Какой клуб никогда не тренировал валерий лобановский. Валерий Лобановский — последний футбольный поход. Уход из жизни

Гибель «Лузитании»

Первого мая 1915 году на борту океанского лайнера «Лузитания», готовящегося отплыть из Нью-Йорка в Европу, появился чуть ли не самый богатый человек в мире – американский миллионер Альфред Вандербильт. На нем строгий черный сюртук, он степенно поднимается по трапу и направляется в сопровождении боя в центральный салон парохода. Многие наблюдают, как к Вандербильту подходит рассыльный и почтительно предлагает поднос, на котором лежит телеграмма. Текст ее был очень странен, необычен, да и сама телеграмма оказалась без подписи: «Из определенных источников известно, что “Лузитания” будет торпедирована. Немедленно отложите плавание».

Нет, Альфред Вандербильт никак не мог поверить, что найдутся судно или подводная лодка, которые могли бы догнать «гордость Атлантики»!

А «Лузитания» действительно была ее гордостью, ведь недаром в 1907 году она получила право называться самым быстроходным пароходом в мире, удостоившись приза «Голубая лента Атлантики». Этот приз вручался за рекорд скорости при пересечении Атлантического океана по трассе Лондон – Нью-Йорк, длиной около шести тысяч километров. «Лузитания» пересекла Атлантику за 4 дня 19 часов 52 минуты.

Кроме того, всем был известен следующий факт. В начале Первой мировой войны «Лузитанию» попытался захватить германский крейсер, он уже и приказ по радио передал: «Корабль захвачен, следуйте за мной». На эту команду капитан «Лузитании» ответил очень простым действием – он развил максимальную скорость (27 узлов), ушел от крейсера, и тот вскоре потерял трансатлантический лайнер из виду.

Нет, не зря считалась «Лузитания» гордостью Атлантики. Многие были уверены, что корабль вне опасности даже в военное время, поэтому его услугами и пользовались самые респектабельные пассажиры. Вандербильт удобно расположился в комфортабельной каюте, вспоминая странную депешу как досадный казус.

Однако странное предупреждение получил не только американский миллионер, и не только в частном, так сказать, порядке. В утренних выпусках некоторых нью-йоркских газет на последней странице в черном обрамлении было помещено ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ.

«Всем путешествующим и намеревающимся отправиться в рейс через Атлантику напоминается, что Германия и ее союзники находятся в состоянии войны с Великобританией и ее союзниками. Военная зона включает зоны, примыкающие к Британским островам, и в соответствии с официальным предупреждением… суда, несущие флаг Великобритании или любого из ее союзников, подлежат в этих водах уничтожению.

Но и на это предупреждение немногие обратили внимание. Вечером первого мая 1915 года «Лузитания» готовилась к отплытию. Заканчивалась погрузка багажа и почты, на палубу океанского лайнера поднимались последние пассажиры. Всего на корабле было 1257 пассажиров (из них 129 детей) и 702 члена экипажа, общим числом – 1959 человек.

Это было комфортабельное и совершенное судно. Здесь были детская комната для пищащих, орущих и хныкающих детей и лазарет с доктором и нянечками, а также множество других нововведений: лифты, помещения для собак и других домашних животных (путешествующих со своими хозяевами), телефоны и электрические сигнальные лампочки, отдельные комнаты для горничных и слуг.

Арочные дверные проемы, канделябры, инкрустации из красного дерева, дамасские диваны, глубокие и удобные «бабушкины» кресла, висячие «зимние» сады и пальмы в кадках – все это создавало обстановку в стиле модерн, приближенную в то же время к домашней атмосфере. И только слабый запах просмоленной палубы, краски, смазки и машинного масла указывал на то, что «Лузитания» остается судном.

Особое качество «Лузитании», которым гордились ее владельцы, – это непотопляемость лайнера. Двойное дно судна и водонепроницаемые отсеки считались достаточно надежными. И вот черный дым извергнулся из красно-черных труб. Трапы были со скрипом убраны на причал, а швартовы толщиной с руку сброшены со швартовых тумб. «Лузитания» отошла от причала, взяв курс на Ливерпуль. Она дала три громких гудка, которые сразу же заглушили судовой оркестр и заставили пассажиров зажать уши.

Судном командовал Уильям Тернэр, один из опытнейших капитанов английской компании «Кунард лайн». Он не раз уже обогнул земной шар, ему были хорошо знакомы «ревущие сороковые» ниже мыса Горн и тропические острова в южной части Тихого океана. Вот и сейчас он спокойно обозревал блестящую поверхность океана и удовлетворенно попыхивал своей трубкой. Все выглядело так, как было в его лучшие рейсы. Да Тернэр и без того знал, что во время плавания в Атлантике опасность судну не грозит.

И действительно, первые шесть дней плавания прошли спокойно и благополучно. Утром 7 мая «Лузитания» находилась на подходе к юго-западной оконечности Ирландии. Капитан приказал усилить наблюдение за морем, задраить водонепроницаемые переборки и заглушки иллюминаторов во всех каютах, на всякий случай подготовить все шлюпки к спуску на воду.

