Кеке Росберг (Keke Rosberg)

Заслуженный ли титул у финского шведа?

До сих пор не умолкают споры, заслуженно ли завоевал Кеке Росберг свой единственный титул в Ф1 или это была случайность?

Сразу хочется отметить, что любой чемпионский титул заработан заслуженно, в борьбе с соперниками, и все находились в равных условиях. Во-вторых, современному болельщику, опирающемуся на статистику, в это тяжело поверить, но Кеке был одним из лучших в конце 1970-х — первой половине 1980-х: жёстким, упёртым, которого было не просто обогнать и который вгрызался в соперников и бился за каждую позицию. И то, что у него всего пять побед в Ф1 (на самом деле — семь, и заодно посмотрите, как и где он их добыл), вовсе не показатель — конкурентоспособная техника в Ф1 в его распоряжении была всего полтора сезона. Не уйди он из «Уильямс» в конце 1985-го, задолбавшись мучаться с «Хондой» (а он учил японские двигатели ездить) и устав от авторитарного стиля Фрэнка Уильямса и Патрика Хэда, то было бы у него ещё два титула.

Ну и в главных, давайте же посмотрим на этот «случайный» титул. В том году в шестнадцати гонках было одиннадцать победителей — никто не выиграл больше двух гонок. Да, погиб Вильнёв. Да, Пирони получил травму. Но, по большому счёту, гонщики «Феррари» в этом сами виноваты: канадца никто не заставлял идти на безрассудный обгон Масса. Да и француз по большому счёту сам виноват — не было смысла ему гнать по дождю, т.к. всё равно поул был его, и это он влетел сзади в Проста, а не наоборот. Никто не спорит, что не будь этих трагедий, титул бы достался кому-то из гонщиков «Скудерии», но случилось то, что случилось и давайте же посмотрим на расклад перед стартом БП Германии:

  • 5 гонок до конца;
  • в розыгрыше ещё 45 очков;
  • у лидера турнирной таблицы, Дидье Пирони, — 39 очков.

Т.е. все (!) гонщики Чемпионата мира Ф1 после 2/3 сезона ещё претендуют на титул. Но основными претендентами являются:

  • Джон Уотсон, 30 очков, «Макларен» c атмосферником;
  • Ален Прост, 25 очков, «Рено» с турбодвигателем;
  • Ники Лауда, 24 очка, «Макларен» с атмосферником;
  • Кеке Росберг, 23 очка, «Уильямс» с атмосферником;
  • Риккардо Патрезе, 19 очков, «Брэбем» с турбодвигателем;
  • Нельсон Пике, 17 очков, «Брэбем» с турбодвигателем;
  • Рене Арну, 13 очков, «Рено» с турбодвигателем;
  • Элио де Анджелис, 13 очков, «Лотус» с атмосферником;
  • Патрик Тамбэ, 7 очков, «Феррари» с турбодвигателем.

Посмотрите на эти фамилии — гиганты и легенды гонок гран-при! Любой из них при должном подходе мог стать чемпионом в 1982-м. Но что же они все для этого сделали?
Германия. Тамбэ и Арну финишируют первым-вторым, Росберг на трассе турбомоторов (старый Хоккенхайм, если кто не в курсе) затаскивает третье место, Уотсон вылетает, Прост, Патрезе и Пике загоняют двигатели (ладно, бразильца вынесли, но телеметрия показала, что он всё равно бы вскоре сошёл из-за отказа мотора), Лауда отказывается выходить на старт, де Анджелиса подводит рулевое управление («Лотус» же). Но в чемпионской гонке остаются по-прежнему все.

Австрия . Побеждает де Анджелис, Росберг едва не отбирает у него победу на финишной черте, Тамбэ после прокола сумел добыть четвёртое место, Лауда тихой сапой финиширует пятым. Остальные претенденты загнали свои двигатели, кроме Пике — у бразильца возникли проблемы с электрооборудованием. Но по-прежнему все девять гонщиков в игре, более того, теоретически на титул претендует и Микеле Альборето, находящийся на 11-м месте в 14 очками. И это за три гонки до конца сезона! Это всё равно, что в нынешнем сезоне перед Остином шансы на титул сохраняли гонщики первых пяти команд в Кубке конструкторов, плюс Алонсо.

Дижон . Росберг затаскивает победу, догнав и обогнав под финиш Проста! Причём, практически все конкуренты финишируют в гонке: Лауда третьим, Пике четвёртым, Патрезе пятым и де Анджелис шестым. Уотсон также финиширует, но 13-м и с тремя кругами отставания — ирландец перестарался при обгоне Патрезе и повредил юбку при наезде на поребрик, в результате чего вынужден был долго простоять в боксах. Арну в очередной раз загнал двигатель, а Тамбэ не стартовал из-за проблем со спиной. В итоге за две гонки до конца сезона в лидеры зачёта выходит Росберг, от него на 11 очков отстают Прост и на 12 Уотсон и Лауда; в розыгрыше 18 очков, других претендентов на титул нет.

Италия . На трассе турбомоторов Уотсон становится лучшим среди атмосферников, финишировав четвертым. У Росберга на 25-м круге отлетела одна из пластин заднего крыла, и в результате недопонимания с командой, он заехал в боксы, думая, что у него прокол задней шины — финиш только восьмым. Лауда загнал тормоза, а Прост — двигатель, поэтому перед последней гонкой претендентов на титул осталось только двое — Росберг и Уотсон, причём гонщику «Макларена» надо было только побеждать при одновременном финише Росберга не выше седьмого места. При этом, не будь этого глупого заезда в боксы, Кеке финишировал бы в топ-6 и оформил бы титул досрочно. Перед последним этапом гонщик «Уильямса» опережает Уотсона на 9 очков и тому, чтобы взять титул, нужна победа при финише Росберга за пределами первой шестёрки.

