Карате, стили каратэ, история возникновения. Все о каратэ - история каратэ, школы и стили каратэ, философия каратэ, мастера каратэ

На Окинаве существовали собственные виды местных боевых искусств. Это даже не подлежит сомнению по некоторым современным источникам.

Но вот парадокс — тщательно штудируя исторические источники, не удается найти даже упоминаний о каких-то зачатках окинава-тэ или подобных ей видах боя! Безусловно, встречаются упоминания о драках и потасовках, о лихих бандитах (последние, правда, были весьма редки на Окинаве) и другом «боевом» люде, который по логике вещей должен был практиковать боевые искусства, но вряд ли стоит принимать все это за методичное изучение боевых искусств. Увы — хроники молчат о регулярных тренировках, систематических занятиях и даже не упоминают о существовании таких понятий как «прием», «стиль» и многого такого, по чему мы могли бы судить о существовании окинава-тэ.

Китайский стиль Танская рука

Итак, факт для Японии неприятный, но реальный — собственно окинавских боевых искусств никогда не существовало. Зато здесь активно практиковались разные направления южного китайского ушу, да и сами окинавцы безболезненно признавали этот факт, не случайно назвав свое искусство «танская рука».

Многие высказывали сомнение — а из Китая ли пошли те системы боевых искусств, которыми занимались окинавцы и которые потом воплотились в каратэ. Может быть они родились на самой Окинаве? С сомнениями по поводу «китайского истока» окинава-тэ, а, следовательно, и каратэ, мы еще не раз столкнемся, но заранее скажем, что в этих сомнениях — больше от политики, чем от желания разобраться в действительности. Естественно, что японцам не очень хотелось бы связывать собственную традицию боевых искусств с Китаем. Но, увы, факты говорят абсолютно противоположное — у истоков каратэ, дзюдо, частично — айкидо и даже кэндо стояли .

Итак, пролистаем страницы истиной окинавской боевой эпопеи, которая, в конечном счете, приведет нас к знаменитому каратэ. Начинается она в Китае — во все время, на всем протяжении истории японских боевых искусств нам придется возвращаться мыслями к мощной боевой Поднебесной империи.

В 1644 году в Китае воцаряется маньчжурская династия, принявшая название Цин — «Чистая». Она была последней императорской династией в Китае, чье господство продлилось до 1911 года. Отношения китайцев с маньчжурами быстро трансформировались — сначала маньчжуров принимали как врагов, отказывались носить маньчжурскую косу, изучать маньчжурский язык, исполнять «варварские» обряды и обычаи.

Весь конец ХVII в. в Китае, особенно в его северных территориях проходит под знаком непрекращающейся, хотя и весьма неорганизованной борьбы с пришельцами. Но постепенно отношения выравниваются, а к середине ХIХ века многие маньчжурские чиновники даже сами начинают забывать свой родной язык, говорят в основном по-китайски и постепенно ассимилируются.

Мощь китайской культурной традиции поглощает их, практически полностью «китаизируя», не случайно что весь период правления династии Цин китайские историки считают временем развития именно китайской, но отнюдь не маньчжурской культуры.

Первыми от прихода маньчжуров пострадали северные территории Китая, ведь основное направление удара было направлено на Пекин. На юг, в частности в приморскую провинцию Фуцзянь влияние маньчжуров докатилось значительно позже — лишь к середине ХVIII века. Огромная китайская территория как бы поглотила агрессивную среду, ослабив удар.

Но, тем не менее, зажиточные южные дома (зажиточные не в абсолютном смысле, а по сравнению с китайским севером) были весьма недовольны приходом иноземцев. Это могло подорвать их веками создававшиеся неформальные отношения соподчинения на местах, к тому же приход маньчжуров вызвал огромный приток беглецов с севера. Их называли пришлые — на южном китайском диалекте хакка. Местные южные жители — пунти — их недолюбливали и не стремились принять в свою среду.

Окинава — новый дом для Хакка!

И вот примечательный момент: они несли с собой не столько знания , сколько северных школ, в том числе и стиля шаолиньцюань — ведь он были беглецами именно с севера Китая. Не случайно в современном каратэ до сих пор сохраняется немало связок из шаолиньцюань, например, в ката Канку-дай. Большинство таких стилей ушу считало своей родиной , что расположен в провинции Хэнань, уезде Дэнфэн.

Провинция Хэнань.

Правда, настоящий шаолиньский стиль, которым занимались монахи-бойцы, был известен лишь единицам (ситуация не изменилась и по сей день), но многие мастера чисто мифологически возводили свои школы именно к знаменитому монастырю. Таким образом, сложилось причудливое переплетение сотен стилей, школ и направлений, чисто мифологически и зачастую случайно объединенных под одним шаолиньским названием. Именно эти стили и пришли на юг Китая в ХVII-ХVIII вв.

На юге также возникает свой Южный Шаолиньский монастырь, располагавшийся в провинции Фуцзянь, уезде Путянь то ли как филиал северного Шаолиньсы, то ли как самостоятельная обитель — споры среди буддистов и историков не затихают и по сей день.

Провинция Фуцзянь.

Легенды утверждали, что южный Шаолиньсы стал центром всех южных стилей ушу, откуда они перекочевали в Японию и на Окинаву.

Но и эти шаолиньские северные стили, которые принесли на юг переселенцы с севера, не остались в своем первозданном виде — они сильно трансформировались под воздействием местной традиции. Существуют даже предположения, что большинство стилей ушу из южной провинции Фуцзянь — не местного происхождения, а просто немного измененные временем и индивидуальными качествами мастеров северные школы ушу. Возможно, именно этот синтез и фигурирует под названием «стиль из южного монастыря» — нань шаолиньцюань.

Таким образом, на Окинаву «прибыло» сразу несколько семейных школ ушу, считавших своим истоком Южный Шаолиньсы, но на самом деле имевшие в прошлом именно северное происхождение.

Северный шаолинь

Сообщества хакка представляли собой по сути классические китайские тайные общества, ведь именно в провинции Фуцзянь возникло знаменитое общество Триада (Саньхэхуэй) или «Общество Неба и Земли» (Тяньдихуэй), провозгласившие своим лозунгом «Отомстим маньчжурам за сожжение Шаолиньсы».

Правда, не уточнялось, за сожжение какого Шаолиньского монастыря — Южного или Северного собираются покарать бесстрашные бойцы маньчжуров. Дело в том, что Северный Шаолиньсы маньчжуры не тронули, хотя горел он много раз, но в основном либо по неосторожности самих монахов (такие пожары монастырей были далеко не редкостью), либо Южный Шаолиньсы также не был подожжен маньчжурами, Он тихо угас сам в ХVIII в. из-за недостатка монахов. По преданию Южный Шаолиньсы расположен приблизительно в 50 км. от города Путянь — центра одноименного уезда в приморской провинции Фуцзянь.

Эта знаменитая монашеская обитель затеряна высоко в горах в стороне от проезжих путей. К ней ведет лишь узкая немощеная дорога, фактически — просека в горном лесу, которая размывается во время дождей. Слева и справа тянуться маленькие кумирни. Камней на высоте более пятисот метров, пригодных для постройки монастыря, практически не встречалось, и мужественным монахам приходилось таскать каменные глыбы из низины.

Именно таким образом на месте небольшого скита, основанного еще в VI в. (кстати, вне всякой связи с Северным Шаолиньским монастырем), возникла к Х-ХI вв. монашеская обитель, сложенная из мощных камней.

Монахи имели свое примонастырское хозяйство, а местные крестьяне, которые жили в деревушках чуть ниже монастыря, приносили им рис и овощи, благо природа этого края позволяет собирать по несколько урожаев в год. Имели они и свои склады и амбары, а сам монастырь с прилегающими к нему постройками занимал площадь более 20 тыс. кв. м.

Но после прихода маньчжуров на юг что-то нарушилось в неторопливой жизни горной обители, монастырь ветшал и неоднократно горел, даже сегодня в земле, что покрывает его развалины, мы то там, то здесь встречаем угольки — следы от многочисленных пожаров конца ХVIII в. У монашеской братии уже не было того энтузиазма и той возвышенной святости, которая заставила горных отшельников строить на вершине монастырь и носить сюда в течение многих лет камни.

Постепенно Южный Шаолинь полностью разрушился, и сегодня перед нами лежат лишь остатки фундамента, да сложные водоотводные сооружения, которые построили хитроумные монахи. До сих пор любопытный взгляд на площадке, где располагался монастырь, без труда заметит, что земля густо перемешана с угольками — остатки одного из последних пожаров Шаолиньсы.

Сотнями нитей Окинава была связана с Китаем, причем нитями не только торговыми, но и родственными. У тех переселенцев, что когда то в поисках лучшей жизни отправились на Окинаву (и не много выиграли от этого по сравнению с югом Китая), остались на материке немало родственников, а это вызвало к жизни активную торговлю через родственные связи. Торговали солью, знаменитым фуцзяньским чаем, шелками и материей.

Фуцзяньский чай

Листая хроники провинции Фуцзянь, я не раз встречал упоминания о том, как целые семьи отправлялись в поисках лучшей жизни на Окинаву. Есть и другие, весьма интересные заметки — окинавцы сами приезжали в Фуцзянь и даже обучались здесь «цюань» — «кулачному искусству».

Китайские поселения на Окинаве были весьма значительны, порой они составляли целые деревни. Распахивались новые поля, создавались выселки, приходили новые традиции и обычаи.

Китайцы принесли с собой не только тщательно продуманные методы землепользования и строительства домов, но, прежде всего — свою духовную культуру, ощущение внутриутробной, затаенной мудрости, которая присуща традиционному Китаю. Нет, речь, конечно же, не идет о прямом привнесении буддизма или конфуцианства на Окинаву, простолюдинам было не под силу стать проповедниками могучих духовных и этических систем.