«Лузитания» шла 20-узловым ходом, каждые пять минут меняла курс, уходя на десять градусов то вправо, то влево. Тернэр знал, что такие зигзаги в случае атаки немецкой подводной лодки помешают ей произвести прицельный выстрел. Знал он и то, что ни одна лодка, находясь под водой, не сможет догнать «Лузитанию».

Море было спокойным, дул легкий бриз. После полуденного ленча пассажиры стали расходиться по своим каютам. Они не знали, что именно в это время, в 14 часов 10 минут, матрос Томас Куин, наблюдавший за морем из «вороньего гнезда» фок-мачты, крикнул в телефонную трубку капитану: «С правого борта торпеда, сэр!» Тернэр успел сделать только один шаг к середине мостика, где стоял рулевой. Через несколько мгновений торпеда ударилась в борт судна, и эхо взрыва разнеслось над морем на многие мили. Судно сразу же стало крениться на правый борт и одновременно погружаться носом.

Никто на «Лузитании» не мог с уверенностью сказать, какие разрушения причинила торпеда. Пассажиров оглушил взрыв, за ним последовал второй – еще более страшный. Об этом втором взрыве историки спорят до сих пор. Капитан-лейтенант Швингер, который командовал немецкой подводной лодкой, категорически отрицал запуск второй торпеды. Поэтому немцы объясняют второй взрыв детонацией взрывчатых веществ и утверждают, что взрывчатка была тайно погружена на борт пассажирского парохода, чтобы доставить ее в воюющую с Германией Англию. А комфортабельный лайнер был только прикрытием в целях такой маскировки.

Последствия взрыва (или двух взрывов) были ужасны. В борту парохода, чуть ниже ватерлинии, образовалась пробоина, через которую свободно мог пройти паровоз. Сотни тонн воды устремились внутрь «Лузитании». Несколько мгновений после взрыва в машинном отделении парохода стоял невообразимый грохот – получившая сильные повреждения паровая турбина вовремя не была остановлена.

Палуба, казалось, приподнялась под ногами и снова осела. Наружу с шумом вырвался столб воды и пара вместе с кусками угля, обломками дерева и стальными осколками. Взметнувшись вверх выше радиорубки на 160 футов, они затем лавиной обрушились на верхнюю палубу.

«Королева скорости» как бы споткнулась и накренилась. Но за счет колоссальной инерции она еще продолжала двигаться вперед, однако мерцание ламп уже указывало, что ее генераторы грозят остановиться. Капитан Тернэр рассчитывал выбросить судно на отмель близ мыса Кинсэйл. Он очень полагался на отменные мореходные качества «Лузитании» и надеялся продержаться на плаву не менее часа. Это позволило бы спустить на воду шлюпки и спасти людей. Однако в действительности дело обстояло намного хуже: взрыв разрушил паровую турбину и перебил главную паровую магистраль. Когда пароход стал валиться на правый бок, то его 20-метровые трубы обрушились на палубу и в воду, убивая людей, соскальзывающих с парохода в море.

Судовой радист Роберт Лейт успел подать в эфир сигнал бедствия, но «SOS» прозвучал только четыре раза, так как с остановкой динамо-машины подача электроэнергии в радиорубку прекратилась.

В суматохе при спуске шлюпок на воду офицеры из экипажа «Лузитании» допустили непоправимую ошибку. Они как будто не учли, что по инерции судно еще движется вперед, и как только шлюпки коснулись воды, их развернуло и с силой ударило о стальной борт лайнера. Все они опрокинулись, и находившиеся в них люди оказались в воде. Над безбрежной гладью Атлантики раздались пронзительные человеческие крики, после чего наступила неестественная тишина. Только качались на голубых волнах океана полуразбитые шлюпки, раздавленные тела и немногие оставшиеся в живых люди.

Вскоре «Лузитания» стала еще сильнее заваливаться на правый борт, и остававшиеся на ней люди скатывались в воду. Носовая часть корпуса наполовину скрылась под водой, и вскоре гигантское судно вздрогнуло в последний раз, перевернулось черным блестящим килем и через несколько секунд скрылось в Атлантике.

Переданный в эфир «SOS» был принят некоторыми радиостанциями на побережье Ирландии и находящимися поблизости судами. Многие поспешили на помощь гибнущим людям, но не все смогли добраться до места, указанного в сигнале: опять появились немецкие подводные лодки, и некоторые спасатели предпочли удалиться.

Более крепкими оказались нервы у греческого капитана с грузового парохода «Катарина». Он не стал обращать внимание на видневшиеся из воды перископы и потому сумел спасти людей с нескольких шлюпок.

Настоящими спасателями показали себя и ирландские рыбаки. А капитана Тернэра спас один из матросов с парохода «Блюбелла». Капитан находился на борту «Лузитании» до того момента, когда судно опрокинулось на борт. После этого он тоже оказался в воде, но так как был хорошим пловцом, то продержался на плаву около трех часов. Матрос с «Блюбеллы», отличавшийся необычайно острым зрением, заметил слабый блеск капитанских нашивок на рукаве кителя и подобрал Уильяма Тернэра.