Лас-Вегас . Уотсон не способен реализовать даже свою задачу — выиграть гонку, — проиграв гран-при Альборето. Росберг же первую треть дистанции боролся на пороге шестого места, потом закрепился на пятом, на котором спокойно и катил до финиша.

Какой из этого вывод? Росбергу победа в ЧМ досталась не случайно — в каждой из гонок он боролся, показывая достойные результаты. Возражения касательно отказов техники у соперников не принимаются — в те времена большая часть проблем возникала из-за слишком нелюбезного обращения гонщиков с матчастью. Единственно, кого отчасти это оправдывает, так пилотов «Брэбем» — БМВ только начала свою турбопрограмму и двигатели ещё «учились» ездить.

К сожалению, титул 1982 года так и остался единственным для Кеке Росберга (если не считать титулов в младших формулах в 1970-е). Сезон 1986 года стал последним для Росберга в «Формуле-1» - в 1984-м он решил, что проведёт ещё два года и хватит. Выступления за «Макларен» побед не принесли - одной из причин стало то, что пилотажные стили у Проста и Росберга были слишком разными, и команда предпочитала работать на своего чемпиона, позволив применять финну свои настройки лишь во второй половине сезона.

Проведя два года вне гонок (Росберг впоследствии говорил, что закончил слишком рано), в 1989-м финн возвращается в спорт, стартуя в «24 часа Спа», в 1990-м проезжает две гонки в спортпрототипах за «Пежо», а в 1991-м возвращается уже на полное расписание. Росберг принимает активное участие в доводке автомобилей, одерживает две победы, но в конце года уходит в ДТМ, и плодами его работы вновь пользуются другие. Но и в немецких кузовах Кеке поехал неплохо - пятый по итогам сезона с одной победой, которая, к сожалению, стала последней в его карьере. Сезоны 1993-1995 особой славы не принесли, в 1995-м Росберг основал команду имени себя и в конце года решил повесить шлем на гвоздь, решив сосредоточиться исключительно на менеджменте. Коллектив процветает до сих пор, выступая в ДТМ, отметившись также и в Ф3, и в формуле-БМВ, и в гонках ГТ. Кроме того, ещё с 1980-х Росберг работал менеджером гонщиков - Юрки Ярвилехто (Jyrki Juhani Järvilehto) и Мики Хяккинена , а в 2000-х выводит «в люди» и своего сына, Нико Росберга , выиграв с ними ещё три титула, в т.ч. и в «Формуле-1» 🙂

Кеййо Эрик «Кеке» Росберг - финский автогонщик шведского происхождения, родился 6 декабря 1948 года в Сольне вблизи Стокгольма, Швеция.

Ранние годы и старт карьеры

Кеййо был первенцем финских студентов Ларса и Лии Росбергов, имел двух младших сестер. Ларс и Лиа были влюблены в раллийные гонки. Эта страсть к гонкам передалась и Кеке, как он сам себя потом окрестил, чтобы легче было произносить. В первый раз, когда Кеййо сел за руль, он разнес дверь отцовского гаража.

В 1965 году Кеке дебютировал в финской картинговой Формуле. В следующем году он выиграл сразу две серии картингового чемпионата SM и PM. В 1967 он повторил свою победу в SM. Правда, о карьере гонщика тогда речь не шла, он хотел стать стоматологом или программистом.

Затем он ушел в армию, но по возвращению в 1970 году еще три года принимал участие в гонках на картингах, пять раз был чемпионом Финляндии в этом виде спорта.

В 1972 году он перешел в Формулу Vее. И в своем дебютном сезоне показал третий результат в серии SM. За период с 1973 по 1976 год Кеке принимал участие в огромном количестве чемпионатов: Formula Vee, Formula Atlantic и Формула-2. Он радовался победам и терпел поражения, но упорно шел к своей цели.

Формула-1

Дебют в Формуле-1 состоялся 4 марта 1978 года в составе команды Theodore во внезачетной гонке Формулы-1 International Trophy, в которой, несмотря на неблагоприятные погодные условия, Росберг уверенно победил. В последующих гонках автомобиль отказывался слушаться гонщика вплоть до того, что Росберг не мог преодолеть даже предквалификационный барьер. Вторую половину сезона Росберг попеременно выступал в составе ATS и Wolf.

В 1979 году его пригласил в свою команду Вальтер Вольф, но затем он продал команду братьям Фиттипальди, причем, вместе с пилотом. В следующем же сезоне Кеке зарабатывает подиум в Аргентине. В 1981 году Росберг продолжал работать с Фиттипальди.

Неслучайный чемпион

В конце 1981 года команду Williams покидал Алан Джонс. Ему на замену взяли 31-летнего Кеййо Росберга. Так в 1982 году он стал партнером Карлоса Рейтеманна, который тоже вскоре ушел из автоспорта и лидерство в команде досталось Кеке.

13-й этап чемпионата, который проходил в Австрии, не принес финну такой долгожданной победы. Но Росберг занимал вторую строчку в зачете. Но на Гран При Швейцарии он поднялся-таки на верхнюю ступень подиума. Эта победа вывела его в лидеры чемпионата, и это первенство он сохранил до самого финиша. Для многих гонщиков это был драматический сезон, во главе списка побывали 11 пилотов, но опытный 34-летний финн уверенно шел к победе. Росберг так и стал чемпионом, выиграв всего одну гонку в сезоне.

Что было потом

Конечно, контракт Росбергу продлили и до 1985 года он выступал за Williams, но без каких либо ощутимых успехов.

Свой последний сезон Кеке Росберг провел в команде McLaren. Его напарником был Ален Прост. Из Формулы-1 финн ушел в середине сезона. Он работал в качестве спортивного менеджера и привел в большой спорт Джей Джей Лехто и Мику Хаккинена.

В самом начале 90-х Росберг выступал в Ле-Мане. Потом серии DTM в составе Mercedes и Opel. А в 1994-м Росберг основал собственную команду Opel Team Rosberg.