Да, признаться честно, китайцы, тщательно поклоняясь Конфуцию и трепетно чтя Лао-цзы, весьма слабо представляли истинную сущность их учения. Они скорее ощущали этические принципы конфуцианства, нежели были посвящены в глубинную суть его учения, и вряд ли были способны связно изложить его.

Но ведь существует не только внешняя, доктринальная грань культуры, но есть еще и ее метафизическая глубина, что живет в человеке. Она дана как нечто истинное, сущностно данное человеку, не зависящее ни от его образования, ни от его социального положения.

Именно эту глубину китайской культуры, которая опережала японскую на тысячелетия, и приносят китайские переселенцы на Окинаву. Приходит новое ритуальное измерение жизни с разработанным культом предков, семейным воспитанием, соблюдением всех конфуцианских норм. Так происходит своеобразное осеменение Окинавы китайской духовной культурой, и одним из плодов этого становится рождение нового вида боевых искусств. Итак, именно китайцы приносят на Окинаву несколько разрозненных стилей ушу, которые, трансформировавшись, со временем и превратились в каратэ.

Каратэ Мастер

Но вот вопрос — а какой конкретно стиль или стили пришли из Китая на Окинаву? Естественно, что точного ответа на этот вопрос быть не может — переселенцы приезжали на Окинаву из самых разных районов Фуцзяни, Гуандуна и даже с севера Китая, принося свои местные школы, и все же стало однозначно ясным, что исток окинава-тэ и каратэ лежит на юге Китая.

Приморские районы Фуцзяни до настоящего времени малодоступны для иностранцев, к тому же до недавних пор знаменитый своими боевыми искусствами и Южным Шаолиньским монастырем уезд Путянь считался стратегической, а, следовательно, закрытой зоной, находящейся непосредственно напротив Тайваня, споры о статусе которого создают в этих районах весьма неспокойную ситуацию.

До сих пор этот регион полон самых разнообразных традиционных школ ушу, многие из которых поразительным образом напоминают по своему техническому арсеналу каратэ. Многим любителям боевых исскуств, если доводилось побывать в уезде Путянь, неоднократно приходилось встречать старых мастеров, выполнявших комплексы, весьма напоминающие по своей структуре такие известные ката каратэ как Канку-дай, Басай-дай, Сантин-но-ката.

Примечательно, что и сегодня у многих таких китайских школ не существует никаких самоназваний, сами же мастера называют свои направления просто кулачное искусство (цюань) или боевое искусство (уи), не подозревая, что их отцы и деды дали начало такому гиганту мировых боевых искусств как каратэ.

Из стилей, имеющих самоназвания и связанных с окинавской боевой традицией, могу с уверенностью назвать цзунхуцюань — «Стиль благовения перед тигром», Хухэлунцюань — «Стиль тигра, журавля и дракона» (он лег в основу окинавского стиля Уэтирю, из него пришли в каратэ такие известные ката как Сантин, Тэнсe: и многие другие), Наньчжицюань — «Кулак Наньчжи», Сухуцюань — «Стиль голосящего журавля» и ряд других.

Но если быть до конца откровенными, признаемся, мы не знаем точного названия стиля или имени того мастера, который стал первым преподавать ушу на Окинаве. Скорее всего, такого названия вообще не существовало, поскольку в ту эпоху большинство китайских стилей называлось просто «цюань» — «кулак» или «кулачное искусство».

Мы знаем доподлинно лишь одно: первые окинавские мастера боевых искусств (впрочем, не только первые) учились исключительно у китайских бойцов. Позже среди окинавских последователей боевых искусств стало обязательным паломничество в Китай «на стажировку», а в фуцзяньских хрониках до сих пор сохранились записи о гостях с Окинавы.

Здесь же можно обратить внимание еще на один интересный факт, который может немало удивить поклонников «японского» характера боевых искусств: все известные направления будо — достаточно позднего характера, например, дзюдо родилось лишь в конце ХIХ в., а каратэ появилось и того позже — в 30-х гг. нашего века! Может быть прародитель каратэ — окинава-тэ или тодэ — старше? Ведь во многих книгах весьма авторитетно утверждается, что каратэ имеет «тысячелетнюю историю». Но нет, первые известные школы окинава-тэ возникают никак не раньше конца ХVIII в., так что история предка каратэ едва ли насчитывает двести лет.

Китайские переселенцы, которые веками ассимилировались на Окинаве, не долго держали монополию на преподавание боевых искусств, вскоре и сами окинавцы принялись передавать знания боевых искусств сначала по семейной линии, а потом начали брать к себе в ученики соседских мальчишек, т.е. известном смысле нарушили закрытую семейную традицию.

Правда, занятия ушу у китайцев еще долгое время продолжали считаться престижными и модными, и родители нередко отдавали своих детей в обучение именно к китайским учителям. Комплексы тодэ вскоре стали восприниматься не столько как некие наборы приемов, но как особый тип народного ритуала, основанный на ритмичных движениях, коротких выдохах, выкриках, плавных разведениях руками, прыжках и остановках. А поскольку ряд комплексов выполнялся под ритмичные удары в барабан, то это еще больше сближало некоторые виды тодэ и ритуальные танцы.

Далеко не все окинавцы после обучения у китайцев создавали свои школы, в ту эпоху продолжение традиции боевых искусств среди окинавцев было скорее исключением, чем правилом. Традицию несли на первых порах именно китайцы, и именно они монополизировали «истинную передачу» тодэ, обучаться у них было значительно престижнее, да и полезнее, чем у окинавцев. Огромный духовный и чисто практический опыт, накопленный Китаем в области преподавания ушу, был не сравним с окинавским. В Китае в ту пору ушу уже шагнуло из области чистого боя, самозащиты, в область духовного развития, и идеал ушу лежал уже далеко за рамками исключительно рукопашного боя — ушу превратились в уникальную систему внутреннего развития человека. Но для того, чтобы пройти этот путь, потребовались века, а у Окинавы за спиной не было такого мощного исторического пласта. Поэтому в области преподавания боевых искусств практически вплоть до ХIХ в. на острове безраздельно властвовали выходцы из китайской Фуцзяни. Лишь значительно позже, когда стала формироваться чисто японская версия создания каратэ, произошло так называемое «ритуальное забывание» о китайских истоках. Этот момент очень важен, и о нем мы поговорим позже.

Японцы подспудно, а иногда и намеренно «забывали» о неприятном — о том, что в основе каратэ не просто лежит китайское ушу, но что каратэ больше чем на половину и есть китайское творение, данное только под иным называнием и в японских одеждах. Японская эпоха «воспитания национального духа» потерпеть этого не смогла и «забыла» о китайских корнях и о долгой монополии китайцев на преподавание тодэ. Поэтому сегодня нам известны в основном лишь имена японских мастеров, а китайские канули в Лету. Для этого даже не пришлось переписывать хроники и подправлять фамилии — таких хроник практически не было на Окинаве. Зато китайцы записывали практически все, что попадалось им на глаза, к тому же они никак не могли пройти мимо самого священного для них — семейных хроник (цзяпу). И именно в генеалогических книгах фуцзяньских семей мы можем обнаружить немало весьма интересного об истинной картине становления боевых искусств на Окинаве.

Одним из первых известных мастеров ушу, преподававших на Окинаве, был прибывший сюда в конце ХVII в. Ван Цзялинь из уезда Путянь. Он селится недалеко от Сюри и через несколько лет берет к себе в ученики нескольких человек. Преподавал он в основном стиль Голосящего журавля (сухэцюань), а одним из его учеников становиться некий E:наминэ, который бил ладонью настолько хлестко, что мог сбить с ног трех человек, которые стояли, упершись друг в друга руками. Приблизительно в то же время на Окинаве начинают преподавание китайские мастера Гуань Шанфу, Е Ваиъи и многие другие, имена которых не дошли до нас.

Так или иначе, сведения весьма обрывочные о ранних этапах истории каратэ. Ранняя боевая традиция Окинавы весьма скудна на рассказы о мастерах боевых искусств. В сущности, до середины ХVIII в., кажется, никакими особыми подвигами местные бойцы не отличались, если не считать обычных и то весьма редких рассказов о «силачах», носящих явно заимствованный из Китая характер. Ничего подобного китайской традиции, богатой на сотни самых разнообразных рассказов о мастерах ушу, здесь мы не встречаем.Вероятно, ни школ боевых искусств, ни систематического преподавания на Окинаве вплоть до ХVIII в. не существовало. Зато затем начинается то, что можно назвать «взрывом» боевых искусств на Окинаве.

групповая тренировка по карате в Окинаве

С давних времен Окинава является универсальным полигоном, для создания максимально эффективного искусства боя невооруженного человека. Таким искусством стало ОКИНАВА ТЭ. В морских просторах, на середине пути между китайским островом Тайвань и Японским островом Кюсю, в 800 километрах от материка раскинулась гирлянда небольших островов - архипелаг Рюкю (Нансей), площадь его всего 2,5 тыс. кв. км и почти половина приходится на самый большой остров - Окинаву. Слово Окинава буквально означает - "веревка на горизонте", и этот суровый остров действительно своим видом напоминает завязанную в узел веревку, брошенную в море. Об Окинаве известно было сравнительно мало вплоть до 1945 г., когда остров стал местом тяжелых боев между Японией и США в конце второй мировой войны. Если представить Японию, Корею, Тайвань, Филиппины в виде раскрытого веера, то Окинава придется как раз на его середину, поэтому до последнего времени, даже когда военные времена ушли в прошлое, остров Окинава остался крупнейшей американской военной базой в Юго-Восточной Азии, и основная причина этого состоит в том, что Окинава занимает очень важное стратегическое положение. Сейчас чтобы покрыть расстояние от материка (Китая) до Окинавы нужно всего лишь несколько часов, а раньше пользуясь ветром и течением, доплывали за 3-5 суток. Все это делает понятным роль положения острова Окинава. Население архипелага, этнически тяготеющее к японцам, до сих пор сохраняет свою этнографическую специфику. Окинавцы - не японцы и не китайцы, однако подлинная история происхождения коренных жителей этих островов остается неизвестной. Тот факт, что Окинава находится недалеко от Китая, имеет важнейшее значение при рассмотрении вопроса об истоках развития Окинаватэ. Благодаря этому обстоятельству послы, купцы, монахи путешествовали в континентальный Китай. В результате такого обмена окинавцы могли познакомиться с различными аспектам китайской культуры, в т.ч. с китайскими боевыми искусствами того времени.

