Комплекс сюжетной утренней гимнастики в старшей группе. Картотека (старшая группа) на тему: Комплекс утренней гимнастики в старшей группе. Утренняя гимнастика «К нам пришла зима»

Современная система образования: лицеи, гимназии, школы с профильным обучением, заинтересована в подготовке детей к школе, особенно в развитии их интеллектуальных способностей и волевых качеств.

1. Волевое развитие в структуре готовности к школьному обучению

К сожалению, достаточно часто, процесс подготовки детей к обучению в школе сводится к «натаскиванию» их по школьным предметам: уже с раннего возраста мамы учат детей читать, считать, решать и писать. Но этого, явно, мало.

При поступлении в школу ребенок должен обладать определенными признаками школьника.

И. Шванцер выделил эти признаки, которые характеризуются следующими показателями: быть интеллектуально, эмоционально и социально зрелым.

Известные психологи: Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, Н.И. Гуткина и др. уделяли большое внимание развитию произвольного поведения, которое проявляется в умении подчиняться правилам и требованиям взрослого, умении управлять собой, своим поведением. По их мнению, этот компонент считается наиболее важным для психологической готовности дошкольников к школе.

Они рассматривают ряд волевых качеств, таких как настойчивость, выдержка, терпение, целенаправленность, осознанность, умение преодолевать трудности, самостоятельно приобретать знания, контролировать свои действия и поступки, находить способы решения трудных ситуаций. Выделенные волевые составляющие психологической готовности дошкольника к школе являются значимыми предпосылками для успешного обучения, социализации и интеграции в общество.

Исследования последних лет показывают недостаточное развитие произвольности и волевой регуляции современных первоклассников.

Неподготовленность детей к обучению в школе, проявляется в импульсивных формах поведения, в неумении трудиться, в неадекватной реакции на трудности в учении, в неумении слушать и понимать учителя. Недостаточное развитие волевой сферы дошкольников затрудняет обучение ребенка в школе, вызывает целый ряд трудностей у педагогов в обучении детей.

2. Воля и её развитие у Вашего ребенка

Воля - это только обобщенное понятие, за которым скрывается много разных психологических элементов. Чаще всего отмечаются такие качества как целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержка, самостоятельность, смелость, стойкость, самообладание и инициативность. К элементам воли отнесены критичность, исполнительность и уверенность.

Сила волевого качества определяется уровнем проявления волевого усилия, направленного на преодоление трудностей. Главным признаком устойчивости волевых качеств является степень постоянства проявления волевого усилия в однотипных ситуациях.

Ниже перечислены положительные волевые качества личности, которыми должен владеть к школе ребенок согласно психологическим критериям готовности к школе.

Попробуйте дать оценку развития волевых качеств личности своего ребенка. Дайте оценку проявления отрицательных волевых качеств личности, свойственных Вашему ребенку. На преодоление каких качеств вы прилагаете свои усилия.

(отметьте галочкой соответствующую позицию)

3. Как развивается воля у ребенка?

Произвольные движения начинают формироваться у ребенка на первом году жизни. Развитие произвольного поведения маленького ребенка связано с осуществлением им познавательных действий и с подражанием взрослым.

Со второго года жизни растет время удержания ребенком заданной взрослыми цели действия, а затем у него появляется возможность и самостоятельной постановки цели.

В период от 2 до 3 лет побуждение и торможение действия еще регулируются действием реальных внешних стимулов, а не с помощью слов. Вследствие развития речи и мышления постепенно у ребенка формируется внутренний интеллектуальный план, благодаря которому ребенок подчиняется правилам. Развитие внутреннего плана сознания позволяет предвидеть будущее и учитывать его в своих действиях.

В период от 2 до 3 лет закладываются основы регулирующей функции речи. Большое значение для формирования волевых действий у ребенка имеет выработка прочной и действенной реакции на два главных словесных сигнала взрослых на слово «надо», требующее действия даже вопреки желанию ребенка, и на слово « нельзя», запрещающее действие, желаемое ребенком.

К З годам, а иногда и раньше, у детей проявляется выраженное стремление к самостоятельности «Я сам», - требует малыш, бурно протестуя против вмешательства и помощи родителей.

Маленькому ребенку гораздо труднее подчиниться требованию не делать что-то, чем приказу делать что-то другое. Поэтому взрослым выгоднее выражать свои требования не в негативной, а в позитивной форме «Брать ножницы можно только взрослым».

Дети 3 лет проявляют выдержку и терпение, если это предвещает им удовольствие.

Нарушение правил поведения другими замечается уже с 3 лет, а с 4 лет развивается контроль за своими действиями. В дошкольном возрасте появляется первая самооценка, роль которой в регуляции поведения постоянно возрастает. Все эти изменения служат предпосылками и создают условия для развития воли и волевых качеств личности. На 4-5 м году жизни у детей обнаруживается послушание, обусловленное пробуждающимся у детей чувством обязанности и, в случае невыполнения какой-либо обязанности, чувством вины перед взрослыми. В конце дошкольного возраста ребенок делает в волевом развитии большой шаг вперед: он начинает брать на себя выполнение задания, действовать из сознания необходимости довести дело до конца. Шестилетние дети могут проявить инициативу при выборе цели, самостоятельность, упорство, но в основном тогда, когда их действия сопровождаются эмоциями радости, удивления или огорчения.

У детей старшего дошкольного возраста слова «надо», «можно», «нельзя» становятся основой и для саморегуляции, когда мысленно произносятся самим ребенком. Это - первое самостоятельное проявление ребенком силы воли.

Однако для дошкольников характерно и негативное проявление силы воли, выражающееся в упрямстве, негативизме и капризах. А. П. Ларин показал, что упрямство возникает как при резком ограничении свободы ребенка, его самостоятельности (как самозащита со стороны ребенка), так и при полной вседозволенности или безнадзорности (он привыкает действовать лишь по своему желанию).

Поступление в школу знаменует новый этап в развитии волевой сферы личности ребенка. Под влиянием предъявляемых к нему требований начинается усиленное развитие выдержки (сдержанности) и терпения как основы дисциплинированного поведения, которое к концу первого года становится привычным для ребенка.

4. Как развивать волевые качества у ребенка?

Посредником в процессе воспитания воли всегда является взрослый человек, он направляет и учит контролировать поведение.

Взрослый должен:

· Ставить перед ребенком такую цель, которую бы он не только понял, но и принял ее, сделав своей. Тогда у ребенка появится желание в ее достижении;

· Направлять, помогать в достижении цели;

· Приучать ребенка не пасовать перед трудностями, а преодолевать их;

· Воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании, играх-головоломках и т.п.