Семья

В 1983 году Кеке женился на немке Сине и в 1985 году у них родился сын Нико.

Известный как «Летающий финн» Кеке гордый отец, который дожил до того, чтобы увидеть победу своего сына в Гран При. Кроме того он является менеджером своего сына - Нико Росберга, который представляет Германию.

1974

Медленно и уверенно

1948

1973 1977

Бесславный дебют

В Формулу-1 горячие финские парни пришли не сразу. Первым стал в 1974 году Лео Киннунен, который засветился на шести этапах. Итоги его печальны - ни одного финиша. Но всего через четыре года появился в королевском класе следующий представитель страны - Кеке Росберг. Он начал выступления в Формуле-1 для того, чтобы однажды стать чемпионом. Чемпионство было может не самым впечатляющим, но первый титул в конце концов уехал в Скандинавию. Корона стала вершиной его карьеры - он добился ее, не имея за плечами великих побед, а после вновь оказался статистом.

Медленно и уверенно

Кейо Эрик Росберг родился 6 декабря 1948 в Стокгольме. В то время его родители получали в столице Швеции образования для того, чтобы продолжить работу на своей родине. Уже в Финляндии отец стал ветеринаром, а мать занималась химией. Для родителей это стало простой работой, а вот увлечением было соревнование в ралли. Их сын наследовал это качество от них и получил свой первый опыт за рулем семейного автомобиля. Тогда юный будущий чемпион пробрался в гараж, завел машину и на всех парах угодил в закрытые ворота.

Такой сюрприз совсем не смутил Кеке - прозвище, которое он придумал себе сам,- и он вскоре начал выступления в картинговых гонках. Одной из его увлечений стал ветер, который дул ему прямо в лицо. Это превратилось в страсть и стало выше, чем достойное образование. С последним у него не должно было возникнуть проблем. Кеке в юношеские годы хотел стать дантистом либо программистом, но душа настояла на другом - гонки.

Карьера пилота у Кеке развивалась медленно. Для начала он целых пять раз становился чемпионом Финляндии в карте перед тем, как выйти на международный уровень. В 1973 году - а ему было уже 25 лет - он стал чемпионом Скандинавии и Европы, и только после этого рост ускорился. За четыре года Росберг побывал в сериях Formula Vee, Formula Atlantic и Формула-2. В них он добивался разных результатов - были и победы и поражения, но он не переставал работать. Об этом красноречиво говорит 1977 год, когда он провел 41 гонку за год! Благодаря своим положительным результатам он не слышал от своих спонсоров, которые с радостью ему помогали, недовольства. Так в следующем году состоялся дебют в Формуле-1.

Первой командой для финна стал Теодор. Машина была абсолютно неконкурентоспособна, но Кеке смог удивить. На второй гонке, которая стала незачетной в чемпионате, он одержал победу. Успехов же в официальной части чемпионата не было. На протяжении сезона он перешел в команду ATS, но и там звезд с неба не хватал - 10 место в Германии стало лучшим результатом.

Бесславный дебют

Дебют, как правило, придает дополнительных сил и гонщика должны встретить улучшения результатов. Но этого с Кеке не произошло. Сезон 1979 года начался для Кеке вне Формулы-1 - одной победы на незачетной гонке оказалось явно недостаточно для заключения нового контракта. Тем не менее, ему помог случай. В том году Джеймс , который уже успел примерять корону победителя, выступал в команду Вольф. Но все надежды на хорошие результаты таяли с каждой гонкой, и после Гран-при Монако британец ушел на заслуженный отдых. Руководители команды пригласили Росберга на его место. В такой ситуации рассчитывать на успех было глупо, но может таковым просто являлся старт в восьми гонках?

Следующий сезон для Кеке начался намного успешнее. Его пригласили в команду Вилсона Фиттипальди, в которой статус первого пилота принадлежал первому чемпиону из Бразилии. Финну удался молниеносный успех - третье место в жаркой Аргентине. К такому результату ничего не предрасполагало, вскоре команда доказала это. Ни Эмерсону, ни Кеке в дальнейшем не покорились громкие победы. По окончанию сезона паулиста завершил карьеру, а Росберг остался еще на год. Остался, чтобы провести еще один безрезультатный сезон. Это был уже четвертый год в королевских гонках, а пилот набрал лишь 6 очков за все время.

Можно ли с такой добычей надеяться на лучшее? Конечно,- ответил финн и пошел праздновать новый 1982 год... Начал он его за здравие. В команде Уильямс освободилось место - ушел из гонок Алан , - и именно Росберг его занял. До этого команда Фрэнка Уильямса провела два отличных сезона и Кеке не было на что жаловаться.

Чемпионский сезон

Много в истории было разных сезонов, но этот не просто отдельной главой - о нем можно писать в отдельном томе. Чего только не случалось в этом сезоне, но все это было связано между собой и повлияло на то, что чемпионом стал Кеке Росберг - пилот, который до этого не знал, что такое победа в гонке. Началось все с возвращением в Формулу-1. Первым же делом он прочитал контракт и поднял восстание против всемогущей власти. Ряд пилотов встревожили некоторые правила суперлицензии и они пошли на бойкот в первом же Гран-при. Вопрос был урегулирован, гонщики вышли на старт, но это было только начало.

На втором этапе в Бразилии Росберг приехал на финиш вторым, но получил дисквалификацию. На той же гонке был дисквалифицирован и победитель , который выступал в команде... Берни Экклстоуна - топор войны был откопан. Причиной дисквалификации стал недовес болидов победителей гонки, а это сильно не понравилось Берни и его другу Максу Мосли.

В начале сезона мир наконец-то начали завоевывать турбомоторы и Рено с Феррари были в выигрышном положении - их двигатели просто были сильнее. С этой "проблемой" и пытались справиться остальные команды. Идеальным решением стала водяная «система охлаждения тормозов». Эта система ничего не давала кроме одного - по ходу гонки жидкость мгновенно испарялась, и болиды становились легче. Здесь здорово помогал регламент, который не запрещал заливать различные жидкости после гонки до взвешивания.