Средние века

Из древнейших литературных источников,в частности Дадао бицзи (Записки большого острова), известно, что развитие отношений между Китаем и Окинавой было налажено уже в 6 веке н.э. (период имперской династии Сун), а своего пика достигло в середине 15 века во времена правления Окинавской династии Се. Развитие боевых искусств на Окинаве того времени шло в 2-х направлениях: цюань фа (китайские системы боя) и то дэ (окинавские боевые искусства). Подробнее смотрите раздел Федерация.

Оккупация японией

Однако 1609 г. приносит конец отношениям между Окинавой и Китаем, от которых Окинава получала экономическую и культурную пользу. Глава южно-японского клана Сацума, Шимадзу Иехтса с разрешения японского императора, с 3-мя тысячами самураев, вооруженных пушками, на ста кораблях осуществил захват Окинавы. Это был конец Окинавской независимости и начало сложного покорения архипелага Рюкю. В 1610 году Шимадзу издает множество запретов и указов. Население Окинавы облагается жесточайшими налогами и подвергается дискриминации. Однако, один из запретов, неожиданным образом для захватчиков, оказал мощный стимул для развития окинава тэ. Речь шла о запрете не только на ношение и хранение, но и на владение каким-либо оружием, а также на занятия боевыми искусствами вообще, под угрозой смертной казни. В ответ на это, все тайные общества цюань фа и то дэ в 1629 г. объединились в единый союз против японских оккупантов. Следствием этого является создание нового смертоносного искусства, которое возникло как комбинация всех существующих концепций, названное просто ТЭ, а позднее ОКИНАВА ТЭ. В постоянных схватках с самураями вооруженными не только холодным, но и огнестрельным оружием (португальскими мушкетами) оттачивали бойцы Окинаватэ свое искусство, в обстановке полнейшей секретности проводилось обучение и подготовка. Официальные японские законы той эпохи гласили: "Если лицо низшего сословия, такое как горожанин или крестьянин, будет виновно в оскорблении самурая речью или грубым поведением, его следует тут же зарубить" Было введено понятие - "та меси гири" (проба меча) дающее право опробовать меч на голове любого простолюдина. В ответ на это, в столкновениях с самураями Окинаватэ приобретает ужасающую славу, провозглашая кардинальный принцип - "иккэн охиссацу" (убить одним ударом). Мастера Окинаватэ тайно посещают Китай и задерживаются там годами, изучая наиболее эффективные стили и побеждая самых известных мастеров. Постоянное реальное усовершенствование системы, секретность и нелегальность становятся сопровождающими признаками Окинаватэ вплоть до начала ХХ века, хотя официальная оккупация клана Сацума заканчивается в 1875 г., когда Окинава признается составной частью Японии, а ее население приобретает все гражданские права и свободы.

19 - 20 век

В годы Мейдзи (1867-1912) Японским правительством был издан указ о мобилизации, в т.ч. и на Окинаве. В школах проводились медицинские осмотры, и врачи были поражены увидев, что занимающиеся Окинава тэ юноши резко отличаются от других учеников прекрасной физической подготовкой. В связи с этим в 1901г. на Окинаве в педагогическом училище и в одной из школ г.Сюри были введены уроки Окинава тэ. Таким образом, благодаря истории своего развития Окинава стала универсальным полигоном для создания максимально эффективного искусства боя невооруженного человека.

История Карате в мире

Этот японский термин состоит из двух слов: «кара» (пустой) и «тэ» (рука). Вместе они образуют словосочетание «пустая рука». Имеется в виду искусство ведения рукопашного боя, основанное преимущественно на ударах руками и ногами. Толкование значения "пустая рука" имеет не только дословный смысл, но и характер философии Буддизма - " истолковать (показать) себя пустым". Мастер каратэ как боевого искусства - Фунакоси Гичин - избрал именно этот характер значения каратэ. Он писал: "Как зеркальная поверхностть отражает любую точку перед собой, и тихая долина перестает существовать даже от малейшего звука, так и занимающийся каратэ должен изгнать из своего ума начисто эгоизм и злобу, и добиться взаимодействия всех сил, действуя в направлении последних. Это и является смыслом Каратэ". Кара - опустошение.

Однако значение слова карате не всегда употреблялось в этом значении.

Значение иероглифа Тэ оставалось всегда неизменным, он обозначал руку. Значение же иероглифа кара, до придания ему смысла «пустой» Фунакоси Гичином, обозначало «континент», то есть «Китай», «страна на материке».

История современного каратэ тесно связана с островом Окинава, наиболее крупном из островов архипелага Рюкю. Это длинная и сложная история, полная противоречий и неясностей. Чего стоят одни названия боевого искусства окинавцев: «тэ», «окинава-тэ», «то-тэ», «кара-тэ», «кэнпо», «кэнпо-дзюцу», «кэнпо-каратэ», «каратэ-дзюцу», «каратэ-до» и.т.д. Поскольку каратэ явилось творением не одного человека, а многих поколений учителей и учеников, существующее в нем разнообразие школ и стилей не случайно.

Существует более семидесяти различных японских систем каратэ-до; немногим более тридцати систем предпочитают именовать себя каратэ-дзюцу. Но во всех этих системах в той или иной мере сказывается влияние того, что изначально представляло собой вид единоборства простолюдинов Окинавы. Особые японские пристрастия повлияли на исходные окинавские формы и создали характерно японский вид каратэ-до, предназначенный в первую очередь для изучения и применения безоружных методов рукопашного спарринг-боя. Правильно понятое японское каратэ-до представляет собой сбалансированную систему духовной дисциплины, физического воспитания, самообороны и спортивного состязания.

Культурный обмен между Японией и островами Рюкю существовал с незапамятных времен. Острова Рюкю ничего не могли предложить внешнему миру. Китайцам удалось в XI веке нашей эры изобрести порох, а позднее, начиная с XII века, им понадобилась в больших количествах сера в их войне против монголов. В это время Окинава и Китай вступили в широкомасштабные торговые либо ленные отношения.

Произошедшее в XVII веке подчинение Окинавы Японии дало возможность японцам частично ознакомиться с боевыми единоборствами Окинавы и Китая. Но, как мы видим, лишь в эпоху Мэйдзи заметен интерес японского правительства к окинавским воинским искусствам. Один наблюдательный военный врач-японец отметил, что некоторые окинавские призывники имеют необычайно пропорционально сложенное тело и обладают отменными физическими качествами; последующее изучение показало, что подобное физическое сложение достигнуто благодаря занятиям тем, что сами окинавцы именовали тэ, т.е. "рука". Тэ представляло собой вид рукопашного боя, куда входили как безоружная, так и вооруженная схватка. Оно развивалось под сильным влиянием китайских ушу, завезенных на Окинаву китайскими монахами, торговцами и купцами. Окинавское тэ развивалось как вид борьбы простолюдинов.

Японские официальные власти на Окинаве согласились включить тэ в систему физического воспитания окинавских школ в 1902 году, поскольку это служило военной цели подготовки будущих призывников. Тэ, приспособленное к заддачам и общим целям физического воспитания, в итоге стало известно под именем каратэ-дзюцу, иероглифы которого означали "китайское рукопашное искусство".

Не найдено никаких исторических свидетельств того, что окинавское тэ или каратэ-дзюцу систематически преподавалось в Японии до эпохи Тайсё, хотя и представляется возможным, что те, кому приходилось пересекать острова архипелага Рюкю, отправляясь с самого южного острова Японии, Кюсю, были наслышаны об этих единоборствах. Император Хирохито, путешествуя по Окинаве в 1912 году, еще будучи наследным принцем, стал свидетелем представления по каратэ-дзюцу и был столь приятно удивлен, что включил данный момент в свой официальный отчет японскому правительству. Проявленная властями заинтересованность окинавскими видами боевых единоборств побудила Министерство образования пригласить специалиста из Окинавы в Японию. Для поездки в Японию выбор пал на Фунакоши (Томинакоши) Гитина (1869-1957) из Сюри, учителя японского языка начальной школы, поскольку он был самым образованным среди представителей окинавского единобоства тэ, хотя существовали на острове и более умелые коренные борцы. Фунакоши выступил в киотском Бутокудэн в 1917 году, где познакомил официальные японские власти и членов Бутокудэн с окинава-тэ и каратэ-дзюцу. Но лишь во время своего второго визита в 1922 году он дал первые публичные показательные выступления по каратэ-дзюцу в Японии.

Чтобы как можно больше заинтересовать японскую публику каратэ-дзюцу, Фунакоши сознательно устраивал свои выступления перед образованными слоями общества. Как словом, так и делом он впечатляюще представил физические и духовные качества каратэ-дзюцу аудитории, преимущественно состоящей из артистов и адвокатов, поскольку полагал, что люди, сама профессия которых наделяет их живым умом, обычно обладают неповоротливым телом. Он упирал на то, что занятия каратэ-дзюцу укрепляют даже самое слабое тело и что человек невзрачного сложения, вроде него, может стать довольно крепким благодаря таким занятиям. Фунакоши приглашал из публики добровольцев испытать его прочность на удары и испытать его устойчивость; никому не удавалось сдвинуть его с места или опрокинуть на землю. Столь достойное поведение произвело существенное впечатление на всех тех, кто видел его выступления, и спустя короткий промежуток времени его учение нашло немалое число сторонников. Фунакоши также давал выступления по каратэ-дзюцу у Кано Дзигоро в его Кодокане и в университетах, где стремительные представления его мастерства глубоко запали в душу и преподавателей, и студентов.