· Учить ребенка планировать свои действия и доводить их до логического результата.

· Спрашивать с ребенка результат работы, проверять, отмечать успехи (поощрять).

О том, как развивать волевые качества дошкольника, написано немало статей и книг. Остановлюсь лишь на некоторых моментах.

Воспитание дисциплинированности

Дисциплина – это обязательное для всех членов коллектива подчинение твёрдо установленному порядку.

Послушание – способность слушать и подчиняться, выполнять требования взрослых.

Причины нарушения дисциплины и неподчинения правилам поведения:

· Несогласованность требований к ребёнку в детском саду и семье,

· Незнание или отсутствие правил поведения;

· Отсутствие единства методов воспитания;

· Утомление детей вследствие длительных ожиданий чего-либо;

· Система запретов (запретный плод сладок!).

Условия воспитания дисциплинированности:

· Чёткий режим, организованность и порядок жизни и окружающей обстановки.

· Установление в семье правил поведения во всех видах деятельности.

· Постепенное усложнение требований и увеличение количества правил.

· Единство требований к детям со стороны всех взрослых.

· Справедливое отношение взрослых к детям.

· Интересная и содержательная жизнь, атмосфера доброжелательности.

Методы воспитания дисциплинированности:

· Упражнения (наглядный показ способов поведения)

· Воспитывающие ситуации

· Указания, напоминания

· Убеждение

· Положительный пример взрослых и сверстников

· Поощрения

· Наказания (лучше обходиться без них!)

Воспитание самостоятельности у дошкольников

Наиболее действенными методами воспитания самостоятельности являются: беседы-рассуждения, чтение художественных произведений (В.Степанов «Умелые помощники», М.Зощенко «Глупая история», Носов «Заплатка», Т.Караманенко «Ножки не идут»), просмотр мультфильмов, проблемные ситуации, пошаговая инструкция, инструкционные карты, экспериментирование.

Очень важно создавать условия для проявления самостоятельности, избегать мелочной опеки и контроля. Чаще доверять своему ребенку. Хорошо, когда перед ребенком стоит не только личный, но и общественный мотив деятельности. «Помою всем обувь», «Для всех сделаю бутерброды»…

Развитие усидчивости, целенаправленности, произвольного внимания, формирование самоконтроля.

Очень полезно предлагать ребенку задания «Корректурные пробы». В них надо зачеркнуть или обвести определенную картинку или значок за определенное время (как правило, за минуту). Затем с ребенком проверяется работа, подсчитывается число пропущенных значков или неправильно зачеркнутых. (Скачать некоторые корректурные пробы можно тут (1271 K)).

Такие задания приучают сохранять произвольное внимание, работать сосредоточенно, точно, учиться проверять себя, находить допущенные ошибки.

Задумавшись о развитии воли Вашего ребенка уже в дошкольном возрасте, целенаправленно формируя выделенные волевые составляющие психологической готовности дошкольника к школе, Вы создаете значимые предпосылки для его успешного обучения.

Фото найдено в интернет: http://images.yandex.ru/

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования Динской район

«Детский сад № 9»

Конспект

родительского собрания с элементами тренинга

«Нравственно-волевая подготовка детей к школе»

Воспитатель: Клименко Татьяна Алексеевна

ст. Нововеличковская

2016 год

Цели :

Формирование активной педагогической позиции родителей .

Вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями.

Вовлечение родителей в воспитание своих детей .

Повестка дня :

Нравственно-волевая подготовка детей к школе в семье .

Рубрика «Вопрос-ответ» (ответы на вопросы родителей по подготовке детей к школе )

Материалы :

Чистый лист бумаги квадратной формы

Бланки для заполнения экспресс - тестирования

Простые карандаши

Ход встречи:

Незаметно приближается время поступления ребенка в школу . Это большое событие в жизни семьи : скоро у ребенка появятся новые, серьезные обязанности, его главным делом станет учение.

1. Упражнение «Снежинка»

Сейчас мы с Вами выполним интересное упражнение. Главное условие : не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Перед Вами у каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее :

1. Сложите лист пополам.

2. Оторвите правый верхний уголок.

3. Опять сложите лист пополам.

4. Снова оторвите правый верхний уголок.

5. Сложите лист пополам.

6. оторвите правый верхний уголок.

Продолжайте эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу Вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как и у Вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковые.

Нашли? (Участники отвечают, что не нашли) .

А почему как Вы думаете?

Варианты поступают самые разные и постепенно, по мере их поступления, аудитория приходит к выводу : одинаковых людей нет, поэтому и снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была совершенно одинаковая.

Это вывод – начало разговора о том, что дети все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества.

2. Анкетирование «Готов ли Ваш ребенок к школе

(см. Приложение 1)

3. Немного теории :

Многие родители считают , что основное при подготовке к школе - это научить ребенка читать, писать, считать. Безусловно, специальная подготовка важна , но ее недостаточно для успешного обучения в школе .

Учеба в школе – нелегкий труд , к которому ребенок должен быть подготовлен . Уметь управлять своим поведение, подчинять его нормам и правилам, установленным школой , считаться с интересами окружающих, преодолевать встречающиеся трудности – вот далеко не полный перечень требований, предъявляемый школой к будущему первокласснику. Чтобы справиться с ними, ребенку необходимо обладать такими нравственно-волевыми качествами , как организованность, ответственность, самостоятельность, настойчивость, дисциплинированность.

Понаблюдайте за своим ребенком в разных видах деятельности и ответьте, достаточно ли воспитаны у него данные качества.

4. Беседа «Характеристики» этих качеств:

Организованность :

Умение следовать цели, поставленной взрослыми или выдвигаемой самостоятельно, подчинение деятельности поставленной цели;

Умение руководствоваться планом, предложенным взрослыми, и самостоятельное осуществление последовательно намеченных действий;

Рациональное использование времени, установленного для выполнения задания, умение ускорить темп работы;

Умение справедливо оценить свою работу и работу товарищей, находить недостатки в своей работе;

Внешняя организованность : порядок на рабочем месте, аккуратность в обращении с материалами для работы, отсутствие отвлечений от работы;

Умение сдерживать импульсивные порывы, контролировать свои действия.

Ответственность :

Понимание ребенком значимости и необходимости обязательного выполнения деятельности, имеющей значение не только для него лично, но и для других людей, а также готовность держать ответ за порученное дело;

Умение и желание преодолевать встретившиеся трудности и препятствия, переделывать если получилось неудачно, искать более рациональные приемы;

Удовлетворение от того, что дали поручения, беспокойство за успех;

Умение оценивать результат труда.