Вот из-за этого абсурда и началась война. После принятия в суде решения о пересмотре результатов гонки в Жакаперагуа команды пошли напрямую против Федерации и не вышли на старт Гран-при Сан-Марино. Не вышел и Росберг, но то, что случилось в Имоле, изменило многое. Нет, это изменило все.

В гонке быстро сошли Рено - турбомоторы погрузились в пламя. Этим воспользовались в Феррари и оба пилота поехали за дублем. Из боксов алых обоим пилотам для уверенности была показана табличка "сбавьте темп" (оригинал - SLOW) и можно было идти на перекур. Против этого был только Дидье Пирони, который не подчинился командному приказу и обошел Жиля Вильнева на последнем круге. Через две недели на квалификации канадец погнался за временем француза и наскочил на один из болидов.

Его подбросило на всей скорости, болид разлетелся и Жиль выпал из машины - это было последнее мгновение в его жизни. А Кеке тем временем опять взял серебро и занял третье место в личном зачете за Джоном Уотсоном на Макларен и Аленом Простом на Рено. После этого Кеке выпал из борьбы за титул. Погоню повели Уотсон и очухавшийся Пирони. Так продолжалось до Гран-при Германии. Лидер чемпионата Дидье Пирони попал в аварию на этапе и сломал обе ноги - карьера была закончена навсегда.

В этот момент и открылись двери для команд без турбомоторов. В Германии Кеке приехал третьим, в Австрии - вторым, а впереди маячил Гран-при Швейцарии. Этап прошел во французском Дижоне и был проведен по той же идее, что и Гран-при Сан-Марино. Это была еще одна домашняя гонка для Рено и они вновь были лучшими... пока у них не возникли проблемы. Рене Арну сошел за четыре круга, а у Алена Проста забарахлила система подачи топлива. Француз скинул скорость и пропустил Кеке Росберга. Финн стал победителем единственного Гран-при Швейцарии в истории. После гонки он вышел в лидеры чемпионата благодаря многочисленным проблемам у соперников на протяжении всего чемпионата. Оставалось только два этапа, в которых Кейо набрал аж два очка, но и этого оказалось достаточным.

Вот и сказке конец

Ну а после 1982 года соперники Кеке вернулись в строй в полном составе. Чемпионами становились Ален Прост, , Нельсон . До 1985 года он был членом команды Уильямс и выиграл лишь четыре гонки. Красивейшую победу он добыл в Далласе в 1984 году. Городские гонки в США уже не были диковинкой, но в тот день гонка выделилась из многих. Над Техасом стояла жара, асфальт быстро превратился в негодность, его ночью пришлось ремонтировать. Иллюстрацией ситуации стал выезд Жака Лаффита на практике в... пижаме – такая температура стояла. Что касается нашего героя, то он стартовал пятым и в таких погодных условиях сумел подняться на второе место. Впереди был только и после нескольких кругов Росберг провел обгон. Так он выиграл первую гонку для турбомотора Хонда.

Последний сезон Кеке Росберг провел в Макларене. Успехи у него были намного ниже, чем у напарника Проста, но он получил Оскар за роль второго плана на Гран-при Австралии. Этап в Аделаиде он не закончил из-за пробитого колеса, но куда важнее стала победа Алена Проста в чемпионате мира. Это была последняя гонка в Формуле-1, но из автоспорта Кеке не ушел. В начале 90-ых он начал выступления на спортивных автомобилях. В его активе были участия в Ле-Мане и чемпионате DTM, но никаких успехов не было видно. Главным же для него стала роль менеджера. Именно Кеке привел в Формулу-1 Мику , который в конце тысячелетия стал двукратным чемпионом мира. А затем он стал менеджером своего сына Нико, который сейчас выступает под флагом Германии. Нико сейчас является пилотом Формулы-1 и кто знает, может он когда-то станет чемпионом.

Положим, это не самое крупное событие, произошедшее в венском замке Хофбург за последние восемь столетий.

Правители Австрии жили здесь с XIII века, и вплоть до Первой мировой войны замком владела могущественная династия Габсбургов, успевшая понастроить на этой территории 19 грандиозных, хотя и преимущественно серых дворцов. В 1814 году в Хофбурге расположились гости Венского конгресса, готовые обсудить будущее Европы после наполеоновских войн. А 15 марта 1938 года, выступая с балкона перед толпой, которая собралась на полукруглой Площади Героев, Адольф Гитлер объявил о выполнении «самой важной миссии» в своей жизни. Третий Рейх осуществил аншлюс Австрии.

И пусть древние стены императорского дворца уже ничем не удивить, крохотный мир автоспорта был обескуражен Событием, произошедшим в Вене 2 декабря 2016 года.

Михайловское крыло замка Хофбург на открытке конца XIX века

На этот раз именно Хофбург стал местом проведения ежегодной торжественной церемонии FIA, на которой международная федерация автоспорта вручает гонщикам радостные, словно светящиеся изнутри кубки, показывает трогательные видео и накрывает фуршет для людей в смокингах и вечерних платьях.

Днем 2-го декабря новый чемпион мира в классе Формула-1 Нико Росберг в черно-белых кедах и серых трико пришел в Красный зал Хофбурга на итоговую пресс-конференцию, чтобы поговорить о завершившемся сезоне. Пока глава FIA Жан Тодт – человек без мимики и интонации – тянул занудную пятиминутную преамбулу, Росберг сидел в кресле, положив ногу на ногу и солнечно улыбаясь. Когда чемпиону дали слово, он поднялся и начал с места в карьер: «Спасибо, что пришли. Для меня это особенный день. Сегодня мне вручат трофей, и это будет потрясающе. Но я хочу сказать, что принял решение завершить карьеру в Формуле-1».