Известие о трагической гибели «Лузитании» в разных странах мира вызвало различную реакцию. Вся Канада, например, была потрясена новостями о погибшем лайнере. На его борту находились ее сыны и дочери, которые отправились в путь, чтобы влиться в воюющую армию.

А в Америке, когда известие о том, что «Лузитания» торпедирована у берегов Ирландии германской сумбариной, пришло в Нью-Йорк, Фондовая биржа работала последние минуты перед закрытием. Однако этого времени хватило, чтобы многие акции молниеносно упали.

Всех спасенных доставляли в ирландский порт Куинстаун, где на притихшем причале стоял консул Фрост. Потрясенный всем увиденным, он впоследствии докладывал: «Этой ночью при свете газовых фонарей мы увидели жуткую череду спасательных судов, выгружающих живых и мертвых. Судно за судном появлялись из темноты, и временами можно было различить два или три из них, ожидающих своей очереди в облачной ночи, чтобы выгрузить покрытых синяками, содрогающихся женщин, искалеченных и полуодетых мужчин, маленьких детей с широко открытыми глазами… Женщины хватали нас за рукава и умоляли сказать им хоть что-нибудь об их мужьях.

А мужчины, с усилием подавляя свои чувства, непрестанно передвигались от одной группы к другой в поисках потерянных дочерей, сестер, жен или новобрачных.

Среди бочонков с краской и свернутых тросов на затемненных причалах стали вырастать штабеля трупов, сложенных, как дрова…»

Таким оказалось прибытие «Лузитании». Спасенных было в полтора раза меньше, чем погибших. После гибели «Титаника» это была самая крупная катастрофа на море, которая за восемнадцать минут унесла жизни 1198 человек.

Однако странные происходят иногда случаи. В 1927 году во время сильного шторма в Атлантике затонул лайнер «Келтик». Среди спасенных оказалась пожилая англичанка, миссис Муррей. Журналисты, писавшие об этой катастрофе, с удивлением узнали, что в 1915 году миссис Муррей была в числе пассажиров, спасенных с парохода «Лузитания». Еще больше изумились газетчики, когда узнали, что миссис Муррей была и в списке пассажиров, благополучно переживших гибель «Титаника». Хрупкая леди трижды попадала в самые крупные катастрофы XX века и вышла из них невредимой. И каждый раз в Атлантике!

Из книги Начало Ордынской Руси. После Христа.Троянская война. Основание Рима. автора

2.15. Гибель гунна Этцеля-Атли и гибель хана Святослава Хан (князь) Святослав-Балдуин-Ахиллес был убит. Как мы видим ниже, его частичным отражением в германо-скандинавском эпосе является также гунн Этцель. Считается, кстати, что другим его именем было Атли. Историки

Из книги Основание Рима. Начало Ордынской Руси. После Христа. Троянская война автора Носовский Глеб Владимирович

2.15. Гибель гунна Этцеля-Атли и гибель хана Святослава Хан-князь Святослав-Балдуин-Ахиллес убит. Как мы видим ниже, его частичным отражением в германо-скандинавском эпосе является также гунн Этцель. Считается, кстати, что другим его именем было Атли. Историки отождествляют

Из книги 100 великих катастроф автора Кубеев Михаил Николаевич

Гибель «Лузитании» Первого мая 1915 году на борту океанского лайнера «Лузитания», готовящегося отплыть из Нью-Йорка в Европу, появился чуть ли не самый богатый человек в мире – американский миллионер Альфред Вандербильт. На нем строгий черный сюртук, он степенно

Из книги Затонувшие сокровища автора Скрягин Лев Николаевич

Из книги 100 знаменитых катастроф автора Скляренко Валентина Марковна

ТРАГЕДИЯ «ЛУЗИТАНИИ» Кораблекрушение «Титаника», самого большого и технически оснащенного корабля своего времени, стало величайшей трагедией начала XX века. Его печальную славу ничто уже не может затмить, его название стало нарицательным, а он сам превратился в символ.

автора Носовский Глеб Владимирович

10. Гибель Дмитрия - соправителя «Грозного» и гибель Смердиса, занявшего престол «во сне» Камбиса 10.1. Версия Геродота По Геродоту, царь Камбис, убив Аписа, о чем мы рассказали выше, тотчас был поражен безумием. Правда, как отмечается, его безумство проявлялось уже раньше.

Из книги Завоевание Америки Ермаком-Кортесом и мятеж Реформации глазами «древних» греков автора Носовский Глеб Владимирович

10. Гибель трехсот знаменитых спартанцев царя Леонида и гибель средневекового отряда рыцарей ландмаршала Филиппа Беля 10.1. Геродот о битве греков с персами при Фермопилах и гибели доблестных спартанцев Одним из наиболее ярких и знаменитых событий похода Ксеркса на

Из книги Завоевание Америки Ермаком-Кортесом и мятеж Реформации глазами «древних» греков автора Носовский Глеб Владимирович

17. Гибель персидского полководца Мардония - это гибель знаменитого Малюты Скуратова Он же - библейский Олоферн В самом конце греко-персидской войны погиб выдающийся персидский полководец Мардоний, назначенный царем Ксерксом командующим арьергардом. Геродот

