиги.
Суммарная оценка результатов тестирования показателей физических качеств и двигательных способностей в группах велосипедистов должна составлять 15 баллов за выполнение 5 тестов.

Нормативы оценки развития гибкости

упражнение

Оценка,
баллы

мальчики

девочки

Наклон вперёд, см

11 и больше

16 и больше

От 0,5 до 10,5

От 5,5 до 15,5

От 0 до -10

От -5 до + 5

От-10,5 до-20,5

От -5,5 до-15,5

От-21 и больше

От -16 и больше

Нормативные требования к оценке показателей развития физических качеств и двигательных способностей

Упражнения

баллы

Возрастные группы, лет (Юноши)

9-10

15 и ст.

Бег 30 м, с

5,6 и мен.

5,3 и мен.

5,0 и мен.

4,7 и мен.

4,4 и мен.

4,2 и мен.

5,7-6,1

5,4-5,8

5,1-5,5

4,8-5,2

4,5-4,9

4,3-4,7

6,2-6,6

5,9-6,3

5,6-6.0

5,3-5,7

5,0-5,4

4,8-5,2

6,7-7,1

6,4-6,8

6,1-6,5

5,8-6,2

5,5-5,9

5,3 - 5,7

7,2 и бол.

6,9 и бол.

6,6 и бол.

6,3 и бол.

6,0 и бол.

5,8 и бол.

Прыжокв
длину с места,
см

186 и бол.

196 и бол.

211 и бол.

226 и бол.

236 и бол.

251 и бол.

171-185

181 -195

196-210

211-225

221-235

236 - 250

156-170

166-180

181 - 195

196-210

206 - 220

221 - 235

141 - 155

151-165

166-180

181 - 195

191-205

206 - 220

140 и мен.

150 и мен.

165 и мен.

180 и мен.

190 и мен.

205 и мен.

Бросок набивного мяча

366 и бол.

396 и бол.

436 и бол.

486 и бол.

536 и бол.

586 и бол.

316-365

351-395

391-435

436 - 485

486 - 535

536 - 585

261-315

306-350

346 - 390

386-435

436-485

486-535

211 -260

261 - 305

301-346

336-385

386 - 435

436 - 485

210 и мен.

260 и мен.

300 и мен.

335 и мен.

385 и мен.

435 и мен.

Подтяги вание из виса,
кол-во

11 и бол.

13 и бол.

15 и бол.

18 и бол.

21 и бол.

25 и бол.

8-10

9-12

11-14

13-17

15-20

18-24

7-10

8- 12

9- 14

11-17

1 -4

4-10

Девушки

9-10

15 и ст.

Бег 30 м, с

5,8 и мен.

5,6 и бол.

5,3 и мен.

5,0 и мен.

4,8 и мен.

4,5 и мен.

5,9-6,3

5.7-6,1

5,4 - 5,8

5,1-5,5

4,9-5,3

4,6 - 5,0

6,4-6,8

6,2-6,6

5,9-6,3

5,6-6,0

5,4-5,8

5Л -5,5

6,9-7,3

6,7-7,1

6,4-6,8

6,1-6,5

5,9-6,3

5,6-6,0

7,4 и бол.

7,2 и бол.

6,9 и бол.

6,6 и бол.

6,4 и бол.

6,1 и боя

Прыжок в длину с места,
см

171 и бол.

181 и бол.

191 и бол.

206 и бол.

221 и бол.

231 и бол.

161 - 170

171 - 180

181 - 190

196-205

211-220

221-230

151 - 160

161 - 170

171 - 180

186- 195

201-210

211-220

141 - 150

151-160

161 - 170

176-186

191 - 200

201 - 210

140 и мен.

150 и мен.

160 и мен.

175 и мен.

190 и мен.

200 и мен.

Бросок набивного мяча
массой 2 кг, см

271 и бол.

301 и бол.

361 и бол.

391 и бол.

43 I и бол.

501 и бол.

241-270

271 - 300

321 - 360

351-390

401-430

461 - 500

2П-240

241-270

281 - 320

311-350

371-400

421-460

181-210

211-240

241-280

271 -310

341 - 370

381-420

180 и мен.

210 и мен.

240 и мен.

270 и мен.

340 и мен.

380 и мен.

Подтягивание
из виса на
руках, кол-во

8 и бол.