Мето ознакомления Японии с каратэ-дзюцу, выбранный Фунакоши, лишь в малой части дал представление японской публике об окинавском искусстве, в той части, которая виделась Фунакоши наиболее подходящей для его целей и более всего сулящей поддержку со стороны образованной аудитории. Его популярность как наставника быстро росла, а с ней росло желание общественности узнать как можно больше об этом эффективном способе ведения рукопашного боя. В 1924 году токийский университет Кэйо Гидзюку позаимствовал каратэ-дзюцу для целей физического воспитания; токийские Императорский, Сёка (Китоцубаси), Васэда, Гакусюин, Такусёку, Тюо, Мэйдзи, Нихон и Хосэй университеты вскоре последовали этому примеру. Огромная популярность каратэ-дзюцу среди студенчества дала этому виду единоборства больше тсоронников в самой Японии, чем на Окинаве.

Фунакоши остался в Токио, занявшись разработкой нового стиля каратэ-дзюцу, основаного на механике движений тэ из Сюри, которому его обучал Адзато Анко. Мабуни Кэнва, бывший соученик Фунакоши, когда они оба изучали окинава-тэ под руководством Итосу Ясутсунэ, прибыл в 1928 году в Японию, пытаясь создать свой собственный стиль каратэ-зюцу. Итосу был представителем единоборства сюри-тэ, создателем которого являлся Мацумура Мунэхидэ; последний был также учителем Адзато. Несмотря на их общие корни, стиль каратэ-дзюцу Фунакоши значительно отличался от стиля Мабуни, особенно в связи с тем. что Мабуни занимался под руководством Хигаонны Канрё (1888-1951), мастера тэ из Наха. В дальнейшем Фунакоши и Мабуни пошли каждый своим путем, став наставниками существунно различных стилей.

Хотя Фунакоши тяготел к стилю сюри-тэ, он внес в него ряд изменений. Его сын Ёситака пошел по стопам отца; он предложил радикально новые идеи, которые заложили основы оригинального японсского стиля каратэ-дзюцу. Мабуни же разработал свой стиль, который вначале носил название Ханко ("полупривязанность"). Позже он предпочел назвать данный стиль Сито, где оба слога являются китайским прочтением иероглифов, входящих в фамилию его прежних учителей, "си" для "ито" учителя Итосу, и "то" для "хига" учителя Хигаонны. В отсутствие на Окинаве Фунакоши и Мабуни ведущим представителем стиля каратэ-дзюцу стал Мияги Гогюн (Тёдзюн), один из первых учеников Хигаонны. Мияги назвал свой стиль Годзю, позаимствовав китайские иероглифы "гу" и "жоу", означающие соответственно "твердость" и "мягкость". Мияги остановил свой выбор на таком названии собственного стиля потому, что его технические приемы строились на балансе отражающих и уклоняющихся действий.

Во время своего пребывания в Японии Фунакоши воспитал целую плеяду учеников, каждый из которых сыграл важную роль в развитии современного японского вида каратэ-до, выражающего индивидуальные стили каждого из них. Наиболее выдающимися его учениками в Японии были Такаги Масатомо, накаяма Масатоши, Ито Кэнъити, Оцука Хидэнори и Кониси Ясухиро. Более того, Ямада Тацуо сыграл первостепенную роль в развитии японского стиля кэмпо. Ученики Мабуни также оказали существенное влияние на развитие японского каратэ-до, но в их идеях чувствовалось сильное влияние окинавской техники, в отличие от идей учеников Фунакоши. Одним из таких наиболее выдающихся учеников был Кокуба Косэй. После учебы у Мабуни Кокуба пошел к Мотобу Тёки, специалисту по сюри-тэ, учившемуся у Мабуни, Итосу и Адзато; некоторое время Кокуба занимался также и у Фунакоши. Идеи обоих, и Мабуни, и Мияги, также повлияли на развитие японского кэмпо; но именно более поздний японский ученик Мияги, Ямагучи Гогэн, может похвастаться тем, что он создал типично японский стиль каратэ-до, стиль Годзю.

Бурный расцвет японского каратэ-до, однако, нельзя связывать с идеями одного человека или влиянием единственной секции. Многие опытные бойцы оказали воздействие на формирование японского каратэ-до и способствовали его росту. С традиционной же точки зрения "крестным отцом" японского каратэ-до следовало бы считать Фунакоши, учитывая то, в какой мере он был ответственен за введение различных важных новшеств в окинавское каратэ-дзюцу, что сделало его более привлекательным для японцев. В 1933 году Фунакоши изменил смысл слова "кара", которое вначале записывалось иероглифом, означающим "Китай", взяв другой иероглиф, читаемый также "кара". Фунакоши тем самым изменил смысл слова, которое стало означать "незанятый" или "пустой". Поэтому у Фунакоши каратэ-дзюцу стало переводиться как "искусство пустой руки". Двумя годами позже Фунакоши предпочел вместо "дзюцу" слово "до". Так что каратэ-до родилось в Японии и буквально означает "путь пустой руки". Изменения Фунакоши возмутили многих бойцов на Окинаве, которые посчитали их надругательством над традицией. Но к 1938 году почти все они уже привыкли к тому, что их системы называли то каратэ-дзюцу, то каратэ-до.

Чтобы способствовать распространению своих идей, Фунакоши в 1936 году открыл в Токио центральный додзё, и после долгих колебаний дал ему имя Сётокан. Иероглифы, читаемые как "сёто", представляли прозвище Фунакоши как каллиграфа, "кан" означает "зал". Фунакоши никогда не представлял свой стиль каратэ-до как Сётокан-рю; он был категорически против использования феодального термина "рю" в отношении своего детища - каратэ-до. Поэтому, когда современные представители каратэ-до прибегают к названию "Сётокан-рю", пытаясь тем самым показать свою приверженность идеям Фунакоши, это не правомерно. Ёситака, сын Фунакоши, все же создал Сётокай (общество Сёто), и эта организация послужила основой для создания в 1957 году Ниппон Каратэ Кёкай (Японского союза каратэ).

Присутствие в Японии окинавских мастеров каратэ-дзюцу привело к довольно широкому распространению их своеобразных идей, что, однако, вызвало в свою очередь еще более широкое толкование этих самых идей со стороны мастеров и учеников. Возникло острое соперничество между мастерами, пытавшимися превзойти друг друга; само соперничество подогревалось к тому же верными учениками, стремящимися доказать превосходство своего наставника или школы. Такая профессиональная ревность и взаимные трения вели ко все более гирокому распространению как технического арсенала, так и методов обучения каратэ-до.

Со вступлением Японии в войну с Китаем в 1937 году, а затем и вовлечением во Вторую мировую войну каратэ-дзюцу и каратэ-до были официально признаны, принято решение обучать солдат и матросов этим дисциплинам. Массовое участие молодых способных японцев в занятиях этими дисциплинами привело к быстрому развитию новых, опирающихся на каратэ, техник ведения рукопашного боя. После поражения Японии и в период запрета на большинство воинских искусств и принципов эти каратэподобные системы процветали, так как союзное командование полагало, что такие системы - всего лишь методы физической подготовки на манер "китайского бокса". Технический прогресс каратэ-дзюцу и каратэ-до в пятидесятые и шестидесятые годы был ознаменован стандартизацией самой техники, тактики и методов обучения каждой секции, что в свою очередь выявило существенные различия между ними и побудило многих специалистов заняться разработкой японского национального стандарта для каратэ-до. В конце концов вовлечение огромного числа студентов высших школ и университетов в соревнования по каратэ-до привлекло внимание к спортивной стороне каратэ-до, и данная дисциплина приобрела статус национального вида спорта.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Самым древним видом единоборств считается ушу. Фрагменты спарринга и различных упражнений отображены в наскальных рисунках.

В 1387 г. король Рюккю укрепляет поэтические и экономические связи с Китаем, что дало экономическое развитее острова Окинава. Рюккю отправляет по несколько человек в Китай для обучения ушу. Через 10 лет на Окинаве появляются собственные специалисты для обучения данных видов единоборств.

Из - за отказа Окинавы в поддержке японским завоевателем в завоевании Кореи, Япония объявила королю Рюккю, войну. После чего, японские войска в количестве 300 человек высадились на острове, подавив местное население. Так Окинава стала частью Японской Империи.

Для предотвращений восстаний и сопротивлений Японская армия ввела многие запреты для местных жителей. Так, например, были изъяты все режущие и колющие предметы. На деревню оставлялся один нож, который был под постоянным наблюдением.

Данное обстоятельство и побудило патриотическое общество к пересмотру упражнений ушу. Так была создана новая школа – Окинава тэ (сильная рука).

Так же впервые было введено понятие тамешивари (разбивание твердых предметов разными частями рук и ног).

Партизанская война длилась в течение 30 лет, после чего патриотический дух стал спадать. Окинавы смирились со своей независимостью, теперь Окинава полностью принадлежала Японии. Различные повстанческие отряды вышли из «подполья». Создавались легальные школы Окинава тэ. Было создано очень много школ, между которыми постоянно проводились турниры. Наиболее сильной в то время было 2 школы: Асако и Фунакоши.

В начале XIX в. в Токио впервые проводился турнир воинской чести. Куда был приглашен один из представителей Окинава тэ. Выбор пал на Фунакоши. Он досрочно выигрывал всех своих соперников. После турнира японский император предложил Фунакоши открыть данный вид школы в Токио. На что Фунакоши дал свое согласие. Так впервые была открыта школа Окинава тэ. Но у многих японцев не устраивало данное название (заморского происхождения). После чего Фунакоши сменил название Окинава тэ на Каратэ. Таким образом «Китайская рука» превратилась в «Пустая рука».