Из книги Военные катастрофы на море автора Непомнящий Николай Николаевич

Прямое попадание… мимо цели (Гибель «Лузитании») Поверхность моря в северной Атлантике была на диво спокойной для начала мая. Пассажиры роскошного британского лайнера «Лузитания» коротали время за картами, устраивали всевозможные забавы на палубах, сидели в салонах,

Из книги 100 великих тайн Первой мировой автора Соколов Борис Вадимович

Тайна «Лузитании» 7 мая 1915 года немецкая подводная лодка топит «Лузитанию» с гражданами США на борту. В этот день у юго-западного побережья Ирландии стоял густой туман. Командир немецкой под лодки У-20 капитан-лейтенант В. Швингер решил возвращаться в

Из книги О чем на самом деле писал Шекспир. [От Гамлета-Христа до короля Лира-Ивана Грозного.] автора Носовский Глеб Владимирович

14. Гибель Гертруды - это гибель римлянки Лукреции и Успение Богородицы Шекспир сообщает, что королева Гертруда погибает. Происходит это в самом конце трагедии, во время поединка Гамлета с Лаэртом. Король и королева с волнением наблюдают за сражением. Когда Гамлет

Из книги Раскол Империи: от Грозного-Нерона до Михаила Романова-Домициана. [Знаменитые «античные» труды Светония, Тацита и Флавия, оказывается, описывают Велик автора Носовский Глеб Владимирович

13. Гибель Елены Волошанки, то есть Есфири = Иудифи, и гибель «бабы» Хереи - еще одного ее «античного» отражения Мы уже неоднократно отмечали, что Елена Волошанка отразилась на страницах Библии по крайней мере два раза: как Есфирь и как Иудифь. Под именем Есфири ее описали

Из книги 500 знаменитых исторических событий автора Карнацевич Владислав Леонидович

ГИБЕЛЬ «ЛУЗИТАНИИ» Важнейшие операции в ходе Первой мировой войны разворачивались не только на суше, но и на море. Впервые серьезное участие в военных действиях приняли новые боевые машины - подводные лодки. Еще до войны Германия приняла программу развития подводного

Из книги История человечества. Запад автора Згурская Мария Павловна

Трагедия «Лузитании» Кораблекрушение «Титаника», самого большого и технически оснащенного корабля своего времени, стало величайшей трагедией начала ХХ века. Его печальную славу ничто уже не может затмить, его название стало нарицательным, а он сам превратился в символ.

Из книги Войны Рима в Испании. 154-133 гг. до н. э. автора Симон Гельмут

Глава IV. 138-133 гг.: УСПЕХИ В ЛУЗИТАНИИ. ПОСЛЕ ПОРАЖЕНИЙ - ПОБЕДА СЦИПИОНА НАД НУМАНЦИЕЙ § 1. Неудача Попилия Лената в борьбе с нумантинцами По-видимому, уже осенью 139 г. Попилий Ленат и нумантинцы в Испании узнали о решении сената возобновить войну. Вероятно, зиму 139-138 гг.

Из книги Царский Рим в междуречье Оки и Волги. автора Носовский Глеб Владимирович

10. Ромул (Христос) и Рем (Иоанн Креститель) становятся народными вождями в Риме Гибель Рема и гибель Иоанна Крестителя Плутарх сообщает, что царь Нумитор разгневался на Ромула и Рема. Вероятно, здесь Нумитор - это отражение евангельского царя Ирода. «Не обращая внимания

В 1915 году крушение Lusitania, огромного Британского океанского лайнера потрясла мир. Опускаясь на дно этот величественный корабль, унес с собой более 1000 жизней. До сегодняшнего дня точные причины катастрофы до конца непонятны. На протяжении долгих лет многие исследователи, дайверы пытались изучить этот вопрос. И только сейчас тайна, кажется раскрыта.

Май 1915. На Пирсе 54 в Нью-Йорке царит суета. Lusitania, крупнейший и самый современный корабль, стоит на якоре. Длина океанского гиганта простирается на 239 метров, а его верхушка, кажется, достигает небес. По сравнению с ним все остальные корабли кажутся такими незначительными. Британская судостроительная компания Cunard Line использовала все свои знания и опыт на разработку Lusitania и Mauretania, двух кораблей аналогов которых не было еще не земле. Эта уникальность была достигнута не столько из-за размера судов, а из-за их технического оснащения. Управление осуществлялось двумя мощнейшими газовыми турбинами, которые потом устанавливались на современные суда еще более ста лет, судно развивало скорость более 25 узлов.

Звезда Cunard Line.