Самостоятельность :

Охотное принятие ребенком предложения что-нибудь сделать, умение самому найти себе полезные дела и создать условия для игры, занятия, учебы.

Выполнения задания при отсутствии контроля со стороны взрослого;

Умение выполнить работу без посторонней помощи;

Умение преодолевать трудности и достигать результата;

Моральное удовлетворение от самостоятельно выполненного действия.

Дисциплинированность :

Охотное и своевременное выполнение требований взрослого (поручений и обязанностей) ;

Умение сдерживать себя от поступк4ов, идущих вразрез с требованиями дисциплины;

Умение согласовывать свои интересы, желания с интересами и желаниями окружающих.

Настойчивость :

Умение длительное время мобилизовывать усилия к достижению поставленной цели и достигать ее;

Преодоление трудностей и препятствий;

Доводить начатое дело до конца.

Понятие «готовность ребенка к школе » - комплексное и охватывает все сферы деятельности ребенка.

5. Сказка «Колобок»

Сейчас я предлагаю Вам всем известную сказку «Колобок» на психологический лад и попрошу Вас принять активное участие в ее разборе.

Итак, начали.

Жили-были дед со старухой. Не было у них детей . Было им одиноко на старости лет, и решили они испечь колобок. Что они сделали, чтобы испечь? Правильно! По сусекам помели, по коробу поскребли, и получился у них колобок.

Заповедь первая : Осознанно подходи к вопросам пополнения семейства.

По сусекам помели, по коробу поскребли, и получился у них колобок. Поставили они его на подоконник остужаться. Колобок спрыгнул с подоконника и покатился.

Заповедь вторая : Не оставляйте маленьких детей без присмотра .

Покатился колобок по дорожке и встретил там сначала зайку, потом медведя, потом волка.

Заповедь третья : Научите ребенка общаться с окружающим миром .

Встретилась ему лиса ласковая, хитрая.

Заповедь четвертая : Научите ребенка распознавать добро и зло, истинные намерения людей.

Съела лиса колобка.

Заповедь пятая : Научите ребенка самостоятельно с честью и достоинством, без ущерба для жизни, выходить из сложных жизненных ситуаций.

Вот такая известная сказка у нас получилась.

На этом встреча наша заканчивается.

Приложение 1

Анкета «Готов ли Ваш ребенок к школе

1. Ребенок посещает детский сад или групповые занятия?

а) Да, с удовольствием.

б) Посещает по необходимости, но ему там не нравиться .

в) Нет не посещает.

2. Как ведет себя Ваш ребенок, попадая в незнакомую компанию сверстников?

а) Предлагает ребятам играть в свои любимые игры.

б) Присоединяется к их играм, даже если они ему не нравятся .

в) Играет в одиночестве или сидит около взрослых.

3. Если Вашего ребенка кто-то из детей обидит , он :

а) Даст сдачи.

б) Пожалуется взрослым.

в) Будет терпеть и никому ничего не скажет.

4. Как ребенок реагирует на критические замечания?

А) Старается исправиться.

Б) Никак не реагирует.

В) Делает «назло» .

5. Когда Вы задаете ребенку вопрос, на который он не знает ответ, он :

А) Рассуждает в слух и пытается догадаться.

Б) Честно признается, что не знает. Задает этот вопрос Вам и внимательно слушает ответ.

В) Начинает кривляться и переводить тему.

6. Если к ребенку обращается малознакомый человек, он :

А) Легко вступает в разговор.

Б) Односложно отвечает на вопросы.

В) Молчит и прячется за родителей .

7. Разговаривая, ребенок:

А) Спокойно излагает свои мысли.

Б) Много жестикулирует, часто заменяет слова жестами и мимикой.

В) Часто сбивается, перескакивает с одного на другое, по несколько раз повторяет одни и те же слова и забывает, с чего он начал рассказ.

8. Вы разговариваете с кем-то из взрослых и просите ребенка немного помолчать, он :

А) Терпеливо ждет, пока Вы договорите.

Б) Постоянно влезает во взрослый разговор.

В) Начинает ныть и капризничать.

9. Если Вы даете ребенку поручение, которое ему не нравиться (например убрать игрушки), он :

А) Старается побыстрее убрать.

Б) Долго ноет, но все-таки убирает.

В) Убирает только с Вашей помощью.

10. При необходимости длительное время концентрировать внимание на одном деле (например, собирая конструктор, ребенок :

А) Сидит до тех пор, пока не соберет.

Б) Просит Вас помочь.

В) Если возникают сложности, откладывает конструктор и переключается на другие дела.

Подведем итоги :

За каждый ответ «а» - поставьте три балла, «б» - один балл, «в» - ноль баллов.

Подсчитаем полученный результат.

От 20 до 30 баллов : Психологическая готовность 100%.

Психологически Ваш ребенок готов к школе . Он достаточно уверен в себе и в своих способностях, адекватно воспринимает критику и умеет отстаивать свою точку зрения. Изменение распорядка дня, повышенная ответственность, новые требования и правила поведения не станут для него сильным стрессом. Поэтому, даже если он еще недостаточно хорошо умеет писать и считать, не стоит откладывать знакомство со школой . Хорошая психологическая готовность поможет Вашему ребенку быстро догнать сверстников по интеллектуальному развитию (если он действительно отстает) . А если ребенок уже давно освоил программу первого класса, психологическая зрелость поможет ему наилучшим образом проявить свои способности.

От 20 до 10 баллов : Психологическая готовность 50%.

Ваш ребенок находиться на промежуточной стадии психологической готовности к школе . В этом случае, при принятии решения, решающее значение имеет наличие интеллектуальной зрелости. Если ребенок легко проходит, все тесты и решает вступительные задачки, то можно не откладывать знакомство со школой до следующего года . Но, принимая решение отдать малыша в школу , будьте готовы к тому, что Вам придется постоянно его контролировать и помогать концентрировать внимание на конкретном предмете (действии) . Кроме того, изменение образа жизни и повышенные требования могут стать для ребенка сильным стрессом. Чтобы сгладить резкую смену ролей, рекомендуется отдать ребенка в группу подготовки к школе .

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Целевые ориентиры Образовательной программы ДОУ выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

- 249.00 Кб

Ребенок, поступающий в школу, должен быть подготовлен к новому образу жизни, к новой системе взаимоотношений с людьми, к активной умственной деятельности. Он должен достигнуть определенного уровня физического развития, чтобы справиться с новыми серьезными обязанностями.