Каратэ имело большую популярность в Японии. Через несколько лет, почти в каждом городе Японии существовала школа каратэ. И в 1957 г. впервые был проведен турнир по спортивному каратэ. Победителем был Масутацу Ояма.

2.Зарождение стиля «Киокушинкай каратэ»

Киокушинкай каратэ - один из мощнейших стилей, созданным Масутацу Оямой в 50-е годы XX века.

Мировой центр школы Масутацу Оямы был официально открыт в июне 1964 года, и было принято название Киокушин, имеющее значение - " Абсолютная истина ". С тех пор, Киокушин распространился больше чем по 130 странам мира, и на настоящий момент зарегистрированных членов IKO, более 4 миллионов, то есть это одна из самых больших организаций Боевого искусства в мире. В идеологии Киокушин нет дискриминации ни по расовому, ни по религиозному принципу. Здесь никого не удивит поединок между бойцом ростом 160 см и весом 67 кг и двухметровым бойцом весом 135 кг. Потому что только сам поединок выявит кто сегодня лучший.

Среди известных всем людей из мира Киокушин: Шен Коннери - Почетный первый дан, Дольф Лундгрен третий дан - Австралийский экс-чемпион в тяжелом весе, Президент ЮАР Нельсон Мандела - Почетный восьмой дан, Австралийский Премьер-министр Джон Говард - Почетный пятый дан, которому черный пояс был вручен при официальном открытии Киокушин доджо в Сиднее в июне 1988 года.

Школа Киокушинкай открыто противопоставлялась всем известным школам. Ояма отказался от догматичности постановок традиционных воинских искусств, обогатил каратэ завоеваниями китайских, корейских и других боевых искусств. Все они в комплексе призваны были обеспечить требования школы: силу, стойкость, эффективность, выносливость. Кенчикато, ученик Оямы, рассказывает, что в доджо Оямы приходили усовершенствоваться знаменитые мастера других школ. Большие изменения также наблюдались и во взглядах других школ: они постоянно совершенствовали свою технику, приспосабливаясь к условиям реального боя, тем самым косвенно способствуя развитию Киокушинкая.

Ояма ввел множество новых, заимствованных и изобретенных комбинаций в тактику свободного спарринга (дзю-кумитэ), тем самым, бесспорно, пополнив арсенал каратэ. В области философии Ояма идет в русле традиционных учений. Изучив труды Такуана, Миямото Мусаси и других мастеров прошлого, он развивает их идеи о слиянии человека со Вселенной, о преобразовании духа-разума в Пустоту посредством практики Дзэн. Видную роль отводит Ояма продолжительной сидячей медитации - дза-дзэн и обязательной кратковременной медитации с закрытыми глазами, предваряющей и заключающей тренировки, моку-со.

И все же главное в системе Ояма, что находит отклик в сердцах миллионов, не сухая теория, не медитация и не разучивание вполне стандартных ката, а практическая отдача, максимальная эффективность. Для своих учеников Ояма разработал целый каскад головокружительных трюков, воплощающих высшие достижения каратэ на физическом уровне:
- пробивание подвешенного на двух нитках листа тонкой рисовой бумаги ударами кулака и пальцев руки;
- раскалывание подвешенной на веревке доски (или кирпича) ударами кулака, локтя, ребром ладони, ребром стопы и передней частью стопы из положения, стоя на земле или в прыжке;
- раскалывание нескольких дюймовых досок в руках двух ассистентов всеми возможными ударами рук и ног, в том числе и в прыжке на высоте около двух метров;
- раскалывание плавающей в бочке с водой дюймовой доски;
- раскалывание руками, ногами и головой до двадцати слоев черепицы;
- раскалывание ударом "рука-меч" или "железный молот" трех положенных друг на друга кирпичей;
- раскалывание ударом "рука-меч" трех уложенных друг над другом с промежутками ледяных плит толщиной в три дюйма каждая;
- пробивание рукой и головой ледяной глыбы;
- раскалывание массивных булыжников основанием ребра ладони;
- отрубание горлышка стоящей бутылки;
- проникновение ударом "рука-копье" в плотно связанный пучок бамбуковых прутьев.
Силовые номера в Киокушинкай сочетаются со всевозможными пробами на быстроту, четкость и точность. Здесь следует упомянуть гашение свечи на расстоянии различными ударами рук и ног, разрубание ребром ладони спичечного коробка из тонкой фанеры, выдергивание бумажного листа из-под пачки сигарет, стакана или стоящей сигареты, сбивание пепла с зажженной сигареты в зубах партнера ударом ноги и тому подобные фокусы, рассчитанные на зрелищный эффект.

Однако Ояма привлекал сторонников не только цирковыми представлениями. Он лично тренировал спортсменов из многих стран, путешествовал по всему миру с лекциями и показательными выступлениями. Его перу принадлежит немало книг, брошюр, технических пособий и разработок. По его заказу снято множество рекламных фильмов - документальных и художественных. Но что особенно важно - его ученики побеждают на чемпионатах. И не случайно его школа Киокушинкай не входит во Всеяпонскую федерацию каратэ, противопоставив ей свою Всемирную федерацию. Ояма шел своим путём.

Всего за 36 лет существования, Киокушинкай каратэ-до сравнялось и превзошло по популярности другие виды восточных единоборств, имеющих не просто вековую, а тысячелетнюю историю. Однако, каратэ - принципиально традиционная школа. Это проявляется во всем: в сущности стиля, в особенностях структуры.

Биография Масутацу Оямы

Масутацу Ояма (Йонг И Чой) родился 27-ого июля 1923 года, в Южной Кореи. Когда ему исполнилось 9 лет, он переехал жить к сестре в поместье на юг Китая, где у работающего в поместье мастера Йи учился китайскому кемпо 18 рук.

В 12 лет он вернулся в Корею и продолжил занятия корейским кемпо. В 1936 г. он получил черный пояс.

В 1938 году, в возрасте 15 лет, он уехал в Японию, и поступил в авиационное училище, чтобы стать летчиком, подобно герою его времени, первому летчику-истребителю из Кореи. Выжить в тех нелегких условиях в том возрасте, оказалось более трудным чем, он думал, тем более что корейцы, обучающиеся в летных училищах Японии были на правах чужих. Несмотря на тяжелое время в своей жизни он продолжал заниматься боевыми искусствами, занимаясь дзюдо и боксом, и однажды он заметил студентов, обучающихся Окинава Каратэ. Это заинтересовало его, и он поехал в доджо Гичин Фунакоши в Университете Такушоку, где занимался известным видом каратэ - шотоканом, удивляя всех своими успехами. Его прогресс в тренировках был таким, что к семнадцати годам он был уже вторым Даном, и к моменту поступления на службу в Японскую Имперскую Армию в 20 летнем возрасте, он был четвертым Даном.

«Если меня спросят, чему человек должен посвятить жизнь, я отвечу – тренировкам. Тренируйтесь больше, чем спите, и, независимо от преследуемых целей, вы не пожалеете», - говорил Ояма. В это время он также серьезно заинтересовался дзюдо, и его прогресс в этом виде боевого искусства был не менее удивительным. К моменту завершения тренировок по дзюдо он, меньше чем за четыре года с начала тренировок, достиг четвертого Дана в дзюдо.

После поражения Японии во Второй Мировой войне, Масутацу Ояма впал в отчаяние и депрессию и почти забросил тренировки. В эти годы Ояма встречается со своим соотечественником Шу Нэй Чуом, одним из авторитетных каратистов школы Годжу Рю, который по – новому освещает связь духовного с физическим. Именно он и воодушевляет Ояму на то, чтобы посвятить жизнь каратэ, отойти от мирской суеты и предаться духовному и физическому развитию в одиночестве.

В 23 летнем возрасте Масутацу Ояма встретил Эиджи Йошикаву, автора романа "Мусаши", основанного на жизни и деятельности наиболее известного Самурая Японии. И роман, и автор помогли Ояме глубже понять кодекс Самурая - Бушидо и его смысл. В тот год Ояма отправился на гору Минобу в Префектуре Чиба, где Мусаши основал свой стиль боя на мечах Нито-Рю. Ояма думал, что это будет соответствующим местом, чтобы начать суровые тренировки. Среди вещей, взятых с собой, была копия книги Иошикавы. Вместе с Оямой на гору поднимается его ученик, который не выдерживает одиночества и режима суровых тренировок и тайно покидает его через 6 месяцев. Это тяжело сказалось на Ояме потому, что желание возвратиться в общество стало еще сильнее. Так Ней Шу большим количеством примеров убедил Ояму продолжить тренировки, и Ояма принял решение стать сильнейшим каратистом Японии. Но после 14 месяцев нечеловеческих тренировок Ояма вынужден покинуть гору из – за финансовых затруднений.

В 1947 г. в Киото на Первом Всеяпонском чемпионате по каратэ Ояма, одержав блестящие победы, занимает первое место. Отсутствие достойного противника в каратэ и страстное желание постичь тайны и истину настоящего каратэ вновь зовут Ояму в горы. В 1948 г. он подымается
на гору Кийозуми в префектуре Чиба. Теперь его тренировки стали фанатическими по нагрузкам - 12 часов в день, каждый день без дня перерыва, стоя под холодными струями водопадов, бросая речные камни своими руками, используя деревья как макивару, совершая сотни отжиманий в день. Каждый день также включал изучение научных трудов классиков Боевых искусств, Дзэн и философии. После восемнадцати месяцев он завершил свое уединение уверенным в себе и способным полностью себя контролировать.