Она была спущена на воду со стапелей верфи John Brown в Шотландском Clydebank в 1906, но прошло более года, прежде чем Lusitania начала перевозить пассажиров. Cunard Line построила не только самый быстрый, но и самый прекрасный и комфортабельный корабль. Каюты первого класса были сопоставимы с комнатами в самых дорогих отелях Европы. Не удивительно, что стоимость проезда в один конец на борту Lusitania составляла около 4000 американских долларов, непостижимая сумма для того времени и очень не многие могли заплатить такие деньги. Такая цена была экономически неоправданная, так как второй и третий класс имели большее значение для судостроительной компании. Только в третьем классе было 1168 кают. Надо сказать, что все вместе они занимали гораздо меньше места, чем каюты первого класса. Деньги не имели значения, престиж играл важнейшую роль в разработке этих двух лайнеров. В начале 20 века, Германская Империя выпустила несколько замечательных и очень быстрых кораблей, таких как Kaiser Wilhelm der Grosse. Blue Riband был награжден престижной наградой за самый быстрый трансатлантический переход. Эта награда была в руках Германии. Помимо престижности и известности у этой награды были серьезные военные притязания. Понимая обстановку тех времен Лорд Inverclyde, президент Cunard Lines подтвердил Британскому правительству под руководством Премьер-министра Balfour , что после небольших доработок комфортабельные лайнеры могут использоваться в военных целях. Оба корабля Mauritania и Lusitania использовались как круизные лайнеры, но стояли на вооружении в Королевской Армии.

Военный корабль или нет?

Вернемся к 1 мая 1915: New York Times по предупреждению Германского консула сообщил пассажирам об опасности в военное время пересекать Атлантический океан. Капитан Lusitania Turner только мельком посмотрел это предупреждение. Он не боялся Германских подводных лодок. Большинство пассажиров чувствовало то же самое, все надеялись, что война вот-вот кончится и коснется только военных кораблей. Lusitania покинула порт New York. Днем ранее другой корабль покинул пристань на другом конце Атлантики. U-20 под командованием капитана-лейтенанта Schweiger. Schweiger молодой и известный как один из лучших капитанов подводных лодок на текущий день. Германское командование считало субмарины центром своей военно-морской стратегии. В ответ на Британскую тактическую блокаду, Германская империя поразила Британию той же тактикой. Подводные лодки курсировали вдоль Британских островов, прерывая все поставки от зарубежных поставщиков.

Опасные субмарины.

Технически, подводные лодки на самой ранней стадии своего развития. Их максимальная скорость около 13 узлов, U-20 может находиться в подводном состоянии только несколько часов из-за того, что батареи быстро разряжаются. Торпеды с подводной лодки могут быть выпущены только в надводном состоянии. Несмотря на все эти технические недостатки боеспособность подводных лодок просто пугающая. Лицо войны на море изменилось. Капитан-лейтенант Shweiger не был очень результативен на протяжении всего похода вдоль Англии. Под его командованием у U-20 была возможность потопить два корабля общим водоизмещением 11485 тонн, но 7 мая 1915 все могло измениться. Экипаж Lusitania был обеспокоен активностью врага у берегов Ирландии, но капитан Turner твердо верил, что подводные лодки не причинят им вреда.

Более того, Turner не предпринял никаких мер предосторожности. Он не ходил зигзагами, не держался безопасного расстояния от береговой линии. Скорее он медленно двигался прямо в руки невидимого врага.

“Прямо впереди нас возникли четыре трубы и две мачты парохода, который шел курсом перпендикулярно нам”, Schweiger позже напишет в судовом журнале. Руководствуясь своими записями, он не до конца идентифицировал корабль, но знал, что он выглядит как пассажирский лайнер. Schweiger отдал приказ на подготовку к торпедированию. Пассажирский корабль шел прямо на него. И не зная точно, что за корабль перед ним он отдал приказ на торпедную атаку.

В 3:10 по полудню торпеды взорвали правый борт в середине носовой части.

Через несколько секунд раздался второй взрыв, и массивный корабль быстро начал заваливаться на бок.

Только сейчас Германский капитан понял, что это Lusitania.

Место, куда врезалась торпеда, было быстро найдено, но было уже слишком поздно, что-либо предпринимать. Взрывная волна от удара распространилась по всему кораблю. Хотя удар и был существенным, но не до всех пассажиров корабля дошло, что случилось, но несколькими секундами позже раздался мощный взрыв. С этого момента каждый на борту Lusitania понял, в какую ситуацию он попал. Через 18 минут после торпедирования корма поднялась над водой и через несколько секунд Lusitania исчезла с поверхности воды. 1195 пассажиров и экипаж погибли.

Потопление Lusitania вызвало волну негодования. Никогда до этого военные корабли не топили пассажирские без предупреждений. Среди жертв катастрофы было 123 американца. Гибель Lusitania послужила причиной для США вплотную приблизиться к Британии навязывать западную пропаганду.

Ответ Германии не заставил себя ждать. Luzitania была идентифицирована как военный корабль, перевозивший вооружение и взрывчатку. По мнению Германии взрыв Luzitania был вызван детонацией взрывчатки которую она перевозила. В результате Luzitania являлась для Германской армии военной целью. Это было только начало неограниченной подводной войны.

За прошедшие 80 лет было организовано много экспедиций для обследования корабля. Однако из-за несовершенства технологий прошлых лет не хватало вещественных доказательств для проверки, поэтому все версии остались под вопросом.