Нравственно-волевая готовность к обучению в школе выражается в достижении ребенком к концу дошкольного детства такого уровня развития нравственного поведения, воли, моральных чувств и сознания, который позволяет ему активно принять новую социальную позицию и построить свои взаимоотношения с учителем и товарищами по классу на нравственной основе.

Другим важным компонентом нравственно- волевой готовности к школе является умение ребенка строить свои взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в соответствии с правилами. Опыт показывает, что адаптация к условиям обучения и школе находится в прямой зависимости от того, насколько успешно сформированы у ребенка за предыдущие годы качества «общественности»: доброжелательное, уважительное отношение к товарищам, организаторские умения, общительность, готовность проявить сочувствие, оказать взаимопомощь. Наличие такого комплекса коллективистических черт в поведении ребенка является показателем его нравственно-волевой готовности к школе и создает эмоционально-положительный тон общения со сверстниками в новом коллективе. В состав нравственно-волевой готовности входит и комплекс качеств, выражающих отношение дошкольника к труду. Это желание трудиться, чувство удовлетворения от хорошо и аккуратно выполненной работы, уважение к труду окружающих, овладение необходимыми трудовыми навыками.

Значение интеллектуальной готовности детей к школе обусловлено ведущим видом деятельности школьника – учением, требующим от учащихся напряженного умственного труда, активизации умственных способностей и познавательной деятельности. Интеллектуальная готовность к школе складывается из нескольких взаимосвязанных компонентов.Важным компонентом интеллектуальной готовности к школе является наличие у ребенка, поступающего в школу, достаточно широкого запаса знаний об окружающем мире. Этот фонд знаний является той необходимой основой, на базе которой начинает строить свою работу учитель.

Компонентом интеллектуальной готовности к школе является определенный уровень развития познавательной деятельности ребенка. Особое значение приобретает, во-первых, растущая произвольность познавательных процессов: способность к произвольному смысловому запоминанию и воспроизведению материала, плановому восприятию предметов и явлений, целенаправленному решению поставленных познавательных и практических задач и др.; во-вторых, повышение качества познавательных процессов: точности ощущений, полноты и дифференцированности восприятия, быстроты и точности запоминания и воспроизведения; в-третьих, наличие у ребенка познавательного отношения к окружающему миру, стремления к получению знаний и обучению в школе.

Как подчеркивают многие российские психологи (Л.И. Божович, Л.С. Славина, Н.Г. Морозова, А.А. Люблинская, Л.А. Венгер), воспитание у детей дошкольного возраста любознательности, интереса к знаниям, желания учиться и выполнять школьные правила, формирование положительного отношения к школе, интереса к книге являются важной предпосылкой для создания у учащихся устойчивых учебных интересов и ответственного отношения к учебе в школе.

Также существенную роль в формировании интеллектуальной готовности к школе играет общий уровень мыслительной деятельности будущего школьника. Интеллектуальная готовность к школе включает также овладение детьми элементами учебной деятельности.

Необходимым компонентом интеллектуальной готовности ребенка к школе является достаточно высокий уровень развития речи. Четкое звукопроизношение, разнообразие словаря, умение выражать свои мысли связно, грамматически правильно, культура речевого общения – все это составляет обязательное условие успешного обучения в школе. В содержание интеллектуальной готовности входит также достаточно широкий круг знаний, умений и навыков в области элементарных математических представлений, родного языка, первых основ грамоты.

Таким образом, интеллектуальная готовность к обучению в школе складывается из многих взаимосвязанных компонентов умственного и речевого развития детей. Единство общего уровня познавательной деятельности, познавательных интересов, способов детского мышления, достаточно широкого запаса осмысленных, систематизированных представлений и элементарных понятий об окружающем мире, речи и элементарной учебной деятельности создает у детей умственную готовность к усвоению учебного материала в школе.

Физическая готовность является необходимым компонентом формирования у ребенка школьной зрелости. Понятие «школьная зрелость» получило распространение в современной научной литературе. Это достаточно объемное понятие, суммирующее многие стороны психического и физического развития ребенка. В общем виде под «школьной зрелостью» понимается такой уровень морфологического и функционального развития, при котором ребенок может справиться с требованиями систематического обучения в школе.

Для определения «школьной зрелости» детей гигиенистами используются тест Керна-Йирасека (Чехия), методики, разработанные российскими последователями (М.В. Антропова, М.М. Кольцова, Т.С. Сорокина и др.). Обследования детей выявили возможность их обучения в школе с шестилетнего возраста. Режим дня, закаливающие процедуры, регулярные физкультурные занятия, разнообразные подвижные игры и физические упражнения, активный двигательный режим являются необходимыми условиями обеспечения физической готовности детей к обучению в школе.

1.2 Специальная готовность в структуре школьной готовности

Формирование и совершенствование познавательных процессов в дошкольном детстве обеспечивает не только интеллектуальное развитие ребенка, но и его подготовку к учению в школе. Кроме достижения определенного уровня развития познавательных способностей, такая подготовка включает обеспечение достаточно высокого уровня воспитанности личностных качеств, умение общаться и взаимодействовать с людьми. Помимо этого следует обратить внимание на сформированность у ребенка учебной деятельности со всеми ее основными характеристиками.

Готовность ребенка преддошкольного возраста к учению в школе, прежде всего, определяет его познавательная готовность, которая включает в себя достаточно развитую потребность в знаниях, умениях и выраженное стремление ребенка к их совершенствованию. В представление о познавательной готовности, кроме того, входит достаточно высокий уровень развития у ребенка потребности в достижении учебных успехов, в общении с людьми, наличие адекватной самооценки и умеренно высокого уровня притязаний. Без познавательной готовности ни о какой другой готовности ребенка к учению не может быть и речи, так как она является источником внутреннего стремления ребенка к приобретению знаний, умений и навыков. Она также определяет работоспособность как главную предпосылку, лежащую в основе всех человеческих достижений в развитии.

Второй фактор психологической готовности к учению можно назвать интеллектуально- познавательным. Он предполагает развитость у ребенка основных психических процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи по параметрам произвольности, опосредствованности, умения действовать как во внешнем, так и во внутреннем планах. Все познавательные процессы у детей должны развиваться систематически и системно, обязательно включать как внешние, практические действия с предметами, так и внутренние, умственные, связанные с использованием символической функции и знаковых систем. Сама же деятельность детей должна по мере возможности носить творческий характер.

Еще один показатель готовности – развитость самой практической деятельности ребенка с материальными предметами, включая те ее компоненты, которые встречаются в школьном обучении и в учении. Воспользуемся в этой связи несколько видоизмененной по сравнению с авторским вариантом схемой показателей готовности, предложенной Н.Г. Салминой. Эта схема включает в себя две группы признаков: функциональные и структурные. Первые относятся к процессу познавательной деятельности, ее практическому функционированию у ребенка, а вторые характеризуют структуру деятельности.