В недолгой период в горах Ояма жил по строго разработанному режиму, который нередко фигурирует в биографиях мастера и служит наставлением легкомысленным ученикам:
4 часа утра - подъем. Медитация с закрытыми глазами - 10 мин. Бег трусцой по горам - 2 часа.
7 часов утра - приготовление пищи.
8 часов утра - трапеза, совмещающая завтрак и обед.
9 часов утра - начало тренировок. Десять раз выполнить комплекс из пяти упражнений:
1) поднять 20 раз шестидесятикилограммовую штангу;
2) отжаться на пальцах 20 раз;
3) отжаться в стойке на руках 20 раз;
4) подтянуться на перекладине 20 раз;
5) нанести по 20 ударов кулаком справа и слева в макивару.
После выполнения каждого комплекса сделать дыхательные упражнения и немедленно приступать к следующему комплексу. После десятикратного выполнения указанного комплекса отдых до 11 часов.
11 часов утра - выполнение ката.

При этом ежедневно выполнять по 100 раз какое-либо одно ката. Например, в первый день Хэйан-1, во второй Хэйан-2 и т. д., пока не будут выполнены все пять комплексов Хэйан, а затем выполнять их в обратном порядке. То же самое проделать с остальными ката.
2 часа пополудни - поднятие тяжестей. Поднять шестидесятикилограммовую штангу 20 раз, затем постепенно наращивать нагрузку. Сделать 1000 отжиманий: 200 раз на двух пальцах, 200 раз на четырех пальцах, 400 раз на пяти пальцах. Перед каждым комплексом делать небольшой перерыв. Иногда для разнообразия делать 1000 отжиманий на кулаках с перерывом после 500.
3 часа пополудни - разработка приемов спарринга; упражнения с макиварой; лазание по канату; упражнения для брюшного пресса - 200 раз; разбивание камней.
5 часов пополудни - приготовление пищи. Ужин.
6 часов пополудни - медитация и отход ко сну.
Многие подвижники и энтузиасты кэмпо придерживались подобного распорядка дня не год и не два, а двадцать, тридцать лет или всю жизнь.

Тем не менее, для мастера, решившего бросить вызов крупнейшим школам, желающего внедрить новую методику обучения каратэ, одной победы на чемпионате было явно недостаточно. Человек, вполне современного склада, Ояма быстро понял, что помочь ему в таком смелом начинании сможет только шумная реклама. С присущей ему целеустремленностью он занялся подготовкой грандиозной рекламной компании, оттачивая чисто трюковые номера. В 1949 г. он поселился в лачуге возле городской бойни и провел там семь месяцев, изучая повадки животных. Он разработал новый способ убоя быков голыми руками, научившись отрубать животным рога под корень ударом "рука-меч".

В 1950 году, основатель (Sosai) Масутацу Ояма начал демонстрировать свою силу, борясь с быками. Всего, он боролся с 52 быками, три из которых были убиты, и 49 быкам обрубил рога ударом руки "шуто". Нельзя говорить о том, что ему это было легко сделать. Ояма любил вспомнить о своей первой попытке, закончившейся лишь тем, что разъярил быка. В 1957 году в Мексике, в возрасте 34 лет, он был на грани смерти, когда бык рогом пропорол Ояму. Ояма сумел свалить быка и отрубить ему рог. Он был прикован к постели в течение 6 месяцев, восстанавливаясь от обычно смертельной раны. Общество защиты животных Японии выступило с протестом против боев Оямы с животными, после того как Ояма объявил о намерении провести бои с тигром и медведем, хотя быки, убитые Оямой были предназначены для бойни.

В 1952 году, Ояма отправился в гастрольную поездку по Соединенным Штатам, где произвел фурор и привел в полнейшее смятение публику, демонстрируя сверхчеловеческие номера. Поистине, как можно было не удивляться, когда Ояма ломал огромные булыжники, словно хрупкие фарфоровые изделия, ударял молотком по рукам, ломал руками и ногами толстые доски. Бои Оямы с известными американскими боксерами длились секунды. Его называли «Божественная рука».

Ояма стал первым человеком в мире, который три дня подряд боролся с 300 разными бойцами, проводя в день по 100 боев длительностью в две минуты, каждый раз выходя победителем. Большинство участников после первых же секунд подвергались нокдауну. Его принцип борьбы был прост: он сближался с соперником и наносил удар, в результате которого соперник получал перелом. Если соперник блокировал удар, то блок был смят или разбит. Если соперник не блокировал атаку, то ребра были сломаны. Ояма стал известным как "Рука Господа", как живое проявление принципа японских воинов "Один удар - смерть". Это было истинной целью техники каратэ. Замысловатая техника ног и сложные приемы были вторичны (хотя применялись им весьма эффективно). Этот своеобразный марафон состязаний прекратился из – за отсутствия желающих бороться.
В 1953 году, Масутацу Ояма открыл свой первый доджо в Медзиро в городе Токио. В 1956 году, первый постоянный доджо был открыт в прежней студии балета за территорией Университета Риккио, в 500 метрах от нынешнего Японского центрального Доджо. В 1957 году Ояма имел 700 учеников, несмотря на большое количество, не выдержавших тяжелых изнурительных тренировок. В этом доджо была заложена основа 1000 – дневных тренировок для начинающих, 10000 – дневных – для раскрытия истины.
Ояма приступил к созданию новой школы каратэ, открыто противопоставив ее всем ранее существовавшим направлениям и стилям кэмпо, выбрав наиболее эффективные для своей системы элементы, которые в комплексе обеспечивали силу и стойкость спортсмену, назвав свою школу «Киокушинкай» (общество абсолютной истины).

В 1964 г. в Японии официально был признан центр Киокушинкай Хонбу, который впоследствии становится международным центром Киокушинкай (ИКО).

В 1969 г. в Токио был организован Первый всеяпонский открытый чемпионат Киокушинкая.

В 1975 г. состоялся Первый всемирный открытый чемпионат Киокушинкая в Токио, который утвердил славу и мощь Киокушинкая. Из 128 участников из 36 стран чемпионом стал Кацуаки Сато.

В 1979 г. состоялся Второй всемирный открытый чемпионат в Токио, где чемпионом стал Макото Накамура.

В 1983 г. состоялся Третий всемирный открытый чемпионат, на котором победителем опять стал Макото Накамура.

В 1987 г. состоялся Четвертый всемирный открытый чемпионат, в котором участвовали 200 спортсменов из 70 стран, чемпионом стал Кенджи Мидори.

В 1991 г. состоялся Пятый всемирный открытый чемпионат, на котором из 250 участников из 110 стран, чемпионом стал Кенджи Мидори. На чемпионате Ояма Масутацу демонстрирует ката "Энтэнкэн" и сам называет это свое выступление последним. Ояма Масутацу был в зале до конца своих дней, в летних лагерях в Японии. Через шесть месяцев он ушел из жизни 26 апреля 1994 года, на 71 году жизни.

Масутацу Ояма-неповторимая яркая звезда, мысль и душа, которого, проникая во все уголки мира, распространяют здоровье, силу и волю.

Шокей Мацуи.

Шокей Мацуи родился 15 января 1963 года. Каратэ начал заниматься с 12 июня 1976 года. В 1980 году, когда ему было 17 лет, выступил на 12 - Всеяпонском чемпионате и занял 4-е место.

Шокей Мацуи - один из лучших учеников Масутацу Оямы, обладатель 8-го дана в каратэ. Отличающийся филигранной техникой, этот боец стал истинным продолжателем дела Мастера. Ояма навсегда остался одним из самых главных людей, определявших жизнь Мацуи. С самого детства он испытывал к своему Учителю чувство искреннего восхищения, которое со временем усилилось и чувством благодарности за все то, что дали ему занятия Киокушин и сам Ояма. «Великий человек и герой» - так называет его Мацуи.

С мая 1994 года, на основании завещания Масутацу Оямы, президентом международной организации Киокушинкай каратэ-до является Шокей Мацуи.

Он один из немногих, кто смог выдержать 100 кумитэ, состоявшиеся для него 18 мая 1986 года. Против одного Мацуи выступили 100 лучших бойцов. Ни один простой человек, даже обладающий огромной силой, но не имеющий определенной духовной основы, никогда не смог бы выдержать этого испытания. Тем не менее, даже на 95 противнике он сумел по-настоящему продемонстрировать свое мастерство, когда отправил соперника в нокдаун. Кумитэ Шокея Мацуи против сотни человек продолжалось 2 часа 24 минуты - время Олимпийского марафона.

Эта победа Мацуи над самим собой еще раз подтверждает истинную приверженность Киокушин к БУДО.

В 1987 г. - на 4-ом Чемпионате Мира он победил и стал Чемпионом Мира.

«После того как я стал чемпионом мира - пишет о себе сам Мацуи - я был в смятении. Мной овладели чувство превосходства, и, в то же время, чувство собственной неполноценности. Существовал разрыв между моими детскими мечтами и реальностью. Я стоял перед дилеммой. Потому что раньше у меня была цель, а после чемпионата - пустота». Перед ним встала проблема, с которой неизбежно сталкивается любой победитель: «Что дальше?» Но киокушин - это не тот вид спорта, в котором существуют резко обозначенные пределы, что, достигнув определенных высот ему некуда было бы пойти дальше. Ведь как говорил Ояма: «Стремление к абсолютной истине безгранично. Потому как совершенство беспредельно».

После 5-го Чемпионата Мира, при поддержки Оямы, Мацуи открыл собственное доджо.

Шокей Мацуи своим кредо избрал выражение «Торопись, но делай не спеша!». И жизненный путь этого великого бойца Киокушина является подтверждением действенности этого выражения на деле.


Похожая информация.