Зал не успел отреагировать ни вздохом, ни аплодисментами, затворы фотокамер несколько секунд щелкали в повисшей тишине. Далее Росберг скажет, что впервые задумался об уходе после Гран-при Японии – тогда он одержал девятую победу в сезоне и за четыре гонки до конца чемпионата закрепился на первом месте в общем зачете.

«С шести лет я мечтал попасть в Формулу-1 и стать чемпионом мира. Я потратил 25 лет на то, чтобы достичь этой цели».

Нико Росберг с кубком победителя. Instagram nicorosberg

Последним гонщиком, завершившим карьеру на первом месте, был Ален Прост в 1993-м. Но это совсем другая история. Росберг не был триумфатором прежде и не собирался становиться легендой на долгие годы. Он сделал то, что хотел, и, отблагодарив всех, ушел однократным обладателем титула.

Однократным, как и его отец – Кейо Эрик Росберг по прозвищу «Кеке».

СРАВНЕНИЯ РОСБЕРГА -младшего со старшим были неизбежны, а жизнь сама рада подбрасывать рифмы.

Например, в 2013 году Нико одержал свою вторую победу в карьере на Гран-при Монако – именно там, где за 30 сезонов до этого победил Кеке. Для Росберга-старшего этот успех также был вторым в «Формуле-1». Кстати, на ту пору он уже был чемпионом мира.

Это было по-своему странное время и по-своему странное чемпионство. То же самое через несколько лет можно будет услышать о победе Росберга-младшего в 2016-м. «Неожиданно», «неуместно» или даже «случайно».


Кеке и Нико Росберги. Instagram nicorosberg

Сезон 1982-го года был одним из самых сумбурных и трагичных в истории «Формулы-1». Он начался с забастовки, которую спровоцировал знаменитый австрийский гонщик Ники Лауда: ему не понравилось, что по правилам команды могут расторгнуть договор с пилотами в любой момент, а пилоты – нет. Гонщики заперлись в отеле при южноафриканском автодроме «Кьялами», ожидая окончания переговоров. Элио Де Анджелис и Жиль Вильнев развлекали коллег игрой на рояле.

Вскоре чемпионат все-таки начнется, а Жиль Вильнев погибнет в квалификации Гран-при Бельгии – вылетит из многократно перевернувшегося болида и пробьет головой два ограждения. Месяц спустя в Канаде дебютант «королевских гонок» Риккардо Палетти заживо сгорит в своем Osella FA1C, врезавшись в заглохшую на стартовой прямой машину Дидье Пирони. Наконец, в августовском Гран-при Германии сам Пирони получит перелом обеих ног и навсегда завершит выступления в «Формуле-1», чтобы заняться гонками на моторных лодках, где травмы не будут такой помехой. Через пять лет Дидье Пирони перевернется на катере в проливе Ла-Манш у острова Уайт и уйдет из жизни в возрасте 35 лет.

В сезоне-1982 продолжилась жесткая борьба между федерацией автоспорта и конструкторами «Формулы-1». Некоторые конструкторы были недовольны техническим регламентом и пользовались лазейками в правилах, чтобы сделать своими машины конкурентоспособными, а в ответ получали дисквалификации. Дело дошло до того, что многие команды бойкотировали Гран-при Сан-Марино – лишь в последний момент организаторам удалось избежать недобора машин на старте.

В свою очередь, в Монако недобор был уже на финише. Дождь настолько спутал карты, что из двадцати машин до клетчатого флага добрались лишь три.

В этом хаосе Кеке Росберг и сумел завоевать свой единственный трофей. Показательно, что победитель чемпионата выиграл лишь одну гонку из 16-ти. Еще более показательно, что второе место в общем зачете занял все тот же Пирони, оборвавший свою карьеру за четыре этапа до конца сезона.

Росберг-старший не закончил выступления сразу, однако на вершине больше не появился: еще три года в «Уильямсе» и один – в «Макларене», несколько побед в Гран-при, но лишь одно третье место в чемпионате. Кеке стал сдавать эмоционально. Однажды Ники Лауда встретил слегка разогретого Росберга в баре накануне стартов в Монако и услышал от него: «Тебе не надоело гоняться в этих ваннах на колесах? Сегодня мне впервые в жизни захотелось забыть о гонках!».

Кеке покинул Формулу-1 в 1986-м, спустя несколько месяцев после гибели своего близкого друга Де Анджелиса на тестах во Франции. Того самого Де Анджелиса, который играл на рояле с Жилем Вильневым перед стартом чемпионского для Кеке сезона.

Ну а на место Росберга в «Макларен» годом позже пригласят молодого Айртона Сенну.


Кеке Росберг на подиуме. Instagram RTL GP Magazine

ПАПАША РОСБЕРГ занялся воспитанием маленького Нико, который родился летом 1985-го в Висбадене (Германия). Кеке – финн шведского происхождения, а его жена Зина – немка. Семья Росбергов ненадолго задержалась в ФРГ – бывший пилот Формулы-1 мог позволить себе жилье в Монако.

Именно на теплом Средиземноморье Нико готовился повторить гоночные подвиги своего отца. В начале 90-х светловолосый мальчишка развлекался тем, что на трехколесном велосипеде въезжал прямо в бассейн во дворе дома Росбергов, а затем отправлялся с Кеке за город, натягивал бело-синий комбинезон (со значком почему-то Ferrari) и бело-сине-желтый шлем с надписью «Nico» и нарезал круги на карте по узкому асфальтовому треку. Вальяжный усатый Кеке заливал в бак топливо, пары которого будоражили раскаленный на солнце воздух. Сам Кеке, разумеется, предпочитал гулять в пляжных трусах.

К концу 1997 года Нико был готов к тому, чтобы переехать в Италию и начать серьезную карьеру в картинге. Отцу не составило большого труда связаться с менеджером команды CRG Дино Кьезой, который взял мальчика под крыло.