Познавательно- структурный анализ сформированности учебной деятельности предполагает выяснение:

  • принятия ребенком учебной задачи как руководства к действию;
  • сохранения принятой задачи или соскальзывания на другую в процессе ее выполнения;
  • сохранения или потери интереса к задаче в ходе ее решения.

Другой момент познавательно-структурного анализа сформированности учебной деятельности представляет собой выяснение отношения ребенка к учителю, которое может проявляться в реагировании на замечания учителя, в их принятии или игнорировании, в отношении учащегося к оказываемой ему помощи со стороны учителя.

Функциональные признаки сформированности учебной деятельности содержат в себе характеристику исполнительной части деятельности, а также ее контрольной части.

Характеристика ориентировочной части деятельности предполагает установление наличия самой ориентировки (способен ли ребенок анализировать заданные образцы действий, оценивать получаемый продукт, соотносить его с заданным образцом). Это включает выяснение:

  • характера ориентировки (свернутая – развернутая, хаотичная – продуманная, организованная – неорганизованная);
  • размера шага ориентировки (мелкий, пооперационный или крупный, целыми блоками).

Характеристика исполнительской части деятельности включает:

  • выполнение деятельности методом проб и ошибок, без анализа полученного результата или с соотнесением результата с условиями выполнения;
  • наличие или отсутствие самоконтроля деятельности;
  • копирование учащимся действий взрослого или другого учащегося или самостоятельное выполнение деятельности.

Характеристика контрольной части деятельности содержит в себе информацию о том, замечает ли ребенок ошибки, исправляет их или пропускает, не замечая.

Охарактеризуем те виды занятий с дошкольниками, которые лучше всего обеспечивают их познавательную подготовку к обучению и к учению в школе, по тем основным параметрам учебной деятельности, которые были описаны выше. Замечено, что главной проблемой в начале обучения дошкольников является их недостаточная познавательная готовность к учению, которая, в свою очередь, выражается в отсутствии устойчивого интереса к учению. Если какими-то способами нам удается обеспечить непосредственный интерес ребенка к нему, то учение и развитие идут нормально. Преодолеть трудности познавательного плана можно лишь сделав учение интересным занятием для ребенка, то есть проводя его в форме специальных учебно-познавательных игр, рассчитанных на увлечение ребенка и на его обучение через порождение интереса к приобретаемым знаниям, умениям и навыкам.

Первое требование к учебно-познавательным играм, проводимым с детьми дошкольного возраста, состоит в том, чтобы они развивали познавательные интересы. С этой точки зрения наиболее полезны для ребенка игры, отвечающие следующим требованиям:

А) способность порождать непосредственный интерес у детей;

Б) предоставление детям возможности проявить свои способности;

В) вовлечение ребенка в соревнование с другими людьми;

Г) обеспечение самостоятельности в поиске знаний, в формировании умений и навыков;

Д) доступность в игре для ребенка источников новых знаний, умений и навыков;

Описание

Цель работы – выявить уровни психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.проанализировать психолого-педагогические исследования по проблеме готовности ребенка к обучению в школе;
2.дать характеристику специальной готовности в структуре школьной готовности;
3.рассмотреть методики для выявления уровня специальной готовности у старших дошкольников к обучению в школе;
4.разработать методику диагностики уровня специальной готовности;
5.провести диагностику уровня специальной готовности.
Объект исследования – готовность старшего дошкольника к обучению в школе.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 6
1.1 Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме школьной готовности 6
1.2 Специальная готовность в структуре школьной готовности 13
1.3 Методики выявления уровня специальной готовности детей к обучению в школе 17
Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 22
2.1. Организация диагностики уровня специальной готовности старших дошкольников к обучению в школе 22
2.2. Результаты диагностики уровня специальной готовности старших дошкольников к обучению в школе 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
Список использованной литературы 34

Светлана Ковальчук
Родительское собрание «Нравственно-волевая подготовка детей к школе» c элементами сказкотерапии

Цели :

Формирование активной педагогической позиции родителей .

Вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями.

Вовлечение родителей в воспитание своих детей .

Материалы :

Чистый лист бумаги квадратной формы

Бланки для заполнения экспресс - тестирования

Простые карандаши

Здравствуйте, уважаемые родители ! Нам приятно видеть вас, и мы благодарим вас за то, что нашли возможность прийти на наше мероприятие. Наша сегодняшняя встреча посвящена обсуждению проблемы – «Нравственно - волевая подготовка детей к школе » . Мы, родители , заинтересованы в школьных успехах своего ребёнка, поэтому как можно раньше начинаем готовить его к поступлению в школу . Что надо сделать, чтобы ребёнок пошёл в школу подготовленным и учился хорошо , получая при этом только положительные эмоции – цель сегодняшнего разговора.

Формирование нравственно -волевой сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того как, будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении , зависит не только его успешное обучение в школе , но и формирование жизненной позиции.

Незаметно приближается время поступления ребенка в школу . Это большое событие в жизни семьи : скоро у ребенка появятся новые, серьезные обязанности, его главным делом станет учение.

В настоящее время проблема подготовки ребенка к школе в семье является наиболее актуальной. Придя в школу , первоклассник должен иметь навыки чтения, письма и счета. Самое главное для любого ребенка умение общаться, легко адаптироваться к новым условиям, слушать, слышать и понимать, но никогда не сравнивать с другим более успешным ребенком.

1. Упражнение «Снежинка»

Сейчас мы с Вами выполним интересное упражнение. Главное условие : не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Перед Вами у каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее :

1. Сложите лист пополам.

2. Оторвите правый верхний уголок.

3. Опять сложите лист пополам.

4. Снова оторвите правый верхний уголок.

5. Сложите лист пополам.

6. оторвите правый верхний уголок.

Продолжайте эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу Вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как и у Вас (взять у одного из родителей ) . Снежинки должны быть совершенно одинаковые.

Нашли? (Участники отвечают, что не нашли) .

А почему как Вы думаете?

Варианты поступают самые разные и постепенно, по мере их поступления, аудитория приходит к выводу : одинаковых людей нет, поэтому и снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была совершенно одинаковая.

Вывод : дети все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества.

Многие родители считают , что основное при подготовке к школе - это научить ребенка читать, писать, считать. Безусловно, специальная подготовка важна , но ее недостаточно для успешного обучения в школе .