Когда родилось каратэ, не знает никто.
И вряд ли это когда-нибудь станет известно.
Фунакоши Гитин

О происхождении каратэ известно только из легенд. Так, по одной из легенд, создателем каратэ считается Бодхидхарма, основатель дзэн-буддизма, который в 520 г. н.э. перенес свою резиденцию из Индии в Китай, в монастырь Шаолинь, расположенный на склоне лесистой горы Шаоши в нескольких десятках километров от города Чжэнчжоу. Этот монастырь и стал центром его учения о Будде, а заодно и центром умственного и физического воспитания последователей этого учения.В монастыре Шаолинь Бодхидхарма обучал своих учеников умению терпеть (выносливости), развивать силу, быстроту, ловкость, гибкость. Проводимые им тренировки основывались на принципе движений животных с элементами самозащиты и предположительно назывались «18 движений рук архата». Этими упражнениями укреплялась сила духа и тела, осуществлялась подготовка к испытаниям, каковыми являлись длительные сеансы медитации. Кроме того, эти упражнения служили средством защиты на дорогах за пределами монастыря. В дальнейшем методы физических тренировок Бодхидхармы развивались и совершенствовались и стали известны как боевое искусство монастыря Шаолинь.Впоследствии это боевое искусство вывезли в Японию, где оно смешалось с местными приемами борьбы жителей островов.Документально подтвержденных исторических сведений о появлении каратэ в Японии не так уж много. Известно, что в XII в., когда самурайские дружины Тайра, разбитые в сражении при Дан-ноура (совр. Симоносэки) войсками Минамото, беспорядочно устремились на юг, многие переправились на Окинаву (крупнейший остров архипелага Рюкю, лежащий в 500 км от о. Кюсю, в 600 км от Тайваня и в 800 км от южно-китайского побережья) и там познакомили местных жителей со своим боевым искусством.В 1392 г. в Наху, столицу острова, прибыла специальная миссия из 36 китайских колонистов (так называемые «36 принявших подданство»), имевших задание распространять среди местного населения начала знаний по мореплаванию, книгопечатанию и различным ремеслам. С 1392 г. китайская колония обосновалась в Кумэмуре, пригороде Нахи, а затем аналогичные поселения появились в городах Сюри и Томари. Именно от китайских колонистов, согласно одной из версий, местное население узнало о боевых искусствах Китая.Существует и другая точка зрения, согласно которой каратэ не было перенято на Окинаве из китайского кулачного искусства, а зародилось и развивалось на Окинаве. Кое-кто считает, что каратэ - исконно окинавское воинское искусство, к которому китайское кэмпо очень немного прибавило. Конечно, с тех пор как на Окинаве поселились люди, легко себе представить, что там существовали какие-то виды рукопашного боя. Их в известном смысле тоже можно считать предками современного каратэ, но с такой версией древнего происхождения трудно согласиться. Уже то, что большинство терминов современного каратэ происходят от старокитайских, свидетельствует: определять каратэ как исконно окинавское бу-дзюцу - явное преувеличение.Окинавское каратэ также заимствовано у китайского кулачного боя. Во-первых, у каждого народа существует та или иная доморощенная бойцовская техника. Но подобное явление древней Окинавы было бы необоснованным возводить в истоки каратэ, так как период, когда возникла социальная необходимость в боевой технике, должен быть рассматриваем как много более поздний. Во-вторых, среди названий ката (модели последовательности движений) в каратэ много китайщины, в то время как нарицательные окинавские названия ограничиваются называнием приемов владения оружия из систем кобудо (старинные боевые исукусства). В-третьих, среди ката, передаваемых в настоящее время от учителя к ученику, есть "ката Ваншу". Вансю (Ван Цзи) был в качестве посланца за ленной данью в 1683 г. на Рюкю. Опять же, был такой Куусянку (Гун Сянцзюнь) в 1756 г. на наших островах и существует "ката Кушанку"... Из разрозненных записок вытекает то, что Куусянку приехал на Рюкю, привезя с собой из Китая последователей и учеников мастерства бойцовой техники, содержание которой всех изумило. Если бы в это время существовала рюкюская "тэ", не было бы повода особенно прокламировать бойцовскую технику, как не было бы и такого удивления масс.Одним из факторов развития окинавского каратэ явился проводившийся на острове политический курс на запрещение оружия. Первый запрет на оружие датируется 1429 г., когда король Сё Хаси объединил под своей эгидой три области Окинавы, именовавшиеся Хокусан, Нан-дзан и Тю-дзан и, желая пресечь попытки мятежа и укрепить централизованную власть, ввел запрет на ношение оружия для всех, кроме королевской дружины и высших феодалов. Народ оказался беззащитен перед произволом чиновников и солдат, а также разбойничьих шаек, скрывавшихся в лесистых горах острова, что, по мнению некоторых аналитиков, вынудило многих крестьян искать спасения в боевых искусствах.В интересах усиления централизованной власти была устроена и охота за мечами местных правителей при короле Се Сине (1477 - 1536). Мастер Хигаонна Морио, основатель стиля Годзю-рю, в своих трудах по истории каратэ пишет: «После того, как король Се Син отнял у всех жителей острова права на ношение оружия, были созданы два стиля рукопашного боя. Один - в среде дворянства и назывался "тэ", другой развивался среди простого народа и назывался "рюкю кобудзюцу". Занимались им рыбаки, крестьяне, ремесленники, и отличался этот стиль использованием в качестве оружия простых инструментов, характерных для крестьянского труда. Тренировки энтузиастов, изучавших эти виды боевого искусства, проводились, как правило, ночью и тайно».После того как в 1609 г. Окинава была захвачена властителем южно-японского княжества Сацума Симадзу Иэхиса и стала частью Японской империи, запрещение оружия было введено для контроля над мятежами населения Окинавы против новой власти, которые возникали из-за грабительских налогов и поборов оккупантов. До массового восстания дело не дошло, но отдельные столкновения с самураями возникали довольно часто.В связи с этим существует версия о том, что население Окинавы стало объединяться в тайные общества и создавать союзы самообороны, в которых изучались приемы борьбы голыми руками и с хозяйственными инструментами вместо «настоящего» оружия. Так, еще с начала XVII в. известно имя непобедимого бойца Яра из деревни Тятан, который столь упорно боролся с японцами, что стал своего рода национальным героем. Сын деревенского старосты, он в возрасте 12 лет был отправлен в китайский портовый город Фучжоу (провинция Фуцзянь) учиться торговому делу. В течение 20 лет Яра, помимо торговли, досконально изучил искусство китайского кулачного боя цюань-шу и, вернувшись на Окинаву в родное селенье, открыл там школу боевых искусств, где обучал сородичей борьбе голыми руками.Лишенные возможности на равных, т.е. с оружием в руках, сопротивляться оккупантам, окинавские крестьяне и ремесленники сделали своим оружием ноги и руки, отрабатывая удары на специальных устройствах «макивара» и многократно повторяя специальные упражнения «ката», позволяющие освоить технику рукопашного боя без помощи партнера.Результатом такой работы было достижение высочайшего технического уровня и ошеломляющей силы ударов. Поскольку в столкновениях с самураями окинавцам приходилось иметь дело с опытными воинами, шанс на победу был невелик, и его нужно было вырвать любой ценой. Остаться в живых можно было только опередив противника и убив его одним ударом. Именно тогда и появился на свет лозунг «Иккэн хиссацу» - «Одним ударом - наповал». Благодаря упорной тренировке окинавцы научились голыми руками крушить панцири и шлемы самураев и, не имея копий и мечей, кончиками пальцев протыкать тела своих врагов.Наряду с этим появилось боевое искусство, в основе которого была заложена техника владения разного рода оружием. В качестве оружия использовались орудия крестьянского или рыбацкого труда: шест (бо) применялся для проводки лодок в мангровых зарослях; трезубец (сай) использовался для разрыхления почвы при посадке риса; нунчаку (малый цеп) применялся для вымолота риса; весло (эку) использовалось как для гребли, так и в качестве руля; тонфа (рычаги для мельничных жерновов вращения) использовались для вымолота муки; серп (кама) в зависимости от длины использовался для сбора плодов папайи или риса; рукоятки (текко) использовались для облегчения управления лошадью, запряженной в повозку; щит (тинбе) использовался в качестве корзины для переноски овощей и в поле для защиты от солнца; и др. Исходя из этого факта многие авторы считают, что каратэ развивалось исключительно простыми людьми.По мнению других авторов, каратэ развивалось благодаря усилиям высшей прослойки и военачальников самодержца Рюкю. «Допуская секретное обучение каратэ, мы отрицаем принадлежность его в первую очередь простолюдинам. Люди, принадлежавшие к воинскому сословию и военному чиновничеству королевского дома, служили исключительно безопасности системы централизованного правления. Более того, это время ни в классовом смысле, ни по уровню менталитета не было эпохой повсеместного каратэ до такой степени, что оно было преподаваемо простому народу.Как бы то ни было, но несколько десятилетий подготовка мастеров боевых искусств на Окинаве протекала в обстановке строжайшей секретности. От того времени не осталось ни имен наставников, ни названий школ. Первые относительно подробные сведения об окинавском каратэ-до появились лишь в середине XVIII в.Известно, что в середине XVIII в. Сокутава (1733- 1815), проживший несколько лет в Китае и занимавшийся там шаолиньским цюань-шу, а также бо-дзюцу, вернулся на родину и основал в городе Сюри частную школу Каратэ-до Сокугава. То был первый случай употребления в названии школы слова каратэ.Создание самого первого стиля каратэ связано с именем Мацумура Сокон (1792-1896), по прозвищу Мухениде. Как правительственный чиновник он в 1830 г. был командирован в Китай со специальным заданием усовершенствовать свои знания в воинских искусствах. После долгого обучения у мастеров Шаолиня Мацумура Сокон систематизировал свои знания, создав школу Шоринрю (японская транскритщия Шаолинь). Сам Мацумура был удостоен звания Верховного наставника воинских искусств острова Окинава. Он пропагандировал жесткое, силовое каратэ-до в классической старошаолиньской манере, обращая особое внимание на быстроту, резкость, силу и четкое знание базовой техники.В конце ХIХ и начале XX в. среди мастеров окинавского каратэ наиболее авторитетными были Хигаонна Канрё (1853-1915), Асато Анко (1827- 1906), Итошу Ясуцунэ (1830- 1915) и Мотобу Тёки (1871 -1944). Ученики этих мастеров и стали основоположниками наиболее известных школ японского каратэ, как стали называть окинавский вид боевого искусства в Японии.Вообще до XX в. слово каратэ на Окинаве писалось двумя иероглифами: «кара», что буквально означает «Китай периода правления династии Тан», но иногда употребляется в расширительном смысле для передачи понятия «Великий Китай», и «тэ» - «рука». Современный мастер искусства каратэ Фунакоши Гитин (1868- 1957) изменил иероглифы так, что они стали означать «пустая рука». Сам мастер по этому поводу так писал в своих «Наставлениях по каратэ» («Каратэ-до кёхан»): «По традиции и сам я в прошлом пользовался иероглифом "кара" ("Китай"). Однако из-за того, что люди путают каратэ с китайским кэмпо, а также в силу того, что окинавские воинские искусства теперь могут считаться общеяпонскими, было бы неправильно и даже в некотором смысле унизительно продолжать использовать в названии каратэ иероглиф "Китай". А потому, вопреки множеству протестов, мы отказались от старого иероглифа и заменили его на новый - "пустота". Заодно тем же путем были исправлены названия многих комплексов формальных упражнений ката, связанных с именами китайских мастеров».Фунакоши Гитин был учеником Асато Анко и Итошу Ясуцунэ, которые, в свою очередь, учились у небезызвестного Мацумура Сокона. Асато и Итошу помогли Фунакоши пройти основательную школу поединка практически у всех известных мастеров каратэ, живших в то время на Окинаве.Проанализировав различные методы ведения боя, исключив из них не очень убедительные и сохранив те, которые казались ему наиболее эффективными, Фунакоши Гитин создал собственный стиль. В 1922 г. Фунакоши Гитин, который был тогда профессором в учительском колледже на Окинаве, по приглашению Министерства образования выступил в Токио с лекциями и продемонстрировал приемы каратэ на выставке традиционных видов борьбы. Успех был необычайным, и Фунакоши провел остаток жизни, занимаясь обучением искусству каратэ по всей Японии.Фунакоши Гитин, основатель современного каратэ, умер в 1957 г., оставив после себя тысячи последователей, которые разъехались по всему миру, создавая собственные школы и знакомя всех интересующихся с каратэ.Говоря об истории развития каратэ, необходимо заметить, что до Второй мировой войны в Японии существовали четыре крупнейших стиля каратэ-до: Годзю-рю, Сито-рю, Шотокан и Вадо-рю. Впоследствии эти стили послужили основой для создания множества других школ и направлений. Например, в стиле Годзю-рю ученики Т. Мияги (создателя стиля) образовали Годзю-кай, Таишу-кай и Учи-кай. Ученики К.Мабуни (основателя стиля Сито-рю) создали Сито-кай, Сюко-кай, Санкю-кай, Итошу-кай, Кенкю-кай, Сэйсин-кай и др. Направления в Шотокан: Шото-кай, Тидо-кай, Ниппон каратэ кёкай и др. В Вадо-рю - Вадо-кай и др.После Второй мировой войны и последующих нескольких лет американской оккупации Японии в стране уже существовало около десятка постоянно соперничавших между собой ассоциаций каратэ-до. Накануне проведения в Токио Олимпийских игр 1964 г. представители ряда ассоциаций предложили провести во время Игр показательные выступления в Центре боевых искусств - Будокан. Это помогло нескольким ассоциациям найти общий язык между собой и объединиться. Так, в 1964 г. возникла Всеяпонская Федерация каратэ-до - Дзэн Нихон Каратэ-до Рэммэй, объединившая большинство стилей и школ. В составе этой Федерации различные стилевые группы продолжали существовать автономно и проводить свои ежегодные стилевые чемпионаты страны. С конца 1950-х гг., когда сведения о каратэ-до достигли Америки, Европы и других континентов, появились миллионы его поклонников практически во всех странах мира. В большинстве этих стран были созданы национальные федерации. В 1968 г. была создана Всеевропейская Федерация каратэ-до, в 1969 г. - Международный союз организаций каратэ-до (WUKO), а в 1970 г. проведен I Чемпионат мира по каратэ-до.В настоящее время в Америке базируются не менее четырех международных организаций каратэ, а в Японии - не менее шести, каждая из них объединяет в своих рядах представителей как одного, так и нескольких стилей, большинство из которых появилось после Второй мировой войны, причем не только в Японии, но и в США, на Гавайях и в некоторых других странах.