Впервые с экспедицией в 1990х годах прибыл Robert D. Ballard, который обследовал Титаник. До этого времени многие исследователи допускали, что Lusitania действительно перевозила контрабанду на борту и Schweiger действительно по счастливой случайности попал в запасы взрывчатки. Ballard воспользовался всеми техническими возможностями во время экспедиции 90 х. С тем же снаряжением, что он обследовал Титаник, он опустился на дно для осмотра Lusitania, которая лежала на дне океана всего в 6 милях от берега на глубине 93 метра.

Версия Ballard.

На протяжении двух недель он изучал записи с управляемых роботов и подводных аппаратов для фиксирования состояния судна. В конце он представил свою удивительную версию. В этой версии решающую роль сыграл центральный трюм. Если бы здесь взорвалось вооружение или амуниция в этом месте были бы значительные разрушения. Следы от такого взрыва были бы очевидны и легко документируемы. Во время этой экспедиции Ballard не нашел доказательств такого взрыва. Из этого он сделал вывод, что никакой взрывчатки или вооружения там не находилось. Исходя из этой версии угольная пыль в передних пустых бункерах послужила причиной взрыва. Эта версия была быстро подтверждена и быстро принята Британскими военными историками. Если дать критическую оценку обследованию остается вопрос: «До конца ли понятны обстоятельства гибели Lusitania?».

Экспедиция Gregg Bemis рисует другую картину

С 90-х годов “Loyal Watcher” британское дайверское экспедиционное судно курсировало над местом, где более 80 лет назад погибла Lusitania.В этот раз на борту группа Британских и Германских дайверов под руководством Allan Clegg, пилота Королевских военно-воздушных сил и превосходного дайвера. Среди дайверов Lusitania славится сложнейшим для погружений рэком и погружения на него привилегия профессионалов. Плохая видимость, сильные течения, огромная глубина покоряется только очень хорошо подготовленным дайверам. Gregg Bemis тоже на борту. Он работал с Lusitania в течение десятилетий, и с 1970 американцы официальные владельцы рэка, несмотря на долгие юридические сражения и Ирландским правительством.

Дайверы хотят обследовать рэк на протяжении нескольких дней. Они в сопровождении двух Ирландских представителей власти, которые осуществляют контроль над действиями дайверов.

Погода отличная. Четыре команды по два дайвера обследуют рэк. Донного времени всего 20 минут, декомпрессия составляет до 2,5 часов. Первые же несколько дайвов приносят новые сюрпризы. «Я погружался на многие рэки» говорит Clegg. “ Но Lusitania в очень плохом состоянии. Почти вся верхняя часть разорвана и повсюду большие отверстия.»

Bemis говроит, что он знает почему: «Флот использовал рэк в 1930 и 1950 годах как полигон для упражнений в стрельбе.»

Упражнения в стрельбе?- Могила более чем тысячи человек?

Хотели ли они уничтожить доказательства? У Bemis есть что сказать: “ Британская армия совершала погружения с целью подъема чего-то c Lusitania. Они не признались в этом открыто, но есть много доказательств тому. Рядом с судном ужасный беспорядок. Корабль очень сильно опутан сетями, что очень затрудняет работу дайверов. Через несколько дней одна мысль посетила Clegg: “ Самые интересные части центрального трюма похоронены в толще морского дна. По-моему было невозможно для роботов или субмарин проникнуть в эти части корабля”.

Теория Ballard пошатнулась, если не опровергнута полностью.

Bemis « У него не было возможности адекватно оценить трюм, конечно возможно что снаряжение стало причиной второго взрыва. Конечно его теория угольной пыли очень неубедительна.”

У Bemis большие планы на будущее: “ Если мы хотим выяснить реальные причины катастрофы мы должны проделать дыру в трюм и высосать все донные отложения. Только после этого мы сможем пробраться в то место, куда ударила торпеда, после этого возможно будет установить причины второго взрыва.” Ирландское правительство на данный момент отказало Американским дайверам в подобных действиях. “ Я буду биться за это и я уверен, что скоро получу это разрешение».

Экспедиция нашла огромные обломки гильз 303 калибра внутри рэка Lusitania. Судя по амуниции которая была найдена, она безусловно предназначалась для нужд армии. Для Greg Bemis причины второго взрыва очевидны:” После того как мы это нашли Британия не может больше скрывать что на борту было вооружение. Отсюда вопрос что еще было на борту? Меня не покидает ощущение, что на борту было еще много всевозможных взрывчатых материалов топливо, порох которые могли спровоцировать взрыв. Вот что потопило корабль.”

Перевод: Ирины Якобсон

СССР-Атлетико(М). 1981год, август... Приятно было вновь видеть вместе в составе сб.СССР и Л.Буряка, и Д.Кипиани... Но, к большому сожалению, ни тому, ни другому сыграть на ЧМ-82 в Испании так и не придётся... Марадона на ЧМ-82? Звёздная Аргентина-82г Л.Миннотти окажется ему не под силу.- Его стихией будет весьма усреднённая аргентинская сборная 1986года, которая, условно говоря, напоминала собой Муровейник, работающий на Одного главного Муравья...