Учеба в школе – нелегкий труд , к которому ребенок должен быть подготовлен . Уметь управлять своим поведение, подчинять его нормам и правилам, установленным школой , считаться с интересами окружающих, преодолевать встречающиеся трудности – вот далеко не полный перечень требований, предъявляемый школой к будущему первокласснику. Чтобы справиться с ними, ребенку необходимо обладать такими нравственно-волевыми качествами , как организованность, ответственность, самостоятельность, настойчивость, дисциплинированность.

Понаблюдайте за своим ребенком в разных видах деятельности и ответьте, достаточно ли воспитаны у него данные качества.

Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств : самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности.

Беседа «Характеристики» этих качеств

Организованность :

Умение следовать цели, поставленной взрослыми или выдвигаемой самостоятельно, подчинение деятельности поставленной цели;

Умение руководствоваться планом, предложенным взрослыми, и самостоятельное осуществление последовательно намеченных действий;

Рациональное использование времени, установленного для выполнения задания, умение ускорить темп работы;

Умение справедливо оценить свою работу и работу товарищей, находить недостатки в своей работе;

Внешняя организованность : порядок на рабочем месте, аккуратность в обращении с материалами для работы, отсутствие отвлечений от работы;

Умение сдерживать импульсивные порывы, контролировать свои действия.

Ответственность :

Понимание ребенком значимости и необходимости обязательного выполнения деятельности, имеющей значение не только для него лично, но и для других людей, а также готовность держать ответ за порученное дело;

Умение и желание преодолевать встретившиеся трудности и препятствия, переделывать если получилось неудачно, искать более рациональные приемы;

Удовлетворение от того, что дали поручения, беспокойство за успех;

Умение оценивать результат труда.

Самостоятельность :

Охотное принятие ребенком предложения что-нибудь сделать, умение самому найти себе полезные дела и создать условия для игры, занятия, учебы.

Выполнения задания при отсутствии контроля со стороны взрослого;

Умение выполнить работу без посторонней помощи;

Умение преодолевать трудности и достигать результата;

Моральное удовлетворение от самостоятельно выполненного действия.

Дисциплинированность :

Охотное и своевременное выполнение требований взрослого (поручений и обязанностей) ;

Умение сдерживать себя от поступков, идущих вразрез с требованиями дисциплины;

Умение согласовывать свои интересы, желания с интересами и желаниями окружающих.

Настойчивость :

Умение длительное время мобилизовывать усилия к достижению поставленной цели и достигать ее;

Преодоление трудностей и препятствий;

Доводить начатое дело до конца.

4.. Анкетирование «Готов ли Ваш ребенок к школе

(см. Приложение 1)

Понятие «готовность ребенка к школе » - комплексно охватывает все сферы деятельности ребенка.

5. Сказка «Колобок»

А теперь я предлагаю Вам всем вспомнить известную сказку «Колобок» на психологический лад и попрошу Вас принять активное участие в ее разборе.

Итак, начнем рассказывать сказку .

Жили-были дед со старухой. Не было у них детей . Было им одиноко на старости лет, и решили они испечь колобок. Что они сделали, чтобы испечь? Правильно! По сусекам помели, по коробу поскребли, и получился у них колобок.

По сусекам помели, по коробу поскребли, и получился у них колобок. Поставили они его на подоконник остужаться. Колобок спрыгнул с подоконника и покатился.

Заповедь первая : Не оставляйте маленьких детей без присмотра .

Покатился колобок по дорожке и встретил там сначала зайку, потом медведя, потом волка.

Заповедь вторая : Научите ребенка общаться с окружающим миром.

Встретилась ему лиса ласковая, хитрая.

Заповедь третья : Научите ребенка распознавать добро и зло, истинные намерения людей.

Съела лиса колобка.

Заповедь четвертая : Научите ребенка самостоятельно с честью и достоинством, без ущерба для жизни, выходить из сложных жизненных ситуаций.

Вот такая интересная сказка у нас получилась .

К какому выводу вы пришли?

6. На этом встреча наша заканчивается.

Родители должны помнить одну простую истину : образование может сделать ребёнка умным, но счастливым делает его только душевное общение с близкими и любимыми людьми – семьёй. Родители могут создать такую обстановку, которая не только подготовит ребёнка к успешной учёбе, но и позволит занять ему достойное место среди первоклассников, чувствовать себя в школе комфортно .

Несколько коротких правил :

Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.

Приучайте ребенка к самостоятельности.

Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что он хуже других.

Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребенка.

Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребенком.

Учите ребенка свободно и непринужденно общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми.

Вселяйте в ребенке уверенность в свои силы. Вместо слов «Я так за тебя боюсь» пусть лучше звучат слова «Я в тебе уверена» .

Не стесняйтесь подчеркивать, что Вы им гордитесь, хвалите своего ребенка за достижения, особенно, которые дались ему трудом и упорством.

Спрашивайте своего ребенка, если он вам ничего не рассказывает , делайте это тактично и тепло.

Всегда говорите ребенку правду, даже когда Вам это невыгодно.

Оценивайте только поступки, а не самого ребенка.

Не добивайтесь успеха силой. Принуждение в семье создает атмосферу разрушения личности ребенка.

Признавайте право ребенка на ошибки.

Ребенок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.

Не думайте за ребенка, не перегружайте ребенка.

Приучайте ребенка содержать свои вещи в порядке

И вообще, хоть иногда ставьте себя на место своего ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ни и любите ребенка таким, каким он есть.

И тогда вы получите ДОВЕРИЕ, ПОБЕДУ и УСПЕХ.

Желаем вам удачи в этом не простом, но очень нужном и необходимом деле!

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Необходимо вырабатывать нравственно – волевые качества : настойчивость, трудолюбие, усидчивость, дисциплинированность, внимание, любознательность, организованность, прилежание ребенка, умение доводить дело до конца.

Формировать у ребенка мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребенку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты . Пусть ребенок рассуждает вслух.

Особое внимание при подготовке к школе обращают на режим дня детей .

Необходимо ребенка научить общаться : (Слушать собеседника, не перебивая, говорить самому после того, как собеседник закончил свою мысль, пользоваться словами, характерными для вежливого общения)

Беседовать о прочитанных книгах, задавать вопросы, как ребенок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет, и др.

Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6-7-летних детей . Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, то у него могут возникнуть проблемы со здоровьем. Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания Вашего ребенка, начните водить его за год до начала учебы или со второго класса.

Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 20 -30 минут. Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки , необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа.

Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день – так считают врачи-офтальмологи и невропатологи во всех странах мира.