В это время в Великобритании подрастал другой, совсем непохожий на Росберга парень, папа которого вкалывал на трех работах, чтобы обеспечить карьеру сына. Очень скоро судьба впервые сведет двух героев вместе. В 1999 году в команду к Кьезе и Росбергу приедет Льюис Хэмилтон.


Льюис Хэмилтон и Нико Росберг на карте. Instagram lewishamilton

БУДУЩИЕ ЧЕМПИОНЫ Формулы-1 стали друзьями. Лишь через 13 лет жесткая внутрикомандная конкуренция на пределе амбиций отодвинет хорошие личные отношения на второй план и на время заменит их.

В 2000 году для двух мальчишек создали отдельную картинговую команду MBM – нехитрое название означало «Мерседес-Бенц-Макларен». Уже тогда они ездили на «Мерседесах»! Справедливости ради, к тому времени Хэмилтон уже не один год находился под опекой команды Формулы-1 McLaren-Mercedes, так что совпадение тут надумано.

Сложно представить более разных подростков, чем выросший в Монако Росберг и приехавший из лондонского пригорода Хэмилтон. Дино Кьеза звал Нико «принцем», а Льюиса – «шейхом» (из-за цвета кожи), но главная разница заключалась в другом. «Нормальный» подросток Хэм быстро стал «учителем» Нико в плане развлечений, общения и нехороших слов. Однажды, оставшись без опеки родителей в одной из гостиниц, парни выбросили из окна матрас и чуть не разнесли номер.

Два друга, два ровесника. Их физические данные также совпадали, поэтому они могли водить болиды друг друга без дополнительной подгонки. Поначалу Кьезе приходилось менять ребят местами, поскольку у Энтони Хэмилтона (папы Льюиса) были подозрения, что Росбергу дают более сильную машину. Подозрения не подтвердились: гонщики были в равных условиях.

И все же Хэмилтон всегда был талантливее и быстрее.

В КАРТИНГЕ они соседствовали недолго. В начале двухтысячных кочевали по различным младшим сериям (гоняясь уже на взрослых болидах), а затем поочередно стали чемпионами серии GP2 и получили контракты в «Формуле-1». Нико сделал это на год раньше: GP2 покорился ему в 2005-м, а с 2006-го Росберг начал выступать за команду Williams.

Льюис, который еще в тринадцатилетнем возрасте застолбил за собой место в McLaren, в первом же сезоне (2007) сел за руль быстрейшей машины чемпионата, по случайности отдал титул в последней гонке и успел показать свой характер, дерзость и амбиции, фактически выдавив из команды двукратного чемпиона мира Фернандо Алонсо. На следующий год Хэмилтон был безоговорочным лидером McLaren и победил в чемпионате.

Росберг на Williams не вел борьбу за трофеи. Первый инцидент, которой можно было бы назвать «встречей старых друзей» произошел на Гран-при Канады-2008, когда Льюис на пит-лейне врезался в машину Кими Райкконена, а Росберг не успел затормозить перед Льюисом. Хэмилтон сошел, но взял свое в конце года.

В следующих сезонах McLaren был не так хорош, и Хэм финишировал лишь на 4-5 местах в общем зачете, но и Нико не пошел вверх, хоть и перебрался в Mercedes, где раз за разом обыгрывал своего великого напарника Михаэля Шумахера.

В 2012 году Шумахер окончательно ушел из гонок, а его место в Mercedes занял Хэмилтон.


Михаэль Шумахер и Льюис Хэмилтон. Instagram lewishamilton

После невзрачного первого сезона Нико и Льюис получили-таки болиды, угнаться за которыми было практически невозможно. Старые знакомые встретились в новых обстоятельствах и, сражаясь за чемпионство, выдали несколько потрясающих миниатюр. Периодически гонщики «Мерседеса» выбивали друг друга с трассы, освобождая путь соперникам, которые при иных обстоятельствах не могли даже замахнуться на победу в гран-при.

По итогам очередного громкого эпизода, который произошел в 2016 году в Австрии, директор Mercedes Тото Вольфф заявил: «У меня ощущение дежавю. Это точно не то, что мы хотим видеть. Мы выглядим как кучка идиотов, а это неуважение по отношению к 1500 сотрудникам, которые лезут из кожи вон, стараясь как можно лучше подготовить для нас болиды». В тот день Росберг на последнем круге чуть не выдавил своего напарника с трассы, хотя в результате пострадал сам, опустившись с 1-го места на 4-е, а Льюис одержал победу.

Бывало и хуже. За три чемпионских года «Мерседесы» сталкивались в Бельгии, Венгрии, Японии, США, Испании и Канаде. Зачастую после этого лучшая команда пелотона просто не добиралась до финиша. Любопытно, что во многих авариях был виноват интеллигентный Росберг, а не Хэм, о выходках которого могут рассказать десятка полтора действующих и бывших пилотов «Формулы».

Впрочем, неизвестно, где здесь причина и следствие. Как много лет назад Льюис преподавал Нико уроки шалостей, так и теперь учил партнера агрессивной борьбе, пусть и косвенно. Никогда и ни в одной команде с 2007-го года Хэмилтон не соглашался на равенство двух пилотов, не говоря уже о том, чтобы быть вторым. Давление на Росберга с самого начала было огромным, а после первой аварии (Бельгия-2014) штаб «Мерседеса» открыто встал на сторону британца. Льюис подначивал, и даже заявления типа «Двигатели почему-то сгорают только у меня», которые смешно слышать от человека, обласканного боссами на протяжении всей карьеры, показывали: Льюис не упустит ни одной возможности попрессинговать Нико и команду.

Борьба внутри Mercedes стала главной интригой Формулы-1. И, тем не менее, с самого начала Хэмилтон делал то, на чем собаку съел. Он побеждал.