9 и бол.

10 и бол.

14 и бол.

15 и бол.

16 и бол.

10-13

10-14

12-15

8-11

3 и мен.

Тесты для оценки физических качеств

мышечная сила

тест "Крауса - Вебера"

1. Для определения силы мышц живота и разгибателей тазобедренного сустава используется упражнение "сед из положения лежа на спине, руки за головой". В том случае, если ученик не может подняться, он получает 0 баллов, если выполняет упражнение частично с помощью преподавателя - 5 баллов, при правильном самостоятельном выполнении - 10 баллов.

2. Для определения силы мышц живота используется упражнение "сед из положения лежа на спине с согнутыми коленями". Подсчет баллов делается так как и при выполнении первого упражнения.

3. Для определения силы мышц-сгибателей тазобедренного сустава и мышц живота применяется упражнение "поднимание ног из положения лежа на спине". Ученик, который тестируется должен поднять ноги на высоту 10 дюймов (25,4 см) над полом и как можно дольше удержать их в этом положении. За каждую секунду присуждается один балл. Максимальное количество присуждаемых баллов - 10.

4. Для определения силы мышц спины используется упражнение "поднимание туловища из положение лежа на животе". Тот, кто тестируется ложится на живот на специальную подушку, руки кладет за голову.

Партнер фиксирует его ноги, после чего он поднимает туловище и удерживает его в этом положении на протяжении 10 с. Подсчет баллов проводится так, как в предыдущем упражнении.

5. Исходное положение следующего упражнения - "поднятие ног в положении лежа на животе": - такое же, как и в предыдущем. Партнер фиксирует верхнюю часть его туловища, после чего испытуемый поднимает прямые ноги над полом и удерживает их в этом положении на протяжении 10 с.

Подсчет баллов проводится также, как в упражнении 3.

6. Последнее упражнение - наклон туловища - выполняется с целью определения уровня развития гибкости. Тестируемый должен тронуть кончиками пальцев пол - в этом случае упражнение считается выполненная. Если же он не дотягивается до пола, то результат составляет количество сантиметров от пола до кончиков пальцев со знаком минус.

Подсчитывается общее количество баллов. Краус считает, что лица, которые не в состоянии выполнить эти минимальные требования, не могут считаться в достаточной степени физически развитыми.

Тесты для определения быстроты

а) Сидя за столом, рука на столе. Выполняя движения только кистью, за 10 секунд нанесите на лист бумаги карандашом максимальное количество точек.

б) Стоя, в согнутую под прямым углом правую руку возьмите линейку вертикально так, чтобы её нулевая отметка была на одном уровне с мизинцем. Разожмите, отпуская линейку, и сразу же как можно быстрее вновь сожмите пальцы рук. Чем меньше расстояние от нижнего края линейки до ладони, тем лучше.

в) Бег на месте в течение 10 секунд. Чем большее количество шагов вам удастся сделать за это время, тем лучше результат.

Тесты для определения выносливости

1. Измеряем пульс

Измерьте свой пульс. У здорового человека он должен быть около 60–80 ударов в минуту. Начинайте приседать в спокойном темпе. После того, как вы присели 20 раз, снова измерьте пульс. Если он увеличивается более, чем на 20 ударов в минуту, это означает, что ваша сердечно-сосудистая система не вполне адекватно реагирует на небольшую физическую нагрузку. Поэтому имеет смысл задуматься о том, чтобы обследоваться у врача - это во-первых, а во-вторых - что вам в жизни не хватает физической нагрузки.

2. Измеряем давление

Почти такой же способ оценить свою выносливость существует и с измерением артериального давления. У здорового человека давление около 120 на 80. Измерив давление, сделайте новое измерение. Если давление повышается более, чем на 20 миллиметров ртутного столба, вам нужно обследовать свои сосуды: ваша сердечно-сосудистая система не готова к таким нагрузкам.

3. Встаем на дорожку

Более сложный способ - это сходить в тренажерный зал и встать на беговую дорожку, включить скорость 6 километров в час и посмотреть, через какое количество времени ваш пульс увеличится на 20 ударов в минуту. Если это происходит через 3–4 минуты или раньше, это тоже повод задуматься о состоянии вашей сердечно-сосудистой системы.