1980. Шинник-Металлист 1:1. Металлист(в тёмном), крайний слева- вездесущий и неудержимый полузащитник Металлиста Л.ТКАЧЕНКО; крайний справа- легендарный Диспетчер С.МАЛЬКО. 3 место МЕТАЛЛИСТА в Сезоне-1980 могло быть наверно и выше, учитывая что Металлист разгромил тогда Чемпиона 1 лиги СССР-Таврию 4:0!.. Но а в этом матче в Ярославле, лишь сомнительный домашний пенальти, назначенный в ворота Металлиста на последних минутах встречи, спас Шинник от неминуемого домашнего поражения...

ЧЕ-1988. СССР-Англия 3:1. Только что хронический запасной Спартака- Вик.Пасулько забивает очередной мяч в ворота англичан, причём даже по этому фото видно, что английск.защитники не очень-то стремились ему препятствовать... Пикантность ситуации заключалась в том, что отбери англичане в этом матче очки у нашей сборной,- то вместо нас, из группы тогда вполне могли выйти их Злейшие «друзья»- ирландцы... чего англичане, думается, даже на подсознательном уровне, «хотели» тогда меньше всего...

ЧМ-1982. Сборная СССР перед матчем против Шотландии. Ничья 2:2 с очень мощной тогда по-составу шотландской сборной(состоявшей сплошь и рядом из игроков сильнейших британских клубов, доминирующих тогда в Европе!)- стала тогда для советской сборной равносильна Победе, и оставив за бортом, очень колоритного, а в чём-то и Звёздного по составу соперника, она вывела нашу сборную во 2 этап Чемпионата Мира!.. Слева-напр: В.Бессонов- А.Демьяненко- Р.Шенгелия- А.Баль- С.Боровский- Т.Сулаквелидзе- Ю.ГАВРИЛОВ- О.БЛОХИН- С.Балтача- Р.ДАСАЕВ- А.ЧИВАДЗЕ.

Последние годы, в качестве футболиста, Валерий Лобановский провел в донецком Шахтере. Он пришел в этот клуб со своим партнером по предыдущим командам Олегом Базилевичем в 1967 году.

Биография Валерия Лобановского

Будущий выдающийся футболист и тренер Валерий Лобановский, родился 6 января 1939 года в Киеве. Отец работал на мельзаводе, а мать была домохозяйкой. Родной дядя Лобановского по материнской линии - украинский писатель Александр Бойченко. Киевскую школу №39, Лобановский закончил с серебряной медалью и поступил в Киевский политехнический институт, в котором пытался учиться с постоянными перерывами до 1964 года. В конце концов, был отчислен и высшее образование получил позже в Одесском политехническом институте.

Валерий Лобановский является воспитанником футбольной школы №1, выпуска 1952 года и Киевской футбольной школы молодежи. В 1955 году киевское «Динамо» набирало в команду коренных киевлян, где Валерий Лобановский играл за дублеров и уже 29 мая 1959 года дебютировал в чемпионате Советского Союза, в матче с ЦСК МО. Нестандартное мышление Валерия на футбольном поле, умение применять дриблинг,частые и стремительные проходы по левому краю поля, завершающиеся точной передачей мяча товарищу по команде, привели футболиста Лобановского к основному составу киевского «Динамо».

Завершающая карьера в «Шахтере»

В то время донецкий клуб испытывал серьезные проблемы с составом. По большей части состав команды составляли довольно неопытные футболисты, которые нуждались в харизматичном и сильном товарище. Руководство клуба решило, что никто лучше Валерия Лобановского на эту роль не подойдет.
Вместе с Базилевичем, будущий великий тренер сборной СССР и Динамо начал вести Шахтер к победам. Нет, громких побед после их прихода не последовало, но, все же, команда поднялась в верхние строчки турнирной таблицы, и начала хорошо себя показывать против многих грандов того времени, включая Динамо Киев, Спартак и другие клубы.

Проявления лидерских качеств

Все эти победы стали возможны благодаря таланту Лобановского. Он показывал на тренировках свой легендарный удар с углового »Сухой лист», который был основан на эффекте Магнуса и личных математических подсчетах именитого футболиста. Многие игроки Шахтера учились подыгрывать ему в этих ударах, хотя лучше Олега Базилевича принимать и направлять в нужное место мяч от Лобановского никто не мог.

Во время официальных игр Валерий Лобановский показывал себя как настоящий лидер на футбольном поле. Прямо в разгар матча он мог раздать команды футболистам, поменять тактику. Он всегда шел впереди всех. Позже про мэтра Лобановского в составе Шахтера будет вспоминать Олег Базилевич в интервью газете »Сегодня». Спустя десятки лет, он не забыл, как Валерий Лобановский гонял всю команду прямо во время игры. Ему самому приходилось трудно с ним играть, так как порой нужно было выкладываться выше своих сил.

Уход из «Шахтера» и становление великого тренера

За всеми удачами Лобановского со стороны наблюдал тренер команды – Ошенков. Он видел в нем крепкого и перспективного человека, который на месте капитана команды справлялся с тренерскими задачами лучше, чем он сам. Видя в нем конкурента на место тренера Шахтера, Ошенков начал постоянно с ним спорить, пытаться всячески давить. Долго так продолжаться не могло и уже в середине 1968 года Валерий Лобановский покинул команду. За ним последовал и Олег Базилевич.