Вот почему для стороннего наблюдателя чемпионства Кеке в 1982-м и Нико в 2016-м совпадают в своей «случайности». Хэмилтон всегда был впереди Росберга. Технический регламент перед сезоном не изменился. Никто не спорит о том, что от природы Льюис получил больше – не только талант выигрывать дополнительные секунды на круге за счет чистого инстинкта, но и резкий, неуемный, безапелляционный характер, помноженный на амбиции.

С какой стати Росберг вдруг должен обойти британца, и не только его, но и голландскую копию Хэма – Макса Ферстаппена, который при доминировании «Мерседесов» умудряется второй сезон подряд брать награду «Персона года»? Росберг сам признается: «Мне было совсем непросто проигрывать два сезона подряд Льюису. Порой я сам не верил, что смогу отыграться и осуществить свою мечту».


Росберг, Ферстаппен и Хэмилтон. Instagram nicorosberg

Аргументы, конечно, есть. Некоторые считают, что еще за три гонки до конца прошлого сезона Хэмилтон, понимавший, что очередной титул от него не уйдет, ослабил вожжи, а затем задержался в этом расслабленном состоянии, успевая летать на вечеринки в другие части света, спать по три часа в сутки и задевать припаркованные автомобили на своей Pagani Zonda.

В этот момент мог сработать фактор, о котором говорил еще «первый учитель» обоих мальчишек Дино Кьеза: «Нико всегда был очень сфокусирован. Он любит работать. Это одна из его сильных сторон».

А затем Кьеза добавляет: «Его не волнуют деньги, статус, хорошая жизнь и так далее. Это парень, который очень хорошо чувствует почву под ногами».

Вот он и вышел из болида и встал на почву.

Конечно, драмы нынешней эпохи тяжело сравнить с драмами 80-х. Кеке Росберг стал чемпионом под трагический аккомпанемент, а перед уходом из гонок навсегда потерял одного из своих друзей. Сегодня многие, напротив, говорят о возвращении былой дружбы между Нико и Хэмилтоном. По крайней мере, это возможно.

Финальная гонка сезона 1985 года проходила в отличной атмосфере. Впервые приехавших в австралийскую Аделаиду участников Формулы 1 встретили отличная городская трасса и радушие многочисленных болельщиков. Обладатель титула был уже известен, сезон обошелся без трагедий, потому настроение царило приподнятое. Пилоты готовились поспорить за победу в дебютном Гран При Австралии, а также определить самого достойного из четырёх кандидатов на звание третьего призёра по итогам года.

Поул достался одному из соискателей – Айртону Сенне. Молодой бразилец по ходу своего первого сезона в составе Lotus выиграл семь квалификаций – не было сомнений, что в его лице Формуле 1 получила звезду первой величины.Однако на пути к послестартовому повороту Сенна уступил лидерство Найджелу Мэнселлу. Британец после пяти сезонов без побед наконец-то получил машину, способную выигрывать – и тоже стремился к вершине подиума.

Но во главе гонки Williams Мэнселла оставался недолго – буквально через километр после старта Сенна пошел в атаку, которая закончилась столкновением. Найджелу пришлось сойти, а его соперник потерял несколько позиций. Новым лидером стал еще один пилот Фрэнка Уильямса – Кейо Росберг.

Однако до окончательного определения победителя в тот жаркий день было далеко. Особенно много проблем пилотам доставлял износ шин – асфальт обычных улиц все же был не столь гладким, как покрытие автодромов. Именно поэтому на середине дистанции Росберг решил отправиться в боксы за новой резиной.

Этот манёвр оказался неожиданностью для Сенны, который шел следом и не смог увернуться от резко замедлившегося перед въездом на пит-лейн Williams. Айртон дернул руль в сторону, но всё равно лишился половины переднего антикрыла. Злоключения пилота Lotus на этом не закончились – ровно через круг, пытаясь в свою очередь въехать в боксы, Сенна не смог сделать этого: машина, лишившись части прижимной силы, проехала мимо нужного поворота!

Всё это, разумеется, позволило Росбергу вернуться в лидеры. Но в скором времени финн решил сменить шины ещё раз. У механиков возникла заминка – и Кейо откатился на третье место. Первую позицию тем временем занимал... Айртон Сенна.Из-за нескольких сходов в группе лидеров бразилец оказался вторым, а более свежие шины позволили ему опередить Ники Лауду.

Однако опытный австриец изначально планировал преодолеть дистанцию на одном комплекте шин, потому торопился без особой спешки. Эта тактика оказалась верной, и в скором времени Ники смог вернуть лидерство, обойдя Сенну. Лауда проводил последнюю гонку в карьере, и победа стала бы эффектной точкой – но судьбе было угодно иначе. Ники уверенно опережал преследователей, но во время очередного торможения его McLaren дёрнуло влево, и красно-белая машина протаранила бетонное ограждение...

Гонка продолжалась, и зрители в который уже раз стали свидетелями дуэли Сенны и Росберга за первую позицию. И вновь в эту дуэль вмешался неожиданный фактор. На этот раз на Lotus бразильца закапризничал мотор, перестала работать половина из шести цилиндров. Механики попробовали помочь своему пилоту, но оказались не в силах устранить неисправность.

Поскольку к тому моменту на трассе оставалось всего восемь машин, Кейо сбросил скорость и даже посетил боксы в третий раз – никто из соперников уже не мог покуститься на его победу. Не подвела и машина – и финн в пятый раз за карьеру первым добрался до клетчатого флага. Компанию на подиуме ему составили гонщики Ligier Жак Лаффит и Филипп Стрейф.

Интересно...
Пилоты Ги Лижье стартовали в Аделаиде только 18-м и 20-м. Но многочисленные сходы позволили им обоим получить призовые кубки. В том сезоне французская команда не входила в число лидеров Ф1, лишь огромный опыт Жака Лаффита позволил ей завоевать летом два третьих места. Потому австралийский результат был очень важен – и можно вообразить, что пережили в Ligier, когда на последнем круге их пилоты столкнулись между собой!