Как гласит легенда, все началось с Бодхидхармы (по-китайски Дамо).
В 528 г. н.э. Бодхидхарма прибыл в Китай, чтобы нести учение Будды для жителей Поднебесной. Постранствовав по Китаю, Дамо попадает в храм Шаолинь. Увидев, что монахи немощны и слабы, он написал и оставил им в наследство три книги `И Цзинь Цзинь ` - развитие физической силы, `Си Суй Цзин` - дыхание и медитация, `Ши Ба Луо Хань Шоу ` (Восемнадцать рук учеников Будды) - боевой раздел, приемы самообороны. В Индии общество делится на социальные касты. Сам Бодхидхарма был из касты кшатриев (воинов и правителей) и вот этот опыт он изложил в своей третьей книге. По Китаю было разбросано множество храмов. Среди них выделялись два самых крупных, Храм в Хэнань - на севере и Храм в Фузянь - на юге.

Родина каратэ (пустая рука) - Япония, колыбель - остров Окинава. Своим происхождением и направлением БИ (боевое искусство) каратэ, впрочем, как и корейское тхэквандо , вьетнамское вьет ва дао и многие другие, обязано китайскому ушу. Огромное, многонаселенное, экономически развитое государство Китай оказывало свое влияние на соседние страны в экономике, культуре, науке, торговле, религии и, конечно, в военном деле.

На юге Японии находится архипелаг Рюкю с самым большим островом Окинава. До 1609 года Окинава находилась под протекцией Китая. Так как провинция Фуцзянь, находящаяся в юго-восточной части Китая, географически была более выгодно расположена к острову Окинава, между ними образовались тесные экономические и политические связи. Большое количество переселенцев с континентального Китая прибыло на Окинаву. Приезжали чиновники, купцы, а также целые семьи, владеющие фамильным методом ведения кулачного боя `цюань`и Шаолиньского ушу.

Наверное поэтому, окинавцы борьбу на руках назвали одним общим словом `рука династии тан` или китайская рука (позже, японцам это не помешало переименовать на созвучный иероглиф каратэ, что означает пустая рука).

На Окинаве образовались две основные ветви Сирю тэ и Наха тэ. Название стили получили от местности, где они практиковались.

В данный момент на острове четыре основные школы Окинава тэ (рука Окинавы):

Годзю рю; Сёрин рю,

Уэчи рю; Мацубаяси рю

Некоторые техники были утеряны или упростились, другие изменены видением и пониманием уже окинавских мастеров. Но, все же, некоторое сходство осталось. Вот вам пример: два видео техник в исполнении японского мастера Годзю рю Марио Хигоона (каратэ) и китайскими Мастером Чжан Шао Фэн.

Ката (формальный комплекс каратэ) Suparimpei демонстрирует японец сенсей Марио Хигаонна / Suparimpei в Цюаньчжоу Храм Шаолинь в провинции Фуцзянь, 2011г. за кадром слышна китайская речь.

Таолу (формальный комплекс ушу)

И там же, в провинции Фуцзянь 2011г. Пять предков Стиль Сантин (Перейти Чо), выполняет китаец шифу Чжан Шао Фэн

Судите сами, имеются ли здесь одни корни? Первые мастера Окинавы получали информацию от переселенцев с материка, а, у кого была возможность, ездили затем в Китай пополнять свои знания.

Со временем Окинава тэ видоизменялась и, адаптируясь, распространилась по всей Японии. Самостоятельных окинавских боевых искусств, по всей видимости, пожалуй, не существовало.

Один из первых, кто познакомил Японию с каратэ, был Гитин Фунакоси. Он был образован, хорошо говорил по-японски, поэтому его пригласили принять участие в представлении боевых искусств, проводимое в столице Японии Токио, организатором, которого выступил Дзигоро Кано (основатель дзю-до). В-последствие и другие земляки Фунакоси стали перебираться в Японию преподавать окинавскую систему рукопашного боя. Так каратэ начало свое шествие по Японии, а, в будущем - по всему миру. Японскими стилями каратэ можно назвать Шотокан и Вадо рю. Сословие самураев в Японии просуществовало более тысячи лет. Это не могло не оказать влияния на быт, уклад и повседневную жизнь японцев. Традиция, культура плотно переплетаются между собой, все это было пронизано духом самураев, без которого невозможно себе представить современную Японию.

Многие учителя каратэ были потомками меченосцев, отлично владеющие холодным оружием (Кэндзю́цу). Эти техники они привнесли и в японское карате. Длинные прямолинейные удары стали характерны для Шотокан каратэ.

Кендо

В некоторых стилях современного каратэ изменения произошли еще значительнее. Убрали базу каратэ ката, заменив их связками (Ашихара каратэ). В Кудо же удары руками стали чисто боксерскими, добавились удары локтями.

По всей видимости, на ряду с традиционным каратэ, будут открываться и существовать еще множество стилей и школ `самого лучшего карате от самого великого мастера`.

Наивысший расцвет рукопашного боя, в моем понимании, был, по всей видимости, в первом тысячелетии н.э. вплоть до изобретения огнестрельного оружия, когда от навыков и умения зависела жизнь, где поединки проходили не на ринге или восьмиугольнике, а на поле брани.



  • Разделы сайта