Чтобы вырос спокойный и уверенный в себя человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за двойки и грязь в тетради. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний Ваш ребенок потеряет веру в себя.

Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

Приложение 1

Анкета «Готов ли Ваш ребенок к школе

1. Ребенок посещает детский сад?

а) Да, с удовольствием.

б) Посещает по необходимости, но ему там не нравиться .

2. Как ведет себя Ваш ребенок, попадая в незнакомую компанию сверстников?

а) Предлагает ребятам играть в свои любимые игры.

б) Присоединяется к их играм, даже если они ему не нравятся .

в) Играет в одиночестве или сидит около взрослых.

3. Если Вашего ребенка кто-то из детей обидит , он :

а) Даст сдачи.

б) Пожалуется взрослым.

в) Будет терпеть и никому ничего не скажет.

4. Как ребенок реагирует на критические замечания?

А) Старается исправиться.

Б) Никак не реагирует.

В) Делает «назло» .

5. Когда Вы задаете ребенку вопрос, на который он не знает ответ, он :

А) Рассуждает в слух и пытается догадаться.

Б) Честно признается, что не знает. Задает этот вопрос Вам и внимательно слушает ответ.

В) Начинает кривляться и переводить тему.

6. Если к ребенку обращается малознакомый человек, он :

А) Легко вступает в разговор.

Б) Односложно отвечает на вопросы.

В) Молчит и прячется за родителей .

7. Разговаривая, ребенок :

А) Спокойно излагает свои мысли.

Б) Много жестикулирует, часто заменяет слова жестами и мимикой.

В) Часто сбивается, перескакивает с одного на другое, по несколько раз повторяет одни и те же слова и забывает, с чего он начал рассказ .

8. Вы разговариваете с кем-то из взрослых и просите ребенка немного помолчать, он :

А) Терпеливо ждет, пока Вы договорите.

Б) Постоянно влезает во взрослый разговор.

В) Начинает ныть и капризничать.

9. Если Вы даете ребенку поручение, которое ему не нравиться (например убрать игрушки, он :

А) Старается побыстрее убрать.

Б) Долго ноет, но все-таки убирает.

В) Убирает только с Вашей помощью.

10. При необходимости длительное время концентрировать внимание на одном деле (например, собирая конструктор, ребенок :

А) Сидит до тех пор, пока не соберет.

Б) Просит Вас помочь.

В) Если возникают сложности, откладывает конструктор и переключается на другие дела.

Подведем итоги :

За каждый ответ «а» - поставьте три балла, «б» - один балл, «в» - ноль баллов.

Подсчитаем полученный результат.

От 20 до 30 баллов : Психологическая готовность 100%.

Психологически Ваш ребенок готов к школе . Он достаточно уверен в себе и в своих способностях, адекватно воспринимает критику и умеет отстаивать свою точку зрения. Изменение распорядка дня, повышенная ответственность, новые требования и правила поведения не станут для него сильным стрессом. Поэтому, даже если он еще недостаточно хорошо умеет писать и считать, не стоит откладывать знакомство со школой . Хорошая психологическая готовность поможет Вашему ребенку быстро догнать сверстников по интеллектуальному развитию (если он действительно отстает) . А если ребенок уже давно освоил программу первого класса, психологическая зрелость поможет ему наилучшим образом проявить свои способности.

От 20 до 10 баллов : Психическая готовность 50%.

Ваш ребенок находиться на промежуточной стадии психологической готовности к школе . В этом случае, при принятии решения, решающее значение имеет наличие интеллектуальной зрелости. Если ребенок легко проходит, все тесты и решает вступительные задачки, то можно не откладывать знакомство со школой до следующего года . Но, принимая решение отдать малыша в школу , будьте готовы к тому, что Вам придется постоянно его контролировать и помогать концентрировать внимание на конкретном предмете (действии) . Кроме того, изменение образа жизни и повышенные требования могут стать для ребенка сильным стрессом. Чтобы сгладить резкую смену ролей, рекомендуется отдать ребенка в группу подготовки к школе .

Тема родительского собрания для родителей первоклассников:

«Скоро в школу»

«Нравственно-волевая подготовка детей к школе в семье»

Тимошенкова Людмила Ивановна –

воспитатель дошкольной группы

«Ладушки»

Май 2013г

Необходимость формирования нравственно-волевых качеств

ребенка-дошкольника

Незаметно подошло время поступления ребенка в школу. Поступление в школу – важное событие в жизни ребенка. У ребенка скоро появятся новые, серьезные обязанности, его главным делом станет учение. Учебная деятельность предъявляет ему большие требования. Задача родителей – помочь ему в том, чтобы эти требования он смог выполнить. Учеба в школе – нелегкий труд, к которому ребенок должен быть подготовлен. Уметь управлять своим поведением, подчинять его нормам и правилам, установленным школой, считаться с интересами окружающих, преодолевать встречающиеся трудности – вот далеко не полный перечень требований, предъявляемых школой будущему первокласснику. Чтобы справиться с ними, ему необходимо обладать такими нравственно – волевыми качествами, как организованность, самостоятельность, настойчивость, дисциплинированность, ответственность.

Переход из детского сада в школу – важный этап в жизни детей. Меняется их социальная позиция: они становятся школьниками, основная деятельность которых – учение. Дошкольников подготавливают к этому: постепенно внушают им, что учеба в школе – серьезный труд, в результате которого они будут каждый день узнавать что-то новое, нужное и интересное.

Нравственно-волевая готовность ребенка к обучению в школе включает два аспекта: готовность к учению и принятие нового образа жизни.

Готовность к учению ребенка предполагает комплекс нравственно-волевых качеств, которыми он должен овладеть в период дошкольного детства.

Отечественные ученые выделяют, прежде всего, самостоятельность . Понятие «самостоятельность» включает познавательные, волевые и эмоциональные компоненты: понимание задачи и способа ее выполнения; достаточное владение способами выполнения задачи; активная волевая целеустремленность; проявление нравственных чувств и положительных эмоций (доброты, сочувствия, радости, удовольствия). Первые два компонента составляют содержание понятия самостоятельность, последние обеспечивают ее действенность. Единство этих сторон создает предпосылки для развития самостоятельности и дальнейшего ее формирования как нравственно-волевого качества личности ребенка.

Очень важно для будущего ученика нравственно-волевое качество – ответственность . Формирование ответственности у детей дошкольного возраста является предпосылкой воспитания чувства долга, умения и желания доводить дело до конца, отвечать за свои поступки перед другими. Старшие дошкольники способны ответственно относиться к заданиям, которые им предлагает взрослый. Ребенок запоминает поставленную цель, способен удерживать ее довольно долго и выполнять. У некоторых детей это качество ещё недостаточно устойчиво и требуется дополнительная работа по его формированию.