Недавнему дебютанту Стрейфу слишком хотелось подняться на второе место, и в итоге одна из машин получила повреждения подвески, другая и вовсе осталась на трёх колесах. Но французам повезло – все остальные уже отставали от лидера на круг и не смогли отобрать у них возможность подняться на подиум.

Кейо Росберг

Победитель Гран При Австралии 1985 года Кейо Эрик Росберг (фамилию которого сами финны произносят "Русбери"!) родился в Стокгольме, где в то время учились его родители, но вскоре после этого семья перебралась в страну Суоми. Несмотря на совершенно "гражданские" профессии – отец работал ветеринаром, а мама была химиком – оба они участвовали в любительских ралли, что и предопределило судьбу маленького Кейо.

Еще в дошкольном возрасте он начал заниматься картингом, а в 15 лет стал чемпионом страны. Выиграв несколько титулов, молодой пилот перебрался в 1300-кубовую Формулу V, а затем и более мощный класс Super V, в котором стал чемпионом Германии. В 1976 году пилот дебютировал в Формуле 2, где выступал три следующих сезона, завоевав две победы и пять подиумов. Параллельно Росберг гонялся и в США, где тоже добился определенных успехов.

Своими результатами финн вполне мог заинтересовать небольшие команды Формулы 1, если бы не одно "но" - Кейо (которого к тому времени все знали под более лёгким в произношении именем Кеке) уже исполнилось тридцать, и даже те, кто готов был предложить ему кокпит, делали это в первую очередь ради спонсорских денег. В серьезные спортивные перспективы гонщика не верил почти никто.

На протяжении двух сезонов Росберг переходил из Theodore в ATS, оттуда в Wolf, а затем обратно. Лишь четырежды он смог добраться до финиша, лучшим результатом стало девятое место. Правда, Кейо выиграл дождевую внезачетную гонку в Сильверстоуне, но в конце 70-х отношение к таким соревнованиям было уже не тем, что прежде.

Казалось, дела пошли в гору, когда всё имущество Wolf с пилотом "в нагрузку" в конце 1979 года выкупили братья Фиттипальди. Первую же гонку за бразильцев Росберг закончил на подиуме, уверенно опередив собственного напарника, двукратного чемпиона мира. Но всего через год Fittipaldi разорилась, и 33-летний спортсмен вновь оказался не у дел.

Судьба улыбнулась ему неожиданно. Алан Джонс решил завершить карьеру и покинул Williams в тот момент, когда на пилотском "рынке труда" очень сложно было отыскать равноценную замену. И Фрэнк Уильямс предложил контракт Росбергу. А после двух гонок внезапно прекратил выступления и Карлос Рейтеман – и Кеке неожиданно оказался первым пилотом в действительно сильной команде.

Да, у Williams не было мощного турбомотора, но машины Патрика Хеда почти не ломались, регулярно привозя своего пилота на подиум. Осенью 1982-го финн одержал первую победу в Гран При, а чуть позже... стал чемпионом мира! Иногда приходится слышать, что этот титул сильно обесценивает череда трагедий, потрясших Формулу 1 в том сезоне. На самом деле, изначально все находились в равных условиях, и звание сильнейшего досталось тому, кто набрал больше всех очков. Тем более, что Росберг показал себя за рулем с самой лучшей стороны.

Позже он признавался, что прекрасно отдавал себе отчет – такой шанс может стать для него первым и единственным. Потому каждый круг проходил, как в квалификации, а при малейшей возможности шел в атаку на соперника. Невероятная самоотдача и стала главным слагаемым успеха.

Разумеется, Кейо предложили продлить контракт – он выступал за Williams до 1985 года. Однако добиться новых успехов оказалось не в пример сложнее. Поначалу этому мешала нехватка мощности моторов Cosworth DFV, затем – недостаточная надёжность турбодвигателей Honda. Впрочем, каждый сезон неизменно приносил пилоту как минимум одну победу. Пятую и последнюю Росберг одержал на Гран При Австралии 1985 года, благодаря чему завоевал третье место по итогам того сезона.

Затем Кеке перебрался в McLaren, где не смог тягаться в скорости с находящимся в расцвете сил Аленом Простом – вдобавок, машина куда лучше подходила именно стилю француза. Но именно Росберг стал тем "джокером", который позволил Просту завоевать чемпионскую корону – финн блестяще сыграл свою роль в "спектакле" Рона Денниса на улицах Аделаиды в 1986 году.

После этого Кейо решил, что настала пора уходить. Летом в аварии на тестах разбился один из его лучших друзей, Элио де Анжелис, и эта трагедия стала главным стимулом повесить шлем на гвоздь. Первый финский чемпион Формулы 1 ушел из гонок, чтобы по проторенной им дороге в мир Больших Призов смогли пройти новые сыны Суоми – Ярвилехто, Хаккинен, Райкконен, Росберг-младший.

Однако история самого усача Кеке на этом не закончилась. Не прошло и трех лет, как он вернулся за руль. Сначала это были отдельные выступления, а потом – полноценная программа в чемпионате спорткаров за рулем Peugeot, принесшая гонщику две победы в начале 90-х. Затем он защищал цвета Mercedes и Opel в первенстве DTM, где в 1995 году основал собственную команду.

В разные годы она выступала в Кубке наций A1GP, Формуле 3 и состязаниях Гран Туризмо. Именно под флагами Team Rosberg свои первые победы на пути к Формуле 1 одерживал юный Нико, гонщик во втором (или даже третьем, как посмотреть) поколении. В настоящее время сам Кейо не принимает в руководстве гоночным процессом непосредственного и каждодневного участия, но его нередко можно встретить на этапах соревнований. И, глядя на убеленного сединой человека с неизменными усами, болельщики с неизменной улыбкой говорят: "Да ведь это же Росберг – тот самый, что был первым финским чемпионом мира".



  • Разделы сайта