4. Измеряем дыхание

Можно оценить выносливость, считая количество вдохов и выдохов. Обычно человек в минуту совершает 14–18 дыхательных движений (вдох с выдохом). Потом дайте себе нагрузку - те же 20 приседаний или 5 минут ходьбы на дорожке со скоростью 6 километров в час и посмотрите, насколько участилось ваше дыхание. Если у вас появилась одышка, если вам трудно дышать, или если частота дыхания увеличилась на треть и более - значит, у вас проблемы с выносливостью дыхательной системы, она плохо адаптируется к физическим нагрузкам.

Тесты для определения гибкости

1. Подвижность в плечевом суставе. Испытуемый, взявшись за концы гимнастической палки (веревки), выполняет выкрут прямых рук назад. Подвижность плечевого сустава оценивают по расстоянию между кистями рук при выкруте: чем меньше расстояние, тем выше гибкость этого сустава, и наоборот. Кроме того, наименьшее расстояние между кистями рук сравнивается с шириной плечевого пояса испытуемого. Активное отведение прямых рук вверх из положения лежа на груди, руки вперед. Измеряется наибольшее расстояние от пола до кончиков пальцев.

2. Подвижность позвоночного столба. Определяется по степени наклона туловища вперед. Испытуемый в положении стоя на скамейке (или сидя на полу) наклоняется вперед до предела, не сгибая ног в коленях. Гибкость позвоночника оценивают с помощью линейки или ленты по расстоянию в сантиметрах от нулевой отметки до третьего пальца руки. Если при этом пальцы не достают до нулевой отметки, то измеренное расстояние обозначается знаком «минус» (-), а если опускаются ниже нулевой отметки - знаком «плюс» (+).

«Мостик». Результат (в см) измеряется от пяток до кончиков пальцев рук испытуемого. Чем меньше расстояние, тем выше уровень гибкости, и наоборот.

3. Подвижность в тазобедренном суставе. Испытуемый стремится как можно шире развести ноги: 1) в стороны и 2) вперед назад с опорой на руки. Уровень подвижности в данном суставе оценивают по расстоянию от пола до таза (копчика): чем меньше расстояние, тем выше уровень гибкости, и наоборот.

4. Подвижность в коленных суставах. Испытуемый выполняет приседание с вытянутыми вперед руками или руки за головой. О высокой подвижности в данных суставах свидетельствует полное приседание.

5. Подвижность в голеностопных суставах. Измерять различные параметры движений в суставах следует, исходя из соблюдения стандартных условий тестирования: 1) одинаковые исходные положения звеньев тела; 2) одинаковая (стандартная) разминка; 3) повторные измерения гибкости проводить в одно и то же время, поскольку эти условия так или иначе влияют на подвижность в суставах.

Пассивная гибкость определяется по наибольшей амплитуде, которая может быть достигнута за счет внешних воздействий. Ее определяют по наибольшей амплитуде, которая может быть достигнута за счет внешней силы, величина которой должна быть одинаковой для всех измерений, иначе нельзя получить объективную оценку пассивной гибкости. Измерение пассивной гибкости приостанавливают, когда действие внешней силы вызывает болезненное ощущение.

Тесты для определения ловкости

1. Челночный бег 3 раза по 10 м (определяется способ­ность быстро и точно перестраивать свои действия в соответ­ствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки).

Ребенок встает у контрольной линии, по сигналу «марш» (в этот момент воспитатель включает секундомер) трехкратно преодолевает 10-метровую дистанцию, на которой по прямой линии расположены кубики (5 шт.). Ребенок обегает каждый кубик, не задевая его. Фиксируется общее время бега.

2. Статическое равновесие (тест выявляет и тренирует ко­ординационные возможности детей).

Ребенок встает в стойку - носок сзади стоящей ноги вплотную примыкает к пятке впереди стоящей ноги - и пы­тается при этом сохранить равновесие. Ребенок выполняет задание с открытыми глазами. Время удержания равновесия фиксируется секундомером. Из двух попыток фиксируетса учший результат.

3. Подбрасывание и ловля мяча (тест на ловкость и коор­динацию).Ребенок принимает исходное положение (ноги на шири­не плеч) и двумя руками подбрасывает вверх мяч диамет­ром 15-20 см как можно большее количество раз. Ребенку предлагается сделать 2 попытки. Фиксируется лучший ре­зультат.




  • Разделы сайта