Готовность к учению определяется также дисциплинированностью и послушанием . Послушание – это первая ступень дисциплинированности. Дисциплина (от лат. – обучение, воспитание) – это общественные отношения, регулирующие формы поведения в обществе.

Старшие дошкольники в результате формирования дисциплинированного поведения способны к выбору нужного действия и к таким рассуждениям: «Хочу, но нельзя, и потому должен отказаться от своего желания»; «Не хочу, но надо, и потому я должен выполнять поручение». Наиболее важными условиями воспитания дисциплинированности у детей являются авторитет и культура воспитателей и родителей, атмосфера доброжелательности, разнообразной и активной содержательной деятельности детей.

Дисциплинированность выпускника дошкольного учреждения способствует концентрации внимания ребенка на уроки, четкому выполнению заданий учителя первого класса, помогает правильно реагировать на замечания учителя.

Умение доводить дело до конца, преодолевать трудности и проявлять способность к произвольным действиям также помогут ребёнку в учёбе. Научившись этому в дошкольном возрасте, первоклассник будет легче справляться с трудными заданиями, более того, будет с удовольствием выполнять их.

Значительную роль в формировании нравственно-волевых качеств дошкольника играет трудовое обучение , в частности, овладение трудовыми навыками, позволяющими достичь нужного результата. В этих условиях у детей формируется активная позиция в коллективе, умение работать согласованно, общими усилиями доводить дело до конца, помогать сверстникам, трудиться с максимальной отдачей сил. Всё это создаёт благоприятную основу для воспитания таких качеств, как ответственность, решительность, целеустремленность, настойчивость.

Развитые познавательные интересы способствуют не только интеллектуальному, но и нравственному развитию, помогают ребёнку приобрести уважение и сверстников, и учителей.

Существуют разные подходы к формированию в дошкольном возрасте готовности к учению. Однако их объединяют обязательность и систематичность проведения занятий с детьми, вырабатывающие стереотип поведения, создающие психологическую установку на обучение, приучение к соблюдению определённых требований, например, отвечать по одному, не мешать товарищам, выслушивать их, выполнять задания воспитателя.

С точки зрения нравственно-волевой подготовки к школе важно пробудить у детей интерес к занятиям. Желанию заниматься способствует наличие трудностей, связанных с содержанием, объёмом, способами выполнения заданий. У детей нужно воспитывать интерес к преодолению трудностей, поддерживая его положительной оценкой.

Новый образ жизни (второй аспект нравственно-волевой готовности) потребует от ребёнка ряда нравственно-волевых качеств, которые помогут ему устанавливать положительные взаимоотношения с учителем и с детьми.

Прежде всего, ребёнку необходимо знание норм взаимоотношений и поведения. Очень важно для ребёнка умение общаться с детьми и взрослыми. В детском саду он привык к определённому кругу людей, адаптировался в конкретных обстоятельствах и обстановке. Чтобы помочь каждому ребёнку врастанию в общество сверстников, в дошкольном учреждении целенаправленно ведётся воспитательная работа по формированию у них нравственно-волевых качеств: организованности, общительности, отзывчивости, доброжелательности и т. д. Вся жизнь детского сада, управляемая педагогом, и правила, с которыми он знакомит детей, содействуют этому.

Очень важно для старшего дошкольника умение радоваться успехам сверстников. Это качество формируется сложнее, чем сочувствие и сопереживание, т. к. оно требует глубокого понимания состояния другого человека и умения в этот момент не думать о себе.

Немаловажное значение имеет формирование у дошкольников жизнерадостности. В основе этого нравственно-волевого качества лежит оптимизм, уверенность в своих возможностях, доброжелательное отношение к окружающим. Оно благотворно влияет на всю деятельность ребёнка, его взаимоотношения со сверстниками. Важнейшим средством формирования жизнерадостности является создание в дошкольном учреждении бодрой, мажорной эмоциональной обстановки, насыщенной разнообразной и интересной деятельностью. Многое зависит от позиции самого воспитателя, понимания им юмора, шутки, заботливого отношения к детям. Умение воспитателя пошутить, посмеяться, понять детский юмор способствует созданию хорошего настроения детей. Дети, понимающие шутки и юмор, более доброжелательны, общительны, жизнерадостны.

Установлению положительных взаимоотношений в группе способствует также наличие у детей инициативности, т. е. самодеятельного участия в различных видах деятельности, где ребёнок берёт на себя решение какого-либо задания и выступает как его активный участник или даже лидер.

Все нравственно-волевые качества формируются на протяжении жизни и деятельности человека, и особенно важным этапом в волевом развитии является детский возраст.

В полной мере это относится и к нравственно-волевым качествам смелости, честности и правдивости, скромности. Так, смелость ребёнка всегда сопряжена с уверенностью в своих силах, способностью сознательно преодолевать страх. Смелость помогает проявлять инициативу, решительность, активность.

Вся обстановка дошкольного учреждения и семьи, характер взаимоотношений взрослых с детьми должны способствовать воспитанию у них честности и правдивости. Быть честным и правдивым – это значит открыто заявлять о своём мнении, желании, поступать в соответствии с ним, признаваться в совершённом поступке, не боясь наказания.

Формирование у детей честности и правдивости способствует установлению в дошкольном учреждении обстановки искренности и доверия к ним, внимания к их запросам и собственным обещаниям. Не следует обещать того, что не может быть осуществлено. Воспитателю следует отличать лживость от случаев, когда ребёнок фантазирует. Сталкиваясь с подобными фактами, воспитатель должен воспринимать их как детский юмор.

Большим достоинством ребёнка является скромность. Это нравственно-волевое качество понимается как требовательное отношение к себе, способность к самооценке и объективной оценке других людей. Скромность проявляется в умении ребёнка сдерживать свои желания, учитывая потребности сверстников, возможности семьи, мнение коллектива, самокритично оценивать результаты своей работы, поступки.

Чем прочнее будут сформированы нравственно-волевые качества, тем комфортнее будет чувствовать себя ребёнок в школе и тем легче применит их в новых условиях. С. А. Козлова пишет: «Прочность нравственных качеств зависит от того, был ли задействован в процессе их формирования весь механизм нравственного воспитания, или в дошкольном возрасте больше внимания уделяли слову, объяснению, как себя вести, а не практике морального поведения».

Первые шаги в школьной жизни всегда трудны, но родители могут облегчить их, если своевременно позаботятся о воспитании у детей нравственно – волевых качеств.




  • Разделы сайта