К слову, Ошенков в «Шахтере» долго не продержался. Уже в следующем году его заменили Войновым. А Лобановский закончил свою карьеру футболиста, твердо решив стать лучшим тренером в СССР. Позже в честь него появится улица Лобановского в Запорожье, все с улыбкой будут вспоминать Динамо Киев и Лобановского, а также ходить на стадион, названный в его честь. Но все это случится через десятилетия.

Личная жизнь Валерия Лобановского

То, что о личной жизни Валерия Лобановского, практически, нет никакой информации, уже говорит о личности великого тренера, как о, весьма, скромном человеке. Всю жизнь и спортивную карьеру Лобановского, рядом была преданная и любящая жена — Аделаида Панкратьевна. Имея юридическое образование, она четыре десятилетия обеспечивала Валерию Васильевичу Лобановскому крепкий «домашний» тыл. Вместе с мужем они переживали все сложности и привратности судьбы, вырастили дочь Светлану, которая закончила филологический факультет Киевского университета по специальности «преподаватель русского языка для иностранцев» и дождались внуков: Богдана и Ксению.

Смерть Лобановского

7 мая 2002 года на матче в городе Запорожье у Валерия Лобановского произошел тяжелый инсульт. Его доставили в больницу, обследовали, диагностировали и начали консервативное лечение. В ночь 11 мая произошел повторный инсульт и Лобановского прооперировал доктор медицинских наук, один из ведущих специалистов Украины, в области сосудистой нейрохирургии -Леонид Яковенко. Но 13 мая 2002 года Лобановский скончался.

15 мая 2002 года Валерию Лобановскому посмертно присвоено звание Героя Украины -это высшая награда страны.

Смерть Лобановского потрясла не только болельщиков «Динамо». На похороны приехали болельщики многих клубов, в том числе и главного соперника - «Спартака» из Москвы. Великого тренера похоронили в Киеве на Байковом кладбище со всеми почестями. Проститься с легендой пришли около 150 тысяч человек.

15 мая 2002 года финал Лиги чемпионов начался с минуты молчания в память о великом игроке и тренере.

С Лобановским ушла целая эпоха футбола. Этот человек был во всем особенным — и на поле, и когда ребят тренировал, и в жизни.

Достижения

Командные

В качестве игрока

Динамо (Киев)

  • Чемпион СССР: 1961
  • Обладатель Кубка СССР: 1964

В качестве тренера

Днепр

  • Победитель Первой лиги СССР (1 ): 1971

Динамо (Киев)

  • Чемпион СССР (8 ): 1974, 1975, 1977, 1980, 1981, 1985, 1986, 1990
  • Обладатель Кубка СССР (6 ): 1974, 1978, 1982, 1985, 1987, 1990
  • Обладатель Суперкубка СССР (3 ) : 1981, 1986, 1987
  • Чемпион Украины (5 ): 1997, 1998, 1999, 2000, 2001
  • Обладатель Кубка Украины (3 ): 1998, 1999, 2000
  • Обладатель Кубка обладателей кубков (2 ): 1975, 1986
  • Обладатель Суперкубка Европы (1 ): 1975
  • Обладатель Кубка чемпионов Содружества (3 ): 1997, 1998, 2002

Сборная СССР

  • Бронзовый призёр олимпийских игр 1976
  • Вице-чемпион Европы 1988 года
  • Участник чемпионата мира: 1982, 1986 и 1990

Личные

  • В спискaх «33 лучших футболистов СССР» (2 ): 1960 - № 2, 1962 - № 2
  • В списках лучших футболистов УССР (7 ): 1959 - № 1, 1960 - № 1, 1961 - № 1, 1962 - № 1, 1963 - № 1, 1965 - № 2, 1966 - № 3
  • Мастер спорта СССР - 1960
  • Второй тренер мира - 1986 (версия World Soccer)
  • Лучший тренер всех времен - 7 место (World Soccer),(Football Pantheon)
  • Лучший тренер всех времен - 8 место (ESPN FC)
  • Спортивный тренер года - 1975
  • Заслуженный тренер СССР - 1975
  • Тренер года в Европе 1999 - 5 место (El País)
  • Клубный тренер года (версия IFFHS):
    • 1997 - 4 место
    • 1998 - 6 место
    • 1999 - 9 место

Статистика Валерия Лобановского

Клуб Страна Сезон Чемпионат Кубок Еврокубки ИТОГО
И Г И Г И Г И Г
Динамо (Киев) СССР 1959 10 4 10 4
1960 30 13 30 13
1961 28 10 2 0 30 10
1962 30 8 1 0 31 8
1963 38 8 2 0 40 8
1964 9 0 9 0
145 43 5 0 150 43
Черноморец (Одесса) СССР 1965 28 10 28 10
1966 31 5 4 5 35 10
59 15 4 5 63 20
Шахтер (Донецк) СССР 1967 32 9 2 1 34 10
1968 18 5 1 1 19 6
50 14 3 2 53 16
Всего за карьеру 253 72 10 7 263 79


  • Разделы сайта